Приказ 143 фз от 23.05. Президент Российской Федерации В. Путин

Отчет о движении денежных средств представляет собой операции в валюте РФ и иностранной в организации. Согласно определению, формируется этот отчет за счет остатка средств в начале периода отчетности, который суммируется с прибылью, а из этого вычитаются убытки.

Все необходимые данные в отчете указываются за период отчета (за год) и предыдущий год. Отчет формируется в валюте РФ. Главным источником всех необходимых данных является бухгалтерская отчетность. Для внесения необходимых данных в отчет о движении денежных средств используются следующие данные бухгалтерии:

  • Счета расчетные.
  • Касса.
  • Счета валютные.
  • Особые банковские счета.
  • Переводы в пути.

Следует уделить особое внимание тому, что вклады по депозитам кредитных организаций не отражаются в бухгалтерском балансе в денежных средствах, на основании приказа Министерства Финансов за № 126н. В том случае, когда организация обладает денежными резервами в иностранной валюте и осуществляет операции с ними, тогда в отчете это отражается особым образом. Сперва необходимо составить отчет на основании движений иностранной валюты.

При этом указывается каждый вид валюты. После этого происходит пересчет в валюту России согласно курсу на момент составления отчета. Затем происходит суммирование всех средств.

Стоит внимательно отнестись к тому, что подобная процедура является обязательной к исполнению, согласно приказа Министерства финансов №; 60н. В том случае, если на начало отчетного года у организации имелись остатки средств на валютных счетах, а также кассе, тогда нельзя будет достигнуть равенству между отчетом о движении денежных средств и бухгалтерским балансом. Это закономерно выходит из того, что подобные валютные остатки в начале года переводятся в рубли на основании курса прошлого года, а это другой показатель. А в отчете бухгалтерии происходит перевод по курсу уже на первое января текущего года. Отсюда такая разница.

Помимо этого в обязанности организации входит отражение движения денежных средств в валюте в бухгалтерском отчете. Это делается на основании пункта 6 в положении бухгалтерского учета. Приходится учитывать самые разнообразные требования при заполнении денежного отчета по движению средств. Это регламентируется Приказом Министерства Финансов за № 2н. В том случае, если организация отступает от правил заполнения отчета. Независимо от причин содеянного, она должна предоставить соответствующую пояснительную записку к своему отчету за год.

В ней должны быть исчерпывающим образом указаны все причины, по каким организация не смогла соответствующим образом предоставить отчет по движениям денежных средств в надлежащей форме. По решению управляющей верхушки организации, при составлении данного вида отчета, возможно принять решение, по которому итоговая информация, кроме общепринятых формальных данных, может содержать иное дополнение.

В этом случае имеются ввиду денежные эквиваленты, движение которых осуществлялось за отчетный период. Стоит заметить, что понятие «денежного эквивалента» в российском законодательстве отсутствует. Поэтому необходимо использовать форму МСФО 7 для определения данного вида движения. В этом случае эквивалентом денежных средств являются различные вложения высоколиквидного характера на краткосрочной основе.

При этом они должны обладать способностью к быстрому обращению в денежную форму. Кроме того, такие вложения должны быть застрахованы от резкого перепада их цены. Для удобства контроля денежных средств и составления отчетности, можно использовать специализированные бухгалтерские программы, которые сделают большую часть работы за вас.

ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ ОТЧЕТА ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ, ДОБРОВОЛЬНО
УПЛАЧИВАЕМЫМ В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СТРАХОВАТЕЛЕЙ
(Ф. - 4А ФСС РФ), УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25.04.2003 N 46

(в редакции Постановлений Фонда от 31.03.2006 N 37,
от 19.01.2007 N 11, от 13.04.2009 N 92)

Общие положения

Отчет страхователей по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - отчет (форма - 4а ФСС РФ)) отдельными категориями страхователей, составляется по форме, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.04.2003 N 46 (в редакции Постановлений Фонда социального страхования Российской Федерации от 31.03.2006 N 37, от 19.01.2007 N 11, от 13.04.2009 N 92).

В отчете заполняются все предусмотренные показатели. В каждую графу вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных в отчете, в соответствующей строке (графе) ставится прочерк.

Для исправления ошибок необходимо перечеркнуть неверную цифру, вписать правильную цифру и поставить подпись под исправлением, с указанием даты исправления.

В случае использования несоответствующих бланков отчет может быть не принят исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).

Отчет составляется и представляется ежеквартально нарастающим итогом не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в Фонд по месту регистрации.

Заполняется в рублях и копейках.

Отчет подписывается руководителем (физическим лицом), главным бухгалтером с указанием Ф.И.О. и номера телефона исполнителя.

Отчет представляется в исполнительный орган Фонда в двух экземплярах - 1-й экземпляр остается в Фонде, 2-й с отметкой о принятии возвращается страхователю.

В адресной части отчета указывается полное наименование страхователя или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, физического лица.

Полное наименование страхователя должно соответствовать наименованию, указанному в учредительных документах.

Физические лица указывают полностью, без сокращения, свою фамилию, имя, отчество в соответствии с документом, удостоверяющим их личность. В случае двойной фамилии слова пишутся через дефис.

Титульный лист отчета содержит следующие данные о страхователе:

ОГРН - Основной государственный регистрационный номер, который проставляется из документа, подтверждающего государственную регистрацию.

ИНН для организаций (обособленных подразделений) - идентификационный номер налогоплательщика, присваиваемый налоговым органом.

ИНН для физического лица указывается, если он имеется - идентификационный номер налогоплательщика, который проставляется из документа, подтверждающего постановку данного физического лица на налоговый учет в налоговом органе.

ИФНС - четырехзначный код инспекции Федеральной налоговой службы, в которой налогоплательщик состоит на учете.

КПП - код причины постановки на учет в налоговом органе. В случае, если уплату налога (взноса) осуществляет обособленное подразделение, то указывается КПП обособленного подразделения.

В поле "Адрес" указывается:

Для организации - место ее государственной регистрации (место нахождения);

Для обособленного подразделения - место его нахождения;

Для физического лица - полный адрес постоянного места жительства физического лица на основании документа, удостоверяющего его личность, либо иного документа, подтверждающего адрес постоянного места жительства.

Регистрационный номер (код) страхователя - представляет собой регистрационный номер, указанный в "Страховом свидетельстве", которое выдается при регистрации (учете) в Фонде.

Дата представления заполняется страхователем на дату представления или высылки отчета в Фонд.

Дата принятия заполняется сотрудником Фонда на момент принятия отчета, проставляется дата, подпись и штамп Фонда.

Раздел I.
"Для отдельных категорий страхователей - работодателей,
уплачивающих в добровольном порядке страховые взносы
на социальное страхование работников на случай
временной нетрудоспособности


Таблица 1

В строке 1 "Среднесписочная численность работающих с начала года (всего), чел." - отражается численность работающих, определяемая в соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденными Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278.

В строке 2 "Выплаты в пользу работающих с начала года (всего)" - отражаются суммы выплат, начисленные в пользу работников.

В строке 3 "в том числе за отчетный квартал (месяцы)" отражаются суммы выплат в пользу работающих за отчетный квартал с разбивкой по месяцам (по строкам 4, 5, 6).

Таблица 2

"Расчеты по добровольным страховым взносам"

Данные этой таблицы заполняются на основе учета выплат и иных вознаграждений или полученных доходов, на которые должны быть начислены страховые взносы, а также начисленных и перечисленных в Фонд добровольных страховых взносов и произведенных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности.

По строке 1 "Задолженность за страхователем на начало года" показывается остаток задолженности, который на протяжении отчетного года не меняется.

По строке 2 "Начислено страховых взносов" отражается сумма страховых взносов, начисленных работодателями на выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников по трудовым договорам, исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу для налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей, установленного главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ для работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, предусматривающей возможность добровольной уплаты в Фонд страховых взносов по тарифу в размере 3,0 процента налоговой базы, которая подлежит зачислению в Фонд с начала года.

По строке 3 "Начислено по актам" отражаются суммы дополнительно начисленных страховых взносов страхователю по результатам проверок.

По строке 4 "Не принято к зачету расходов исполнительным органом Фонда" отражаются суммы не принятых к зачету расходов по актам выездных проверок, проведенных Фондом.

По строке 5 "Получено от исполнительного органа Фонда на банковский счет в возмещение произведенных расходов" отражаются суммы денежных средств, полученные от Фонда на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, произведенных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, превышающих сумму начисленных страховых взносов.

По строке 6 "Всего" сумма строк с 1 по 5.

По строке 7 "Задолженность за исполнительным органом Фонда на конец отчетного периода" отражается сумма задолженности за Фондом на конец отчетного периода.

По строке 8 "Задолженность за исполнительным органом Фонда на начало года" отражается сумма задолженности за Фондом на начало года, которая на протяжении отчетного года не меняется.

По строке 9 "Зачтено расходов по временной нетрудоспособности" отражаются зачтенные расходы по временной нетрудоспособности, произведенные страхователем самостоятельно, с разбивкой "На начало квартала" и "За отчетный квартал (месяцы)" с указанием под таблицей количества случаев и дней нетрудоспособности.

По строке 10 "в том числе выплаты, произведенные страхователем, работающим по совместительству не по основному месту работы" отражаются выплаты, произведенные страхователем, работающим по совместительству не по основному месту работы с указанием под таблицей количества случаев и дней нетрудоспособности.

По строке 11 "в том числе выплаты сверх установленных норм лицам, пострадавшим от радиационных воздействий в случаях, установленных законодательством" отражаются зачтенные расходы лицам, которым предоставлены льготы, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и приравненным к ним лицам Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", произведенные страхователем самостоятельно.

По строке 12 "Перечислено на текущий счет по социальному страхованию" отражаются суммы, перечисленные страхователем на банковский счет Фонда с начала года с разбивкой "На начало квартала" и "За отчетный квартал" с указанием даты и номера платежных поручений.

Перечисления страховых взносов подтверждаются копиями платежных документов за отчетный квартал.

По строке 13 "Всего зачтено и уплачено" сумма строк 8, 9, 12.

По строке 14 "Задолженность за страхователем на конец отчетного периода" отражается задолженность за страхователем на конец отчетного периода.

Примечание: В строках 2, 9, 12 отражаются суммы нарастающим итогом с начала года (графа 3) и подразделяются "На начало квартала", "За отчетный квартал" с разбивкой по месяцам (графа 1).

Раздел II.
"Для отдельных категорий страхователей, добровольно
уплачивающих страховые взносы на социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством"


Данный раздел заполняется отдельными категориями страхователей (адвокатами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера), уплачивающих страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таблица 3

По строке 1 "Доходы для начисления страховых взносов, всего" отражаются полученные доходы исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу для соответствующей категории плательщиков, установленной главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.

По строке 2 "Сумма уплаченных страховых взносов, всего" отражается сумма, перечисленная страхователем на банковский счет Фонда с указанием даты и номера платежных поручений.

Примечание: В строках 1, 2 отражаются суммы нарастающим итогом с начала года (графа 3) с выделением "в том числе за отчетный квартал" (графа 1).

Таблица 4

"Расчеты со страхователем"

По строке 1 "Получено от исполнительного органа Фонда на цели обязательного социального страхования" отражаются суммы денежных средств, полученных от Фонда на лицевой счет в банке (или почтовым переводом) для обеспечения выплат на цели обязательного социального страхования.

По строке 2 "Задолженность за исполнительным органом Фонда на конец отчетного периода" отражается сумма задолженности за Фондом на конец отчетного периода.

По строке 3 "Выплата на цели обязательного социального страхования, всего" отражаются произведенные страхователем расходы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По строке 4 "Задолженность за страхователем на конец отчетного периода" отражается сумма задолженности за страхователем на конец отчетного периода.

Таблица 5

"Расшифровка выплат на цели обязательного социального страхования с начала года"

В данной таблице отражаются расходы, начисленные страхователем с начала года в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию.

В графе 3 показывается количество дней, выплат пособий.

В графе 4 отражают расходы, начисленные страхователями, добровольно уплачивающими страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с выделением в графе 5 сумм выплат, произведенных сверх установленных норм лицам, пострадавшим от радиационных воздействий, в случаях, установленных законодательством.

По строке 1 отражают расходы на пособия по временной нетрудоспособности и число случаев назначенных пособий по временной нетрудоспособности на основании первичных листков нетрудоспособности за отчетный период, из них:

по строке 2 графе 1 отражается число случаев и расходы лицам, работающим по совместительству не по основному месту работы;

по строке 3 отражают расходы на пособия по беременности и родам, из них:

по строке 4 выплаты женщинам, работающим по совместительству не по основному месту работы.

По строке 5 отражают расходы на пособия по уходу за ребенком до полутора лет, из них:

по строке 6 выплаты по уходу за первым ребенком;

по строке 7 выплаты по уходу за вторым и последующими детьми.

По строке 8 отражают расходы на пособия при рождении ребенка, произведенные страхователем.

По строке 9 отражают расходы на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

По строке 10 "Всего расходов" сумма строк 1, 3, 5, 8, 9.

Таблица 6

"Расшифровка выплат, произведенных сверх установленных норм лицам, пострадавшим от радиационных воздействий в случаях, установленных законодательством"

В графе 3 указывают число получателей, которым в отчетном периоде предоставлены льготы и компенсации.

В графе 4 отражается количество дней, выплат пособий лицам, которым в отчетном периоде предоставлены льготы и компенсации.

В графах с 6 по 15 показывают расходы и число получателей, которым предоставлены льготы и компенсации, выплаченные:

По графам 6 и 7 - вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 с последующими изменениями и дополнениями);

По графам 8 и 9 - вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" (Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ);

По графам 10 и 11 - вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ);

По графам 12 и 13 - лицам из подразделений особого риска (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1), лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, или ставшим инвалидами вследствие радиационных аварий, кроме ЧАЭС (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.1993 N 253 с последующими изменениями и дополнениями);

По графам 14 и 15 - иные случаи, установленные законодательством.

По строке 6 "Всего" показывается сумма строк с 1 по 3.

Отчет о движении денежных средств (форма №4). Инструкция, правила и порядок заполнения

Отчет о движении денежных средств должен содержать сведения о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода, в разрезе текущей деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности.

Сведения о движении денежных средств организации, учитываемых на соответствующих счетах учета денежных средств, находящихся в кассе организации, на расчетных, валютных специальных счетах, отражаются нарастающим итогом с начала года и представляются в валюте Российской Федерации.

В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета.

При формировании данных отчета о движении денежных средств следует иметь в виду следующее.

Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, то есть с производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.

Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.

Финансовой деятельностью считается деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.

При представлении данных о движении денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в каждой указанной части деятельности должна быть приведена расшифровка, раскрывающая фактическое поступление денежных средств от продажи товаров, продукции, работ, услуг, от продажи основных средств и иного имущества, получение авансов, бюджетных средств и средств иного целевого финансирования, кредитов, займов, дивидендов, процентов по финансовым вложениям и пр. поступления; направление денежных средств на оплату товаров, продукции, работ, услуг, на оплату труда, на отчисления в государственные внебюджетные фонды, на выдачу авансов, на финансовые вложения, на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам, на расчеты с бюджетом, на оплату процентов по полученным кредитам и займам и прочие выплаты и перечисления.

Организациям следует иметь в виду, что в расшифровках движение денежных средств, связанное с выплатой (получением) процентов и дивидендов, а также с результатами чрезвычайных обстоятельств, должно раскрываться раздельно. Данные о движении денежных средств в связи с налогом на прибыль и другими аналогичными обязательными платежами должны отражаться в отчете раздельно в составе данных по текущей деятельности, если только они не могут быть конкретно увязаны с инвестиционной или финансовой деятельностью.

При поступлении денежных средств от продажи иностранной валюты (включая обязательную продажу) на счета в кредитных организациях или в кассу организации соответствующие суммы отражаются в составе данных по текущей деятельности как поступление денежных средств от продажи основных средств и иного имущества. При этом сумма проданной иностранной валюты включается в данные, характеризующие расходование денежных средств по текущей деятельности, по соответствующему направлению расходования.

При приобретении иностранной валюты перечисленные денежные средства включаются в данные по текущей деятельности по соответствующему направлению. Поступление приобретенной иностранной валюты отражается также по текущей деятельности раздельно или в составе других поступлений (кроме от продажи основных средств и иного имущества).

Организации при разработке и принятии формы отчета о движении денежных средств могут использовать как образец форму, приведенную в приложении к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Организации вправе при разработке и принятии формы отчета о движении денежных средств принять в качестве определяющих показателей направления деятельности: текущая, инвестиционная, финансовая, а не движение потоков денежных средств, как это предложено в образце формы N 4.

Организациям следует учесть, что в отчете о движении денежных средств справочно должны быть приведены данные о поступлениях в отчетном периоде денежных средств по наличному расчету (за исключением поступлений денежных средств из кредитной организации в кассу организации) с выделением в том числе по расчетам с юридическими лицами и по расчетам с физическими лицами, а также с выделением из данных по поступлению денежных средств по наличному расчету с применением контрольно - кассовых машин или бланков строгой отчетности (то есть в порядке выдачи квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты и других приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным в соответствии с действующим порядком).

В случае если организацией в соответствующих разделах принятой формы отчета о движении денежных средств не будут выделены обособленно данные о суммах денежных средств, сданных организацией в кредитную организацию или полученных в кассу организации из кредитной организации, то эти данные должны быть приведены в отчете о движении денежных средств справочно.

В отчете о движении денежных средств представляются данные, прямо вытекающие из записей на счетах бухгалтерского учета денежных средств.

Закон предусматривает ряд мер, основными из которых являются: повышение пенсионного возраста чиновникам, увеличение минимальных стажевых критериев для права на пенсионное обеспечение данных лиц, а также предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе. Прокомментировать изменения пенсионного законодательства в части повышения пенсионного возраста госслужащих для назначения страховой пенсии по старости мы попросили заместителя управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по Свердловской области Ольгу Васильевну Шубину.

Ольга Васильевна, в чем произошли изменения условий назначения страховой пенсии по старости государственных и муниципальных служащих?

Действительно, с января 2017 года вступает в силу Федеральный закон № 143-ФЗ от 23.05.2016, который предусматривает повышение возраста для назначения страховой пенсии по старости лицам, замещающим государственные должности и должности государственной (муниципальной) службы.

В законе определено 5 категорий госслужащих, все должности которых объединены в обособленные перечни:

  • государственные должности Российской Федерации;
  • государственные должности субъекта Российской Федерации;
  • должности государственной гражданской службы (федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ);
  • муниципальные должности на постоянной основе;
  • должности муниципальной службы.

Повышение пенсионного возрас­та будет происходить поэтапно - ежегодно по полгода, до достижения максимальной величины пенсионного возраста (для мужчин - 65 лет к 2027 году, для женщин - 63 года к 2032 году). Так, в 2017 году возраст выхода на пенсию по старости на общих основаниях для госслужащих составит: для женщин - 55 лет и 6 месяцев, для мужчин - 60 лет и 6 месяцев.

Изменения условий выхода на пенсию для госслужащих распространяются как на обычную пенсию по старости, так и на досрочные пенсии по старости (вредная и тяжелая работа, северяне, медики, педагоги, родители инвалидов с детства, многодетные матери и другие категории, установленные пенсионным законодательством).

Таким образом, начиная с 1 января 2017 года, страховая пенсия по старости госслужащим в период замещения должности будет назначаться позднее. При обращении в органы ПФР гражданин должен уточнить в заявлении является он госслужащим или нет. Вместе с тем, как только госслужащий уволится, то есть перестанет занимать государственные должности, он вправе обратиться за назначением пенсии по старости в обычном порядке, учитывая возраст (мужчины в 60 лет, женщины в 55 лет). Если после назначения страховой пенсии по старости гражданин поступит на работу в качестве госслужащего, выплата пенсии продолжается.

Необходимо отметить, что повышение пенсионного возраста не затронет тех госслужащих, которые приобрели право на страховую пенсию по старости до 1 января 2017 года (включая не толь­ко требуемый стаж, но и необходимый возраст).

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее – федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы.

Правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе военнослужащими или государственными гражданскими служащими, регулируются законодательством Российской Федерации соответственно о военной службе или государственной гражданской службе, а трудовые отношения – трудовым законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Принципы службы в федеральной противопожарной службе

Принципами службы в федеральной противопожарной службе являются:

1) законность;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

3) равный доступ граждан к службе в федеральной противопожарной службе;

4) единство правовых и организационных основ службы в федеральной противопожарной службе, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации службы в федеральной противопожарной службе;

5) взаимосвязь службы в федеральной противопожарной службе, государственной службы иных видов и муниципальной службы;

6) открытость службы в федеральной противопожарной службе и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности сотрудников федеральной противопожарной службы;

7) профессионализм и компетентность сотрудников федеральной противопожарной службы;

8) защита сотрудников федеральной противопожарной службы от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц;

9) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в федеральной противопожарной службе;

10) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в федеральной противопожарной службе и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника федеральной противопожарной службы;

11) взаимосвязь обязанностей, ограничений, запретов, ответственности на службе в федеральной противопожарной службе и социальных гарантий сотрудника федеральной противопожарной службы.

Статья 7. Состав должностей в федеральной противопожарной службе

Должности в федеральной противопожарной службе подразделяются на:

1) должности высшего начальствующего состава;

2) должности старшего начальствующего состава;

3) должности среднего начальствующего состава;

4) должности младшего начальствующего состава;

5) должности рядового состава.

Статья 9. Квалификационные требования к должностям в федеральной противопожарной службе

1. В число квалификационных требований к должностям в федеральной противопожарной службе, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в федеральной противопожарной службе, входят требования к уровню образования, стажу службы в федеральной противопожарной службе или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников федеральной противопожарной службы, необходимым для выполнения служебных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям в федеральной противопожарной службе предусматривают наличие:

1) для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава – среднего общего образования;

2) для должностей среднего начальствующего состава – образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности;

3) для должностей старшего и высшего начальствующего состава – высшего образования, соответствующего направлению деятельности.

Требования к уровню образования, специальности и (или) направлению подготовки, предъявляемые к лицам, замещающим должности в федеральной противопожарной службе и претендующим на замещение указанных должностей, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника федеральной противопожарной службы

При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник федеральной противопожарной службы должен:

1) исходить из необходимости проведения целенаправленной работы по обеспечению безопасности граждан и объектов защиты от пожаров;

2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, а также государственной власти;

3) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах предоставленных должностных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод;

4) соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам;

5) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;

6) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действия, нарушающие межнациональное и межконфессиональное согласие;

7) выполнять служебные обязанности в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, установленной законодательством Российской Федерации;

8) выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

9) соблюдать установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами ограничения и запреты, связанные с прохождением федеральной государственной службы.

Статья 15. Ответственность сотрудника (работника) федеральной противопожарной службы

За совершение преступления сотрудник федеральной противопожарной службы несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За совершение административного правонарушения сотрудник федеральной противопожарной службы несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушения служебной дисциплины на сотрудника федеральной противопожарной службы в соответствии со статьями 48, 49 и 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

Вред, причиненный гражданам и организациям противоправным действием (бездействием) сотрудника федеральной противопожарной службы при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) сотрудника, федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.

За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделению, сотрудник федеральной противопожарной службы несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Форменная одежда, знаки различия и ведомственные знаки отличия сотрудника федеральной противопожарной службы

1. В целях отражения принадлежности сотрудника федеральной противопожарной службы к службе в федеральной противопожарной службе Правительством Российской Федерации устанавливаются форменная одежда и знаки различия по специальным званиям. Описания форменной одежды и знаков различия по специальным званиям, а также правила ношения форменной одежды определяются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

2.Ведомственные знаки отличия сотрудника федеральной противопожарной службы, знаки различия по принадлежности сотрудника к федеральному органу исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделению, знаки различия по функциональному предназначению и направлению деятельности сотрудника и правила их ношения определяются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

3.Гражданам, имеющим специальные звания высшего начальствующего состава, уволенным со службы в федеральной противопожарной службе с правом на пенсию, разрешается ношение форменной одежды, а гражданам, имеющим специальные звания младшего, среднего и старшего начальствующего состава, уволенным со службы в федеральной противопожарной службе с правом на пенсию, может быть разрешено ношение форменной одежды по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя

4.Форменная одежда и знаки различия работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, членов общественных объединений, не являющихся сотрудниками федеральной противопожарной службы, не могут быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников федеральной противопожарной службы. Ношение форменной одежды и знаков различия по специальным званиям сотрудников федеральной противопожарной службы гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Испытание при поступлении на службу в федеральную противопожарную службу

Для гражданина, поступающего на службу в федеральную противопожарную службу, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от одного до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи.

На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в федеральной противопожарной службе без присвоения ему специального звания.

3. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в федеральной противопожарной службе, которые установлены трудовым договором. Запрещается привлекать стажера для выполнения задач, при котором может возникнуть угроза его жизни либо его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением обязанностей проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников федеральной противопожарной службы, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Порядок организации наставничества и порядок индивидуального обучения стажеров определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности.

На период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства Российской Федерации, а также частей 1 – 3 статьи 69 настоящего Федерального закона.

Не позднее чем за четырнадцать дней до окончания срока испытания непосредственный руководитель (начальник) стажера подготавливает заключение в письменной форме о выполнении стажером обязанностей в период испытания. Это заключение после ознакомления с ним стажера представляется уполномоченному руководителю на утверждение.

Заключение должно содержать одну из следующих рекомендаций:

1) о признании стажера выдержавшим испытание;

2) о признании стажера не выдержавшим испытание.

На основании заключения уполномоченный руководитель не позднее чем за три дня до окончания срока испытания принимает одно из следующих решений:

1) о заключении со стажером контракта;

2) о расторжении со стажером трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности стажера и другие периоды, когда он фактически не выполнял обязанности. Увеличение срока испытания на период временной нетрудоспособности стажера, а также на время его отсутствия на службе по иным уважительным причинам оформляется приказом уполномоченного руководителя.

Срок испытания засчитывается в стаж службы в федеральной противопожарной службе (выслугу лет).

Испытание не устанавливается:

1) для граждан, назначаемых на должности высшего начальствующего состава;

2) для граждан, поступающих в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности на обучение по очной форме обучения;

3) для граждан, назначаемых на должности по результатам конкурса;

4) для граждан, работающих либо проходящих государственную гражданскую службу в федеральной противопожарной службе, назначаемых на должности сотрудников федеральной противопожарной службы.

11. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя испытание может не устанавливаться для граждан, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий.