Дизайнер Алексей Скрябин: легко ли создать российский бренд сумок? Когда дизайнерская сумка становится предметом для инвестиций: что можно выгодно продать. Конкурентная обстановка и продажи

Одним из последних популярных трендов стало дизайнерское создание сумок. Это может послужить отличной платформой для бизнеса с нуля для женщин, где заработать на этом можно достаточно хорошо, обладая как определенным мастерством дизайнера, так и хорошими организаторскими способностями.

Новые тенденции в мире сумок!

На сегодняшний день очень популярен тренд экологичности производства и натуральности товара, поэтому стоит задуматься над производством эко-сумок.
В качестве эко-материала может выступить –эко-кожа, текстиль, солома.

Производство из эко-кожи требует специального оборудования, как для кожаных изделий, что не каждый сможет осилить.
Для изготовления из соломы требуются мастера по плетению, которых не всегда можно найти.

Поэтому бизнес с нуля для женщин лучше начинать с наиболее доступного производства,которым будет пошив из текстиля. Наиболее часто выбираемые ткани – плотный хлопок, вельвет, джинсовая ткань, мешковина, лен. Основным свойством ткани должна быть прочность в эксплуатации и подверженность частой стирке.

Бизнес с нуля для женщин без конкурентов!

Позиционируя свой бизнес, как изготовление дизайнерских сумок, надо продумать, чем же ваша продукция будет эксклюзивна и характерна.
Не стоит гнаться за тем, чтобы ваши дизайнерские сумки будут слишком дешевыми и доступными для большинства. Ведь сумка покупается часто не на один сезон, поэтому качество должно быть проверено временем. Тщательно подбирая материал для сумки, позаботьтесь о его качестве. Покупатели дизайнерских сумок ценят оригинальность идей и соответствующее качество, поэтому подбирайте также интересную яркую фурнитуру и декор.

Оригинальности придать может не только сам материал, а также форма изделия. Обычно ткани мягкие и поэтому сумки получаются мешкообразными, не держащие форму. Может, стоит уплотнить полотнище и придать четкую форму сумке.
Также можно сэкономить на покупке ткани, купив однотонный простоватый материал, а потом раскрасить сумку текстильными красками. Кстати индивидуальный подход в нанесении неповторимого рисунка для каждого клиента увеличит специфичность вашего бизнеса.
Кроме оформления красками можно использовать вышивку, как машинную, так и ручную, применяя не только цветные нити, а также бисер, камни, стразы, кусочки кожи, деревянный декор, шнурки, ленты.

Как наладить производственный процесс?

Бизнес с нуля для женщин подразумевает также небольшие затраты. Поэтому рекомендуя производство тканевых сумок, учитывалось,что для него не потребуется специальное оборудование, достаточно только наличие бытовой швейной машины и оверлока, поэтому начать пошив можно дома.

Необходимый основной минимум из фурнитуры- это замки и застежки- кнопки или пуговицы. Конечно, если захотите разукрасить сумку люверсами и клепками, то стоит прикупить пробойник.
Самостоятельный пошив не всегда выгоден. Стоит нанять для начала хотя бы 1-2 швеи-надомницы, чтобы не тратиться пока на аренду помещения. Для обеспечения их работой надо разработать модели и создать лекала. Лекало отрабатывается до тех пор, когда собранное готовое изделие не требует доработок. Швеям отдавать в работу только раскроенные детали.

Декорирование сумок также можно поставить на поток. Например, привлечь как опытных рукодельниц, так и дизайнеров-студентов. Зарплату лучше организовать сдельную, это будет мотивировать работниц. В вашей задаче остается контроль на всех этапах и работа над реализацией товара.

Кто будет покупать дизайнерские сумки?

Продумывая дизайн сумок, надо понимать, кто будет основным покупателем. Обычно тканевые сумки покупают подростки и молодежь, женщины до 30 лет. Применяют их в повседневной носке, для отдыха на пляже, при походе за продуктами вместо пакетов.

Поэтому они должны соответствовать целевой аудитории.
Так, например, для подростков могут быть сумки с фото актеров из молодежных популярных сериалов, герои мультфильмов; изображением молодежных хобби, как танцы, спорт.
Для девушек до 30лет будут интересны витиеватые винтажные узоры, геометрическая абстракция, рисунки, связанные с путешествиями, флорой и фауной.

Стоит заботиться о повышенном интересе к своей продукции, а для этого проводить опросы среди покупателей, чтобы они хотели увидеть в ассортименте.

Основной вашей задачей должна стать работа над продвижением продукции. Для этого стоит подумать о каналах сбыта и маркетинге.

Если у вас не большое производство на дому, то вряд ли имеете официальную регистрацию в налоговых органах. Поэтому каналы сбыта будут ограничены. Основным источником может стать только площадка, как интернет-магазин или группа в соц. сетях, а также бесплатные площадки, как Авито.

Повышая интерес к своему товару надо заинтересовывать аудиторию розыгрышами с ценными призами, конкурсами среди покупателей, проводить акции, давать скидки при большем объеме закупок.

Также увеличить прибыль можно за счет выпуска дополнительной сопутствующей продукции.
К ней можно отнести производство клатчей, кошельков, чехлов для телефонов.
Женщины любят уютные вещи, поэтому актуальны мешочки и коробочки для хранения круп, трав.

Покупатели эко-сумок, скорее всего, любят и другие эко-товары. Расширяя свой ассортимент, стоит предложить постельное, столовое белье из эко-ткани, небольшую узконаправленную коллекцию одежды, например, для отдыха или йоги.
Также актуальны эко — украшения, как браслеты и серьги, брошки, ободки для волос, выполненные из натуральных камней. Девочки любят подбирать себе украшения по знаку зодиаку или под цветовую гамму наряда, поэтому украшения смогут удачно дополнить покупку дизайнерской сумки.

Подумывая над расширением производства, не забудьте официально зарегистрироваться, так как это дает больше возможностей сотрудничать с оптовыми клиентами, крупными сетями и розничными магазинами.

Редакция FAVOT задалась целью изучить российский рынок производителей сумок, чтобы написать о самых интересных из них. Но не смогла… Как оказалось, на нашем рынке сейчас не представлено ни одного крупного бренда, способного конкурировать с иностранными марками.

«Почему?» — озадачились мы вопросом, но не смогли найти ответ. «Леша, выручай!» — сказала я, позвонив знакомому дизайнеру сумок. Алексей Скрябин, создатель собственной марки SKRIABIN , не бросил нас в беде и поведал нам все, что он знает о сумках и их производстве.

Для начала расскажи, как ты стал «сумочных дел мастером»? Ты шел к этому целенаправленно?

Нет. Все получилось как-то само собой. Я рисовал с 7 лет. И хотел, чтобы этот навык мне пригодился в профессии. Сначала я думал учиться на дизайнера интерьера, но потом все таки пошел в одежду. Поступил в МГУДТ . Именно в период обучения я полюбил работать с кожей. И в качестве дипломной работы создал коллекцию мужских кожаных курток и брюк. Но после окончания университета я, честно говоря, даже не знал чем буду заниматься дальше. Однажды ко мне пришла подруга с просьбой сшить ей сумку. «У тебя ведь есть машинка для кожи. Попробуй, это наверное не трудно», — попросила она. Я сделал выкройку прямо с ее сумки. Сел за машинку, и через несколько часов сумка была готова. Затем ко мне еще раз обратились с такой же просьбой. Шить сумки оказалось даже интереснее, чем одежду. И понеслась. Я начал экспериментировать, придумывая разные вариации сумок.

Когда освоился с техникой пошива, я пошел работать. Делал сумки для дизайнерской коллекции одежды. А потом понял, что моих идей и опыта достаточно для сольного плавания. Так я и создал бренд SKRIABIN.

Первые свои сумки ты шил у себя дома?

Да, раньше работал дома. Но это было неудобно. Места не хватало, в квартире стоял запах кожи, краски… Как-то раз я пришел домой и понял, что все вокруг занято лишь сумками, рулонами кожи, коробками с фурнитурой. В тот момент я понял, что пора искать помещение. Сейчас я снимаю небольшую мастерскую на одном из заводов Москвы.

Насколько легко в наше время выйти на рынок с новым брендом?

Изготовление сумок – это не так просто, как может показаться. Для их производства нужно дорогостоящее оборудование. Например, машинка, которая делает одну лишь функцию – уменьшает толщину кожи – такая машинка стоит 2 млн. рублей. И это всего одна функция! А представь сколько еще требуется машин для создания сумки.

И как же ты справляешься без этой машинки?

Арендую ее у тех, у кого она есть.

То есть без больших вложений в твоем деле не обойтись?

Вложения нужны. И не только на закупку машинок. Сейчас весь объем работ я делаю сам. У меня есть подмастерье, который выполняет несложные операции (чем очень мне помогает). Но нанять хорошего мастера у меня нет возможности.

Во-первых, потому что мало кто обладает техникой изготовления сумок. Когда я начинал, то нигде не мог найти информацию о технологиях пошива. Приходилось учиться самому. Методом проб и ошибок. А во-вторых, хороший мастер работает за хорошую зарплату. На данный момент я не могу себе этого позволить. Я пробовал обращаться на наши российские производства, чтобы они отшивали сумки по моим эскизам, но частные заказы их не интересуют.

Большие компании берут объемами. Популярные бренды могут позволить заказывать кожу под себя большими партиями. Выбирать фактуру, цвет, вид кожи. Соответственно и цена на материалы у них выходит значительно ниже рыночной. Я же ограничен в выборе. Могу купить лишь то, что продается у нас в магазинах. А там, честно сказать, выбор не велик. Часто мои идеи не могут воплотиться именно из-за отсутствия нужной кожи.

Недавно нашел классную кожу, желтого цвета. Забрал буквально остатки. Сшил из нее сумку. А когда поступил заказ на такую же – то я уже физически не смог ее сделать. Этой кожи нет в магазине. И не факт, что будет. С фурнитурой у нас тоже проблемы. Я знаю всего пару магазинов в городе, где ее можно купить. Идеальный вариант — заказывать все в Китае. Там очень много шикарной фурнитуры. Но этот вариант удобен лишь для оптовых закупок.

Вот уж не думала, что в сумочной сфере существует столько препятствий для развития.

Однако это так. Конечно, трудности преодолимы. Но нужно приложить много усилий. Намного больше, чем, скажем, при производстве одежды. Эта сфера в России лучше развита: большой выбор материалов, невысокая стоимость оборудования. Да и профессиональную швею найти совсем не трудно.

Ко мне периодически обращаются с просьбами: «Научите меня шить! Я хочу делать сумки». На что я сразу отвечаю: «Подумайте сто раз, прежде чем в это ввязываться! Это не тот бизнес, который приносит быструю прибыль». Особенно у нас в стране. Нужно суметь заявить о себе и найти хорошую финансовую поддержку.

У тебя, я так понимаю, такой поддержки пока нет?

Я работаю над этим.

Но ты все же планируешь сделать свои сумки общедоступными.

Естественно. Это моя мечта. Я хочу открыть магазин, в ассортименте которого будут сумки как для широкой аудитории, так и для тех, кто любит эксклюзивные модели. Сейчас мы активно развиваемся в социальных сетях и обновляем сайт. Раньше я думал, что важен лишь качественный товар. Но теперь понимаю, что помимо этого нужна и правильная маркетинговая стратегия.

А какими сумками ты восторгаешься? Где черпаешь вдохновение?

Louis Vuitton. Это непревзойденный уровень качества и исполнения.

Охарактеризуй, пожалуйста, своих клиентов. Кто покупает сумки Алексея Скрябина SKRIABIN?

Наши клиенты – это те, кто любят качественные вещи и желают отличаться. Куда ни посмотри – везде видишь девушек с сумками от Michael Kors и Furla. Не спорю, это качественные сумки. Но покупая их, вы вряд ли будете оригинальными. Мои сумки не уступают этим брендам. Но я их делаю вручную. Ты же понимаешь, что это совершенно другой уровень.

Еще одна наша уникальность – это яркие подкладки. Ваша сумка может быть какой угодно строгой снаружи. Но внутри будет скрываться буйство красок, которые вы выбираете сами. Мне очень понравилось, как высказалась по поводу наших подкладок одна девушка в Instagram:

Это таинственность женской души.

Хорошо сказано! Леша, ты видимо нашел ключ к женским сердцам. А какие твои сумки пользуются наибольшим спросом?

Самая популярная модель на сегодняшний момент – это рюкзак DECEPTICON.

Почему он так называется?

Я очень люблю прямоугольные формы и чаще предпочитаю их круглым. Когда я сел рисовать рюкзак, который сам хотел бы носить, то естественно, никаких округлостей в эскизе не было. Потом нужно было дать название, и я сразу подумал о фильме «Трансформеры». Фильм ужасный, но прямоугольностей там полно. Я стал перебирать имена трансформеров, чтобы найти подходящее мне по звучанию. Что-то резкое и угловатое. Десептиконы — это «плохие» трансформеры.

Сколько примерно времени занимает пошив одной сумки? Ты же делаешь это вручную.

Например, рюкзак я шью за 17 с половиной часов. Я засекал.

Я знаю, что совсем недавно ты создал новую модель сумки. Расскажешь про нее?

Новая модель называется EVA . Она символизирует новый период моей творческой деятельности. Более осознанный, с подробным изучением рынка. Раньше при создании модели, я опирался только на эмоции. Но в этот раз помимо эмоции, я выполнял конкретные задачи. Например: новая модель должна быть максимально демократичной по цене. Иметь возможность «конструктор» (когда человек может выбирать форму клапана, количество карманов, подкладку, тем самым участвуя в создании), функциональность (ремешок с двойным вариантом носки: на плече и кросс-боди). Должна отвечать современным требованиям (карман для Iphone 6).

Действительно хорошо продуманная модель. Приятно, когда дизайнер старается предугадать пожелания своих клиентов.

В этом и смысл моей работы. Создавать практичные сумки, подчеркивающие вашу индивидуальность.

Мы стремимся к красоте и перфекционизму.


Сумка стала частью изменений, произошедших после Первой мировой войны, и последующей эмансипации женщин, для которых сумку превратиламь в признак независимости и развития. У женщин появились свои наличные деньги и банковские счета, а также ключи от их собственного имущества и автомобилей — и они хотели, чтобы мир знал об этом. На Business of Fashion Александра Шульман рассуждает , почему женщины готовы платить большие деньги за предмет, который по функции отлично заменил бы пластиковый пакет из супермаркета, а мы сделали пересказ этого текста.

Женщина заходит в большой флагманский магазин с сумками на Бонд-стрит. Большие, маленькие, клатчи, кросс-боди, спортивные, саквояжи — на витрине все виды сумок, цены начинаются от тысячи фунтов. Женщина деловито и не тратя времени начинает показывать на сумки: «Эта, эта, эта, эта. И вот эта.» Насчитав пять, она говорит «Я возьму все». Это реальная история, которую мне пересказала шокированная менеджер магазина.

Кажется, в мире достаточно сумок, чтобы хватило до второго пришествия, но тем не менее, каждый сезон выставочные залы крупнейших мировых домов моды переполнены новыми моделями. И одновременно с этим чуть ли не каждый сезон нам предъявляют очередную сумку-«икону» — выражение, от которого меня каждый раз передергивает, потому что слово «икона» можно употребить в отношении чего-то действительно мощного, но не кожаного же мешка, каким бы классным он ни был.

И все же сумка – это нечто гораздо большее, чем просто сумка. В ряду модных вещей сумочка – относительный новичок, который появился в этом качестве, по сути, только в начале 20-го века. В увлекательной монографии Hermès «Carried Away», богато иллюстрированном томе, изданном к выставке «Le Cas du Sac», есть изображение древней роспись на камне в Алжире, где одна из терракотовых фигур, кажется, держит в руках что-то похожее на сумочку. Но по мере развития цивилизаций сумки редко привязывали к телу, чаще их отдавали носить слугам или навьючивали на животных.

Сумка стала частью изменений, произошедших после Первой мировой войны, и последующей эмансипации женщин, для которых сумка превратиламь в признак независимости и развития. У женщин появились свои наличные деньги и банковские счета, а также ключи от их собственного имущества и автомобилей — и они хотели, чтобы мир знал об этом. Чем не причина выставить напоказ модный клатч 1920-х годов вместо того, чтобы копаться в карманах под объемными юбками в поисках предметов первой необходимости? Женщины носили портсигары и зажигалки, начали публично демонстрировать косметику, поэтому тюбик помады и компактная пудра стали частью ежедневного арсенала каждой женщины.

По прошествии десятилетий сумочки выросли в размерах, достигнув совсем уж оверсайза, который продемонстрировали Balenciaga, Céline и Loewe. Как главный аксессуар нашего времени, сумки продаются даже на аукционах Sotheby’s и Christies, где ставки могут достигать сотен тысяч фунтов. В этом году сумка Hermès Birkin побила рекорд в 380 000 долларов.

Ирония в том, что в определенной среде сумка снова приобрела тот самый смысл, который имела в древности, когда ношение сумки означало низший статус. Сегодня возможность быть свободным от сумок — это мощное заявление, указывающее, что у вас есть личный помощник, несущий вашу сумку за вами, или (как в случае с людьми, посещающими показы мод или другие светские мероприятия) – что вас ждет машина с водителем, в которой вы можете оставить свою сумку со всем ее содержимым, чтобы просто фланировать по залу, не задумываясь об очереди в гардероб.

Но это все, однако, не настолько частые случаи, чтобы они могли повлиять на сумочный бизнес. Для большинства женщин их сумочка — это многозадачное устройство, которое сочетает в себе практичность и полезность: наряду с демонстрацией личного вкуса сумочка показывает достаток и являет собой символ определенного комфорта и защищенности. И это достаточно безопасная игра: даже женщины, которые связаны дресс-кодом или просто не интересуются одеждой и предпочитают в повседневной жизни одеваться незаметно, часто носят интересные сумки.

Вчера в Западном Лондоне я видела женщину, одетую в дешево выглядящий черный брючный костюм и грязные выцветшие розовые тапочки, при этом в руках у нее была вышитая кожаная сумка Gucci Dionysus, которая стоит 2760 фунтов стерлингов. Возьмите любой ранний утренний рейс из Хитроу, откуда командировочные отправляются в однодневные поездки во Франкфурт, Милан или Женеву, и вы увидите конвейерную ленту, заполненную сумками Mulberry, Burberry и Prada, стоимость которых превышает 1000 фунтов стерлингов. Вне зависимости от того, покупают ли женщины обувь, пальто, платья, рубашки и брюки в магазинах средней ценовой категории или в дорогих бутиках, чаще всего они готовы выложить значительную сумму за предмет, который, по сути, не выполняет никакой функции сверх того, что мог бы дать пластиковый пакет из супермаркета.

За исключением самоощущения. Есть что-то в том, чтобы заполнять новую сумку в первый раз, это еще обряд посвящения. Пока еще нет бардака, который, кажется, неизбежно собирается на дне сумки – колпачки от ручки, монетки, резинки для волос, билеты, контактные линзы (или это только у меня?). Новая сумка — это девственная территория, которая позволяет вам стать самой лучшей и самой эффективной версией себя. Просто добавьте смартфон, возможно, какие-то наушники, маленький кошелек и косметичку, которую вы как раз вдохновились разобрать, чтобы она не запачкала свой новый дом.

Сумка видна, она привлекает внимание, и поэтому она становится таким коротким кодом для передачи индивидуального стиля. Вы тип Mansur Gavriel, себе на уме и всегда в курсе всего? Или я-просто-люблю-Anya-Hindmarch-которая-дает-то-что-нам-действительно-нужно? Вы тот человек, который не верит, что хоть что-либо может затмить Chanel в плане роскоши? Или вы кто-то, кто согласился на J.W. Anderson Crochet Pierce, потому что «ну просто все, что J.W. делает, вроде нормальное, почему бы тогда не купить вязаную сумку»?

На самом деле опасности, что сумок станет меньше, нет, несмотря на все разговоры, что, казалось бы, постоянно расширяющийся рынок может схлопнуться. И Matchesfashion.com, и Net-a-Porter сейчас предлагают почти одинаковое количество сумок на своих сайтах: Matchesfashion.com – 1855, Net-a-Porter – 1865. На Mytheresa.com есть 2938 видов сумок, а на другом конце рынка – Asos, 926 предложений. Сумки также одна из самых больших категорий на сайтах перепродажи вроде Vestiaire Collective.

Предложения есть для всех, а продавцы рассчитывают на приближающиеся праздники. Не все, конечно, похожи на безумную покупательницу, описанную в начале этого текста, но, в конечном итоге, сумочки имеют одно огромное преимущество: с ними нет опасности получить неправильный размер. В конце концов, никто никогда не взял сумочку и не спросил: «Ой, я, кажется, выгляжу с ней толстой».

Я был далек от дизайна. Я интересовался модой, аксессуарами. Мне нравились кожаные вещи. Но у меня никогда не было мысли о том, что я буду профессионально этим заниматься.

Антон Евгеньев , создатель петербургской компании Two-Ta рассказал бизнес-порталу "Честнок" о своем опыте раскрутки и продвижения бренда сумок и аксессуаров из кожи.

Сейчас я руковожу компанией, которая производит и продает сумки и аксессуары из натуральной кожи на собственной мануфактуре в Санкт-Петербурге. Мое знакомство с миром производства и дизайна началось, когда я встретил свою теперь уже жену, Таню. Она дизайнер, и на тот момент она уже работала в модном доме, где отвечала за направление сумок и аксессуаров.

Таня с детства шила и занималась рукоделием. Через год после нашего знакомства она собиралась ехать учиться в институт дизайна Хельсинки (Университет Аалто). Я решил приостановить свою учебу и поехать с ней.

Мы отправились в Финляндию и в течение восьми месяцев учились графическому дизайну и дизайну кожаных сумок. В высших учебных заведениях Финляндии очень хорошая производственная база: на каждом отделении в Университете дизайна есть самое современное оборудование, которое можно освоить в процессе учебы. Пока мы учились, у нас возникла идея заняться производством аксессуаров. У меня всегда лежала к этому душа.

Когда вернулись домой, Таня вышла на старую работу, после чего мы пошли поработать на одну из старых фабрик Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть на технологии и на производство в промышленных масштабах. Позже мы начали своё дело.


О первых шагах
Наш стартап выглядел так: мы запустили группу Вконтакте (она, кстати, существует до сих пор). У меня было накоплено 40 тысяч рублей, у Тани дома стояла швейная машинка, и тогда мы наивно полагали, что этого будет достаточно, чтобы делать сумки.

Мы начали с индивидуального пошива: предлагали делать людям все, что им заблагорассудится. Это были друзья и знакомые, которые знали, что мы умеем шить сумки, и просили сделать аналоги дорогих моделей, которые видели в витринах магазинов. Года полтора мы нарабатывали опыт: изучали западные ресурсы, видео, старые американские книги по производству. На таких заказах мы зарабатывали достаточно денег, чтобы обеспечить себя. Постепенно мы обрастали оборудованием, которое в один момент перестало помещаться в комнате. Тогда мы и приняли решение, что пора расширяться.

Мы начали делать свои модели
В 2010 году мы арендовали свою первую мастерскую на старой обувной фабрике, оставшейся с советских времен. С этого момента все пошло в правильном ключе. Наше производство, которое с тех пор многократно увеличилось, до сих пор находится в том же районе. С выбором места мы не прогадали: с нами стали делиться опытом зрелые люди, профессионалы, которые много лет работали на производстве.

У нас постепенно росла клиентская база: многие видели сделанные нами аксессуары у друзей и знакомых и спрашивали, откуда такое. Мы по-прежнему вели группу Вконтакте. Мы всегда переживали, если что-то не получалось, и стремились выжать максимум из своих возможностей, чтобы вышел хороший результат. Людям нравилось, и они рекомендовали нас друг другу. Мы не делали никакой рекламы и всегда радовались новым клиентам и новым заказам.

Параллельно мы стали разрабатывать линейку собственных моделей: то, что нам заказывали, нам самим нравилось не всегда. Мы любим спокойные линии, лаконичность и классику, сдобренную хорошей долей современных трендов. И по сей день мы все вещи придумываем вдвоем. Я больше занимаюсь мужской линейкой, Таня — женской. Четкого разделения нет, и мы всегда советуемся по поводу дизайна.

Мы показали свои модели в группе Вконтакте, и были очень рады, когда людям понравилось: дело в том, что мы долго не относились к этому занятию как к чему-то серьезному, делу всей жизни. В тот момент мы стали понимать, что у нас получается! Дальнейшая история подтверждает правильность выбранного пути: спрос на нашу продукцию постоянно идет вверх. Это не резкий, но вполне стабильный рост.

Надоело греть седалищный нерв в офисе, но сменить "теплое место" на свободный полет страшноватенько? История Нины Павличенко, сегодняшней героини рубрики " " должна вдохновить тебя, если не встать и всё изменить, то хотя бы лечь в направлении своей мечты о свободном графике и любимом деле. Нина, разменяв десяток лет в офисе крупных кампаний, открыла свою мастерскую пошива аксессуаров и теперь оглядываясь назад, вспоминает свои первые шаги к "оплачиваемому хобби".

В 20 лет мои амбиции мечтали о карьере в крупной компании. Поэтому 14 лет я накапливала свой опыт, работая именно в крупных компаниях.

От создания первой сумки до осознания того, что хочу, чтобы это стало делом моей жизни прошло несколько лет. Поначалу не думала о бизнесе совсем , это было только увлечение. Но это увлечение приносило мне массу удовольствия, и я решила полностью все свое время посвятить этому делу.

Так как я очень плавно входила в этот бизнес, то все мои финансовые вложения - это накопленные сбережения со времен офисной жизни.

Даже не знаю, что было самым трудным , потому что много чего мне казалось поначалу сложным, так как было все ново для меня и очень не хватало знаний и навыков. Хотя, наверное, самое непростое и в тоже время самое интересное как поначалу, так и сейчас — это проходить через свои страхи и расти над собой .

Первый год пролетел очень быстро , а последние дни этого года я провела, работая на масштабной выставке, и на радостях сама перепутала даты. А отметила это событие [первый год рождения своего бизнеса] постом в соцсетях о своей невероятной радости. Вообще я предпочитаю отмечать конкретные достижения — мне гораздо приятней и, я считаю, более заслуженно, отметить, например, продажу 1000-го рюкзака или открытие своей мастерской.

Бизнес стал окупаемым где-то через год. После приличного количества проб и ошибок, я смогла найти свой формат, который позволил сделать бизнес окупаемым.

Ваш личный девиз и слоган вашего «бизнеса»: Всё делать с любовью. Внимание к деталям.


О подходе в работе с клиентами не буду говорить, есть на эту тему очень много информации. И если добавить к этим правилам частичку своей души - это будет однозначно работать. Для меня очень важен результат — чтобы мои сумочки и рюкзаки приносили девушкам счастье и восторг, чтобы они были влюблены в них, чтобы они были для них особенными. Поэтому вы не найдете ни одного одинакового рюкзака и ни одной одинаковой сумочки, даже если внешне они выглядят одинаково, у них всегда есть детали, которые их отличают друг друга .

О СЕБЕ

Меня вдохновляют путешествия и интересные люди.


Чтобы снять стресс
, общаюсь с интересными людьми, тренируюсь, читаю книги, слушаю музыку, смотрю фильмы, гуляю в парке, пью кофе…

Каждый день особенный и очень разный — иногда начинается с ранней встречи с клиентами, иногда с прогулки в парке и ароматного кофе, а 3-4 раза в неделю начинается с тренировки.

Ложусь спать около двух ночи, а будильник звонит обычно в 8-00 утра.

Вредная привычка , от которой не получается избавиться: поздно ложусь спать.

Когда становится совсем сложно , я листаю свой wish-list (и он далеко не о платьях, новых туфельках и украшениях:), напоминаю себе о своих мечтах, желаниях, целях и о том, что любая трудность - это полезный опыт и это временный период.

Одна из моих ближайших целей узнать ответ на вопрос "Как находить больше времени для родных ". Сейчас я часто пропадаю в работе и пока только на пути к тому, чтобы сбалансировать время для работы и проводить больше времени со своей семьей. Но подозреваю, что весь секрет в планировании и делегировании:).