Развитие ребенка 8 9. Понимаем своего ребенка. Как развивать речь по ходу обычной жизни: комментирование

Ребенок растет и требует все больше внимания. Он активно двигается и пытается удовлетворить свое любопытство. В этом возрасте ребенок уже активно ползает, а значит, следует убрать опасные для него предметы, ведь он стремится исследовать все, что видит.
Он активен все время, когда не спит. Во время прогулки, гимнастики, а также купания и даже кормления.
Во время кормлений малыш также активен и часто кормление превращается в веселое для ребенка, но не очень приятное для мамы событие - ведь потом приходится отмывать от еды кухню.

Сон ребенка в 8-9 месяцев

Дневной теперь стал двухразовым, малышу днем уже требуется меньше времени для того, чтобы набрать сил. Ребенок спит по полтора-два часа и этого времени ему достаточно для полноценного отдыха. Если ребенок слишком активный и энергичный, возможно, его не удастся уложить на второй дневной сон. Если это будет продолжаться достаточно долго, можно оставить ему один дневной сон, значит, он достаточно отдыхает и во время одного сна. Который, кстати, может иногда длиться и три-четыре часа. Следите за самочувствием и активностью ребенка. Если он не капризничает, бодр и активен, значит он достаточно отдыхает. Ночной сон сокращать не стоит, ребенок по-прежнему должен спать около 11-12 часов.

Режим ребенка 8-9 месяцев — Купание

По-прежнему являются для малыша интереснейшим занятием. Если их правильно организовывать, ребенок получает от них заряд положительных эмоций. Приобретите для игр в ванной разнообразные игрушки для купания. Они не тонут, яркие и интересные. Можно приобрести различные фонтанчики, мельнички, прикрепляемые к стене ванной комнаты прямо над ванной. В них наливается вода, которая затем спускается вниз, приводя в движение лопасти. Малыш с удовольствием будет наливать водичку в такие игрушки.
Конечно, только играми купание не ограничивается. Обычно детки не очень любят мыть голову. Постарайтесь облечь эту процедуру в игровую форму, тогда и это действо станет приносить ребенку только радостные впечатления.
Длиться купание может, в зависимости от желаний ребенка, до 20-25 минут. Малыши, которые не любят воду и купаются только по необходимости, могут проводить в ванной 5-10 минут.

Питание ребенка в 8-9 месяцев

В 8-9 месяцев расширяется и приближается по основным его составляющим ко взрослому рациону. Теперь малыш может есть не только за своим детским стульчиком, можно и придвигать его ко взрослому столу. Попробуйте приучать малыша и . Запаситесь терпением - малыш не сразу будет попадать ложкой в ротик, поэтому будет весь измазан, а скорее всего - не только он, но и все вокруг. Ребенок в этом возрасте получает завтрак, обед, ужин и полдник, как и взрослые члены его семьи. Если молоко у мамы еще есть, кормление грудью сохраняется, ведь малыш по-прежнему нуждается в нем. И не только в самом молоке, но и в самом главном - общении с мамочкой.

В 8 месяцев продолжает совершенствоваться развитие ребенка во всех направлениях: физическом, психическом, социальном. Малыш открыт миру и начинает активно взаимодействовать с окружающими – улыбается, гулит, играет в «ладушки», и усердно лепечет новые слоги. Этот возраст можно охарактеризовать как время начинаний и обретения новых навыков.

Рост и развитие ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам темпы роста грудного ребенка несколько снижаются. Малыш прибавляет в весе 400-500 г в месяц, а в росте – от 1,5 до 2 см.

Важно! В некоторых случаях ребенок уже со второго полугодия жизни может опережать средние показатели по своему физическому развитию. Чаще всего это связано с тем, что в родословной малыша преобладают крупные члены семьи. Такие дети растут здоровыми, крепкими и сообразительными, и их ускоренное развитие не должно вызывать у родителей переживаний.

У восьмимесячного малыша уже могут вырасти 2-4 зуба, обычно первыми прорезываются два нижних и два верхних центральных резца. Но если у вашего ребенка еще не прорезался первый зубик, то не стоит волноваться – это вполне нормально, ведь каждый организм индивидуален.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Существует мнение, что с самого рождения мальчики и девочки развиваются в абсолютно разных темпах, что приводит к многочисленным спорам «кто в чем сильней». Наиболее часто встречающиеся отличия, которые зачастую видны родителям невооруженным взглядом, мы отобразили в таблице.

Умения, навыки, развитие Мальчики Девочки
Физическое развитие ребенка Рождаются крупнее девочек, отличаются большей окружностью головы и весом. В среднем 8-месячный мальчик весит в среднем от 6,5 до 8 кг. Рождаются меньше ростом и весом, чем мальчики. Девочки в 8 месяцев весят примерно на 250-350 г меньше.
Ходьба Мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позже девочек Делают первые шаги еще до 1 года
Осязание С рождения обладают меньшей чувствительностью, чем представительницы женского пола, их менее раздражает телесный дискомфорт Больше развито ощущение прикосновения, любят ласку и проводить много времени на руках взрослых
Зрение Мальчики с младенчества опираются на дальнее зрение, более активно используя все окружающее их пространство В игре девочки чаще опираются на ближнее зрение, занимаясь в ограниченном пространстве
Слух Острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек Более чувствительны к шуму
Речь Начинают говорить на 4-6 месяцев позже, чем девочки Первые слова произносят в 8-9 месяцев

Несмотря на столь противоречивые различия, наблюдения педиатров доказывают, что нет абсолютно никаких половых отличий в освоении навыков: каждый ребенок развивается и «взрослеет» в собственном ритме.

Психологи объясняют подобные заблуждения касаемо развития детей разных полов так называемыми «родительскими ожиданиями». Это говорит о том, что часто мамы физически крепких мальчиков переоценивают их моторные навыки, а у девочек те же достижения остаются незамеченными.

Навыки малыша в 8 месяцев: что умеем делать

Восьмимесячный ребенок необычайно подвижен. Малыш к этому возрасту уже вполне уверенно сидит и может сам пересаживаться с одного места на другое. Он активно пробует вставать, держась за что-нибудь крепкое. Привыкнув к вертикальному положению и оттолкнувшись от опоры, ребенок попробует несколько секунд удержать свое вертикальное положение без неё.

Что умеет делать ребенок к 8-ми месячному возрасту:

  • из положения лежа малыш умеет сам присаживаться, опираясь на руки, а также из положения сидя может лечь обратно;
  • ребенок переворачивается во всех направлениях без труда, по собственному желанию;
  • держась за бортик кроватки, может мелкими шажками передвигаться по ней. А если взять кроху за ручку, то малыш будет пытаться шагать вперед, но лишь на несколько секунд – его мышцы еще не готовы к полноценной ходьбе;
  • грудничок машет на прощание ручкой «пока-пока», хлопает в ладони, играя в «ладушки»;
  • в восемь месяцев малыш активно и быстро ползает, может перемещаться с удержанной в ладони небольшой игрушкой/предметом;
  • маленькие предметы кроха удерживает двумя пальцами;
  • выполняет с игрушками простейшие действия – катает мяч, стучит кубиками друг о друга, складывает мелкие детали в сортер и т.д.;
  • показывает на себя в зеркале, некоторые дети в этом возрасте узнают себя на фотографии;
  • показывает рукой (пальцем) в сторону предмета, называемого взрослым («где кукла?», «покажи, где машина»);
  • пытается самостоятельно пить из чашки. Кушает маленькие кусочки пищи (сыр, творог, печенье). Пытается «накормить» маму;
  • при высаживании на горшок сидит с интересом, не сопротивляется;
  • узнает близких из своего окружения (маму, папу) среди других взрослых.

А теперь небольшой видео обзор того, что умеет ребенок в 8 месяцев:

Нейро-психомоторное развитие восьмимесячного ребенка

Моторика и психическое развитие ребенка в 8 месяцев продолжают развиваться и претерпевать изменения. Малыш с каждым днем все лучше понимает взрослую речь. Он уже способен выполнять простые просьбы, что говорит о правильном и всестороннем развитии ребенка. Привязанность к маме становится еще сильнее, чем в предыдущие месяцы. Кроха с плачем переносит расставания, а когда мама рядом – он спокоен. Некоторые дети в этом возрасте быстрее идут на контакт к незнакомому человеку, если он всячески играет с ребенком, проявляет к нему дружелюбие.

Чему научился малыш к 8 месяцам:

  • новые предметы ребенок изучает не только взяв в руки и потрогав, в восьмимесячном возрасте ему становится интересно пощупать материал, погладить его ладошкой или пальчиками;
  • просится на руки и тянется ко всему, что находится за пределами его доступности – к створкам шкафа, полкам, окну. При приближении к объекту, с интересом рассматривает все, пытается открыть закрытое, все трогает ручками;
  • понимает, если ему что-то запрещают, настораживается и обижается на строгий тон;
  • может 10-15 минут самостоятельно занять себя игрой, а если пришлось прерваться, то после краткого перерыва может снова вернуться к незаконченному занятию;
  • ребенок уже испытывает ощущения радости и неудачи, при невозможности достигнуть чего-то он расстраивается. С этого возраста родителям нужно уделять время для поддержки малыша, хвалить его и радоваться вместе с ним его первым успехам;
  • первые попытки манипуляции для достижения желаемого могут начаться как раз в 8-9 месяцев. Здесь важно осторожно, но настойчиво установить рамки – что можно, а что нельзя;
  • проявляет интерес к другим детям, стремится установить с ними эмоциональный контакт: улыбается, отвечает гулением на разговор, старается прикоснуться или, наоборот, стесняется и прячется за мамой.
Речь Ребенок обращает на речь много внимания, пытается имитировать речь лепетом. Долго и с удовольствием «рассказывает» нараспев, придавая слогам разную интонацию. Появляются узнаваемые звуковые сочетания «ма», «па», «ба».
Слух Услышав шум, ребенок прислушивается и поворачивает голову в его сторону. На неприятные, слишком громкие звуки малыш реагирует отрицательно – испуганно, с плачем. Понимает простые произнесенные просьбы («дай», «на», «где?»), также знает значения слов «нельзя», «нет».
Зрение Малыш следит за всем предметами в его поле действия. Координация движений глазных яблок хорошо сформирована, ребенок не косоглазит. Обращает внимание на незнакомые предметы, интересуется ими, часто проявляет удивление.
Эмоции От взрослого ребенок требует уже не только внимания и ласки, но и помощи в действиях с предметами и игрушками. Например, малыш выбрасывает игрушку на пол и ждет, когда мама её поднимет, при этом радостно смеется. Кроха постоянно занят чем-то, и в своих играх привлекает взрослого к совместной деятельности.
Моторика Кроха способен устойчиво сидеть, самостоятельно садиться из любого положения. Встает на четвереньки, ползает. Активно пытается вставать на ножки, держась за опору. Уронив предмет, может наклониться и взять его, придерживаясь опоры.
Игра Катает машинку, выбрасывает игрушки из кроватки или манежа и наблюдает за ними, разбирает пирамидку. У ребенка растет умственное развитие, он настойчиво и целенаправленно отталкивает предметы, любит играть с неваляшкой. Может складывать мелкие предметы в крупные. С интересом перебирает мягкие шуршащие книжки, играет на развивающем коврике.

Примерный режим дня: как проходит день в 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок спит больше времени проводит в бодрствовании, изучая окружающий мир, а времени на сон с каждой неделей уходит все меньше. Если говорить о продолжительности сна, то общий показатель отдыха во сне для этого возраста держится в пределах 15 часов. Ночью кроха может спать до 10 часов, а в дневное время остаются в большинстве случаев два сна по 1,5-2 часа.

Примерный распорядок дня у ребенка в 8 месяцев может выглядеть так:

6:30 Пробуждение.

1 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

7:00 Утренний туалет, гигиенические процедуры
7:30 Бодрствование
9:00 Легкая гимнастика
10:00 2 кормление
10:30 Бодрствование, игры с мамой
11:30 Прогулка + первый дневной сон
13:30 3 кормление
14:00 Бодрствование, активные игры, чтение
15:00 Прогулка + второй дневной сон
17:30 4 кормление
18:30 Период бодрствования, спокойные игры
20:30 Купание
21:00 5 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

Гигиенические процедуры, подготовка к ночному сну

Ночное время Детки на грудном вскармливании – прикладывание к груди 3-5 раз,

дети-искусственники спят всю ночь и не просыпаются на кормление.

Гулять с карапузом в возрасте 8 месяцев педиатры рекомендуют не менее двух раз в день. Лучше, если первая прогулка выпадет на утренние часы (с 11 утра до 13 часов дня), а второй сон уже после обеда (в 15-18 часов). Некоторые малыши продолжают спать в коляске во время прогулок. Но многие дети уже не спят все время пребывания на улице, предпочитая рассматривать все вокруг.

Едим с аппетитом – что на столе у 8-месячного ребенка

Грудной ребенок в 8 месяцев продолжает получать грудное молоко 2-3 раза в сутки (в зависимости от количества молока у матери). От дневного кормления грудью идет постепенный отказ, его заменяют кефиром с размоченным детским печеньем, фруктовым пюре или соком. В остальных кормлениях преобладают:

  • каша;
  • творог;
  • йогурт (предназначенный для малышей);
  • овощное пюре с добавлением шпината, листовой петрушки, лука;
  • овощные протертые супы;
  • мясное пюре, в т.ч. с добавлением субпродуктов (печени, языка);
  • отварное филе рыбы;
  • фруктовое пюре или скобленое яблоко;
  • детский травяной чай.

На заметку! Меню у детей на грудном и искусственном вскармливании к данному возрасту практически совпадает.

4 собенности кормления 8-месячного грудничка:

  1. В возрасте 7-8 месяцев важно тренировать десна для постепенного приучения к жеванию более твердой пищи. Для этого малышу можно давать сухарик, который он будет обсасывать и пытаться разжевать.
  2. Если кроха уже уверенно может самостоятельно сидеть, то кормить его можно за столом, усаживая на специальный детский стульчик. На шею надевается слюнявчик или завязывается салфетка. В руки ребенку дается ложка, которая пока играет символическую роль для формирования навыка самообслуживания (младенца кормит взрослый, пользуясь другой ложкой).
  3. Необходимо всячески поощрять малыша пользоваться чашкой для питья. Удерживать в 8 месяцев чашку ребенок еще не может, поэтому его должен поить взрослый, а кроха пусть держится за неё рукой.
  4. Перед кормлением каждый раз необходимо мыть ребенку руки. Это не только процедура соблюдения гигиены, – вода играет роль раздражителя нервных окончаний кожи. При регулярном мытье рук перед едой образуется условный рефлекс, стимулирующий выработку пищеварительных соков, что усилит аппетит и создаст нужный настрой малыша к предстоящему приему пищи.

Учимся играя –занятия с грудным ребенком 8 месяцев

Понять, правильно ли развивается ваш ребенок, очень просто – предлагаем пройтись по пунктам и попробовать поиграть с малышом в незамысловатые игры. Если кроха с легкостью выполняет намеченное вами, то вы на верном пути.

  • Ваш малыш находится в положении лежа. Сядьте перед ним и покажите ему интересный предмет (игрушку, книжку и т.д.). Ребенок должен потянуться за ней и принять сидячее положение без вашей помощи и поддержки.
  • Посадите ребенка и играючи набросьте на него легкую пеленку. Малыш должен самостоятельно сбросить её с себя.
  • Проверьте реакцию сопротивления: дайте младенцу игрушку и через пару секунд попытайтесь забрать её у него из рук. Малыш в 8 месяцев должен показать протест – оттолкнуть вашу руку, игрушку отнять обратно или же потянуть её на себя.
  • Поиграйте с крохой в «ку-ку» (прятки). Ребенок при вашем появлении должен проявлять радость, смеяться, и показывать ручкой, чтобы вы спрятались снова.
  • Покажите ребенку на фото лица тех, кто находится в его постоянном окружении. Хорошо, если малыш покажет пальчиком, где он, или папа/ мама. К девяти месяцам ребенок может сопровождать показывание пальчиком еще и слогами «ма», «па».
  • Положите перед ребенком несколько небольших предметов. Хотя бы один из них он должен взять двумя пальчиками – «пинцетным» захватом.
  • Грудной ребенок в 8 месяцев уже способен повторять действия за взрослым. Покажите малышу, как нанизываются кольца на пирамидку – он повторит за вами, пусть сделает это и неправильном порядке.

Что должно насторожить родителей?

  • Ребенок не проявляет интереса к физической активности – не ползает, не стает, не пытается сесть.
  • Малыш не пытается подняться и встать возле опоры даже с вашей поддержкой.
  • Не интересуется игрушками, не берет их в руки, не перекладывает из одной ладони в другую.
  • Не проявляет речевой активности – отсутствует лепет, не пробует произносить простейшие слоги.
  • Кроха не проявляет эмоций, не улыбается, не выражает удивление, грусть.

Перед заключительной частью статьи обязательно посмотрите интересное видео, снятое на основе опыта. Ребенку 8 месяцев – обзор мамы:

Выбираем правильные игрушки для малыша

  • Музыкальный молоточек с встроенной пищалкой укрепит мышцы рук и разовьет координацию. Покажите крохе, как можно им стучать по кубикам, полу, забивая «невидимые гвозди».
  • Для развития мелкой моторики давайте крохе играть с самодельными мешочками, содержащими разные наполнители (рис, фасоль, горох и т.д.).
  • Предлагайте ребенку игрушки с музыкальным сопровождением – детское пианино, барабан, микрофон. Такие предметы не только вызывают у грудничков большой интерес, но и развивают сообразительность, а также логическое мышление.
  • Не обходите стороной и книжки, пусть в вашем арсенале будут мягкие текстильные экземпляры, а также картонные книжки с кнопками – ребенок уже сможет переворачивать странички самостоятельно. Выбирайте книги с красочными иллюстрациями и разными тематиками – о животных, о цветах и т.д.
  • Игры в ванне лучше всего развивают мышление и учат впоследствии обращаться с предметами быта. Дайте младенцу волю, пусть переливает жидкость из одной баночки в другую, играйте в вымышленную «рыбалку», ловя резиновых рыбок детским сачком, или просто покажите, как можно хлопать ладонями по воде. Ребенку эти занятия непременно понравятся.

Развитие ребенка от 8 до 9 месяцев

Рост: 68-71

Вес: 7,8-9

К возрасту 8 месяцев ребенок уже прошел основные этапы адаптации, привык к окружающей среде и открыто стремится к взаимодействию. Родители начинают отмечать в поведении малыша что-то похожее на характер.

Этот возраст является этапом предпосылок, осознанных попыток, различных начинаний. Некая первая ступень к взрослости, на которую он пока еще заползет, а не станет ножками.

Что умеет ребенок в возрасте 8 месяцев

На каждом последующем этапе развития, малыш закрепляет достижения предыдущих месяцев и прибавляет к ним новые, характерные для нынешнего возраста:

  • переворачивается в разных направлениях;
  • из положения лежа медленно переходит в положение сидя;
  • в положении на четвереньках, кладет ягодицы набок (на поверхность), переходя в положение сидя;
  • держась за перила кровати встает на ноги, делает несколько шагов бочком;
  • машет ручкой;
  • более уверенно ползает, может параллельно захватывать игрушку одной рукой;
  • начинает брать/поднимать мелкие предметы указательным и большим пальцами;
  • совершает новые действия играя игрушками: перекатывает, трет о поверхность, бросает, нанизывает пирамидку;
  • узнает себя в зеркале, радуется отражению;
  • быстро узнает лица близких;
  • пробует пить из чашки;
  • показывает пальцем на знакомые предметы, если о них говорят;
  • поддается высаживанию на горшок.

Особенности развития ребенка 8 месяцев

Общепринятые нормативные показатели развития ребенка 8 месяцев не ограничиваются ранее предоставленным перечнем. Если внимательно наблюдать за малышом, можно отследить серьезный прогресс в результатах теоретического и практического познания мира.

Моторное развитие

Если положить ребенка на спину, он сразу переворачивается, часто меняет положение тела. На животике - уверенно держит голову, вертит ею в разные стороны. Подтягивает ноги под себя, начинает ползти. Может вертеться вокруг своей оси, пятиться назад.

Младенец уверенно сидит, хорошо держит спинку. Из положения лежа в положение сидя переходить получается не всегда. Может стоять некоторое время держась за опору. Пока что не может уверенно удерживать равновесие, потому крепко стоит на ногах только когда за руки держит мама. Шаги остаются широкими, неуклюжими.

Ребенок более прицельно хватает нужный предмет, задействует большой палец. Крепко держит игрушку, уверенно перекладывает ее из одной руки в другую. Со всех сторон рассматривает каждую деталь. Может хватать предмет сразу двумя руками, либо напротив, два предмета пытается схватить одной. В любом положении, находя точку опоры, протягивает руку, желая получить какой-то определенный трофей. Ладони открыты, пальцы растопырены, готовы к интенсивному развитию мелкой моторики. По-прежнему любит играть своими ручками и ножками.

Развитие ребенка в 8 месяцев предполагает, что он может несколько раз хлопнуть в ладоши, то есть уже начинает играть в «ладушки». Может погладить любимые игрушки ладонью. Периодически соответственно реагирует на просьбы «возьми» и «дай».

Когда младенца несут на руках, он пытается ухватиться за все, что встречается ему на пути: дверца холодильника, шкафчики, шторы. Ребёнок четко понимает для чего предназначены знакомые ему предметы: мячик надо катить, лист бумаги - рвать, кубик складывать друг на друга, и т.д. Может заиграться на 10-15 минут без участия взрослых.

Речь и социальный контакт

Дети в возрасте 8 месяцев чаще используют речь для активного взаимодействия. С помощью интонации они с удовольствием выражают гнев, восторг, претензию, удивление. Более слитно звучат короткие слова, вроде дада, тата, мама, папа. Если ребенка хвалят, он радуется собственному успеху еще больше и старается говорить помногу и часто.

В качестве социального контакта задействует улыбку, взгляд, проявляет эмоции смущения. Отсутствие мамы переносит тяжело, но с чужими людьми взаимодействует намного легче нежели раньше.

Чувствительность к различным раздражителям так высока, что порой он начинает сильно бояться громких и резких звуков (пылесос, соковыжималка, миксер и т.д.). Четко понимает интонацию, обижается если его ругают. Понимает смысл неприятного «нельзя».

Ребенок начинает чувствовать торжество после каждого достижения, и горечь разочарования, после каждой неудачи. Родители должны искренне сопереживать малышу. Часто хвалить, подбадривать. Тем не менее, по поводу любых вопросов, окончательное решение принимают исключительно мама и папа: нельзя становиться объектом манипуляции. Малыш очень быстро понимает, как это работает и вернуть его к исходной сдержанности будет крайне тяжело.

Младенец начинает проявлять заинтересованность по отношению к другим детям: улыбается, поворачивает голову, тянет ручки. Каждый день приносит в его жизнь что-то новое, интересное.

Оптимальные условия для развития ребенка 8 месяцев

Несмотря на огромный перечень умений и достижений, восьмимесячный ребенок также сильно как и прежде нуждается в поддержке, помощи и определенных условиях для его развития. Создать эти самые условия совсем не сложно - все в силах родителей. Необходимо только желание, внимательность и любовь к своему младенцу.

Отдых

Ребенок спит около 10 часов ночью, около 3-4 часов - днем. Качество сна должно соответствовать потребности в быстром восстановлении сил и энергии. Для этого, в комнате где спит ребенок должно быть проветрено, темно (приглушен свет), тихо, комфортно (удобная одежда, температура воздуха, чистый подгузник). Недостаточная влажность воздуха способствует пересыханию слизистой носа, вследствие чего в наружных носовых ходах образуются сухие корки, которые приносят существенный дискомфорт, затрудняют дыхание крохи. Также, низкая влажность воздуха повышает риск инфекционных заболеваний. Оптимальный показатель влажности - 50-70%.

Дневной отдых на свежем воздухе - один из лучших вариантов в возрасте 8 месяцев. Очень скоро малыш напрочь откажется спать во время прогулок на улице, поэтому не стоит упускать такой шанс сейчас.

Прогулки на свежем воздухе

Прогулки должны осуществляться ежедневно. Чем дольше гулять на улице, тем лучше. Главное, чтобы ребенок был сытым, чистым, а погода - благоприятной для длительных гуляний.

Если младенец отказывается спать на улице (в коляске), и есть возможность обеспечить ему обзор - можно начинать познавательные рассказы о том, что солнце светит, а небо голубое. Чем раньше малыш научится принимать информацию, разглядывая новое, тем быстрее начнет ее усваивать, осознанно использовать.

Профилактика инфекционных заболеваний

Существенным препятствием на пути интенсивного развития могут быть инфекционные заболевания. Круг контактов у малыша постепенно расширяется, поэтому он становится более подверженным риску «подхватить» вирус.

В 8 месяцев младенец еще не испытывает большой потребности в активном общении с ровесниками, не играет в песочнице, не посещает утренники. Иными словами, осознанность родителей в ограничении лишних контактов предотвратит серьезные испытания для незрелой иммунной системы ребенка.

Для начала, необходимо полностью исключить посещения гостей (кроме ближайших родственников). Не стоит подолгу находиться с ребёнком в магазинах и торговых центрах. Любые места с большим скоплением людей - потенциальная опасность для ребенка. По сценарию формирования иммунитета, дети должны начинать болеть позже, ближе к двум годам. На данном этапе, может закончиться госпитализацией в стационар для самых маленьких.

Кормление

Интервал между приемами пищи составляют около 4 часов. Два крайних кормления (перед сном) должны оставаться прежними: грудное молоко/смесь. Начиная с , постепенно приходим к замене двух кормлений на взрослую пищу. Вскоре, заменится еще одно, третье кормление. Теперь малыш кушает овощные, фруктовые пюре, творожок и кефир, несколько безмолочных каш, пьет сок.

Рацион постепенно расширяется и торопиться в этом деле не стоит. В случае с введением новых продуктов питания - лучше позже, чем раньше.

Если ребенок приболел, у него режутся зубки, или по неизвестной причине малыш капризен - отложить любые нововведения, а может и вернуться на пару шагов назад. Не исключено, что новую кашу или овощ не воспринимает незрелый желудочно-кишечный тракт. В таком случае, либо исключаем его полностью, либо уменьшаем до того объема, после приема которого никаких вопросов по самочувствию младенца не возникало.

Иногда, придерживаясь четких рекомендаций, родители упорно следуют инструкции, не вникая в индивидуальные особенности своего малыша. Обычно это касается объема питания и пищевого продукта, который положено вводить в определенном возрасте. Не стоит забывать, что некоторые дети в 8 месяцев продолжают есть каждые 3 часа и, соответственно, будет меньше в сравнении со «стандартом». В этом нет ничего страшного, главное, чтобы покрывались энергетические потребности и организм получал все необходимые полезные вещества для роста и развития.

Холдинг

Холдинг (иными словами ношение на руках) - мероприятие утомительное для уставшей, измотанной мамы. Тем не менее, оно остается одним из важнейших звеньев в формировании чувства безопасности, комфорта, доверительных отношений между мамой и ребенком, а также, является формой познания мира. Родители не успеют уловить тот момент, когда малыш перестанет нуждаться в ношении на руках, и лишь спустя некоторое время осознают, какой сильный контакт и какую пользу для развития ребенка в 8 месяцев обеспечивала эта процедура.

Ребенка носить на руках необходимо правильно. В 8 месяцев, малыш весит приличных 7-9 кг, потому холдинг должен быть рациональным. К примеру, приучать кроху спать на руках, качать во время сна неразумно. Когда младенец проснулся, он обычно просит кушать, после чего настроение значительно улучшается и он готов познавать мир. Начать лучше с познавательных развлечений: гимнастика для глаз, развитие тактильной и слуховой чувствительности путем развивающих игр. И только потом, когда младенцу надоело сидеть на месте - берем на руки, показываем то, к чему нельзя дотянуться сидя в кроватке.

Пока малыш совсем маленький, вполне логично брать его на руки при беспокойстве, проявлении любых негативных эмоций. Позже, когда он будет передвигаться самостоятельно, нужно начинать контролировать моменты откровенной манипуляции. К примеру, если малыш начинает капризничать с целью привлечения внимания - лучше не брать его на руки: отвлекать, занимать чем-то другим. Но если гуляя на улице видим, что ребенок устал и ему тяжело идти - стоит без его просьб поднять на руки и понести. Таким образом, контакт будет осуществляться «по-справедливости», не будет формироваться ассоциация с возможностью управления действиями папы и мамы.

Психоэмоциональное развитие ребенка путем холдинга является очень эффективным. Важно то, что оно развивает понимание принципа партнерства, взаимодействия, доверия как в малыше, так и в родителе.

Что должно настораживать родителей восьмимесячного ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Иногда то, что одним малышом осваивается легко и быстро, другим - с усилиями и позже общепринятого срока. Объективный вывод о физическом и психомоторном развитии делает педиатр.

Что же должно насторожить папу и маму? Наличие каких-либо проявлений из следующего перечня не должны остаться без внимания. К педиатру необходимо обратиться в случае если ребенок 8 месяцев:

  • не освоил умения, характерные для каждого месяца первого полугодия;
  • часто проявляет беспокойство, негативные эмоции;
  • не усваивает положенную по возрасту пищу;
  • не может ползти назад;
  • не прислушивается к голосам папы и мамы, не сосредотачивается ни на чем.

Если ребенка до сих пор беспокоит животик, и не нормализовался стул - это также повод для консультации специалиста.

С каждым месяцем ребенок становится все взрослее и самостоятельнее. Важно помнить о том, что инстинкт самосохранения и чувство страха «включатся» немного позже - возникнет желание познать новое в полном объеме. Ребенку не нужно запрещать многое, его необходимо надежно страховать! Мало быть родителем - стоит учиться полноценному взаимодоверию, партнерству с малышом.

Чаще всего восьмимесячный малыш обладает неиссякаемой энергией: он пытается исследовать все уголки вашего дома, открывает ящики, забирается на диваны и кресла. В ваших силах направить его энергию в правильное русло. В нашей статье вы узнаете, как воспитывать ребёнка в 8 месяцев: с помощью каких игр развивать и развлекать малыша, чему учить и как правильно построить распорядок его дня.

Занятия с ребёнком 8 месяцев

Для 8-месячного малыша все занятия в основном происходят в виде игры. Игры помогают ему получать основные сведения об окружающем мире, учат взаимодействовать с предметами, развивают речь и мелкую моторику рук. Кроме того, большую роль играет наблюдение за взрослыми, ведь вы же не можете заниматься с ребёнком весь день. В процессе выполнения домашних дел обязательно рассказывайте малышу о происходящем. Моете ли вы посуду, гладите бельё, готовите обед - комментируйте всё это короткими понятными словами. Так ребёнок лучше всего сможет познать окружающий мир и быстрее научится говорить.

Давайте ему играть с кухонной утварью: кастрюлями, ложками, поварёшкой. Уже в этом возрасте кроха будет стараться закрыть кастрюлю крышкой, стучать по ней ложкой. Развивающие занятия для детей 8 месяцев включают в себя подражательные действия. Покажите малышу, как прикладывать к уху телефон, катать машинку и мяч, нажимать кнопки на игрушках. Соотносите действие и слово: говорите «бах», когда что-то упадёт, «пока-пока», если кто-то уходит и т.д.

Полезными остаются предметы с разной текстурой (например, игрушка, сшитая из разных тканей), шнуровки, мешочки с горохом, бусы и чётки. Они хорошо развивают моторику, тактильное восприятие и, соответственно, мозговую деятельность. Продолжайте играть в потешки типа «Ладушки», «Сорока-белобока». В это время уже можно поиграть в мяч: малыш теперь сможет самостоятельно отталкивать и кидать его. Музыкальные игрушки с кнопками, которые сейчас представлены в магазинах в большом количестве, прекрасно развивают логику, моторику и слух. Кроме того, в этом возрасте можно использовать первые пирамидки, стаканчики-вкладыши, кубики, сортёры, о которых мы поговорим чуть позже.

Следует знать, как заниматься с ребёнком в 8 месяцев, чтобы развивать и его двигательные навыки. Не забывайте об утренней гимнастике и лёгком массаже, которые можно проводить в игровой форме.

Постройте небольшую полосу препятствий, которую малыш должен будет пройти: проползти под столом, обогнуть кресло, переползти через подушки. Если малыш уже стоит у опоры, разложите по дивану игрушки, стимулируя его желание сделать несколько шагов.

Чему учить ребёнка в 8 месяцев

В этой главе мы по пунктам перечислим, чему учить ребёнка в 8 месяцев:

  • Использовать предметы по назначению: катать машины, нажимать кнопки и т.д.
  • Подражать взрослым: закрывать крышкой кастрюлю, хлопать в ладоши, бить в барабан.
  • Катать мяч, разбирать пирамидки, рушить построенные вами башни из кубиков, играть с сортёром, вкладывать предметы друг в друга.
  • Находить предметы на вопрос «где?», давать предметы по просьбе «дай», махать ручкой при прощании «пока-пока», говорить «бах» при падении - то есть соотносить слова и действия.
  • Листать страницы книжек и находить знакомые предметы (можно начать с собак и кошек).
  • Хлопать ладошками по воде в ванной и переливать воду из формочек.

Чем занять ребёнка в 8 месяцев

Частично мы уже касались вопроса, чем занять ребёнка в 8 месяцев дома. Для малыша любое занятие является игрой, поэтому манипуляции с кастрюлями, крышками и ложками могут привести любого кроху в восторг. Не бойтесь давать своему ребёнку предметы обихода: так, можно взять небольшую коробку и сложить туда множество предметов от старых ключей до бигуди. Если кроха уже может устойчиво сидеть, он будет долго разбирать эти предметы, выкидывая их из коробки, разглядывая каждый. При этом обязательно удостоверьтесь, что среди предметов нет мелких и опасных.

Мелкую моторику рук можно развивать с помощью подручных средств: мешочка с горохом или семечками, варёных спагетти на тарелке или больших и ярких пуговиц (только под присмотром бдительной мамы). Можно посадить малыша в стул для кормления и дать ему мелкие игрушки и погремушки: он будет с удовольствием сбрасывать их на пол и наблюдать. Рассматривайте книжки с крупными картинками и показывайте знакомые предметы и животных.

Кроме того, в магазинах продаётся множество игрушек, отвечающих на вопрос, как развлечь ребёнка в 8 месяцев. В этом возрасте обратите особое внимание на мячики: тканевые, резиновые, светящиеся с пупырышками. Усадите малыша напротив себя и катайте мяч. Ребёнок наверняка будет стараться толкнуть мяч в ответ, хотя на первых порах это и будет получаться плохо.

Возьмите небольшие пирамидки и покажите, как их разбирать и собирать. Пригодятся и различные кубики: картонные, мякиши, пластиковые и деревянные. Из них можно строить башню, которую ребёнок с упоением будет рушить. Стаканчики-вкладыши разных размеров тоже займут кроху на какое-то время. Можно начать знакомство и с сортёрами: только в 8 месяцев это должна быть максимально простая игрушка с крупными отверстиями. А если вам нужно заняться домашними делами, дайте своему ребёнку музыкальную игрушку с кнопками и весёлой музыкой. А можно просто включить ему детские песенки и танцевать вдвоём.

Распорядок дня ребёнка в 8 месяцев

Распорядок дня ребёнка в 8 месяцев может начать меняться по сравнению с предыдущими месяцами. Это связано с возрастающей активностью и увеличением времени бодрствования. Чаще всего малыш спит ночью 10 - 11 часов, без перерыва или просыпаясь для кормления. Дневной сон в основном становится двухразовым, по полтора-два часа. Некоторые детки спят всего один раз в течение дня.

Время от времени всем нужно снова побыть детьми. Возможно, эта статья подскажет вам, как правильно общаться с малышом 8 месяцев от роду, как с ним заниматься и чем его можно занять, не выходя из дома. Для этого нужно определиться с умениями, которые вам хотелось бы развить у ребенка.

Восьмимесячный малыш готов бесконечно играть и исследовать окружающий мир, поэтому задача родителей - помочь ему в этом

Учимся взаимодействовать с предметами

Дайте малышу 8-ми месяцев возможность по-всякому манипулировать с предметами, изучая их качества. Нужно проводить такие занятия:

  • Развитие мелкой моторики.

Продолжаем работу с пальчиками, выбирая для манипуляций предметы разной формы размером 2-3 см. Это могут быть кубики, колокольчики, шарики и другие. Старайтесь подбирать учебные предметы так, чтобы они имели разную плотность, массу, фактуру и были изготовлены из различных материалов. Это поможет развить осязание 8-ми месячного малыша, тактильную чувствительность его ладошек и пальчиков.

  • Работаем с игрушками.

Стимулируем копирование действий взрослого (достать кубики из коробки, сложить их в линию, аккуратно прикрыть коробку, положить туда что-то). Обучаемся копированию двух связанных между собой действий: подойти и взять, открыть коробку и достать что-либо.

  • Башня из кубиков.
  • Игра «Что спрятано?».

Прикройте салфеткой звучащий предмет (колокольчик, погремушку, игрушку-пищалку). Не показывая предмет ребенку, приподнимите край салфетки и воспроизведите звук. После небольшого перерыва вновь проделайте эти действия, привлекая тем самым внимание малыша и стимулируя его к самостоятельным действиям.

  • Игра «Потяни за шнурочек».

Возьмите неваляшку и привяжите к ней шнурочек. Покажите малышу, что за него можно потянуть и подергать. Накройте эту игрушку салфеткой и снова повторите действия. Подражая вашим действиям, малыш будет обучаться соотношению выполненных действий и полученному результату, а также извлекать звук разными способами и правильно определять его источник.

Слуховое внимание играет значительную роль для адаптации малыша в окружающем его мире, а также напрямую связано с развитием активных зон мозга. Именно поэтому родителям рекомендуется не забывать об этом важном и полезном навыке.

Развитие речевого внимания

  • Игра «Найди мишку».

Это упражнение направлено на обучение малыша находить в разных местах комнаты одну и ту же игрушку. Для начала перемещайте ее так, чтобы ребенок это видел, а затем меняйте ее местонахождение, чтобы кроха не видел этого. Учим находить 2-3 знакомых игрушки в разных местах комнаты.

  • Игра «Ку-ку».

Любимая всеми детьми игра. Знакомая игрушка прячется под платочек (коробку, салфетку), при этом мама тревожно спрашивает: «А где мишка?», а потом радостно восклицает: «А вот же он!», сбрасывая платочек с игрушки. Так же можно прятать и членов семьи, набрасывая платочек им на лицо: «А где папа? А вот он!», «А где Коля? Вот!».

  • Вербальные игры.

Развиваем понимание элементарных движений и их копирование: «привет», «дай ручку», «ладушки».

Развитие активной речи

  • Произносим лепетные слоги.

Стимулируем ребенка произносить слоги и звуки, которые он произносил самостоятельно в течении прошлых месяцев, а также разучиваем новые звукосочетания, произносимые родителями. Дополняем перечень этих слогов: ля-ля-ля, ко-ко, та-та-та, ба-ба-ба.

  • Настраиваем на подражание.

Начинать упражнения по развитию речи следует с настраивания крохи на вербальную активность. Ее нарастание происходит достаточно медленно, поэтому важно, чтобы ребенок имел немного времени на подготовку артикуляционного аппарата к произнесению некоторых сочетаний звуков - для этого необходимо произнести эти звуки немного заранее.


Развитие речи - одно из приоритетных направлений развития малыша. Маме стоит как можно чаще разговаривать с ребенком и стимулировать его к запоминанию отдельных понятий

Чтобы малыш в течении 60-90 секунд сосредоточил свое внимание на артикуляции и мимике, старайтесь сделать произнесение слов и звуков более разнообразным: говорите то громким, то тихим, то нормальным, то почти беззвучным голосом, интонируйте звуки различными способами, но каждый раз подчеркивайте артикуляцию. В начале упражнения повторяйте уже знакомые ребенку звуки, а после добавляйте к ним новые сочетания.

  • Первые подражания звукам.

Последовательно показывайте малышу разные игрушки, упрощая их название или заменяя его ассоциативно схожим: машина (би-би), кошечка (мяу), кукла (ляля).

Воспользуйтесь при показе эффектом неожиданности: внезапного появления (из-под стола или одеяла, из-за спины) и исчезновения. Полезным будет выполнять с игрушкой какие-то действия: ляля ходит (топ-топ), машина едет и сигналит (би-би), птичка клюет крошечки (клю-клю) и поет песенку (чив-чив).

Сюжетные игры

Сюжетные игры для детей 8-9 месяцев носят пока сугубо ознакомительных характер. Вы знакомите ребенка с игрушкой, рассказываете о ее действиях, издаваемых звуках, обучаете примитивным навыкам игры.

Показывайте указательным пальчиком малыша, взяв его руку в свою, приговаривая: «Где котик? Вот. А где у котика хвостик, ушки, лапки, глазки?» Пускай ребенок сам попробует воспроизводить слова и сочетания звуков при произнесении названий игрушек и определении их действий (ляля топ-топ, собачка ав-ав).

Главное, чтобы родители произносили не только упрощенные названия и действия, но и полные: «мур-мяу кошечка», «би-бип машинка».

  • Учите ребенка словам, которые раскрывают действия : подойди, открой, возьми, закрой. Привлекайте его играть вместе с вами.