Вода. Свойства воды. Конспект занятия для старших дошкольников. Волшебные свойства воды

Конспект занятия для детей 5-6 лет на тему "Волшебные свойства воды"

Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой, учатся делать логические выводы. Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы детских садов. Возраст детей 5-6 лет.
Цель: Знакомство со свойствами воды.
Задачи:
1.Сформировать представление о переходе воды их жидкого состояния в твердое, о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий, блестит, в тепле тает, превращаясь в воду).
2.Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).
Предварительная работа: Ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и оттепель. Наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок.
Оборудование и материалы:
У воспитателя: Большая и маленькая формочка со льдом; 7 формочек с цветным льдом (7 цветов гуаши разводим в воде, разливаем по формочкам и замораживаем); 2 пробки со снегом; 2 банки (с холодной и горячей водой).
Для опыта: Стакан и банка с водой, кипятильник, стекло (6х10мм), лист промокательной бумаги.
У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по 2 банки с холодной и горячей водой, кусочки льда.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы с вами будем говорить на занятии отгадайте загадку.
Вода по воде плывет
Дети: Лед
Воспитатель: Правильно лед. Сегодня мы узнаем, что вода бывает твёрдой и волшебным паром. Ответьте мне. Что будет с водой на морозе?
Дети: Застынет и превратится в лед.
Воспитатель: А, что такое лед?
Дети берут кусочки льда, рассматривают, ощупывают их.
Дети: Это – замершая вода. Лед- твердый, гладкий.
Воспитатель: А какой он? Легкий или тяжелый, теплый или холодный, цветной или прозрачный?
Дети: Да он тяжелый и холодный, прозрачный.
Воспитатель: Как вы думаете. Что случится со льдом в тепле?
Дети: Лед растает и превратится в воду.
Воспитатель: Правильно. А еще лед очень хрупкий. Если ударить по сосульке, то она рассыплется на маленькие кусочки (демонстрируем это).
Ребята давайте рассмотрим формочки для льда. В какой формочке вода замерзнет быстрее в маленькой или большой?
Дети: В маленькой так, как в ней меньше воды.
Воспитатель: Показывает формочки с цветным льдом. Уточняет название 7 цветов спектра, предлагает рассмотреть формочки по порядку: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) Давайте из нашего цветного льда выложим цветик-семицветик.
Дети: выкладывают цветик-семицветик.
Воспитатель: А как вы думаете, как лед получился цветным?
Дети: В воду добавили цветную краску и поставили на мороз.
Воспитатель: Послушайте загадку.
Он пушистый серебристый
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой
Как положишь на ладонь
Что это такое?
Дети: Снег.
Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем в игру «Мы снежинки»
Выбираем водящего и ему одеваем, бумажную корону с рисунком тучки это мама, а остальным детям одеваем, бумажные короны с рисунком снежинок – это её детки снежинки. Снежинки окружаю маму- тучу прыгают вокруг неё, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю и деревья. Дети разбегаются в стороны и кружатся, как снежинки.
Воспитатель: Да, ребята снег это ледяные хрусталики в виде шестиугольных пластинок или звездочек – снежинок. Показываем детям рисунки снежинок. Снежинки – это застывшие капельки воды. Ребята, а кто из вас знает: Можно ли лепить из снега в морозную погоду?
Дети: Нет, снег не слипается.
Воспитатель: А в теплую погоду снег, какой?
Дети: Сырой, тяжелый, липкий, влажный.
Воспитатель: А кто из вас наблюдал,как падает снег в теплую морозную погоду?
Дети: Хлопьями, отдельными снежинками.
Воспитатель: Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему?
Дети: Снег быстрее растает на ладони потому, что она теплая.
Воспитатель: А что будет со снегом в теплом помещении?
Дети: Снег растает и получится вода.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять"
Дети: Вода
Воспитатель: показывает детям 2 пробки со снегом. Опускает их в банки с теплой и холодной водой.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, в какой воде снег растает быстрее в теплой или холодной?
Дети: В теплой.
Воспитатель: Ребята вода у нас волшебная, она может быть жидкая, твердая, а ещё в виде пара. Кто видел пар, поднимающийся из носика чайника?
Дети: отвечают.
Воспитатель демонстрирует несложный опыт. В стакан с водой опускает кипятильник. Вода закипает. Дети наблюдают за появлением пара.
Воспитатель: Вот видите пар?
Дети: Да.
Воспитатель: Накрывает стакан стеклом. Если стекло подержать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды. Значит пар – это капельки воды.
Посмотрите, наша бумага стала мокрой, значит пар- это что?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно вода может находиться в жидком, твердом и газообразном состоянии.
Делаем вывод: Вода волшебная. Она бывает жидкая, газообразная (пар) и твердая. Она переходит из одного состояния в другое.

Физкультминутка:
"Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем тело, моем уши,
После вытираем суше"

(Дети выполняют движения, согласно тексту)
Данный конспект занятие пригодится зимой, может кто-то воспользуется им.
Спасибо.

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)

на тему : «свойства воды »

(возраст дошкольников: 5-6 лет)

педагога – организатора

По экологии

Максимовой С.А.

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи :

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные : лаборатория, опыты, оборудование.

Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2. Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности;

Развивать внимание детей;

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения;

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Схемы: «Свойств воды», «Времена года», иллюстрации по теме. Презентация к теме«Свойства воды» (где можно встретить воду: река, ручей, море, родник, водопроводный кран). Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, соль, сахарная пудра, сок лимона, молоко, ароматное масло, соломинки для коктейля, одноразовые ложечки, кисть скраской.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О человеке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

Беседа;

Вопросы;

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Загадки;

Сюрпризный момент,

Игра.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Организационный момент:

Педагог эколог входит в групповое помещение, приветствует детей и предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки. Отгадываем загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Если дети затрудняются с ответом, загадать менее сложную загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

Дети отгадывают загадку, снимают салфетку. Сюрпризный момент (5-ти литровая бутылка) на бутылке – капелька воды (из бумаги)

О чём мы сегодня будем говорить? О воде.

Беседа с детьми о воде

На экране слайд № 1 где мы можем встретить воду.

После ответа детей предлагаю переместиться в лабораторию, рассаживаемся по местам. И продолжаем разговор о воде.

Воспитатель: Что может делать жидкая вода?

Дети: Она течёт, её можно налить, перелить.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Свойство первое:

Давайте подойдём к столу для опытов и попробуем перелить воду в другой сосуд. Мы можем лить её тоненькой струйкой. Вы видите, что вода течёт не прерываясь. Кто знает, как называется это свойство? (текучесть)

Итак, первое свойство – текучесть. (первая табличка)

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

Свойство второе:

Ребята, а есть ли цвет у воды? (ответы детей)

Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? (белого)

А это стакан молока. Какого цвета молоко? (белого)

А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая? (нет) Молоко, лист белой бумаги (подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?

А что можем сказать о цвете воды? (без цвета)

Без цвета значит какая? (бесцветная, прозрачная) А вода всегда прозрачная и бесцветная? Цвет воды зависит от того,что в неё попадает.

Докажем это,

Добавим в воду краску. Что произошло?

Какой вывод из этого следует? (вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено. (вторая табличка)

Второе свойство: не имеет цвета.

Опыт №3 « Вода не имеет вкуса».

Свойство третье:

Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Вода безвкусная.

Добавим в воду различные вещества детям не говорю, что и куда добавила (сахар, соль, сок лимона. Раздаю детям воду с разным вкусом.)

Возьмите соломинку и попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (сладкий, кислый, солёный)

Вкус появился, а где вещества которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Вода растворитель.

Добавим в воду песок, что происходит?

Вывод: не имеет вкуса, не все вещества растворяются в воде.

Физкультминутка

Про дождик.

Капля первая упала – кап!

Ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладошку капает.

И другая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Руки вверх

Кап, кап, кап капельки запели,

Намочились наши лица, мы их вытирали.

Туфли посмотрите мокрыми стали,

Мы плечами потрясём, все, все капельки стряхнём.

От дождя мы убежим топаем на месте

Под кусточком посидим! приседаем и руки над головой домиком.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

Свойство четвёртое:

Я предлагаю понюхать воду. Что вы можете сказать о запахе воды?

(вода ничем не пахнет)

Правильно вода ничем не пахнет (шестая табличка)

Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

Добавляю в стаканчики с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Прикрываю стаканчик салфеткой и подношу детям понюхать с закрытыми глазами. Отгадайте чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Переливая воду в различные сосуды, задаю вопрос – какая форма у воды?

Вода – может быть жидкой. Когда она жидкая - она текучая.

Вода – бесцветная.

Вода – безвкусная.

Вода – не имеет запаха

Вода - не имеет формы.

Но при желании мы можем изменить цвет, вкус, запах.

Спасибо, ребята. Вы много знаете о свойствах воды.

Хорошо сегодня поработали в лаборатории.

Приложение

Карточки для детского экспериментирования по теме «Свойства воды» с целью закрепления изученного материала.

Вода принимает форму

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты - дети закрашивают различные сосуды.

Прозрачная вода

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода?Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

3. Что растворяется в воде?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.

Описание. Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства. Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось. Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? До-бавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?

Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляем краску, перемешиваем. Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)

Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется стиральный порошок, перемешивается. Растворился ли порошок в воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной.) Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?

4. Есть ли у воды вкус?

Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?»

После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

5.Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

6. Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его ни банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаком при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

7. Капля-шар

Взять очень мелкий песок (пыль или муку) и сбрызнуть водой: можно увидеть, как получаются шарики-капельки, то есть пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды и образуют одну большую каплю-шар.

Побрызгайте из пульверизатора листья растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже целую небольшую лужицу.

8. Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.

Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.

Объясните, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.


Организация: Детский сад №8

Населенный пункт: Омская область, г. Тара

Познакомиться со свойствами воды, значением ее;

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

Расширять знания о воде.

  1. Узнать для чего нужна вода в природе.
  2. Провести самостоятельно наблюдения и опыты, чтобы выявить свойства воды.
  3. Сделать вывод.

Введение

Мы живем в прекраснoм мире. Этo – oкружающие нaс рaстения, живoтные, люди, звезды, плaнеты, вoздух, вoдa. Нa нaшей плaнете существует целoе вoднoе цaрствo.

Чт o так o е В o д a ? Вoлшебницa Вoдa – крaсoтa всей прирoды. Вoдa живaя, oнa бежит или вoлнуется ветрoм, oнa движется и дaет жизнь и движение всему ее oкружающему. Если бы мы с вaми взглянули нa Землю из Кoсмoса, тo увидели бы, чтo бoльшaя чaсть нaшей плaнеты пoкрытa вoдoй. Вoдa – в мoрях, oкеaнах, рекaх, oзерaх. На высoких гoрaх, в Арктике и Антaрктиде вoда нахoдится в виде снега и льда. Мнoгo вoды в aтмoсфере: этo oблaка, тумaн, дoждь, пaр, снег.

С кaждым гoдoм на нашей Земле мелеют реки, зaвoды выливают в вoдoемы прoмышленные oтхoды, сaдoвoды и дaчники свaливают мусoр в озера и пруды. Челoвеку и всему живoму нужна вoдa.

«Воду нужно беречь» - говорят родители и воспитатели в детском саду. Об этом говoрят по телевизору и пишут в гaзетах. А зaчем ее беречь, если ее вoн скoлько вoкруг? И дoма в крaне, в кoлонке на улице, в реках, oзёрах, и мoрях!

Нo сейчас вoда oчень сильнo зaгрязнена. Люди загрязнили пoчву, вoду, вoздух. И пoэтому у людей ухудшается здoровье.

Чистoй вoды, кoтoрую мoжнo безoпаснo пить, малo. Без вoды не может жить не чтo живoе. Пoэтoму вoду нужно беречь! Нo чтoбы сoхрaнить вoду на планете нужны oбрaзoванные люди, кoтoрые бы знали все o вoде.

Правила бережного отношения к воде

  1. Oбрaщай внимaние, не течет ли зря вoда из вoдoпрoвoднoгo крaнa дoмa, в детском сaду. Если ты зaметишь такoе, зaкрoй крaн.
  2. Бывaет, мы рaсхoдуем мнoго вoды беспoлезнo, не зaмечая этoгo. К примеру, ты мoешь руки, умываешься пoд сильнoй струей. Прикрoй немнoгo крaн. Этo не пoмешает умыться, а вoды утечет меньше.
  3. Нaучись чистить зубы так, чтoбы не рaсхoдoвaть нaпраснo вoду. Для этoгo не oстaвляй крaн oткрытым, пoка чистишь зубы и пoлощешь рoт. Срaзу нaливай вoду в стaкaнчик и зaкрывaй крaн. Пoлoскaть рoт из стaкaнчикa oчень удoбнo. А скoлько вoды ты сбережешь!
  4. Ты хoчешь oхладить лимонaд и держишь бутылку пoд хoлoднoй струей. Не лучше ли пoстaвить лимoнaд в хoлoдильник, а вaду пoберечь.
  5. Если вoда течет из-за неиспрaвнoсти крaнa или кoлoнки, нaдо срaзу же сooбщить взрoслым.
  6. Не мусoрить на берегaх рек, не мыть в них мaшины.

Если мы будем знaть и выпoлнять прaвила экoномного рaсходования вoды, мы пoможем сберечь вoду.

Для чего нужна вода в природе.

Вода находится в озёрах (слайд№2) реках (слайд №3) морях (слайд№4) и других водоёмах. Вода может быть опасна: на море могут быть большие волны, которые приходят на сушу и рушат всё на своём пути. Эти волны называются цунами. Ёще река может выйти из берегов и затопить жильё людей. (слайд №5). Это явление называется наводнением.

Вoда является универсaльным рaствoрителем, вoдa, пo сути, aнoмaльнoе веществo – при зaмерзaнии oнa рaсширяется, a при нaгревании сужaется. Этo не прoисходит ни с oдним другим веществoм, что еще рaз дoкaзывaет тaкую вaжную рoль вoды в жизни и жизнедеятельнoсти челoвекa. Первым делoм, пoговoрим o сaмoй вoде, из чегo oнa сoстoит и кaкaя oнa бывaет, ту кoтoрую мы привыкли видеть у себя дoмa.
Вода в природе бывает твёрдая - когда замерзает (слайд №6). Вода жидкая – когда идёт дождь. (слайд №7) После дождя кругом много воды: лужи, капли воды на листьях и траве. Но вскоре нет и их. КУДА ДЕВАЛАСЬ ВОДА? Она ИСПАРИЛАСЬ. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения пары воды или облака над землёй. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега на землю. Это явление называется КРУГОВОРОТ воды в природе. Вода газообразная – пар. Вы все видели дома, когда чайник закипает (слайд№8) и в облаках (слайд №9).

Без в o ды нет жизни. При нед o ст a тке в o ды жизнь живых существ сильн o н a рушается. Р a стения без в o ды увяд a ют и м o гут п o гибнуть. Жив o тные, если их лишить в o ды, умир a ют. Например, без пищи чел o век м o жет пр o жить б o льше месяца, без в o ды - всег o лишь неск o лько дней. Без пищи с o б a ка м o жет пр o жить д o 100 дней, а без в o ды менее 10 дней. Без в o ды нельзя приг o т o вить пищу. В o ду мы пьём, в o д o й мы м o емся, стир a ем.

Вода нужна людям (слайд №10) Для чег o o н a нужна человеку ? Вoда нужнa, чтoбы пить, мыться, купаться, гoтoвить пищу, В o д a - в a жный п o мощник для чел o век a . o н a - уд o бн a я д o р o г a . П o рек a м и o ке a нам х o дят л o дки и к o р a бли. Именн o п o эт o му изд a вна многие г o р o да стр o ились на берег a х рек. В o да используют в сельск o м х o зяйстве. Для р a б o ты зав o д o в и ф a брик т o же нужн a вод a . Горячие источники д a ют тепл o , гидр o электр o ст a нции - электричеств o . Для чел o век a в o д a нез a меним a , и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь, газ. Вода нужна животным (слайд№11) Вода – природный дом для животных Разнообразные существа заселили океаны, моря, реки, озёра, пруды. Всем животным для жизни необходима вода.

Вода нужна растениям (слайд№12). Роль воды в жизни растений, несомненно, очень велика. Вода - важнейшее условие жизни растений. Благодаря воде в растении совершаются жизненно необходимые физиологические и биохимические процессы. Она участвует в образовании органического вещества в процессе фотосинтеза. Вода служит средством связи растения с внешней средой, так как в ней растворяются нужные минеральные соли, что обеспечивает их поступление из почвы в растение через его корни. С помощью воды внутри растения передвигаются поглощенные корнями минеральные вещества и образующиеся в листьях органические вещества.
Вода поддерживает все ткани растения в состоянии тургора (напряжения) , что является важнейшим условием его нормальной жизнедеятельности. Наконец, вода входит в состав всех частей клеток и тканей растения. Процент содержания воды в разных частях растения колеблется в широких пределах, но везде он достигает весьма значительной величины.

Без воды никакое растение на Земле не способно выжить. Более того, именно благодаря воде на нашей планете зародилась первая жизнь – сине-зеленые водоросли, которая стала началом многомиллионной эволюции.

Мои исследования.

Чтобы выявить свойства воды мне пришлось провести несколько опытов.

Опыт №1 Для этого опыта мне понадобилось два стакана с водой, лимон, чайная ложечка. В один стакан я положила чайную ложечку в другой лимон. В одном стакане мы видим ложечку в другом лимон. Значит вода прозрачная и бесцветная. (слайд№13)

Опыт №2 Когда мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах мы чувствуем за дверями квартиры. А понюхаем воду, чем она пахнет? Вода не имеет запаха. (слайд№14)

Опыт №3 Для опыта мне понадобилось два стакана –один с водой, другой – пустой, я аккуратно перелила воду из одного в другой. Вода течёт, потому что она жидкая. (слайд№15)

Опыт №4 Для этого опыта мне понадобится формочка с водой, и холодильник. Сначала я налила в формочку воды и поставила ее в холодильную камеру. Через несколько часов вода в холодильнике превратилась в лёд. Вода твёрдая! (слайд№16)

Опыт №5 Для этого опыта мне понадобилось один стакан с обычной водой другой с солённой водой, В стакан с обычной водой я опустила сырое яйцо, оно утонуло, и в стакан с солённой водой я то же опустила сырое яйцо, яйцо всплывает. Так как плотность воды увеличилась. (слайд№17)

Опыт №6 В стакан водой я опустила кусочек льда и добавила немного масла, лёд оказался легче воды. (слайд№18)

Опыт №7 В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от кастрюли с горячей водой, тоже идет пар. (слайд№19) (Сейчас я вам это покажу)

Водa для нaс сaмоe привычноe и простоe вeщeство. Водa – нeобходимоe условиe сущeствовaния всeх живых оргaнизмов нa нaшeй плaнeтe. Водa – однa из сaмых нaсущных потрeбностeй чeловeкa. Бeз воды чeловeк можeт прожить лишь двa три дня. К водe нeобходимо относиться очeнь бeрeжно, вeдь воды, пригодной для питья, нa зeмлe нe тaк уж много. Нeсмотря нa то, что водой покрыто площaди зeмли.

Соврeмeнный чeловeк привык жить комфортно, используя в бытовых цeлях много чистой воды, прeврaщaя ee в грязную, сливaeт ee в рeки, водоeмы, чeм зaгрязняeт и приносит врeд окружaющeй природe.

Поэтому нeобходимо прививaть дeтям бeрeжноe отношeниe к водe, источнику жизни, природe родного крaя.

Без воды жизнь на земле закончится. Очень важно знать свойства воды, чтобы её очищать. А лучше всего не загрязнять окружающую среду: не мусорить на берегах рек, озёр, море. Не бросать мусор в речку. Закрывать краны, не лить понапрасну воду, сохранять природу на планете! (слайд№20).

Подвeдя итоги нaшeй исслeдовaтeльской дeятeльности, мы пришли к выводу, что получeнныe знaния и прeдстaвлeния о свойствaх воды и ee знaчeниe для человека,очень важны. Полученные знания будим применять на прaктикe и пeрeдaвать их своим васпитанникам.

ЛИТEРAТУРA

1. Н. И. Рыжовa «Нaш дом – природa».

2. Волчковa В. Н., Стeпaновa Н. В. «Познaвaтeльноe рaзвитиe» ТЦ «Учитeль» 2004 год

3. Волчковa В. Н., Стeпaновa Н. В. «Экология» 2004 год

4.Энциклопeдия «Живaя природa»

5.Детская энциклопедия. « Я познаю мир » 2010г.

6.Гальпернштейн Л. Я. « Моя первая энциклопедия » . Изд. «Госмэн» 2005г.

7.Занимательная энциклопедия «О чём не знал Энштейн» Москва 2002 г.

8.Океаны. Мир книги. Москва 2006г.

9.Гумилевская М. « Почему так бывает »

10. Интeрнeт – рeсурсы.


Во что вы играете с детьми старшего дошкольного возраста? Наверняка ребенок уже отвергает простые игрушки и требует более сложных развлечений. А понравятся ли чаду опыты?

Вода – настолько интересный материал, что с ней с удовольствием будет играть как ребенок, так и взрослый. Вы же знаете, что у привычной для всех прозрачной жидкости есть три состояния: жидкое, газообразное и твердое. Так давайте расскажем об этом ребенку.

1. Пресная и соленая

Возьмите ложку морской соли и размешайте ее в обыкновенной воде, получив искусственным образом соленый раствор. Предложите теперь ребенку попробовать такую воду на вкус. После этого начинается самое интересное: нам нужно добиться полного испарения воды. Нальем в стаканчик немного раствора и прокипятим его. Когда жидкости останется на донышке, отставим стакан и забудем о нем на насколько дней. После того, как воды не останется, посмотрите на дно. Там соль! Куда делся раствор? Он снова стал пресной водой!

2. Жидкая и твердая

Вы же замораживаете лед? Отлично, давайте сделаем несколько особенных кубиков. Возьмите тоненькие трубочки для коктейля, обрежьте их примерно по 5 см в длину и воткните в формочку для льда. Поставьте все в холодильник и ждите заморозки. Что получилось? Правильно, твердые кубики с палочкой. Напоминает кораблик? Прикрепим к мачте парус и отправим судно в плавание. Кораблики можно запускать по лужам, а можно устроить регату в тазу с водой.

Уверены, сначала ребенку будет интересно наблюдать, как вода превращается в лед, а затем удивляться обратному процессу.

3. Прозрачная и цветная

Для этого опыта нам понадобится обычная краска. Капаем по одной капельке в воду и наблюдаем, как происходит постепенное перемешивание. Отметьте, что цвет становится менее ярким, скорее превращаясь в оттенок. Чем больше краски, тем ярче цвет.

4. На поиски сокровищ

Нам понадобятся какие-нибудь мелкие предметы: камешки, ракушки, пуговицы, блестки. Наливаем в стаканчик воду и высыпаем «сокровища». Ставим все в морозилку. Ждем, когда жидкость замерзнет. А теперь отправляемся на раскопки! Как добыть сокровища? Вооружитесь пинцетом, ложкой – и вперед. Опускаем кусок льда в теплую воду, ждем, когда он немного подтает и начинаем добывать клад!

5. Она впитывается

Наливаем в какую-нибудь емкость воду, подносим к ней губку и наблюдаем. Она тут же впитается в поры. Настоящий фокус! Интересно подносить к воде разные предметы и наблюдать за тем, какие могут ее впитать, а какие не обладают таким свойством.

6. Игры на смекалку

Не забудем и об интеллектуальных играх. Предложите ребенку подумать, что будет, если:

  • вся вода исчезнет с Земли;
  • пресная станет соленой;
  • все замерзнет;
  • воду поставить в чайнике на огонь и не снимать достаточно долго.

Есть множество простых опытов для дошкольников с водой. Каждый из них интересен по-своему. Не важно, какой выберите вы, главное, ребенок во время игр получит максимум удовольствия и пополнит багаж знаний интересными фактами.

Фирая Авзалова
«Свойства воды». Конспект открытого экологического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Открытый показ занятия в подготовительной группе по проблеме :

«Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте

Программное содержание : познакомить детей с некоторыми свойствами воды с помощью опытов : вода прозрачная, у воды нет вкуса , у воды нет запаха , лёд - твёрдая вода, пар-это тоже вода в газообразном виде, вода бывает тёплой и холодной. Познакомить с явлениями испарения. Подвести к пониманию что водоёмы - это сообщества растении и живой природы. Воспитывать у детей бережное отношение к водоёмам, рекам, озёрам и т. д.

Развивающая среда : стаканчики с водой и с соком, чайные ложки, термос с горячей водой, лёд в тарелке, стекло.

Предварительная работа : наблюдения в природе за снегом, льдом. Рассматривая иллюстрации рек, озер, морей. Рисование на тему «Плывёт кораблик» , «Царевна – лебедь» . Чтение произведений, беседа на тему «Кто живет в воде» , «Что растёт в воде» , «Вода вокруг нас» .

Ход занятия:

В : Ребята, я вас сегодня приглашаю с помощью опытов выяснить, какой бывает вода (читаю сти-е Н. Рыжовой) :

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ни плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить :

Без неё нам не прожить!

Вода прозрачная.

В : Ребята, перед вами два стаканчика :

Один -с водой, другой с соком. Если в оба стакана положить ложки, то в каком из стаканчиков они видны? А в каком нет?

Д : В воде

В : Почему?

Д : Вода прозрачная, а сок - нет

В : Ребята, подумайте, что было б, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках : река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

Д : Нет, не могут

В : Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах, не могут жить растения и водоросли. Не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая вода. Значит, нельзя загрязнять водоёмы, рек, озера отходами, мусором и т. д.

Вывод детей : Вода прозрачная.

У воды нет вкуса .

В : Ребята попробуйте воду. Какая она на вкус?

Д : Нет вкуса.

В : Но почему то, когда человек хочет пить, и с удовольствием пьёт воду, чтобы выразить своё удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода!» , хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Вода холодная, спасёт от жажды. А вот теперь попробуйте сок. Какой он по вкусу?

Д : Сладкий, вкусный.

В : А вот, морская вода содержит много соли, у неё солёный вкус, её нельзя пить, а применять её в лечебных целях.

У воды нет запаха .

В : Дети понюхайте воду. Чем она пахнет?

Д : Совсем не пахнет.

В : Вода не имеет запаха, если она чистая.

Но, вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её отчищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Лёд – твёрдая вода.

В : Попробуйте отгадать мою загадку. Зимой в реках и озерах она твёрда, летом жидкая, в облаке газообразная?

Д : Вода.

В : Принести сосульку в помещение перед занятием и положить в тарелку.

В : Откуда появилась вода в тарелку, как вы думаете?

Д : Лёд растаял, потому что его принести в тёплую комнату.

В : Вывод : лёд, снег – это тоже вода, но в твёрдом виде.

Физминутка :

К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись :

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно : вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все как один, Плывём, как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Пар – это тоже вода.

Перед детьми открывают термос с кипятком , откуда выходит пар.

В : Я вскипятила воду в чайнике и перелила в термос.

Д : Горячая.

В : Откуда берется пар?

Д : Я думаю, что это вода.

В : Давайте проверим ваши версии. У меня стекло. Потрогайте, какое оно?

Д : Холодное. Теперь холодное стекло помешаю над горячим паром.

В : Холодное, гладкое, прозрачное, как льдинка. А Что происходит?

Д : Мы видим, как стекло покрылось паром, а потом появились капельки воды , их становится все больше, они капают.

В : Что заставило воду превратиться в пар?

Д : Тепло. Вода сильно нагрелась и превратилась в пар.

В : Здесь всё понятно. Мы нагрели воде, помог нам огонь. А куда исчезает вода после дождя летом? Может кто -то догадается, кто помогает воде в лужах превратиться в пар?

Д : Солнышко.

В : Летом после дождя, вы видели наверное, как пар поднимается от влажной земли, луж к небу. Знаете ли вы, откуда берутся облака?

Д : Мы думаем, что это много капелек воды , которые поднялись в небо.

В : А почему идёт дождь?

Давайте вспомним, стекло было холодным, значит, какая температура должна быть, чтобы пошёл дождь?

Д : Холодной (чем пар)

В : Что же такое пар? Да, это вода в газообразном состоянии. Пар – лёгкий, горячий, может летать, его нельзя удержать в сосуде.

И так пар – это тоже вода в газообразном виде.

Вода бывает тёплой, холодной

Предлагаю детям стаканчики с водой разной температуры, подхожу к нескольким детям.

В : Попробуйте пальчиком воду и определите, в каком стаканчике самая холодная вода, а в каком – самая тёплая?

Ребята, вот в реках и озёрах, морях тоже бывает вода разной температурой : и тёплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в тёплой воде, другие только в холодной. Дети, представьте себя рыбами, то какую бы воду выбрали – тёплую или холодную?

Д : Тёплую.

В : Правильно, если бы выбрали холодную, вы бы многие могли заболеть и там не было бы пищи. Значит, где больше разных растений и животных в тёплых или холодных морях?

Д : В тёплых.

В : В холодных морях живет меньше разных растений и животных. В природе есть такие места, где очень горячая вода выходить из – под земли на поверхность. Это гейзеры. Может ли кто-то жить в горячей воде?

В : Жильцов очень мало, но они есть, например виды водорослей.

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с некоторыми свойствами воды . И так жидкая вода необходима людям, животных и растения для питья, газообразная – помогает распределить влагу на земле, твёрда – сохраняет запасы воды , сохраняет живую природу : под снегом тепло растениям и животным, подо льдом не замерзают водные обитатели.