Буддизм для начинающих Что нужно знать начинающему практику? Архив метки: буддизм Получение вдохновения Arrow down Arrow up

Как принять буддизм? И как стать настоящим буддистом?

Вопрос-ответ

Всё начинается удивительно просто: с формирования внутренней решимости принять прибежище в «Трёх Драгоценностях «, то есть принятие: Будды, Дхармы и Сангхи как направляющих в духовной практик.

Поступок и чистая мотивация

Поступок - то, что делает человека буддистом хотя бы номинально. Принятие прибежища также подразумевает, что вы хотя бы временно принимаете фундамент учения Будды - закон кармы и её неизбежность. В соответствии с этим универсальным принципом, если вы действуете необдуманно и совершаете поступки, противоречащие морали, вам придётся испытать последствия этих поступков.

Ваша мотивация при принятии Прибежища должна быть в идеале честной и чистой. Если вами движут эгоистические желания или желания (пока что не следует отчаиваться и думать, что вы такой плохой и жалкий человечишка), скажем заполучить сиддхи от учителя, то тогда сам процесс инициации в буддизм (Дхарму) следует отложить, до того момента, когда вы не станете готовы к этому, но уже будучи чистым и простым в мыслях и стремлениях.

Ваши поступки и проступки

Если относитесь внимательно к своим поступкам и совершаете их в соответствии с высокими идеалами, то будете за это вознаграждены.

Другими словами, ваше счастье зависит от ваших поступков, и только вы - кузнец своего счастья. Сразу после формального принятия Прибежища, вашим первым поступком должно стать желание и решимость соблюдать пять правил обучения , то есть пять принципов, по которым вам следует жить. Это позволит избежать совершения недопустимых проступков. Именно с этого и начинается реальная практика буддизма.

Пять буддийских правил или пять буддийских заповедей

Пять буддийских правил или пять буддийских заповедей . Возникает необходимость в усвоении нравственности как основы пути преобразуется в набор правил, являющихся руководством по правильному поведению.

Самый основной набор правил в учении Будды – это «Пять правил обучения» (панча-шила — pañcasila):

  • Первое правило воздерживаться от лишения жизни
  • Второе правило воздерживаться от взятия того, что не дано
  • Третье правило воздерживаться от половой распущенности
  • Четвертое правило воздерживаться от ложной речи
  • Пятое правило воздерживаться от опьяняющих веществ, ведущих к беспечности.

У буддистов нет особых ритуалов посвящения в буддизм и в буддисты

Вам не нужен и не потребуется, скорее всего, никакой публичный обряд «посвящения в буддисты «. В буддизме нет аналогов христианским обрядам крещения или конфирмации.

Вам нет необходимости начать одеваться по-другому или нацепить значок «Я буддист! «. Практика Учения Будды - это ваше личное дело, и знать о том, что вы ею занимаетесь, нужно прежде всего вам самим. Однако некоторые буддисты считают ценным периодически подтверждать свою приверженность Трём Драгоценностям и пяти правилам обучения, приглашая друга, духовного наставника или члена монашеской общины (Сангхи) как свидетеля. Присутствие при принятии Прибежища и правил обучения у всех мирян является долгом буддийских монахов и они всегда рады его исполнить.

Духовная поддержка Сангхи из буддистов

Для многих людей оказывается трудно поддерживать свою приверженность Учению Будды в одиночестве, без поддержки друзей-единомышленников. (Бывает трудно соблюдать этические правила, если вас окружают люди, которые не находят зазорным врать, то и дело совершают любовные похождения, или пьянствуют всю ночь напролёт). Вам может понадобиться провести кое-какую работу, чтобы получить поддержку друзей.

Духовный наставник Лама или Гуру в буддизме

Сделав эти первые шаги, вы можете идти по своему собственному пути практики с той скоростью, которая вам подходит. Вы можете самостоятельно изучить достаточно значительную часть Учения, но с обретением хорошего духовного наставника вы почувствуете, что ваше понимание значительно улучшается. Ваш учитель должен быть человеком, которому вы доверяете и которого уважаете, который соблюдает этические правила, хорошо знает Дхамму и умеет ясно передавать её другим.

Ваше понимание Дхаммы также может улучшиться по следующим причинам: вы углубляете своё понимание правил обучения, изучаете сутты, знакомитесь с монахами и монахинями и с традициями их Сангхи, развиваете способность понимать, какие из множества современных религиозных учений соответствуют учению Будды и изучаете техники медитации.

Решайте сами или ваш путь в ваших руках!

Вам самим решать, каким путём идти, но главное здесь - необходимость постигать учение Будды и практиковать его как можно лучше и полнее.

Если вы однажды решите, что учение Будды вам не подходит, вы можете уйти в любое время и пойти своим путём. Нет никакой церемонии отречения от учений Будды. Помните, что ваше счастье в ваших руках.

В конце XX и в начале XXI вв. восточные религии начали активную экспансию в страны Запада. Такие религии, как буддизм и индуизм, имеют в них чрезвычайный, невероятный успех. Этому есть множество причин — набившая оскомину культура потребления, навязываемая чуть ли не в качестве идеологии демократическими властями, ущербность и односторонность собственных религиозных традиций, тяга к экзотике, ну и, конечно же, стремление постичь сокровенные знания Востока, о которых ходят легенды. Эта статья имеет целью прояснить только один аспект всего этого контекста — азы религиозной практики новообращенного буддиста.

Буддизм объединяет в себе большое количество различных независимых школ и традиций. Но все они имеют одну общую основу — в качестве трех фундаментальных религиозных ценностей все буддисты признают Будду, Дхарму (то есть учение Будды) и Сангху (духовное сообщество буддистов). Это так называемые три прибежища. Смысл буддийской практики — достижение просветления, реализация природы Будды в человеке. Именно в свете этой цели и ради нее совершаются все ритуалы, читаются мантры, практикуются медитации и так далее. Однако буддизм многолик, и его различные деноминации подчас значительно отличаются друг от друга. Поэтому и в отношении начальной практики то, что требуется от адепта японского дзен, очень далеко от предлагаемого последователю тибетской гелугпы. Мы сосредоточимся главным образом на традициях тибетского буддизма, поскольку именно они наиболее широко представлены и распространены в нашей стране, являясь традиционными для трех регионов.

Самостоятельное принятие буддизма

Этой темы необходимо коснуться, потому что очень многие люди, начитавшись буддийской литературы, вдруг принимают решение стать буддистами и немедленно начинают практиковать те или иные медитации или ритуалы. Однако не все так просто. Уверовать в истинность буддийского учения человек, конечно же, может и должен самостоятельно. Но вот чтобы считать себя полноправным буддистом, то есть членом сангхи, простого решения недостаточно. Для того чтобы войти в духовное сообщество, требуется принять так называемые три драгоценности. Иначе это называется обетом прибежища. Он-то и вводит человека в буддизм. Для начинающих очень важно, чтобы в первый раз этот обет был принят кем-то из уполномоченных служителей-лам. Для этого требуется личная встреча с ламой и совершение церемонии принятия обета прибежища. Без посвящения в эту передачу прибежища большая часть практик не имеет смысла.

Чистое видение

Основная практика буддиста должна быть направлена на развитие навыка чистого видения. Последнее подразумевает, что человек должен тотально и всецело пребывать в «здесь и сейчас», освобождая свой ум от выстраивания пространственно-временных связей. Ум не должен оказываться где-то в другом времени или размышлять о других местах. В нем должна отражаться наличная действительность — то время и то место, где человек находится в текущий момент. Когда этот навык развивается, то меняется восприятие, оно становится чистым. Именно это первый шаг к раскрытию природы Будды. Состояние «здесь и сейчас» — это и есть медитация, ее внутреннее содержание. Таким образом, буддист, чем бы они ни занимался — питьем чая, уборкой квартиры или приготовлением еды, должен стремиться пребывать в медитации через развитие ощущения «здесь и сейчас».

Домашние медитации и ошибки

В тибетском буддизме очень много различных медитативных техник, и некоторые из них чрезвычайно сложны и даже опасны, а потому их передают тайно. Но практики буддизма для начинающих обычно являются безопасными и ошибиться в них практически невозможно, если не подходить, что называется, «творчески», то есть изменяя практику, привнося в нее новые элементы и устраняя прежние. К тому же в буддизме предполагается, что новообращенный занимается практикой под руководством и с благословения своего наставника, который преподавал ему три прибежища (то есть принимал в лоно буддизма и конкретной буддийской школы), а также инструкции по практике. Самостоятельно же принять буддизм без этой церемонии фактически нельзя.

О домашнем алтаре

Что касается обустройства домашнего святилища, то надо сказать, что это считается очень полезным делом. Однако в то же время оно не является необходимым. По своему назначению алтарь играет роль фокуса, который должен концентрировать внимание человека и организовывать его жилищное пространство таким образом, чтобы он помнил, что его важнейшая цель — просветление. Поэтому алтарные предметы должны стимулировать постоянную практику. Поэтому, если уж принято решение святилище создать, то его не нужно превращать в экспозицию, посвященную буддийскому искусству. Обычно достаточно поставить изображение Будды, изображение своего гуру и еще несколько особо важных скульптур или икон. Но лучше не выходить за рамки пяти. Помимо этого, на алтаре принято держать символы чистоты тела, речи и ума. Это значит, что кроме иконы или статуэтки Будды, на алтаре желательно иметь выдержки из священного буддийского писания (как вариант — «сутра сердца» или Ламрим) и так называемую ступу — символ чистоты ума Будды.

Обновление обетов

Вступая на путь тибетского буддизма, человек приобщается к махаяне, которая декларирует для своих последователей не только практику личного освобождения и просветления, но и так называемый путь Бодхисаттвы. Последними называются просветленные люди, которые, однако, дают обещание, что в нирвану они отправятся только тогда, когда будут освобождены все остальные существа. И их религиозная практика направлена не только на самих себя, но на благо всех живых существ. Для того чтобы начать практику, новообращенный буддист в традиции махаяны приносит обет Бодхисаттвы. Но через различные неправедные действия нарушает их. Поэтому обет Бодхисаттвы периодически нужно обновлять. Однако буддизм для начинающих бывает чрезвычайно сложен, а его требования запутаны. К примеру, монахи дают обеты, состоящие из нескольких сотен четко прописанных правил. Но для мирян более продуктивным станет другой подход.

Практиковать буддизм для начинающих лучше всего не в контексте свода заповедей, а в контексте правильной мотивации. Это означает, что в своей жизни и буддист должен стремиться принести максимальную пользу как можно большему числу существ. В таком свете нарушением обета будет любое действие, слово или мысль, которые будут направлены во вред кому-либо. Также нарушением обета станет сознательное исключение кого-либо (животного, врага или просто неприятного человека и т. д.) из поля сострадания. Когда обет бывает нарушен, его необходимо принять еще раз. Впрочем, этот обет регулярно обновляется. Например, в практике простираний, которую включает в себя буддизм. Для начинающих это может быть хоть 1 поклон или же 3, 7, 21, 108. К слову сказать, в некоторых школах полная практика включает в себя 108000 простираний.

Начальные практики

Начальные практики в буддизме называются нёндро. Во всех четырех школах тибетского буддизма они примерно одинаковые. Состоят они из четырех частей (хотя классификации бывают различные). В них входит 100000 простираний с принятием прибежища, начитка 100000 раз стослоговой мантры Ваджрасаттвы, 100000 подношений мандалы и 100000 повторений гуру-йоги. Этот порядок, в принципе, можно менять, но лучше следовать именно такой схеме. Кроме того, следует добавить, что эту практику можно выполнять и тем, кто не получил передачи обета прибежища, то есть формально не является буддистом. Однако, как утверждают буддийские учителя, пользы от нёндро в данном случае будет значительно меньше.

Буддизм для начинающих — книги

В заключение поговорим о том, что почитать тем, кто делает первый шаг в сторону буддизма. Для начала упомянем такую книгу, как «Буддизм для начинающих». Геше Джампа Тинлей — ее автор, доктор буддийской философии традиции гелуг, это очень уважаемый, заслуженный учитель Дхармы на территории СНГ. Его книжка посвящена основным, базовым вопросам, с которыми необходимо разобраться новичкам, чтобы иметь правильное представление о выбранном пути. В этом труде описана история возникновения учения, объяснены его главные аспекты, а также дан ряд практических указаний для ежедневной практики.

Следующий труд — это книга с таким же названием, что и предыдущая — «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон, ее написавшая, — это буддийская монахиня из Америки, которая много лет провела, обучаясь буддийскому пути в Непале и Индии под руководством Далай-ламы и других высоких учителей. На сегодняшний день в западном мире она является одним из самых авторитетных специалистов в своей области. В книге Тубтен Чодрон «Буддизм для начинающих» в форме вопросов и ответов даются ответы на самые популярные вопросы касательно сути учения, его приложения в различных областях человеческой деятельности и, собственно, повседневной религиозной практике. Другими словами, это своего рода катехизис тибетского буддизма.

Другие книги

Кроме этих двух книг, на вопрос «с чего начать изучать буддизм?» мы порекомендуем такие произведения, как «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла» Далай-ламы XIV и «8 дебютных ошибок» уже упоминавшегося Геше Тинлея.

А сегодня мы с вами продолжим тему и поговорим о восьмеричном пути в буддизме.

Благородный восьмеричный путь – это руководство для исследования и практики областей этой религии. Того, кто отправляется в такое путешествие, ждет великая мудрость, которую можно испытать и проверить в повседневной жизни. Практика помогает увидеть бытие реалистично, без заблуждений, наполняющих разум и создающих шум и тоску, и в целом оказывает благотворное действие.

Описание и аспекты

Говоря кратко о Восьмеричном пути в буддизме, следует сразу отметить, что он не линеен . То есть его нельзя представить в виде процесса последовательного обучения. Скорее, он символизирует собой восемь аспектов жизни, которые интегрированы в повседневную деятельность последователя. Многие его области нельзя изучить полноценно, не практикуя другие.

Название каждого этапа начинается со слова «правильный». Но значение этого определения несколько отличается от привычного. Для буддиста – это, скорее, «целостный» или «знающий».

Восьмеричный путь состоит из следующих элементов, определяемых как «правильные»:

  1. Видение (понимание).
  2. Намерение.
  3. Речь.
  4. Действие.
  5. Источник средств к существованию.
  6. Усилия.
  7. Самоосознавание.
  8. Концентрация.

Правильное видение

Это поддержка мудрости, которая в этом случае означает понимание вещей такими, какие они есть на самом деле. Видение – не просто интеллектуальное представление. Понимание для буддиста означает доскональное проникновение в суть Четырех благородных истин.

Глубокое соприкосновение с реальностью, когда человек знает, что происходит внутри и снаружи него – это путь к освобождению от страданий, вызванных неправильными суждениями. Эта способность проникновения в сущность дарит покой и любовь.

Правильное намерение

Это второй этап, на котором происходит становление в качестве приверженца пути. Видение помогает понять, что такое настоящая жизнь и из чего состоят насущные проблемы. А намерение исходит из сердца и подразумевает признание равенства всей жизни и сострадания к ней, начиная с самого себя.

Так, собираясь забраться на высокую гору, нужно знать о ландшафте, препятствиях, других членах команды и необходимом снаряжении. Это видение. Но забраться на гору можно только при желании и страсти к восхождению. Это намерение. Гора в этом случае – символ путешествия по жизни.

Правильная речь

Человек склонен недооценивать силу произносимого слова и часто сожалеет о поспешно сказанном. Почти каждый испытывал разочарование, связанное с резкой критикой, и воодушевление, услышав похвалу в свой адрес.

Целостная речь предполагает признание истины, а также осознание влияния пустых сплетен и повторяющихся слухов. Вдумчивое общение помогает объединиться и устранить раздоры. Решение навсегда отказаться от недоброжелательных или гневливых речей позволяет развиться духу размышления, что приближает к повседневной сострадательной жизни.

Правильное действие

На этом этапе необходимо научиться принимать этический подход к жизни, признавать других и мир вокруг. Сюда включается и отказ от того, чего не дано получить, и уважение к соглашениям, заключаемым как в личной, так и в деловой жизни.

Целостное действие также охватывает пять заповедей :

  1. Не убивать.
  2. Не красть.
  3. Не лгать.
  4. Не совершать сексуального насилия.
  5. Не принимать наркотики или другие токсические вещества.

Этот этап включает и целостный подход к окружающей среде, когда по возможности предпринимаются действия с целью защиты мира для будущих поколений.

Правильный источник средств к существованию

Если в работе нет уважения к жизни, это будет препятствием для прогресса на духовном пути. Буддизм способствует принципу равенства всех существ. Поэтому последователю этой религии не рекомендуется владеть магазином спиртных напитков, оружейной лавкой или работать мясником. Не поощряется и работорговля.

Будда был также против практики гаданий, поскольку она дает предположения о фиксированном будущем, а суть учения заключается в том, что грядущее создается тем, что мы делаем сегодня.

Правильный источник средств к существованию подразумевает, что буддист должен заняться каким-либо делом в религиозном сообществе, на рабочем месте или дома, служить обществу. Почти во всех общинах у монахов есть ежедневные обязанности, которые напоминают об этом этапе Восьмеричного Пути.

Правильное усилие

Это сбалансированное развитие энтузиазма и позитивного отношения, которое приветствует ясные и честные мысли и отвергает ревность и гнев. Подобно струнам музыкального инструмента, усилия не должны быть слишком напряженными, слишком нетерпеливыми, слишком слабыми. Если они целостные, то всегда приводят к стабильной и жизнерадостной решимости.


Правильное самоосознавание

Эта концепция несколько сложнее для понимания и зачастую включает изменение мышления. Она означает восприятие и концентрацию на моменте. Чтобы понять этот этап Восьмеричного пути и его смысл, попробуйте представить себя во время поездки. Слышен шум машины, видны здания, деревья, ощущается движение, появляются мысли о тех, кто остался дома. Так происходит с большинством моментов жизни.

Самоосознавание просит ощутить само путешествие, сохраняя сосредоточенность. Это не попытка исключить мир, скорее, наоборот. Осознавая момент и свои действия, человек понимает, что его контролируют старые шаблоны и привычки, а страх перед грядущим ограничивает действия в настоящем.

Правильная концентрация

Как только ум очистится, можно будет сосредоточиться для достижения желаемого. Концентрация заставляет разум сфокусироваться на объекте, таком как цветок или освещенная свеча, или таком понятии, как любящее сострадание. Это формирует следующую часть процесса .


Самоосознавание и концентрация учат разум видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, в противовес привычному. Одновременно они ведут к спокойствию и ладу с миром. Пребывая в настоящем моменте и умея сосредоточиться на нем, можно ощутить радость. Освобождение от контроля прошлых болей и будущих игр разума – это и есть способ избавления от страданий.

Значение пути

Этот элемент считается самым важным в учении Будды. Только с ним Дхамма (простая, неискаженная правда) становится доступной в виде живого опыта. Без восьмеричного пути она будет просто оболочкой, сборником доктрин, лишенным внутренней жизни. Без него полное спасение от страданий стало бы просто мечтой.

Высшие этапы пути пока могут казаться далекими, а требования практики – трудными для выполнения. Но все, что нужно для достижения, уже под рукой. Восемь аспектов всегда доступны – их можно зафиксировать в уме посредством решительности и усилий.

Начинайте с выяснения взглядов и разъяснения намерений. Затем очищайте свое поведение – речь, действие и средства к существованию. Принимайте эти меры в качестве фундамента и действуйте энергично и внимательно к совершенствованию концентрации и понимания. Остальное – вопрос постепенной практики.


Для одних прогресс будет быстрее, для других – медленнее. Освобождение – это неизбежный плод труда при настойчивой практике. Единственные требования для получения результатов – это начать и продолжать. Если они будут выполнены, нет сомнений в том, что цель будет достигнута.

Заключение

На этом пора попрощаться, уважаемые читатели. Следуйте этапам Восьмеричного пути и не забывайте делиться обретенными знаниями со своими друзьями!

До скорой встречи!

Чтобы понять, что такое буддизм и как применять его в повседневной жизни, можно рассмотреть коннотацию общепринятого слова «Дхарма», которым называют буддийские учения и практику. Его буквальное значение на санскрите – «превентивная мера». Мы используем Дхарму, чтобы избежать проблем. Понимая это, мы понимаем суть всех учений Будды.

Таким образом, чтобы у нас появился интерес к принятию превентивных мер, необходимо признать, что в нашей жизни есть проблемы. Это действительно требует большого мужества. Многие люди не принимают свою жизнь всерьез. Весь день они изо всех сил работают, а вечерами, устав, пытаются отвлечься при помощи различных форм досуга, развлечений и тому подобного, предпочитая не замечать проблем в своей жизни. Даже если они обращают на них внимание, то по-настоящему не хотят признавать, что их жизнь неудовлетворительна, так как это было бы слишком мрачным заключением. Поэтому требуется мужество, чтобы действительно исследовать качество своей жизни и честно признать неудовлетворительность, если мы ее обнаружили.

Неудовлетворительные ситуации и их причины Arrow down Arrow up

Конечно, существуют разные уровни неудовлетворенности. Мы можем сказать: «Иногда у меня бывает плохое настроение, а иногда дела идут хорошо, но это в порядке вещей. Такова жизнь». Если нас это устраивает – прекрасно. Если же мы надеемся, что можно улучшить ситуацию, это подвигнет нас на поиски того, как это сделать. Большинство людей ищут источник своих проблем вовне: «Сложности в наших отношениях возникают исключительно из-за тебя. Ты не ведешь себя так, как мне бы хотелось». Мы можем также обвинять в своих трудностях политическую или экономическую ситуацию. В соответствии с некоторыми школами психологии можно отыскать в своем детстве травматичные события, которые могли привести к тем проблемам, с которыми мы сталкиваемся теперь. Очень просто обвинять в своем несчастье других, но если перекладывать вину на окружающих либо на социальные или экономические факторы, в действительности это не ведет к решению проблем. Понимая это, мы способны прощать других, что принесет некоторую пользу. Однако большинство людей обнаруживают, что только лишь это не освобождает их от психологических проблем и несчастья.

Буддизм говорит, что, хотя другие люди, общество и прочие внешние факторы действительно вносят свой вклад в наши проблемы, на самом деле они не являются их глубочайшим и основным источником. Чтобы исследовать глубочайший источник наших трудностей, надо посмотреть внутрь себя. В конце концов, если мы чувствуем себя в этой жизни несчастными людьми – это реакция на нашу ситуацию. Между тем разные люди реагируют на одну и ту же ситуацию по-разному. Даже мы сами относимся к трудностям по-разному день ото дня. Если бы источником нашей проблемы была просто внешняя ситуация, мы должны были бы реагировать на нее одинаково в любое время, однако все происходит иначе. Есть факторы, которые влияют на то, как мы реагируем на трудности, например удачный день на работе и тому подобное, но все они довольно поверхностны, недостаточно глубоки.

Внимательно присмотревшись, мы начнем замечать, что наше отношение к жизни, к себе, к своей ситуации очень сильно влияет на то, как мы себя чувствуем. Например, мы не жалеем себя постоянно, скажем, когда у нас выдался удачный день. Но когда дела идут плохо, чувство жалости к себе возвращается. Наше отношение к жизни в огромной степени влияет на то, как мы ее воспринимаем. Исследовав этот вопрос еще глубже, мы обнаружим, что наше отношение основано на заблуждении.

Видео: Рингу Тулку - «Основная проблема подростков»

Заблуждение как источник проблем Arrow down Arrow up

Исследовав собственное заблуждение, мы увидим, что один из его аспектов – заблуждение относительно поведенческих причин и следствий. Мы заблуждаемся относительно того, что нам делать или говорить, и относительно того, каким будет результат того или иного действия. Мы можем очень сильно заблуждаться относительно того, какая работа нам нужна, жениться или нет, иметь детей или не иметь и так далее. Что произойдет, если мы начнем отношения с этим человеком? Мы не знаем. Наши идеи о последствиях собственного выбора – фантазии, основанные на том, что мы принимаем желаемое за действительное или боимся и чувствуем паранойю. Мы можем думать, что, вступив в глубокие и близкие взаимоотношения с определенным человеком, мы будем счастливы до конца своих дней, как в волшебной сказке. Или, возможно, мы боимся, что нас оставят, и поэтому держимся эмоционально отстраненно. Если та или иная ситуация нас огорчает, мы думаем, что крики способны ее улучшить. У нас могут быть совершенно ошибочные представления о том, как другой человек будет реагировать на наши действия. Кажется, что, если мы покричим и выговоримся, нам станет лучше и все будет в порядке, но это не так. Мы хотим знать, что день грядущий нам готовит, и жадно всматриваемся в астрологические таблицы или подбрасываем монеты для гадания по «Книге перемен» – «И цзин». Но почему мы все это делаем? Мы хотим управлять тем, что происходит.

Буддизм учит, что более глубокий уровень заблуждения – заблуждение относительно того, каким образом существуем мы сами и другие живые существа и как существует окружающий мир. Мы заблуждаемся относительно возможности управлять реальностью и считаем, что можно полностью контролировать происходящее с нами. К примеру, нам кажется, что, если никому не давать свой компьютер, он никогда не сломается. Из-за подобных заблуждений мы впадаем в отчаяние, когда случается нечто неожиданное. Невозможно всегда управлять происходящим. Реальность не такова: она очень сложна и многомерна. На происходящее влияют многие факторы, а не только наши действия. Это не значит, что мы полностью лишены контроля или всецело находимся во власти внешних сил. Мы влияем на происходящее, но ход вещей определяем не только мы.

Из-за нашего заблуждения и чувства незащищенности мы часто действуем разрушительно, даже не зная, что такое разрушительное поведение. Так происходит потому, что мы находимся под влиянием разрушительных эмоций и состояний ума, а также компульсивного (навязчивого) поведения, обусловленного нашими привычками. Мы поступаем разрушительно не только по отношению к другим: прежде всего, мы действуем саморазрушительно. Другими словами, создаем больше проблем для самих себя, чем для окружающих. Если мы хотим уменьшить свои проблемы или вообще от них избавиться либо стремимся к более высокой цели – способности помогать другим избавляться от их проблем, тогда нам надо определить источник нашей ограниченности.

Избавление от заблуждения Arrow down Arrow up

Мы способны распознать, что источник наших проблем – заблуждение, и сделать это не слишком сложно. Многие люди доходят до точки, когда говорят: «Я действительно сбит с толку. Я запутался». Что тогда? Прежде чем тратить деньги на какой-нибудь буддийский семинар, курс или ретрит, нужно очень серьезно задуматься над тем, действительно ли мы убеждены в том, что от нашего заблуждения можно освободиться. Если у нас нет такой уверенности, что мы собираемся там делать? Если же мы приходим лишь с надеждой на то, что сможем освободиться от нашего заблуждения, все это весьма шатко и неопределенно. Это всего лишь мечты и туманные надежды.

Возможно, мы думаем, что освобождение происходит различными путями. Например, мы верим, что кто-нибудь нас спасет, скажем, высшая, божественная фигура, такая как Господь Бог, и становимся рьяными верующими. Или можем смотреть на своего духовного учителя, на партнера или на кого-нибудь еще как на человека, который спасет нас от заблуждения. В таком случае легко стать зависимым от другого человека и начать вести себя незрело. Зачастую мы так страстно хотим найти кого-нибудь, кто смог бы нас спасти, что не очень-то разбираем, к кому обращаемся. Мы можем выбрать того, кто сам не свободен от заблуждения и из-за собственных разрушительных эмоций и состояний ума стремится извлечь выгоду из нашей наивной зависимости. Этот путь не будет надежным. Мы не можем ожидать от духовного учителя, что он или она очистит нас от наших заблуждений: нам предстоит проделать эту работу самим.

Отношения с духовным учителем или партнером могут обеспечить нам сопутствующие условия, но только когда это здоровые отношения. Если отношения нездоровы, от них будет только вред: они лишь приведут нас к еще большему заблуждению. Вначале мы можем находиться в состоянии глубокого отрицания, думая, что учитель замечательный, партнер идеальный, но однажды наша наивность улетучивается. Когда мы начинаем видеть слабости другого человека и то, что он или она не собирается спасать нас от всех наших заблуждений, мы переживаем крушение надежд и чувствуем, что нас предали. Наша вера и доверие подорваны и это ужасное чувство! Очень важно постараться избежать этого с самого начала. Мы должны использовать превентивные меры Дхармы, а также понимать, что возможно, а что невозможно в принципе. Что духовный учитель может сделать, а чего не может? Нам нужно принять превентивные меры, чтобы в дальнейшем избежать краха.

Необходимо развивать состояние ума, свободное от заблуждения. Понимание противоположно заблуждению, поэтому предотвращает его возникновение. Наша работа в буддийской практике состоит в том, чтобы наблюдать за собой и быть внимательными к своим взглядам на жизнь, к своим разрушительным эмоциям, к своему импульсивному, навязчивому или невротическому поведению. Это означает, что мы готовы видеть в себе не очень-то приятные стороны, которые мы предпочитаем отрицать. Заметив источник своих проблем или их проявления, нужно применить противодействующие меры, чтобы с ними справиться. Весь этот процесс основан на изучении и медитации. Мы должны учиться распознавать беспокоящие эмоции, состояния ума и определять их источник.

Медитация Arrow down Arrow up

Медитация – это практика разных противодействующих методов в управляемой ситуации, чтобы научиться их применять и затем делать это в реальной жизни. Например, если мы злимся на других, когда они поступают не так, как нам бы хотелось, в медитации мы размышляем об этих ситуациях и стараемся посмотреть на них с другой точки зрения. Другой человек делает то, что нам неприятно, по многим причинам. Он или она необязательно поступает так из неприязни или потому, что не любит нас. В медитации мы стараемся избавиться от таких состояний ума, как: «Мой друг больше не любит меня, потому что он мне не позвонил».

Если мы можем проходить через подобные ситуации с более расслабленным, понимающим и терпимым умом во время практики, тогда, если человек не звонит нам неделю, мы не будем так сильно огорчаться. Начиная расстраиваться, мы вспоминаем, что этот человек, возможно, очень занят и что довольно эгоцентрично думать, будто я – самый главный человек в его или ее жизни. Это помогает избежать излишне эмоциональной реакции.

Буддийская практика – занятие на полный рабочий день Arrow down Arrow up

Буддийская практика – не хобби: она не похожа на спорт или на расслабляющий досуг. Это полноценная работа. Наша задача – работать со своим отношением ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни. Если мы развиваем любовь ко всем существам, то среди прочего нам надо практиковать ее и в своей семье. Многие люди сидят, закрывшись в своей комнате и медитируя о любви, но при этом не в состоянии поладить со своими родителями или партнерами. Это печально.

Как избежать крайностей Arrow down Arrow up

Применяя буддийские учения в жизненных ситуациях дома и на работе, нужно избегать крайностей. Один полюс состоит в том, чтобы полностью возлагать вину на других. Другая крайность – винить во всем себя. Жизнь – сложная штука, и в происходящем, как правило, участвуют две стороны: и другие, и мы сами. Мы можем добиваться, чтобы другие изменили поведение и отношение к жизни, но я уверен (и все мы знаем из личного опыта), что это не очень легко. Особенно если, уверенные в своей правоте и святости, мы обвиняем другого, что он грешен. Намного проще постараться изменить самих себя. При этом мы можем давать советы, если люди восприимчивы и не становятся более агрессивными, слыша наши замечания, но главную работу нам все же предстоит проделать над собой.

Работая над собой, мы рассматриваем другую пару крайностей: совершенную одержимость своими чувствами и полное их неосознавание. Первое – это нарциссизм, одержимость собой. Мы заботимся только о том, что чувствуем сами, и склонны игнорировать чувства других. Нам кажется, что наши чувства важнее того, что чувствуют другие. С другой стороны, мы можем полностью разорвать контакт со своими чувствами или же ничего не чувствовать вообще, как если бы наши эмоции были «заморожены» новокаином. Чтобы избежать этих крайностей, требуется достичь тонкого равновесия. Это не так просто.

Если мы всегда наблюдаем за своим состоянием, когда находимся с другими людьми, это создает воображаемую двойственность: вот мы сами, а вот то, что мы чувствуем или делаем. Тогда мы по-настоящему не вступаем в отношения с другими и нас нет рядом с ними. Подлинное искусство состоит в том, чтобы научиться искренне, естественно общаться с окружающими, в то время как часть внимания постоянно отслеживает нашу мотивацию и состояние ума. Мы пытаемся вести себя таким образом, при этом избегая неестественного поведения, когда мы находимся с другим человеком, но не участвуем в происходящем. Если, общаясь с человеком, мы проверяем свою мотивацию и чувства, иногда полезно ему об этом сказать. Однако чувство, что мы обязаны ему об этом сообщить, очень похоже на нарциссизм, ведь часто другим совершенно неинтересно знать, что мы чувствуем. Быть уверенным, что они хотят об этом знать, – значит, придавать себе особую важность. Заметив, что мы начинаем действовать эгоистично, нужно просто это прекратить, и нет необходимости объявлять об этом во всеуслышание.

Другая пара крайностей – мнения, что мы или абсолютно никчемны, или совершенны. Если придавать слишком много значения своим трудностям, проблемам и разрушительным эмоциям, можно начать чувствовать себя плохими, никчемными людьми. Это очень легко перерастает в чувство вины: «Я должен заниматься практикой. Если я не практикую, значит, я плохой человек». Это слишком невротичная основа для здоровой духовной практики.

Также нужно избегать другой крайности, когда мы слишком много внимания уделяем своим положительным сторонам: «Мы все совершенны. Мы все будды. Все замечательно». Это очень опасный подход, ведь он подразумевает, что нам не нужно ни от чего отказываться и избавляться от своих отрицательных проявлений, потому что от нас требуется лишь увидеть свои изначальные достоинства: «Я замечательный и совершенный. Мне не надо прекращать свое отрицательное поведение. Я уже будда». Необходимо равновесие. Если мы чрезмерно самокритичны, нужно вспомнить о своей способности избавиться от всех недостатков и стать буддой. Чувствуя себя слишком восторженно, следует обратить внимание на свои недостатки.

Принятие ответственности Arrow down Arrow up

В целом мы должны принять на себя ответственность за собственное развитие и избавление от проблем. Конечно, нам нужна помощь: нелегко сделать это самостоятельно. Мы можем получать помощь от учителей или от духовного сообщества – людей, близких нам по образу мыслей, которые работают над собой, а не винят в своих бедах других. Вот почему в отношениях внутри пары важно схожее мировоззрение, в особенности в том, чтобы не винить другого в любых возникающих проблемах. Если оба партнера обвиняют друг друга, такие отношения полностью обречены. Если только один партнер работает над собой, а другой обвиняет, судьба этих отношений также предрешена. Если мы уже находимся во взаимоотношениях, в которых другой человек всегда приписывает вину нам, а мы задумываемся, что могли бы сделать со своей стороны, это не значит, что придется разорвать отношения, но все же что-либо изменить будет довольно сложно. Нужно постараться не начать играть в этих взаимоотношениях роль мученика: «Я все это терплю! Это так тяжело!» Подобная ситуация может быть очень невротичной.

Получение вдохновения Arrow down Arrow up

Буддийский путь непрост. Он имеет дело с неприглядными сторонами нашей жизни. Чтобы продолжать идти вперед, нужны силы и надежные источники вдохновения. Если нас вдохновляют фантастические рассказы нашего учителя о чудесах и тому подобном, неважно связаны ли они с его собственной жизнью или с персонажами буддийской истории, это не слишком надежный источник вдохновения. Без сомнения, такие истории могут вызывать большой восторг, но мы должны проверить, как они на нас влияют. У многих это лишь усиливает нереалистичное стремление к чудесному спасению. Мы воображаем, что великий волшебник собирается спасти нас чудодейственными силами или что мы неожиданно сможем явить такие чудеса сами. Нужно быть очень осторожными с этими фантастическими рассказами: они могут вдохновлять нас, наполнять верой, и это может быть полезно, но такой источник вдохновения ненадежен. Нам требуется устойчивый фундамент для практики.

Прекрасный пример – сам Будда Шакьямуни. Он не пытался «вдохновить» или впечатлить людей фантастическими историями. Он не важничал, расхаживая туда-сюда и благословляя страждущих, и тому подобное. Будда использовал сравнение, которое повторяется на протяжении всей истории буддийских учений: оно состоит в том, что просветленное существо подобно солнцу. Солнце не старается согреть людей, а естественным образом несет тепло всем и каждому – просто в силу того, чем оно является. Хотя мы можем воспарить, слушая фантастические истории, чувствуя прикосновение к нашей голове священной статуи или когда нам повязывают вокруг шеи красную защитную ниточку, все это преходяще. Надежный источник вдохновения – то, каким человеком является наш учитель, спонтанно и естественно: его характер, как он обрел эти качества, практикуя буддийские учения. Вот что действительно вдохновляет, а не действия, которыми учитель старается нас развлечь. Возможно, это не так захватывающе, как фантастическая история, но именно так мы получаем неиссякаемое вдохновение.

По мере продвижения по пути нас начинает вдохновлять собственный успех: не от обретения чудодейственных сил, а от того, как наш характер постепенно меняется. В учениях всегда подчеркивается, как важно радоваться собственным положительным действиям. Однако очень важно помнить, что прогресс никогда не бывает линейным. Прогресс не означает, что все становится лучше день ото дня. Наша жизнь характеризуется тем, что у нас меняется настроение – то вверх, то вниз, – и так будет продолжаться, пока мы полностью не освободимся от неуправляемого круговорота проблем, а это невероятно высокое состояние. Нужно быть готовыми к тому, что иногда мы будем чувствовать себя счастливыми, а иногда несчастными. Иногда у нас получится действовать созидательно, а в других случаях будут брать верх наши невротические привычки. Так все и должно происходить – то вверх, то вниз. Чудес же, как правило, не бывает.

Учения о том, как избегать сложностей в отношении восьми преходящих жизненных ценностей, подчеркивают, что не следует задирать нос, если дела идут хорошо, и унывать, если все из рук вон плохо. Такова жизнь. Нам нужно думать о долгосрочных результатах, а не о таких сиюминутных ситуациях. Если мы практиковали, например, пять лет, то по сравнению с тем, что было пять лет назад, налицо серьезный прогресс. Пусть иногда нам грустно, тем не менее, если мы обнаруживаем, что можем справляться с ситуациями с более спокойным, ясным умом и сердцем, это показатель определенного роста, который вдохновляет. Это не столь драматично, как нам бы хотелось, ведь всех нас волнует драматизм сценического действа, но это надежный источник вдохновения.

Видео: Джецунма Тензин Палмо - «Как почувствовать вдохновение и продолжить путь»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Быть практичными Arrow down Arrow up

Мы должны быть довольно практичными и спуститься с небес на землю. Например, занимаясь очистительными практиками, важно не думать, что некий внешний персонаж или великий святой прощает наши грехи. В буддизме нет святых, которые нас спасут и очистят своим благословением. Происходит совсем другой процесс: нас очищает естественная чистота нашего ума, который в своей сущности не загрязнен заблуждением. Заблуждение может быть устранено. Распознав естественную чистоту ума собственными усилиями, мы можем избавиться от чувства вины, отрицательных потенциалов и тому подобного. Вот что делает процесс очищения по-настоящему действенным.

Кроме того, выполняя все эти практики и пытаясь применять буддийские учения в повседневной жизни, нужно четко определить и признать уровень, на котором мы находимся. Важно не выдавать желаемое за действительное и не думать, что мы должны быть на более высоком уровне, чем на самом деле.

Подход к буддизму людей с католическим воспитанием Arrow down Arrow up

Некоторые люди, которые интересуются буддизмом, выросли в католической среде. В этом случае, знакомясь с буддизмом и начиная изучать его положения, не стоит считать необходимым оставить католичество и обратиться в буддизм. Однако важно не смешивать эти две духовных традиции. Мы не делаем три простирания перед алтарем, когда приходим в церковь, и, занимаясь буддийской практикой, представляем будд, а не Деву Марию. Мы занимаемся и тем и другим отдельно: когда идем в церковь, то просто идем в церковь, а занимаясь буддийской медитацией, выполняем только буддийскую медитацию.

В этих духовных традициях много общего – например, акцент на любви, помощи ближним и так далее, и на основополагающем уровне здесь нет противоречий. Практикуя любовь, щедрость и помогая другим, мы будем как хорошими католиками, так и хорошими буддистами. Однажды нам придется сделать выбор, но только тогда, когда мы будем готовы вложить все усилия в духовную практику ради существенного духовного роста. Намереваясь дойти до верхнего этажа здания, мы не можем подниматься по двум лестницам сразу. Думаю, это очень полезная метафора. Если мы просто находимся на уровне первого этажа, в вестибюле, тогда все отлично. Нам не надо ни о чем беспокоиться, и мы можем получать пользу от обоих учений.

Избегаем смещенной преданности Arrow down Arrow up

Практикуя буддизм, нужно быть очень осторожными в том, чтобы не отвергать свою традиционную религию как плохую или неполноценную. Это было бы большой ошибкой. Тогда мы можем стать фанатичными буддистами или, например, фанатичными противниками католичества. Подобное происходит в отношении коммунизма и демократии. Здесь берет верх психологический механизм под названием смещенная преданность. У людей есть склонность быть преданными своей семье, родной культуре и так далее, поэтому у нас по-прежнему может быть подспудное желание быть преданными католицизму, хотя мы и отвергли его. Если мы отвернулись от своих корней, считая их недостойными, то начинаем чувствовать, что сами тоже плохие. Это крайне тяжело, поэтому бессознательно мы стремимся найти в своих корнях то, чему можно быть преданными.

Склонность заключается в том, что, не отдавая себе в этом отчета, мы чувствуем преданность к неполезным аспектам родной культуры. Например, отвергая католицизм, мы можем сильно бояться буддийских адов. Одна моя подруга была очень ревностной католичкой. Она столь же ревностно обратилась в буддизм, после чего испытала глубокий экзистенциальный кризис. Она говорила: «Я оставила католицизм, поэтому теперь попаду в католический ад, но если я оставлю буддизм и вернусь в католицизм, то попаду в буддийский ад!» Хотя это может выглядеть комично, для нее это была действительно серьезная проблема.

Часто мы бессознательно привносим в свою буддийскую практику определенные подходы, заимствованные из католицизма. Наиболее распространенный случай – привнесение чувства вины, ожидание чудес или того, что нас кто-то спасет. Если мы не практикуем, то чувствуем, что должны практиковать, иначе ощущаем свою вину: в подобном отношении нет никакой пользы, и мы должны замечать, когда поступаем таким образом. Необходимо изучить свою родную традицию и осознать ее положительные стороны, чтобы научиться быть преданным ее достоинствам, а не недостаткам. Вместо того чтобы думать: «Я унаследовал чувство вины и ожидание чудес. – следует говорить себе: – Я унаследовал католическую традицию любви к ближнему, милосердия и помощи нуждающимся».

То же самое можно сделать в отношении своей семьи. Возможно, мы отвергаем свою семью и затем бессознательно следуем ее неполезным традициям, вместо того чтобы осознанно выбирать положительные аспекты. Признавая, к примеру, свою благодарность католическому наследию, которое наша семья нам передала, мы можем пойти своим путем, избежав противоречия со своим прошлым и отрицательных эмоций, которые постоянно подвергали бы опасности наш духовный прогресс.

Важно понять психологическую подоплеку происходящего. Из-за плохого отношения к своему прошлому – своей семье, религиозной традиции, в которой мы родились и выросли, или о чем-либо еще – мы склонны относиться плохо и к самим себе. С другой стороны, если мы признаем положительные стороны своего культурного наследия и собственного прошлого, у нас появится склонность относиться к себе лучше. А это помогает быть более устойчивым в продвижении по избранному духовному пути.

Резюме Arrow down Arrow up

Необходимо продвигаться вперед медленно, шаг за шагом. Хотя великие учителя прошлого и говорили: «Как только вы услышите учение, тотчас же сделайте его своей практикой», когда мы слышим или читаем очень высокие учения, посещаем тантрические посвящения и тому подобное, необходимо подумать и самим решить, является ли это учение слишком сложным на данном этапе и недоступным для нас или мы способны включить его в свою духовную практику прямо сейчас. Если мы еще не в состоянии практиковать это учение, надо выяснить, какие шаги следует предпринять, чтобы подготовиться и стать способными сделать его частью своей духовной практики, а затем продвигаться в этом направлении. Вкратце, как говорил один из моих учителей геше Нгаванг Даргье: «Если мы практикуем надуманные методы, мы обретаем вымышленные результаты. Применяя практичные методы, мы достигнем подлинных результатов».

Изучите Буддийскую терминологию. Это позволит вам гораздо проще понимать все прочитанное, так как большинство Буддийских терминов могут быть незнакомыми, особенно это касается людей с запада. Основные термины Буддизма включают в себя, но не ограничиваются:

Ознакомьтесь с различными Буддийскими школами. Двумя наиболее популярными школами в наше время являются Тхеравада и Махаяна. Хотя у обеих школ одни и те же основные принципы учений, все же существуют некоторые различия. Махаяна сосредотачивается на становлении бодхисатвы, а Тхерадава на практике Дхармы.

  • Существует много других школ Буддизма, например Дзен-буддизм, Буддизм Чистой Земли и Эзотерический Буддизм.
  • Не имеет значения, какую из заинтересовавших вас школ вы выберите, ведь основы учения буддизма остаются прежними.
  • Из-за древности религии Буддизма существует множество запутанных различий между всеми школами, которые не могут быть здесь освещены подробно; уделите больше времени для изучения интересующей вас информации.
  • Прочитайте о жизни Сиддхартхи Гаутамы. Множество книг написано об основателе Буддизма и простой поиск в Интернете покажет вам много статей о его жизни. Сиддхартха Гаутама был принцем, который оставил свой дворец и расточительный образ жизни для того, чтобы искать просветление. Несмотря на то, что он не является единственным воплощением Будды, однако он считается историческим основателем Буддизма.

    Узнайте о Четырех Благородных Истинах. Одно из фундаментальных понятий Буддизма – это учение, называемое Четыре Благородных Истины: истина о страдании, истина о причине страдания, правда об окончании страдания и истина пути, который ведет к концу страданий. Другими словами, страдание существует, у него есть причина и окончание, но и существует способ положить ему конец.

    • Четыре Благородных Истины не негативны, на самом деле они означают уменьшение страданий через их созерцание.
    • Четыре Благородных Истины подчеркивают, что преследование удовольствия абсолютно не важно.
    • Если вы запутаетесь в понятиях Четырех Благородных Истин, не думайте, что вы одиноки в этом; у большинства людей уходит много лет на полное осмысление этого учения.
  • Узнайте о реинкарнации и нирване. Буддисты верят в многократное перерождение каждого существа. После смерти человека он перерождается в новом обличии, и этот цикл жизни и смерти прерывается только тогда, когда сущность достигает нирваны. Сущность может переродиться в человека, небесное тело, животное, ад, асуру или голодного призрака сферы.

  • Понятие кармы. Карма тесно переплетается с реинкарнацией и нирваной, потому что именно карма определяет место и время перерождения сущности. Карма состоит хороших или плохих поступков, совершенных в этой и предыдущих жизнях. Плохая или хорошая карма может повлиять на сущность даже тысячи лет спустя, или же через пять следующих жизней, в зависимости от того, когда последствиям суждено произойти.

    • Плохая карма зависит от плохих действий или мыслей, таких как убийство, воровство или ложь.
    • Хорошая карма зависит от положительных действий или мыслей, таких как щедрость, доброта и распространение Буддийского учения.
    • Нейтральная карма вытекает из действий, которые не дают никакого реального эффекта, например, дыхания или сна.