История создания олимпийских колец. Олимпийские кольца значение каждого кольца

С появлением олимпийской символики некоторые связывают психолога Карла Юнга, также считающегося в некоторых кругах ее создателем. Юнг хорошо разбирался в китайской философии, ему было известно, что кольцо в древних культурах является символом величия и жизненной энергии. Поэтому он представил идею о пяти переплетенных кольцах – отражении пяти энергий, которые упоминаются в китайской философии: воды, дерева, огня, земли и металла.

Вместе с символикой в 1912 году ученый ввел свой образ олимпийских соревнований – современного пятиборья. Любой олимпиец должен был владеть каждым из его пяти видов.

Первая дисциплина – плаванье - в виде кольца синего цвета изображает также стихию воды и указывает на ритм, который держит дыхание, позволяет двигаться по поверхности воды вперед, к лидерству.

Кольцо зеленого цвета – прыжки – является изображением дерева и символом энергии наездника. Он должен обладать умением управления не только своей энергией, но и энергией лошади.

Следующая дисциплина – фехтование, и его изображает огненная стихия в виде кольца красного цвета. Данная дисциплина символизирует собой чутье. Успех фехтовальщика зависит от умения чувствовать противника и угадывать его движения.

Кольцо желтого цвета земную стихию и представляет такую дисциплину, как бег по пересеченной местности. Она указывает на стойкость и упорство. Бегун по пересеченной местности словно перескакивает через стихии, зная, когда нужно замедлиться, а когда увеличить скорость.

Дисциплину стрельбы и уникальные свойства металла изображает кольцо черного цвета. Здесь необходимы точность, четкость. Успешность выстрела зависит не только от физического напряжения, но и способности холодного мышления, с помощью которого стрелок концентрируется на цели и поражает мишень.

Источники:

  • что символизируют пять колец

Олимпийская символика - это то, что отличает игры таких масштабов от иных мировых соревнований. Зародилась она вместе со всем движением и представляет целый комплекс различных атрибутов. Часть из них базовая и неизменная, другие меняются в зависимости от того, где проходит та или иная Олимпиада.

Олимпийская представлена сразу несколькими атрибутами - эмблемой, флагом, девизом, принципом, клятвой, огнем, медалями, церемонией открытия и талисманом. Каждый из них несет свою функциональную нагрузку и отвечает всем требованиям спортивных соревнований мирового уровня.

Эмблема Игр утверждена с 1913 года и является неизменной. Она знакома каждому - пять цветных колец, между собой. Действует она с тех пор, была разработана с учетом древнегреческой Олимпиады. Пять кругов под собой подразумевают пять континентов, которые участвуют в спортивных соревнованиях. Кроме того, на любой страны обязательно встречается хотя бы один цвет, который представлен на Олимпийских кольцах. Поэтому олимпийского движения выполняет функцию объединяющего фактора.

Не менее важен флаг. Представляет он собой изображение Олимпийских колец на белом полотнище. Его роль достаточно проста - белый цвет мир. А в сочетании с эмблемой превращается в символ мира на время Игр. Впервые он использовался в качестве атрибута соревнований в 1920 году в Бельгии. По правилам Олимпиады флаг обязательно участвует в церемониях как открытия, так и закрытия. После окончания Игр он должен быть передан представителю того города, где через 4 года пройдут следующие соревнования.

Девизом Олимпийских игр служит латинский лозунг: «Citius, Altius, Fortius!». В переводе на русский язык это означает «Быстрее, Выше, Сильнее!». Роль девиза в Олимпиаде заключается в том, чтобы постоянно напоминать всем присутствующим, ради чего все здесь собрались.

Принцип «Главное - не победа, а участие» - это Олимпийское утверждение, которое появилось в 1896 году. Символика принципа в том, чтобы спортсмены в случае своего проигрыша не чувствовали себя пораженными. Цель его в том, чтобы соревнований не впадали в депрессию, а, наоборот, нашли в себе силы и еще лучше подготовились к следующим Играм.

Традиционная клятва используется 1920 года. Это слова о необходимости уважать своих соперников, соблюдать спортивную этику. Клятву дают не только спортсмены, но и судьи, и члены оценивающих комиссий.

Конечно же, нельзя обойти стороной и такой символ Олимпиады, как . Ритуал идет еще из Древней Греции. Огонь зажигают непосредственно в Олимпии, затем переносят его на специальный факел, который, путешествуя через весь мир, прибывает в столицу Олимпийских игр. Нужен огонь как символ, чтобы подчеркнуть, что спортивные соревнования - это попытка самосовершенствоваться, это честная борьба за победу, а также это мир и дружба.

Медали являются не только наградой, но еще и определенным символом Игр. Они служат данью уважения сильным спортсменам и в то же время подчеркивают то, что все люди - братья, т.к. на подиуме встречаются представители различных народностей.

Церемония открытия - это обязательный атрибут Олимпийских игр. Во-первых, она задает настроение на все две недели вперед. Во-вторых, это демонстрация мощи принимающей стороны. В-третьих, именно церемония открытия является объединяющей силой. Связано это с тем, что для нее обязателен парад спортсменов, в котором будущие соперники идут рядом, плечом к плечу.

Изменчивым символом Олимпиады можно назвать Талисман. Ведь для каждого соревнования разрабатывается новый атрибут. Его обязательно утверждают в комиссии МОК, выбирают из нескольких предложенных вариантов. Тот, на котором в результате останавливаются, патентуется и становится символом Олимпийского движения в том или ином году. Талисман должен отвечать нескольким требованиям - отражать дух страны-хозяйки Олимпиады, приносить удачу спортсменам и создавать праздничную атмосферу. Как правило, талисман представлен в виде животного, популярного для страны, где проходят соревнования. В некоторых случаях он может быть выполнен в виде фантастического существа.

Одна из самых узнаваемых символик во всем мире – это пять олимпийских колец, причем ее уникальность заключается в простоте исполнения, именно поэтому многие спортивные фанаты изображают ее на своих лицах и в своих прическах. Расположены кольца в W-образном порядке. Их цвета (слева направо): голубой, чёрный, красный, жёлтый и зелёный. Олимпийская эмблема была впервые представлена в 1920 году на VII летних Олимпийских играх в Антверпене (Бельгия).

Существует несколько теорий о происхождении и трактовке столь популярной эмблемы. Основная версия – это символическое изображение единения 5 континентов, которое придумано в 1913 году бароном Пьером де Кубертеном. До 1951 года было распространено убеждение, что отдельный цвет соответствует отдельному континенту. В частности, Европа - синий, Африка - черный, Америка - красный, Азия - желтый, Австралия – зеленый, однако с середины ХХ века (дабы отойти от расовой дискриминации) отказались от подобного распределения цветов. В пользу теории о единение всех народов говорит также тот факт, что флаг любого государства содержит минимум 1 цвет из эмблемы.

Другая версия гласит о том, что идея 5 разноцветных колец взята у психолога Карла Юнга. Именно он в период увлечения китайской философией соединил символ величия и жизненной энергии (круг) с 5 цветами, отражающими виды энергий (воды, дерева, огня, земли и металла). В 1912 году психолог ввел также свой образ олимпийских соревнований – современного пятиборья. По его мнению, все олимпийцы должен был владеть каждым из 5 видов – плаваньем (водная стихия – синий цвет), фехтованием (огненная – красный), бегом по пересеченной местности (земная – желтый), конным спортом (стихия дерева – зеленый) и стрельбой (стихия металла - черный).

При разработке личной эмблемы для каждых Олимпийских игр всегда используется данная символика 5-ти колец. Благодаря своей универсальности кольца отлично сочетаются с другими компонентами изображения. Национальные олимпийские комитеты имеют собственные официальные эмблемы, однако в их изображении также обязательно присутствуют 5 олимпийских колец.

    Обидно, конечно, что Антарктиду ни кто не представляет, так бы на Олимпийском флаге было бы 6 колец и одно из них было бы белым цветом. А так всего лишь 5 колец - синее, жлтое, чрное, зелное и красное. Синее кольцо символизирует Европу, жлтое кольцо - Азию, чрное кольцо - Африку, а красное кольцо - Америку Северную и Южную.

    Существует несколько версий, объясняющих значение цветов Олимпийских колец.

    Первая версия самая распространенная. Она говорит о том, что создатель Олимпийских колец Пьер де Кубертен при помощи разноцветных колец охарактеризовал каждый из пяти частей цвета.

    Синее кольцо обозначает Европу, черное кольцо - Африку, красное - Америку, желтое - Азию, а зеленое кольцо - Австралию.

    Т.е символ в виде пяти переплетенных колец обозначает объединение/союз пяти мировых континентов.

    По второй версии , создателем главного Олимпийского символа является известный швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг. Он решил выразить идею китайской мифологии о пяти стихиях природы (вода,земля,огонь,дерево и металл) в виде колец, символа могущества и величия. А в 1912 году Юнг предложил идею о пятиборье, суть которой заключается в том, что олимпийский спортсмен должен владеть пятью видами спорта - конкуром, фехтованием, стрельбой, бегом и плаванием. Таким образом, черное кольцо символизирует металл и стрельбу, красное кольцо - фехтование и огонь, желтое - земле и бегу, зеленое - дереву и прыжкам.

    По третьей версии , которая дополняет первую, цвета колец являются всеми оттенками, которые содержат государственные флаги всех стран мира. Т.е. участником Олимпийских игр может быть спортсмен из любой страны мира.

    Пять разноцветных колец знакомы нам с Олимпиады. Цвет каждого кольца выбран не просто так, цвета обозначают определенный континент. А все кольца, соединенные друг с другом, - объединение, мир.

    кольцо голубого цвета это Европа,

    Африка представлена черным кольцом,

    Америка - красным,

    желтым - Азия,

    а зеленое кольцо символизирует собой Австралию.

    Наглядно вот так

    Уже и не вспомнить где я это узнал и когда, но олимпийские кольца, а их как мы знаем и видим, 5 штук, означают пять отдельных континентов планеты Земля.

    Каждое кольцо разного цвета и является символом одно из пяти континентов где проживают люди и расположены населенные страны, а все вместе означает всеобщее объединение и мир. Присутствуют такие различные цвета как:

    Цвета олимпийских колец

    желтый, голубой, черный, зеленый, красный;

    и они соответствуют в том же порядке:

    Азия, Eврoпa, Африка, Австралия, Aмepикa.

    Часть света под названием Европа - это голубой цвет, некоторые говорят, что он синий.

    Часть света Азия, как известо, азиаты имеют желтый цвет кожи, им достался желтый цвет кольца на флаге.

    Континент Австралия - зеленый цвет.

    Америка - ей присвоили красное кольцо.

    Африка, где цвет кожи населения темный, имеет черный цвет.

    На мой взгляд это должен знать каждый, ведь символ пяти олимпийских колец несет в себе глубокий смысл - равенство возможностей для всех, для всех рас и континентов, поэтому все пять континентов Земли на нем и представлены. И у каждого свой цвет, как написали выше.

    Олимпийские кольца как символ пяти континентов (которые придумал Пьер де Кубертен) мира имеют свои цвета, которые символизируют, по тому же определению Пьера де Кубертена, континенты и их цветах.

    Синий цвет это Европа .

    Желтый цвет выражает Азию .

    Черный цвет выражает Африку .

    Зеленый цвет выражает Австралию .

    Красный цвет Южную и Северную Америку .

    Так мир ассоциирует цвета континентов и соответственно цвета Олимпийских колец.

    Такой символ придумал Пьер де Кубертен в 1913 году. Никакой достоверной информации о том, какой смысл он вкладывал в эти цвета нет, но принято считать,что национальные цвета всех стран отражены в этом символе Олимпийских игр. На флаге любой страны есть хотя бы один цвет из пяти цветов колец. Пять континентов - пять цветов - пять колец. Синий - Европа, чрный - Африка, жлтый - Азия, зелный - Австралия, красный - Америка . Этот символ говорит о том, что в играх могут принимать участие спорстмены из стран всего земного шара. Олимпийские игры были направлены на поддержание принципов равноправия,укрепление мира и улучшение взаимоотношений и эти принципы были заложены ещ в Древней Греции.

    Пять олимпийских колец символизирует пять континентов, на которых проводятся Олимпийские игры. А по цветам принято такое соответствие -

    • синий - Европа;
    • чрный - Африка;
    • красный - Америка;
    • жлтый - Азия;
    • зелный - Австралия.

    Да тут все просто - для каждого заселенного континента(сейчас их пять), принимающего участие в Олимпиаде присвоен свой цвет:

    Америке - красный;

    Европе - синий;

    Азии - желтый;

    Австралии - зеленый;

    Африке - черный.

    Когда заселят Антарктиду наверное, будет шестое кольцо белого цвета.

    Вот, интересно, если в Олимпиадах будут принимать участие марсиане, то какого цвета добавится кольцо? Марс, ведь, называют еще и Красная планета, а красный-то цвет занят.

    Олимпийские кольца имеют пять цветов: синий, желтый, черный, зеленый и красный.

    Они обозначают пять частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия и Америка.

    Эти части света соединены между собой в кольцах.

    Символом любых Олимпийских игр является знак - пять переплетенных между собой цветных колец.

    Данный символ был выбран не спроста, он несет в себе смысл и предназначение любой Олимпиады - налаживание дружественных отношений между народами, странами и материками по всему Земному шару.

    Каждое кольцо имеет свое значение и олицетворяет конкретный материк(континент).

    Кольцо желтого цвета является символом Азии.

    Кольцо зеленого цвета является символом Австралии.

    Кольцо красного цвета является символом Америки.

    Кольцо синего цвета является символом Европы.

    Кольцо черного цвета является символом Африки.

    Красное олимпийское кольцо символизирует континент Америку, коренные жители его краснокожие индейцы. Чрное символизирует Африку с е неграми. Жлтое обозначает континент Азию. Зелное относят к Австралии, Зелному континенту. А вот почему Европе отдан голубой цвет?

    По одной из версий с появлением олимпийской символики связывают психолога Карла Юнга, также считающегося в некоторых кругах ее создателем. Юнг хорошо разбирался в китайской философии, ему было известно, что кольцо в древних культурах является символом величия и жизненной энергии. Поэтому он представил идею о пяти переплетенных кольцах отражении пяти энергий, которые упоминаются в китайской философии: воды, дерева, огня, земли и металла.

    Вместе с символикой в 1912 году ученый ввел свой образ олимпийских соревнований современного пятиборья. Любой олимпиец должен был владеть каждым из его пяти видов.

    Первая дисциплина плаванье - в виде кольца синего цвета изображает также стихию воды и указывает на ритм, который держит дыхание, позволяет двигаться по поверхности воды вперед, к лидерству.

    Кольцо зеленого цвета прыжки является изображением дерева и символом энергии наездника. Он должен обладать умением управления не только своей энергией, но и энергией лошади.

    Следующая дисциплина фехтование, и его изображает огненная стихия в виде кольца красного цвета. Данная дисциплина символизирует собой чутье. Успех фехтовальщика зависит от умения чувствовать противника и угадывать его движения.

    Кольцо желтого цвета обозначает земную стихию и представляет такую дисциплину, как бег по пересеченной местности. Она указывает на стойкость и упорство. Бегун по пересеченной местности словно перескакивает через стихии, зная, когда нужно замедлиться, а когда увеличить скорость.

    Дисциплину стрельбы и уникальные свойства металла изображает кольцо черного цвета. Здесь необходимы точность, четкость. Успешность выстрела зависит не только от физического напряжения, но и способности холодного мышления, с помощью которого стрелок концентрируется на цели и поражает мишень.

Олимпийские игры, известные в народе, как Олимпиада, являются крупным спортивным событием, в которых тысячи спортсменов со всего мира соревнуются в различных видах спорта. Есть два варианта этого международного спортивного события - Олимпийские летние и зимние Олимпийские игры, каждая из которых проходит поочередно через каждые два года.

История Олимпийских Игр

Современные Олимпийские игры, которые мы наблюдаем сегодня, являются выдумкой французаПьера де Кубертена , который был вдохновлен древними олимпийскими фестивалями и он решил оживить их. Много было предпринято попыток оживить игру, но только усилия Кубертена родили плоды в конце 19 века, только благодаря его настойчивости. В конце концов, Международный олимпийский комитет был основан в 1894 году и первые современные Олимпийские игры были проведены два года спустя, в 1896 году в Афинах.

Символы Олимпийских игр

Широкий выбор олимпийской символики используется для обозначения игр: значки, флаги, пламя и другие символы, которые используются Международным олимпийским комитетом в целях пропогандирования игры в течение всего года и особенно во время игр. Девиз олимпийских игр Citius, Altius, Fortius, что на латыни обозначает: «Быстрее, выше, сильнее». Эмблема Олимпийских игр- это дизайн созданный путем интеграции олимпийских колец с одним или несколькими отличительными элементами. Олимпийский факел принимается на всех континентах и сопровождается до места проведения игр, чтобы зажечь олимпийский огонь и начать игры. Олимпийский флаг, который был создан самим Кубертеном - это спортивные пять переплетенных колец на белом фоне.

Что означают олимпийские кольца

Пять переплетенных колец, которые изображены на флаге олимпиады известны, как олимпийские кольца. Эти кольца окрашены cиний ,желтый , черный , зеленый и красный цвет, и переплетены друг с другом, в принципе являются символом Олимпийских игр. Олимпийские кольца были разработаны Пьер де Кубертеном в 1912 году. Пять колец представляют пять частей света: Америка, Европа, Азия, Африка и Океания. Обе Америки рассматриваются, как единый континент, в то время как Антарктика и Арктика не были приняты во внимание. Несмотря на отсутствие определенного цвета к конкретному континенту или региону, различные теории о значении цвета олимпийских колец склонны связывать их с различными цитатами. Например, по крайней мере один из пяти цветов среди олимпийских колец присутствует на флаге каждой из стран-участниц. Пять олимпийских колец были приняты в 1914 году и дебютировали на Олимпиаде в Бельгии в 1920 году.

Когда эта эмблема была введена в августе 1912 года, де Кубертен, заявил следующее в «Ревю Олимпик»: Эмблема выбрана для иллюстрации и представляет Всемирный конгресс 1914 года…: пять колец разного цвета переплетаются - синий, желтый, черный, зеленый, красный и размещены на белом поле листа бумаги. Эти пять колец представляют пять частей света, которые сейчас возрождают дух олимпизма и готовы принять здоровую конкуренцию.

Смыслом Олимпийских колец, в соответствии с Международным олимпийским комитетом, является укрепление той идеи, что Олимпийское движение представляет собой международную кампанию и все страны мира приглашаются присоединиться к нему. Даже Олимпийская хартия признает значение олимпийских колец заявив, что они представляют собой союз пяти континентов, а также сбор спортсменов со всего мира на Олимпийских играх. Существует строгий кодекс, касающийся применения этого символа, которому должны следовать при любых обстоятельствах. Например, даже если олимпийские кольца изображены на черном фоне, черное кольцо не должно быть заменено кольцом другого цвета.

источник ru.wikipedia.org

Историю своего существования Олимпийские игры помнять еще с 776 по 394 года до нашей эры. Однако продолжили свое существование только с 1896 года в Афинах, по инициативе Пьера де Кубертена , который

и придумал самую распространенную и общепринятую символику Олимпийских игр - пять соединенных разноцветных колец, символизирующий объединение
пяти частей света.

Кольца символизируют объединение пяти частей света

Всё начиналось с малого: сначала Олимпиада приобрела уникальную олимпийскую эмблему и дизайн олимпийских медалей , в 1948 году официальные плакаты и графику, а в 1968 году на играх появился первый талисман. Почти сто лет эволюции дизайна Олимпийских игр. Каждый олимпий-
ский логотип и графика являются произведением

искусства, которые демонстрируют лучшие дизайнерские идеи и дух времени, а также образ страны, в которой проводятся игры. Давайте проследим, как видоизменялся дизайн Олимпийских игр и удалось ли дизайнерам воплотить то, что хотелось бы оставить неизменным навсегда.

А что вы можете узнать из этих превосходных работ?

1968 год Мехико (Мексика)

Олимпийские игры в Мехико 1968 года впервые превратились в масштабный дизайн-проект и стали первым значимым визуальным явлением. Кажущаяся на первый взгляд простота эмблемы - пять олимпийских колец в сочетании с двоичным обозначением соответствующего года - вызвала настоящую сенсацию, чем в одночасье прославила работавших над ней художников. Вся символика игр акцентировала всеобщее внимание на самобытности культуры мексиканского народа. Ланс Вимен, Питер Мердок и Эдуардо Терразас соединили оп-арт, стремительно набирающий популярность в конце 1960-х, и декоративное искусство индейцев, живших когда-то на территории Мексики. Созданная ими визуальная навигация до сих пор считается одной из лучших в мире. Красивые цветные пиктограммы украшавшие главные магистрали Мехико, значительно упростили передвижение гостей в незнакомом городе и подарили мексиканской столице яркое и запоминающееся настроение. Олимпиада-68 стала заметным для мирового дизайна событием.

Удалось ли дизайнерам воплотить то, что хочется оставить неизменным навсегда?

1972 год Мюнхен (Германия)

Весь графический стиль для Олимпиады-72 придумал немецкий дизайнер Otl Aicher. Кстати, он же сделал шрифт Rotis. Эмблема для Олимпиады получилась достаточно необычной, но публика встретила ее достаточно прохладно. Возможно это судьба всех инноваций в дизайне. Талисманом для Олимпиады стала симпатичная такса Waldi, символизирующая быстроту, выносливость, силу и ловкость. Также дизайнеру удалось передать динамику движения в пиктограммах для Олимпиады, которые гармонично вписались в общий графический стиль.

1976 год Монреаль (Канада)

Графическое оформление Олимпийских игр в Монреале, созданное дизайнерами Жоржем Юэлем и Пьер-Ивом Пеллетье, считается одним из самых удачных наряду с айдентикой Олимпиады в Мюнхене и Мехико. В 1976 году был также издан подробный гайдлайн, за которым, как и за сувенирами Олимпийских игр в Монреале, до сих пор охотятся коллекционеры. На эмблеме изображены Олимпийские кольца, установленные на олимпийский подиум, который также является графической интерпретацией буквы М, первой буквы в названии города Монреаль. В центре эмблемы - беговая трасса - центральный объект Олимпийских Игр. Символом Олимпиады стал бобер по имени "Amik", которое взято из алгонкинского языка, являющегося самым популярным языком среди американских индейцев в Канаде. "Amik" с их языка переводится как “бобер”. Бобер славится терпением и трудолюбием, поэтому он и был избран символом Олимпийских игр.

1980 год Москва (Россия)

Эмблема к Олимпийским играм была создана Владимиром Арсентьевым, которая состоит из Олимпийских колец, над которыми расположены параллельные линии, сливающиеся в пирамиду, и пятиконечная звезда, символизирующие Московский Кремль. Набор пиктограмм к Олимпиаде 1980 года был создан молодым ленинградским спортсменом и художником Николаем Белковым. Принципиально новым является следующий момент: ранее фигурки спортсменов как бы "парили" на пустом квадратном поле, фигуры же спортсменов у Белкова четко зафиксированы в пространстве. Знаменитый иллюстратор детских книг Виктор Чижиков создал талисман для Олимпийских игр в Москве – Олимпийского медведя по имени Миша.

1984 год Лос-Анджелес (США)

Звезда является универсальным символом самых высоких устремлений человечества, горизонтальные линии отображают скорость, с которой участники стремятся к совершенству, в то время как повторение очертаний формы звезды символизирует дух конкуренции между равными по своей физической подготовке спортсменами. Символичные цвета – синий, белый и красный – от части были выбраны за их традиционное значение в области присуждения премий за первое, второе и третье место. Разработчиком пиктограмм является компания Bright and Associates. Дизайн этой системы отличается четкостью. При помощи таких геометрических фигур был воссоздан идеальный, легко запоминающийся человеческий образ, не нуждающийся в различных стилистических преувеличениях. Орел "Сэм" стал символом Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. Его выбрали в качестве символа Олимпиады, так как импозантный лысый орел является национальным символом США. Robert Moore и его соратники из студии Уолт Дисней выбрали именно этого орла, к тому же дизайн Сэма направлен на привлечение внимания детей.

1988 год Сеул (Корея)

На эмблеме Сеула изображен узор Сам-Тэгук. Сам-Тэгук – традиционный узон, которым характеризуется Корея. Его широко применяют для украшения вееров, ворот для домов в корейском стиле, сувениров и предметов народного ремесла. Олимпийская эмблема содержит в себе элементы узора в двух видах, центростремительном и центробежном; центростремительное движение изображает людей со всего мира, прибывающих в Корею, тем самым, символизируя гармонию во всем мире, в то время как центробежное движение изображет движение человека вперед в поисках счастья и процветания. Сеульские пиктограммы отличались от предыдущих главным образом тем, что в них присутствовало четкое деление композиции фигуры человека на туловище, руки, ноги и голову. Художники пытались как можно ближе приблизиться к обычной форме человеческого тела. Характерной особенностью является "незакрашенное" туловище. Талисманом является дружелюбный тигренок Ходори, герой многих корейских легенд.

1996 год Атланта (США)

Основание эмблемы в форме факела, сделанное из пяти Олимпийских колец и цифры 100, напоминает классическую греческую колонну и сделано специально к столетию Олимпийских игр. Пламя факела постепенно переходит в звезду, символизирующую стремление каждого спортсмена к совершенству. Для пиктограмм всех предыдущих Олимпийских игр было свойственно использование абстрактных изображений. Но для Олимпийских игр в Атланте был отобран другой дизайн пиктограмм. На пиктограммах Атланты передано изящество фигуры спортсмена и совершенство ее спортивной формы.

2000 год Сидней (Австралия)

На эмблеме нарисована фигура спортсмена. Изображение бумеранга, а также солнца и скал, слитых воедино с гаванью и пляжами на красном фоне. Призваны вызвать в нашем воображении представления истинно Австрийского ландшафта и ее коренных жителей. Пиктограммы разработаны компанией Saunders Design. Фигуры спортсменов также состоят из трех элементов, но мазок принял форму бумеранга, традиционный оружия аборигенов. Стиль пиктограмм впервые напрямую связан с символом Игр. В качестве талисманов Олимпийских игр в Сиднее в 2000 году были выбраны 3 животных, обитающих в широтах Австралии: птица кукабура "Олли", утконос “Сид” и ехидна “Милли”. Эти австралийские животные символизируют землю, воздух и воду.

2002 год Солт-Лейк-Сити (США)

Эмблема стилизована под снежинку, раскрашенную в яркие цвета - желтый, оранжевый и синий. Эти цвета присущи пейзажу штата Юта. Под картинкой над Олимпийскими кольцами написаны слова "Солт-Лейк-Сити 2002". Тема, заложенная в эти графические элементы, включает в себя три компонента: контрастность, культура и мужество. Контрастность символизирует ландшафт штата Юта - от пустынь до снежных гор; под компонентом культуры подразумеваются различные культуры, которые представляют уникальное наследие этого штата Америки, а мужество отражает духовный настрой спортсменов. Все эти компоненты представляют основную суть игр. Тема данной эмблемы удовлетворил требования и пожелания жителей штата Юта, которые хотели, чтобы в эмблеме были отражены разнообразие ландшафта, уникальное наследие их региона, а также олимпийский дух.

2004 год Афины (Греция)

Эмблема Олимпийских Игр 2004 изображает оливковый венок, ветвь оливкового дерева, переплетенная кругом. Эмблема ссылается на древние Олимпийские Игры, на которых оливковый венок служил официальной наградой для победителей Олимпийских игр. Кроме того, маслина была священным деревом Афин. Пиктограммы для Игр в Афинах выдержаны в терракотовой древнегреческой стилистике. Создатели черпали вдохновение в искусстве и культуре Древней Греции Простота формы фигурок была навеяна статуэтками Кикладской культуры (3-2 тысячелетиях до нашей эры). Художественный облик пиктограмм берет свое начало от чернофигурного стиля (разновидность росписи керамических ваз в Древней Греции архаичного периода – в XII-VII веках до нашей эры), где твердые черные формы представляют человеческое тело, а отдельные линии определяют назначение форм. Четко прорисованные трехмерные фигуры спортсменов на афинских пиктограммах расположены на фоне, напоминающем фрагмент древнегреческой вазы. Фивос и Афина (Phevos, Athena) - брат и сестра – являются официальными талисманами Олимпийских игр 2004 года в Афинах. Хотя их создание было вдохновлено древней греческой куклой, а их имена связаны с Древней Грецией, но все же эти брат и сестра - дети современной цивилизации.

2006 год Турин (Италия)

На эмблеме зимних Олимпийских игр в Турине в 2006 году изображен силуэт здания «Моле Антонеллина», символа Турина. Силуэт плавно переходит в изображение горы, окруженной кристаллами льда, на которой снег сливается с небом. Кристалы переплетаются между собой, образовывая сеть: сеть новых технологий и вечного Олимпийского единства. Неве (Neve): она - нежный, добрый и элегантный снежок; Глиц (Gliz): он живой, игривый кусочек льда. Это два символических персонажа ХХ зимних Олимпийских игр. Они дополняют друг друга и олицетворяют зимние виды спорта.

2008 год Пекин (КНР)

Официальная эмблема Олимпийских игр в Пекине в 2008 году названа "Chinese Seal-Dancing Beijing". В ней искусно сочетаются китайская печать и искусство каллиграфии со спортивными чертами, превращая элементы в человеческую фигуру, устремленную вперед к победе. Фигура похожа на китайского героя "Jing", который охраняет город-хозяин Олимпиады и представляет собой особенно значимый китайский стиль. Пиктограммы Олимпийских игр 2008 года сочетают в себе обаяния древнекитайского искусства (использована техника, базирующаяся на традициях бронзовой резьбы древнекитайских мастеров) с простотой и лаконичностью современной графики. Изображения построены на резком контрасте черного и белого, что делает восприятие движения спортсменов более сильным, передает чувство бодрости и жизненных сил.

2010 год Ванкувер (Канада)

Эмблему Двадцать первых Зимних Олимпийских игр - статую Иланаак, разработали Rivera Design Group. Название этой статуи переводится с языка инуит как «друг», сложенная из пяти камней, она похожа на человека. Цвета эмблемы зелёный, синий, голубой, красный и желтый символизируют - леса, горы, океан, восходящее солнце и кленовый лист, расположенный на флаге Канады. Трое животных стали талисманами игр. Мига, Куатчи и Суми родом из легенд народов западного побережья Канады, символизируют связь мира людей, животных и духов. На логотипе изображена статую-инукшук по имени Иланаак (http://en.wikipedia.org/wiki/Inukshuk), что в переводе с языка инуктитут означает «друг». Изображение было взято со статуи, стоящей на берегу Английского залива в Ванкувере. Зеленый, синий и голобой цвета симполизируют леса, горы и океан, красный означает цвет кленового листа, расположенного на флаге Канады, а желтый – цвет восходящего солнца.

2012 год Лондон (Великобритания)

Логотип представляет из себя стилизацию даты проведние игр – 2012 год. В логотип вписано название города проведения Олимпийских игр и пять олимпийских колец. К сожалению, общественность не впечатлила эмблема Олимпийских игр и вызвала в Британии непонимание и протесты. Для Олимпийских Игр в Лондоне было разработано две версии пиктограмм. Первая – однотонные силуэты (белые на черном фоне), вторая – двухцветные силуэты, выполненные из голубых и розовых пересекающихся линий. Цвета и стилистика второго набора пиктограмм были навеяны схемой Лондонского метрополитена. Вторая версия более динамично пытается передать скорость, энергию и азарт игры, она использовалась на сувенирной продукции, плакатах, информационных стендах и указателях.

2014 год Сочи (Россия)

Дизайн Сочи-2014 выполнен в лоскутной технике «пэчворк», которая объединит орнаменты в единое целое. Согласно идее дизайнеров, сочетание узоров народных промыслов России является наглядным воплощением идеологии Олимпиады. Синтез орнаментов отображает единение культур и национальностей. В то же время деловой портал
Маркет обнаружил, что Bosco заимствовала идею лоскутного одеяла (сочетание 28 орнаментов 16 национальных промыслов России) у игр в Атланте-1996 пятнадцатилетней давности. Тогда же и прозвучали слова о единении культур.

Дизайн олимпийских игр должен отражает все самое лучшее,
что есть в дизайн-графике своего времени

Обратите внимание на технику работ, используемые цвета, шрифты, символы, визуальные образы, и вы сможете понять, какие тенденции были в графическом искусстве того или иного времени, и какие направления были актуальными. К сожалению, мы не можем объективно сравнить работы начала прошлого и нынешнего века, но мы смогли проследить историю эволюции дизайна вместе с развитием графического искусства. Дизайн олимпийских игр отражает национальную основу места проведения, и, что более важно, отражает все самое лучшее, что есть в дизайн-графике своего времени.