Дуэль дам. Женские дуэли - "дело чести"

«– И вам тоже доводилось сражаться до смерти?
– Трижды. В первый раз я убила, во второй – даровала жизнь.
– А третий?
– Третью дуэль я проиграла.
– И ваш противник вас пощадил?
– Нет, он на мне женился…»

В нашем XXI веке всё большую актуальность приобретает тема гендерного равенства. Женщины занимают мужские должности, а мужчины, образно говоря, сидят дома с детьми и готовят обеды. Хотя, чем больше знакомых мужчин «в декрете» встречаю, тем больше убеждаюсь, что сказано это вовсе не образно. И равенство полов заключается не только в профессиях, но и в стремительно меняющемся мировоззрении и жизненных принципах. Моя знакомая несколько лет назад обронила фразу: «Мир перевернётся с ног на голову, если женщины будут дарить мужчинам цветы и подарки, а те, в свою очередь, капризничать и ходить на маникюр». Так вот, мне кажется, мы «переворачиваемся».

Началось это совсем не в век инновационных технологий, а гораздо раньше. Вы думаете, раньше женщины были прям такими леди-леди? Хранили домашний очаг, молча выполняли женские обязанности и ни в коем случае не устраивали потасовок? Вы ошибаетесь! Возьмём, к примеру, дуэль. Она считается прерогативой мужчин. По крайней мере, мы привыкли так думать ещё со школьной скамьи, изучая биографии русских классиков, где те непременно с кем-нибудь стрелялись. А между тем представительницы прекрасного пола тоже были не прочь сразиться друг с другом. И я вам скажу даже больше: женские дуэли были куда кровавее и изощрённее и не считались редкостью .

Самые известные женские дуэли

Самый легендарный в истории - поединок между графиней де Полиньяк и маркизой де Несль. Женская дуэль состоялась осенью в 1624 году в Булонском лесу. Не сумев поделить благосклонность будущего кардинала Ришелье, дамы, взяв с собой секунданток и шпаги, отправились на место сражения.

Победительницей стала графиня, которая сразила соперницу выстрелом в ухо. Ришелье упомянул случившееся в своих записках, благодаря чему ничем не примечательный поединок оставил след в истории.

2. Во времена матриархата активная жизненная позиция женщин проявлялась и на поле боя. Хроникальный отсчёт женских дуэлей ведётся именно с тех времён. Но, к сожалению, документальных подтверждений подобных мероприятий не сохранилось. А вот XVI век сохранил сведения о женских дуэлях, которые на сегодня имеют статус первых и достоверных. Они, к слову, опровергают тот миф, что первыми в дуэльном деле были француженки.

Так, 27 мая 1571 года в монастырь Св. Бенедикты прибыли две знатные сеньориты с просьбой к настоятельнице монастыря предоставить им комнату для моления. Девушки не вызывали никаких подозрений и потому комнату им предоставили без проблем. Никому и в голову не пришло, что эти дамы, вооружившись кинжалами и заперев дверь на ключ, устроили дуэль прямо в комнате.

Естественно, подобная потасовка не прошла мимо ушей монашек, и те ворвались в комнату. Два окровавленных тела сеньорит, причём одно из них было уже потенциальным трупом, а второе только отходило в мир иной, - такая картина предстала перед монахинями.

Эти события отразил в своей хронике миланский монастырь Св. Бенедикты.

3. Середина XVII века - пик моды на дамские дуэли. Мужская половина населения считает, что женщины – это существа непредсказуемые и разгон от милой девушки до жуткой стервы у них составляет всего-то несколько секунд. А поскольку француженки, англичанки, итальянки и немки вскидывали пистолеты и скрещивали шпаги практически по любому поводу, то можно сделать вывод: женщины какими были, такими и остались. Любовники или косой взгляд в твою сторону, а ещё хуже – одинаковый наряд могли стать весомым аргументом для поединка.

Женщины сходили с ума и проявляли шокирующую жестокость на дуэлях. Если из десяти мужских поединков лишь четыре заканчивались летальным исходом, то в женских сражениях это количество увеличивается вдвое.

Иногда в дуэль вмешивались секундантки: они раздражающими растворами смазывали кончики шпаг, чтобы сопернице каждый укол был болезненным.

4. Не только девушки Запада выясняли отношения таким способом. Русские девушки тоже не уступали этой моде. А началось всё в Германии. Принцесса Анна Людвига Анхальт в июне 1744 года отправила своей троюродной сестре, немецкой принцессе Софье Фредерике Августе Анхальт-Цербстской, вызов на дуэль. Причина столь неожиданного поступка до сих пор не ясна, хорошо, что выяснение правоты на шпагах не закончилось смертью одной из них. Иначе, не видать России Екатерины II, которой спустя время стала Софья.

Кстати сказать, с ее царствования и начался бум женских дуэлей. 1765 год насчитывает только 20 поединков, где в половине из них секунданткой была сама царица. Хоть женские дуэли стали очень популярны, но летального исхода их Екатерина не терпела, и потому зафиксировано лишь 3 случая гибели во время сражений. Лозунг, которым сопровождались поединки между представительницами прекрасного пола, звучал: «До первой капли крови!».

А в 1770 году дискуссия княгини Екатерины Дашковой и герцогини Фоксон, которая по праву считалась самой образованной женщиной Англии, очень быстро перешла в горячий спор, а там и в обмен пощёчинами. Когда дамы потребовали шпаги, графиня Пушкина, в чём, собственно, доме всё это и происходило, попыталась примирить спорщиц. После безуспешных попыток она всё-таки выдала оружие соперницам. Дуэль состоялась в саду и закончилась ранением Екатерины Дашковой в плечо.

После эпохи правления Екатерины II женские поединки стали любимым занятием женщин. Были открыты даже специальные салоны, где светские петербургские дамы дуэлились. Только в 1823 году в одном из таких салонов состоялось 17 поединков.

В отличие от француженок, русские дамы редко доводили дуэли до смертоубийства, а вот про изящество первых и вторых можно поспорить. Во Франции женские дуэли отмечались полуобнажённым видом девушек, а позже - и вовсе нагишом. Насколько это было изящно, можно поспорить, но благодаря этому введению поединки стали наиболее пикантны.

5. Часто информация о женских дуэлях в России XIX века недостоверна и мала.

Так, к примеру, после слов «дамы, к барьеру!», соперницы с неподдельным интересом посмотрели на пистолеты, а спустя несколько минут одна из них упала и больше не подавала признаков жизни. Так лишилась жизни Анастасия Малевская, актриса Мариинского театра. А всё из-за молодого человека, который безумно нравился актрисе, но предпочёл находиться в обществе незнакомки. Достаточно маленькой вспышки ревности - и девушки уже целились друг в друга.

Хочу отметить, что дуэли из-за мужчин проходили с особой жестокостью и одним лишь ранением женщины не обходились.

Так закончилась дружба французской писательницы Жорж Санд и композитора Листа. Его возлюбленная приревновала к писательнице и вызвала последнюю на дуэль. Как ни странно, но девушки не дрались, а царапались ногтями. Всё действие происходило в доме Листа, который закрылся в кабинете и вышел только после того, как девушки успокоились. Победителя в этой стычке не было, но Жорж больше не появлялась в поле зрения возлюбленной Листа.

Всё-таки женщины очень опасные существа, один косой взгляд, неверный жест - и всё: либо вы, либо вас.

Хорошо, что мода на дуэли прошла и женщины стали более мягкими и нежными. Хотя кто знает, что у них в голове. Не просто так ведь говорят, что в тихом омуте черти водятся.

Вы знали, что на дуэлях бились не только мужчины? Повод для дамского поединка — одинаковые платья на светском рауте, оружие — яд или ногти, форма одежды — топлес.

Ревность, кинжал, монастырь

Хосе де Рибера,«Женская дуэль», 1636 г.

«Человек... должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью... за веру, родину и честь», — говорил о высоком смысле поединков криминалист Владимир Спасович. Подобные мотивы вряд ли касаются женских дуэлей, которые в свое время были в моде. Чаще всего противницы таким образом делили мужчину, но иногда причиной могло стать неосторожное слово о прическе или наряде. Поединки дам отличались от мужских большей кровавостью и изощренностью и часто не имели правил. Бывало, в процессе к сражающимся присоединялись секундантки. Клинки нередко смазывали раздражающими составами или ядом. Большая часть женских дуэлей имела смертельный исход (у мужчин — не более половины). Первые задокументированные сведения о них относятся к XVI веку и, кстати, опровергают мнение, что история женских поединков берет начало во Франции.

Одна из таких историй вдохновила испанского художника Хосе де Риберу на создание картины «Женская дуэль», которая и сейчас украшает экспозицию музея Прадо в Мадриде. В 1552 году в Неаполе две дамы, Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла, дрались на дуэли из-за молодого человека. Обошлось без жертв, но страстные итальянцы еще долго судачили об этой романтической истории. Упоминание о подобном случае, произошедшем 20 лет спустя, обнаружили в весьма неожиданном месте: хрониках миланского женского монастыря Св. Бенедикта. Туда 27 мая 1571 года прибыли две знатные сеньориты с просьбой выделить им помещение для совместного молебна. Молебен закончился трагически. Прибежавшие на шум служительницы обнаружили двух дам, исколотых кинжалами, лежащих в лужах крови. Одна была мертва, вторая умирала. Ходили слухи, что там не обошлось без ревности.

Итог дуэли — расстройство желудка

Кадр из короткометражного немого фильма « Дело чести » , 1901 г.

Типично женская дуэль случилась в 1612 году в Великобритании. На балу у завидного жениха графа Сассекского леди Рокфорд заметила, что ее соперница, леди Эстер Рейли, точь-в-точь в таком же платье, как она сама, и — что уж было совсем невыносимо! — золотисто-фиолетовое сочетание идет ей, пожалуй, больше! Последней каплей стало приглашение злодейки графом на менуэт. Разумеется, оставалось только вызвать нахалку на поединок. Зачинщица шпагой не владела, и в качестве орудия мести был выбран яд. На постоялый двор в 20 милях от Лондона дамы прибыли инкогнито — в простых каретах, дорожных плащах с капюшонами. В приготовленной комнате их ожидали два бокала с вином, в одном — отрава. Предполагаемая трагедия закончилась фарсом: давно хранившийся и потерявший свои качества яд принес леди Эстер только сильнейшее расстройство желудка и боль в животе.

Еще один пример женского подхода. В середине XVII века красавицы парижанки мадам Бопрэ и мадам Арли дрались на коротких шпагах. Во время боя они специально наносили удары в лицо друг другу и весьма в этом преуспели: всю оставшуюся жизнь они были вынуждены скрывать под густыми вуалями обезображенные шрамами лица.

Мадемуазель Забияка

Мадемуазель де Мопен в опере. Неизвестный автор, 1700 г., иллюстрация к роману «Мадемуазель де Мопен» Теофиля Готье, Обри Бердслей, 1898 г.

Итак, в XVII веке на арену выходят француженки. Широко известна дуэль на шпагах между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк, состоявшаяся осенью 1624 года в Булонском лесу. Схватка закончилась победой графини, ранившей противницу в ухо. Самым пикантным было то, что «яблоком раздора» был будущий кардинал Ришелье, о чем он впоследствии не без удовольствия вспоминал в своих записках.

Самой известной парижской забиякой и дуэлянткой (как ни неожиданна для женщины такая характеристика) была Жюли д"Обиньи, она же мадемуазель Мопен. Видимо, сказалось воспитание: ее отец был главным ментором королевских пажей при дворе Людовика XIV и заодно учил дочь давать обидчикам сдачи, отваживать назойливых поклонников, а также искусству фехтования, которое в этих случаях было очень кстати. Она ходила в мужском костюме, участвовала в бесчисленных любовных приключениях — с мужчинами и женщинами, убила или смертельно ранила в поединках не менее десяти мужчин (среди которых были и мужья соблазненных ею дам). Все это не мешало ей быть известной оперной певицей, первооткрывательницей женского контральто, выступавшей на сцене парижской Гранд-опера. Ее похождения описал в романе «Мадемуазель де Мопен» писатель Теофиль Готье.

Шпага в женских руках настолько стала приметой времени, что дамы даже позировали для картин с этим модным аксессуаром, держа его в руках вместо зонтика или веера.

Жорж Санд (Аврора Дюпен) и Мария д’Агу

Оригинальный выбор «оружия» и известность персонажей оставили в истории еще одну схватку парижанок. Графиня Мария д’Агу приревновала к писательнице Жорж Санд (в миру Авроре Дюпен) своего возлюбленного — композитора Ференца Листа, ради которого бросила мужа. Последовал вызов на дуэль. В качестве оружия графиней были выбраны ногти. Дело происходило в доме Листа, и хозяину ничего не оставалось делать, как только запереться в собственном кабинете в ожидании конца этого безобразия. Обошлись несколькими царапинами, композитор остался с Марией, но Санд отомстила по-своему: высмеяла графиню в романе «Орас», описав ее в образе виконтессы де Шайи.

Эротика боя: дуэли топлес

Трудно сказать, когда возник пикантный обычай драться с обнаженной грудью, а то и полностью обнаженными (вроде бы подобное практиковалось еще в XVIII веке), но в XIX столетии картины и открытки с дуэлянтками топлес можно было увидеть повсюду. Классикой подобного поединка считается схватка на шпагах принцессы Паулины Меттерних и графини Кильмансегг, состоявшаяся в 1892 году в столице Лихтенштейна Вадуце. Все участники «эмансипированной дуэли», как ее позже называли, включая секундантов, были женщинами. Наставник дуэлянток доктор медицины баронесса Любиньская приготовила все необходимое для обработки ран и предложила оголиться до пояса, заявив, что даже незначительные порезы могут привести к опасным инфекциям при соприкосновении с одеждой. Итогом стали легкие раны — в нос и ухо. Победа была присуждена принцессе Меттерних. Но самым интересным, пожалуй, тут была причина, заставившая дам вступить в бой: у них возникли разногласия по поводу украшения цветами зала для музыкального вечера.

Слепая ярость в холодном Петербурге

Фрагмент работы художника Михаила Юрко «Женская дуэль», 2012 г.
Сюжет картины основан на предании о дуэли между орловскими помещицами Ольгой Заваровой и Екатериной Полесовой

Разумеется, не осталась в стороне от европейских веяний и Россия. Особенно активизировались дамы в правление Екатерины II. Ведь еще в 15 лет Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая русская императрица, билась на шпагах со своей троюродной сестрой. Девочки отделались легким испугом, но приверженность к подобному способу выяснения отношений у Екатерины сохранилась. Правда, императрица настаивала на поединках «до первой крови». Только в 1765 году состоялось 20 женских дуэлей, в восьми из которых секунданткой была она сама. Лишь три из них за все время ее правления имели летальный исход.

После смерти императрицы россиянки быстро забыли о гуманизме. «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы», — писала маркиза де Мортене. Особенно, как ни странно, этим отличался холодный Петербург, в котором французская маркиза обитала: в одном только салоне госпожи Восроуховой в 1823 году случилось 17 женских поединков.

Впрочем, выяснение отношений с оружием в руках не было прерогативой дам высшего света. В 1829 году в Орловской губернии сошлись в березовой роще с саблями мужей в руках две помещицы — Ольга Заварова и Екатерина Полесова. Первая от ранения в голову скончалась на месте, вторая, раненая в живот, тоже умерла, промучившись сутки. Но и этим не закончилась история. Через пять лет дочери погибших, не наученные печальным опытом, сошлись в той же березовой роще с теми же секундантками-гувернантками. На этот раз дело ограничилось одной смертью — Анны Полесовой. А ее противница Александра Заварова написала об этой истории в своем дневнике.

Сегодня дуэли запрещены законом в большинстве государств. Единственная страна, где они официально разрешены, — Парагвай. Правда, при условии, что претенденты на поединок оба являются донорами крови — только так.

Раньше женские дуэли были распространены не меньше мужских. Первые упоминания о них относятся к XVI веку и вопреки устоявшимся представлениям о дуэлях происходили они вовсе не во Франции. В 1552 году в Неаполе Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла не поделили одного молодого человека. Дуэль прошла в присутствии маркиза де Васта. Обошлось без жертв, но долгое время эта история не давала неаполитанцам покоя — все же обычно мужчины дрались за внимание женщины, а не наоборот. Случай был настолько впечатляющим, что в XVII веке художник Хосе де Рибера написал по ее мотивам картину «Женская дуэль». Еще один случай произошел в Милане 27 мая 1571 года. В женский монастырь Св. Бенедикта прибыли две знатные сеньоры и попросили предоставить им комнату для совместной молитвы. Вскоре монахини сбежались на шум и увидели двух женщин, израненных кинжалами и истекающих кровью. Обе дуэлянтки умерли.

Хосе де Рибера, «Женская дуэль», 1636

В XVII веке состоялась дуэль, задокументировал которую сам будущий кардинал Ришелье, ведь именно он стал «яблоком раздора». В Булонском лесу встретились маркиза де Несль и графиня де Полиньяк. Они сражались на шпагах, а случай в своих записках описал сам «красный кардинал». Но было бы слишком скучно, если бы женщины дрались только из-за мужчин. Например в Великобритании однажды дамы не поделили наряд. В 1612 году на балу у графа Сассекского леди Рокфорд наяву увидела один из самых страшных кошмаров любой женщины — даму в точно таком же наряде. Да еще он шел сопернице больше. Когда же граф пригласил «злодейку» леди Эстер Рейли на менуэт, это стало последней каплей. Поскольку леди Рокфорд не владела шпагой, то оружием был выбран яд. Дамы прибыли на постоялый двор в 20 милях от Лондона и заказали комнату. Решение было довольно изящным — в двух бокалах было вино, но одно из них — отравлено. Все могло бы закончиться трагедией, если бы не то обстоятельство, что давно хранившийся яд утратил свои свойства. И леди Эстер отделалась в итоге лишь сильнейшим расстройством желудка.


Вообще, в выборе оружия женщин отличала изобретательность. Одни предпочитали использовать ногти, другие — кинжалы, третьи — шпаги и при этом наносить удары исключительно по лицу. Одна такая дуэль привела к тому, что обе женщины до конца жизни были вынуждены скрывать лица под густыми вуалями. А одной из дуэлянток стала француженка Жюли д’Обиньи, известная как мадемуазель Мопен. Одни говорят, что фехтовать ее учил отец, другие — что любовник, бывший учителем фехтования. Она умела постоять за себя, ходила в мужском костюме и была фигуранткой множества любовных приключений. Однако при случае она хваталась за шпагу — на ее счету не менее десяти убитых или смертельно раненных мужчин. При этом Мопен была известной оперной дивой и блистала на сцене парижской Гранд-опера. Но многие знали — с ней шутки плохи.


Женские дуэли могли проходить топлес

Даже при поединке на шпагах дамы обнаруживали хитрость и коварство, смазывая кончики оружия ядом или специальным составом, который при попадании на кожу вызывал жгучую боль. Кроме того, их сражения отличала жестокость — женщины сражались насмерть или пока противница не получала тяжелое ранение. Поединок мог проходить топлес. Неизвестно, кто первый предложил так проводить дуэль, но считалось, что платье сковывало движения, а при даже незначительных порезах с одежды в рану могла попасть опасная инфекция.

Россия тоже не осталась в стороне. Например, в Псковской судебной грамоте сожержится такая запись за 1397 год: «Если две женщины приговором суда обязаны сойтись в поединке, то ни одна из них не может выставить вместо себя наемного бойца». Однако временем расцвета женских дуэлей в России стал период правления Екатерины II. И неудивительно, ведь сама будущая российская императрица еще в 15 лет билась на шпагах со своей троюродной сестрой. Девочки отделались легким испугом — все обошлось. Однако, Екатерина не возражала против такого способа выяснения отношений, правда настаивая на сражении только «до первой крови». В 1765 году состоялось 20 женских дуэлей, в восьми из которых государыня сама была секунданткой.


Михаил Юрко, «Женская дуэль». Сюжет основан на истории дуэли Полесовой и Заваровой

Постепенно дуэли переместились в салоны. Так в салоне госпожи Восроуховой в 1823 году случилось 17 женских поединков. «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы», — писала маркиза де Мортене. Однако дуэли не были прерогативой лишь столичной знати. В 1829 году две помещицы в Орловской губернии сразились в березовой роще с саблями своих мужей. Ольга Заварова и Екатерина Полесова были соседками и постоянно ссорились. На дуэль они позвали служанок и своих дочерей. Дуэль кончилась трагично: Заварова получила серьезную травму головы, Полесова была ранена в живот. Обе скончались. Через пять лет в том же лесу сразились их дочери. Одна из девушек выжила и записала эту историю в своем дневнике. Сегодня дуэли запрещены в большинстве стран и к такому способу выяснения отношений редко кто прибегает. Единственное место, где еще можно законно вызвать соперника на поединок — Парагвай. Но только при условии, что оба участника являются зарегистрированными донорами крови


При упоминании дуэлей большинство из нас сразу вспомнят Пушкина и Дантеса, да и, вообще, считается, что дуэли – исключительно мужское занятие. Но это совершенно не так. История знает немало примеров и женских дуэлей. И надо признать, в отличие от мужских, они характеризовались куда большей изобретательностью, коварством, жестокостью и... пикантностью.

Раньше женские дуэли были распространены не меньше мужских. Первые упоминания о них относятся к XVI веку и вопреки устоявшимся представлениям о дуэлях происходили они вовсе не во Франции. В 1552 году в Неаполе Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла не поделили одного молодого человека. Дуэль прошла в присутствии маркиза де Васта. Обошлось без жертв, но долгое время эта история не давала неаполитанцам покоя - все же обычно мужчины дрались за внимание женщины, а не наоборот. Случай был настолько впечатляющим, что в XVII веке художник Хосе де Рибера написал по ее мотивам картину «Женская дуэль». Еще один случай произошел в Милане 27 мая 1571 года. В женский монастырь Св. Бенедикта прибыли две знатные сеньоры и попросили предоставить им комнату для совместной молитвы. Вскоре монахини сбежались на шум и увидели двух женщин, израненных кинжалами и истекающих кровью. Обе дуэлянтки умерли.

В XVII веке состоялась дуэль, задокументировал которую сам будущий кардинал Ришелье, ведь именно он стал «яблоком раздора». В Булонском лесу встретились маркиза де Несль и графиня де Полиньяк. Они сражались на шпагах, а случай в своих записках описал сам «красный кардинал». Но было бы слишком скучно, если бы женщины дрались только из-за мужчин. Например в Великобритании однажды дамы не поделили наряд. В 1612 году на балу у графа Сассекского леди Рокфорд наяву увидела один из самых страшных кошмаров любой женщины - даму в точно таком же наряде. Да еще он шел сопернице больше. Когда же граф пригласил «злодейку» леди Эстер Рейли на менуэт, это стало последней каплей. Поскольку леди Рокфорд не владела шпагой, то оружием был выбран яд. Дамы прибыли на постоялый двор в 20 милях от Лондона и заказали комнату. Решение было довольно изящным - в двух бокалах было вино, но одно из них - отравлено. Все могло бы закончиться трагедией, если бы не то обстоятельство, что давно хранившийся яд утратил свои свойства. И леди Эстер отделалась в итоге лишь сильнейшим расстройством желудка.

Вообще, в выборе оружия женщин отличала изобретательность. Одни предпочитали использовать ногти, другие - кинжалы, третьи - шпаги и при этом наносить удары исключительно по лицу. Одна такая дуэль привела к тому, что обе женщины до конца жизни были вынуждены скрывать лица под густыми вуалями. А одной из дуэлянток стала француженка Жюли д’Обиньи, известная как мадемуазель Мопен. Одни говорят, что фехтовать ее учил отец, другие - что любовник, бывший учителем фехтования. Она умела постоять за себя, ходила в мужском костюме и была фигуранткой множества любовных приключений. Однако при случае она хваталась за шпагу - на ее счету не менее десяти убитых или смертельно раненных мужчин. При этом Мопен была известной оперной дивой и блистала на сцене парижской Гранд-опера. Но многие знали - с ней шутки плохи.

Даже при поединке на шпагах дамы обнаруживали хитрость и коварство, смазывая кончики оружия ядом или специальным составом, который при попадании на кожу вызывал жгучую боль. Кроме того, их сражения отличала жестокость - женщины сражались насмерть или пока противница не получала тяжелое ранение. Поединок мог проходить топлес. Неизвестно, кто первый предложил так проводить дуэль, но считалось, что платье сковывало движения, а при даже незначительных порезах с одежды в рану могла попасть опасная инфекция.

Россия тоже не осталась в стороне. Например, в Псковской судебной грамоте сожержится такая запись за 1397 год: «Если две женщины приговором суда обязаны сойтись в поединке, то ни одна из них не может выставить вместо себя наемного бойца». Однако временем расцвета женских дуэлей в России стал период правления Екатерины II. И неудивительно, ведь сама будущая российская императрица еще в 15 лет билась на шпагах со своей троюродной сестрой. Девочки отделались легким испугом - все обошлось. Однако, Екатерина не возражала против такого способа выяснения отношений, правда настаивая на сражении только «до первой крови». В 1765 году состоялось 20 женских дуэлей, в восьми из которых государыня сама была секундантской.

Постепенно дуэли переместились в салоны. Так в салоне госпожи Восроуховой в 1823 году случилось 17 женских поединков. «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы», - писала маркиза де Мортене. Однако дуэли не были прерогативой лишь столичной знати. В 1829 году две помещицы в Орловской губернии сразились в березовой роще с саблями своих мужей. Ольга Заварова и Екатерина Полесова были соседками и постоянно ссорились. На дуэль они позвали служанок и своих дочерей. Дуэль кончилась трагично: Заварова получила серьезную травму головы, Полесова была ранена в живот. Обе скончались. Через пять лет в том же лесу сразились их дочери. Одна из девушек выжила и записала эту историю в своем дневнике. Сегодня дуэли запрещены в большинстве стран и к такому способу выяснения отношений редко кто прибегает. Единственное место, где еще можно законно вызвать соперника на поединок - Парагвай. Но только при условии, что оба участника являются зарегистрированными донорами крови