Беседа в старшей группе на тему "вежливые слова". Дидактические игры для развития навыков общения Словесные игры о вежливости в мл гр

Надира Мавлютова
Дидактическая игра «Волшебные слова»

Цель : Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов .

Задачи :

Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;

Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;

Развивать диалоговую форму речи.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Оборудование :презентация; волшебный сундучок ;сердечки разного цвета, символизирующие «волшебные слова » ;колокольчик; музыка; смайлики.

Организационный момент.

(Звучит музыка, дети заходят в группу)

Все мы в группе как семья

Рады все и ты, и я,

Очень любим вместе быть

С добрым утром говорить.

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Дети здороваются с гостями исадятся на стульчики

Ребята, послушайте интересную сказку :(слайд 1)

«В одной маленькой стране жили люди, которые ни скем не здоровались. Все ходили хмурыми, а над домами висели серые тучи. Но однажды приехал туда Клоун (слайд 2) .Он был веселым и всегда смеялся. А самое главное, он всем желал здоровья и говорил : «Здравствуйте» . Клоун решил научить людей говорить вежливые слова , но вот горе… он забыл все вежливые слова

Ребята, давайте поможем Клоуну и людям маленькой страны.

Давайте поиграем в игру , которая называется «Волшебные слова » .

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй!

Собрались ребята в круг

Слева друг и справа друг.

Я буду задавать вам вопросы, и на правильный ответ вы получите разноцветные сердечкис волшебными словами для сундучка .

Что вы говорите друг другу, когда встречаетесь?

А когда видите взрослых?

Когда вы хотите что-то попросить?

Что нужно сказать, когда вам что-то подарили?

Утром, когда просыпаетесь?

Вечером, когда вы ложитесь спать?

А еще как можно сказать?

Если вы кого-то обидели?

А еще как можно сказать?

Что вы говорите, когда прощаетесь?

Молодцы, ребята! Много вежливых слов вы знаете . Давайте сложим сердечки с волшебными словами , которые вы назвали, в сундучок. А этот волшебный сундучок мы сейчас отправим Клоуну.

Дети присаживаются на стульчики

(слайд 3)

Ребята, посмотрите, Клоун получил наш сундучок с вежливыми словами . Он научил всех говорить волшебные слова , и люди стали добрее и ласковее. (слайд 4) .И теперь над страной светит яркое солнце. Мы тоже всегда будем вежливыми!

А вы заметили, как произносятся «волшебные слова » ?

Вежливо, с улыбкой.

Рефлексия : «Улыбка»

Дарите друг другу тепло и улыбки!

Прощайте обиды, чужие ошибки.

Улыбка всесильна и стоит награды.

Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

Давайте улыбнемся друг другу.

Подарим улыбку нашим гостям!

А я вам хочу подарить улыбающиеся смайлики.

Скажем нашим гостям до свидания.

Публикации по теме:

Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.

Дидактическая игра «Волшебные кубики» Дидактическая игра «Волшебный куб». (своими руками). Игра «Волшебный куб» полифункциональна. Цель игры: обогащать знания детей о животных;.

Предлагаю вашему вниманию ещё одну игру для развития предикативного словаря. Дидактические Задачи: Закреплять и уточнять.

Сегодня вашему вниманию я представлю ещё одну игру на формирование навыков выполнения звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Шестакова Татьяна Фёдоровна, учитель-логопед группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения, Муниципальное бюджетное.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и самым эффективным приемом развития дошкольников, так как сочетает.

Цель игры:закрепление знаний детей геометрических форм и умение находить предметы определённой формы в оружающей обстановке. Руководство:.

Правила поведения ребенку лучше преподносить в игровой форме, чтобы было понятнее и доступнее. Для этого можно использовать загадки и игры про вежливые слова представленные ниже.

Загадки

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь…

(Добрый день)

Друг другу на прощание

Мы скажем…

(До свидания)

Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее…

(Извинить)

До чего ж оно красиво

Слово доброе…

(Спасибо)

Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста-

(Извините)

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше …

(Не перебивай)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…

(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…

(Добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …

(Спасибо)

Мальчик вежливый и ласковый

Говорит, встречаясь…

(Здравствуй)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…

(Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…

(До свидания)

Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…

(Привет)

Письмо маме написал

Я вчера в ответ,

А в конце передавал

Всем друзьям …

(Привет)

Если с другом иль подругой

Долгою была разлука,

Мы при встрече говорим:

«Сколько лет и …»

(Сколько зим)

Если повстречался с кем-то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем: «Как…»

(Дела)

***
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…

(Здравствуйте)

***
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече …

(Добрый день)

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

(Спасибо)

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте…»

(Так добры)

***

Щеночек Филя во дворе гулял,

Вдруг старичка бульдога повстречал.

Прошу вас поскорее отгадать:

Кто первым должен «здравствуйте» сказать?

(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)

Вот идет болонка Жулька,

Модница, воображулька…

А навстречу - кавалер,

Симпатичный скотчтерьер.

Отгадаете иль нет:

Скажет первым кто «привет»?

(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин)

А ниже представлены веселые загадки про вежливые слова автора Олеси Емельяновой.

Игры

1. «Учим волшебные слова»

Расскажите ребенку, что означают вежливые слова, что люди в разных странах по-разному друг друга приветствуют, и на всех языках есть такие волшебные слова.

Выучите волшебные слова, которые близки по смыслу — «Здравствуйте» и «Добрый день», «До свидания» и « До скорой встречи» и т.п.

Или же можете выучить слова вежливости на разных языках мира. Например слово «Привет» или «Здравствуйте».

Привет – самое популярное и полезное слово для путешественника. Да и самое простое, поэтому будет совсем не лишним знать, как сказать привет на разных языках мира. Интересно отметить, что не всегда приветствие с другого языка дословно переводится на русский как «привет», часто оно будет означать «добрый день» или «здравствуйте», а порой и вовсе – «мир вам».

Язык Как звучит
Азербайджанский Салам алейкум
Английский Hello, Hi
Арабский (Египет) Ahlan wa sahlan
Арабский (Восток, Северная Африка) Marhaba
Африкаанс Hola
Белорусский Прывитанне
Болгарский Здравейте
Венгерский Jo napot
Вьетнамский Chao
Гавайский Aloha
Голландский Hallo
Греческий Geia sou
Грузинский Гамарджоба
Иврит Shalom
Индонезийский Selamat
Исландский Godan daginn
Испанский Buenas dias
Итальянский Buon giorno
Латинский Ave
Латышский Lab dien, sveiki
Литовский Sveikas
Немецкий Guten Tag
Норвежский Goddag
Польский Dzien dobry
Португальский Ola
Румынский Buna
Сербский Здраво
Словацкий Dobry den
Тайский Sawatdi
Турецкий Merhaba
Узбекский Салам алейкум
Украинский Привіт
Финский Paivaa
Французский Bonjour
Хинди Namaste
Хорватский Zdravo
Чешский Dobry den
Шведский God dag
Эсперанто Saluton
Эстонский Tervist
Японский Konnichi wa

2. «Будь внимателен»

В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Вам нужно попросить детей исполнить задание, но выполнить его надо только тогда, когда Вы назовете «волшебное слово». Ниже представлены примеры команд, можно использовать их, а можно придумать свои.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

3. «Вежливо — невежливо»

Правила игры. Если Вы читаете о вежливом поступке — дети хлопают в ладоши 2 раза. Когда Вы читаете о невежливом поступке — дети топают ногами 2 раза. Также можно придумать другие веселые движения.

Примеры поступков:

Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Свистеть, кричать, шуметь в школе
Уступить место старшим
Не вставать на обращение учителя
Помочь подняться по лестнице
Попрощаться уходя

4. «Вежливые часики»

Это игра-разминка, в нее можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими. Дети изображают часы. Две руки - это стрелки, которые ходят по кругу воображаемого циферблата.

Ведущий : Тики-так, тики-так -

Ходят часики вот так.

Семь утра часы пробили,

Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Ведущий: Утро настало,

Солнышко встало…

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо?

Дети: Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Ведущий: Вот и день настал, ребята;

Что сказать при встрече надо?

Дети: Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Ведущий: Стрелки тикали-ходили

И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Ведущий: Вечер наступил, ребята.

Что сказать при встрече надо?

Дети: Добрый вечер.

Ведущий: Молодцы!

5. «Вежливый трамвайчик»

В эту игру лучше играть большой компанией. Потому что в ней участвуют водитель, кондуктор и пассажиры. Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, в руках у него игрушечный руль. Кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т. д.). При этом одно и то же слово не должно повторяться дважды.

Билеты можно сделать из бумаги, старых открыток или календариков.

Если кто-то из пассажиров затрудняется назвать вежливое слово, билет за него может купить кто-то из друзей-пассажиров. Но при этом обязательно знание волшебных вежливых слов.

Если безбилетного пассажира выручить никто не может, кондуктор отправляет его к водителю. Преимущество водителя в том, что он может называть любые вежливые слова, даже те, которые уже звучали. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.

Анна Курникова
Занятие во второй младшей группе «Вежливые слова»

Программное содержание :

Развивающие задачи :

1. Развивать речевую активность детей.

2. Развивать воображение, наблюдательность, сообразительность.

3. Развивать эмоционально-чувственный мир детей.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, закреплять знания правил доброжелательного общения.

2. Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.

Образовательные задачи :

1. Закрепить знание понятия «вежливые слова » .

2. Упражнять детей в употреблении вежливых слов , используя выражения, мимику, жесты.

3. Активизировать словарь детей по данной теме.

Вводная часть

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Приходите в гости» . Дети стоят в кругу. Выбирается водящий. Ребенок водящий идет по кругу, говоря слова : «Я по кругу иду, в гости всех друзей зову. Приходите в гости (выбирает кого-то из детей) . Выбранный ребенок занимает место водящего (игра повторяется 3 раза )

Воспитатель : - Дети, как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы понравиться своим близким и друзьям? (трудолюбивым, добрым, заботливым, послушным, вежливым и т . д.)

Что значит быть вежливым ? (не разговаривать грубо, не оскорблять, говорить вежливые слова )

Давайте вспомним, какие вежливые слова вы помните и знаете .

Посмотрите ребятки, у меня в руках цветок. Давайте с ним немного поиграем.

Игра “Передай цветок»”- игра на объединение

Воспитатель передает цветок ребенку и при этом говорит вежливое слово .

Воспитатель : - Как еще можно назвать слова , которые вы говорили? (волшебные)

Слышится плач.

Воспитатель :- Кто это? смотрит. Знаю это девочка Маша (появляется из-за ширмы персонаж кукольного театра) . Она шла через лес и заблудилась, попала к нам в детский сад. Давайте поможем ей найти дорогу домой.

Разыгрывается сцена из кукольного театра.

Маша : - Ребята, помогите мне домой попасть!

Воспитатель : - Маша, ты обращаешься невежливо .

Маша повторяет свою просьбу вежливо . Здравствуйте ребята, помогите, пожалуйста, найти мне дорогу домой.

Воспитатель : Машенька, иди прямо и никуда не сворачивай, придешь на полянку, где растут красивые цветы. Там твой домик

Воспитатель : - Пошла Маша по тропинке, которую ей указали, и встретила на тропинке маленького зайчонка.

Маша : Уходи, заяц, с моей дороги, я иду домой!

Воспитатель : А зайчик стоит упрямо и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?

Дети : она забыла поздороваться и сказать вежливое слово «Пожалуйста»

Маша : Здравствуй Заинька, дай мне, пожалуйста, пройти!

Зайчик : Проходи, пожалуйста, Маша.

Воспитатель : Что случилось, Машенька, почему ты плачешь.

Маша : Ребятки, я заблудилась. Помогите, мне, пожалуйста.

Воспитатель : Поможем Машеньке?

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и поиграть в игру «Волшебная полянка» релаксация (дети ложатся на ковер) .Включается музыка, дети закрывают глаза.

Маша : Я, вспомнила, да это же мой домик. Ой, ребята, какая у вас интересная игра. Я вспомнила, что мой домик находится на полянке, где растут красивые цветы. Спасибо ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова !

Воспитатель : Вот и Маша поняла, что такое вежливость . Не забывайте волшебные слова . Давайте с вами вспомним, какие волшебные слова мы знаем .

Воспитатель : предлагает детям взяться за руки (игра «Комплементы» )

Анализ : Дети берутся за руки и, глядя в глаза соседу, говорят ему добрые, ласковые слова , при этом касаться ребенка Принимающий комплимент кивает головой и говорит : “Мне очень приятно!

Воспитатель : Вам понравилось наше путешествие. Спасибо вам ребятки.


Воспитание в ребенке вежливости - дело серьезное и ответственное. Не относитесь к этому легкомысленно. Воспитав ребенка в пределах норм вежливости, вы облегчите жизнь себе - поскольку избежите повседневной нервотрепки; и облегчите жизнь своему ребенку - ведь ему жить среди людей, ему находить к людям подходы и с помощью этих людей решать какие-то свои проблемы. Никто не захочет человеку помочь, если он невежа.
Учат этикету и произведения искусства. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения. Есть много прекрасный творений, которые могли бы войти в книгу по этикету. Вот лишь самые популярные:

"Очень вежливый индюк" (Б. Заходер)
"Урок вежливости": Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак)
"Мойдодыр", "Федорино горе" (К.Чуковский)
рассказ Валентины Осеевой. "Волшебное слово"
"Сказка о потерянном времени" (Е.Шварц)

"Маленький принц" (Антуан де Сент-Экзюпери)
Короткая сказка о пользе вежливости "Вежливый кролик" - сказка для инсценировки
Сказка о про умного вежливого кротика
Сказка "Две принцессы" Марии Шкуриной о вежливой и невежливой девочках
"Спасибо, извини и пожалуйста" аудио сказка
Забавная сказка с иллюстрациями от логопеда «Сказка о том, как собачка свинью в гости пригласила»
Сказка в стихах о вежливых словах
короткая курдская сказка про вежливых верблюдов
Александра Яшина сказка про вежливую таксу
стихи
Красиво оформленные загадки
Короткие произведения для чтения и обсуждения приводятся в методике формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста :
«Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон» «Разговор по телефону», «Маша», «До свидания, приходите в гости» Н.Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово» < Приложение 2 >.
Демонстрационный материал
презентация
папка передвижка"История вежливых слов"
карточки с правилами поведения
Пособие с картинками и заданиями "Уроки вежливости"
Мария Манакова "Уроки хороших манер. Я воспитанный ребенок"
2 детские презентации
Игры и задания
идея оформления "Дерева вежливых слов"
Идея с игрой "Дерево вежливых слов": цветочки или листочки может добавить тот, кто называет вежливое слово
Шаблон открытки "Спасибо" с благодарностью всегда найдётся, кому преподнести
мнемотаблицы по этикету
10 речевых шаблонов, которым можно научить своего ребёнка
Увлекательная и познавательная игра-методика для детей от 5 лет и их родителей"
лото
раскраска с заданием придумать вежливые слова
кроссворд
Игра по методике Монтессори " Извините".
Дети стоят по парам- одна за другой, как в игре "Ручеёк". Ведущий проходит между парами, каждый раз останавливаясь и произнося: "Извините", дети отпускают руки, пропуская: "Пожалуйста". Ведущий берёт ребёнка из последней пары за руку, а оставшийся без пары начинает игру сначала.
Игра "Составь букет из вежливых слов"
(На столе находятся цветы. Дети проговаривают вежливые слова и ставят цветы в вазу)
Дети: Спасибо, доброе утро, простите, извините, прощайте, до свидания, спокойной ночи, прошу прощения, добрый вечер, здравствуйте.
Игра "Разные приветствия" .Вы неожиданно встретили: свою маму, друга, бездомного щенка, Кощея Бессмертного, жителя внеземной цивилизации, фею. Какими словами вы поприветствуете каждого из них?
Печатная игра "Манеры монстров" на английском языке с последним листом-раскраской, который можно использовать, как шаблон и в любом случае надписи можно заменить. У монстров плакаты с высказываниями: монстры с хорошими манерами(дети называют пример использования высказываний) идут в каморку(конверт с изображением двери)- плохие(дети называют, что неправильно) идут под кровать(конверт с изображением кровати)
Игра на внимание "Пожалуйста"
По моей просьбе вы исполняете определенные движения, но только тогда, когда я произнесу волшебное слово «пожалуйста», если я не произнесу волшебного слова «пожалуйста», то движения вы не выполняете.
(Воспитатель во время игры предлагает самые разные команды.)

Цветок с вежливыми словами - для обсуждения и игры. Играть можно так:
Игра « Наоборот»

Ребята, у меня был волшебный цветок, но вот беда он рассыпался. Помогите, пожалуйста, собрать все лепестки. Дети я буду говорить отрицательные слова, а вы должны подобрать положительные слова. Если все слова мы подберем правильно, то у нас получится волшебный цветок.

Слабый – сильный

Больной – здоровый

Злой – добрый

Плохой – хороший

Ленивый – трудолюбивый

Неряшливый – опрятный

Глупый – умный

Грустный – веселый

Воспитатель переворачивает цветок — получается схема.

Диалог с подтекстом. Эта игра обычно проходить очень весело. В ее основе стихотворение Вадима Левина "Мистер Сноу".
- Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
- Через час. Даю вам слово.
- Вот спасибо, мистер Сноу...
Это стихотворение универсально в том смысле, что одним и тем же текстом может выразить совершенно разный подтекст, включая и прямо противоположные: восторг, радость, сдержанность, безразличие, разочарование, огорчение, испуг, ужас. Каждый ребенок исполняет это стихотворение, другие угадывают подтекст и обсуждают, в какой мере каждое прочтение было тактичным по отношению к мистеру Сноу.

Ситуации, в которых необходимо соблюдать этикет по методическая разработке