Работа воспитателя в оздоровительных группах. Физкультурно – оздоровительная работа с детьми в рамках реализации фгос до в доу. Массаж ушных раковин

Творческое название проекта «Будь здоров без докторов!»

Администрация Токаревского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»

Пояснительная записка. Актуальность проекта:

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. По данным органов образования и здравоохранения России состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Это приносит страдание детям и их родителям, препятствует успешному обучению в школе. ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у воспитанников практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольном образовательном учреждении, а также внедрение других нетрадиционных методик оздоровления, которые будут благоприятно воздействовать на здоровье детей.

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.

Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2013-2014 года, мы пришли к выводу, что лишь 15% детей были абсолютны здоровы, а 25% - ЧБД.

Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, - снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.

Таким образом, стремление к достижению более высоких результатов заключается во введении здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни, осуществлении мониторинга показателей индивидуального развития, прогнозировании вероятных изменений в состоянии здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы.

Гипотеза: если мы в процессе организованной, оздоровительной деятельности будем формировать у воспитанников осознанное отношение к своему здоровью, понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, то это поможет сохранению, укреплению, оздоровлению детей.

Цель: cоздать целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через использование нетрадиционных оздоровительных методик

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать здоровьесберегающее пространство
  • расширять и обогащать опыт детей по способам и правилам сохранения его здоровья
  • продолжать приобщать родителей к активной совместной работе и объединять совместные усилия по оздоровлению, воспитанию и физическому развитию воспитанников
  • расширять и обогащать опыт родителей по способам и правилам сохранения здоровья детей.
  • прививать привычку повседневной физической активности

Оздоровительные:

  • проанализировать состояние здоровья воспитанников на момент начала проекта
  • сохранять и укреплять здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности при помощи нетрадиционных форм и методов
  • способствовать укреплению сердечно – сосудистой, дыхательной систем, стимулировать нервно – мышечную систему
  • использовать нетрадиционные методы оздоровления воспитанников
  • повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям
  • улучшать психоэмоциональное состояние детей

Развивающие:

  • развивать координацию движений, ммр, речь, выносливость, память.

Воспитательные:

  • воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние
  • воспитывать интерес к ООД
  • воспитывать дружеские чувства
  • воспитывать интерес к физкультуре и спорту
  • воспитывать волевые качества личности: смелость, решительность, выдержку, настойчивость и другие.

Новизна: новый подход мы видим в использовании современных нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками и их родителями.

Обеспечение проекта:

  1. научно-методическое (подбор литературы, изучение книг…)
  2. материально-техническое (ноутбук, фотоаппарат, стенды, фонотека, атрибуты для утренней гимнастики, атрибуты для подвижных игр,

пособия для развития ловкости, для развития движения, оборудование для профилактики плоскостопия, пособия для профилактической работы по охране зрения, пособие для развития дыхания, пособия для развития мелкой моторики, картотеки утренних, артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик и т.д.).

Целевые группы: дети группы общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет, родители, музыкальный руководитель, библиотекарь, медицинский работник, педагог.

Вид проекта: долгосрочный, поисковый, оздоровительный.

Срок реализации: сентябрь – май 2015

По характеру контактов:

  • внутрисадовые
  • контакты с семьей
  • контакты с общественностью

Основные принципы проекта:

  1. Принцип активности и сознательности - определяется через участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
  2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
  3. «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
  4. Доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  5. Оздоровительной направленности - нацелен на укрепление здоровья воспитанников. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Методы реализации проекта

В процессе овладения основным видами движений, а также в оздоровлении детей используются различные методы работы:

  • наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития
  • словесные (ООД – беседа, рассказ, объяснение, комментирование хода выполнения, указания, вопросы к детям, рассказы, выразительное чтение стихотворений и др.) .
  • наглядные (имитация, демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, использование видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов, оборудования, картинок, фотоснимков, макетов мини - исследования) .
  • самостоятельные (работа с различными видами оборудования, дидактическим материалом, создание макетов, рисование) .
  • практические (совместно – распределенное, совместно – последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение) .
  • мотивация (дидактические игры, поощрение, создание проблемной ситуации) .
  • анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса.

Данные методы соответствуют целям и задачам.

Проектная идея: использовать нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе МБДОУ детский сад «Тополек» в группе общеразвивающей направленности с детьми в возрасте от 5 до 6 лет под руководством воспитателя Климановой Веры Владимировны.

Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Организация предметно-развивающей среды:

Реорганизовать предметно-развивающую среду, расширить возможности «зоны оздоровления» .

Условия реализации проекта:

  1. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
  2. Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха
  3. Использование современных методов и приемов оздоровления
  4. Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении
  5. Реализация различных форм систематической работы с родителями

деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.

6. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

7. Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.

Этапы осуществления проекта:

1. Организационный (сентябрь - октябрь 2015г.)

  • диагностика детей и анкетирование родителей
  • изучение мед. карт, анализ данных, литературы
  • определение содержания педагогической и оздоровительной работы, разработка плана реализации мероприятий
  • подбор и изготовление дидактического материала, нестандартного оборудования (совместно с родителями) , картотеки игр и упражнений, разработка конспектов мероприятий.
  • обсуждение совместного плана сотрудничества с ДОУ.

2. Реализация проекта (ноябрь – апрель 2015г.) .

Для детей:

  • реализация плана мероприятий

Для родителей:

  • реализация мероприятий проекта с родителями.
  • обучение родителей элементам нетрадиционных техник и методик оздоровления детей в домашних условиях.
  • совместное сотрудничество педагога и родителей.
  • оформление информационной папки-передвижки для родителей «Здоровье детей – в наших руках!» .

Режим реализации проекта:

Организованная образовательная деятельность.

Утренняя гимнастика – три дня общая; четверг, пятница – оздоровительная по профилактике плоскостопия и нарушения осанки

Гимнастика после сна – каждый день

Закаливающие процедуры – ежедневно

Коррекция опорно - двигательного аппарата – каждый день во время о. о. д. и индивидуальная работа.

Профилактика гриппа – по необходимости (сезонно) .

Дыхательная гимнастика – два-три раза в неделю.

Досуги и дни здоровья – один раз в месяц

Самомассаж планируется как третья часть о. о. д.

Консультативный материал предоставляется по просьбе родителей или запланирована тема на родительском собрании.

Составление протоколов диагностики – два раза в год (сентябрь – май) мониторинг (чтобы проследить динамику развития, оптимизировать работу в дальнейшем) .

Направления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании у детей потребности здорового образа жизни:

1. Пропаганда здорового образа жизни.

В наглядной форме: оформление различного рода стендов, организация специальной передвижной библиотечки и т. д.

В устной форме: проведение индивидуальных бесед, родительских собраний, организацией встреч с различными специалистами и т. п.

Посещение родителями ООД.

Ознакомление с протоколами контрольных срезов.

Оформление экрана заболеваемости,

Оформление фотостендов, видеоматериалов.

2. Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни

  • Обсуждение программы оздоровительной деятельности
  • Организация оздоровительной среды в группе (увлажнители воздуха (самодельные фонтанчики, специальная музыкальная программа и др.)
  • Оборудование природных дорожек здоровья на участке и в помещении.
  • Совместная организация спортивных мероприятий.
  • Изготовление тренажеров для стоп.

Работа с родителями:

  • родительские собрания
  • консультации специалистов
  • открытые просмотры
  • участие в досугах и праздниках

Сотрудничество с социальными институтами детства:

  • Детская библиотека.
  • Поликлиника.

2. Разнообразные формы сотрудничества.

  • Информационный обмен.
  • Совместные мероприятия.

3. Информирование населения о деятельности МБДОУ:

  • Сайт учреждения

Основные лечебно-профилактические мероприятия в ДОУ:

  1. Самомассаж
  2. Лечебное полоскание горла
  3. Витаминотерапия (Аскорбиновая кислота - витаминизация третьего блюда)
  4. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки.

Профилактика заболеваемости:

  1. Дыхательная гимнастика в игровой форме
  2. Зрительная гимнастика

Оздоровление фитонцидами:

  1. Чесночно-луковые закуски
  2. Ароматизация помещений (чесночные букетики) .

Повышение профессиональной культуры родителей в здоровьесбережении.

План реализации проекта (ноябрь – апрель 2015г.)

1. Лечебно – профилактическая работа:

Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры.

Ароматерапия с эфирными маслами с учетом индивидуальной переносимости (если нет аллергиков в группе, изучаются медкарты детей) .

Применение здоровьесберегающих технологий (самомассаж, массаж шипованными мячами, стимуляция биологически активных точек, элементы фитбола, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика (по Базарному В.Ф.) , пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, хождение по «дорожке здоровья» , и т.д..)

Сбалансированное питание.

Употребление свежего чеснока и лука, соков, фруктов.

2. Физкультурно – оздоровительная работа:

Занятия по физической культуре всех видов

Утренняя гимнастика всех видов.

Оздоровительный бег.

Гимнастика после сна.

Закаливающие процедуры

Разработка индивидуальных способов коррекции развития ребенка

Физкультминутки, динамические паузы.

Проведение подвижных игр

Организация спортивных праздников и физкультурных досугов.

Коррекционная работа: с детьми, имеющими плоскостопие, со слабо сформированной стопой, имеющими склонность к формированию нарушения осанки.

Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движения.

Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера.

Консультативная работа с родителями.

Планирование мероприятий к проекту «Оздоровительная работа в ДОУ»

3. Обобщающий этап (май 2015г.)

  • анализ результатов опроса детей и анкетирования родителей.
  • сравнение предполагаемых и достигнутых результатов работы.
  • обобщение и презентация опыта работы.
  • определение дальнейших направлений в системе физкультурно-
  • оздоровительной работы с воспитанниками.

Ожидаемые результаты

Дети:

  • Снизить частоту случаев острой заболеваемости воспитанников.
  • Совершенствовать функции ведущих физиологических систем организма.
  • Достичь позитивных сдвигов в эмоциональной сфере.
  • Сформировать у дошкольников навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым, повысить уровень адаптации к современным условиям жизни.

Родители:

  • Проявлять интерес к вопросу физического развития и оздоровления детей.
  • Активно участвовать в проекте по физическому развитию и оздоровлению детей.

Результативность:

  • Совершенствовали здоровьесберегающее пространство
  • Расширили и обогатили опыт воспитанников и родителей по способам и правилам укрепления и сохранения здоровья
  • Повысили сопротивляемость организма воспитанников к инфекционным заболеваниям, благодаря использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, систематической работы и т.д.
  • Улучшили психоэмоциональное состояние дошкольников
  • Способствовали развитиию ммр, гибкости, выносливости и т.д.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
  4. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003-304 с
  5. Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.: 2002
  6. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
  7. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
  8. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
  9. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
  10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.
  12. Синкевич Е.А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.
  13. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб. 2004 – 87 с.
  14. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013
  16. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003 – с. 114

Смотреть слайды в большом размере

Презентация - Физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ как средство укрепления здоровья дошкольника

7,784
просмотра

Текст этой презентации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Горняцкий детский сад»
«Физкультурно –оздоровительная работа в ДОУ как средство укрепления здоровья дошкольника»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Условия возникновения опыта
Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям в социальной политики в области образования. Особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления и физического развития детей в системе дошкольного образования.

Воспитать ребенка здоровым - значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни.

Актуальность и перспективность опыта
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья детей, начиная с самого раннего возраста. Модернизация дошкольного образования позволяет искать новые формы оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях.

**********************
Таким образом система физкультурно –оздоровительной работы в нашем ДОУ гарантирует сохранение и укрепление здоровья детей, безопасность их жизнедеятельности,создание благоприятных условий воспитания и развития.

Теоретическая база опыта
Программа «Радуга»Т.Н.Доронова,Т.И.Гризик Оздоровительная программа «Будем здоровы» Игровые технологии А.С. Галановой «Игры, которые лечат»

Новизна опыта
«Час»двигательного творчества, направленный на воспитание творческой личности, на развитие творческого воображения и фантазии, инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности. Динамический час на дневной прогулке. Валеологические праздники способствующие созданию у дошкольников позитивного отношения к своему здоровью.

Состояние здоровья детей
Посещаемость детей Всего по болезни По ОРВИ
71,8 11,0 8,9

Результаты выявления у детей старшего дошкольного возраста исходного уровня сформированности навыков ЗОЖ:

Технология опыта
В своей работе использую различные типы занятий: традиционные

Типы занятий
Сюжетно-игровые

Интегрированные

Типы занятий
Тренировочные

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья. Задачи: содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей и сотрудников дошкольного учреждения.
Оздоровительная программа «Будем здоровы»

Принципы построения программы:
Доступность, соответствие возрастным особенностям детей Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений Личностно-ориентированный подход к детям Практическое участие детей, педагогов, родителей Творческий подход в решении проблемы

Оздоровительная программа«Будем здоровы» составлена с учетом программ и технологий:
программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой Программа «Радуга» Т.Н.Доронова «Игровой массаж» - методика спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки программа «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского методическое пособие «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст) В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова программа «Радуга» Т.Н. Доронова

Алгоритм работы с детьми
Первоначальное сообщение доступных ребенку знаний и представлений, о способах укрепления и сохранения здоровья. Обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы. Уточнение знаний детей в дидактической игре, опытно-экспериментальной деятельности. Закрепление знаний в организованной сюжетно- ролевой игре, интегрированных занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности. Диагностика усвоенных знаний, умений, навыков в свободной игре и самостоятельной оздоровительной деятельности.

Методические приемы в работе с детьми
рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

:
Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика пальчиковая Гимнастика для глаз Гимнастика дыхательная Гимнастика корригирующая Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) Коммуникативные игры Занятия из серии «Здоровье» Точечный массаж, самомассаж

Нетрадиционные технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии
Дыхательная гимнастика для детей

Массажные дорожки (профилактика плоскостопия)

Профилактика плоскостопия

Массаж и самомассаж

Психологические мероприятия в работе с детьми
музыкотерапия использование элементов арт-, слово-, изо- сказко-терапии психогимнастические этюды пальчиковая, артикуляционная гимнастика, элементы релаксации минуты созерцания ритмопластика

Система закаливания и оздоровления в ДОУ.
Используется комплекс процедур: Босохождение; Обширное умывание; Ходьба босиком по «Дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; Полоскание рта водой комнатной температуры; Воздушные ванны в облегченной одежде; Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года; Самомассаж; Гимнастика при доступе свежего воздуха в зале в холодное время года; Пальчиковая и артикуляционная гимнастика; Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой; Игровой массаж (адаптированный вариант методик спецзакаливания А. Уманской и К. Динейки).

Проектная деятельность в работе с детьми
“Зачем нужна зарядка?” “Чистые руки” “Вредная и полезная еда” “Для чего мы чистим зубы” “Если хочешь быть здоров – закаляйся” “Страна здоровья”

Взаимодействие с педагогами
Анкетирование воспитателей с целью выявления уровня знаний педагогов о здоровом образе жизни Проведение индивидуальных консультаций для воспитателей и знакомство с программно-методическим обеспечением по данной проблеме «Проблемы воспитания валеологической культуры у дошкольников». Проведение совета педагогов на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы детского сада» Практическое занятие по усвоению методов снятия нервного напряжения и утомления Психологические тренинги с элементами психотерапии

Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей Проведение круглого стола для родителей «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультуры» Проведение конкурса рисунков «Эмблема здоровья моей семьи» под девизом: «Здоровый образ жизни!» Конкурсные работы, в которых отражены спортивные увлечения детей и родителей Наглядная агитация: стенды, папки-передвижки, буклеты, рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний Совместные мероприятия, выставки, конкурсы Оказание консультативной помощи родителям по вопросу сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников Консультации для родителей «Ослабленный ребенок»,»Здоровье детей»

Совместные творческие работы детей и родителей на спортивную тематику

Результативность
Итогом реализации данной работы явилась положительная динамика состояния здоровья детей. На данный момент в ДОУ 53 ребенка: l –гр.здоровья 20% 2 гр. здоровья 74% 3 гр. здоровья 6% Средняя посещаемость увеличилась до 86% По полученным результатам диагностики видно, что произошел качественный рост по всем показателям.

Вывод
Моя работа строится по принципу: «Уча других- учишься сам» С детьми я выступаю в роли помощника, а не педагога. Такой прием дает хорошие результаты. У детей улучшается настроение, появляется чувство радости,удовольствия. И еще.каждый малыш должен знать.что он важен и нужен. Мой успех – это успех моих воспитанников. Я не ставлю своей целью высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача – помочь детям проявить собственные возможности данные ему от рождения. Дети с радостью бегут на занятия и получают удовлетворение. Единственная красота,которую я знаю,- это ЗДОРОВЬЕ!!!

Перспектива на будующее
Мой творческий поиск продолжается. Недавно мое внимание привлекла технология «Фитбол – аэробика».Такие занятия создают неповторимый эмоциональный подъем и имеют выраженный лечебный эффект. Развивается гибкость,подвижность суставов укрепление мышц без нагрузки на позвоночник.Дети получают приятные эмоции от общения с фитболами,победы над своим неумением. Вырабатывают разумное отношение к своему организму.

Афанасьева Л.В., воспитатель МБДОУ д/с «Ручеек» р.п. Токаревка

Оздоровительная работа в детском саду

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Обеспечение физического и психического благополучия.
  • Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия) .

Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, свою работу я строю по нескольким направлениям:

  • Создаю условия для физического развития и снижения заболеваемости детей;
  • Повышаю педагогическое мастерство и деловую квалификацию;
  • Комплексно решаю физкультурно-оздоровительные задачи в контакте с медсестрой;
  • Воспитываю здорового ребёнка совместными усилиями с семьёй.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

Во всех группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия и оборудование в том числе и для профилактики плоскостопия. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Площадь земельного участка составляет 2475 кв. м. Участок огорожен, озеленён. Игровые площадки оборудованы. Имеются: песочницы, лесенки, грибок, физкультурная площадка с полосами препятствий, гимнастическими стенками, футбольными воротами. На участке выделено свободное пространство для подвижных игр.

В данное время я работаю в старшей группе с детьми 5-6 лет.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми мной была разработана система профилактической и коррекционной работы.

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников:

  • Профилактика
  • Точечный массаж
  • Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  • Гимнастика
  • Комплексы по профилактике плоскостопия
  • Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика
  • Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  • Прогулки + динамический час

Закаливание:

  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  • Полоскание полости рта
  • Обширное умывание
  • Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
  • Промывание носа мыльным раствором
  • Лук, чеснок

Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому я соблюдаю:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года
  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
  • Закаливание носоглотки чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта

Приготовление:

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления

  • Применять как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
  • Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.
  • Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

Группы раннего возраста

Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.

  • Утренняя гимнастика - 8.10
  • Точечный массаж в игровой форме
  • Постепенное обучение полосканию рта
  • Прогулка: дневная 10.00 - 11.10; вечерняя 16.30 - 18.00
  • Оптимальный двигательный режим
  • «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Сон без маек и подушек
  • Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
  • Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия

2 младшая группа

  • Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
  • Утренняя гимнастика в группе 8.15
  • Точечный массаж
  • Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина
  • Физкультминутки во время занятий
  • Физкультурные занятия (в носках)
  • «Чесночные» киндеры
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 16.45-18.30
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика в кровати
  • Упражнения на профилактику плоскостопия
  • Закаливание: Элементы обширного умывания

Средняя группа

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°)
  • Утренняя гимнастика
  • Точечный массаж
  • Физкультурные занятия в зале (в носках)
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  • (с октября по апрель)
  • Чесночные «киндеры»
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.15 - 11.50; вечерняя 17.30 - 18.00
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Закаливание: Обширное умывание, ходьба босиком; Упражнения на профилактику плоскостопия

Старший дошкольный возраст

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
  • Утренняя гимнастика (с мая по октябрь - на улице, с октября по апрель - в зале по графику)
  • Точечный массаж
  • Полоскание полости рта после обеда
  • Физкультурные занятия в зале (в носках)
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
  • Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  • Чесночные «киндеры»
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.45 - 12.10; вечерняя 17.45 - 18.00
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика в кроватях
  • Закаливание: Обширное умывание, ходьба босиком; Упражнения на профилактику плоскостопия;

Некоторые приёмы закаливания

1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание: Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.

2. Сон без маек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

При работе с детьми соблюдаю основные принципы закаливания:

  • Осуществляю закаливание при условии, что ребёнок здоров.
  • Не допускаю проведение закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства) .
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
  • Закаливаю систематично и постоянно (а не от случая к случаю) .

Организация занятий

Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка я придаю развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки.
  • В среднем возрасте - развить физические качества (прежде всего выносливость и силу) .
  • В старших группах - сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.

Поэтому я пытаюсь использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • Занятия по традиционной схеме
  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
  • Занятия-тренировки в основных видах движений
  • Ритмическая гимнастика
  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
  • Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
  • Сюжетно-игровые занятия

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности считаем сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Проанализировав статистические данные частоты заболеваемости детей дошкольного возраста, а также изучив медицинские рекомендации поступающих детей в ДОУ, сделали вывод, что на этапе дошкольного детства необходима работа по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества.

Мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Из стен дошкольного учреждения должны выйти воспитанники не только с багажом знаний и умений, но и люди здоровые, самостоятельные, ответственные, владеющие навыками сохранения своего здоровья. Поэтому возникла актуальность поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья детей. В результате этого в ДОУ была разработана программа «Здоровей-ка», которая успешно реализуется нами.

Разработка этой программы привела коллектив к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний. Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к своему здоровью.

В разработке программы участвовали: заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, медицинский работник.

Цель программы:

сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ; проектирование и внедрение в образовательное пространство ДОУ комплексной модели здоровьесбережения.

Задачи:

  • - повысить показатели здоровья воспитанников за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей;
  • - обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.

Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса: с педагогами, воспитанниками и родителями.

С воспитанниками работа представлена:

С педагогами работа представлена организацией гибкого режима пребывания воспитанников в ДОУ, проведением профилактических медицинских мероприятий, организацией и проведением мероприятий по созданию комфортных условий и психологического благополучия ребенка в детском саду.

С родителями работа представлена организацией работы по пропаганде ЗОЖ и активным включением в совместные мероприятия (Дни здоровья, спортивные праздники досуги).

Промежуточный анализ результативности работы по программе «Здоровей-ка» свидетельствует о систематической и планомерной работе коллектива по данному направлению. Заболеваемость детей имеет тенденцию к снижению, уровень физического развития составляет 87%. Воспитатели используют в работе с детьми здоровьесберегающие технологии. Родители стали проявлять большую заинтересованность и активность.

Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов МДОУ

Педагогические

специалисты

Задачи работы

Формы работы, направления деятельности

Инструктор по физической культуре

1.Оздоровительные задачи:

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; всестороннее совершенствование функций организма; повышение работоспособности и закаливание организма.

2.Образовательные задачи:

Формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств; овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления здоровья.

3.Воспитательные задачи:

Развитие у воспитанников умений творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

1.Проведение мониторинга.

2.Проведение организованной образовательной деятельности.

3.Проведение утренней гимнастики.

4.Индивид. работа с детьми, имеющими отставание в физическом развитии

5.Проведение спортивных праздников и развлечений.

6.Консультации для педагогов и родителей.

Воспитатель

1.Воспитание здорового ребенка через организацию и проведение всей системы физкультурно-оздоровительных мероприятий.

2. Привлечение родителей к организации сотрудничества по вопросам оздоровления и закаливания детского организма.

1.Соблюдение скорректированного режима дня

2.Проведение бодрящей, общеразвивающей, дыхательной и других гимнастик (пальчиковая, для глаз)

3.Проведение оздоровительного закаливания.

4.Работа с родителями.

5.Взаимодействие с инструктором по физической культуре, старшей медсестрой, педагогом-психологом.

Учитель-логопед

1.Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

2.Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

3.Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

4.Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения речевой работы с детьми.

1.Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.

2.Проведение мониторинга.

3.Консультативная помощь воспитателям и родителям.

Педагог-психолог

1.Сохранение психологического здоровья детей.

2.Диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений

3. Консультационная работа с родителями и педагогами.

4.Психологическое сопровождение детей в период адаптации.

5.Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития.

Психодиагностическая работа

С детьми по следующим направлениям: диагностические наблюдения в период адаптации ребенка к условиям ДОУ; диагностика психического развития детей; диагностика психологической готовности детей к школе.

С родителями: диагностика особенностей семейного воспитания, родительских установок (анкетирование, беседы); изучение внутрисемейных отношений.

С педагогами: диагностика индивидуальных особенностей личности и их профессиональной направленности; социометрические исследования коллектива; диагностика по индивидуальным запросам.

Психопрофилактическая работа

С детьми : контроль соблюдения в группах оптимального психологического микроклимата, предупреждение психологической перегрузки у детей (индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно - ролевые; психогимнастика.

С родителями : психологическое просвещение через выступления на родительских собраниях, наглядные материалы, индивидуальные памятки и буклеты.

Психокоррекционная работа

С детьми : индивидуальные и подгрупповые развивающие занятия для будущих первоклассников.

С родителями: психологическая подготовка родителей будущих первоклассников (беседы, консультации); индивидуальные занятия с целью обучения навыкам эффективного общения с ребенком.

С педагогами : индивидуальная работа по преодолению личностных проблем.

Консультационная работа

С детьми: психологическая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

С родителями : групповое консультирование по вопросам и проблемам воспитания и развития детей в разных возрастных группах; индивидуальное консультирование по запросам.

С педагогами : групповое консультирование по вопросам и проблемам воспитания и развития детей в разных возрастных группах; индивидуальное консультирование по запросам по проблемам взаимоотношений в коллективе, личностного роста, взаимоотношений с родителями воспитанников.

Старшая медсестра

Осуществление первичной профилактики

Контроль санитарно - гигиенических условий в учреждении.

Контроль организации питания

Контроль состояния калорийности питания и анализ качества питания.

Контроль выполнения натуральных норм.

Контроль санитарно - гигиенического состояния пищеблока.

Составление меню.

Бракераж готовой продукции.

Контроль физического воспитания

Распределение воспитанников на медицинские группы для занятий физкультурой.

Анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности детей.

Осуществление контроля организации физического воспитания, закаливающих мероприятий.

Гигиеническое воспитание в детском коллективе

Организация мероприятий по профилактике близорукости, нарушения осанки, плоскостопия.

Контроль гигиенического воспитания.

Иммунопрофилактика

Планирование и анализ вакцинации.

Осмотр детей перед прививкой.

Контроль состояния здоровья после прививки.

Мероприятия по обеспечению благоприятной адаптации детей к ДОУ

Контроль течения адаптации и проведение медико - педагогической коррекции.

Работа в ПМП службе сопровождения детей.

Организация витаминотерапии

Витаминизация 3 блюда витамином «С» (аскорбиновой кислотой)

Витаминизация мультивитаминами (ревит, аскорбиновая кислота)

Чаи с лимоном,

Введение в меню клюквенных напитков, лук, чеснок

Анализ состояния здоровья

Диспансеризация

Анализ состояния здоровья воспитанников, разработка медико - педагогических мероприятий.

Проведение профилактических медицинских осмотров.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

мероприятия

возрастная группа

ответственный

Мониторинг

Определение уровня физического развития.

все группы

2 раза в год

(сентябрь, май)

ст. медсестра,

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

группа раннего, младшего возраста

по окончании адаптационного периода

ст. медсестра,

специалисты

Определение уровня физической подготовленности. (пособие Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова.)

группы дошкольного возраста

2 раза в год

(сентябрь, май)

ст. медсестра,

ин. по физ-ре

Проведение плантографии для ранней диагностики нарушений опорно - двигательного аппарата (плоскостопие)

группы старшего возраста

1 раз в год

ст. медсестра

Антропометрия

группа раннего возраста

дошкольные группы

ежеквартально,

2 раза в год

ст. медсестра

Диспансеризация

группы старшего возраста

1 раз в год

специалисты детской поликлиники,

ст. медсестра,

Двигательная активность

Утренняя гимнастика

все группы

ежедневно

воспитатели, ин. по физ-ре

Физическая культура

(в зале, на прогулке)

все группы

3 раза в неделю

(2 раза в зале,

1 раз на прогулке)

ин. по физ-ре

Подвижные игры

все группы

ежедневно

воспитатели

Спортивные упражнения

все группы

ежедневно

воспитатели

Гимнастика пробуждения

все группы

ежедневно

воспитатели

Спортивные игры

старшая, подготовительная

2 раза в неделю

воспитатели

Физкультурные досуги

группы дошкольного возраста

1 раз в месяц

ин. по физ-ре

воспитатели

Физкультурные праздники

группы дошкольного возраста

2 раза в год

ин. по физ-ре

воспитатели

Дни здоровья

группы дошкольного возраста

1 раз в квартал

ин. по физ-ре

воспитатели

Профилактические мероприятия

Проведение плановых профилактических осмотров

все группы

по плану работы мед. службы

ст. медсестра

Осмотр перед прививками и контроль реакции

все группы

по плану работы мед. службы

ст. медсестра

Осмотр детей после болезни

все группы

постоянно

ст. медсестра

Выполнение санитарных требований

все группы

постоянно

ст. медсестра

Проведение противоэпидемических мероприятий

все группы

постоянно

ст. медсестра

Проведение санитарно-просветительской работы с родителями

все группы

постоянно

ст. медсестра

Витаминотерапия

все группы

ежегодно

с 30.09 по 30.04

ст. медсестра

Йодопрофилактика

все группы

ст. медсестра

«С» - витаминизация третьего блюда

все группы

ежедневно

ст. медсестра

Фитонцидотерапия (добавление в пищу лука, чеснока)

группы дошкольного возраста

ежегодно

с октября по февраль

ст. медсестра,

воспитатели

Музыкотерапия

все группы

использование музыкального сопровождения в непосредственно образовательной деятельности, в режимные моменты

музыкальный руководитель, ст. медсестра, воспитатель

Модель двигательного режима

Форма двигательной активности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика

ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность 5-10 мин.

Двигательная разминка

ежедневно во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз),

длительность 7-10 мин.

Физкультминутка

ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий,

длительность 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

ежедневно, во время прогулки,

длительность 20-25 мин

Индивидуальная работа по развитию движений

ежедневно, во время прогулки,

длительность 12-15 мин.

Гимнастика пробуждения

ежедневно по мере пробуждения детей,

длительность 3 - 5 мин.

Пальчиковая гимнастика

ежедневно, 2-3 раза в день по 2-3 мин.

Дыхательная гимнастика

ежедневно, 3-4 раза в день по 1-2 мин.

Артикуляционная гимнастика

ежедневно, 2-3 раза в день по 3-5 мин.

Непосредственно образовательная деятельность

НОД физическая культура всех типов:

Традиционные

Тренировочные

Занятия-соревнования

Интегрированные с другими видами деятельности

Праздники и развлечения.

три раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на прогулке),

длительность 15-30 мин.

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная двигательная деятельность в группе и на прогулке

ежедневно,

длительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

Физкультурно-массовые мероприятия

Физкультурные досуги

1 раз в месяц,

длительность 20-40 мин.

Физкультурные праздники

2 раза в год,

длительность 20-60 мин.

Дни здоровья

1 раз в квартал,

длительность 20-40 мин.

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

НОД физическая культура совместно с родителями в дошкольном учреждении.

по желанию родителей, воспитателей и детей.

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада.

во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников.

Система закаливающих мероприятий

форма закаливания

закаливающее воздействие

Утренний прием на улице

Утренняя гимнастика

(в теплую погоду - на улице)

воздушная ванна

Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении

воздушная ванна

Прогулка

воздушная ванна

Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности

(на прогулке)

воздушная ванна с физическими упражнениями

Дневной сон с доступом свежего воздуха

воздушная ванна с учетом сезона года, погодных условий и индивидуальных особенностей ребенка

Гимнастика пробуждения (упражнения после дневного сна)

сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями

(контрастная воздушная ванна)

Умывание в течение дня прохладной водой (рук, лица, шеи)

водные процедуры

Обливание ног прохладной водой

водные процедуры

Воспитательно–образовательная оздоровительная работа в ДОУ.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. Проблема оздоровления детей эта ежедневная целенаправленная, систематически спланированная работа образовательного учреждения.

Здоровьесберегающий вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Основные задачи укрепления и сохранения здоровья детей:

Оздоровительные:

Охрана и укрепление здоровья детей;

Закаливание;

Развитие движений.

Воспитательные:

Формирование нравственно-физических навыков;

Формирование потребности в физическом совершенстве.

Образовательные:

Формирование двигательных умений и навыков;

Развитие физических качеств;

Получение элементарных знаний о своем организме.

Основные формы и методы технологии сохранения и стимулирования здоровья детей это -

1) Проведение Утренней гимнастики - Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.

2) Динамические паузы - физкультминутки – проводятся во время образовательной деятельности, 1-2 мин., по мере утомляемости детей. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.

3) Пальчиковая гимнастика – проводится индивидуально либо с подгруппой детей - ежедневно. Проводится в любое удобное время.

4) Подвижные и спортивные игры – как часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, используются на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Проводятся ежедневно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. (В группе имеется картотека подвижных и малоподвижных игр).

5) Дыхательная гимнастика применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используется как основной элемент при проведении образовательной деятельности с детьми по физическому развитию.

6) Обеспечение проветривания помещения (проводится согласно режима ).

7) Закаливающие процедуры : принятие воздушных ванн, хождение по массажным коврикам, принятие водных процедур.

8) Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре проводится 1 раз в неделю в спортивном зале, 1 раз в бассейне и 2 раза на улице. Перед образовательной деятельностью хорошо проветривается помещение спортивного зала или групповой комнаты. (В группе имеется пособие для профилактики плоскостопия, резиновые коврики, массажная дорожка. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Для проведения физической культуры имеются мешочки с песком для метания, канат для физических упражнений, гимнастические ленты по 2 шт. на каждого ребенка, мячи, обручи).

Так же образовательная деятельность предполагает проведение ряда бесед с детьми: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

9) Прогулка проводится в соответствии с рекомендациями СанПиН. Во время пребывания на участке или на улице с детьми ежедневно проводятся подвижные и малоподвижные игры. (В группе имеется выносной материал: лопаты на каждого ребенка, ведра, мячи).

10) Музыкотерапия – используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

11) Проводится работа с родителями по здоровьесберегающей деятельности в виде консультаций, бесед, рекомендаций, изготовлению буклетов, памяток.