Причины возникновения ожирения у детей. Почему наши дети так рано взрослеют

(44 оценок, среднее: 4,27 из 5)


Многие дети в возрасте 8-12 лет страдают нарушениями обмена веществ и лишним весом. Около 23% детей данной категории на вопрос об использовании диет для похудения отвечали утвердительно. Причем используют диеты даже те дети, кто избыточным весом не страдает. Но можно ли применять диеты в столь юном возрасте, когда детский организм только формируется?

Причины возникновения ожирения у детей

Основной причиной появления ожирения в детском возрасте считают перекармливание. Это первичная форма ожирения. Предрасположенность к избыточному весу в этом случае передается по наследству. Приводят к ожирению погрешности в питании: употребление фаст-фуда, жирной и жареной пищи, сладких крашеных напитков, сладкого. Такая форма ожирения не сопровождается нарушениями в организме.

В большинстве случаев при активном образе жизни избыточный вес не прогрессирует, у детей к 10 годам вес постепенно приходит в норму. Только в 25-30% процентах ожирение сохраняется до подросткового периода. Вторичная форма ожирения возникает вследствие различных заболеваний, как наследственных, так и приобретенных, например, при сахарном диабете или отклонениях в работе и эндокринной системы.

Влияние избыточного веса на детский организм

Дети с избыточным весом не могут самостоятельно справляться с физическими нагрузками, заниматься различными видами спорта, играть в подвижные игры. Состояние здоровья постепенно ухудшается. У детей появляются комплексы, связанные с лишним весом. Нелегко таким детям в школе: их дразнят сверстники, не хотят с ними дружить.

Выделяют четыре степени ожирения:

  • ожирение I степени — масса тела ребенка превышает нормальную на 15-25 %;
  • ожирение II степени — масса тела малыша превышает нормальную на 25-55 %;
  • ожирение III степени — 50-100 % избыточного веса от нормальной массы тела;
  • ожирение IV степени — более 100 % от нормальной массы тела.

Чем выше степень ожирения, тем сильнее у ребенка выражены нарушения движений и осанки. У детей с избыточным весом спина находится в сгорбленном состоянии, мышцы живота очень слабые, ноги приобретают икс-образную форму, появляется плоскостопие. Такие дети сильнее потеют. В результате у ребенка возникают опрелости, экземы, кожа становится уязвима к различным инфекциям. Избыточное содержание глюкозы в организме приводит к раннему половому созреванию у девочек. У тучных детей быстрее изнашиваются суставы, появляется остеоартроз в раннем возрасте.

К группе риска по развитию ожирения относятся дети:

У которых родители имеют избыточный вес: если полнотой страдает один родитель, вероятность появления ожирения у ребенка возрастает в 2 раза, если оба родителя — в 5 раз;

— родители или близкие кровные родственники имеют нарушения в работе эндокринной системы или сахарный диабет;

Которые были переведены на искусственное питание, особенно, когда смесь высококалорийная;

Недоношенные дети и малыши с малым весом;

С врожденными заболеваниями эндокринной системы.

Лечение ожирение у детей 8, 9, 10, 11, 12 лет

Подбор диеты и физических нагрузок зависит от степени ожирения. Ожирение I степени не нуждается в медикаментозном лечении. Достаточно увеличить физические нагрузки, ограничить сидение за компьютером до 2 часов в день и сбалансировать рацион. Вес ребенка постепенно вернется в нормальное состояние.

Вторая степень ожирения нуждается в более тщательной коррекции питания. Необходимо ограничить количество тугоплавких жиров в процессе приготовления блюд и уменьшить калорийность пищи за счет углеводов. Параллельно с этим ребенок должен вести активный образ жизни.

Третья и четвертая стадии ожирения нуждаются в лечении в условиях стационара. Ребенка необходимо жестко ограничить в употреблении пищи. Под жестким ограничением подразумевают дробное питание: маленькими порциями до 6 раз в день. Детский рацион в этом случае составляет и корректирует только диетолог. Лекарственные препараты и биодобавки, которые предназначены для снижения веса, детям до 15 лет не назначают. Не используется также хирургическое лечение.

Как подобрать диету для детского организма при ожирении?

Диеты в обычном понимании опасны для растущего организма. Дети с избыточным весом в еде очень привередливы, поэтому подобрать меню такому ребенку очень сложно. Изначально будут срабатывать старые привычки и стереотипы. Главным условием успешного похудения детей в возрасте 8-12 лет будет переход всей семьи на правильное рациональное питание. Еда должна быть не только полезной, но и вкусной, иначе ребенок просто откажется есть.

Ребенка необходимо приучать к употреблению свежих овощей и фруктов. Малыши очень любят кушать яркие продукты. Для меню можно подбирать овощи с различным сочетанием оттенков, заправлять салаты оливковым маслом. Блюдо должно аппетитно выглядеть, вызывать желание попробовать еще. Необходимо ограничить употребление магазинных соков, они содержат большое количество сахара и консервантов.

Полуфабрикаты в питании полнеющих детей допустимы , но только с минимальным количеством жира, например, рыба, перепел или цыпленок. Такие полуфабрикаты нельзя жарить, лучше их стушить с минимальным количеством жира. В меню использовать продукты с большим количеством крахмала в составе: картофель, рис, прочие крупы. Ограничить употребление макаронных изделий и хлеба. Пряности и соль используют в ограниченном количестве. Количество соли не должно превышать более 10 г в день.

Диетическое лечение должно проводиться постоянно и последовательно. Режим питания необходимо откорректировать. Следует исключить употребление пищи в позднее и ночное время, исключить переедание, особенно вечером. Исключить нужно также употребление кондитерских изделий и отграничить количество сахара. Картофель и каши, подаваемые в качестве гарнира, необходимо уменьшить до 2/3 порции. Оставшуюся часть порции лучше дополнить овощами и несладкими фруктами.

Какие продукты необходимо исключить?

Рекомендуется не приучать ребенка к запрещенным продуктам с детства, так как формирование вкусовых пристрастий и манеры питания закладывается именно в этот период. При ожирении необходимо исключить такие продукты:

  • сладкие напитки, особенно синтетического происхождения;
  • печенье, мороженное, конфеты, выпечку;
  • употребление жидкости не более 1 л в день (30 мл на 1 кг веса ребенка);
  • продукты для перекусывания «на бегу»;
  • десерты на основе молока или йогурта высокой калорийности;
  • ограничить употребление яичного белка;
  • майонез и острые приправы;
  • жирные блюда;
  • жареные блюда.

Профилактика появления избыточного веса

Следует помнить, что ребенок наследует то, как питаются его родители. В рацион растущего организма должны входить каши, супы, мясо, рыба, молоко, компоты, овощи, фрукты, хлебобулочные изделия. Задача родителей состоит в том, чтобы рационально распределить акцент на те или иные продукты. Завтраки, обед и ужин должны быть полноценными. Нельзя допускать случаи, чтобы ребенок шел в школу и не позавтракал.

Питание ребенка — диета

Прием пищи у ребенка 8-12 лет необходимо разбить на четыре приема. Первый завтрак составляет 25-30% всего рациона. Второй завтрак включает 10-15%, обед – 40-45%, ужин – 15-20% суточного рациона. На завтрак и обед необходимо приготавливать блюда с большим количеством белков (яйца, мясо, рыба), а на ужин подойдут каши, овощные блюда, молочные продукты. Сочетание белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:3 (или к 4).

Суточный объем блюд составляет у малышей в возрасте 3-7 лет — 1400-800 г , у школьников 7-11 лет — 2100-2300 г , у подростков 11-15 лет — 2400-2700 г . При составлении режима питания необходимо учитывать также питание во время школьных занятий. У младших школьников (7-10 лет) в первой смене должны быть полноценные завтраки в школе, а во второй смене (10-14 лет) — полноценные полдники. Суточная потребность в калориях у детей в возрасте 5-8 лет составляет приблизительно 2000-2400 ккал, в возрасте 8-12 лет — 2400-2800 ккал, у подростков до 16 лет — до 3000 ккал.

Следует помнить, что нельзя заменять одни продукты другими. Это связано с тем, что у каждого продукта имеется определенный набор витаминов и минеральных веществ. Овощи и фрукты, мясные блюда имеют свой уникальный состав аминокислот, некоторые из которых отсутствуют в других продуктах.

Кто из родителей не хочет, чтобы их ребёнок был умным, весёлым, самостоятельным, и при этом, как ни удивительно, послушным? Ведь малыш ещё ничего не знает об окружающем мире, думают родители, ему нужен совет, помощь и поддержка, а иногда и прямые указания взрослых. Непослушание воспринимается родителями как верх глупости, иногда даже как саморазрушающее поведение, и обязательно пресекается. Но если ребёнок не слушается родителей, у этого могут быть гораздо более глубокие причины, чем глупость или «вредность».

Кризисы развития ребёнка

Развитие ребёнка, как физическое, так и психологическое, происходит не постепенно, а резкими скачками. Всем хорошо известны скачки роста, или периоды вытяжения перед школой и в подростковом возрасте, когда ребёнок быстро вырастает за короткий период. Такие же скачки происходят и в психике – личность тоже вырастает, подчас настолько быстро, что родители не успевают на это отреагировать. Существует несколько самых распространённых кризисов:

  • Кризис года. Первое столкновение со словом «нельзя» и понятием запрета.
  • Кризис трёх лет. Развитие способности к обобщению, и на этом фоне восприятие себя как конкретного существа.
  • Кризис семи лет. Формирование абстрактного мышления, способности сравнивать, восприятие себя как личности.
  • Подростковый кризис. Половое созревание, появление самостоятельности, независимости от родителей.

Возрастные рамки кризисов весьма условны – кризис семи лет не начинается ровно в семь и не заканчивается в восьмой день рождения. Более точное возрастное определение – 5-9 лет, то есть дошкольный или младший школьный возраст. Время начала и конца кризиса, его продолжительность – разные у всех детей, зависят от многих причин, в том числе и от реакции взрослых.

Кризис дошкольного возраста связан с очередным важным этапом в развитии детской психики – появлением способности к абстрактно-логическому мышлению, характерному для взрослых. С появлением этого типа мышления у ребёнка появляется самооценка и честолюбие, умение сравнивать результаты своей деятельности с идеальным результатом, сравнивать своё поведение с поведением других людей. Очень показателен в этом плане тест с лесенкой – малышу предлагается нарисованная лесенка со ступеньками, отражающими качество выполнения какого-либо действия (плохо, хорошо, лучше всех и т.д.) и предлагается расположить на этой лесенке себя, то есть, самому оценить, как он что-либо делает (поёт, рисует, убирает игрушки). До кризиса дошкольного возраста здоровый ребёнок располагает себя на самой верхней ступени – он уверен, что с любым делом справляется лучше всех. Дошкольник оценивает себя более объективно, одновременно с этим появляется новое для него понятие – уровень притязаний, и на этом этапе развития он очень высок (ребёнок хочет учиться на одни пятёрки, побеждать во всех соревнованиях, уметь что-то, чего не могут его друзья). В этом возрасте дошкольник может забросить свои прежние увлечения, мотивируя это тем, что у него не получается, но при этом могут появиться и новые занятия. Например, ребёнок, который раньше любил петь, вдруг замечает, что у одноклассника красивее голос, и теряет интерес к пению, а через несколько дней уже увлечённо плетёт фенечки из бисера. Новое увлечение привлекает своей новизной, но насколько стойким оно окажется – вопрос времени и отношения родителей.

Школа и подготовка к ней является важным фактором, стимулирующим наступление кризиса – она даёт возможность сравнивать свои успехи с другими детьми, статус школьника считается более высоким, чем дошколёнка, в школе появляется необходимость соблюдать правила и заниматься по расписанию. Кроме того, в жизни ребёнка появляется новый авторитетный взрослый – учитель. И часто бывает так, что на уроках чадо ведёт себя хорошо, а дома не слушается родителей. Почему так происходит, и что в этом случае делать взрослым?

Симптомы кризиса семи лет

Кризис семи лет – весьма условное название, и гораздо правильнее его называть кризисом дошкольного и младшего школьного возраста. Его признаки можно условно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные. К сожалению, родителей больше волнуют отрицательные признаки, и на их фоне не все замечают развитие мышления у ребёнка, формирование интереса к глобальным проблемам, появление новых увлечений. Среди отрицательных симптомов кризиса выделяют:

  • Негативизм – ярко выраженное несогласие с любым утверждением взрослых, даже очевидным.
  • Спор – отказ выполнять поручения взрослых.
  • Пауза – отсутствие реакции на просьбы, поручения, требования взрослых.
  • Упрямство – возникает как продолжение спора, когда ребёнок продолжает настаивать на своей позиции, несмотря на то, что для родителей проблема уже исчерпана.
  • Непослушание – отказ от привычных обязанностей и правил, которые раньше ребёнок выполнял без особых проблем.
  • Хитрость – скрытое нарушение установленных правил. В младшем школьном возрасте хитрость ещё не является способом избежать наказания и не принимает формы злостной лжи.
  • Настойчивая требовательность – бесконечное напоминание о том, что родители что-то обещали.
  • Капризы – обычно это симптом более ранних кризисов, но иногда возникает и в семи-восьмилетнем возрасте.
  • Болезненное восприятие критики – также возникает довольно редко.

Самое важное, о чём нужно помнить родителям – если малыш вдруг перестал слушаться, то это не потому, что он хочет намеренно причинить вред себе или окружающим или сделать на зло. Перед школой и в младших классах происходит осознание себя как личности, появление собственной внутренней позиции, а значит, те правила, которые до сих пор казались очевидными, требуют проверки на прочность и переосмысления. Дитя подвергает сомнению авторитет родителей затем, чтобы убедиться в его необходимости и стать более самостоятельным. В школе непослушание ребёнка может проявляться не настолько сильно, как дома, ведь школа – гораздо менее привычная обстановка, и соблюдение правил здесь играет роль психологической защиты.

Что делать родителям?

  • В первую очередь, не следует поддаваться на провокацию. Поведение ребёнка может вызывать раздражение, но поддаваться ему, повышать голос и давить на него – верный путь к затягиванию кризиса. Если чадо не реагирует на просьбу или отказывается её выполнять, то настаивать на этом бесполезно, но если на время оставить его в покое, то скорее всего он выполнит то, чего от него хотят. Для ребёнка такое поведение выглядит как проявление его самостоятельности – он действует не по чьей-то указке, а сам.
  • Школьнику нужно дать возможность столкнуться с неприятными для него последствиями своего непослушания. Например, если ребёнок отказывается вовремя идти обедать, то он поест тогда, когда захочет, но разогревать еду и мыть за собой посуду ему придётся самому. Главное в этой ситуации – очевидность последствий. Это не должно выглядеть наказанием.
  • Стоит обратить внимание на положительные изменения в характере школьника. Если он взял на себя какое-либо дело по дому, его нужно за это похвалить, а делать это занятие обязанностью – не стоит, чтобы ребёнок не начал воспринимать его, как правило, которое необходимо нарушить.
  • Детская хитрость в восемь лет – это игра, а не попытка уйти от наказания. Если ребёнок видит, что его хитрость раскрыта, он выполнит поручение именно так, как нужно. Настоящей ложью хитрость станет только тогда, когда школьник увидит в ней выгоду для себя.
  • Родителям необходимо быть последовательными в поощрении и наказании. Ребёнку нужно видеть границы дозволенного, и эти границы должны быть четкими. При этом правил не должно быть много, но они должны выполняться неукоснительно. В этом плане психологи советуют обозначить поведение дитя четырьмя цветовыми зонами:
    • Зелёная – зона разрешённых действий (можно выбрать, на что потратить карманные деньги);
    • Жёлтая – зона действий, разрешённых при соблюдении определённых правил (можно играть за компьютером только после того, как сделаны уроки);
    • Оранжевая – зона действий, которые в большинстве случаев не разрешены, но из них могут быть исключения (во время поездки можно лечь спать позже обычного);
    • Красная – зона категорического запрета (нельзя ругаться матом).
  • Последовательность в поведении родителей. Если взрослые устанавливают правила, то и сами должны их выполнять. Только так маленький человечек поймёт, что правила нужны не для ограничения его свободы.
  • Один из важнейших пунктов, — с ребёнком нужно разговаривать, как со взрослым. Нужно напоминать о том, что он теперь не маленький. Вместе с тем, нужно показать школьнику, что быть взрослым – это не привилегия, а изменение круга прав и обязанностей, появление ответственности за свои поступки.
  • Если чадо проявляет желание анализировать свои поступки, переживания, проблемы, то нужно помочь ему, даже если он делает это, постоянно проговаривая одну и ту же ситуацию. Так ребёнок сможет лучше понять себя, развить способность к самокритике, научиться проявлять свою зарождающуюся самостоятельность более продуктивно. Не стоит забывать, что малыш не слушается в первую очередь из-за неумения высказать свою позицию по-другому.

Ребёнку важно знать, что взрослые видят, как он растёт, примеривает на себя взрослые дела. Но точно так же ему важно видеть и то, что расширение круга прав влечёт и расширение круга обязанностей, что кроме внешних атрибутов взрослого поведения есть и ответственность за свои поступки. Школьнику нужно понять, что самостоятельность не должна быть самоцелью.

Положительные признаки кризиса

Непослушание – самое простое проявление самостоятельности, которое может позволить себе ребёнок. Но кроме него есть и другие изменения в его поведении, которые имеют положительный или нейтральный характер. И для того, чтобы приходилось меньше пресекать непослушание, стоит обратить внимание и поощрять у ребёнка такие изменения:

  • Самостоятельность и самостоятельные занятия. Чадо может по собственной воле взять на себя какое-либо дело по дому. Насколько стойким окажется такое стремление – вопрос времени. В этой ситуации ребёнку важно делать что-то без просьбы, как взрослый. По этой же причине может измениться сфера его интересов, и новые увлечения могут оказаться более стойкими, чем те, которые были до кризиса.
  • Общие вопросы. Ребёнок начинает интересоваться отвлечёнными темами, не имеющими прямого отношения к повседневной жизни – политикой, космосом, биологией, семейной историей. Это показатель появления у него абстрактно-логического мышления, расширения его внутреннего горизонта.
  • Стремление в школу. В семь-восемь лет большинство детей любит школу, стремится получать хорошие оценки. Статус школьника для ребёнка очень привлекателен, ведь это следующая ступень в жизни, школьник – это почти взрослый.
  • Подражание взрослому поведению. Чадо копирует в основном внешние признаки, это своеобразная игра во взрослого. В споре с родителями он приводит логичные, по его мнению, аргументы, услышанные от взрослых, начинает много и пространно рассуждать о своём поведении и переживаниях. Со временем стремление к подражанию ослабевает, но в такой форме можно научить ребёнка действительно логично рассуждать, осознавать мотивы своих поступков.
  • Повышенное внимание к внешнему виду. Оно возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Ребёнку важно выглядеть так, чтобы казаться старше. Иногда это может принимать карикатурные формы. Это стремление не следует пресекать, аргумент родителей, что взрослым побыть ещё успеешь, вызовет скорее отторжение, чем желание к нему прислушаться.

Родителям следует замечать и закреплять положительные изменения в психике ребёнка, и тогда он станет стремиться к настоящей, а не показной взрослости, и, как это ни парадоксально, станет более послушным. Его несогласие с позицией взрослых приобретёт более осмысленный характер, станет сознательным, а значит, школьника возможно будет переубедить. Беспричинное упрямство и желание во что бы то ни стало сделать не так, как требуют взрослые, станет аргументированным мнением, которое можно изменить. Появится понятие ответственности, причём оно будет не навязанным извне, а выращенном изнутри, осознанным.

В последние годы все чаще выявляются случаи гипертензии у младших школьников, поэтому важно с самого юного возраста следить за показателями АД. Всем родителям важно знать, какое артериальное давление должно быть в норме. Даже, если возраст детей едва достиг 8 лет.

От чего зависят показатели давления

У детей показатели давления должны быть ниже, чем у взрослых. Это связано с тем, что стенки сосудов у них более эластичны. При сокращении сердца на них оказывается максимальное давление, а при расслаблении мышцы – минимальное.

Максимальное давление называется систолическим. Если его показатели у детей в возрасте 8 лет далеки от нормы, то это означает, что есть нарушения в работе сердца. При минимальном воздействии на стенки сосудов фиксируется диастолическое давление. Если отклонения наблюдаются в его показателях, то стоит обратить внимание на почки и сосудистую систему ребенка.


Какие заболевания можно выявить у детей 8 лет

Измерив давление, иногда обнаруживается у вашего ребенка ряд заболеваний. Если оно постоянно превышает норму, то это может быть проявлением гипертонии. К этой болезни способны привести следующие нарушения в работе организма:

  • сбой в работе центральной нервной системы;
  • нарушения функционирования щитовидной железы;
  • выраженная вегетососудистая дистония.

Читайте также: Как при беременности определить мальчик или девочка

Гипертензия приводит к кратковременным изменениям показателей АД. Она может проявляться после стрессов, физических нагрузок и эмоциональных всплесков.

Пониженное давление чаще всего вызывает гипотензия. Она проявляется при:

  • диабете;
  • нарушений в выработке гормонов щитовидной железой;
  • инфекционных заболеваниях.

Обратите внимание, что многие дети тревожно относятся к врачам, поэтому у них при виде медицинских работников может слегка повышаться давление. Хорошо иметь тонометр со специальной манжетой дома, чтобы контролировать состояние своего ребенка. Это поможет вам вовремя заметить нарушения в работе сердечно-сосудистой системы или выявить сопутствующие заболевания.

Как измерять давление у детей

В 8 лет эта медицинская процедура может вызвать тревогу у ребенка, поэтому постарайтесь держаться спокойно и превратите процесс измерения в игру. Дополнительные сложности возникают из-за того, что трудно удержать ребенка неподвижным. Во время проведения этого измерения, детей нужно обязательно просить не двигаться и не разговаривать, что поможет вам получить точные данные.

Перед первым измерением покажите школьнику тонометр. Если у прибора есть специальная груша, дайте малышу на нее надавить. Подробно объясните, что вы сейчас будете делать. Иногда для примера хорошо сначала провести эту процедуру себе. Это покажет ребенку, что бояться нечего и никаких неприятных ощущений он не испытает.

Правильно выбирайте время для измерений. Самые точные данные вы получите:

  • до обеда;
  • через час после принятия пищи;
  • не раньше чем через 60 минут после игр или физической активности;
  • через 2 часа после выполнения домашнего задания или контрольных.

Ребенку в 8 лет перед проведением измерения АД стоит предложить спокойные занятия, например, чтение или просмотр мультфильмов. Если у детей есть хобби, требующее долгого сидения и концентрации, то отвлеките их внимание на это увлечение. Такими занятиями могут быть: вышивка, вязание, моделирование, конструирование, рисование. Если вы планируете провести нужные измерения, то не давайте детям играть на планшете или компьютере. Современные компьютерные игры вызывают эмоциональные всплески в моменты побед или неудач. На показатели давления они часто действуют сродни физическим упражнениям.

Для получения точных данных вам понадобиться тонометр со специальной манжетой. Если у вас есть стандартный тонометр для взрослых, то вы можете докупить сменную манжету в любом магазине медицинской технике. Она должна закрывать собой плечо не более чем на 2/3.

Точные показания вы сможете получить только если повторите процедуру трижды. Между измерениями стоит выдержать интервал около 5 минут. Пока вы выжидаете время до следующего измерения поговорите с малышом, обнимите его. В 8 лет ребенку уже можно объяснить, что важно немного потерпеть и посидеть спокойно, чтобы цифры прибор показал точные.

Норма давления

Чтобы правильно оценить состояние своего ребенка, вам важно знать: какое АД должно быть в его возрасте. Педиатры утверждают, что дети в 8 лет не имеют никаких проблем, если:

  • верхний показатель колеблется от 100 до 122 мм рт. ст.;
  • нижнее находится в пределах от 60 до 78 мм рт. ст.

При этом их пульс (а современные тонометры замеряют и его) может колебаться от 78 до 118. Как видите, эти показатели уже наиболее приближены к тем, что считаются нормой у взрослых. Это связано с тем, что в восьмилетнем возрасте период активного роста прошел, а половое созревание еще не наступило.

При этом специалисты отмечают, что выход показателей АД за границы нормы может быть связан с рядом внешних факторов:

  • физической активностью в течение дня;
  • погодой на улице;
  • приемами пищи;
  • настроением.

Читайте также: Как ухаживать за пупком с прищепкой у малыша

Не стоит паниковать, если при отклонениях от нормальных показателей ребенок чувствует себя хорошо и не испытывает даже малейшего дискомфорта. Признаками серьезного заболевания могут являться:

  • сонливость;
  • апатичность;
  • отсутствие аппетита;
  • жалобы на головокружения, боли и тошноту.

Если вместе с этими симптомами вы зафиксировали изменение АД в любую сторону, то стоит вызывать педиатра или скорую помощь. Адекватное лечение может назначить только врач. Возможно, дополнительно вам придется сдать кровь для проведения исследования и пройти УЗИ сердца и сосудов.

Показатели АД у взрослых и детей отличаются. Но в последние годы возросло количество детей с увеличенным артериальным давлением.

Различают диастолическое (нижнее) и систолическое (верхнее) давление.

Какие бывают отклонения от нормы давления?

При расслаблении сердечной мышцы, на стенки сосудов производится минимальное давление, а при сокращении – максимальное. Разницей между этими двумя значениями является пульсовое давление.

При существенных отличиях показателей диастолического давления ребенка от нормы, которая соответствует его возрасту, существует опасность возникновения патологических явлений в почках или нарушений в сосудистой системе.

При отклонениях от нормы значений систолического давления, у ребенка наиболее вероятны нарушения в работе сердечной мышцы.

У детей хорошая эластичность стенок сосудов, поэтому и АД у них ниже, нежели у взрослых, причем чем меньше лет ребенку, тем этот показатель ниже.

Постоянной повышенное давление может вызвать у ребенка гипертонию. Это происходит при чрезмерно активной работе сердечной мышцы, при которой увеличен тонус небольших артерий. Гипертония характерна для гипертонической болезни, вегето-сосудистой дистонии, органических поражений центральной нервной системы, и патологий эндокринной системы.

Кроме того, в подобном состояний нередко у детей встречается и артериальная гипертензия. В этом случае происходят кратковременные повышения давления. Патология вызывается повышенным тонусом, либо спазмом кровеносных сосудов. Гипертензия нередко может возникать у детей при чрезмерной физической нагрузке или эмоциональном всплеске.

При пониженном АД у ребенке, спровоцированном, например, проблемами щитовидной железы, диабетом, инфекционными заболеваниями, то развивается вторичная гипотензия.

Нормы показателей артериального давления

Существуют показатели артериального давления, которые считаются нормальными для определенного возраста.

У новорожденных младенцев примерно до трех недель, верхнее и нижнее давления в норме сравнительно низкие.

  • Допустимая норма верхнего давления у младенца находится в диапазонеот шестидесяти до девяноста шести миллиметров ртутного столба, а нижнего сорок-пятьдесят мм рт. ст.
  • Нормальный диапазон ЧСС (пульса) у новорожденных до месяца –от ста десяти до ста семидесяти мм рт. ст.
  • До двух лет эти показатели быстро меняются, но к трем годам эта динамика становится не такой интенсивной, после чего и показатели возрастают умеренно.

В тринадцать-четырнадцать лет у девочек и пятнадцать-шестнадцать лет у мальчиков начинается период полового созревания и возрастание показателей артериального давления снова ускоряется.

  • Для ребенка пяти лет нормальным считается верхнее (систолическое) давление 100-114 мм рт. ст. и нижнее (диастолическое) – 60-74 мм рт. ст.
  • Для детей шести-семи летверхнее давлениедолжно находиться в диапазоне 100-116 мм рт. ст., а нижнеев диапазоне 60-76 мм рт. ст.
  • Для детей восьми-девяти лет нормальным будет диапазон АД верхнего (систолического) – 100-122 мм рт. ст. и нижнего (диастолического) – 60-78.
  • В десять лет нормальное АД составляет для верхних значений – 110-124 мм рт. ст., а для нижних – 70-82.
  • Для двенадцати лет эти показатели составляют для верхнего давления 110-128 мм рт. ст., а для нижнего – 70-84.
  • В тринадцать-четырнадцать лет верхнее давление должно находиться в диапазоне 110-136 мм рт. ст., а нижнее 70-86.

Из статьи вы узнаете, что является нормой давления у детей. Каким оно должно быть в разные периоды развития ребенка, зависит ли это от пола. Когда изменение артериального давления (сокращенно АД) у детей норма, а когда нужно обратиться за помощью. Как правильно измерить давление ребенку.

  • Нормальное давление у детей
  • Половые различия
  • Почему снижается давление
  • Почему повышается
  • Особенности техники измерения

Артериальное давление – показатель, зависящий от возраста человека. Наименьшие значения регистрируют у новорожденных (в первые 4 недели), когда артериальное давление находится в пределах 60–80 на 40–50 мм рт. ст.

По мере изменения работы сосудов и сердца, связанного с переходом на легочный тип дыхания, растет и АД – в течение первого года оно может достигать значения 90 на 70 мм рт. ст., но чаще лежит в более низких границах.

Нормальное детское давление от 1–2 до 8–9 лет около 100 на 70 мм рт. ст. Потом оно постепенно растет и к 15-летнему возрасту входит во «взрослые» границы.

Детям также присущи достаточно большие колебания давления, зачастую они составляют до 20–25 мм рт. ст., что связано с повышенной активностью ребенка.

Проблемами с АД в возрасте до 18 лет занимаются неонатологи, участковые педиатры и детские кардиологи.

Нормальное давление у детей

Сразу после родов у ребенка регистрируют самый низкий уровень АД, которое максимально быстро растет (в среднем до 2 единиц за сутки) на протяжении первых недель. В дальнейшем прирост показателя замедляется.

В педиатрической практике, в отличие от взрослого населения, нет единого нормального уровня давления – за границы приняты показатели, которые зарегистрированы у 90–94 % детей.

Таблица по возрасту ребенка, включающая физиологические колебания:

Также нормальное артериальное давление у детей разного возраста можно получить, пользуясь формулами для расчета:

Физиологические границы колебаний при формульной системе расчета – до 30 единиц в сторону увеличения.

Говоря о норме, необходимо заметить, что она всегда индивидуальна, особенно в отношении детского возраста. На уровень давления ребенка будут влиять многие факторы:

  1. Место проживания (в условиях горного или тропического климата наблюдается естественное снижение АД).
  2. Количество соли в пище (для детей в период грудного вскармливания – солевые предпочтения матери).
  3. Время рождения (у детей, рожденных ранее срока, АД ниже).
  4. Активность (чем активнее ребенок – тем выше его давление в младшем периоде, а при регулярных спортивных нагрузках у старших детей развивается физиологическое снижение АД).
  5. Соблюдение техники измерения.
  6. Рост (чем выше ребенок – тем выше давление).

С целью облегчения пользования таблицами с возрастными и половыми нормативами, в педиатрии есть правило:

  • считать допустимым АД в течение первых 10 лет цифры до 110 на 70 мм рт. ст.;
  • после 10 лет – до 120 на 80 мм рт. ст.

Когда эта норма артериального давления у детей нарушена – это повод использовать формулы и таблицы, чтобы убедиться в отсутствии патологии.

Половые различия

Не всегда присутствуют, но необходимо учитывать, что в зависимости от пола ребенка могут быть различия в АД:

  • от рождения до окончания первого года уровень давления у девочек и мальчиков одинаковый;
  • далее у девочек постепенно происходит его повышение, достигая максимальной разницы к 3–4 годам;
  • в возрасте пяти лет показатели сравниваются;
  • с пяти до десяти лет снова уровень давления девочек выше, чем у мальчиков;
  • после 10-летнего возраста лидируют мальчики, это первенство сохраняется до 17 лет.

Почему снижается давление у детей

Низкое давление может быть физиологической нормой. Это связано с особенностями функции нервной системы, когда ее парасимпатическая часть более активна. В таком варианте на фоне снижения АД нет нарушений в общем самочувствии ребенка.

Патологическое снижение АД имеет свои негативные проявления:

  1. Слабость.
  2. Снижение активности.
  3. Проблемы с аппетитом.
  4. Головокружение.
  5. Различной интенсивности боли в голове.
  6. Склонность к коллапсам и обморокам.
  7. Вегетативные нарушения.

Причина такого состояния – нарушение системы регуляции давления, которое усиливается под воздействием внешних факторов:

  • патология течения беременности (соматические заболевания у матери, инфекции, действие вредных агентов и пр.);
  • преждевременное рождение;
  • повышение уровня внутричерепного ликворного давления;
  • хронические инфекционно-воспалительные очаги;
  • личностные характеристики (эмоциональная неустойчивость, истеричность);
  • психоэмоциональное напряжение;
  • неблагоприятные социально-экономические условия;
  • недостаточный уровень физических нагрузок;
  • нарушение режима активности и отдыха;
  • период высокой неустойчивости уровня гормонов (11–14 лет).

Повышение уровня внутричерепного давленияПочему повышается давление

В определенных условиях повышение давления – физиологическая норма. Так происходит:

  • при любой стрессовой ситуации, когда повышен эмоциональный фон;
  • в ходе и сразу после интенсивной физической активности;
  • в случаях травматизма.

Особенностью такого состояния является временный характер изменения давления.

В случае патологической первичной артериальной гипертонии у детей отмечают умеренный уровень повышения давления («мягкая гипертензия»). Высокие цифры АД говорят о вторичном генезе патологии.

Симптомов изменения давления часто нет. Это случайная находка при плановом осмотре.

В случае выявления высоких цифр АД необходимо назначить ребенку дополнительное обследование для уточнения причины:

Поражение почечной ткани Гломерулонефрит – воспалительные изменения клубочков почек

Гломерулосклероз – трансформация ткани почек в соединительнотканную

Нефропатии любого генеза

Гидронефроз – увеличение чашечно-лоханочной системы почки со сдавлением клубочков и постепенным «отключением» органа

Недоразвитие ткани почек (гипоплазия)

Добро- и злокачественные новообразования

Синдром Альпорта – сочетанная патология почек, слуха и зрения

Сосудистые изменения Мальформации – сброс крови между артериальной и венозной системой

Нарушения развития аорты (коарктация, стеноз или недоразвитие брюшной части, открытый проток между аортой и легочным стволом)

Васкулиты – воспалительный процесс в стенке сосудов аутоиммунного характера

Сужение почечных артерий

Болезнь Такаясу – васкулит с вовлечением аорты и крупных артерий

Эндокринные заболевания Гипертиреоз

Повышенная функция коры надпочечников (гиперальдостеронизм)

Поражение нервной системы Опухолевые процессы

Инфекционно-воспалительные заболевания

Болезнь Дея – Райли – патология нервной системы с вегетативными проявлениями

Лекарственное действие Нестероидные средства против воспаления

Синтетические гормоны коры надпочечников

Препараты для снижения аппетита

Таблетированные контрацептивы

Стероидные средства

Другие причины Никотин

Отравление свинцом или ртутью (тяжелые металлы)

Особенности техники измерения

Измерение давления у детей имеет свои особенности, если они будут нарушены, существует высокий риск неправильной интерпретации результата.

Основные требования:

  1. Ширина манжеты тонометра – не менее 40 % от окружности руки.
  2. Манжета должна охватывать руку на 80–100 %.
  3. Провести измерение на обеих руках.
  4. Кратность – не менее двух раз.
  5. Контроль АД, в случае его изменения, осуществлять в домашних условиях утром и вечером на протяжении одной недели.
  6. Не проводить измерение сразу после кормления, активных игр или плача ребенка.
  7. Исследование делать только в положении лежа или сидя, после 20–30 минут покоя.

Показания к суточному измерению

У детей, в силу их повышенной активности и возбудимости, часто для установления диагноза патологического изменения АД проводят измерение в течение суток, чтобы избежать ошибок в диагностике.

Показания для мониторинга АД в домашних условиях на протяжении 24 часов.

Возрастной период в жизни ребенка с 8 до 11 лет очень важен, поскольку в это время формируется личность человека. Если оперировать терминами высокой науки, то именно в описываемый временной промежуток начинается процесс вторичной социализации и переход от конкретного мышления к абстрактному.

Здесь же создается субъективно осмысливаемый образ собственного «я». Ребенок смотрит на себя вашими глазами и в зависимости от ваших оценок его личности и поведения делает выводы. “Так, мама меня хвалит, значит, я - хороший (-ая)”. Или, наоборот. “Сегодня меня опять отругали, сказали, что я никчемное чадо... Я плохой (-ая)!” Стереотипно мыслящие родители почти не обращают внимания на возможные трудности и проблемы маленького человечка, считая их мелкими и незначительными. «Да и чего тут волноваться, - потягиваясь в мягком кресле, произносит папа с ленцой, откладывая в сторону газету, - ерунда, вот в 13-15 лет начнутся реальные неприятности».

Родители не принимают в расчет того факта, что сила психологического взрыва в момент полового созревания обратно пропорциональна наличию внимания со стороны мам и пап, и прямо пропорциональна степени безразличия. Ваш ребенок должен доверять вам, делиться тем, что у него накапливается за день в душе, рассказывать о своих маленьких победах и поражениях: как сегодня спал, что снилось, о чем рассказывали на уроке истории и т. д. Исследователи, занимающиеся проблемами воспитания, обожают придумывать разные классификации и типологии, они поделили всех пап и мам на авторитарных, либеральных и «золотую середину».

Самая распространенная ошибка авторитарных родителей - их склонность к наказательным методам воспитания. Следует вспомнить восточную пословицу: «Детей нужно воспитывать так, чтобы их слезы в детстве не обернулись вашими слезами в старости». Если ребенок плохо учиться в школе или отчаянно хулиганит, не спешите браться за ремень или ставить своего недоросля в угол. Возможно, он хочет добиться вашего внимания. Возможно, его что-то тревожит, печалит или пугает.

У каждой проблемы есть несколько причин, как и несколько путей решения. Во-первых, постарайтесь точно узнать, где «черная дыра». Ребенок не успевает по предметам? Чувствует себя одиноким? Его обижают сверстники? Он никак не найдет контакта с учителем? Может быть, несколько бед сразу навалились на вашего мальчика или девочку? И он (-а) не знает, как быть. Постарайтесь, чтобы ребенок вам доверял. Для этого создайте в семье благоприятный психологический климат. Конечно, в жизни двух взрослых людей все случается: и ссоры, и скандалы, и банальное бытовое выяснение отношений.

Приложите усилия, чтобы ваш ребенок рос в максимально возможной гармоничной обстановке. Ничто так не травмирует неокрепшую детскую психику, как крики, злая критика и агрессия, даже если она не направлена именно на него. Возьмите за правило, как только сын или дочка переступают порог, на вашем лице должны сиять любовь и нежность. Сторонники авторитарной модели воспитания могут возразить, заявив, что «нечего баловать детей, пусть с детства закаляются, потому как жизнь - джунгли, и выживают там шерханы». На подобную тираду можно возразить. Вы должны воспитать ребенка не только умным, сильным и волевым, но и добрым. Бросить своего малыша один на один с бедой может только жестокосердный родитель. Ребенок в этом возрасте впитывает, как губка, все происходящее вокруг, чтобы потом отдать его другим, в том числе и вам, и вашим внукам. Научитесь терпеть, прощать и верить. Покажите малышу, что нет такой беды и страха, с которыми нельзя справиться.

Родители, придерживающиеся авторитарных методов воспитания, стремятся подавлять ребенка, наказывая буквально за все проступки. Дети, выросшие в подобных условиях, не видят разницы между своим плохим и хорошим поведением. Среди этой условной аудитории наиболее высок процент неблагополучных, потому как с младшего школьного возраста у них в подкорке сидит штамп: «Если меня ругают, значит, меня не любят. Есть ли разница, как себя вести». Психологи, занимающиеся детьми, много говорят о трудностях переходного периода, когда в подростке силен дух противоречия и он поступает от «противного».

При этом уважаемые специалисты забывают, что дух противоречия не появляется в некий временной промежуток и не исчезает. Он либо есть, либо его нет. Возможно, волюнтаризм и конформизм заложены на генетическом уровне, у одних детей своеволие проявляется внешне, у других подобное поведение наблюдается значительно реже. Если на ребенка давить, зажимать его в жестких рамках, рано или поздно ваше чадо начнет весьма активно предпринимать многочисленные попытки по отстаиванию своих прав, причем в весьма неприятной для вас форме.

Впрочем, существует полная противоположность авторитарным родителям, т.е., родители-либералы.

Они предоставляют детям максимум свободы, никогда не ругают, не наказывают физически, предпочитая разглагольствовать, какие замечательные малыши рас тут в их дружных семьях. Ребенок обладает повышенной чувствительностью к словам мамы и папы. Он прекрасно понимает, когда можно стоять на голове, переворачивая весь дом кверху дном. Родителям трудно наказывать любимого шалопая, но еще труднее потом будет приучить его нести ответственность за свои поступки.

Представьте, что вам в старости вместо оплаты собственных счетов за лекарства придется отдавать кровные сбережения на развлечения и погашать долги милейшего чада. Помните, воспитание ребенка - долгий процесс, в чем-то подобный лодочному спорту: чтобы двигаться против течения, нужно грести с удвоенной силой. Так почему бы не найти подход к своему недорослю и двигаться по течению? Этот стиль воспитания имеет много названий, а мы диагностируем ею как «сдержанный», или «золотая середина». По аналогии с менеджерским стилем управления хотелось бы назвать его ситуационным. Но таковым можно считать скорее не сам стиль, а подход, предполагающий быстрое реагирование и лавирование в зависимости от двух составляющих: ваших целей и поведения ребенка. Во-первых, чтобы правильно воспитывать ребенка, постарайтесь развить целеустремленность и силу воли у себя самого. Во-вторых, ругать следует за действительно серьезные проступки. Если ваш сынишка запускал по весне с приятелями воздушного змея и сильно испачкался в грязи, не беда. А если он мучил соседского щенка или кидался камнями в птичку со сломанным крылышком, это уже повод для серьезной беседы. В-третьих, что делать с таким феноменом, как детская ложь? Считать ли это пороком или невинным фантазированием? Ребенок часто сочиняет, чтобы казаться значительнее в глазах родителей и своих сверстников. Подобное поведение - внешнее проявление инфантилизма, своего рода защитная реакция детства. Но, если с возрастом дочка или сын продолжают лгать, акцептируйте на этом свое внимание, попытайтесь разобраться в причинах явления и обратитесь за помощью к детскому психологу.

Родители крайне редко обращаются к специалистам, полагая, что такие консультации больше нужны неуравновешенным подросткам или тем, у кого ярко выражены психические отклонения. На самом деле любая тяжелая ситуация требует вмешательства извне. Матери или отцу довольно проблематично абстрагироваться от субъективной оценки собственного чада, не важно, завышенной или заниженной ли она является. Кроме того, иногда им самим необходимы советы психолога. На вопрос профессионала: «Почему вы так мало уделяете внимание ребенку?» чаще всего следует ответ: «Времени мало, я работаю, не успеваю...» Да, цейтнот - беда не только российского общества. За рубежом все громче раздаются голоса специалистов по детской психологии, взывающих к совести родителей: «Занимайтесь детьми!» Но есть весьма весомый аргумент у тех, кто растит ребенка в неполной семье. Если у школьника только мать или только отец, то несчастному родителю трудно разорваться между бытом, работой и детской. Неполная семья - это и последствия сексуальной революции, и проявление бунта тендерной самодостаточности. Есть распространенный стереотип: мол, институт брака и семьи отмирает, значит, детей нужно будет воспитывать как-то по-новому. Неизвестно, чем руководствуются противники традиционной семьи, преимущественно выросшие с одним родителем. Наверно, их подгоняет чувство запоздалой психологической самозащиты: слишком обидным было замечание: «Ты - безотцовщина!»

Ребенку необходима полная семья. У него перед глазами должен быть положительный пример отношении мужчины и женщины. Ваши дети будут строить свою модель общения с противоположным полом, оглядываясь на вас. Взрослые молодые люди чаще всего выбирают супругу, похожую на мать. Точно так же и девушки ищут суженного, напоминающего отца.

Вывод из написанного прост: если вы еще только собираетесь создать семью и планируете рождение малыша в отдаленном будущем, а статью читаете исключительно из интереса, то подойдите к вопросу замужества или женитьбы со всей ответственностью.

Согласно официальной и неофициальной статистике пик разводов супружеских пар приходится как раз на время, формально совпадающее с описываемым здесь детским возрастом. Как быть, скажем, 9-летнемv ребенку, когда он узнает от взрослых или злых сверстников о грядущих переменах: «Мы слышали, у тебя скоро будет новый папа (новая мама), а потом и братья- сестры появятся!» Психике младшего школьника наносится явный вред, который усугубляется, если на свои вопросы дома он слышит: «Это не твое дело! Мал (-а) еще?» Если вы в настоящее время встречаетесь с кем-нибудь и не уверены, что именно с этим человеком вы сможете прожить без особых конфликтов долгие годы, то, не торопитесь с рождением детей и официальным оформлением отношений. Помните, за ваши ошибки в двойном размере заплатят ваши дети. И тем не менее супруги часто расстаются, а семьи рушатся.

Как быть в этой ситуации? Поговорите с ребенком; посадите его рядом с собой и скажите: «Так получилось, что твой папа (твоя мама) будет жить в другом месте. Но он (она) любит тебя и будет приходить к тебе в гости». Не скрывайте от ребенка факт развода и последующего окончательного расставания, иначе вы подорвете доверие к себе, ребенок обидится на вас как никогда. Не за вашу новую любовь, а за банальную ложь. Если вы, к примеру, встретили другого человека и расстались с отцом ребенка, то запомните, чего никогда нельзя делать:

1) навязывайте своего нового спутника ребенку;

2) заставлять дочь или сына (мальчики реагируют сильнее) называть незнакомого человека папой, ваше поведение будет расцениваться как предательство.

Возникает вопрос: отпускать ли ребенка в гости к отцу, устроившему свою жизнь с другой женщиной? Либеральные психологи в один голос твердят: «Да!» Но на практике так бывает далеко не всегда. Наоборот, после развода отношения между бывшими супругами прекращаются, не оставляя ничего, кроме малоприятных воспоминаний. Чаще всего отец какое-то время посещает ребенка, преодолевая сопротивление со стороны бывшей супруги, а потом визиты становятся более редкими и менее продолжительными. В скором будущем у папы появляется малыш от другой жены, и его внимание уходит туда. Как бы ни жили родители младшего школьника, вместе или отдельно, они не должны забывать о сыне или дочери.

Выделите вечером время для ребенка, поиграйте с ним в любимую игру, почитайте ему книгу или посмотрите хороший фильм. Внимательно наблюдайте за малышом, постарайтесь понять, какая область его интересует всерьез. Постарайтесь привить интерес к своему хобби.

Если вы любите ходить на лыжах, будет замечательно, если ваше чадо тоже захочет научиться кататься.

Двойная польза: и под присмотром, и для здоровья полезно. Если малыш избрал иное увлечение - ничего страшного в этом нет. Почему бы вам ни постараться привить любовь к книгам? Вспомните, какие книги вы читали в детстве? Возможно, среди них были и классики русской литературы, и произведения зарубежных авторов. Приводим некоторые из них:

1. Сказки и повести А. С. Пушкина (от «Руслана и Людмилы» до «Капитанской дочки»)

2. «Муму» И. С. Тургенева и другие его рассказы

3. Знаменитый «Стрижонок Скрип» В. Астафьева

4. Мифы Древней Греции (сказания о Геракле, аргонавтах. Троянской войне)

5. Легенды Древнего Востока (история Осириса, про Гильгамеша и Энкиду и т. д.)

6. Славянская мифология (про русалок, леших и домовых)

7. Легенды Средних веков («Тристан и Изольда», «Рыцари Круглого стола», «Юный Роланд», «Робин Гуд»).

8. Произведения Г. Уэллса «Война миров», «Человек-невидимка»

9. Ю. Беляев «Человек-амфибия»

10. В. Драгунский «Денискины рассказы»

11. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Список предлагаемых книг можно расширить в зависимости от вашего личного вкуса и интересов ребенка. Если ваш малыш не проявляет интереса к литературе, возьмите книгу в руки и прочитайте отрывок с чувством, с толком, с расстановкой... Потом обсудите прочитанное с ребенком. Если ему интересно, то последует реакция. Нет ответа? Тогда решитесь на маленькую разведку, ненавязчиво расспросите его об услышанном. Результат предпринятых вами усилий может быть различным: либо к книгам не тянет вообще, либо малыш предпочитает другие произведения, в первом варианте примите меры, чтобы заинтересовать чадо, во втором - разузнайте, что нравится маленькому человечку.

Сынишка хочет читать Джека Лондона? Не навязывайте ему произведения Александра Дюма. В противном случае он либо вообще забросит книги, либо будет бесцельно слоняться по улице, ища тривиальных приключений, или бесконечно смотреть телевизор. Попробуйте привить ребенку любовь к искусству. Если он тянется к кисти и краскам, то уделите его увлечению особое внимание. Подарите ему шикарный альбом и набор красок, покажите, как вас интересует его творчество. Сходите вместе с сыном или дочкой на выставку картин. Может, вашего ребенка интересует театр? Или он пробует свои актерские способности, наряжайтесь в костюмы взрослых, и сам смастерит нечто? Некоторые дети скрывают вполне невинные увлечения, опасаясь, что оно не будет одобрено их мамами и папами. Поверьте нам, лучше, если ваш ребенок будет читать, шить, рисовать, выжигать по дереву, чем сидеть целыми днями у телевизионных экранов. О вреде последней забавы следует сказать особо. Во-первых, наносится ущерб здоровью: портится зрение, ухудшается слух, искривляется спина, поскольку в момент просмотра захватывающего фильма малыш не следит за своей осанкой. А лежание на мягких подушках провоцирует сколиоз шейного и грудного отделов позвоночника. Во-вторых, незрелой личности наносятся психологические травмы. Обилие на телевизионных экранах откровенно неприличных сцен и насилия формирует у ребенка неверную картину мира. Нельзя забывать о том, что СМИ являются агентами вторичной социализации ребенка, оказывают влияние на выбор приоритетов, обусловливая в некой мере будущую шкалу ценностей. Как видите, она создается задолго до периода полового созревания. Просто в 13-15 лет спровоцированные пробуждающейся сексуальностью на сомнительные подвиги, юноши и девушки плохо отдают себе отчет в своем поведении. Понятие, что такое хорошо, а что такое плохо, закладывается в промежутке от 8 до 11 лет. В-третьих, в описываемый нами промежуток закладываются навыки социальной адаптации юной личности: как правильно общаться, как и с кем дружить, чего не стоит делать никогда. Проводя время перед голубым экраном или за компьютером, мальчики и девочки утрачивают чувство реальности, окружающая среда для них визуализируется, а мифическая реальность заслоняет мир. Это чревато рядом негативных последствий: взрослеющий человек утрачивает чувство генетической опасности, общей для всего вида Homo sapiens: снижается детский страх перед алкоголем, наркоманией, токсикоманией. Пагубные пристрастия не только отрицательно влияют на растущий организм, но и оказывает мутирующее воздействие на ДНК, поскольку никотин и другие вредные вещества глубоко проникают в структуру человеческого гена. Так, у матерей, куривших в раннем детстве, рождаются дети либо с пороками внутренних органов, либо существенно отстающие в развитии. Позаботьтесь о здоровье своих внуков сейчас, проследите за тем, как проводят свое свободное время ваш сын или ваша дочь.

Для восьмилетнего ребенка этот период является довольно безмятежным. В прошлом остались первоначальные школьные затруднения и шумные дошкольные годы, когда требовался строжайший присмотр. Переход к подростковым годам еще впереди. Совсем недавно агрессивный и недоброжелательный, сейчас он лучше находит понимание с родителями и перестал злоупотреблять их долготерпением.

Хотя все равно воспитанием нужно заниматься очень ответственно, потому что этот возраст тоже имеет свои особенности. Родителям следует быть в курсе, что должен уметь ребенок в 8 лет. Младший школьник уже ощущает себя членом социума, у него сформировалась собственная поведенческая структура, которой он придерживается. Ребенок сам может собраться в школу, подогреть себе обед. Он имеет свое мнение по любому вопросу и готов отстаивать его. Многие дети отдаляются от родителей, вот почему им надо быть чуткими и деликатными, чтобы впоследствии не возникло значительного разлада с ребенком.

Физиология восьмилеток

Организм растущего второклассника пока еще детский, не происходит никаких радикальных перемен, не видно наглядно выраженных гендерных отличий. За это время школьники вырастают примерно на 6 см, причем мальчики слегка опережают. А вот прибавление в весе равноценно и не зависит от пола – примерно 2 кг, иногда немного больше. Вследствие солидной интеллектуальной нагрузки, хрупкий ребенок должен возобновлять активность посредством достаточно долгого сна – не меньше 10 часов. Если ночной сон нарушается из-за обилия впечатлений или моральной перегрузки в течение дня, его необходимо поддержать, например, напоив травяным чаем или молоком с медом.

В школе ребенок основательно утомляется, поэтому после уроков ему необходим физический и моральный отдых, к примеру, просто полежать полчаса или час, не пользуясь при этом телевизором, компьютером и телефоном. Заданий в школе становится все больше, приходится просиживать за уроками по нескольку часов, кроме того, по вечерам дополнительно сидение перед телевизором или компьютером. Сидячее положение становится привычным и оказывает влияние на становление позвоночника и всей костной системы. Это очень вредно для младших школьников. Исправить положение помогут двухчасовые прогулки на свежем воздухе. Общие гулянья в компании с взрослыми или ровесниками являются необходимостью.

Порой восьмилетние ребята испытывают болезненные симптомы в конечностях, связанные с стремительным ростом. Чаще всего такие ощущения встречаются у грузных или гиперактивных ребят. Мускулы восьмилеток обладают упругостью и эластичностью, великолепно выдерживают нагрузку и растяжку. Физическая активность детей достаточно высокая: у них хорошо получаются прыжки с высоты на точность, катание на лыжах и роликах, они взбираются по канату, пробегают длинные дистанции. Очень важно соблюдать распорядок дня, вовремя ложиться спать, выполняя перед этим установленную церемонию с вечерней гигиеной.

Бытовые умения

Младший школьник уже сам справляется с повседневными бытовыми делами:

  • самостоятельно может собрать школьный рюкзак;
  • выполняет домашнее задание;
  • наводит порядок в своей комнате;
  • убирает за собой постель;
  • выполняет гигиенические процедуры;
  • может одеться по погоде;
  • определяет время с помощью часов;
  • может разогреть себе еду, приготовить бутерброд, простой салатик или пожарить яичницу.

Если ребенка правильно воспитывают, ему уже можно поручить кое-какую несложную работу дома: убрать игрушки, вымыть посуду или пропылесосить комнаты. Девочкам не составляет труда пришить пуговицы или накрыть на стол, а мальчики с радостью помогают отцу или брату мастерить что-нибудь.

Развитие психики восьмилетнего ребенка

Мышление и творческая фантазия младшего школьника достаточно развиты и формируются при помощи реальных и отвлеченных понятий. Ребенок запоминает любую яркую зрительную информацию, проанализированную им, из которой он делает выводы.

Многие дети вплотную подходят к половому созреванию. Происходит повторный процесс копирования поступков и образа действий взрослых, поэтому пример родителей весьма важен для ребят. Они доказывают свои установки. Младшие школьники могут перепутать хорошее и некорректное поведение. Принципиально значимо к этой поре заложить фундамент ключевых понятий – что такое хорошо и что такое плохо – на наглядных образцах.

Дети увлекаются чтением, рисованием, обожают подвижные игры, развивающие у них силу, сноровку, обостряющие восприятие, позволяющие демонстрировать взрослые качества. Многие из ребят в этом возрасте дистанцируются от родственников, преимущественно это относится к мальчикам. Они смущаются взять маму за руку, поцеловать ее на глазах чужих людей. Родители должны отнестись к этому факту серьезно, стоит беседовать с ребенком по-взрослому, интересоваться важными для него темами.

Ребенок должен знать, что он может доверять своей семье, что его здесь понимают и уважают его мнение, с ним считаются. Необходимо с ним разговаривать, выяснять проблемы, которые его волнуют, одобрять его поступки или деликатно объяснять, в чем он неправ. Если в этом возрасте не привить уважение к старшим, то позже может быть поздно. Следует научить школьника считаться с другими членами семьи и с другими людьми.

Занятия ребенка в школе и в свободное время

Младшим школьникам, как любым другим, следует заниматься физическими упражнениями. Уроки физкультуры в школе и спортивные секции, с удовольствием посещаемые ребятами, облегчают эту задачу. Однако нужно учитывать, что избыточная нагрузка сверх школьных занятий вредна, вот почему посещение кружков и секций должно приносить радость и удовольствие, и позитивно влиять на эволюцию и настроение, а не приводить к стрессу. Серьезного внимания в этот период также требует психологическое и умственное развитие. У школьников вырабатывается большое количество умений:

  • они владеют навыками чтения, письма, решения математических задач;
  • принимают участие в художественной самодеятельности;
  • способны усвоить пройденный материал, могут пересказать его, перевести, объяснить, сделать заключение;
  • владеют графической памятью, могут воспроизвести затейливый рисунок на бумаге, запомнив мельчайшие подробности;
  • умеют выяснять принципы работы какого-то устройства, определить, зачем оно предназначено, как используется;
  • рассматривая геометрические фигуры, могут их классифицировать и расположить на плоскости различными способами;
  • учатся моделировать.

Младшие школьники с успехом занимаются изучением иностранных языков: в это время развитие памяти у детей 8 лет позволяет запоминать большой объем новой информации. Если ребенка интересует история или география, полезно читать дополнительный материал на эти темы. Развитию логики у детей 8 лет помогают упражнения с просмотром аудио- и видеозаписей. Надо потом попросить ребенка пересказать их или написать сочинение с отзывом о просмотренном или прочитанном.

Детям, преимущественно мальчикам, интересно заниматься с большими и достаточно сложными конструкторами, пазлами, развивающими внимание. Большинству ребят нравятся книги о животных, о приключениях и находках. Полезно заниматься с ними развивающими компьютерными играми и обучать некоторым программам, показывать им эффектные химические и физические опыты, проводить экскурсии в музеи, на выставки, водить на концерты и в театры.

Развитие речи

Восьмилетние дети обладают полностью сформированной речью и четкой дикцией, при этом составляя связный текст из достаточно длинных и сложных предложений. Они владеют очень большим лексиконом. Наиболее распространенной проблемой становится плохая дикция. Нарушения развития речи у детей 8 лет заключаются в том, что они нечетко разговаривают, мямлят или проглатывают часть слов из-за спешки. Эмоции, настроение и перенапряжение негативно отражаются на артикуляции ребенка. Этот недостаток необходимо исправлять, чему способствует множество различных тренировочных упражнений и скороговорок.

Существует мнение логопедов, что около трети населения планеты страдают нарушениями дикции. В большинстве случаев это зависит от речевого развития и среды обитания. Самыми распространенными являются недостатки произношения шипящих, когда выговаривают сами звуки, но с нарушением артикуляции. Причиной неверного произношения «р» считают слабость мышечного аппарата. Все эти недочеты дикции можно исправить с помощью тренировок мышц и произношения. Младшим школьникам хорошо помогают скороговорки: это простые, размеренные, нередко шутливые короткие побасенки, выстроенные с помощью комбинаций звуков, затрудняющих беглое их произнесение. Народ создал их для развлечения и одновременно обучения детей. Использование их с целью совершенствования артикуляции позволяет успешно исправить неправильное произношение. Их желательно проговаривать в разном темпе, следя за четкостью произношения каждого звука.

Задержка речевого развития у детей 8 лет обусловлена различными причинами. Однако таких детей становится все больше с каждым годом. Вовремя обнаруженная неразвитость речи может быть исправлена, если ее не запускать. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны принять меры для коррекции, иначе ребенок начнет отставать и в психическом развитии, не сумеет полноценно общаться с ровесниками и обучаться в школе. Эти две проблемы взаимосвязаны. Задержка развития речи тормозит формирование интеллекта, а недоразвитая речь обычно бывает последствием врожденных неврологических и психических заболеваний. Чаще всего подобные диагнозы ставят в возрасте 5 лет, когда бывает уже поздно их лечить. Если к 7 годам ребенок не заговорил полноценно, то вряд ли это произойдет когда-либо.

В восьмилетнем возрасте дети много чего умеют делать самостоятельно. Они справляются с гигиеной, собираются в школу, могут сами разогреть еду, помогают родителям, заправляют постель, делают уроки, посещают секции и кружки. Родителям приходится только неназойливо их контролировать. Надо осторожно разрешать им руководствоваться своим мнением, но потребуется очень много деликатности для сохранения равновесия между излишним вторжением в его жизнь и неприметной поддержкой.