Перспективы гендерной толерантности в россии. Международный студенческий научный вестник

  • Список использованной и рекомендуемой литературы
  • Контрольные вопросы к зачету
  • Глава 3. Политическая толерантность
  • 3.1.Классические концепции политической толерантности.
  • 3.2.Современные концепции политической толерантности.
  • 3.3.Политическая толерантность и современный политический процесс.
  • 3.4.Роль посредничества в переходе на позиции политической толерантности.
  • Темы для докладов и рефератов:
  • Вопросы к экзамену:
  • Глава 4. Этническая толерантность.
  • 4.1. Этническая толерантность как вид толерантности.
  • 4.2. Толерантность в межэтнической коммуникации.
  • Глава 5. Этническая интолерантность и конфликтология межэтнических отношений
  • 5.1. Этническая конфликтология: предметное поле, задачи, методы
  • 5.1.1.Общая и этническая конфликтология: сходство и различия
  • 5.1.2. Классификация этнических конфликтов
  • 5.1.3. Структура этнических конфликтов
  • 5.1.4.Управление конфликтом
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5. 2. Империи и народы: история и теории национализма
  • 5.2.1. Империи и «национальный вопрос»
  • 5.2.2. Пробуждение национализма
  • 5.2.3. Виды и формы национализма
  • 5.2.4. Теория мобилизации
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5.3. Феноменология и аналитика конфликта: «Case study»
  • 5.3.1. Содержание
  • Ключевые понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • 5.4. Этническая конфликтология в регионаьном контексте
  • 5.4.1. Конфликтология межэтнических отношений и миграциология
  • «Подходы к анализу миграционных процессов через призму различных дисциплин»
  • 5.4.2. Проблемы диаспор
  • 5.4.3. Противодействие экстремизму
  • 5.4.4. Этноконфликтологический мониторинг
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • I. Вопросы для предварительного тестирования
  • II.Темы для рефератов и докладов:
  • III. Вопросы для самопроверки
  • Вопросы и задания к разделу 5. 2
  • I. Выберите нужные варианты ответов и обоснуйте их
  • II. Попытайтесь внести изменения и дополнения в таблицу:
  • Вопросы и задания к разделу 5. 3
  • II. Сравнительная таблица «Иудаизм и христианство: общее и особенное»
  • Вопросы к документу
  • V. Структурный анализ конфликта на основании свидетельств очевидцев.
  • VI. Темы рефератов и докладов
  • VII. Просмотр и составление аннотаций документальных фильмов:
  • Вопросы и задания к разделу 5.4
  • III. Проведите исследование оценки ситуации в регионе за определенный промежуток времени местными сми по следующей шкале:
  • Глава 6. Гендерная толерантность
  • 6.2 Проявления гендерной толерантности и интолерантности на уровне социального взаимодействия
  • 6.3. Проявления гендерной толерантности
  • 6.4. Проявления гендерной толерантности и интолерантности на внутриличностном уровне
  • 6.5 Факторы, формирующие гендерную толерантность личности.
  • Литература
  • Методические указания
  • Задания и вопросы для самостоятельной работы:
  • Глава 7. Психология толерантности/интолерантности.
  • 7.2. Толерантная личность
  • 7.3. Психологическая структура и критерии толерантности-интолерантности
  • 7.4. Толерантность-интолерантность как многоуровневый психологический феномен.
  • 7.5. Психологические механизмы и факторы толерантности-интолерантности
  • 7.6. Толерантность и интолерантность сми
  • Язык вражды
  • Политическая корректность
  • Список использованной литературы:
  • Упражнение «Лики толерантности»
  • Упражнение «Скульптура»
  • Задание «Дневник языка вражды» Методические рекомендации по составлению дневника языка вражды
  • Виды Языка Вражды
  • Объекты Языка Вражды (примеры)
  • Примеры высказываний
  • Адреса толерантности в Интернете
  • Задание «Политкорректные сказки»
  • Диагностические задания Методика «Толерантность к неопределенности»
  • Опросник «Черты толерантной личности» (г.Солдатова)
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Религиозная толерантность.
  • 8.1. Религия и толерантность. Специфика религиозной толерантности.
  • 8.3. Государственно-церковные отношения и толерантность (мировой опыт)
  • 8.4. Гсударственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты.
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы.
  • 8.4. Государственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы
  • Методические указания
  • Темы для рефератов
  • Задания
  • Интернет-ресурсы
  • 6.4. Проявления гендерной толерантности и интолерантности на внутриличностном уровне

    На уровне отдельной личности гендерная интолерантность проявляется в наличии жестких гендерных стереотипов, предрассудков и предубеждений, а также в склонности прибегать к дискриминационным гендерным практикам.

    Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» (Воронина О.А., Клименкова Т.А., 1992). Другими словами, гендерный стереотип – это организованная совокупность представлений о том, что значит быть мужчиной или женщиной (Colombok S., Fivush R., 1994).

    Выделяют несколько групп гендерных стереотипов (Клецина И.С., 1998). К первой группе гендерных стереотипов относятся стереотипы маскулинности – фемининности . В стереотипном представлении маскулинности приписывается «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству. Фемининность наоборот рассматривается, как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные. Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Наконец, третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда . В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности.

    Есть все основания предполагать, что существующая система гендерных стереотипов, с одной стороны, отражает, а с другой – подпитывает отношения власти и подчинения, в наибольшей степени характеризующие гендерные отношения, существующие в патриархатном обществе. Именно характеристики силы-слабости, доминантности-подчинения формируют центральную часть стереотипов маскулинности-фемининности.

    Это положение подтверждается и данными экспериментальных исследований. Например, в работе Smoreda Z . (1995) показано существование сильной взаимосвязи между представлениями наблюдателя о разделении власти в гетеросексуальной паре и приписывании личностных особенностей членам этой пары. Приписывание инструментальных черт возрастало (а экспрессивных уменьшалось) в соответствии со степенью власти, которая, по мнению участника эксперимента, принадлежала воспринимаемому человеку любого пола.

    Существуют данные, говорящие о том, что в современном обществе гендерные стереотипы оказывают негативное влияние на функционирование как общества в целом, так и отдельных его членов. Так Воронина О.А. и Клименкова Т.А. (1992) считают, что негативные последствия традиционной системы гендерных ролей можно проследить на трёх уровнях: индивидуальном, межличностном и социетальном.

    На индивидуальном уровне следование жёсткой гендерной роли может отражаться на здоровье. Агрессивность и стремление достичь цели, которые общество требует от мужчин, сокращает их жизнь по сравнению с женщинами, ведут к большей преступности и к большему числу убийств и самоубийств среди мужчин.

    В исследовании J.L. Rosen, G. L. Bibring (1968) доказывается наличие связи между представлениями мужчин о маскулинных ценностях и степенью выраженности у них негативной реакции на перенесённый инфаркт миокарда, естественно, что эта реакция существенно влияет на протекание процесса лечения и реабилитации больных.

    У женщин требование пассивности и жертвенности приводит к большему, по сравнению с мужчинами, числу депрессий, тревожности, расстройств аппетита (Воронина О.А., Клименкова Т.А., 1992).

    Гендерные стереотипы негативно коррелируют с самореализацией у мужчин и женщин, выступают барьером в развитии индивидуальности. Следование гендерным стереотипам часто связано с механизмами долженствования. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, самореализация и самовыражение невозможно, если деятельность выполняется на основании чувства долга. В подобной ситуации не учитываются личные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зависимость. Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям самореализации и свободного выбора. (Клецина И.С., 1998).

    На уровне межличностных отношений мужчины имеют гораздо менее близкие связи и контакты с друзьями, родителями, детьми - действует традиционное табу на мужскую эмоциональность.

    Следование стереотипным представлениям об особенностях поведения и чертах характера мужчин и женщин приводит к замещению тонких механизмов построения межличностных отношений «готовыми рецептами» манипулятивных приемов и техник.

    На уровне общества традиционная система гендерных ролей мешает активному участию женщин в политической и экономической жизни страны, что особенно негативно сказывается в ситуации того социально-экономического кризиса, в котором наше государство перманентно пребывает (Успенская В., 1996).

    Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, таким образом они закрепляют доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин. (Джейс Ф.Л., 2001).

    Говоря о гендерных стереотипах как о форме проявления гендерной интолерантности, необходимо отметить, что они, как и другие виды социальных стереотипов, все же выполняют необходимую роль, позволяя человеку быстро ориентироваться в социальной обстановке, «экономя» мышление. Гендерные предубеждения (или предрассудки) являются более выраженной формой гендерной интолерантности, и для них уже гораздо сложнее найти и описать какие-то «полезные» функции, скорее, их роль однозначно можно описать как негативную.

    Гендерные предубеждения (или гендерные предрассудки )– это социальная установка с негативным и искаженным содержанием, это предвзятое мнение по отношению к представителям другого пола. От гендерного стереотипа гендерное предубеждение отличается именно ярко выраженным эмоиональным компонентом, это не просто знание, но и в значительной степени выраженная негативная эмоциональная оценка объекта предубеждения (Клецина И.С., 2007).

    Существующие в сознании гендерные предрассудки проявляются, в том числе, в особенностях восприятия предполагаемого вклада мужчин и женщин в совместную деятельность. Например, исследователи Натали Портер, Флоренс Гейс и Джойс Дженнингс Уолстедт показывали студентам фотографии группы выпускников университета, работающих над исследовательским проектом в одной команде, а затем просили ответить на вопрос о том, кто из этой команды, по их мнению, мог внести наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла только из мужчин, студенты преимущественно выбирали того, кто занимал место во главе стола. Когда группа была разнородной по полу, опять же выбирали мужчину, сидевшего во главе стола. Если же во главе стола сидела женщина, ее обычно просто игнорировали. В целом результаты исследования показали, что каждый из мужчин выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины вместе взятые (Майерс Д., 2004).

    Такого рода предубеждения вызывают и более негативное эмоциональное отношение к женщинам-лидерам, которое проявляется в двух аспектах: во-первых, восприятие женщин как субъектов, менее достойных занимать лидерскую позицию, по сравнению с мужчинами; во-вторых, оценивании предписываемого ролью лидера поведения более негативно, когда оно демонстрируется женщиной (Eagly A.H., Karau S.J., 2002).

    Интересно, что в последние годы зарубежные исследователи обнаруживают одну интересную тенденцию: гендерные предубеждения становятся менее выраженными в отношении женщин, и более – в отношении мужчин.

    Например, в довольно современном исследовании Hosoda M., Stone D.L. (2000) участвовали 173 студента, которым предложили 300 личностных характеристик и попросили разделить их на «мужские» и «женские». Затем другая группа испытуемых (в количестве 57 человек) оценивала предпочтительность этих характеристик. Как показали результаты, хотя содержание качеств, приписываемых мужчинам и женщинам, не изменилось за последние годы, изменилась их эмоционально-оценочная составляющая: большее количество негативных личностных характеристик приписывается мужчинам, чем женщинам, формируя тем самым более негативный стереотип маскулинности. Подобные результаты были получены и в исследованиях Fiebert M.S, Meyer M.W. (1997), Nesbitt M.N., Penn N.E. (2000), Feingold A. (1998). Эти данные интересны тем более, что они приходят в противоречие с результатами, полученными на российском материале: отечественные исследования по-прежнему показывают, что мужчинам приписывается больше положительно оцениваемых характеристик, чем женщинам (Клецина И.С., 2004). Возможно, эти различия – результат усилий, которые во многих западных странах прилагаются для достижения гендерного равенства и гендерной толерантности.

    Гендерные стереотипы и предубеждения не всегда являются осознаваемыми, некоторые исследователи говорят даже об эксплицитных (явных, высказываемых и осознаваемых) и имплицитных (скрытых, не всегда проговариваемых) гендерных стереотипах (см., например, Kiefer A.K., Sekaquaptewa D., 2007).

    Вместе с тем, даже не осознаваемые гендерные стереотипы оказывают существенное влияние на поведение человека в различных областях жизни. Как, например, показывают исследования особенностей взаимодействия взрослых с маленькими детьми в зависимости от сообщаемого пола младенца («гендерного ярлыка», который может совпадать или не совпадать с реальным полом ребенка), при опросах люди высказывали предположения о наличии небольшого количества различий между мальчиками и девочками. Однако при реальном взаимодействии с детьми эти же испытуемые вели себя совершенно по-разному с детьми в зависимости от заданного «гендерного ярлыка»: с «девочками» старались больше разговаривать, побуждать к общению, играть более осторожно; с «мальчиками» же испытуемые вели себя более активно, побуждая их двигаться; также «гендерный ярлык» оказывал свое влияние и на выбор игрушек при общении с детьми (Colombok S., Fivush R., 1994).

    Чуракова Г.Б. (2007) выделяет следующие уровни гендерной толерантности (интолерантности) как социально-психологической характеристики личности: 1 уровень – ярко выраженная гендерная интолерантность; 2 уровень – осознанная гендерная интолерантность; 3 уровень – скрытая гендерная интолерантность; 4 уровень – пассивная гендерная толерантность; 5 уровень – осознанная гендерная толерантность; 6 уровень – активная гендерная толерантность.

    Важнейшей характеристикой гендерно толерантной личности является гендерная компетентность – социально-психологическая характеристика человека, позволяющая ему быть эффективным в системе межполового взаимодействия. Гендерная компетентность включает в себя: 1) знания о существующих ситуациях гендерного неравенства, факторах и условиях, их вызывающих; 2) умения замечать и адекватно оценивать ситуации гендерного неравенства в разных сферах жизнедеятельности; 3) способность не проявлять в своем поведении гендерно дискриминационных практик; 4) способность разрешать свои гендерные проблемы и конфликты, если они возникают (Клецина И.С., 2007).


    тренинга гендерной идентичности лежит программа психологического «сопровождения» взросления подростков или психокоррекционная работа с уже взрослыми людьми. Гендерная идентичность играет важную роль в процессах адаптации и саморегуляции. Это одна из базовых структур самосознания. Если самосознание дисгармонично и несогласованно, человек может страдать от эмоциональных реакций отвержения или
  • Тема: Гиперчувствительность замедленного типа. Гиперчувствительность немедленного типа. Иммунологическая толерантность
    толерантности. Способы индукции толерантности (доза, свойства и путь введения антигена - толерогена; возрастной фактор, длительность пребывания в организме). Значение лимфоцитов, механизмы толерантности. Специфичность иммунологической толерантности. Отмена естественной иммунологической толерантности. Проявление толерантности и ее практическое использование в
  • Приложение 5 к главе 2
    гендерных различий распределения аффективной составляющей полоролевой идентичности» {foto64} {foto65} Бэмп> Бкр для строк. Следовательно, гендерные различия
  • Практическое значение исследования
    гендерного воспитания детей и подростков. Как агенты социализации, результаты исследования могут быть использованы в СМИ и рекламе для формирования положительных гендерных образов. Разработанные методики могут быть использованы как для практических, так и исследовательских целей. Использование неосознаваемой информации позволяет получать более достоверную информацию об уровне гендерного
  • И. Г. Малкина-Пых. Гендерная терапия. Справочник практического психолога, 2003
  • Занятие 2. Исследование гендерных представлений участников тренинга
    тренинга к нетрадиционному представлению проблемы отношений полов в обществе, снятие барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин. Задачи: ? осознание индивидуальных гендерных представлений участников; ? исследование представлений о гендерной асимметрии и гендерной дискриминации в обществе; ? вскрытие феномена
  • Методика и технологические элементы акмеологического тренинга
    тренинга собственно и является самим акмеологическим тренингом, в рамках которого реализуются различные антропотехнические процедуры (обучающие, собственно тренинговые и игровые), проводится сложная и имеющая большое методическое значение экзаменационная процедура, применяется комплекс служебных методик, направленных на повышение эффективности тренинга. В начале тренинга участники разделяются
  • Занятие 3. Толерантное общение.
    тренинга.
  • Показатели и факторы эффективности акмеологического тренинга
    тренинга программно-целевой направленности, наиболее существенные для демонстрации уровня его продуктивности и его специфики среди современных близких ему антропотехнических средств повышения профессионального мастерства. Показатели, являясь характеристиками критериев как измерений эффективности тренинга, разделяются на три основных группы, соответствующие трем основным критериям эффективности
  • Частные вопросы гендерной терапии
    гендерной
  • Общие вопросы гендерной терапии
    гендерной
  • Субъективные показатели
    тренинга, для своей повседневной профессиональной деятельности, а также эффективности тренинга. Проведенное по окончании тренинга формализованное интервью показало удовлетворенность участников результатами обучения, выявило желание продолжить подобное обучение. На основании результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что у значительной части участников изменилась ориентация по
  • Гипотезы исследования
    гендерных особенностей развития полоролевой идентичности личности. На основе анализа теорий идентичности и идентичности, связанной с полом, определить психологическое содержание понятия аффективной составляющей полоролевой идентичности. 2) Обоснование выбора инструментария для определения полоролевой идентичности и ее аффективной составляющей. 3) Анализ нормативных задач развития с точки
  • Возрастно-психологические и гендерные особенности аффективных компонентов образов Мужчины и Женщины
    гендерные особенности аффективных компонентов образов Мужчины и
  • Критерии и показатели эффективности акмеологического тренинга
    тренинга необходимо первоначально определить основные понятия. Критерий есть группа условий, задающая размерность рассмотрения хода и результатов реализации акмеологического тренинга как особого вида антропотехники. Основным - интегральным - критерием тренинга является его эффективность, понимаемая как совершенствование и повышение уровня профессионального мастерства его участников в
  • Приложение № 2
    тренинга, обучение методам саморегулящии? 2. Были ли для тебя занятия в тренинговой группе полезными, интересными? 3. В чем, конкретно, ты чувствуешь улучшение? 4. Как ты считаешь, нужен ли еще один цикл тренингов? Что бы ты хотел
  • Методы исследования
    гендерных ролей и его реализация в виде поведения осуществлялось по методикам О.А.Гаврилица (1998), качественное соотношение маскулинности - фемининности - по методике «маскулинность-фемининность» (МиФ) (Т.Л.Бессонова, 1994, Н.В.Дворянчиков, 1998), количественное соотношение маскулинности-фемининности - по методике «Психологический пол» (О.А.Гаврилица, 1998, Т.Л.Бессонова, 1994). Для решения
  • Литва. Детям про гендерную толерантность

    В 2009 году впервые в истории Литвы была издана методичка «Gender Loops», согласно которой воспитатели должны рассказывать детям об одной из гендерних идентичностей - гомосексуализм. В отчете указано, что только в городе Вильнюс гендерные курсы уже прошли 320 воспитателей. Оказывается, некоторые дошкольные учреждения Вильноса уже применяют эту методику в детских садах. Например, педагоги должны читать детям книгу «Король и король», в которой рассказывается о том, что к королю приходили разные принцессы, но он не хотел жениться ни на одной. При этом принцессы изображены в достаточно негативних образах. Понравился королю король соседнего королевства, на котором он решил жениться. В другой гендерной сказке рассказывается, что Красная Шапочка - это мальчик.

    Следующей рекомендацией является разрешение мальчикам носить юбки, а девочкам одевать мальчишьи брюки. «Сексуальное разнообразие» должно стать приоритетным направлением дошкольного воспитания Литвы и проекта «Gender Loops».

    Министр образования Г. Стяпонавичюс создал рабочую группу для анализа возможного ввода методики «Gender Loops» в дошкольных учреждениях. После того, как дети начали играть «в геев» и вешаться друг другу на шею, их родители очень встревожились и обратились в Министерство социальной политики и труда с просьбой отменить эту методику, ведь пропаганда таких программ может привести к серьезным общественным патологиям.

    Канада. "Бесполый" ребенок .

    В августе 2011 году мир облетело шокирующее известие. Канадские родители начали невиданный эксперимент над собственным ребенком: скрыли пол ребенка, что бы в будущем он (или она) сам выбрал, кем ему быть. 38-летняя Кети Уиттерик и 39-летний Девид Стокер назвали своего ребенка Сторм. Сейчас малышу четыре месяца, а про то, мальчик это или девочка, знают только родители, двое их старших детей (5 и 2 лет) и двое акушерок, которые помогали при рождении ребенка. Родители огласили, что свой пол Сторм выберет самостоятельно, когда вырастет. В обществе эта история вызвала волну возмущений. Еще бы, ведь такие жестокие гендерные эксперименты забирают детство и будущее ребенка. Но Девид Стокер, который к тому же работает школьным учителем сказал, что ребенок имеет право выбрать пол самостоятельно. По его мнению, общество просто загоняет детей в приготовленные для них рамки гендерной идентичности.

    Швеция. Запрещены сказки «Белоснежка» и «Дюймовочка» . Гендерно-дискриминационные игрушки .

    В 1998 году была внедрена гендерная составляющая дошкольного воспитания в Швеции. Поскольку шведское государство все меньше и меньше поддерживает семью и семейное воспитание, то матерям выгоднее уже от года отдавать детей в ясли и детсады. А гендерную педагогику применяют с более раннего возраста. Ведь если её отложить до школы, то ребенок, как говорят гендеристы, «может вжиться в какую-то роль», а именно, что мальчик уже может понимать, что он - мальчик, а девочка, что она - девочка. А это - согласно гендерной педагогике атавизм, с которым она должна бороться.

    Итого, чтобы «не дискриминировать» ребенка, мальчику предлагают розовую кружку, а девочке голубую. А розовая одежда для девочки - это как бы устарелый гендерный стереотип.

    В детском саду «Тродье» гендерную (анти)педагогику применяют уже с 1996 года. Воспитательница Ингеборг Бергваль рассказала, что они стараются искоренить у детей ненужные стереотипы, то есть все то, что есть природным и нормальным. Например, во время обеда мальчики и девочки кушают отдельно. Все потому, что девочки уже с раннего возраста ощущают потребность обслужить мальчиков. А это, как считают гендерные теоретики, небезопасно. Также необходимо отказаться от гендерно-дискриминационных игрушек, которыми играются только мальчики или только девочки: машинками или куклами. Гендерные педагоги считают, что дети должны играть только в гендерно-нейтральные игры, например, конструировать. Гендерный аспект также есть объязательным в программах подготовки шведских учителей.

    27 июня 2011 года в детском саду « Egalia» в Швеции не стало ни мальчиков, ни девочек. Нет, детский сад не закрыли - туда ходят как и раньше 33 ребенка, но теперь у них нет пола, теперь они просто «друзья». Работники детского сада Стокгольма стараются уже не употреблять местоимение «он» и «она». По-шведски это звучит так: «он» - han, «она» - hon. Вместо этих местоимений воспитатели используют бесполовое слово hen. И хотя в классическом шведском языке этого местоимения не существует, однако оно есть в жаргоне гомосексуалистов и феминисток. Заведующая детсадом 52-летняя Лота Райалин поясняет: «Мы используем это слово, когда, например в детский сад должен прийти врач, милиционер, электрик. Мы не знаем, кто это будет - мужчина или женщина и поэтому просто говорим, что hen придет во втором часу».

    Чтобы дети не поддавались «гендерным стереотипам», воспитатели тщательно выбирают детские сказки. В саду «Egalia» запрещены такие сказки как «Белоснежка», «Дюймовочка» и другие, поскольку главные героини там слишком женственные. Вместо этого детям читают новые гендерные сказки о жирафах-гомосексуалистах. Это история о том, как двое самцов-жирафов переживали, что не могут иметь детей. Однако все изменилось, когда они нашли брошенное крокодилье яйцо, которое усыновили.

    Также не менее ужасной сказкой для детей есть сказка о двух гомосексуальных кенгуру, которые усыновили себе маленького кенгурёнка.

    Почти все сказки и истории в гендерно-корректном детсаде рассказывают об однополых парах, одиноких родителях и детях-сиротах. Заведующая детсада считает, что ее заданием является создать толерантную обстановку, особенно по поводу гомосексуалистов, лесбиянок и других гендерных идентичностей.

    Швейцария. Секс-портфели для детских садов

    «В сентябре 2011 года детским садам города Базели (Швейцария) передали тканевые модели человеческих гениталий, так называемые «секс-портфелики» (комплекты для полового образования) для того, что бы показать детям, что контакт с телом может быть приятным», - сообщает lifesitenews.com.

    Согласно информации Швейцарской газеты The Local, программа для учителей по половому воспитанию в начальных классах и детских садах прямо пропагандирует онанизм - рекомендует детям использовать модели половых органов и массажировать друг друга или тереть себя теплыми мешочками с песком под приятную музыку.

    «Мы должны подбадривать детей в развитии их сексуальности и делать это способом, который будет для них приятным», заявил в этом году Дениел Шнадер (Daniel Schneider) , заместитель директора детского сада в Базели, который помогал в составлении плана полового созревания. Однако последствия такого извращенного «подбадривания» - травмирующие. Это потеря детства, моральных границ, развращение детей и молодежи, неспособность создать семью и другое.

    Чиновники, которые уже получили более чем 3000 жалоб от родителей, согласились только поменять название программы («секс-портфель»), но не будут останавливать внедрение тканевых моделей в школах. Лидеры семейных организаций рассказали о своем страхе перед последствиями этой программы, которая рассчитана на пятилетних детей. Они создали сайты, сообщества родителей, педагогов и пишут петиции для того, что бы остановить введение сексуального воспитания в Швейцарии. Дениел Трепитш (Daniel Trappitsch) с ассоциации «Граждане для граждан» (Citizens for Citizens) назвал идею «катастрофической разработкой», которая вообще угрожает будущему существованию страны.

    Австрия. Гендерные детсады

    В 1999 году в австрийской столице был создан первый полочувствительный гендерный детский сад «Fun & Care» («Забава и забота»). Возглавила его Даниела Орнер. Отдавая туда своих детей, многие родителей считали, что в таком заведении будут созданы самые лучшие условия как для мальчиков, так и для девочек. Ведь гендерные воспитатели предлагают детям «новые, альтернативные возможности и пути, что отличны от обычных половых ролей». Но как это все реализовывается на практике?

    Очень легко. Девочек учат играть футбол, забирать у мальчиков машинки, ремонтировать, достигать своего криком и силой. Мальчикам показывают, как играться с куклами, знакомят с косметикой, массажем и присмотром за телом. Каждому мальчику выдают сумку с косметикой и поясняют, что означает быть красивым, одевают в платья принцесс, красят ногти и помогают привыкнуть к пассивной роли: терпеть, просить о помощи. Этим равным возможностям «помогают» также и примеры воспитателей, которые часто исполняют нехарактерные для них роли. Вот вам «забава и забота»!

    Депутат из Австрийской партии свободы К. Клемент резко осудил в венском парламенте этот и другие педагогические гендерные проекты Gender Mainstreaming. Но его выступление было осуждено и высмеяно. А Ренату Браузер, которая начала эти проекты, даже подняли по служебной лестнице. Сегодня она вице-мер Вены и заместитель главы Социал-демократической партии Австрии.

    МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

    Новое тысячелетие остро ставит перед мировым сообществом новые про­блемы: формирование толерантности в отношениях между полами и достижение гендерного равенства в обществе. Существенная роль в их решении отводится.системе школьного образования. Необходимость формирования гендерной толе­рантности у подрастающего поколения определяется объективно существующей потребностью общества в толерантной личности, гибкой и адаптивной к различ­ным социальным условиям.

    Сущность проблемы гендерной толерантности заключается в том, как при определенных гендерных различиях научить молодых людей жить и сотрудничать в различных сферах жизнедеятельности. Гендерная толерантность предполагает готовность к безусловному принятию себя и других, активную позицию личности, имеющей свои жизненные ценности, и с уважением относящейся к позициям и ценностям лиц другого пола; а также диалогичность общения и доверительные взаимоотношения.

    Гендерная толерантность предполагает психолого-педагогическую готовность к пониманию и принятию лиц с иной гендерной идентичностью, признанию множествен­ности проявлений гендерного поведения и гендерных ролей, отказу от доминирования и насилия в отношениях между полами, принятию идей гендерного равенства.

    Поскольку проблема формирования гендерной толерантности является полиаспектной, то становится целесообразным исследовать гендерную толерантность у старшеклассников в целом, как активную нравственную позицию личности, так и основные ее компоненты, когнитивный, эмоциональный и деятельностный, соотносимые с конкретными сферами жизнедеятельности человека (сфера межличност­ного общения юношей и девушек, индивидуальных интересов и увлечений, семей­ных отношений, профессиональной и общественно-политической деятельности).

    В качестве диагностической методики для определения гендерной толерантности юношей и девушек нами разработаныопросники (мужской и женский вариант), которые прошли экспертную оценку и апробацию. Они представляет собой ряд безличных суждений. Старшеклассникам предлагается указать степень своего согласия или несогласия с данными суждениями, используя четырехпозиционную шкалу, при этом каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл. Ниже приведены тексты опросников.

    Опросник «Гендерная толерантность» (вариант для девушек)

    Уважаемые девушки, просим Вас высказать свое согласие или несогласие с приведенными ниже суждениями. Свое отношение к ним оцените следующим об­разом: определенно согласна - +2 балла; скорее согласна, чем не согласна - +1 балл; скорее не согласна, чем согласна - -1 балл; определенно не согласна - -2 балла. Надеемся на искренность Ваших ответов. Спасибо!

    1. Мужчины способны более эффективно, чем женщины, решать вопросы на посту главы государства.

    2. Одним из главных достоинств юноши должна быть «сила», а девушки - «слабость».

    3. Едва ли найдется такая сфера увлечений, где мужчина не смог бы успешно конкурировать с женщиной.

    4. Профессиональная карьера не должна занимать ведущее место в системе жиз­ненных ценностей мужчины.

    5. Лидерство в семье может быть ситуативным: в одних вопросах главенствует муж, в других - жена.

    6. Бесконечные войны, расхождение слов с делами - следствие жесткой мужской политики.

    7. Юноше не следует демонстрировать тревогу, чтобы не прослыть немужественным.

    8. В увлечениях мужчин и женщин на самом деле больше сходств, чем различий.

    9. В силу своей рациональности и направленности на дело мужчины способны до­биться большего успеха в бизнесе, чем женщины.

    10. В воспитании детей отцу не следует быть мягким, ему нужно проявлять твер­дость и решительность

    11. Политика - дело в равной степени мужчин и женщин.

    12. Пассивное поведение юноши по отношению к девушке - признак женственности.

    13. Мужчине не следует иметь слишком большой круг увлечений.

    14. Мужчинам необходимо всегда оставаться активными и стремиться к достижениям.

    15. Если.в семье возникнут материальные затруднения, то поиском дополнитель­ного заработка должен заниматься муж.

    16. Я чувствую тревогу, когда женщин пытаются отстранить от решения жизненно

    важных для страны вопросов.

    17. Я начинаю раздражаться, когда парень пытается меня поучать.

    18. Меня нисколько не беспокоит, что мужчины часто оказываются успешными в тех видах увлечений, которые традиционно считались «женскими».

    19. Мне не нравится тот факт, что наиболее высокопоставленные должности на предприятиях чаще всего достаются мужчинам.

    20. Я буду испытывать дискомфорт, если всякий раз последнее, слово

    в принятии важных семейных решений будет оставаться за мужем.

    21. Мне неприятна расчетливость и жесткость политиков-мужчин.

    22. Парень, который «плачется в чужую жилетку», мне не симпатичен.

    23. Мужские увлечения, хобби нельзя признать по-настоящему серьезными.

    24. Преимущество мужчин в том, что они способны решать производственные про­блемы взвешенно, рассудительно, без лишних эмоций.

    25. Мужчина, который не проявляет эмоционального сочувствия к женщине, не вызывает у меня уважения.

    26. Образ политика-мужчины мне несимпатичен.

    27. Нерешительность парня, его желание во всем искать совета - выводят меня из терпения

    28. Я приветствую, когда юноша в жизни чем-то серьезно увлекается.

    29. Мне нравится, когда мужчины проявляют энергичность и инициативность в ре­шении производственных проблем.

    30. Счастье мужчины и женщины - в разделении труда: муж - вне дома, жена - в доме; муж-«в народе», жена-«среди семьи».

    32. Часто я не склонна уступать парню в споре.

    33. Если мне не понравится увлечение моего парня, он вынужден будет с ним расстаться.

    34. При выборе на руководящий пост между мужчиной и женщиной я склонна от­дать предпочтение наиболее опытному и компетентному работнику.

    35. При воспитании сына, я буду поощрять в нем стремление быть первым.

    36. Я не доверяю словам и действиям политиков-мужчин, поскольку они не склон­ны прислушиваться к мнениям людей.

    37. Я признаю за каждым право на открытое выражение своих чувств и эмоций не­зависимо от того, Юноша это или девушка.

    38. Я не склонна поддерживать такие увлечения парня, как вышивание или вязание.

    39. Мне не хотелось бы иметь в будущем деловых партнеров среди мужчин из-заих высокомерности и тщеславия.

    40. В моей будущей семье у сына не будет запрета на эмоциональное самовыражение.

    42. Я избегаю общения с робкими и неуверенными в себе юношами.

    43. Мне хотелось бы дружить с парнем, который имеет разносторонние интересы и увлечения.

    44. При выборе профессии я не буду смотреть на то, «мужская» она или «женская» а остановлюсь на той, которая в наибольшей степени соответствует моим интересам и возможностям.

    45. В семье, которую я создам, обязанности не будут жестко делиться на «мужские»и «женские».

    Опросник "Гендерная толерантность» (вариант для юношей)

    Уважаемые юноши, просим Вас высказать свое согласие или несогласие с приведенными суждениями. Свое отношение к ним оцените следующим образом: определенно согласен - + 2 балла; скорее согласен, чем не согласен - + 1 балл; cкорее не согласен, чем согласен - -1 балл; определенно не согласен - -2 балла. Надеемся на искренность Ваших

    ответов. Спасибо!

    1. Женщины неспособны эффективно решать вопросы на посту главы государства

    2. Одним из главных достоинств юноши должна быть «сила», а девушки - «слабость"

    3. Едва ли найдется такая сфера увлечений, где женщина не смогла бы успешно, конкурировать с мужчиной.

    4. Женщина хотя и может обладать чертами, полезными для руководителя, у» обычно отсутствуют качества, позволяющие стать настоящим лидером.

    5. Лидерство в семье может быть ситуативным: в одних вопросах – главенствует муж, в других - жена.

    6. В силу направленности на поиск согласия женщины быстрее, чем мужчины г ходят к компромиссу на переговорах.

    7. Девушке следует быть мягкой и уступчивой, ей не к лицу решительность и жесткой

    8. В увлечениях мужчин и женщин на самом деле больше сходств, чем различий

    9. Эмоциональность и неуравновешенность мешают женщине добиться больше успеха в бизнесе. .

    10. Воспитанием детей в семье должна заниматься, прежде всего, мать, так как она лучше понимает проблемы своих детей.

    11. Женщины в правительстве могли бы вносить свой, особый вклад в решение проблем общества.

    12. Специфика женской любви заключается в том, чтобы быть любимой, а не, бить самой.

    13. Каждому мужчине необходимо иметь свое хобби, для женщины иметь его не обязательно.

    14. Женщина не должна наравне с мужчиной активно трудиться в общественном производстве.

    15. Если в семье возникнут материальные затруднения, то поиском дополнительного заработка должен заниматься муж.

    16. Мужчинам не следует мириться с тем, что женщины постепенно вытесняют их из политики.

    17. Мне неприятны девушки, которые пытаются в споре «умничать».

    18. Меня нисколько не беспокоит тот факт, что женщины все чаще оказываются успешными в тех видах увлечений, которые раньше считались «мужскими».

    19. Я с большей симпатией отношусь к руководителям-мужчинам, чем руководителям-женщинам.

    20. Я буду испытывать сильный дискомфорт, если каждый раз последнее слово и принятие важных семейных решений будет оставаться за женой.

    2 1, Женщины в правительстве - это опасно: слишком много эмоций.

    22. Я признаю за каждым право на открытое выражение своих чувств независимо от того, юноша это или девушка.

    23. Женские увлечения, хобби нельзя признать по-настоящему серьезными;

    24. Я не хотел бы иметь деловых партнеров среди женщин в силу их эмоционально­сти и непредсказуемости.

    25. Мать, слишком строгая к своим детям, не вызывает у меня симпатии.

    26. Мое уважение к политикам-мужчинам или женщинам зависит от проявления их личностных качеств, а не принадлежности к тому или иному полу.

    27. Активность, напористость девушки вызывают у меня неприятные

    ощущения.

    28. Жизненные увлечения делают девушку более привлекательной.

    29. Не очень-то уважаю женщин, стремящихся овладеть «типично мужскими» профессиями.

    30. Счастье мужчины и женщины - в разделении труда: муж - вне дома, жена – в доме; муж - «в народе», жена – «среди семьи».

    32. Я стараюсь избегать общения с девушками с твердым характером.

    33. Если мне не понравится увлечение моей девушки, она вынуждена будет с ним расстаться.

    34. При выборе на руководящий пост между мужчиной и женщиной я бы отдал пред­почтение наиболее опытному и компетентному работнику.

    35. Главное, что я буду воспитывать во взрослой дочери - умение слушать во всем своего супруга.

    36. Я в большей степени склонен доверять словам и действиям политиков-женщин, нежели мужчин, поскольку они лучше понимают проблемы людей.

    37. Я предпочитаю общаться с такими девушками, которые способны к пониманию другого.

    38. Своей девушке я не позволю заниматься «мужскими» видами спорта.

    39. Заслуга женщины в том, что она способна создать гармоничную атмосферу в коллективе.

    40. В своей будущей семейной жизни я буду внимательным и заботливым по отно­шению к своим жене и детям.

    42. Я стремлюсь к общению с активными, общительными девушками.

    43. Я хотел бы дружить с девушкой, имеющей разносторонние увлечения.

    44. При выборе своей профессии я не буду смотреть на то, «мужская» она или женская», а остановлюсь на той, которая в наибольшей степени соответствует моим интересам и возможностям.

    45. В семье, которую я создам, обязанности не будут жестко делиться на «мужс­кие» и «женские».

    Обработка результатов

    Результаты получаются сложением баллов с учетом их знака. При этом в оп­росниках имеются как прямые, так и обратные суждения. В обратных суждениях так меняется на противоположный. В женском варианте опросника к обратным относятся следующие суждения:1,2,4,6,7,8,9,10,12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, ."2, 23, 26, 27, 29, 30,32,33,35,36,1,38,39,41,42, в мужском варианте обратными являются суждения под номерами: 1,2,4,6,7, 8,9,10, 12,13,14,15,17,19,20,21,22, 23,25,26,27, 29,30, 32, 33, 35, 36, 38, 39, 41, 42. .

    Уровни сформированности гендерной толерантности. Характер суждений относительно принятия тех или иных гендерных особенно­стей личности, позволяет сделать вывод об уровне сформированности гендерной толерантности / интолерантности у старшеклассников. Нами выделено шесть сту­пеней (уровней)исследуемого качества:

    1 уровень - от -90 до -61 - ярко выраженная гендерная интолерантность;

    2 уровень - от -60 до -31- осознанная гендерная интолерантность;

    3 уровень-от -30 до О- скрытая гендерная интолерантность

    4 уровень-от +1 до +30 пассивная гендерная толерантность;

    5 уровень - от +31 до +60 осознанная гендерная толерантность;

    6 уровень - от +61 до +90 активная гендерная толерантность

    Интерпретация результатов опросник

    В качестве основных критериев гендерной толерантности нами рассматрива­ется сформированность трех ее компонентов: когнитивного, эмоционального и деятельностного.

    1 уровень - ярко выраженная гендерная интолерантность

    Когнитивный компонент: однобокость взглядов на мир; наличие в сознании жестких гендерных стереотипов относительно возможностей полов в различных сферах деятельности; жесткий выбор своей гендерной идентичности; ориентация на «особое предназначение» мужчин и женщин.

    Эмоциональный компонент: негативное отношение к лицам противоположного пола и к гендерным различиям; демонстра­ция враждебности к лицам другого пола или гендера; открытое осуждение отступле­ния от патриархатных моделей устройства общества. Деятельностный компонент: выбор видов деятельности и поведения строго соответствующих своей половой груп­пе; избегание общения с лицами противоположного пола или типа гендера, вплоть до отказа от деятельности; совершение насильственных действий в отношении их.

    2 уровень - осознанная гендерная интолерантность

    Когнитивный компонент: некритичное разделение людей на «своих» и «чужих»;

    жесткий выбор своей гендерной идентичности; наличие гендерных стереотипов сознания, ограничивающих возможности полов в отдельных видах деятельности; наличие идей о превосходстве одного пола над другим.

    Эмоциональный компонент: нетерпимое отношение к представителям противоположного пола или иного типа гендера; сознательный отказ понимать многообразие их эмоциональных прояв­лений; навешивание

    неуважительных ярлыков.

    Деятельностный компонент: подчер­кнутая демонстрация поведением и внешним видом принадлежности к своей по­ловой группе; общение преимущественно с лицами своего пола; демонстрация в вербальной форме своей неприязни к лицам противоположного пола или иного типа гендера, наличие конфликтов при взаимодействии с ними.

    3 уровень - скрытая гендерная интолерантность

    Когнитивный компонент: наличие, гендерных стереотипов сознания относитель­но возможностей полов в отдельных видах деятельности; признание, чаще на сло­вах, права на гендерные различия; предпочтение соответствующей полу гендер­ной идентичности.

    Эмоциональный компонент: предвзятое или безразличное от ношение к Представителям противоположного пола или иного типа гендера; не­приятие отдельных эмоциональных проявлений с их стороны; наличие чувства пре­восходства над другим полом.

    Деятельностный компонент: стремление скрывать предвзятое отношение к лицам противоположного пола или иного типа гендера;

    избегание личностных контактов или публичного высказывания в их адрес; нали­чие отдельных конфликтов при взаимодействии с ними.

    4 уровень - пассивная гендерная толерантность

    Когнитивный компонент: осознание ценности разнообразия взглядов на мир;

    склонность неосознанно разделять некоторые гендерные предрассудки; ориента­ция на смягчение гендерных различий; свободный выбор собственной гендерной идентичности.

    Эмоциональный компонент: спокойное, нейтральное отношение к представителям другого пола или гендера; принятие разнообразия

    гендерных ро­лей; стремление контролировать свои негативные эмоциональные реакции по отно­шению к лицам противоположного пола или иного типа гендера.

    Деятельностный компонент: выбор видов деятельности и поведения, исходя из собственной гендер­ной идентичности; направленность на общение с лицами другого пола или гендера;

    допустимость отступлений от патриархатных моделей устройства семьи и общества.

    5 уровень - осознанная гендерная толерантность

    Когнитивный уровень: признание существования различных точек зрения; ори­ентация на смягчение гендерных различий; признание за каждым права на свобод­ный выбор своей гендерной идентичности; отсутствие ориентации на «особое пред­назначение» полов. Эмоциональный компонент: принятие многообразия гендер­ных проявлений; повышенная восприимчивость к проявлениям насилия в гендер­ных отношениях; ценностное отношение к лицам другого пола или гендера, спо­собность находить в их взглядах нечто полезное и ценное для себя; принятие идей гендерного равенства.

    Деятельностный компонент: свободный выбор видов дея­тельности и поведения исходя из индивидуальных интересов; стремление к кон­тактам с противоположным полом, к сотрудничеству в разных видах деятельности;

    сознательное избегание конфликтов с лицами другого пола или гендера.

    6 уровень - активная гендерная толерантность

    Когнитивный компонент: полифонический взгляд на мир; отсутствие гендер­ных стереотипов сознания; стремление рассматривать иной пол сквозь призму его ценностей и приоритетов.

    Эмоциональный компонент: уважительное отношение к представителям другого пола или гендера; высокая оценка самого факта существо­вания гендерных различий; безусловное принятие ценности индивидуального над групповым; принятие эгалитарной модели устройства семьи и общества.

    Деятель­ностный компонент: оказание помощи и поддержки тому, кто подвергается интолерантному отношению; активное стремление к сотрудничеству с противоположным полом в любых сферах деятельности; избегание конфликтов; стремление к конст­руктивному решению проблем; утверждение идей гендерного равенства в обществе.

    Разумеется, это лишь один из вариантов методики для определения гендер­ной толерантности старшеклассников. Выбор диагностических средств можно су­щественно расширить по сравнению с указанным, исходя из конкретных целей ди­агностики и особенностей испытуемых.

    Н. В. Круглова

    ПЕРСПЕКТИВЫ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РОССИИ

    Работа представлена кафедрой теоретической и прикладной культурологии СПбГУ.

    Статья посвящена проблеме обретения гендерной толерантности в современной России. Представлено понятие гендерной толерантности и результаты ее реализации. Анализируются основные черты гендерного порядка в России, тенденции в политической, социальной, профессиональной, приватной и сексуальной сферах. Трансформация современной российской культуры делает проблематичным обретение гендерной толерантности в ближайшее время.

    Ключевые слова: гендерные исследования, толерантность, эмансипация, публичный дискурс, приватный дискурс, равноправие, критицизм, либерализация.

    PERSPECTIVES OF GENDER TOLERANCE IN RUSSIA

    The article is devoted to the problem of establishment of gender tolerance in modern Russia. The concept of gender tolerance and the results of its realisation are described. The basic features of gender order, the main tendencies in political, social,

    professional, private and sexual spheres are analysed. The transformation of modern Russian culture makes it difficult to establish gender tolerance in the nearest future.

    Key words: gender study, tolerance, emancipation, public discourse, private discourse, equality of rights, criticism, liberalisation.

    Для современной России актуален вопрос освоения толерантных отношений во всех сферах: политической, социальной, экономической, профессиональной, религиозной, а также межэтнической, межпоколен-ной, межполовой. Вопрос о гендерной толерантности, относящийся к сфере межполо-вых отношений, является для нашей страны не только совсем новым, но и особенно актуальным и сложным, так как касается этого рода отношений не только в семье, но и в профессиональной, социальной, политической, интимной сферах. И все эти сферы культуры находятся в фазе трансформации, переопределения. Этому проблемному типу толерантности, его особенностям и перспективам формирования в нашей стране посвящена данная статья*.

    Под гендерной толерантностью понимается непредвзятое отношение к представителям другого пола или другого отношения к полу, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, следования стереотипным мнениям, выражения превосходства, проявления дискриминации по признаку как биологического (мужчина-женщина), так и социально-культурного (сконструированного и/или с которым происходит идентификация) пола.

    Важнейшие принципы толерантности в гендерных отношениях сводятся к следующему: 1) сотрудничество, дух партнерства между представителями полов, группами;

    2) готовность принимать мнение противоположного по полу партнера, либо имеющего иное отношение к полоролевым установкам;

    3) уважение человеческого достоинства независимо от биологического или социальнокультурного пола, половой самоидентификации; 4) уважение прав другого и права на другое; 5) принятие другого таким, какой он есть, без априорного наделения его стереотипными недостатками; 6) способность поставить себя на место другого; 7) уважение

    права быть иным; 8) признание многообразия подходов к половой и гендерной самоидентификации; 9) признание равенства; 10) терпимость к иному поведению; 11) отказ от доминирования, причинения вреда и насилия .

    Понятие гендерная толерантность - порождение западной культуры, как и понятие толерантность в целом. Оно связано исторически с процессом эмансипации человека, начатым буржуазными революциями, и формированием новой эры - эры прав человека, в рамках которой пересматриваются властные отношения в обществе: из субъект-объектных они становятся субъект-субъектными. Оформляется и субъектность женщины как полноценного, равноправного члена общества. Строительство этой субъектности в рамках либерально-демократического общества связано с оформлением целого ряда новых субъектов социальных взаимоотношений, поскольку «неравенство в распределении плодов патриархата распространяется не только на женщин, но и на мужчин: гегемонистская маскулинность белых гетеросексуальных мужчин среднего и высшего класса конструируется в противовес не только фемининностям, но и подчиненным (классовым, расовым, сексуальным) маскулинностям» .

    В западных странах завоевание женщинами социального статуса, сопоставимого по основным параметрам с мужским социальным статусом, связано с обретением политических (гражданских), социально-экономических, репродуктивных прав. Процесс этот идет в три этапа: первый - буржуазные революции, как революции «права» и «правосознания»; второй - промышленная революция, несущая равноправие в социально-экономической сфере; третий - культурные революции: гендерная, связанная с феминистским движением и появлением гендерных исследований; сексуальная революция, обозначившая изменение подхода к репродуктивной функ-

    ции, распространение женской гормональной (наиболее надежной) контрацепции, поставившая вопрос о «нормализации» женской сексуальности, об изменении взглядов на любовь, рождение детей; семейная революция, пересматривающая цели и функции семьи, принципы и сроки ее формирования.

    Результатом активности и наступатель-ности женского движения стала оптимизация социального, экономического, профессионального, политического и сексуального статусов западной женщины, обретение ею автономности и самодостаточности к концу XX в. «В самых развитых демократических государствах, таких как Канада, Финляндия, Исландия, Швеция, Норвегия, Дания в последние 30 лет завершается «тихая женская революция». Женщины этих стран добились почти половины мест во всех структурах власти и изменили содержание политики. Ее главные приоритеты - повседневная жизнь людей: здравоохранение, пенсионное обеспечение, образование и т. д. Сюда идет большая часть бюджетных средств. Женщины не просто заполняют пространство политики, а заявляют, что намерены в корне изменить ее правила и содержание, что призваны морально совершенствовать, гуманизировать отношения в ней. Под воздействием женщин, пришедших к власти, эти страны стали самыми спокойными и пригодными для проживания рядового человека» .

    Вступив на этот путь в конце XX в., Россия в этом вопросе существенно отстает от Европы, хотя в целом начинает воспроизводить его этапы. Своеобразие ситуации в России задано не только мучительным, возвратно-поступательным характером модернизации, реформирования, трансформации, но и спецификой гендерных отношений и соотношений. Прежде всего необходимо отметить факт катастрофической убыли мужского населения в стране в течение всего XX в. Первая и Вторая мировые войны с необъяснимо высокими человеческими потерями, индустриализация, коллективизация, систематические репрессии, афганская война, первая и вторая чеченские компании, криминальные войны и другие издержки модерни-

    зации (наркомания, алкоголизм, депрессии, суицид) породили устойчивый феномен дефицита мужчин. По данным Госкомстата, соотношение мужчин/женщин с 1959 по 2000 г. (данные на начало года) показывает весьма слабую динамику, не изменяющую главную тенденцию: мужчины находятся в меньшинстве: примерно на 13 млн человек их меньше в 1959 г. и только на 9 млн в 2000 г. Такое же соотношение прогнозируется до 2016 г. Наибольший дефицит мужчин наблюдается в относительном сопоставлении в возрастных категориях 25-49 лет, т. е. в период расцвета женской фертильности (детородности). Уровень смертности среди мужчин в трудоспособном возрасте в целом в 4 раза больше, чем у женщин, особенно от таких видов причин, как болезни органов кровообращения, дыхания, несчастных случаев, некоторых инфекционных болезней (в отдельных видах до 5-7 раз) . На таком демографическом фоне трудно развернуть ту самую «войну полов», которая привела к разительным переменам в положении женщины в Европе.

    Несмотря на то, что женщины в России образуют устойчивое большинство на протяжении всего XX в. (с сохранением ситуации на начало XXI в.), в политическом и социальном плане они рассматриваются как меньшинство, страдающее от неравенства, несправедливости, эксплуатации, дискриминации. Гендерные зависимости пронизывают все основополагающие социальные отношения, «гендер оказывается одним из базовых принципов социальной стратификации. Другими такими принципами выступают этнич-ность (национальность), возраст, социальная принадлежность. Сочетание этих стратификационных принципов усиливает действие каждого из них» . Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса (Ш. Фурье), однако есть ли признаки реального их расширения в публичном пространстве (политическом, социальном, профессиональном)?

    Вовлечение женщин в политику может принимать две формы: 1) интеграция, которая предполагает массовое участие женщин, интеграцию их в политический процесс, что

    снимает неоправданную напряженность не только между полами, но и в нормативном взаимодействии сфер публичной и приватной; напряженность, подрывающую основы консолидирующей демократии; 2) маргинализация, при которой женщины, недостаточно представленные в структурах власти, исключены из процесса принятия решений, принуждены приспосабливаться к чужим и чуждым политическим решениям, находиться в ожидании покровительства, состоянии иждивенчества . Представленность в настоящее время российских женщин в политике явно свидетельствует о преобладании второго варианта, на что пока существенно не влияет даже введение трех женщин-министров в состав нынешнего кабинета министров. Это воспроизводит ситуацию советского периода, свидетельствуя, что изменения в данной сфере минимальны. Несмотря на квоты, введенные на присутствие женщин в Верховном Совете СССР, они не меняли сути «чисто вывесочной» советской демократии, при которой ключевые решения принимали именно мужчины, находящиеся в высшем партийном руководстве. Так, в «1966-1967 гг. в составе населения было 45,8% мужчин и 54,2% женщин, в Политбюро и секретариате - 100% мужчин, в составе партии их было - 79,1% и 20,9% - женщин, в составе ЦК КПСС - 97,2% мужчин и 2,85% женщин. Маргинальность, необходимость приспосабливаться к чужому взгляду на политический процесс была их уделом» . Характерно высказывание, обращенное к российскому настоящему (но соответствующее и советскому прошлому) журналиста

    А. Аронова: «Мы тут не в Индии, женщину во власть никогда не выберем!» [цит. по: 2, с. 102].

    Перестройка и последующее постпере-строечное время не привели к модернизации системы гендерных отношений, скорее к ее архаизации, к усилению гендерной асимметрии не только в политической, но и в социальной, и профессиональной сферах. Женщине в советский период отводилось две роли: «труженицы» и «матери». Они были обязательными и обеспечивали ей статус граж-

    данки. Государство создавало условия для совмещения этих ролей. Советская женщина практически не знала, что значит быть просто женщиной, заботиться о своем здоровье и внешности, а также иметь собственные интересы вне интересов социалистического производства и семьи. Эмансипация по-советски означала ее постоянную усталость и перегруженность как непомерную плату за навязанный государством и обществом «компромисс»: совмещение производительного труда на предприятии, материнских забот и изнуряющего домашнего труда. Учитывая это, женщины постоянно стремились к образованию и были более успешны в обучении. «По данным социологов (1994 г.): 47% работающих женщин и 34% работающих мужчин имеют: высшее, среднее специальное и техническое образование, т. е. работающие женщины были более образованны... Однако с момента перестройки происходит формирование двух секторов на рынке труда (т. е. произошел резкий возврат к патриархатному порядку в экономической сфере): 1) новый, рыночный, «:мужской», престижный и высокооплачиваемый и 2) «женский», традиционный, государственный, где сохраняется чисто внешне высокий социальный статус, но с низкой оплатой труда: в образовании трудится 78% женщин, здравоохранении и социальном обслуживании - 83%, торговля, общественное питание - 76%, связь - 71%, культура и искусство - 72%. Резко обозначилось вытеснение с рынка труда слабых, но более образованных женщин как незащищенного меньшинства» . Женщин усиленно отправляют в сферу частной жизни, освобождая от нее поле экономики и политики.

    Разделение сфер частной и общественной жизни - явление позитивное, помогающее индивиду обрести независимость и самостоятельность. Но оно двойственно и противоречиво: семья в буржуазное время является воплощением патриархата. С переходом к свободным рыночным отношениям ситуация женщины в России менялась самым различным образом и нарастающими темпами меняется до сих пор. Несмотря на то, что за советский период четыре поколения женщин

    были приучены расценивать роль домохозяйки как не престижную, с началом перестройки обозначился и добровольный, и вынужденный возврат, тяга к домоводству и статусу домохозяйки. Изменение повседневных практик касается прежде всего быта и включенности в него женщин. «Сфера быта рассматривается как сфера самореализации женщины, как сфера свободы и укрытие от работы и государства, от «дикой публичности». Однако это и сфера борьбы нового и старого. Формирование нового быта обеспеченных классов становится возможным за счет процессов стратификации» .

    Поиски путей организации жизни в новых условиях (совмещение профессиональной и семейной жизни, быта и досуга) заставляют современных образованных городских женщин анализировать свой жизненный опыт, оценивать ресурсы по самостоятельному выстраиванию такого варианта жизни, при котором они минимизируют зависимость как от семьи, так и от внешних социальноэкономических условий. Специалисты именуют такой тип женщин автономным , и появление его в России означает освоение европейского варианта освобождения женщины от контроля, обретение ею независимости и возможности принимать самостоятельные решения как в публичной, так и приватной сферах.

    Изменения, происходящие в российской семье, по-своему свидетельствуют о неоднозначности гендерных отношений, о подспудно происходящей их ломке. Она заметна и в отказе одного пола от жесткого и безусловного подчинения другому, и в общей десакрализации отношений власти - будь-то в семье или в государстве. Возникло несколько устойчивых тенденций в обществе, приводящих к модернизации семьи: 1) вытеснение «государственного» российского человека человеком «приватным»; 2) тенденция к разграничению сфер государственной и частной жизни. «Моя семья - моя крепость» - это институт, который находится как бы вне сферы вмешательства государства. Помощь государства стала столь несущественна, что только члены семьи несут тяготы семейной жиз-

    ни и отвечают за ее благополучие; 3) распространение в семье нормы реципрокности -взаимности. В средней российской семье отсутствуют авторитарно-иерархические отношения - нет жесткого подчинения одного пола другому. Причем нет ни бесспорного, как бы формализованного признания авторитета отца, ни полного контроля над жизнью семьи со стороны матери. Другие параметры -степень подчиненность индивида семье или степень участия в принятии решений говорят об устойчивой демократизации внутрисемейных отношений. «Это следствие кризисного состояния рынка труда, общей социально-экономической нестабильности, что приводит к отказу от четкой ориентации на традиционное разделение семейных функций в пользу иных, более современных и гибких правил поведения, в частности демократического правила «взаимозаменяемости» всех семейных обязанностей. Экономическое положение людей настолько тяжело, что они на практике готовы меняться гендерными ролями, выполняя то роль добытчика, то роль няни или воспитателя для ребенка, только бы дожить до завтрашнего дня. Эволюция внутрисемейных отношений в России идет, хоть и со своими особенностями, но примерно в том же направлении, что и в основной массе европейских стран, т. е. семья рассматривается как любовный, личностный союз, а не социально-функциональное партнерство » .

    Разительными темпами меняется и сексуальная жизнь женщины, но здесь также проявляются противоположные тенденции: с одной стороны, либерализация женской сексуальности, ее автономизация, сфера репродукции отрывается от брака; с другой, - ре-патриархализация, т. е. «сексуальные потребности женщин считаются вторичными, от женщины продолжают ожидать обслуживания мужчины, в том числе сексуального. появление рыночных сценариев, при которых секс становится предметом торга и обмена» .

    Не менее сложным предстает и процесс институционализации гендерных исследований в России. Гендерные исследования - это

    политизированная и идеологизированная область знаний, связанная с независимым женским движением, возникшим и набирающим силу в нашей стране с момента перестройки. Как отмечают специалисты, «для либерального эссенциализма российского образца характерно сегодня отождествление феминизма с мужененавистничеством, индивидуальной депривированностью женщин-инициато-ров гендерных исследований, политической ангажированностью и гомосексуальной ориентацией сторонников гендерного подхода. Эти культурные барьеры приводят к тому, что гендерные и феминистские исследования рассматриваются в обществе как ориентированные на нежелательные изменения в сфере отношений между полами и, прежде всего, на разрушение института семьи» . В этой ситуации автономизация и интеграция выступают как сознательные стратегии институционализации гендерных исследований, с целью преодолеть возникающие барьеры и использовать имеющиеся возможности, в том числе поддержку мирового научного сообщества (финансовую и организационную).

    Набирают темпы и размах гендерное просвещение и гендерная социализация в России, которые помогут сформировать гендерную компетентность. По мнению психолога И. С. Клециной, формирование гендерной компетентности направлено на преодоление неравенства между людьми разного пола**. Задача данных усилий - понять причины неравенства и разработать способы его преодоления. Эффективность гендерных отношений будет связана со стремлением замечать гендерное неравенство, преодолевать его, не быть субъектом и объектом такого рода неравенства. Но кто эффективнее в обучении этой компетентности: вуз, семья или реальная практика социальных и интимных отношений, а, может быть, масс-медиа? Или эти социальные институты учат по-разному? И не заложено ли противоречие в представление об эффективности гендерной компетентности? Иными словами, какая компетентность предпочтительнее: в рамках неравенства, т. е. уже сейчас, или компетентность

    в преодолении неравенства, т. е. в неопределенном будущем? Многие специалисты, преподающие данный предмет («Введение в гендерную проблематику») в вузах, свидетельствуют, что российские студенты, особенно студентки, не готовы к его восприятию в полном и актуальном объеме, ориентируются на традиционное разделение «мужского» и «женского», более компетентны в том, что они хотят от «мужского мира» и что «мужской мир» ждет от них, т. е. строят свою личную жизненную стратегию в свете «маскулинной проекции». «Потребность мужчины в уме и честолюбии не распространяется на женщин, которые более умны и честолюбивы, чем он сам. Иными словами, мужчины не хотят сближаться с женщинами, которые умнее и честолюбивее их самих, и это ставит женщин перед трудным выбором: нравиться или вызывать уважение», - замечает И. С. Кон . И это не истина полувековой давности, а результаты современных (2007 г.) американских исследований у студентов Колумбийского университета при использовании такой популярной, специально организованной формы знакомства, как спид-дейтинг (англ. speed-dating. - быстрое свидание) .

    Что же все-таки способно привнести в общество развитие толерантности, в том числе гендерной, в случае ее обретения? Перечислим важнейшие моменты. Развитие данного вида толерантности определяет многомерность среды и разнообразных взглядов, учет и позитивное использование различия в опыте; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по полу или другим признакам, ориентациям; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к полоролевым установкам и легализует их положение с помощью закона (например, альтернативная служба); позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отлаженной позитивной реакцией либо заменить неприязненное отношение на позитивное; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уваже-

    ния, свободы личности на основе не детерминированной биологически философии и мировоззрения; служит основой для нормализации психологической атмосферы в личной жизни индивидуума, в группе, в обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает гендерное самосознание; обеспечивает позитивную гендерную и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия между индивидуумами, представителями групп и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в семье и социуме; обеспечивает успешную социализацию независимо от биологии; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других; развивает готовность к общению, сотрудничеству, взаимо-обогащению и пониманию; обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивер-гентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения; позволяет получить счастье от общения с представителями иного пола и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром; повышает качество жизни индивидуума, группы и общества в целом .

    Вклад гендерной толерантности в нормализацию гендерных отношений бесспорен, но российская реальность еще бесконечно далека от осуществления этого проекта. Плюрализм гендерных самоидентификаций, как и личных стратегий в межполовых отно-

    шениях достаточно велик. В этом ситуация в России опять-таки закономерно отражает европейский путь в его начальной стадии: период эмансипации женщины и индивидуализации ее интересов. «Государство, наука, политика, права человека, семья, любовь оказались «нанизанными» на одну ось, названную «гендерный режим». Мы от него зависим, хотим или не хотим этого. Гендерный режим стал зоной рефлексии: философии, социологии, политологии на исходе XX в. XXI в. будет веком разительных изменений внутри его жесткого каркаса. Придавая ему более гибкие контуры, общество откроет новый источник сохранения своей живой ткани» . Институционализация гендерных исследований, развитие женских независимых движений, модернизация семейных отношений, оптимизация женской сексуальности, появление феномена автономной женщины свидетельствуют, что наметился вектор движения от женщины как средства к женщине как цели, цели-в-себе и для себя, а не только для государства, общества, семьи, мужчины. Недаром так трудно было доказать в советский период полноправность такого члена общества, как женщина-труженица и женщина-мать, для признания которого (т. е. полноправия) требуется специальное исполнение назначенных обществом (государством) ролей. Сейчас может казаться, что ситуация катастрофически ухудшается и трагически неуправляема, но это только начало движения, которое обозначает, быть может, негативную стадию кризиса, который способен принести оздоровление сферы межполо-вых отношений и оформление гендерного порядка, свидетельствующего о рождении новых культурных норм.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    * Статья написана по материалам доклада «На пути к гендерной толерантности в России: проблемы и перспективы», представленного на международной научной конференции «Мужское и мужественное в современной культуре» (4-6 марта 2009 года, г. Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет философии и политологии,).

    ** Материалы круглого стола «Как возможно формирование гендерной компетентности в системе высшего образования» обозначенной выше конференции (готовятся к печати).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Айвазова С. Г. Гендерное равенство как проблема российских реформ: политический аспект. Научно-аналитический доклад. М.: ИСП РАН, 2002. 54 с.

    2. Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы. М.: РИК Русанова,199В. 40В с.

    3. Воронина О. А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп / под общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. 520 с.

    4. Женщины и мужчины в России: Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России,

    5. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Институционализация гендерных исследований в России// Гендерный калейдоскоп / под общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Aсademia, 2002. 520 с.

    6. Кон И. С. История и теория «мужских исследований» // Гендерный калейдоскоп / под общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. 520 с.

    7. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 49б с.

    В. Малышева М. М. Современный патриархат. Социально-экономические эссе. М.: Academia,

    9. Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности: коллективная монография / под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. 524 с.

    10. Обучение толерантности: метод. пособие / под ред. Г. Л. Бардиер. СПб.: Норма, 2005. 13В с.

    11. Повседневные практики и процессы институциональной трансформации в России. М.: ИСП РАН, 2002. 123 с.

    12. Темкина А. А. Сексуальная жизнь женщины: между подчинением и свободой. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 200В. 37б с.

    13. Чепурная О. Автономная женщина: жизненная стратегия и ее эмоциональные издержки // Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности: коллективная монография / под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А.Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. 524 с.

    1. Ayvazova S. G. Gendernoye ravenstvo kak problema rossiyskikh reform: politicheskiy aspekt. Nauchno-analiticheskiy doklad. M.: ISP RAN, 2002. 54 s.

    2. Ayvazova S. G. Russkie zhenshchiny v labirinte ravnopraviya. Ocherki politicheskoy teorii i isto-

    rii. Dokumental"nye materialy. M.: RIK Rusanova,199В. 40В s.

    3. Voronina O. A. Formirovanie gendernogo podkhoda v sotsial"nykh naukakh // Genderny kaley-

    doskop / pod obshch. red. M. M. Malyshevoy. M.: Academia, 2001. 520 s.

    4. Zhenshchiny i muzhchiny v Rossii: Kratkiy statisticheskiy sbornik. M.: Goskomstat Rossii, 2000. 110 s.

    5. Zdravomyslova E. A., Temkina A. A. Institutsionalizatsiya gendernykh issledovaniy v Rossii// Genderny kaleydoskop / pod obshch. red. M. M. Malyshevoy. M.: Asademia, 2002. 520 s.

    6. Kon I. S. Istoriya i teoriya «muzhskikh issledovaniy» // Genderny kaleydoskop / pod obshch. red. M. M. Malyshevoy. M.: Academia, 2001. 520 s.

    7. Kon I. S. Muzhchina v menyayushchemsya mire. M.: Vremya, 2009. 49б s.

    В. Malysheva M. M. Sovremenny patriarkhat. Sotsial"no-ekonomicheskie esse. M.: Academia, 2001. Зб9 s.

    9. Novy byt v sovremennoy Rossii: gendernye issledovaniya povsednevnosti: kollektivnaya mono-grafiya / pod red. E. Zdravomyslovoy, A. Rotkirkh, A. Temkinoy. SPb.: Izd-vo Yevropeyskogo univer-siteta v Sankt-Peterburge, 2009. 524 s.

    10. Obuchenie tolerantnosti: metod. posobie / pod red. G. L. Bardier. SPb.: Norma, 2005. 1ЗВ s.

    11. Povsednevnye praktiki i protsessy institutsional"noy transformatsii v Rossii. M.: ISP RAN, 2002. 123 s.

    12. Temkina A. A. Seksual"naya zhizn" zhenshchiny: mezhdu podchineniem i svobodoy. SPb.: Izd-vo Yevropeyskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 200В. 37б s.

    13. Chepurnaya O. Avtonomnaya zhenshchina: zhiznennaya strategiya i eyo emotsional"nye izderz-hki // Novy byt v sovremennoy Rossii: gendernye issledovaniya povsednevnosti: kollektivnaya mono-grafiya / pod red. E. Zdravomyslovoy, A. Rotkirkh, A.Temkinoy. SPb.: Izd-vo Yevropeyskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2009. 524 s.