Что означает фразеологизм синий чулок. "Синий чулок": значение фразеологизма, происхождение и особенности употребления

Синий чулок (неодобр.) - о женщине, погруженной в книги, умственные занятия, лишенной женственности (Толковый словарь русского языка , Н. Ю. Шведова, 1992 г., к слову "чулок").

Применяется в том же значении в английском языке - bluestocking и во французском языке - bas bleu.

Выражение родилось в Англии 1760-х годах в салоне писательницы Элизабет Монтегю (1718-1800). По одной из версий, самым активным и видным членом этого кружка был учёный-ботаник, писатель и переводчик Бенджамин Стиллингфлит (англ. Benjamin Stillingfleet) (1702-1771), который всегда носил синие шерстяные чулки вместо предписанных этикетом черных шелковых. Когда он пропускал заседание кружка, там говорили: «Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идёт плохо - нет синих чулок!» Таким образом, прозвище «синий чулок» первым получил мужчина, а сам кружок стали иронически называть «Обществом синего чулка».

Позднее «синим чулком» стали называть женщин, которые интересовались литературой и наукой, пренебрегая домом и семьёй. Есть версия, что кружку леди Монтэгю имя «синие чулки» дал адмирал Эдвард Боскауэн (1711-1761), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик». Он был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка и грубо отзывался об интеллектуальных занятиях своей жены, насмешливо называя заседания кружка встречами «Общества синих чулок».

Выражение стало в Англии нарицательным после того, как поэт Джордж Гордон Байрон написал на салон леди Монтэгю сатиру и назвал её «Синие» (англ. The Blues).

Во Франции в XVII веке в Париже тоже существовали салоны, в которых заметную роль играли женщины. И для них существовал собственный термин «учёные женщины» (фр. femmes savantes) по названию комедии Мольера «Учёные женщины», высмеивающей «светских лжеученых педантов». Член английского «Общества синих чулок» Анна Мор в иронической поэме «Bas-bleu, или беседа» утверждает, что французское название (фр. bas-bleu) родилось в результате буквального перевода каким-то иностранцем английского bluestocking. В Россию выражение попало из Франции.

Примеры

(1828 - 1910)

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.) - Пьер Безухов рассуждает о своей жене Элен:

"Нет, теперь сделавшись bas bleu [синим чулком] , она навсегда отказалась от прежних увлечений, – говорил он сам себе. – Не было примера, чтобы bas bleu имели сердечные увлечения, – повторял он сам себе неизвестно откуда извлеченное правило, которому несомненно верил. Но, странное дело, присутствие Бориса в гостиной жены (а он был почти постоянно), физически действовало на Пьера: оно связывало все его члены, уничтожало бессознательность и свободу его движений"

(1828 - 1889)

" " (1863 г.), гл. 4, XIII:

"Отступление о синих чулках

- Синий чулок! даже до крайности синий чулок ! Терпеть не могу синего чулка! Глуп и скучен синий чулок! - с азартом, но не без солидности произносит проницательный читатель."

(1860 - 1904)

(1887 г.), д. 1 явл. 5:

"Не женитесь вы ни на еврейках, ни на психопатках, ни на синих чулках , а выбирайте себе что-нибудь заурядное, серенькое, без ярких красок, без лишних звуков. Вообще, всю жизнь стройте по шаблону. Чем серее и монотоннее фон, тем лучше. "

Существует вид женщин, глядя на которых, создается впечатление, что они недотроги. Поэтому и многие мужчины считают наилучшим не рисковать и не стремятся знакомиться с такими. Ведь в ухаживаниях за такими особями противоположного пола они не видят каких-либо утешительных перспектив. Да и личностей таких они рассматривают, скорее, как синий чулок, но уж точно не как объект женственности.

Попытаемся разобраться, каких женщин называют столь устойчивым выражением, какова история происхождения фразеологизма «синий чулок» и что необходимо предпринять, чтоб не удостоиться такого звания.

Фразеологизм «синий чулок». История возникновения

Принято считать, что выражение «синий чулок» зародилось в 1760 году в Великобритании в салоне писательницы Монтегю. Одна из версий гласит о том, что самой активной личностью этого сообщества был один переводчик, ботаник – ученый, писатель Стиллингфлит. Он вместо черных шелковых чулков, ношение которых подразумевалось этикетом, носил синие шерстяные. В случае, если он пропускал салонное заседание, собравшиеся говорили, что не могут начинать без «синего чулка». То есть первым получил такое «звание» мужчина. Позже им начали называть представительниц слабого пола, заинтересованных только наукой и литературой, не считающих нужным заботиться или создавать семью и пр. Вскоре общество начали с иронией именовать как «Общество синего чулка».

В Россию это выражение попало из Франции.

Так, в Париже, в 17 веке были салоны, главную роль в которых играли именно женщины. Они создали термин «ученые женщины». Анна Мор, состоявшая в британском «Обществе синих чулок» в одной из своих иронических поэм утверждала, что французское название зародилось вследствие неправильного и слишком буквального перевода с английского слова «bluestocking».

В одном из произведений Чехова можно встретить такую характеристику особям, называемых «синий чулок»:

«- Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок... Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се".

Женщина - «синий чулок»

Не будет лишним определиться, каких именно женщин так называют.

Итак, внешне такие люди проявляют себя в строгости и скромности внешнего вида: отсутствие украшений, косметики, пышных причесок, классический стиль одежды, то есть ничего лишнего во внешнем образе. По своему характеру такие женщины довольно-таки ворчливы, часто их можно встретить в унылом настроении, печальными, раздражительными. Если «синий чулок» и слышала что-то о флирте, женских хитростях, кокетстве, то в своей жизни отказывается подобное применять по каким-либо причинам.

Такие женщины готовы отдавать всю себя любимому делу, трудиться, не покладая рук, что значит «синий чулок» имеет положительные качества, которые могут быть оценены по достоинству.

Как ни странно, но и такую необычную, своеобразную женщину способен полюбить мужчина. Обычно «синий чулок» привлекателен для спокойного, зрелого, состоявшегося представителя сильной половины человечества. Он, в первую очередь, ценит глубину внутреннего мира, интеллектуальные способности таких женщин и находит ключи к сердцу женщины с таким сложным характером.

Женщины – «синий чулок» предпочитают проводить большую часть своего времени в музеях, библиотеках. Если она занята развитием собственного бизнеса, то частенько задерживается допоздна на работе. Подчиненным остается только догадываться о личной жизни этого человека, а некоторые и вовсе догадались об ее отсутствии.

Как не быть синим чулком?

Если вы понимаете, что вам не хватает женственности, уверенности в себе, то одним из способов не быть «синим чулком», является повторение, аффирмаций на самоуверенность. Или же стремитесь к развитию своих коммуникативных навыков как с противоположным полом, так и с людьми в целом. Старайтесь выглядеть женственно, следите за своими жестами, поведением, походкой.

Итак, каждая женщина, не смотря на то, стремится ли она к научным знаниям или предпочитает свободное время проводить, покупая одежду для себя любимой, должна осознавать, что ей необходимо всегда развивать в себе женственность. Ведь это личностная основа любой женщины.

В народе существует довольно сильное заблуждение, что синий чулок (значение фразеологизма рассмотрим сегодня) - это старая дева. Убеждение сие не соответствует действительности, и чтобы доказать это читателям, раскроем тему подробнее.

Происхождение

Конечно, выражению этому много лет и даже не одно столетие. Возникло оно в Англии 18-го века. Источники гласят, что все началось с нонконформистского жеста Бенджамина Стиллингфлита, который был ботаником, писателем и переводчиком. Может быть, из вредности, а может быть, из соображений стиля, но интеллектуал пренебрегал этикетом и предпочитал черным чулкам синие. А история стала достоянием общественности благодаря известному в ту пору салону Элизабет Монтегю. Она была не просто держателем салона, но и писательницей. Правда, судя по всему, в английские классики она не попала, зато мы ее помним благодаря выражению «синий чулок» (значение фразеологизма выясним в процессе исследования). Таким образом, первым синим чулком был мужчина, потом вообще салон переименовали в честь этого прекрасного элемента гардероба, но, правда, сделали это злые языки. Интересная история скрывается за темой «“Синий чулок”: значение и происхождение фразеологизма». Но самое захватывающее впереди.

Значение

Конечно, учитывая крепкие, почти неразрывные связи Англии и Франции, выражение перекочевало к соотечественникам Мольера без всяких хлопот. И стало означать женщин, которые внешне и внутреннее походят на мужчин и интересуются всем тем, что обычно увлекает представителей мужского пола. Но не то, о чем сейчас подумал читатель. Синий чулок (значение фразеологизма следует далее) - это, прежде всего, женщина, которая интересуется интеллектуальной культурой, политикой. Другими словами, всем тем, что отдано на откуп мужчинам. Причем совершенно неважно, могут те высказать хоть одну дельную мысль по существу или нет.

Такие женщины не хотят замыкать себя в строгих гендерных представлениях. Сейчас эта же установка выражается в словах: «Ты же девочка!». Сегодня, как и тогда, находятся прекрасные создания, которые бунтуют против сведения их жизни к стереотипу, причем мужскому, но об этом еще поговорим чуть позже. Так как тема происхождения заблуждения относительно значения фразеологизма «синий чулок» касается нас напрямую.

Скажем также, что в Россию выражение было завезено из Франции. В нашем отечестве к таким женщинам относились тоже очень скверно, но мысленно делаем скидку на время.

Исток заблуждения о смысле выражения

Почему до сих пор некоторые уверены, что синий чулок - это старая дева? Все очень просто. Меняются местами причина и следствие, причем это мужская логика. Считается, что жена не должна быть умнее мужа, ибо последнего такой факт как-то компрометирует. Остается неясным, правда, в чьих глазах. Но оставим это.

Поэтому людская молва полагает, что интеллектуалкам дорога в брак заказана, а семейное счастье не светит. Так ли это? Вопрос спорный. Да, творческие люди часто остаются в одиночестве. Иногда из-за того, что они долго ищут подходящий вариант, но чаще потому, что не могут найти родственную душу. Ведь чем человек умнее, тем труднее ему найти пару. Брак - это не только вкусный обед, но и темы для разговоров. А что делать, если потенциальные мужья или жены не блещут и ничего не слышали о Кафке, Ницше или даже не читали Л. Н. Толстого? Кто-то скажет: «Это снобизм!». Может быть, но для некоторых культурная реальность не менее важна, чем предметная действительность. Да, кстати, с другой стороны, когда людям нечего обсуждать, они не могут поругаться и развестись.

Есть ли поводы для оптимизма? Конечно! Читатель теперь с легкостью ответит на вопрос о том, какое значение у фразеологизма «синий чулок».

Эмансипация шагает по планете

Сейчас в развитиях странах, в которых нет проблем с едой, водой и образованием для населения, женщина-интеллектуалка уже не вызывает того отвращения и ужаса, которые можно было наблюдать у представителей мужского пола раньше. Наоборот, феминная особа, которая полагается во всем на мужчину, а сама она может только «быть женщиной», скорее вызывает недоумение, чем сильная независимая женщина (заметьте, без всяких кавычек). Да и надо учитывать требования времени: это к тому, что замечательные, ухоженные, умные мужчины выбирают общество себе подобных. Этот факт сужает приемлемый выбор красивой и талантливой женщины.

Успокаивает только то, что людей и так слишком много. Другими словами, полагаться сейчас нужно только на себя как мужчинам, так и женщинам. И тогда проблем будет меньше.

Мы уже выяснили, каково значение фразеологизма «синий чулок», сейчас изучаем его в исторической перспективе.

Изменение отношения к женщине-интеллектуалке

В доказательство того, что синим чулком быть не так уж страшно, а даже в некотором смысле почетно, можно вспомнить разные фильмы: один советский и несколько зарубежных. Вспомните, например, фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977). В нем показано, как женщине плохо без любви, мужа и детей. Л. П. Калугину поглотило одиночество, сделало ее серой, невзрачной, старой. Понятно, что в некотором смысле фильм должен был вписываться в советскую систему ценностей, где семья - это ячейка общества.

Теперь снимают другие фильмы. В них действуют смелые девушки. Они по-мужски решительны, целеустремленны и независимы. Правда, ни один русский фильм на ум не приходит, но зато западных хоть отбавляй. Приведем в пример «Люси» (2014) или «Солт» (2010), а чуть раньше были кинокартины «Солдат Джейн» (1997) или «Долгий поцелуй на ночь» (1996).

Но самый интересный в этом смысле образец нежизнеспособности феминной женщины снял недавно Вуди Аллен. Он назвал кинокартину «Жасмин» (2013). Это как раз история о женщине, которая была женой очень богатого человека, потом в силу определенных причин она осталась одна, без денег, образования и работы. Финал там совсем печальный.

Идеал женщины, он какой?

Этот вопрос довольно трудный, потому что идеал - это явление подвижное, живое. Все меняется от эпохи к эпохе. Сегодня говорить о застывшем образце глупо, потому что слишком велика свобода. Кому-то нравятся очаровательные дурочки, а кому-то татуированные особы, слушающие тяжелый рок и не желающие рожать детей. Последние считают, что жизнь слишком коротка и прекрасна, чтобы тратить ее на распашонки и пеленки. Кто может в них кинуть камень? Для самой женщины неплохо иметь несколько планов, ролей и образов в запасе.

Но одно можно сказать совершенно точно: синий чулок в качестве возможного даже нравственного ориентира - это не так уж плохо. Человек должен уметь позаботиться о себе сам.

В обществе часто можно услышать такое нелестное прозвище в адрес какой-то девушки, как синий чулок. Наверно все знают, что оно значит. Оно описывает девушку, которая еще со школы углубилась в науку или изучение чего-либо, причем настолько, что совсем забыла о том, что должна следить за собой и как минимум пользоваться косметикой. Плюс ко всему этому, она ни с кем не общается и не водит близких знакомств.

Самой интересное тут то, что данный термин имеет очень давнюю историю и все равно используется вплоть до сегодняшнего дня.

История прозвища

К сожалению, не сохранилось точных записей того, кто и когда начал называть женщин синими чулками, однако есть две более менее правдоподобные версии. В первой говориться о том, что впервые данное прозвище начало использоваться 1760-х годах среди поклонников литературного кружка некой Элизабет Монтегю. Согласно этим данным, в круг ее знакомых, которые часто собирались вместе, входил некий ученый, увлекающийся ботаникой. Он запомнился тем, что вместо предписанных этикетом черных чулок, носил синие, что заметно выделялись. В результате, в те дни, когда его не было на очередном собрании, многие стали говорить, что им скучно без «синих чулок». То есть выходит, что изначально данное описание стало применяться к мужчинам, а не к женщинам.

По другой версии, в кружке Элизабет Монтегю была некая дама, которая слишком сильно увлекалась всем, что там обсуждалось (поэзией, литературой). А ее муж так рассердился на нее за это, что начала называть ее вместе членами сообщества «синими чулками».

Как бы там ни было, но с годами, это определения перестало касаться мужчин и плавно перекочевало на женщин. И так, с тех пор, та, которую относили к данной категории, прослыла некрасивой, угрюмой персоной, которая не была похожа на обычную женщину, но и до мужчины тоже недотягивала (по словам некоторых писателей).

Как формируется данный комплекс

В том, что мы сейчас говорим именно о психологическом комплексе, не может быть никаких сомнений. Ведь, по наблюдениям современных психологов, тот, кто хоть раз попадет под это определение, уже не так просто сможет от него избавиться. И дело тут не в особенностях внешности, а в том, как девушка чувствует себя в обществе.

Пожалуй, стоит согласиться с тем мнением, что все наши беды начинаются с детства. Так и тут, синим чулком, скорее всего, становится та девочка, которая росла в семье со строгим воспитанием, особенно если ее мама или бабушка (или обе сразу) являются учительницами с консервативными взглядами на мир.

С юных лет они начинают вбивать ребенку в голову, что желание соответствовать требованиям моды, краситься, надевать слишком откровенные наряды и тем самым привлекать к себе внимание противоположного пола – это пустая трата драгоценного времени, которое могло бы быть использовано для изучения еще одного предмета или для написания научного труда.

Так мало-помалу, ей приходиться соответствовать их представлениям, быть отличницей в классе и постоянно участвовать в олимпиадах. При этом, она, конечно же, не будет ходить на дискотеки или собираться с одноклассниками после уроков. И такое поведение можно объяснить только тем, что она сильно боится провиниться перед родителями, потому что любой подросток в 14-16 лет хочет гулять и веселиться вне зависимости от воспитания.

Точно такая же картина будет наблюдаться и во взрослой жизни. Женщина, которую прозывают синим чулком точно будет самым исполнительным сотрудником, который делает все необходимые и даже сверхурочные задания, жертвуя своим свободным временем и даже выходными. Очень часто она может стать преуспевающей бизнес-леди, у которой просто не останется времени на личную жизнь (или, по крайней мере, она будет стараться казаться настолько занятой, а вечерами будет скучать в одиночестве).

Что кроется за этим комплексом

Проблема синего чулка в том, что она абсолютно не умеет общаться с людьми. Здесь имеется в виду в личном плане. В результате, старую деву (а она чаще всего такой и становится) очень легко может обмануть любой недобросовестный мужчина, который осмелится сделать ей комплимент как женщине и позволит ей почувствовать себя желанной.

Отсутствие практики в любовных делах может привести к весьма печальному исходу. От чего ей потом придется еще сильнее замкнуться в себе и больше никогда не вспоминать о том, что она может быть совсем другой.

Кроме того, стоит отметить, что далеко не каждый мужчина осмелиться заговорить с синим чулком, ведь она выглядит настолько неприступной крепостью, что даже издали видно, что к ней не стоит подходить даже просто так. В результате такую женщину ожидает одиночество и жизнь, прожитая наполовину (так как и без семьи нельзя назвать полноценной).

Как избавиться от прозвища

Перестать быть синим чулком очень просто и сложно одновременно. Когда приходит понимание того, что в себе ни в коем случае нельзя бросаться в крайности и в один день менять имидж. Это опять же будет выглядеть несколько нелепо и снова вызовет насмешки со стороны окружающих.

Тут стоит все делать обдуманно и постепенно. Первый шаг – сходить с коллегами на вечеринку. Второй – завести одну-две подруги, научиться общаться. И, самое важное, – перестать воспринимать противоположный пол как вражеский лагерь и подпустить к себе хотя бы одного поклонника.

Так потихоньку придет способность общаться в компаниях. А при регулярном общении с мужчинами, можно наловчиться понимать их и кокетничать с ними.

И никогда не надо думать, что все уже поздно. Пожалуй, самое худшее, что можно сделать для себя самой – это превратиться в постоянно недовольную жизнью особу, которая ругается на всех и вся. Не делайте этого, а лучше займитесь собой и обязательно найдите для себя хобби.

Поэтому не бойтесь меняться. А вместо этого представьте, в какую привлекательную личность вы превратитесь, так как отныне будете сочетать в себе два редчайших качества – ум и красоту. Удачи!

Вопрос меня заинтересовал, и мне пришлось потратить несколько дней на его исследование – возможно, из этого даже может получиться научная статья. Вкратце ознакомлю вас с результатами.

Во-первых, давайте посмотрим на ту ерунду, которая написана в Википедии, и попробуем ее прокомментировать:
«Выражение “синий чулок” по отношению к ученой даме восходит к 15 веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был позаимствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Сам термин возник в Англии в 1750 годах».
Вопрос 1. Как может выражение «восходить к 15 веку» в Италии, когда оно появилось в XVIII в. в Англии???
Вопрос 2. Насчет дам XV века в синих чулках. Историческая справка: «В средние века чулки как самостоятельная часть одежды не были известны; … до XVII века, носили цветные панталоны. В средние века ноги от ступни через икры вплоть до колена обматывались узкими полосками материи. Только в XVI веке в Испании получили всеобщее распространение чулки, связанные вручную. Английский король Генрих VIII получил из Испании одну пару чулок в качестве дорогого дара. Испанские чулки украшались цветными вышитыми клиньями. В 1589 году английский священник Уильям Ли изобрел первый вязальный станок для чулок. Чулки, связанные на станке, начинают вытеснять модные тогда чулки, сшитые из шелка и бархата. Но полностью они их заменили только в конце XVIII столетия».
www.perchatki.com.ua/main.php?...
«Первой англичанкой, позволившей себе шелковые чулки, стала королева Елизавета I: в 1562 году она удивила придворных новым аксессуаром».
www.wlal.ru/news/stocking.shtml
«В XVI в. [в Италии] впервые появляется нижнее женское белье и чулки. Самыми модными считались флорентийские чулки, сшитые из белоснежной ткани».
mysterya.green.tsu.ru/library_...
Итак, венецианские дамы эпохи кватроченто не ходили в синих чулках. Нижнего белья в это время как такового тоже не было. Итальянки носили одновременно два верхних платья до пят из дорогих парчовых и бархатных тканей – отрезные по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой, а также обувь на высокой деревянной «платформе» – «цокколи».
Вопрос 3. Какими «парижскими интеллектуалами» конца XVI в. и у кого был «позаимствован» обычай (кстати – какой обычай: носить синие чулки или называться «синими чулками»)?
Действительно, в Италии XV-XVI вв. существовали общества молодых (средний возраст – 18-20 лет) аристократов – compagnie, которые организовывали различные игры, праздники и состязания; этим обществам власти поручали проведение гражданских торжеств и других мероприятий – карнавалов, регат и т.д. Compagnie также устраивали частные вечеринки «для своих»; они были весьма шумными и предоставляли возможность продемонстрировать свое богатство и социальное превосходство. В Венеции подобные общества появились в сер. XV в. и были известны как «Compagnie Dell calza» (букв. перевод – «Компании чулок»). Под «чулками» подразумевались штаны-чулки «кальцони»; отсюда родственное слово «кальсоны» - узкие облегающие трико из эластичного сукна; вверху они прикреплялись шнурком к поясу короткой, до талии или бедер, плечевой одежды («соттовесты»). До ХV в. обе половинки штанов не сшивались между собой, позднее их соединили с помощью переднего и заднего клиньев и дополнили гульфиком, который вверху и сбоку пристегивали на пуговицы или шнуровали. Юноши из различных «compagnie Dell calza» носили такие разноцветные «кальцони», украшения на которых указывали, к какому из обществ они принадлежали (их можно увидеть на картинах Капраччо – it.wikipedia.org/wiki/Compagnie_della_calza); различались общества не только цветами трико, но и нарукавными эмблемами. Сенат принял законы против роскоши, но они лишь повлекли за собой изменения в моде: чтобы обойти закон, однотонные одежды надевали поверх красочных и надрезали, чтобы показать скрытые цвета – это привело к широкому распространению мужских «разрезных» моделей одежды в XV в. Compagnie Dell calza назывались по-разному: Floridi, Uniti, Concordi, Ortolani, Zardinieri... Информации о венецианском обществе под названием «Синий чулок» нет; сведений о том, что в эти общества допускались женщины, тоже нет. Compagnie Dell calza не занимались «изучением наук», а были чем-то вроде «массовиков-затейников», шоуменов. Поэтому любые попытки связать их с парижскими салонами XVII-XVIII вв. и английским «Обществом синих чулок» XVIII в. представляются искусственными и неубедительными.
Интересно, что «венецианская версия» в русскоязычном Интернете имеет один источник –бродячую переводную заметку о значении различных цветов. Отдельной статьи, посвященной «синим чулкам» в русской Википедии (forajump’у на заметку!), нет. В материалах на других языках я обнаружил ссылки на «Compagnie Dell calza», но, как было показано, они не имеют отношения к происхождению обсуждаемого понятия.

Теперь о «парижских интеллектуалах». Мне ничего не известно об интеллектуалах эпохи религиозных войн во Франции, которые бы именовались «синими чулками» или отличались ношением таковых. Что касается XVII в., то в это время уже существовали парижские салоны, в которых заметную роль играли женщины. Любопытную фразу можно найти в «Лексиконе прописных истин» Гюстава Флобера: «Синий чулок. – Презрительный термин для обозначения женщины, интересующейся вопросами интеллектуального порядка. В подтверждение цитируйте Мольера». В примечании издателей говорится, что речь идет о комедии Мольера «Ученые женщины» (1672), высмеивающей «светских лжеученых педантов». Однако в самой комедии Мольера нет термина «синий чулок». Скорее всего, у Флобера возникла следующая цепочка ассоциаций: «синий чулок» (термин, уже популярный во Франции его времени) – дамы, увлеченные наукой – пьеса Мольера «Ученые женщины». Может быть, однако, имеется в виду и комедия Мольера «Смешные жеманницы» (1659), которая полемически упоминается в иронической поэме члена «Общества синих чулок» Анны Мор «Bas-bleu, или беседа» (1787). Французская Википедия говорит о том, что словосочетание «bas-bleu» пришло во Францию из Англии и быстро приобрело негативную коннотацию, как и мольеровское «femmes savantes» («ученые женщины»).
В литературе (Figes E. Patriarchal Attiudes. NY, Persea Books, 1987. P. 93.) можно найти указание на то, что будто бы существовали некие «bas-bleu собрания» в парижском в салоне мадам де Полиньяк, «где ношение синих чулок было всеобщим увлечением: некоторые мужчины вместо принятых по этикету шелковых белых или черных чулок ради эпатажа приходили на собрания в синих». (Статья «Салон» английской Википедии, правда, приписывает этот обычай парижскому салону Мадлен де Скюдери, годы жизни: 1607 –1701 – en.wikipedia.org/wiki/Salon_ (gathering)). Подтверждения этим сведениям о «синих чулках» во Франции до XIX в. у меня нет. Напротив, Анна Мор в упомянутой выше поэме утверждает, что французское название «bas-bleu» родилось в результате буквального перевода неким иностранцем английского «bluestocking» – www.english.upenn.edu/~curran/...

Вот более традиционное объяснение:
«В 1780-е годы в Англии образовался литературный кружок у леди Монтегю, где обсуждались и научные темы. Самым активным и видным членом этого кружка был ученый Бенджамин Стеллингфлит, который всегда носил синие чулки. Когда он пропускал заседание кружка, там говорили: “Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идет плохо – нет синих чулок!” Таким образом, прозвище “синий чулок” первым получил мужчина, а сам кружок стали иронически называть “Обществом синего чулка”. Позднее “синим чулком” стали называть женщин, которые интересовались литературой и наукой, пренебрегая домом и семьей».
www.junior.ru/students/gavrilo...
Кстати, здесь тоже допущена ошибка – годы жизни Бенджамена Стиллингфлита (Benjamin Stillingfleet, а не Стеллингфлит) – 1702-1771. То есть, неудивительно, что он «пропускал» заседания ученого кружка в 80-е гг. :-D

В действительности в литературе есть несколько версий происхождения названия. По одной из них, выражение «синий чулок» впервые появилось в 1756 г. в письме Элизабет Монтэгю (кстати, «отвечанты» на mail.ru перепутали её с кузиной – Мэри Уортли Монтэгю,1689 –1762 – otvet.mail.ru/question/9419949/) и действительно связано с «чудачествами» м-ра Стиллингфлита – ученого-ботаника, переводчика, издателя и малозаметного поэта XVIII в. Леди Монтегю и ее ирландская подруга Элизабет Веси (Vesy) использовали выражение «синий чулок» в своей переписке, называя так интеллектуалов-мужчин, с которыми они дружили. В переписке женщин встречаются также словосочетания bluestocking doctrine, bluestocking philosophy для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики». Позднее название перешло на сам лондонский интеллектуальный кружок.
По другой (более распространенной) версии, рассказанной современницей, Фани Бёрни, Б. Стиллингфлит был приглашен на прием к Э. Веси на модном английском курорте. Окинув взглядом свой гардероб, он обнаружил, что у него нет шелковых чулок, приличествующих на светском приеме. Он хотел было отказаться от приглашения, но миссис Веси сказала: «Ничего страшного, приходите в ваших синих чулках» (т.е. по-домашнему; сегодня мы бы сказали: «без галстуков»). Немного отличающийся вариант этой истории и роли Б. Стиллингфлита в ней изложен Джеймсом Босвеллом в его «Жизни Джонсона»: «Он [Стиллингфлит] был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили “Мы не можем обойтись без синих чулок”, и так понемногу это название прижилось».
Согласно третьей версии, адмирал Эдуард Боскавен (1711– 1761; почему-то отвечанты с mail.ru обозвали его голландцем – otvet.mail.ru/question/9419949/)), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик», был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка. Он грубо отзывался об интеллектуальных занятиях своей жены и насмешливо называл заседания кружка встречами «Общества синих чулок».
Итак, «образованные дамы изгнали из своих салонов карточную игру и стали глубокомысленно беседовать. Умные разговоры с мужчинами вывели английское дамское общество из изоляции и принесли ему европейскую славу, вечеринки с беседами входят в моду… Чтобы заслужить звание “синего чулка”, нужно было принадлежать к дамской элите… “Синие чулки” соперничали между собой, но... им была чужда болезненная ревность к успехам конкурентки в обществе... К 1800 году это славное общество распалось. Мир английских салонов... коснеет в педантизме и скороспелом суфражизме. “Синие чулки” оказываются “синими чулками” в том смысле этого выражения, в каком мы его теперь понимаем».
www.jerusalem-korczak-home.com...
В добавление к этому:
Выражение особенно распространилось, когда Байрон употребил его в своей сатире на кружок леди Монтегю "The Blues" – "Синие" (иногда переводят – «Синие чулки», 1820):
letter.com.ua/phrase/index.php...

Итак, подведем итог. Связывать «синие чулки» с Венецией оснований нет. Были ли в парижских салонах такие вечера «без галстуков» и назывались ли они «bas-bleu»? Версия заманчивая, но не нахожу ей документальных подтверждений. Склонен согласиться с известным английским исследователем международных фразеологизмов Майклом Куиньоном: «Даже если Анна Мор, Джеймс Босвелл и Фани Бёрни излагали лишь своего рода ранний городской миф об обстоятельствах появления этого понятия, нет сомнений, что английское слово «bluestocking» выкристаллизовалось в результате этих интеллектуальных бесед в середине XVIII столетия»
www.worldwidewords.org/topical...
P.S. Кстати, Кембриджская «История английской и американской литературы» в 18 томах (1907-1921) также не видит оснований сомневаться в том, что термин обязан своему происхождению кружку Монтегю и Веси (т. 11, гл. 15, § 2)