Сказка "Таня выбирает ёлку" - ничего личного. Таня выбирает ёлку
Зимушка – зима
Задачи | Темы | Виды деятельности |
||||||
Познавательная | Художественная | Изобразительная | Музыкальная |
|||||
Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы | «Морозные деньки», «Встречаем Новый год» | Наблюдение за снегопадом,снежинками. Экскурсия по детскому саду «Мы встречаем Новый год». Беседа о зиме (зимних забавах и развлечениях) с рассматриванием картинок. Наблюдение за работой дворника зимой | Р.н.с. «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Рукавичка». Рассказ Л. Воронковой «Таня выбирает ёлку» (из книги «Снег идет». Стихотворения И. Никитина «Зашумела, разгулялась», В.Берестова «Снегопад», С.Я.Маршака «Декабрь» | Рисование: «Ёлочка», 2Новогодняя елка с огоньками и шариками». «Лес зимой». ^ Лепка: «Маленькие куколки гуляют по снежной поляне», «Деревья в снегу». Аппликация
: «Бусы на ёлку» | «Новый год», (муз.Ю.Слонова, сл. И. Михайловой); «Нарядили ёлочку», (муз.А.Филиппенко, сл.М.Познанской), «Зима» (муз.В.Карасевой, сл. Н. Френкель) |
|||
| «Как звери готовятся к зиме?», «Зима в лесу», «Где спит медведь?» | Рассказ воспитателя «Как звери к зиме готовятся». Знакомство с образом жизни животных, не впадающих в спячку | Р.с.н. «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Рукавичка». Стихотворения А. Блока «Зайчик», И.Токмаковой «Медведь» | Рисование : «Угостим зайчат и других животных баранками». Аппликация: «
Домик для ежат» | Слушание музыки: «Ёжик» Д.К.Кабалевского, «Лягушка» В.Ребиков |
|||
Закрепить знания о свойствах снега (белый, от тепла тает, легкий) | «Снегопад» | Рассматривание снежинки. Предложить детям походить по снегу. Отметить,что снег хрустит под ногами. остаются следы. Опты: таяние снега, замерзание воды | Рассказ Воротниковой «Снег идет» | Рисование: Поможем снеговику спрятаться под снегом». Лепка: «Снеговик», «Угостим зайку морковкой» Аппликация: «Снеговик» | «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» |
|||
| «Птицы зимой» | Наблюдение на участке детского сада з вороной, синицей, снегирём. Беседа «Птицы зимой» | Рассказы М.Пришвина «Дятел», А. Александровой «Новая столовая» | Рисование: « Зернышки для птичек». Лепка: «
Птичка с которой дружит снеговик» | Слушание музыки: «Сорока» А.Лядова |
|||
Итоговое занятие. | ||||||||
Задачи | Виды деятельности | Примечание |
||||||
Двигательная | Игровая | Трудовая | Интегрированная |
|||||
Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных | Хороводная игра «Зайка беленький сидит». Подвижные игры: «Волк (лиса) и зайчата», «Хитрая лиса». Музыкальное упражнение «Птички» А. Серова, танец птиц» Т.Т.Ломовой | |||||||
Закрепить знания о свойствах снега (белый снег, от тепла тает, легкий) | Подвижные игры: «Слепим дружно мы дружка из искусственного снежка», «Кто больше снега под деревья нагребет». Музыкальная игра «Игра со снежками» Т. Ломовой | Экологическая игра «Опиши мы отгадаем» | Постройка из снега домика для куклы, зверушек и т. д. Постройка ледяной горки, снежной крепости, снеговиков и украшение их цветными льдинками | |||||
Расширять представления о зимующих птицах | Подвижные игры: «Птички и птенчики», «Вороны и собачка» | Подкормка зимующих птиц |
Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (4-5 лет)
^
Здравствуй, зимушка – зима!
Задачи | Темы | Виды деятельности |
||||||
Познавательная | Художественная | Изобразительная | Музыкальная |
|||||
Закреплять знания детей о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь). Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» | «Почему медведь спит всю зиму?». «Кто зимой спит?» | Рассказ воспитателя «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу». Рассматривание картин из серии «Животные нашего леса». Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери» | Р.н. сказка «Лисичка – сестричка и волк», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка». Рассказы Е. Чарушина «Лисята», «Что за зверь?» | Рисование : «Заяц длинные ушки» Лепка: «Кто живет в зимнем лесу?» (лиса, волк), «Какие зверюшки были на празднике елки?» | Слушание музыки: «Ёжик» Д.Кобалевского |
|||
Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, грач, скворец, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании) | « Помощники птиц». Зачем к нам птицы прилетают?» | Рассматривание картин из серии «Зимующие птицы», серия картинок «Как дети спасали птиц» | Чтение произведений А. Александровой «Новая столовая», К.Д.Ушинского «Хотела галка пить», Горького «Воробьишко» | ^ Лепка: «Покормим птичек», «Птички прилетели на кормушку, и клюют зернышки» (коллективная композиция). Аппликация: « Птицы на ветках». Конструирование: «Птичка» из природного материала) | Слушание музыки: «Кукушка» М.Карасева, «Кукушка» А. Аренского |
|||
Итоговое занятие. Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях | « Что мы знаем о зиме?» | Рассказ Незнайке, что дети знают о зиме | ||||||
Задачи | Виды деятельности | Примечание |
||||||
Двигательная | Игровая | Трудовая | Интегрированная | |||||
Закреплять знания о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь). Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим». | Подвижные игры: «Зайцы и волк». «Танец медведей» Е.Каменогрдского; «Танец зайцев» Е.Тиличевой Музыкально - игровое творчество: «Зайцы и медведь» (игра), «Заинька» русская народная мелодия (обр. Н.А. Римского – Корсакова); «Медведь» (муз.В. Ребикова) | Посев семян для выращивания корма животным | ||||||
Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, голубь, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании | Подвижные игры: «Воробышки», «Совушки», «Зимующие и перелетные птицы» Музыкальное упражнение «Канарейки» русская народная мелодия | Дидактические игры: «Кто к кормушке прилетел?», «Кто где живет», «Нарисуй птицам дорожку в сказку», «Найди, каких птиц мы кормим» | Устройство птичьей столовой. Подкормка птиц. Сбор ягод рябины для обитателей уголка природы | |||||
Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (5-6 лет)
^
Проказы Матушки – зимы
Задачи | Темы | Виды деятельности |
|||
Познавательная | Художественная | Изобразительная | Музыкальная |
||
| «Наши друзья пернатые» | Различение следов людей, птиц на участке. Наблюдение за поведением птиц в разную погоду | Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»; рассказы В. Зотова «Глухарь, Дрозд, Клест-еловик», В. Бианки «Синичкин календарь» | Рисование: «Воробышки зимой», «Снегири на ветке» | Слушание музыки: «Песнь жаворонка» П.И.Чайковского, «Жаворонок» М.И.Глинки «Лебедь» К.Сен – Санса, «Соловей» А.А.Алябьева |
| «Животный мир полярных районов земли» | Рассказ воспитателя о том. Кто как зимует. Серия картин «Из жизни диких животных» | Сказка П. Бажова «Серебряное копытце», стихотворение И.Бродского «Лось и лосенок», рассказы Л.Толстого «Белка и волк», К. Ушинского «Ёж и заяц», В. Зотова «Волк, Лось, Лиса» (из кн. «Лесная мозаика»), Чарушина «Медвежонок» | Лепка: 2Какие звери живут в лесу?», «Белочка» | «Кто по лесу идет?» Л.Н.Комисаровой, Э.П.Костиной |
Итоговое занятие. Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях | |||||
Задачи | Виды деятельности | Примечание |
|||
Двигательная | Игровая | Трудовая | Интегрированная |
||
Познакомить детей с зимующими птицами (галки, воробьи, вороны), учить узнавать их | Экологические игры: «Что за птица», «Третий лишний (птицы)», речевая игра «Назови птиц с нужным звуком» | Подготовка корма для обитателей уголка природы и птиц. Подкормка птиц. Изготовление кормушек | |||
Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона (среда обитания, потребности, приспособление к среде) | Подвижные игры: «Зайцы и медведи», «Лиса в курятнике» |
Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (6-7 лет)
Зимушка-зима!
Задачи | Тема | Виды деятельности |
|||
Познавательная | Художественная | Изобразительная | Музыкальная |
||
Систематизация и обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, зверей, птиц, рыб, и т.д.) | « Встреча зимы», «С какой ветки детки», «Зимующие птицы» | Наблюдение на участке за паводками птиц. Какие птицы прилетели? В какое время дня-вороны, синицы, снегири? Какой корм предпочитают разные птицы? Рассказ воспитателя «Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу». Исследовательская деятельность: утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц. Рассматривание картин Н. Ульянова «Снегири», «Птицы зимой» | С. Чёрного «Волк», В. Степанова «Лосиное письмо» | Лепка: «Зверюшки на новогоднем празднике» | « Мишка» (муз.Т.Бырченко, сл.А.Барто). Слушание музыки: «Пение птиц» Ж. Рамо; «Синичка» Карасева; «Соловей» А.А.Алябьева |
Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж, и др.); о приспособлении человека к жизни в суровых условиях | « Животный мир полярных районов» | «Беседа об одежде взрослых и детей зимой. Рассматривание картин П.Корина «Северная баллада», «дети Севера», И. Шишкина «На севере диком» | Стихотворения Лермонтова «На севере диком…», Д.Хармс «Как тюлень стал тюленем»; рассказ Г. Снегирёва «Про пингвинов» | Рисование «Пингвины в Антарктиде». Аппликация: «На льдине» (пингвины, моржи, белый медведь и |
Итоговое занятие Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях | Обобщающая беседа «как узнать зиму?» | |||||
Задачи | Виды деятельности | Примечание |
||||
Двигательная | Игровая | Трудовая | Интегрированная | |||
Систематизация и обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, зверей, птиц, рыб и т.д.) | Подвижные игры: «Зайцы и медведь», «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Совушка», «Птицы и кукушка», «Бездомный заяц», «Зайцы», «Следопыт» | Экологические игры: «Найди хозяина» (кому следы принадлежат), «Птичья столовая», «Птицы, звери, рыбы», «Кому что нужно?» | Расчистка от снега кормушек, кормление птиц | |||
Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж и др.) | Подвижная игра «Пингвины с мячом» |
Как ёлку наряжали
Танина ёлочка стояла в горнице, расправив густые ветки. Она словно проснулась от лесного зимнего сна. По всей избе пахло свежей хвоей.
К Тане пришли Алёнка и Дёмушка наряжать ёлку. Алёнка принесла два пряника, розовый и белый. Дёмушка принёс только один пряник, белый, а розовый он не утерпел – съел по дороге.
Тане бабушка дала целую пригоршню конфет в пёстрых бумажках. Таня и Алёнка продевали нитки и в пряники и в конфеты и вешали их на ёлку.
А когда всё повесили, пришла мать с работы, поглядела:
– Эх, что-то у вас, ребятишки, на ёлке жидко!
– Давайте баранок навешаем, – сказала бабушка. – Я их на праздник целую связку припасла.
Бабушка достала связку, и вскоре все до одной баранки висели на ветках.
Но матери всё-таки не понравилось:
– Ну что это за украшение – баранки!
Она оделась и пошла в село в магазин.
Вернулась мать из села очень скоро, потому что ходила быстро.
Таня увидела её из окна и бросилась навстречу:
– Мамушка, ты что купила?
Мать поставила на стол белую коробку, развязала верёвочку, подняла крышку…
– Ой! – У Тани даже дух захватило от радости. – Игрушки!
– Уж если наряжать ёлку, так наряжать! – сказала мать и засмеялась. – Ну что же ты глядишь? Доставай игрушки, вешай на ёлку.
Бабушка тоже подошла к столу:
– Вот это игрушки так игрушки, всеми огнями сияют!
Бабушка и Таня стали вынимать игрушки из коробки и вешать на ёлку. Тут были и шарики – жёлтые, зелёные, красные; и разные зверюшки из золотого и серебряного картона; и бусы – длинные-предлинные нитки бус. И самое главное – здесь была блестящая ярко-красная звезда. Мать встала на табуретку и прикрепила звезду на самой маковке.
– Теперь только свечек бы… – сказала бабушка. – Ну, а уж где свечек раздобыть, ума не приложу.
В это время пришёл с работы дедушка. Он медленно стягивал с плеч ватную стёганку и глядел из кухни на ёлку.
– О свечках не тужите, – сказал дедушка, – свечки ужо нам учитель из города привезёт. Я ему наказывал.
Таня подбежала к деду:
– Дедушка, а ты хорошенько наказывал-то? Может, ты плохо наказывал, а он и забудет?
– Не забудет, – сказал дедушка. – Ему и для школьной ёлки надо свечек привезти – как же он забудет?
Любовь Федоровна Воронкова
Подружки
Снег идёт
Лепёшки с творогом
Новые галоши
Бабушкины дела
Подружки отправляются в путь
Окно в речку
Приключения с киселём
В гостях на скотном
Что случилось у житницы
Хитрый снеговик
Таня выбирает ёлку
Как ёлку наряжали
Новый год пришёл
Любовь Федоровна Воронкова
Снег идёт
Подружки
Вот и лето прошло… Глубокая осень стоит на дворе. Листья облетели с деревьев, цветы засохли, трава пожелтела. Не поют птицы в лесу, не шумят жнейки в поле, не пылят по дорогам машины, тяжело груженные хлебом, – урожай убран с полей. Только слышно, как с утра до вечера шумит молотилка на колхозном гумне и в два голоса наперебой стрекочут веялки.
Утром мать втащила в избу большое деревянное корыто, а дедушка наточил сечки. Таня обрадовалась:
– Капусту рубить!
Дедушка взял топорик и пошёл в огород подрубать кочаны. Таня сказала:
– Я тоже пойду в огород. Я помогать буду!
– Иди помогай, – сказала мать, – только оденься получше. Помогай и за себя и за меня, потому что мне некогда с вами капусту рубить – я на молотьбу ухожу.
Таня оделась. Заправила со лба под платок светлые завитушки и побежала в огород. Пусто было в огороде: ни морковки, ни огурчика. Только большие растрёпанные кочаны сиротливо сидели на грядках.
– Дедушка, уж им тут стало скучно, – сказала Таня, – морковка – в подполе, и репа, и картошка лежат себе там, а кочаны живут здесь одни, и на них ветер холодный дует!
– А вот мы сейчас их тоже отсюда уберём, – сказал дедушка. – Я буду подрубать, а ты в кучку таскай.
Дедушка подрубал кочаны, и они скатывались в межу. А Таня таскала их в кучку. Кочаны были крепкие, тугие. А попадались такие, что и не поднять.
– Эти не таскай, – сказал дедушка, – эти я сам принесу.
А потом собрал кочаны в корзину и понёс домой. Таня тоже за ним побежала, но увидела, что Алёнка стоит на своём крыльце.
– Алёнка! – закричала Таня. – Пойдём к нам, у нас капусту рубят!
– А я в валенках, – сказала Алёнка, – как мне по грязи?
– А ты сторонкой проберись.
– Ну ладно. Сейчас проберусь.
У Алёнки были очень большие валенки. Она стала пробираться сторонкой, оступилась и попала в лужу. Таня рассердилась:
– Вот всегда ты, Алёнка, в лужи попадаешь!
– А вот и нет, не всегда! – сказала Алёнка.
– А вот и да, всегда!
– А вот и нет!
Тут Алёнка опять попала в лужу и не стала больше спорить. Но раз валенки всё равно уж промокли, она побежала к Тане прямо по грязи, не разбирая дороги.
Звонко и часто стучала сечка в избе. Бабушка рубила капусту.
– Бабушка, давай мы тоже рубить будем, – сказала Таня. – Мы тебе помогать пришли!
Но бабушка ответила:
– Вы лучше кочерыжки погрызите. А уж капусту я как-нибудь сама изрублю.
Таня и Алёнка набрали кочерыжек и пошли на крыльцо. Они уселись на ступеньки и стали чистить кочерыжки. Кочерыжки хрустели, как сахар. И сладкие были, как сахар. Одну кочерыжку Алёнка засунула себе в карман:
– А эту Дёмке отнесу. Он тоже кочерыжки любит. Даже в колхозный огород за ними бегал – вон куда, за реку!.. У нас ещё капусту не рубили.
– Бери, – сказала Таня. – Ты побольше бери!
Алёнка взяла ещё две и сунула их в другой карман.
– Ладно, – сказала она. – А когда у нас будут капусту рубить, ты к нам тоже придёшь. Какую захочешь кочерыжку, такую и выберешь!
Снег идёт
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:
«Я иду-у-у!.. Я бреду-у-у!..»
Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, и избы, и огород, и лес… Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
– Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну:
– Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
– Снег идёт!
Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.
Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?
– Что смотришь? – сказала бабушка. – Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.
Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:
– Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!
А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый…
А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
– Алёнка, выходи скорее – к нам зима пришла.
Лепёшки с творогом
Пшеница в этом году в колхозе уродилась богатая. Хорошо удобрили колхозники землю, глубоко вспахали, сортовыми семенами засевали поле – вот и хлеба на трудодни досталось много. Алёнкина мать напекла пшеничных лепёшек с творогом. Алёнка взяла себе лепёшку, и Алёнкин братишка Дёмушка взял. Тогда Алёнкина мать сказала:
– Что ж, вы будете лепёшки есть, а Тане на вас глядеть? На-ка и тебе, Танюшка!
– А у нас бабушка в воскресенье напечёт пирогов с капустой, – сказала Таня и взяла лепёшку.
Все трое вышли на улицу.
Увидела их ворона с дерева, спустилась пониже, а сама то одним глазом, то другим поглядывает на творожные лепёшки.
– Не гляди, не гляди, – сказал Дёмушка, – всё равно не дадим!
И спрятал руку с лепёшкой за спину.
Все глядели на ворону и не заметили, как прибежал озорной пёс Снежок. Он подошёл к Дёмушке сзади, понюхал вкусную лепёшку и схватил её зубами. Схватил и убежал и хвостом замотал от радости.
Дёмушка сразу заревел на всю улицу.
– А ты куда глядел? – закричала на него Алёнка. – Ты что – галок ловил?
– Я не галок… я на ворону…
– «На ворону»! Ну вот, лепёшку-то и проворонил!
А потом Алёнке стало жалко Дёмушку, она отломила от своей лепёшки половину и дала ему. Таня тоже отломила от своей половину. И стало у Дёмушки всех больше: у Тани одна половинка, у Алёнки одна половинка, а у Дёмушки – две!
Новые галоши
Наступила настоящая зима. По льду через реку протянулась дорога. На стёклах мороз нарисовал всё, что ему вздумалось. И на улицах залёг глубокий снег.
– Танюшка, ты одевайся как следует, – сказала бабушка, – теперь не лето.
И принесла ей из чулана зимнее пальто с меховым воротником и вязаный шерстяной платок. А через несколько дней мать привезла Тане из города галоши на валенки. Галоши были новенькие, блестящие. Если проведёшь по ним пальцем, они так и заскрипят, так и запоют! А когда Таня вышла на улицу, следы её печатались на снегу, как пряники. Алёнка полюбовалась на Танины галоши, даже рукой их потрогала.
– Какие новые! – сказала она.
Таня посмотрела на Алёнку, подумала.
– Ну, а хочешь, давай разделим? – сказала она. – Тебе одну галошу и мне одну…
Алёнка засмеялась:
– А давай!
Но посмотрела на свои валенки и сказала:
– Да она мне не влезет – очень валенки велики. Вон у них носы-то какие!
Подружки прошлись по улице – во что бы поиграть? Алёнка сказала:
– Пойдём на пруд, на льду покатаемся!
– На пруду-то хорошо, – сказала Таня, – только там прорубь.
– Ну и что ж?
– А мне бабушка не велела на прорубь ходить.
Алёнка оглянулась на Танину избу:
– Ваша изба вон где, а пруд вон где. Бабушка-то увидит, что ли?
Таня и Алёнка сбегали на пруд, покатались на льду. А домой вернулись – ничего бабушке не сказали.
Но бабушка пошла на пруд за водой, вернулась и говорит:
– Татьянка! А ты всё-таки опять к проруби бегала?
Таня вытаращила на бабушку глаза:
– А как же ты, бабушка, увидала?
– Я тебя-то не видела, а вот следы твои видела, – сказала бабушка. – У кого ж ещё такие новые галоши есть? Ох, не слушаешься ты, Таня, бабушку!
Таня опустила глаза, помолчала, подумала, а потом сказала:
– Бабушка, я больше не буду не слушаться!
Бабушкины дела
Ночью шумел буран. Страшно гудело и завывало в трубе. Жёсткий снег взвивался вихрем и ударялся о стены.
Таня спала в горнице, около маленькой печки.
... Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→Один за другим проходили зимние дни - то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год.
Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.
- Ты что? - спросила бабушка. - Руки отморозила?
- Я не отморозила руки! - прорыдала Таня.
- Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?
- Нет, не отколотили!
- А тогда что же стряслось?
- В школе ёлку будут делать… А нас не возьмут… Говорят - до школы далеко, маленькие замёрзнут… А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..
- И правда, - сказала бабушка, - куда вы такую-то даль по морозу потащитесь!
- Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!
- Эка беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!
- А где она у нас?
- Вот дед поедет за хворостом да и срубит.
- А чем наряжать?
- Найдём чем.
- И Алёнку позовём?
- Конечно, позовём.
Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь.
Бабушка сказала ему:
- Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.
- Какая встретится, ту и выберу, - сказал дедушка.
Но Таня закричала:
- Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!
- Поедем, - сказал дедушка. - А замёрзнешь - не реветь.
- Не буду реветь, - сказала Таня.
И тут же забралась в розвальни.
Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.
В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.
Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову.
- Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, - сказала Таня.
- Конечно, холодно, - сказал дедушка, - и вьюжно и морозно.
- А как же они терпят?
- Так вот, терпят и молчат - переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.
- Человек-то не молчит, - подумав, сказала Таня, - человек-то возьмёт да заплачет.
- Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.
Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.
В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.
- Я буду хворост на сани складывать, - сказал дедушка, - а ты пока что ёлку себе выбирай.
Таня пошла по лесной дороге.
Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу… Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт… Вот и третья, рядом с берёзкой, - маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!
- Я вот эту выбрала, - сказала Таня.
Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.
(Л. Воронкова)
(Из книги "Читаем детям" (Ленинград, 1987) -
для чтения в национальных детских садах РСФСР -
пособие для воспитателя)
Как ёлку наряжали
Танина ёлочка стояла в горнице, расправив густые ветки. Она словно проснулась от лесного зимнего сна. По всей избе пахло свежей хвоей.
К Тане пришли Алёнка и Дёмушка наряжать ёлку. Алёнка принесла два пряника, розовый и белый. Дёмушка принёс только один пряник, белый, а розовый он не утерпел – съел по дороге.
Тане бабушка дала целую пригоршню конфет в пёстрых бумажках. Таня и Алёнка продевали нитки и в пряники и в конфеты и вешали их на ёлку.
А когда всё повесили, пришла мать с работы, поглядела:
– Эх, что-то у вас, ребятишки, на ёлке жидко!
– Давайте баранок навешаем, – сказала бабушка. – Я их на праздник целую связку припасла.
Бабушка достала связку, и вскоре все до одной баранки висели на ветках.
Но матери всё-таки не понравилось:
– Ну что это за украшение – баранки!
Она оделась и пошла в село в магазин.
Вернулась мать из села очень скоро, потому что ходила быстро.
Таня увидела её из окна и бросилась навстречу:
– Мамушка, ты что купила?
Мать поставила на стол белую коробку, развязала верёвочку, подняла крышку…
– Ой! – У Тани даже дух захватило от радости. – Игрушки!
– Уж если наряжать ёлку, так наряжать! – сказала мать и засмеялась. – Ну что же ты глядишь? Доставай игрушки, вешай на ёлку.
Бабушка тоже подошла к столу:
– Вот это игрушки так игрушки, всеми огнями сияют!
Бабушка и Таня стали вынимать игрушки из коробки и вешать на ёлку. Тут были и шарики – жёлтые, зелёные, красные; и разные зверюшки из золотого и серебряного картона; и бусы – длинные-предлинные нитки бус. И самое главное – здесь была блестящая ярко-красная звезда. Мать встала на табуретку и прикрепила звезду на самой маковке.
– Теперь только свечек бы… – сказала бабушка. – Ну, а уж где свечек раздобыть, ума не приложу.
В это время пришёл с работы дедушка. Он медленно стягивал с плеч ватную стёганку и глядел из кухни на ёлку.
– О свечках не тужите, – сказал дедушка, – свечки ужо нам учитель из города привезёт. Я ему наказывал.
Таня подбежала к деду:
– Дедушка, а ты хорошенько наказывал-то? Может, ты плохо наказывал, а он и забудет?
– Не забудет, – сказал дедушка. – Ему и для школьной ёлки надо свечек привезти – как же он забудет?
Новый год пришёл
Учитель не забыл – свечек привёз. А ещё привез бенгальских огней и дал деду немного серебряной канители и золотого дождя.
– А когда свечки зажигать будем? – спросила Таня.
– Вечером, – сказала бабушка. – Как стемнеет на улице, так и зажжём.
Таня и Алёнка не могли дождаться, когда настанет вечер.
Они собрали всех своих кукол, нарядили их в самые лучшие платья и усадили под елку. А сами они тоже были нарядные. Алёнка пришла в новой вязаной кофточке, а Таня надела своё самое красивое платье – красное клетчатое с пуговицами на груди.
В сумерки пришёл Дёмушка и привёл своих товарищей – Егорку, Юру Грачёва и Ваню Берёзкина.
– Бабушка, смотри-ка, и все мальчишки к нам пришли! – закричала Таня.
Но бабушка сказала:
– Ну пусть они тоже на ёлке побудут, они ведь маленькие.
Мать пришла с работы пораньше, прибралась в избе, накрыла стол белой скатертью. Таня украдкой взяла шаль и выбежала на задворки посмотреть, не идёт ли Новый год. Но тихо было кругом, неподвижно стояли голые берёзы, и на снежной дороге никого не было.
– Не идёт ещё! – вздохнула Таня и побежала обратно в избу.
Скоро на улице совсем стемнело. Бабушка управилась со скотиной. Пришёл из конюшни дедушка.
– Ну вот, скоро и Новый год пожалует, – сказала мать. – Теперь и зажигать можно!
Мать зажгла на ёлке свечки, и вся изба осветилась. Заблестела на ёлке серебряная канитель, засверкал золотой дождик, красная звезда и все конфетки в пёстрых бумажках засветились и засияли. Тане показалось даже, что и старые куклы, которые сидели под ёлкой, развеселились и заулыбались.
– Давайте мы Новому году песенку споём, – сказала мать. – Девчатки, начинайте, как я вас учила!
Таня и Алёнка стали рядом и запели песню про ёлку.
Дёмушка и мальчики тоже им подтягивали, и получалось хоть и не очень складно, зато очень весело.
Когда спели песенку, мать включила радио, и в избе зазвучала музыка, громкая и весёлая. Такая музыка, что всем плясать захотелось.
А потом дедушка зажёг серную палочку – бенгальский огонь. Ну, уж это было настоящее чудо! Огонёк бежал по этой палочке, трещал, и по всей избе разлетались белые искры и белые звёзды.
Потом палочка сгорела, погасла, и пошёл дымок.
– Дедушка, ещё зажги! – закричала Таня.
– Ещё, ещё зажги! – закричала и Алёнка.
И мальчики закричали:
– Ещё! Ещё!
Дедушка зажёг другую палочку, и снова по избе с треском полетели белые искры и белые звёзды. Дёмушка отскакивал от бенгальского огня – боялся, что обожжётся. Он не знал, что бенгальский огонь холодный.
А Таня и Алёнка подставляли ладони, ловили огненные звёздочки и смеялись:
– А мы не боимся! А мы огонь хватаем!
Поздно вечером пришла Алёнкина мать и увела Алёнку и Дёмушку домой. И Дёмушкины товарищи тоже домой ушли. Танина мать всем гостям дала на дорожку по горсти разноцветных конфет. Конфеты были круглые, как крыжовник, и розовые и зелёные.
Таня свои конфеты есть не стала. Она высыпала их в блюдце и поставила куклам под ёлку – кукол ведь тоже угостить нужно.
Свечки на ёлке стали гореть тише. То одна погаснет, то другая. Но серебряная канитель и золотой дождик всё ещё блестели и светились.
– Давайте ёлку гасить, – сказала бабушка, – да за ужин пора.
Но Таня сказала:
– Что ты, бабушка! Новый год придёт, а у нас ёлка не горит. И радио пусть играет!.. – А потом спросила: – А когда же он придёт? Уж и свечки стали маленькие, и трескучий огонёк сгорел, а он всё не идёт и не идёт. Может, он сегодня не придёт совсем?
Мать засмеялась. А дедушка сказал:
– Как не придёт? Хоть все ворота запри, но всё равно здесь будет.
Таня опять потихоньку вышла во двор, опять посмотрела на дорогу. Но в деревне стояла тишина, молчали берёзы, и на пустынной дороге никого не было…
После ужина Таня не хотела ложиться спать.
– Я не хочу спать, – сказала она, – а то усну и Новый год не встречу… Я буду его дожидаться.
– Дожидаться и в постели можно, – ответила мать. – Лежи и дожидайся.
Мать повернула рычажок радиоприёмника, и музыка стала тихой и далёкой, как во сне. Таня легла. Она смотрела, как мигают на ёлочке последние свечки, и ждала: вот заскрипят шаги по морозу, вот стукнут в дверь или в окно… Но шаги всё не скрипели, и в окно никто не стучал. Последняя свечка на ёлке погасла, и серебряный дождь перестал светиться. И Таня сама не заметила, как заснула.
Тихо было кругом. Все спали – и мать и бабушка. А дед ушёл ночевать на скотный двор.
И тогда вдруг умолкла музыка, и в тишине раздался большой серебряный звон часов. Это били часы в Москве, на кремлёвской башне.
Они пробили двенадцать раз, и на земле наступил Новый год.