Воспитание духовности у детей. Духовно-нравственное воспитание школьников (фгос): мероприятия

Пояснительная записка

В целях содействия в деле реализации государственной политики в области патриотического воспитания, направленного на укрепление духовно-нравственных основ российского общества, заинтересованным субъектам учебно-воспитательного процесса предлагается настоящая программа, включающая в себя патриотическое воспитания школьников как органическую часть воспитания духовности - универсального ресурса-самоцели, фундаментальной основы и всеобщего способа развития России, современное состояние которой характеризуется не только социально-экономической, но и духовной поляризацией жизни общества.
Граница духовной светотени проходит по сознанию, сердцу и воле людей. В виде однобокого, материально ориентированного сознания, аморального, антиэстетического чувства и эгоистически направленной воли человека, отклонившегося от эволюционного потока мировой жизни, бездуховность - основа людских бед и страданий.
Единственный выход из создавшегося положения? качественное изменение духа народа: путем формирования целостного мировоззрения, развития морально чистого и прекрасного чувства, воспитания свободной, нравственно-правовой воли, словом, второе рождение человека в духовности своего Отечества как полноте бытия.
Решить эту фундаментальную задачу призвана, прежде всего, система отечественного, а не транснационального образования. Однако господствующая ныне рационально ориентированная педагогика с ее нравственно редуцированными, духовно обескровленными образовательными технологиями осуществить это не в состоянии. Ее кардинальный недостаток с формальной стороны? нецелостность, с содержательной? бездуховность. Смысл жизни и назначение человека в современной школе не изучаются. Результат? теоретическое и практическое отвержение человеком своей сущности, частичная реализация педагогикой своего назначения, порождающая частичного человека, воспроизводящего социальную жизнь по своему образу и подобию.
Отсутствие целостности в педагогической деятельности сказывается главным образом в том, что сама творческая сущность человека? его дух в виде мышления, чувства и воли? не является самосознательным предметом (субъектом-объектом) учебно-воспитательного процесса. Без постижения работниками образования понятия духа? универсального предмета их профессиональной деятельности? истинное воспитание человека, являющегося по своему существу мыслящим, чувствующим и практически действующим духом, ? неосуществимо. Воспитание как сфера духовного производства может быть успешным только на основе научного знания природы, законов и форм существования человеческого духа, который является творческим субъектом, процессом, способом и результатом воспитания. Дух как субъект и объект, предмет и метод педагогической деятельности, не знающий самого себя, ? это духовно слепая, бессознательная, инстинктивная педагогика.
Не отвергая производные от духа «духовность» и «бездуховность», человек с грубо материалистическим, идеологически отравленным, испуганно-осторожным, а то и просто необразованным сознанием не принимает «дух» или отождествляет его только с религией. Логический парадокс как результат самоусеченного разума: «следствие» утверждается, «причина» отрицается. А между тем отвергаемый человеком дух есть он сам, его самоопределяющаяся, сознательно-волевая сущность, отсутствующая у животного. Отвергающие «дух» ? животворный корень, творческий источник «духовности» будьте логически последовательны: вместе с «существительным» отбросьте и «прилагательное». Но что же тогда останется от человека?
Существующие образовательные программы направлены преимущественно на развитие лишь мышления. Понятно, какого человека может произвести однобокая педагогика и какую жизнь породит человек, у которого три четверти духа неразвиты. Педагогическое развитие чувства и его высшей формы - духовного сердца, если и осуществляется, то на остаточном принципе факультативности. Что же касается воли, то в школе она специально и сознательно не развивается вовсе. А между тем к воле, являющейся основой мышления и чувства, полностью и без остатка сводится вся человеческая сущность, а значит, и социальная жизнь. Все человеческое горе не столько от необразованного сознания, сколько от слабой, эгоистической, бессердечной и безнравственной воли.
Современная система образования практически не занимается воспитанием учащихся. Считается, что воспитание входит в образование. С точки зрения научного понятия? входит, но в педагогическую практику автоматически воспитание не включается. Нарушению равновесия между образованием сознания и воспитанием воли человека способствует также и то обстоятельство, что в таких названиях, как: «система образования», «министерство образования» (сегодня - это скорее министерство экономики образования), «образовательные учреждения», «образовательные программы» и т.п. ? отсутствует слово «воспитание», которое по своему понятию предшествует «образованию» и содержит в себе последнее в снятом, превращенном и практически реализованном виде.
Недопустимо управление образованием «эффективными менеджерами», невежественными в вопросах духовной природы человека - истинного и единственного предмета учебно-воспитательного процесса, опосредуемого экономико-правовыми отношениями - финансово-организационной оболочкой смысла образования, ставшей в условиях тотального рынка, редуциющего духа России, не средством, а самоцелью.
Система отечественного образования станет целостной, а следовательно и эффективной, только тогда, когда она будет духовной, т.е. направленной на развитие всех универсальных способностей человеческого духа в соответствии с его природой и эволюционным назначением: образование сознания, воспитание чувства и воли человека, развитие его физической природы, а также превращение образовательно-воспитательной деятельности в нравственно-правовой образ жизни. В этих целях и разработана интегральная программа для учителей - онтологическая и методологическая основа патриотического воспитания, которая состоит из двух частей: теоретической и практической.
В первой части рассматривается предмет воспитания - человек как эволюционный процесс и становление его сущности - духовность в качестве самоопределяющейся основы человеческой жизни, развивающейся в социальную действительность. Научная часть программы отвечает на вопрос, что такое духовность.
Во второй части излагается метод воспитания духовности как практически действующее самосознание предмета, превращающееся в процессе педагогической деятельности в мировоззрение и образ жизни учащихся. Практическая часть программы отвечает на вопрос, как воспитать духовность в душе ребенка.
В заключение даются методологические рекомендации в помощь создателям авторских школьных программ воспитания духовности и его составляющей - патриотизма.

Теоретическая часть. Предмет воспитания

ЦЕЛОСТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОСНОВА ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ВВЕДЕНИЕ. ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ
1.1. Жизнь и воспитание.
1.2. Понятие воспитания.
1.3. Духовное рождение человека - смысл воспитания.

Целостное мировоззрение - универсальная основа человеческой жизни и педагогики. Смысл и специфика отечественного образования. Научное знание предмета воспитания? необходимое условие осознанной педагогической деятельности. Жизнь как всеобщий предмет педагогики. Понятия «образование» и «воспитание» человека и их соотношение.
Воспитание как самосознательная функция человеческой жизни? расширенно воспроизводящееся питание человека национальной духовностью.
Второе, духовное рождение человека? универсальный смысл и предмет воспитания. Его дифференциация на соответствующие виды и направления образовательно-воспитательной деятельности: выработка системного мировоззрения, характера, соответствующего смыслу жизни и назначению человека, и т.д., а также физическое, трудовое, нравственно-правовое, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, экологическое воспитание, другие виды воспитательной работы, образующие в своем взаимообусловленном единстве внутренне целостное, духовное воспитание учащихся.

ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК — САМОСОЗНАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ЕДИНОЙ ЖИЗНИ

2.1. Понятие и архитектоника мировой жизни.
2.2. Человек как микрокосм макрокосма.
2.3. Дух? сущность человека.
2.4. Понятие и формы человеческого духа.
2.5. Особенность человеческого бытия.

Определение единой жизни, ее инволюция и эволюция, смысл, основные законы и архитектоника.
Универсальный принцип аналогии. Человек? самосознательная микрокопия Вселенной. Смысл жизни и эволюционное назначение человека. Его структура и способы взаимодействия с макрокосмом как пространственно-временным проявлением единой жизни.
Понятие духа как самоопределяющейся сущности человека. Мышление, чувство и воля? творческие формы духа, их понятие, специфическое отличие и диалектика взаимообусловленности.
Особенность человеческой жизни как сознательно-волевого обмена веществ и энергий, осуществляемого мыслящим, чувствующим и практически действующим духом.

ТЕМА 3. ДУХОВНОСТЬ КАК ПОДЛИННАЯ ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

3.1. Духовность? сущность духа.
3.2. Логика становления духовности человека.
3.3. Дух как тело. Здоровье? сущность тела? телесная форма духовности.
3.4. Дух как мышление. Формы мышления. Истина? сущность мышления? интеллектуальная форма духовности.
3.5. Дух как чувство. Формы чувства. Моральность, красота
и любовь? интеллектуально-чувственная форма духовности.
3.6. Дух как воля. Формы воли. Свобода (добро) ? сущность воли? интеллектуально-чувственно-волевая форма духовности.
3.7. Единство здоровья, истины, моральности, красоты, добра и любви - духовность духа народа, творческая субстанция человеческой жизни, патриотизма и смысл воспитания.
3.8. Характерные черты российской духовности.
3.9. Бездуховность и ее преодоление.

Понятие духовности как творческой основы человеческой жизни. Становление духовности как процесс выработки человеком сущности своей материальной и духовной природы в условиях национальной культуры.
Понятие духа как субъекта духовности и бездуховности. Рождение телесной формы духовности. Дух в качестве тела. Структура тела. Способы создания и воспроизводства его сущности? здоровья как психофизиологического выражения духовности.
Способ мышления? способ жизни. Значение истинного и ложного мышления в жизни человека и общества. Истина? духовно-интеллектуальная основа человеческого бытия. Логический процесс становления мысленной формы духовности. Понятие «Я». Определение мышления. Дух в форме сознания, самосознания и разума. Истина в качестве определений бытия, категорий сущности и понятия. Истина? сущность мышления. Логическая структура истины. Понятийный способ мышления и его отличие от рассудочного мышления. Истина как процесс, способ и результат логической культуры мышления - интеллектуальное выражение духовности.
Дух в форме чувства. Понятие чувства, его формы и виды. Взаимосвязь чувства с телом и душой человека. Цель чувствующего духа? выработать свою сущность: моральность, красоту и любовь к Родине. Их понятие. Морально чистое, прекрасное и любящее чувство человека? интеллектуально-чувственное выражение духовности.
Понятие воли как практически действующего мышления. Самопревращение природной воли, произвола в свободу.
Понятие свободы как сущности воли. Свобода воли? закономерный способ удовлетворения жизненных потребностей человека? волевая форма духовности.
Духовность как материальность (жизненная реальность), одухотворенная разумным сознанием, моральным и прекрасным чувством и свободной (доброй) волей.
Духовность как интеллектуально-чувственно-волевая закономерность человеческой жизни, выраженная в качестве истины, добра, красоты и любви, ? самоопределяющаяся субстанция общества, действительная основа патриотизма.
Понятие духа народа как животворного корня социальной жизни. Характерные черты российского народа и формы их проявления. Выдающиеся исторические события и сыны Отечества. Основы национальной культуры народов России.
Понятие бездуховности как сознательно-волевого нарушения законов жизни. Виды бездуховности. Бездуховность в форме невежества, безобразия и произвола? триединая причина человеческого горя, зло, разрушающее и уничтожающее жизнь. Разумно-нравственное образование и патриотическое воспитание человека как средство преодоления бездуховности общества.

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ В СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

4.1. Духовность в качестве здоровья как гармонии духа, души и тела, созданной человеком.
4.2. Духовность в форме науки как логически развернутой истины.
4.3. Духовность в форме экономики как предметно-практического выражения разумно-нравственного общественного труда.
4.4. Духовность в форме права как внешнего выражения свободы воли.
4.5. Духовность в форме морали как внутреннего состояния свободы воли.
4.6. Духовность в форме нравственности как единства внешней (юридической) и внутренней (моральной) свободы человека.
4.7. Духовность в форме семьи, гражданского общества и государства как всеобщего нравственно-правового способа жизнедеятельности народа.
4.8. Духовность в форме искусства как художественного воплощения красоты.
4.9. Духовность в форме религии как любви к Высшему, отношения конечного (человеческого) и бесконечного (Божественного) духа.
4.10. Внутренние и внешние формы духовности как условие, средство и способ национально-патриотической полноты жизни народа.
4.11. Духовность как социальная действительность в качестве интеллектуально-чувственно-волевой закономерности единства предметно-практических и сознательно-волевых форм духа народа.

Понятие духовности как социальной действительности. Логика развития духовности в виде предметно-практической и сознательно-волевой деятельности в систему экономических и нравственно-правовых отношений, в общественную жизнь, организованную в соответствующие социальные институты, семью, гражданское общество и государство.
Здоровье человека как психофизиологическое выражение духовности? результат разумно-нравственного образа жизни, гармонический союз духа, души и тела, живущих в согласии с законами эволюции мировой жизни.
Наука? теоретическая форма духовности, систематически развивающееся знание жизни. Логическое понятие как единство самосознательной закономерности предмета познания и разумного способа мышления, познающего истину, ? существенное содержание предмета и мыслящего «Я». Интеллектуальная форма духовности как понятийный, логически целостный способ мышления. Истинное знание? духовная основа человеческой жизни.
Экономика? предметно-практическая форма выражения духовности как осуществляемой цели общественного производства в соответствии с эволюционным назначением и смыслом человеческой жизни, с законами производственных отношений и с космическим законом экономии мировой энергии.
Право? внешнее (объективное) выражение духовности в качестве свободы. Правовые отношения как сознательно-волевая форма действительного существования экономических и других общественных отношений, объективно нуждающихся во внешнеобязательном регулировании со стороны государства. Право и закон (нормативный акт). Понятие и виды юридических прав и обязанностей. Правонарушение и юридическая ответственность.
Мораль? внутреннее (субъективное) выражение духовности в качестве закономерного умонастроения и внутренне свободного волеопределения человека. Понятие феноменов моральной воли: умысел, вина, намерение, благо, добро, зло, совесть. Конечность и несамостоятельность правовой и моральной духовности и их переход в свое основание? нравственность.
Нравственность? высшая сознательно-волевая форма социальной духовности как внутренне-внешнее выражение свободы воли.
Нравственный дух народа? субстанция социальной жизни. Соотношение духовности народа с уровнем развития жизни общества.
Воля, адекватная нравственной субстанции, ? нравственная обязанность. Виды обязанности. Патриотизм как дух личности, проникнутый нравственной субстанцией и государственностью.
В качестве непосредственного или природного духа нравственность существует в форме семьи.
В качестве самостоятельных лиц, организованных в правовую всеобщность, она предстает в форме гражданского общества.
В качестве самосознательной субстанции, развитой в свободную целостность мира, созданного самим духом, она - государство - завершенная форма объективного духа.
Семья как природная форма духовности есть нравственное единение, основанное на любви, браке, семейной собственности и воспитании детей.
Любовь как чувственно-самосознательное единство с противоположным полом, в котором человек обретает себя и в нем обладает значимостью полноты своего бытия.
Брак как непосредственное нравственное отношение, основанное на природном взаимовлечении полов, любви и нравственном долге. Моногамия? истинная форма брака. Телесное соединение-следствие нравственного союза.
Духовная связь? существенное в браке. Нерушимость духовно-нравственного отношения. Чувство стыда. Целомудрие. Духовный смысл брака, его нравственная цель.
Естественное рождение детей и их воспитание? второе, духовное рождение человека в культуре и нравственности.
Гражданское общество как система потребностей и общественного труда, социально-экономических отношений и правоохранительных органов и т.д.
Государство как гражданское общество, обладающее в лице соответствующих органов и учреждений адекватным практически действующим самосознанием.
Государство как систематически развернутая свобода духа народа в форме экономико-правовых, морально-нравственных и организационных явлений жизни общества, государственный организм, содержащий в себе в снятом виде менее развитые формы духовности? семью и гражданское общество.
Политическое государство как триединство законодательной, исполнительной и объединяющей их власти главы государства.
Искусство как художественная форма духовности. Существенное содержание искусства? художественно-прекрасное. Формы прекрасного как чувственно созерцаемой духовности.
Религия как единство понятия Бога и форм его существования в сознании, сердце и поступках человека (вера и культ).
Мировые формы религии.

Практическая часть. Метод воспитания

ДУХОВНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ, ПРОЦЕСС, СПОСОБ И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ

ТЕМА 5. МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

5.1. Особенность педагогической деятельности.
5.2. Единство предмета и метода воспитания.
5.3. Понятие метода.
5.4. Структура метода.
5.5. Единство логико-психологической и этико-эстетической деятельности участников педагогического процесса? универсальный метод воспитания духовности.

Духовность как педагогический процесс в целом.
Специфика педагогической деятельности. Ее содержание: мир в его бесконечных дифференциациях, собственный дух учителя и противостоящий ему дух ученика.
Единство предмета и метода воспитания. Метод как практически действующее самосознание предмета воспитания, его творческая сознательно-волевая форма.
Всеобщая структура метода интегральной педагогики как единство:
- логически целостного способа мышления;
- специфической логики специфического предмета;
- возрастной логики человеческого духа как субъекта-объекта учебно-воспитательной деятельности (закон онто- и филогенеза).
Единство логико-психологической, этико-эстетической и физической деятельности участников педагогического процесса как интегральный метод воспитания духовности, вытекающий из триединства человеческого духа: мышления, чувства и воли, их триединой сущности: истины, красоты и добра, синтезированных в любовь, ? и форм их теоретического отражения: логики, психологии, этики, эстетики, других наук теоретического и практического духа.

ТЕМА 6. ОСНОВЫ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ

6.1. Принципы воспитания, вытекающие из природы человека, национальных особенностей и конкретно-исторических условий его жизни.
6.2. Соответствие метода воспитательной деятельности понятию, эволюционному смыслу и назначению человеческой жизни.
6.3. Соответствие педагогической деятельности законам эволюции? высший критерий истинности воспитания.
6.4. Соответствие учителя, учебников и воспитательных программ понятию духовности.
6.5. Духовность как цель, процесс, способ и результат воспитания.
6.6. Закон онто- и филогенеза.
6.7. Уважение учителем свободной воли ученика.
6.8. Учет особенностей характера и сознательно-волевого состояния ученика.
6.9. Золотое правило педагогики.
6.10. Естественность и целесообразность воспитания.
6.11. Логическая последовательность: от простого к сложному.
6.12. Соответствие средств и способов воспитания природе, формам и свойствам человеческого духа.
6.13. Целостность и сбалансированность развития универсальных способностей человека.
6.14. Самоопределение воли ученика.
6.15. Преодоление внутренних и внешних препятствий? необходимое условие воспитания духовности
6.16. Испытание.
6.17. К истине, добру, красоте и любви через расширение сознания, устремление, напряжение и дисциплину духа.
6.18. Единство универсальных способностей психофизически здорового человека: мышления, чувства и воли; их существенного содержания: истины, красоты, добра и любви; форм их научного выражения: логики, психологии, этики, эстетики? подлинный предмет и метод духовного воспитания.

Порядок идей есть порядок вещей (Спиноза). Истинность принципов воспитания человека как педагогическое проявление истинности знания его космически-социальной природы, смысла и назначения жизни.
Адекватность воспитательной деятельности эволюционным законам мировой и человеческой жизни? критерий истинности воспитания.
Бездуховные программы. Псевдодуховность педагогики.
Духовность педагогического процесса в целом.
Соответствие содержания и форм (способов) воспитания физическому и духовному состоянию ученика.
Свобода воли ученика? фундаментальный принцип духовного воспитания.
Учет особенностей характера ученика? конкретный подход к воспитанию.
Педагогично всё то, что способствует развитию духовности человека.
Естественность и целесообразность педагогического процесса. Восхождение от простого к сложному как необходимое условие воспитания духовности.
Соответствие разнообразных методик и приемов воспитания его всеобщей цели, особенностям каждой универсальной способности ребенка, его возрасту и уникальным свойствам характера.
Принцип целостности, равномерности и сбалансированности развития универсальных способностей ученика.
Теоретическое и практическое самоопределение учащихся? универсальный принцип учебно-воспитательного процесса.
Необходимость и способы преодоления внутренних и внешних препятствий. Испытание учащихся как условие их разумно-нравственного роста.
Способы расширения сознания. Воспитание устремления, напряжения и дисциплины воли как средства восхождения духа к своей сущности? истине, добру, красоте и любви.
Человеческий дух как субъект и объект, процесс, средство, способ и результат педагогической деятельности. Его универсальные формы, их существенное содержание, формы научного выражения содержания? не только моменты предмета, но и метода интегрального, или духовного, воспитания.

ТЕМА 7. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ

7Л. Понятие учителя и ученика.
7.2. Педагогическое отношение.
7.3. Педагогическое противоречие.
7.4. Педагогическое наказание.
7.5. Нежность любви и суровость долга.
7.6. Разрешение педагогического противоречия.
7.7. Педагогичность педагогики.

Диалектическое противоречие между учителем и учеником? творческий нерв педагогического процесса.
Что такое учитель и ученик с точки зрения интеллектуально-чувственно-волевого состояния их духа? Различие между ребенком и учеником. Кем является учитель для учеников младших и старших классов?
Педагогическое отношение как живая «клеточка» практической педагогики. Элементы педагогического отношения и логика его развития в учебно-воспитательный процесс.
Понятие педагогического противоречия и причины его возникновения.
Понятие педагогического наказания. Его виды и условия применения.
Любовь и требовательность к детям? две стороны интегральной педагогики. Их специфика и соотношение.
Способы и результат разрешения педагогического противоречия.
Всякая ли учебно-воспитательная деятельность педагогична по своему понятию?. В чем заключается критерий педагогичности педагогики и не является ли такое выражение тавтологией?

ТЕМА 8. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА

8.1. Самоопределение, самосозерцание, самоощущение.
8.2. Внимательность, устремленность, концентрированность.
8.3. Наблюдательность, чуткость, стремительность.
8.4. Воображение и другие динамические состояния духа.

Что такое психологические свойства человека? Чем они отличаются от его духовно-нравственных качеств и как соотносятся между собой? Общее и специфическое в методиках воспитания психологических и разумно-нравственных свойств человека.
Понятие указанных состояний духа. Их соотношение и роль в развитии духовности школьников.

ТЕМА 9. ВОСПИТАНИЕ КАК ДУХОВНОЕ РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАКОНАМ ЗДОРОВЬЯ, ИСТИНЫ, КРАСОТЫ, ДОБРА И ЛЮБВИ

9.1. Практика воплощения в жизнь программы духовного поведения: образ —> действие —> привычка —> характер.
9.2. Воспитание здорового образа жизни. Питание солнцем и стихиями мира. Наука и практика духовного и физического здоровья.
9.3. Формирование разумно-целостного способа мышления. Питание истиной. Логика.
9.4. Развитие духовной саморегуляции. Практическая психология.
9.5. Воспитание прекрасного чувства. Питание красотой. Эстетика.
9.6. Воспитание свободной, нравственно-правовой воли. Питание добром. Этика.
9.7. Воспитание и самовоспитание высших качеств человечекого духа:
- любви, сострадания, милосердия;
- радости, торжественности, искренности;
- терпения, героизма, самоотверженности;
- трудолюбия, самопожертвования;
- целомудрия;
- чувствознания (интуиции);
- других высоконравственных качеств духа.
9.8. Воспитание труженика и патриота. Трудовое обучение и воспитание. Отечественная история и культура.
9.9. Воспитание гражданина мира. Мировая культура.
9.10. Воспитание духовно развитого микрокосма как гармонического единства духа, души и тела, творчески взаимодействующего с макрокосмом.
Воспитание как педагогический процесс развития духа ученика в соответствии с сущностью его универсальных способностей. Здоровье, истина, красота, добро и любовь как видовые определения духовности. Их понятие, специфическое отличие друг от друга и взаимообусловленность, а также особенность метода их воплощения в педагогическую практику.
Характеристика каждого элемента динамической системы воспитания духовности. Образ —> действие —> привычка —> характер.
Методика воспитания здорового образа жизни. Роль солнца и стихий мира в физическом питании человека. Всеначальная энергия как жизненная субстанция телесного человека. Значение правильного питания, сна, отдыха, умственного и физического труда в создании здоровья человека. Гигиена духа и тела. Взаимодействие духовного и физического здоровья. Нравственность и здоровье. Методика управления телом и жизненными функциями человека.
Логика как процесс саморождения истины и методология обучения истинному мышлению. Возрастная методика формирования культуры мышления. Логика в форме чувственно созерцаемого образа и логика развивающегося понятия. Интеллектуально-моральное качество мысли. Влияние мысли на жизнь человека и окружающий мир. Истина как полнота жизни четвертого измерения и духовная пища мыслителя.
Практическая саморегуляция? творческое условие воспитания духовности. Методика духовной саморегуляции как процесс: создание психологической тишины ума; эмоциональное равновесие; динамическая концентрация на соответствующей идее, ее визуализация и т.д.
Красота как интеллектуально-чувственное питание души. Соответствие метода эстетического воспитания специфической природе человеческого чувства.
Наивысшие произведения искусства как синтез истины, красоты, добра и любви. Реальное погружение школьников в живую стихию красоты. Творческая работа (жизнь) красоты в душе человека и сотворчество (проживание) души с красотой и в красоте. Индивидуальное художественное творчество. Эстетика как идеальная форма выражения прекрасного.
Добро как добровольно осуществляемая истина, красота и любовь. Орган добра? сердце. Добросердечность и добротолюбие как внутреннее состояние души, поступок и образ жизни. Методика воспитания добра как духовного питания ума и сердца. Способы превращения морально свободной цели поведения в практику повседневной жизни по принципу: «как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними». Воспитание добра и патриотизма на соответствующих примерах духовных личностей отечественной истории. Соотношение добра и силы духа. Понятие зла как антипода добра. Зло? синоним разрушения и смерти. Причины зла и способы его преображения в добро. Этика как теоретическая форма систематического выражения понятия добра, наука нравственно-правового образа жизни.
Высшие качества человеческого «Я» как конкретное содержание духовности. Их характеристика и взаимосвязь. Методика воспитания высшей духовности человека. Изучение жизни героев и подвижников отечественной истории и подражание им. Беседы о духовности и патриотизме. Повседневная реализация одного или нескольких высоконравственных качеств духа.
Воспитание целомудрия. Понятие пола. Значение половой энергии как аспекта мировой энергии в жизни человека. Способы преображения половой энергии в духовную энергию. Понятие любви. Любовь? универсальный закон мировой жизни. Виды любви. Понятие брака. Брак как единственное условие половых отношений. Целомудрие как мудрость целостности человека, высшее состояние его духовности. Понятие семьи и ее назначение в человеческой жизни.
Осознание вдохновенного труда как абсолютной субстанции мироздания. Труд? творческий источник жизни и эволюции человека. Методика трудового воспитания. Труд как участие всех универсальных способностей человека в выработке и реализации их духовного содержания. Творчество, серьезность, подлинность и коллективный характер труда как педагогическое условие трудового воспитания школьников.
Любовь к Родине? высшее содержание духовности человека. Воспитание патриотизма через изучение краеведения, отечественной истории и культуры, экскурсии и путешествия по России, а также приобщение к народной культуре путем практического участия в различных видах народного творчества, играх и т.п.
Человек как потенциальный гражданин мира. Соотношение отечественной и мировой культуры. Приобщение к культуре человечества через изучение мировой истории, материальной и духовной культуры планеты.
Гражданин мира? патриот своего Отечества.
Целостное воспитание духовности как всестороннее и сбалансированное развитие всех универсальных способностей учащихся. Гармония духа, души и тела человека? результат его всестороннего развития.
Духовность как творческая взаимосвязь человека с космосом? основа, средство и способ подлинно человеческого бытия.

ТЕМА 10. ДУХОВНОСТЬ, ЭТИКА И ЭТИКЕТ

10.1. Этика - наука о духовно-нравственном образе жизни.
10.2. Этикет - форма практической этики.
10.3. Этикет как предмет школьной программы и практическая духовность учащихся.

Духовность - существенное содержание этики? науки о нравственности. Этикет? практическая этика, способ действительного существования духовности в жизни человека. Правила этикета в разнообразных жизненных отношениях. Метод преподавания этикета в школе. Соблюдение правил этикета как духовно-нравственный способ жизни учащихся.

ТЕМА 11. ДУХОВНО И ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ — ОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ СМЫСЛ ВОСПИТАНИЯ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РЕСУРС-САМОЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ

11.1. Понятие духовно развитой личности.
11.2. Духовная личность как историческая реальность и идеал.
11.3. Жизнь духовно и физически развитого человека в национальной культуре по законам истины, добра, красоты и любви как воплощенный смысл духовно-нравственного, патриотического воспитания.

Личность как органическое единство развитой духовности всех универсальных способностей человека, координация его духа, души и тела; жизнь в соответствии с ее смыслом и назначением.
Личность как эволюционный процесс. Конкретно-историческое понятие личности. Личность как бесконечный идеал.
Исторически возможная реализация понятия человеческого духа, его многообразная живая духовность? воплощенный смысл воспитания.

ТЕМА 12. УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ

12.1. УРОК.
12.1.1. Воспитание духовности на основе единства логико-психологической и этико-эстетической деятельности как всеобщей методологии образовательно-воспитательного процесса.
12.1.2. Воспитание через постижение духовного содержания соответствующих предметов школьной программы.
12.1.3. Воспитание духовности путем изучения предметов, являющихся теоретической формой отражения универсальных способностей человека (логика, психология, этика, эстетика), интегральных предметов, формирующих целостное мировоззрение и национальное самосознание учащихся, а также претворения в жизнь полученных знаний.
12.2. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
12.2.1. Клубные занятия, кружки, секции, объединения по интересам.
12.2.2. Научные общества учащихся.
12.2.3. Школьные музеи и кооперативы.
12.2.4. Хоровое пение, путешествия и др.
12.3. ВНЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
12.3.1. Центры творчества детей и др.
12.4. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
12.4.1. Родительские школы.
12.4.2. Психолого-педагогические консультации для родителей.
12.4.3. Совместные формы духовно-ориентированного творчества и досуга.

Так как на любом уроке в той или иной степени задействованы нераздельные между собой мышление, чувство и воля ученика, то учебно-воспитательная работа должна сознательно осуществляться на основе единства логико-психологической и этико-эстетической деятельности как всеобщей методологии интегрального педагогического процесса.
Поскольку истина, красота и добро, синтезированные в любовь, являются триединой сущностью триединого духа, то развитие логической культуры мышления, морально-эстетическое и нравственное воспитание чувства и воли учащихся возможно и необходимо посредством соответствующего содержания школьных предметов.
Духовно-нравственное воспитание школьников путем изучения и претворения в жизнь предметов, являющихся теоретической формой отражения универсальных способностей человека.
Для реализации отечественного, а не абстрактно-мирового смысла образования необходимо преподавать духовно развивающие предметы наряду с другими предметами образовательных программ и осуществлять педагогическую деятельность таким образом, чтобы логика, этика, эстетика, краеведение, история культуры России, основы правосланой культуры и мировых религий явились бы духовными принципами методологии учебно-воспитательного процесса. В результате этого педагогика из вербально-абстрактной и рационально ориентированной, каковой она преимущественно является, превратится в духовно-направленную, интегральную педагогику.
Смысл отечественного образования? раскрытие сущности человеческого духа (истины, добра, красоты и любви), духовное рождение человека в культуре и национальном самосознании? животворном корне личности, семьи, гражданского общества и государства.
Духовность как основа содержания и формы различных видов внеурочной школьной и внешкольной воспитательной работы.
Родительская школа. Последствия супружеской неверности. Образ жизни перед рождением ребенка.
Влияние духовности и бездуховности родителей на судьбу их ребенка. Основы семейного воспитания.
Значение совместных форм воспитательной работы семьи и школы для духовного развития учащихся.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ АВТОРСКИХ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДМЕТА ПРОГРАММЫ

1. Духовность как творческая субстанция (зерно), саморазвивающаяся (произрастающее) в систему соответствующих определений (части растения), образующих в своем координированном и субординированном единстве образовательно-воспитательную программу (растение в целом). И наоборот, научные определения, составляющие программу (элементы растения), ? это многообразные формы проявления понятия духовности (жизни зерна), которое пронизывает и питает собой все свои части, органы и способы существования и удерживает их в живом, различенном единстве.
2. Духовность в форме триединства универсальных способностей человека: мышления, чувства и воли; их триединой сущности: истины, красоты и добра, синтезированных в любовь; формы их теоретического отражения? логика, психология, этика и эстетика. Все эти элементы, составляющие понятие духовности и научный способ его выражения, должны в соответствующей логической последовательности присутствовать в каждой образовательно-воспитательной программе и служить онтологической основой формирования целостного мировоззрения и воспитания духовно-нравственного образа жизни.
3. Духовность в ее национальной особенности. В качестве научного понятия духовность? абстракция. В живой действительности духовность существует в виде особенного (национального) содержания духа народа, выражающегося в форме всей совокупности общественных отношений: обычаев, традиций, народного творчества, политики, экономики, морали, права, нравственности, культуры, государственности, религии и патриотизма. Задача школы? воплотить в разум, сердце и волю учащихся дух России, воспитать детей в духе любви к своему Отечеству.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДА ПРОГРАММЫ

1. Духовность как цель, средство, процесс, способ и результат воспитательной деятельности.
2. Духовность в форме онто- и филогенеза? процесса духовного становления конкретного человека, повторяющего в сокращенном виде ступени развития человеческого духа от простого, природно-чувственного к сложному, понятийному, свободному и духовно-конкретному, ? творческая основа возрастной педагогики.
3. Духовность как единство логико-психологической и этико-эстетической деятельности субъектов педагогического отношения - фундаментальный принцип интегральной педагогики.

На сегодняшний день нам доступна практически любая информация , и на любую тему, будь то планирование беременности или – легко можно найти ответы на все свои вопросы. Также о развитии ребенка , стали общедоступными разные исследования, например, методика Глена Домана, игры по пособиям Зайцева, игры Никитиных. И вот молодая мамочка начинает изучать и практиковать разные системы.

Практически всех заботит, когда малыш сядет, пойдет, скажет первое слово. Многих волнует, чтоб ребенок научился пораньше читать, писать и считать. И рано или поздно, к сожалению, часто позже, мы приходим к пониманию, что что-то мы упускаем, для того чтоб росла гармоничная личность – нужно что-то еще. – может этого не хватает нашим детям?

Наблюдаем за детьми

Давайте понаблюдаем, за тем как играют друг с другом дети. Я наблюдала и нередко видела печальную картину. Приведу пример, летом на пляже играла кучка ребят и они решили строить замки из песка. Естественно все старались что б и покрасивее, и побыстрее показать свою работу. И когда был построен первый замок, остальные как то приуныли, но продолжили свое дело. Так на песке выросло 4 замка, а пятый никак не достраивался. Так вот дети начали ругаться и спорить, кто и почему построил замок первым или вторым. И в глазах у детей читались совсем не детские эмоции, чувствовалась ненависть какая то.

А в школе часто дети собираются кучками против кого-то одного, нередко издеваются над «гадким утенком», подшучивают.

Вот тут учителя и родители задумываются. Почему так происходит? Как в таком прекрасном малыше могут жить такие уродливые чувства и эмоции?

Лучше поздно, чем никогда

Когда же начинать духовное ? Чем раньше, тем лучше. По мере взросления, ребенка будет сложнее воспитывать в этом плане, но начинать все-таки нужно.

Что такое духовное воспитание детей ? С чего начать?

На самом деле все просто. Нужно научить ребенка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире в котором мы живем.

Воспитывая своих детей, мы сами становимся лучше. Ведь самый главный пример для ребенка – это родительский пример . И научить ребенка не бросать на улице мусор легко, если мама будет выбрасывать мусор в ближайшую урну.

Если папа учит ребенка, что переходить дорогу нужно на зеленый свет, а сам периодически переходит на красный, то и эту науку ребенок с легкостью усвоит.

Примеры действий

Прививайте детям любовь к животным. Заведите традицию кормить голубей в парке, берите с собой хлеб, семечки. Рассказывайте малышу, какое доброе и полезное дело вы делаете. Расскажите о том, что голуби очень благодарны вам за заботу.

У нас дома нет собаки и как правило все остатки еды я выбрасывала, а теперь все собираю в пакетик и потом мы с сыном кормим в парке собак и котов.

Дома вместе с малышом поливайте цветы. Комментируйте свои действия. Расскажите, что о цветке нужно заботиться, поливать его, ухаживать за ним – иначе он погибнет. Можно провести аналогию с людьми, что о людях тоже нужно заботиться и любить их. Все люди изначально хорошие, а если человеку не хватает любви, то он становится угрюмым и грубым. Злобного человека просто нужно пожалеть – видимо ему, просто не хватает любви и о нем не кому заботиться.

Я привела примеры самых простых действий, которые может использовать каждый. Приоткрыта дверца в вопросе воспитания духовности у детей . Этой теме я буду уделять должное внимание, ведь от нас зависит, какими вырастут наши дети и каким будет наш мир!

Все в ваших руках.

Светлана Зацепина
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Вопросы о воспитании основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, поскольку будущее России определяется уровнем гражданского становления подрастающего поколения. В духовном воспитании современных детей наметились негативные тенденции : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.

Дошкольный возраст считается самым благодатным периодом для формирования духовных основ ребенка , так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым , когда «сердца открыты для добродетели » . Поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников строится на основе приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей : в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава , более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей.

Права семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде : среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки. Происходит заметное одичание детей и молодежи . Организовать воспитание без духовного стержня , без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетия, и мы не можем вырастить духовное здоровое поколение . Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как бездуховность общества .

В наше время особенно, очевидно, что без духовности , которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании ребенка . Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается , как ценностное измерение высших начал : добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей .

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального , эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям , развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовного воспитания заключается в том , что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовной стороны личности уже с дошкольного возраста .

Современное российское общество остро переживает кризис духовных идеалов . Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовных качеств личности ребенка уделяют игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников , но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры .

Особенность народных игр в том, что они, учат дошкольников обретать устойчивое , заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств .

Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей . Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен . Однако он необходим для формирования его личности.

Большую роль в формировании духовных качеств у дошкольников играет семья . Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей , конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.

Воспитание основ духовности в дошкольном возрасте - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих духовных ценностей : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовных чувств , мы всегда обращаемся к впечатлениям детства : это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.

Мы должны воспитывать у детей уважение к духовным нормам христианской морали. Научить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим, создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

Публикации по теме:

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает.

Одной из главных задач образовательной и воспитательной деятельности дошкольного учреждения является воспитание нравственности, духовности,.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей.

Предлагаю Вашему вниманию Приложение к программе "Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими.

Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными праздниками» Уважаемые коллеги! Продолжаю знакомить Вас с учебно-тематическим планом проведения русских народных праздников во второй младшей группе.

Средняя группа. Приложение к программе «Воспитание духовности». Весна. Осень Учебно-тематический план. Средняя группа. Тема:Весна. Задачи:Знакомство с весенними изменениями в природе, жизни людей и животных через.

“Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Я, ты, он, она - вместе дружная страна, Вместе - дружная семья, В.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Библиотека изображений:

История развития народов, наций и цивилизаций доказывает, что преодоление сложности мира и его освоение осуществляется с опорой на духовность и веру. Целесообразно обратить внимание на то, что на современном этапе развития общества среди ученых наблюдается неоднозначное отношение к воспитательному идеалу и содержанию духовно-нравственной темы. школьников должно формировать личность ребенка на принципах христианской морали, воспитывать у подрастающего поколения глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствовать становлению высокого профессионализма личности и тем самым наполнить высокодуховным смыслом современный идеал воспитания.

Школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного учителя на ученика. Судьба будущего нации всегда определяется значимостью интеллигенции, которая держит в своих руках развитие образования, науки и культуры.

Воспитывают не знания, а люди

Учителя, как некоторые из представителей элитного слоя общества, рядом с учеными, врачами, художниками могут способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников. второго поколения должен ускорять эти процессы.

Воспитывают, как правило, не знания, а люди, которые несут эти знания. Учитель, как может вырастить высокодуховную личность только в том случае, когда, во-первых, в государстве изменится его социальный статус (общество должно понять исключительное значение профессиональной миссии учителя - возведение собора детской души); во-вторых, процесс целенаправленного, планомерного, систематического самосовершенствования станет необходимым, жизненно важным условием существования учителя, это будет способствовать раскрытию его духовно-нравственного потенциала как человека, как гражданина и как профессионала.

Религиозность и патриотизм - главные источники воспитания

В последнее десятилетие все больше политических и культурных деятелей, учителей, родителей, проводя духовно-нравственное воспитание старших школьников, обращаются к христианским моральным ценностям как наиболее устойчивым, универсальным, не подверженным политической и идеологической конъюнктуре.

Переходный период, который переживает сегодня общество, глубокие и системные реформы в отечественном образовании - это вызов для светских и духовных воспитателей по поиску новых концепций, путей и подходов, методов и средств в решении сложных проблем построения высокодуховного гражданского общества. Поэтому формирование духовного мира детей и учащейся молодежи, духовности как ведущего качества личности - большое и сложное задание, стоящее в центре внимания широкой педагогической общественности.

Прогрессивные педагоги все острее ставят на первое место в образовании - духовно-нравственное воспитание школьников. Мероприятия, проводимые с целью поднятия религиозности и патриотизма у детей - главные источники духовного воспитания со времен Киевской Руси. Служение Богу и Отечеству - две абсолютные ценности славянского народа.

Духовно-нравственная парадигма

Постепенный рост теоретических знаний на протяжении второй половины XX столетия можно проследить на примерах изменения парадигм и концепций образования, обучения, воспитания. Парадигма - модель, система теоретических, методологических и аксиологических установок, принята за образец для решения научных задач членами определенного научного общества. Духовно-нравственная парадигма воспитания определяет основным источником развития личности ее духовность, в ее основе - взаимодействие учителя и учеников, основанное на системе христианских ценностей.

Цель - Служба Богу и Отечеству. Эту задачу в обучении как одну из основных определил Всероссийский интернет-педсовет. Духовно-нравственное воспитание школьников - это создание таких условий жизнедеятельности ребенка, в которых он мог бы достичь вершин в своем развитии, вершин своей духовности и нравственности, интеллекта и чувственной сферы, физического состояния и творческих достижений через утверждение христианских ценностей в жизни, через приобщение к ценностям культуры. Духовно-нравственная парадигма воспитания - это целенаправленный духовно-ориентированный процесс становления у ребенка иерархического мира ценностей, который определяет цель и смысл собственного бытия.

Принцип построения современного воспитательного процесса

Анализ педагогического наследия позволяет утверждать, что улучшилось духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС дает четкое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания:

  • национальная самоидентификация личности;
  • единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды;
  • религиозная образованность;
  • соотношение общей цели с задачей развития духовности ребенка;
  • интеграция ума и веры.

Эти принципы реализуются через систему правил нравственного поведения, что позволяет как ученику, так и учителю в процессе духовно-нравственного взаимодействия осознавать вектор личностного роста и чувствовать значимость своей личности для других людей.

Содержание данной модели воспитания ставит цели духовно-нравственного воспитания школьников по овладению абсолютно вечными, христианскими, национальными, гражданскими, экологическими, эстетическими, интеллектуальными ценностями бытия. Механизмом функционирования духовно-моральной парадигмы выдающегося педагога в современных условиях организации и функционирования учебно-воспитанного процесса является ценностно-смысловое духовное высоконравственное личностное ориентированное взаимодействие учителя и учеников. Эти положения требуют своего дальнейшего обоснования, что позволит создать систему методов, приемов и средств, видов и форм профессиональной деятельности учителя и окончательно решит проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Педагог как ключевая фигура

Ключевой фигурой современных процессов модернизации системы национального воспитания, бесспорно, является педагог. Уровень профессиональной и личностной культуры педагога должен на должном уровне обеспечивать духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС влечет новые требования к профессиональной и личностной культуре педагога, рекомендует проводить существенные изменения в методологии, содержании, технологии непрерывного педагогического образования, а также привести их в соответствие с образовательными и культурными реалиями. Однако главным все же остается вопрос профессиональной и личностной компетентности учителя по вопросу качества организации воспитательного процесса в современном общеобразовательном учреждении.

Компетентность

Компетентность рассматривается педагогической наукой как концепция духовно-нравственного воспитания школьников, а также как способность личности учителя квалифицированно и эффективно действовать не только в стандартных условиях, но и решать профессиональные задачи в ситуациях, требующих творческого подхода.

В большинстве стран показателем осуществления учителем своей профессиональной миссии является компетентность как интегральный социально-личностно-поведенческий феномен, сочетающий в себе мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Задачи духовно-нравственного воспитания школьников включают в себя методологическую, психолого-педагогическую, специально-предметную и методическую составляющие. Однако все они являются производными от его мировоззренческой компетенции, определяют вектор личностного роста учителя как человека, гражданина и профессионала.

Комплекс сформированных ключевых мировоззренческих компетенций представлен в жизни учителя социальной, экономической, поликультурной, информационно-коммуникативной, политико-правовой, а также компетентностью в сфере личностной жизни.

Одним из центральных понятий педагогики является понятие личности. Учение о личности - методологическая основа любой педагогической системы. Современный учитель должен понимать, что формирование личности ребенка касается не только развития ведущих психических процессов, но в первую очередь это духовно нравственное воспитание школьников. “Картинки о добре и зле”, которые сегодня преподносятся в современной светской педагогике, носят относительный характер, в христианской религии зло нельзя оправдать и эстетизировать.

Мировоззренческая эрудиция

Мировоззренческая эрудиция учителя заключается в формировании особого духовного стиля общения и отношений, и влияет на духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС в новой редакции дает толчок учителю к стремлению стать высокодуховной личностью, воспитывать в себе ряд качеств, которые характеризуют его жизненную позицию как постоянное преобладание духовных ценностей над материальными, стремление к лучшему, что особенно должно быть заметно по его высоконравственной деятельности, направленности на развитие собственных способностей, таланта, творческих сил, осознания критерия выбора ценностей - христианская мораль, национальная культура, расширение возможностей постижения счастья.

Духовно-нравственное воспитание школьников: мероприятия

  1. Становление нравственности, стремление личности к духовному совершенству (неизменное следование нормам морали в любых жизненных ситуациях).
  2. Овладение содержанием духовной культуры народа (глубокие знания в области искусства, мифологии, мировой и отечественной литературы, широкая эрудиция, самостоятельные оценочные суждения, компетентность в области национальной культуры, ее религиозной составляющей: иконопись, храмовая культура, духовная музыка; интерес к внутреннему миру личности, интерес к философским и религиозным учениям).
  3. Становление гражданственности, (глубокие знания истории и традиций своего народа, своей семьи, развитое чувства долга и ответственности перед своей страной и народом, гражданского достоинства и т.п.).

Путь развития профессиональной компетентности

В гармонии душевного состояния учителя заключается главная концепция духовно-нравственного воспитания школьников. Гармоничность надо понимать не как развитие всех свойств человека до одинакового уровня, а как некую целостность, при которой каждая способность занимает то или иное место в связи с ролью ее в жизнедеятельности.

Гармония жизни современного учителя

  1. Гармония в отношениях с другими людьми, с внешней средой. Она достигается через христианское понимание любви - относись к ближнему так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. В сфере взаимодействия учителя и ученика этот уровень предполагает равноправие субъектов и утверждает в повседневной жизни чувство собственного достоинства. Практическим воплощением его являются благотворительные поступки учителя и учеников.
  2. Гармония с собственной совестью, что обеспечивает внутренний душевный комфорт личности. Если учитель дорожит собственной внутренней гармонией, он справедливо относится, когда злится; говорит правду, когда выгодно обмануть; честно выполняет свою работу, когда можно сделать по-другому.
  3. Гармония с Абсолютом Добра - любить добро и противостоять злу. В профессиональной деятельности такого учителя доминирует доброжелательность, человечность, вера, надежда, любовь, эмпатия, милосердие и оптимизм.

Принципы духовного воспитания

Опыт воспитания показывает, что нельзя организовать духовную жизнь человека через развитие его психофизиологических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие только интеллекта, только свободы или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется развитием этих составляющих.

Человек от природы имеет склонность к наращиванию собственного духовного поля независимо от того, какими глазами смотрит на мир - глазами христианина или материалиста. Существенной особенностью духовности является то, что ей всегда присуща определенная направленность - нацеленность на идеал, в основе которого лежит вера в него.

Вера - естественная потребность человеческой души, которая является источником положительной мотивации поведения человека; она - основа процесса воспитания, фундамент убеждений личности. Главный вопрос о том, во что может и должен ребенок верить, в чем искать духовную опору. Целостность воспитательной деятельности основывается на взаимодействии веры и ценностей, единство которых убедительно показывает практика народного воспитания. Ценности присваиваются человеком прежде всего через веру, потому что она принадлежит к инструменту духовного познания.

Системы ценностей

Воспитание духовности школьников в рамках светского подхода требует становления системы ценностей как основы смысла человеческой жизни, стремления к вечным идеалам Добра, Истины и Красоты. Если общество состоит из людей, испытывающих гармонию души, то оно само становится уравновешенным, гармоничным, поскольку в целом моральное состояние общества определяется моральным состоянием его членов.

Только благодаря самопознанию учитель осознает собственную значимость и благодаря самосовершенствованию достигает высот человеческого достоинства, душевного обновления, приходит к истинной вере и активной жизнедеятельности.

Следует всегда помнить наставления "Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями".

Слободчиков В. И.

Введение в проблему

Тема нашего обсуждения чрезвычайно важная и объемная. Я хотел бы обозначить лишь самые общие вопросы, сделать лишь отдельные акценты, чтобы навести хотя бы относительный порядок в наших представлениях по данной теме. Это первый момент.

Второй момент – так как я психолог, то главный акцент, естественно, буду делать, прежде всего, на духовно-нравственном развитии, не столько на воспитании, сколько на развитии. Потому что воспитание в этом плане является прикладной, практико-ориентированной частью общих проблем развития человека, развития его личности. Здесь важно развести сферы ответственности, сферы действия.

То, что позволено, и то, что может сказать и сделать психолог - это одно, а то, что может сказать и сделать педагог - это другое. Ясно, конечно, что современный психо-лог образования должен быть педагогически грамотен, но и наоборот – современный педагог должен быть не менее психологически образованным, оставаясь при этом педагогом. Только в этом случае они могут оказаться в одном смысловом пространстве, а значит - могут стать подлинными со-работниками.

Первая позиция - духовная ситуация в современном мире и в России - в частности. Мы должны ее точно поименовать. В чем здесь проблема, почему мы с такой горячностью обсуждаем ее в последнее время?

Вторая позиция – понятие духовности, ее природы и источников. Потому что слово «духовность» сегодня у всех на языке, но что за этим словом стоит – это иногда даже страшно подумать. Здесь мы с вами должны опять сделать разметку или произнося это слово, мы должны отдавать себе отчет, что мы имеем в виду, когда произносим это слово.

Третья позиция - может быть в кавычках, как некая метафора - это само «жизненное пространство, пространство существования» духовно-нравственной ипостаси человека. А где все это живет? - это живет в наших мозгах или это живет в книгах, или есть какое-то другое более внятное пространство, и мы должны его обозначить.

Четвертая позиция – в психологии она заявлена, про это достаточно много написано и потихоньку она входит в профессиональный язык педагогов – это понятие детско-взрослой общности. Мы привыкли говорить «учитель – ученик», «воспитатель – воспитуемый», мы привыкли говорить «класс», «школа», вот такими глобальными оргформами мы оперируем, а существо дела зачастую пропадает за этой организованностью, пропадает сама живая реальность встречи поколений, встречи взрослого и ребенка.

Кто (не что?), а кто встречается, и как они встречаются, и какое содержание живет в этих встречах - это требует специально отдельного обсуждения. Здесь точно также необходимо сделать разметку, обозначить и расставить некоторые акценты. В противном случае мы с вами будем постоянно говорить об абстрактных, неодушевленных предметах типа - школа, образовательные учреждения, подростки, которые для нас не живые люди, а просто некая криминально-временная метка и не более того, а что это за человек, который обозначается таким словом как подросток, мы часто не обсуждаем. Или ребенок, школьник, ученик второго класса или старшеклассник и т.д. – они кто в своей человеческой определенности? Т.е. эти вопросы, все эти разметки нашего профессионального говорения должны обрести какое-то измерение, т.е. мы должны ощущать живого человека, ощутить живую жизнь, которая за этими метками существует.

И еще один момент (он не последний) - это вопросы, связанные с проблемой семьи, семья - как малая церковь, прежде всего в этом своем измерении, не только в со-циальном, а и в культурологическом смысле. Эта проблема, как я ее обозначаю - встреча поколений. По словам Владимира Петровича Зинченко, одно из определений образования – это дар одного поколения другому. И здесь возникает вопрос: а что же мы дарим, кто является дарителем, и какой дар мы предлагаем вот этому, другому поколению.

Отдельный вопрос – это обсуждение понятия братства, сестричества, потому что по остаткам нашего советского сознания мы постоянно любые человеческие объединения сводим к понятию коллектива, у нас всегда только коллектив - как некое жестко структурированное сообщество людей, и все главное в этом объединении – только структура. А вот что там внутри, сам дух общности - к сожалению, слабо улавливается. Я думаю, что все эти моменты мы должны сделать темой нашего обсуждения. Тогда многие загадки нашей жизни, в том числе и в развитии духовности, нравственной сферы у нас и у наших детей станут более прозрачными.

Это примерная разметка проблемного поля нашей с вами Встречи. Разметка не полная, оговорюсь сразу, она может быть расширена, более детализирована, и частично я попытаюсь сделать это в своем сообщении.

1. Духовная ситуация в мире и в России

Сегодня практически у всех на слуху такие слова, такие два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь, как глобализация и постмодернизм. Эти два принципа, эти две, если можно так сказать, головные боли современного мира уже фактически привели к цивилизационному кризису не только европейского, и планетарного масштаба.

Что происходит? Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно – призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

Сверхценностью объявлена демократия, ради которой можно идти на уничтожение не только государственного строя, но и целого народа. Это мы наблюдали в Югославии, это мы ощущаем у себя в России. Самый последний урок – это Ирак, в списке ожидания - целый ряд других стран, а сама эта тенденция набирает силу, например, сегодня на Украине.

В свое время, будучи в Штатах и разговаривая с американцами, я сталкивался с таким вопросом: «Ну почему у многих вызывает раздражение наше поведение, наши требования, когда мы появляемся в Европе, в вашей стране?» – Я отвечал: «По одной простой причине, вы хотите, чтобы на каждом квадратном метре планеты была Америка. Вот вы пришли на Северный полюс. Там живут белые медведи. Вы не хотите, чтобы там жили белые медведи по своим, медвежьим законам, вы хотите, чтоб там было по-американски, чтобы там был Макдональдс, чтобы были все удобства и т.д., т.е. везде, на каждом квадратном метре. А как это можно сделать? Только снести бульдозером нечто уже существующее, и на этом месте, как на пустом месте построить то, к чему есть навык и привычка. Поэтому идет тотальная цивилизаторская война - она не горячая и не холодная; это тотальное переустройство самого сознания того или иного народа, разрушительное переустройство его многовековой культуры. Как когда-то европейцы были цивилизаторами так называемых диких примитивных племен, они и поступали соответствующим образом. Сейчас эта тенденция достигла и самой Европы. Целый ряд европейских стран должен подвергнуться этой цивилизационной модернизации.

Сегодня уже фактически сложилась идеология постмодернизма (самая «современная современность»), который настаивает, что все, абсолютно все в мире относительно. Можно верить в это, а можно в другое, можно отстаивать такие ценности, а можно разделять иные. Все критерии и границы условны – как договоримся. Отсюда еще две идеологические приманки – толерантность и общечеловеческие ценности; заметьте - не любовь к ближнему, а лицемерная терпимость; терпение, так сказать, стиснув зубы, во имя ценностей какой-либо очередной сверхдержавы в качестве общечеловеческих.

Идеология постмодернизма и глобализации направлены на то, чтобы разрушить, смести, или, по крайней мере - нивелировать исторически сложившиеся защитные, иммунные системы того или иного народа – в виде устойчивых форм государственности, ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни, вообще – хоть какого-нибудь осмысленного уклада. Только в этом случае можно будет превратить народ в этнографическую массу, в так называемое население.

Здесь необходимо учитывать две составляющие. Политико-экономическая составляющая, которая задает тип государственности и его границы, и духовно-культурная - глубинная составляющая, которая цементирует и сохраняет во времени такую реальность, как народ - с его исторической памятью и со своей системой ценностей.

Исторический опыт свидетельствует, что нация (народ) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нем появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании исчезает (падает) до некоторого критического уровня понятие «норма». Для того чтобы общество осознало грозящую ему опасность, необходима сила, обладающая «пророчески-обличительной» способностью. Этим качеством в плане сохранения общественного человеческого сознания в России обладает только православная Церковь!

Вы знаете, что даже у нашего организма есть специальный механизм, который отторгает некое чужеродное тело, попадающее в наш организм. Например, несовместимость тканей. Уже на генном уровне есть мощные механизмы защиты, которые придают уникальность, единичность, некую самостность любому организму.

Известно, что эволюция человека осуществляется по двум направлениям: совер-шенствование формы развития и обогащение сознания. При повреждении духовно-культурного генетического кода происходит потеря достижений, как в развитии формы, так и в становлении сознания. Геноослабленность в области сознания может происходить незаметно, поскольку форма человека при этом почти не ухудшается. Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут также происходить неприметно, общество может их «не замечать», впадая в «апокалипсис мелкого греха», возводя грех в ранг нормы (добродетели). Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут оставаться весьма крупными. Поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравственным состоянием, может происходить в скрытой (незаметной) форме.