Имею право на семью. Приёмные дети по возрасту. Далее даётся характеристика детей по различным показателям

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 6. Приёмные дети по возрасту
  • Заключение
  • Литература

Введение

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" (Л.Н. Толстой).

Животные не бросают своих детёнышей и до последней капли крови бьются за их жизнь. А что происходит с нами, людьми? Особняком, правда, стоит один-единственный вид птиц. Своих птенцов они подкидывают в чужие гнёзда. Теперь, к сожалению, "кукушки" есть и среди людей.

Оглянитесь вокруг себя. И вы заметите, что с каждым годом всё больше детей, которые остаются брошенными и одинокими, в большинстве своём при живых родителях. Что они видят в семье, где их домашние не привыкли церемониться, устраивают скандалы, страшно ругаются? В этом выражается актуальность данной темы.

В качестве объекта исследования выступили отношения в семье между родителями и детьми.

Предметом исследования является судьба детей, оставшихся без попечения родителей обучающихся в Кукетской СОШ

Цель исследования: обосновать необходимость защиты детей от нерадивых родителей и их жизни в полноценной семье

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме и проанализировать полученную информацию

2. Выявить причины, по которым ребёнок проживает в замещающей семье

3. Описать жизнь детей в "чужих" семьях

В процессе работы над темой использовались следующие методы: поиск необходимой литературы, метод опроса и анкетирования, беседа.

Хотелось отметить, что в периодической печати имеется информация о детях, оставшихся без попечения родителей, о их жизни в семьях. Считаем, что материал на эту тему освящается ограниченно. Нужно материал выносить на публичное обсуждение, чтобы горе-родители чувствовали, что они совершили преступление.

Для работы над данной темой использовался материал, полученный в ходе анкетирования детей и родителей, собственное наблюдение, беседы с приёмными детьми.

Работа состоит из трёх основных разделов: введения, основной части, заключения. Тема раскрывается в трёх главах основной части. Имеется список литературы.

замещающая семья приемный ребенок

Основная часть. Имею право на семью?!

1. История замещающей семьи в России

Конец 1980-х и начало 90-х годов XX века в России примечателен новой идеологией и политикой в области социального сиротства: осознанием государством и обществом необходимости замены системы общественного (интернатного) воспитания детей-сирот системой семейного воспитания. Новым и долгожданным для многих специалистов органов опеки и попечительства было кардинальное изменение семейного законодательства, что позволило создать благоприятные условия для активного устройства детей-сирот в замещающие семьи - под опеку (попечительство) и на усыновление. Стали создаваться и профессиональные замещающие семьи.

Профессионализация труда семей, берущих детей на воспитание началось ещё в 1989 году, когда впервые стали создаваться семейные детские дома. В нашем крае первопроходцем стала семья Карловских из села Покча Чердынского района. Таких домов семейного типа было создано несколько, но широкого распространения эта форма устройства детей-сирот не получила.

С 1995 года Министерство образования РФ активно изучает отечественный опыт устройства детей, лишившихся родительского попечения, в патронатные семьи, которые существовали в России и в XIX веке, и в 20 - 50-е годы XX столетия. Эта форма устройства была отменена во времена правления Н.С. Хрущёва и на долгие годы предана забвению. И сегодня мы с гордостью осознаём, что являемся продолжателями духовного наследия и социального опыта наших предков, российской исторической традиции! Тафинцева Е.Р. Становление замещающей заботы в России.

В Пермском крае разработана и принята целевая программа "Семья и дети Прикамья на 2006 - 2010 годы". В рамках этой программы работают несколько законов, принятых Законодательным собранием начиная с 2004 года. Эти законы регулируют отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительными органами государственной власти, органами опеки и попечительства края полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А именно:

· Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время пребывания их в государственных и муниципальных учреждениях

· Реализация дополнительных гарантий прав на образование

· Реализация дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение

· Финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. Почему ребёнок живёт не со своими родителями?

Только в семье дети получают ту преданную любовь, ласку и заботу, которую не встретят на всём своём жизненном пути. Но вы задумайтесь на мгновенье, все ли родители желают счастья и отдают теплоту своему чаду? Конечно же, нет.

Вот несколько отрывков из публикаций в местной печати:

" Поступил звонок. Из разговора становится ясно, что мальчик в деревне Сарапулка остался один. Мама вот уже два месяца не появляется дома: говорят, она устроила личную жизнь в Зюкайке".

"Раздаётся звонок из родильного отделения - роженица отказалась от ребёнка". Можно продолжать приводить много примеров. Автор данной работы проживает в приёмной семье Лыковой Натальи Александровны в деревне Тюриково. Поэтому рассказывает о себе, одноклассниках, подругах, учащихся Кукетской школы. Почему оказались в чужих семьях?

Раскрывая содержание выбранной темы, были опрошены опекуны и дети, которые проживают в замещающих семьях. Семьи, в которых проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей делятся на следующие виды:

· Опека и попечительство - семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов

· Патронатное воспитание - форма устройства ребёнка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя на условиях разграничения прав и обязанностей по защите его законных интересов между родителями (законными представителями), уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем

· Приёмная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основании договора о передаче ребёнка, который заключается органами опеки и попечительства и приёмными родителями

Почти все опрошенные дети, которые проживают в "чужих" семьях, дали ответ на вопрос: какие условия жизни были со своими родителями?

· Семья была неблагополучная

· Родители часто пьянствовали

· Не смотрели за детьми

· Дети часто были голодными

· Оставляли детей одних на несколько суток

· Плохо одевали

· Плохо кормили

Вернуться в свою бывшую семью они не желают. Но если бы родители поняли своё преступное отношение к родным детям и в корне изменились, то многие вернулись. Одни очень скучают, другие боятся своих мам и пап. Ждут, что мама позвонит. Но иногда долгожданная мама "заявляется" к дочке пьяная, грубит, настраивает своих детей против приёмных родителей. Можете представить, что переживает несовершеннолетний ребёнок?

3. Кто проживает в "чужой" семье и кто их воспитывает?

В результате исследования выявлено, что в нашей школе учится 28 детей, которые проживают не своими кровными родителями. Это составляет 25,4% от всего количества детей в школе. Эти дети проживают в 15 семьях. В том числе в опекаемых семьях - 7 детей или 25%; в патронатных семьях - 12 детей, то есть 46,4%; в приёмных семьях - 8 детей, что составляет - 28,6%

Приёмные родители в основном женщины, из 16-ти человек мужчины составляют 12,5% или всего двое. Возраст приёмных родителей составляет от 40 до 50 лет. Проведённый опрос показал, что эти воспитатели взяли детей в свои семьи по разным причинам. Вот только некоторые: нет своих детей, дать образование и родительскую ласку, дети - родственники, чтобы дети не чувствовали себя изгоями в обществе. Но больше всего прозвучало, что ребёнок должен жить в семье. Был и такой ответ - это просто работа воспитателя.

На вопрос - какие черты характера, привычки, поступки можете отметить у приёмных детей? Получены ответы:

А) положительные качества детей - любовь к животным, красивые, отзывчивые, исполнительные, любят обсуждать вопросы в семейном кругу, добрые, а больше всего было отмечено трудолюбие.

Б) отрицательные качества - вспыльчивость, упрямость, не любят учиться, замкнутость, делают втихую, лень, ложь. Последние два качества преобладают.

Все опрошенные родители не жалеют о том, что занялись таким трудным делом воспитания. Было получено согласие на опрос приёмных детей. Ответы детей на вопросы анкеты. Опрошены из 28 детей - 20.

1. проживают в семьях лет: до 1 года - 1 человек, от одного до двух лет - 1 человек, 3 года - четверо, 4 года - пятеро, 7 лет - шестеро, 8 лет - один, 10 лет - один, 15 лет - один.

2. родители живы у 13 ребят, что составляет 65%.

3. дети отметили, что условия жизни в приёмной семье отличаются от жизни со своими родителями у всех детей в лучшую сторону.

4. в данной семье нравится: приёмные родители, условия жизни, все добрые, учат жизни, характер родителей, ухаживать за животными, одевают, поддерживают. Многие ответили коротко - нравится всё.

5. на вопрос: что не нравится в данной семье, получен ответ - ругают, родители строгие.

6. все дети ответили, что будут поддерживать связь в дальнейшем с этой семьёй, кроме одного ребёнка, который в настоящее время проживает в другой семье. Эта девочка в 11 лет сменила уже несколько семей, так как ей не нравится контроль за её учёбой, поведением со стороны родителей. ловек оставляют 12,5% или всего двое.

Автор данной работы рассказывает о себе: "меня зовут Таня Носкова, учусь в 9 классе. В настоящее время проживаю в приёмной семье Лыковой Натальи Александровны. Хочу рассказать о своих родных. Я жила с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрой и братом. Моей маме 39 лет, её зовут Елена Александровна. Она живёт в г. Верещагино, но я не знаю её адреса, не знаю чем моя горе-мама занимается. Я вообще не хочу знать о ней ничего. Отец умер в апреле 2009 года, я его совсем не помню. Брат живёт в деревне с дедушкой и бабушкой. Денису 20 лет, закончил 9 классов и работает. Сестре Ксюше 9 лет. Она живёт в Осе, адреса её не знаю, так как это является в опеке закрытой темой. Я не понимаю, почему нас разлучили.

Дом, в котором мы жили, уже стоит разрушенный. Я его очень плохо помню, но вспоминаю, что там была одна комната и кухня.

Когда мама нас всех троих бросила, мы оказались в приюте. Через год меня взяла группа семейного воспитания. Воспитателем была Лилия Васильевна, но я не помню где. Затем я попала к Наталье Александровне. В дальнейшем я намерена поддерживать связи с приёмным родителем, но и навещать своих родственников.10

Моя жизнь очень сильно поменялась. Когда я жила со своими родителями, я не могла красиво одеваться, никто не следил за мной, голодала, мама оставляла на несколько дней одних. Сейчас мне очень хорошо и уютно. В приёмной семье приучают к труду, следят за учёбой, одевают. У меня есть своя комната и личные вещи. Я очень благодарна тёте Наташе, что живу у неё. Она меня любит, и я её очень сильно люблю. Семья мне стала родной".

Далее даётся характеристика детей по различным показателям.

4. Распределение детей по количеству в приёмных семьях

По одному ребёнку воспитывается в 6 семьях, по два ребёнка в 8 семьях и 6 детей в одной семье, которая проживает в д. Гудыри. Приёмные родители супруги Лекомцевы.

5. Распределение приёмных детей по успеваемости

Из 28 детей 13 детей обучаются на "хорошо" или имеют по одному или двум предметам тройки, 13 детей - троечники, а двое не успевают.

6. Приёмные дети по возрасту

Приёмные дети в возрасте 9 - 10 лет составляют 7% (2 ребёнка), 11-13 лет - 39% (11 детей), 14 лет - 23% (9 детей), 15 - 17 лет - 21% (6 детей). Из диаграммы видно, что преобладают дети в возрасте 14 лет.

7. Распределение приёмных детей по месту проживания

Приёмные дети, обучающиеся в нашей школе, проживают в следующих населённых пунктах: д. Крутики - 2 человека, д. Бородули - 9 детей, д. Тюриково - 4 ребёнка, д. Соболята - 3 детей, д. Гудыри - 6 детей, д. Кукеты - 4 ребёнка. Большинство детей проживает в деревне Бородули. Почти все дети, кроме проживающих в деревнях Кукеты и Крутики, ежедневно в школу прибывают на автобусе. Они составляют 80 %.

8. Распределение приёмных детей по полу

Из всего количества детей, проживающих в "чужих" семьях 13 девочек и 15 мальчиков, то есть мальчики в этих семьях преобладают.

9. Приёмные дети по поведению в школе

Имеют постоянные замечания по поведению в школе на уроках и в перемены из 28 приёмных детей - 22 учащихся или 80%.

10. Распределение детей по учебным классам

В начальных классах обучается 2 ребёнка: во втором и третьем классе по одному. В пятом классе - 3 детей, в шестом - 6 детей, что составляет 31% от общего количества учащихся класса, в седьмом классе - 5 детей, в восьмом классе - 7 детей или 41% учащихся класса, в девятом классе - 5 детей. Больше всего детей из приёмных семей обучается в восьмом классе, и они составляют почти половины учащихся класса.

Заключение

В процессе работы над данной темой была просмотрена информация в местной печати о детях, которые остались без попечения родителей. Материал взят из газет "Заря", "Верещагинский вестник". Использована информация из программы "Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы". Проведено анкетирование учащихся из приёмных семей, а также приёмных родителей. Кроме этого проведены собеседования с этими категориями детей и родителей. Некоторые дети с удовольствием делятся своими мыслями, другие неоткровенны.

В результате исследования приходим к выводу:

1. Дети довольны, что живут в семьях, где хорошие условия, о них заботятся, не обижают, создают все условия для учёбы и жизни. Все опрашиваемые отметили, что условия жизни в приёмных семьях отличаются в лучшую сторону.

2. Определены причины, по которым дети оказались без попечения родителей - это ненадлежащий уход, оставление детей в опасном положении.

3. Дети проживают в приёмных семьях длительное время и довольны, что у них есть семья.

4. Опрашиваемые дети считают приёмную семью своей, и большинство желают сохранить с ней связи в дальнейшем.

Над данной темой работа продолжалась более года. За этот период некоторые ребята окончили школу, поступили в профессиональные учебные заведения, но связи со своей новой семьёй не бросают. Автор благодарен всем ребятам, которые согласились рассказать о своих проблемах. Это конечно не легко, но нужно. Каждый ребёнок имеет право жить в своей семье и с родителями. Что делать с теми родителями, которые не хотят заниматься своими детьми? Почему они так поступают? Почему так страдают дети?

Литература

1. Проблемы воспитания ребёнка в замещающей семье. Областная целевая программа "Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы"

2. Материалы опроса и анкетирования детей из приёмных семей

3. Материалы анкетирования приёмных родителей

4. Собственное наблюдение

5. Материалы из периодической печати Верещагинского района Пермского края

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие и специфические задачи современной узбекской семьи. Воспитание детей в однодетных семьях. Воспитание детей в многодетной семье интеллигенции. Воспитание детей в многодетных семьях рабочих. Воспитание детей в многодетных семьях дехкан.

    реферат , добавлен 23.08.2004

    Основные традиции социальной помощи детям-сиротам в истории. Сиротство в современном обществе. Особенности воспитания приемных детей. Социальная работа с детьми-сиротами в приемных семьях. Основные факторы дисфункциональных отношений в приемных семьях.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Проблемы, решаемые приемной семьей. Понятие приемной семьи, правовые документы и основные положения Договора о передаче ребенка. Подбор приемных родителей, участие в этом процессе органов опеки и попечительства. Права детей, передаваемых в приемную семью.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы. Особенности фостерной семьи. Воспитание ребенка в условиях замещающей семьи. Решение проблемы устройства детей-сирот в международной практике. Развитие фостера в Кыргызстане.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2016

    Краткая история возникновения и развития института усыновления. Истории гибели российских сирот в иностранных семьях. Подпольная биржа детей в США, причины усыновления русских детей американцами. Гомосексуальные семьи в борьбе за право на усыновление.

    реферат , добавлен 10.04.2015

    Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы. Социальные права детей-инвалидов в Российской Федерации. Оценка обеспечения социальных прав детей-инвалидов на базе ГУ СО "Кировский центр социальной помощи семье и детям" г. Волгограда.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2011

    Причины социального сиротства в России. Нормативно-правовые акты РФ и Калужской области по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей-сирот в России, процесс усыновления детей иностранными гражданами.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2010

    Семейный стаж и его влияние на устойчивость семьи. Трансформация семьи и родительских ценностей в современных условиях. Бездетные семьи: демографические аспекты проблемы, положение детей в многодетных семьях, проблема психофизического благополучия детей.

    реферат , добавлен 16.11.2009

    Сущность и цель воспитания. Рассмотрение семьи как социального института формирования личности. Анализ воспитания детей в различных по структуре семьях. Выделение роли родителей в воспитании ребенка. Характеристика детей с нарушениями в развитии.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Теория социализации в современном обществоведении. Роль семьи в системе институтов социализации детей. Особенности развития детей в неполной семье, проблемы их адаптации в обществе. Экономическое положение неполной семьи как фактор социализации детей.

«Имею право на семью»
Тема: Дети­сироты
Автор работы: КУдасова Полина
Ученица 2 класса МОУ «СОШ № 60» г. Саратова
Руководитель: Карпенко И.В.

г. Саратов 2017
Маленькая страна ­ это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
У каждого из Вас есть своя семья. Я не исключение. У меня, как и у Вас,
есть мама и папа. Меня по утрам целуют и отправляют в школу, затем я бегу
домой, встречаюсь с родными и близкими мне людьми, мы весело и с пользой
проводим время: посещаем выставки и музеи, читаем интересные книги,
делимся друг с другом секретами. И я раньше даже не задумывалась о том, что
может быть по­другому. Что может не быть такого привычного мира под
названием дом и семья. В нашей стране есть дети, которые не имеют этого
мира. Это дети, которые живут в детских домах. Дети­сироты.
СЕМЬЯ!
Каждый человек, а тем более маленький, должен иметь свой дом.
Чувствовать рядом мамину ласку, её заботу. Чувствовать, что он кому­то
нужен.

По воскресеньям с мамой и папой мы смотрим любимую всеми
нами телепередачу «Пока все дома» с телеведушим Тимуром Кизяковым.
Именно она помогла мне посмотреть на мир другими глазами. В рубрике этой
телепередачи «У вас будет ребенок» Тимур Кизяков вместе со своей женой
Еленой Кизяковой помогли 70 подмосковным ребятишкам, волею судеб
оказавшихся в детских домах и интернатах, обрести свой дом. Я задумалась…
Откуда берутся дети­сироты???
Из разговора с мамой я узнала, что одних оставляют сразу же после
рождения в больнице. Других оставляют в канавах, на лестничных площадках.
А кого­то вынуждены забирать из семей, где дети стали не нужны.

Они живут в детских домах, о них заботятся, и у них есть все самое
необходимое. Но нет самого главного – теплых маминых рук, папиной
твердости, уютного домашнего очага и вкусных бабушкиных пирожков.
Я решила узнать мнение о детях­сиротах у одноклассников и педагогов
нашей школы и провела анкетирование.
Вопросы для одноклассников:
1. Кто такие дети­сироты?
2. Беспокоит ли Вас судьба детей­сирот?
Вопросы для педагогов:
1. Как Вы можете помочь детям­сиротам?
2. Если бы у Вас была возможность усыновить или взять под опеку
ребенка. Вы бы это сделали?
Одноклассники (20 учеников)
Кто такие
дети­
сироты?
у
0
Вы
Педагоги (20 педагогов)
Как
можете
помочь
детям­
сиротам?
Материально
­
20
педагогов

0
Дети,
которых
нет
родителей

20
учеников
Да – 18
учеников

Хотели бы
вы помочь
детям­
сиротам?
Готовы взять
под опеку –
12 педагогов
Не готовы

8
педагогов

Нет – 3
ученика
Если бы у
Вас была
возможность
усыновить
или взять
под опеку
ребенка, Вы
бы
это
сделали?

В ходе анкетирования были получены следующие результаты: мои
сверстники знают, что сироты ­ это дети у которых нет дома и родителей. На
второй вопрос 18 учеников ответили, что очень хотят помочь таким детям.
Педагоги моей школы готовы оказать материальную помощь. И 12 педагогов
даже готовы взять под опеку таких ребят.

Проанализировав ответы, я пришла к мнению, что очень многих
волнуют судьбы таких детей. И все понимают, что никто и никогда не заменит
им родную маму, человека, который будет заботиться и любить. И с замиранием
в сердце переживать взлеты и падения своего ребенка. И каждый из них
мечтает жить в своей семье, и им всем снится мама, «которая придет и заберет
его домой».
Конечно, мы не можем в один миг изменить жизнь этих детей, дав
каждому ребенку семью. Но своими добрыми поступками можем сделать их
жизнь чуточку светлее, помогая детским домам.

В нашей стране, да и во всем мире, очень много людей, которые
помогают детским домам и забирают детей в свои семьи. Из них такие
знаменитости, как Анджелина Джоли, Мадонна, из российских ­ известный
адвокат Михаил Барщевский, да и сам Тимур Кизяков. В самом Саратове очень
много таких семей. Одна из них семья Ильюшиных, в которой живут 10 детей.
Когда мы жили в городе Ясный, я с мамой передавали в детский
дом игрушки и одежду. Одному из детских домов Саратова помогает моя
учительница. В апреле месяце мы решили с моими родителями и классным
руководителем провести акцию в школе «Помоги детям». Все это ­ маленькая
капелька в этом огромном океане горечи. Но воспитывая нас в духе семейного
единства и формируя ценностные представления о семье с дошкольного
возраста, наша страна, родители, учителя надеются, что наше поколение не
будет оставлять своих детей, а будет их растить в семье, где царят ласка,
любовь и забота. Ведь каждый ребенок имеет право на семью!

Конкурс сочинений по правовому воспитанию

среди учащихся 8-11 классов образовательных учреждений Костромской области

Сочинение

«Имею право на семью»

Работу выполнила:

учащаяся 8 класса муниципального

общеобразовательного учреждения

Елизаровская основная общеобразо-

вательная школа Мантуровского муни-

ципального района Костромской облас-

ти Кешокова Виктория Муратовна.

«Кто в любви и радости живёт, того и кручина неймёт»

Русская пословица.

Каждый человек хочет любить, иметь семью, и имеет на это полное право.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.

Под семьёй, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать своё единство в каждом следующем поколении – очень важная характеристика семьи.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением. Стабильные и крепкие семьи имеют только один момент-заключение брака и не имеют другого –развода.

Иначе говоря, первой, или начальной стадией семьи является заключение брака. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребёнок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребёнка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребёнка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребёнок, обзаведшийся собственной семьёй.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткие, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Её называют зрелой фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья превращается в место, где воспитываются внуки. Они занимают место, опустевшее после отъезда взрослых детей. Отчий дом вновь наполняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями – бабушками и дедушками.

В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвёртая стадия – стадия затухания. Она заканчивается смертью одного или обоих супругов.

Семья, откуда ушли все дети, называется «пустым гнездом». Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую – брачная пара остаётся наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодёжь.

В России, особенно на селе гораздо больше трёхпоколенных семей, когда пожилая пара живёт совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально. Под одной крышей могут проживать и три, и четыре поколения.

Современная семья – первичная социальная и экономическая ячейка, включающая родителей и одного ребёнка. Её называют нуклеарной семьёй, потому что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тёти и т.п. – относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной. То есть семья расширяется за счёт 3-4 поколений прямых родственников, а не за счёт присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т.п.

Наша семья считается многопоколенной, так вместе с нами живёт моя прабабушка, которой 91 год. Всего несколько лет назад она была ещё здоровой, помогала вести домашнее хозяйство: пекла вкусные пироги, водилась со мной и моим младшим братом, напевая разные песенки, а их -то она знает огромное количество, так как моя прабабушка пела в местном фольклорном коллективе «Ухтубужье». Она очень интересно рассказывала о том, как в деревне справляли свадьбы, как родители встречали молодых. Ещё мне запомнилось, что во время свадьбы был обычай выносить наряженную ёлочку, напевая. Я очень удивилась, что прабабушка знает её всю наизусть в таком возрасте. Как только исполнилось прабабушке 90 лет, начались проблемы со здоровьем, и поэтому сейчас мы все заботимся о ней.

Одной из главных ценностей любой семьи является потребность всех её членов, особенно детей, в особой близости и любви, семейном общении. Внутренняя сплочённость современной семьи напрямую зависит от социально-экономического состояния общества, частью которого она является. Ведущую роль играют семейные связи, основанные на стремлении супругов к гармоничным отношениям в семье и в обществе, на взаимопонимании, уважении, глубоком и постоянном чувстве любви. Однако такие отношения требуют правильного воспитания и поведения, как детей, так и взрослых, большого такта, искренности, а когда надо – и гибкости. Постоянство чувств, эмоциональность, которые должны быть присущи современным родителям, являются одним из важнейших условий необходимых для нормальной семейной жизни, как родителей, так и детей.

В каждой семье должно быть равенство между её членами. Почему-то считается, что готовить обед или стирать, мыть посуду – женское дело. Многие мужчины обидятся, если им предложить этим заняться. Но ведь это совершенно неправильно! Родители работают, так почему же именно мама должна, придя домой, ещё и готовить, и убирать, и мыть посуду? И мама может повесить полку на кухне. Тем более что сегодня домашний труд облегчает умная техника, в которой современная молодёжь разбирается лучше своих родителей. Обычно как бывает: кто-то из членов семьи что-то умеет лучше, у него сноровистее получается – вот это и будет считаться его семейными обязанностями.

Я считаю, что самое правильное, если все домашние дела делать сообща. Или их выполняют по очереди, или тот, кто сегодня окажется свободнее. И потом вместе можно отдохнуть: пойти в кино, в театр, устроить домашнее представление, вместе почитать, устроить семейный праздник.

Современные семьи переживают далеко не лучшие времена, поскольку основные усилия родителей направлены не на формирование духовно-нравственной сферы, а на физическое выживание членов семьи.

Счастливой считается та семья, в которой было бы не меньше двоих детей. Но как прожить такой семье при минимальном семейном бюджете в 5300 рублей. Заработная плата у многих работающих нищенская, и эти семьи едва «сводят концы с концами». Мизерные пособия в размере 150 рублей на детей до 1,5 лет от нищеты не спасают. При нынешнем общественном строе иметь детей для многих россиян стало непозволительной роскошью.

Хорошо, что государство решило помочь родителям, издав закон «О материнском капитале». Исходя из этого закона, семья при рождении второго или третьего ребёнка получит определённую сумму. Воспользоваться ими можно на улучшения жилищных условий, платы за обучение.

Многим людям приходится подрабатывать в вечернее и ночное время, чтобы как-то прожить. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни – 30 минут, что негативно отражается на возникновении духовной близости между ними и соответственно, - на формировании духовно-нравственных качеств детей.

Приведу наиболее веские причины неудовлетворительного воспитания детей в семье:

1.Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров…).

2.Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряжённость, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

3.Двойная нагрузка на женщин в семье – и на работу, и на семью.

4.Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей.

5.Бытующее общественное мнение, что мужчина помогает женщине в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остаётся святой обязанностью женщины-матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей в жизни повсеместно нарушается.

6.Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряжённее. Информация о семейных убийствах не исчезает со станиц прессы.

Из-за нестабильности в нашей стране многая часть детей лишена семейного уюта. Многие дети оказываются на улице и превращаются в беспризорников. У них нет дома, они ночуют, где придётся, едят то, что удаётся выпросить, а иногда и украсть. Они не учатся и не попадают на приём к врачу. У них просто нет детства. Заботу о таких детях вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных, учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребёнка, школы-интернаты, спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров. Согласно закону, такие дети в 18 лет должны покинуть стены спецучреждений. А что их ждёт в родительском доме? Долги за коммунальные услуги, непригодное жильё … Получается, что дети, выросшие в детских домах, не только были лишены нормального детства, но и не могут достойно начать взрослую жизнь, не выплатив долги по квартплате своих пьющих родителей. И не у всех детей, живущих в детских домах, есть хоть какое-то жильё. По закону государство должно выделить им жилплощадь в порядке очереди.

Большое распространение в России получил другой путь воспитания детей – замещающая семья: опекунство, усыновление, патронатные, приёмные семьи. В последнее время стали больше обращать внимания на тех, кто нуждается в помощи, любви, внимании. Проводятся акции «Подари детям радость», «Подари детям праздник», «Подари ребёнку семью». Проблема воспитания ребёнка в неблагополучной семье – это ведущая проблема 21 века. В книге для родителей А.С.Макаренко развил мысль о том, что воспитание в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слёзы для семьи, и для страны в целом.

Замещающая семья – форма семейного жизнеустройства ребёнка, утратившего связи с биологической семьёй, приближённая к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи рассматривается как наиболее перспективное, так как процесс социализации ребёнка проходит легче и естественнее в условиях семьи.

Я считаю, что воспитание в детских домах, приютах, интернатах не обеспечивают в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний, умений.

Замещающая семья может иметь следующие виды: усыновление, опека/ попечительство, приёмная и патронатная семьи.

Усыновление (удочерение) – наиболее предпочтительный вид замещающей семьи, предполагающий устройство детей, лишившихся родительского попечения, при котором ребёнок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает родителей в лице усыновителей и родную семью. Усыновители, добровольно принимающие на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяются теми же правами.

Я думаю, если в моей жизни случится быть бездетной по состоянию здоровья, то обязательно усыновлю или удочерю ребёнка или двоих детей раннего возраста. Если бы так поступали все бездетные семьи, то и обездоленных детей было бы меньше.

Опека/ попечительство – это одна из разновидностей замещающей семьи, которая предполагает семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14-до 18 лет. Обязанности по опеке/ попечительству исполняются безвозмездно. На содержание ребёнка опекуну/попечителю ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ.

Цель опеки/попечительства – обеспечение воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, их болезни или по другим причинам остались без родительского присмотра, а также защита личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы – органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Однако между опекой и попечительством существуют и определённые различия. Опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного.

Преимущество данного вида замещающих семей заключается в возможности сохранения ребёнком, оставшимся без попечения родителей родственных кровных связей.

Приёмная семья – ещё один вид замещающих семей, который предполагает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приёмными родителями о передаче ребёнка (детей) на воспитание супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в свою семью на срок, установленный договором. Приёмные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать семьям необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приёмных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Супруги или отдельные граждане, желающие взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приёмными родителями, их семья – приёмной, а ребёнок, передаваемый на воспитание в приёмную семью, - приёмным ребёнком.

Приёмные семьи дошли и до нашей глубинки. В нашей деревне есть две приёмные семьи, которые взяли на воспитание по одному ребёнку: Воробьёвы Сергей Валерьевич и Лариса Александровна, имеющие своих 3 детей, Смирновы Юрий Викторович и Наталия Александровна, имеющие своих 2 детей. В нашей школе работает учительница Смирнова Наталия Александровна, её приёмный ребёнок учится в 5 классе. В семье Смирновых- Руслан, так зовут мальчика, воспитывается уже год. Внешне он даже похож на Наталию Александровну. Что хочется отметить, что с первого взгляда даже не заметишь, что он не родной ребёнок. У них сложились очень доброжелательные отношения. Я думаю, что для них он уже стал родным. А когда видишь каждый день в школе счастливое лицо Руслана, то думаешь, что в этой приёмной семье ребёнка очень любят, уважают, заботятся о нём. В ответ он платит тем же. Он надеется, что он – человек, личность, который кому-то нужен. А это великое счастье!

Мне нравится пословица: «Сироту пристроить – что храм построить». Проблему российского детского сиротства можно решить только всем миром. Взять детей в свои семьи я считаю благородным делом.

Патронатная семья – это разновидность замещающих семей, предполагающая устройство детей, нуждающихся в защите с установленным статусом и без него. Дети передаются в патронатные семьи на тот срок, который необходим ребёнку для его реабилитации или установления статуса: краткосрочно – на срок от 1 дня до 6 месяцев; досрочно – от 6 месяцев и более.

Преимущество патронатной семьи от других видов семейного жизнеустройства детей данной категории заключается в том, что ответственность за ребёнка разделяется между органами опеки и попечительства, патронатным родителем и учреждением из которого ребёнок был помещён в патронатную семью. Это даёт возможность патронатным родителям получать необходимую помощь и поддержку от специалистов разного профиля при необходимости и курирование психолога.

Патронатная семья для России - новый вид замещающей семьи. Она имеет ряд принципиальных отличий в организации жизнедеятельности, связанных, в первую очередь, с тем, что она часть определённой системы, отражающей принципиально новый подход к опеке и попечительству, а также помощи детям, нуждающимся в поддержке государства.

Есть семьи, которые берут детей в свои семьи из корыстных целей, поэтому быстро возвращают их, как вещи, обратно в детские дома, интернаты. Такие горе-родители совсем не задумываются о душевном состоянии ребёнка, о его дальнейшей судьбе, а надо бы… Только люди с добрым сердцем могут создавать приёмные, патронатные семьи.

В России действуют проекты и программы «Дети России», «Дети-инвалиды», «Дети Костромской области», «Здоровый ребёнок», «Одарённые дети», «Семья для ребёнка» и другие.

Закон Небес гласит: нет любви – нет семьи.

С течением времени многие семьи распадаются. Мотивы развода – это субъективные причины, названные самими разводящимися. Мотивы отражают только чувства, переживаемые супругами на период развода, а не реальные проблемы, приведшие к нему. Об этом хорошо знают отечественные социологи. Они основывают свои исследования на материалах бракоразводных дел. Известно, что в суде супруги нередко называют не реальную причину распада брака, а мотив, облегчающий эту процедуру. Среди них наиболее частыми являются следующие:

Отсутствие общих взглядов и интересов;

Несходство характеров;

Любовь к другому человеку;

Супружеская неверность;

Алкоголизм и связанные с ним грубость и побои;

Отсутствие нормальных жилищных и материальных условий;

Вмешательство родителей в семейные дела супругов.

Причины развода и мотивы развода – вещи разные. Первые объективны, вторые субъективны. Первые действуют как бы помимо воли и сознания людей. Они подчиняют их волю себе. Например, недостаточная жилплощадь, отсутствие денег, проживание с тёщей или свекровью вполне могут стать причиной развода. Но во многих из них люди не признаются. Они расскажут психологу совсем о другом. Каждый стремится выглядеть лучше. Даже наедине с собой они не всегда признаются в правде и стараются рационализировать свои поступки.

Нужно ещё учитывать и повод к разводу. Им может стать какой-либо пустяк, переполнивший чашу терпения и послуживший сигналом к активным действиям. Некоторые семьи немножко поссорятся и сразу бегут в ЗАГС писать заявление о разводе. Многие, конечно, одумываются, но кто-то идёт до конца.

Сегодня среди учёных начинает преобладать точка зрения, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определённый тип отношений в браке – отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении одного другим, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет очень важную роль в жизни общества. Он символизирует свободу личности. Без него брак превратился бы в принудительное сожительство. Если человек не нашёл счастья в браке, ему нужно предоставить шанс попытаться сделать это ещё раз.

Как быть при разводе с детьми? Только суд должен защитить права детей и права каждого из бывших супругов. Суд должен учесть интересы детей, оставшихся без одного родителя, решить с кем они будут жить, а кто из родителей станет «приходящим», назначить денежное содержание – алименты, которое бывший супруг (или супруга) должен будет выплачивать на содержание детей до его совершеннолетия.

Развод – это, конечно, плохо, но запретить его нельзя. Считаю, что нужно более осмысленно подходить к выбору партнёра, и когда он произошёл, приложить максимальные усилия к воспитанию друг друга в браке.

Человека в семье можно удержать только любовью. Ни деньгами, ни детьми, ни силой, ни магией семью без любви сохранить невозможно.

Повторюсь, что семья является ячейкой общества, то есть попадает под действия законов страны. Основным законом в нашей стране считается Семейный кодекс, которому юридическая энциклопедия даёт такое определение: «Кодекс - … законодательный акт, объединяющий нормы, которые регулируют отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье». В этом кодексе прописано всё: каковы обязанности супругов друг перед другом; как государство должно помогать родителям воспитывать детей; каковы обязанности выросших детей перед состарившимися родителями… в этом же своде документов чётко определено: как и кому можно усыновлять детей, за что мать или отца можно лишить родительских прав и многое другое.

Брак, с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты, одно из самых гениальных изобретений человечества. Семья – это спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах всё дорого, на работе идут сокращения, платное обучение в ВУЗах, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете.

Без любви, взаимного расположения и привязанности не стоит заводить семью – она будет непрочной.

Если ваш родной дом будет уютным и красивым, семья дружной, то ваша дальнейшая жизнь будет согрета огнём домашнего очага. Станет счастливой и радостной! Только в счастливых семьях растут крепкие, здоровые дети. А значит, в них живут вера, надежда и любовь!

Каждый человек должен иметь семью!

Я надеюсь, что у меня будет большая и крепкая семья.

Хочется закончить свою работу словами Д.Уэбстера:

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать всемогущим».

Инна Пащенко
Родительское собрание «Права ребёнка на семью»

«Главный замысел и цель

семейной жизни - воспитание

детей. Главная школа воспитания

Это взаимоотношения мужа и

жены, отца и матери».

Василий Александрович

Сухомлинский

Любовь и понимание со стороны родителей и других членов семьи способствуют тому , что у малыша укрепляется уверенность в себе, умение высказывать и отстаивать свою позицию без боязни ошибиться, задавать вопросы взрослым и т. д. – то есть только в атмосфере любви и понимания идет интенсивное гармоничное развитие ребенка, способного стать в будущем творческой самостоятельной личностью.

Каждый ребёнок имеет право на дом , семью , на любовь и понимание.

Дети имеют право жить со своими родителями .

Каждый ребёнок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Вот ведь дело-то какое…

Нас не семеро, а трое :

Папа, Мамочка и я,

Но все вместе мы - семья .

Рассуждение на тему «Семья – это… »

Запись детских высказываний : «Семья - это счастье , любовь и радость. Семья – это когда друг с другом не ругаются. Семья – это когда все дома дружные. Семья – это когда есть мама, папа и я. Семья - это когда все вместе едут на дачу. Семья – если живут вместе и вечером кушают все вместе, а потом спят. Семья - это когда в гости приходят дедушка и бабушка».

Конвенция о правах ребенка ст . 18

Преамбула. … Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания…

Право ребенка на семью , на любовь и понимание – одно из ведущих прав , так как его реализация обеспечивает растущему человеку эмоциональное благополучие, нормальные условия для становления самооценки, развития чувства защищенности.

Привязанность к представляет собой всякую базу для воспитания таких важных черт, как патриотизм, гражданственность, толерантность, дружелюбие.

Трудно найти ребенка дошкольного возраста, который сказал бы, что он не любит своих родителей и не хочет с ними жить, даже если объективно эти родители и заслуживают такого к ним отношения. Но потребность в близких людях, их любви и понимании так велика, что лишение ее воспринимается ребёнком как невосполнимая утрата, подлинная трагедия.

Укрепляет ответную любовь к семье знание собственной родословной, постепенное осознание принадлежности к своему роду через нахождение общих черт характера, внешних признаков.

Выставка «Генеалогический сад» .

Фотовыставка «Семейные традиции» .

Несмотря на безусловную любовь ребёнка к родителям и уверенность к ответной любви к нему, необходимо фиксировать внимание малыша на способах проявления любви, обучать умению видеть эти проявления со стороны взрослых и овладевать навыками собственного выражения любви к родителям и другим членам семьи .

Формирование потребности в семье , дающей человеку любовь и понимание, порождает возможность принять право на семью как жизненно необходимое, нарушение которого приводит к потере эмоциональной устойчивости личности.

Родители , постоянно находясь рядом с совсем маленьким ребёнком , проявляют любовь к нему в форме ласкового прикосновения, интонации голоса в процессе общения :

Папа, мама, ты и я

Называются «семья » .

И для нас семейный кодекс

Выпускается друзья.

Выступление юриста

Без семьи надёжной людям не прожить.

Помните! Семьёю нужно дорожить !

Выступление семейного психолога

Знают все на свете взрослые и дети,

Что семья наш лучший друг на большой планете.

Рефлексия

Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?

Что было самым неожиданным?

Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

Выставка книг по семейному воспитанию и праве ребёнка на семью .

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Составь семью» Дидактическая игра «Составь семью» Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые.

"Мама» - это самый близкий и родной человек на планете. Быть мамой значит дарить жизнь, заботу, любовь, тепло и безграничную нежность. Недаром.

Фотоотчет с городского фитнес-фестиваля "Красоту, здоровье,спорт - в каждую семью""Красоту, здоровье, спорт - в каждую семью".Под таким.

Консультация для родителей «Права ребёнка и соблюдение их в семье» Основные международные документы, касающиеся прав детей. Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Права ребёнка» в подготовительной к школе группе Цель: Формировать патриотическое сознание дошкольников. Способствовать расширению знаний о правах ребёнка. Познакомить с документами, защищающими.

Конспект НОД «Худ. творчество» «Поможем цыплёнку найти семью». (сухая аппликация, рисование цветными льдинками) Конспект НОД «Худ. творчество» «Поможем цыплёнку найти семью». (сухая аппликация, рисование цветными льдинками) Программные задачи: 1.