Технология песочная игротерапия с разными видами песка. Песочная терапия для дошкольников. Вернемся к игре-сказке

ИГРЫ С ПЕСКОМ – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философомКарлом Густавом Юнгом (1875 – 1961), основателем аналитической терапии. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич – Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно – развивающими. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Все дети с большим удовольствием играют в песок. Поэтому перенос развивающих и обучающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

Весьма эффективно использовать игры игровые упражнения с песком в индивидуальнойлогопедической работе с заикающимися дошкольниками . Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Уже давно известно, что при разговоре с самим собой или с мнимыми собеседниками судороги у заикающихся дошкольников не возникают. Кроме того, движения рук ребенка в песке также снимают в большинстве случаев судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так он увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационнымдействием.

Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в песке – они либо играют, либо говорят, необходимо обучить их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов. Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы являетсяустановка: «ИГРАЙ И ГОВОРИ ОДНОВРЕМЕННО»

«Песочница» может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет – дно символизирует воду, а борта – небо.

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Поэтому понадобятся наборы мелких предметов (до 8 см.): сказочные герои, животные, растения, дома, машины и т.д.- словом, все, что встречается в окружающем мире.

Возможно использование разных букв: пластмассовых, вырезанных изнаждачной бумаги, картона. Это важно для мануального осознания абстрактных символов. Ребенок должен не только зрительно запомнить буквы, но и подключить к этому телесную память.

Можно не только писать буквы пальцем, но и лепить их из песка. На песке легко создавать, исправлять, восстанавливать слова. Писать можно чем угодно: пальцем, палочкой, змейкой. На песок можно переносить все известные игры, направленные на формирование навыков письма.

Таким образом, игры на песке помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно – кинестетические ощущения, но и способствуют развитию звукобуквенного анализа, речи, произвольного внимания и памяти.

Что нужно для игры в песок

Что нужно для игры в песок?

А нужно в сущности так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру… Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

(Т.Грабенко)

Песочная игротерапия

ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С детьми

Основные принципы организации игр на песке

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.

«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.

Что нужно для игры в песок

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор Возьмем в игру. Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу.

Так что же понадобится, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают

с учетом величины группы - количества детей, принимаю-

щих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в ма-

лой группе (3-4 человека) или же индивидуально, то реко-

мендуемый размер - 50x70x8 сантиметров. Такой размер

ящика соответствует оптимальному полю зрительного вос-

приятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.

Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» - для удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно деревянным, однако возможно использование и других материалов.

Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже про-

каливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слиш-

ком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется

меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров). Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти:

- куклы-человечки;

- здания: дома, школы, церкви, замки;

- животные: домашние, дикие, доисторические и пр. ;

- машины: сухопутные, водные, космические, фантастические;

- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;

- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр. ;

- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. ;

- сказочные герои: злые и добрые;

- живая зелень и пр. ;

- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др. ;

- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.) -

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов и пр.) . Если для занятий каких-либо фигурок-образов не хватит, то их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

Обучающие игры

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и т. д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.

«Отпечатки наших рук». На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? »

Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе? » Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте:

поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.) ;

выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.) ;

«пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после - двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом - средними, затем - безымянными, большими, и наконец - мизинчиками) ;

«поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;

сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они)

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

«Что же спрятано в песке? ». Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.

Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Многим известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, «сапера», - откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.

В нашей игре взрослый вместо руки в качестве такой мины закапывает любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры «Чудесный мешочек») и т. п.

«Откопай разгадку».

Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее. Или же «пишет» ответ, вылепляя песочные буквы.

Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись. Ты, используя разгадку, За задание берись.

Кто колдует, заклинает, В ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка Ежка)

Индивидуальные игры на песке

Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, которые привлекают его внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Каждый ребенок должен выбирать фигурки в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве - значит, сейчас ему важно «проработать» имеющееся внутри напряжение. Взрослый в таинстве выбора не участвует, однако внимательно следит за тем, что и как выбирает ребенок. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается «сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И наконец пришел в пустыню. И задумал ты, Волшебник, превратить пустыню в сказочную страну и населить ее разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь».

Конечно, это не единственный вариант «введения» в мир песочных игр. В зависимости от наших целей и возраста ребенка (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок, инструкции будут звучать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай из песка твою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать и дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает».

Маленькому ребенку имеет смысл сначала продемонстрировать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет - воду, выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного творчества необходимо опять все разровнять.

Как только ребенок начнет строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, нам же видно все.

Некоторые дети начинают построение песочной картины с создания ландшафта: прокладывают реки, создают озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют свой мир разными существами. У других создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость.

Когда ребенок заканчивает создание своей сказочной страны, мы при помощи наводящих вопросов просим его рассказать о ней:

что это за сказочная страна;

какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке) ;

в каких взаимоотношениях они находятся между собой;

всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если же нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить;

какие события будут происходить в этой стране, что герои будут делать дальше?

Последние два вопроса побуждают ребенка вносить изменения в картину, фантазировать, таким образом проецируя свои осознанные и неосознанные желания на будущее песочной страны. Задача взрослого в этой ситуации - побуждать ребенка не только размышлять, но и реально что-то создавать или менять - ведь фигурки можно легко переставлять, внося новые и убирая то, что больше не нужно.

Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает и им хочется оставить все «как есть». Это может быть связано с переносом на песочный лист состояния внутренней стабильности. В этом случае ребенок желает «остановить мгновенье», полностью прожить свое состояние. То есть можно сказать, что данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для ребенка такая песочная «диспозиция» выражает состояние динамического равновесия.

Если ребенок говорит, что в песочной стране есть существо (или существа, испытывающие дискомфорт, мы спрашиваем: «А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше? » Здесь важно, чтобы ребенок не только фантазировал, но и отыгрывал свои фантазии на песке. После каждого нового изменения в картине мы можем спрашивать: «А что будет дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется? » и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока обиженный поначалу персонаж не попадет в более благоприятную ситуацию или же пока ребенок не скажет: «Теперь всем хорошо». Это показатель того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне.

Если ребенок говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», мы можем предложить ему помощь: «Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим - может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся - сразу их не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны».

Если и после этого ребенок не может найти себе помощника, - это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное решение ее еще «не созрело». В данном случае можно предложить ребенку попытаться хотя бы защитить страдающее существо. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой сам может себя защитить». Таким образом мы усиливаем психологическую устойчивость ребенка, «включаем» бессознательные защитные механизмы. Быть может, на третью-пятую игру ребенок уже сможет найти помощников уязвленному герою.

Не забудьте только, что по окончании игры ребенок САМ разбирает песочную картину. Таким образом закрепляется приобретенный им на символически-бессознательном уровне опыт.

Групповые игры на песке

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Группа может состоять из 2, 4 и более детей. Если вы имеете дело со «сложными» детьми (агрессивные, гиперактивные, лучше не собирать группу более 3 человек - вы сами будете четвертым.

Детям дается следующая инструкция: «Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, для того чтобы найти землю, где еще никто не жил, - пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы хотели бы поселить в новой стране. А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома - все, что понадобится вам для создания сказочной страны».

Образ Волшебника в данной инструкции является «нормирующим»: его «кодекс чести» не позволяет детям ссориться, бросаться песком или разрушать то, что создает Волшебник рядом, активизирует потенциальные творческие части личности и др.

Когда дети выберут фигурки, можно предложить им создавать сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. «Каждый Волшебник создавал свой кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят Волшебники рядом». Или: «Все Волшебники по очереди подходили к пустыне и строили то, что считали нужным, и каждый следующий Волшебник пристраивал к новому миру что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока все Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга».

Для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то из них проявит себя лидером, кто-то - ведомым. Один будет играть обособленно, другой «распространится» на всю территорию песочницы. Вы заметите, что в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом формируется эмпатия - способность понимать ближнего и сопереживать ему.

Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

ЧУДЕСА на песке

(песочная игротерапия)

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру… Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираем задание, соответствующее возможностям ребёнка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

    «Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребёнка в происходящем.

    Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребёнок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает её на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Обучающие игры на песке

Моделирование игр-сказок на песке

Этапы работы

Средства

Стиль поведения взрослого

    Введение в игровую среду.

    Знакомство с игрой и её героями.

    Моделирование конфликта, трудностей.

4.Выбор помощи.

5Борьба и победа.

6.Утверждение победы.

7.Перспектива дальнейших приключений.

Установка на внимательное слушание и активное участие – присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний.

Прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, морей, рек, лесов-того, что требуется по сюжету игры). Заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.)

Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный мир на песке (появляются силы зла, чудовища, ураган и пр.).

Обращение к ребёнку за помощью:

    что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?

    только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны.

Можно облачаться в сказочные одежды и знакомиться с помощниками.

Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь - они мудрецы и рыцари, феи и волшебницы. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творцами

Восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретёнными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усиливается успешный опыт – детям благодарны все сказочные существа.

Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы.

Рассказ о последующих играх, приключениях.

Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребёнку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний.

Позиция «отстранённого рассказчика», доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства.

Создание ситуации, в которой ребёнок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы.

Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребёнком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребёнка. Применим суггестивные интонации.

Он поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том что у ребёнка всё получится. Потом высказывает искреннее восхищение ребёнком, благодарность за выдумку и доброту.

Стиль поведения взрослого – взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр.

Взрослый пытается заинтересовать ребёнка.

Стихотворные «разминки»

Дмитрий Фролов

Начинаем наши игры

Подвигайтесь-ка вперёд!

До чего же вы, ребята,

Удивительный народ!

Как учит фея Эльфов,

Чтоб вызвать их старание:

«Повесьте ваши ушки

На гвоздичек внимания!»

Раз вдохнули, два вдохнули…

Хлопнули в ладошки,

А теперь садимся рядом,

Как в земле картошки!

Алексей Густышкин

Чтоб злодеев побеждать

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А ещё желательно

Делать всё внимательно!

Игры на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и

мелкой моторики рук.

«Чувствительные ладошки»

Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся Мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.

Отпечатки наших рук

На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив её, и прислушаться к своим ощущениям.

Детям даются различные виды заданий:

    «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

    выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.

    «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

    создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ёжик и пр.).

    «поиграть на поверхности песка как на клавиатуре пианино или компьютера

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребёнка. Стабилизируется эмоциональное состояние. Учим ребёнка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учиться понимать самого себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Что же спрятано в песке?

Взрослый и ребёнок вместе погружают в сухой песок кисти рук. и начинают ими шевелить, наблюдая затем как изменяется песчаный рельеф.

«Мина»

Рука одного играющего превращается в «мину»; она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапёра», откопать «мину», не дотрагиваясь до неё.

«Сапёр» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.

«Чудесный мешочек»

Закапывается сразу несколько предметов, игрушек. Ребёнок на ощупь узнаёт, что или кто это?

«Сказка»

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому жители этой страны чувствовали себя счастливыми.

Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у неё бесценный дар. Так и случилось.

Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям, Дракон заколдовал её в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит её. И она навеки останется заколдованной.

Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!»

«Секретики»

Дети прячут в песок свои фантики, цветочки, фишки и др., а другие должны найти их «секретик». «Засекречивать можно буквы, цифры, геометрические фигуры.

«Отгадай-ка»

Отгадка закопана в песок. Ребёнок проверяет себя, откапывая разгадку. Или «пишет» отгадку, вылепливая песочные буквы.

Если отгадал загадку,

Вслух сказать не торопись.

Ты, используя разгадку,

За задание берись.

Кто колдует, заклинает,

В ступе по ночам летает?

У избы на курьих ножках

Кто хозяйка?

(Бабка Ёжка)

Спрятал кто иглу в яйце,

А яйцо хранит в ларце?

Кто всех злее и тощей?

Кто не верит всем?

(Кощей)

Отгадал, не называй,

Вылепи (выкопай) и прочитай.

Леший Ёжке к дню рождения

Сочинил стихотворенье.

В нём желал он счастья ей,

Быть мудрее и

(добрей).

Что за слово Леший здесь не написал?

Вылепи из песка, если отгадал.

На розовом облачке феи

Кружились и песенки пели.

Даря вновь и вновь

Всем мир и (любовь).

Очень важный дар то фей

Вслух не прочитался.

Игры на развитие фонематического слуха,

коррекцию звукопроизношения,

обучение чтению и письму.

«Песочная грамота»

Путешествие к звукам

Игра-сказка «Путешествие в страну «А».

Есть прекрасная страна-

Где Принцессу зовут «А».

(Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть буква А.

В реке плещутся А-кулы.

(в песочнице создаётся река и помещаются акулята из коллекции «Киндер-сюрприза» на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут.

(в песочнице создаётся сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А)

А-пельсины, и А-рбузы, и А-кации цветут

(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях – А

    Смелей!

(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)

Для того, чтобы начать игру, взрослому придётся немножко подготовиться:

Отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-10 штук),

Наклеить на них букву А,

Подготовленные фигурки расставить рядом с песочницей,

Приготовить деревянную или пласт массовую букву А.

Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с ребёнком строит сказочную страну.

Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребёнок становится непосредственным участником процесса – положительная мотивация сформирована… И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы.

Для того, чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребёнок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Важно помнить о последовательности предъявления слов, содержащих звук, в начале слова, потом – в конце, потом – в середине. Причём мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится нечетко. Ребёнку могут помочь Ваши вопросы. Например:

«Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, Ася и…?»

« Кто может жить в этой стране? Мама, папа и…?»

«Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?»

«Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варенье, малину …?»

Когда ребёнок назовёт слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил ключ в страну принцессы А и является её почетным гостем (при этом вручается приготовленная буква).

«Давайте познакомимся»

Цель: знакомство с гласными звуками, развитие творческого воображения.

С милым звуком Е

Живёт в той сказочной стране

Спокойный, добрый, милый Е.

Он утром Ели объезжает

И все игрушки проверяет.

И мчатся с ним по веткам Ели,

Как по зелёной карусели,

«Медведь» и «Белочка», «Скворец»,

И «Лев» и даже «Огурец»!

Но вот, друзья мои, беда-

Забыл другие он слова,

Где тоже есть наш милый Е,

Поможем мы его беде?»

С волшебником И

«На облаке мягком,

Что в небе парит,

Звук И, как волшебник,

Над миром летит…

Он счастье несёт,

И добра всем желает,

И где что рассыпалось,

Соединяет!

Он любит Индейцев,

Изюм и Икру,

И любит в песочке

Простую игру!

Он рад и с тобою

В песок поиграть,

Чтоб ты все слова

С звуком И мог назвать!»

С бедным О

«В огромной, пустынной стране Лимпопо,

Живёт одиноко прекрасный звук О.

Он сирота: ни друзей. ни реки,

Зачахнет звук О там один от тоски!

Что делать, ребята? Страну как найти?

Как бедный звук О поскорее спасти?

Живые буквы

Цель: дать понять разницу между звуком и буквой, вызывать сказочных жителей не только голосом, проговаривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке.

Игра-сказка «Гномики»

«В одной сказочной стране, где текла река(или озеро, или было море),стоял красивый лес, жил маленький гномик(или другой сказочный герой). (В это время вы достаёте фигурку и ставите её в песок). У гномика был домик(в это время вы предлагаете ребёнку поставить домик в любое место). Он в нём жил. Рядом с домиком росло дерево(сад). Вы просите посадить дерево. Гномик о нём заботился, поливал его водой, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя-его звали «С-с-с». Он носил курточку с изображением своего имени (Вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурке заранее изготовленную Вами букву С).

Но самое удивительное было то, что гномик мог произносить, говорить только своё имя: «С-с-с»! Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо, он произносил радостно: «С-с-с». Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произносил только своё имя: «С-с-с»! Когда он злился, он говорил: «С-с-с!»(Важно вместе с ребёнком произносить этот звук, с различной эмоциональной окраской, чтобы он «ожил»).

Познакомимся ещё с одним героем нашей сказки. На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик (мы просим ребёнка поставить домик туда, куда он считает нужным). И рядом с ним росло прекрасное дерево (ребёнок «сажает» его). А жил в этом домике другой гномик (выставляем его). Звали его – О. Также как и гномик С, гномик О умел произносить, говорить только своё имя. Когда ему было весело. Он произносил: «О-о-о-о!» и т.д. Гномик О носил курточку с изображением своего имени (наклеивается буква).Посмотрите, в нашей стране есть ещё один домик (незаметно поставили домик)! Кто же в нем живёт? Кто поливает все эти прекрасные цветы? Познакомьтесь – это гномик К. Он носит курточку с изображением своего имени. И, как другие жители этой сказочной страны, может произносить только своё имя: «К-к-к!» Как он говорит, когда радуется? А когда грустит? и т.д.

Как-то раз пошли гномики страну посмотреть, да себя показать. Им так хотелось иметь друзей. Вот на поляне встретились два гномика С и О. Они очень удивились друг другу и каждый из них произнёс своё имя. Наши гномики были очень любопытны, всё ближе подходили друг к другу. Им даже захотелось прикоснуться к другому, проверить, не сон ли это?! И когда их руки соединились, вдруг..! Каждый из них произнёс: «С-о!» и «О-с!» Когда их руки соединялись. Они могли произносить не только своё имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись. Каждый мог произносить только своё имя. Гномики, взявшись за руки, пошли по дорожке, весело распевая: «С-с-о-о!» и «О-о-с-с!» В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О.

Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнёс: «К-к-к!» А С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг…

Вдруг всё загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Наступила тишина. Гномики открыли глаза и удивлённо произнесли: «СОК!»

И вдруг у каждого из них в руке оказалось по стаканчику сока!

Они поняли. Что умеют творить настоящие чудеса.

Наступил вечер, гномики ушли спать.

Игра «Найди и назови»

Цель: учить запоминать буквы, развивать произвольное внимание, память, мышление.

Отобрать буквы, с которыми знаком ребенок,

Найти фигурки Короля Мышей и детей.

Непосредственное, полное проживание процесса игры.

Сначала ребёнок строит дом, где живут дети. Играет с этими фигурками и знакомыми буквами. Когда наступает «ночь», ребёнок укладывает игрушки и буквы спать в песочнице, а сам закрывает глаза. Тем временем, логопед зачитывает стихотворную инструкцию, берёт на себя роль Короля Мышей и закапывает буквы в песок. Когда ребёнок откроет глаза, ему нужно будет найти и откопать буквы, узнать и назвать их.

Ночь! Уснула детвора,

Вдруг, в кладовке, из угла

Вылез сам Король Мышей,

Выкрал буквы у детей.

Спрятал тут же их в песок,

Чтоб никто найти не смог.

Чтобы дети не читали,

Чтобы букв они не знали,

Чтобы не было веселья,

Чтоб их дом стал подземельем…

Побыстрей детей спасайте,

Буквы мигом раскопайте,

Назовите все, кто знает,

Пусть Король в норе рыдает!

Игра «Волшебные слова»

В песочнице логопед совместно с ребёнком складывают слова и читают их. Потом ребёнок закрывает глаза, а логопед перемешивает буквы, частично закапывая их в песок. Открыв глаза, ребёнок должен сложить обратно первоначальные слова.

Раз задумал злой Кощей

Перессорить всех людей,

И слова, какие смог,

Закопал в сухой песок.

Ты – волшебные слова:

«Здравствуй», «Друг», «Спасибо»….

Откопай быстрее!

Если их не откопать,

То беды не миновать!

Письмена на песке

Цель: научить детей самостоятельно создавать буквы – лепить их и писать. Учить размещать буквы на песке.

Игра «Город волшебных букв»

Давайте строить Город Букв!

Песок у нас здесь есть.

Пусть каждый нарисует сам

Какие буквы есть!

На пары делимся, друзья,

Здесь ты сидишь, а рядом – я

Ты лепишь буквочку мою,

А я должна слепить твою.

Вот так мы весело играем

Из букв мы Город собираем!

Перед началом игры взрослый и ребёнок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: «Вылепи, пожалуйста, мою букву!» Сгребая песок рёбрами ладоней, на поверхности песочницы ребёнок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.

Как варианты этой игры, можно предложить ребёнку задание: «Я вылеплю букву, а ты – выкопай её». Или: «Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л – в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я…» И другие.

Игра «Змейка»

Ребёнок учится писать буквы «змейкой» (простой верёвочкой с узелком на месте головы). Сначала ребёнок проводит ею по песку. Потом, сложив пальцы ведущей руки, как будто он держит ручку, плавно идёт по змеиному следу (пишет на песке зигзагообразные линии без отрыва).

Следующий шаг. Ребёнок берёт змейку за голову, как за ручку, и пишет кружочки, палочки, петельки.

Змейки на песке играли

И хвостом слова писали,

За узором шли петельки –

Это письма – маме Змейке.

Но пронесся ветерок,

И засыпал всё песок.

И в печали мама – Змейка:

Письма не прочесть никак!

Как узнать ей о змеятах?

Что случилось? Где? И как?

Ты теперь у нас волшебник!

Допиши скорей слова,

Выручи ты маму – Змейку

Доброй силой волшебства!

Песочная грамота

сказка «Принцесса и Золушка» (про ударение).

Дети отправляются в страну, где живут целые слова. Слова готовятся к балу. Хозяйка этой страны – фея Ударение. Она всегда правит балом.

А ещё у феи есть Волшебная Палочка. Когда фея дотрагивается ей до какого-то одного гласного звука в слове… Происходит чудо! Этот звук превращается в Принцессу, и становится главным в слове. Принцессу почитают остальные звуки, составляющие слово. Преклоняясь перед красотой и величием Принцессы, сами они часто становятся едва различимыми.

Имя Принцессы – ударный гласный, всегда хорошо слышим и мы. И никогда не ошибёмся, когда будем писать это слово.

Слово есть у нас ГОРА –

Здесь Принцесса буква А!

В этом слове другую гласную О, почти не видно, плохо слышно. «О» стала Золушкой. Когда мы произносим это слово, имя Золушки «О» слышится нам как имя Принцессы. Конечно, её имя легко перепутать, написать неправильно, и тем самым сильно обидеть её.

Но не печалься, сказка на то и сказка – в ней царит Добро. В других словах, которые здесь называют «родственными», Золушки тоже становятся Принцессами. Ведь их касается волшебной палочкой справедливая фея Ударение. Попробуй, измени слово «ГОРА» так, чтобы Золушка стала Принцессой.

Рассказывая сказку, выкладываете на песке слово. Ребёнок берёт в руки фигурку Феи и Волшебную Палочку. Совместно с вами или самостоятельно он произносит написанное на песке слово, интонационно выделяя ударный звук. Держа в руке фигурку Феи, он дотрагивается до буквы палочкой, и оставляет над буквой след – ударение. Далее, он ставит фигурку Принцессы над ударной гласной, а над безударной – фигурку Золушки. Те же действия производятся и с проверочным словом.

Можно поиграть и со стихотворной инструкцией.

В каждом слове – царство звуков,

Там на праздничном балу

Фея Ударение может

Отметить Принцессу свою.

Звук ударный отмечает

Фея палочкой своей

И отныне его имя

Знает каждый из людей.

Безударные же звуки

Фея в Золушки берёт,

А в соседнем царстве звуков

Их в Принцессы выдаёт.

А скажи мне, мой хороший,

Кто Принцесса в слове «Лошадь»?

игра «Секрет колдовства»

Цель: обобщение и закрепления полученных знаний.

Дети приглашаются к ящику с песком. На поверхности ничего нет.

В одну волшебную страну

Пришла беда большая –

В неё прокралась в темноте

Колдунья очень злая.

Одну зверушку захватила,

И тут же в палку превратила.

(Взрослый показывает детям палочку)

А буквы имени её

В темницу бросила на дно.

Секрет же злого колдовства

С собой колдунья унесла,

В горе песчаной закопала

И вход туда заколдовала…

Что делать? И куда бежать?

Зверушку надо выручать!

А взрослым – нечего идти:

Ребята могут лишь спасти.

Ну как, ребята, вы готовы?

Там испытания суровы,

Там буквы надо крепко знать,

Чтоб колдовство то разгадать!

Тогда вперёд! Сейчас река

(Взрослый совместно с детьми строит в песочнице реку и устанавливает через неё два мостика: один из буквы Ж, другой из буквы Ш)

На ней для вас есть два мостка:

Из буквы Ж и буквы Ш

Спокойно вспомните слова,

Где буква Ж и буква Ш

(Дети должны назвать не меньше пяти слов, которые содержат отдельно буквы Ж и Ш)

Но вот, река и позади!

Дремучий лес перед горой

Стал непролазною стеной

(Взрослый совместно с детьми создаёт лес из веточек и фигурок деревьев)

Лесные звери, помогите!

А вы скорей их назовите!

(Дети должны назвать лесных зверей, каких они знают, взрослый может им помочь, показать других зверей, разнести понятия: домашних и диких животных).

Нам помогли лесные звери,

И мы недалеко от цели!

Гора возникла на пути –

(Дети строят гору из песка)

Ни обскакать, ни обойти,

Как научиться нам летать?

Пора на помощь птичек звать!

Кричите птичек всех подряд,

Они к нам сразу прилетят,

Нас над горою пронесут,

И нам погибнуть не дадут!

(Дети называют известных им птиц, взрослый может дополнить их знания).

И птички помогли нам в горе,

Теперь на берегу вы моря.

(Дети строят на переднем плане море, за ним Песчаную гору).

За ним Песчаная гора,

Где скрыта сила колдовства.

Но как же переплыть нам море?

Ведь это – не широко поле…

Давайте рыбок хором звать,

Морских животных всех скликать!

кто помнит их все имена,

Зовите к нам скорей сюда!

(Дети называют известных им морских жителей).

Вы молодцы! Отлично звали!

Все рыбки сразу подплывали,

Теперь мы с вами у Горы…

Здесь буквы бедные томятся,

Колдуньи злой они бояться,

Их надо их освободить,

И имя правильно сложить!

Как только имя расшифруем,

Зверька мы этим расколдуем,

Так злые чары рухнут в пыль,

И мы узнаем, кто там был.

В волшебной книге есть заданья,

Для вас, ребята, испытания,

Как букву каждую найти,

Из плена мрачного спасти.

(Взрослый берёт большую книгу и читает по ней).

Как только буква прояснится,

Так рухнет вмиг её темница.

Итак, заданье к первой букве:

Найдите общий звук в словах

«Машина», «Музыка» и «Мак».

Вы отгадали, или как?

Всё верно – это буква М,

Не испугаешь вас ничем!

(взрослый выкладывает на песок букву М)

Вторая буква вам на страх,

Есть сразу даже в трёх словах:

«Шары», и «Крыша», и «Столы». Ну, как? Теперь узнали вы?

(Взрослый выкладывает на песок букву Ы).

А третья есть в словах: «Шалаш»,

И «Шуба», «Шапка», «Ералаш».

Вы зашипели все так дружно,

Что и подсказывать не нужно!

Да, это буква Ш, конечно,

ВЫ все сегодня так прилежны!

(Взрослый выкладывает на песок букву Ш).

Ну, а четвёртую сейчас

Вы отгадаете за раз!

Слова здесь: «Кукла», «Лук», «Кошка».

Ну, как? Подумайте немножко…

Была задача нелегка,

Но вы решили – буква К!

(Взрослый выкладывает на песок букву К)

Ну, а последнюю, друзья,

Не отгадать никак нельзя.

«Арбуз», «Акула», «Ананас» -

Здесь буква спрятана от нас!

Вы – молодцы все! Как всегда!

Вы отгадали букву А!

(Взрослый выкладывает на песке букву А).

Кого же мы расколдовали?

Какое имя мы узнали?

(Дети складывают буквы в слово)

Всё верно! Это наша МЫШКА!

Небось, дрожит ещё трусишка!

(Взрослый ставит в песочницу фигурку мышки)

В волшебной маленькой стране

Теперь на праздник вышли все!

Пошел такай веселый пир,

Какого и не видел мир!

(Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок).

А все, ребята, только вы!

Вы мышку бедную спасли!

И все животные, друзья,

Вас полюбили навсегда!

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Песочная игротерапия

ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ . РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Основные принципы организации игр на песке

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.

«Оживление» абстрактных символов : букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реальное «проживание» , проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.

Что нужно для игры в песок

Что нужно для игры в песок ? А нужно, в сущности, так мало : Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор Возьмем в игру. Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу.

Так что же понадобится, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр ?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают

с учетом величины группы - количества детей, принимаю-

щих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в ма-

лой группе (3-4 человека) или же индивидуально, то реко-

мендуемый размер - 50x70x8 сантиметров. Такой размер

ящика соответствует оптимальному полю зрительного вос-

приятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.

Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» - для удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно деревянным, однако возможно использование и других материалов.

Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже про-

каливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слиш-

ком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется

меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше , если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта» .

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров) . Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти :

Куклы-человечки;

- здания : дома, школы, церкви, замки;

- животные : домашние, дикие, доисторические и пр. ;

- машины : сухопутные, водные, космические, фантастические;

- растения : деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;

- постройки : мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

- естественные предметы : ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр. ;

- символические предметы : источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. ;

- сказочные герои : злые и добрые;

Живая зелень и пр. ;

Домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др. ;

Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.) -

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции» . Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза» , деталями конструкторов и пр.). Если для занятий каких-либо фигурок-образов не хватит, то их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

Обучающие игры

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу : горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и т. д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.

«Отпечатки наших рук» . На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук : внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок , и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях : «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами : «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.) ;

Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.) ;

«пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после - двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом - средними, затем - безымянными, большими, и наконец - мизинчиками);

«поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;

Сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать : чьи они)

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа) . Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

«Что же спрятано в песке?» . Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.

Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Многим известна пляжная игра «Мина» . Рука одного играющего превращается в «мину» : она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, «сапера» ,- откопать «мину» , не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину» , помогать себе тонкими палочками.

В нашей игре взрослый вместо руки в качестве такой мины закапывает любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно) . В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры «Чудесный мешочек» ) и т. п.

«Откопай разгадку» .

Разгадка закопана в песок . Ребенок проверяет себя, откапывая ее. Или же «пишет» ответ, вылепляя песочные буквы .

Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись. Ты, используя разгадку, За задание берись.

Кто колдует, заклинает, В ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка Ежка)

Индивидуальные игры на песке

Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, которые привлекают его внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Каждый ребенок должен выбирать фигурки в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве - значит, сейчас ему важно «проработать» имеющееся внутри напряжение. Взрослый в таинстве выбора не участвует, однако внимательно следит за тем, что и как выбирает ребенок. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается «сказочная» инструкция : «Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница) . Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И наконец пришел в пустыню. И задумал ты, Волшебник, превратить пустыню в сказочную страну и населить ее разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь».

Конечно, это не единственный вариант «введения» в мир песочных игр . В зависимости от наших целей и возраста ребенка (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок , инструкции будут звучать по-разному : «Создай то, что хочешь» , «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна» , «Создай из песка твою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать и дополнение к инструкции : «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает».

Маленькому ребенку имеет смысл сначала продемонстрировать возможности песочницы : раскопать дно, показать синий цвет - воду, выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного творчества необходимо опять все разровнять.

Как только ребенок начнет строить песочную картину , нам важно занять такое место, где нас не видно, нам же видно все.

Некоторые дети начинают построение песочной картины с создания ландшафта : прокладывают реки, создают озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют свой мир разными существами. У других создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист . Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость .

Когда ребенок заканчивает создание своей сказочной страны, мы при помощи наводящих вопросов просим его рассказать о ней :

Что это за сказочная страна;

Какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке) ;

В каких взаимоотношениях они находятся между собой;

Всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если же нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить;

Какие события будут происходить в этой стране, что герои будут делать дальше?

Последние два вопроса побуждают ребенка вносить изменения в картину, фантазировать, таким образом проецируя свои осознанные и неосознанные желания на будущее песочной страны . Задача взрослого в этой ситуации - побуждать ребенка не только размышлять, но и реально что-то создавать или менять - ведь фигурки можно легко переставлять, внося новые и убирая то, что больше не нужно.

Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает и им хочется оставить все «как есть» . Это может быть связано с переносом на песочный лист состояния внутренней стабильности. В этом случае ребенок желает «остановить мгновенье» , полностью прожить свое состояние. То есть можно сказать, что данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для ребенка такая песочная «диспозиция» выражает состояние динамического равновесия.

Если ребенок говорит, что в песочной стране есть существо (или существа, испытывающие дискомфорт, мы спрашиваем : «А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы ребенок не только фантазировал, но и отыгрывал свои фантазии на песке. После каждого нового изменения в картине мы можем спрашивать : «А что будет дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?» и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока обиженный поначалу персонаж не попадет в более благоприятную ситуацию или же пока ребенок не скажет : «Теперь всем хорошо» . Это показатель того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне.

Если ребенок говорит : «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя» , мы можем предложить ему помощь : «Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим - может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся - сразу их не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны».

Если и после этого ребенок не может найти себе помощника, - это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное решение ее еще «не созрело» . В данном случае можно предложить ребенку попытаться хотя бы защитить страдающее существо. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой сам может себя защитить». Таким образом мы усиливаем психологическую устойчивость ребенка, «включаем» бессознательные защитные механизмы. Быть может, на третью-пятую игру ребенок уже сможет найти помощников уязвленному герою.

Не забудьте только, что по окончании игры ребенок САМ разбирает песочную картину . Таким образом закрепляется приобретенный им на символически-бессознательном уровне опыт.

Групповые игры на песке

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Группа может состоять из 2, 4 и более детей. Если вы имеете дело со «сложными» детьми (агрессивные, гиперактивные, лучше не собирать группу более 3 человек - вы сами будете четвертым.

Детям дается следующая инструкция : «Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, для того чтобы найти землю, где еще никто не жил,- пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы хотели бы поселить в новой стране. А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома - все, что понадобится вам для создания сказочной страны».

Образ Волшебника в данной инструкции является «нормирующим» : его «кодекс чести» не позволяет детям ссориться, бросаться песком или разрушать то, что создает Волшебник рядом, активизирует потенциальные творческие части личности и др.

Когда дети выберут фигурки, можно предложить им создавать сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. «Каждый Волшебник создавал свой кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят Волшебники рядом». Или : «Все Волшебники по очереди подходили к пустыне и строили то, что считали нужным, и каждый следующий Волшебник пристраивал к новому миру что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока все Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга».

Для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то из них проявит себя лидером, кто-то - ведомым. Один будет играть обособленно, другой «распространится» на всю территорию песочницы . Вы заметите, что в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия . Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом формируется эмпатия - способность понимать ближнего и сопереживать ему.

Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

КОРРЕКЦИОННЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ И АДАПТИРУЮЩИЕ ИГРЫ