Почему собака в электронной почте называется собакой. Как знак @ докатился до собачьей жизни

Вряд ли среди интернет-аудитории встретится человек, которому незнаком этот символ @. На сетевых просторах он используется в качестве разделителя между именем пользователя и именем хоста в синтаксисе адреса электронной почты.

Некоторые деятели интернет-пространства называют этот символ «одним из главных поп-символов современности, сигнатом нашего общего коммуникационного пространства». Несколько высокопарно, на мой взгляд, но о всемирном признании этого символа, и как даже иногда отмечают, «канонизации» свидетельствует следующий факт.

В феврале 2004 года Международный союз электросвязи ввёл в азбуку Морзе код для символа @ ( - - - ), для удобства передачи адресов электронной почты. Код совмещает латинские буквы А и С и отражает их совместное графическое написание.

Поиски истоков символа @ уводят нас по меньшей мере в XV век, а возможно, еще дальше, хотя лингвисты и палеографы до сих пор расходятся во мнениях по этому вопросу.

Профессор Джорджио Стабиле (Giorgio Stabile) выдвинул такую гипотезу. В документе XVI в., написанном флорентийским купцом, упоминалась «цена одной А вина» (возможно, амфоры). При этом буква А, по тогдашней традиции, была украшена завитком и выглядела как @.

Американский ученый Бертольд Уллман выдвинул предположение, что знак @ был изобретен средневековыми монахами для сокращения латинского слова «ad», которое часто употреблялось в качестве универсального слова, означающего «на», «в», «в отношении» и т.п. В том шрифте, которым пользовались монахи, буква «d» писалась с небольшим хвостиком, и это делало её немного похожей на цифру «6» в зеркальном отражении. Так предлог «ad» стал символом @.

Как бы то ни было, это новшество вскоре переняли торговцы: одним из первых, кто использовал символ вне стен монастыря, был флорентийский купец Франческо Лапи, в одном из своих писем обозначивший «собакой» амфору - стандартную в те времена меру объёма, примерно равную 26-ти л.

В испанском, португальском, французском языках название символа происходит от слова «арроба» – староиспанская мера веса, ок. 15 кг. (по другим данным 11,502 кг), которая сокращённо обозначалась на письме знаком @.

Что касается эпохи Возрождения, то знак @ начали использовать для того, чтобы обозначать цену, но а в эпоху индустриальной революции знак @ начал появляться в отчётах бухгалтеров. Современное официальное название символа «коммерческое at» берёт своё происхождение из счетов, например, 7 widgets @ $2 each = $14, что переводится как 7 шт. по 2$ = 14$. Поскольку этот символ применялся в бизнесе, он был размещён на клавиатурах пишущих машинок и оттуда перекочевал на компьютер.

Распространением данного символа на сетевых просторах мы обязаны праотцу электронной почты Томлинсону. Именно он был тем самым человеком, который выбрал символ @.

Тут нужно немного отвлечься и просветить вас в том, чем занимался Томлинсон и почему именно его принято считать изобретателем электронной почты, а заодно и значка @, хотя на самом деле, он не делал ни того, ни другого. Компания, в которой Томлтнсон работал, примерно в конце 60-х стала участницей проекта ARPANet, компьютерной сети для министерства обороны США. Именно эта сеть и явилась предшественницей интернета. В те годы уже существовало несколько программ, которые были способны передать файл или послание от одного человека другому. Но отправителю и получателю нужно было пользоваться одним компьютером. Что касается модема, то даже самый быстрый в то время работал раз этак в 200 медленнее современного обычного, который позволяет качать информацию со скоростью 56,6 Кбит/сек.

Томлинсон как раз в то время занимался разработкой почтовой программы и созданием виртуального почтового ящика. На самом деле электронный ящик того времени был файлом, который различался от обычного только одной особенностью - пользователи не имели возможности исправить присланный текст, а только добавить что-то своё. В такой операции использовались только две программы — SNDMSG для того, чтобы отправить файл и READMAIL для того, чтобы его прочитать.

Томлинсон же написал новую программу, которая состояла из кода в 200 строк. Такая программа являла собой нечто среднее между двумя вышеупомянутыми программами и протоколом CPYNET, который был использован в ARPANet для того, чтобы отсылать файлы на удалённый компьютер. Первое экспериментальное послание Томлинсона было отправлено с одного компьютера в лаборатории на другой.

Для того, чтобы переправить файл Томлинсон затратил примерно полгода, пока не получилось от править послание на компьютер, который действительно можно было считать удалённым.

Конечно, об успехе Томлинсона знали не очень многие, только круг коллег, так как заслугу нигде не освещали.

Ну, а теперь можно вернуться к «собаке». Томлинсон использовал клавиатуру 33 Teletype. И однажды ему понадобился достаточно уникальный символ, который не использовался широко ранее. Такой символ не должен был встречаться ни в одном названии или имени и ещё он должен был разделять имя пользователя и компьютера. Должен был получиться алгоритм по типу имени – символа – места.

Кроме цифр и букв, на клавиатуре были знаки пунктуации, а также и @. Но после 1971 года модель клавиатуры претерпела изменения.

@ была наиболее простым решением такого алгоритма. Как утверждал сам Томлинсон, это был единственный вариант. Когда уже намного позднее его спросили, почему он выбрал этот конкретный значок, он ответил просто: «Я искал на клавиатуре знак, который не мог встретиться ни в одном имени и вызвать путаницу».

Кликабельно

В 1963-м году появилась кодировка стандарта ASCII, в числе 95-ти печатных знаков которой присутствовала и «собака», а в 1973-м году члены организации «Internet Engineering Taskforce» закрепили использование знака при разделении имени и домена - эту идею в 1971-м году выдвинул программист Рэй Томлинсон.

Такой символ понадобился Томлинсону в тот период, когда он работал над созданием системы сообщений в сети Arpanet (прародительнице Internet). По сути он должен был придумать новую схему адресации, которая бы идентифицировала не только получателей, но и компьютеры, на которых находились их почтовые ящики. Для этого Томлинсону понадобился разделитель, и его, в общем-то, случайный выбор пал на знак @.

Первым сетевым адресом был tomlinson@bbn-tenexa. Массовой «собака» стала в 1996-м году, когда появился сервис «Hotmail».

Примерно год спустя после описанных выше событий Винтан Серф и Боб Кан изобрели протокол под названием TCP/IP. И об этом тоже долго упоминалось только в узких кругах.

Вообще, история Интернета довольно свежая, все исторически личности пока живы, поэтому будет справедливо упомянуть людей, которые приложили руку к созданию почты e-mail.

Один из создателей — Дуглас Энгельбарт (вот тут историю этого изобретения ). Он сделал компьютерную мышь и создал первую систему обмена именно текстовыми сообщениями. После этого Томлинсон преподнёс её в виде конверта с полем получателя, отправителя и адреса и текстом письма. После этого программу обрабатывал Лоуренс Робертс, который придумал список писем, чтение письма выборочно и сохранение информации в отдельном файле и пересылку.

Томлинсона, надо отметить, весьма повеселила шумиха, которую развернули на 30-е электронной почты.

Несмотря на ту славу, что обрушилась на него, он производит впечатление обычного человека, хотя и посмеивается над тем, что e-mail по мнению всех остальных, появился за один день. Да и было это не 30 лет назад. История знака @ — это довольно забавная эпопея, которая связана и с первым посланием. Есть две легенды по этому поводу.

Первая версия о том, что содержалось в историческом первом письме гласила, что Томлинсон набрал QWERTYUIOP – то есть весь верхний ряд букв слева направо. По этому поводу журналисты подняли много шума. Их интересовало, что было написано, и явно ожидали чего-то многозначительного и символического. Так как Томлинсон был персоной отнюдь не публичной, он и не догадался, что мог сказать что угодно.

Он вполне честно ответил о теле письма, так как и не подозревал вовсе, что оно могло получиться историческим. Но ведь журналистам нужны изюминки, а не банальности. Поэтому не очень хотелось сообщать всем, что в письме и вовсе оказался беспорядочный набор букв. Поэтому появился QWERTYUIOP. А инженер и не думает опровергать эту версию.

И вторая версия – это то, что он написал цитату из геттисбергской речи Линкольна. Надо думать, учёный просто во всю подкалывает журналистов и ёрничает, как может. Было бы странно, если бы он на самом деле в каждом экспериментальном письме писал нечто возвышенное. Но эта версия достаточно понравилась журналистам, и они начали её повторять.

В России пользователи чаще всего называют символ «@» «собакой», из-за чего e-mail адреса, образованные от личных имен и фамилий, иногда приобретают непредвиденную окраску. Любопытно, что данный символ используют в своем творчестве как народные таланты (например, шутка: «Пропала собака, @ не предлагать»), так и официальные хохмачи – КВНщики (например, «[email protected]»).
Но все же: почему именно «собака»? Существует несколько версий происхождения этого забавного названия.

Во-первых, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку.

Во-вторых – отрывистое звучание английского «at» немного напоминает собачий лай.

В-третьих, при изрядном воображении вы можете рассмотреть в начертаниях символа практически все буквы, входящие в слово «собака», ну разве что, за исключеним «к».

Но самой романтичной является следующая легенда: «Давным-давно, когда компьютеры были большими, а дисплеи – исключительно текстовыми, жила-была популярная игра с немудрящим названием «Adventure» («Приключение»). Смыслом ее было путешествие по созданному компьютером лабиринту в поисках сокровищ и сражения с вредоносными подземными тварями. При этом лабиринт на экране был нарисован символами «!», «+» и «-», а играющий, клады и враждебные монстры обозначались различными буквами и значками. Причем по сюжету у игрока был верный помощник – пес, которого можно было отправлять в катакомбы на разведку. И обозначался он, конечно же, значком @».

Это ли стало первопричиной общепринятого ныне названия, или, наоборот, значок был выбран потому, что уже так назывался, – об этом легенда умалчивает.

Справедливости ради надо отметить, что в России «собака» называется также собачкой, лягушкой, плюшкой, ухом, бараном и даже крякозяброй.

В других странах этот символ ассоциируется с разными предметами. Ниже приведен далеко не полный список того, как называют символ «@» в других странах.

Итальянцы говорят «chiocciola» («улитка»), в Греции его знают, как «παπακι» - «уточка», в Чехии и Словакии - «zavináč» -рольмопс — («рулетик из сельди» или сельдь под маринадом), на Тайване используют понятие «小老鼠» (произносится как «сяо лао шу») - «мышка», в Израиле распространено название «שטרודל» - «штрудель», а в Казахстане знак именуют «айқұлақ» - «ухо Луны».

Болгария – кльомба или маймунско а («обезьяна А»),
Нидерланды – apenstaartje («обезьяний хвостик»),
Испания – как и мера веса «arroba»,
Франция – та же мера веса «arrobase»,
Германия, Польша – обезьяний хвост, обезьянье ухо, скрепка, обезьяна,
Дания, Норвегия, Швеция – «snabel-a» – «рыло а» или слоновый хобот,
Америка, Финляндия – кошка,
Китай, Тайвань – мышонок,
Турция – розочка,
в Сербии – «чокнутая A»,
во Вьетнаме – «скрюченная A»,
на Украине – «равлик» (улитка), «песик» или опять же «собака».

Как видите, у многих народов знак @ вызывает ассоциацию с уютно устроившимся зверьком, у некоторых с аппетитным штруделем или селедочным рулетом, поэтичные турки сравнили с цветком, а вот дисциплинированные японцы используют английское «attomark» без всяких поэтических сравнений.

источники
http://www.factroom.ru/facts/40864#more-40864
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7999/
http://viva-woman.ru/novosti-so-vsego-sveta/kak-pojavilsja-simvol-sobaka.html

Напомню вам как раз

Инструкция

Переведите компьютер на английскую раскладку клавиатуры. Для этого нажмите комбинацию клавиш Alt слева + Shift. Также можете вручную поменять язык. На панели в правом нижнем углу высвечен текущий язык ввода. Наведите на него курсор, нажмите левой кнопкой мышки и во всплывшем меню выберите EN – английский.

Если не обнаружили английский язык в меню, значит, вам необходимо установить его. Нажмите Пуск > Панель управления > Язык и региональные стандарты. В открывшемся окне выберите вкладку Язык и клавиатура > Изменить > Добавить. Кликните на «+» около надписи «Английский (США)». Поставьте флажок напротив «США» (самая верхняя строка). Подтвердите выбор кнопкой «ОК».

Откройте документ, в котором необходимо набрать значок «собака». Переведя клавиатуру на английский, нажмите и удерживайте левый Shift, одновременно нажав клавишу с цифрой 2. В нужном месте отобразится значок "@".

Можете набрать данный значок и из таблицы символов. Чтобы ее открыть, выполните: Пуск > Все программы > Стандартные > Служебные > Таблица символов. В разворачивающемся окошке на панели выберите шрифт, в каком хотите видеть написанный значок. Кликните на "@", она должна отобразиться в окошке «Для копирования». Подтвердите выбор, нажав «Копировать».

Обратите внимание

Английский язык – обязательный для всех клавиатур, просто не всегда установлен как один из языков ввода. Ни в одной другой раскладке (немецкой, французской, польской и пр.) нет символа «собака».

Источники:

  • Обучение. Как поставить знак «собака» и другие символы
  • как набирать рабочих

Совет 2: Как появился символ @, и почему мы называем его собака

Существует несколько версий происхождения этого слова. Первая и самая банальная – значок, на самом деле, похож на свернувшуюся в клубок . Вторая – звучание английского at немного напоминает прерывистый лай собаки. Еще по одной из версий в знаке @ можно разглядеть все буквы, которые входят «собака». Также существует и романтическая версия, согласно которой, название «собачка» перекочевало из старой компьютерной игры Adventure. Смыслом квеста было путешествие по вымышленному компьютером лабиринту, который был нарисован символами «+», «-» и «!», а противостоявшие игроку монстры обозначались буквами. Причем по сюжету игры у игрока был верный помощник – собака, которая, конечно же, обозначался значком @. Однако выяснить, было ли это первопричиной общепринятого названия или игра появилась после того, как слово «собака» уже стало устоявшимся, не представляется возможным.

Совет 9: Как набирать знаки с помошью дополнительной клавиатуры

Для большинства программ, способных редактировать тексты, существуют специальные символы, которые можно вставить в документ с помощью таблицы символов или нажатия сочетания клавиши Alt и последовательности цифр на NUM-паде – так называемого Alt-кода.

Далеко не все пользуются данными функциями, но бывают случаи, когда такие комбинации необходимы. Чтобы не паниковать в моменты, когда возникла необходимость поставить символ, которого нет на видимой клавиатуре, следует ознакомиться с дополнительными возможностями компьютера и текстовых редакторов.

Где увидеть доступные спецсимволы

Чтобы просмотреть доступные для использования спецсимволы, нужно зайти в меню «Пуск», открыть «Все программы», «Стандартные», «Служебные», и выбрать пункт «Таблица символов».

В открывшемся окне можно посмотреть все доступные спецсимволы, их здесь около трех тысяч. Кроме того, при необходимости символы из этой таблицы можно скопировать в буфер обмена, чтобы затем перенести в редактируемый документ. Для этого нужно выбрать требуемый шрифт, далее выбрать из таблицы интересующий символ, нажать кнопку «Копировать», после в редактируемом тексте установить курсор на место, где должен быть символ, и вставить его из буфера обмена с помощью соответствующей команды или нажатия клавиш Ctrl+V.

Как использовать Alt-код

Специальные символы можно набрать нажатием последовательности клавиш на дополнительной цифровой клавиатуре NUM-паде при удерживании клавиши Alt.

Для этого необходимо включить режим нумерации нажатием клавиши NumLock – индикатор NumLock при этом загорится.
После этого можно переходить к набору кода. Нажав и удерживая клавишу Alt, на дополнительной цифровой клавиатуре следует ввести код символа, состоящий из последовательности цифр, и отпустить Alt.

Для чего пригодятся знания символов в Alt-коде?

Очень необычно будет выглядеть ваше имя, если его написать красивыми символами на свой вкус, например, в социальных сетях, таких как ВКонтакте. Среди самых популярных знаков, которые можно написать символами - знак евро? (Alt+0136). Практически незаменимым становится следующий знак - «параграф»: § (Alt+0167). Не менее популярный знак - можно знак бесконечности: ∞ (Alt+8734). Для разработчиков сайтов и дизайнерских продуктов полезным будет знать, знак «торговая марка»: ™ (Alt+0153). Важно знать, как можно быстро написать знак градуса «°» (Alt+0176). Этот символ пригодится и студентам, и фрилансерам. И еще один популярный в сети символ - знак копирайта: © (Alt+0169). Знак : ± (Alt+0177). Подчеркнуть значимость бренда поможет знак зарегистрированного торгового знака (знака обслуживания): ® (Alt+0174). Также многие любят писать на клавиатуре такие символы и знаки: ☺ символ (Alt+1), ☻ символ (Alt+2), символ (Alt+3).

Существуют и другие комбинации цифр, отвечающие за символы, различающиеся в русской и английской раскладке клавиатуры. Некоторые из них являются уникальными и доступны для ввода только посредством использования соответствующего Alt-кода.

Общение путем интернет или смс-переписки предполагает, что собеседники не видят друг друга. Передать настроение и эмоции в печатном виде помогают смайлы (от англ. smile -улыбка) - наборы символов, похожие на рожицы.

Часто встречающиеся смайлы и их обозначение

Автором первых смайликов из символов считается американский ученый Скотт Фалман, который в 1982 году предложил обозначать серьезность или несерьезность сообщений на доске университетских объявлений путем соединения таких знаков препинания, как двоеточие, тире и круглая . :-) и:-(

А еще раньше, в 1969 году, использовать круглую скобку как улыбку или огорчение догадался русский писатель Владимир Набоков, проживающий тогда в США. В своем интервью американскому журналу он намекнул, что неплохо было бы придумать специальный типографический символ для обозначения эмоций автора, тогда и отвечать иной раз на глупые вопросы журналистов не придется.

Знаки препинания на клавиатуре представлены во втором ряду сверху. Достаточно зажать кнопку «Shift» (в пятом ряду сверху первая кнопка) и выбрать соответствующий символ в ряду цифр и символов.

Современные пользователи компьютеров и мобильных телефонов имеют в своем арсенале более 60 смайлов. Наиболее распространенными для выражения эмоций считаются:

:) простая улыбка
:)) счастливая улыбка
:> ирония
:D смех
:(огорчение, грусть
З:(гнев
:,(слезы
О_о шок
О.О удивление
:-*
В) улыбка под солнцезащитными очками
:-/ разочарование

В качестве больших глаз используют О. Для создания широкой улыбки следует после двоеточия нажать заглавную английскую букву «Ди». Чтобы обозначить иронию, надо перейти на английскую раскладку и выбрать угловую скобку. Можно обозначать возраст или принадлежность к какой-либо молодежной культуре. Например, маленькую девочку выдает бант на голове, который обозначается восьмеркой 8:-). А панк свой отличительный ирокез нарисует с помощью знака «равно» =:-)

Некоторые используют символы для рисования полноценных рожиц. Такой стиль смайликов называется Каомодзи или аниме- . Круглые скобки используют для обозначения щек, а между ними вставляют необходимые знаки для той или иной эмоции. Например: (^_^) обозначает улыбку, радость, зажмуривание от удовольствия. Щеки и рот набираются на русской раскладке, глаза на английской (цифра 6 с зажатым шифтом). Если к рожице с боков добавить \ и /, получится человечек, прыгающий от радости с поднятыми вверх .

Символы могут пригодиться и для обозначения предметов и подарков. Например, вы хотите подарить человеку по ту сторону экрана розу. Больше всего на розовый бутон похож значок «собака», то есть @. В качестве стебля подойдет знак дефиса, а листик рисуется с помощью наклонной палки. Можете преподнести цветок с лентой, взяв в виде ленты фигурную скобку. В итоге может получится так: @-/--- или так @}--- . Подарок может быть в виде торта из квадратных скобок: [```]. Свечки вставляются с помощью кнопки «ё» на английской раскладке.

Пользователи с богатой фантазией умудряются с помощью нескольких вариантов скобок и пробелов нарисовать зайца или . Откройте пустой лист в программе Word и экспериментируйте с нажатием разных кнопок, сменой раскладки и т.д. Возможно, тоже получится шедевр.

Смайлы: употреблять или нет?

Использовать смайлики в переписке следует аккуратно, иначе люди могут принять вас за легкомысленного человека. Стоит воздержаться от печатных улыбок, если вы общаетесь по рабочей аське с людьми, занимающими более высокую должность. Свои эмоции можно показывать только близким друзьям, так вас легче поймут.

Амперсанд, слэш, циркумфлекс, октоторп, астериск - всем ли знакомы эти названия? А ведь большинство видят их каждый день, но не всегда знают, что их наименования звучат именно так. А ведь это всего лишь &, /, ^, # и * соответственно. А как насчет того, чтобы узнать, откуда взялся значок "собака", где он используется и почему так называется?

История

@ встречается еще в средневековых текстах, однако имя того, кто впервые стал его употреблять, неизвестно. В то время монахи писали его для замены таких предлогов и конструкций, как "в", "на", "в отношении" и т. д., то есть латинского ad. Кроме того, во Франции и в Испании этот знак встречался для обозначения одной из мер веса - арробы, равной 11,5-12,5 кг. В некоторых торговых документах значок "собака" встречался, когда речь шла о вине. Поэтому специалисты считают, что так еще и обозначались сосуды для напитков - амфоры.

Позднее его стали использовать торговцы при выписке коммерческих счетов. С изобретением и пишущих машинок значок "собака" поселился на их клавиатурах. А после появления компьютеров перекочевал и туда. В связи со своей функцией в английском языке он получил название commerical at. Поскольку до появления компьютерных клавиатур в СССР этот знак был неизвестен, в русском своего более или менее официального названия пока так и не приобрел. Несмотря на то что в старых рукописных книгах можно встретить символы, отдаленно напоминающие @, все-таки они таким знаком не являются. Так что понятно, почему устоявшегося и единого словесного обозначения он не получил. В разговорной же речи используется сразу несколько наименований. Так почему же значок называется "собака"? Есть несколько возможных причин.

Почему "собака"?

В русском языке нет официального перевода названия этого значка, так что его наименование звучит как "коммерческое at". В разговорной же речи прижилось несколько названий, наиболее популярным из которых считается "собака". В русском языке, как и в других, есть еще и другие, менее известные наименования этого символа, но о них речь пойдет чуть позже. Так почему значок называется "собака"? Правды, конечно, уже не узнать, но приводятся несколько возможных причин:

  • Сам по себе символ @ напоминает свернувшуюся в калачик спящую собаку.
  • Английское название этого символа чем-то напоминает собачий лай, хотя вряд ли это могло повлиять на то, что этот символ назвали именно так.
  • Наконец, наиболее вероятный вариант: во времена, когда компьютеры были гораздо менее доступными, чем сегодня, многие специалисты увлекались игрой Adventure, которая для обозначения окружающих персонажей и предметов использовались различные символы. У главного героя был верный спутник - его собака. Нетрудно догадаться, какой символ применялся для ее обозначения.

Помимо этого названия, для @ используется еще много наименований. Любопытно, как же еще называют этот значок.

Другие названия в русском языке

Помимо различных непечатных выражений, кое-где используются альтернативные названия "собаки" - "обезьяна", "кракозябра", "закорючка", "ухо", "улитка", "кошка", "роза", "лягушка" и другие. Как правило, подобные наименования отражают представления людей о том, на что похож этот символ. И русскоязычные пользователи интернета не так уж оригинальны в этом - во многих европейских языках обиходные названия @ также связаны со "звериной" тематикой.

В других странах

Многие иностранцы считают, что @ похожа на штрудель, что, впрочем, не так уж удивительно, внешнее сходство есть. Во Франции и Испании же сохранилось старое обозначение - "арроба". В некоторых странах название связано с наиболее похожей на значок "собака" буквой - "а". В Сербии, например, используется наименование "чокнутая А", а во Вьетнаме - "скрюченная А".

И все-таки при общении представителей разных стран, как правило, @ называют at. С распространением интернета это стало необходимо хотя бы для того, чтобы быстро продиктовать кому-то свой электронный адрес. Кстати, "собака" была признана настолько значимым символом, что в 2004 году даже получила свой собственный код в

Кстати, именно самое популярное название @ в русском языке стало предметом многочисленных шуток. Поскольку этот символ чаще всего можно встретить в адресах электронной почты, а первую их часть составляют имена или никнеймы пользователей, иногда все целиком звучит довольно комично.

Как напечатать?

Значок собаки на клавиатуре расположен так, что случайно его найти практически невозможно. Кроме того, в русской раскладке его нет, поскольку он там не нужен. Ведь он просто не используется россиянами в родной речи и на письме. В английской же раскладке стандартной клавиатуры @ находится на клавише 2. Как напечатать значок "собака"? Очень просто - удерживая клавишу Shift, нажать на 2 верхней цифровой клавиатуры. В других раскладках это не работает. Если же @ очень нужен, можно копировать его из любого адреса электронной почты. Есть еще один способ, как поставить значок "собака", - открыть в текстовом редакторе, например, Microsoft Word, меню вставки специальных символов. Найти искомое не составит труда, в том же окошке можно задать при помощи которых станет возможным напечатать @ в будущем.

Использование

Считается, что частично своей современной функциональной нагрузкой "собака" обязана человеку, первым в 1971 году отправившем электронное письмо в сети Arpanet, которую считают прародителем современного интернета, - Рею Томлинсону. Кое-кто и вовсе приписывает ему изобретение этого символа, но это не так. Сейчас @ используется в качестве разделителя названий самого почтового ящика и доменного имени, на котором он находится. Этот значок был выбран по очень простой причине - он не мог содержаться в чьем-либо имени, так что путаница с идентификаторами возникнуть не могла. Именно эта область применения наиболее заметна обычным пользователям интернета, однако @ используется не только здесь. Присутствует он и в языках программирования. Там значок служит для различных целей: в PHP отключает вывод возможных ошибок, в Perl - как идентификатор массива и т. д. Некоторые организации используют @ как свой неформальный символ. Также в некоторых романских языках этот значок используется в электронной переписке между знакомыми, если необходимо сделать то или иное существительное нейтральным по родовой принадлежности по каким-либо причинам, то есть @ заменяет а или о.

Может показаться, что этот символ не так уж сильно нужен, но это не так. Заменить "собаку" практически невозможно, да и не стоит - к ней уже все привыкли.

Электронный почтовый адрес наверняка есть у большинства пользователей сети Интернет. Благодаря е-мейлу мы можем осуществлять переписку друг с другом, регистрировать аккаунты в социальных сетях, создавать учётные записи в онлайн-играх и многое другое. Написание же любого е-мейла не обходится без символа собака — @ , являющегося обязательным атрибутом любого адреса электронной почты. При этом новички не всегда знают, как набрать его на клавиатуре, а нажатие на клавишу «2», на которой изображён знак собачка, не всегда приводит к его появлению на экране. В этой статье я помогу таким пользователям и расскажу, как на клавиатуре набрать собаку, и какими методами для этого можно воспользоваться.

Если вы не знаете, тогда вам необходимо перейти на соответствующую статью.

Прежде чем я детально изложу, как на клавиатуре написать символ собака, следует упомянуть о том, что такое собачка на клавиатуре, почему данный символ называют «собака», и каковы источники его возникновения.

Так почему «собака»? Данный символ называют «собачкой» из-за того, что он отдалённо напоминает собаку, свернувшуюся калачиком вместе со своим хвостом.


Появление данного символа датируется периодом конца Средневековья и началом Ренессанса (приблизительно 14-15 век). Так, в 15 веке данный символ обозначал меру веса «амфора» (около 12 кг), позже он прижился в бухгалтерском деле, обозначая предлог «at» (в переводе на русский «к, по, в»). Учитывая его распространённость в торговле, знак «собаки» разместили на клавише одной из первых печатных машинок, и уже оттуда он и перекочевал на клавиатуры ПК тех лет. А уже с начала 1970х годов знак «собаки» стал применяться как разделитель имени пользователя от имени домена (в частности, в адресе электронной почты).

Официальное же название данного символа — «коммерческое at» и ныне кроме электронной почты «собака на клавиатуре» применяется в различных языках программирования (индикаторы, суффиксы и так далее).


Как поставить собаку на клавиатуре

Итак, как же вводить собаку на клавиатуре? Для этого существуют несколько простых методов:


Все данные способы помогут набрать собаку на ноутбуке, так как универсально применяются и на лэптопах.


Иллюстрация ввода символа @

Выше я перечислил несколько способов как на клавиатуре набрать собаку. Наиболее простым и удобным является первый из перечисленных способов, другие же требуют дополнительных нажатий, потому редко используются в работе с компьютером. Если вам необходимо быстро набрать «собачку», тогда просто нажмите Shift+2 при английской раскладке клавиатуре, и требуемый символ незамедлительно появится на экране вашего ПК.

В данном обзоре будут приведены три самых простых способа того, как набрать «собака» на клавиатуре. Для каждого из способов предоставлены рекомендации, которые касаются применения на практике.


Почему он так называется?

Русскоязычные пользователи интернета знак «@» называют просто «собака». Это объясняется очень просто. Дело в том, что по внешнему виду данный знак напоминает собаку, свернувшуюся в калачик. Отсюда и вытекает его название. Интересно, что в Израиле этот символ прозван «штруделем», а в Турции– «Розочкой».

Когда данный знак необходим?

Символ «собаки» на клавиатуре нужно набирать, как правило, в трех случаях:

1. При наборе электронного ящика. Обязательно необходимо ввести название самого ящика, а также почтового сервиса, которые разделяются «собакой».
2. При наборе текстового документа.
3. В процессе редактирования специализированных программных кодов. К примеру, при наборе текста командного файла, имеющего расширение «*.bat», символ используется с целью выделения комментариев.

Главный способ

Самым простым вариантом набора на клавиатуре знака «собака» – является использование английской раскладки. Данный символ предусмотрен в ее расширенном наборе. Необходимо выполнить следующие действия:

1. Переключиться на английский язык ввода. Для этого можно нажать специальное сочетание клавиш или использовать языковую панель.
2. Перейти в приложение, куда требуется ввести символ «@». Перед этим его необходимо запустить, а перед поиском «собачки» свернуть.
3. Зажать сразу клавишу «Alt», а после, не отпуская ее, удерживать «Tab», пока указатель в открывшемся окне не переместится в требуемое приложение.
4. Навести указатель мышки на поле ввода и выполнить однократный щелчок левой кнопкой.
5. Когда появится мигающий указатель в поле ввода, нужно зажать клавишу «Shift» и, удерживая ее, нажать «2». Данная кнопка размещается в верхней части клавиатуры.

При нажатии сочетания клавиш для смены языка используются кнопки «Alt» + «Shift» или «Ctrl» + «Shift». Языковая панель размещается в нижней части экрана, в правом углу. Чтобы выбрать английский язык, достаточно навести указатель мышки в указанную область, и кликнуть левой клавишей. В результате откроется список, в котором следует выбрать «En».

Когда все вышеуказанные действия будут совершены правильно, данный символ появиться в рабочей области открытого приложения. Стоит отметить, что представленный способ является универсальным, он работает на всех компьютерах, функционирующих под управлением операционной системы «Виндовс». Правда. Он имеет один недостаток, который заключается в необходимости переключения на английский язык. Однако это обязательно требуется сделать, иначе при нажатии на кнопку «2» будут вводиться кавычки, закрепленные за ней в русской клавиатуре.

Использование буфера обмена

Существует еще один способ, решения чтобы на клавиатуре ввести «собака». Он предусматривает использование буфера обмена. Данный способ также способен работать на всех компьютерах, работающих с операционной системой «Виндовс». Основной недостаток состоит в необходимости присутствия исходного символа. Его легко получить на устройстве, которое подключено к интернету. На отдельной ЭВМ выполнить это достаточно проблематично.

Последовательность действий в данном случае следующая:

1. Находится исходный знак «@». Это легко осуществить в браузере.
2. Запускается любой интернет-просмотрщик, установленный на компьютере, а после этого в поисковую строку вводится «знак собачка» и нажимается «Enter».
3. В списке ответов выбирается данный символ и выделяется при использовании левой кнопки мышки.
4. Выделенный знак помещается в буфер обмена путем нажатия сочетания клавиш «Ctrl» и «C» или с применением контекстного меню. Оно вызывается правой кнопкой мышки.
5. На экране откроется список, где выбирается пункт «Копировать».
6. Осуществляется переход в то приложение, в которое требуется вставить символ «@». Если необходим браузер, следует перейти на его вкладку. Если используется другое приложение, необходимо переключиться, задействовав панель задач.
7. Предварительно приложение следует запустить, а перед поиском знака «собаки» свернуть.
8. Далее выполняется щелчок левой кнопкой мышки в поле ввода.
9. Когда появится курсор ввода, необходимо нажать кнопки «Ctrl» и «C». Также можно применить контекстное меню, однако в данном случае используется пункт «Вставить».

Если сравнивать данный способ с предыдущим, можно понять, что он требует выполнения большего числа действий. Основным недостатком этого метода является требование в наличии исходного символа, который можно получить не на каждом устройстве.

Использование кода

Существует еще один способ того, как ввести «собаку» на клавиатуре. Он основывается на использовании ASCII-кодов. Последовательность действий такова:

1. Делается активным поле ввода приложения при помощи щелчка левой кнопкой мышки.
2. Когда появится мигающий курсор, зажимается правая клавиша «Alt» и, удерживая ее, на цифровой клавиатуре в определенной последовательности набирается комбинация «064».
3. Отпускается «Alt», после чего появляется символ «@».

Представленный способ способен работать при любой раскладке клавиатуры. Главный его недостаток состоит в необходимости запоминания специального кода, что не всегда возможно.

Таким образом, статья помогает разобраться с тем, как на клавиатуре набрать знак «собака». Оказывается, сделать это очень просто. Самым элементарным является первый метод. Он предусматривает использование английской раскладки клавиатуры, которая имеется на каждом компьютере. Кроме того, потребуется минимум действий. Второй случай предусматривает наличие исходного знака, при третьем способе следует помнить специфический цифровой код, что не очень удобно. Именно поэтому на практике чаще всего используется первый вариант.