Презентация «Что такое вода? НОД «Волшебница вода». Значении воды в природе и жизни человека. Знакомство дошкольников со свойствами воды

Марина Деревнина
Исследовательская работа для старших дошкольников «Вода и её свойства»

работу выполнила Оспанова Л, 6 лет.

Мы часто слышим, что без воды невозможна жизнь на нашей прекрасной планете Земля. О её чудесных свойствах прочитано много умных книг. А если верить телевизионным сюжетам, то вода – одна из самых мощных стихий в природе.

И все же меня, воспитанницу подготовительной группы, одолевали сомнения – действительно ли вода обладает столь чудесными свойствами . Я решила это проверить путем наблюдений и опытов.

Цель моей работы : доказать, что вода обладает свойствами , важными для всего живого на Земле.

Задачи, которые я решала в своей работе , следующие :

1. Изучить литературу о воде и её свойствах .

2. Провести опыты, демонстрирующие различные свойства воды .

3. Сделать выводы.

Объект исследования : свойства воды , а также ее значение для всего живого на Земле.

Предмет исследования : вода .

Гипотеза : Вода и её свойства влияют на все живое .

Методы исследования : изучение литературы, опыты, наблюдение, обобщение.

Глава 1. Общие сведения о воде

Вода является самым важным, нужным и используемым веществом на планете. Жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода- это место жизни . Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше. Воду ничем не заменить!

Она занимает большую часть поверхности нашей планеты. Организм человека более чем наполовину состоит из воды.

Вода бывает пресная , та, которая находится в реках, озёрах, ручьях, и солёная – это вода морей и океанов . Солёной воды намного больше, чем пресной. Но для жизни человека, растений и животных пригодна лишь чистая пресная вода . Такой воды на планете становится всё меньше из-за сточных вод с заводов и фабрик, которые загрязняют воду. От этого страдают растения и животные. Загрязнённая вода опасна и для здоровья человека. Поэтому нам, людям, нужно беречь воду и стеречь от неразумных трат.

Глава 2. Проведение экспериментов

Опыт №1. Чтобы доказать, что для роста растений нужна вода , я взяла луковицу опустила корешками вниз в воду. Через 7 дней у неё появились длинные корешки и зелёные перья. А без воды луковицы у нас лежат с осени и не прорастают. Также я провела опыт с отростками цветка герани : в воде отросток пустил корни, а без воды - засох.

Я сделала вывод, что для роста растений нужна вода .

Из жизненного опыта известно, что, когда мы пьём чистую воду, то не чувствуем вкуса и запаха.

Я решила провести некоторые опыты и узнать, какими ещё свойствами обладает вода .

Опыт №2. Чтобы проверить это, мне понадобилось два разных стакана, один с водой, а другой пустой. Когда стала переливать воду из одного стакана в другой, то увидела, что вода принимает форму пустого сосуда.

Вывод : Вода не имеет своей формы, а приобретает форму сосуда, в который налита.

Опыт №3. Для следующего опыта я взяла два стакана с питьевой водой. В один стакан насыпала сахар, в другой- песок. Хорошо перемешала. Сахар растворился, а песок хорошо виден.

Вывод : Вода имеет свойство растворять некоторые вещества, значит вода – растворитель .

Опыт №4. Чтобы убедиться в том, что вода прозрачная , я приготовила два стакана : один- с водой, второй – с молоком. В каждый стакан опустила пуговицу. Оказалось, что в молоке её не видно, а в воде – видно.

Вывод : Вода - прозрачная .

Опыт №5. Смотрев передачу по телевизору, я услышала, такое выражение «вода имеет такое свойство , как текучесть» , мне стало любопытно и я решила это проверить. Взяла CD-диск, капнула воду на него, наклонила- капля потекла.

Вывод : Вода –текучая .

Мне всегда было интересно, сколько воды выпивает человек. И в один из выходных дней, мы в своей семье решили провести еще одно исследование и узнать , сколько воды человек выпивает за день. Каждый выпитый стакан воды, чая, сока мы отмечали в таблице.

Вывод : За день наша семья выпила 40 стаканов жидкости.

Заключение

На опытах я убедилась, что вода – это уникальное вещество на Земле, которое может иметь различные свойства . Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла вода . Без воды невозможно растениеводство, животноводство и многое другое. Без воды невозможна жизнь на Земле. Знание о свойствах воды позволяет нам более умело использовать их в повседневной жизни.

Таким образом, цель моей работы достигнута . Гипотеза подтвердилась.

Публикации по теме:

«Свойства воды». Конспект познавательно-исследовательской НОД " Свойства воды" Конспект НОД. Познавательно - исследовательская деятельность. Подготовила Поздеева Э. С. Программное содержание: - расширять.

Исследовательская работа «Свойства магнита» «Свойства магнита»Образовательная область «Познание» Исследовательская работа детей Руководитель: Захарова Н. Н. Цели исследования: 1. Найти.

Исследовательская работа в старших группах «Вкусный снежок» Исследовательская работа в старших группах. Тема "Вкусный снежок". “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников «Вода и ее свойства». (вторая младшая группа) Цель: Знакомство детей со свойствами воды (жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная, со значением ее для жизнедеятельности человека и.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании.

Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.


Детей всегда привлекают различные опыты и эксперименты, любят они и повозиться с водой. Можно эти занятия совместить, в результате чего получится интересное времяпрепровождение не только для крох, но и для родителей.

Необходимые материалы

Для предлагаемых опытов потребуется лишь очень небольшое количество инвентаря и, конечно же, обычная вода. При проведении опытов дети должны всё попытаться сделать самостоятельно, а помощь взрослого нужно свести к минимуму. Лишь в таком случае они усвоят важные свойства воды.

Замораживание воды

Можно поступить необдуманно - налить воду в красивую чашку и поставить на время в морозилку, чтобы увериться, что вода при замораживании расширяется. Но тогда придётся попрощаться с чашкой, которую разорвёт лёд. Можно заменить хрупкую керамику пластиковым контейнером, налив туда воды до метки. Когда она замёрзнет, то метка скроется подо льдом, то есть объём воды увеличится.

Выталкивание воды

Целью эксперимента будет убедиться, что при опускании предметов в воду её уровень повышается. Налить в стакан воды несколько ниже кромки. Дать ребёнку мелкие камешки, которые он будет по одному кидать в воду, пока та не достигнет кромки стакана и не начнёт переливаться наружу.

Таяние снега

Многие дети тайком приносят в дом снег с улицы, пытаясь проверить, как он будет таять и из чего он состоит. Можно их «дикие» эксперименты сделать менее разрушительными. Детям нужно показать, что снег способен таять от любого источника тепла: его можно растапливать рукой, даже через варежку, на грелке, на батарее. То есть снег может таять от контакта с любой тёплой поверхностью или тёплым воздухом.

Невидимые чернила

Когда-то революционеры писали письма молоком, но можно использовать для тайнописи воду и лимон. Нужно смешать равные объёмы воды и лимонного сока. Обмакнуть в смесь ватную палочку и написать или нарисовать ею что-либо на листке бумаги. Дать бумаге просохнуть, после чего подержать её над горящей лампочкой накаливания - от тепла чернила и проявятся.

Опыт с водой воздухом

Для данного эксперимента подойдёт тазик, куда нужно налить воды, затем осторожно погрузить в воду стакан, перевёрнутый вверх дном. Детям нужно стараться, чтобы не упустить ни одного воздушного пузырька из стакана. Затем нужно при погружении стакана слегка его наклонить и обратить внимание ребёнка, что частично воздух в стакане заместился водой.

Плавающее яйцо

Если опустить в стакан с водой сырое яйцо, то оно утонет. Но если в воду предварительно всыпать несколько ложек соли и хорошенько её размешать, то в полученном соляном растворе яйцо будет плавать. Ведь солёная вода плотнее пресной, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Опыт с соломинкой

Опустить в стакан, заполненный водой, соломинку для коктейля до самого дна, затем зажать её верхний кончик пальцем и поднять над водой. Если палец отпустить, то из соломинки в стакан выльется попавшая внутрь неё вода.

13 1

Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увлекает и взрослых. Познавательные и одновременно инт...

Таяние льда в воде

В таз с водой нужно опустить две разные по размеру льдинки. Пока они плавают, нужно спросить у малыша - какая из них растает быстрее? По окончании эксперимента он убедится, что большая льдинка будет таять дольше и что размер здесь имеет значение.

Можно ли пить талую воду?

Цель - убедить ребёнка, живущего в городе, что даже чистый по виду снег может оказаться грязнее водопроводной воды. В одно белое блюдце нужно положить горсть уличного снега, а в другое налить воды из-под крана. После таяния снега ребёнку нужно внимательно рассмотреть оба блюдца и определить, в котором из них был снег - там на дне может остаться мусор. Так что, есть снег на дворе лучше не стоит, но талой водой из него можно поливать огород и поить животных.

Прозрачность воды

Нужно взять два идентичных стакана: в один налить молоко, а в другой воду и бросить в оба по монетке. Обратить внимание ребёнка, что в одном стакане монетка видна, а в другом «пропала». Отсюда можно сделать вывод, что некоторые материалы не имеют цвета и называются прозрачными.

Круговорот воды в природе

В широкую и желательно тёмную ёмкость налить немного воды и поставить по центру небольшую пустую банку, а сверху прикрыть полиэтиленом, на который в центре, над банкой положить небольшой грузик. Ёмкость поставить под лучи солнца. Оно нагреет дно ёмкости вместе с водой, которая будет испаряться, конденсироваться на плёнке и стекать по ней в центральную банку.

Эффект радуги

Для опыта потребуются маленькое зеркало, лист белого картона, миска с водой и яркое солнце. Миску с водой поставить на солнечное место, опустить туда зеркало, прислонив к краю миски. Зеркалом нужно поймать солнечный луч, после чего вращая перед ним картон, найти положение, когда на нём отразится радуга.

Текучесть воды

Показать ребёнку несколько различных предметов (шарик, ручку, кубик) и определить вместе с ним их форму. Затем указать на стакан с водой и спросить, есть ли у неё форма? Пусть ребёнок переливает воду из стакана в сосуды различной формы. Напомнить ему про разную форму луж на дороге. Из всего сделать вывод, что вода не имеет собственной формы, а принимает форму вместившего её сосуда и легко её меняет.

Всасывание воды

Поставить в подкрашенную акварельной краской воду цветок и понаблюдать, как изменится его окраска. Ребенку нужно рассказать, что в стебле растения есть малюсенькие трубочки, всасывающие воду и отдающие её цветку. Это явление называется осмосом.

Есть ли у воды запах?

В два стакана налить чистую воду и дать ребёнку понюхать, спросив, пахнет ли чем-то вода. После этого в один стакан капнуть валерьянки, вновь дать понюхать малышу и сравнить с водой в другом стакане. Сделать вывод, что чистая вода не имеет запаха, но если в неё добавлять пахнущие вещества, то и она будет пахнуть тем же.

Есть ли у воды вкус?

Наполнить чистой водой три стакана и дать попробовать ребёнку на вкус, спросив, имеет ли вода вкус. Затем в один стакан добавить сахар, в другой - соль, тщательно размешать и вновь предложить попробовать малышу и отозваться о вкусе воды. Вывод: чистая вода безвкусна, но при добавлении в неё какого-либо вещества она принимает его вкус.

6 3
Во что вы играете с детьми старшего дошкольного возраста? Наверняка ребенок уже отвергает простые игрушки и требует более сложных развлечений. А понравятся ли чаду опыты?

Вода – настолько интересный материал, что с ней с удовольствием будет играть как ребенок, так и взрослый. Вы же знаете, что у привычной для всех прозрачной жидкости есть три состояния: жидкое, газообразное и твердое. Так давайте расскажем об этом ребенку.

1. Пресная и соленая

Возьмите ложку морской соли и размешайте ее в обыкновенной воде, получив искусственным образом соленый раствор. Предложите теперь ребенку попробовать такую воду на вкус. После этого начинается самое интересное: нам нужно добиться полного испарения воды. Нальем в стаканчик немного раствора и прокипятим его. Когда жидкости останется на донышке, отставим стакан и забудем о нем на насколько дней. После того, как воды не останется, посмотрите на дно. Там соль! Куда делся раствор? Он снова стал пресной водой!

2. Жидкая и твердая

Вы же замораживаете лед? Отлично, давайте сделаем несколько особенных кубиков. Возьмите тоненькие трубочки для коктейля, обрежьте их примерно по 5 см в длину и воткните в формочку для льда. Поставьте все в холодильник и ждите заморозки. Что получилось? Правильно, твердые кубики с палочкой. Напоминает кораблик? Прикрепим к мачте парус и отправим судно в плавание. Кораблики можно запускать по лужам, а можно устроить регату в тазу с водой.

Уверены, сначала ребенку будет интересно наблюдать, как вода превращается в лед, а затем удивляться обратному процессу.

3. Прозрачная и цветная

Для этого опыта нам понадобится обычная краска. Капаем по одной капельке в воду и наблюдаем, как происходит постепенное перемешивание. Отметьте, что цвет становится менее ярким, скорее превращаясь в оттенок. Чем больше краски, тем ярче цвет.

4. На поиски сокровищ

Нам понадобятся какие-нибудь мелкие предметы: камешки, ракушки, пуговицы, блестки. Наливаем в стаканчик воду и высыпаем «сокровища». Ставим все в морозилку. Ждем, когда жидкость замерзнет. А теперь отправляемся на раскопки! Как добыть сокровища? Вооружитесь пинцетом, ложкой – и вперед. Опускаем кусок льда в теплую воду, ждем, когда он немного подтает и начинаем добывать клад!

5. Она впитывается

Наливаем в какую-нибудь емкость воду, подносим к ней губку и наблюдаем. Она тут же впитается в поры. Настоящий фокус! Интересно подносить к воде разные предметы и наблюдать за тем, какие могут ее впитать, а какие не обладают таким свойством.

6. Игры на смекалку

Не забудем и об интеллектуальных играх. Предложите ребенку подумать, что будет, если:

  • вся вода исчезнет с Земли;
  • пресная станет соленой;
  • все замерзнет;
  • воду поставить в чайнике на огонь и не снимать достаточно долго.

Есть множество простых опытов для дошкольников с водой. Каждый из них интересен по-своему. Не важно, какой выберите вы, главное, ребенок во время игр получит максимум удовольствия и пополнит багаж знаний интересными фактами.

Конспект занятия для детей 5-6 лет на тему "Волшебные свойства воды"

Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой, учатся делать логические выводы. Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы детских садов. Возраст детей 5-6 лет.
Цель: Знакомство со свойствами воды.
Задачи:
1.Сформировать представление о переходе воды их жидкого состояния в твердое, о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий, блестит, в тепле тает, превращаясь в воду).
2.Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).
Предварительная работа: Ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и оттепель. Наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок.
Оборудование и материалы:
У воспитателя: Большая и маленькая формочка со льдом; 7 формочек с цветным льдом (7 цветов гуаши разводим в воде, разливаем по формочкам и замораживаем); 2 пробки со снегом; 2 банки (с холодной и горячей водой).
Для опыта: Стакан и банка с водой, кипятильник, стекло (6х10мм), лист промокательной бумаги.
У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по 2 банки с холодной и горячей водой, кусочки льда.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы с вами будем говорить на занятии отгадайте загадку.
Вода по воде плывет
Дети: Лед
Воспитатель: Правильно лед. Сегодня мы узнаем, что вода бывает твёрдой и волшебным паром. Ответьте мне. Что будет с водой на морозе?
Дети: Застынет и превратится в лед.
Воспитатель: А, что такое лед?
Дети берут кусочки льда, рассматривают, ощупывают их.
Дети: Это – замершая вода. Лед- твердый, гладкий.
Воспитатель: А какой он? Легкий или тяжелый, теплый или холодный, цветной или прозрачный?
Дети: Да он тяжелый и холодный, прозрачный.
Воспитатель: Как вы думаете. Что случится со льдом в тепле?
Дети: Лед растает и превратится в воду.
Воспитатель: Правильно. А еще лед очень хрупкий. Если ударить по сосульке, то она рассыплется на маленькие кусочки (демонстрируем это).
Ребята давайте рассмотрим формочки для льда. В какой формочке вода замерзнет быстрее в маленькой или большой?
Дети: В маленькой так, как в ней меньше воды.
Воспитатель: Показывает формочки с цветным льдом. Уточняет название 7 цветов спектра, предлагает рассмотреть формочки по порядку: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) Давайте из нашего цветного льда выложим цветик-семицветик.
Дети: выкладывают цветик-семицветик.
Воспитатель: А как вы думаете, как лед получился цветным?
Дети: В воду добавили цветную краску и поставили на мороз.
Воспитатель: Послушайте загадку.
Он пушистый серебристый
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой
Как положишь на ладонь
Что это такое?
Дети: Снег.
Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем в игру «Мы снежинки»
Выбираем водящего и ему одеваем, бумажную корону с рисунком тучки это мама, а остальным детям одеваем, бумажные короны с рисунком снежинок – это её детки снежинки. Снежинки окружаю маму- тучу прыгают вокруг неё, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю и деревья. Дети разбегаются в стороны и кружатся, как снежинки.
Воспитатель: Да, ребята снег это ледяные хрусталики в виде шестиугольных пластинок или звездочек – снежинок. Показываем детям рисунки снежинок. Снежинки – это застывшие капельки воды. Ребята, а кто из вас знает: Можно ли лепить из снега в морозную погоду?
Дети: Нет, снег не слипается.
Воспитатель: А в теплую погоду снег, какой?
Дети: Сырой, тяжелый, липкий, влажный.
Воспитатель: А кто из вас наблюдал,как падает снег в теплую морозную погоду?
Дети: Хлопьями, отдельными снежинками.
Воспитатель: Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему?
Дети: Снег быстрее растает на ладони потому, что она теплая.
Воспитатель: А что будет со снегом в теплом помещении?
Дети: Снег растает и получится вода.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять"
Дети: Вода
Воспитатель: показывает детям 2 пробки со снегом. Опускает их в банки с теплой и холодной водой.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, в какой воде снег растает быстрее в теплой или холодной?
Дети: В теплой.
Воспитатель: Ребята вода у нас волшебная, она может быть жидкая, твердая, а ещё в виде пара. Кто видел пар, поднимающийся из носика чайника?
Дети: отвечают.
Воспитатель демонстрирует несложный опыт. В стакан с водой опускает кипятильник. Вода закипает. Дети наблюдают за появлением пара.
Воспитатель: Вот видите пар?
Дети: Да.
Воспитатель: Накрывает стакан стеклом. Если стекло подержать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды. Значит пар – это капельки воды.
Посмотрите, наша бумага стала мокрой, значит пар- это что?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно вода может находиться в жидком, твердом и газообразном состоянии.
Делаем вывод: Вода волшебная. Она бывает жидкая, газообразная (пар) и твердая. Она переходит из одного состояния в другое.

Физкультминутка:
"Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем тело, моем уши,
После вытираем суше"

(Дети выполняют движения, согласно тексту)
Данный конспект занятие пригодится зимой, может кто-то воспользуется им.
Спасибо.

Цели и задачи:

  • показать важное свойство воды — давать жизнь живому.
  • показать свойство окрашенной воды окрашивать поставленные в них белые цветы в соответствующий цвет.
  • показать, что вода не имеет формы, разливается и течет.
  • показать что «чистая вода» — прозрачная и в ней видны предметы, а «грязная» вода – непрозрачная и в ней предметы не видны.
  • показать, что вода безвкусная и приобретает вкус того, что в нее положат
  • показать, что вода не имеет запаха.
  • показать, что вода может быть в трех состояниях:жидком, твердом, парообразном.
  • развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Материалы:

  • стаканчики с прозрачной водой;
  • белая краска;
  • соль, сахар;
  • термос с кипятком;
  • монетки для бросания в стаканы с водой;
  • заранее покрашенные в пищевой краситель цветы.

Предполагаемый результат:

Образовательные:

Воспитательные:

Предварительная работа.

1. Определение темы, цели, задач занятия.

2. Определение времени в режиме для группы для реализации занятия.

3. Предварительное окрашивание цветов в сосудах с водой, окрашенной пищевыми красителями разного цвета.

4. Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде.

5. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду) .

6. Проведение опыта по окрашеванию цветов, помещенных в заранее окрашенную пищевым красителем белых цветов.

7. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде».

8. Подготовка необходимого оборудования.

9. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.

10. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Методы и приемы:

  • Сюрпризный момент (появление Мойдодыра и Капельки)
  • Словесный (беседа о воде)
  • Наглядный (плакат «Кому нужна вода», глобус)
  • Практический (опыты, эксперименты)

Сотрудничество с семьёй:

  • Ознакомить родителей с необходимостью экспериментирования в раннем возрасте.
  • Ознакомить родителей с памяткой при организации совместной деятельности.

Экспериментальная деятельность:

  • Опредление свойств воды путем проведения различных опытов с водой.
  • Вода прозрачная, бесцветная, безвкусная, принимает ту форму, в которую ее помещают, может быть в трех состояниях: жидком, твердом, парообразном.

Организационный момент:

Основная часть:

1.Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. поздороваться!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель беседует с детьми о времени суток. Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время суток? вечер, день, ночь или утро?

Ребята отвечают – утро!

А что мы обычно делаем по утрам? Правильно зарядку! Давайте покажем нашим гостям, как хорошо мы умеем двигаться! (зарядка проходит под несколько фрагментов классической музыки.)

2.Садимся на пол в круг.

Воспитатель спрашивает у детей . Ребята, скажите, а какое сейчас время года? (в помощь детям воспитатель использует наглядный материал: картинки с изображением разных времен года). Дети отвечают, что сейчас весна.

А как вы догадались, что сейчас именно весна? Что происходит весной? (снег тает, птицы прилетают, почки на деревьях появляются.)

Правильно, а куда уходит снег и во что он превращается? Все дети отвечают, что снег превращается в воду и уходит под землю.

Для чего нам нужна вода?

Наша земля – это гигантский сосуд с водой. Без воды жизнь невозможна. Вода – живая. Структура воды – особенная, она записывает на себя всю информацию, это своего рода компьютер. Наши эмоции очень сильно влияют на нее. Был проделан такой опыт:

Взяли два сосуда с одинаковой водой, в течение нескольких недель на один сосуд с водой смотрели с любовью и радостью, а на второй сосуд – с ненавистью. Структура воды после опытов в сосудах изменилась. Та вода, на которую люди смотрели с любовью, несла положительные эмоции и оказывала оздоровительное воздействие. От воды из второго сосуда многие получили желудочные расстройства и отравления.

Затем воспитатель берет глобус и спрашивает у детей:

Что это такое? (различные ответы детей).

Воспитатель просит ответить ребят:

Почему на глобусе различные цвета и что они обозначают?

Ответы детей: Голубой цвет – это вода, а коричневый – суша, земля.

Воспитатель спрашивает: Чего больше у нас: воды или суши?

Дети дают различные ответы, но после обсуждения приходим к выводу, что воды на земле больше. А все ли воду можно пить? Нет, соленую воду в море пить нельзя и к сожалению на Земле всего 1% питьевой воды и ее надо беречь.

Воспитатель задает вопрос:

Есть ли в человеке вода? (Почти все дети ответили отрицательно и были очень удивлены тем, что все-таки человек в основном на 80% состоит из воды).

Воспитатель:

А теперь, ребята, давайте отгадывать загадки.

Меня пьют, меня льют

Всем нужна я. кто я такая? (вода).

Здравствуйте мои друзья!

В гости к вам спешила я,

Все на свете я полью,

Всех от жажды я спасу

Пароходам без меня,

Ни туда и ни сюда

Угадайте, кто же я?

Я не камень, не песок,

Мой сыночек ручеек

Догадались вы, друзья

Как зовут меня? (вода)

Мы говорим, она играет

Она бежит всегда вперед

но никуда не убегает. кто это? (вода).

Воспитатель берет в руки картинку-капельку и предлагает детям поиграть в игру: рассказать о воде всё, что запомнили, но говорить может только тот ребенок, у которого в руках появится волшебная картинка-капелька.

А в нашей группе есть ли вода? ребята отвечают: Да! А где же она живет?

Ребята отвечают: В кране!

А как же она туда попадает? Почти все дети отвечают правильно: По трубам!

Дети подходят к умывальникам и показывают, как из кранов течет вода.

Воспитатель спрашивает: Одинаковая вода течет из разных кранов?

Дети отвечают: Не одинаковая – есть горячая, а есть холодная вода.

Воспитатель: и совсем нам вода не нужна, можно из без воды прожить. Не обязательно умываться каждый день, руки мыть,….не так ли ребята?

Нет! — хором кричат дети. — Умываться нужно всегда.

Воспитатель: Ребята, а кто помнит вчерашнее стихотворение? Кто автор? Помнит ли кто-нибудь?

Дети: Это Корней Чуковский!

Сюрпризный момент: раздается громкий стук в дверь спальни (все испуганно смотрят на воспитателя).

Воспитатель: Вдруг, из маминой из спальни…. и просит ребят продолжить

Ребята продолжают — Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой:

(в этот момент из спальни выходит Мойдодыр и продолжает стих)

«Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросенок

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Ой, посмотрите пожалуйста, а кто это такой грязный и неумытый лежит на полке.! Да это кукла-грязнуля! Ей наверно никто не сказал, что нужно умываться, чтобы быть чистой. Давайте помоем ее. (ребята берут грязнулю-куклу и начинают ее мыть с мылом)

Рано утром на рассвете

Умываются мышата

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

Дети показывают чистого малыша и благодарят Мойдодыра.

«Спасибо Мойдодыр, что ты помог ребятам помыть грязнулю, куда ты теперь пойдешь?»

Мойдодыр: Спасибо, ребята! Пора мне идти к другим детям и посмотреть, все ли там чистюли или кто-то еще не помылся. (Ребята дружно: «До свидания, Мойдодыр! Приходи к нам еще!»)

(За дверью слышен плач и стук)

Воспитатель: «Ребята! Кто это снова к нам идет? Может это Мойдодыр что-то забыл? Хотите посмотреть?

Все дружно: Да, конечно! (воспитатель берет одного из детей и идет за дверь и они приносят капельку (воздушный шар, наполненный водой).

Капелька плачет и рассказывает ребятам историю о том, что Маму-тучку быстро унес ветер и она не успела вернуться назад и теперь ей очень грустно. Тучка очень расстроилась и не знает, что ей делать. Она не может найти место, где есть много воды.

Воспитатель: Скажите, а где мы можем найти много воды, чтобы помочь капельке вернуться к маме-тучке. (в море, озере. реке). В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Игра «Вода хорошо – вода плохо»

Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо?- Да.

Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой (плохо для прогулок, для растений хорошо, но если не сильный дождь).

Если весной на реке весной растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов (это плохо для людей, вода может подтопить их дома).

А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (кладет на пол широкую и длинную голубую полоску ткани).

На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную речку, остальные (можно использовать ленты) – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, ручейки впадали в большую речку. Вот как много воды, но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.

А давайте вместе с капелькой поиграем в игру «Через речку, через речку перейдем» (дети поочередно перепрыгивают через речку)

Ну что ребята, все перепрыгнули через речку, никто не утонул в ней?

Ой, смотрите! Капелька исчезла! Где же она?

Капелька: Спасибо, дорогие дети, что вы привели меня к реке. Я наполнилась водой и скоро Мама-тучка заберет меня к себе. Я буду без вас скучать, но обещаю еще раз навестить вас.

Воспитатель : А вы будете скучать по капельке?

Дети: Да!

Капелька: А сейчас я приглашаю вас всех в лабораторию. Это место, где ученые проводят опыты. А я с вами прощаюсь. до свидания, ребята!

Дети: До свидания, капелька.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня превратимся в ученых и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол).

1 опыт. На определение вкуса воды.

Ребята, перед вами стоят два стакана с водой. Попробуйте на вкус, какая она? (дети пробуют воду). Она безвкусная. А теперь положите в один стакан сахар и попробуйте воду из этого стакана (она сладкая). А теперь положите в другой стакан немного соли, размешайте и попробуйте воду из этого стакана. Какая она? Она соленая.

Вывод: вода сама по себе безвкусная, но меняет свой вкус в зависимости от того, что туда добавили.

2 опыт. На определение прозрачности воды.

— Перед вами налито два стакана. Скажите, что там налито. Вода. Во обоих стаканах налита прозрачная вода. Если положим туда монетку, то мы увидим ее в стакане или нет?

Дети кладут в стакан монетки и видят их.

Вывод: Вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы.

А теперь давайте добавим в воду немного белой краски. Какой стала вода? Правильно, она стала мутной. Давайте теперь попробуем положить туда монетку Вы видите ее? Нет.

3 опыт. Какую форму принимает вода.

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита

Давайте нальем воду в узкий сосуд, а затем в широкий и мы увидим, что количество воды в обоих сосудах не изменилось.

4 опыт. Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям два стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с саха­ром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза), например, раствор вале­рианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или апельсином.

Вывод: вода не имеет запаха.

Физкультминутка: Делать опыт- это работа непростая и требует много сил и ума. Поэтому ученым необходимо немного отвлекаться и отдыхать. Неплохо бы отдохнуть и нам. Давайте и мы немного поразминаемся.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись (повороты в разные стороны)

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо, влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (приседание)

Напоследок всем известно, как всегда ходьба на месте.

От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть.

Отдохнули, ребята! Тогда снова занимайте места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

5 опыт. Различные состояния воды.

— Ребята, я сейчас вам раздам что-то, а вы мне ответите, что это и как это получилось (педагог раздает детям заранее приготовленные кусочки льда)

Дети: это лед.

А как он получился?

Дети: когда холодно, вода замерзает и превращается в лед.

Правильно, ребята.

— Какой он? (твердый, холодный, тяжелый).

А если снова будет тепло? Подержите льдинки у вас в руках. Что с ним происходит?

Дети: лед тает и снов превращается в воду.

Вывод: Лед — это замороженная вода.

Ребята! А это что такое? Правильно. Это термос. А для чего он нужен человеку? (в нем можно долго сохранять воду горячей).

— Смотрите. Я открываю крышку термоса. Что вы видите? (из термоса идет пар).

Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появилось на зеркале? (Капельки воды).

Откуда он и взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)

Ребята, пар — это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. А где дома мы можем увидеть пар? Правильно, из горячего чайника.

Вывод: вода может находиться в трех состояниях:

1. Лед — это твердая, замороженная вода.

2. Пар — это нагретая до состояния кипячения, парообразная вода.

3. Жидкая-это обычная вода.

Заключительная часть.

Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего занятия и вспомним все, что мы сегодня узнали во время пребывания в нашей лаборатории.

Мы узнали, что вода прозрачная, сквозь нее видны различные предметы. Вода безвкусная, не имеет запаха. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет. Вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и парообразном.

— А сейчас предлагаю всем вспомнить еще одно свойство воды и опыт, который мы проводили до этого. Все вспомнили? Да. Мы проводили опыт, как может вода окрасить белые цветы. Мы добавили в бесцветную воду пищевые красители и поставили туда веточки белых цветов и оставили их там на несколько дней. Хотите посмотреть, что стало с нашими цветами? Да!!! Смотрите, наши цветы покрасились и стали такого цвета, какой краситель мы налили в данную вазу. Значит, цветы действительно пьют водичку и если вода будет цветной, то и цветы тоже от такой воды покрасятся.

Молодцы, ребята! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.

Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования)

3. Интернет ресурсы.

4. Мохов Д.А. «Простая наука. Увлекательные опыты для детей». Издательство ООО «Простая наука» . 2013 год.

5. Н.В. Нищева. Познавательно-исследовательская деятельность, как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2013 г.

6. Л.А. Королева Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. Тематические дни. ООО « Издательство « Детство- Пресс. Санкт-Петербург 2014г.