«Психология. Кризис семи лет

Когда ребенку исполняется 7 лет у него начинают происходить изменения в психике. Возникает кризис, с которым сталкиваются родители чада. Этот период хорошо изучен психологами и называется он «кризис 7 лет». Изменения, которым поддается ребенок, связаны с его переходом с дошкольного статуса к школьному. Меняется распорядок дня, социальное взаимодействие. Поэтому у него возникают проблемы с дисциплиной. Кроме этого, в такой период дитя начинает осознавать свое психическое «Я», тогда как раньше ощущал лишь физическое.

Многие родители считают, что кризис 7 лет в жизни ребенка - период, который нужно предотвратить, чтобы и самим не страдать, и малышу не мучиться. Но это закономерный процесс нормальной психической адаптации чада к меняющимся условиям. Поэтому каждой маме и каждому папе придется столкнуться с рассматриваемой ситуацией. Все, что они могут сделать, это заметить первые признаки кризиса, смягчить его остроту и уменьшить длительность. Это очень важно, ведь ребенок может и не перерасти проблемы, с которыми он столкнулся в возрасте 7 лет, и они прочно закрепятся в его памяти, тогда что-либо исправить будет весьма проблематично.

Негативизм — это отказ от всего, о чем ребенка просит родитель. Следует отличать этот признак от обычного непослушания, свойственного всем детям. В случае негативизма, малыш отказывает практически всегда. Не рекомендуется наказывать ребенка в такие моменты. Даже разговор по душам, или требование объяснений не помогут в данном случае. Но если чадо в момент отказа занимается чем-то, что полностью увлекло его, то непослушание в этом случае естественно.

Упрямство — когда дитя требует что-либо от родителей. Это может быть игрушка, конфетка и любая другая вещь. Но ребенку она не нужна. Главное, чего хочет чадо, это самоутверждения, а не обладания вещью.

Строптивость — ребенок всячески пытается нарушать дисциплину, распорядок дня, который ему пытаются навязать. Это может быть нежелание рано утром вставать, ходить в школу, кушать, делать домашнее задание.

Своеволие — дитя хочет быть независимым, поэтому пытается делать все самостоятельно, преодолевать трудности, не спрашивая разрешения или совета у родителей. Ему не важны желания и указания взрослых. На первом месте потребности самого ребенка.

Протест — когда малыш адаптируется к новому укладу жизни и условиям общества, у него накапливается внутреннее отрицание, протест, который он выплескивает практически на каждого человека. Ссоры в семье и в школе становятся обыденным делом. Это происходит от того, что ребенок испытывает внутренний конфликт по адаптации к социуму.

Обесценивание — у малыша формируются новые идеалы. То, что он раньше считал интересным, теперь для него не имеет никакого значения. Дитя ломает любимые игрушки, говорит плохие слова, которые под запретом в обществе. Хулиганит и всячески пакостит всем окружающим его детям, иногда относясь к ним с жестокостью.

В семьях, где дети под сильной опекой, наступает деспотизм : ребенок меняет уклад жизни семьи под свои потребности.

Самостоятельная диагностика

Симптомы кризиса:

  • часто грубит;
  • плохо делает домашние задания;
  • отказывается ходить в школу или детский сад;
  • до последнего стоит на своей точке зрения, начались паясничания, ужимки, позирования;
  • не устраивает в семье все.

Также ребенок становится :

  • раздражительным и вспыльчивым;
  • быстро утомляемым;
  • рассеянным;
  • замкнутым и робким.

Если хотя бы два пункта совпали наблюдаются у ребенка - у него кризис 7-летнего возраста. Но не стоит сильно беспокоиться. В ближайшее время родителям необходимо откорректировать свое поведение так, чтобы не задевать чувства чада. Поскольку бездействие и игнорирование проявлений, как активное, так и пассивное, скажется на поведении ребенка в будущем.

Также возможно, что кризис 7 лет еще не начался, и все вышеприведенные модели поведения, которые обнаружены у ребенка, являются следствием неправильного воспитания. Тогда, маме и папе нужно обратить внимание на этот момент, и откорректировать методы своего воспитания.

Причины

Причины кризиса 7 лет возникают из-за резкой смены повседневного уклада жизни. Когда ребенок переходит из садика в школу, перед ним возникает множество проблем. Это и смена обстановки, общение со школьниками разного возраста и уровня умственного развития. Чаду хочется влиться в общество, и стать полноправным членом системы. Поэтому, чтобы быть готовым к школьному этапу, кризис 7 лет - первое, что ему придется пережить.

Именно в этом возрасте дитя направлено на поиск авторитетной личности. Поэтому в период кризиса у ребенка могут появиться друзья, старше его по возрасту, считающиеся школьными хулиганами и забияками. Чадо может ябедничать на своих сверстников и заискивать перед старшими. Малыш начинает смотреть на себя со стороны: все время сравнивать с кем-то, появляется склонность недооценивать свою личность.

Какие трудности ждут родителей?

Ребенок начинает раздражать взрослых. Кроме этого, сами родители не до конца понимают, что они могут сделать с малышом такого, чтобы он вновь стал управляемым. Даже те мамы и папы, что раньше говорили спокойно с ребенком, начинают срываться на крик, возникают ссоры, ситуация заходит в тупик.

Малыш становится непослушным. У него портится характеристика в школе. Он сравнивает себя с другими, свои обязанности в семье с тем, что делают мама, папа, брат. Например, у него может возникнуть конфликт, ввиду того, что старшему брату можно не одевать шапку, а ему нельзя.

Дитя изводит всех в семье своим упрямством. Может произойти ситуация, когда ребенку во что бы то ни стало нужна игрушка. Он просит ее у родителей снова и снова, а когда они покупают вещь своему малышу, к ней резко теряется интерес.

Что делать родителям?

Не нужно поддаваться панике. Это временный этап в жизни ребенка и он, как и любой другой возрастной кризис, пройдет. Следует правильно вести себя с ребенком и все со временем придет в норму. Родителю необходимо дать чаду больше свободы. Это нужно для того, чтобы ребенок разобрался в своем внутреннем «Я». Необходимо знать меру между жесткими ограничениями (чем злоупотребляют родители) и контролем и направлением чада в правильную сторону.

Необходимо принять во внимание, что ребенок уже не такой беспомощный, каким был когда-то. Если дать ему больше свободы, он станет более самостоятельным, и потом сам придет за советом к маме и папе.

Следует дать ребенку возможность спорить с родителями. Ему необходимо высказать свое мнение, а взрослым, считаться с этим мнением. Таким образом, дитя поймет, что безосновательно требовать чего-либо — не лучший вариант.

В момент начала кризиса семи лет, не нужно отбирать у ребенка игрушки, и сразу же сажать его за тетрадки и учебники. Необходимо делать это постепенно, даже играючи, чтобы переход от развлечений к учебе выглядел как приключение. Например, ребенок может поиграть, расслабиться, но при этом повторять заданные на дом слова, материал. Родителям тоже нужно быть вовлеченными в образовательный процесс. Например, мама может делать домашние задания по рисованию вместе с ребенком.

Не нужно заставлять ребенка соблюдать режим дня. Не хочет - не надо. Маме следует поинтересоваться о том, сколько времени нужно чаду, чтобы справиться со всеми своими заданиями. Пускай пытается успевать за отведенное ему время. От этого действия он почувствует себя взрослым. С ребенком нужно общаться на равных, забыть о том, что он - малыш. Именно тогда чадо будет принимать решения, за которые надо нести ответственность, а не перекладывать всю вину на родителей.

От родителей требуется ставить в пример не себя или своих друзей, а героев сказочных мультфильмов. Причем желательно брать во внимание мультики с глубоким смыслом. Таким образом, авторитетом для ребенка будет сказочный персонаж, и дитя поймет, что так нужно делать не только потому, что родители требуют. Ведь так поступает даже герой в его любимом мультике.

Родителям не следует относиться к ребенку, как к своей вещи, игрушке. Нужно понять, что он - личность, которая не обязана во всем походить на маму или папу. Ведь кризис проявляется в первую очередь именно из-за поведения родителей. Маме и папе дитя нужно понять, что их чаду намного сложнее, чем им, и нужно его поддержать и направить в этот трудный для него момент жизни.

Чего делать нельзя?

Нельзя запрещать ребенку дальше познавать мир, пробовать что-то новое. Ведь именно в этом возрасте происходит переход малыша от игровых занятий к неигровым: шитью, рисованию, конструированию. У чада появляется потребность создавать что-то новое.

Нельзя критиковать малыша. В возрасте 5-7 лет у детей обостряется реакция на критику. Дитя может принести нарисованный им рисунок родителям, чтобы те его оценили. Если они не хвалят его, у ребенка понижается самооценка. А ведь именно в этом возрасте она формируется.

Нельзя злиться на малыша, когда он оттягивает выполнение какого-либо обязательства, которое не хочет делать. Родителям следует учесть, что он их слышит, это просто новый способ взаимоотношения со взрослыми, который ребенок только пробует в своей жизни. Особенности кризиса 7 лет заключаются в том, что малыш переосмысливает прежние правила и свою жизнь.

Когда необходимо обратиться к врачу?

К врачу лучше вообще не обращаться. Этот период временный и он скоро пройдет. Нужно просто смириться, что у ребенка формируется своя новая внутренняя жизнь, в которую он пока еще пускает своих родителей. Но им уже нужно спрашивать у него разрешения войти в нее. Поэтому естественное течение психического развития малыша не стоит лечить с доктором.

К какому врачу обратиться?

Если родители все-таки решили проконсультироваться с врачом, нужно обратиться к детскому психологу. Доктор расскажет в подробностях взрослым о том, что это за напасть, как преодолеть кризис, научит по-новому взаимодействовать с ребенком. И объяснит чаду, что не нравится его родителям, и как прийти к консенсусу.

Если в кризис 3 лет ребенок учится выделять себя из окружающего мира, то в рассматриваемый период, он учится общаться с собой, и понимать себя. Это нелегко для чада, родителям следует это понять. Если малыш начал вести себя так, как описано при кризисе, в пять или шесть лет, это не повод беспокоиться.

Именно в этом возрасте ребенок начинает принимать ответственность за самого себя. Со стороны родителей, особенно мамы, нужно перестать думать о ребенке, как «Мы». Рюкзак в школу соберем не «Мы», а «Он». Только терпение и взаимопонимание поможет без проблем преодолеть кризис 7 лет.

Полезное видео о кризисе 7 лет

Мне нравится!

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
  • Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

    • наигранность;
    • вертлявость, неусидчивость;
    • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
    • передразнивание взрослых;
    • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

    Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

    • повышенная утомляемость;
    • раздражительность;
    • вспыльчивость;
    • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
    • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

    В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

    • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
    • ищут авторитет - к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
    • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.


    Кривляние и паясничание - характерные признаки кризисного периода

    Самостоятельная диагностика

    Дорогой читатель!

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

    Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет :

    1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
    2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
    3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
    4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
    5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
    6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
    7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
    8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
    9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
    10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

    После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

    1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
    2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
    3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.


    Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

    Причины кризиса

    Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

    В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

    Конфликт между потребностями и окружающей средой

    Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

    Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться - хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

    Утрата детской непосредственности

    Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

    Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

    Результат кризиса

    Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

    Что делать родителям?

    Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего - не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

    Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку - забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

    Право на собственные решения

    Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».



    В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно

    Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

    К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

    У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать - наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

    Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.



    Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

    Сохранение детства

    В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

    С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи - например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

    При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

    • объясняли;
    • слушали;
    • советовались;
    • исключили насилие;
    • предоставляли личное время;
    • не относились к ребенку как к собственности.


    В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

    Объяснять

    Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

    Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

    Слушать

    Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: ).

    Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

    Следует интересоваться мнением сына или дочки - планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.



    Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

    Исключить насилие

    Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

    Предоставлять личное время

    Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

    Не относиться к ребенку как к собственности

    Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

    Переломным моментом в жизни каждого ребенка является кризис 7-летнего возраста. Этот период характеризуется определенными симптомами, далеко не всегда приятными для родителей. Возрастная психология занимается изучением данного вопроса уже много десятилетий и добилась некоторых успехов. В этом возрасте у детей появляется острая потребность вести себя как взрослые, одеваться как старшие, принимать решения самостоятельно. Развитию подобной потребности во многом способствует и культурная среда, в которой дети растут. Еще с малых лет ему внушается, что пойдя в первый класс, он повзрослеет и будет уже совсем как взрослый. Именно поэтому он хочет получить новую для него социальную позицию ученика школы.

    Кризис 7-ми лет связан с началом школьного обучения

    Причины и признаки кризиса

    Возрастной кризис играет важную роль в формировании личности и как результат после него появляются психические новообразования, на которых строиться развитие в дальнейшем. Это применимо к любому из возрастных кризисов. Одно из самых важных психологических новообразований 7 лет – это потребность в социальном функционировании. Возрастная физиология также подразумевает изменения (смена молочных зубов, активный рост и т.д.).

    Психологи установили, что основной причиной кризиса является личностное развитие ребенка, а также появление самопознания.


    В 7 лет дети уже кажутся себе взрослыми

    Кризис имеет свои проявления:

    1. Потеря непосредственности. Дети начинают задумываться о значении каждого своего действия перед тем, как его совершить. Детская непосредственность исчезает.
    2. Манерничание. Ребенок начинает стараться показаться строгим и умным, у него появляются секреты от родителей. Копирование поведения взрослых первое время бывает театральным и показным.
    3. Горькая конфета. В 7 лет ребенок старается скрывать от взрослых, когда ему плохо.

    Начало и этапы кризиса

    Специалисты в области детской психологии разграничивают младший школьный и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Л.С. Выготский считал, что в этот период ребенок начинает задумываться о смысле деятельности и о получении удовольствия от нее или неудовлетворения. Другими словами у детей возникает эмоционально-смысловая ориентация основ поступка. В целом возрастная периодизация Л.С. Выгтского насчитывает 6 кризисных периодов от рождения до совершеннолетия.


    Психологические основания кризиса

    Согласно Д.Б. Эльконину, выдающемуся педагогу, с осмыслением поступков и происходит переход в новый возраст (от дошкольника к младшему школьному возрасту).

    Кризис протекает по-разному в зависимости от того в каком возрасте родители решат отдать ребенка в школу, в случае если он идет в младшую школу поздно (7,3-8 лет), его ожидают следующие фазы:

    1. Докритическая. Игра отходит на второй план. У детей появляется желание стать взрослым.
    2. Критическая. Вчерашний дошкольник готов к школе, однако испытывает при этом личностный и эмоциональный дискомфорт. Меняется поведение, появляются негативные симптомы, направленные на ближайшее окружение (родителей и учителей).
    3. Посткритическая. Восстановление внутреннего комфорта и стабилизация эмоционального состояния, кризис проходит.

    Кривлянье - еще один признак кризиса

    Дети, которые идут в школу рано (до 6,5 лет), проходят через следующие фазы:

    1. Объективные предпосылки для учения в школе не сформированы, ребенка не интересует учеба. Он не хочет делать домашнее задание, его гораздо больше привлекают игры и развлечения.
    2. Школьник не удовлетворен своим общественным положением, что приводит к дискомфорту и, как следствие, негативной симптоматике.
    3. В случае преодоления противоречий, у детей стабилизируется личностно-эмоциональное состояние и восстанавливается комфорт, иначе негативные симптомы усиливаются и продолжаются еще достаточно длительное время.

    Будьте осторожны, если все-таки решили отдать малыша в школу рано, помните, что это может привести к отставанию в учебе. Детская психика еще не приспособлена к смене характера деятельности. Отставание от одноклассников может продлиться еще много лет.

    Мнение психологов

    Итак, кризис необходимое условия развития личности. Как считал Л.С. Выгодский, есть два типа возрастов: стабильный и критический. В критический для человека период происходит бурное развитие. Данный период характеризуется нарушением гармонии между ребенком и окружающей его средой, к тому же, в это время происходит распад старых представлений и появляются новые о мире и самом себе.


    Что меняется в психологии ребенка

    Однако мы встречаемся и с противоположным мнением психологов. Такие ученые, как Л.И. Божович и Д.Б. Леонтьев считают, что кризис это – проявление ошибок воспитания. Этот критический момент, в первую очередь связывается со сменой основного вида деятельности (переход от игр к учебе), исходя из чего, в жизни появляются новые цели. Согласно мнению Д.Б. Лентьева кризис не является необходимым этапом для перехода из одного возраста в другой, это болезненный и острый период развития. Отчасти подобное поведение детей он объясняет ошибками в воспитании родителей.

    Как можно заметить, даже в контексте детской психологии нет единого мнения относительно такого периода в жизни, как кризис. И родитель сам для себя должен решить бороться ли ему с непослушным ребенком или переждать бурю.

    Какие трудности ждут родителей?

    Итак, попробуем понять, с чем могут столкнуться родители и как перебороть кризис.

    В 7 лет детская жизнь вступает в непростой период, ребенок идет в первый класс, его социальное окружение меняется, меняются его обязанности и повседневные привычки. Родителям кажется, что их покладистое чадо становится абсолютно неуправляемым и начинает замыкаться в себе, начинает кривляться и строить из себя посмешище.


    У ребенка учащаются перепады настроения

    Специалисты в области психологии утверждают, что в 7 лет у детей формируется социальное «Я», что и приводит к изменениям в поведении. Но что это значит?

    Происходит смена интересов, то есть игры перестают его интересовать, теперь основным видом его деятельности становиться учеба, его оценки и достижения. Дошкольник начинает осознавать себе как отдельный самостоятельный индивид со своими чувствами и переживаниями и старается их проявить максимально, откуда и появляются театральность поведения и кривляние.

    Родители могут столкнуться с тем, что их сын или дочка не хотят идти в школу. Но в чем же кроется причина? Из разговоров взрослых у детей складывается впечатление, что в школе его ждут исключительно трудности, а они их опасаются. К тому же у большинства детей тяга к учебе и желание научится писать и читать, отчасти удовлетворено еще в детском саду.


    Первые дни в школе - самые сложные

    Что делать родителям?

    Что же все-таки делать родителям, чтобы пережить этот период в жизни их малыша. До 7 лет ребенок ведет себя совершенно иначе, и теперь родителям придется иметь дело с кардинально изменившимся характером их любимого чада. В первую очередь необходимо понять, что у первоклассника уже есть свое собственное мнение, и он будет его отстаивать, поэтому к нему нужно относиться с уважением. Нельзя запрещать что-то ребенку не обосновывая свое решение. Родители не должны забывать и о том, что ребенок научился мысли и сопоставлять слова с действиями, поэтому ваше поведение должно быть последовательным, иначе дети поймают вас на несоответствии и перестанут слушаться вас.


    Советы родителям, что делать

    Порадуйтесь за своего малыша, ведь он стал уже совсем взрослым, поддержите его.

    Не стоит концентрировать свое внимание на поведение ребенка. Поставьте перед собой понятную задачу – подготовить его к школе. Благодаря общению и совместной работе будут решены и другие поведенческие проблемы вашего обожаемого чада.

    Как сделать адаптацию ребенка к школе легче?

    Как уже было сказано, поступление в школу является для ребенка стрессовой ситуацией. Родителям необходимо делать все, чтобы адаптация прошла для ребенка безболезненно. Попробуйте за месяц до начала уроков изменить режим дня ребенка, приучите его вставать рано и не сидеть допоздна за просмотром мультиков.


    Знакомство со школой надо организовать заранее

    Заранее организуйте знакомство ребенка с его будущими учителями и школой, прогуляйтесь по коридорам зайдите в столовую, туалет. Так ему будет значительно легче ориентироваться в школе. На первое сентября он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

    Не стоит на первых парах увлекаться кружками, спортивными секциями и репетирами. Ребенку нужно время привыкнуть, хотя б к чем-то одному, в данном случае, к школе. Он не может делать успехи во всем одновременно, пока стоит сосредоточить внимание на школьном образовании. Коллективными усилиями преодолеть все трудности будет гораздо легче, сотрудничайте с ребенком, а не ругайте его за непослушание, найдите с ним общий язык и все обязательно получится.

    Похожие материалы

    Родители часто не замечают кризис 7 лет у ребенка. Он проявляется не так интенсивно, как другие возрастные изменения. Но все же вносит напряжение и разлад в жизнь детей. Рассмотрим детальнее основные причины, симптомы и особенности психологической перестройки организма. Также вы узнаете, как помочь ребенку справиться с непростым периодом взросления.

    В 3 года ребенок начинает отделять себя от родителей. На следующем этапе – в семилетнем возрасте, происходит становление собственного «Я». Специалисты выделяют несколько основных причин нетипичного поведения малыша:

    1. Ребенок анализирует собственные чувства. Пытается разобраться в эмоциональном состоянии. Начинает осмысленно разделять события, которые вызывают грусть и радость. Поскольку самостоятельно руководить всеми переживаниями ему сложно, появляется упрямство, манерность, агрессивность, капризы.
    2. Прежних детских развивающих игр больше недостаточно. Возникает потребность в новых познаниях. Ребенок хочет копировать поведение взрослых. Психологи рекомендуют проводить так называемые научные детские эксперименты.
    3. Для этого периода также характерны серьезные физиологические изменения. Стимулируется рост. На месте молочных зубов появляются постоянные. Ребенку трудно справиться с волнением.
    4. Одна из основных причин кризиса – вступление в школу. В этом возрасте полностью меняется окружение. Появляются совсем незнакомые обязательства. Зачастую детям сложно сформировать новые цели и осознать, что такое успех.

    Симптомы кризиса 7 лет

    Для некоторых родителей переходный период протекает совершенно незаметно. Не все дети одинаково бурно отзываются на изменения. Но чаще всего в поведении появляются признаки бунтарства. К основным симптомам кризиса относят следующие проявления:

    • Отрицание. Проблема кризиса 7 лет в том, что его легко можно спутать с привычным непослушанием. Но есть одна характерная черта. Ребенок отказывается выполнять все просьбы родителей без веской причины. Наказание в таком случае не поможет. Постарайтесь отвлечь его интересным увлечением и предложите еще раз выполнить действие.
    • Самоутверждение. Дети требуют от родителей беспрекословного выполнения всех пожеланий. Но основная их цель – не простое владение вещью, а желание показать себя взрослым.
    • Упорство. Ребенок отрицает привычный распорядок и уклад семьи. Проявляется кризис 7 лет отказом ходить в школу, вставать по утрам, выполнять домашнее задание и так далее.
    • Прихоть. Дети демонстрируют своевольное желание все сделать самостоятельно. Отказываются от помощи взрослых и не слушают советов, указаний.
    • Конфликтность. Ребенку сложно адаптироваться к новым правилам и условиям жизни. Поэтому он постоянно ссорится с окружающими. На самом деле, причина во внутренних конфликтах, которые он и переносит на близких.
    • Кризис идеалов. Начинают формироваться новые ценности. Ребенок больше не пользуется привычными игрушками. Коверкает фразы, ломает ранее любимые вещи. Осознанно повторяет плохие фразы и наблюдает за реакцией родителей. Излишняя опека приводит к деспотическим наклонностям, а также жестокому отношению к другим детям.

    Особенности кризиса 7 лет

    Нельзя оставлять без внимания любые признаки нетипичного поведения. Ведь последствия игнорирования самые непредсказуемые – от проблем в общении и низкой успеваемости, до тяжелой формы невроза.

    Кризис 7 лет уже в дошкольном возрасте меняет представление ребенка об окружающих людях. Он начинает делить их на «своих» и «чужих». Вы можете заметить расчетливость поведения. Ребенок заранее проигрывает ситуацию, чтобы получить выгоду. Любая критика родителей сопровождается неадекватной реакцией. Если за выполнение самого простого задания не похвалить, в ответ последуют обвинения, крик, плач.

    Для периода кризиса 7 лет также характерно повышенное любопытство. Ребенок интересуется серьезными вещами – политикой, моральными вопросами, семейными проблемами. Но зачастую делает это для анализа знаний взрослых.

    Дети осознают свою неидеальность. Они оценивают собственные способности и фантазируют о возможных достижениях. По этой причине и возникает замкнутость, непослушание, неуправляемость. Исчезает типичная детская непосредственность. Поведение становится манерным, а отношения в семье ─ натянутыми.

    Кризис 7 лет – психологический аспект

    Психологи выделяют две стадии переходного периода.

    • На первом этапе начинается стремительное развитие. В результате чего и появляется дисбаланс между окружающими и ребенком.
    • При правильном поведении родителей на втором этапе все образуется. Формируется новая личностная структура. Ребенок осознает и анализирует свои потребности. Такие знания помогают быстрее адаптироваться в социуме.

    Психологи не рекомендуют отдавать детей в школу раньше 7 лет. Как правило, уже в первом классе успеваемость ребенка будет низкая. В последующие годы это проявится отставанием в учебе. Ведь до семилетнего возраста доминирует игровая деятельность. Детям сложно переключиться на занятия. Что и вызывает проблемы с поведением.

    Но каждый ребенок индивидуален. Поэтому только специалист поможет оценить готовность к новым обязательствам и вероятный эмоционально-личностный дискомфорт. Если первые признаки кризиса застали вас врасплох, нужно действовать немедленно.


    Безотлагательные меры при остром проявлении конфликта

    Для начала родителям нужно успокоиться. Это всего лишь очередная стадия развития ребенка. Она закончится, как и все кризисы, болезни. Важно правильно вести себя, и результат не заставит долго ждать.

    1. Ни в коем случае не ограничивайте свободу ребенка. Так вы еще больше усугубите ситуацию. Он должен сам разобраться в своих переживаниях. Ваша задача – осторожно контролировать и ненавязчиво направлять.
    2. Прекратите усиленно опекать ребенка. Как только он почувствует самостоятельность – непременно обратится за советом. Тогда вы и проявите заботу.
    3. Не упрекайте и не обсуждайте детей со своими подругами. Так вы окончательно потеряете доверие.
    4. Постепенно подготавливайте к новому образу жизни. Ложитесь раньше и вставайте вместе с ребенком. Общайтесь с ним, как с взрослой личностью. Перед началом учебного года посетите вместе школу. Покажите классную комнату и поговорите с учителем. В знакомой среде детям проще адаптироваться.

    Существует несколько простых, но, в то же время, действенных способов, которые помогут справиться с переходным периодом. Их мы и рассмотрим ниже.

    Вы можете воспользоваться помощью специалистов. Как правило, психологи подбирают индивидуальный подход к ребенку, исходя из семейного уклада. Но все же есть стандартные советы, которые не навредят:

    1. Перестаньте отдавать приказы. Постоянное «ты обязан(а) сделать» превратится в «не буду». Предложите выполнить действие в игровой форме. В таком случае также поможет поучительная история. Покажите, как нужно себя вести на примере любимого героя.
    2. Не ставьте себя выше ребенка. Дети в 7 лет способны основываться на личном опыте. Вспомните вместе, как он простудился от лишней порции мороженого в прошлом месяце.
    3. Позвольте ребенку дискутировать. У него уже есть осознанное мнение. Только научите правильно аргументировать. Так вы покажете, что считаетесь с его решением.
    4. Резкий переход от игрушек к книжкам сильно вредит и вызывает бурные эмоции. Предлагайте читать и писать постепенно. Желательно – в форме игры. Повторяйте вместе буквы. Одновременно можете их изобразить цветными маркерами на большом ватмане.
    5. Не заставляйте придерживаться стандартного распорядка дня. Предложите ему самостоятельно выбрать график для завершения всех дел. Общайтесь с ребенком, как с взрослым.
    6. Никогда не относитесь к ребенку как к своей собственности. Он не обязан становиться вашей копией. Попробуйте разобраться со своими чувствами. Ведь детям намного сложнее.

    Ребенку предстоит пережить несколько переходных периодов. Правильная реакция родителей поможет безболезненно преодолеть все трудности. Используйте вышеприведенные рекомендации, и кризис 7 года жизни закончится неожиданным взрослением вашего сына или дочери.

    Видео: «Характеристика кризиса 7 лет»

    Зачастую неожиданное поведение ребенка в критические возрастные периоды взрослые воспринимают с большим негативом. «Он стал неуправляем!», «Совершенно отбился от рук», «Он совсем меня слушается!», «Я все для него делаю, а он грубит и хамит!», «Он все делает назло!» — эти и подобные мысли впервые приходят в головы родителей 6-7 летних детей. Книги, журналы, статьи в интернете дают миллионы советов как вести себя с ребенком в тот или иной период, но именно у Вас это не срабатывает или достигается временный эффект. Почему? Означает ли это, что Вы плохой родитель и совершенно бездарный воспитатель? Ну, конечно же, нет!

    Все советы и схемы поведения, которым мы следуем по чужой подсказке, без понимая, что происходит с ребенком в данный момент, приносит мало результата. А дети при этом чувствуют неестественность в поведении родителей и практически не воспринимают то, что мы хотим до них донести заученными фразами и навязанными нам действиями. Но даже небольшое осознание причин детского поведения в данный момент дает достаточное понимание необходимых именно сейчас слов или реакций на ситуацию, чтобы вернуть Ваши отношения в правильное русло. Вы становитесь более вариативными и осмысленными в общении с ребенком и достигаете лучших результатов от своих действий.

    Заглянем чуть глубже в причины поведения ребенка 6-8 лет

    Главной и отличительной особенностью этого периода является появление у ребенка личного мнения и принятия личных решений . Это происходит примерно с 5 до 9 лет. Если в 3 года мы сталкивались с желаниями ребенка делать то, что ему хочется или нравится в данный момент, и эти желания носили ситуативный характер, то ближе к 7ми годам, эти желания становятся именно его личным мнением. Он не просто хочет купить именно эту одежду. Ему нужно ее купить потому, что это модно. Как бы мама не настаивала, не объясняла, что другая вещь более практична и удобна, ребенок уже начинает приводить личные доводы и объяснения своего собственного выбора. И, если сейчас мы его не выслушаем с уважением, обрежем на полуслове фразами: «Мал еще!», «Вот вырастешь, тогда и разговаривать будешь!», тогда у ребенка возникает психологическая травма.

    Такими словами Вы формируете будущего безвольного, легко управляемого человека, не имеющего собственного мнения. Такие люди часто не знают как правильно вести себя в конкретных ситуациях, а для выбора стратегии поведения будут наблюдать первых попавших в их поле зрения и копировать слова и поступки других без должного понимания и осмысления. Так люди без собственного мнения в будущем попадают в секты, криминальные группы и т.д. Поэтому очень важно поддерживать в ребенке формирование собственного мнения, но при этом не боимся выставлять границы поведения, чтобы ребенок понимал что такое можно и нельзя, дозволенное и недозволенное.

    Очень важно, чтобы в этот период у ребенка появилась своя территория, если ее до этого не было. Это его личная комната или уголок в квартире с его личной кроватью, личным столом, личным стулом и личной полочкой в шкафу. И это именно его территория, куда доступ родителям должен быть ограничен. Хозяином этого пространства будет именно ребенок. Он сам там убирается или не убирается, расставляет предметы или просит помощи, совета родителей. Мы может только предложить, предположить, подсказать, но не принуждать, не навязывать! Сейчас ребенок становится личностью со своим личным пространством. Часто мамочки с врожденным чувством порядка и чистоты здесь не выдерживают и начинают уборку, чем опять же ломают личное мнение своего ребенка и приучают его к лени и безделью. Сами же мамы получают при этом личную психологическую травму, т.к. убирая чужую территорию, ожидают в дальнейшем благодарностей, но не получают их.

    Если не прислушиваться к мнению ребенка, заставлять делать, как хотят старшие, наказывать ремнем — все это приводит к протесту. И этот бунт, в зависимости от характера ребенка может достигать двух крайних противоположных поведенческих линий. Произойдет либо полное закрытие его от родителей, либо выльется в открытую демонстрацию своей агрессивности. К тому же в этом случае дети могут начать врать из-за боязни наказания или возможного неуважительного к ним отношения старших. Это важно понять и помнить каждому взрослому, чтобы избежать ненужных конфликтов и не потерять контакта с ребенком.

    Также этот возрастной этап связан с началом периода социализации . Сейчас ребенку необходимо принадлежать какой-то группе во дворе или в школе. И очень важно не раствориться в ней, а быть отдельной личностью со своим мнением, вкусом и внешностью. Формируется его позиция и статус в каждой группе.

    В этом возрасте в большей или меньшей степени может проявиться детское воровство. Ребенок не осознает до конца насколько такое поведение плохое и неправильное. Им просто нравится какая-то вещь и они ее берут, не понимая, что воруют. Такое поведение необходимо контролировать, опять же спокойно и с уважением к любому действию ребенка. Обязательно нужно объяснять, что это воровство, как к этому относятся другие и к чему это приводит.

    Период подготовки к школе

    Кризис 7 лет — это период подготовки к школе и начала школьного обучения . Чтобы этот период прошел для ребенка более гладко, с меньшими потрясениями, необходимо заранее позаботиться о его привыкании к школе, если вы видно, что ребенку требуется привыкание к новой обстановке. Очень важно выбирать учебное заведение исходя не из ее престижности, а по уровню квалификации учителя. Психологический и эмоциональный комфорт в этом случае ценнее любой стоимости потраченной на обучение в элитной школе.

    Для многих детей будет крайне полезно водить дошкольника на подготовку именно в ту школу, куда планируется его поступление. Это нужно в первую очередь для того, чтобы он понял, принял и привык заранее к новой обстановке, новому социуму, новой жизни. Бывает, что дети просто теряются в школьных коридорах, выйдя, например, с урока по нужде, что опять же приводит к дополнительному стрессу. Для избегания подобных ситуаций желательно заранее прогуляться по школе и изучить расположение классов. Замечательно, если новый школьный коллектив будет формироваться из основного состава группы детского сада, которую посещал ребенок. Это значительно снизит уровень тревоги и напряжения в первые учебные дни.

    Часто первоклассник бывает не готов к тому, что в классе он не единственный ученик, а один из 20-30ти таких же школьников. Ему зачастую не понятно, что учитель не может уделять ему все 100% внимания. Отсюда возникают обида, растерянность, ему кажется, что он не достоин внимания. Возможно, что ребенку будет трудно ориентироваться в общении и понимании других детей, когда он поймет, что все они разные, каждый со своим индивидуальным характером и поведением. Чтобы избежать подобных реакций или свести их к минимуму, крайне важно посещать детский сад хотя бы за 2 года перед школой. Только тогда им будет пройден этап социализации, когда отрабатываются и трансформируются в приемлемые стратегии поведения такие проявления как злость, ярость, агрессия по отношению к сверстникам. Если ребенок не пройдет этот этап, то он с большой долей вероятности не будет принят школьным коллективом и станет изгоем в классе.

    Для того, чтобы ребенок как можно быстрее привык к школе и ходил туда с большей радостью и воодушевлением, достаточно применять несколько простых правил.

    Во-первых, каждое 1-е сентября в начальной школе можно превратить в небольшой семейный праздник: украсить комнату тематическими вывесками и плакатами, устроить семейный ужин с тортиком и обсуждением как прошел этот день, составить план достижений на этот учебный год. Для первоклассников первое время будет большой поддержкой, если родители будут обсуждать с ним абсолютно все, что касается школы.

    Так провожая ребенка с утра можно проговорить с ним как он будет сегодня учиться, насколько это важно и нужно для него. Очень важно делать это с хорошим и позитивным настроением, чтобы зарядить ребенка положительной энергетикой на весь учебный день. Встречая школьника после занятий будет очень полезно обсудить то как прошел этот день, какие отметки получил, что смог ответить на уроке, что ответить не удалось, что сегодня понравилось, а что — нет. Замечательно, когда родители обсуждают не только учебные проблемы, но и отношения с другими учениками, с кем ребенку было хорошо, приятно общаться, а с кем — плохо. Обязательно при этом делать конечные выводы. И, конечно же, общаемся с ребенком с уважением, поддержкой и не ругаем за неудачи и промахи.

    Очень важно помнить о недопустимости сравнения своего ребенка с другими. Любое его сравнение с кем-то приводит к тому, что он начинает выслуживаться, чтобы получить одобрение и любовь взрослого. Так дети начинают ходить в школу не для того, чтобы учиться и получать знания, а ради хороших отметок. Это отягощается еще и тем, что, оторвавшись от семьи, в школе, дети живут в новом социуме, где их воспринимают по-другому, не как дома. Здесь они не чувствуют той любви и заботы, которую привыкли получать от родителей. Им кажется, что они одиноки и их никто не любит, не понимает. В этом случае большую поддержку и опору ребенку может оказать семья. Для этого достаточно, например, как минимум раз в неделю устраивать семейное чаепитие, где каждый, в том числе и ребенок, рассказывает как у него прошла неделя. И опять же, никогда и никого при этом не осуждаем, не обсуждаем. Это будет очень важный круг семейной поддержки для каждого, и не только ребенка.

    Все вышеперечисленное играет большую роль в формировании самооценки ребенка. Кроме того, многие психологи рекомендуют обязательно с 5 лет приобщать детей к спорту. Это не только поможет дополнительно в формировании самооценки, но и разовьет ответственность, навык физической работы и внутреннее состояние полноценности. Можно предложить на выбор несколько спортивных секций, чтобы ребенок сам выбрал себе занятие по душе. Есть родители, которые и здесь совершают ошибки. Часто, отдавая своего ребенка в кружки и секции, взрослые ориентируются только на свое личное мнение и свой выбор. Они выбирают именно то, чем хотели бы заниматься сами, но по каким-то причинам это им не удалось. Теперь же повзрослевший человек стремиться реализовать себя через своего собственного ребенка, ломая его мнение и преступая через его личные желания. Естественно, что дети при этом будут сопротивляться как могут. Либо они не будут заниматься в этих кружках и школах вообще, либо будут их посещать через силу и сохранят ненависть и неприятие к этим занятиям на всю оставшуюся жизнь. Естественно ни о какой пользе от такого обучения ждать не приходится.

    Кроме всего уже перечисленного, очень хорошо помогает в выстраивании правильного поведения с ребенком знание и понимание этапов познания мира, согласно его возраста.

    Приобщение к труду и обязанностям

    В период с 5-ти до 7-ми лет ребенок познает труд. Очень важно приобщать его в это время к работе по дому, помощи на даче. Ребенок уже готов, может и должен уметь выполнять простейшие задания: помыть посуду, накрыть на стол, постирать, застелить кровать, помыть пол и т.д. Можно предложить ему на выбор какую-то работу, которая станет его обязанностью. За выполнение этой работы должен будет следить и отвечать только он.

    Обучение и учителя

    В возрасте с 7-ми до 9-ти лет, в связи с началом школьного обучения, наступает период познания учебы. Хочется отметить, что в это время ценность учителя, становиться намного важнее ценности родителя. Любое мнение учителя становиться непререкаемым и самым правильным. Большинство родителей это сильно расстраивает, они пытаются сломить этот барьер, но это приведет только к дополнительным ссорам и конфликтам. Не стоит так негативно и остро на это реагировать. Несмотря на такую позицию ребенка, Вы все так же остаетесь его родителем, он все так же нуждается в Вас, в Вашей поддержке, любви и заботе. И это даже больше необходимо сейчас, чем может показаться на первый взгляд.

    Период в возрасте 7-ми лет связывают с появлением большого количества страхов и стрессов.

    Это может быть связано с началом обучения в школе, так и с его личными особенностями.

    В этот период возникает страх плохих оценок. Может появится страх одиночества. Часто возникает боязнь нападения сказочных персонажей. Это связано с чрезмерным увлечением современными мультиками, мистическими фильмами и передачами. В результате может возникнуть так называемая триада страхов: одиночество — темнота — замкнутое пространство. В таких случаях очень опасно наказывать детей, закрывая их в темной комнате. Это может привести к очень негативным психологическим проблемам.

    После 5ти лет ребенок начинает осознавать, что все в этой жизни временно, люди — смертны. Появляется страх смерти как своей, так и родителей. Причем намного сильнее и ярче переживается страх за родителей, чем за себя.

    Проявляются сомнения в своих способностях и возможностях. Дети боятся не соответствовать общественному мнению, не хотят оказаться «белой вороной». Ребенку кажется, что, если он не будет таким каким хотят его видеть окружающие, то его не будут любить. Если он не сможет преодолеть этот страх, перерасти его, то в будущем у него будут возникать проблемы с публичными выступлениями, он будет сильно зависим от мнения окружающих.

    Большое количество страхов, переживаний, большая физическая, психологическая, умственная перегрузки, все это может привести ребенка к стрессу. Следует обратить особое внимание на те признаки, которые указывают на наличие стресса у ребенка:

    — частые непринятие, негодование, агрессия, завышенная требовательность

    — ребенок возвращается в младенчество (накрываться с головой одеялом, ложиться в позу зародыша, отгораживается от проблем словами «я в домике», меня нет)

    — повышенная нервозность

    — перепады настроения

    — слезы при появлении новых людей

    — неожиданная смена гиперактивного поведения на пассивный

    Если Вы заметили появление этих признаков в поведении, и они сохраняются продолжительное время, то не стоит заниматься «самолечением», следует обязательно обратится за помощью к квалифицированному психологу.

    Для предупреждения стрессов у детей следует воспользоваться следующими советами психологов:

    — Больше тишины и спокойствия.

    — Максимально оградить ребенка от радио, телевизора, компьютера

    — Включить в питание успокоительные чаи, горячее молоко с медом на ночь

    — Разнообразить питание яркими цветами. Например, можно добавить в кашу яркую красную ягоду, украсить суп веточкой зелени.

    — Много гулять, общаться с животными, наблюдать природу

    — Больше времени уделять общению с ребенком. Сейчас ему как никогда нужен Ваш опыт и знания.

    Каждый ребенок индивидуален

    Стоить отметить, что есть общие рекомендации от психологов, но каждый ребенок индивидуален и обладает своим собственным опытом и набором врожденных психических свойств личности. Один ребенок в 7 лет будет открыт и крайне социально активен, другой будет закрыт и полон страхов. Один быстро привыкает к новым людям и обстановке, а второму будет требоваться длительная адаптация. Это необходимо обязательно учитывать.