Дети с родителями балуются. Избалованный ребенок. Что делать? Причины избалованности малышей

Многие родители задаются вопросом: возможно ли избаловать малыша в раннем возрасте? Иногда, чрезмерная любовь и забота о малыше, могут сделать из него обыкновенного эгоиста.

И, да и нет.

“Кто потакает прихотям чада своего, тот губит великий Дух чада своего”. Заповедь Даждьбога.

Здесь проходит очень зыбкая грань допустимости. Но, недостаток внимания и любви могут быть более опасными, чем избыток. Конечно, у ребенка существуют желания и мечты и их нужно стараться выполнять, если это не просто каприз. Например, если дочка уже долго мечтает о кукле, ей можно сделать такой подарок. Однако, если ребенок устраивает истерику и требует игрушку – это уже баловство.

Как же отличить обыкновенную потребность от каприза?

Ученые – психологи, исходя из многолетних наблюдений, сумели вывести признаки, по которым можно определить степень избалованности.

Чаще всего, избалованные дети вырастают там, где в семье много «опекунов» и «воспитателей».

Мама начинает ругать ребенка за непомерную шалость, он пускается в «слезы» и бежит за защитой к бабушке. Но, ребенок может превратить бабушку в своего врага, как только та повышает на него голос. Ребенок постепенно привыкает к мысли, что для него нет запрета и в семье, непременно найдется человек, который за него заступится. В конце – концов, ребенок теряет ориентиры, чувствует безнаказанность и, становится неуправляемым.

Существует десять признаков , по которым можно определить степень изнеженности ребенка.

1. У ребенка систематически происходит истерика. Это состояние может возникать спонтанно. Маленькие детки, не умеют контролировать свои эмоции. Поначалу это – капризы. Постепенно, все перерастает в иные формы. Прежде всего – агрессия. Ребенок не осознает, что своим поведением огорчает окружающих, причиняет страдания.

2. Ребенок постоянно раздражен всем, что его окружает. Ему быстро надоедает любая игрушка, любое угощение. Он немедленно требует игрушку или вещь, увиденную у другого ребенка.

3. Ребенок не желает убирать за собой разбросанные игрушки. Чем он старше, тем упрямее становится. Родителям трудно, в дальнейшем, заставить прибирать за собой вещи и помогать по дому.

4. Ребенок требует сиюминутного подчинения. Он не желает слушать ни взрослых, ни детей, требует, чтобы слушали только его и исполняли капризы.

5. Ребенок ставит взрослых (особенно родителей) в неудобное положение. Таким образом, он пытается самоутвердиться или, чтобы к нему относились как к «центру вселенной». Если это происходит регулярно, то серьезно займитесь этой проблемой. Да, да! Это уже проблема.

7. Ребенка надо уговаривать. С ранних лет, у него должны определиться непререкаемые авторитеты (родители, опекун, бабушка, педагог). Если малыша просят что-то сделать, он не должен капризничать. Если же, ребенок начинает вредничать и его приходится уговаривать, это – первый признак избалованности.

8. Избалованный ребенок не знает слова «нельзя». Если же ему говорят, что это невозможно, он начинает капризничать или становится агрессивным.

9. Ребенок не умеет находиться один. Обычно, к 3-4 годам, малыш обладает фантазией, может играть в любые игры самостоятельно. Изнеженный ребенок требует, чтобы возле него кто-то находился, так как не может играть один. Ребенок постоянно требует к себе внимания.

10. Ребенок может послушаться взрослого только после того, как ему что-то дали. Поначалу, кажется нормальным, что ребенок капризничает до тех пор, пока ему не дали конфетку или игрушку. Впоследствии, ребенок начинает на этом спекулировать, и каждый раз требует взятку. Избалованный ребенок ничего не будет делать без стимулирования игрушкой, конфеткой и даже денег.

Зачастую родители даже не замечают, что вырастили маленького капризулю. А ведь избалованность – тревожный симптом, который будет мешать ребенку во взрослой жизни.

Признаки избалованного ребенка

Избалованным считается ребенок несдержанного, плаксивого и более или менее требовательного - ему нужны или наше внимание, или игрушки, которые мы силах купить ему. Кроме того, его благодарность обычно кратковременна и зачастую наводит на мысль, что он принимает как должное то, что мы считаем особой уступкой ему.

Избалованный ребенок не чувствует границ своих желаний. «Я хочу!» – и точка! Он не приемлет того, что желание может быть удовлетворено немного позже или не удовлетворено вообще. Ему нужно прямо сейчас! А не получая своего, ребенок начинает капризничать – кричать, плакать, словом, продолжать требовать. Поскольку избалованному ребенку ни в чем не отказывают, он редко учится быть самостоятельным.

Избалованный ребенок целиком полагается на родителей и, что характерно при отсутствии самостоятельности, по-детски не способен примириться с отказом от чего-либо. Он так отчаянно жалуется и плачет из-за пустяков, словно речь идет о жизни или смерти.

И дело тут вовсе не в своеволии или самоуправстве малыша: деспотичный ребенок может долго ворчать и выражать недовольство, когда ему в чем-то откажут, но он способен и сам найти удовольствие от чего-то другого. Избалованный ребенок не обладает подобной гибкостью и свободой. Он не очень разборчив. К тому же упрям и не способен на компромисс, а это признак психологически незрелости.

Ошибки родителей, ведущие к избалованности

Приведем несколько примеров того, как наше родительское поведение может привести к избалованности ребенка. Первая и самая главная ошибка, допускаемая родителями – это чрезмерная опека ребенка. Когда мать постоянно развлекает свое чадо, при плаче берет его сразу на руки, когда ребенок не в духе – веселит и развлекает его, лишь бы он не плакал.

Одним словом, ребенок становится центральным звеном семьи. В угоду ребенку мать бросает все дела. Недопустимо также менять свое решение. Например, вчера ребенку разрешалось играть с электрическим чайником (конечно, он предусмотрительно был выключен из розетки). А сегодня родителям не до игр, а ребенок тянется к чайнику. В ответ он слышит «Нельзя!» и начинает негодовать. Как так? Ведь вчера же можно было!

Ребенок будет требовать своего, если бабушки-дедушки ему с удовольствием и в игривой форме разрешают то, что дома обычно нельзя. И если родители недостаточно тверды в своем решении, то и дома капризами и истериками ребенок добьется своего. Достаточно уступить ребенку пару раз, как он начинает чувствовать, что родителями можно манипулировать.

Почему же ребенка начинают баловать?

Во-первых, чаще всего балуют первого ребенка, просто потому, что не знают, как правильно нужно воспитывать детей. Со вторым ребенком обычно уже легче, и родители в основном уже научены на своих ошибках.

Во-вторых, балуют долгожданных детей. Такой ребенок по каким-либо причинам долго не появлялся на свет, и чаще всего, он же является единственным ребенком в семье.

В-третьих, родители могут баловать ребенка из тех соображений, что ребенок не должен знать слова «нельзя» или «невозможно». Якобы дети, знающие, что могут получить все, чего хотят, многого добиваются в жизни. Как правило, такие родители просто впадают в крайность, и ребенок в дальнейшем садится им на шею.

И, наконец, избалованный ребенок может расти в семье, где нет согласия в методиках воспитания между родителями. Когда, например, папа запрещает, а мама разрешает, ребенок начинает манипулировать родителями.

Перевоспитание избалованного ребенка требует силы воли, твердости и уверенности в своем решении. Всегда помните, что избалованность не принесет ребенку ничего хорошего и в дальнейшем ему будет только тяжелее. Поэтому то, что вы делаете, это для его же пользы.

И проявлять другие признаки самостоятельности - и это радует. Потому что дети, за которых все делают взрослые, очень рискуют - и даже своим психическим здоровьем. Страшные случаи из жизни богатых семей, защищающих детей от суровой действительности, рассказывает психолог Марина Мелия. Нам с вами это вряд ли грозит - но заставляет задуматься, как и от чего ограждать ребенка.

Изолируя детей от "суровой действительности", мы действуем из лучших побуждений. Но человек - существо социальное, и любая длительная изоляция ему противопоказана - это приводит к личностным деформациям.

В семье, где нет наемного персонала, а родители работают, ребенок хочешь не хочешь постепенно постигает все житейские премудрости. По мере взросления к нему предъявляют все больше требований и делегируют все больше ответственности. Но если никаких обязательств по уходу за собой, за кем-то из близких или выполнению какой-то работы по дому нет ни в три года, ни в десять, ни в пятнадцать лет, значит, нет ни опыта, ни ответственности.

Дети, выросшие в детских домах, начиная жить самостоятельно, сталкиваются с массой проблем: они не могут приготовить себе еду, не знают, как заплатить за квартиру, как искать работу, как купить билет на электричку, - им негде было этому научиться. Чтобы помочь детдомовцам, созданы целые и постинтернатного сопровождения. К ним прикрепляют социальных работников, которые, по сути, выполняют роль родителей, учат детей элементарным вещам, которые все их "домашние" сверстники делают автоматически, не задумываясь.

К "золотым" детям соцработников не прикрепляют, хотя они тоже не способны сами себя обслужить. Домашний персонал активно поддерживает такую политику и с готовностью делает за ребенка все, что можно. Для него маленький неумеха - это гарантированный источник дохода: пока он остается беспомощным, у нянь и горничных всегда будет работа.

Няне легче самой застегнуть пуговицы на рубашке, чем учить этому неловкого малыша, проще взять его на руки, чем ждать, когда он сам поднимется по ступенькам. Водитель знает, когда надо выезжать из дома в школу, когда в спортивную секцию, он напомнит, поторопит, поможет собраться. Ребенок забыл положить в сумку ракетку или мяч - водитель съездит и привезет. И так во всем.

Мой коллега работал с мальчиком из обеспеченной семьи. Оказалось, тот никогда не видел, как заваривают чай. Когда психолог его научил, при каждой новой встрече ребенок с надеждой спрашивал: "А сегодня мы будем заваривать чай?".

Мы, родители, как правило, даже не задумываемся о том, в какое положение ставим своих детей. Мы-то выросли в других условиях и прекрасно умеем себя обслуживать. А с ребенком ведем себя так, будто он ни на что не способен.

Дети не видят реальной жизни

Ребенок, выросший за высоким забором загородного имения под опекой нянь и гувернанток, порой не знает элементарных вещей и совершенно искренне считает весь мир увеличенной копией своей резервации. Так, водитель десятилетней девочки по дороге из школы домой рассказывает ей о своем трехлетнем внуке. "Как зовут его няню?" - интересуется девочка. Водитель отвечает, что няни у мальчика нет и никогда не было. Девочка не верит: "Так не бывает! У всех есть няни!".

Владелец крупной компании рассказал мне, как его сын, увидев по телевизору людей в вагоне метро, спросил: "Папа, а кто говорит машинисту поезда, куда ехать?". Мальчик в 6 лет ни разу просто так не ходил по улицам и, конечно, не ездил на общественном транспорте. А ведь по планам папы сын должен будет в будущем взять на себя управление большим промышленным холдингом.

"Золотые дети" не знают, что значит жить на зарплату, не понимают, зачем ходить пешком, когда есть автомобили, зачем снимать крошечную квартиру, если можно купить коттедж, зачем добираться куда-то на метро или автобусе вместо того, чтобы вызвать такси. Иначе говоря, они слабо представляют, как живут люди вне их круга.

Успеха в жизни часто добиваются люди, от которых этого не ждали ни учителя, ни родители. Ребенок, большую часть времени проводивший во дворе, "хулиган, бездельник, троечник", вдруг оказывается гораздо успешнее своих одноклассников, которые все детство просидели за учебниками. Разгадка не в "случайной удаче" или "счастливой судьбе", а в социальном интеллекте.

Что такое социальный интеллект? Это, в том числе, понимание людей, мотивов их поведения, способность влиять на других, предвидеть реакцию на свои слова и поступки, чувствовать границы в общении.

Исследователи из Пенсильванского университета и университета Дюка в течение 20 лет наблюдали более 700 детей - от детсадовского возраста до 25 лет. Оказалось, что "социально компетентные" дети, способные легко общаться, помогать окружающим, понимать их чувства, как правило, получают высшее образование, полноценную работу и к 25 годам бывают гораздо успешнее своих сверстников.

В жизни обычного ребенка всегда присутствуют сверстники. Они могут быть друзьями или врагами, относиться доброжелательно или "строить козни", но с ними так или иначе приходится вступать во взаимодействие: в большом классе - отвоевывать себе "место под солнцем", во дворе - выбирать, кто друг, а кто нет. Жизнь ставит перед ребенком задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером.

В идеальном мире "золотого гетто" такие задачи перед детьми не стоят. В их поведенческом репертуаре всего два главных варианта общения - со "всемогущими" родителями и с зависимыми взрослыми. А вот общение с равными, которые от них никак не зависят и могут поступать, как им вздумается, становится проблемой. Прибавьте сюда неспособность понимать чувства других - ведь их этому не учили, - и станет ясно, почему они не могут полноценно взаимодействовать в школе, в спортивных секциях, на творческих занятиях.

Дети из состоятельных семей постоянно меняют школы - иногда по пять-десять раз за все время обучения - это уже тенденция. И везде одно и то же: учителя придираются, не ценят, не понимают, одноклассники тупые, грубые, приставучие, завистливые. Но, может быть, дело не в одноклассниках и учителях, а в самих детях, которым не хватает элементарных навыков общения и умения находить общий язык с разными людьми?

Нет стимула взрослеть

Адекватная иерархия "взрослый - ребенок" предполагает своего рода "вертикаль власти", уважение к взрослому, соблюдение дистанции, границы во взаимодействии. У взрослого по определению больше прав, чем у ребенка, и больше ответственности. Он знает, как надо, как правильно, он задает ребенку систему координат, ставит определенные рамки, он может разрешить, а может и запретить.

Но в богатых семьях, где детей окружают зависимые взрослые, эта естественная иерархия зачастую упраздняется. Мы возлагаем на ребенка функции, совершенно ему не свойственные. Мы спрашиваем у него: "Ну как учительница, как она себя вела? Нормально? Ах, ты недоволен..." Когда ребенок оценивает старших, когда он грозит водителю, учителю или инструктору увольнением и человека действительно увольняют, его картина мира искажается.

Ребенок не понимает природу власти, не чувствует границ, которые нельзя переступать. Для него пропадает, размывается само понятие "взрослый" - оно перестает нести основную смысловую нагрузку и означает лишь возраст человека.

Если ребенок не слушается няню, водителя, то с чего он вдруг должен слушаться маму, папу, бабушку? Либо я слушаюсь всех взрослых, либо не слушаюсь никого. Вначале рушится авторитет людей, работающих в доме, а потом закономерно ставится под сомнение и родительский авторитет: если я могу перечить, грубить обслуживающему персоналу, то почему бы мне и маму с папой не уволить?

В такой ситуации ребенок не получает самого главного: стержня, направления дальнейшего развития. Как молодой вьюнок, у которого убрали вертикальную опору, он не может карабкаться вверх. Желание стать по-настоящему взрослым не возникает, когда нет внутреннего чувства "вот я вырасту, и мне тоже будет можно, я тоже должен буду..." Отсюда инфантилизация, о которой сейчас так много говорят.


Иллюзии избранности и безнаказанности

Богатство и статус родителей создают у ребенка ощущение, что он не такой как все. Он быстро привыкает, что к нему относятся как к особенному человеку, и считает это совершенно естественным. А когда вдруг оказывается, что для окружающих он всего лишь "один из многих", это становится неприятным сюрпризом, вызывает бурю негативных эмоций - он требует, возмущается, обижается.

Мальчика десяти лет отправили в элитную школу в Англию. Сам факт, что ни ученикам, ни педагогам его фамилия ничего не говорила, стал для него настоящим шоком - для всех он был просто "мальчик из России, которому надо подтянуть английский". Никто не старался ему понравиться, услужить, угодить. Лишившись домашних привилегий и не обладая достаточным внутренним потенциалом, он не смог наладить отношения с одноклассниками. Начались слезы,

Все хорошие родители очень любят своих детей. Иногда даже с перебором, особенно, если ребенок единственный или долгожданный. Что уж говорить о бабушках, которые вас растили в основном для того, чтобы вы порадовали их внуками!

А ведь правда, очень часто залюбленные дети превращаются в настоящих монстров, перестают слушаться, капризничают, отказываются признавать авторитет родителей и думать о ком-то кроме себя. Как бороться с капризами ребенка в 2, 3 года, что делать, если ребенок – эгоист? Есть ли шанс перевоспитать избалованного малыша? Мы выясним все нюансы этих вопросов!

Признаки избалованности у детей

Как это ни смешно, но очень часто родители даже не видят, что где-то прокололись, и дома растет балованный тиран. Капризы и истерики ребенка в 3 годаотносят к чему угодно, только не к избалованности. «У него период такой», «обычно он – паинька, наверно, устал или что-то болит», «это он на вас так реагирует, у меня дома он себе такого не позволяет» – самые частые отговорки родителей, которым намекнули, что у них проблемы.

Присмотритесь внимательно к своему ребенку, у избалованности есть весьма конкретные признаки:

  • Нет запретных слов. Малыш не слышит и не понимает слов «нет» и «нельзя». А если и слышит, отказывается им верить, тут же закатывает истерику. Как это нельзя! Я же хочу!


  • Хочуха. Эта болячка проявляется только у балованных детей. Они все время что-то хотят и выпрашивают это всеми доступными способами. При этом, после удовлетворения запроса, эта машинка через полчаса уже и не нужна, он хочет что-то другое.


  • Жадность. Избалованные дети – эгоисты, и ни за что ни с кем не поделятся. Всё мне, всё моё, не дам, не поделюсь. Они не дают играть своими игрушками и зажмут конфету приятелю, даже если у них целый пакет таких конфет.
  • Бука. Такие детки постоянные буки: все им не то, все им не так. Не так все сидят, не туда все пошли, кушать дали не то, мультик не такой и т. п. Им очень сложно угодить, неважно, по какому поводу.


  • Непослушание. Они не откликаются ни на единую просьбу помочь по дому, не хотят делать то, что положено по расписанию, лезут, куда не надо, закатывают истерики в людных местах. Такие дети причиняют неудобства родителям, воспитателям, разлагают дисциплину в группе.
  • Мамины дети. Или папины. Или бабушкины. Кто балует – того и дети. Такие прохвосты точно знают, какой человек наиболее восприимчив к их капризам и, оставаясь без объекта воздействия, в садике, например, ноют, хнычут и делают все возможное, чтобы их вернули к объекту, поддающемуся их манипуляциям.
  • Манипуляторы. Все дети такие, но балованные особенно чувствуют рычаги давления на расшатанную психику взрослых, и тянут за них без угрызений совести. А подбирают они эти рычаги с завидным мастерством.


  • Хамство. Балованные дети привыкли, что все по-ихнему, и начинают воспринимать окружение, как прислугу. Возникает банальное хамство – дети грубят, обзывают взрослых и всячески проявляют неуважение.

Если вы замечаете за ребенком хоть один из признаков, не спешите вводить санкции. Для начала разберитесь, почему ребенок так себя повел, может, дело не в избалованности. Сначала проанализируйте свое поведение, вычислите, что стало катализатором того или иного проявления избалованности.

Почему дети становятся избалованными

«Если часто баловать ребенка – у вас будет балованный ребенок!» – когда услышите такую фразу, не верьте ей. Дети становятся балованными не потому, что им покупают конфеты и игрушки, а потому, что родители поздно спохватились по поводу воспитания малыша.

Избалованными дети становятся, если в их жизни регулярно присутствуют определенные факторы:

  • Бессистемность. Если нельзя сейчас, то нельзя и через 5 минут, и завтра, и никогда нельзя. Если сам сложил игрушки и похвалили сегодня, то должны похвалить и завтра, если снова сам сложит игрушки. А если сейчас нельзя, а завтра – можно, то, значит, можно всегда. Если сегодня хвалят, а завтра – нет, значит, поступать хорошо теряет смысл. Бессистемность в ваших запретах, поощрениях и наказаниях сначала просто сбивает малыша с толку, а потом он учится этим пользоваться в своих интересах.
  • Слабохарактерность. Кто дома хозяин – вы или малыш? И все: «Я, конечно!». Так почему вы потакаете малышу? Идете на поводу у его желаний? Жертвуете своими зимними сапогами, покупая ему неоправданно дорогие игрушки? Готовите не то, что по рациону положено, а только вкусненькое? Если характер ребенка сильнее вашего – вы будете жить под одной крышей с избалованным деспотом, просто потому, что так и не научились говорить уверенное «нет!».


  • Разобщенность. Мама и папа всегда должны действовать единым фронтом. А когда папа говорит «нет», и малыш получает «да» от мамы, малыш будет пользоваться вашей разницей взглядов на воспитание в свою пользу.
  • Посторонние. «Мои дети избалованы няней (крестной, бабушкой)!» Оградите малыша от таких нянь и родственников. Они балуют ребенка, родители держат в строгости, а потом авторитет мамы и папы оказывается под плинтусом, на одном уровне с тараканами.
  • Откуп. Если у вас много работы, вы часто пропадаете вне дома с утра до вечера, вам в голову обязательно пролезет глупая мысль, что компенсировать дефицит вашего внимания к ребенку может крутая машинка или самая дорогая кукла. Но дети, как радары, ощущают, когда это подарок, а когда – взятка, и быстро учатся этим пользоваться.

Итак, если вы рылись в причинах —истерики у ребенка— и нашли совпадения с нашим списком – поздравляем, у вас впереди много работы, в первую очередь, над собой, и тонны успокоительных, которые еще предстоит выпитью.

Как перевоспитать избалованного ребенка

А вы сталкивались с избалованностью у вашего ребенка? Каковы были причины его поведения? Как вы устранили проблему? Если у вас есть опыт в перевоспитании избалованных детей – поделитесь им с нами в комментариях!