Ребенок левша мальчик особенности развития. Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей. Почему возникает леворукость

Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе.

Даже в наш прогрессивный век письмо левой рукой все еще вызывает эмоциональный отклик в обществе. Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя? На эти вопросы наука давно нашла ответы.

Из этой статьи вы узнаете

Причины рождения левшей

От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.

Это интересно ! Феномен встречается и у других видов. Собаки-левши, например, с бОльшим удовольствием осваивают цирковые трюки и поисковую работу, нежели общий курс дрессировки.

За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие . Отсюда и синоним – правополушарность.

Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.

От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

  • До рождения : генетический фактор. Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.
  • При рождении : травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
  • После рождения : фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.

Левшество и леворукость

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Это интересно ! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.

Как определить левша или правша ребенок

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями. Этот феномен носит имя амбидекстрия.

Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:

  • перемещает подвижную игрушку;
  • складывает пирамидку;
  • указывает на что-то;
  • собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
  • держит столовый прибор;
  • чистит зубы;
  • откручивает крышечки;
  • подметает или вытирает поверхность;
  • расчесывается;
  • рисует и пишет.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Для справки ! Доктор Комаровский советует тестировать левшество по признакам левоногости, функциям зрения и слуха. Скрытого левшу помогают выявить функциональные пробы.

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

  • Усидчивость формируется с затруднениями , каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
  • Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
  • Звукопроизношение далеко от идеального , но консультация логопеда легко решает это затруднение.
  • Математические способности : геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.
  • Хороший слух, близкий к абсолютному . Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
  • Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве , ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх - низ».
  • Художественный вкус , чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
  • Эмоциональность выше и развивается активнее.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

  • подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
  • выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
  • значительное отставание в развитии речи и психических функций;
  • различные формы дислексии у детей старше 4 лет.

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Нужно ли переучивать

Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада. Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.

Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все , у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля.

Важно ! Современный взгляд на леворукость таков: если начать переучивать истинного левшу, то это нарушит психологическое равновесие ребенка.

Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно - на адаптацию к окружающему миру.

Важно последовательно . Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.

В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:

  1. Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально . Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам.
  2. Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Зачем же идти против этого?

Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.

Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.

Последствиями переучивания левши могут быть:

  • невротического характера энурез;
  • двигательные расстройства;
  • нарушения сна;
  • утомляемость;
  • тики;
  • сбои аппетита и пищеварения;
  • заикание;
  • низкая адаптация;
  • нарушения внимания и памяти;
  • снижение воли;
  • колебания веса;
  • головокружения и боль;
  • нарушения эмоциональности.

Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты.

Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

  • Предупреждать об особенности всех специалистов , работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе.
  • Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
  • Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму . Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
  • Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения . Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
  • Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

  • указаний на леворукость в негативном смысле;
  • упреков в ленивости и медлительности;
  • выражения гнева;
  • крика, замечаний, наказаний, нотаций.

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.

На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Важно ! Не следует отдавать ребенка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать.

  • Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону .
  • При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон , прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
  • Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
  • Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.
  • Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.

При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело . В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Развитие двигательных навыков

Как и в овладении чтением, лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц. В спортивных тренировках можно использовать наглядные изображения, последовательные фото, видеоролики.

Развитие творческих способностей

При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребенка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером.

Неправильно было бы говорить малышу, что его творчество какое-то не такое. Он - художник, он так видит. Но вот подводить научную основу под живопись или архитектуру - необходимо.

  • дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
  • сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом : что стало лучше;
  • разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;
  • упражнять навыки мелкой и крупной моторики , развивать личные , а не пытаться «догнать» правшей;
  • обучать навыкам в конкретных ситуациях;
  • вовремя поощрять , не предъявляя слишком высоких требований;
  • организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;
  • оставаться чутким воспитателем всегда , проявлять доброжелательность и участие.

Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши - упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Великие и известные люди

Для повышения самооценки у ребенка приводите в пример известных людей, обладавших той же особенностью. Чтобы улучшить достижения в определенной области, выбирайте соответствующих великих личностей. Например, для малыша-музыканта лучшим примером послужит Бетховен или Бах , а юного шахматиста вдохновит Эйнштейн .

Среди великих правополушарных имен можно найти кого угодно: президентов и правителей (Билл Клинтон, Юлий Цезарь, Александр Македонский ), ученых (да Винчи, Иван Петрович Павлов ), художников (Микеланджело, Пикассо ).

13 удивительных фактов о левшах

Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:

  1. Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
  2. Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
  3. Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
  4. Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
  5. В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
  6. Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
  7. Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
  8. Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
  9. Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
  10. Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
  11. Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
  12. Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
  13. Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.

Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Это очень просто. Понаблюдайте, какой рукой ребенок выполняет сложные действия. Известно, что уже в возрасте 5-6 месяцев дети предпочитают одну из рук. Но действия эти еще очень просты. И разобраться, какая из них ведущая, в это время невозможно.

В четыре года малыш уже четко определяет для себя ведущую руку. Окончательно предпочтение формируется и закрепляется к пяти годам. И когда он достигнет этого возраста, вы можете сами определить леворукость, ответив на несколько простых вопросов.

Какой рукой ребенок рисует?
В какой руке держит ложку?
Какой рукой бросает камень?
В какой руке он держит зубную щетку?
Какой рукой забивает гвоздь молотком?
В какой руке держит ластик, когда стирает?
Какой рукой причесывается?
Какой рукой раздает карточки?

Посмотрите, как ребенок выполняет специальные задания, разработанные психологами для выявления ведущей руки. Вот некоторые из них:

  1. Попросите ребенка построить колодец из спичек. Та рука, которая чаще выполняет активные действия, и есть ведущая.
  2. Посмотрите, как малыш аплодирует. Если ребенок бьет правой ладошкой по левой, то он праворукий, если наоборот — леворукий.
  3. Детям постарше можно предложить переплести пальцы рук. Считается, что сверху будет находиться ведущая рука. По этому же принципу работает и так называемая "поза Наполеона".
  4. Можно дать малышу задание завести часы. Если он работает левой, а держит часы в правой руке, то он леворукий, и наоборот.

Более подробный перечень вопросов содержат специальные опросники, которые помогут родителям узнать, является их ребенок леворуким, праворуким или амбидекстром. Амбидекстр — это человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками, без выраженного предпочтения одной из них).

Леворукими рождаются или становятся? Верны оба утверждения. Дело в том, что выделяют два типа левшества.
Первое — естественное, наследственное. Оно генетически обусловлено. Среди родственников такого ребенка, как правило, есть леворукие или амбидекстры.
Второе — патологическое. В этом случае леворукость является результатом перенесенных травм, патологически протекающей беременности, повреждения определенных мозговых центров во время родов.
Также предпочесть левую руку могут праворукие дети после травмы правой руки. К примеру, ребенок после болезненного перелома правой руки хорошо запомнил, что выполнять ею действия больно. И он старается работать левой, хотя это и дается ему тяжелее. И это как раз тот случай, когда ребенка переучивать на правшу целесообразно. И чем раньше — тем лучше. Но о переучивании немного позже.

Развитие леворукого ребенка

У леворукого ребенка наблюдаются некоторые особенности развития. У малыша медленнее формируется фонематический слух, он хуже ориентируется в пространстве. Или даже иначе воспринимает пространство.

Да, среди левшей много талантливых людей. Это так же верно, как и то, что левши часто испытывают затруднения еще на этапе подготовки к школе. И задача родителей сделать так, чтоб малыш не отстал от сверстников, чтоб у него вовремя сформировались все навыки и умения.

Общеизвестно, что для правильного формирования речи ребенку полезно уже с самого раннего возраста читать книги. Специалисты считают, что чтение вслух благоприятно отражается на развитии маленького человека. При этом чтец должен четко произносить все звуки, не спешить. Слушатель должен успевать понять прочитанное.

Старайтесь больше разговаривать с ребенком. При этом тоже нужно четко произносить все звуки. Произносите слова неторопливо, чтобы малыш мог усвоить информацию. Не глотайте слоги, делайте паузы.

После 3-4 лет крохе уже хочется вволю поговорить самому. Не отмахивайтесь от ребенка, найдите время для обстоятельных обсуждений всего, что волнует малыша.

  1. Растянуть губы в улыбке.
  2. Вытянуть губы трубочкой.
  3. Растянуть губы в улыбке, потом вытянуть их трубочкой.
  4. Закрыть и открыть рот.
  5. Вытащить язык изо рта в форме "лопаты".
  6. "Свернуть" вытянутый язык трубочкой.
  7. Поболтать языком вверх-вниз.
  8. Попробовать дотронуться языком до кончика носа, а потом до подбородка.

Ничто так не подготовит руку к письму, как упражнения, развивающие мелкую моторику. Предоставьте малышу возможность манипулировать мелкими предметами: научите его шить, вышивать, нанизывайте вместе бусы, собирайте мозаики, делайте всевозможные панно из природных материалов. Полезно даже перебирание фасоли или крупы. Покупайте специальные книжки с развивающими упражнениями. Очень полезно рисовать по точкам, заштриховывать фигуры, раскрашивать картинки.

Развить координацию движений, внимание, усидчивость, столь необходимые в школе, помогут танцы, художественная гимнастика и другие виды спорта.

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой. Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны.

Как надо писать левой?

Ручка кладется сверху на ногтевую фалангу среднего пальца. Большой палец придерживает ручку, а указательный палец кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от шарика.

Существует два правильных способа писать левой рукой.

  1. Кисть с ручкой располагается над строкой. Этот способ интуитивно открывают для себя многие леворукие дети. Однако при этом учащемуся приходится выворачивать кисть.
  2. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Тетрадь лежит с наклоном вправо. Правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, направлен к середине груди. Ребенку при этом не приходится выворачивать кисть. Он может ориентироваться на образец и не накрывает только что написанный текст. Некоторым минусом такой техники письма будет наклон влево. Правда, леворукий ребенок писать с наклоном вправо и не должен.

Почему опасно переучивать левшу?

Сейчас левшей нив детских садах, ни в школах не переучивают. Однако до сих пор встречаются воспитатели и учителя, уверенные в том, что это необходимо. Да и бабушки порой слишком настойчиво говорят: "Возьми ложку в правую руку!" Однако делать этого не следует. Почему?

При насильственном обращении в праворукость у детей могут появиться нарушения сна и аппетита, головные боли, страхи, энурез, нервные тики, вялость, апатия или повышенная возбудимость, раздражительность. Психолог Олеся Сысак поясняет: "Работой правой руки управляет левое полушарие головного мозга, а левой руки — правое. Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое и абстрактное мышление, языковые способности, чтение, письмо, запоминает факты, даты, имена. Это полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Правое полушарие ответственно за образное мышление, эмоции, обработку невербальной информации, музыкальные и художественные способности. Таким образом, принято считать, что у левшей больше развито творческое начало, а у правшей — логика.

Когда родители хотят переучить своего ребенка с левой руки на привычную им правую, ими руководит внутренний мотив, который им самим же непонятен, так как он сформирован на уровне их же воспитания. Ведь в свое время их родители очень болезненно относились к тому, что ребенок вдруг начинал выполнять действия левой, а не правой рукой. Это означало, что он уже чем-то не похож на других детей. А отличаться от общей массы людей было раньше просто неприемлемо. И до сих пор эти пережитки не дают некоторым из нас почувствовать себя свободными, разрешить себе и своему ребенку быть таким, каким „я хочу быть“, а не таким, каким меня хотят видеть окружающие."

Иногда ребенок, увидев, что он пишет не так, как все, задастся вопросом, почему он именно такой, или даже захочет научиться писать "как все". В этому случае родителям нужно убедить малыша, что писать правой необязательно, но он может попробовать, если хочет. Нужно продемонстрировать ему свою любовь, чуткость, понимание, лишний раз сказать: "Ты — самый-самый лучший!", "Мы любим тебя!". "Для ребенка важно абсолютное приятие, и тогда не возникнет никаких преград на дороге жизни", — поясняет О.Сысак.

Уделяйте своему ребенку больше времени, дарите теплоту и внимание. Работайте над повышением его самооценки. Говорите, что он самый, лучший, красивый и любимый на свете. Ваша любовь поможет ему пройти через любые испытания и преодолеть все трудности.

Комментировать статью "Леворукий ребенок в праворукой семье"

Про леворукость.. ...затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения: Леворукий ребенок в праворукой семье.

Пишет, рисует, ест левой рукой. Если до 2-3 лет еще чередовал руки, то сейчас уже всё очевидно. Вот и думаю,я-то не требую,а в школе будут ли переучивать писать правильно символы? Мои,в принципе, нормально справляются с предметами из праворукого мира...

научиться писать левой рукой?. -- посиделки. О своем, о девичьем. научиться писать левой рукой? Тема не страдательная, а развлекательная, жуем семки и делаем ставки! Правой действительно удается хоть медленно, но мелко и правильно.

Леворукий ребенок в праворукой семье. К примеру, ребенок после болезненного перелома правой руки хорошо запомнил, что выполнять ею Почему опасно переучивать левшу? Сейчас нив детских садах, ни в школах не переучивают.

Леворукий ребенок в праворукой семье. Понаблюдайте, какой рукой ребенок выполняет сложные действия. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую Таким образом, если ваш ребенок...

Леворукий ребенок в праворукой семье. Аверьянова Василиса. Ваш ребенок левша? Леворукий ребенок в праворукой семье. Ваш ребенок левша? И когда он достигнет этого возраста, вы можете сами определить леворукость, ответив на несколько простых вопросов.

Посоветуйте пожалуйста, что почитать на эту тему: как правильно должны писать левши, как класть тетрадку, должны ли соблюдать наклон или нет? ну и все по этой теме. У моего сына оборукость: пишет левой, а, например, ножницы держит в правой руке.

дочь пишет левой рукой, ест левой, а вот ножом палочки строгает правой. Он у нас 100% праворукий ребенок, ничего делать левой рукой не может и тп. (никогда даже и не пытался). Как правильно воспитывать ребенка - левшу. Почему я левша, а другие дети нет?

Но пишет левой рукой, невролог сказала тогда еще нам, чтобы ни в коем случае не переучивали. Леворукий ребенок в праворукой семье. Развитие леворукого ребенка. Как надо писать левой? Среди родственников такого ребенка, как правило, есть леворукие или...

как пишут левши? У меня дочка левша, 5 лет. Выучили печатные буквы, сначала по точкам, вроде, обводила так, как я показывала, но теперь, когда пишет самостоятельно, каждую букву пишет справа налево, например, букву М начинает писать со второй вертикальной линии...

ЛЕвой рукой писать слева направо неудобно, вот писать по-арабски левой как раз удобнее, потому что справа налево. Эффективны при переучивании в случае закрепления неправильного стереотипа. Леворукий ребенок в праворукой семье.

Чтобы руку не выворачивала, чтобы чернила рукой не смазывала, чтобы тетрадь держала правильно? Леворукий ребенок в праворукой семье. Ребенок заартачился сам, ни в какую не хотел держать ручку в левой руке, истерил, писал только правой.

а у кого ребенок наследственный левша?. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие Леворукий ребенок в праворукой семье. Аверьянова Василиса.

Как научить писать левшу?. Ребенок-левша. Детская психология. Но сам склоняется к левой поэтому сказано не трогать и принимать выбор ребенка. Леворукий ребенок в праворукой семье. Как научить писать левшу?

3. Медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала Леворукий ребенок в праворукой семье. Как распознать леворукого ребенка.

Егор(5,3) пишет печатные буквы и цифры снизу вверх, т.е. не в общепринятом пордяке? Дайте ребенку для копирования любую детскую пропись - лучше разворот двух страниц прописи для дошкольников, которую ребенку интересно будет заполнять своими значками.

Посмотрите другие обсуждения: Леворукий ребенок в праворуком мире. А другу моему праворукому, наоборот пришлось переучиться на Леворукий ребенок в праворукой семье. Ваш ребенок левша? Обычно леворукие родители морально готовы к рождению малыша, у...

Леворукий ребенок в праворукой семье. НО ЗАНИМАТЬСЯ обязательно надо!!! А есть тут левши? Я читала книжку М. М. Безруких " Леворукий ребенок в школе и дома ". ЬТАм много полезной инф-ции, тестов для определ. ведущей руки, упражнения для занятия с детьми и...

Переучивание. Ребенок - левша. Детская психология. Леворукий ребенок в праворуком мире. Последствия насильственного переучивания на правую руку тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в (Сама переученная - левая рука вообще не работает.

И все же как правильно определить левша или правша? Если ребенок с 1года держал ложку и в левой и в правой руке, а потом бабушка стала постоянно давать ложку в левую руку (дед левша),и теперь мой ребенок пишет только левой Леворукий ребенок в праворукой семье.

С какими трудностями сталкивается ребенок-левша? Что делать, если ваш ребенок левша? Как у него протекает адаптация в школе? Почему возникают конфликты с окружающими? Как сделать так, чтобы ребенку левше было легче учиться? На эти и другие вопросы я постараюсь наиболее полно ответить в данной статье.

Феномен левшества считается необычным и именно из-за него возникает наиболее большое количество проблем. Важно только понять какие трудности у вашего ребенка. С чем они связаны и как с ними работать, именно левши обладают неординарными свойствами, которые в работе с ними нужно учитывать.

Для начала присмотритесь к вашему ребенку. Сегодня он ходит в садик, что-то делает хорошо, а что-то не получается, как ни старается. Может быть ваш ребенок легко напевает мелодию Чайковского, а может не может сложить слово из слогов. Соседская девочка считает в пределах сотни, а ваш не может из трех вычесть единицу, сколько бы вы не бились с ним. Начинает в доме пахнуть валерианой.

Как определить левша или правша ваш ребенок

Ответить на этот вопрос можно только тогда когда ребенку исполнится 7 лет, так как до этого возраста ребенок еще формируется и вторгаться в его природу не следует. До этого только наблюдайте какой рукой он предпочитает совершать те или иные действия.

Итак, если вашему ребенку исполнилось 7 лет, предложите ему совершить следующие действия и отметьте, какой рукой он это делает. Важным условием при проведении исследования является хорошее самочувствие ребенка, когда у него нет загруженности, стрессов и переутомляемости.

  1. чистит зубы;
  2. причесывает волосы;
  3. складывает пирамидку из кубиков;
  4. режет ножницами;
  5. пользуется молотком;
  6. размешивает сахар в чае;
  7. держит ложку;
  8. рисует;
  9. раздает карты;
  10. держит ракетку при игре в бадминтон;
  11. пользуется ластиком;
  12. кидает мяч;
  13. строит башенку из кубиков.

Проведите данное наблюдение 5-6 раз в течении дня. Только после этого посчитайте результат по формуле:

(П — Л) х 100
(П + Л)

Где П – сумма действий выполняемые правой рукой;
Л — сумма действий выполняемые левой рукой

Если результат получился меньше -10, то он левша, если больше +10, то правша, а если от -10 до +10 то ребенок амбилатерален.

Существуют также и другие способы:

  • аплодирование – какая рука сверху, та и ведущая;
  • поза Наполеона — какая рука сверху, та и ведущая;
  • кисти в замочек – большой палец ведущей руки находится сверху;
  • измерение силы кисти каждой руки при помощи силомера – ведущая рука сильнее;
  • скорость исполнения одинаковых заданий – ведущая рука быстрее.

Нужно ли переучивать ребенка-левшу?

Переучивать не стоит. Главное правило – не заставляйте ребенка делать, то что ему не нравится. Главное понять, что сдерживает ребенка и как ему помочь. Все люди разные и осваивание навыков, чтения, письма и т.д., идет у каждого по-своему. Конечно, прекрасно, что сейчас пристальное внимание отводится одаренным детям, но что делать остальным, особенно тем у кого что-то не получается?

Зачастую ребенок остается один со своими недетскими проблемами, т.к. родители, а иногда и специалисты, тоже не знают как ему помочь. Отсюда пререкания к ребенку «Тупица!», «Да ты ничего не можешь», либо просто родители стараются не замечать данных признаков, опуская руки. Отсюда начинаются у ребенка проблемы и в отношениях, поведении, учебе.

Так например, бабушка привела ребенка с жалобами на поведение и неуспеваемость в школе, со словами «Все время отвлекается», «Ничего не слышит». У ребенка наблюдалось дважды заикание, в 2 и 4 года. Когда он начал рисовать правой рукой, то бумага порвалась от сильного нажима карандаша, а в речи проявилось небольшое заикание. Когда ребенок взял карандаш в левую руку речь стала намного спокойнее, линии плавные. Бабушка, тут видя ситуацию, призналась, что ребенка с раннего детства, еще с ложки, стали переучивать.

Вмешательство в природные данные не заставило себя ждать. Это не прихоть ребенка выбирать ту или иную руку, это его данность, это отражение мозговой организации психической деятельности человека. В данном примере правая рука не сумела развиться, а левая была заторможена, что отразилось на речи.

Вывод. Дети с левшеством требуют постоянного контроля со стороны специалистов – психологов, нейропсихологов, дефектологов и участия родителей. Вопросы левшества и праворукости решаются у детей к более позднему возрасту, примерно к 7 годам. А в более раннем возрасте, лучше ребенку давать карандаши и в правую и в левую руку.

При соответствующих формирующих занятиях для левшей, они не только догоняют сверстников, но и благодаря своим особенностям они могут преуспеть в решении поставленных задач, предлагая наиболее интересные выходы. Ведь среди левшей множество гениальных личностей: математиков, художников, спортсменов и других.

Главной отличительной чертой у левшей является интуиция и изобретательность. К сожалению, без помощи родителей и специалистов, развитие выдающейся личности не всегда удается, а мы видим картину школьной дезадаптации.

Данными примерами я сделала попытку показать, что пристальное внимание к детям с левшеством должно быть оказано, но это требует направленного обучения. В последующей информации вы сможете извлечь практическую пользу для оказания поддержки и сопровождения ребенка-левши.

Особенности обучения ребенка левши

1. Итак, ребенок левша, каждый раз, чтобы пользоваться миром правшей, ему приходиться изобретать свой уникальный способ. Чтобы разгрузить нервную систему ребенка, доводим навыки до автоматизма .

Из этого следует: воспитывая, левшу освойте с ним как можно больше навыков , которые ему требуются в повседневной жизни и доведите их до автоматизма. Не ждите когда ребенок сам научиться пользоваться ложкой, ножницами, карандашом, а вместе с ним повторите нужные движения для овладения тем или иным инструментом. А для начала попробуйте сами, чтобы ваши действия были синхронны.

Если говорить о написании цифр, букв и рисовании, то начинайте с обведения по контурам или рисованию через копировальную бумагу , срисовывание для левшей по образцу, слишком сложно.
Главная задача состоит в том, чтобы тело ребенка запоминало ту или иную операцию, соответственно оно не должно перегружаться дополнительными движениями или позами. К примеру, если ребенок рисует, то спинка и плечи расслаблены.

Чтобы ребенок умел хорошо умножать, для начала лучше освоить таблицу сложения , это позволит сохранить время и усилия, как ваши, так и его.

Если вы ребенку объясняете названия трав, фруктов, овощей, деревьев, то лучше дайте ему попробовать это на вкус, если это съедобное, или ощутить руками , чтобы у ребенка возникли чувственные ощущения и разница между предметами.

Мыслительная деятельность у левшей в восприятии мира, в отличие от правшей, поражает своей нетривиальностью и далека от общепринятой. Так, например, показывая ребенку картинки с изображением канцелярских товаров и растений, ребенок классифицируя их говорит, что линейка подходит к травинке, так как они обе прямые. Когда ему задают, дополняющий вопрос «А ты внимательно посмотри». Ребенок-левша отвечает: «я понимаю, что линейка подходит к пеналу и ручке, но так же интереснее».

Подумайте, как много мы-правши делаем автоматически. Если у ребенка нет этой данности, то именно вы родители можете ему помочь в этом. Любая операция, не доведенная до автоматизма, требует большого количества затрат энергии. Поэтому в окончании следует еще раз подчеркнуть необходимость тщательного наблюдения за ребенком-левшой, появления у него соматических признаков, таких как тики, энурез, аллергии и т.п. Если ребенок правша требует к себе внимания, то левша втрое больше.

2. Если действие ребенка-левши связано с некой динамикой и процессом, то детям крайне сложно выполнить такую работу из-за быстрого переключения с одного процесса на другой . Внешне это проявляется в «застреваниях» при начале осуществления какой-либо деятельности. Это легко наблюдать при речевых высказываниях ребенка-левши, она может быть медлительна, небогата, неправильно выстроенные предложения (в этом случае, ребенок понимает, что делает ошибки и говорит неправильно). Может создаться впечатление, что внутренняя речь ребенка намного богаче высказанной.

У детей левшей высокий уровень понятийного мышления. Это существенно заметно на уровне сверстников, когда ребенок, в отличии от остальных, справляется с решением сложных задач. Главное: не торопить ребенка!

Так же дети-левши плохо владеют своим телом, часто они жалуются, что им мешают руки или ноги, особенно если задействованы обе руки или ноги и движения несинхронны. Такие дети с возрастом учатся копировать движения других людей и заучивать их наизусть. Главное: не торопить!

Если он не может делать сразу несколько дел одновременно, к примеру слушать вас и писать.

Старайтесь таким детям во время утренней зарядки давать упражнения, где задействованы обе руки и обе ноги . Это могут быть плавательные движения, рисование двумя руками елочки и т.п. Отработайте с ним каждое движение отдельно, а лишь потом наращивайте скорость.

Также детям полезно включить дыхательные упражнения . К примеру: вдох-выдох-вдох-выдох, с постепенным увеличением задержки дыхания от 2 до 7 секунд. Не забывайте и о дыхании животом.

Включите в упражнения глазодвигательную гимнастику .

Одним из упражнений может быть перевернутая восьмерка. Восьмерку можно нарисовать на большом листе бумаги, либо представить. Глаза начинают двигаться от средины направляясь вверх и влево, это обязательно условие для его выполнения, далее вверх и вправо, после завершения правого круга продолжайте двигать глазами сначала. Итак, 3 раза.

Когда упражнения закреплены, добавьте язык. Должно получиться следующее глаза и язык двигаются в одном направлении и одновременно, наблюдая за кончиком ручки.
Полезно рисование симметричных предметов сначала одной рукой, затем другой, а после обеими.

Упражнение «Найди предмет» . Ребенку с закрытыми глазами дается в руки предмет. Он его ощупывает, после этот предмет прячется среди других. Задача ребенка найти этот предмет. Так же можно использовать цифры и буквы.

Игры в классики, с мячом, бассеин, катание на коньках, лыжи, макраме, лепка, пазлы и многие другие интересные занятия помогут вашему ребенку легче познавать пространство.

Проговаривание скороговорок и заучивание их, чтение стихов перед зеркалом, слушание ребенком своей речи – все это способствует его успешному развитию.

Говорите ребенку как можно развернуто, что вы делаете. К примеру: для того, чтобы приготовить щи, я беру 5 штук картофеля из мешка, луковицу из коробки…, далее мою и т.д.
И еще немного о пространстве.

Детям-левшам, как уже говорилось выше сложно ориентироваться в пространстве . Где право и лево, это постоянная путаница. А что тут говорить о буквах. Возьмем букву «Ч», «Да какая разница» — говорит ребенок. В своей работе, чтобы не возникало у детей путаницы я использую гномика с именем ЧУЗЯ. Ведь именно эти буквы пишутся в левую сторону. Дети легко запоминают, как зовут гномика и запоминают эти буквы.

Одним словом, ставьте маркеры . Дети начинают познавать мир, в первую очередь, от собственного тела. На левую руку наденьте часики, браслет или завяжите веревочку и при работе пользуйтесь ею. Читаем начиная с края, где у тебя часики, с этого же края начинаем писать и т.п.
Но кроме лева и права еще есть верх и низ. Верх, где голова, а внизу пяточки. Цифра «9» стоит на хвостике, а цифра «6» на голове.

Не пытайтесь объяснять левше с помощью пространства, предметов в комнате и т.п. Им надо все пощупать, попробовать. Начиная изучать цифры, буквы, вылепите их из пластилина, создайте их из песка, проволоки, веревочки.

Представления объема: больше-меньше, шире-уже также дайте ощутить ребенку с помощью предметов (сравните огурец с кабачком).

А вот понятия: «зад -перед», «над -под», «в -на» обсудите с ребенком на предметах мебели. К примеру, что будет если передвинуть стул за диван, где нужно находиться, чтобы попасть в центр комнаты. И каждый раз проговаривайте все вслух. Расширяйте представления начиная с комнаты, заканчивая городами, странами, планетами. Тут все зависит от вашего творчества. Экспериментируйте!

В этом же направлении двигайтесь, объясняя ребенку ближе-дальше, встретились-разошлись и т.д.

Рисуя, задавайте алгоритм деятельности , как будет проще. Сначала контур дома, крыша, затем окно, труба, а после дополнительные предметы.

На этом рисунке я постаралась изобразить алгоритм схематичного рисования, который может помочь детям-левшам при присутствии на рисунке множества фрагментов.

В заключении практической работы, приведу замечание, которое стоит написать отдельно. У левшей идет четкое псевдоигнорирование пространства слева. Поэтому при играх с мячом, теннис, старайтесь максимально задействовать левую область . А вот в школьная доска должна находиться как можно правее от ребенка .

Левши – это вечные дети, которые отличаются изобретательностью и творчеством, несмотря на все трудности. Среди них есть множество известных и великих людей , таких как: Лев Толстой, Петр I, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Жанна д’Арк, И. П. Павлов, многие чемпионы мира по теннису, бывший президент США Б.Клинтон. Существует миф, что и Владимир Путин является левшой, так как носит часы на левой руке, но его близкие утверждают, что ему просто так удобнее.

Как научить писать ребенка левшу

Для того, чтобы ребенку левше писать правильно и красиво существует несколько правил в организации рабочего пространства:

  1. лампа находится справа от него;
  2. листок повернут примерно на 20° вправо и сдвинут от центра тело в левую сторону;
  3. правая рука придерживает листок и при необходимости его поворачивает;
  4. левая рука ребенка держит ручку примерно на 4 см выше ее кончика;
  5. ручка, как бы является продолжение руки, то есть составляет одну линию;
  6. рука находится под линией письма (на это следует обратить особое внимание, т.к. если не научить, левша как бы заглядывает под руку при написании);
  7. буквы и соединения вначале лучше обводить по точкам;
  8. каждый раз подробно разбираете с ребенком алгоритм прописывания буквы или ее соединения.

В этой статье:

Леворукие дети - почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?

На самом деле это такие же дети, имеющие вескую причину для появления такой яркой и порой мешающей жить особенности.

Им непросто самостоятельно адаптироваться в современном мире, подстроенном под правшей, поэтому задача взрослых - помочь малышам в этом на начальном этапе жизни.

Кто такие левши?

Самое главное, что должны понять родители не совсем обычных детей - они подарили жизнь особенному ребенку и в этом их огромное везение! Левша - это эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Желание ближе познакомиться с миром творчества малыши проявляют с самого раннего возраста.

Главное - своевременная диагностика, ведь до пяти лет у детей очевидные признаки леворукости проявляются недостаточно ярко.

С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то
вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.

Важно понимать, что леворукость - это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление.

Психические особенности левшей

Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие малыши более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны
контролировать собственные эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения.

Очень может быть, что левша начнет говорить несколько позже ровесников, кроме того, до определенного возраста у него будут возникать затруднения с определением правой и левой сторон. На занятиях у таких детей могут возникнуть определенные сложности, о которых подробнее будет сказано ниже. В некоторых случаях леворукие дети производят впечатление медлительных и долго думающих.

Означает ли все это, что малышу уготована участь ученика и человека со средними успехами? Конечно же, нет. Даже испытывая временные трудности в учебе, малыш очень скоро научится с ними справляться, адаптируется в обществе и проявит себя как вполне успешная и перспективная личность. Для этого ему, правда, придется немало потрудиться.

Вместе с их некоторыми особенностями, малыши с ведущей левой рукой имеют неординарную фантазию, отлично развитое образное мышление, четко выраженные пристрастия, артистические способности. Обычно леворукие дети спокойно относятся к материальной стороне жизни и больше внимания уделяют ее творческой стороне. Такой малыш не даст скучать окружающим его людям никогда!

Нужна ли левше помощь?

Конечно же, дети, преимущественно использующие в качестве ведущей левую руку, имеют некоторые психологические особенности и нуждаются в помощи взрослых, хотя бы на в период становления их как личностей и в начале обучения.

Очень важно будет подобрать специально адаптированное для левши оборудование: письменный стол, принадлежности для письма и рисования.
Кроме того, нужно будет беседовать с ребенком о том, что левая рука вместо правой в качестве ведущей - это не увечье, а всего лишь особенность, которая в жизни может быть даже полезной.

Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других детей, а в чем-то их даже превосходит. Повзрослевшим детям в качестве подтверждения своих слов можно привести примеры известных личностей, которые также были леворукими, при этом добились мирового признания. Это Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон и многие другие. Интернет вам в помощь – вы можете найти знаменитых левшей, наверно, в любой сфере деятельности, и если вы приведете такие примеры из области интересов ребенка, это станет для него дополнительным мотиватором развития.

Причины леворукости

Причины, в связи с которыми дети становятся леворукими, самые разные. Чаще всего это:

  • генетическая предрасположенность;
  • поражения левого полушария;
  • вынужденная или намеренная леворукость.

Итак, наиболее частая причина - это все-таки наследственность. На сегодняшний день пока не известны принципы передачи леворукости, но можно точно сказать, что в семьях, где хотя бы один из родителей левша, леворукие дети рождаются чаще всего. В подавляющем большинстве случаев генетические левши не имеют каких-либо нарушений в развитии, развиваются так же, как и все остальные дети, и отличаются от них лишь этой особенностью.

Так называемое компенсаторная леворукость имеет прямое отношение к повреждениям мозга – чаще всего левого полушария. Так как за работу правой луки отвечает именно левое полушарие, то в случае повреждений в его области функции, присущие ему, может взять на себя правое.

В результате дети становятся леворукими сначала в процессе выполнения бытовых действий, а затем и во время обучения (рисования, письма и т.д.). У таких детей часто можно наблюдать отклонения в развитии речи и моторики. Но леворукость в данном случае не является их причиной или следствием, эти отклонения – результат сбоев в работе определенных участков мозга.

Третий тип леворукости у праворуких от рождения детей – вызванная травмой или стремлением перенять леворукость от друзей или близких.

И еще один вариант леворукости - с приставкой «псевдо». К пяти годам у детей уже отмечается доминирование одного из
двух полушарий мозга. При этом у некоторых малышей отмечается такая особенность мозга, которая становится причиной атипии психического развития, что становится преградой для формирования межполушарного взаимодействия. Чаще всего такие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками.

Отсутствие межполушарного взаимодействия - единственная причина, которая прямо не может влиять на развитие леворукости. Поэтому при ее своевременной диагностике можно будет поработать с ребенком над развитием праворукости.

Кроме того, можно отметить, что леворуким ребенок может стать не на физическом, а на психологическом уровне – «скрытым левшой»: когда ребенок имеет все признаки левши, при этом основной у него остается правая рука. У таких людей доминирующим является правое полушарие.

Сравнительная характеристика левши и правши

На сегодняшний день существует несколько основных мнений относительно способностей, которыми обладают леворукие дети по сравнению с праворукими. Одно из мнений основано на том, что нервно-психическая деятельность левшей значительно хуже, чем у правшей. Другой взгляд состоит в том, что способности у детей с доминирующей правой и левой рукой не отличаются ни в худшую, ни в лучшую сторону.

Есть и третье мнение. Согласно ему, леворукие дети имеют высокие по сравнению с правшами показатели нервно-психической деятельности и способны на ускоренную адаптацию к условиям внешнего мира. Историческими личностями, подтверждающими это убеждение, являются Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи и другие.

Все три мнения касательно особенностей леворуких детей имеют право на существование, и все они отвечают главным концепциям появления леворукости, дополняя друг друга.

Считается, что связи между полушариями мозга у левшей не
такие прочные, как у правшей, поэтому, возможно, они себя более активно проявляют в творчестве, ведь их мышление не ограничено жесткими рамками. Другой же стороной медали является замедленное формирование основных навыков, которые требуют активного взаимодействия между собой двух полушарий мозга.

Леворукие дети демонстрирует повышенное количество психофизиологических характеристик, и это доказанный факт. Кроме того, стоит поговорить о способности детей с доминирующей левой или правой рукой реагировать на запахи. Так, например, левши способны с максимальной точностью оценить неприятные запахи. Правши же остаются более чувствительными к приятным запахам и положительным эмоциям.

Таким образом, для левшей характерен пессимистичный настрой, тогда как правшам более свойственно оставаться оптимистами.

Обучение леворуких детей в школе: основные проблемы

Психологи уверяют, что дети с доминирующей левой рукой имеют определенные сложности в процессе обучения в школе, как минимум, большие, чем дети-правши. Чаще всего левши сталкиваются с проблемами в процессе обучения чтению, письму и счету - навыкам, которые требуют полноценного зрительного восприятия. Определенные нарушения этого восприятия, наряду с нарушениями зрительно-моторной координации и зрительной памяти, приводят к образованию таких проблем:

  • медленному восприятию и запоминанию букв в процессе обучения чтению;
  • формированию зрительного образа цифр и букв с путаницей в отношении похожих по конфигурации элементов;
  • путанию похожих по форме геометрических фигур;
  • неустойчивому почерку;
  • написанию букв в зеркальном отражении;
  • замедленному темпу письма.

Отдельным пунктом стоит рассмотреть одну из основных проблем обучения ребенка-левши в школе: его переучивание. Как уже отмечалось выше, этот процесс негативным образом сказывается на общем психическом и физическом состоянии малыша.

Родителям стоит вмешаться, если переучивание имеет место в случае с их ребенком, поступившем в школу, и объяснить учителю, что дело не только в левой ведущей руке, но и в
особенностях функционирования полушарий мозга.

Намеренное переучивание может стать причиной нарушения речи, эмоциональной подавленности ребенка. Неутешительной является статистика, подтверждающая тот факт, что каждый третий школьник с заиканием - это переученный в свое время левша.

Леворукие дети достаточно часто страдают неврозами, и этот вопрос продолжает глубоко изучаться по сегодняшний день.
Малыши действительно истощают себя перманентными школьными страхами (бояться осуждения одноклассников, учителей), но лишь в случаях, когда родители проявляют повышенную тревожность в отношении их леворукости.

Как помочь адаптироваться леворуким детям?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: менять то, что заложено природой, противоестественно, поэтому самое правильное решение - помочь леворуким детям приспособиться к условиям окружающего мира.

В странах СНГ пока не разрабатываются методики обучения левшей письму и чтению, по крайней мере в государственных школах. Отсутствуют такие методики и на уроках труда и искусства. Именно поэтому у леворуких детей не остается другого варианта, кроме как приспособиться к праворукому миру. Чтобы упростить им эту задачу, взрослые могут:

  • помочь организовать для ребенка рабочее место таким образом, чтобы свет падал справа;
  • не акцентировать внимание ребенка на правонаклонном и безотрывном письме;
  • объяснять алгоритмы двигательных действий;
  • играть и выполнять упражнения, способствующие развитию моторики и зрительного восприятия;
  • позитивно относиться к особенности малыша.

В заключение отметим, что психологические и некоторые физические особенности леворуких детей не должны считаться странностями или дефектами. Левша - это такой же полноценный член общества, как и правша. Более того, он имеет все возможности, чтобы развить свои порой нетрадиционные способности, если взрослые окажут посильную помощь, обеспечат поддержку и понимание.

Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Людвиг ван Бетховен, Александр Пушкин… Все эти великие люди были левшами. Невольно задумываешься: может быть, правы те, кто считает леворукость проявлением гениальности? Так или иначе, по данным исследователей разных стран, сегодня от 5 до 30% людей в мире – левши, и с каждым годом их становится всё больше. Как им помочь принять свою особенность, нужно ли их переучивать и есть ли особенности в подготовке и адаптации к школе таких детей, разбираемся в статье.

Почему возникает леворукость?

Леворукость не диагноз, а особенность развития, индивидуальный вариант нормы. Левши прибегают к помощи левой руки намного чаще, чем правой, однако это не единственное их отличие от правшей. Мозг леворуких людей тоже устроен по-другому. У правшей превалирует левое полушарие, отвечающее за правую сторону тела, а также логику и анализ. У левшей же всё наоборот: более сильно развита правая часть мозга, ответственная за левую сторону тела, образное мышление и воображение.

Исследователи выделяют несколько причин леворукости. Во-первых, это может быть генетическая особенность, наследственный признак. Во-вторых, леворукость «случается» как результат компенсации, возникшей из-за родовой травмы или патологии беременности на последних сроках. Также к развитию леворукости может привести травма правой руки, полученная в раннем детском возрасте. В ряде случаев леворукость – дело привычки: ребёнок повторяет за одним из родителей-левшей и постепенно привыкает к главенству левой руки.

Леворукость не следует путать с левшеством – специфическим типом нервной системы (прежде всего головного мозга), при котором ведущими являются левая рука, левая нога, левый глаз и левое ухо.

Левша или всё-таки правша?

Если ребёнок активно пользуется левой рукой, например держит в ней ложку, не стоит сразу утверждать, что он левша. У детей леворукость часто бывает временным явлением и свидетельствует лишь о том, что развитие межполушарного взаимодействия не закончено и доминирование левого полушария, а соответственно, правой руки в обеспечении двигательных функций (во время еды, при письме или рисовании и т.д.) не закреплено. В этом случае при постепенном увеличении функционального ресурса левого полушария нередко происходит «чудесное перевоплощение» левши в правшу. Утверждать на все сто, что ребёнок левша, можно только после 5 лет – к этому времени созревает правое полушарие.

Истинных левшей – тех, у кого правят бал не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо, – выведет на чистую воду простой тест: попросите малыша обеими руками взять будильник и послушать тиканье часов. Ухо, к которому ребёнок поднесёт будильник, и будет «ведущим». Для вычисления «ведущего» глаза сверните лист бумаги в трубочку и попросите ребёнка взглянуть через «подзорную трубу» на окружающие его предметы. Если ребёнок поднесёт её к левому глазу – он точно маленький левша.

Особенности леворуких детей

Как показывают исследования нейропсихологов, у истинных левшей мозговая организация совершеннее, чем у правшей. У них отлично развито мозолистое тело – особая зона, которая отвечает за взаимодействие полушарий головного мозга. Также у них симметрично расположены речевые зоны, тогда как у правшей они главным образом локализованы в левом полушарии. Благодаря всему этому истинные левши быстрее обрабатывают информацию, легче адаптируются в праворуком мире и нередко бывают талантливы в самых разных сферах.

Другое дело, когда леворукость – следствие родовой травмы. При таком раскладе правая рука оказывается слабее левой и хуже слушается, поэтому ребёнку приходится использовать генетически не ведущую левую руку. В отличие от истинных левшей, компенсаторным сложнее в обучении: задержка речевого и психического развития – частые диагнозы-спутники таких детей. У компенсаторных левшей мозг работает буквально «на износ», им необходима нейропсихологическая помощь. Что интересно, в противоположность истинным левшам, которых переучивать ни в коем случае нельзя, левши компенсаторные в результате специализированных тренировок вполне могут поменять ведущую руку и «перенацелиться» на правую.

Почему не стоит переучивать истинного левшу?

В советское время в отношении детей-левшей ни у родителей, ни у педиатров даже не возникало сомнений: рецепт был один – переучивать. Но всё же физиологами и психологами было доказано, что переучивать леворуких детей не стоит. Навязывание левшам противоречащих их природе навыков приводит к стрессу и негативно отражается на психологическом и физическом самочувствии. Последствиями переучивания могут стать: задержка физического развития, нарушение речи и мыслительных процессов, дислексия и дисграфия, нарушение сна и аппетита, резкая смена настроения, вспыльчивость и раздражительность.

В книге известного учёного-физиолога, психолога, доктора биологических наук, профессора, академика РАО директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких «Леворукий ребёнок» отмечено, что у левшей, которых переучивают, часто возникают и более тяжёлые состояния:

  • астенический синдром, симптомами которого становятся повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Письменные домашние задания выполняются с особенным трудом: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений, а повторное переписывание только ухудшает результаты;
  • школьные страхи – страх перед неудачей, перед письменной работой. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей;
  • невроз навязчивых состояний – он возникает в семьях,где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни;
  • невротический энурез (мочеиспускание), который вызывает у ребёнка чувство вины, страх неизбежности наказания и добавляет неприятностей с обучением;
  • невротическое заикание – оно усиливается после напряжённого выполнения письменных заданий правой рукой;
  • невротические тики – непроизвольные мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подёргивание носом, которые окружающие нередко принимают за кривлянье, дурачество;
  • истерические неврозы, которые могут проявляться в виде разных симптомов: истерической слепоты, рвоты, психомоторных припадков и т.п.

Как помочь малышу в обучении

Леворукие дети нередко испытывают сложности во время дошкольной подготовки и непосредственно учёбы. Им труднее выполнять задания: они медленно пишут, читают, им, как никаким другим, очень важен индивидуальный подход к освоению учебного материала – такой, какой в полной мере обеспечивает образовательная система «Начальная школа XXI века». При обучении леворуких детей чтению родители сталкиваются с нарушениями пространственного восприятия, например ребёнок переставляет буквы местами, перескакивает через строку и даже читает текст зеркально. Почерк у левшей неустойчивый, с изменяющимся наклоном и неравномерными штрихами, одна из частых проблем – зеркальное письмо.

(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности,возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  9. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.

  1. Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.
  2. Почаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.
  3. Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками. Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.
  4. Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
  5. Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.
  6. Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.

Мария Березовская