Три Спаса - три праздника. Яблочный спас. Когда Ореховый Спас? Какого числа Спас Яблочный и Медовый? Описание христианских праздников. Почему праздники так называются в народе

Три Спаса приходят к православным в августе. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный, Ореховый Спас . Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа - Спасами. Первый Спас - 14 августа (н.ст.) по народному выражению - "на воде"; второй - 19 августа "на горе"; третий - 29 августа , "на полотне".

СПАСУ НЕРУКОТВОРНОМУ
(Сонет № 134)
Перед Тобою в час ночной
Стою я, чист и лучезарен:
О Спас Нерукотворный мой,
За всё Тебе я благодарен!

За Дух Животворящий Твой,
Что исцелил меня от боли,
За то, что нынче я живой
И освящён Твоей Любовью.

За то, что уязвлён мой враг,
За то, что озарил мой мрак
Ты вдохновеньем плодотворным,

Что вновь горит моя звезда,
За то, что Ты со мной всегда,
Мой Бог, мой Спас Нерукотворный.
(Бунаков А. 25.12.03.)

Праздник Первого Спаса

Установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.

Этот праздник называют «Происхождение древ Креста Господня ». Первый Спас ещё называют Медовым Спасом . Этот день - праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. "На первый Спас и нищий медку покушает", - говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчёлы перестают вырабатывать мёд.

"Медовый Спас". Худ. Владимир Жданов

Праздник Второго Спаса

Второй Спас в день Преображения Господня - Спас "на горе". Раньше до второго Спаса фрукты нового урожая есть было не положено. 19 августа их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом", он считается самым главным Спасом . По освящении часть принесённого выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.

В. Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал: "В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних всё то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни всё раскупается".

С Яблочным Спасом связано очень много примет и обычаев, которые люди считали очень важными для своего благополучия и здоровья, а так же для благополучия и здоровья своей семьи.

Собранными с огорода плодами, угостите нищего - на следующий год урожай соберете отменный

Если вы увидите такого человека, вынесите ему фрукты и овощи сами. Плохой приметой считалось, если в этот день вам вообще нищий человек не встретится. В народе, поэтому и говорят, что в Яблочный Спас и нищий яблочко съест.

Второй Спас пришёл - начинай снимать яблоки и горох

В этот день было принято снимать урожай яблок и гороха. Часть того, что собрано, несли в церковь и освящали. Обязательно нужно было съесть хотя бы одно яблоко с медом, это даст вам здоровье на целый год. Кроме того, в Яблочный Спас всегда пекли яблочные пироги, готовили всевозможные блюда с яблоками и начинали консервировать яблочный сок.

До Яблочного Спаса яблоки есть нельзя

После Второго Спаса - дождь хлебогной

В данном случае имеется в виду то, что все уборочные работы, которые связаны с зерновыми, необходимо закончить до этого дня.

Пришёл Второй Спас - бери рукавицы про запас

Утром, вечером и ночью в августе уже так холодает, что без тёплой одежды не обойтись. Раньше люди вставали очень рано и выходили работать в поле. Бывали такие моменты, когда рукавицы, действительно, были очень нужны.

Пришёл Яблочный Спас - ушло лето от нас

Утром, вечером и ночью в августе уже так холодает, что каждый человек понимает - осень на пороге.

Каков Второй Спас - таков будет и январь

Если в этот день стоит жара, то снега в январе будет крайне мало. Ну, а если постоянно дождь - жди снежной зимы.

Если муха дважды села на вашу руку в Спас, то вас ожидает успех

В этот день будьте терпеливы и милосердны даже к таким противным созданиям, как мухи. Перетерпите и не прогоняйте её. Отсюда

Праздник Третьего Спаса

Новгородская икона «Спас Нерукотворный»

Третий Спас, то есть праздник Спасителя, - Спас "на полотне". Церковь же называет этот праздник «Перенесением Нерукотворного образа Господня ». Называется он ещё Ореховый Спас , или Хлебный. Про Ореховый Спас говорили: «Третий Спас хлеба припас». В этот же день отмечают День Спаса Нерукотворного, иконы которого на Руси известны с XII века. Они и в наше время пользуются особым почитанием, потому что считается, что этот иконографический тип восходит к самому древнему и наиболее достоверному изображению Христа.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1677.

Икона из Иосифо-Волоколамского монастыря. Русский музей.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжёлой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга".

Ты глядишь с потемневшей иконы,
Господин моих слёз и побед.
Кто-то скажет: природы законы
Отразили причудливо свет.
Мол, бывает, помстится от зноя,
От обилия видов и лиц!..
Но в глазах Твоих время иное -
Без понятных для смертных границ.
Ты глядишь, моим сердцем владея
Безраздельно. И видится мне:
Города и холмы Иудеи
Проступают на белой стене.
Понеся драгоценное бремя,
Сердце плачет - ликуя, скорбя...
О священное, дивное время,
Когда люди узнали Тебя!
Когда зарево вечного света
Распахнуло над ними крыла
И горячею кровью Завета
Побежденная смерть умерла;
Тёмной горечи схлынули тени
И, отверженный мир осветив,
Среди скал неприютных и терний
К Божеству распахнулись пути.
Словно в светлой Христовой купели,
Что навек благодати полна,
Вековые берёзы и ели
Отразились в днепровских волнах.
А столетья спустя - для удара
Занесённый татарский клинок,
И тяжёлая русская кара,
И страстей раскалённый венок...
Ей же, Спасе! Пусть копотью годы
На иконы легли - помоги!
Суета бестолковой свободы
Заглушает живые шаги.
Но на это святое мгновенье
Мы открыты небесным ветрам...
Славься, Боже, за то откровенье,
Что ты древним дарил мастерам!
(Лариса Подистова, 2002)

Верующие на каждый Спас ходят в церковь, освещают мёд, яблоки, орехи, воду, хлеб.

Зарево раннее,

День про запас.

Небо бескрайнее.

Яблочный Спас.

Куполом радуга,

Птица - крестом.

Августу рады, да

Осень потом...

Глупые, бедные,

Выпросим мы

Денежки медные

Скряги-зимы:

Листья напрасные,

Всполохи глаз,

Яблочки красные,

Яблочный Спас!

Август-месяц щедр к людям тремя христианскими праздниками: тремя Спасами. Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа - Спасами. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный, Ореховый Спас. Вот и поздравления с Яблочным Спасом!

14 августа православные отмечают Медовый Спас, или Маковей. Этот праздник еще называют "Происхождение древ Креста Господня". В Константинополе хранились части от креста, на котором был распят Иисус Христос. С помощью этих частей креста в Византии останавливали болезни и эпидемии, предотвращали засуху. С 14 августа начинался строгий Успенский пост, равный по значению Великому посту.

19 августа - Яблочный Спас, который имеет православное название Преображение Господне. Праздник Яблочного Спаса имеет следующую историю. Вот что говорит об этом Библия. "В самом конце своего праведного пути Иисус поведал ученикам своим, что пострадает Он на Кресте, а после - воскреснет. Позвал Христос на гору Фавор трех апостолов - Иоанна, Петра и Иакова. Там, на горе преобразился Иисус, а лицо его сияло, а одежды стали белыми, как снег. Со Христом разговаривали пророки - Илья и Моисей. Слышали апостолы и голос Бога, который говорил со светлого облака."

На протяжении 9 дней проводятся обряды на Яблочный Спас. Главный обряд - освящение во время службы злаков и плодов. Аромат принесенных яблок, которые кропили святой водой, был похож на аромат яблок в Эдемском саду. Только к этому дню (19 августа) яблоки можно было есть, до Спаса вкушать яблоки считалось грехом.

В течение праздника Яблочного Спаса, принято также готовить различные блюда с яблоками: запекать в тесте, делать пироги с яблоками, печь яблоки в печи или духовке с медом.

Простой рецепт шарлотки:

Масло сливочное - 150 г

Сметана - 150 г

Сахар - 3/4 стакана

Яйца - 4 шт.

Сода, погашенная уксусом - 1 ч. ложка с верхом

Мука - 1,5 стакана

Яблоки - 2 шт.

Для шарлотки лучше брать кислые яблоки, чтобы был контраст со сладким тестом. Сахар взбить с яйцами, осторожно ввести сметану и размягченное масло. Далее добавить муку. Когда тесто размешано до однородной консистенции, добавить соду, гашеную уксусом. Яблоки очистить, порезать крупными "апельсиновыми" дольками, обвалять в муке, чтобы не давали сок. В среднюю сковороду залить половину теста. Выложить яблоки, затем добавить остальное тесто. Выпекать в хорошо разогретой духовке, при температуре до 180 градусов. Готовность проверить с помощью шпажки. Шарлотку остудить и посыпать сверху сахарной пудрой.

29 августа отмечается Ореховый спас, как говорят о нем в народе. Церковь же называет этот праздник "Перенесением Нерукотворного образа Господня". Перенесенным образом Иисуса Христа был исцелен князь Эдессы - Авгарь. После того, как Христос вытер полотенцем лицо, на полотне отпечаталось его изображение. Слуга князя забрал это полотенце и отвез Авгарю. Это полотенце исцелило князя. Отсюда пошел обычай защищать городские стены или башни изображениями Иисуса Христа.

Поздравления с Яблочным Спасом

Медовый Спас. И, выложены горкой,

Льют соты аромат цветущих трав.

И пчеловод, от суеты устав,

Жужжанию толпы внимает горько.

Кружатся представители народа,

Гудят, с утра до вечера снуют,

Чтоб сот бетонно-каменных уют

Дополнить баночкой душистой мёда.

Расплавлен город, и ручьём янтарным

Тягуче льётся, убегает мёд…

Но кто из покупателей поймёт

Пчелиный труд и будет благодарным?

Медовый дух и радостен, и сладок.

И ульем растревоженным - базар.

Нектар полей он принял за товар,

Назначив цену древней из загадок.

Поздравления с Ореховым Спасом

Георгины склонились у паперти,
Словно молятся молча за нас,
Россыпь темных орехов на скатерти…
Вот и третий – ореховый Спас…

Тихо осень ступает хозяйкою,
Скоро скроется лето из глаз.
И последние ласточки стайкою
Улетают – ореховый Спас…

По утрам над кустами болотными
Вьют туманы белесый атлас…
Облака над крестами полотнами –
Полотняный, ореховый Спас…

Преклоняем колени, как водится.
Не остави, Пречистая, нас!
Спит в мерцанье свечей Богородица –
Тихий третий – ореховый Спас…

Ореховый Спас

Незаметно прокатилось лето
В хлопотах, и вот уж Третий Спас.
Подарила жаркая пора за это -
Хлеб, дары природы про запас.

Меж дубрав орешник поспевает,
В листьях желтых гроздьями висит.
Август в лес прохладой зазывает,
Щедрыми дарами одарит.

Ветер с веток листья обрывает,
В кроне дуба листьями шумит.
Пышные убранства лес теряет.
Осень лето завершить спешит.

Есть повод к радости сегодня:

Преображение Господне!

Представ в сияющих одеждах,

Господь просящим дал надежду,

И день сей с давних тех времен

Слепящим светом озарен!

Пусть входит праздник в каждый дом

Благословенными трудами,

Молитвой, тихим торжеством,

И освященными плодами!

И, светлым праздником дыша,

От суетного сна проснется

Преображенная душа,

На свет Господень отзовется.

Как тепл и светел день сегодня -

Как свечи у иконостаса.

Преображние Господне,

День встречи Яблочного Спаса.

Вас поздравляем нынче рано,

И Вам, наш батюшка, с поклоном

Несем мы яблок в дар румяных

И меда спелого со склонов.

Пусть будет Ваша жизнь молитвой

О нас, чьи дни пусты, грешны.

И Свет Божественный разлитый

Пусть будет на делах земных.

Медовый спас.

14 августа отмечают праздник вынесения честных древ Животворящого Креста Господнего, или, как его называют в народе, – Маковия, или Первый Спас. Это – первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу.

В церквях вспоминают семь ветхозаветных братьев-мучеников Маккавеев и их мать Соломию, которые погибли в 166г. до Рождества Христова за христианскую веру.

Этот праздник еще называют Медовым, или Спасом на воде. Медовым же первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена – лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. В честь малого водосвятия медовый Спас называют и «Спасом на воде» . В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершался крестный ход на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Все обрядодействие сопровождается музыкой и танцами, несмотря на то, что с Маковия начинается Успенский пост, который будет длиться до 28 августа. Традиционная обрядовая еда в этот день – печеные коржи с маком и медом. Первый Спас считается детским и девичьим праздником, поэтому молодежь старается не работать.

Яблочный спас.

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, илиЯблочным Спасом.

Это традиционный праздник урожая. В церквях освящают плоды земли, то есть яблоки, груши, сливы и др. Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку новой эры. Виноград и пшеницу приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Но символическое значение этой традиции заключается в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении. Поэтому освящение плодов – символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, символ Праздника Преображения Господня

Ореховый спас.

29 августа – третий Спас, названный в народе ореховым или холщевым. Ореховый – потому что к этому дню приурочивают окончательное созревание орехов. В земледельческом календаре третий Спас (16 (29) августа) называли хлебным , поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая.

Третий Спас совершается в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя – куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа.

(16/29 ав-гу-ста)

Тро-парь Пре-чи-сто-му Об-ра-зу

Мы по-кло-ня-ем-ся Пре-чи-сто-му Тво-е-му Об-ра-зу, о Бла-гой Хри-стос Бог наш, про-ся про-ще-ния гре-хов на-ших, ибо Ты бла-го-во-лил доб-ро-воль-но взой-ти пло-тью на крест, чтобы из-ба-вить со-здан-ных То-бою от вра-же-ско-го раб-ства. За это мы с бла-го-дар-но-стью вос-кли-ца-ем Те-бе: «Спа-си-тель наш, Ты, при-шед-ший спа-сти мир, всё ис-пол-нил с ра-до-стью!»

Хри-стос и Ав-гарь

Царь Авгар получает Нерукотворный
Образ от апостола Фаддея
(икона X в. из монастыря
Св. Екатерины у горы Синай)

Ле-то на ис-хо-де: на сле-ду-ю-щий день по-сле Успе-ния на-сту-па-ет по-след-ний из трех ав-гу-стов-ских «Спа-сов». В цер-ков-ном ка-лен-да-ре этот празд-ник на-зы-ва-ет-ся «Пе-ре-не-се-ние из Эдес-сы в Кон-стан-ти-но-поль Неру-ко-твор-но-го об-ра-за (Убру-са) Гос-по-да Иису-са Хри-ста (944 г.)» и име-ет ин-те-рес-ную предыс-то-рию.

Во вре-ме-на зем-ной жиз-ни Иису-са Хри-ста в се-вер-ной Ме-со-по-та-мии су-ще-ство-ва-ло го-су-дар-ство Ос-роэ на. Его сто-ли-цей был го-род Эдес-са, а ца-рем - Ав-гарь (Аб-гар) V Чер-ный (13-50 гг. н. э.). Узнав от сво-их по-слов в Иеру-са-ли-ме о чу-дес-ных де-я-ни-ях, со-вер-ша-е-мых там неким необык-но-вен-ным Че-ло-ве-ком, он буд-то бы на-пра-вил Ему пись-мо сле-ду-ю-ще-го со-дер-жа-ния.

«Ав-гарь Уха-ма, то-парх, - бла-го-му Спа-си-те-лю, объ-явив-ше-му-ся в пре-де-лах иеру-са-лим-ских, - здрав-ство-вать!

Слы-шал я о Те-бе и о Тво-их ис-це-ле-ни-ях, ко-то-рые без ле-карств и ко-ре-ньев То-бой со-вер-ша-ют-ся. Го-во-рят, что Ты сле-пых де-ла-ешь зря-чи-ми, хро-мых - хо-дя-чи-ми и про-ка-жен-ных очи-ща-ешь, и нечи-стых ду-хов и де-мо-нов Ты из-го-ня-ешь, и му-чи-мых дол-говре-мен-ной бо-лез-нью ис-це-ля-ешь, и мерт-вых вос-кре-ша-ешь. И всё это услы-шав о Те-бе, по-ло-жил в уме сво-ем (по-ду-мал) од-но из двух: или что Ты Бог и, со-шед-ши с неба, со-вер-ша-ешь та-кое, или Сын Бо-га, тво-ря-щий это. И по-это-му я счел нуж-ным про-сить Те-бя, чтобы Ты взял за труд прий-ти ко мне и бо-лезнь, ко-то-рая у ме-ня есть, ис-це-лить. Слы-шал так-же, что иудеи роп-щут на те-бя и хо-тят при-чи-нить Те-бе зло. Го-род же ма-лень-кий есть у ме-ня и пре-крас-ный, ко-то-рый до-ста-то-чен для обо-их».

Иисус Хри-стос, удо-сто-ив Ав-га-ря от-ве-та, на-пи-сал ему:

«Бла-жен ты, Ав-гарь, и го-род твой, ко-то-рый на-зы-ва-ет-ся Эдес-са. Бла-жен ты, что уве-ро-вал в Ме-ня, не уви-дев Ме-ня, по-это-му здо-ро-вье бу-дет те-бе обес-пе-че-но все-гда. О том же, что ты на-пи-сал Мне, чтобы Я при-шел к те-бе, от-ве-чу: Мне сле-ду-ет преж-де все-го ис-пол-нить то, для че-го Я сю-да по-слан. И по-сле ис-пол-не-ния Я бу-ду взят к по-слав-ше-му Ме-ня От-цу. Я по-шлю же те-бе од-но-го из уче-ни-ков Мо-их по име-ни Фад-дей, он же Фо-ма, ко-то-рый и бо-лезнь твою ис-це-лит, и жизнь веч-ную и мир те-бе обес-пе-чит и всем тем, кто с то-бой...» (Ра-зу-ме-ет-ся, эта пе-ре-пис-ка Ав-га-ря с Хри-стом недо-сто-вер-на, но от-ра-жа-ет факт ран-не-го при-ня-тия Эдес-сой хри-сти-ан-ства.)


Спас Нерукотворный. Новгородская
икона XII в., Государственная
Третьяковская галерея.

Со-глас-но од-ной из ле-генд, Ав-гарь не слиш-ком на-де-ясь уви-деть са-мо-го Хри-ста, дал по-ру-че-ние сво-е-му слу-ге и пись-мо-нос-цу Ана-нии при-вез-ти в Эдес-су хо-тя бы Его изо-бра-же-ние. При их встре-че, Иисус, про-чи-тав невы-ска-зан-ную еще прось-бу Ана-нии, омыл ли-цо и, отер-шись пла-том, от-пе-ча-тал на нем Свой лик. По-лу-чив порт-рет, Ав-гарь ис-це-лил-ся, по-сле че-го об-ра-тил-ся в хри-сти-ан-ство сам и кре-стил свой го-род. А Неру-ко-твор-ный об-раз, как ве-ли-чай-шая свя-ты-ня, был по-ме-щен в од-ном из за-лов цар-ско-го двор-ца. Позд-нее Осро-эна ста-ла рим-ской про-вин-ци-ей, а в VII сто-ле-тии бы-ла за-ня-та ара-ба-ми-му-суль-ма-на-ми.

Воз-ник-но-ве-ние же са-мо-го празд-ни-ка от-но-сит-ся к со-бы-ти-ям, слу-чив-шим-ся уже в X ве-ке, ко-гда Ви-зан-тий-ская им-пе-рия пы-та-лась вер-нуть по-те-рян-ные зем-ли на Во-сто-ке. От-во-е-вав несколь-ко го-ро-дов, ви-зан-тий-цы при-ну-ди-ли эми-ра Эдес-сы за-клю-чить с ни-ми мир и пе-ре-дать им дра-го-цен-ную ре-лик-вию, пе-ре-не-се-ние ко-то-рой и встре-ча в Кон-стан-ти-но-по-ле бы-ли весь-ма тор-же-ствен-ны-ми. Араб-ский ис-то-рик Яхья Ан-тио-хий-ский пи-сал:

«И был он (об-раз) до-став-лен ту-да в 15-й день ме-ся-ца Аба (ав-гу-ста). И вы-шли Сте-фан и его брат, пат-ри-арх Фе-о-фи-лакт, и Кон-стан-тин, сы-но-вья ца-ря Ро-ма-на, к «Зо-ло-тым во-ро-там», чтобы встре-чать об-раз. И шли пе-ред ним все са-нов-ни-ки го-су-дар-ства с мно-ги-ми све-ча-ми, и был он при-не-сен в ве-ли-кий со-бор Свя-той Со-фии и от-ту-да во дво-рец. И бы-ло это в 24-м го-ду сов-мест-но-го цар-ство-ва-ния стар-ца Ро-ма-на с Кон-стан-ти-ном, сы-ном Льва (т. е. в 944 г.)».

По-сколь-ку 15 ав-гу-ста (по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю) празд-ну-ет-ся Успе-ние Бо-го-ма-те-ри, то че-ство-ва-ние Неру-ко-твор-но-го об-ра-за ста-ло со-вер-шать-ся Гре-че-ской Цер-ко-вью на сле-ду-ю-щий день. Об-раз хра-нил-ся в сто-лич-ной церк-ви Бо-го-ро-ди-цы Фа-рос-ской, и о даль-ней-шей его судь-бе до-сто-вер-ных све-де-ний нет.

Хри-сти-ан-ская Русь за-им-ство-ва-ла этот празд-ник у гре-ков, при-чем с Неру-ко-твор-но-го об-ра-за ста-ли пи-сать не толь-ко по-ме-ща-е-мые в хра-мах ико-ны, но и вы-ши-вать его на во-ин-ских зна-мё-нах (вспом-ним стяг кня-зя Дмит-рия Дон-ско-го). В на-ро-де Тре-тий Спас на-зы-ва-ли «Спа-сом на хол-стах» или «Спа-сом на по-лотне», а так-же «хлеб-ным», по-то-му что пек-ли пи-ро-ги из но-во-го хле-ба. Дру-гое на-зва-ние, «оре-хо-вый Спас», от-ме-ча-ет со-зре-ва-ние в ле-су оре-хов. И ещё од-на пе-чаль-ная при-ме-та осе-ни - по-сло-ви-ца «Ла-сточ-ки от-ле-та-ют в три ра-за, в три Спа-са».

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Цит. по: Ме-щер-ская Е. Н . Ле-ген-да об Ав-га-ре - ран-не-хри-сти-ан-ский ли-те-ра-тур-ный па-мят-ник. М., 1984.

Когда Ореховый Спас? Или Хлебный Спас, как еще называют этот праздник. Из статьи Вы узнаете дату, историю праздника Ореховый Спас и традиции.

Все три Спаса названы в честь Иисуса Христа — Спасителя (Спаса).

Ореховый Спас — это третий Спас. Всего в августе празднуют три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Празднуют Ореховый Спас 29 августа.

Другие полезные статьи:

Эти любимые в народе праздники имеют как православные традиции и значение, так и народные. Три Спаса празднуют:

  • 14 августа — праздник Маккавея, в народе Медовый Спас;
  • 19 августа — праздник Преображения Господня, в народе Яблочный Спас;
  • 29 августа — праздник Нерукотворного Образа Иисуса Христа, в народе Ореховый Спас.

1-й Спас — Медовый празднуют 14 августа.

Еще в народе 1-й Спас называют Маккавеем, Мокрым Спасом. В православии верующие вспоминают подвиг 7-ми братьев Маккавеев (Википедия) , их матери и учителя, которых казнили за веру в Единого Бога, за то, что они отказались поклониться языческим богам. В Храм приносят для освящения мед и букеты из цветов, в букетах обязательно есть головки спелого мака.

Медовым Спас называют, так как наступает время сбора меда у пасечников. А Мокрым 1-й Спас или еще Спасом на воде называют в связи с освящением новых колодцев.

2-й Спас — Яблочный празднуют 19 августа

Этот праздник напоминает об окончании лета и о приходе осени: «В Яблочный Спас - ушло лето от нас».

В связи с приходом осени и сбором урожая в Храм для освящения берут фрукты — виноград, груши и яблоки. Поэтому Спас называется Яблочным.

Верующие празднуют в этот день Преображение Господне . В Библии повествуется, что в этот день Иисус Христос впервые преобразился перед людьми и показал себя, как Бог — просиял невещественным светом перед своими учениками Апостолами Петром, Иоанном и Иаковом на горе Фавор. Пред Христом предстали пророки Илия и Моисей и говорили с ним о будущем распятии. Также с небес прозвучал голос Бога: «Это сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”. Христос запретил своим ученикам рассказывать об увиденном.

3-й Спас — Ореховый празднуют 29 августа

Также в народе 3-й Спас называют Хлебным и Полотняным.

Верующие празднуют день перенесения 29 августа 944 года нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь из Эдессы. История праздника такова: турецкий царь, болевший проказой, узнал о чудесных исцелениях Иисуса Христа. Он прислал к Иисусу художника, чтобы тот написал Его Святой образ. Но портрет не получался, тогда Христос вытер полотенцем лицо и дал живописцу.

На полотенце отразился лик Спасителя. Турецкий правитель исцелился от нерукотворного образа Иисуса. Константин — Византийский император приказал перенести образ 29 августа 944 года из Эдессы в Константинополь.

В день 3-го Спаса верующие приносят в Храм орехи для освящения. В эти дни заканчивается жатва, поэтому еще это праздник называют Хлебным Спасом.

Предлагаю Вашему вниманию это замечательное видео. Откройте для себя проповедника, писателя, богослова, философа и публициста, светского и церковного учёного, проповедника и миссионера Андрея Кураева.

Всем желаю помощи Спасителя во всех Ваших добрых делах! Радости, веры, надежды, любви и душевного равновесия!

До новых встреч на страницах блога!