Дети с задержкой психического развития (зпр). Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

ПОДВИЖНЫЕ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Разработала

«ПОВТОРИ, НЕ ОШИБИСЬ»

ЦЕЛЬ: Развивать внимание, быстроту реакции; накапливать количество и уточнять смысл слов, обозначающих действие.

Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперёд, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

Варианты

1.Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, ассиметричные движения (правая рука вверх, левая вперёд) и т. д.

2.Ведущий одновременно с показом движений называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.

3.Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимание на его команды.

«УЗНАЙ ДРУГА»

ЦЕЛЬ: Развивать тактильные ощущения, слуховое внимание, память, умение ориентироваться в пространстве.

Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

ВАРИАНТ: если игрок не может узнать другого ребёнка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

«ЛОХМАТЫЙ ПЁС»

ЦЕЛЬ: Активизировать речевую деятельность, развивать память и быстроту реакции, формировать способности имитировать животных (собаку)

Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне, другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пёс, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим и посмотрим,

Что же будет?

Дети подходят и хлопают в ладоши. Пёс вскакивает, рычит и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

ИГР, УПРАЖНЕНИЯ

НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.

«ЛАСКОВОЕ ИМЯ»

ЦЕЛЬ: Научить детей запоминать имена друг друга и устанавливать контакт.

«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдёт в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнеси его ласковое имя»

«ПАРОВОЗИК»

ЦЕЛЬ: Дети запоминают имена друг друга.

Выбирают ребёнка «паровозик» - едет по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух».Подъедет к любому ребёнку со словами: «паровозик чух-чух-чух» - и называет своё имя. Ребёнок в ответ называет своё имя и становится новым паровозиком, а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжает движение по кругу, затем подъедет к любому ребёнку со словами «паровозик чух-чух-чух» - и назовёт своё имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.

«ЖУЧОК»

ЦЕЛЬ: Создать положительный эмоциональный фон, развивать тактильную чувствительность и наблюдательность.

Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

«БИП»

ЦЕЛЬ: Сплочение группы.

Дети сидят на стульчиках, Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, на ком сидит, говорит: «БИП».

«ПОТЕРЯЛСЯ РЕБЁНОК»

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, способствует распознаванию по голосу.

Воспитатель: «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды, но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовём его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребёнок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал»

«ВСЕ ВМЕСТЕ»

ЦЕЛЬ: Развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.

На полу нарисован круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве.

«ПОРВИ КРУГ»

ЦЕЛЬ: Способствует большей включённости детей в группу, позволяет попробовать разные тактики взаимодействия.

Дети стоят в кругу, крепковзявшись за руки. Один ребёнок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри него (возможны другие варианты проникновения в круг: подлезть в него снизу, просто попросить детей впустить). Разновидностью этой игры является игра «разрывные цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 метров. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет – сам становится в неё. Следующего игрока вызывает другая команда.

«СНЕЖИНКИ»

ЦЕЛЬ: Обучение сотрудничеству.

МАТЕРИАЛ: бумага, ножницы.

Попросить каждого участника сложить 8 раз листок бумаги и вырезать звёздочку. Напоминающую снежинку. Когда все закончат работу, дети выкладывают на полу снежинки таким образом, чтобы получилась одна большая. Это упражнение можно выполнять небольшими группами детей, каждая из которых будет делать свою снежинку.

«РИСУЕМ ВСЕЙ ГРУППОЙ»

ЦЕЛЬ: Способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, пространство.

МАТЕРИАЛ: лист ватмана, восковые мелки.

«Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаге одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я вам дам каждому из вас только 1 мелок, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками.

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение.

«ЛАДОНЬ НА ЛАДОНЬ»

ЦЕЛЬ: Развитие умения согласовывать действия с партнёром.

Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть сооруженная ребёнком гора или река.

«МЕНЯЕМСЯ ПУГОВИЦАМИ»

ЦЕЛЬ: Побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать.

МАТЕРИАЛ: 100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Воспитатель перемешивает пуговицы и затем раздаёт каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребёнок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определённого цвета. Для этого ему придётся обмениваться пуговицами с другими детьми.

ДРУЖНАЯ КОМАНДА.

После того как дети познакомились друг с другом, учим их договариваться и сотрудничать.

ИГРЫ ДОВЕРИЯ.

Помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества.

«ПРОГУЛКА С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ»

ЦЕЛЬ: ИГРА СПОСОБСТВУЕТ ДОВЕРИЮ И ФОРМИРУЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

Дети по желанию разбиваются на пары – ведомый с завязанными глазами и ведущий. Ведущий берёт ведомого за руки и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами.

Ведомый должен полностью доверять ведущему. Дети меняются через некоторое время.

«СЛУШАЕМ СЕРДЦЕ»

ЦЕЛЬ: Формирует бережное и доверительное отношение к партнёру.

Игра выполняется на ковре, без обуви.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок ложиться на ковёр на спину, другой ребёнок становится перед ним на колени. Лежащий ребёнок поднимает согнутые ноги, очень аккуратно ставит стопы на грудь ребёнка, стоящего перед ним, слушает его сердце. Затем дети меняются ролями.

«ЗООПАРК»

ЦЕЛЬ: Помогает снять напряжение.

Дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребёнок изображает своё животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат.

«МЕДВЕЖАТА»

ЦЕЛЬ: Упражнение направлено на мышечное расслабление.

Ребёнок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал

Взрослый рассказывает ребёнку про медвежонка, а тот изображает его движентя.

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития .

Задержка психического развития - это неравномерное недоразвитие отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных мозговых структур.

В основе задержки психического развития выделяют 3 основных фактора:

  • Частичная недостаточность отдельных познавательных функций;
  • Эмоционально - волевая незрелость;
  • Нарушение умственной работоспособности.

Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период беременности , родовые травмы, инфекции, перенесённые в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы.

Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причём тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком (в дошкольном возрасте). Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. К сожалению, родители часто не замечают или не придают значения отставанию в развитии ребёнка до поступления в школу. Только в начале обучения обнаруживаются незрелость мышления и эмоциональной сферы, ограниченность представлений и знаний, недостаточность интеллектуальной активности. Маленький ученик оказывается не в состоянии усвоить учебную программу и становится неуспевающим.

Воспитание и обучение детей осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу.

Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения - подготовка детей к школе на занятиях.

Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по развитию речевого (фонема тического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, по ознакомлению с художественной литературой . Учебный план составлен в соответствии с требованиями программ коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР под общей редакцией.

Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно - развивающюю работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: динамическое изучение ребёнка, выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания, осуществление взаимодействия в работе с воспитателями, логопедом , психологом, преподавателем ИЗО, инструктором ФК, музыкальным руководителем, осуществление контакта с врачом, взаимосвязь с родителями, осуществление преемственности в работе со школой.

Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Только тесная взаимосвязь педагогов и родителей принесёт положительный результат в работе с детьми.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра - это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

По выражению «В игре, как в фокусе собираются, проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Поэтому, мы рекомендуем дидактические игры, направленные на коррекцию познавательной сферы.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Игра: « Что сначала, что потом?»

Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.

1) Покажи - развитие пассивного словаря.

2) Назови - развитие активного словаря.

Примерные вопросы:

Какое время года недавно закончилось?

Какое время года сейчас?

После, какого времени года приходит весна?

С какого времени начинается год?

Расставь картинки и назови по порядку все времена года.

Игра: « Найди такую же цифру».

Цель:

Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру.

Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.

Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай цифру на ощупь ».

Цель: Развитие тактильных ощущений.

1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.

  1. Найти цифры по заданию (только1).

Игра: « Составь фигуру»

Цель:

Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.

Игра: « Узнай фигуру».

Цель: Закрепление формы, цвета, размера.

Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.

Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.

Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.

Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.

  1. Найти все большие фигуры.
  2. Найти все маленькие фигуры.

3.Найти одинаковые фигуры.

Игра: « Подбери пару»

Цель: Соотнесение размера

Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)

  1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.
  2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.

Игра: « Что сверху, а что снизу?»

Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.

Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)

  1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
  2. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.

Игра: « Угадай, что у меня»

Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.

вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

  1. Родители загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например: Он резиновый, круглый, красный ит. д.
  2. Дети сами составляют згадки-описания.

Игра: « Собери разрезную картинку»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Ребёнку предлагается собрать картинку, разрезанную на 2,3,4,6 ит. д. частей.

.Игра: « Выполни, не ошибись»

Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.

Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок. Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. (Слева, справа, за, перед, около)

Игра: « Что изменилось?»

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Перед детьми раскладываются картинки от 4 и более, предлагается посмотреть и запомнить их. Ребёнок отворачивается, родители убирают или добавляют другую картинку. Взрослый просит повернуться и спрашивает:

« Что изменилось?».

Главная > Документ

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

    Теоретические аспекты понятия ЗПР. Необходимые условия для воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии. Развивающие игры для самых маленьких. Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики. Игры для развития речи. Игры для развития умения различать цвета. Методы коррекции восприятия. Пескотерапия. Спортивные игры. Мнемотехника. Игры на развитие ориентирования в пространстве. Игры и упражнения для эмоционального развития детей. Игры на развитие интеллекта, логического мышления, внимания, памяти. Игры со стишками, песенками. Технологии арттерапии.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

- синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. Основные трудности, которые испытывают дети, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной. Частичное (парциальное) нарушение высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка.

Причины ЗПР

1. Биологические:

    патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка; генетическая обусловленность.
2. Социальные:
    длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.
Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения.

Классификация ЗПР

В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития. В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:

    задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов. Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.
    задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери). Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями; аллергическими состояниями; врождёнными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердце); детскими неврозами; астенией.
Всё это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценностью, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребёнок. Такие дети - "домашние", в результате чего круг общения у них ограничен, у ребёнка нарушаются межличностные отношения. Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья.
    задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка). Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребёнка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушения сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.
4. задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций). У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологий беременности (тяжёлые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах. Церебрально-оргническая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевого незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности. Обучение этих детей в массовой школе представляется весьма затруднительным, отнести их к группе ЗПР спорно, иногда их оценивают как "группу риска". В то же время незнание нейрофизиологических механизмов, обусловливающих трудности в обучении этих детей.

Особенности проявления ЗПР

Дети сзадержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития. У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности. Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы ; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания : его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи , связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления ; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста. В условиях массовой школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Приведём лишь основные сравнительные характеристики, которые помогают специалистам отличить детей с ЗПР от нормально развивающихся детей и от детей с умственной отсталостью. Наиболее характерная особенность этих детей – несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления . Все задания, которые требуют привлечения логического мышления и объяснения, выполняются ими значительно хуже, чем нормально развивающимися детьми. При выполнении того же задания по наглядному образцу качество его выполнения улучшается, и ребенок с ЗПР показывает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем ребенок с умственной отсталостью. Например, при выполнении задания на классификацию, правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они часто не могут назвать эту группу соответствующим понятием, не могут объяснить принцип, по которому объединили их. Очень показательным отличием ребенка с ЗПР, как от нормально развивающихся, так и от умственно отсталых детей,является следующий факт. Выполнение задания “4-й лишний” часто вызывает затруднения у ребенка с ЗПР. Но введение добавочных предметов (не “4 лишний”, а “6-й лишний”) помогает правильно выделить неподходящий к остальной группе предмет и объяснить принцип, по которому происходит такое выделение. В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий ./nar_spr.php/nar_spr.php http://3пр.net/vid.html http :// www . ourbaby . ru / articles

Необходимые условия для воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии.

Важным механизмом полноценного развития личности ребенка являются различные виды его деятельности: движение, общение, игра, конструирование, рисование, труд и др. Для обеспечения всех видов детской деятельности необходимы определенные условия, при которых ребенок будет расти и развиваться. Такими условиями являются: РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА (предметы игровые и развивающие, игрушки, детская библиотека, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, природа с ее объектами и др.) и СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ. Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте для ребенка. Уже к концу первого полугодия жизни нормально развивающийся ребенок начинает интересоваться окружающими предметами, игрушками (погремушки, колокольчики и др.) Он и хватает их, и кусает, размахивает ими, стучит, извлекает из них звуки. Чуть позже такие действия усложняются: ребенок начинает замечать и использовать некоторые свойства предметов, с которыми манипулирует (например, вкладывает маленький предмет в большой). К концу первого года жизни малыш уже умеет обращаться с простыми игрушками по тем правилам, которым его научили взрослые: собирает пирамидку и матрешку, катает мяч, складывает кубики. И, наконец, на втором году жизни здоровый ребенок переходит к предметным действиям нового качества: он начинает учиться пользоваться кружкой и ложкой, позже – расческой, карандашом, дидактическими игрушками. В этот период наиболее важными для него являются действия с предметами, которые он выполняет совместно с взрослым, в общении с ним . Для детей с нарушениями в развитии общение практическое, когда взрослый обучает ребенка овладению тем или иным предметом, является основным с первых дней его жизни. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в постоянной помощи взрослого на всех этапах своего развития. Во время знакомства с предметами, игрушками и способами пользования ими взрослый помогает формированию восприятия и двигательных навыков такого ребенка, развитию его мышления. Ваша цель – стимулировать любое желание ребенка с нарушениями в развитии исследовать окружающий мир. Дидактические (развивающие) игрушки , правильно подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития детей с любыми нарушениями в развитии в любом возрасте. Они не только обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат его мыслить. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание больного ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др. Хотелось бы предостеречь наставников от предъявления ребенку большого количества игрушек. По мнению психологов, избыток игрушек рассеивает и притупляет внимание, не позволяет освоить каждую из них в полной мере. Гораздо важнее научить ребенка играть с одной игрушкой, научить придумывать игры. Одно из любимых занятий многих детей - выбрасывание игрушек, предметов из кровати, сбрасывание со стола. Другой малыш может долго, монотонно выкладывать предметы из коробки, из сумочки и складывать их обратно, открывать и закрывать крышки кастрюль, банок, ящики и дверцы шкафов. Не запрещайте, а помогите организовать такую игру для ребенка! Например, на кухне, где Вы заняты приготовлением еды. Убрав наиболее опасные вещи, предложите ему сложить все предметы, которые Вы предварительно достали, в ящик шкафа. Банка с крышкой, наполненная разными предметами, дает малышу возможность прятать и находить их, открывая и закрывая крышку, греметь ими. Дидактические игрушки развивают у ребенка с проблемами в развитии мелкую моторику рук, а также – память и мышление, в силу того, что он запоминает, а потом пытается воспроизвести те действия, которые ему показали взрослые. Для детей с нарушениями в развитии нужны следующие игрушки : пирамидки и подобные игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки и др. наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики и разрезные картинки из 2,3,4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, емкости по типу “Почтового ящика” для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки, музыкальные инструменты и звучащие игрушки для развития слухового внимания. Кроме того, необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта: посуда, мебель и др.) Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячом. Его можно ловить, катать, подбрасывать вместе с ребенком. Детям с проблемами в развитии очень полезны игры с водой, песком и др. природными материалами . Такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения. Игра определяет дальнейшее психическое и физическое развитие проблемного ребенка. Использование в повседневной жизни подвижных игр , если это возможно, создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра - источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Часто взрослые спрашивают: “Когда нужно начинать развивать речь ребенка? Ответ один: с первого дня его рождения. Разговаривайте с ребенком обо всем: о том, что Вы делаете с ним, о том, что он видит и слышит вокруг, о Ваших планах на сегодняшний день. Ваши фразы должны быть простыми, доступными. Обращайте внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, артикуляцию, мимику, жесты. Обязательно при разговоре с ребенком смотрите на него, улыбайтесь ему. Обязательно слушайте музыку, музыкальные произведения и сказки . Их положительное воздействие на здоровых детей и на детей с нарушениями в развитии – давно доказанный факт в специальной педагогике. Особое значение имеют настольные игры для развития речи ребенка, содержание которых обогатит Вас различными приемами и рекомендациями по развитию детской речи. В трудном деле воспитания вообще и развития речи в частности у Вас есть помощники. Это книжки с картинками , которые Вы можете читать и рассматривать вместе с ребенком, побуждая повторять прочитанное или сказанное. Многие литературные произведения (А.Барто, К. Чуковского, С. Маршака, детские сказки) остаются верными помощниками на протяжении всего периода детства любого ребенка. Но НЕ ЗАБУДЬТЕ ! Именно эмоциональное общение ребенка с взрослым, оказывая решающее влияние на формирование всех сторон его психики, становится ведущей деятельностью младенца первого года жизни. Ничто не может заменить моментов теплого, заинтересованного взаимодействия взрослого с малышом. Если ребенок этого лишен, – возникает отставание или сложности в развитии: он растёт вялым, безинициативным, его речь и познавательная деятельность отстают от нормы, возникают трудности в общении. И только в личностном общении у ребенка возникает ощущение того, что он нужен другому человеку, так необходимое для возникновения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе. Используемая литература:

    “Специальная дошкольная педагогика”, под редакцией Е. А. Стребелевой, М., “Академия”, 2002. Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. “От первого слова до первого класса”, М., “Институт общегуманитарных исследований”, 2002. Герасимова А. “Уникальное руководство по развитию речи”, М., “Айрис-пресс”, 2002.
/rasv_sreda.php

Развивающие игры для самых маленьких

Развивающая игра с ленточками Развивающая игра с ленточками является развлечением, но кроме хорошего настроения она обучает через подражание; учит действовать двумя руками одновременно; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает фантазию, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление) и эстетическое чувство; улучшает координацию движений; развивает ловкость и умение манипулировать различными предметами. эта игра подходит малышам от одного года жизни. 1. Приготовьте для игры несколько разноцветных бумажных лент, каждая не более 40 сантиметров длиной.
2. Возьмите ленту в руки и подойдите к ребенку.
3. Начните играть с лентой, чтобы она извивалась у вас в руках. Поворачивайте ее в разных направлениях и свободно варьируйте темп движений.
4. Малыш тоже захочет присоединиться к вам. Дайте ему одну из лент.
5. Покажите ребенку, как правильно держать и двигать ленту.
6. При помощи лент можно выписывать в воздухе различные фигуры. Когда малыш научится управлять лентой, попробуйте поиграть ленточками под музыку, двигаясь ей в такт, танцуя с ними.
7. Также ленту можно привязать к небольшой палке (как в художественной гимнастике), и заставлять ленту виться, двигая палку. "Волшебные пузырьки" Чтобы ребенок постоянно развивался необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не значит, что нужно покупать дорогие игрушки. Главное, это фантазия родителей. Благодаря этой самой фантазии можно даже любое полезное занятие, и даже любой незначительный предмет превратить в волшебство, в сказку. Примером такой развивающей игры является «Волшебные пузырьки». Она подходит деткам от одного года, и благодаря ей малыш учится через подражание; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает познавательные способности (память, внимание, творческое мышление, экспрессию); выполняет дыхательные упражнения; учит распознавать различные материалы и поверхности; способствует эмоциональному развитию, выработке способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности, а также дает выход энергии и море хорошего настроения. 1. Приготовьте для игры пластмассовую мисочку и палочку для коктейля.
2. Посадите малыша за стол, поставьте перед ним миску с водой. Покажите ему палочку для коктейля и научите его дуть в нее.
3. Когда ребенок научится, предложите ему подуть в воду сквозь палочку, чтобы на поверхности появились пузырьки.
4. Малышу очень понравится пускать пузыри и слушать звук, который раздается при этом.
5. Можно, взяв две трубочки, вместе выдувать пузыри на поверхности воды.
6. На следующий раз, когда малыш хорошо научится дуть, и не будет втягивать воду в себя, приготовьте мыльный раствор (смешайте с водой немного шампуня), и тогда, дуя в трубочку, малыш будет создавать необычные волшебные конструкции из мыльных пузырей./games-baby_096.html

Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь является своеобразным интегралом всех других процессов, поэтому при ее нарушении страдают мышление, память, воображение. Ребенок может стать застенчивым, ранимым из-за возникающего непонимания между ним и окружающими людьми.

У малышей с задержкой психического развития (ЗПР) или речевого развития (ЗРР) очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо “не хотят” играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра “рядом” (когда несколько детей находятся в одном месте – в песочнице, в игровом уголке), но не вместе (малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается), при этом игровой замысел отсутствует. Т.е. ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников – 5-7 лет).

У таких детей наблюдаются трудности в формировании образов-представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память.
Предметы для детишек с ЗПР и ЗРР не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета (игра “Больной” - взрослый предлагает телефон, но ребята не замечают его, не способны придумать, что с помощью него, например, вызывают врача). Дошкольники часто непроизвольно соскальзывают с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.

Дошкольники с ЗПР демонстрируют неумение использовать знаки-заместители или предметы-заместители. В одном предмете они выделяют только один признак, одну функцию (игрушечный молоток для них может быть только предметом для извлечения звука, он не может стать человечком или ракетой).

Для развития малышей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.

Сюжетно-ролевые и театрализованные игры – основа обучения и развития таких малышей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой для бурного развития высших психических функций. Попробуйте создать игровые уголки совместно с детьми, пусть они их обустраивают, почаще делают перестановку.

Итак, наша конечная цель – научить ребенка играть. Для этого необходимо организовать поэтапную работу.
Дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию (в кабинет врача, на почту, в магазин). Далее организовать беседу – сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие (изображая, например, его – это поможет создать образы-представления). Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки.
Взрослый показывает действия с 3-4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком. Обращайте внимание на речь! Проговаривайте все основные действия!

Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ), по картинкам (не более 4 штук), по игрушкам. В помощь ребенку предлагайте вопросный план, опорные слова (3-4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями “А что было бы, если...”

Разыгрывайте сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях, например, кубиках (например, сказка “Три медведя”: большой кубик – папа медведь, средний – мама медведица, маленький - медвежонок, шар – девочка). Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения.
В работе над коммуникацией, азбукой общения может помочь книга Богуславской “Этот веселый этикет”.
Для расширения кругозора с дошкольниками обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Здесь могут выручить энциклопедии для дошкольников.

Планирование предстоящей игровой деятельности.
В конструировании, например, можно обсудить, какие кубики нам понадобятся, какой будет фундамент, что будем делать. В конце стоит дать вербальную оценку - как мы это сделали. Аналогично организуется рисование, лепка, рассказывание сказок. Совместно с ребенком составляйте план игры (в почту, в больницу, в “Дочки-матери”) – необходимо отобрать предметы для игры, определить роли, выбрать действия.

Формирование знаково-символической функции. Сначала используются реальные персонажи. Затем сказка разыгрывается на заместителях (кегли, треугольники). Потом только представляем в воображении, без опоры на предметы.
И несколько слов о преимуществах театрализованных игр. Театр – один из самых привлекательных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать различные педагогические и психологические задачи, среди которых нас интересуют: развитие коммуникативных качеств личности (вербальное и невербальное общение), развитие памяти, воображения, речи (диалогической и монологической), творческой инициативы, произвольной регуляции собственного поведения, избавление от эгоцентрических установок (необходимость учитывать мнение и позицию другого). И, конечно, театр способствует развитию духовного и творческого потенциала каждого ребенка, его социальной адаптации, снятию излишнего напряжения и тревожности.

Для организации соответствующих занятий можно обратиться к книге “Театрализованные игры в детском саду” Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. М: Школьная Пресса, 2000.

Дарья Ковылина
Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .

Внимание – это сосредоточенность сознания на определённом объекте. Объектами внимания могут быть как любые предметы и явления окружающего мира, так и действия, мысли, переживания самого ребёнка. От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребёнка в школе.

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей психического развития , в том числе, внимания . Исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, узкий объём.

Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых и других раздражителей, отвлекающих факторов. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей , несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания , а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, и продуктивность деятельности при этом снижается.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Однако, своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с задержкой психического развития именно в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения в школе.

В данной статье приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР .

Игра «Повторяй за мной» .

Цель : Развитие активного произвольного внимания .

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Ваша задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать».

Примечание : на этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый, затем водящими становятся и дети.

Игра «Угадай, что звучит?» .

Цель : Развитие слухового внимания и восприятия .

Оборудование : предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма.

Инструкция : «Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а вы должны догадаться, с помощью какого предмета, я шумела. Посмотрим, кто из вас отгадает больше звуков».

Примечание : задание выполняется в полной тишине.

Задание «Раскрась вторую половинку» .

Цель : развитие умения удерживать инструкцию, развитие устойчивости , переключаемости внимания .

Оборудование : Листы с недорисованными изображениями на каждого ребёнка, цветные карандаши.

Игра «Летает – не летает» .

Цель : развитие переключаемости внимания , умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Примечание : примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др.

Игра «Выложи из палочек» .

Цель : развитие мелкой моторики , зрительного восприятия, произвольного внимания , умения действовать по образцу.

Оборудование : счётные палочки, карточки – образцы.

Инструкция : «Посмотрите, что изображено у вас на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будьте внимательны . Приступайте к работе».

Примечание : если ребёнок не справляется с самыми простыми рисунками, то начинать выкладывать узор необходимо прямо на карточке, используя приём «наложения» .

Игра «Запомни и нарисуй» .

Цель : развитие концентрации , устойчивости, объёма внимания , умения удерживать инструкцию, закрепление основных геометрических фигур.

Оборудование : листы с изображением двух геометрических фигур (круг красного цвета слева, квадрат синего цвета справа, цветные карандаши на каждого ребёнка.

Цель : развитие слухового внимания .

Содержание : педагог считалочкой определяет водящего, он выходит вперёд, остальные дети сидят на своих местах. Водящий поворачивается спиной к детям, дети хором говорят слова : «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя - узнай» . Затем педагог дотрагивается до одного ребёнка, и ребёнок произносит слова : «Отгадай меня по голосу!» . Водящий поворачивается и угадывает говорившего. Если водящий угадал верно, то следующий ребёнок становится водящим.

Инструкция : Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. У нас есть один водящий, он нас не видит. Сначала мы все вместе скажем ему стишок : «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай!» . А затем тот, до кого я дотронусь должен сказать : «Отгадай меня по голосу!» и водящий должен отгадать, кто из вас сказал эти слова.

Задание «Кто что ест» («Перепутанные линии» ).

Цель : развитие зрительного восприятия, устойчивости внимания .

Оборудование : бланки с изображением животных, линии от которых ведут к изображениям соответствующих «лакомств» (собака – кость, петух – зерно, кошка – миска с молоком) .

Инструкция : «Посмотрите внимательно на этот рисунок . На нём изображены разные животные (дети называют, кто изображён на рисунке) . Проводя пальцем по линиям, отгадайте, кто из животных, что больше всего любит есть?».

Примечание : Если у ребёнка задание вызывает затруднения, взрослый индивидуально показывает способ выполнения задания.

Задание «Найди отличия» .

Цель : развитие устойчивости , переключаемости, объёма внимания .

Оборудование : таблица с изображением двух картин, отличающихся друг от друга несколькими отличиями.

Инструкция : «Ребята, рассмотрите картины. Назовите, какие отличия есть между этими двумя картинами. За правильный ответ получите жетон, в конце игры посмотрим , у кого будет больше жетонов, тот будет самый внимательный ».

Игра «Лягушки и аисты» .

Цель : развитие слухового внимания , переключаемости внимания , моторной координации.

Оборудование : свисток.

Инструкция : «Ребята, представим, что мы сейчас с вами оказались на болоте. А кто из вас знает, кто живёт на болоте? Вот и мы сейчас превратимся с вами в лягушек (показ позы «лягушка» - присесть, ноги разведены в стороны ). А кого очень боятся лягушки? (показ позы «аиста» - одна нога согнута в колене, руки разведены в стороны ). Когда вы услышите один свисток – вы превращаетесь в лягушек, а когда услышите 2 свистка – вы превращаетесь в аистов».

Примечание : дети, которые чаще всех ошибаются, считаются проигравшими и выбывают из игры .

Игра с мячом «Съедобное – несъедобное» .

Цель : Развитие быстроты реакции , переключаемости внимания , зрительно-моторной координации.

Оборудование : мяч средних размеров.

Инструкция : «Ребята, я сейчас буду называть предметы, и бросать вам мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный - не ловите».

Примечание : Сначала водящим становится взрослый, затем все дети поочерёдно. Если кому-то из детей сложно придумывать слова, можно ввести карточки с изображением хорошо знакомых детям предметов.

Задание «Выложи из геометрических фигур» .

Цель : развитие произвольного внимания , концентрации, объёма внимания , кратковременной памяти, закрепление основных геометрических фигур.

Оборудование : таблицы с изображениями ёлочки, домика и снеговика, наборы геометрических фигур по количеству детей .

Инструкция : «Дети, рассмотрите этот рисунок. Из каких геометрических фигур он состоит? Запомните его. Из ваших конвертов достаньте фигуры и сделайте такую же картину, какую я вам показывала».

Примечание : если дети по памяти затрудняются выложить фигуры, тогда первый раз они выкладывают фигуру с опорой на образец, а затем второй раз выкладывают её уже по памяти.

Подвижная игра «Совушка – сова» .

Цель : развитие концентрации , переключаемости внимания , скорости реакции.

Оборудование : музыкальное сопровождение, маска совы для водящего, маски мышей для детей .

Содержание : по команде водящего «День!» , дети – мышки передвигаются под музыкальное сопровождение, а «сова» в это время спит в своём домике. По команде водящего «Ночь!» , музыка затихает, мышки приседают на корточки и «спят» , т. е. не двигаются. В это время «сова» вылетает на охоту, и если видит, что «мышка» пошевелилась, забирает её в свой домик. Последние оставшиеся игроки считаются победителями.

Инструкция : «Ребята, вы будете мышками , а я совой. По команде «День!» мышки выбегают на прогулку, сова в это время спит. А по команде «Ночь» сова вылетает на охоту, а мышки замирают, чтобы сова их не заметила. Если кто-то пошевелится, а сова это увидит, она заберёт эту мышку к себе в домик. Кто останется последним, тот и выиграл!».

Игра «4 стихии» .

Цель : развитие концентрации , переключаемости, объёма внимания .

Инструкция : «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Вы знаете, что такое стихия? Это разные природные явления. В зависимости от того, какую стихию я назову, вы будете выполнять разные движения. «Земля!» - руки вниз (как-будто трогаем землю) .

«Вода!» - руки перед собой (как-будто плывём в реке) .

«Воздух!» - руки тянем вверх (как-будто тянемся к облакам) .

«Огонь!» - выполняем вращения руками.

Давайте с вами потренируемся».

Примечание : на первых порах педагог выполняет движения вместе с детьми, затем дети выполняют движения самостоятельно. Как усложнение педагог может увеличивать темп смены движений.

Успехов в работе!