Фольклор для средней группы. Фольклорное развлечение в средней группе « Путешествие в мир русских народных игр. Совместная образовательная деятельность в средней группе

АННА КОВЫРЯЛОВА
Конспект открытого занятия «Народное творчество» в средней группе.

Конспект открытого занятия «Народное творчество » в средней группе .

Цель :

Продолжать закреплять знания о народной игрушке : деревянной, глиняной, тряпичной;

Продолжать развивать интерес к культуре своего народа , стимулировать проявление эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора;

Способствовать отражению полученных впечатлений в игровой, речевой, коммуникативной, театрализованной, музыкальной деятельности.

Оборудование : аудиозапись русских народных песен «Во саду ли, в огороде» , «Коробейники» , три игрушки Петрушек – коробейников, колобки, настольный театр «Колобок» , три лотка с игрушками.

Ход занятия

Входит Бабушка Арина.

Бабушка Арина. Здравствуйте, ребята. Вы не видели, не пробегал ли здесь колобок? Вчера сшила Колобка, хотела вам сегодня сказку про него рассказать, а он убежал. Что мне теперь делать, как вам сказку рассказывать?

Воспитатель. Ребята поможем Бабушке Арине найти колобка? Я знаю много мастеров, они делают различные игрушки и продают их на ярмарке, может, он к ним покатился.

Дети отправляются в путь под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» , по ходу произносят потешку.

Еду, еду на базар, покупать себе товар,

На лошадке в красной шапке.

По ровненькой дорожке, на одной ножке.

В старом лопаточке, по рытвинам по кочкам,

Все прямо и прямо, а потом вдрук….в ямку бух!

Звучит русская народная песня «Коробейники» . Выходят три молодца с лотками.

Эй, честные господа,

Скорей пожалуйте сюда.

Как у нас ли, тары – бары,

Есть разные товары…

Подходите посмотрите.

Дети подходят к одному из коробейников. У него на лодке деревянные игрушки.

Дети. Здравствуй, мастер. Что продаешь?

1 – й коробейник. Игрушки деревянные.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая красота! Игрушки мастер смастерил из дерева. А расписаны они городецкой росписью.

Дети рассматривают игрушки.

1 – й коробейник. Кто меня потешит, тому дудку подарю! А если в ложки бить и в дудку дудеть, получится веселая музыка!

Звучит народная музыка , дети и воспитатель изображают оркестр.

За хорошую игру я вам дудку подарю.

Бабушка Арина. Спасибо, мастер. А ты колобка не видел?

1 – й коробейник. Был у меня деревянный колобок, я его только вчера выточил, а он взял и укатился с лотка. Может, где встретите по дороге?

Дети подходят к следующему коробейнику.

Дети. Здравствуйте, мастер. Что продаёшь?

2 –й коробейник. Игрушки из глины. За потешку отдам.

Дети рассказывают потешки про игрушки.

2 – й коробейник дарит детям игрушки.

Бабушка Арина. Спасибо, мастер. А ты колобка не встречал?

2 – й коробейник. Был колобок вчера, вчера я его из глины слепил, на лоток посадил, а он укатился. Может где встретите по дароге?

Дети прощаются с мастером и подходят еще к одному коробейнику.

Дети. Здравствуй мастер. Что продаешь?

3 –й коробейник. Игрушки лоскутные, тряпичные, практичные. Кто сказку расскажет, задаром отдам.

Дети рассматривают игрушечных зверей к сказке «Колобок» .

Воспитатель. А мы вам сказку не расскажем, а покажем!

Бабушка Арина. Как вы будете сказку показывать без колобка, мы же его так и не нашли?

Воспитатель. А у нас свой колобок есть.

Театрализация по сказке «Колобок»

Итог :

Ребята кто к нам сегодня приходил?

А где мы с вами побывали?

А что мы на ярмарке видели?

Какие игрушки мы рассматривали?

Публикации по теме:

Интегрированное занятия «В гости к бабушке Алёне» (народное творчество) В гости к бабушке Алёне Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно-эстетическая, социально – коммуникация. Виды.

"РУССКОЕ НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО". Цель: формирование духовно-нравственных качеств детей через ознакомление с русским народным музыкальным.

Здравствуйте коллеги. Хочу предложить Вашему вниманию мини - музей, который мы организовали в нашем саду в группе "Непоседы". Мини - музей.

Консультация «Народное творчество» Задолго до появления письменности возникло устное народное творчество: сказки, былины, песни, загадки, пословицы. Эти произведения в поэтической.

Сценарий мероприятия «Народное творчество России. Вологодские кружева» Снежное чудо – Вологодское кружево. Цель: Формировать у детей представление о народном декоративно – прикладном искусстве России – кружевоплетении.

Цель. Воспитывать интерес и любовь к культурно – историческому наследию народа. Задачи. Обогащать представление детей о народных играх,.

Название: Совместная образовательная деятельность в средней группе. «Фольклорное путешествие»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, фольклор, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 64»
Месторасположение: г. Великий Новгород

Совместная образовательная деятельность в средней группе.

«Фольклорное путешествие»

Цель: Познакомить детей с жанрами русского фольклора.

Задачи: Познакомить детей с небылицами, шутками-прибаутками из народного фольклора, закрепить знание русских народных сказок, формировать умение разгадывать загадки,воспитывать любовь к русскому словесному творчеству.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появился волшебный сундучок домовёнка Кузи. А где же он сам? Давайте заглянем в сундучок!

(Кузя спит в сундучке).

Дети и воспитатель пытаются его разбудить. Кузя просыпается.

Кузя (потягиваясь) Здравствуйте, ребята! Пришел к вам сегодня в детский сад рано очень, вот и решил немного вздремнуть. Чуть было не проспал все. Спасибо, что разбудили!

Сегодня в моем сундучке не сказки. Сегодня мы отправимся в путешествие. Побываем на станции «Угадай-ка», поиграем на станции «Игровая», попляшем и попоем. Люблю я веселиться! Ну да ладно. Не буду все сразу рассказывать. Сами все увидите. А поезд «Ай-люли» нас уже ждет. Садитесь в вагончики!

Дети держатся друг за друга, изображая поезд с вагончиками. По ходу поезда развешаны названия станций. У каждой вывески с названием станции делается остановка.

« УГАДАЙКА.»

Дети собирают разрезные картинки с героями сказок и называют сказку.

(На картинках герои сказок Емеля, Курочка Ряба, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

Игра «Доскажи словечко». Воспитатель читает: Живет в избушке такая старушка:

В ступе летает, помелом погоняет, нос крючковат, костяная нога, зовут ту старушку? (Баба-Яга)

Что за домик у дорожки,

Разноцветные окошки,

Звери в домике живут.

Как же домик тот зовут? (Теремок)

Иванушку стрела на болото привела.

Поймала стрелу не простая квакушка,

Поймала стрелу ту. (Царевна-лягушка)

2. «НЕБЫВАЛЬЩИНА»

Небылица в лицах, небывальщина.

Небывальщина да неслыхальщина,

По поднебесью сер медведь летает.

Он ушками, лапками помахивает,

Он черным хвостом принаправливает,

На горе корова белку лаяла,

Ноги расширя, глаза выпучив..

На дубу свинья гнездо свила,

Гнездо свила, вывела.

КУЗЯ. Бывал я ребята здесь уже. Здесь все так говорят и друг дружку понимают.

Ну, кто из вас сообразительный.

ДЕТИ: Жили были дед и баба,захотели они испечь колобок, а печка и укатилась от них по дорожке в лес….

Корова летела, летела и на дерево села …

Дети находят картинку с изображением Змея Горыныча. На картинке надпись

«Богатыри всегда побеждают Змея Горыныча, но не убивают его, а прогоняют. Но Змей очень любопытный и постоянно прилетает посмотреть на новых богатырей. Готовьтесь.Скоро и на вас посмотреть прилетит.

Дети отвечают на вопросы: Кто такие богатыри? Каких богатырей они знают?

Кто может стать богатырем? Что нужно богатырю для победы?

Дети выполняют упражнения на силу, выносливость — лежа на полу, поднимают ноги; выполняют упражнения с мешочками (с разным наполнителем).

Прилетает Змей (Три зеленых воздушных шарика,связанных между собой широким лентами). Богатыри сражаются и побеждают Змея. Змей улетает.

Следующая станция «ИГРОВАЯ» .

КУЗЯ: Очень я люблю играть в разные игры. Моя любимая называется «ЧИЖ». Знаете такую игру? Да! А давайте поиграем!

Дети играют с Кузей.

« По дубочку постучишь, прилетает сизый чиж.

У чижа у чижика хохолочек рыженький.

Тук-тук не зевай, себе пару выбирай!»

КУЗЯ: Здесь можно переиграть во все русские народные игры. Как приезжаю сюда так сразу и начинаю играть со всеми. Я ведь разных игр много знаю. Только некоторых играх водящего надо выбирать, а для этого у нас есть считалки — сговорки.

Вот я такую знаю и вас научу:

За стеклянными горами

Стоит Ваня с пирогами.

Ваня, Ванечка, дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок – то стоит три,

А водить – то будешь ты!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Поехали!

Следующая остановка «ПОТЕШНАЯ – ПЛЯСОВАЯ»

«Веселые ложкари»

Ваня – Ваня простота купил лошадь без хвоста,

Сел он задом наперед и поехал в огород.

Как надену я на ножки красные сапожки,

Каблучками застучат, затанцуют ножки.

Дети исполняют на ложках, трещотках и других инструментах.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Следующая станция – остановка «СЮРПРИЗНАЯ»

Дети повторяют прочитанную воспитателем скороговорку «Сашки да Нюшки очень любят сушки».

Сюрприз для детей — чай с сушками.

Ну, вот и все. Можно попить чайку с сушками, да отправляться восвояси

Поезд « Ай – люли» отправляется обратно.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура.

Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством: познакомить детей со сказкой «Жихарка».

Задачи.

Образовательная: учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки. Расширять знания о декоративно-прикладном искусстве – росписи деревянной посуды. Оценивать поступки героев сказки. Объяснить смысл народной мудрости «Мал, да удал», «Мал золотник, да дорог».

Развивающая: развивать чувство эмпатии, образность речи, воображение.

Воспитательная: воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, любоваться красотой расписной деревянной посуды; воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.

Материалы: иллюстрации с изображением лисы, кота, петуха, иллюстрации к сказкам «Жихарка», хохломская ложка, шапочка-«кот», аудиозапись русской народной мелодии.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель собирает детей вокруг себя

Цель: сплотить детей, создать атмосферу группового доверия.

Воспитатель. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, вы любите сказки?

Дети.

Воспитатель. А хотите отправиться в сказочное путешествие?

Дети.

Воспитатель (Играет тихая русская народная музыка. Воспитатель накидывает платок на плечи, дети крутятся вокруг себя три раза).

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

— Ребята, посмотрите внимательно, что интересное и необычное вы видите в нашей группе?

Дети.

Воспитатель. Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек. Как он мог здесь появиться?

Дети.

Воспитатель. Как вы думаете, он пустой или нет?

Дети.

Воспитатель. Как нам это узнать?

Дети.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри.

Дети. Петушок.

Воспитатель. Правильно, ребята, это петушок. Откуда он мог здесь появиться?

Дети.

Воспитатель. Петушок пришел к нам из сказки. Как вы думаете, из какой сказки?

Дети.

Воспитатель. Правильно вы назвали сказки. Ребята, петушок хочет с нами поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Петушок»

Цель: способствовать развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук, развивать речь детей.

Петушок наш вдруг проснулся, Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.

Прямо к солнцу повернулся. Повертеть кистью руки в разные стороны.

Кукарекнул раз, два, три! Разводить и сводить указательный и большой палец.

Ты сегодня не проспи.

Петушок стоит весь яркий, Ладонь вверх указательный палец опирается на большой.

Гребешок он чистит лапкой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Как чудесно мы играли,

И в игре тренировали,

Наши пальчики, ладошки,

Ну, и кулачки немножко.

Ребята, петушок принес нам загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь, потом говорим отгадку.

Цель: уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Дети.

Дети собирают разрезную картинку «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10).

Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?

Цель: учить сравнивать внешний вид домашней птицы и дикого животного.

Дети.

Воспитатель . Петух – птица, а лиса?

Дети.

Воспитатель. Петух – домашняя птица, а лиса?

Дети.

Воспитатель. У петуха тело покрыто перьями, а у лисы?

Дети.

Воспитатель. У петуха две ноги, а у лисы?

Дети.

Воспитатель. У петуха есть крылья, а у лисы?

Дети.

Воспитатель . Вот следующая загадка от петушка.

Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это —

Дети.

Воспитатель. Чем вам нравится кот? Он какой?

Цель: учить описывать внешний вид домашних животных.

Дети.

Воспитатель. Какие клички бывают у кота?

Дети.

Воспитатель. Для чего коту усы?

Дети.

Воспитатель. Ребята, усы коту помогают ощущать запахи — нюхать.

Для чего коту усы?

Ну конечно, для красы!

Для чего котишке уши?

Шевелить ими и слушать.

Для чего котенку нос?

Нюхать, где же пес Барбос.

Для чего глаза коту?

Видеть днем и в темноту.

Голова коту для чего?

Думать обо всем и про все.

Вот так голова у кота:

Поважнее ног и хвоста!

(Т. Хитрова)

Воспитатель. Хотите поиграть с котом?

Проводится русская народная игра «Кот и мыши» . Дети стоят в кругу. «Кот» — в центре круга. Дети имитируют движения в соответствии с текстом – поднимают и опускают плечи, «моют посуду», качают головой – «не дружат». Вытягивают правую, затем левую руку вперед, ставят руки на пояс, топают ногами, убегают от «кота».

Цель : развивать внимание, умение действовать по сигналу, имитировать движения в соответствии с текстом (координация речи с движением).

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире.

Чай пили, чашки мыли,

Но с котами не дружили.

Раз, два, три!

Раз, два, три!

Нас попробуй, догони!

Воспитатель . Конечно, весело играть.

Пора загадку отгадать!

Сама точеная,

А ручка золоченая.

Дети.

Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.

Ложки деревянные по количеству детей.

Воспитатель. Посмотрите, какие ложки?

Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором.

Цель: воспитывать желание любоваться красотой расписной деревянной посуды.

Воспитатель. Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Дети.

Воспитатель. Все ложки одинаковые или нет? Чем отличаются?

Дети.

Воспитатель. Ребята, ложки у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?

Дети.

Звучит русская народная песня, дети играют на ложках.

Воспитатель. Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?

Дети.

Воспитатель. Тогда я вам расскажу: это ложка одного маленького мальчика. Зовут его Жихарка. Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. Вы хотите узнать, кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?

Дети.

Воспитатель . Слушайте сказку внимательно, да запоминайте.

Рассказ русской народной сказки «Жихарка» с показам слайд-шоу.

Воспитатель. О чем эта сказка?

Дети.

Воспитатель. Давайте попробуем описать героев сказки «Жихарка», какими они были.

Цель: учить различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; активизировать в речи детей прилагательные.

Дети.

Психогимнастические упражнения.

Цель : учить детей изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера.

Воспитатель. Сейчас я попрошу вас показать, изобразить эмоции, движения героев сказки, как настоящие артисты.

Воспитатель . Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки.

Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.

Вот коварная лиса собирается поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут. Как про это сказано в сказке?

Дети.

Воспитатель. Какое у них было настроение?

Дети.

Воспитатель. В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает Зло!

Ребята, у нас остались картинки к сказке «Жихарка». Их надо разложить по порядку.

Воспитатель (Воспитатель снимает платок, дети закрывают глаза, включается тихая русская народная мелодия).

Ну, а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

Сказка новая опять

Будет в гости завтра ждать.

Ребята, наши отгадки превратились в …(шоколадки).


«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ»
Занятие №8 для средней группы
Звучит рус.нар. музыка. Дети входят в избу.
Хозяйка:
Здравствуйте мои детушки-малолетушки! Проходите в горницу, рассаживайтесь. Сегодня хочу я вам рассказать историю про предмет, который пришел к нам из далекой –далекой старины. Начну рассказ с загадки: «Сама не ем, а всех людей кормлю». Что это? (ложка)
А вот еще загадка: «Всех кормлю с охотой, а сама без ротая»
И это про ложку. Правильно. (Достает из ларца ложку)
А для чего нам этот предмет? (Для того, чтобы есть) Что можно ложкой кушать? (Щи, кашу). Какие по размеру бывают ложки? (Большие и маленькие). Правильно: для чая-маленькие чайные, для каши-десертные, для супов и борщей-большие столовые (показать образцы)
Давным-давно на Руси не было у людей ложек совсем. Жидкую пищу пили через край, а гущу доставали со дна руками. И вот одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что там осталось, например, мясо, овощи. И вытесал древний человек свою первую ложку из камня.(показать камень)
Ложка получилась очень неровная и тяжелая.
А однажды ел древний человек большой кусок мяса, и когда обглодал кость, то обратил внимание, что она была ровная, гладенькая и совсем не тяжелая. И тогда он решил сделать ложку из этой белой красивой косточки. Такие ложки он сделал для всей семьи. Они были легкими, гладкими и уже не обжигали губы во время еды, как каменные.
Прошло много времени. Люди многому научились. И ложки стали изготавливать металлические -из бронзы, серебра.(показать) Но такие
Ложки могли купить только богатые люди. Простые же люди, бедные ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из разных деревьев: липы, ольхи, березы, осины.(показать иллюстрации деревьев) Такие ложки имелись в каждой семье. Эти ложечки были совсем легкие, удобные и совсем не нагревались от горячей пищи.
Их украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком.
(показать образцы) Вот такими они становились яркими, красивыми,Расписными. Мастера-умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли про них песенки и потешки. Вы ведь тоже знаете потешки про ложки? Расскажите.
Реб: В плошку налей окорошку Возьми ложку, хлебай понемножку.
Реб: Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к вам идут матрешки
Ложки деревянные, матрешечки румяные
Реб: Озорные ложкари ударяли в ложки, в звонкие ладошки
Ой, жги-говори, заиграли ложкари!
(Выходят по двое детей, разыгрывают диалоги)
-Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
-Да прошлой ночью я во сне нашел горшок с медом.
А вдруг и сегодня во сне найду?
-Тит, а Тит! Пойдем зерно молотить!
-Живот болит.
-Тит, пойдем кашу есть!
-Где моя большая ложка?
Хозяйка:
А еще, ребятки, ложки можно превратить в самый простой русский народный музыкальный инструмент. Вот и мы сейчас с вами возьмем по две ложки и устроим концерт. (раздать детям из ларца деревянные ложки)
У ложек есть черпачок и черенок. Возьмем ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом.
Педагог играет на двух ложках и напевает:
Ложки две чудеса творят,
Стоит в руки взять-весело стучат!
Дети напевают вместе с Хозяйкой и следующую песенку:
На дворе у нас играют, ребятишек забавляют:
Гуси -в гусли, утки –в дудки,
Чайки – в балалайки, свинки – в скрипки,
Бараны – в барабаны, кони – в гармони.А бык в бубен – бух, бух! Бьет копытом во весь дух!
(«Муз. руководитель» 1-2004, стр 26)
Далее педагог демонстрирует прием игры «Лошадка»:
-Ну, а если ложки я вот так возьму-
Кони рвутся вскачь, я их не сдержу!
(поет)Слышен, слышен стук копыт, по мосточку конь бежит!
-А теперь я и вас так научу играть. Выставите перед собой ладошку и представьте, что в ней лежит яблоко. В эту круглую ладошку положите ложку черпачком вниз, а черенком к себе. Аккуратно пальчиком зажмите ложку и ударьте сверху другой ложкой. Звук получился глухой и низкий. А теперь откроем два пальчика: указательный и средний.
Получилась «норка для мышки-норушки». Опять ударим и сравним звук. Звук получился более звонкий, яркий, громкий и высокий.
А сейчас будем ударять два раза по закрытой ложке и два раза по открытой.
Дети сначала под счет выполняют задание, затем под аккомпанемент педагога.
Звучит рус.нар. песня «Коробейники».
Давайте поиграем в игру «Эхо». Разделимся на две команды и посмотрим, какая команда дружнее. Для каждой команды я буду простукивать ритмический рисунок и его нужно точно-точно повторить.
Внимание, начинаем!
К вечеру уж день клонится, и пора нам расходиться.
До свидания, ребятки!

Конспект занятия в детском саду по развитию речи детей средствами фольклора в средней группе «Волшебный сундучок»

Составитель: Лесовая Е.С.

Тема занятия: «Волшебный сундучок»

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи:

1. Образовательные.

Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством: потешки, прибаутки) Приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведения.

2. Развивающие.

Развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры.

3. Воспитательные

Воспитать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре, правде, красоте. Окружить детей теплотой добрых чувств.

Оборудование и материалы для занятия в детском саду:

костюм для воспитателя в народном стиле,

шапочки петушка и котика для детей.

мягкие игрушки петушка и котика,

расписной сундук,

клубок ниток,

печка,

схема для заучивания наизусть

группа оформлена в стиле русской избы.

Приёмы и методы:

. Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, индивидуальные и хоровые ответы детей, словарная работа. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, заучивание наизусть, обобщение.

. Наглядные: элементы русской избы,

утварь и предметы обихода, коромысло, сундук, мягкие игрушки.

. Игровые: сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика, подвижная игра «Мыши водят хоровод»

Ход занятия в детском саду:

Дети играют.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (дети вместе с воспитателем поглаживают веки глаз)

С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (поглаживают ушки)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)

С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (притопываем)

С добрым утром, солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнцу)

Воспитатель: Дети вы любите путешествовать?

А на чём можно ездить?

Ответы детей (на машине, на самолёте и т. д.)

Дети, я приглашаю вас в гости к хозяйке в русскую избу.

А поедем мы с вами на лошадке.

Я поеду первая, а вы за мной.

Поехали! (руки вытянуты вперёд, правая рука сверху держит пальцы левой руки)

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке,

На одной ножке,

По кочкам, по кочкам.

Цок - цок-цок. Приехали (Артикуляционная гимнастика)

Воспитатель:

Вот мы с вами приехали в гости, в русскую избу.

Проходите, рассаживайтесь на стульчики.

Посмотрите как хорошо в избе, уютно, тепло. Печка русская, лавочка, сундук,

Стол, а на столе стоит самовар, на полу лежит половик. Добра всякого видимо невидимо.

Вам нравиться?

2. Основная часть

Воспитатель:

Посмотрите ребята это- сундук расписной, но мне не открыть его одной.

Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне?

Дети: да

А. Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок. (Пальцы рук сцеплены в замочек)

Кто его открыть бы мог?

Покрутили, постучали, потянули

И открыли!

Воспитатель:

Что же там я погляжу, да ребяткам покажу (достаю клубок ниток)

Ребята отгадайте загадку.

Что за зверь со мной играет?

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки.

Дети: котик.

Воспитатель:

Да, это котик, вот он лежит на лавочке.

Какая шубка у кота? (мягкая, пушистая)

Котик любит слушать потешки, да песенки про себя.

Вот послушайте.

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл.

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекуться

Коту в лапки не даются

Ребята я вам предлагаю выучить потешку про котика

А помощница наша будет-схема

(читаю второй раз по агоритму)

Кто запомнил, расскажи нам. (2-3 человека рассказывают с опорой на схему.

Ребята котику очень понравилась, как вы рассказывали про него потешку, он вам спасибо промурлыкал.

Мур - мур- мур.

Физкультмунутка.

Воспитатель:

А сейчас котик хочет с вами поиграть в игру «Мыши водят хоровод»

Ребята, мы с вами мыши, а Костя-кот.

Давайте встанем в хоровод.

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька кот,

Разобьёт весь хоровод.

После того, как проснётся кот, мыши убегают к себе в норочки (на стульчики)

Воспитатель:

Молодцы никого котик не поймал.

В сундучок я загляну,

Что же там я погляжу.

Да ребятам покажу.

(достаю игрушку петушка)

Какой красивый у нас петушок. Давайте назовём части тела петушка?

Дети: голова, гребешок, бородушка, хвост, крылья, ноги.

Воспитатель: Давайте нашего петушка похвалим, расскажем про него потешку.

Петя, Петя -петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаёшь?

Что ты громко поёшь?

Детям спать не даёшь. (2-3 человека)

Петушку очень понравилась ваша потешка и он прокричал ку-ка-ре-ку.

Петушок: Ребята, я так проголодался, у вас на столе я вижу зёрнышки. Я сейчас их все склюю.

Воспитатель: Подожди, подожди Петя, мы недавно с ребятами читали сказку «Петушок и бобовое зёрнышко» так там петушок подавился и чуть не умер. Ребята, а каким зёрнышком подавился?

Дети: бобовым

Воспитатель: А почему он подавился бобовым зёрнышком?

Дети: оно очень крупное.

Воспитатель: Ребята давайте поможем нашему петушку?

Дети: да

Воспитатель: в большой чашке лежит фасоль и горох, нам надо разложить по баночкам горох отдельно, фасоль отдельно.

Воспитатель: что мы будем складывать в эту баночку?

Дети: горох

Воспитатель: горох какой?

Дети: маленький, круглый

Воспитатель: а в эту баночку что положим?

Дети: фасоль

Воспитатель: фасоль какая?

Дети: большая (спросить 2-3 человек)

Воспитатель: ребята подскажите, какие зёрнышки клевать Пете? Почему?

Петушок: спасибо ребята, я буду клевать гороховые зёрна.

Воспитатель:

Давайте в сундучок я загляну.

Что же там я погляжу (читаю сама)

Качи- качи, качи.

глянь баранки калачи.

С пылу, с жару из печи.

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи.

Подхватили калачи

Нам остались

БА-РА-НОЧ-КИ.

Угощаю детей баранками.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Все вместе читаем потешку:

Еду, еду на лошадке.

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

По кочкам, по кочкам.

ЦОК-ЦОК-ЦОК. Приехали.

Подведение итогов:

Где вы были в гостях?

Вам понравилась русская изба?

Где прячутся секреты?

Про каких животных мы рассказывали потешки?

Ребята вам понравился петушок?

Что мы сегодня с петушком делали?

Воспитатель: петушок мне сказал, что хочет с вами остаться, что вы сегодня его выручили, что так поступают только настоящие друзья.