И вы боретесь с этим? Комплименты мужчине и женщине – что общего

"Не бойтесь хвалить артистов, это им необходимо, как воздух, это питает их душу!"

Не знаю, кто сказал эти слова - наткнулась случайно в Интернете, но сегодня они как нельзя лучше подойдут сюда.

Не смотря на то, что я звонила и узнавала состав (ну же было интересно, кто там будет, кроме Боброва-Билла!), а также мне подтвердила этот состав Настя, войдя в МДМ я со всех ног побежала к доске составов. Ура! Никого не заменили! В итоге:

Софи Шеридан - Наталья Быстрова

Али- Анна Гученкова

Лиза - Виктория Канаткина

Рози - Елена Казаринова

Таня - Нина Семенова

Донна Шеридан - Елена Чарквиани

Скай - Андрей Бирин

Эдди - Александр Давыдов

Пеппер - Дмитрий Бунин

Билл - Алексей Бобров

Гарри -Олег Тайсаев

Сэм - Андрей Клюев

Отец Александр - Марат Абдрахимов

Дирижер… ммм, ту вышла заминка, т.к. я еще не всех знаю, а записать не удосужилась, но, кажется, Акоп Хачарян (простите, если все-таки ошиблась!). Неудобно-то как получилось, зря он мне подмигивал перед началом представления. В общем, каюсь и посыпаю голову остатками от костровых угольков. Тем более, что он был просто человек-оркестр! Никогда не смотрела до сегодняшнего дня на дирижера. Каюсь! Многое потеряла! Однако, не набралась смелости подойти и сказать пару добрых и ласковых… жалею!

А начала я дождалась еле-еле! Ужасно жарко (душно) в зале. Хорошо хотя бы рядом со мной подсела женщина с веером, если бы не она, не знаю, что со мной было бы. Но это так, к слову.

И вот музыка! Как же это великолепно! На лице сразу же образовалась дурацкая улыбка, а внутри возникло ощущение счастья. Пара глубоких вздохов и… вот уже поднялся занавес и на сцене… Наташа! Просто очаровательная Софи: совершенно эмоциональная и полностью сумасшедшая. В одном из постов я прочитала «Аббажаю!». Так вот, получается, я просто аббажаю ее Софи! Наташино присутствие на сцене = особая атмосфера и среди других актеров. Кажется, она их как-будто подпитывает всех своей собственной энергией!

Совершенно сумасшедшие подружки Али и Лиза. Сегодня я впервые наблюдала за ними почти все время их нахождения на сцене – раньше как-то «глаза не доходили»:))). Действительно, такие яркие девчонки! Еще посмотрела на дикие танцы на девичнике (тоже с Настиной подачи ) с другой стороны: Аня Гученкова просто нереальная «зажигалка»! А чего стоит их хоровод вокруг Софи в «Страшном сне»! Каждый раз открываешь для себя что-то новое.

Рози и Таня. Кому что, но мне – Нина Семенова, однозначно. Вот это Таня! Ноги аж до неба, голос, походка… ВАУ! Куча аплодисментов! Ах, не ругайте меня!:))) Про Елену Казаринову тут, кажется, сказано все и даже больше. Безумие! Сегодня была такая долгая пауза перед «Карасиком». Я даже подумала, что вот сейчас она уйдет, и не будет нам ни Карасика, ни Пескарика… и все же очень надеялась на Пескарика, но увы! Увы! :))))

Приезд трех отцов сегодня я встретила с огромной радостью, потому что совершенно не воспринимаю Боброва в ансамбле. Мало, господа, мало! Хотим еще! :))) И вот тут – во всей красе туристически-путешественнического костюма, сияя обаятельнейшей улыбкой. Ох! А сцена «Это что за игра»: такое волнение и, одновременно, предвкушение чего-то неведомого. Вроде, даже хочу, но… «это странное чувство во мне». Во всяком случае у меня не создалось впечатление того, что он боится; скорее, что он всю жизнь мечтал о дочке, и не может поверить, что мечта сбылась. Что-то из разряда: неужели это со мной произошло? А его фраза про сестру-близнеца… Я сразу пожалела, что у Софи нет сестры-близняшки:)))) Зато сколько страха было в сцене с Рози! Такие эмоции! ВАУ!

Кстати, я сегодня особенно остро прочувствовала, что Билл почти не поет. Так как по отношению к артисту Боброву я прониклась, увидев его в ролях Сэма и Гарри, где он пел, сегодня мне пения этого не хватило. Гм, и почему раньше я не замечала, что эта роль такая непевучая? Чувствую, еще немного и зафанатею окончательно. Такой хороший паренек!

Вообще, первый ряд – это большое дело. Я сегодня поняла, что, не побывав на нем, потеряла бы очень многое. Какие уморительные гримасы иногда строят артисты! Как переживая, искрил глазами на Донну-Лену Сэм-Клюев, как он слушал, закрыв глаза, Донну и как сглатывал ком в горле на «Виннере». Непередаваемые ощущения и просто гора мурашек, не смотря на жару и духоту! А его разговор с Софи и «Зная все…». Не верю, что можно так играть! Не верю! Это не игра, это настоящая жизнь!

Гарри-Тайсаев для меня сегодня открылся тоже по-другому. Когда они с Леной пели о своем прекрасном прошлом, мне даже показалось в какой-то миг, что запахло свежескошенной травой и свежими булочками! Прочь, прочь иллюзии! :)))

Еще сегодня я по-новому взглянула на Ская-Бирина. До сегодняшнего дня видела его в роли Ская вместе с Софи-Аней, но не прониклась совсем. Вот ни капелюсечки! Зато сегодня, кажется, оценила в полной мере. И между Софи и Скаем такие разряды летали, что цепляли всех, кто попадался на пути. Вах! Молодец! Просто молодец! Столько искренности и жизни в каждом жесте! Правда, в финальной сцене, когда Донна обнимала Софи, Скай подошел к ним и, обняв, сказал что-то типа "ну хватит уже, давайте" :))) Читала по губам, могла ошибиться:)))

Про трех отцов в костюмах в клеточку я уже писала… эх, а жаль! :)))) О! Сегодня я увидела Донну и процесс ее попадания в кровать. Класс!:)) Вообще, Донна-Лена – это класс! Я могу ошибаться, но мне кажется, что в последнее время у нее появилось чуть больше властности, чем раньше! Когда я в первый раз ее увидела, то была удивлена тому, как такая мягкая женщина может ТАК строить молодых мальчишек? Сегодня она это делала идеально. Всех по струнке! Ну и пела – взяло за живое с первых звуков голоса на «Мани, мани», и уже не отпустило!

Сегодня безумно понравилась сцена «Ты снова ходишь во сне». Наташа и Лена просто идеально ее отыграли, в какой-то момент я даже подалась чуть вперед, сдерживая в себе желание крикнуть Софи, что нельзя так говорить с мамой:))). Многое уже было написано о «Снова ускользает», но для меня это больше, чем просто песня. Почему-то я до сих пор не могу ее петь дома: накатывают дурацкие слезы… не могу…

Ой, забыла про друзей Ская: Эдди и Пеппера! Вернее, нет, чуть не забыла:))) Классно Пеппер сегодня щекотал Софи, оттащив ее от Ская… :)))) И классно они танцуют! Только вот тоже почти не поют… Не честно!!!

Очень быстро сегодня все закончилось. Намного быстрее, чем раньше. Однако, как хорошо, что сегодня мне не надо было ни кем делиться этим чувством. Ни с кем, кроме… полного зала МДМ! :)))

- Актрисой решили стать в детстве?
- Безусловно, и этому, как ни удивительно, немало способствовала семья: и папа, и мама закончили хореографическое училище, оба всю жизнь проработали в государственном ансамбле танца. Отсюда – закулисье, гримерки, гастроли и рано осознанное желание стать артисткой, балериной. Мы с мамой ходили на все балеты, больше всего впечатлила «Жизель» - история про красивую, несчастную любовь, жертвенность. А тут еще воздушные танцовщицы, словно принцессы. Ну, какую девочку это не поразило бы? Так что после третьего класса я решила поступать в училище, но не подошла по физическим данным: не тот шаг и так далее. Конечно же, среднестатистической артисткой я стала бы после упорного труда, но примой никогда. Родители обрадовались, а я целую неделю от горя пролежала с температурой сорок.

- После чего сцену решили позабросить?
- Лишь на время. после печального провала поступила в секцию таэквондо, где задержалась на четыре года, но опять же поняла: борьба не для меня. На первых же соревнованиях у меня проявился барьер: грушу бить могу, а человека нет, не было у меня спортивной злости. Впрочем, впоследствии такая подготовка пригодилась. Слава богу, мама, зная о моих мечтах, прочитала объявление о наборе в школу с театральным уклоном. Дома мы, конечно же, готовились: читали пьесы по ролям, этюды «рисовали», и я, несмотря на достаточно большой конкурс, поступила. Кстати, до восьмого класса я была круглой отличницей, но в театральной школе больше внимания уделяла спецпредметам, и началось: четверки, тройки, двойки по общеобразовательным дисциплинам, но «отлично» по той же сценической речи.

- После чего благополучно поступили в академию искусств…
- На специальность артист кино и театра. На сцену же я вышла еще студенткой. Начала с Русского театра. Борис Луценко пригласил меня на роль Офелии. А знакомство с Купаловским произошло в восьмом классе.
По-моему, это был «Лес» Островского. Почувствовала ли я тогда, что выйду на эту сцену? Даже не знаю, но сразу же ощутила домашнюю атмосферу, понравился зал - уютный и небольшой – и, конечно же, актеры. Потом была «Идиллия» с Зоей Белохвостик, в которую я сразу же влюбилась. Безумно хотелось стать такой, как она. Кстати, многие говорят, что мы с нею похожи. Даже спрашивают: «А вы не сестры?» Я, безусловно, отвечаю: «Да». Мне повезло – и уже на четвертом курсе я работала на полставки в Купаловском благодаря Валерию Раевскому.

Мужчины актеры грезят о роли Гамлета. Вы уже сыграли Офелию, в молодежном театре репетировали Джульетту, осталось ли о чем мечтать?
- О сильных личностях, например, ролях Марии Стюарт или Жанны Д’арк.

- А в кого бы не хотели перевоплотиться?
- Как верующий человек, очень настороженно отношусь к «Мастеру и Маргарите», поэтому, наверное, не хотела бы сыграть Маргариту.

- Самой сложной ролью для вас стала…
- Фери из «Странной миссис Сэвидж», это характерная героиня, перевоплотиться в которую было достаточно тяжело. Но, кажется, мне все удалось. Когда я разгримировалась, приглашенные не благодарили меня за спектакль, а все потому, что не узнавали. Это и есть высший комплимент актеру. Что еще за спиной? «Эрик XIV», «Ивонна», «С.В.», «Ромул Великий», «Любовь в стиле барокко», «Саломея». Сейчас репетирую «Мертвые души». Надеюсь когда-нибудь достичь вершин таланта любимых актрис – Чуриковой, Ахеджаковой.

- Запоминающаяся внешность, скорее, помогает?
- Даже мешает, опять же из-за ролей. Узнают ли меня на улице? Бывает, но чаще по сериалу «Солдаты» (его снимает московская компания «Ren TV», я играю там сержанта Пылееву), а не по спектаклям. Хотя, конечно же, как и, наверное, у любой театральной актрисы, у меня есть поклонники, которые писали любовные признания, дарили цветы.

- После театра легко сниматься в кино?
- Как и следовало ожидать, это разные вещи. На сцене ты работаешь на аудиторию, причем так, чтобы твои чувства и эмоции были понятны зрителю и в последнем ряду. А в кино твой партнер – камера, тут требуется полная органичность. Это же касается и клипов (я снималась в ролике Александра Малинина «Надо жить»).

- Дома от работы стараетесь отвлечься через…
- Катание на лошадях в Лошицком парке. этим видом спорта я увлеклась года три назад. Это своеобразная романтика, мушкетерство, но полезное занятие для актера. А вот готовить не очень люблю, не то, что Зоя Валентиновна Белохвостик, которая славится кулинарными навыками на весь Купаловский. Обожаю читать, сейчас взялась за биографию Клода Моне, его картины нравятся очень, они словно пронизаны чистотой и светом. Недавно закончила «Тайную жизнь» Дали, после этой книги я лучше поняла его: этот художник сумел свою жизнь сделать искусством.

- Нелепые случаи на сцене были?
- В спектакле «Любовь в стиле барокко» есть очень быстрое переодевание. Мой выход, костюмер спешно застегивает платье, вдруг молния заартачилась, наряд падает к ногам, а мне выходить и играть три сцены… Кое-как натянула на себя костюм и накинула плащ служанки, чтобы не было видно сломанной молнии. Все мизансцены, конечно же, нарушились, благо я предупредила партнершу, что практически не могу двигаться, и она мне подыграла. Но по закону подлости лиф-таки упал, слава богу, это был конец сцены, я подхватила его и стремительно удалилась, но все выглядело так, как будто так и должно быть.

Мне понадобилось несколько лет, чтобы понять что же кроется за настоящим «талантом». Ответ здесь невероятно прост - труд. Труд и большая работа над собой.
В большинстве случаев называя человека «талантливым» мы просто убираем то, что за всем этим стоит. И я была такой же. Я верила в то, что ему повезло родиться таким и упорно пропускала мимо ушей простые доводы: «Я занимаюсь этим с 10 лет. Я столько времени потратил, чтобы этому научиться». Пытаясь восхвалить человека, я по сути его принижала.

Если сейчас у вас в голове начало формироваться возмущение: «Я прекрасно это знаю. Конечно, это труд!» я говорю вам сразу - Спасибо! Спасибо, что вы можете это оценить! Вы знаете и используете верно определение этому слову . Закройте и не читайте этот пост.


Но меня чаще окружают люди совсем другого мнения. И, что самое досадное, я знаю, что за таким комплементом скрывается простое оправдание своей лени. Это легко проверяется, когда вы говорите человеку, что он тоже на что-то способен. К слову, трудолюбивый и по-настоящему талантливый человек не станет говорить вам таких комплиментов). Он оценит вашу работу, потому что в ней уже скрыт и труд и талант.

Что ещё обиднее услышать: «Это у вас от Бога!» Мой учитель рисования был мудрый человек, который верил в Бога. Но при этом он прекрасно осознавал, что таланты просто так не рождаются. Неужели ваш Бог был настолько несправедлив, что вас обделил? Или в такой момент мне просто тихо давят на жалость, принижая себя. Так, идите лесом тем более. Я не уважаю таких людей, по той простой причине, что они не уважают себя и, как это не странно прозвучит, Бога. Потому что он, я уверена им многое дал.

Я оценю такой комплимент только от человека, который реально чего-то добился в жизни. Потому что я буду знать, что он знает его истинное значение.
Я верю, что все люди способны на многое. Просто нужно прекратить оправдывать себя и заняться делом.

Хорошей рабочей недели, как всегда)

Издание: ТВ-Неделя

Актера театра и кино, народного артиста России Владимира Симонова нашей публике представлять не нужно. Эстоноземельцы, конечно, помнят его игру в спектаклях режиссера Римаса Туминаса — «Дядя Ваня» по Чехову, «Ветер Шумит в тополях» по пьесе французского драматурга Жеральда Сиблейраса, «Евгений Онегин» по Пушкину, которые в рамках фестиваля «Золотая Маска в Эстонии» московский Театр имени Вахтангова привозил в Таллинн.

На театральной сцене этот актер всегда играет сильные классические роли, но его знают и любят и телезрители. Например, по таким фильмам, как «Криминальный талант», «Граница. Таежный роман», «Московские окна», «Виола Тараканова», «Дети Арбата», «Ермоловы», «Охотники за бриллиантами», «Дело гастронома №1», «Куприн. Яма»… На счету Симонова - около ста киноролей.

После окончания театрального училища имени Щукина Владимир Симонов был принят на службу в Театр Вахтангова, позже перешел во МХАТ по приглашению его тогдашнего художественного руководителя - Олега Ефремова, но вернулся в труппу Вахтанговского театра через несколько лет, там играет до сих пор.

На днях актер отметил день рождения, а нашему изданию накануне удалось задать ему несколько вопросов.

Через ошибки человек идет вперед

Владимир Александрович, вы любимец публики. О вас очень много хороших отзывов - и от зрителей, и от коллег. Вы обращаете на них внимание?

Обращаю. Только дело в том, что я делаю после обращения. Ведь можно так обратить внимание, что аж стать другим человеком - измениться сверху донизу…

- Со знаком минус?

Ну, конечно. Или ты просто обратил на это внимание - сделал определенные выводы, понял, что все это, в общем-то, смешно. Потому что мы даже сами про себя до конца не знаем, кто мы и зачем мы. А тут еще кто-то что-то сказал… Просто надо достаточно мудро к этому относиться. Сегодня я так сделал, завтра - по-другому. Это же — стечение обстоятельств...

- А если после спектакля подходят зрители и говорят какие-то хорошие слова, это добавляет вам творческих сил?

Добавляет и очень сильно. Это правда! Причем не важно, веришь ты в эти слова или нет. Но, тем не менее, эти слова влияют. И они нужны, тем более актеру. Ты этот отклик публики чувствуешь даже на поклонах. Иногда публика раз, и на тебя вспыхнула. Значит, ты совсем что-то радостное ей донес. Вернее, ты же всегда это несешь, но, может быть, сегодня в зале оказалось больше тех, которые поняли это.

- А чья-то оценка или высказывание могут выбить вас из колеи?

Наверное… Но ведь обычно таких вещей - очень резких - не делают. Во всяком случае, видимо, мне везло. Последние несколько лет то, чем я занимаюсь в театре, то, что я делаю с Римасом Туминасом (с 2007 года он является художественным руководителем Театра Вахтангова. - Н.К.) находит положительный отклик, более или менее, но положительный. Хотя в то время, когда я вернулся в Театр Вахтангова из МХАТа, помню пару критических статей, в которых упомянули и меня, они были не совсем справедливыми — с перепутанными фамилиями. Но эмоционально это бьет очень сильно - когда тебя поругали, а, тем более, в газете. Нужны моральные силы, и даже более нужна мудрость, чтобы понять - это же полная ерунда. Человеку вообще свойственно ошибаться, это - его главное свойство, через которое он и идет вперед. А критика порой делает так - всему конец. Но это же — абсурд!

«Я поверил Туминасу»

Вы упомянули Римаса Туминаса. Его назначение на должность художественного руководителя Вахтанговского театра живо обсуждала культурная общественность Москвы. А как прошло ваше с ним знакомство?

До его прихода в наш театр я не знал Римаса лично, но знал его спектакль «Ревизор» - очень сложную постановку. Я понимал, что он очень талантливый человек, оригинально-талантливый. А когда мы начали работать вместе в театре, Римас стал ставить спектакль «Троил и Крессида» по Шекспиру, дал мне в нем одну из главных ролей - Пандара. Вот через эту работу я по-настоящему познакомился с Туминасом и понял, что он величина фантастического интереса. Очень интересен его угол зрения на жизнь, то, как он рассказывает о ней через пьесы. Римас - очень высокий человек, одухотворенный. Он истинный художник.

А ваше расположение к Туминасу не было связано с тем, что в первом же спектакле, который он стал ставить в Театре Вахтангова, он сразу дал вам главную роль?

Нет-нет! Дело не в этом. Начался-то его приход в театр с неприятной для меня вещи - он закрыл спектакль «Мелкий бес», в котором я был занят. Мы с Римасом посидели, поговорили - почти как Станиславский с Немировичем-Данченко (улыбается) . Он сказал, что мне как актеру лучше отказаться от этой роли, от этого спектакля, чем делать так, как оно есть. Я ему поверил. Не знаю, почему. Поверил и все. И с тех пор мы потихонечку - с большим или меньшим успехом - идем вперед.

Искусство и ремесло

- А откуда у вас убеждение, прочла о нем в одном из ваших интервью, что актер должен уметь сыграть все?

А это так сложилось, можно сказать, исторически (улыбается) . Еще в детстве я для себя решил, что актер - это тот человек, который выходит на сцену в какой-то роли и после спектакля, без грима, зрители его не узнают. И эта мысль меня грела. И до сих пор мне это нравится. Вот этим актер и добивается своей цели, а не тем, когда в разных ролях его видит зритель и говорит: «А-а-а. Я его знаю, опять такой-то…» Думаю, вот это понижает уровень актерской профессии.

А в другом интервью вы говорили, что вот так сыграешь в кино врача, артиста или бизнесмена, а потом только эти роли и предлагают…

Да. Ужасно!

- И вы боретесь с этим?

Борюсь, по мере возможности. Но, по-моему, все отвечают на это одинаково: «Потому что мы - актеры» Ведь одно дело — искусство, но существует и другая половина жизни, не менее важная: жена, дети, родственники, дом, быт, здоровье. На все это нужны деньги…

- Актерская профессия превращается в ремесло, и в этом нет ничего страшного?

Думаю, это даже не то что не страшно, а именно через это мы и понимаем наш мир, проходя через какие-то разные каналы - я здесь иду так, а тут иначе. И что-то я понимаю потому, что мне есть с чем сравнить. Это все нормально, это всегда так было — мне кажется, с минуты сотворения мира.

А не припомните интересный случай со съемок, когда вам приходилось перевоплощаться в представителя какой-нибудь профессии?

В фильме «Повесть непогашенной луны» я играл профессора Лозовского, который на операционном столе зарезал Фрунзе. А Фрунзе играл Володя Стеклов. И когда, по сценарию, я делал ему операцию, рядом со мной стояли четыре профессора Боткинской больницы, они на киноплощадке были консультантами и играли в эпизодах. До съемки сцены врачи мне все объяснили: что делать руками, как правильно держать инструменты. А когда нам дали команду: «Камера! Мотор! Начали!» Я как актер делал «операцию» легко, а они — люди, на счету которых было множество спасенных жизней, сильно разволновались, у них буквально тряслись руки, потому что их снимали в кино.

Стимул для молодых

Со старшим сыном Василием, который тоже служит в Театре Вахтангова, вы заняты в одних постановках. А вам случается что-то ему подсказывать, делать замечания?

Да, могу подсказать - а не нужно ли заняться голосом, чуть-чуть размять, или пластику немножко подправить. Но я себя ловлю на мысли, что сыну я говорю немного, а другим молодым актерам могу говорить гораздо больше. Может быть, у Василия меньше недостатков, чем у остальных…

- А, как вы думаете, молодые актеры — достойная смена старшему поколению, тем, кто уходит?

Те, кто ушли, конечно, выигрывают перед нынешними актерами — все знают их достоинства, благодаря которым они и остались гениями навсегда. Но, думаю, это — извечная тема. Ведь до тех гениев — лет сто назад — были свои гении. И наверняка, когда кто-то из них уходил, так же говорили: «Вот он был, творил, такого явления больше никогда не будет...» Когда я прихожу в свое Щукинское училище, всегда слышу: «Вот наш курс — это был курс, а потом — уже не то...» Но и сегодня вдруг взлетает фамилия какого-нибудь актера — лет тридцати, он талантлив, прекрасно играет, чувствует свою профессию. А потом, возможно, и он станет таким же 90-летним мэтром, и уже про него будут говорить: «Вот он ушел, и такого больше никогда не будет...» И правильно будут говорить, потому что это — стимул для молодых, чтобы стать лучше, достойнее.

Вы ведь родом из небольшого города - Октябрьска, что в Самарской области. Каждый год ребята из множества городков приезжают в столицу, штурмуют театральные вузы в надежде стать профессиональными актерами, любимцами публики. Что бы вы им пожелали?

Если чувствуют, что могут, что это дело их, значит, надо добиваться своей цели.

А если они чувствуют, но окружающие заставляют сомневаться - мол, куда ты собрался, где ты, а где эти знаменитые актеры, где телевизор?

Так вот же телевизор, рядом - в двух метрах от тебя в квартире стоит. Да и лететь до любого города часа два-три. В мире, в общем-то, все рядом.