В каком возрасте надо заниматься вокалом. Чем полезно пение для детей? Мальчик 4 лет на пение в музыкальной

Школа JAM работает без выходных. Мы всегда рады своим посетителям и это не единственные положительные стороны нашей современной студии вокала. Вас будут обучать одни из лучших преподавателей в Минске, которые помимо работы в школе, трудятся над индивидуальными проектами или участвуют в разноплановых мероприятиях. Чтобы быть востребованным музыкантом, необходимо регулярно развивать свой голос. Минск – это город, в котором проживает много талантливых людей, чтобы стать лучшим, необходимо много работать.

Красиво петь и грамотно держаться на публике – это большая работа, которую в свое время проделывали все известные исполнители. Мы готовы научить вас петь правильно, от вас лишь требуется внимательность и желание учиться. Курсы вокала строятся в несколько этапов, каждый из которых помогает получить определенные теоретические знания или закрепить практические навыки. Подробнее о программе вы можете прочитать выше.

Творческий дружелюбный коллектив готов на многое, чтобы развить ваши природные вокальные навыки до совершенно нового уровня. Эти занятия разработаны не только для начинающих вокалистов. Профессиональные певцы тоже смогут усовершенствовать свои навыки и стать востребованным исполнителем. К индивидуальным занятиям даже прибегают знаменитые вокалисты, которые пытаются изучить новую технику исполнения либо желают исполнить сложное музыкальное произведение.

Курсы вокала в Минске могут проводиться парно или в индивидуальном порядке. Наши учителя не работают с большими группами, так как такое обучение требует пристального внимания к каждой кандидатуре. Ученики вовремя получают необходимые рекомендации и замечания, моментально совершенствуя свою технику исполнения. Вы можете прийти с подругой, другом или родственником, и заниматься вместе. В студии вокала имеется современное оборудование, позволяющее ученикам ставить свой голос и становиться настоящими профессиональными певцами, а также подготовиться к поступлению в вуз. Индивидуальные занятия дают больше результатов, они помогаю преподавателю уделять внимание только одному человеку.

«Не нужно пытаться подражать кому-то, даже мне. Будьте особенными!» — эту фразу сказала известная бунтарка вокалистка Аврил Лавин. Действительно, чтобы добиться успеха в творчестве, необходимо быть уникальной личностью. Но перед тем как разрабатывать индивидуальные особенности вокала, нужно изучить азы.

Где взять уроки вокала в Минске? Популярный вопрос каждого человека, кто любит петь и поет везде и всегда. Певцами и певицами не рождаются, ими становятся и для этого нужно обладать целеустремленностью, терпением и самым мизерным природным талантом. Школа вокала в Минске JAM это верный путь для всех, кто предпочитает действовать, а не сидеть на месте. Петь хорошо недостаточно, необходимо точно понимать, какие цели вы преследуете, развивая свои вокальные данные. Сомнения и страхи часто не дают нам добиться нужных результатов. Школа вокала поможет раскрыть свой творческий потенциал в полную меру. Не исключено, что такое обучение станет первоначальным шагом к мировой известности. Мечтайте, стремитесь и учитесь! А мы поможет стать лучшими вокалистами, перед которыми откроются невероятные возможности. Исполняйте свои мечты вместе с нашей студией вокала.

Уже сегодня вы можете записаться на индивидуальное бесплатное занятие, которое поможет сделать правильный выбор! Взрослые и дети с удовольствием обучаются в нашей школе. С нами вокал в Минске превратиться в творческое путешествие, перед вами откроются двери в мир музыки и песен. Вы сможете развить свои природные способности. Наши профессионалы готовы раскрыть многие секреты и научить вас правильно вести себя на сцене. Вокал может стать больше, чем обычное хобби. Пора заявить о себе и превратить тихое пение в душе в настоящее выступление на сцене. Постановка голоса – это непростой процесс развития, но целеустремленность и большое желания сделают свое дело.

03.09.2016 15:40

В раннем возрасте у детей активируется много талантов и возможностей. Пение для детей - это еще один способ обратить на себя внимание. В этот период очень важно направить энергию в нужное русло.

Если ваш ребенок часто поет, повторяет песенки из мультиков, любит выступать, устраивает концерты, стоит сделать уклон на развитие вокальных способностей. Как показывают биографии многих звезд, все они начинали петь в очень раннем возрасте.

С чего начать обучение детей пению

В начале нужно определить уровень вокальных данных. Для этого сделайте небольшую проверку на координацию слуха и голоса. Сыграйте мелодию или дайте ребенку послушать отрывок песни и попросите повторить. Если он повторяет точно по нотам, значит начать нужно с постановки дыхания. Если с интонированием есть проблемы, параллельно нужно делать специальные упражнения на развитие слуха.

Когда вы знаете возможности своего чада, важно определиться, куда же отдать дитя на обучение пению.

Если у вашего ребенка сильный и звонкий голос, не стоит идти в хор. Неправильное пение других детей может ухудшить пение вашего ребенка. К тому же, на фоне остальных, такой голос будет сильно выделяться и его нужно будет постоянно приглушать. Тихое пение на малом диапазоне затормозит развитие голосовых данных вашего ребенка. Лучшее решение - это занятия, в которых будет индивидуальный подход, то есть, нужно заниматься сольным пением.

Если же голос ребенка тихий и слабый или нет скоординированности слуха и голоса, тогда можно начать с пения в хоре. Какое бы обучение вы не выбрали, сначала ребенка нужно научить правильно стоять и дышать. Дальше - научить петь чисто и проработать четкую дикцию.

С какого возраста можно начать обучение детей пению

Начать обучение вокалу можно в любом возрасте. Но, чем раньше ребенок освоит базовые навыки пения, тем лучше будут его результаты.

При этом нужно учитывать, что после мутации голоса его свойства и звучание поменяются (у девушек примерно в 18 лет, у парней в 14-15). С этого возраста можно заниматься вокалом профессионально и давать большие нагрузки.

Как заинтересовать ребенка заниматься пением

Если вы никогда не пели и не выступали и, вообще, считаете, что пение - это только развлечение, ваш ребенок тоже будет так думать. Он не будет воспринимать уроки музыки всерьез.

Главное вызвать искреннее желание петь

Исправить положение вещей можно личным примером. Скажите, что после занятий вокалом он легко сможет петь песни из любимого мультика, начните сами петь его любимые песни, пойте вместе с ребенком, устраивайте домашние концерты. Главное - применять интересные методы, а также игры, чтобы вызвать искреннее желание петь.

Польза пения для детей:

В утробе:

Обучение детей пению можно начинать с зачатия. Ученые установили, что пение чудесным образом влияет на еще не родившихся малышей. В ходе эксперимента беременным женщинам включали разные мелодии по 15 секунд и фиксировали активность мозга малышей. Выяснилось, что малыши не только реагируют на пение, но и проявляют эмоции: грусть и радость.

Младенчество

Младенцы учатся воспроизводить звуки с помощью голоса, повторяя голос мамы. Если в детстве ребенку петь песни, включать музыку, музыкальные мультфильмы и сказки, ребенок вырастет очень музыкальным. Он сможет повторить мелодию чисто, без фальши, так как у него будет хорошо развита координация слухового и голосового аппаратов. А еще пение развивает музыкальный слух и вкус. Такие детки легко запоминают любые мелодии, начиная от классических и заканчивая популярными песнями.

Детство

У многих детей есть проблемы с произношением. И совсем необязательно записываться к логопеду, чтобы это исправить. Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно и не интересно. Пение для детей - это интересно и полезно одновременно. В процессе занятий вокалом ребенок освоит и с удовольствием отработает упражнения, которые улучшат его произношение.

Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно

Ни для кого не секрет, что для большинства детей школа или садик - это ежедневный стресс. Пение после занятий способно нивелировать стрессовые ситуации и улучшить успеваемость.

Занятия вокалом подходят всем деткам, в независимости от характера, темперамента и физических данных. Ведь для того, чтобы петь, не нужно иметь длинные пальцы или тонкую талию, не нужно быть сильным или гибким, даже уметь попадать в ноты не обязательно. Поэтому каждый ребенок может найти и проявить себя через пение.

Многие педагоги с неохотой берут на занятия пением детей дошкольного возраста, особенно 3, 4 лет. Никитина Оксана Александровна педагог по вокалу с 17 летним стажем, автор методик по постановке голоса у дошкольников выявляет основные причины и излагает их в статье.

Многие профессиональные педагоги – вокалисты с неохотой берут на занятия вокалом детей дошкольного возраста , особенно детей 3, 4 лет . Это связано с распространенными заблуждениями, бытующими у педагогов по пению.

Заблуждение 1 — Ключичное дыхание у детей в пении

Действительно, до 11 лет у детей в речи преобладает дыхание верхнего и среднего дыхательного пояса, связанное с узостью дыхательных путей при небольшой емкости легких. Многие педагоги по пению считают, что дети дошкольного возраста не могут освоить вокальный (нижнереберно-диафрагматический или брюшной) тип вдоха, что исключает эффективную работу диафрагмы в пении и ставит под сомнение занятия постановкой голоса у детей. Мнение ошибочно, но, к сожалению, является достаточно распространенным.

Заблуждение 2 — Незрелость вокальных мышц

Действительно, все мышцы ребенка находятся в процессе роста, в том числе и отвечающие за пение . Вокальные мышцы, которые играют активную роль в пении взрослого человека, вообще пока не сформированы, а находятся в общей массе щито-черпаловидных мускулов. Окончательное формирование вокальных мышц происходит примерно к 12 годам. Эти факты ведут педагогов по вокалу к мысли, что занятия пением с детьми 3, 4 лет бесполезны в силу небольшого диапазона функциональных возможностей.

Утверждение, на мой взгляд, крайне спорно. Кроме непосредственно звукообразующих мышц гортани, в процессе пения участвуют системы дыхания, артикуляционного аппарата, которые активно влияют на качество певческого звука и требуют вокальной настройки.

Правильно «обученная» вокальная система позволяет мышцам ребенка работать скоординировано, слаженно, что ведет к высоким результатам в пении.

Заблуждение 3 — Отсутствие музыкального слуха, необходимого для занятий пением

Многие педагоги – вокалисты с неохотой берут на занятия пением детей 3, 4 лет из – за того, что малыши «не попадают в ноты». Музыкальный слух певца – это координация между тем, как мы слышим звук и тем, как мы его поем. Точность исполнения звука в большой степени зависит от слаженности в работе вокальных мышц, а занятия пением – это и есть не что иное, как произвольное регулирование педагогом работы мышечных систем. Поэтому, наряду с другими вокальными координациями, музыкальный слух, в процессе занятий пением у детей, отлаживается автоматически и, как правило, достаточно быстро.

Заблуждение 4 – отсутствие необходимой степени концентрации внимания

Действительно, занятия постановкой голоса – это сложный многозадачный процесс. Ребенку во время урока пения приходится следить за работой дыхания, артикуляционного аппарата, чистотой интонирования. Это сложно даже взрослому человеку, а малышу, на первый взгляд, вообще не под силу.

Не секрет, что дети дошкольного возраста в целом сложно воспринимают информацию в условиях формализованного урока. Опираясь на то, что основной вид деятельности дошкольника – это игра и именно через игру происходит наиболее эффективное восприятие информации, в вокальных занятиях с малышами педагогу — вокалисту необходимо не только понимать вокальную задачу и решать ее в пении с учеником, но и облекать способ решения вокальной задачи в игровую форму. Для этого мною разработана специализированная игровая вокальная методика для детей 3,4 лет.

Конечно, обучение пению детей в игре , как правило, ведет к необходимости использования специализированного дидактического материала (игрушки, карточки и т.д.), а это, к особой подготовке к урокам пения и вложению денежных средств. Но, использование специальных подходов в занятиях пением с дошкольниками позволяет педагогу концентрировать внимание детей, поддерживать интерес к занятиям и эффективно решать педагогические задачи.

Занятия профессиональным пением с 3, 4 лет достаточно большая редкость. Однако, именно в этом возрасте начинают профессиональную подготовку, развивая двигательные навыки в спорте – гимнастике, фигурном катании, плавании…

Вокальные навыки – являются разновидностью двигательных навыков и нуждаются в раннем развитии.

Распевание – важная часть любого музыкального занятия в детском саду или развивающем центре. Правильно составленная распевка для начинающих маленьких певцов помогает им развить звуковысотный слух, лучше узнать диапазон своего голоса, научиться себя слушать и верно интонировать песни в дальнейшем. Обучение пению для детей 5-6, и тем более 3-4 лет должно строиться в игровой форме – именно таким образом можно максимально развить творческие способности у малышей.

Обычные вокальные распевки нужно повторять большое количество раз, их тексты не отличаются разнообразием, поэтому юные певцы могут легко заскучать в самом начале урока. Чтобы избежать этого современными педагогами была разработана система «игровое распевание».

  • Музыкальный руководитель должен выбрать какой-то сюжет из знакомых деткам сказки или мультфильма, где действуют два персонажа. Первый герой поет высоким голосом, а второй – низким. Согласно сюжету истории придумываются простой рифмованный текст и мелодия песенки для каждого их персонажей. Ноты для фортепиано к игровым распевкам каждый учитель составляет самостоятельно.
  • Предполагается парная работа мальчиков и девочек 3-4 лет в младшей, и 4-6 лет в старшей группе, они должны петь по очереди и слушать друг друга. Распевание можно сопровождать жестами, движениями или несложными танцами. Показывайте деткам картинки, что изображают действующих лиц той или иной истории.
  • Таким образом, распевание превращается в увлекательную игру. Каждый ребенок будет в восторге от такого упражнения. Используйте сценки, где будут играть Карабас-Барабас и Мальвина, Жук и Дюймовочка, Щелкунчик и Девочка для более взрослых детей. Малышам подойдут истории о Коте и Мышке, Лисице и Зайце, Рыбаке и Золотой рыбке.

Шелест Листьев

Если мальчик или девочка 3-4 или 5-6 лет посещают хоровой кружок, то раньше или позже им придется петь, используя микрофон.

  • «Ветер шумит в листве» – дети шипят «Ш-ш-ш-ш-ш», сначала громче, а затем тише. Вторая часть упражнения – голос ребенка сохраняет постоянное звучание, а малыш двигает микрофон ближе и дальше ото рта, регулируя громкость звука.
  • «Волки воют на луну» – дети поют звук «У-у-у-у-у-у», передвигаясь голосом вверх и вниз по гамме. С этим звуком может использоваться распевка до ре ми.

Распевки. Шутка прибаутка для малышей

Развиваем звуковысотный слух

Распевка для голоса помогает каждому малышу от 3-4 до 5-6 лет развить звуковысотный слух, улучшить интонацию и раздвинуть границы доступного диапазона пения. Используйте распевки в виде стишков, подберите к каждому тексту изображения персонажей, о которых нужно петь. Такие упражнения – интересный способ увлечь дошкольников и научить слушать свой голос. Распевки сопровождаются игрой на пианино.

  • Ракета летит, ракета гудит,

Космонавт-пилот ракету ведет.

У-у-у-у, я спешу из космоса в Москву!

  • Приди, приди, солнышко, под моё окошечко,

Лей щедрее, солнышко, лучики в окошечко,

Будем греться вволю, как цветики в поле.

Детки все играют, в поле чистом тебя ожидают.

Простой народный мотив хорошо помогает деткам научиться слышать высоту разных нот на музыкальном инструменте.

Для младшей группы

Распевки для детей в возрасте 3-4 лет из детского сада должны быть легко запоминающимися и не сложными.

  • Гуси, гуси, га-га-га!

Пить хотите? Да-да-да!

Гуси, гуси, вот вода.

Га-га-га, га-га-га.

  • Много дней порхает птичка:

Где же зернышки пшенички?

Как пшеничку замечает,

Клювом тюк и подбирает.

Для старшей группы

Существует много распевок и для деток 4-6 лет из старшей группы детского сада.

Дошкольников заинтересуют следующие упражнения :

  • Снег укрыл все-все пути,

Никуда нам не пройти,

Эй, лопатки все возьмем,

И тропинки разгребем.

  • За стеклом звенят капели,

И тюльпаны расцвели,

Вот бы скоро прилетели

Ласточки и соловьи!

  • Вот – цветок, еще цветок.

Эй, сплети себе венок.

Давай вместе всем играть,

И ромашки собирать.

Татьяна Кротова
Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры для детей 5–7 лет

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Вокальные упражнения и музыкально – речевые игры . КРОТОВА Т. Е.

В 2003- 2004 гг. в Московском государственном университете культуры и искусств я проходила краткосрочное обучение (курсы повышения квалификации) по теме «Вокальное искусство » . Обучение проводили известные современные педагоги, такие как Светлана Коротаева, Елена Кузьмина. Мне нравится заниматься постановкой голоса и я решила расширить эту тему в своей работе. Для своего вокального кружка «Росинка» я разработала несколько приёмов в игровой форме, которые позволяют заинтересовать детей и добиться поставленных целей – правильному пению.

Это и игры – распевания , и музыкально – речевые игры , и упражнения на дыхание , и игры с микрофоном .

Музыкально – речевые игры развивают ребенка целостно : тренируют память и интуицию; развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт - образ в игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве. Но главная цель - развитие художественных способностей.

Следует отметить, что для правильного функционирования голосового аппарата важное значение имеет активная работа артикуляционных органов. Это раздел, с которого нужно начинать работу по обучению детей пению , т. к. подвижность артикуляционного аппарата одно из главных составляющих.

Благодаря активности артикуляции активизируется и дыхательная мускулатура, а значит, нельзя обойти вниманием и певческое дыхание.

В первую очередь необходимо познакомить ребенка с реберно-диафрагмальным дыханием.

Простые игры с микрофоном помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон. Тембр голоса звучащий в микрофон несколько иной. А управляя рукой с микрофоном

ПРЫГ- СКОК

Музыкальный руководитель ударяет мяч об пол, дети проговаривают «Прыг» , подбрасывает мяч вверх, дети говорят через октаву тоненьким голосом «Скок» . Педагог неравномерно чередует «Прыг» и «Скок» , дети должны быстро сообразить, как говорить в верхнем или в низком регистре. Это упражнение подходит для координации слуха и голоса, вырабатывает быстроту реакции голоса.

Можно выбрать любую попевку, разбить её на отдельные слова, дети повторяют за педагогом. Слова пропеваются в различных интервалах как вверх, так и вниз. Формирует музыкальную память , позволяет добиваться чистоты интонирования при пении различных интервалов.

Муз. рук. берёт игрушечный самолёт, дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.

Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у» .

1. Просто гудим.

3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.

4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.

5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят» .

СВОЁ ИМЯ НАЗОВИ

Педагог просит ребят по очереди пропеть своё имя по слогам (по тоническому трезвучию вниз) . Это упражнение обычно проводится на первых занятиях для знакомства. Оно помогает определиться с певучими звуками, а также с короткими и длинными звуками, настраивает голос на чистое пение. Также можно петь «Доброе утро» , «Здравствуйте» , «До свидания» и т. д.

КРАШУ КАРНИЗ

Краской крашу я карниз ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ,

от и выкрашен карниз. ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ, «Вверх» произносить глиссандо вверх, «Вниз» - глиссандо вниз. Это упражнение способствует выработке гибкости голоса.

КАЧАЕМ МАЛЫША Произносим тоненьким ласковым голосом. Мы выдвигаем нижнюю челюсть вперед и слегка запрокидываем голову назад без напряжения, при этом видны четыре верхних и четыре нижних зуба. Мышцы лица свободны от напряжения. Желательно переходить на гласную "А" из среднего в высокий регистр, исполнять ее более протяжно, убаюкивающе. Можно помочь рукой – при подъёме звука плавно поднять руку в сторону - вверх.

Кукла Катя спать пошла. Я спою ей : "А-а-ааааа".

Кукла Катя, засыпай : "Баю-ба-ай, баю-бай

- Игры с микрофоном . Эти простые упражнения помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон. Тембр голоса звучащий в микрофон несколько иной. А управляя рукой с микрофоном , позволяет проследить громкость звука, помогает фиксировать руку на нужном расстоянии у рта.

ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ

Активно произносим звук «Ш-ш-ш» , обнажив зубы. Чередуя громко –тихо, то есть сначала голосом, затем при помощи руки. Далее усложняем произносим на легато –стаккато.

ПЕСНЯ ВОЛКА

Активно поём звук «У-у-у» , чередуем глиссандо вверх и вниз с ровным пением. При этом управляя рукой звучание громко –тихо.

Твёрдо произносим : «Тук, тук молотком, мы построим птичкам дом» . Стараемся услышать все согласные, оформляем их, чтобы не было излишнего «микрофонного» удара.

Данные приёмы можно разнообразить любыми звуками, скороговорками.