Сексуальное просвещение детей. Педагогика полового воспитания. Основные проблемы, которое решает половое воспитание в школе

ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО

ЦЕНТРА ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

В июне 1999 года меня пригласили для обмена опытом работы в области полового просвещения подростков мои российские коллеги из Свердловского Областного Центра Планирования Семьи. Данный проект был осуществлен через службу Волентери Сервис Оверсис и по первоначальному плану должен был длиться 1 год. Руководство Центра и службы ВСО уполномочили меня работать с молодежными и образовательными учреждениями в качестве их представителя. В ходе своей работы я составила четкое представление о том, что необходимо российским подросткам и какое влияние оказывают на их жизнь взрослые. В результате, совместно с моими российскими коллегами, был разработан спецкурс для обучения медицинского персонала, ведущего работу по половому просвещению подростков, а мое пребывание в Екатеринбурге продлилось еще на 6 месяцев. Обобщением опыта совместной работы служит данное пособие.

Мне хотелось бы выразить глубокую признательность Елене Борисовне Николаевой, директору Свердловского Областного Центра Планирования Семьи, и Людмиле Георгиевне Коноваловой, главному врачу Центра, за их приглашение поработать в штате.

Я очень благодарна Елене Валентиновне Ерофеевой за ее бескорыстную помощь и поддержку, душевную теплоту и огромную работу, проделанную при разработке данного курса. Работа также не могла бы осуществиться без Натальи Геннадьевны Орловой – ее поддержки и чувства юмора.

Особую благодарность хочется выразить моим переводчикам Евгении Минаевой и Яне Матюшенко за помощь в переводе данного пособия.

Джулиана Слободиан

Ноябрь, 2000

ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ; ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Введение.

Данное пособие – результат совместной работы с медиками и психологами Свердловского Областного Центра Планирования Семьи. В основу положена концепция курса "Теория и практика полового просвещения", который предлагается профессионалами Центра медикам и всем, кто ведет работу с молодежью в регионе.

Пособие основано на медицинских данных и делает упор на роли медицинского работника в половом просвещении. Однако, очевидно, что не всегда медицинские понятия и нормы в реальной жизни соответствуют жизненным установкам подростка, поэтому курс включает в себя не только медицинские аспекты.

Медики – лишь одна из групп, принимающая участие в жизни и развитии подростка, поэтому для успешного выполнения программы полового просвещения к работе следует привлекать и других взрослых. Пособие имеет соответствующие разделы, касающиеся работы с учителями и родителями.

Работа в данном направлении может вестись в нескольких местах: в школах; в кружках, секциях, клубах; в поликлиниках. Пособие предлагает различные виды занятий и ролевые игры для индивидуальной и групповой работы.

Использование пособия.

Данная руководство предназначено для медиков, которые уже работают или которым предстоит работать в сфере полового просвещения молодежи и подростков. Пособие состоит из двух частей – теория полового просвещения и практическое осуществление данного курса. Некоторые аспекты являются достаточно сложными и спорными, поэтому в соответствующих разделах дается анализ преимуществ того или иного метода просвещения, при этом за медицинским работником остается решение о выборе метода работы.

Специфика России.

Подобно другим областям Российской Федерации, Свердловская область испытывает социально – экономические трудности переходного периода. Область занимает большую территорию, состоящую из больших промышленных городов и небольших деревень и поселков, где существует разная, иногда – очень ограниченная возможность медицинского и социального обслуживания населения, в частности – молодежи и подростков. Изменения в российском обществе влияют на жизнь, культуру и поведение подростков. Последствия безответственного поведения очевидны: наблюдается рост числа нежелательных беременностей и случаев ЗППП – в частности, сифилиса и хламидиоза, что сказывается на половой и репродуктивной функции целой группы населения. Употребление наркотиков подростками ведет к росту заболеваемости гепатитом Б и ВИЧ, что становится серьезной проблемой для половых партнеров. Центры планирования семьи заинтересованы в информировании и обучении подросткового населения и профессионалов, работающих с подростками.

Существующие подходы к половому просвещению :

A. Нет обучения = нет секса

Наиболее консервативный подход. Считается, что у подростков секса нет.

Б. Воздержание

Консервативный подход (затрагиваются темы профилактики ЗППП и нежелательной беременности).

В. Подход, основанный на воздержании.

Практический подход, основанный на медицинских фактах, что воздержание предупреждает беременность и ЗППП.

Г. Комбинированный подход.

Поддерживает воздержание, но также и предполагает половую жизнь у подростков и затрагивает более глубоко проблемы нежелательной беременности и ЗППП.

Д. Либеральный, без раздачи презервативов.

Более либеральный подход, разъясняющий сексуальную активность и пропагандирующий отсрочку вступления в половые отношения, моногамные отношения, а также все аспекты безопасного секса, включая контрацепцию и использование презерватива.

Е. Либеральный, с раздачей презервативов.

Альтернатива сексу без предохранения, с раздачей презервативов.

По мнению российских медиков и учителей, в настоящее время наиболее распространен подход В, хотя большинство медицинских работников хотело бы достигнуть уровня Е.

Почему половое просвещение важно?

Не получая информации подростки не представляют достаточно ясно, что такое незапланированная беременность и ЗППП. Незнание ведет к ненужному риску. Независимые исследования показали, что половое просвещение снижает риск "опасного" секса. Половое просвещение не поддерживает беспорядочные половые связи, оно пропагандирует отсрочку вступления в половые отношения, моногамные отношения, а также все аспекты безопасного секса. Без таких программ подростки получают знания о сексе из СМИ, где пропагандируется скорее развлечение, чем аспекты безопасного секса.

Что такое половое просвещение?

Половое просвещение - термин, который означает развитие физических, психологических, эмоциональных, половых, моральных, духовных, интеллектуальных и социальных аспектов личности подростка. Данный курс принимает во внимание личные отношения, культуру, вероисповедание, системы ценностей, ориентации и поведение.

Это включает исследование следующих проблем, подходов и навыков:

    Приобретение опыта и обмен опытом

    Понимание личной сексуальности

    Исследование отношений

    Повышение значения личного отношения и личностных ценностей

    Овладение и тренировка навыков, способствующих сексуальному здоровью и безопасности

    Доверительные отношения при принятии решения

    Уважение и понимание других.

Когда чему учить?

Половое просвещение часто характеризуется профессионалами и молодыми людьми как "слишком мало и слишком поздно". Развитие навыков и формирование отношения к семейной жизни, отношениям и стилю жизни может начинаться с раннего возраста. Работа с маленькими детьми не содержит подробностей половой жизни, но обеспечивает фундамент для более сложной и тонкой работы с детьми - подростками.

Следующие соображения актуальны для любой программы полового воспитания детей и подростков:

    Используемый язык соответствует возрасту;

    Информация расположена по приоритетам и дана блоками; слишком много информации ведут к беспорядку и "перегрузке";

    Дети должны быть подготовлены к восприятию информации очень личного и интимного характера; информация интимного характера должна даваться по уровням.

Что говорят подростки?

Опыт работы с российскими подростками и ведение практических занятий с возрастными группами от 14 лет, показал их осведомленность в следующих вопросах:

    Основные факты о половой активности;

    Некоторые методы контрацепции типа таблеток и презервативов;

    Методы предупреждения ЗППП, включая ВИЧ;

    Элементарные знания относительно анатомии и физических изменений при половом созревании;

    Основная информация относительно беременности;

    Определенные знания о статусе родителя и семье.

Когда подростков спрашивали, что они хотели бы узнать, они интересовались практическим применением полученных теоретических знаний:

    Подбор и эффективность средств контрацепции для молодых женщин – в течение какого времени можно принимать таблетки?

    Как женщина может заставить партнера использовать презерватив?

    Инфекции: как узнать, что ты заразился и куда обратиться для лечения?

    Отношения и имидж: меня привлекла сексуальность моей подружки, но теперь я хочу, чтобы она одевалась скромнее.

Вышеупомянутые примеры указывают потребность подростков в более глубоком обсуждении тем, связанных с сексом; часто это связано с их осведомленностью, хотя у подростков существуют определенные пробелы в знаниях.

Знания, навыки и отношение.

Цель полового просвещения – пропаганда образа жизни, который предупреждает передачу ЗППП и нежелательную беременность. Приобретение необходимых для этого поведенческих навыков – главная часть программы. Если молодые люди положительно относятся к режиму "здорового" поведения, все, что необходимо – использование знаний на практике и положительный опыт. Следовательно, действенная программа полового просвещения рассматривает три главных составляющих: знания, навыки и отношение.

Знания.

Информация, которая поможет молодым людям принять решение о нормах поведения, включает: пути передачи ЗППП и ВИЧ, запланированная и нежелательная беременность, анатомия половой зрелости, методы контрацепции, службы доверия и консультации.

Развитие навыков.

Навыки норм поведения: самоанализ, принятие решения, уверенность в себе, чтобы сопротивляться сексу под давлением, умение настоять на безопасном сексе, практические навыки использования презерватива. Эти навыки тренируются на занятиях в виде повторений или ролевых игр, воспроизводящих реальные жизненные ситуации, при которых возникает риск для здоровья подростка.

Отношение.

Отношение к сексу, беременности и ЗППП включает в себя: позитивный настрой к отсрочке первого сексуального опыта, осознание личной ответственности, презервативы как средства защиты, осознание ответственности родителя, социальная позиция: борьба с предубеждениями, разные половые партнеры, различные типы семей, в том числе - неполные семьи, ранние браки, разводы, и оскорбительное отношение.

Мотивированная поддержка.

Хорошо осведомленный и опытный человек должен получить мотивацию для практики безопасного секса. Реалистическое восприятие собственного риска подростком и принятия решения о предохранении тесно связано с мотивировкой. Беседы с более осведомленными сверстниками так же действенны, как поддержка от родителей, что в целом может способствовать программе.

Уверенность

Воспитание понимания и уверенности имеет особую значимость в половом воспитании. Это в основном касается системы ценностей и принятия ответственности за самих себя, четкое отстаивание своих прав, уважение другого человека в той же мере, в какой мы требуем уважения к себе. Цель – научить справляться с подобными ситуациями и при этом не быть пассивным, не проявлять агрессии или не давать собой манипулировать.

Кому следует заниматься половым просвещением подростков?

Взрослые, которые играют важную роль в жизни подростка, должны участвовать в программе полового просвещения и поддерживать ее. Личный и интимный характер этой темы вызывает в людях определенные эмоции и делает обсуждение трудным. Взрослые, соответственно, спорят о том, кто должен просвещать детей, что ведет к тому, что дети не получают всей важной информации.

Родители. Они могут быть соратниками медиков и других профессионалов, поддерживая программу дома. См. главу "Работа с родителями".

Учителя. Многие предметы школьной программы обеспечивают получение информации по данному вопросу, которая способствует целостному восприятию.

Литература - обсуждение природы отношений в книгах и их сравнении с таковыми в современном обществе.

Биология - анатомия и физиология: тело изменяется в период полового созревания, беременности и старения.

"Моральное" образование - влияние политики, религии, СМИ, и культуры на семью, общество и образ жизни.

Этика и психология семейной жизни - много аспектов программы сексуального образования содержится в этом курсе.

См. главу "Работа с педагогами".

Организации по работе с молодежью. Представители таких организаций проводят занятия с молодыми людьми в неофициальной установке, которая способствует установлению отношений, в свою очередь способствующих формированию целостного подхода к половому просвещению. Они имеют тенденцию исходить в работе из индивидуальных особенностей и потребностей подростка во время клубных встреч или в лагерях. Представители таких организаций идеально подходят для проведения подобных программ путем донесения до подростков значимой информации, полученной из медицинских источников и работая в паре с медицинскими центрами. Такое партнерство в работе – идеальное сочетание навыков, знаний и подходов.

Медики. Существует большое количество медицинских специализаций, каждая их которых играет свою роль в половом просвещении: гинекологи, андрологи, педиатры, венерологи, семейные врачи. Во многих странах значительную часть работы ведут специально обученные медсестры в поликлиниках и молодежных центрах. Медики предоставляют информацию по физиологическим и медицинским аспектам программы полового просвещения. Они обладают профессиональными знаниями в области методов контрацепции, болезнях, инфекциях и беременности. Они знают методы лечения и обладают информацией о местонахождении соответствующих медицинских учреждений. Медики ведут прием в клиниках, обстановка которых располагает к тому, чтобы человек пришел туда искать поддержки. Работники центров планирования семьи хорошо знают последствия недостатка программ полового просвещения молодежи и подростков и подтверждают существенную роль профилактики и пропаганды здорового образа жизни. В результате, медики сотрудничают с "выездными" специалистов, которые ведут пропаганду в школах, лагерях или подростковых клубах.

Сверстники . В программах могут участвовать специально обученные молодые люди – "равные по положению", которые близки подросткам по возрасту и жизненному опыту и которым удается сломать барьеры в общении, часто возникающие между подростками и взрослыми преподавателями. Педагоги, близкие по возрасту к подросткам, призваны учить их не бояться обращаться за консультацией и лечением к медикам. Медики могут обеспечивать таких педагогов информацией относительно учебных курсов.

Как происходит половое просвещение?

Программа полового просвещения делится на базовую и спецкурсы.

Базовая программа – постоянно повторяющийся курс для групп одного типа (например, по возрасту, или профессии). Она длится от одного занятия до одной академической недели.

Спецкурс – программа, разработанная согласно потребностям членов группы. Требуется предварительное обсуждение с членами группы, чтобы выяснить, их потребности и определить план занятий. Этот курс обычно состоит из серии семинаров в определенный период времени.

Программы должны быть хорошо продуманы, должны использовать различные методы и виды работы и состоять из 6 - 10 занятий.

Однако, осуществление программ зависит от нескольких факторов:

    От места (клиника, подростковый клуб, лагерь, школа), будет зависеть подход, методика и форма занятий.

    Количество отведенного учебным заведением времени будет определять тематические приоритеты.

    Квалификация медицинского работника и его умение создать соответствующую атмосферу будет влиять на вид консультаций – индивидуальные или групповые. Очень важны опыт и доверие.

    Тип занятия зависит от размера группы – "мастерские" (до 20 человек) и семинары (неограниченное количество человек). При обсуждении наиболее интимных вопросов, специфических для каждого пола, формируются однополые группы. Очень сказывается недостаток специалистов – мужчин. Занятия с группами мужского пола тоже приходится вести специалистам – женщинам.

    Смешанные группы имеют преимущества и недостатки. Часто для обоих полезно знать мнения и проблемы противоположного пола. Если семинарские занятия хорошо продуманы и спланированы, юноши и девушки вместе приобретают необходимые знания и навыки общения для построения отношений. Недостатки такой работы проявляются, когда подбирается группа, недостаточно подготовленная в каких-либо вопросах или имеется дисбаланс между полами.

Работа с педагогами из молодежных организаций и клубов.

Молодежь предпочитает не обращаться в поликлиники, если только не возникает необходимость в консультации или лечении. Чтобы проводить половое просвещение, медикам необходимо постоянно сотрудничать с организациями, и людьми, работающими с молодежью. Существует несколько способов сотрудничества.

    Школы и подростковые клубы сами связываются с медицинскими учреждениями и получают задание.

    В небольших населенных пунктах многие люди знакомы между собой, что улучшает взаимопонимание и неформальное общение приносит больше результатов, чем официальное.

    В больших городах следует разрабатывать стратегию работы таких организаций и осуществление их взаимосвязи. Перед ними следует ставить конкретные задачи. Например, менеджерам/главным врачам следует собрать сведения о молодежных и образовательных учреждениях, негосударственных молодежных организациях, средних и высших учебных заведениях.

Встреча с ответственным представителем.

Встреча назначается во время предварительной беседы по телефону с руководителем школы или клуба и т.д. Она имеет несколько целей:

    стороны знакомятся;

    обговаривают условия сотрудничества: содержание, количество занятий и т.д.;

    обсуждают материальную заинтересованность;

    назначаются ответственные с каждой стороны и контактные лица для медиков.

По результатам встречи заполняется анкета:

Анкета для школы/клуба.

Данная анкета поможет медицинским работникам в осуществлении программы полового просвещения подростков.

Название организации:

Контактный телефон:

Директор:

Ответственное лицо:

Он(а) будет присутствовать на занятиях? Да ____ Нет____

Возраст участников:

Сроки проведения программы: с ________________ по ________________

Количество занятий:

Количество акад. часов в одном занятии:

Особенности вашей молодежной аудитории:___________________________ _________________________________________________________________

Для чего вашей организации нужен курс полового просвещения?__________ _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что потребуется для работы? (например, бумага, ручки, доска, большая аудитория для проведения семинара)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ожидаемый результат от программы:_________________________________ __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Какую вы могли бы оказать материальную поддержку программе? __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполнить анкету можно в ходе беседы с представителями организаций, параллельно объясняя ее цель.

Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование определяет структуру курса и методику его преподавания в определенном учреждении. Обычно один сотрудник, отвечающий за осуществление программы в целом, организует группу из коллег и родителей, которая разрабатывает стратегию курса. Затем программа отдается на рецензирование более широкому кругу заинтересованных лиц для внесения дополнений и разработки окончательного варианта.

Это чрезвычайно полезно, потому что

    Педагоги и родители знают, что программа хорошо продумана и спланирована.

    Это обеспечивает уверенность, что курс не пройдет по принципу "преподать хоть что-нибудь".

    Педагоги, общество и родители объединяют свои усилия, чтобы помочь своим детям.

    Это характеризует учреждение с хорошей стороны, когда речь идет о проводимых там программах.

Примерный стратегический план

для организации/комитета по работе с молодежью.

Название и тип организации

Дата планирования

Дата подведения итогов

1. Описание организации (социальный статус, местонахождение и т.д)

2. Разработка стратегии и ведение консультаций.

Кто участвует в программе – педагоги, соц. работники, родители.

Разъяснение необходимости проведения программ полового просвещения с молодежью и подростками.

3. Цели и задачи.

Общая цель проведения программ полового просвещения с молодежью и подростками.

Какие основные разделы должны рассматриваться?

Чему научатся подростки?

4. Значение программы в развитии личности.

Что должны приобрести молодые люди, какая должна у них сложиться система ценностей, что они должны научиться уважать и развивать в других и в обществе в целом.

5. Организация полового просвещения.

Имя координатора, ответственного за планирование и осуществление программы.

Кто будет преподавать?

Где и когда это будет происходить?

Определенные приготовления: помещение, однополые или разнополые группы?

Обучение преподавателей; встречи или семинары.

Методология и подходы; как это будет происходить обучение; действия, обсуждение, лекции, приглашенные преподаватели.

Cтратегия; основные правила; конфиденциальность.

Теория и проведению семинарских занятий.

7. Работа с родителями.

Инструкция по работе с родителями: собрания, семинары, индивидуально.

8. Практическая направленность программы.

Кого обучать?

Как это сделать доступно?

9. Контроль и обратная связь.

Как проводить контроль: анкеты и т.д.

Мотивация работы медика и преподавателя: "зачем я берусь за ведение этой программы?"

Время от времени медицинского работника спрашивают о целях данного курса и почему лично он участвует в этой программе. Вопрос может быть вызван как личной заинтересованностью спрашивающего, так и своеобразным способом критики. Медик должен предварительно ответить на этот вопрос для себя. Вопросы могут поступать от региональных представителей, родителей, молодежных организаций, учебных заведений, от коллег и друзей – как реакция на сообщения СМИ.

Продумайте ответы на возможные вопросы.

    Приведите статистику, показывающую необходимость проведения данного курса. теорий , объясняющих гомосексуальные...

  • Учебно-методический комплекс

    Спецкурса «Теория и практика ТЕОРИЯ подростка Просвещение половых желез. С наступлением половой ...

  • ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАУЧНОЙ РЕЧИ Спецкурс для негуманитарных специальностей вузов Учебно-методический комплекс Балашов – 2008

    Учебно-методический комплекс

    Спецкурса «Теория и практика научной речи» ………………..….3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ НАУЧНОЙ... процесса социализации подростка осуществляется... и семиотика / З.Я. Тураева. – М.: Просвещение , 1986. – 126 с. Шаймиев, В.А. ... функцию половых желез. С наступлением половой ...

  • Теория и практика социально-педагогического проектирования

    Научно-методический журнал

    Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - ... чувств у подростков ; □ повышение... педагогического просвещения и консультативной... половой системы мальчиков в период полового созревания, изменения в поведении. Половое ...

  • Проблемы социальной работы теория и практика

    Документ

    Современности является вступление подростков в половые отношения до 18 ... г. Ярославле по сексуальному просвещению подростков дает положительные результаты. ... Н.Ф. Вступительная статья.//В сб.: Психодиагностика: теория и практика . - М.: Прогресс, 1986. - ...

Часть II. Половое просвещение подростков в возрасте от 12 до 18 лет

Когда ребенку исполняется 12–13 лет, ему открывается новая сторона жизни, а родителям добавляется проблем: секс, отношения, изменения, происходящие с телом, привлекательность для сверстников… Но обсуждать подобные темы с «предками» подросток стесняется, по привычке черпая знания из Интернета. Могут ли случайные ссылки удовлетворить его жажду надеждой и актуальной информацией? Вряд ли. Нужна кропотливая работа и доброе участие родителей подростка. С помощью предложенных здесь ответов специалистов родители смогут сформировать у своих подрастающих детей сексуальную культуру, укрепить взаимное доверие и позаботиться об их здоровье и будущей счастливой жизни уже сегодня.

В этой части книги мы продолжаем откровенный разговор с родителями, чьи дети подросли и теперь называются подростками. Эта книга не энциклопедия, и не сборник ответов на все вопросы о сексуальности. Не нравоучительные статьи, и не учебник по сексу. Это ответы специалистов в области сексологии на вопросы, заданные современными подростками. Иногда в этой части будут возвращения к первым главам, повторение некоторых проблем, но уже с учетом взросления ребенка, изменения его взглядов на происходящие события. Мы предлагаем взрослым цифры, факты, аргументы, которые они могут использовать в половом воспитании подростков.

Именно в подростковом возрасте девушки и юноши, впервые почувствовав новые изменения в своем теле, пытаются понять, что с ними происходит. Первый поцелуй, лишение девственности, первый половой акт, способы предохранения, размеры половых органов, как поддерживать интимную близость, понравиться друг другу - такие вопросы всегда волновали и волнуют молодых людей. А родители, в лучшем случае, молчат, стараются не говорить на эти «скользкие» темы, а порою облекают их во что-то стыдное и непристойное. В школах нет полового просвещения, и учителя не знают, как говорить с подростками о сексуальности. Друзья и одноклассники «выуживают» информацию из интернета, щедро делятся своим «горе-опытом», самостоятельно отвечают на все волнующие их проблемы.

Чтобы узнать, что интересует современных юношей и девушек, мы провели опрос во многих российских городах и оказалось, что во всех регионах России подростков интересуют примерно одни и те же темы, только формулируют они их по-разному. Мы не ставим перед собой цели рассказывать обо всей сексуальности. В одной книге это просто невозможно.

Нам очень важно, чтобы каждый человек помнил: подростковый период - это только началобольшого пути интимных отношений мужчины и женщины. От того, каким будет это начало, напрямую зависит сексуальное здоровье в будущем. Эта книга поможет родителям вместе с подростком комфортнее пройти непростой возрастной этап полового созревания. Именно в нём формируется половая зрелость, а вместе с ней, счастье интимного общения. Мы постарались прислушаться к тому, что волнует родителей и дали профессиональные ответы на вопросы про «это»: Кто? Что? Когда? Сколько? С кем? Как? Почему?

Из книги Пол и характер автора Вейнингер Отто

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ СМЕРТИ Многие родители (возможно, большинство) в нашей культуре непрестанно пытаются уйти от реальности в том, что касается информации о смерти. Маленьких детей защищают от смерти, их открыто и сознательно вводят в заблуждение. Очень рано в них

Из книги С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров автора Академия Международная Педагогическая

У подростков с антинаркотическими установками обнаруживается высокая личностная значимость сценарного будущего. Мы полагаем, что вера в подобный сценарий в подростковом возрасте оказывается важным механизмом личностной эффективности. Существенно, что знакомство с

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

Приложение 1 Психологическое просвещение школьников Особенности психологического познания и его роль в жизниИзвестно, что самосознание и самосовершенствование невозможны без знания психологии. Но знание становится живым, если оно применяется для достижения

Из книги Гармония семейных отношений автора Владин Владислав Зиновьевич

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ И женщина живет, беду тая, С душой усталой - а ведь не стара еще! А рядом - муж, не вышедший в мужья, И дети - настоящие товарищи… Р. Казакова «…Его

Из книги Половое воспитание детей автора Кругляк Лев

Из книги Педология: Утопия и реальность автора Залкинд Арон Борисович

Из книги Язык тела автора Антоненко Елена Юрьевна

Просвещение «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по

Из книги Чего хотят мужчины и как им это дать автора Щедрова Юлия

Часть 4 Знакомства в зрелом возрасте

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Часть III Самооценка у подростков В этой части книги мы увидим, какие факторы особенно сильно влияют на самооценку в подростковом возрасте и каким образом родители помогают своим детям совершить переход к самостоятельной взрослой жизни. Инструменты достижения

Из книги Чувственность и сексуальность автора Бурбо Лиз

Из книги Половое воспитание детей и подростков автора Котенёва Анна Николаевна

Часть I. Половое просвещение детей в возрасте от 6 до 12 лет Сексология Первый вопрос ребёнка о сексе, который может заставить вас врасплох: «Как рождаются дети?» или «Откуда они берутся?» Мы предлагаем ответ в интересной истории, где дедушка-врач отвечает на эти вопросы

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Часть III. Вопросы подростков и ответы сексологов В этой части книги мы отобрали часть вопросов подростков, которые участвовали в нашем опросе, и предлагаем такие ответы на них, которые помогут родителям в щекотливой ситуации. Мы сознательно так поступаем, чтобы родители

Чем отличается сексуальное образование от полового просвещения? Или половое обучение от полового или сексуального воспитания? Трудно ответить? Скорее «да», чем «нет» по банальной причине: и там, и там осуществляется некий процесс, формулируемый множеством синонимов, которые каждый человек понимает по своему.

Противоречивые, многочисленные и часто недостоверные трактовки терминов сексологии обостряют негативное отношение людей к этому междисциплинарному научному знанию. Ситуация с не устоявшимися понятиями хорошо известна в мировой паутине, где экономисты и социологи, массажисты и журналисты, врачи и психологи пиарят себя в интернете, а обыватель верит Википедии или читает тексты проплаченных сайтов, часто не заглядывая дальше второй страницы в поисковике.

При этом современные педагоги и философы стараются не обращаться к сексуальной тематике или пользуются информацией прошлого века, которую забросили в интернет их предшественники в последнее десятилетие. В результате терминологическая чехарда сбивает с толку всех, кто обращается к таким «близким» понятиям как: половое воспитание, половое просвещение, половая социализация, сексуальное образование и пр.

В этой ситуации хочется расставить точки над «i», предложив точные формулировки, но претендовать на истину в последней инстанции довольно трудно в силу сложившихся стереотипов и отсутствия единого подхода к данным терминам у большинства представителей официально признанных в нашем государстве наук. Не говоря о чиновниках, которые принципиально стараются не замечать сексологию в последние годы, избегают споров о ней те, кто вошел в инволюционный период, стесняются обыватели, негодуют церковнослужители! Тем не менее, с позиции редукционизма суть формулировок сводится к следующему:

Социализация — освоение; просвещение — передача и получение информации; воспитание — воздействие с разными целями; обучение — передача и получение не только знаний, но и умений с навыками; образование — предоставление и получение знаний, навыков и умений с констатацией их уровня усвоения. Похоже? В общем-то » да»,

Основные определения

В сексологии есть определения основных педагогических понятий, которые лучше всего рассматривать с позиций социокультурной сексологии. Самое широкое из них - половая социализация . Это процесс освоения норм и ценностей, регулирующих сексуальные отношения и поведение в обществе, где через прямое и (или) косвенное воздействие на индивида, пару, социальную группу формируется сексуальная культура.

Институциональная половая социализация - это прямая половая социализация представителей социальных формирований различных категорий, возрастов, половой принадлежности и опыта сексуальной жизни. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по приобретению знаний, получению навыков, освоению норм и ценностей институциональной сексуальной культуры.

Половая социализация существует в двух формах: опосредованной и непосредственной.

При опосредованной половой социализации формирование определенного уровня сексуальной культуры осуществляется за счет пассивной адаптации представителей социума к организации их половой жизни, типичному сексуальному поведению окружающих, детерминированному различными факторами и сложившемся сценариям, социальным укладом, нравственным установкам и ценностям в обществе.

Под непосредственной (прямой) половой социализацией понимается активная интеграция и адаптация личности в ходе её сексуального развития к нормальному для данного общества сексуальному поведению под целенаправленным воздействием определенных социальных структур. Такая форма половой социализации представляет собой синтез элементов:

  • Половое просвещение,
  • Половое воспитание,
  • Половое обучение,
  • Сексуальное образование.

Половое (сексуальное) просвещение представляет собой ознакомление с информацией о сексуальности. Это соответствующий возрасту и культуре подход к связанному с половой жизнью и сексуальными отношениями преподаванию, обеспечивающему передачу и усвоение научной, реальной и объективной информации. Половое просвещение дает возможность осмыслить собственные ценностные ориентиры и взгляды и приобрести навыки принятия решений, ведения диалога и снижения рисков, связанных со многими аспектами сексуальной жизни.

Половое (сексуальное) воспитание – процесс целенаправленного педагогического воздействия на личность с целью формирования у нее сексуальной культуры и способности адекватно переживать и осознавать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с установившимися в обществе нормами и правилами.

Половое (сексуальное) обучение - это познавательная деятельность людей и (или) целенаправленное, организованное воздействие на личность с целью получения и совершенствования знаний, навыков, умений в ходе сексуального развития. Половое обучение не заканчивается в классе или аудитории, оно продолжается всю жизнь.

Сексуальное образование - целенаправленный процесс предоставления и получения знаний в области сексологии, сопровождающийся констатацией уровня достижений обучающейся личности установленным образовательным цензам или стандартов. Сексуальное образование является результатом взаимодействия полового (сексуального) обучения и институциональной половой социализации и предполагает:

1.Процесс централизованного обучения человека или группы людей в течение определенного периода времени с предполагаемой выдачей итогового документа: сертификата, удостоверения, диплома и т.п.

2. Определенный объем и структуру знаний, умений и навыков человека, полученных в результате образовательного процесса.

Диаметральное отличие взглядов на сексуальное образование заключается в позициях сторон. Противники уверены, что половое образование сводится к обучению детей и подростков техники секса. Сторонники сексуального образования ратуют за формирование у людей сексуальной культуры, поддержание сексуального здоровья и гармоничные половые отношения (см.: ).

Существующие формы сексуального образования в России

В образовательной структуре нашего государства нет начального, среднего, высшего, общего профессионального сексологического образования. Отсутствуют бакалавриат и магистратура. Нет дисциплины «сексология» в перечне специальностей, нет ученых и диссертационных советов по сексологии. Нет ни отрасли, ни научного направления, связанных с сексологией. Нет уже в Санкт-Петербурге института психологии и сексологии (ректор — Л.Щеглов), просуществовавшего несколько лет и «не вписавшийся» в современные требования реформ. Есть только специализация «врач-сексолог» в числе медицинских специальностей и специализированное дополнительное образование, по результатам которого выдается документ (свидетельство и/или сертификат), в следующих формах:

А. Факультативные занятия на некоторых факультетах в ряде институтов и академий. Эта форма образования появилась в девяностые годы прошлого века. Энтузиасты от ряда дисциплин, самостоятельно освоив основы сексологии, предложили свои услуги и с разрешения ректоров ВУЗов стали проводить факультативы в различных учебных заведениях: МГУ (Кон И.С., Агарков С.Т.), ВУ МО (Кащенко Е.А., Харитонов А.Н.), СпбГУ (Щеглов Л.М.), академия МВД (Дерягин Г.Б.), МИЭПП, ГППУ и многие другие. Названия этих, как правило, тридцати-сорока часовых курсов были совершенно различными: «Психосексуальное развитие личности», «Основы сексологии», «Основы сексуальной культуры» и др., — и варьировались от направления исследований самих авторов до потребностей кафедр, где проводились занятия. Со временем лекционные курсы по сексологии вошли в программы подготовки психологов, педагогов, врачей, юристов как факультативные дисциплины. А с 2006 года некоторые из них приобрели статус дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, как, например, по специальности 030302 «клиническая психология» в МГУ имени М.В.Ломоносова, где существует программа дисциплины «Психология сексуальности и сексуальных расстройств» объемом в 30 часов.

Б. Послевузовское (последипломное) профессиональное образование в аспирантуре и докторантуре (если предмет и/или объект исследования является сексологическим понятием). Диссертации, прямым или косвенным образом связанные с сексуальностью, регулярно защищали медицинские специалисты. А с конца девяностых годов прошлого века эпизодически стали допускать к защите в различных диссертационных советах ученых других специальностей. Наиболее известными среди них являются докторские диссертации по социологии «Институционализация сексуальной культуры военнослужащих» Е.Кащенко и психологии «Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии» Зинченко Ю.П.

В.Научно-исследовательская деятельность в сексологии представлена прежде всего различными диссертационными исследованиями на соискание степени кандидата наук. Такие диссертации защищены по философии, филологии, психологии, педагогике, ряду других дисциплин. Появились авторские исследования, которые легли в основу книг, статей и выступлений по сексологии. Большинство из них опубликованы в интернете, сборниках тезисов конференций, в журналах и профессиональных изданиях. Чаще всего различные исследования в области сексологии проводятся при непосредственном участии заказчиков - производителях секс-продукции.

Г.Повышение квалификации. Эта форма существует более двадцати лет для врачей-сексологов, которые повышают квалификацию на кафедре психотерапии и сексологии в Москве и Санкт-Петербурге. Для специалистов других профессий с 2009 года появилась возможность очно получить образование на курсах повышения квалификации «Психологическое консультирование в сексологии», «Криминальная сексология» и «Половая социализация развивающейся личности», а с 2012 года — дистанционно и очно. Они проводятся на кафедре сексологии Академии социально-экономического развития в Москве, где преподавали и преподают ведущие отечественные специалисты в области сексологии, профессора и доктора наук: И.Кон, С. Агарков, А. Ткаченко, Г. Введенский, Е.Кащенко, Н.Кибрик, М.Сокольщик, Л.Щеглов и многие другие.

Д.Профессиональная переподготовка. Врачи-сексологи проходят курс переподготовки и повышения квалификации в Федеральном Центре сексологии и сексопатологии в Москве. На кафедре сексологии Академии социально-экономического развития только создается программа профессиональной переподготовки для специалистов не медицинских специальностей.

Перспективы сексуального образования в России

О сексуальном образовании в России наиболее предметно заговорили несколько лет назад. В прошлом веке сексуальное образование представлялось государством только сексопатологам. Узкая направленность работы врачей-сексологов (как их называют с 2002 года), сложность получения базового медицинского образования делали сексологию несколько узкой, кастовой, приписывая ей медико-биологический оттенок. Может быть поэтому широкому кругу россиян говорить о сексуальном образовании в ХХ веке было бессмысленно. Чаще речь шла о половом воспитании и школьников и сексуальном просвещении взрослых.

Однако, с реформированием образования в России конца ХХ — начала ХХI веков, появлением у учебных заведений большей самостоятельности, сексуальное образование теперь могут получать не только врачи, но и психологи, педагоги, юристы и др. Практика сексологического образования заметно видоизменилась. Оно проводится не только в процессе самообразования личности и в семье, но и в государственных, частных (не государственных) учреждениях, очно и дистанционно. Однако, в государственных учебных заведениях, где читается курс по сексологии он не превышает 30-ти часов. Между тем не государственные учебные заведения проводят сексуальное образование с часовым диапазоном на порядок выше.

Сегодня вопросы сексуального образования необходимо решать комплексно. Желательно с применением тривиумальной концепции сексуального развития при которой учитывается физиологическое, психическое и социокультурное развитие с учетом их подвижного баланса. Не случайно, РНСО выдвинула и проводит свою социальную программу половой социализации, где происходит дифференциация форм половой социализации согласно возрасту:

Главная цель полового просвещения для детей и молодых людей в том, чтобы они получили знания, приобрели навыки и осознали ценности, которые позволят им сделать ответственный выбор относительно своей сексуальной жизни и социальных отношений в мире, охваченном эпидемией ВИЧ и ЗППП. Поэтому:

Дети до 12 лет должны получать половое просвещение и половое воспитание в семье, с родителями, которым предлагается в этих целях книга Е.Кащенко «Откровенный разговор про это» (ЭКСМО, 2012).

Подростки от 12 до 16 лет согласно государственному образовательному стандарту проходят половое обучение и получают половое просвещение в ходе школьного обучения, где в ряде дисциплин им предлагается получить знания по вопросам сексуальности. Плюс к этому издательство ЭКСМО готовит книгу членов РНСО Е.Кащенко и А.Котеневой «Ответы сексолога подросткам».

Для самообразования молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет предложено учебное пособие Е.Кащенко «Основы социокультурной сексологии», по которому школьные учителя, психологи и воспитатели могут проводить лекции, беседы, уроки в рамках госстандарта.

Сексуальное образование для взрослых должно быть разделено на две категории: для специалистов, способных применять свои знания на практике и неспециалистов с целью повышения их уровня сексуальной культуры. Для этих целей есть литература известных в стране авторов (И.Кон, Г.Васильченко, Л.Щеглов, С.Агарков и др.) и зарубежных специалистов (У.Мастерс, В.Джонсон, Х. Каплан и др.)

В ближайшие годы обязательное сексуальное образование планируется ввести во всех странах, подписавших «Европейскую социальную хартию». Однако в России сексуальное образование до сего дня имеет больше декларативный характер, когда с трибун звучат слова о необходимости подобного просвещения и воспитания, реально же проблема отдана на откуп одной общественной организации и ряду энтузиастов (без экономических и финансовых субсидий, без организационной и материальной помощи и т.д.). Надо, чтобы государство не игнорировало проблем сексуального образования и просвещения, а повернулось лицом к сексологии. Хорошо было бы создать национальный институт сексологии — не коммерческую организацию, которую планирует в 2013 году РНСО, а государственное учреждение (с кафедрами медицинской, судебной, социокультурной сексологии, центром сексуального здоровья, научно-исследовательской лабораторией и т.д.). Ввести специальности сексолог-педагог, психолог-сексолог, сексолог-консультант с предоставлением рабочих мест (хотя бы по тем нормативам, что были утверждены в девяностые годы прошлого века).

Итак, сексуальное образование в России, как многоуровневая практика, только делает свои первые шаги. Появились планы и программы, преподаватели и учебники, есть опыт организации занятий. Но без государственного участия данный процесс может длиться бесконечно долго, а страдать от этого будут люди…

В некоторых европейских странах половое просвещение входит в школьную программу: например, в начале марта британское правительство обязало все школы проводить такие уроки - с четырех лет дети будут изучать основы безопасных и здоровых взаимоотношений, а в старших классах у них появится предмет по основам сексуальной жизни. В России отношение к секспросвету остается неоднозначным и, хотя к этой теме несколько раз пытались подступиться, до официальной программы дело так и не дошло. T&P спросили сексолога, психоаналитика, учителя и других экспертов, а также самих школьников и их родителей, как они относятся к отсутствию информации о сексе, гендерных отношениях и репродуктивном здоровье в школах и откуда подросткам эту информацию брать.

История полового воспитания в России последних ста лет довольно противоречива. В течение десятилетия после Октябрьской революции оно было предметом научных и социальных исследований и включало в себя психологические, анатомо-физиологические и другие сферы знаний. Психологи, педагоги, врачи активно изучали проблемы сексологии и в частности детской сексуальности, которая тогда вошла в сферу педологии (науки о детях), также переживающей расцвет в 20-е годы. В 1924-м появились 12 половых заповедей революционного пролетариата - брошюра с рекомендациями воздерживаться от половой связи до брака, а после не заниматься сексом слишком часто. В 1936 году педологию разгромили как «псевдонауку». В «Книге для родителей» 1937 года классик советской педагогики Антон Макаренко пишет: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным».

После смерти Сталина, в 60-е годы, внимание к проблемам семьи и гендерных отношений постепенно растет. В школах начинают появляться «Основы советской семьи и семейного воспитания», тематические факультативы и клубы. В 1983-м Министерство просвещения СССР ввело обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» и «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников - с помощью этих программ подростков психологически готовили к вступлению в брак и созданию семьи. В 1989-м в стране появилась ассоциация «Семья и здоровье», а в 1991-м (и уже в другой стране) - Российская ассоциация «Планирование семьи» (РАПС) и «Культура и здоровье», которые взяли на себя функцию сексуального просвещения (в том числе обучали постсоветских родителей и учителей, как разговаривать с детьми об «этом») и пропаганды конструктивного полового поведения. В середине 90-х РАПС подготовила программу полового воспитания российских школьников, которую должны были утвердить на государственном уровне, если бы не критика со стороны родителей, общественных и религиозных организаций.

В 2009 году был подписан федеральный закон «О ратификации Европейской социальной хартии», международного договора, закрепляющего список социальных прав человека, в том числе детей: «Положения ст. 11 Хартии в области здоровья должны иметь приоритет в политике здорового общества и обеспечиваться через школу и быть частью учебного плана. В нем должно быть уделено внимание курению, наркотикам, злоупотреблению алкоголем, здоровому питанию и сексуальному просвещению». Однако до сих пор официальной просветительской программы на эту тему в России не существует.

Сейчас каждая школа и каждый отдельный учитель решают этот вопрос в зависимости от внутренней политики учреждения и отношения родительского сообщества. Занятия по сексуальному образованию можно встретить только в гимназиях или лицеях. В 2013-м за уроки полового воспитания высказывался министр образования и науки Дмитрий Ливанов, но Павел Астахов, на тот момент уполномоченный по правам ребенка, заявлял, что лучшее половое воспитание - это русская литература.

«Сегодняшние подростки гораздо продвинутее взрослых, которые их воспитывают»

Виктор Каган

Сексолог, доктор медицинских наук, автор первого в стране фундаментального исследования аутизма у детей и первых книг о нем для врачей и родителей. Один из пионеров возрождения детской и подростковой сексологии. В 2000–2013 годах работал в США. Доктор медицинских наук, лицензированный психолог.

«Думаю, отсутствие таких занятий - это неправильно: если говорить о возрасте, согласен с тем, что лучше начать на год раньше, чем опоздать на день. Прекрасный пример - французская серия из пяти книг, первая из которых адресована малышам, а последняя - юношам и девушкам. Приведу пример. В 80-х я знал преподавателя, который вел в старших классах курс этики и психологии семейной жизни. Потом он получил разрешение вести такие уроки с первоклашками, родители которых дали на это согласие. На первых уроках было несколько ребятишек, потом их число стало расти, а потом пара десятиклассников попросилась на эти уроки. Он удивился: мол, зачем вам, вы же все знаете и даже больше. А они ответили - да, мы все знаем, но чувствуем, что что-то пропустили, когда были младше. Они оказались мудрее многих взрослых.

Но такие программы не должны и не могут вводиться по приказу мгновенно. Нужны, по крайней мере, несколько вещей. Первое - грамотная разработка программ просвещения начиная с младшего возраста. Они должны быть преемственными. Второе - разработка пособий для детей и занимающихся с ними взрослых. Третье - подготовка педагогов к осуществлению этих программ. Четвертое - подготовка родителей к сексуальному просвещению детей. В России были попытки введения сексуального просвещения, но ни одна из них не выполняла эти условия. О результатах этого я узнал от сына, когда он был в восьмом классе: «Сегодня нам рассказывали о размножении. Пока она [учительница] говорила об одноклеточных, было еще ничего, но чем больше клеток было в размножающихся организмах, тем больше она краснела, мялась и заикалась, а когда дело дошло до человека, я бы рассказал лучше». Не надо делать из сексуального просвещения непоправимых фокусов - это дорого обходится и детям, и культуре. К сожалению, сегодня в России вокруг сексуального просвещения слишком много идеологических разногласий и конфликтов, в жертву которым приносятся реальные нужды самих детей.

Дело, по-моему, не только и не столько в отсутствии внимания государства, сколько в культуре: государство мало что может, если культура это не принимает. Сегодняшние подростки во многих отношениях гораздо продвинутее взрослых, которые их воспитывают. Дети как-то наверстывают недодаваемое взрослыми и обходят их запреты. К тому же на прилавках достаточно много хорошей литературы, так что им не приходится выкрадывать из-под белья в шкафу запрятанные «Госпожу Бовари» и «Тысячу и одну ночь» или, воровато оглядываясь, постигать пол по учебникам гинекологии в книжных магазинах. Что-либо советовать подросткам нужно при наличии их запроса: советы, опережающие спрос, будут отвергаться. Если же у подростка возникают связанные с полом и сексуальностью проблемы, которыми он делится с вами, то резонно отнестись к ним спокойно и с уважением и помочь ему встретиться с хорошим психологом - не приволочь за руку, а помочь самостоятельно встретиться».

«Сексуальное просвещение нужно всей России в добровольно-принудительном порядке»

Ольга Бурмакова

Социолог, независимый гендерный исследователь, MA in Gender Studies, Central European University. В настоящее время получает PhD в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Сфера научных интересов - гендер и сексуальность, квир-теория, права женщин и ЛГБТ.

«Естественно, к ситуации с сексуальным образованием и качественным информированием в школах я отношусь крайне отрицательно. Отсутствие информации о гендере и сексуальности приводит к сотням тысяч личных трагедий и к масштабным проблемам на уровне населения: венерические заболевания, нежелательные беременности, сексуальное насилие, а также дискриминация ЛГБТК+ и женщин. Это проблема не только для сегодняшних подростков, но и для взрослых: миллионы людей в России, даже состоящие в браке или живущие активной сексуальной жизнью, на самом деле удивительно мало знают о собственных телах и телах своих партнеров, не обладают сексуальной грамотностью. Во многих случаях информация, которой они обладают, ошибочна и даже опасна. По сути, сексуальное просвещение нужно всей России в добровольно-принудительном порядке.

Если ограничиться подростками, то начнем с того, что они не знают, как работают их тела и как они меняются с возрастом (в период радикальных перемен!). Особенно это касается молодых женщин: информация о женской сексуальности не включена в учебник по биологии даже в минимальном количестве, а в публичном пространстве куда больше дезинформации на эту тему, чем даже базовых знаний. Гинекологи (врачи, которые в первую очередь сталкиваются с последствиями) во многих случаях знают репродуктивную систему, но, дезинформированы в вопросах сексуальности, как и остальное общество. Разумеется, еще меньше подростки знают о телах другого пола. Представления о сексуальном взаимодействии отсутствуют у большей части населения, и некому учить подростков, например, тому, как обеспечить друг другу удовольствие или как распознать недобровольный секс, харассмент и тому подобные вещи. Вопросы насилия в семье замалчиваются совершенно.

К сожалению, очень трудно советовать, к кому подросток может обратиться. Даже специалисты, которые должны помогать - психологи, врачи, учителя, - могут иметь совершенно непредсказуемые пещерные представления о сексуальности, гендере и тому подобном. Образование специалистов в этих вопросах отсутствует так же, как сексуальное образование в школах. По сути, получение подростком необходимой информации - вопрос везения. ЛГБТК+ подростки, как ни странно, могут быть даже в несколько лучшей ситуации, потому что ЛГБТК+ организации, по крайней мере, опознаваемы, они обладают адекватной информацией и умеют грамотно ее предоставлять. (Конечно, при условии, что доступ к такой организации есть; однако ЛГБТК+ онлайн-ресурсы тоже в большинстве случаев грамотные.)

Что касается более широкой информации, то подросток, который пытается найти ее самостоятельно, рискует утонуть в чудовищном количестве обманчивых, ошибочных и совершенно абсурдных данных. Онлайн-ресурсы, которым можно доверять, если и существуют, то растворяются среди тех, кто пропагандирует гетеронормативность и сексизм, стереотипы и оправдание насилия. Кроме того, качественные ресурсы обычно опираются на медицинские знания, но медицина, особенно в России, остается консервативной наукой и, несмотря на объем необходимых знаний, продолжает воспроизводить гендерные стереотипы и нормы.

Поводя итоги, я могу только посоветовать подросткам собирать информацию из множества источников, стараться воспринимать ее критически и анализировать. Но учитывая, что этому школы тоже учат редко, перед ними стоит сложная задача».

«Не дай бог к этому вопросу будет проявлять интерес государство»

Михаил Страхов

психоаналитик, Член международной психоаналитической ассоциации

«Я положительно отношусь к отсутствию секс-просвещения в школе, поскольку связываю это отсутствие лишь с тем, чем российская школа является для ученика. Сегодня она точно не очень хороший собеседник и, увы, как правило, не отличается тактом и честностью. Так что мой ответ скорее связан с сожалением, но, возможно, когда-нибудь это изменится. Дело не в школе, а в нашем обществе в целом, отражением которого школа и является, так что этот вопрос выходит далеко за рамки школьных реформ. Школе пока не нужно лезть в эту область - хотя бы потому, что современная российская школа - это институт нормализации, а сексуальность - это область, которая является антиподом нормализованного и стандартизированного. В обществе уже есть те, с кем можно об этом говорить: это искусство, литература, семья, друзья наконец.

Сексуальность - это такая область, которой никогда не начинают интересоваться с чисто научной точки зрения. Или так: иногда ей начинают интересоваться и с научной точки зрения - для того, чтобы чего-то действительно не узнать. Сексуальность (по крайней мере, та, о которой мне интересно говорить и думать) носит сугубо личный и частный характер, посему, если о ней хочется действительно что-то узнать (а такое желание не бывает праздным), то лучше всего для этого подойдет кто-то из моих коллег-психоаналитиков. Не дай бог к этому вопросу параллельно будет проявлять интерес государство».

«Лучше учить детей предохраняться и задумываться о последствиях, чем ставить под вопрос их здоровье»

«Отсутствие сексуального просвещения в школе - большая проблема. Даже если не брать в расчет этическую сторону, дети имеют право на знания об одной из важнейших сторон жизни. С практической же точки зрения отсутствие сексуального образования, во-первых, сохраняет распространенность злоупотреблений в отношении детей и подростков (они не знают, что можно, а что нельзя, и не понимают, как и кого позвать на помощь в случае нежелательных домогательств), а во-вторых, негативно сказывается на их будущем.

Многие опасаются, что сексуальное образование приводит к сексуальной невоздержанности, но на практике все происходит наоборот. В Швеции и Германии сексуальное образование в школах обязательно, в результате на тысячу девушек 15–19 лет приходится шесть и семь случаев родов в год соответственно. В США разрешение на образование зависит от конкретного штата: например, в библейском поясе распространена пропаганда воздержания до брака, в России такое образование не ведется вообще. В результате в обеих странах приходится 24 случая родов на тысячу девушек того же возраста в год. И это не считая абортов - в 2013 году в России почти 12 тысяч девочек-подростков прервали беременность. В мире на подростков приходится половина всех осложнений при беременности и родах, так что гораздо лучше учить детей предохраняться и задумываться о последствиях, чем ставить под вопрос их здоровье и возможность в будущем получить образование, найти хорошую работу и завести желанных детей. Пытаться уговорить подростков не заниматься сексом - дело гиблое, но современные дети не дураки, и если они будут достаточно информированы о потенциальных проблемах, то сами могут отложить начало сексуальной жизни.

Другая проблема - это ЛГБТ-подростки. На них приходится слишком много самоубийств, отсутствие принятия в обществе их в прямом смысле убивает. При отсутствии общественной (в том числе и на уровне школьного образования) позиции по сексуальному просвещению ситуацию изменить невозможно.

Конечно, в идеальной ситуации подросткам стоит обратиться к родителям, но родители сами часто не знают, как говорить на подобные темы, поэтому не стоит от них ожидать серьезной помощи. С другой стороны (и это полезная информация как раз для родителей), подросткам очень помогает возможность обсудить тему сексуальности с родителями. Анализ исследований 25 тысяч подростков показал , что если дети могут что-то такое обсуждать с родителями, то у них появляется определенный словарь и смелость, поэтому они чаще обсуждают вопросы секса и своего неудовольствия с партнерами и чаще пользуются презервативами. От родителей при этом не требуется никаких особенных знаний, достаточно просто поддерживать разговор. Это трудно, но вариантов нет. Если же подросток видит, что понимания от родителей не дождешься, придется обращаться к интернету. Искать других взрослых не советую: возраст сам по себе не способствует сознательности, и запрос подростка может быть истолкован как предложение заняться сексом. К сожалению, заранее вычислить насильника невозможно, а в подавляющем большинстве случаев сексуального насилия в нем участвуют люди, которых пострадавший знает. Лучше всего искать информацию в пабликах и на ресурсах, которые придерживаются русла интерсекционального феминизма, они предлагают рассматривать секс как процесс равноправных партнеров и поднимают темы злоупотреблений, учат их распознавать, рассматривают вопросы сексуальности без отрыва от реальной жизни и ее проблем и много обсуждают ЛГБТ-тематику .

Есть несколько категорий вопросов, которые мне постоянно задают. И чаще всего это вопросы о собственной сексуальности и ее проявлениях: «А это нормально?», «Я нормальный/нормальная?» Причем зачастую речь идет о самых невинных вещах, то есть на самом деле существует большой внутренний запрос на сексуальное образование».

Страницы из книги Андре Львоффа и Жана Моно «Энциклопедия сексуальной жизни»

Страницы из книги Андре Львоффа и Жана Моно «Энциклопедия сексуальной жизни»

«Есть вероятность, что наставления учителей пойдут прахом, даже самые добронамеренные»

Сергей Круглов

священник, поэт, воспитывает троих детей

«Я считаю (наверное, не только я), что школа - дело хорошее, но это среда все-таки достаточно вторичная по отношению к семье (семья вообще, как известно, образованье изначальное: церкви еще не было, а семья, Адам и его жена, иш и иша и заповедь Бога про «плодитесь и размножайтесь» уже были.

На мой взгляд, было бы хорошо, если бы сыну про сексуальную жизнь рассказал отец, а дочери - мама. Это как-то естественнее. Не то чтобы я не доверяю школе как социальному институту, но помните слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца»: «А водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать, - это во-первых. А во-вторых, бог их знает, чего они туда плеснули...»

Гендерные роли познаются подрастающим человеком из самой жизни. Трудно, часто больно, но как-то более верно. А если человека будут наставлять учителя, есть вероятность, что эти наставления пойдут прахом, даже самые добронамеренные. У меня трое детей. Старшей, дочери, уже 27 лет, она вполне самостоятельна, внуку полтора года. Младшие - сыновья - учатся пока в школе, один в восьмом, другой в десятом классе. Как только я увижу, что они задружат с девочками, я буду готов поговорить с ними и объяснить им доходчиво правила безопасного секса. Главное из них, на мой взгляд, сформулировал летчик и поэт Экзюпери. Это правило такое: нет отношений «серьезных-несерьезных», все отношения между людьми достаточно серьезны. И мы всегда в ответе за тех, кого приручили. Ну а коли ты собрался отвечать за кого-то - будь добр, научись сначала контролировать самого себя. И в этом я тебе, сынок, всемерно помогу, чем могу».

«Говорить о половом развитии - обязанность любого учителя биологии»

Артем Новиченков

учитель русского языка и литературы в 8–11 классах

«Тень советских стереотипов нависает над нами: мы до сих пор не умеем говорить о сексе с детьми. Секс в России - это про запретное, греховное; взрослые с ним еле справляются, что уж говорить о детях. И что им говорить о сексе? Ведь он есть. Школа учит нас всему понемножку, кроме важного. Ты, главное, квадратное уравнение научись решать и не путать именительный с винительным, а уж в постели как-нибудь разберешься. И мы учимся сами. Обычно - на ошибках. Мы, русские, вообще привыкли все делать сами. Я считаю, мне повезло не заразиться ВИЧ в подростковом возрасте. А кому-то не повезло.

Что бы я посоветовал школьнику? Если у вас есть адекватный учитель биологии, попросите его поговорить с вами о половом развитии. Всем классом. Я считаю, это вообще обязанность любого учителя биологии. Не доверяйте подростковым журналам типа Cool, который, например, обманул ожидания моего поколения насчет всего, что касается отношений полов. Поговорите с родителями (если вы доверяете им, это тоже их обязанность), с друзьями. Сопоставляйте информацию. Доверяйте врачам-профессионалам. Кроме того, вы можете позвонить на анонимную горячую линию какого-либо психологического центра помощи подросткам вроде «Перекрестка», где с вами побеседуют. Увы, даже не могу назвать сайта, где доступно было бы написано про секс. Главное - берегите себя».

«Желательно, чтобы родители сами были готовы к такому разговору»

Дмитрий Споров

историк, руководитель проекта «Устная история», воспитывает троих детей

«Я с трудом представляю себе уроки сексуального воспитания в наших школах. Такие уроки должны быть очень яркими, грамотными, понятными и полезными. Урок, от которого дети, родители и учителя чувствуют только неловкость, не нужен. Сейчас всю информацию о сексе подросток получает в Сети и сам формирует свои представления. Зачастую они корректнее тех, что были у нас в подростковом возрасте, но, конечно, все равно страшно мифологизированы. Структурирование и осмысление этих знаний, конечно, крайне необходимо. Но тут ситуация такая же, как с уроками информатики: большинство учителей не поспевают за уровнем грамотности учеников. На это и надежда, что те огромные изменения в вопросах сексуальности, которые происходят в последние десятилетия, заставят и наше общество осмысливать и преподавать сексологию в школе.

В моем понимании государство-то как раз и не должно кодифицировать секс. Советую хорошую художественную литературу и научно-популярные фильмы. А говорить, конечно, с родителями. Желательно, чтобы родители сами были готовы к такому разговору».


В детстве мне не повезло: я росла с родителем, который еще до какого-либо сексуального взросления предупредил меня, что быть геем - страшный грех. Все-таки в 15 лет я влюбилась в девочку, пришлось проделать долгую внутреннюю работу над собой, чтобы убедить себя в том, что это нормально. Поэтому мне кажется, что если говорить про сексуальные ощущения, то главное - доверять себе, а не маме/папе/одноклассникам. Просто когда ты подросток, вроде как нужно у всех спрашивать разрешения, но это заканчивается в какой-то момент, и можно просто быть собой. Сейчас довольно легко залезть в интернет и найти такие группы поддержки, как «Дети-404». Но если говорить про сексуальную безопасность, то тут все гораздо сложнее, ведь вряд ли подросток полезет в Google искать статистику о том, каким способом чаще всего в России заражаются ВИЧ (через незащищенный секс). Поэтому здесь на самом деле мало что может заменить адекватное отношение к теме секса в обществе и культуре, которого у нас пока нет».
Я часто знакомился с разными людьми, что-то узнавал от них при близком общении, что-то - из литературы или фильмов, а что-то - из собственного опыта. Я никогда не спрашивал ничего у родителей, потому что отношения у нас, мягко говоря, не очень не доверительные. Единственное, о чем они со мной говорили, это предохранение.

Родители у меня очень резко и негативно реагируют на все вопросы сексуального характера. Слишком много рассказов о том, что есть лишь две ориентации: традиционная и нетрадиционная. Так как я считаю, что это не так, что ориентация - это ярлык, который вешают на человека, то хорошо бы, если бы детям и подросткам рассказывали о том, что они сами могут выбирать для себя, кем быть, кем себя видеть и считать. Я никогда не обсуждал мои проблемы с родителями. Я ходил несколько раз к психотерапевтам, разговаривал с друзьями».

Галя, ученица 10-го класса

«Я склоняюсь к тому, что отсутствие подобных занятий в школе - это плохо. Но, думая об этом, понимаю, что эти занятия не имели бы никакого смысла. Я уверена, что наша система образования не подразумевает адекватную подачу такой важной информации. Скорее всего, они начали бы пропагандировать ценность семьи, исключительно гетеросексуальные отношения или то, что женщина обязана иметь детей - все, что касается дискриминации, отсутствия собственного мнения, угнетения тех, кто считает себя «не таким» и еще не понял, что с этим делать.

Сама я даже не могу вспомнить, откуда именно узнала обо всем этом. Что-то рассказали друзья, что-то узнала в интернете. Кажется, мне известно довольно много, хотя у самой опыта еще не было. Впрочем, никогда не скрывала своих знаний от родителей и считаю приемлемым поговорить об этом с матерью, когда мне покажется это необходимым. Я не доверяю всякого рода психологам и остальным людям, которые так добродушно предлагают все обсудить. Я точно могу сказать, что меня не поймут и, скорее всего, просто скажут моим родителям, что у меня проблемы. Не думаю, что это хорошая идея.

Мне кажется, что ситуация с сексуальным просвещением в стране не лучшая. Меня окружают люди, с которыми я могу спокойно поговорить об этом, но думаю, что мне просто повезло. Никакая часть нашей школьной программы, кроме курса биологии в седьмом, кажется, классе, не подразумевает, что детям и подросткам расскажут что-то про то, откуда они берутся. В каждой семье абсолютно разная ситуация, которая ухудшается странной идеей о том, что ребенок должен узнать о существовании секса как можно позже. Надо сказать, эта задержка становится причиной серьезных депрессий и конфликтов с родителями. Подросток чаще всего теряется, пытаясь понять: должно ли так быть? Правильный ли он? А что, если он не такой, как все? Если он и правда не такой - что с этим делать? И если в его семье нет таких доверительных отношений, как в моей, это становится настоящей проблемой, которая может повлиять на будущую взрослую личность, создав множество комплексов».

За помощь в подготовке материала благодарим секс-евангелиста Елену Рыдкину.

Споры о том, вводить или не вводить уроки полового воспитания в России идут не первый год. Пока политики, юристы и социологи ломают копья в кабинетах, мы разбираемся на примере других стран, что же это такое, как осуществляется и к каким результатам приводит.

Что такое половое воспитание

Уроки полового воспитания существуют для того, чтобы рассказывать людям разного возраста об анатомии человека, средствах контрацепции, беременности и родах, заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП) и борьбы с ними, сексуальной ориентации и отношении к партнеру.

Получить половое воспитание можно формальным и неформальным путем. К первому относятся специальные курсы при образовательных или медицинских учреждениях, разработанные специалистами и одобренные государством. Второй способ (широко распространен в нашей стране) предполагает самостоятельное получение информации по методу «что-то где-то услышал». Из бесед с родителями, друзьями, интернета, СМИ. Говорить о том, что ребенок получил полноценное половое образование можно лишь в первом случае.

Примеры воспитательных программ в странах мира

Программы полового просвещения есть не только в европейских странах, но и в Азии, Африке, США, то есть, практически во всем мире. Разумеется, все они разные, и во многом зависят от цели, которую преследует государство, а также от того, какая структура (религиозная или светская) создавала и продвигала программу обучения.

Разобрать подробно все варианты невозможно, поэтому выберем лишь самые популярные и широко распространенные.

Нидерланды

Именно Нидерланды любят приводить в пример сторонники введения в российских школах полового воспитания. Это неслучайно: первые знания здесь дети получают в возрасте 4-7 лет, и при этом в Нидерландах самый низкий в мире уровеньподростковых беременностей и ЗППП у несовершеннолетних. Связь между этими фактами можно оспаривать до бесконечности, однако именно здесь появились первые обучающие мультфильмы для дошкольников и младших школьников, которые считаются частью курса биологии. Стоит уточнить, что в таком возрасте детиполучают не знания о сексе , а информацию о своем теле и его особенностях.

Великобритания

Программа полового просвещения есть в каждой школе Великобритании, однако любой родитель может написать отказ от посещения ребенком этих занятий. При этом, по результатам многочисленных опросов, сами британские подростки хотят получать больше информации по этому предмету. В Великобритании существует несколько версий программы (для светских и религиозных школ), все они проходят только в форме лекций, не предусматривают контрольных или дискуссий по темам. Занятия посвящены физиологии половых отношений и беременности, а вопросы контрацепции и безопасного секса учитель может поднять по собственному желанию.

Германия

Педантичные немцы и в этом вопросе оказались самыми упорным – у них половое воспитание нации является обязанным. Начиная с младших классов школьники получают знания по всем гендерным вопросам. В самом начале это мультфильмы и книги с картинками, рассказывающие о различиях между мальчиками и девочками, появлении детей и создании комфортной обстановки в семье.

Затем в ход идут обучающие фильмы и лекции по психологии взросления, пубертата, выстраивании первых отношений, недопустимости насилия. Подросткам в старших классах подробно и наглядно рассказывают о контрацепции, заболеваниях, беременности и абортах, гомосексуальности. Как и другие предметы, этот также оценивается, по нему проводятся контрольные и экзамены.

Франция

Половое воспитание во Франции является частью школьной программы уже больше сорока лет. В 8-9 классах школа выделяет на этот предмет 40 часов и делает особый упор на вопросы контрацепции и уважения к партнеру.

США

В Соединенных Штатах существует два типа преподавания полового просвещения в школах - «полное» и «ограниченное воздержанием». То, какая программа в итоге окажется у ребенка, зависит от штата, типа школы и даже директора. В случае полного полового воспитания ребенок с 3 по 10 класс будет получать информацию о половых различиях, беременности, родах, контрацепции, заболеваниях половой сферы, сексуальной ориентации, насилии, абортах и т.д. Если же речь идет о воспитании ограниченном воздержанием, то курс обучения будет гораздо короче (всего два года) и упор будет делаться на этическую сторону межполовых отношений. Проще говоря, преподаватель будет два года рассказывать детям о том, что сексом до брака заниматься нельзя, при этом не уточняя почему и к каким последствиям это может привести.

Страны Азии

В таких странах Азии как Китай, Япония, Таиланд, Филиппины и Малайзия половым просвещением занимаются в школах, однако основной упор делают на изучение физиологии процесса. Впрочем, и этого хватает для того, чтобы школьники знали необходимый минимум и не рисковали здоровьем. А вот в Бангладеше, Непале и Пакистане подобных знаний не дают ни в школе, ни в институте.

Страны Африки

Половое просвещение в странах Африки ведется «Красным Крестом» и другими добровольческими организациями на протяжении последних тридцати лет. Главной цель программы - снижение роста заболеваемости СПИДом и подростковых беременностей. К сожалению, многие африканские страны еще «не доросли» до собственных образовательных инициатив и полностью зависят от волонтеров.

Статистические результаты полового воспитания в мире

Вопреки предрекаемому российскими экспертами росту разврата и разрушению нравственных норм, страны, проводящие уроки полового просвещения, могут похвастать отличными результатами в сфере подросткового здоровья.

Статистика утверждает, что число подростковых беременностей закончившихся родами или абортом, а также случаи ЗППП среди несовершеннолетних гораздо ниже в государствах активно пропагандирующих сексуальную грамотность.

Итак, число беременностей на тысячу несовершеннолетних женщин:

  • Нидерланды - 12
  • Испания - 12
  • Италия - 13
  • Греция - 13
  • Бельгия - 15
  • Германия - 18
  • Финляндия - 19
  • Франция - 22
  • Норвегия - 31
  • Великобритания -51
  • США - 86

К сожалению, официальной статистики абортов среди несовершеннолетних жительниц России нет, разные источники говорят о цифре от 45 до 75 девушек на тысячу, однако стоит понимать, что речь идет лишь о зарегистрированных операциях, проведенных в государственных клиниках. Количество рожающих несовершеннолетних равно примерно 30 из тысячи. Таким образом, Россия изрядно опережает все страны Европы, хотя не может сравниться с африканскими странами, где подобные показатели начинаются от 105 человек на тысячу и доходят до 300.

Перспективы полового воспитания в России

Несмотря на смену детского омбудсмена , ситуация с половым воспитанием в России едва ли изменится в лучшую сторону в ближайшие годы. Государство по-прежнему оставляет эту тему на откуп семье, а родители не находят сил и слов для обсуждения. Абсолютно безграмотные в вопросах межполового взаимодействия подростки продолжают искать информацию самостоятельно и, как результат, наносят существенный ущерб своему здоровью.

Елена Анатольевна Родионова, директор средней общеобразовательной школы

iconmonstr-quote-5 (1)

Ситуация с половым воспитанием в российских учебных заведениях крайне неоднозначна. За последние годы в школьной программе появилось множество новых, нетипичных предметов. Нужны ли они? Безусловно. Но вот готовы ли программы, методические пособия, есть ли преподаватели по этим предметам? Увы, ответы не радостны. Конечно, школа может взять на себя еще и половое воспитание детей, но для этого нужно выполнить некоторые условия.

Во-первых, разработать курс, включающий работу с психологом, врачами, биологами. Во-вторых, обеспечить каждую школу этими специалистами, причем опытными и грамотными. И третьим, на мой взгляд самым сложным условием, будет получение согласия от родителей. Ведь рассказывать о контрацепции девятиклассникам уже поздно. Начинать половое просвещение имеет смысл в 5 классе, но для многих родителей их дети в этом возрасте еще несознательные крохи. Сейчас эти знания школьники частично получают на классных часах и на нескольких занятиях в курсе ОБЖ, однако этой информации недостаточно, она не систематизирована, да и преподаватели часто не готовы к разговорам. Так нужны ли современным школьникам курсы полового воспитания? Да. Готова ли школа взять это на себя? На данном этапе - нет».