Развитие новорожденного ребенка и безусловные рефлексы. Физическое развитие новорожденного

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 2 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 03.01.2019

Физическое развитие новорожденного ребенка происходит поэтапно, по нарастающей. Уже ко второму месяцу жизни малыш начинает приподнимать голову, реагировать на то, что происходит вокруг. Ознакомиться с этапами развития грудничка по месяцам и тем, как происходит увеличение веса и роста младенца в зависимости от возраста, вы узнаете в данном материале.

Влияние питания на физическое развитие детей

Основными показателями правильного питания детей является их физическое развитие, спокойное поведение, хорошее состояние здоровья.

Ребенок, получающий достаточное питание, имеет довольный вид после кормления, спокойно играет, легко и быстро засыпает, хорошо спит. Малыш ежемесячно хорошо прибавляет в весе и росте, показатели его нервно-психического развития соответствуют возрасту, зубы прорезываются своевременно. Организм ребенка достаточно хорошо сопротивляется различным заболеваниям. Показатели содержания гемоглобина в крови соответствуют норме. Отсутствуют признаки рахита, аллергии.

Во время грудничкового периода младенец очень быстро растет и интенсивно прибавляет в весе. Чтобы родители могли правильно оценить физическое развитие детей первого года жизни, воспользуйтесь таблицей «Увеличение веса и роста ребенка в зависимости от возраста», в которой показано, на сколько увеличиваются его рост и вес за 1 месяц и за весь прожитый период.

Таблицу роста и веса ребенка по месяцам вы можете скачать в формате картинки, она находится ниже.

Пользуясь этой таблицей, необходимо к показателям веса и роста ребенка при рождении прибавлять показатели за прожитый ребенком период. Если в какой-то период показатели веса и роста ребенка отстают от нормы или, наоборот, превышают ее в пределах 10 %, это не должно вызывать беспокойства - в следующем месяце они могут нормализоваться. При больших отклонениях от норм развитие ребенка в течение первого года жизни обратитесь к врачу.

Важно наблюдать и за тем, как ребенок развивается в первый год жизни психически.

Этапы развития движений ребенка первого года жизни по месяцам

Один месяц

Ребенок начинает активно двигаться и реагировать на окружающий мир. Развитие движений ребенка первого года жизни позволяет ему лежа на животе, он начинает приподнимать голову.

Два месяца

Удерживает голову более длительное время, отвечает улыбкой на разговор с ним, следит за движущимся ярким предметом. Прислушивается к различным звукам (голосу взрослых, звучанию погремушки и др.) и сам начинает произносить отдельные звуки,

Три месяца

Может долго лежать на животе, подняв голову и опираясь на ладони; при общении с ним оживленно двигает руками и ногами, улыбается, издает гулящие звуки. Особенности развития ребенка первого года жизни в этом возрасте – исчезновение напряжения мышц. Движения младенца становятся более свободными. Позднее малыш, лежа на спине, начинает поворачиваться сначала на бок, а потом и на живот.

Четыре месяца

Малыш уже громко смеется, гулит, поворачивает голову в сторону звука, узнаёт мать. Он уже играет с висящими над ним игрушками, рассматривает, ощупывает их.

Пять-шесть месяцев

Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко поднимает голову и грудь. Развитие грудничка по месяцам до года таково, что он самостоятельно переворачивается со спины на живот, пытается ползать сначала на животе, а позднее - приподнимаясь на коленки; при помощи взрослого может стоять. В это время ребенок уже способен сидеть с опорой. Но все-таки лучше не разрешайте ему долго сидеть - он может привыкнуть играть сидя и не будет стремиться ползать и вставать. А это задерживает развитие самостоятельных движений.

Семь-восемь месяцев

Начинает активно лепетать, часто умеет уже произносить отдельные слоги; активно интересуется окружающим, различает своих и чужих. Уверенно ползает на четвереньках, пытается вставать у барьера, позднее - передвигаться вдоль опоры. Он следит за действиями взрослых, знает названия некоторых предметов, по просьбе взрослого находит их глазами, подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги.

В 8 месяцев ребенок может выполнять некоторые заученные действия («ладушки» и др.), держать в руке корочку хлеба, пить из чашки, придерживая ее руками.

Девять месяцев

Стоит при поддержке за одну руку, начинает свободно передвигаться, держась за опору, при поддержке за обе руки может ходить. В этом возрасте он уже быстро ползает, самостоятельно садится. У него совершенствуются движения рук, он хорошо захватывает мелкие предметы, манипулирует игрушками, перекладывает их из одной руки в другую. Он знает свое имя, играет «в прятки», натягивая на лицо пеленку или косынку.

Десять-одиннадцать месяцев

Может стоять без опоры, начинает учиться ходить самостоятельно, может пить из чашки, придерживая ее руками, сам ест из ложки густую пищу. Он с удовольствием выполняет различные поручения (принести куклу, покатать мяч и пр.), понимает значение слов «можно» и «нельзя».

Один год

К году жизни многие дети уже свободно ходят без опоры, хорошо знают 11-12 слов и уверенно их произносят, понимают настроение взрослых, пытаются активно с ними общаться.

Показатели физического развития детей-грудничков до года по месяцам

Показатели физического развития детей до года во многом обусловлены его весом и ростом.

Таблица: «Увеличение веса и роста ребенка в зависимости от возраста»:

Одним из показателей хорошего развития детей первого года жизни по месяцам является своевременное прорезывание молочных зубов. Обычно первые зубы (два нижних резца) появляются в 7 месяцев (реже - в 5-6 месяцев). Затем прорезываются два верхних резца (обычно в 8 месяцев). К 9-12 месяцам у малыша появляются еще четыре резца - сначала верхние, затем нижние. Таким образом, к году жизни малыш имеет восемь зубов и может откусывать твердую пищу, хотя пережевывать ее еще не способен.

Важно отметить, что у детей, отстающих в физическом развитии, а также у больных рахитом, зубы появляются позднее, хотя и у здоровых детей зубы иногда прорезываются с опозданием.

У ребёнка есть определённые врождённые рефлексы, которые более выражены у физиологически зрелых младенцев. О стимуляции некоторых из них (сосательном и хоботковом, например) нет нужды заботиться, малыш использует их при каждом кормлении. Остальные чаще всего никак не используются. Между тем, стимулируя врождённые рефлексы, мы стимулируем и физическую активность малыша, а значит, он лучше растёт и развивается. Это тем более важно, если малыш рождается не вполне физиологически зрелым, что, к сожалению, не редкость. Ведь стимулируя развитие малыша, мы задействуем и компенсаторные возможности его организма, которые особенно велики в течение первых дней и месяцев его жизни.

Большинство безусловных рефлексов без специальных упражнений угасают только к 3 месяцам, и нет необходимости упражняться с первых дней. Это можно будет сделать, когда вы и малыш уже немного освоитесь дома. Многие упражнения можно легко совмещать с обычным уходом за малышом. Так, например, вкладывая палец в его ручку и чуть потягивая её во время кормления, вы развиваете силу мышц малыша. Подставляя ладонь под босые пяточки и массируя их, вы воздействуете на биологически активные точки и закаляете ребёнка.

Рефлекс отрицания опоры

Расстелите на столе пелёнку. Возьмите малыша под мышки и дайте возможность его ножкам коснуться опоры. Никакой нагрузки на ножки при этом быть не должно, ребёнок у вас в руках.

Если чуть наклонить малыша вперёд, то он начинает делать «шаговые» движения, по очереди переступая то одной, то другой ножкой.

Голову малыш ещё не держит, а ножки довольно уверенно шагают.

Разумеется, это не ходьба. Но дети, которые пару раз в день перед кормлением «шагали», быстрее начинают ходить и разговаривать.

Совет. Малышу чуть постарше можно стелить под ножки разные ткани, водить его по фактурным поверхностям, чтобы стимулировать рефлекторные точки подошвы. Лучше всего «ходить» перед едой (2—3 раза в день).

Прижмите малыша к груди и подставьте ладонь под голенькие пяточки — ребёнок выпрямляется и напрягает все мышцы.

Совет. Стимулируя этот рефлекс сразу после еды, вы касаетесь биологически активных точек, расположенных на подошве, а это помогает малышу избавиться от воздуха, проглоченного во время кормления.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона)

Вложите малышу в ладошки свои указательные пальцы, остальными придерживайте ручки и медленно приподнимайте кроху.

У малыша сильно напрягается вся мускулатура. Ребёнка можно приподнимать до полусидячего положения, тренируя цепкость ручек. Голова крохи поначалу запрокидывается назад, но с каждым разом мышцы тренируются, и малыш всё увереннее держит голову. Вначале он держится очень крепко, но через несколько секунд его хватка слабеет, и теперь его можно плавно опустить, следя за положением головы.

После 3 месяцев рефлекторное сжатие кулачков сменяется произвольным захватыванием предметов.

Регулярная тренировка этого рефлекса ускоряет психофизическое развитие малыша: он начинает брать игрушки в руки в более раннем возрасте. Малыш с крепкими ручками очень редко «клюёт» носом, начинает быстрее опираться на ручки и ползать.

Совет . Можно каждый раз, когда вы хотите взять на руки бодрствующего ребёнка, предлагать ему свои пальцы. Малыш хочет на руки? Прекрасно, немного собственных усилий — и ты у мамы! Казалось бы, мелочь, а закладывается активная жизненная позиция. Ребёнок чуть постарше может висеть на пальцах, как на турничке, легко выдерживая свой вес.

Рефлекторное ползание (рефлекс Бауэра)

Положите малыша на животик и подставьте свои ладони под его стопы. Ребёнок начнёт отталкиваться от ваших ладоней, выпрямляя ноги и продвигаясь вперёд. Это упражнение надо делать на твёрдой и ровной поверхности. Этот же рефлекс позволяет малышу в ванне отталкиваться и скользить на животике во время плавания.

Совет. Стимулировать этот рефлекс удобно во время игры. Если малыш уверенно держит голову, лёжа на животике, и тянется к игрушке — помогите ему, подставьте ладони. Если же у малыша гипотонус (ребёнок лежит расслабленно, в той же позе, что и взрослый человек) или малыш «опаздывает» в развитии, можно дополнительно создать условия для ползания, соорудив наклонную горку-жёлоб, как советует известный американский врач, специалист по раннему развитию детей Глен Доман.

Рефлекс Таланта

Если провести пальцем по спине ребёнка вдоль позвоночника, примерно в 1 см от него, то его тело дугообразно изогнётся.

Подошвенный рефлекс

Нажмите на подошву стопы у основания пальчиков — пальчики подогнутся, малыш отдёрнет ножку. Проведите по наружному краю стопы — пальчики расслабятся. Это упражнение — хорошая профилактика плоскостопия.

Совет . Эти два упражнения можно включить в комплекс ежедневной гимнастики.

Рефлекс затаивания дыхания

Одним из врождённых безусловных рефлексов, которым обладает любой новорождённый, является рефлекс затаивания дыхания. Его несложно проверить: резко подуйте малышу в лицо (в область носогубного треугольника) — в ответ малыш замрёт, закроет ротик и задержит дыхание. Этот рефлекс позволяет научить кроху нырять, плавать и даже играть под водой.

Совет. Прежде чем начинать занятия плаванием, посоветуйтесь с врачом и потренируйтесь на кукле. Так вы будете чувствовать себя более уверенно.

Вначале просто знакомим малыша с водной средой. Одни детки легко соглашаются лечь на спинку (мамина рука поддерживает затылок малыша), другие ни в какую не согласны принять это положение.

Если малыш «сговорчивый», то просто поддерживайте затылок малыша своими руками, а тельцу позвольте всплыть — и вот уже ваш малыш «плавает» на спинке. Большими пальцами обеих рук мама фиксирует плечи, запястьями придерживает голову, следя, чтобы вода не попала в ротик.

В воде малыш начинает активно шевелить ручками и ножками.

Если малыш более осторожен, то, поддерживая кроху, поставьте его ножками на дно ванны так, чтобы малыш был в воде по грудь и используйте рефлекс отрицания опоры. А можно и просто попрыгать в воде.

Через несколько дней уже слегка освоившегося с водой малыша можно уложить на спинку и покатать в ванне. Дайте возможность малышу отталкиваться от бортика ножками и скользить, качаться с боку на бок, двигаться в воде «восьмёрками». Разговаривайте с малышом, привлекайте его внимание игрушками, стимулируйте активность.

Совет. Купание должно продолжаться до тех пор, пока малыш активно двигается и с удовольствием находится в воде.

Если малыш всё-таки категорически возражает, то придётся привлечь предварительно вымытого папу для совместного купания (папу, потому что маме трёхнедельного младенца пока не показано погружение в воду).

Совет . Даже если малыш охотно плавает на спинке, попробуйте совместное пребывание в воде. Так проводить занятие с малышом гораздо удобнее, чем согнувшись в три погибели. Взрослый может сесть по-турецки, и тогда ему будет удобно поддерживать малыша вертикально. Если взрослый лежит в ванне, то даже самый «недоверчивый» малыш согласится лечь в воду на живот к родному человеку. День ото дня воды можно набирать всё больше, и через несколько дней малыш незаметно для самого себя «закачается на волнах».

Ребёнок чуть постарше может начинать осваивать плавание на животике. При этом рука взрослого держит его под грудкой так, что подбородок малыша располагается на запястье правой руки мамы, а её большой палец страхует голову и не даёт ей поворачиваться. Другой рукой мама придерживает спинку малыша, а может и опереться на бортик ванны, чтобы облегчить нагрузку на свою спину.

Так или иначе во время купания вода будет попадать на личико малыша, поэтому, когда малыш и мама подружатся с водной средой, попробуйте выполнить упражнение, служащее подготовительным этапом для освоения ныряния. Если малыш лежит на спинке, то вначале скажите: «Внимание, ныряем» — и тут же, подув малышу в лицо, капните несколько капель воды со своей руки ему на личико.

После нескольких повторений малыш начнёт затаивать дыхание, услышав знакомые слова.

Если малыш «плавает» на животике, то наберите в ладонь воды и со словами «Внимание, ныряем» вылейте воду на макушку малыша так, чтобы она стекла по лицу. Кроха может удивиться, а то и расплакаться, но если вы не торопились и ребёнок осваивался в воде в своём ритме, то, скорее всего, он отнесётся к попаданию воды на лицо как к мелкой неприятности.

Совет. Если малыш испугался и расплакался, попытайтесь его успокоить, не вынимая из воды, иначе его последним впечатлением от занятия станет эта неприятность, и в следующий раз малыш может отказаться делать упражнение.

Если малышу нравится купание и он не возражает против упражнения по задержке дыхания, то следующим этапом будет ныряние, когда малыша окунают в воду и проводки делают под водой. А ещё через некоторое время мама на мгновение отпускает руки — и ребёнок плывёт под водой, самостоятельно выныривает. Но для достижения такого результата нужно время и достаточно большой бассейн, где малыш может находиться вместе с мамой. Для малыша 4—5 месяцев и более ванна уже слишком маленький водоём. В нём можно с удовольствием плескаться и играть, но для плавания уже нет места.

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация . Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица - Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица - Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов - роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Физиологические состояния новорожденных

Оставлен Bardin птн, 24/06/2011 - 09:46

Период новорожденности - это период адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни, длительность которого составляет 28 дней с момента рождения.

После появления на свет условия жизни ребенка радикально изменяются, он сразу попадает в другую окружающую среду, где значительно понижена температура (по сравнению с внутриматочной), появляются зрительные, звуковые и другие раздражители. Ребенку необходимо приспособиться к новому типу дыхания и способу получения питательных веществ, что сопровождается изменениями практически во всех системах организма.

Состояния, реакции, отражающие процесс приспособления к родам, новым условиям жизни, называют переходными (пограничными, транзиторными или физиологическими) состояниями новорожденного. Для них характерно появление в родах или после рождения, затем проходят. Пограничными эти состояния называются не только потому, что они возникают на границе двух периодов жизни (внеутробного и внутриутробного), но и потому, что обычно физиологичные для новорожденных, они при определенных условиях (некомфортные условия внешней среды после рождения, дефекты ухода) могут приобретать патологические черты. Например, дети с низкой массой при рождении более чувствительны к перепадам температуры окружающей среды, что может стать причиной большой потери массы тела и развития патологических состояний.

К пограничным состояниям новорожденных детей относят:

1.Синдром «только что родившегося ребенка» связан с выбросом большого количества гормонов в процессе родов в организме ребенка и обилием внешних и внутренних раздражителей. Сразу после рождения ребенок делает глубокий вдох, громко кричит и принимает характерную сгибательную позу. В течение 5–10 минут после рождения он активен, ищет сосок и энергично сосет, если приложить его к груди. Спустя некоторое время малыш успокаивается и засыпает.

2. Изменения кожных покровов отмечаются практически у всех новорожденных детей на 1-й неделе жизни:

    Простая эритема - краснота кожи, проявляющаяся после удаления первородной смазки, наиболее яркая на 2-е сутки после рождения, полностью исчезает к концу 1-й недели жизни.

    Шелушение кожных покровов - возникает на 3–5 день жизни, чаще бывает на животе, груди. Особенно обильное шелушение отмечается у переношенных детей. Лечения это состояние не требует, однако участки шелушения лучше после купания смазывать увлажняющим детским кремом или косметическим молочком.

    Токсическая эритема - пятнистая сыпь с серовато-желтыми уплотнениями в центре, которая располагается чаще всего на разгибательных поверхностях конечностей вокруг суставов, на груди. Самочувствие малышей при этом не нарушено, температура тела нормальная. В течение 1–3 дней могут появляться новые высыпания, через 2–3 дня сыпь исчезает. Лечения обычно не требуется, но при обильной токсической эритеме рекомендуется дополнительное питье, иногда врач назначает антигистаминные (противоаллергические препараты).

3. Потеря первоначальной массы тела при рождении возникает вследствие голодания из-за дефицита молока в первые дни установления лактации. Максимальная убыль массы тела обычно отмечается на 3–4 день жизни и составляет у здоровых новорожденных от 3 до 10% веса при рождении. У недоношенных детей первоначальная потеря массы тела зависит от соответствующего показателя при рождении и восстанавливается лишь ко 2–3 неделе жизни, причем сроки восстановления веса тела находятся в прямой зависимости от зрелости ребенка. Восстановление массы тела у доношенных новорожденных обычно наступает к 6–7 дню жизни у 60–70% детей, к 10-му - у 75–85% и ко 2-й неделе жизни у всех здоровых доношенных детей. Залогом хорошей прибавки веса у новорожденного ребенка является раннее прикладывание к груди, свободный режим вскармливания. Потеря более 10% массы тела при рождении может привести к ухудшению состояния ребенка. В этом случае в индивидуальном порядке врач решает вопрос о дополнительном выпаивании ребенка или докармливании смесью.

4. Физиологическая желтуха кожных покровов определяется повышением уровня билирубина в крови и отмечается у 60–70% детей. Билирубин в небольшом количестве содержится в крови у каждого взрослого и ребенка, однако в период новорожденности уровень этого вещества может повышаться, и связано это с особенностями новорожденного ребенка:

    Повышенное образование билирубина происходит при распаде эритроцитов - красных кровяных телец, в которых содержится основной переносчик кислорода в организме - гемоглобин. Внутриутробно в эритроцитах ребенка содержится так называемый фетальный гемоглобин, отличающийся по своей структуре от гемоглобина взрослого. После рождения начинается активный процесс распада эритроцитов с фетальным гемоглобином и синтез эритроцитов с гемоглобином взрослого.

    Незрелые ферменты печени новорожденного не справляются с большим количеством билирубина.

    Транзиторная желтуха кожных покровов появляется на 2–3 день жизни ребенка, достигает максимума на 3–4 день, исчезает к концу первой недели. Однако появление желтухи в первый день жизни или интенсивное желтое окрашивание кожи являются тревожным признаком и требуют проведения дополнительного обследования.

5. Нарушения теплового баланса возникают у новорожденных вследствие несовершенства процессов регуляции и нестабильности температуры окружающей среды. Новорожденные легко перегреваются и охлаждаются при некомфортных для них внешних условиях. Основными особенностями процесса теплорегуляции у у младенцев являются:

    Способность детей легко терять тепло при некомфортных условиях (снижение температуры окружающей среды, мокрые пеленки);

    Сниженная способность отдавать тепло при повышении температуры окружающей среды (например, при перекутывании ребенка, расположении кроватки в непосредственной близости от батареи отопления или под прямыми солнечными лучами).

    Все это приводит к тому, что в первые 30 минут после рождения у ребенка начинается процесс снижения температуры тела. Для профилактики переохлаждения сразу после появления из родовых путей малыша укутывают в стерильную пеленку, осторожно вытирают и помещают на подогреваемый пеленальный столик. Учитывая перечисленные выше особенности новорожденных детей, необходимо поддерживать комфортную температуру окружающей среды (для доношенного ребенка это 20–22 °). При этом необходимо избегать возможного перегревания. Так как очень редко, у 1% родившихся детей, на 3–5 сутки может развиваться временная гипертермия - повышение температуры тела до 38–39 °.

6. Гормональный криз новорожденных связан в основном с действием гормонов мамы на ребенка и встречается у доношенных новорожденных. У недоношенных детей данные состояния бывают достаточно редко. Половой криз включает несколько состояний:

    Нагрубание молочных желез, которое начинается на 3–4 день жизни, достигает максимума на 7–8 день и затем постепенно уменьшается. Иногда из молочной железы отмечаются выделения молочно-белого цвета, которые по составу приближаются к молозиву матери. Увеличение молочных желез встречается у большинства девочек и у половины мальчиков. Это состояние не требует лечения, однако в ряде случаев - при выраженном нагрубании - педиатр рекомендует применять специальные компрессы. Кроме того, родителям можно порекомендовать накладывать на грудь ребенка специальную мягкую повязку, которая предотвратит возможное дополнительное травмирование одеждой кожи молочной железы. Ни в коем случае нельзя выдавливать у ребенка секрет молочных желез из-за опасности нагноения.

    Десквамативный вульвовагинит - обильные слизистые выделения серовато-белого цвета из половой щели, появляющиеся у 60–70% девочек в первые три дня жизни. Выделения бывают 1–3 дня и затем постепенно исчезают. Характер влагалищных выделений также может быть кровянистым - это не повод для беспокойства. Такое состояние терапии не требует.

    Милиа - беловато-желтые узелки размером 1–2 мм, возвышающиеся над уровнем кожи, локализующиеся чаще на крыльях носа и переносице, в области лба, подбородка. Это сальные железы с обильным секретом и закупоренными протоками. Встречаются у 40% новорожденных и не требуют лечения.

    Водянка оболочек яичек (гидроцеле) - встречается у 5–10% мальчиков, проходит без лечения в период новорожденности.

7. Переходные изменения стула - расстройства стула, наблюдающиеся у всех новорожденных на первой неделе жизни. В первые 1–2 дня у всех новорожденных детей отходит первородный стул (меконий) -густая вязкая масса темно-зеленого цвета. Отсутствие мекония может быть признаком серьезного заболевания, например, кишечной непроходимости, что требует дополнительного обследования и лечения. На 3–4 день жизни, появляется переходный стул - негомогенный по консистенции и окраске (комочки, слизь, участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми и желтыми). К концу первой недели жизни стул у большинства новорожденных детей устанавливается в виде желтой кашицы.

В этом обзоре мы перечислили основные состояния, которые могут наблюдаться в период новорожденности. На самом деле их значительно больше. Как видите, маленький организм новорожденного ребенка - очень сложный. Именно поэтому наблюдением и лечением младенцев занимаются специальные врачи - неонатологи. Каждый день из 28 дней неонатального периода - это целый этап. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни, что отражается в изменении многих органов и систем организма. В этот период жизни ребенок как никогда нуждается во внимательном и тщательном наблюдении сначала врачей и медсестер родильного дома, а затем личного педиатра на дому.

"Физиология и патология периода новорожденности. Основные синдромы адаптации"

Неонатальный период - от рожденья до 28 дня жизни. 1-6 день - ранний неонатальный.

 Первые 30 мин- ранняя кардиореспираторная адаптация

 Первые 5 минут синдром только что рождённого ребёнка

7-28 день поздний неонатальный. Пограничный период

Критерии живорожденности.

 Пульсация пуповины

 Сердечные сокрацения

 Самостоятельные дыхания

 Мышечные сокращения

Группы детей.

 Недоношенные дети - менее 37 недель.

 Доношенные 38-42 недели.

 Переношенные дети 42 недели.

Факторы влияющие на здоровья новорожденного.

 Возраст родителей (генетические заболевания) После 35 лет и до 18 лет

 Разница в возросте родителей Отец намного старше..

 Соматичекие заболевания матери. (гипертония, анемия, хр заб сердца, органов дыхания, почек)

 Вредные внешние воздействия

 Вирусно-бактер заболевания матери во время беременности.

1. Патология беременности. Первичная и вторичная плацентарная недостаточности.

2. Гестоз

3. Угроза прерывания беременности.

Зрелость - состояние, характеризующееся готовностью органов и систем к обеспечению внеутробной жизни.

 Функциональная зрелость.

 Морфологическая зрелость.

Морфологические критерия зрелости.

 Пропорции тела и его размеры

 Степень развития хрящей (форма и твёрдость ушной раковины)

 Рсположение пупочного кольца.

 Состояние грудных желёз (диаметр и выраженность сосков и ареол)

 Позрачность кожи.

 Состояние ногтей

 Складки на подошве (первые после 30 нед)

 Волосяной покров (распространённость, лануго)

 Состояние гениталий.

Фунуциональные критерии зрелости.

 Крик. (звучноть, эмоциональность)

 Поза (флексии, полуфлексии)

 Физиологические рефлексы.(транзиторные рефлексы, координация сосания, глотания, дыхания)

 Мышечный тонус

 Зрелость всех органов и систем.

Недоношеные дети.

Менее 37 нед. или на 37Степени недоношенности.

1. 35-37 недели

2. 32-34 недели

3. 29-31 недели

4. 28 или меньше (24)

Морфологические признаки недоношенности.

 Кожа тонкая багрово-красная

 Нет ПЖК

 Податливые кости черепа

 Швы и роднички открыты

 Хрящи мягкие

 Яички не опущенные в мошонку Большие половые губы не прикрывают малые

 Ногтевые пластины не прикрывают ногтевое ложе

Функциональные признаки недоношенного ребёнка.

 Трудности самостоятельного дыхания.

 Незрелость сосательных и глотательных рефлексов

 Мышечная гипотония

 Сниженная двигательная активность

 Плохо держит тепло.

 Более длительная и выраженная желтуха.

Более выраженна потеря массы тела.

Пупочное кольцо несомкнуто.

Маловесные дети.

Весовое соответствие сроку гестации

ЗВУР

- доношеные и переношенные с низкой массой- недоношенные с меньшей массой тела

ЗВУР:

1. Гипопластическому типу.

2. По гипотрофическомутипу

3. По диспластическому типу.

Социально-биологические факторы риска, ведущие к ЗВУР.

Низкий социальный и образовательный уровень матери.

Юный возраст матери

Профессиональные вредности.

Экологические условия.

Материнские факторы риска ведущие к ЗВУР.

Хронические заболевания сердца, лёгких и почек

Дефицит питания

Вредные привычки

Патология репродуктивной сферы.

Патологии беременности.

Плацентарные факторы риска, ведущие к ЗВУР

Малая масса

Аномалия расположения и строения плаценты

Плацентит

Инфаркты плаценты

Кальциноз и фиброз плаценты.

Плодовые факторы риска, ведущие к ЗВУР.

Многоплодная беременность

Хромосомные и геномные мутации

Врождённые пороки развития.

Генерализованные внутриутробные инфекции. (Цитомегаловирус, хламидиоз, микоплазмоз)

Пограничные состояни периода новорожденности.

Простая эритема (физиологический катар кожи)

Физиологическое шелушение кожи

Токсическая эритема.

 Физиологическая желтуха (гипербиллирубинемия) Смена гемоглобина, несовершенная функция печени. Конец вторых, начало 3 суток - проходят к 10 суткам.

Физиологическая убыль массы. Дегидратация связанная с дыханием.

Половой криз.

Транзиторная олигурия, мочекислый инфаркт почек.

Дисбактериоз и катар кишечника.

Нарушение теплового баланса.

Гипервентиляция лёгких.

Перестройка кровообращения.

Полицитемия, гиперволемия

Гиперфункция надпочечников, гипофиза, щитовидной железы

Гипофункция паращитовидных желёз

Катаболическая направленность обмена

Ацидоз

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

С момента рождения до 4 недель ребенок является новорожденным. В первые дни жизни происходит адаптация ребенка к вне утробному существованию.

Новорожденные приходят в мир, в полной мере обладая способностью воспринимать окружающую среду и реагировать на нее. Младенцы могут видеть и слышать, обонять и осязать, чувствовать давление и боль. Они могут выбирать, на что смотреть. Они учатся, хотя их способности ограниченны. Для изменений, происходящих с человеком в течение первых 2 лет развития, характерны поразительная скорость и глубина по сравнению с изменениями в любой другой 2-летний период его жизни. За это время совершается удивительный переход от глубокого неведения об окружающих образах, звуках и запахах до обретения основ знаний о предметах и людях, языке и повседневных занятиях. Некоторые из этих изменений очевидны. Маленькие дети ползают, сидят, ходят и говорят. Другие изменения увидеть труднее; достаточно сложно узнать, что в точности видит, слышит и думает ребенок.

Новорожденные сообщают о своих потребностях криком, плачем или внимательным взглядом, но у них нет реальных представлений об окружающей среде, дне и ночи, себе и других людях, моем и чужом, мальчиках и девочках, матерях и отцах, сыновьях и дочерях. Но проходит менее 2 лет, и дети думают, удивляются, выражают свои мысли и чувства посредством языка. В то же время язык помогает им структурировать то, что они знают, понимают. Благодаря возможностям познания мира, которые дает язык, его можно считать мостом из младенчества в последующие периоды жизни, ключевым аспектом когнитивного развития.

Моторика грубая (gross motor skills). Умение использовать возможности крупных мышц и всего тела; так же, как и мелкая моторика, поддается оттачиванию.

Моторика мелкая (fine motor skills). Умение использовать возможности рук и пальцев.

Новорожденные

Первый месяц после рождения -- особый этап в жизни ребенка. Его выделяют из периода младенчества, поскольку именно за это время малыш должен привыкнуть к тому, что он покинул укрывающую и питающую материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Кроме того, это период, когда устанавливаются жизненные ритмы и находится баланс между недостатком и избытком стимуляции сигналов изменчивой внешней среды.

До 60-х годов XX века ученые считали, что новорожденные неспособны к организованному произвольному поведению. Нередко внутренний мир младенца характеризовался как «беспорядочная смесь расплывающихся образов и сливающихся в монотонный шум звуков». Именно так описывал состояние новорожденного Уильяме Джемс (1842-1910). В психологической литературе можно было прочесть, что у детей до годовалого возраста вообще не задействованы высшие мозговые центры, а новорожденные способны различать только свет и тень, но не воспринимают предметы или организованный фон. Поведение ребенка в первые недели жизни считалось практически полностью рефлекторным.

Проведенные позже эксперименты показали, насколько недооценивались возможности новорожденных. Сейчас мы знаем, что они способны к организованным, предсказуемым реакциям, к более сложной психической деятельности, чем было принято считать до недавнего времени. Младенцы уже имеют определенные предпочтения и обладают поразительной способностью к научению. Более того, они владеют и способами привлечения внимания взрослых к своим потребностям.

Ключ к новому пониманию психологии младенцев -- в разработке более точных и нешаблонных методов наблюдения за их поведением. Проводившиеся ранее исследования часто ставили малыша в положение, которое лишало его возможности показать, на что он в действительности способен. Даже взрослый человек, если его положить на спину и туго спеленать, оставив для обозрения один белый потолок, вряд ли сможет в достаточной мере проявить свои перцептивные и двигательные способности. Но когда голенького младенца положат животом вниз на обнаженный живот матери, он продемонстрирует всю «обязательную программу» своего поведения. Осознание учеными такого, казалось бы, простого факта и использование новых методик исследования позволяют младенцам более полно проявить свои способности.

Наблюдая за спящими новорожденными, можно заметить, что временами они лежат тихо и спокойно, а иногда неожиданно вздрагивают, их лица искажаются легкой судорогой или гримасой, хотя глаза остаются закрытыми. Пробудившись от сна, ребенок то ведет себя спокойно, то мечется в кроватке и плачет. В результате длительных наблюдений за младенцами Петер Вольф выделил шесть состояний поведения новорожденного, которые отражают и сегодняшний уровень представлений этой проблемы: активное бодрствование, крик (плач), спокойное бодрствование, полусон, ровный (глубокий) сон, неровный (поверхностный) сон. Они обладают постоянной (типичной для них) длительностью и соответствуют предсказуемому ежедневному циклу.

Классификация уровней бодрствования младенца

Активное бодрствование - ребенок часто совершает разнообразные движения, в них принимает участие все тело. Глаза открыты, дыхание очень неровное.

Крик (плач) - ребенок плачет и проявляет сильно выраженную неорганизованную моторную активность. Плач может принимать различные формы. Например, «голодный» плач, «гневный» плач, плач «боли» или «дискомфорта».

Спокойное бодрствование - глаза открыты и блестят; взгляд ясный. Ребенок провожает глазами движущиеся предметы. Двигательная активность практически отсутствует, гримас нет.

Полусон - ребенок лежит практически без движения. Глаза открыты, но часто закрываются. Малыш дышит ровно, но чаще, чем при глубоком сне. Когда глаза открыты, взгляд кажется тусклым, отсутствующим.

Ровный (глубокий) сон - глаза ребенка закрыты, тело полностью расслаблено. Дыхание медленное и ровное. На лице нет признаков напряжения и тревоги, веки неподвижны.

Неровный (поверхностный) сон - глаза ребенка закрыты, однако отмечаются разного рода слабые движения конечностей: малыш шевелит ручками и ножками, изгибается, потягивается и т. д. На лице появляются гримасы и мимические маски. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне. Иногда заметны так называемые «быстрые движения глаз» (REM).

Уровень восприимчивости ребенка зависит от того состояния, в котором он сейчас находится. Младенцы в момент спокойного бодрствования легко возбуждаются, реагируют на звуковые и зрительные раздражители возросшей активностью. Дети, которые находятся в состоянии активного бодрствования или кричат, как правило, успокаиваются при стимуляции. Сначала новорожденные проводят большую часть суток в состоянии сна (ровного и неровного). По мере развития организма и «пробуждения» коры головного мозга происходит изменение соотношения сна и бодрствования. Так, в промежутке между 4-й и 8-й неделями у здорового ребенка продолжительность дневного сна сокращается, а ночного увеличивается. Удлиняются периоды спокойного и активного бодрствования, младенец становится более восприимчив к воздействию со стороны родителей, а также со стороны исследователей.

Рефлексы

Исследователи давно определили, что младенцы приходят в мир, обладая биологически детерминированными моделями поведения, которые можно разделить на два типа: рефлексы выживания и примитивные рефлексы. Рефлексы выживания представляют собой поведенческие реакции (рефлексы), необходимые для адаптации и функционирования, особенно в течение первых недель жизни, прежде, чем управление берут на себя высшие мозговые центры. Например, дыхание является рефлекторным, хотя, по прошествии первых месяцев жизни, оно подчиняется и произвольному контролю.

Младенчество для ребенка -- период открытий в сфере восприятия и действия. Дети научаются распознавать лица, привыкают к пище и установленному распорядку дня. Они исследуют цветы, насекомых, игрушки, свое тело. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях, окружающих их. Эти открытия не только увлекательны, но и полезны, так как играют решающую роль в развитии младенца.

Классики исследования развития уделяли особое внимание вехам взросления; современные исследователи считают, что физическое и моторное развитие является динамичным и подвержено влиянию культурального контекста.

Обычно вес новорожденного удваивается к моменту достижения им возраста 4 месяцев, утраивается к 12 месяцам и учетверяется к 18 месяцам; в дальнейшем темп роста замедляется.

Большинство рефлексов исчезает в течение 2-го и 3-го месяца, по мере того как мозговые центры принимают управление организмом на себя, начиная осуществлять произвольный контроль.

Мелкая и грубая моторика, усложняясь, прогрессируют в течение первых 2 лет жизни и далее; у младенцев наблюдаются значительные временные различия научения ходьбе, но большинство из них ходят к возрасту 18 месяцев.