Ювелирная скульптура как подарок

Взаимосвязанные с архитектурой скульптурные украшения на фасаде или в интерьере сооружения. Орнамент в чистом виде (напр. фризы) или пластическое членение здания (лизены, массверк и т. д.) относятся к орнаментике, от которой отличаются фигурные изображения, куда относятся как статуи, так и рельеф. Время расцвета скульптурных архитектурных украшений - античность, поздняя романика, готика и барокко. В классицизме они уже вытесняются отдельно стоящими скульптурами, которые в той или иной степени теряют связь с архитектурой. Часто встречающимися формами скульптурных архитектурных украшений в виде фигур являются: акротерий (греч. высшая часть), усики аканта, пальметты (относятся, как таковые, к орнаментике!) или скульптурные фигуры (львы, сфинксы и т. д.) как украшения фронтонов храмов и надмогильных памятников. Античность, Ренессанс, классицизм. Атлант - по имени античного держателя небесного свода. Мощная мужская фигура, которая держит здание вместо пилястров или колонн. Кариатида (греч.) - женский антипод атланта в длинном одеянии. Из-за предательского поведения жителей деревни Карии во время войны с персами деревенские девушки были взяты в рабство. Отсюда кариатида - рабыня. Кариатида то же самое, что и Кора. Античность и начало Ренессанса. Герма - отдельно стоящая античная скульптура (голова Гермеса на прямоугольном столбе); со времен Ренессанса гермой называют также похожий на атланта торс перед столбами или пилястрами. Амурчик , обычно крылатый маленький мальчик - бог любви, прототип античного Эроса. Широко изображался в мирских сценках периода рококо. Эросы - дети с крыльями в образе маленького Эроса. В период эллинизма излюбленное дополнение к скульптуре или в настенной живописи (Помпеи). Явились прототипами готич. детей-ангелов и фигурок ангелочков в период Ренессанса и барокко. Ангелочки , путти (итал. putto - младенец), нагие маленькие мальчики с крыльями или без. Изменённый образ готического ребёнка-ангела, с раннего Ренессанса, но особенно в период барокко, появляется в алтарях, на иконах, органах, стенах, потолках и галереях церквей. Предназначение - символические повторы основного сюжета. «Злобная голова », рельефное изображение головы человека или животного для отвода злых духов на домах, в романских церквах на → Бассейнах для крещения и → Местах для сидения в хоре. → Апотропейная скульптура. Консольные скульптурные украшения представляют сюжеты апотропейного, портретного, религиозного или гуманистического содержания. → Консоль → Знак мастера. «Цеховые скульптурные украшения », все, что члены средневековых объединений строителей и каменотесов (см. «Баухютте ») создавали в области скульптуры при строительстве кафедральных соборов. Сюда следует также относить и объединения строителей периода ранней романики, создававшиеся, главным образом, монахами. Во Франции цеховые скульптурные украшения размещались на порталах и фасадах, в Германии больше внутри церквей. Рельеф (выпуклая резьба) - скульптурное изображение на плоскости, с которой оно неразрывно связано. Основными формами рельефа в зависимости от того, насколько фигуры выступают над плоскостью, являются:

  1. углубленный рельеф , фигуры заглублены в плоскость и нигде не выступают из неё;
  2. барельеф ;
  3. полурельеф ;
  4. горельеф .

В строгом рельефе фигуры стоят чётко изолированные от основания, в живописном рельефе они сливаются с плоскостью, которая, в свою очередь, часто представляет собой архитектурный или ландшафтный фон. Из античных наиболее известны рельефы на метопах (4-угольные плиты с рельефами под водосточным жёлобом дорического храма, которые в чередовании с триглифами образуют метопные фризы) и фронтонные рельефы в полях треугольных фронтонов античных храмов.

Сл . Атлант. Прага, портал дворца Клам-Галлас, 1707 г., арх. Браун-фон-Браун. Спр . Кариатида, кора. Афины, Эрехтейон, 420-410 гг. до н.э.

Гермы. Сл . Отдельно стоящая. Херенхаузен, замковый парк (ок. 1700 г.), барокко. Спр . В качестве атланта на пилястре. Дрезден, Цвингер (1709 г., арх. Пермозер). Барокко

«Цеховые скульптурные отношения». Провозвестники: архангел Гавриил и Дева Мария. Реймс, кафедральный собор (2-я пол. XIII в.). Готика

Люди, которые ищут уникальный, необычный подарок не могут пройти мимо скульптуры, отражающей их внутренний посыл получателю подарка. Смысл, заложенный в скульптурную форму, может быть и прост, как образ «денежного дерева», так и более сложен, например, может ссылаться на совместно проведенное детство, как это делает скульптура «Саночки» ювелира Сергея Ощепкова. Когда даритель не имеет четкого представления о смысле подарка и хочет скрыть это за многозначительностью, то выберет абстрактную скульптурную композицию.

Если скульптура не отвечает одному из популярных, укоренившихся в сознании штампов, то она может долгие годы ждать на витрине своего покупателя. Плюшевые мишки, обнимающие сердечки, массово раскупаются в занесенный поветрием на русские земли День Святого Валентина. Умильных ангелочков китайского завоза дарят девочкам в День Рождения, на День Ангела, молодоженам на День Свадьбы. Только серебряный «Часовой» ждет, когда его заметят и оценят олицетворяемую им стойкость – задумаются соотнести ее с качеством своего друга и товарища.

В эпоху удовлетворения ширпотребом естественного желания делать подарки, ювелирная скульптура увеличивает свою ценность не только тем, что драгоценные металлы растут с годами в цене, а их антагонисты – пластик и керамика дешевеют. Массовое производство упрощает ассоциации, связанные с парой «подарок» и его «значение». Уже традицией становится дарить на Новый Год фигурки животных китайского календаря, а еще раньше укоренилось дарение символов зодиакального астрологического цикла – Скорпиона, Рака, Козерога и прочих.

Перенимая инородные культурные коды, мы задвигаем на задний план родные, русские – традиции наших дедушек, бабушек. Они, приехавшие в прошлом веке из деревни, поднимать городскую промышленность, еще не утратили связи с землей и крестьянским духом. Им чужд космополитизм человечества «без корней» – европейское «перекати-поле» в поисках заработка – без границ и самоидентичности. Зато их сердца может тронуть скульптурная композиция «Два дударя» – тема знакомая встречавшим поутру пастуха, собирающего со дворов на выпас коровье стадо, и на вечерней заре привечавшим возвращающуюся домой буренку. Отзвук пастушьего рожка, запечатленный в парной скульптуре двух пастухов – старика и юноши, – будет им также приятен как перелистывание альбома со старыми фотографиями.

Заходя в ювелирную мастерскую , починить замок цепочки или заказать колечко по каталогу, часто можно найти взглядом на полках бронзовые или серебряные фигурки. Созданные мастерами в свободное от заказов время, они также несопоставимы по образности с продаваемыми магазинами поделками, как душевные стихи серебряного века русской поэзии несравнимы с выхлопами современной популярной песни.

На ярко освещенной витрине не найти особенных подарков – на нее попадают те предметы, от которых хотят быстрее отделаться, пока не прошло 14 февраля или 8 марта. Ценные вещи всегда прячутся в тени – на нижних полках, в складских закромах и даже сейфах. Вглядывайтесь не спеша, спрашивайте чаще, находите приятные сюрпризы и дарите дорогим людям в значимые для вас минуты дорогие подарки – не на злобу дня, а на долгие счастливые годы.

Даши родился в 1967 году в небольшом селе в Читинской области в многодетной семье народного мастера-умельца.
Отец Даши слыл в деревне человеком, который умел делать своими руками буквально все - и мебель, и металлические дверные ручки, и ковры. Его вырезанные из дерева скульптуры буддийских божеств и тангки - буддийские иконы, устанавливались в монастырях. Поэтому с самого детства, помогая отцу, дети учились разным ремеслам, умели мастерить, используя разные материалы.

Даши рос в этой атмосфере с самого раннего детства и поэтому ко времени взросления уже умел многое делать своими руками. Но так сложились обстоятельства, что в 15 лет Даши неожиданно сильно заболел, и в течение долгих 7 лет все хождения по врачам не приносили никакого результата. Юноша оказался на грани смерти.

В конце концов, родители оказались у шаманки, которая объяснила причину болезней и недомоганий тем, что люди забыли свои корни, перестали вспоминать о своих предках, помнить их имена. Шаманка провела свой обряд. Невероятно, но боль отступила сразу. А уже через 7 дней Даши находился в другом городе и искал работу. Та шаманка предрекла ему успех, потому что у Даши была способность видеть красоту окружающих вещей и воплощать ее в своих работах.

Даши начинает работать в мастерской бурятского скульптора Г.Г.Васильева в г. Улан-Удэ, где оттачивает свои навыки работы с разными материалами. Затем в 1988 г. поступает в Красноярский художественный институт. Его наставниками становятся известные художники - Л.Н.Головницкий, Ю.П.Ишханов, А.Х.Боярлин, Э.И.Пахомов.

После окончания института в 1992 г. Даши возвращается в Улан-Удэ, где продолжает работать. В 2000 г. после первой персональной выставки в г. Иркутске стало понятно, что в мире искусства появилось новое имя - Даши Намдакова. Выставка произвела фурор в арт-истеблишменте. Затем последовали успешные выставки в других городах России, успешные показы за рубежом.

"Образы зачастую посещают меня ночами, - говорит Даши, - когда сознание находится в пограничном состоянии между реальным миром и миром, населенным иллюзиями и духами". Эти видения Даши скрупулезно заносит на бумагу, чтобы не забыть, а потом мастерски переносит увиденное на другой материал - бронзу, серебро.

Скульптуры Даши родом из далеких миров. Оттуда, где нет границы между человеком и вселенной, там всё - частицы мироздания, занимающие уготованную каждому нишу в бесконечном потоке вселенских превращений. Именно так восток воспринимает этот мир - находя красоту в его целостности и хрупкой гармонии, боясь неловким движением разрушить установленный всевышним порядок.

Отсюда в работах Даши появляются шаманы, которые до сих пор играют важную роль в жизни современных бурят. Увиденная Даши мудрость вещей пронзает все его работы. Его воины, усталые от войны, не кажутся бесчеловечными варварами, а исполнены мудрости и величия. Женщины у Даши поземному соблазнительны и чувственны, но при этом стыдливо отворачивается от лишенного скромности художника. Если внимательно присмотреться к отдыхающей лани, разве можно не увидеть в ней спящую девушку? Красота окружает нас, где бы мы ни были, но увидеть ее дано не каждому.

"Воспринимай мир таким, какой он есть, ибо его создатель мудрее тебя, - говорят скульптуры Даши, - тогда тебе откроется истинная красота".

Работы Даши Намдакова, благодаря удивительному сочетанию новаторства и древних традиций Бурятии, необычной пластике и исключительному мастерству исполнения, были приобретены для личных коллекций первых лиц России, включая Президента РФ В.Путина.

Даши Намдаков — скульптор, не нуждающийся в представлении. Его работы выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Любимые материалы мастера — серебро, золото, бронза, медь, дерево, конский волос, бивень мамонта. В скульптурах, ювелирных миниатюрах, графике — во всем этом виден его самобытный почерк, не похожий ни на какой другой, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы. И в тоже время его творчество понятно всем, будто есть в его работах что-то, что задевает за самые тонкие струны души человека любоссй национальности.

Легенда (браслет)

Азарт (кулон)

Африка (кольцо)

Африка (кулон)

Африка (серьги)

Барашек (кулон)

Близнецы (шейное украшение)

Ноктюрн (перстень)

Вавилон (перстень)

Вечность (кулон)

Вечность (серьги)

Голова лошади (нагрудное украшение)

Жук-носорог

Змея (кулон)

Истина (браслет)

Козерог (перстень)

Комар (статуэтка)

Лемур (перстень)

Личинки (серьги)

Лягушка (перстень)

Маленький Будда (миниатюра)

Манта (кулон)

Манта (перстень)

Маска (печать)

Наутилус (кулон)

Носорог

Овен (кольцо)

Осьминог (перстень)

Охотница

Пантера (кулон)

Пантера (серьги)

Паук (кулон)

Полет (кулон)

Принцесса

Просветленный

Рождение

Сверчок

Скифия (кулон)