Экология. Безопасность. Жизнь. Проект " сайгаки в живой природе" Экологическое воспитание детей средствами изо искусства

По мнениюЛ.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

Отчуждение детей от мира природы;

Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составила: Ахметова Л.Ш.

По мнениюЛ.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

Отчуждение детей от мира природы;

Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Изучив ряд исследований по данной теме, мы определили сущность эколого - эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского.

Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем, обогащается содержание детского творчества образами природы, в рисунках появляются новые темы. И в процессе познания природы и в процессе изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение). Именно художественная деятельность является и формой выражения, и средством воспитания.

Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами - совершенством форм, разнообразным колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам природы.

Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большее количество образов, используют более разнообразные средства выразительности.

Искусство и изобразительная деятельность самих детей поможет им закрепить пока элементарные, но нужные знания о природе, о месте и роли человека, живущего в единстве с ней. Ребёнок- художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в них явлений. В этом раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Воспитываются нравственные качества.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен в них выразить своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и поэтому их можно назвать выразительными.

Одним из самых доступных для детей средств выразительности является цвет. Использование ярких красок в разнообразных сочетаниях присуще детям, но наблюдая за цветовым разнообразием окружающего мира, во время знакомства с произведениями художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, выразительно. Через цвет они передают своё настроение и отношение к образу.

Другое чувство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие, по его мнению, события изображает небрежной линией.

Как и взрослые дошкольники используют приём гиперболизации – преувеличение каких-то признаков. Они выделяют в изображённом предмете или явлении то, что на их взгляд, особенно значимо. Главный образ выделяется размером или цветом.

Композиция – это способ построения произведения. В рисунках дошкольников встречаются как с сюжетами, передающими развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия. Усвоив навыки композиции, ребёнок начинает чувствовать центр, стороны листа, что даёт развитие творчества.

Рисуя, ребёнок использует и такое средство выразительности как агглютинация – склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-либо частей, качеств, разных предметов (цветок с глазами и ртом, руками вместо листьев). В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур.

Творческая выразительность детских рисунков развивается под влиянием обучения. Эмоции являются движущей силой воображения, а следовательно, и выразительности детского творчества.

Мы поставили цель – способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, эстетическом, творческом плане.

В нашем образовательном учреждении работают по основной общеобразовательной «Программе воспитания и обучения в детском саду»под редакцией М.А.Васильевой и дополнительной программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Работая с детьми в соответствии с современными требованиями воспитательно – образовательного процесса нельзя обойтись без новых педагогических технологий. Среди них можно назвать развивающие игры, приёмы ТРИЗ, мнемотехника.

В нашем учреждении созданы необходимые условия для организации работы в данном направлении. Функционирует зимний сад, одно из любимых мест детей и взрослых, который привлекает изобилием экзотических декоративно- лиственных и цветущих растений, бассейном с красноухими черепахами, аквариумами с разными породами рыб, вольерами с попугаями и амадинами, террариумами со степными черепахами, морскими свинками, хомяками. В зимнем саду имеется центр экспериментирования, мини- огород на подоконнике. С огромным интересом дети знакомятся с объектами и явлениями неживой природы, представленными в «звёздной» комнате, объёмной моделью города на фоне звёздного неба и светящихся планет солнечной системы.

Изостудия находится рядом с зимним садом. Впечатления от полученной информации на занятиях и экскурсиях дети отражают в своих рисунках. Свободное пространство изостудии позволяет детям выбирать удобное место при работе – стоя у мольберта, сидя за столом, лёжа на полу. Изображение в рисунках создаётся при помощи разнообразных материалов, которые предоставляются в распоряжение детей после совместного освоения техники работы с ними.

Наши дети любят рисовать не только кистью, карандашом, но и палочкой, поролоном, пальцами, ладошками. « свечой». Используют монотипию, «кляксографию», « точечный рисунок». Интересно рисуют краской из тюбика, по мокрой бумаге. Прекрасно справляются с коллажем, « клеевым рисунком».

Для ознакомления детей с произведениями искусства различных видов и жанров используются репродукции картин известных художников, собраны тематические подборки картинок, фотографий на разные темы. Есть мини - музей, где собраны изделия мастеров народных промыслов России. Через восприятие произведений художников и скульпторов ребята учатся подмечать индивидуальные особенночти объектов, распознавать авторское видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску. Имеется и мини - библиотека в которой есть книги об искусстве, о творчестве художников, иллюстрации, альбомы по разным жанрам живописи, а также книжки-малышки, созданные детьми.

Для повышения эффективности обучения, зрительного восприятия и наглядно- образного мышления мы используем разнообразие дидактических и развивающих игр. Также постоянно действует мини-выставка работ художников и самих детей, выполненных в разных техниках. Многие рисунки наших детей можно увидеть в интерьере учреждения.

В творческом процессе огромную роль играет восприятие, поэтому всё, что окружает детей в группе: эстетический вид, предметно-развивающая среда, выставки работ детей, наблюдения живой и неживой природы отражается в рисунках детей.

Для реализации задач мы используем следующие методы и приёмы :

1- наблюдения явлений природы;

Рассматривание репродукций с картин;

Игровые приёмы с использованием кукол (карандаш, фауна, здравик, фырка)

Беседы на темы природы;

Чтение художественной литературы;

2 - обследование;

Игровые приёмы;

Экспериментирование с цветом;

Составление мнемодорожек;

Проблемные вопросы;

Вопросы для развития творческого замысла;

3 - проблемные ситуации;

Работа по неоконченному рассказу на темы природы;

Рисование музыки;

Элементы ТРИЗ и другие.

Важно отметить, что методы должны соответствовать общеё цели, специфике вида деятельности, возрастным особенностям.

Мы выделили следующие формы организации работы с детьми:

  • Занятия подгрупповые, интегрированные, комплексные.
  • Кружок.
  • Индивидуальная работа.
  • Экскурсии.
  • Праздники.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой работы с детьми. На ней дети приобретают опыт работы с материалами, способами изображения. Чем более увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют.

Интегрированное занятие отличается использованием меж предметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материалов. Предметом анализа в нём выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы (например, рассматривание такого понятия, как « настроение» через произведения живописи, музыки, литературы) .

Детям предоставляется возможность экспериментировать, искать новые пути, сравнивать, анализировать, проявлять большую самостоятельность. Эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Структура интегрированного занятия строится следующим образом:

  1. Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (« Как вы думаете, что произойдёт, если на Земле не будет воды?»)
  2. Основная часть. Поисковая деятельность детей для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе, жизни человека и в работе художника-мариниста) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
  3. Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа (дидактическая игра, рисование) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Составление конспектов, самостоятельный поиск новых оптимальных схем – моделей требуют проявления творческой активности педагога. Последовательное усвоение знаний, способов действия, сопровождаемое усложнением задач, методами и техниками в соответствии со структурой занятия, а также проведение предварительной работы благотворно влияют на формирование выразительного образа природы в детских рисунках.

Благодаря правильной организации и экологолизации развивающей среды, интеграции и системности в обучении, а также разнообразию нетрадиционных форм и методов в организованной деятельности у нас решаются главные задачи экологического и художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Кружковая работа ведётся в двух направления: 1- с детьми со слабым художественным развитием, требующих особого внимания и помощи со стороны педагога; 2- работа с талантливыми детьми строится на углублении способов изображения, на развитии творческого воображения, расширение представлений об окружающем мире, развитие творческой индивидуальности, поддерживании интересов в их развитии.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития детей и взаимодействия разных субъектов образовательной деятельности очень важно для развития детского творчества. Решая единые задачи, предъявляя единые требования к детям, преследуя единую цель, мы помогаем детям раскрыть своё творческое «Я». Совместно с воспитателями проводятся экскурсии в парк, на речку, в музей, праздники и развлечения. В совместной работе с детьми готовятся подарки для родителей и друзей, декорации к постановкам театральной студии.

Для воспитателей регулярно проводятся консультации, семинары-практикумы, где они совершенствуют свои умения и навыки, знакомятся с новыми техниками изображения.

Для родителей проводятся консультации, праздники, создаются книги « Азбука рисования», работает творческая мастерская «Фантазия». Тесное сотрудничество с родителями помогает нам заинтересовать их в развитии художественного творчества своего ребёнка.

Мы через природу воспитываем детей, приобщаем их к нравственности, гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Пробуждаем эмоциональность – свойство, которое пробуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы. Объекты и явления природы, предлагаемые для наблюдения, анализ художественных произведений искусства развивает детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности. Общаясь с природой, старшие дошкольники стремятся в рисунке выразить своё отношение к ней и делают это с помощью выразительных средств. Умело используют цвет в передаче образа, гармонично сочетают цвета. Используют выразительность форм и линий. Правильно строят композицию рисунка. Используют традиционные и нетрадиционные техники рисования


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Северо-Казахстанской области

Район имени Габита Мусрепова

КГУ «Калиновская средняя школа»

« Сайгаки в живой природе»

Направление: Охрана окружающей среды и здоровье человека

Исполнитель :

Нильга Юлия ученица 8 класса

КГУ «Калиновской средней школы»

района имени Г.Мусрепова

Северо – Казахстанской области

Научный руководитель –

Шафигури Людмила Владимировна

учитель биологии, зам. директор по УР-

Калиновской средней школы

с. Рузаевка

Абстракт………………………………………………………………………………….. 1

Цель проекта……………………………………………………………………………… 1

I . Теоретическая часть.

1.1 История возникновения сайгаков 1

1.2 Виды сайгак и их особенности ……………………………….………………………..1-2

1.3 Среда обитания сайгаков………………………………………………………………2-3

1.4 Численность и охрана сайгаков……………………..…………………………………3-4

Заключение………………………………………………………………….........................4-5

Абстракт

Проект «Сайгаки в дикой природе» направлен на расширение знаний об особенностях сайгаков, их роли в жизни человека, происхождение, численности особей, их охране.

Участие обучающегося в проекте будет способствовать развитию творчества, любознательности, наблюдательности, формированию ответственности за сохранение данного вида животного на территории Казахстана.

Цель проекта:

На основе исследования данных о сайгаках выявить благоприятные условия для разведения сайгаков с целью увеличения численности животных на территории Казахстана и их значение для формирования экологической культуры учащихся.

I . Теоретическая часть.

Сайгак - животное средних размеров, величиной с некрупную овцу. Внешний его вид весьма своеобразен, зверь этот не похож ни на одно из ныне живущих копытных. У сайгака большая голова своеобразной формы, верхняя часть морды в носовой части имеет сильное вздутие - своеобразный "нос", по форме напоминающий короткий и утолщенный хоботок, который нависает над ртом (особенно у взрослых самцов) и заканчивается большими округлыми ноздрями, разделенными тонкой мягкой перемычкой. При нормальном положении головы ноздри обращены вниз. Голых участков на конце морды нет. Уши небольшие с закругленной вершиной, покрыты шерстью внутри и снаружи. Сайгак имеет удлиненное туловище и тонкие, относительно короткие конечности. Общее телосложение плотное, шея тонкая и длинная. Ноги стройные, на передних ногах копыта массивные и более широкие, чем на задних. Имеются карпальные железы ("коленные щетки"), две маленькие паховые железы и преорбитальные на голове. Копытные железы (межпальцевые) есть на передних и задних ногах. Млечные железы с 4-мя сосками, из которых передняя недоразвита. У сайгака большие глаза с овальным разрезом, радужина темно-коричневая. Самцы имеют среднего размера лирообразные рога, которые слегка отклоняются назад, но концы их обращены вперед. На большой части рогов есть поперечные валики, но концы гладкие. По виду рога полупрозрачные, светло-воскового цвета, концы их бывают темными, почти черными. Самки безроги.

Виды сайгак: Сайгак (Saigatatarica) – мигрирующее копытное животное. Существует пяти главных популяций вида, три из которых находятся в Казахстане, одна в России (Калмыкия) и одна в Монголии. Некоторые сайгаки зимуют в Узбекистане. Монгольские сайгаки относятся к подвиду Saigatataricamongolica, остальные популяции - к подвиду Saigatataricatatarica.

По внешнему облику сайгак напоминает крупную овцу. Глаза большие. Ноги тонкие. Голову в спокойном состоянии держит горизонтально и только при сильном возбуждении поднимает выше холки. Рога лировидной формы есть только у самцов. Хвост и уши короткие.

В летнее время цвет животных желтовато-рыжий, зимой - очень светлый, почти белый. Летом шерсть короткая, всего 1,5-2 см, зимой -до 7 см. Вес крупных самцов достигает 50 кг, средний вес самцов-40-45 кг, вес самок - почти до 40 кг, в среднем около 30 кг, длина тела взрослых животных 110-150 см. Самцы живут около 4-5 лет, а самки дольше - до 8-9 лет. В нынешнее время сайгак относится к числу животных, находящихся под угрозой. В 1996 году он вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП), а с 2002 года ему присвоен статус высшей степени угрозы, CR - вид, находящийся в критическом состоянии. В конце 20-го века после распада Советского Союза в трудный экономический период вырос спрос на мясо и рога сайгака. Из-за интенсивной охоты его численность сильно уменьшилась. Число сайгаков в Казахстане за 10 лет - с 1992 по 2003 г. - сократилось в 50 раз, с почти 1 млн. до чуть более 20 тысяч особей. С 2004 г. благодаря мерам, принимаемым по охране вида, численность постепенно растет, и в 2012 г. составила около 130 тысяч.

Среда обитания:

Для мест обитаний сайгака, как отмечали многие исследователи характерны две основные особенности: равнинность местности в сочетании с низкорослой разреженной растительностью полупустынного облика. В отношении рельефа сайгак действительно стенотопен и на всем протяжении ареала от Прикаспия до Монголии сайгак населяет исключительно равнинные пространства и, как правило, избегает гористой и резкопересеченной местности. На северо-западе ареала основные местообитания привязаны к равнинам Прикаспийской низменности. Здесь типичные местообитания представлены плоскими равнинами с отдельными понижениями-западинками, или плосковолнистыми равнинами с отдельными буграми и грядами с пологими склонами. Таковы типичные формы господствующего рельефа в Сарпинской низменности и на Черных землях на юге Прикаспийской впадины. На западной окраине Прикаспийской низменности вдоль восточных склонов Сало-Ергененской возвышенности тянется меридиональная, довольно широкая ложбина с цепью Сарпинских озер и плоских понижений, весной заливаемых талыми водами, а летом после высыхания воды, превращающимися в плоские, лишенные растительности, глинистые, с твердым покрытием такыры. Сайгаки охотно держатся на таких равнинных участках, устраивая летом лежки на оголенных местах выпасаясь по бордюру такыров, где произрастает полынно-солянковая растительность.

В Казахстане районы сезонных скоплений и основные миграционные пути сайгаков также строго привязаны к равнинам и впадинам с мягкими, оглаженными формами рельефа. Мигрирующие стада всегда выбирают открытые ландшафты, а массивы песков или небольших горных поднятий обходят, что хорошо прослеживается по системе троп, тянущихся на многие десятки километров. Однако это не исключает того факта, что в отдельных частях ареала эти звери могут держаться и среди холмистой местности, например в южной части Казахского мелкосопочника. В таких местностях сайгаки размещаются вынужденно, выселяясь с прилежащих равнинных участков под воздействием фактора беспокойства или в периоды засух в поисках сочных кормов. Таким образом, сайгак на всем протяжении ареала населяет равнинные ландшафты. Прикаспийская низменность, Устюрт, Бетпакдала, Иргиз-Тургайское междуречье, окрестности оз. Тенгиз, где зимуют и летуют сайгаки -это в основном равнинная местность. Во время миграций животные огибают гористые массивы, например Улутауское нагорье в Центральном Казахстане, обходя его с запада и с востока. Сглаженные холмы, сопки, плато сайгаки в период кочевок пересекают ежегодно. Они вынуждены преодолевать также довольно крутые участки Чу-Илийских гор, чинков Устюрта, высокие барханы песков Муюнкум (около р. Сарысу). Зимой 1976 г. сайгаков встречали кормящихся в ущельях хребта Сырдарышский Каратау, а в многоснежную зиму 1975/76 г. - даже высоко в горах (2400 м над ур.м.) Заилийского Алатау. Сайгаки держатся летом в холмистой местности на юге Казахского мелкосопочника, гдесочнее растительность. В целом же места с сильно пересеченным рельефом не характерны для сайгаков, и они держатся здесь вынужденно. Основным фактором, ограничивающим распространение сайгаков в зимний период, является высота и плотность снежного покрова. Животные не могут добывать корм при средней высоте снежного покрова в 35-40 см, а при плотном снеге - уже в 20 см Случаи добывания сайгаками корма из-под снега толщиной 25-30 см можно расценивать скорее как исключение, что бывает иногда при вынужденных обстоятельствах (внезапные снегопады и др.). Обычно же сайгаки откочевывают в таких случаях в южном направлении.

Численность и охрана сайгаков:

Численность популяций и её изменение к середине и в конце XX века

В результате хищнического промысла численность сайгака в начале XX века оказалась на минимальном уровне, и к 20-тым годам настоящего столетия только немногие сотни сайгаков сохранились в самых глухих местах Калмыкии Казахстана. Общая численность в 20-30-х годах некоторыми учеными оценивалась примерно в тысячу голов. Вид был по существу на грани истребления, но этого не случилось - сайгак как малочисленный редкий вид был взят под усиленную охрану. С этого периода начался новый этап в истории сайгака - этап восстановления.

Учёт, проведенный весной 1960 года, показал еще более низкую численность - всего 186 тыс. голов. Такое уменьшение численности было обусловлено взаимодействием многих неблагоприятных факторов. Сильная засуха, продолжавшаяся все лето 1959 года и охватившая все районы Северо-Западного Прикаспия, привела к большой смертности молодняка в период рождения и первый месяц жизни. Кроме того, в результате сильной засухи урожайность кормов была низкой, и это привело к большой подвижности сайгаков, которые все лето продолжали перемещаться по населенным районам западных окраин Прикаспийской низменности, где смертность также была высокой.

В начале 80-х годов популяция вновь начинает интенсивно промышляться без учета реального прироста, и одновременно в эти же годы резко нарастает воздействие негативных антропических факторов - мелиорация и строительство каналов, распашка земель, огораживание пастбищ, и самое главное поголовье скота увеличивается до 3,5-4 млн. голов.

Охрана сайгаков:

Охрана сайгака. 1 апреля 2008 года была создана специальная негосударственная служба охраны животного мира (СОЖМ), которая состояла из 3 групп по 2 человека. Основными задачами СОЖМ были: пресечение браконьерства на территории обитания бетпакдалинской популяции сайгака; мониторинг популяции сайги и ключевых видов степных и полупустынных экосистем. СОЖМ сотрудничала с государственными подразделениями, такими как РГП «ПО Охотзоопром» по Жезказганскому, Аркалыкскому и Баршинскому региону, с представителями природоохранной полиции по Карагандинской области, с Карагандинской, Актюбинской и Костанайской ОТИ КЛОХ, с руководством и инспекторским составом Иргиз-Тургайского государственного природного резервата (ГПР) и с егерями Жезказганское общество охотников и рыболовов (ЖООиР) и охотхозяйства «Арлан».

Охотничье хозяйство. С сентября 2009 года АСБК закрепила за собой в Жангельдинском районе Костанайской области, общей площадью около 350 тысяч га, с целью сделать эти территории заповедными охотничьими хозяйствами и наладить на них охрану редких и исчезающих животных. Эти территории очень важны для обитания сайгаков, и АСБК может внести реальный вклад в защиту этих копытных, численность которых только сейчас понемногу начинает восстанавливаться.

После появления охотхозяйств, задачи по охране сайгака и других видов были возложены на их егерей, а СОЖМ была преобразована в Службу мониторинга и пропаганды.

Авиаучет. С 2007 года АСБК принимает участие в государственных авиаучетах сайгаков. Для получения более точных данных о численности сайгаков, сотрудники АСБК совместно с Институтом зоологии разработали и внедрили улучшенную методику проведения авиаучета.

Спутниковое мечение. С 2009 года ведется работа по спутниковому мечению сайгаков, что позволяет определять пути миграции и места окота сайгаков. По результатам трех лет на двух популяциях (бетпакдалинская и устюртская) было установлено 68 передатчиков, в настоящее время успешно работают 44 (36 – бетпакдалинская; 8 - устюртская). Подобные работы, с разработкой специальной методики отлова, проведены впервые в мире. Еженедельно по данным, полученным с передатчиков, готовятся карты размещения помеченных животных и передаются в Комитет лесного и охотничьего хозяйства, для повышения эффективности работы по охране вида.

Заключение:

Казахстанская популяция сайги в настоящее время составляет около 70% всей мировой популяции. За последние 15 лет в результате антропогенного пресса эта популяция оказалась на грани исчезновения. В целом вид представлен пятью разобщенными группировками, которые сейчас насчитывают от 5 до 15 тыс. особей каждая - монгольской (Монголия), калмыцкой (Россия), уральской (Казахстан), устюртской (Казахстан, Узбекистан, Туркмения) и тургайско-бетпакдалинской (Казахстан). Все они сокращаются ежегодно на 20-40%. При сохранении такого темпа падения численности, учитывая биологические особенности этого вида (количество естественных врагов, влияние климатических факторов, подверженность болезням) и высокий спрос на продукты из рогов этой антилопы, можно всерьез ожидать исчезновения сайгака как вида в ближайшие 5-7 лет.

За 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза, сообщает пресс-служба министерства охраны окружающей среды РК. «18 июня 2013 года в г.Астана Комитет лесного и охотничьего...

За 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза , сообщает пресс-служба министерства охраны окружающей среды РК.

«18 июня 2013 года в г.Астана Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан и Секретариат Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция) провели техническое совещание по вопросам сохранения сайгака», - говорится в сообщении.

Меморандум о взаимопонимании между Правительством Казахстана и Секретариатом Боннской Конвенции был подписан в сентябре 2006 года в г. Алматы. Тогда же был принят План действий по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию антилопы сайги.

Развитие международного сотрудничества способствует созданию благоприятных взаимоотношений между государствами для решения многих трансграничных проблем. Так как Казахстан находится на путях миграции многих видов животных, охрана которых невозможна без тесного сотрудничества с другими государствами, для сохранения мигрирующих популяций сайгаков были подписаны соглашения Правительства Казахстана с Правительствами Туркменистана (2007 год), Узбекистана (2010 г.), а также подписано соглашение между Министерством сельского хозяйства РК и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (2012 г.). Объектами данных соглашений являются устюртская и уральская популяций сайгаков.

В Казахстане обитают три популяции сайгака. Таким образом, Казахстан играет ключевую роль в сохранении этого вида на глобальном уровне. За последние 5 лет в Казахстане на реализацию программы по сохранению сайгака было выделено 2 миллиарда 100 млн. тенге.

Вопреки высокому уровню браконьерства, вызванного постоянным ростом спроса на рога сайгаков со стороны традиционной китайской медицины, а также несмотря на случаи массового падежа животных от болезни в 2010-2012 годах, за истекшие 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза, или с 61 тысячи до 137 тысяч особей. Это стало возможным благодаря мерам по выполнению обязательств, принятым Казахстаном в рамках Меморандума о взаимопонимании и Плана действий, подписаных всеми странами, в которых обитает сайгак.

В ходе технической встречи состоялось обсуждение вопросов минимизации негативного воздействия новых инфраструктурных объектов (заграждений на границе, трубопроводов, дорог, железнодорожных путей и др.) в ареале распространения сайгаков на состояние популяции этого вида.

Также обсуждены вопросы развития международного виртуального ресурсного центра, на котором будет аккумулироваться вся актуальная информация, касающаяся сайгаков. Данный центр создан совместно с Альянсом по сохранению сайгака и Казахстанской Ассоциацией сохранения биоразнообразия и служит оперативной и качественной координации действий по различным вопросам сохранения этого вида, включая научные публикации, информацию о проектах, образовательных программах, экспертах, а также об основных угрозах для устойчивого развития мировой популяции сайгака.

Список используемой литературы:

1. Клебелсберг Е. Природоохранная инициатива «Алтын-Дала»: долговременная программа по

сохранению находящихся в опасности степи и сайгака

3. Дуйсекеев Б.З., Скляренко С.Л. Сохранение сайгака в Казахстане.

"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».

Иногда у меня возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети ломают ветки и рвут цветы, и равнодушно отворачивается.

Между тем, многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно.

Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Это - первый шаг на пути решения природоохранной проблемы будущего. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир – моя главная задача на сегодняшний день.

Свою работу я строю в трех аспектах:

  • Личностный рост воспитателя
  • Работа с детьми
  • Работа с родителями

Я считаю, что экологическое образование ребёнка должно идти по иерархической лестнице: семья - детский сад - школа - вуз - последипломная экологическая подготовка и должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

  • формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве;
  • способствовать пониманию целостной картины мира - в школе;
  • развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

В наши дни в дошкольных учреждениях дети получают большой объем знаний по математике, русскому и даже иностранному языку. В то же время до сих пор бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент делается на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Часто их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним, поэтому мы, воспитатели, не должны употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Мне кажется, что экологическое воспитание должно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Нам, педагогам, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для них.

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Я считаю, что предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Проанализировав литературу, могу сказать, что для дошкольного возраста характерны особенности, позволяющие развить экологическую культуру: это и эмоционально-положительное восприятие природы, проявляющееся в интересе к прекрасному и воплощению воспринятого в творчестве; и эстетическое бескорыстие в процессе общения детей с природой, и готовность к элементарному, но в то же время ответственному поведению и деятельности в природной и социальной среде.

В это же время закладываются предпосылки и для экологического воспитания, без которого немыслимо полноценное формирование личности ребёнка и которое предполагает развитие внутреннего эмоционального состояния под воздействием окружающей его действительности.

Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С неменьшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики – К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого мною занятия по изодеятельности.

На данных занятиях я стараюсь развивать и формировать в детях следующие способности и умения:

  • умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;
  • стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой;
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры;
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;
  • способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства художественного выражения (цвет, линию, объём и т.п.) для осуществления своего замысла;
  • умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
  • умение работать с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными материалами и т.п.
  • готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно и пр.

В содержание занятий по изобразительной деятельности я включаю знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация и речь.

Часть занятий, когда позволяет погода, я провожу на открытом воздухе, и тогда любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, мы собираем коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т.п.), делаем наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц и т.д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.

Когда нет возможности выйти на улицу, демонстрирую детям слайд-фильмы, состоящие из выразительных кадров. Сменяющиеся на экране красивые цветные изображения не оставляют ребят равнодушными, они активно подключаются к обсуждению, свои суждения выстраивают на основе личных впечатлений об увиденном. Зрительный ряд стараюсь подбирать таким образом, чтобы он направлял внимание детей на восприятие как обычных (привычных глазу), так и непривычных (редко встречающихся), малозаметных явлений и объектов природы. Благодаря такому показу в поле детского внимания могут попасть водопад и отражение в лужице, разнохарактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, усатые жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и золото песков пустыни, узоры на крыльях бабочек и стрекоз и т.п. В видеотеке нашей группы имеются такие слайд-фильмы, как «Деревья Сибирского края в разное время года», «Растительный и животный мир Приангарья», «Флора и фауна Краснодарского края», а также фотографии различных климатических зон. Всё вышеперечисленное позволяет выстроить драматургию занятия таким образом, чтобы в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным.

Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной манере на своего педагога. Поэтому я на занятиях по изобразительной деятельности стараюсь не руководствоваться принципом «делай, как я», а формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо утверждала педагог-художник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить не мешать. Не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными… верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей »любовью».

Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое общее и художественное развитие, я не исключаю возможности оказания мною практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.

Во время практической работы свожу к минимуму заимствование детьми композиционных штампов, возможность подражания другим детям. При анализе результатов детского творчества одобряю работы, в которых изображение не статично, а динамично, поощряю композиционную оригинальность и самостоятельность в выборе сюжета. Никогда не прошу детей выразить своё негативное отношение к неудачным работам, а стараюсь помочь найти в каждой что-то значительное. Развивая в детях оценочные суждения, использую вопросы: «Как вы считаете, есть ли среди работ весёлый рисунок?», «Какой рисунок самый нарядный (красивый, динамичный, красочный, озорной, грустный и т.п.)?», «Как вы думаете, почему мне понравилась эта работа?», «О чём интересном рассказал нам этот рисунок?», «Какое настроение у этого пейзажа?», «Чем тебе нравится эта работа?», «Что бы ты сделал иначе?», «Как бы вы назвали эту картину?» и т.д.

В процессе практической деятельности детей иногда приходиться наблюдать несоответствие задуманного и реально получившегося образа, поскольку рассеянное внимание, присущее дошкольникам, не способствует устойчивости замысла. При анализе работ указываю на эти несоответствия и хвалю тех, кто успешно справился с заданием.

Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога, и я, как режиссёр, поначалу распределяла обязанности среди всех участников проекта. Со временем дети приобрели опыт совместных действий, и уже в старшей группе среди них появились те, которые способны сами распределить роли между исполнителями. Коллективные работы, созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.

Большое значение для активизации творчества детей имеет создание соответствующей «образовательной среды», ведь учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом.

Для полноценного процесса экологического воспитания в ходе изобразительной деятельности групповое помещение оформлено растительными композициями (флористика), имеется аквариум, клетка с попугаями, плакаты, фотостенды, папки с детскими работами на природные темы, коллекции разнообразных природных материалов и др. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В.А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности.

Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т.д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему. Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Литература:

1. Белавина И. Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская.- М.: Лайда, 1995.- 95 с.

2. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева. // Ребенок в детском саду.- 2006.- № 1.- С. 48-52 .

3. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 2001.

4. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе дет. сада и нач. школы / [Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова и др.]; под науч. ред. Т.С. Комаровой.- М.: Пед.о-во России, 1999.- 150 с.

5. Копцева Т.А. "Природа и художник"/ Т. А. Копцева // Ребенок в детском саду.- 2005.- № 5.- С. 71-78, № 6.- С. 53-59; 2006.- № 1.- С. 39-43, № 2.- С. 62-66.

6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова.- Минск: Асар, 1996.- 127 с.

7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие: Для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева.- М.: Академия, 1999.- 181с.

8. Ребенок и современный мир: межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во образования Рос. Федерации и др.; [редкол. Т.А. Соловьева (отв. ред.) и др.].- Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001.- 223 с.

9. Рогаткина, Т. Окошко понарошку. Изоэкология / Т. Рогаткина // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 7.- С. 32-36.

10. Рыжова А. Н. Я и природа / А.Н. Рыжова; Н.А. Рыжова.- М.: Фирма "Линка-пресс", 1996.- 55, с.- (Наш дом-природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников).- Библиогр.: с. 53-56.

11. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 2001.

12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина, В. Хитрова // Дошкольное воспитание.- 1999.-№ 1.-С. 35-38.

Приложение 1.

Работа с родителями.

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются именно в семье. Поэтому большое внимание уделяю работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии), во время которых взрослые и дети:

  • беседуют о своих домашних питомцах,
  • делятся секретами выращивания растений,
  • создают экологические плакаты,
  • готовятся к участию в акциях, посвященных «Дню птиц», «Дню Земли», выставках, смотрах-конкурсах, экологических проектах «Здравствуй, дерево!», «Хоровод цветов» и т.п.

При организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание я начала с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Ещё одна форма работы с семьёй - педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такую форму работы, как консультации, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, например "Лесные уроки вежливости, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Приложение 2.

Диагностика.

Для диагностики уровня сформированности экологических ЗУН я использовала метод индивидуальной беседы, включающий в себя три части (по С.Н.Николаевой):

  1. В первой выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.
  2. Во второй акцент делается на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.
  3. В третьей - выявляются представления о приспособлении живых существ к различным средам обитания.

В итоге для составления диагностической таблицы мною были выделены следующие критерии:

Представления о сезонных изменениях;

Представления о домашних животных;

Представления о диких животных;

Знания деревьев и кустарников;

Знания об особенностях родного края;

Знания об овощах и фруктах;

Умение называть предметы окружения, их назначения и свойства;

Бережное отношение к природе;

Навыки ухода за растениями и животными;

Знания о правилах поведения в природе;

Знание экологических игр.






Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогические особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста. 2. Рассмотреть изобразительную деятельность как одно из средств экологического воспитания дошкольников. 3. Изучить методику использования изобразительной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. 4. Провести анализ опыта работы педагогов по использованию изобразительной деятельности как средства экологического воспитания. 5. Выяснить роль изо деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников с помощью педагогического эксперимента.


Для анализа опыта педагогов использовала опыт отраженный в издании журналов «Дошкольное воспитание» за период с годов.


Всего проанализировано 68 журналов в них выявлено 53 статьи по теме экологического воспитания дошкольников из общего числа журналов, из них с содержанием материала по использованию изобразительной деятельности как средство экологического образования выявлено 21 статья, общего количества журналов.







Взаимосвязь изобразительной деятельности

и экологического образования детей дошкольного возраста

на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении.

Изобразительная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изобразительная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и созидание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающем миром и с удивительном миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом. Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. А добро тем более всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как встреча с красотой, оборачивается огромной радостью для ребёнка. «Какой могучей силой является детская радость в повседневной жизни личности и коллектива», - пишет В.А.Сухомлинский. Детская радость - это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребенка в мир искусства и в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в единстве радости, добра и красоты. Понятие добра и красоты у ребёнка уже есть, только его восприятие отличается некоторыми особенностями. Красота для него это то, что ярко, броско, привлекательно, а доброта ассоциируется с образом мамы, бабушки, любимого котёнка или щенка и т. д.

Задачи изобразительной деятельности и экологического образования, - опираясь на эти представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшейся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы.

Природа всегда была вдохновителем и источником великих творений. Великие мастера искусства отражали в своих произведениях ее величие и красоту. Общение с природой способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства. Ф.М.Достоевский писал, что «красота спасет мир», и это утверждение имеет первостепенное экологическое значение.

Красота - это идеал. И мы должны стремиться к прекрасному. Может, только тогда на земле наступит гармония между человечеством и природой...

Красота дарит чувство восхищения, которое вызывает радость, побуждающую человека к созиданию, действию. Поэтому задача экологического образования в детском саду - научить ребят с уважением относиться ко всем проявлениям жизни, воспринимать мир во всем его богатстве форм, красок, звуков. Большую роль в процессе формирования экологической культуры дошкольников играет изобразительное искусство. Взаимосвязь экологического воспитания и изобразительного искусства неоспорима. Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства.

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи - формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли - в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого занятия по изодеятельности.

Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности и взаимодействии с миром природы, разностороннем познании этого мира и бережное отношение к нему.

Подготовила Педагог по изобразительной деятельности Боброва А.Ю.