Занятие по тестопластике в подготовительной группе «Новогодняя поляна. Конспект занятия по тестопластике в подготовительной группе Конспект занятия тестопластика волшебное лукошко

Конспект занятия: Оберег «Подкова на счастье»

Закрепление элементарных умений и навыков в технике «тестопластика»; воспитание эмоциональной отзывчивости культуры восприятия народного искусства.
Задачи:
1. Обучающая:
расширить кругозор учащихся по истории лепки из солёного теста, дать знания о символике подковы и цветка подсолнечника, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении изделий из соленого теста; Изготовить оберег «подкову на счастье», в технике тестопластика.
2. Развивающая:
развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес.
3.Воспитательная:
воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, содействовать бдительности соблюдения требований безопасного труда.
Форма занятия: рассказ, беседа, практическая работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип занятия: Комбинированное.
Материально – техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор, наглядное пособие, технологическая карта. Доски для лепки, стеки, стаканчики, кисточки, скалки, готовое солёное тесто, шаблоны, фартуки, влажные салфетки.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
III. Практическая работа.
IV. Физ.- минутка для рук и глаз.
V. Рефлексия, закрепление нового материала.
VI. Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами закрепляем умения и навыки работы в технике «тестопластика» и продолжим знакомиться с народным искусством и научимся изготавливать оберег «Подкова на счастье»».
Девизом нашего занятия будет пословица: «Рукам работа, а – душе праздник!»
Частенько особенно перед праздниками мы часами ходим по магазинам, не зная, что подарить друзьям. Кажется, что всё разнообразие подарков так однообразно. Но ведь можно сделать подарочки своими руками, и в этом нам поможет такой материал как тесто. Но не простое, а солёное тесто! Из него можно слепить настоящее произведение искусства: сувениры, игрушки, удивительные мелочи…
II. Вступительное слово. История возникновения лепки из соленого теста.
Ребята, а что вы знаете о солёном тесте? (Ответы детей)
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке являются наши руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше вам дадут возможность лепить, тем лучше развиваются ваши навыки владения собственными руками.
А когда вы поймёте, что из одного комка вы сможете создать неисчислимое количество образов - лепка станет любимым занятием на долгие годы....
А кто-нибудь знает, что такое «Тестопластика»? (Ответы детей)
Действительно, техника Тестопластики – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. (Приложение№1)(Слайд № 1 -3)
А, Аня Д. нам расскажет об истории возникновения лепки из солёного теста
Соль, вода и мука-все, что нужно для изготовления соленого теста. Существует много различных составов соленого теста.
Классический рецепт: мука, соль, вода.
Современный рецепт: мука, соль, вода, растительное масло, клей ПВА.
Предлагаю вместе сделать замечательный подарок оберег «Подкова на счастье». Подкова - это один из самых древнейших оберегов, она приносит удачу даже тем, кто не верит в приметы» (говорил великий изобретатель Эдисон).
Подкова – очень древний символ, обладающий одновременно и защитными силами, и являющийся символом плодородия и благоденствия.
Но прежде чем, мы приступим к работе, послушайте сообщения, которые подготовили старшие ученики: о подкове нам расскажет С. Карина
(Приложение№2)(Слайд № 4 -7)
Украшать нашу подкову, мы будем цветком подсолнуха. А своими знаниями о подсолнечнике с нами поделится У. Света. (Приложение №3) (Слайд № 8)
Мы с вами объединим магические свойства подковы и цветка подсолнуха в одно изделие, тем самым усилим силу оберега. Физ. - минутка:
Я предлагаю поработать в двух командах: дети и педагоги, устроим небольшой конкурс.
Чья поделка окажется лучше?
Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним
технику безопасности при работе с инструментами и солёным тестом:
При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд. Тесто ни в коем случае нельзя брать в рот, в него добавляется клей, можно отравиться.
Итак, как я уже говорила, мы сегодня будем работать с солёным тестом.
Для того чтобы получить такие поделки нужно соблюдать технологию изготовления изделий из солёного теста, для работы нам потребуется:
Готовое солёное тесто, шаблоны, трафареты, стек, скалка, доска для лепки или клеёнка, кисть, стакан с водой, и семена подсолнечника.
Практическая работа:
Объяснение этапов выполнения оберега «Подкова счастья».
1.Раскатываем тесто толщиной 0,7 см.
2. Накладываем шаблон и по нему вырезаем ножом подкову (оставшееся тесто убираем в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высохло).
3.Аккуратно, не переувлажняя, с помощью кисти с водой и пальцев сглаживаем шероховатые края изделия.
4.Обратным концом кисточки делаем на концах подковы дырочки (достаточно далеко от краев – изделие тяжелое).
5.Декорируем нашу подкову листиками. . Для этого берем тесто из пакета понемногу (чтобы оно не сохло).
6.Листики формируем из кусочков теста каплевидной формы, увлажняя кисточкой, смоченной в воде места приклеивания. Жилки обозначаем с помощью стеки.
7. Лепестки формируем, для начала возьмем немного теста размером с мандарин и тщательно разомнем его в ладошках. Чувствуете, как наше тесто разогревается, становиться мягким. Разделим его на 9-11 равных частей. Это - наши будущие лепестки. Затем возьмем немного теста размером с грецкий орех и раскатаем небольшую лепешку толщиной примерно 5 мм. Придадим ей округлую форму - это донышко подсолнуха. Положим его на подкову, теперь приступим к изготовлению лепестков. Раскатываем небольшие лепешки и заостряем их, придавая форму лепестков. Готовый лепесток выкладываем вокруг донышка и приклеиваем его с помощью воды. Также лепим следующие лепестки. Нужно стараться работать аккуратно, но в, то время быстро (чтобы тесто не засохло). Не забывайте, что мы работаем с мукой, а это - хлеб и с ним нужно обращаться бережно (крошки теста собирать, не ронять на пол).
(Примечание: при необходимости пользуйтесь влажными и сухими салфетками.)
8. Отправляем изделие на просушку (можно поставить под батарею, т.к. в духовке изделие часто растрескивается). Подкову можно оформить и так:
Через пару дней аккуратно поддев ножом (как бы подрезая), перевернуть и высушить с другой стороны. Подкова толстая и сушится под батареей дней 5.
А теперь начинаем наше соревнование.
Работа по группам педагоги и учащиеся. Работа по образцу. Изготовление подковы, при помощи шаблона. Выполнение цветка подсолнуха при помощи трафарета. Подкова готова.
Анализ изделия:
Вот и готова наша подкова счастья, и теперь нам нужно хорошенько просушить её на открытом воздухе, до полного высыхания. А после сушки мы с вами раскрасим нашу подкову.
Рефлексия занятия:
Какие знания, из ранее приобретённых вами, использовали сегодня на занятии? (Ответы детей)
Что нового вы узнали о лепке из солёного теста? (Ответы детей)
Что было сложнее всего? (Ответы детей)

Тип занятия: закрепление знаний и способов.

Форма проведения: традиционная.

Проблема: «Из чего можно слепить ёлочку».

Игровая мотивация: «Давайте украсим нашу ёлочку».

Виды детской деятельности:

Игровая; коммуникативная; продуктивная; чтение (восприятие ) художественной литературы.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Обеспечить закрепление знаний и способов лепки из соленого теста.

Задачи:

  1. образовательная: закрепить умение раскатывать комок теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке.
  2. воспитательная: воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное во всем многообразии.
  3. развивающая: развивать навыки аккуратной лепки, умение работать со стекой (обрезать лишнее тесто).

Методы: словесные, наглядные, практическая работа.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества; развивающее обучение; здоровьесберегающие технологии; компьютерные технологии.

Деятельность учащихся: поисковая (при подготовке сообщения), самостоятельная творческая деятельность (в процессе лепки).

Предварительная работа: рассматривание изображений ёлки, сосны,обработка основных приемов лепки, работа со стекой и бросовым материалом.

Материал: солёное тесто, мука (чтобы тесто не прилипало), вода, акриловые краски (золото, серебро), дощечка, салфетка, кисть, украшения для ёлочки, ленточки, шаблон ёлочки на каждого ребенка, образец поделки.
План занятия:

  • Организационный момент.
  • Мотивация.
  • Актуализация знаний и способов действий.
  • Самостоятельное применение знаний.
  • Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационная часть.
Воспитатель:

Ребята, а вы знаете какой скоро наступит праздник. Этот праздник самый волшебный из всех праздников.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это праздник Новый год.

Вы прослушайте, ребятки,

Загадаю вам загадку.

На них зелёные иголочки.

Ну, что тут думать? Это (Ёлочки).

(Н.В. Ёлкина и др. «1000 загадок» - Ярославль; изд. «Академия развития».)

Стихотворение:

Вырастала ёлка

В лесу на горе,

У неё иголки

Зимой в серебре,

У неё на шишках

Ледышки стучат,

Снежное пальтишко

Лежит на плечах…
(Е.Трутнева; Л.Н.Елисеева «Хрестоматия для маленьких»).

2. Мотивация.

Сегодня мы свами будем лепить ёлочку. Я уже подготовила соленое тесто из муки, воды и соли. Постановки цели занятия: будем лепить елочку.
Рассматривание образца поделки.

3. Актуализация знаний и способов действий.

Техника выполнения поделки:

Скатаем из теста шарик примерно в половину куриного яйца.

Расплющим его в пластину – это основа ёлочки.

С помощью шаблона формируем ёлочку, лишнее тесто отрезаем стекой.

Формируем ёлочку по принципу пирамидки – 3 яруса (большой, средний и маленький).

4. Самостоятельная работа детей.

Помощь воспитателя при необходимости.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»:
Перед нами ёлочка: Дети поднимают руки и соединяюткончики пальцев, образуя макушку ёлки.

Шишечки, Показывают движениясогласно тексту стихотворения.

Иголочки,

Фонарики,

И свечки,

Человечки.

5. Итог занятия.

Динамическая пауза: «С Новым годом»!
Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, физиологического дыхания.
С Новым годом! С новым годом! Дети стоят лицом в круг.

Здравствуй дедушка мороз!

Он из леса мимоходом Дети идут по кругу, «несут» ёлку на плече.

Елку нам уже принес.

На верхушке выше веток Стоят лицом в круг.

Загорелась, как всегда, Опускают руки.

Самым ярким, жарким светом Снова поднимают руки.

Пятикрылая звезда. Опускают руки.

Рефлексия:

Ребята, что мы с вами сегодня лепили?

Из чего мы лепили нашу ёлочку?

Как мы нарядили нашу ёлочку?

Какой скоро будет праздник?

Воспитатель: Ребята, я думаю, что вам было интересно. Не забудьте повесить ёлочку из соленого теста на настоящую новогоднюю ёлку!

Программное содержание: ; учить детей лепить хлебные изделия различной формы, украшать свои изделия; воспитывать желание радоваться результатам своего труда, делать приятное другим; («Каждую крошку в ладошку»).

Материал: контейнеры с почвой для посева зёрен, зёрна, колоски, мука, тесто, гуашевые краски, кисти, влажные салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций хлебобулочных изделий, лепка хлебобулочных изделий из теста.

Ход занятия по тестопластике

Сидит дед на пороге.

Воспитатель (В.). Вставай, дедулечка, с порога, в огороде работы много.

Дед. Ой, беда, ой, беда, в огороде лебеда (берётся руками за голову)! Что делать? Я здесь грядку вскопаю. Но что сеять? Я не знаю!

Внучка (выглядывает из окошка). Милый дедушка, сади цветы!

Дед. Цветы - это не еда, голодной будешь ты всегда.

Вбегает бабка.

Баба. Тогда картошку посади, скоро будет дождь - смотри (показывает на небо).

Дед (смотрит на небо). Не послушаю я Бабку. Вот дождусь дождя и пшеницу посею.

Выбегает мальчик (дождик с лейкой), обегает огород и поливает.

Дети. Дождик, дождик, поливай, добрый будет урожай (2 раза).

Дед. Детки, идите ко мне на помощь пшеницу сеять.

Даёт детям зёрнышки, все вместе сеют в землю, при этом говорят волшебные слова:

Сеем, сеем, засеваем,

Землёй зёрна засыпаем.

Дед. А чтобы зёрна проросли, нужны вода и тепло.

Физкультминутка.

Вырастало зёрнышко

(дети сидят на корточках и поднимаются),

Потянулось к солнышку

(руки тянутся вверх).

Ветерок его качает

(руки качают из стороны в сторону),

Тёплый дождик поливает

(делают домик над головой),

Сильный ветер к земле прижимает

(снова садятся на корточки и опускают руки).

В. Ребята, вы любите хлеб? (Ответы детей.) Какой хлеб вы любите? (Вкусный, мягкий, свежий, ароматный, аппетитный.)

Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Посмотрите, какой урожай у нас вырос. Что у меня в руках? (Колоски.)

А что в колосках? (Зёрна.)

Зёрна везут на мельницу, а там их перемелют в муку. Посмотрите, что это за горка на столе? Правильно, ребята, это мука. Давайте исследуем её.

Дети определяют на ощупь и отмечают, что мука мягкая, пушистая, тёплая, сыпучая.

Беседа по вопросам:

  • Для чего нужна мука?
  • Какие изделия делают из муки?
  • Для чего нужен хлеб?

В. Давайте с вами вместе замесим тесто.

Пальчиковая гимнастика «Тесто».

Тесто замесили мы

(сжимаем, разжимаем кулачки),

Сахар не забыли мы

(имитация посыпания).

Пироги пшеничные

(соединили ладошки вместе),

В печку посадили мы

(руки вперёд вверх ладонями).

Мы печём пшеничные

(имитация лепки пирожков).

Пироги отличные.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные:

Мама, папа, брат, сестра

(загибают пальчики),

Пёс лохматый со двора

И другие все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Наша мама говорит:

Крошки, что останутся,

Воробьям достанутся

(имитация кормления воробышек).

В. Вот и готово наше тесто. Давайте, ребята, из него приготовим хлебобулочные изделия.

Дети подходят к столу и берут нужный им материал. Одна подгруппа лепит изделия из теста, а другая раскрашивает уже готовые (раннее вылепленные и подсушенные изделия). В конце занятия все вместе размещают булочки, бублики, буханки, плетёнки, ватрушки, батоны в специальные контейнеры и оформляют магазин хлебобулочных изделий.

Чтение стихотворения С. Погореловского «Хлеб».

Воспитатель и дети перечисляют пословицы и поговорки о труде, о хлебе, о деньгах и цене, о купле-продаже, о бережливости и обсуждают их содержание, ситуации, при которых их употребляют.

МАДОУ «Центр развития ребёнка - д.с. №2 с. Завьялово».

Конспект открытого занятия по тестопластике

В подготовительной группе

Тема: «Новогодняя поляна»

Воспитатель: Борисова И.Н.

Стаж работы: 12 лет.

2016 г.

Задачи:

Воспитывать у детей интерес к лепке из солёного теста; воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; побуждать детей оказывать помощь окружающим в трудной ситуации.

Познакомить детей с новым приёмом тестопластики- подрезание ножницами; учить изготавливать ёлочку с использованием данного приёма; закреплять умение делать животных из теста используя знакомые приёмы; продолжать работу по проектной деятельности.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер; развивать связную речь детей, инициативность и самостоятельность.

Предварительная работа:

    Разучивание стихов о Новом Годе, беседы на новогоднюю тему;

    Знакомство детей с различным приёмами работы с солёным тестом;

    Работа с проектом;

    Изготовление зверей из солёного теста.

Раздаточный материал:

фартуки, миски с тестом, стеки, кисти, ножницы, бусины для украшения.

Демонстрационный материал:

макет поляны, фонограмма, лист бумаги, маркер, цветок, опорные схемы, образец ёлочки.

Словарная работа : скатывание, раскатывание, капелька, вытягивание, приплюснывание, подрезание, склеивание.

Ребята, какой праздник у нас был недавно? А вот в лесу, на волшебной поляне, новый год ещё не наступил. Туда Дед Мороз ещё не дошёл и зверей лесных не поздравил. А вы хотите побывать на этой полянке?

(Входим в группу, на столе стоит макет заснеженной поляны без деревьев и зверей).

Что случилось, куда подевались все новогодние ёлочки и звери?

(Из-за двери слышится голос: Я злой волшебник Группи-Группиян, срубил все ваши ёлки и разогнал всех ваших лесных зверей за то, что вы не пригласили меня на свой новогодний праздник. Пусть теперь Дед Мороз ищет свою сказочную поляну. Ха-ха-ха.)

Ребята что же делать? Как теперь Дедушка Мороз найдет сказочную поляну и поздравит лесных жителей? (сделаем ёлочек из теста и зверей тоже) Правильно, а на волшебной поляне они обязательно оживут.

Давайте подумаем, как можно сделать ёлочку, составим проект. (внешний вид объекта, среда обитания, материал из которого будем делать ёлочку, основная деталь –какой приём будем использовать для изготовления конуса, дополнительные детали –показ нового приёма –подрезание, конечный результат).

Но сначала давайте сделаем разминку для пальчиков:

Бородатый Дед Мороз (гладим бороду)

Нам подарочки принёс: (хлопаем в ладоши)

Шишки да иголки (имитируем шишку руками)

На колючей ёлке, (стряхиваем пальцы)

Разноцветные шары (имитируем форму шара)

Для весёлой детворы. (машем поднятыми руками)

(Самостоятельная работа детей).

Многие уже сделали свою ёлочку, теперь можете вылепить любого лесного зверя. А чтобы вам помочь я вывесила на доске карточки с приёмами, которые можно использовать при лепке зверей. (скатывание шара, капелька, вытягивание, раскатывание колбаски, приплюснывание, склеивание деталей.)

(Самостоятельная работа детей. Готовые ёлочки и животных ставим на макет-поляну).

Ребятки, посмотрите наша поляна снова оживает, а чтобы она совсем ожила можно прочитать новогодние стихи. Кто знает? Какая замечательная поляна у нас получилась. Как вы думаете, понравится наша поляна Деду Морозу? Может мы с вами напишем ему письмо? А что расскажем в нём, что мы с вами сделали сегодня? А про Группи-Группияна мы совсем забыли, что бы такое сделать, чтобы он больше не вредничал? (Пригласим его на волшебную поляну отпраздновать Новый год). Замечательная идея. Ну что ж, а нам пора обратно в детский сад. Понравилось вам путешествие? Обязательно отправимся ещё куда нибудь.

«Кашпо для цветов»

Конспект занятия по лепке из солёного теста

Цель: учить - равномерно облеплять форму тестом, украшать поделку, нанося узор; добиваться равномерного ритмичного распределения элементов узора; развивать координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Материалы и оборудование:

Кашпо (далее горшочек) с искусственным цветком, кукла Дюймовочка, солёное тесто трёх цветов (белый, розовый и голубой), доски для лепки, картон, обёрнутый фольгой, семена цветов в маленьких конвертиках, образец выполненный педагогом, лотки с колпачками, вилочками, соломинками, колечки с зубчатой поверхностью, для нанесения ритмичного узора, баночки с водой, кисти, салфетки для рук.

Ход занятия:

Дети надевают фартуки и готовят рабочие места, присаживаются.

Педагог:

Сегодня к нам пришла необычная гостья, она приготовила нам подарок, чтобы его получить, нужно отгадать загадку:

Они очищают воздух,

Они создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут!

Дети:

Педагог:

Правильно (ставит на стол горшочек с искусственным цветочком), а теперь мы отгадаем кто хозяйка этого чудесного цветка:

Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка,

В ореховой скорлупке та девочка спала,

Очень эта девочка милая была,

Чуть женой крота не стала и усатого жука.

Вместе с ласточкой летала высоко под облака.

Дети:

Это Дюймовочка!

Педагог:

А вот и она сама (ставит куколку к цветку) Дюймовочка прилетела к нам из волшебной страны эльфов, чтобы попросить нас вырастить волшебные цветы. А какие цветы знаете вы?

(Дети называют цветы и рассматривают иллюстрации.)

Как много вы знаете! Давайте вместе поиграем в игру «Цветы»,

(дети встают у стульчиков)

Наши алые цветки распускают лепестки,

(поднимают руки вверх, встают на носочки)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

(качают руками над головой)

Наши алые цветки закрывают лепестки

(опускают руки через стороны)

Спать ложатся…

(приседают на корточки руки под щёку)

Дети после игры садятся на место.

Педагог:

- Дюймовочка рассказала мне, что для того чтобы вырастить волшебные цветы, нужны не обычные горшочки, а сделанные своими руками, а вы хотите вырастить волшебные цветы? (Ответ детей) Тогда пора приниматься за работу. Я принесла показать вам горшочек, который слепила я, давайте, его рассмотрим (рассматривание образца и обсуждение приёмов выполнения поделки)

Как вы думаете с чего нужно начать выполнение поделки? (Выбрать основу, баночка из под йогурта, или стаканчик из- под кефира и т.д.)

Как бы вы поставили основу перед началом работы? (вверх донышком, чтобы края горшочка были ровными)

Каким приёмом можно воспользоваться при облепливании основы? (можно раскатать длинный жгутик и обернуть основу, а потом скатывать небольшие шарики и рядами скреплять их между собой).

Как вы думаете, для чего нам пригодится сегодня цветное тесто? (Чтобы составить узор из цветных шариков)

Каким образом вы будете скреплять части поделки? (части поделки скрепляем водой)

Давайте вспомним, как нужно работать с солёным тестом (тесто нужно брать из пакета небольшими кусочками, чтобы оно не засыхало, его нельзя есть, после работы нужно тщательно промыть руки с мылом).

Итак, мы можем приступать к работе.

Дети достают из пакетов тесто и начинают лепить, педагог напоминает при необходимости очерёдность выполнения действий, помогает определиться с составлением узора затрудняющимся детям, предлагает украсить поделку отпечатками по желанию детей.

После лепки дети рассматривают свои поделки, делятся впечатлениями от проделанной работы, обсуждают другие готовые работы.

Ребята, у вас получились замечательные горшочки, и Дюймовочка дарит каждому из вас семена цветов, когда наши горшочки высохнут, мы наполним их землёй, посадим семена, будем заботиться о них и вырастим волшебные цветы. А теперь попрощаемся с нашей гостьей и наведём порядок на своих рабочих местах (Дети прощаются с Дюймовочкой, благодарят её за подарки, наводят порядок на рабочих местах).