Сказка "Таня выбирает ёлку" - ничего личного. Таня выбирает ёлку

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (3-4 года)

Зимушка – зима


Задачи

Темы

Виды деятельности

Познавательная

Художественная

Изобразительная

Музыкальная

Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы

«Морозные деньки», «Встречаем Новый год»

Наблюдение за снегопадом,снежинками.

Экскурсия по детскому саду «Мы встречаем Новый год».

Беседа о зиме (зимних забавах и развлечениях) с рассматриванием картинок.

Наблюдение за работой дворника зимой


Р.н.с. «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Рукавичка».

Рассказ Л. Воронковой «Таня выбирает ёлку» (из книги «Снег идет».

Стихотворения

И. Никитина «Зашумела, разгулялась», В.Берестова «Снегопад», С.Я.Маршака «Декабрь»


Рисование:

«Ёлочка», 2Новогодняя елка с огоньками и шариками».

«Лес зимой».

^ Лепка: «Маленькие куколки гуляют по снежной поляне», «Деревья в снегу».

Аппликация : «Бусы на ёлку»


«Новый год», (муз.Ю.Слонова, сл. И. Михайловой);

«Нарядили ёлочку», (муз.А.Филиппенко, сл.М.Познанской),

«Зима» (муз.В.Карасевой, сл. Н. Френкель)




«Как звери готовятся к зиме?», «Зима в лесу», «Где спит медведь?»

Рассказ воспитателя «Как звери к зиме готовятся».

Знакомство с образом жизни животных, не впадающих в спячку


Р.с.н. «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Рукавичка».

Стихотворения А. Блока «Зайчик», И.Токмаковой «Медведь»


Рисование :

«Угостим зайчат и других животных баранками».

Аппликация:

« Домик для ежат»


Слушание музыки: «Ёжик»

Д.К.Кабалевского, «Лягушка»

В.Ребиков


Закрепить знания о свойствах снега (белый, от тепла тает, легкий)

«Снегопад»

Рассматривание снежинки.

Предложить детям походить по снегу. Отметить,что снег хрустит под ногами. остаются следы.

Опты: таяние снега, замерзание воды


Рассказ Воротниковой «Снег идет»

Рисование:

Поможем снеговику спрятаться под снегом».

Лепка: «Снеговик», «Угостим зайку морковкой»

Аппликация:

«Снеговик»


«Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»



«Птицы зимой»

Наблюдение на участке детского сада з вороной, синицей, снегирём.

Беседа «Птицы зимой»


Рассказы М.Пришвина «Дятел», А. Александровой «Новая столовая»

Рисование:

« Зернышки для птичек».

Лепка: « Птичка с которой дружит снеговик»


Слушание музыки: «Сорока» А.Лядова

Итоговое занятие.

Задачи

Виды деятельности

Примечание

Двигательная

Игровая

Трудовая

Интегрированная

Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных

Хороводная игра «Зайка беленький сидит».

Подвижные игры: «Волк (лиса) и зайчата», «Хитрая лиса».

Музыкальное упражнение

«Птички» А. Серова, танец птиц» Т.Т.Ломовой


Закрепить знания о свойствах снега (белый снег, от тепла тает, легкий)

Подвижные игры: «Слепим дружно мы дружка из искусственного снежка», «Кто больше снега под деревья нагребет».

Музыкальная игра «Игра со снежками» Т. Ломовой


Экологическая игра «Опиши мы отгадаем»

Постройка из снега домика для куклы, зверушек и т. д.

Постройка ледяной горки, снежной крепости, снеговиков и украшение их цветными льдинками


Расширять представления о зимующих птицах

Подвижные игры: «Птички и птенчики», «Вороны и собачка»

Подкормка зимующих птиц

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (4-5 лет)

^ Здравствуй, зимушка – зима!


Задачи

Темы

Виды деятельности

Познавательная

Художественная

Изобразительная

Музыкальная

Закреплять знания детей о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь).

Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»


«Почему медведь спит всю зиму?».

«Кто зимой спит?»


Рассказ воспитателя «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу».

Рассматривание картин из серии «Животные нашего леса».

Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери»


Р.н. сказка «Лисичка – сестричка и волк»,

«Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Рассказы Е. Чарушина «Лисята», «Что за зверь?»


Рисование : «Заяц длинные ушки»

Лепка: «Кто живет в зимнем лесу?» (лиса, волк),

«Какие зверюшки были на празднике елки?»


Слушание музыки: «Ёжик» Д.Кобалевского

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, грач, скворец, голубь).

Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании)


« Помощники птиц».

Зачем к нам птицы прилетают?»


Рассматривание картин из серии «Зимующие птицы», серия картинок «Как дети спасали птиц»

Чтение произведений А. Александровой «Новая столовая», К.Д.Ушинского «Хотела галка пить», Горького «Воробьишко»

^ Лепка: «Покормим птичек», «Птички прилетели на кормушку, и клюют зернышки» (коллективная композиция).

Аппликация: « Птицы на ветках».

Конструирование: «Птичка» из природного материала)


Слушание музыки: «Кукушка»

М.Карасева, «Кукушка» А. Аренского


Итоговое занятие.

Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях


« Что мы знаем о зиме?»

Рассказ Незнайке, что дети знают о зиме

Задачи

Виды деятельности

Примечание

Двигательная

Игровая

Трудовая

Интегрированная

Закреплять знания о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь).

Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим».


Подвижные игры: «Зайцы и волк».

«Танец медведей» Е.Каменогрдского; «Танец зайцев» Е.Тиличевой

Музыкально - игровое творчество: «Зайцы и медведь» (игра), «Заинька» русская народная мелодия (обр. Н.А. Римского – Корсакова); «Медведь» (муз.В. Ребикова)


Посев семян для выращивания корма животным

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, голубь, грач).

Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании


Подвижные игры: «Воробышки», «Совушки», «Зимующие и перелетные птицы»

Музыкальное упражнение «Канарейки» русская народная мелодия


Дидактические игры: «Кто к кормушке прилетел?», «Кто где живет», «Нарисуй птицам дорожку в сказку», «Найди, каких птиц мы кормим»

Устройство птичьей столовой.

Подкормка птиц.

Сбор ягод рябины для обитателей уголка природы


Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (5-6 лет)

^ Проказы Матушки – зимы


Задачи

Темы

Виды деятельности

Познавательная

Художественная

Изобразительная

Музыкальная



«Наши друзья пернатые»

Различение следов людей, птиц на участке.

Наблюдение за поведением птиц в разную погоду


Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»; рассказы В. Зотова «Глухарь, Дрозд, Клест-еловик», В. Бианки «Синичкин календарь»

Рисование: «Воробышки зимой», «Снегири на ветке»

Слушание музыки: «Песнь жаворонка» П.И.Чайковского, «Жаворонок» М.И.Глинки «Лебедь»

К.Сен – Санса, «Соловей» А.А.Алябьева



«Животный мир полярных районов земли»

Рассказ воспитателя о том. Кто как зимует.

Серия картин «Из жизни диких животных»


Сказка П. Бажова «Серебряное копытце», стихотворение И.Бродского «Лось и лосенок», рассказы Л.Толстого «Белка и волк», К. Ушинского «Ёж и заяц», В. Зотова «Волк, Лось, Лиса» (из кн. «Лесная мозаика»), Чарушина «Медвежонок»

Лепка: 2Какие звери живут в лесу?», «Белочка»

«Кто по лесу идет?» Л.Н.Комисаровой, Э.П.Костиной

Итоговое занятие.

Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях


Задачи

Виды деятельности

Примечание

Двигательная

Игровая

Трудовая

Интегрированная

Познакомить детей с зимующими птицами (галки, воробьи, вороны), учить узнавать их

Экологические игры:

«Что за птица»,

«Третий лишний (птицы)», речевая игра «Назови птиц с нужным звуком»


Подготовка корма для обитателей уголка природы и птиц.

Подкормка птиц.

Изготовление кормушек


Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона (среда обитания, потребности, приспособление к среде)

Подвижные игры: «Зайцы и медведи», «Лиса в курятнике»

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (6-7 лет)

Зимушка-зима!


Задачи

Тема

Виды деятельности

Познавательная

Художественная

Изобразительная

Музыкальная

Систематизация и обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, зверей, птиц, рыб, и т.д.)

« Встреча зимы», «С какой ветки детки»,

«Зимующие птицы»


Наблюдение на участке за паводками птиц.

Какие птицы прилетели? В какое время дня-вороны, синицы, снегири? Какой корм предпочитают разные птицы?

Рассказ воспитателя «Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу».

Исследовательская деятельность: утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.

Рассматривание картин Н. Ульянова «Снегири», «Птицы зимой»


С. Чёрного «Волк», В. Степанова «Лосиное письмо»

Лепка:

«Зверюшки на новогоднем празднике»


« Мишка» (муз.Т.Бырченко, сл.А.Барто).

Слушание музыки: «Пение птиц» Ж. Рамо; «Синичка» Карасева; «Соловей» А.А.Алябьева


Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж, и др.); о приспособлении человека к жизни в суровых условиях

« Животный мир полярных районов»

«Беседа об одежде взрослых и детей зимой.

Рассматривание картин П.Корина «Северная баллада», «дети Севера», И. Шишкина «На севере диком»


Стихотворения Лермонтова «На севере диком…», Д.Хармс «Как тюлень стал тюленем»; рассказ Г. Снегирёва «Про пингвинов»

Рисование «Пингвины в Антарктиде».

Аппликация:

«На льдине» (пингвины, моржи, белый медведь и


Итоговое занятие

Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях


Обобщающая беседа «как узнать зиму?»

Задачи

Виды деятельности

Примечание

Двигательная

Игровая

Трудовая

Интегрированная

Систематизация и обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, зверей, птиц, рыб и т.д.)

Подвижные игры: «Зайцы и медведь», «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Совушка», «Птицы и кукушка», «Бездомный заяц», «Зайцы», «Следопыт»

Экологические игры:

«Найди хозяина» (кому следы принадлежат), «Птичья столовая», «Птицы, звери, рыбы», «Кому что нужно?»


Расчистка от снега кормушек, кормление птиц

Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж и др.)

Подвижная игра «Пингвины с мячом»

Как ёлку наряжали

Танина ёлочка стояла в горнице, расправив густые ветки. Она словно проснулась от лесного зимнего сна. По всей избе пахло свежей хвоей.

К Тане пришли Алёнка и Дёмушка наряжать ёлку. Алёнка принесла два пряника, розовый и белый. Дёмушка принёс только один пряник, белый, а розовый он не утерпел – съел по дороге.

Тане бабушка дала целую пригоршню конфет в пёстрых бумажках. Таня и Алёнка продевали нитки и в пряники и в конфеты и вешали их на ёлку.

А когда всё повесили, пришла мать с работы, поглядела:

– Эх, что-то у вас, ребятишки, на ёлке жидко!

– Давайте баранок навешаем, – сказала бабушка. – Я их на праздник целую связку припасла.

Бабушка достала связку, и вскоре все до одной баранки висели на ветках.

Но матери всё-таки не понравилось:

– Ну что это за украшение – баранки!

Она оделась и пошла в село в магазин.

Вернулась мать из села очень скоро, потому что ходила быстро.

Таня увидела её из окна и бросилась навстречу:

– Мамушка, ты что купила?

Мать поставила на стол белую коробку, развязала верёвочку, подняла крышку…

– Ой! – У Тани даже дух захватило от радости. – Игрушки!

– Уж если наряжать ёлку, так наряжать! – сказала мать и засмеялась. – Ну что же ты глядишь? Доставай игрушки, вешай на ёлку.

Бабушка тоже подошла к столу:

– Вот это игрушки так игрушки, всеми огнями сияют!

Бабушка и Таня стали вынимать игрушки из коробки и вешать на ёлку. Тут были и шарики – жёлтые, зелёные, красные; и разные зверюшки из золотого и серебряного картона; и бусы – длинные-предлинные нитки бус. И самое главное – здесь была блестящая ярко-красная звезда. Мать встала на табуретку и прикрепила звезду на самой маковке.

– Теперь только свечек бы… – сказала бабушка. – Ну, а уж где свечек раздобыть, ума не приложу.

В это время пришёл с работы дедушка. Он медленно стягивал с плеч ватную стёганку и глядел из кухни на ёлку.

– О свечках не тужите, – сказал дедушка, – свечки ужо нам учитель из города привезёт. Я ему наказывал.

Таня подбежала к деду:

– Дедушка, а ты хорошенько наказывал-то? Может, ты плохо наказывал, а он и забудет?

– Не забудет, – сказал дедушка. – Ему и для школьной ёлки надо свечек привезти – как же он забудет?

Любовь Федоровна Воронкова

Подружки

Снег идёт

Лепёшки с творогом

Новые галоши

Бабушкины дела

Подружки отправляются в путь

Окно в речку

Приключения с киселём

В гостях на скотном

Что случилось у житницы

Хитрый снеговик

Таня выбирает ёлку

Как ёлку наряжали

Новый год пришёл

Любовь Федоровна Воронкова

Снег идёт

Подружки

Вот и лето прошло… Глубокая осень стоит на дворе. Листья облетели с деревьев, цветы засохли, трава пожелтела. Не поют птицы в лесу, не шумят жнейки в поле, не пылят по дорогам машины, тяжело груженные хлебом, – урожай убран с полей. Только слышно, как с утра до вечера шумит молотилка на колхозном гумне и в два голоса наперебой стрекочут веялки.

Утром мать втащила в избу большое деревянное корыто, а дедушка наточил сечки. Таня обрадовалась:

– Капусту рубить!

Дедушка взял топорик и пошёл в огород подрубать кочаны. Таня сказала:

– Я тоже пойду в огород. Я помогать буду!

– Иди помогай, – сказала мать, – только оденься получше. Помогай и за себя и за меня, потому что мне некогда с вами капусту рубить – я на молотьбу ухожу.

Таня оделась. Заправила со лба под платок светлые завитушки и побежала в огород. Пусто было в огороде: ни морковки, ни огурчика. Только большие растрёпанные кочаны сиротливо сидели на грядках.

– Дедушка, уж им тут стало скучно, – сказала Таня, – морковка – в подполе, и репа, и картошка лежат себе там, а кочаны живут здесь одни, и на них ветер холодный дует!

– А вот мы сейчас их тоже отсюда уберём, – сказал дедушка. – Я буду подрубать, а ты в кучку таскай.

Дедушка подрубал кочаны, и они скатывались в межу. А Таня таскала их в кучку. Кочаны были крепкие, тугие. А попадались такие, что и не поднять.

– Эти не таскай, – сказал дедушка, – эти я сам принесу.

А потом собрал кочаны в корзину и понёс домой. Таня тоже за ним побежала, но увидела, что Алёнка стоит на своём крыльце.

– Алёнка! – закричала Таня. – Пойдём к нам, у нас капусту рубят!

– А я в валенках, – сказала Алёнка, – как мне по грязи?

– А ты сторонкой проберись.

– Ну ладно. Сейчас проберусь.

У Алёнки были очень большие валенки. Она стала пробираться сторонкой, оступилась и попала в лужу. Таня рассердилась:

– Вот всегда ты, Алёнка, в лужи попадаешь!

– А вот и нет, не всегда! – сказала Алёнка.

– А вот и да, всегда!

– А вот и нет!

Тут Алёнка опять попала в лужу и не стала больше спорить. Но раз валенки всё равно уж промокли, она побежала к Тане прямо по грязи, не разбирая дороги.

Звонко и часто стучала сечка в избе. Бабушка рубила капусту.

– Бабушка, давай мы тоже рубить будем, – сказала Таня. – Мы тебе помогать пришли!

Но бабушка ответила:

– Вы лучше кочерыжки погрызите. А уж капусту я как-нибудь сама изрублю.

Таня и Алёнка набрали кочерыжек и пошли на крыльцо. Они уселись на ступеньки и стали чистить кочерыжки. Кочерыжки хрустели, как сахар. И сладкие были, как сахар. Одну кочерыжку Алёнка засунула себе в карман:

– А эту Дёмке отнесу. Он тоже кочерыжки любит. Даже в колхозный огород за ними бегал – вон куда, за реку!.. У нас ещё капусту не рубили.

– Бери, – сказала Таня. – Ты побольше бери!

Алёнка взяла ещё две и сунула их в другой карман.

– Ладно, – сказала она. – А когда у нас будут капусту рубить, ты к нам тоже придёшь. Какую захочешь кочерыжку, такую и выберешь!

Снег идёт

Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:

«Я иду-у-у!.. Я бреду-у-у!..»

Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, и избы, и огород, и лес… Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:

– Вот и снежок пошёл!

Таня подбежала к окну:

– Где снежок пошёл?

За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:

– Снег идёт!

Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.

Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?

– Что смотришь? – сказала бабушка. – Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.

Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:

– Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!

А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый…

А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно:

– Алёнка, выходи скорее – к нам зима пришла.

Лепёшки с творогом

Пшеница в этом году в колхозе уродилась богатая. Хорошо удобрили колхозники землю, глубоко вспахали, сортовыми семенами засевали поле – вот и хлеба на трудодни досталось много. Алёнкина мать напекла пшеничных лепёшек с творогом. Алёнка взяла себе лепёшку, и Алёнкин братишка Дёмушка взял. Тогда Алёнкина мать сказала:

– Что ж, вы будете лепёшки есть, а Тане на вас глядеть? На-ка и тебе, Танюшка!

– А у нас бабушка в воскресенье напечёт пирогов с капустой, – сказала Таня и взяла лепёшку.

Все трое вышли на улицу.

Увидела их ворона с дерева, спустилась пониже, а сама то одним глазом, то другим поглядывает на творожные лепёшки.

– Не гляди, не гляди, – сказал Дёмушка, – всё равно не дадим!

И спрятал руку с лепёшкой за спину.

Все глядели на ворону и не заметили, как прибежал озорной пёс Снежок. Он подошёл к Дёмушке сзади, понюхал вкусную лепёшку и схватил её зубами. Схватил и убежал и хвостом замотал от радости.

Дёмушка сразу заревел на всю улицу.

– А ты куда глядел? – закричала на него Алёнка. – Ты что – галок ловил?

– Я не галок… я на ворону…

– «На ворону»! Ну вот, лепёшку-то и проворонил!

А потом Алёнке стало жалко Дёмушку, она отломила от своей лепёшки половину и дала ему. Таня тоже отломила от своей половину. И стало у Дёмушки всех больше: у Тани одна половинка, у Алёнки одна половинка, а у Дёмушки – две!

Новые галоши

Наступила настоящая зима. По льду через реку протянулась дорога. На стёклах мороз нарисовал всё, что ему вздумалось. И на улицах залёг глубокий снег.

– Танюшка, ты одевайся как следует, – сказала бабушка, – теперь не лето.

И принесла ей из чулана зимнее пальто с меховым воротником и вязаный шерстяной платок. А через несколько дней мать привезла Тане из города галоши на валенки. Галоши были новенькие, блестящие. Если проведёшь по ним пальцем, они так и заскрипят, так и запоют! А когда Таня вышла на улицу, следы её печатались на снегу, как пряники. Алёнка полюбовалась на Танины галоши, даже рукой их потрогала.

– Какие новые! – сказала она.

Таня посмотрела на Алёнку, подумала.

– Ну, а хочешь, давай разделим? – сказала она. – Тебе одну галошу и мне одну…

Алёнка засмеялась:

– А давай!

Но посмотрела на свои валенки и сказала:

– Да она мне не влезет – очень валенки велики. Вон у них носы-то какие!

Подружки прошлись по улице – во что бы поиграть? Алёнка сказала:

– Пойдём на пруд, на льду покатаемся!

– На пруду-то хорошо, – сказала Таня, – только там прорубь.

– Ну и что ж?

– А мне бабушка не велела на прорубь ходить.

Алёнка оглянулась на Танину избу:

– Ваша изба вон где, а пруд вон где. Бабушка-то увидит, что ли?

Таня и Алёнка сбегали на пруд, покатались на льду. А домой вернулись – ничего бабушке не сказали.

Но бабушка пошла на пруд за водой, вернулась и говорит:

– Татьянка! А ты всё-таки опять к проруби бегала?

Таня вытаращила на бабушку глаза:

– А как же ты, бабушка, увидала?

– Я тебя-то не видела, а вот следы твои видела, – сказала бабушка. – У кого ж ещё такие новые галоши есть? Ох, не слушаешься ты, Таня, бабушку!

Таня опустила глаза, помолчала, подумала, а потом сказала:

– Бабушка, я больше не буду не слушаться!

Бабушкины дела

Ночью шумел буран. Страшно гудело и завывало в трубе. Жёсткий снег взвивался вихрем и ударялся о стены.

Таня спала в горнице, около маленькой печки.

... Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Один за другим проходили зимние дни - то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год.
Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.
- Ты что? - спросила бабушка. - Руки отморозила?
- Я не отморозила руки! - прорыдала Таня.
- Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?
- Нет, не отколотили!
- А тогда что же стряслось?
- В школе ёлку будут делать… А нас не возьмут… Говорят - до школы далеко, маленькие замёрзнут… А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..
- И правда, - сказала бабушка, - куда вы такую-то даль по морозу потащитесь!
- Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!
- Эка беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!
- А где она у нас?
- Вот дед поедет за хворостом да и срубит.
- А чем наряжать?
- Найдём чем.
- И Алёнку позовём?
- Конечно, позовём.
Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь.
Бабушка сказала ему:
- Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.
- Какая встретится, ту и выберу, - сказал дедушка.
Но Таня закричала:
- Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!
- Поедем, - сказал дедушка. - А замёрзнешь - не реветь.
- Не буду реветь, - сказала Таня.
И тут же забралась в розвальни.
Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.
В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.
Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову.
- Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, - сказала Таня.
- Конечно, холодно, - сказал дедушка, - и вьюжно и морозно.
- А как же они терпят?
- Так вот, терпят и молчат - переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.
- Человек-то не молчит, - подумав, сказала Таня, - человек-то возьмёт да заплачет.
- Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.
Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.
В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.
- Я буду хворост на сани складывать, - сказал дедушка, - а ты пока что ёлку себе выбирай.
Таня пошла по лесной дороге.
Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу… Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт… Вот и третья, рядом с берёзкой, - маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!
- Я вот эту выбрала, - сказала Таня.
Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.

(Л. Воронкова)

(Из книги "Читаем детям" (Ленинград, 1987) -
для чтения в национальных детских садах РСФСР -
пособие для воспитателя)

Как ёлку наряжали

Танина ёлочка стояла в горнице, расправив густые ветки. Она словно проснулась от лесного зимнего сна. По всей избе пахло свежей хвоей.

К Тане пришли Алёнка и Дёмушка наряжать ёлку. Алёнка принесла два пряника, розовый и белый. Дёмушка принёс только один пряник, белый, а розовый он не утерпел – съел по дороге.

Тане бабушка дала целую пригоршню конфет в пёстрых бумажках. Таня и Алёнка продевали нитки и в пряники и в конфеты и вешали их на ёлку.

А когда всё повесили, пришла мать с работы, поглядела:

– Эх, что-то у вас, ребятишки, на ёлке жидко!

– Давайте баранок навешаем, – сказала бабушка. – Я их на праздник целую связку припасла.

Бабушка достала связку, и вскоре все до одной баранки висели на ветках.

Но матери всё-таки не понравилось:

– Ну что это за украшение – баранки!

Она оделась и пошла в село в магазин.

Вернулась мать из села очень скоро, потому что ходила быстро.

Таня увидела её из окна и бросилась навстречу:

– Мамушка, ты что купила?

Мать поставила на стол белую коробку, развязала верёвочку, подняла крышку…

– Ой! – У Тани даже дух захватило от радости. – Игрушки!

– Уж если наряжать ёлку, так наряжать! – сказала мать и засмеялась. – Ну что же ты глядишь? Доставай игрушки, вешай на ёлку.

Бабушка тоже подошла к столу:

– Вот это игрушки так игрушки, всеми огнями сияют!

Бабушка и Таня стали вынимать игрушки из коробки и вешать на ёлку. Тут были и шарики – жёлтые, зелёные, красные; и разные зверюшки из золотого и серебряного картона; и бусы – длинные-предлинные нитки бус. И самое главное – здесь была блестящая ярко-красная звезда. Мать встала на табуретку и прикрепила звезду на самой маковке.

– Теперь только свечек бы… – сказала бабушка. – Ну, а уж где свечек раздобыть, ума не приложу.

В это время пришёл с работы дедушка. Он медленно стягивал с плеч ватную стёганку и глядел из кухни на ёлку.

– О свечках не тужите, – сказал дедушка, – свечки ужо нам учитель из города привезёт. Я ему наказывал.

Таня подбежала к деду:

– Дедушка, а ты хорошенько наказывал-то? Может, ты плохо наказывал, а он и забудет?

– Не забудет, – сказал дедушка. – Ему и для школьной ёлки надо свечек привезти – как же он забудет?

Новый год пришёл

Учитель не забыл – свечек привёз. А ещё привез бенгальских огней и дал деду немного серебряной канители и золотого дождя.

– А когда свечки зажигать будем? – спросила Таня.

– Вечером, – сказала бабушка. – Как стемнеет на улице, так и зажжём.

Таня и Алёнка не могли дождаться, когда настанет вечер.

Они собрали всех своих кукол, нарядили их в самые лучшие платья и усадили под елку. А сами они тоже были нарядные. Алёнка пришла в новой вязаной кофточке, а Таня надела своё самое красивое платье – красное клетчатое с пуговицами на груди.

В сумерки пришёл Дёмушка и привёл своих товарищей – Егорку, Юру Грачёва и Ваню Берёзкина.

– Бабушка, смотри-ка, и все мальчишки к нам пришли! – закричала Таня.

Но бабушка сказала:

– Ну пусть они тоже на ёлке побудут, они ведь маленькие.

Мать пришла с работы пораньше, прибралась в избе, накрыла стол белой скатертью. Таня украдкой взяла шаль и выбежала на задворки посмотреть, не идёт ли Новый год. Но тихо было кругом, неподвижно стояли голые берёзы, и на снежной дороге никого не было.

– Не идёт ещё! – вздохнула Таня и побежала обратно в избу.

Скоро на улице совсем стемнело. Бабушка управилась со скотиной. Пришёл из конюшни дедушка.

– Ну вот, скоро и Новый год пожалует, – сказала мать. – Теперь и зажигать можно!

Мать зажгла на ёлке свечки, и вся изба осветилась. Заблестела на ёлке серебряная канитель, засверкал золотой дождик, красная звезда и все конфетки в пёстрых бумажках засветились и засияли. Тане показалось даже, что и старые куклы, которые сидели под ёлкой, развеселились и заулыбались.

– Давайте мы Новому году песенку споём, – сказала мать. – Девчатки, начинайте, как я вас учила!

Таня и Алёнка стали рядом и запели песню про ёлку.

Дёмушка и мальчики тоже им подтягивали, и получалось хоть и не очень складно, зато очень весело.

Когда спели песенку, мать включила радио, и в избе зазвучала музыка, громкая и весёлая. Такая музыка, что всем плясать захотелось.

А потом дедушка зажёг серную палочку – бенгальский огонь. Ну, уж это было настоящее чудо! Огонёк бежал по этой палочке, трещал, и по всей избе разлетались белые искры и белые звёзды.

Потом палочка сгорела, погасла, и пошёл дымок.

– Дедушка, ещё зажги! – закричала Таня.

– Ещё, ещё зажги! – закричала и Алёнка.

И мальчики закричали:

– Ещё! Ещё!

Дедушка зажёг другую палочку, и снова по избе с треском полетели белые искры и белые звёзды. Дёмушка отскакивал от бенгальского огня – боялся, что обожжётся. Он не знал, что бенгальский огонь холодный.

А Таня и Алёнка подставляли ладони, ловили огненные звёздочки и смеялись:

– А мы не боимся! А мы огонь хватаем!

Поздно вечером пришла Алёнкина мать и увела Алёнку и Дёмушку домой. И Дёмушкины товарищи тоже домой ушли. Танина мать всем гостям дала на дорожку по горсти разноцветных конфет. Конфеты были круглые, как крыжовник, и розовые и зелёные.

Таня свои конфеты есть не стала. Она высыпала их в блюдце и поставила куклам под ёлку – кукол ведь тоже угостить нужно.

Свечки на ёлке стали гореть тише. То одна погаснет, то другая. Но серебряная канитель и золотой дождик всё ещё блестели и светились.

– Давайте ёлку гасить, – сказала бабушка, – да за ужин пора.

Но Таня сказала:

– Что ты, бабушка! Новый год придёт, а у нас ёлка не горит. И радио пусть играет!.. – А потом спросила: – А когда же он придёт? Уж и свечки стали маленькие, и трескучий огонёк сгорел, а он всё не идёт и не идёт. Может, он сегодня не придёт совсем?

Мать засмеялась. А дедушка сказал:

– Как не придёт? Хоть все ворота запри, но всё равно здесь будет.

Таня опять потихоньку вышла во двор, опять посмотрела на дорогу. Но в деревне стояла тишина, молчали берёзы, и на пустынной дороге никого не было…

После ужина Таня не хотела ложиться спать.

– Я не хочу спать, – сказала она, – а то усну и Новый год не встречу… Я буду его дожидаться.

– Дожидаться и в постели можно, – ответила мать. – Лежи и дожидайся.

Мать повернула рычажок радиоприёмника, и музыка стала тихой и далёкой, как во сне. Таня легла. Она смотрела, как мигают на ёлочке последние свечки, и ждала: вот заскрипят шаги по морозу, вот стукнут в дверь или в окно… Но шаги всё не скрипели, и в окно никто не стучал. Последняя свечка на ёлке погасла, и серебряный дождь перестал светиться. И Таня сама не заметила, как заснула.

Тихо было кругом. Все спали – и мать и бабушка. А дед ушёл ночевать на скотный двор.

И тогда вдруг умолкла музыка, и в тишине раздался большой серебряный звон часов. Это били часы в Москве, на кремлёвской башне.

Они пробили двенадцать раз, и на земле наступил Новый год.