Издеваются над маленькими детьми. Издевательство над ребёнком - это преступление! В какой форме может выражаться издевательство над ребенком

К сожалению, для некоторых детей семья и родной дом не являются убежищем, а становятся местом, где вместо теплых отношений они встречают насилие и издевательство. О нем чаще всего молчат, принимая за воспитательные меры. Однако законом установлена грань, за которую нельзя переступать кому бы то ни было по отношению к несовершеннолетним. За издевательство над ребенком УК РФ предусматривает уголовную ответственность.

В какой форме может выражаться издевательство над ребенком?

Форма насилия над ребенком может быть:

  • физической;
  • психологической;
  • сексуальной.

Сексуальное насилие рассматривает ст.132. За издевательство над ребенком статьи УК предусматривают наказание в зависимости от обстоятельств дела. Если в случае побоев, нанесения телесных повреждений доказать издевательство можно, пройдя медицинское заключение, то при психологическом насилии сделать это достаточно трудно. Для доказательства морального издевательства над ребенком требуется заключение эксперта-психолога. Моральная тирания наблюдается не только в семье, но и в учебных заведениях. Часто ребенок даже не подозревает, что действия по отношению к нему не являются нормой, а оцениваются законом как преступление.

Меры наказания за издевательство над ребенком

К издевательствам родителей над детьми, кроме побоев, психологического прессинга, относится неисполнение ими своих обязанностей. Наказание за ненадлежащее исполнение, неисполнение обязанностей по отношению к несовершеннолетнему несут и другие лица, на которых возложено воспитание: учителя, соцработники, медработники, органы контроля. В случае если к неисполнению обязанностей присоединяется жестокое обращение с ребенком, за такое деяние по закону:

  • накладывается штраф – 100000 рублей или равный зарплате виновного за год;
  • вменяются обязательные работы – 440 часов;
  • исправительные – на два года;
  • принудительные – до пяти лет;
  • лишение свободы до трех лет и права занимать определенные должности 3, 5 лет.

Если по отношению к ребенку применяются физические методы «воспитания», то такие действия относят к соответствующим статьям «Побои» и «Умышленное причинение вреда здоровью», беря во внимания возраст пострадавшего, что является отягощающим обстоятельством при рассмотрении дела.

Наши юристы подскажут оптимальный алгоритм ваших действий в случаях, если надо доказать, что по отношению к ребенку применены действия, расценить которые можно как издевательство.

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Главные причины такого обращения имеют социальный характер.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях. Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в сумме до 100 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного лица за период до одного года.

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

Травлей в школе ребёнка сегодня не удивишь . В последнее время это явление стало особо жестоким и изощрённым. Учащиеся класса никогда не остаются равнодушными к происходящему: у всех своя позиция.

Ученический коллектив обычно делится на тех, кто издевается, на тех, над кем издеваются, и на тех, кто стоит в стороне и держит нейтралитет, потому что боится примкнуть к первому или второму лагерю. По данным статистики каждый шестой ребёнок в современной школе испытывает жестокое обращение к себе . Это официальные данные. А в жизни таких детей в разы больше.

Всё начинается с шуток, которые со временем приобретают подобный стиль общения, а иногда переходят в оскорбления, для которых характерны системность (а системность это уже истязания! Подробнее ) и желание затронуть чувства, обидеть, довести до истерики.

Формы выражения подобной агрессии могут быть разными, но всегда видно: неуверенный в себе ребёнок является жертвой более уверенного. Издевательства можно классифицировать следующим образом:

  • словесные;
  • физические;
  • психологические.

Издевательство над ребёнком уголовно наказуемо только в том случае, если деянием подростков нанесён вред здоровью или к лишению жизни.

Как правило они редко встречаются в чистом виде. На практике всегда это смешение их. Ясно, что физическое издевательство возможно только при личном общении, а вот словесное и психологическое встречается сегодня и дистанцированно, при использовании телефона, интернета, оставление неприличных записей на стенах домов, на асфальте.

Что можно предпринять для защиты ребенка?

К сожалению, бывают в практике случаи, когда оскорбления в адрес ученика звучат со стороны учителя: за внешний вид, за плохую успеваемость, за непутёвых родителей.

В этом случае надо поступать так:

  • встретиться с учителем и лично поговорить;
  • подать жалобу директору;
  • обратиться с заявлением в Комиссию по урегулированию конфликтов;
  • написать обращение в суд, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием.

По установлении фактов издевательского отношения к вашему ребёнку вы имеете право потребовать:

  1. привлечения к дисциплинарной ответственности (разбирательства в рамках школы);
  2. привлечения к административной ответственности (или даже уголовной). Согласно ст.5.61. КоАП за оскорбление следуют штрафные санкции на граждан – в пределах от 1 000 до 3 000 рублей; должностные лица подвергаются штрафу от десяти тысяч до тридцати тысяч;
  3. компенсации морального вреда в случае обращения в суд (ст.151 ГК РФ) при доказательстве такового: депрессии, обращение к психологу.

Статья 151. Компенсация морального вреда

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Нанесение физического вреда

Более опасным видом издевательства по отношению к ребёнку является физическое издевательство. Оно всегда связано с нанесением побоев. Если о словесном оскорблении можно не знать, то результаты физического воздействия выражены открыто в виде синяков, кровоподтёков, переломов.


Нанесение вреда здоровью влечёт за собой уголовную ответственность , которая наступает с 16 лет. Но есть ряд статей УК, согласно которым подростку самому придётся понести наказание уже с 14 лет. К ним относится:

  • умышленное причинение (ст. 112).

Физические воздействия способны привести к вышеуказанным последствиям, и подростку придётся за них отвечать.

До достижения четырнадцатилетнего возраста за действия своих детей несут ответственность родители.

Обращение в суд

Обращение в суд является последней мерой по защите вашего ребёнка от травли . Только до подачи заявления необходимо пройти досудебное урегулирование конфликта.

При отсутствии досудебного разбирательства вам могут вернуть исковое заявление.

Нет однозначных указаний, в каких случаях следует обращаться в суд. Всё зависит от степени тяжести оскорблений по отношению к ребёнку. Это могут быть и словесные оскорбления, и физические издевательства.

Алгоритм действий

  1. Выяснить подсудность вашего дела . Дела подобного рода являются подсудностью мировых судей.
  2. Составление заявления в свободной форме (практикуется электронные формы) с указанием паспортных данных заявителя, его адреса. В текстовой части – изложение сути.
  3. Сбор доказательств . Доказательная база должна быть очень убедительной. Это могут быть фотоснимки, видеосъёмка, аудиозапись, показания очевидцев, скриншот аккаунта (заверенная нотариусом).
  4. Квитанция об уплате госпошлины .

Каждый родитель при необходимости будет защищать своего ребёнка. И от издевательств тоже. Столкнувшись с подобной ситуацией, нужно изучить законодательную основу, чтобы грамотно вести диалог. Стучитесь во все двери! При необходимости обращайтесь в судебные органы. Берегите своего ребёнка от издевательств в школе. Здесь закладывается залог счастливой жизни каждого.

Если вы подозреваете или есть подтверждение, что ваш ребенок подвергается насилию или травле - посетите школу. Не откладывайте это. Цель: выяснить знают ли учителя, что в школе, классе происходит настоящая травля детей.

Если знают, что предпринимают для защиты детей? Помните: учителя в состоянии контролировать и принимать меры по предотвращению дальнейшего насилия. Тесное сотрудничество родителей, учителей и детей может снизить вероятность издевательств над детьми в школе. Успешное сотрудничество родителей и учителей - это защита для детей.

Европейский суд по правам человека разбирает жалобу несовершеннолетнего жителя Санкт-Петербурга, с которым жестоко обращались в детском саду. Воспитатели связывали руки, запирали в тёмном туалете и говорили, что его съедят крысы. В результате ребёнок получил неврологическое расстройство и вот уже несколько лет находится на лечении. Следственные органы России отказались заниматься делом, сославшись на недостаток доказательств. ЕСПЧ начал расследование издевательств спустя девять лет. Теперь, когда прошло уже так много времени, воспитатели могут остаться безнаказанными, а мучения в детских садах будут продолжаться.

«Говорили, что съедят крысы»

Эта история началась почти десять лет назад, весной 2005 года. Тогда родители мальчика, посещавшего детский сад № 42 в Петербурге, заметили, что их сын стал нервным и у него пропало желание ходить в садик. Каждый раз сборы в детский сад стали сопровождаться плачем и криками. Сначала родители никак не могли понять, в чём причина необычного поведения ребёнка. Ситуация прояснилась осенью. Однажды мама мальчика, забирая его из сада, заметила, что у ребёнка на виске большой синяк, а глаза нервно дергаются.

Воспитательница объяснила это тем, что у детей в саду была обнаружена глазная инфекция и им закапали специальные капли. Тогда родители поняли: здесь что-то не так. Через несколько дней у ребёнка начался подёргиваться рот. Мальчика отвели к невропатологу в поликлинику. Врач поставил диагноз «гиперкинез» — заболевание нервной системы, приводящее мышцы в расстройство.

Мать мальчика сразу же перевела ребёнка в другой детский сад и написала жалобу в отдел службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Женщине пришёл ответ, что заведующая детским садом, воспитательницы и медсестра привлечены к дисциплинарной ответственности. Другими словами, с них взыскали небольшой штраф. Когда мальчик начал ходить в другой детский сад, он рассказал обо всём, что с ним делали воспитатели. По словам ребёнка, его клали на раскладушку в туалете, выключали свет и говорили мальчику, что его съедят крысы. Ребёнка заставляли стоять босиком с поднятыми вверх руками по несколько часов, били по спине, заклеивали скотчем рот и руки.

Девять лет бездействия

Чуть позже стало известно, что таким же пыткам подвергали и некоторых других детей. Ребята молчали, потому что их запугивали, и только после перевода в другой сад дети решались рассказать родителям правду. По данным Департамента образования, зимой 2005 года заведующая детским садом была уволена. Мама мальчика обратилась в прокуратуру с целью начать судебное разбирательство, чтобы все виновные были наказаны. Однако следователи не возбуждали дело, ссылаясь на недостаточное количество доказательств. Дело возбудили лишь три года спустя, в 2009 году, но очень быстро дело было прекращено. Родители ребёнка ещё несколько лет пытались добиться правосудия в России, но все их попытки были тщетными.

В 2014 году делом занялся Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ принял решение засекретить данные заявителя и ответчиков в интересах следствия и из соображений неприкосновенности личной жизни. В суде интересы ребёнка представляет руководитель отдела международно-правовой защиты МРОО «Комитет против пыток» Ольга Садовская. «Наши следственные органы просто не хотели делать свою работу, — уверена Ольга. — В этой истории много свидетелей, отлично прослеживается причинно-следственная связь. Всё дело в равнодушии к детям».

С 2005 года прошло много лет. Мальчик уже ходит в школу. Несмотря на то, что ребёнок до сих пор лечится у невропатолога, доказать вину воспитателей будет сложно: десять лет — немаленький срок, и свидетели за это время уже забыли многие обстоятельства. «Если бы сотрудников детского сада судили сразу же, им грозило бы до пяти лет лишения свободы, — говорит Ольга Садовская. — Теперь же они отделаются только штрафом, или им вообще ничего не будет».

«Проблема не решается»

История этого мальчика — единственная, дошедшая до Европейского суда. В нашей стране практически не бывает судебных разбирательств из-за насилия над дошкольниками в детских садах. Причина не в том, что это крайне редкий случай, а в том, что родители сами не хотят защищать интересы своего ребёнка. «Насилию в детских садах подвергаются сотни детей, — рассказывает психолог Елена Любимова . — Это становится ясно на приёме у специалиста. В садах детей запугивают, и большинство родителей так никогда и не узнаёт о жестоком обращении с их детьми. Если же всё-таки это становится явным, подавляющее большинство родителей просто переводят ребёнка в другой детский сад. Проблема этим не решается. Родители считают, что судебные разбирательства ни к чему не приведут и только потратят их нервы. Таким образом, на сегодняшний день проблема никак не решается и крайне остро стоит в нашей стране».

Именно с такой проблемой — отсутствием поддержки со стороны других родителей — столкнулась в 2011 году Елена Смитюх , мама трёхлетнего Никиты . Тогда Елене пришлось бороться за права своего ребёнка в одиночку. Женщина начала переживать за сына, когда в детском садике в Купчино, куда ходил Никита, сменилась воспитательница, и мальчик стал отказываться посещать садик. Елена пообщалась с мамами других детей из группы. «Мамы девочек сказали, что их дочери, укладывая кукол спать, кричат на них и бьют, — вспоминает Елена. — Мой ребёнок был перевозбуждён после садика. Тогда мы обратились к психологу, но его советы не дали результатов».

Соседка семьи Смитюх в то время работала поваром в этом детском саду. Она поделилась с Еленой мнением о том, что новая воспитательница — неадекватная женщина. Елена решила проверить это самостоятельно. Она зашила в мягкую игрушку Никиты диктофон, и ребёнок отправился в садик. Когда через некоторое время родители Никиты вспомнили про диктофон и решили прослушать аудиозапись, они пришли в ужас. Детские крики, плач и шлепки, отчётливо слышные на записи, отошли на второй план. Когда у детей по расписанию были активные игры, воспитательница посадила всех на стулья, дала по груше, а сама в это время примеряла платья, которые ей принесли.

Уволены по собственному желанию

Дальше — больше. Елена и её супруг выяснили, что воспитатели прямо при детях пили вино. Детей уложили спать, а сами сели отдыхать поблизости: голоса воспитателя и нянечки слышны с диктофона в игрушке Никиты. Судя по всему, коллеги сидят втроём — две воспитательницы и нянечка. «Куда она мне столько налила?» — звучит голос в диктофоне. «Спирт?» — спрашивает одна из женщин. «Да клюква», — отвечает другая. Слышится звон чашек. «Надо будет и мне принести красного с получки». Женщины выпивают. «Тут водка и спирт перемешаны, — выдыхает первая. — Охренеть. Я чуть не сгорела».

В столовой воспитательница подгоняла детей: «Жрите быстрей». А на репетиции сценки пригрозила одному из ребят: «Сейчас врежу тебе!». Разумеется, после услышанного родители перевели Никиту в другой детский сад. Елена решила не бросать эту проблему, чтобы в дальнейшем жертвами насилия в детском саду не стали другие дети. Женщина обратилась в прокуратуру. Потом Елена скопировала диктофонную запись на диски и раздала их родителям детей из группы Никиты. Все остальные родители тоже ужаснулись, когда услышали страшную запись, но ограничились тем, что отправили детей на время к бабушкам или перевели в другие сады. Жалобу в прокуратуру никто подавать не захотел.

«Почему люди не хотят защищать собственных детей? — удивляется Елена Смитюх. — Мне этого никогда не понять». Дело против воспитательницы так и не было возбуждено. «Заместитель прокурора сказала мне, что на записи невозможно идентифицировать голоса, — рассказывает Елена. — Мне дали понять, что я вообще не имела права делать эту запись. Это незаконно. Для возбуждения уголовного дела такую проверку должна проводить сама прокуратура. Само собой, весь персонал детского садика об этой проверке будет извещён. У нас в стране нельзя самому защищать своих детей, а те, кто должен защищать, не хотят этого делать».

Позже Елена узнала, что из бывшего детского сада Никиты уволили нянечку и воспитательницу. Уволили не по статье, а «по собственному желанию». Они спокойно могут устраиваться в новые детские сады и снова издеваться над детьми. В настоящее время от насилия в детских садах в России не застрахован ни один ребёнок.

Юрист Татьяна Яковенко объясняет, что можно сделать, если ребёнок сталкивается с насилием в детском саду. По её словам, аудиозапись — доказательством не является, что и доказал случай Елены Смитюх. Самые весомые доказательства — показания свидетелей и снятие побоев. С первым очень сложно — коллеги человека, превышающего полномочия, вряд ли будут свидетельствовать против него, а к детским показаниям могут не прислушаться. Зато в случае фиксации побоев правоохранительные органы обязаны среагировать. Если человек уволился по собственному желанию, помешать ему снова устраивать в детский сад будет сложно. Но можно попробовать — для этого надо поставить в известность об инциденте городской департамент образования.

Следствие, воспитательница с февраля по май 2018 года жестоко обращалась со своими маленькими подопечными. На записях с камер видеонаблюдения кадры, от которых хочется плакать.

Мальчик, видимо, не хотел спать во время тихого часа. На записи видно, как воспитательница грубо вытаскивает его из кровати и выталкивает в другую комнату. Ребёнок, не удержавшись на ногах, кубарем летит на пол.

Следующая запись: женщина в наказание заталкивает испуганного воспитанника в тёмную комнату и закрывает за ним дверь.

Третье видео: воспитательница шлёпает спокойно стоящего ребёнка по попе и хватает его за ухо.

Четвёртое: на занятии педагог грубо дёргает за руку воспитанника и, как тряпичную куклу, рывком усаживает его рядом с собой на стул.

Для одного из мальчиков такое воспитание обернулось психологической травмой: он стал бояться темноты. Родители попросили записи с камеры и, увидев всё это, немедленно обратились в полицию. Сейчас по факту насилия над детьми возбуждено уголовное дело.

Психологи и психиатры рассказали Лайфу, как понять, что в саду происходит что-то страшное, и вовремя принять меры.

Изменение поведения

По словам детского психиатра Анны Портновой, если поведение ребёнка изменилось в худшую сторону, это может говорить о том, что он большую часть своего времени находится в эмоциональном напряжении.

Тревожными сигналами для семьи должны быть слёзы и отказ ребёнка ходить в садик. Ещё одним знаком может стать внезапно проснувшаяся злость малыша к своим родителям, братьям и сёстрам.

Физическая агрессия становится для маленького человека допустимой нормой поведения, потому что он эту агрессию видит со стороны воспитателя, - объясняет Портнова. - Ребёнок начинает обижать сверстников, отыгрываясь за собственные унижения в детском саду.

Поговорить с воспитателем

По мнению детского психотерапевта Айны Громовой, если поведение малыша стало отличаться от "досадовского", то стоит обязательно пообщаться с воспитателем и задать ему все волнующие вопросы.

В моей практике был случай. Трёхлетняя малышка с удовольствием ходила в частный садик, пока там не сменилась воспитательница. Девочка стала отказываться от посещения, потом призналась, что не хочет именно к этой женщине, - говорит Громова. - Её мама подошла к педагогу и вежливо рассказала о реакции своей дочери. В ответ та разразилась гневными возмущениями по поводу того, что родители сомневаются в её профессионализме.

По словам детского психотерапевта, если на вопросы родителей воспитатель отвечает агрессией, значит, он тем более не будет сдерживать себя в общении с беспомощными детьми.

Родители не должны просто отвести ребёнка в садик и считать, что всё хорошо, слепо полагаясь на профессионализм сотрудников, - говорит Громова. - Нужно разговаривать с теми людьми, которые по долгу работы весь день проводят с вашим ребёнком, а также общаться с другими родителями.

"Как дела, малыш?"

По словам Анны Портновой, на приёме у психолога часто выясняется, что ребёнка обижают в садике. При этом родители с удивлением узнают об этом.

Специалист пояснила, что малыши боятся рассказывать о наказаниях воспитателя в своей семье. Дети не могут критически оценивать поведение взрослого, для них он авторитет.

Ребёнок думает, что плохо себя вёл и поэтому его наказали, - объясняет Портнова. - Что же он будет о своём плохом поведении рассказывать маме.

Специалист поделилась случаем из своей практики. Обеспокоенные родители привели на приём пятилетнего сына. По их словам, мальчик стал капризным, вредным, начал часто задирать своего младшего брата.

Я стала расспрашивать ребёнка, как у него дела в садике, с кем он дружит, какая у него воспитательница, нравится она ему или нет, почему, - говорит психиатр. - Потом я спросила, наказывает ли она других детей, каким образом. Так, выяснилось, что воспитательница берёт детей за ухо или шлёпает по попе. Потом мальчик признался, что с ним тоже случалось такое. Для родителей эта новость была настоящим откровением.

По словам Портновой, многим мамам и папам даже не приходит в голову поговорить с детьми о том, что происходит в детском саду. Часто родители забирают ребёнка домой, будучи уставшими после рабочего дня, и для них важно, чтобы к ним никто не приставал.

Специалист рекомендует родителям обязательно расспрашивать ребёнка о его делах и заботах. Стоит избегать прямых вопросов, особенно таких: "Били ли тебя в садике?" Спрашивать нужно так, чтобы ребёнок начал просто рассказывать о своей жизни, начиная не с самых тревожных моментов. Лучше спросить, что он ел сегодня, кто себя плохо вёл в группе, какие смешные моменты были в садике, а какие страшные.

В трёхлетнем возрасте дети рассказывают о том, что видят. Они охотно начинают разговаривать о садике, делиться впечатлениями, но часто родители говорят: "Давай потом поговорим, я устал", - объясняет детский психиатр. - И потом удивляются, почему в подростковом возрасте ребёнок замкнут и ничего не рассказывает. А лишь потому, что он просто не привык это делать.

Впрочем, воспитатели могут запретить детям говорить о том, что происходит в саду, запугав чем-нибудь.

Поиграть в садик

Можно поиграть с ребёнком в детский сад. Допустим, мягкие игрушки будут детьми, а кукла - воспитательницей. По словам детского психолога Светланы Клюваевой, в моменты спонтанной игры ребёнок чувствует себя естественно и выдаёт всё, что слышит и знает. Если кукла всё время говорит динозаврику: "Ты наказан, иди в тёмный угол", - это тревожный знак. Тем более если кукла начинает драться.

Светлана Клюваева советует также обращать внимание на то, как малыш играет сам с собой (он может повторять слова, услышанные в саду), и на то, как он рисует.

Один из самых известных приёмов детских психологов - попросить малыша нарисовать какое-нибудь несуществующее животное. Если зверь получится в итоге с рогами, шипами, зубами, значит, ему (и автору рисунка) всё время приходится защищаться от жестокого мира. Если же это счастливое существо, то и у ребёнка, скорее всего, хорошее эмоциональное состояние. Также стоит обратить внимание на цвета, которые выбирает юный художник, - мрачные они или светлые.

Поможет специалист

По мнению Айны Громовой, детский садик необходим маленькому человеку. Там он учится общаться вне семьи, социализируется, заводит друзей. Если что-то пошло не так и вы не можете справиться самостоятельно, лучше обратиться к психологу. Детская психика хрупкая, как ёлочная игрушка. И всё, что происходит в саду, может отразиться на характере и жизни пока ещё маленького человека.