Если внезапно забываешь фамилии и события. Что делать, если все время забываешь имена людей. Снижение концентрации внимания влияет на память

Нас часто мучает психологический феномен, связанный с тем, что мы склонны забывать слова и имена, но ощущения, что необходимое слово вот-вот вспомнится, не покидает. Этот феномен называется «на кончике языка». Мы часто говорим, что забытое слово «вертится на языке», и это состояние способно вызывать недовольство и даже фрустрацию.

Однако, несмотря на причиненные неудобства, наша частая неспособность вспомнить хорошо знакомое слово способна многое рассказать о том, как работает память и как она взаимосвязана с нервными процессами.

Состояние «на кончике языка»

Когда, казалось бы, простой процесс выражения мыслей приостанавливается из-за того, что мы неспособны прямо сейчас вспомнить то самое, необходимое для продолжения слово, мы сталкиваемся с когнитивным блоком. Когда это происходит, мы отчаянно пытаемся одновременно вспомнить слово либо найти подходящий синоним, альтернативное выражение и в то же самое время тянем время, используя знакомые выражения: «это, как его», «ну, то самое», «на языке вертится», и тому подобное.

То, как часто используются эти выражения, говорит о склонности людей забывать простые слова, обозначающие предметы, названия мест и даже имена и фамилии хорошо знакомых людей. Подобная забывчивость определяется специализированным термином - "летологика". Технически в психологии этим термином обозначается временный блок, не позволяющий вспомнить имена собственные, однако все чаще и чаще его используют для обобщения состояния «на кончике языка».

Летологика

Как и многие другие профессиональные термины, сформированные сравнительно недавно, слово «летологика» происходит из двух древнегреческих. Корень lethe означает забывать, в то время как logos переводиться как «слово». В древнегреческой мифологии Лета была одной из пяти рек подземного мира, из которой души умерших пили, чтобы забыть все земные воспоминания.

Происхождение термина приписывается руке Карла Юнга (начало XX века). Юнг работал с подсознанием и особое внимание уделял памяти и ее процессам. Но, несмотря на то, что целый век прошел с тех пор, как феномен обратил на себя внимание, психологи все еще очень мало знают о нем.

Изучение феномена

Все потому что летологику нельзя спровоцировать или предсказать, поэтому ее изучение лабораторными методами практически невозможно. Ученые до сих пор не могут причислить этот феномен к нарушениям памяти, как и к нарушениям речевого аппарата. У летологики есть общие черты как с гипомнезией, являющейся нарушением памяти, так и с афазией, являющейся нарушением речи.

Также неизвестны и причины феномена «на кончике языка». У специалистов есть несколько гипотез, среди которых наиболее популярны две:

  1. «Блокирование» нужного слова другим, вспомнившимся раньше или пришедшим на ум быстрее. Это слово не всегда имеет прямое отношение к необходимому, скорее оно ассоциативно с ним связано.
  2. «Слабая активация» искомого слова или выражения, особенно по сравнению с другими, похожими по смыслу и звучанию словами.

Летологика у людей, свободно владеющих двумя языками, встречается гораздо чаще. Однако, благодаря лингвистическим и мнемоническим процессам, связанным с переходом от одного языка на другой, такие люди способны быстрее вспомнить необходимое слово или подобрать к нему синоним.

Ассоциативная память

Работа человеческой памяти сильно отличается от компьютера, несмотря на частые сравнения. Психологи много говорят о том, что наша память удивительна тем, что она способна «выдавать» нам необходимые слова со скоростью мысли. Однако память отвечает на количество ассоциаций, связанных с новой информацией, а не на то, как сильно мы хотим ее запомнить. Недаром говорят, что чем понятнее информация, тем легче ее запомнить.

Невероятно сложно, порой даже невозможно вспомнить абсолютно все известные нам слова. По данным Оксфордского словаря, в английском языке насчитывается около 600 тысяч слов, однако активный словарный запас среднестатистического взрослого англичанина состоит из немногим более 50 тысяч. Конечно, в нашей памяти сохранено гораздо больше слов, которые мы понимаем, но используем нечасто. Именно такие слова и формируют большую часть того, что «вертится на языке».

Мы забываем то, что редко используем, и по большей части это имена собственные, как ни странно. Поскольку человеческая память построена на ассоциациях, блокирование определенных слов и возможность их вспомнить напрямую зависят от того, насколько крепки и богаты эти ассоциативные связи.

«Раньше я все время забывала имена людей, особенно на многолюдных вечеринках или деловых встречах. Теперь, когда меня представляют новому человеку, я стараюсь несколько раз произнести его имя в самом начале знакомства: «Очень приятно, Сергей», «А вы, Сергей, как думаете?» Повторение отлично помогает запоминать информацию».

«Очень часто, встречая малознакомого человека, я узнаю его в лицо, даже могу вспомнить, откуда я его знаю, где он работает, а вот имя – ну никак! – признается 32-летний Олег. – Это так неловко! Я всегда переживаю в этих случаях, ведь люди могут подумать, что я отношусь к ним пренебрежительно». Такая забывчивость совсем не редкость, она, как отмечал еще Фрейд, случается сплошь да рядом. (См. «Узнать больше».) Мы находим ей удобные объяснения, списывая все на усталость, стресс, озабоченность своими проблемами. Но настоящие причины могут лежать гораздо глубже.

Убеждения, заложенные в детстве. «Вечно ты все забываешь», «Ты никогда не слушаешь», – может быть, детьми мы часто слышали именно такие фразы? «Родители – это наши зеркала, – объясняет психоаналитик Елена Жалюнене, – и мы получаем первое представление о самих себе, основываясь на том, что они говорят о нас. Повзрослев, нередко удивляемся: «Почему со мной такое происходит?» – а причина, возможно, в тех убеждениях, которые заложены в наше бессознательное с детства». Мы чувствуем себя в безопасности, пока следуем родительским установкам. Получается, если нас убедили, что мы ничего не запоминаем, мы будем чаще других все забывать. Возможна и обратная ситуация: если ребенку твердят «Не высовывайся!», вырастая, он невольно стремится к тому, чтобы его не замечали и не запоминали. Как и его имя! Вот оно и не держится у нас в памяти.

Защита личного пространства. Имя – символ личности. «Запомнить имя и обращаться к другому по имени значит установить с ним связь, – замечает Елена Жалюнене. – И это трудно тем, у кого высокая внутренняя агрессия, потому что они не умеют устанавливать отношения и склонны, наоборот, разрушать связи. А также тем, у кого слабая собственная идентичность, нет четкого образа себя: им и другого сложно принимать как отдельную личность. И первые, и вторые могут бояться вторжения в свое внутреннее пространство. И защищаются, не запоминая или забывая имена». Ведь если мы не запомнили человека, то его в нашем внутреннем мире просто не существует.

Неприятные ассоциации. Иногда мы не можем запомнить чье-то имя, потому что оно пробуждает какие-то давние воспоминания, которые вызывают у нас страх, стыд, боль и другие неприятные чувства. Может, так звали нашего обидчика с соседнего двора? «Эти воспоминания могут быть забыты, вытеснены, но они хранятся в нашем бессознательном», – подчеркивает Елена Жалюнене.

Или сам носитель имени может напоминать нам кого-то, о ком мы не хотим вспоминать, или обстоятельства знакомства могут вызывать ассоциации с травмирующими событиями из прошлого. «Например, если мы не запоминаем отчеств, это может быть связано с нашими плохими отношениями с отцом в детстве», – поясняет Елена Жалюнене. Тогда вмешивается бессознательное, стирая из памяти имя человека и тем самым разрывая звенья этой цепочки нежелательных ассоциаций.

Что делать?

Удвоить внимание

Если вы ловите себя на том, что рассеянны и не слушаете нового знакомого, постарайтесь признать это и удвоить свое внимание. Для этого требуется внутренняя дисциплина, которая приходит с опытом. Придется поработать, чтобы научиться наблюдать за собой, одновременно уделяя внимание собеседнику. Такое отстранение помогает быть начеку.

Разрешить себе забыть

«Чем больше вы тревожитесь, как бы не забыть чье-то имя, тем скорее потерпите неудачу, – считает Елена Жалюнене. – Убеждать себя не нервничать малоэффективно, тревога может только возрасти». Поэтому эксперт рекомендует идти от обратного: разрешить себе забывать, чтобы избавиться от страха, успокоиться и стать внимательней.

Прислушаться к себе

Забывчивость может стать хорошим поводом, чтобы поразмышлять о себе, замечает Елена Жалюнене: «Почему я не смог войти в контакт с этим человеком? Я за что-то злюсь на него? А может, я хотел показать себя, а не поговорить с ним?» Когда вы вновь окажетесь в подобной ситуации, то, возможно, удивитесь, что у вас больше не возникнет затруднений с запоминанием.

Узнать больше

В книге «Психопатология обыденной жизни» Зигмунд Фрейд показывает, что забывание/путаница слов и имен, описки, оговорки, разнообразные ошибки и случайные движения есть не что иное, как проявление бессознательных механизмов психики (Азбука, Азбука Аттикус, 2013).

Забывчивость, причины которой могут быть самыми разными, сегодня наблюдается не только у пожилых людей, как это бывало раньше, но также у совсем молодых женщин и мужчин. Более того, врачи даже не удивляются тому, что данная проблема нередко беспокоит студентов и детей школьного возраста, которые, казалось бы, вовсе не должны беспокоиться о своей памяти. О том, как называется болезнь, когда человек все забывает, и какие общие причины вызывают проблемы с памятью, будет рассказывать данная статья.

Сразу следует отметить, что болезни забывчивости больше всего подвержен современный человек, поскольку на его мозг ежедневно возлагается большое количество самой разной информации, поступающей от радио, телевиденья и особенно сети интернет. В таком состоянии мозг человека может самостоятельно блокировать большую часть ненужных сведений, чтобы окончательно не перегрузиться.

Важно! Ученные установили, что мозг здоровых людей может отсортировывать как минимум десятую часть всей поступающей информации и совершенно ее не воспринимать. Именно поэтому в некотором роде забывчивость – это физиологическая норма, которая позволяет человеку правильно усваивать информацию и не «засорять» ею память.

Выделяют следующие основные причины того, что у человека нарушается память и он утверждает, что забывает слова при разговоре, особенно если тщательно старается все вспомнить в нужный момент:

  1. Недосыпание.
  2. Различные болезни ЦНС и психические сбои.
  3. Атеросклероз сосудов.
  4. Сахарный диабет.
  5. Болезнь Альцгеймера.
  6. Болезни щитовидной железы.
  7. Остеохондроз.
  8. Депрессия.
  9. Недостаток полезных веществ.

Рассмотрим каждую из данных причин плохой памяти более подробно.

Нарушение сна

Проблема недосыпания (см. ) сегодня очень распространена, особенно среди работающих людей, которые могут трудиться по ночам. Также при регулярном просмотре телевизора или времяпрепровождении в интернете до позднего вечера мозг человека не получает достаточного времени для отдыха и дает сбой в виде нарушения памяти.

Помимо этого следует знать, что нарушенный сон способен негативно отображаться на психоэмоциональном фоне человека, делая его рассеянным, нарушая скорость реакции.

В таком состоянии не нужно спешить принимать таблетки, ведь решить проблему просто – нужно только нормализовать свой сон, спать не менее восьми часов в сутки. Это сполна компенсирует потраченное время на отдых, ведь тогда мозг будет работать намного лучше.

Травмы

Травмы головы – это частая причина забывчивости. При этом, чем сложнее травма, тем серьезнее могут быть последствия в виде нарушения памяти, тошноты, слабости и даже ухудшения зрения. Для того чтобы не допустить развития нежелательных осложнений, сразу после полученной травмы следует обратиться к врачу, провести диагностику и лечение.

Психические сбои

Забывчивость, причины и лечение которой рассматривает невролог, часто развивается из-за психических болезней и нарушений. Это может быть, к примеру, синдром Корсакова, который предусматривает нарушение запоминания нынешних событий. Лечится данное состояние долго. Иногда оно требует пожизненной поддерживающей терапии. Во многом лечение зависит от конкретной причины недуга.

Атеросклероз

Многие пациенты забывают слова при разговоре (причины, симптомы зависят от запущенности болезни). Связано это может быть с , при котором нарушается кровообращение и приток крови к разным отделам тканей мозга. Это, в свою очередь, запросто способно ухудшить память человека. Лечение данного состояния длительное. Оно требует максимально точного соблюдения всех врачебных предписаний.

Сахарный диабет

При возникновении сахарного диабета у человека сильно поражаются сосуды. Это приводит к нарушению поступления крови в мозг. Признаками сахарного диабета могут быть сильная жажда, усталость, сухость слизистых оболочек и частое мочеиспускание. Также иногда возникают скачки АД, нарушение аппетита. При данных симптомах нужно сразу обращаться к врачу.

Болезнь Альцгеймера

Данное заболевание – это как раз та патология, при которой у человека необратимо нарушается память и интеллект. Чаще всего от нее страдают пожилые люди в возрасте после 60 лет. При первых подозрениях на данную болезнь нужно сразу обращаться к врачу. При своевременно выявленной патологии ее легче лечить и можно добиться более медленного прогрессирования забывчивости.

Болезни щитовидной железы

При таких заболеваниях у человека наблюдается острая нехватка выработки определенных гормонов, которые влияют на общее ухудшение самочувствия человека, а также снижение памяти. При таком положении дел нужно обращаться к эндокринологу и сдавать анализы. Лечение предусматривает прием лекарственных препаратов, соблюдение диеты с йодом (употребление рыбы, хурмы, орехов, морской капусты, других продуктов, богатых данным полезным веществом).

Остеохондроз

При данной болезни у человека сильно нарушается кровообращение мозга, что приводит к сбоям в памяти. Более того, иногда остеохондроз приводит даже к инсульту, поэтому его нужно обязательно лечить. Симптомами данного состояния будут головные боли, слабость и онемение пальцев рук.

Депрессия

– это не только нарушение психики человека, но также состояние, которое способно ухудшить память. Чтобы устранить ее, больному следует принимать антидепрессанты, которые помогут нормализовать его состояние и привести в норму психоэмоциональный фон.

Нехватка полезных веществ

При скудном, однообразном рационе человек не получает и половины необходимых ему витамин. То же самое касается и частого соблюдения диет, что приводит к дефициту полезных веществ и ухудшению памяти. Чтобы не допустить этого, важно правильно и сбалансировано питаться. Рацион должен быть богат витаминами, минералами, кальцием и прочими нужными веществами.

Итак, забывчивость не является «чертой характера». Если вдруг вы начали забывать слова, события или людей, стоит обеспокоиться. Нельзя заниматься самодиагностикой и тем более самолечением. Лучше сразу обращаться к невропатологу, пройти обследование. Только врач выписывает медикаменты после установления причины.

Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


IStock

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника»

Амнестическая афазия - своеобразное нарушение способности называть знакомые предметы («потеря памяти слов», словесная амнезия). Больной как бы забыл название окружающих его предметов, вещей, явлений, животных. В речи человек использует совсем мало существительных, заменяя их глаголами, т.е. ему легче сказать, что делают данным предметом, чем вспомнить его название.

Встречается амнестическая афазия в любом возрасте - все зависит от причины, ее вызвавшей. Но все же чаще нарушения памяти связаны с прогрессированием дегенеративно-дистрофических изменений в веществе головного мозга, происходящими в процессе старения, поэтому наиболее характерны они в пожилом возрасте.

Классические причины: почему возникает амнестическая афазия

Патологический очаг при амнестической афазии находится в глубине белого вещества на стыке теменной, височной и затылочной областей (так называемый центр памяти) левого полушария головного мозга (у правшей).

Причины, способные вызвать амнестическую афазию:

  • острая спутанность сознания, которая может возникнуть в результате острого отравления как внешними ядами, в том числе и лекарствами, так и внутренними (отравление токсинами, содержащимися в крови при острой почечной или печеночной недостаточности). Эти вещества повреждают ткань головного мозга, и наряду с потерей памяти наблюдаются и другие общемозговые симптомы (вялость, сонливость, дезориентация);
  • черепно-мозговая травма, при которой время амнезии напрямую зависит от тяжести травмы, при сотрясениях головного мозга длительность нарушения памяти может составлять всего лишь 1-2 минуты, но при тяжелых травмах, захватывающих белое вещество в области центра памяти, амнезия может сохраняться довольно продолжительное время;
  • болезнь Альцгеймера. Нарушение памяти при болезни Альцгеймера нарастает постепенно как результат прогрессирования изменений в головном мозге;
  • острое нарушение мозгового кровообращения, когда оно происходит вблизи центра памяти;
  • хронические нарушение мозгового кровообращения;
  • прогрессирование дисциркуляторной энцефалопатии;
  • опухоли головного мозга;
  • кратковременное нарушение памяти может наблюдаться после приступов эпилепсии и мигрени.
  • Симптоматика

    Информация к головному мозгу может поступать за счет зрительного либо слухового анализатора, в связи с этим клинически выделяют 2 формы амнестической афазии, в зависимости от того, какой путь получения информации извне больше всего пострадал.

    1. Акустико-мнестическая развивается при повреждении связей между слуховым анализатором и центром памяти, появляется нарушение слухоречевой памяти (при поражении средних отделов коры височной доли):

    2. Оптико-мнестическая афазия характеризуется разобщением между зрительным образом предмета и его названием из-за чего человек не может назвать предмет, но без труда описывает его предназначение. Возникает этот вид афазии при поражении области стыка височной и затылочной долей в угловой извилине. При этом основными становятся следующие симптомы:

    Деление на эти виды можно назвать условным, так как очень редко наступает поражение какого-либо одного небольшого участка мозга, поэтому в большинстве ситуаций наблюдаются сочетания различных видов афазий.

    При амнестической афазии нарушен выбор слов, которые всплывают в сознании пациента. Тяжелые формы афазии распознать не составит труда, гораздо сложнее с легкими нарушениями памяти. Иногда то, что у человека проблемы с вспоминанием названий предметов, становится заметным только после длительного общения - такие люди хорошо находят синонимы к словам, которые не могут вспомнить, используют речевые штампы и заученные фразы.

    Принципы лечения

    В первую очередь, нужно выяснить причину возникновения амнестической афазии и постараться ее устранить. К сожалению, поврежденные клетки речевого центра уже не смогут выполнять в полной мере свои функции. Лечение направлено на то, чтобы выработать в головном мозге новые ассоциативные связи, чтобы соседние здоровые мозговые клетки взяли на себя функции утраченных. Так, если, например, нарушено в основном слухоречевое восприятие, то делается акцент на нахождение нужных слов с преимущественным использование зрительного анализатора, и наоборот.

    Обучение больного с тяжелой формой афазии напоминает процесс социализации маленького ребенка, который не знает как что называется, но с течением времени, после многократного повторения, название того или иного предмета плотно закрепляется в памяти путем построения зрительно-речевых и слухоречевых связей. Похожий процесс происходит и в мозге у человека, страдающего амнезией, только он протекает гораздо медленнее.

    Наилучшие результаты достигаются, если начать лечение уже в первые дни от начала заболевания.