Родительский клуб в детском саду темы план. Семейный клуб в детском саду

Татьяна Буршина
Перспективный план «Родительский клуб»

Актуальность.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится. Искренняя заинтересованность взрослых – родителей , педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений .

Родительский клуб особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. Основным содержанием деятельности Родительского клуба становится создание концентрированного эмоционального опыта взаимоотношений в семье. При выборе тематики заседаний Родительского клуба учитываются возрастные особенности и типичные проблемы дошкольников, а так же наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений .

Родительский клуб - важнейшая составляющая часть системы образования и воспитания в детском саду. Воспитательная, развивающая, досуговая работа проводится при активном участии родителей в подготовке праздников, спектаклей, совместной творческой деятельности с детьми и педагогами; организуются консультации специалистов детского сада, музыкального работника, воспитателя, старшего воспитателя, обмена опытом воспитания детей родителями , тренинги.

Цели и задачи родительского клуба .

Главная цель деятельности родительского клуба – создание позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может творчески организовать свой досуг в процессе совместной деятельности (праздники, спектакли, консультации, занятия и. т. д)

Задачи :

1- способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений .

2 – выявление и развитие детей и родителей к различным видам деятельности (актерское искусство, изобразительная деятельность, музыка, рукотворчество);

3 - обсуждение важнейших нравственных проблем (конкретных для данной группы) ; создание на этой основе сценариев;

4 – подготовка декораций, костюмов, реквизитов с участием родителей .

5 – оказание родителям консультационной и практической помощи в организации праздников, специалистами детского сада.

Перспективный план

дата проведения обсуждаемая тема и форма проведения ответственный

1 квартал

1. Консультация для родителей : «Семейные праздники» .

2. Развлечение «Именины - осенины» .

3. Анкетирование

4. Чаепитие.

Муз. рук-ль : восп-ли :

2 квартал

1. Консультация : «Как проводить Новый год в семье?»

2. Мастерская «Деда Мороза» , совместное изготовление поделок к Новому году.

3. Развлечение : «Именины - в гостях у матушки Зимы» .

4. Чаепитие.

Муз. рук-ль :

восп-ли :

3 квартал

1. Консультация :»Пойте детям перед сном».

2. Умелые руки :»Совместное изготовление подарков».

3. Развлечение : «Именины –Весна Красна» .

4. Чаепитие.

Муз. рук-ль :

восп-ли :

4 квартал

1. Консультация :»Незабываемый день рождения. Праздник в детском саду».

2. Анкетирование

3. Развлечение : «Именины-Лето жаркое» .

Муз. рук-ль :

восп-ли :

Публикации по теме:

Детско-родительский клуб «По дороге к азбуке» Детско-родительский клуб - сопровождение семьи в МДОУ. Положение о детско-родительском клубе. 1. Общее положение. 1.1 Настоящее положение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Родительский клуб «Семейная академия» «Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» – эти слова Е. П. Арнаутовой определяют.

Родительский клуб «Город мастеров» Наши родители всегда с интересом рассматривают поделки, которые мы выполняем с детьми. Когда мы просим выполнить какие-либо поделки, они.

Родительский клуб. Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. Задачи: ознакомить родителей с дидактическими.

Первое заседание в семейном клубе в детском саду

«Добро пожаловать в семейный клуб "Солнышко"

Описание: данный материал представлен как инновационная форма работы с родителями по воспитанию духовно-нравственных ценностей. Конспект можно использовать полностью, или частично, фрагментарно в работе с родителями и педагогами, отредактировав задачи и материал. Материал будет интересен педагогам ищущим новые формы взаимодействия с родителями. Встречи в семейном клубе по технологии "Уроков семейной любви" позволяют решить многие задачи родительского образования. Данный урок я разработала по технологии Елены Владимировны Бачевой "Уроки семейной любви" для родителей организованного на базе моей группы семейного клуба "Солнышко". На первую встречу пришли папы, мамы и бабушки.В ходе заседания выяснилось, что мужчины и женщины имеют абсолютно разные точки зрения на происходящее и горячо отстаивают их. На первом заседании клуба нам всё было ново. Родители и я вместе с ними учились слушать, слышать друг друга, спокойно воспринимать иную точку зрения.

Аудитория: родители детей средней группы.

Подготовительная работа: вручение писем любящим родителям в течение четырёх недель, работа в семейном клубе «Солнышко» в течение учебного года во второй младшей группе детского сада, открытие «Школы любящих родителей» в детском саду 24 октября 2012 года, оформление с детьми группы приглашений для мам и пап на встречу в семейном клубе «Солнышко».
Тема: "Добро пожаловать"
Цель: введение родителей в тему предстоящих занятий в семейном клубе «Солнышко» по теме «Родительское образование».
Задачи:
1. Познакомить родителей с правилами встреч в обновлённом семейном клубе "Солнышко".
2. Создать условия для формирования умений родителей работать в микрогруппах, договариваться, выслушивать друг друга и находить компромиссное решение.
3. Способствовать сплочению коллектива родителей.

Материалы и оборудование: солнышко (изображение) лучики с информацией,
кукла Светлана,
колокольчик,
свеча, спички, шкатулка,
импровизированный микрофон,
осенние листочки четырёх цветов,
задачки для родителей на листах бумаги соответствующих по цвету осенним листьям,
на каждого родителя:
-листы бумаги в клеточку формата А6 для работы в микрогруппе
-цветные листы бумаги формата А6 для отзыва о работе на уроке,
-осенние листочки живые, 2 листа бумаги формата А4
-на каждого ребёнка группы цветные карандаши мягкие тёплых тонов, и восковые мелки,
памятка для каждого родителя «Детские радости»

Ход урока

Введение
Педагог: Благодарю вас за то, что нашли время, чтобы прийти сегодня на нашу встречу. Начинаем новый учебный год в нашем семейном обновлённом клубе «Солнышко». Занятия в клубе будут проходить необычно, мы вместе будем работать, размышлять о том, что такое семья, как гармонично выстраивать отношения с родными близкими и окружающими людьми.
Педагог обращает внимание родителей на солнце, которое изображено на доске.
Педагог: Сегодня у нас в гостях Светлана (показ куклы)
Чтение стихотворения:
За окошком снег идёт,
По минутам день ползёт.
Надоело долго ждать -
Буду солнце рисовать.
Нарисую солнце -
Приклею на оконце,
Стало в комнате светлей,
Сразу стало веселей.
Я скажу вам, не тая -
Жить без солнышка нельзя.

Вопрос по кругу: Без чего ещё нельзя жить человеку?
(Ответы родителей выслушать, обобщить и подвести к выводу): человеку нельзя жить без семьи, близких людей, без любви.
Педагог: Людмила Павловна, Любовь Ивановна, Вера Ивановна присутствовали на первом уроке в «Школе любящих родителей». Хотелось бы послушать ваше мнение. (Отзывы родители выслушать, обобщить).
Наше солнце непростое, оно несёт свет, позитив и информацию. Лучики вам раздаю, ознакомьтесь с информацией и поделитесь с нами.
Работа с текстом: (Родители читают вслух информацию) :
У родительского образования в Пермском крае своя история. В городе Перми уже 20 лет работает по данной теме Бачева Елена Владимировна, руководитель Пермской краевой общественной организации «Родительский дом», учредитель и ректор «Академии родительского образования», главный редактор журнала «Родной дом» и очень грамотная, деятельная, в тоже время душевная, чуткая, открытая добрая женщина.


Вдумайтесь в её слова: «Тысячелетия люди спорят о том, что есть Добро, что есть Зло. Нам бы договориться, что добро – это то, что делает человека человеком, возвышает его; то, от чего он становится лучше. Зло – это то, что уничтожает человека, унижает его, сводит его до положения нелюдя, нечеловека, зверя, животного.
Природа мудра, она каждому определила свою задачу: цветок цветет, речка течет, солнышко греет, а человек думает. Думает! Он может творить Красоту, нести Добро в этот мир, обогревать сердцем своим обездоленных. Но только тогда, когда он думает, размышляет, сопоставляет, анализирует, осознает, сочувствует, понимает.

Счастливого ребёнка может воспитать лишь позитивный родитель. Позитивному родительству можно и нужно научиться через саморазвитие и самосовершенствование".

Педагог: Сегодня мы проведём вступительные экзамены в «Школу любящих родителей». Итак, начинаем, во время работы по кругу у каждого из вас есть право пропустить один вопрос
Вопрос к аудитории:
- Вы любите своего ребенка? (родители отвечают поочередно).
Педагог: Замечательно. Другого ответа на этот вопрос я и не ожидала.
Предлагаю вам выбрать один из осенних листочков: есть жёлтые, оранжевые, красные, вишнёвые. Выбор сделан, прошу объединиться по цвету листочков, займите свои столики.

Работа в микрогруппах: Каждый из вас имеет свою точку зрения на происходящее. Договариваемся: нет точек зрения неправильных или правильных: есть просто своя точка зрения, свое решение, своё видение. В микрогруппах постарайтесь договориться: и если не прийти к единому мнению,хотя бы постараться найти компромисс.
Итак, наши дети перешли в среднюю группу. Новая жизнь – новые задачки. И жизнь нам их уже заготовила.
Раздать каждой микрогруппе листочки с педагогическими задачками.
Педагог: Внимательно прочитайте задачку, выскажите своё мнение, запишите своё решение данной задачки. (Даётся время для работы) .


Обмен мнениями: Делимся в микрогруппе друг с другом полученными результатами. Находим общее решение. (Дать время.)
Затем группы поочередно читают задачи и говорят свое решение.
Примерный перечень задач:
Ребенка вечером невозможно вовремя уложить спать.
Утром ребенка трудно поднять.
Ребёнок не хочет сам одеваться.
Ребенка невозможно оторвать от компьютера.
Любит смотреть «злые», агрессивные мультики.
Выслушать всех родителей, похвалить каждое решение,можно сделать свое добавление по ситауции с детьми своей группы, не называя имён.
Кольцо добрых слов: Все мы любим добрые слова в свой адрес. А нашему ребёнку это сейчас особо важно и нужно. Запускаем кольцо добрых слов в адрес нашего малыша. Говорим кукле Светлане добрые слова и передаём её нежно из рук в руки по кругу.


Педагог: Только уверенность ребенка в том, что ребёнок любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха. Замечательно сказал об этом поэт В. Берестов в одном из своих стихотворений:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что - малыш
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Из истории образования: «Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь - не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим - бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно на¬полняется пустотою же; выгоните одну, явится другая».
В. Г. Белинский
Педагог: Поэтому, учимся хвалить, поддерживать нашего малыша за каждое маленькое достижение, маленький успех, учимся сравнивать ребёнка только с ним самим, а не с соседом Ваней, учимся гордиться успехами своего ребенка, учимся верить в него, доверять ему – это основа самоуважения и успешности человека, его чувства собственного достоинства.
Отметили вы в семье переход ребёнка в среднюю группу? А почему бы нет? Например, семейный праздник – первое сентября. В нашей стране традиционно отмечается, как День Знаний. Попробуем определиться с понятием традиция.
Работа в микрогуппах: по опорной схеме:
Зачем нужна традиция в семье?
Как часто этот день повторяется в семье?
Что происходит в этот день в семье?
Обсуждение проводиться по схеме: сначала обсуждаем первый вопрос – поочередно микрогруппы выскажутся, затем – второй, третий.


Педагог: Этот праздник нужен для демонстрации ребенку, что он важен и нужен в жизни родителей, семье интересен он сам, его развитие и успехи. Почему? Взрослые отмечают свои события: профессиональные праздники, покупку автомобиля, покупаем тортик и своим коллегам, и своим семье. Для ребенка переход в среднюю группу, затем в старшую, подготовительную, а далее в школу - событие. А значит и семейное событие тоже. Уверена, что непременно добрые традиции появятся в семье ваших детей.
Работа в микрогуппах: составить словесный портрет идеального ребенка. После того, как микрогруппы поработают, на доске записываю коллективный портрет ребенка. Сначала пишу две буквы – ИР, а затем от каждой микрогруппы поочередно записываю 1-2 качества идеального ребенка и делаю вывод:


мы мечтаем об идеальном ребенке, нам он видится именно таким (послушным, добрым, вежливым, аккуратным, умным, любимым) .
Но эти две буквы И Р можно расшифровать и как «идеальный родитель» . Такие ли вы – знаете только вы.

Педагог: Сегодня вы удачно прошли испытание, я попрошу вас встать в круг. Поздравим друг друга с удачной сдачей экзамена. Пожимаю руку родителя, стоящего от меня слева – и запускаю
круг поздравления «по солнышку»: Я поздравила вас, вы – того, кто слева от вас и так пока рукопожатие не дойдет до меня.


Вот так – рука в руке родителя и педагога, родителя и родителя, а самое главное – ребенка и родителя мы с вами продолжаем работу в средней группе детского сада. Договариваемся здесь и сейчас:
верить в наших детей,
доверять друг другу,
создать традицию: встречаться каждый месяц в семейном клубе «Солнышко»
наполнить жизнь наших детей радостью
и пусть поможет нам в этом любовь к детям.

Авторитетное мнение. Из дневника государыни императрицы Александры Фёдоровны Романовой:
«Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность.
Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить детство своего ребёнка, делайте смело, не откладывая на завтра.»
Педагог: Предлагаю вам превратимся в Добрых Волшебников. Научим детей видеть чудо в обычном закрашивании листа бумаги. Для этого надо совсем немного: осенние листочки (я приготовила их для вас), чистые белые или цветные листы бумаги (лежат на столах) и яркие мягкие цветные карандаши, и восковые мелки.
Рефлексия: Педагог: я приглашу детей, а вы, пожалуйста, коротко напишите на маленьких цветных листочках свои впечатления, ощущения от нашей сегодняшней встречи, поставьте внизу дату, сегодня 31 октября 2012 года и свою подпись. Листочки можно положить в шкатулку.


Сотворчество родителей и детей: осенние листья положить под чистый лист бумаги и закрашивать лист бумаги цветными карандашами, восковыми мелками. Волшебство: на чистом листе вдруг появляются «деревья и кусты» из осенних листочков, подложенных под белый тонкий лист бумаги. Восхищение: «Ах, какая красота», предложение: «Украсим нашу группу!»

Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первичные навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. Специалисты нашего учреждения оказывают родителям профессиональное содействие и личностную поддержку, обращая внимание родителей на их приоритетность в воспитании детей.

Часто, находясь в кабинете психолога, родители задают разнообразные вопросы. Одни интересуются, что надо сделать, чтобы растормошить ребенка, побудить его к активным действиям. Другие спрашивают, как наоборот, успокоить малыша, у которого, по словам взрослых, внутри вечный двигатель. Чем старше становится ребенок, тем более необходим для взрослого новый источник информации.

При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:

  • неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
  • педагогическая и психологическая неграмотность;
  • нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
  • нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.

К сожалению, и некоторые педагоги в работе с семьями используют лишь методы нравоучений или “сухих лекций”. Многолетняя практика убеждает, что подобные “пассивные методы” весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как “Родительский клуб”, неоднократно предлагаемую на страницах журнала “Школьный психолог”, где родители могли бы прожить тему встречи и внешне и внутренне проявить свое личное отношение к ситуации, найти оптимальные способы её решения, используя многообразный коллективный опыт всех участников.

Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:

  • основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
  • правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
  • как поступать в критических ситуациях.

Самые масштабные цели клуба ориентированы на разрешение:

  • потребности ребенка в понимающих родителях;
  • потребности родителей в психолого-педагогическом образовании и поддержке;
  • потребности общества в здоровой, дружной семье.

Работа клуба изначально организовалась по трем этапам .

  1. Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
  2. Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
  3. Непосредственная работа “Родительского клуба”.

Рабочей целью каждой новой встречи специалистов с родителями является

  • моделирование проблемных ситуаций, в которых родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка, тем самым, обогащая свой жизненный опыт и, как следствие:
  • научиться всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка;
  • иметь адекватное представление о детских возможностях и потребностях;
  • расширить личный арсенал средств взаимодействия с ребенком;
  • получить профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребенком.

На заседании родительского клуба мы используем следующие методы :

  • метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
  • метод видеокоррекции – позволяет со стороны увидеть способ взаимодействия с ребенком, провести анализ и самоанализ;
  • метод игры – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
  • метод совместных действий – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
  • метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
  • метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;
  • метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
  • метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
  • метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАСЕДАНИЙ

За время существования клуба мы использовали различные формы проведения занятий. Первоначально занятия проводились в двух выбранных группах, но таким образом охват родителей оставался небольшим. Затем занятия стали проводиться 3-4 раза в год, по заранее объявленной теме. Но данная форма проведения осложнялась тем, что увеличение числа родителей на занятиях влияло на качество решения проблемных вопросов. И в том и в другом случае контингент родителей менялся, что так же отрицательно сказывалось на проведении занятий, нарушались принципы преемственности и последовательности.

Тогда мы приняли решение проводить занятия в виде цикла, а заявленные темы распределить по возрастам

  1. БЛОК “МОЯ СЕМЬЯ” - ранний возраст (1,5 – 2 года)
  2. БЛОК “УЧУСЬ БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ” - младший и средний возраст (3 –4 года)
  3. БЛОК “Я УСПЕШНЫЙ РОДИТЕЛЬ” - Старший возраст (5-7 лет)

Такая форма проведения занятий помогает нам задействовать большинство родителей дошкольного учреждения. И к выпуску детей из детского сада родители получают полноценное “дошкольное образование”.

  • Занятия проводятся в соответствии с намеченным графиком 9 раз в год;
  • Время проведения - 1-1,5 часа;
  • Для каждого детского возраста выбираются 3 наиболее важные темы.

Тематика занятий в каждом блоке подбирается с учетом запроса родителей и особенностей структуры семьи в целом.

Занятия первого блока базируются на том, что молодая семья только сформировалась; в семье появляется первый ребенок; молодым родителям хочется проявить самостоятельность в его воспитании, а прародители, в свою очередь, пытаются все взять на себя. Неизбежно возникают конфликты между поколениями.

Нередко молодые мамы полностью погружаются в заботы о ребенке, забывая при этом о роли отца в семье, и тогда разгораются конфликты между самими молодыми супругами.

Иногда молодые родители, сталкиваясь с первыми проблемами и не находя способа их решения, самоустраняются от воспитания детей, перекладывая свои обязанности на бабушек и дедушек. Это является одной из причин роста числа неблагополучных семей.

Первый блок занятий способствует укреплению молодой семьи, улучшению внутрисемейных отношений, дает представление о законодательной основе и функциональных обязанностях взрослых членов семьи.

Ребенок растет, начинает активно общаться, и у родителей появляются первые вопросы: “Как построить общение с малышом? Как оградить его от нежелательного влияния? Как его понять? Не находя ответа, они понимают, что не хватает педагогических знаний. Занятия второго блока направлены на решение этой проблемы.

Общение ребенка не ограничивается только взаимоотношением с родителями. Приходя в дошкольное учреждение, он становится существом широко социальным. Появляются первые трудности, конфликты. Как помочь ребенку быть уверенным, справедливым и творческим? И, наконец, впереди школьная жизнь. Как подготовиться к ней? Когда начинать воспитывать самостоятельность и ответственность. Занятия третьего, завершающего блока, помогают найти ответы на данные вопросы, направлены на обобщение полученных знаний, на подготовку родителей к новой социальной роли - “родитель школьника”.

На заключительном занятии последнего блока, самым активным родителям специалистами вручается диплом “Успешный родитель”.

Перспективный план занятий родительского клуба на год

(по возрастам)

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

“Моя семья”

“Учусь быть родителем”

“Я успешный родитель”

Сентябрь

“Моя семья”

Цель: сформировать представления молодых родителей о семье.

“Детско-родительские отношения”

Цель: помочь родителям понять характер взаимоотношений с ребенком.

“Общаемся с детьми”

Цель: изменение родительских позиций с целью гармонизации стиля воспитания.

“Психологический климат семьи”

Цель: учить родителей моделировать наиболее комфортные отношения в семье

“Когда ребенок сводит Вас с ума”

Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

“Я тебе доверяю”

Цель: обучение конструктивному решению конфликтов.

“Роль отца в семье”

Цель: формировать представление о роли отца в семье, его отношения к воспитанию.

Родительский практикум “Учусь быть родителем”

Цель: коррекция взаимоотношений, формирование взаимопонимания, положительного эмоционального настроя. Закрепление полученных знаний.

“Ваш ребенок первоклассник”

Цель: формирование системы представлений родителей о готовности ребенка и семьи в целом к школе. Повышение родительской компетенции по вопросу воспитания ребенка – первоклассника. Снижение тревожности перед трудностями адаптации к школе.

Примерный конспект занятия родительского клуба

Тема: “Формирование детско-родительских отношений”.

Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком.

Предварительная работа: аудиозапись детских высказываний (использованы высказывания детей 5-6 летнего возраста) по вопросам:

  • Самое страшное для меня наказание?
  • Самое приятное поощрение?

Материал: коробка с цветными кружками, аудиозапись, аптекарские весы, монетки, плакаты, фломастеры, карандаши, карточки для индивидуальной работы.

Ход заседания

Упражнение “Знакомство”

П. Здравствуйте! Я рада видеть вас в родительском клубе “Успешный родитель”. Давайте познакомимся друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.

Например: Я Ольга Викторовна, мой ребенок бывает упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает проблем.

При этом вы выбираете себе кружок из коробки.

Р. высказываются и передают коробку своему соседу.

П. Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях.

Давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными, несвойственными нам сегодня глазами.

Упражнение: “Моё солнышко”

Возьмите на столе листочек с нарисованным солнышком (рис.1). Нарисуйте в кружке схематично лицо вашего малыша, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребенка.

Р. выполняют задания

П. Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое-многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слой листка, и вы увидите, как многогранен ваш малыш.

Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и, кажется, нет выхода. Но, для выживания в этом мире, человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Мне часто приходиться слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес “обидчика”, ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь наверно можно, при условии правильного воспитания.

Когда же мы начинаем воспитывать своего ребенка?

Р. Ответы

П. Если обобщить все сказанное получается, что тогда, когда ребенок не соответствует некоему эталону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Наверно, малыш действительно чем-то напоминает вас. И все-таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой. Никому не известно, что ждет его, да и каждого из нас. И пригодятся ли ребенку наши нотации. Ребенок не стоит на месте, он развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт.

Но наш ребенок неординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже?

Где же ударов больше всего получает малыш?

Р. Отвечают

П. Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции.

Упражнение “Круг общения малыша”

П. Давайте на листе ватманазапишем, с кем общается ваш малыш (высказывания родителей записываются на листе № 1).Прежде всего, ваш ребенок общается и воспитывается в семье. А если в доме, кроме вас, есть другие члены семьи, то каждый воспитывает по-своему, поставляя малышу свои эмоции. И нередко негативные эмоции затмевают положительные.

Упражнение “Стрелы воспитания”

П. Предлагает родителям подумать и записать на листе ватмана № 2 на что направлены воспитательные воздействия со стороны взрослых.

Мы воспитываем ребенка, а он ждет от нас нежности, любви, тепла, улыбки, поддержки.

Но круг общения малыша постоянно растет (продолжает записывать высказывания родителей на листе № 1).

П. Посмотрите, у маленького ребенка получается довольно большой круг общения. И мы постоянно контролируем, с кем он общается. Порой взгляд взрослого малыш ощущает, даже когда нас нет рядом. Но, свобода и контроль не совместимы, и если не ослабить пресс, малыш с подрезанными крыльями вряд ли сможет взлететь.

Наверно, вам хотелось бы узнать, а как ребенок чувствует себя, находясь рядом с вами? Для этого давайте посмотрим, как же мы воспитываем своих детей?

У вас на столах лежат карточки (показывает), давайте запишем свое мнение в них.

Родителям предлагаются карточки:

Как я воспитываю своего ребенка?

наказываю

Р. Вписывают свои высказывания в соответствующую графу.

П. Итак, давайте назовем, как мы наказываем своего ребенка, и как поощряем.

(Родители называют, а ведущий кладет на ту или иную чашу весов монетку.)

П. Обратите внимание, какая чаша перевешивает? (Как правило, чаша с наказаниями.)

Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребенка гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребенок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребенке свои, а не его ошибки.

Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребенка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка.

Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в свое время откликнется физическим протестом.

Мы внушаем малышу готовые правила поведения. Но это правила закрепленного пространства. А как быть ребенку, выходящему в большой мир?

Мы разряжаемся на ребенке, а он в свою очередь заряжается нашей отрицательной энергией. И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем обернется ваш пример воспитания.

Как правило, детство - это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребенок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы чаша поощрений перевешивала хотя бы в два - три раза. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно.

Психолог предлагает пополнить чашу поощрений.

Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы мы научили его летать, а не ползать.

А хотите послушать, что по этому поводу говорят дети? (Включается аудиозапись).

Надеюсь, это не требует комментария.

Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, наши повседневные заботы.

А вопросы воспитания мы оставляем на потом, или прибегаем к ним в состоянии агрессии. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?

Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один отрежьте. Посмотрите на совершённое его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы мечтали в детстве.

Зачитывается стихотворение

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне показать – я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму как ты живешь, по правде или нет.

В конце занятия родителям дарятся памятки “Прежде чем воспитывать…”

Закончить наше заседание я хочу словами Аллы Исааковны Баркан: “Всю жизнь мы стремимся познать сладости рая. И ищем его даже в отблесках мгновений, не понимая, что владели раем в далеком детстве, и из которого ушли.

Божественное наказание - изгнание из рая. А ваш ребенок сам уходит из него, взрослея, чтобы окунуться в половодье жизни. Однако, прежде чем малыш уйдет из детства, мы сами изгоняем нашего ребенка из него земными методами воспитания, где наказаниям - зеленый свет”.

Имеем ли мы право, лишать ребенка детства.?!

В составлении конспекта использованы материалы книги Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки./М.:АО “СТОЛЕТИЕ”, 1996-368 с.

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.

Суть понятия

Родительский (семейный) клуб - это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Родительский клуб - это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ

Цели и задачи работы родительского клуба

Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.


Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
  • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
  • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших - подготовка к началу обучения в школе);
  • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной - ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
  • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).

Как работает родительский клуб

Работа клуба определяется стратегией образовательного процесса в конкретном ДОУ. Клубное членство существует в двух форматах: общее всего сада и частное для отдельной группы. Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер». Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.

Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях

Участники родительского клуба

Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

  • учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
  • учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
  • психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
  • учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
  • методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).

Чем занимаются на заседаниях

Участники родительского клуба:


Формы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:


Программа работы клуба

Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в каждой группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного заседания методист детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.

Тематика заседаний родительского клуба

В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.

Примерный перечень тем может быть таким:

  • «Как подготовить ребёнка к школе»;
  • «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
  • «Развиваем память у дошкольников»;
  • «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
  • «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
  • «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
  • «Возрастные кризисы»;
  • «Детские страхи»;
  • «Капризы и упрямство»;
  • «Ребёнок и компьютер»;
  • «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
  • «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».

Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей

Планирование клубного часа

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Таблица: варианты игр для приветствия

Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:


Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 45 минут.

Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

Заключительный этап

Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

  • письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);
  • устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе).

Заключительный этап длится около 15 минут.

Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок - определённая эмоция

Таблица: пример конспекта клубного часа «Адаптация ребёнка в детском саду» (фрагменты)

Этап Содержание
Приветствие Ведущий предлагает участникам познакомиться в игре «Визитки». Каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о своём ребёнке, посещающем детский сад…>
Основной <…Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнёрами по общению и окружающим миром в целом.
Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребёнка в период адаптации?
Идёт обсуждение, в конце которого ведущий предлагает плакат с данной информацией…>
<…Упражнение «Ситуация»
Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает ответить на вопросы.
Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберёт его из группы. Вначале Шурику понравилось в детском саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница позвала всех на прогулку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. Здесь мамы не было, и Шурик попросил воспитательницу помочь ему немного. Все дети начали смеяться, что он такой неумёха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспомнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придёт. Но мамы не было. А вместо неё появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушёл без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и стал громко звать маму. Шурик отказался от обеда, не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова стал звать маму. Но мама пришла за ним очень поздно, после ужина. И, выяснив у воспитательницы подробности сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех набросилась на Шурика, ругая, что он так плохо себя ведёт. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела ревущего домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал все сильнее и сильнее.
Вопросы: Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на целый день в детском саду? Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его домой? Как бы поступили вы на её месте?
Игры «По дороге в детский сад»
Чтобы ребёнок с желанием шёл в детский сад, с ним можно поиграть:
  • «Всё круглое (квадратное, треугольное): ребёнок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути;
  • «Красные (зелёные) предметы» - по принципу упражнения №1;
  • «Волшебные фигуры». Имитируем с ребёнком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.;
  • «Чего не стало?», «Что изменилось?» Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребёнка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад…>
Релаксация Упражнение «Моё настроение» Участникам предлагается на листе бумаги нарисовать то, что соответствует их нынешнему настроению. Анализ упражнения: Что изобразили и почему? Изменилось ли настроение по сравнению с тем, какое было в начале встречи. В какую сторону? Чем вызвана перемена?..>
Заключительный этап <…Ведущий предлагает участникам встречи рассказать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, пожеланиях.

Первой жизненной школой для ребёнка является семья. Именно она становится целым миром, в котором растущий человек начинает учиться любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, навыки «жить среди людей».

Каждому человеку хочется, чтобы окружающие были в состоянии понять и принять его таким, какой он есть, чтобы не ломали его личность, а могли поддержать и помочь её развитию. Особенно мы ценим такое отношение со стороны близких людей.

Как понять своего ребёнка? Как научиться быть терпимее к его шалостям?

Многие родители задают эти и подобные вопросы себе и знакомым. В разной интерпретации приходится слышать их и во время работы педагогом-психологом в учреждении дошкольного образования. Постоянно сталкиваемся с необходимостью решать различные проблемы, связанные с развитием детей.

При этом следует заметить, что ряд особенностей, прежде всего, эмоционально-личностного характера, не всегда успешно поддаются коррекции. Их устойчивость, как правило, связана с тем, что они формируются преимущественно в семье, отражают стереотипы сложившихся в ней взаимоотношений, которые изменить довольно непросто. В связи с этими обстоятельствами наш коллектив нацелен на укрепление взаимодействия с семьями воспитанников, на поиск новых форм сотрудничества с их родителями и законными представителями. Педагоги понимают, насколько важно делать это ненавязчиво, чтобы взрослые сами захотели сотрудничать с учреждением дошкольного образования.

Как поэтапно и чётко построить работу творческой детско-родительской мастерской? В чём суть такого формирования?

Если отвечать коротко, то детско-родительский клуб - это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке, во время которых сообща решаются актуальные проблемы. Такие встречи в нашем детском саду отличаются практической направленностью, когда участниками дискуссий и диалогов становятся сами родители. Они советуются, спорят, совместными усилиями ищут выход из сложившейся ситуации. Задача педагога-психолога тактично направлять и поддерживать беседу в нужном направлении. С целью закрепления полученных знаний взрослым предоставляется возможность самим попрактиковаться в тех или иных ситуациях, играх и этюдах, связанных с решением волнующих вопросов.

Начинаю работу с того, что в начале каждого учебного года размещаю в группах объявление следующего содержания: «Уважаемые взрослые, приглашаю вас в творческую мастерскую заботливых и умных родителей “Понять. Принять. Поддержать”. Вместе мы попытаемся разрешить возникающие проблемы, научиться эффективному и творческому общению с детьми, сделать семью более любящей и счастливой. Совместные занятия с родителями и детьми проводит педагог-психолог».

Желающие получают именные приглашения, в которых указаны конкретные даты и время занятий в творческой мастерской с октября по май включительно. Каждое занятие длится от 45 до 60 минут и начинается с вводной и основной частей, затем следуют краткая лекция и практическая работа с родителями. После этого к ним присоединяются дети, которых из групп приводят воспитатели, и все переходят к системе совместных упражнений.

Цель работы творческой мастерской - помочь взрослым контролировать себя даже в тех ситуациях, когда дети самым неожиданным образом стремятся выйти из-под контроля; стимулировать творческую активность мам и пап, бабушек и дедушек в воспитании детей; применять во время повседневных контактов с ребёнком методы и приёмы, направленные на развитие его умений и фантазии.

Тематика встреч выбирается с учётом особенностей и потребностей семей, исходя из проблем, которые возникают по ходу образовательного процесса. В соответствии с программой в каждой возрастной группе предусматривается восемь встреч продолжительностью до одного часа.

Занятия у нас проводятся в определённые для каждой возрастной группы дни: средние группы - первая неделя месяца, старшие - вторая, вторые младшие - третья, первые младшие - четвёртая неделя месяца.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Первые младшие.

  • Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста.
  • Адаптация к учреждению дошкольного образования.
  • Особенности развития у ребёнка эмоциональной сферы.
  • Роль взрослого в процессе формирования навыков общения у детей раннего возраста.
  • Откуда берутся детские страхи.
  • Истоки детской агрессии.
  • Типы и стили семейного воспитания.
  • Развитие познавательных процессов.
  • Формирование нравственно-этического начала у ребёнка раннего возраста в семье.

Вторые младшие.

  • Игровая деятельность и развитие личности детей дошкольного возраста.
  • Благоприятный психологический климат - основа здоровья и полноценного развития ребёнка.
  • Трудности в общении с ребёнком и пути их преодоления.
  • Как усиливаются детские страхи.
  • Что такое детские капризы.
  • Формирование у детей характера и пути его воспитания.
  • Развиваем память.
  • Поощрение достойного поведения, какой должна быть похвала.

Средние.

  • Характер игры детей дошкольного возраста.
  • Роль семейного воспитания и развития эмоций у детей.
  • Активное слушание как способ решения проблем.
  • Причины и мотивы настораживающего поведения детей, методы разрешения конфликтов.
  • Темперамент - основа поведения.
  • Выявление способов познания окружающего мира.
  • Искусство наказывать и прощать.

Старшие.

  • Игра в жизни ребёнка.
  • Влияние внутрисемейных отношений и образа жизни родителей на эмоциональное состояние ребёнка.
  • Причины затруднённого общения детей.
  • Профилактика тревожности и детских страхов.
  • Почему дети становятся агрессивными.
  • Регуляция поведения ребёнка в семье.
  • Особенности подготовки к школе детей разных типов темперамента.
  • Проблема адаптации к школе детей старшего дошкольного возраста.

Когда выясняется, что составы групп окончательно сформированы, с родителями проводится собеседование или вводное занятие, где обсуждаются основные принципы работы.

Во время занятий не надо злоупотреблять теоретическими сведениями. Не следует преподносить участникам готовые педагогические рецепты и ответы на вопросы. Лучше привлекать их к рассмотрению возникших проблемных ситуаций, обсуждению волнующих вопросов. Важно умело подвести родителей к тому, чтобы они сами попробовали сформулировать некоторые воспитательные постулаты. Необходимо тактично вести беседу в заданном направлении и следить за тем, чтобы участники не уходили от темы. В заключение занятия с помощью игр, заданий или этюдов надо обязательно закрепить с родителями полученные знания на практике.

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПРИМЕРНО СЛЕДУЮЩАЯ:

  • формулирование темы, основных целей;
  • психологическая разминка, которая позволяет задать темп занятия и выступает в качестве прелюдии к основной части;
  • основная часть (презентация на заданную тему);
  • отработка полученных навыков с помощью упражнений;
  • краткая лекция;
  • активная беседа;
  • система упражнений;
  • совместная творческая работа с детьми.

Каждое занятие включает игры и упражнения, направленные на самопознание и самораскрытие; самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков и творческих способностей ; снятие психоэмоционального напряжения .

Одна из форм контактов детей между собой и со взрослыми в творческой мастерской - общение средствами изобразительной деятельности, которая становится естественным способом самовыражения.

Многие взрослые зачастую забывают, как можно играть, фантазировать и просто веселиться. Образно говоря, вернуть их в детство мы и стремимся на традиционных встречах. Надо видеть, насколько счастливы ребята, когда их папы и мамы играют вместе с ними, совместно изготавливают какую-нибудь интересную поделку, радуются общим успехам, ведь заниматься этим дома зачастую некогда.

Ещё один полезный момент от совместных занятий - на них более отчётливо просматривается суть взаимоотношений в семьях воспитанников. Во время таких занятий можно увидеть и услышать то, о чём родители на обычной консультации даже не подумают заговорить. После нескольких творческих встреч видны положительные изменения в поведении и детей, и родителей.

Групповая работа важна тем, что выявляет сходность вопросов, волнующих многих родителей, а также позволяет получить поддержку от людей со сходными проблемами.

В целях активизации родителей на занятиях используются следующие методы.

«Мозговой штурм». Строится на коллективной мыслительной деятельности, позволяющей достичь большего взаимопонимания, объединить целую группу людей.

«Список прилагательных и определений». Этот метод помогает с помощью прилагательных определить различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются характеристики-прилагательные. Затем каждая из них рассматривается и обсуждается в отдельности. В итоге появляются варианты, с помощью которых можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, на коллективное обсуждение выносится вопрос: «Каким вы хотите увидеть вашего ребёнка на пороге школы?». Родители перечисляют импонирующие их взглядам качества-прилагательные, а затем совместно приходят к выводу о том, какими путями и методами можно достичь желаемого результата.

«Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, отражающий определённую проблему или её существенный момент, к примеру, при рассмотрении вопроса о причине агрессии. Затем по ассоциации изображаются другие символы, пока не будет найдена подходящая идея решения проблемы.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована конкретная проблема и даётся информация или рекомендации о путях её решения. Родители, независимо друг от друга, определяют наиболее важные, на их взгляд, и заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу-психологу, он анализирует их и проводит обсуждение в группе.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых: кто, что, где, чем, как, когда, зачем? Если совместить их между собой по два, то получится 21 нестандартный и зачастую смешной вопрос. Последовательно вытягивая карточки с такими смешанными вопросами и отвечая на них, родители высказывают свой взгляд на проблему, предлагают такие же нестандартные пути её решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, использовать их интерес и любопытство. Для решения взрослым предлагается ситуация на любую тему, в основе которой содержится познавательный конфликт. Каждое предложение обсуждается, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Участвуя в совместных занятиях, родители учатся конструктивно взаимодействовать, имеют возможность взглянуть на своего ребёнка со стороны, в незнакомой ситуации, познакомится с моделями взаимодействия в других семьях. Взрослые знакомятся с дополнительной информацией о том, как спокойно и эффективно, без криков и шлепков решать возникшие воспитательные проблемы, получают также печатные материалы с полезной информацией в «родительскую копилку».

По отзывам участников работа в мастерской помогает открыть для себя и в себе что-то новое, увидеть реальную возможность применения предлагаемых способов конструктивного взаимодействия с детьми.

Совместная работа помогает раскрывать потенциальные творческие возможности не только детей, но и их родителей.

В конце учебного года проводится праздничное заключительное занятие, в котором после получения специально приготовленных именных приглашений участвуют родители и дети разных возрастных групп. Всем им вручаются «документы» о прохождении курса обучения в творческой детско-родительской мастерской. В случае, если обучались один год, то получают свидетельство, два года - сертификат, три или четыре года - диплом.

В заключение подчеркну, что детско-родительский клуб- особая форма взаимодействия между участниками. Она предусматривает взаимный обмен опытом и знаниями по вопросам развития и воспитания детей, способствует более глубокому пониманию жизненных проблем и изменению некоторых представлений о путях их решения.

В результате, за счёт способностей всех участников, обогащается опыт и представления каждого, в том числе и педагога-психолога. Его возможности во взаимодействии с родителями разнообразны и связаны с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

Однако главная роль состоит в том, что в учреждении дошкольного образования он, прежде всего, представляет интересы воспитанников, занимает по отношению к ним активную позицию, стремится в пользу ребёнка добиться максимального взаимопонимания и взаимодействия с его родителями и воспитателями.

С. Середенко, педагог-психолог