Педсовет на тему эмоциональное развитие дошкольника. Методическая разработка на тему: тематический педсовет "Социальное развитие детей дошкольного возраста". Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей

Управление образования администрации города Шахтерска

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа

8 «Малыш»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

По теме: «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника».

Разработала: заведующий ДОУ №8 «Малыш»

г.Шахтерск 2016

ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ

    Создать творческую группу по разработке педсовета в составе:воспитатель-методист Овсянникова М.В., педагог-психолог Чижова Н.А., воспитатели: Беленко Т.С., Кузеванова Л.В., Киселева О.Н.

    Воспитателю-методисту подготовить выставку-презентацию методической литературы по теме педсовета.

    Творческой группе разработать вопросы по направлению, проект решения педсовета.

    Творческой группе в составе: Голуб И.А., Овсянниковой М.В., Чижовой Н.А., Челышевой С.Г. провести тематическую проверку в группах № 7,8,9 по теме: «Использование игровой деятельности в формировании социально-коммуникативных качеств у детей».

    Воспитателю методисту сформировать Справку по результатам проверки.

    Воспитателю-методисту Овсянниковой М.В. подготовить педагогические проблемные ситуации по теме педсовета.

Тема: Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольника.

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ по воспитанию дошкольников в мире социальных отношений и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Повестка дня :

    Выполнение решений предыдущего педсовета.

    Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»

Правила игры: передается предмет от участника к участнику по объединяющему признаку (цвет волос, глаз, рост, одинаковой возрастной группы, возраста и прочее). Каждый участник продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что в свободное время я люблю..» (называется какой-то факт о себе).

Задание:

Поставить цель к данной игре, назвать возможные варианты данной игры с детьми.

воспитатель-методист Овсянникова М.В.

заведующий ДОУ Голуб И.А.

    Определение основных направлений социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника.

воспитатель Беленко Т.С.

    Психологический комфорт группы как фактор успешной социализации ребенка.

педагог-психолог Чижовой Н.А.

    Решение педагогических проблемных ситуаций.

воспитатель-методист Овсянникова М.В.

воспитатели: Антоненко Н.Л., Киселевой О.Н., Кузевановой Л.В.

    Решение педсовета.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете реализации программы «От рождение до школы».

заведующий ДОУ Голуб И.А.

Проблема социально-коммуникативного развития особенно актуальна сегодня. Современное общество нуждается в активных и инициативных, общительных молодых людях, способных реформировать устоявшие жизненные уклады.

Поэтому в государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных « на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопередживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, в процессе их присвоения и сотворения.

По словам известного психолога Л.С.Выготского: Социально-коммуникативное развитие – результат «врастания» ребенка в субкультуру». Ребенок не только присваивает, но и творит культуру.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур.

Оно осуществляется под влиянием разных факторов как совокупности условий, обстоятельств, явлений, оказывающих влияние на вхождение ребенка в мир социальных отношений. К основным факторам социально-коммуникативного развития дошкольников относятся:

Наследственность как совокупность генетически заданных характеристик;

Социокультурная и образовательная среда как совокупность предметов, объектов, явлений социального окружения;

Социальная активность как способ самосовершенствования, творческой самореализации индивида и целенаправленное воспитание.

Цель социального воспитания детей дошкольного возраста - формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достижениям культуры как результат человеческого труда; уважительного - к истории семьи, детского сада, страны;

толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям, и др.). Технология социального воспитания предусматривает реализацию его содержания в определенной последовательности: от приобщения к социокультурным ценностям – к их культуротворчеству в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, изобразительной и двигательной.

В соответствии с ГОС ДО эффективность педагогического процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие детей, предопределяется реализацией ряда условий, в числе которых:

    Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям;

    Наличие позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным и социокультурным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;

    Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

    Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умение детей работать в группе сверстников.

Эффективность социального воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается учетом основных закономерностей социального развития:

    Цели социального воспитания определяются в соответствии с социальным заказом, потенциалом возрастного развития дошкольника, методологическими основаниями процесса социального воспитания.

    Содержание социального воспитания зависит от правомерного подбора видов и элементов социальной культуры в соответствии с возрастными возможностями детей, а воспитательные результаты - не от объема информации по разным видам социальной культуры, а от степени ее доступности, значимости, эмоциональной притягательности для детей.

    Технологии социального воспитания предопределяются соответствием средств, форм и методов взаимодействия педагога с детьми, особенностями их личностного и психического развития.

    Многообразие используемых средств, методов и форм социального воспитания предопределяет гармонизацию когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер социально-коммуникативнго развития, обеспечиваемую в процессе участия ребенка в разных видах деятельности.

    Диагностика личностных социальных достижений ребенка оказывает более эффективное влияние на качество социального воспитания, чем диагностика общих достижений.

Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня как стратегическое направление обновления образования, в том числе и дошкольного, связанного не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально ребенок развивается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольников во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта. Наша задача как педагогов использовать широкий спектр современных педагогических технологий для успешного коммуникативного и социального воспитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПЕДСОВЕТА.

(решение проблемных ситуаций)

    Разбор ситуаций.

    Ситуация

А) Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными – с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но, дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Почему?

Б) Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, ветеринар лечит животных, экскурсоводы рассказывают посетителям о животных. После этой экскурсии дети самостоятельно начали играть.

    Ситуация.

А) Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникла. Почему?

Б) Тогда с детьми была проведена еще одна экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка бгажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров. После этой экскурсии сразу возникла игра.

ВЫВОД: Д.Б. Эльконин: Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая - это сера предметов, вторая – сфера деятельности людей и их отношений. Это свидетельствует о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними.

    Приемы активизации детской деятельности.

    Метод анализа и синтеза

(на картинке изображен повар с интструментом на фоне кухни. Какие приемы для повышения познавательной активности может применить педагог?)

    Метод сравнения.

(по контрасту и подобию; врач и учитель)

    Вопрос к ребенку.

(чем отличается лошадь от коровы? Чем похожи лошадь и корова?)

    Прием классификации.

(прием классификации: «Разложи картинки на две группы. В одну отбери все, что нужно для работы парикмахеру, а в другую - врачу»).

    Усложнение заданий.

(увеличение количества объектов для группировки, усложнения основания для классификации).

    Метод моделирования и конструирования.

(повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Например устройство супермаркета- обговорить расположение прилавков, размещение кассира, охранника. Можно предложить детям нарисовать схему или проект торгового зала).

В дошкольном возрасте очень важно развивать у детей коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Это умение самопрезентовать себя. А мы умеем себя презентовать? Очень важно, чтобы взрослые, работающие с детьми подавали пример в легкости общения, нахождения общих тем и поддержания разговора.

Упражнение «Мой образ»

Цель: помочь участникам игры переключаться, активизироваться, расширять представление о себе.

Мы живем в мире людей и мире вещей. И знаем о качестве вещей, например то, что хрустальная ваза может разбиться, а шерстяная вещь согреет от холода. То же и с людьми. Важно знать о своих качествах и уметь о них говорить другим. Сейчас представьте, что вы попали на необитаемый остров в виде предмета, животного, птицы, стихии.

Определите в качестве кого?

Из чего сделаны, какого цвета, свойства?

Какими свойствами и качествами обладаете?

Каково ваше предназначение?

(5 минут, работа на карточках, вытягиваются по очереди несколько карточек и автор рассказывает, например: я настольная лампа, разноцветная, пластмассовая, очень прочная. Я здесь для того, чтобы светить всем желающим).

Упражнение «Я в лучах солнца».

Цель. Определить степень отношения к себе, поиск и утверждение положительных качеств.

В центре размещается круг - общее солнце. Каждый участник на листе бумаги (в виде луча) записывает имя и качества, характеризующие этого человека. Каждый свой луч разлаживает по кругу. При анализе учитывается количество названных качеств (позитивное восприятие себя).

Коммуникативное развитие способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции. Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии: игры, ситуации.

    «Угадай» (действие по жесту, сказочного героя, животного, профессию и др.)

    «Зеркало» (один выполняет действие, все повторяют. То же в парах)

    « Произнести текст с разными эмоциями: грустно, радостно, зло, нежно, хитренько ит.д.»

Важное значение в налаживание добрых взаимоотношений имеют игры- мирилки:

«Дорожка дружбы»

По дорожке я шагаю – гнев на волю впускаю.

Не хочу я грустным быть и сердитым тоже.

Нас с друзьями помирить «Дорожка дружбы сможет».

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА.

    Совершенствовать работу педагогического коллектива по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ГОС ДО.

Все педагоги постоянно

    Активизировать познавательную деятельность детей на социальное развитие личности через организацию экскурсий, использования ИКТ.

Все педагоги постоянно

    Провести анализ развивающей среды каждой группы и пополнить игровые уголки игрушками и предметами-заместителями.

Все педагоги до 01.05.16

    Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Все педагоги постоянно

    В работе с детьми по социально-коммуникативному развитию использовать игровые технологии, планировать коммуникативные игры на создание эмоционального комфорта детей в течении дня.

Все педагоги постоянно

Елена Дойникова
Педагогический совет «Формирование социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников»

«Формирование социально – коммуникативной компетентности у дошкольников»

Подготовила и провела

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 29» города Ярославля

Дойникова Елена Михайловна.

Цель педагогического совета – мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников.

План педсовета

1. Вступительное слово старшего воспитателя. «Актуальность социально – коммуникативного развития у современных дошкольников»

2. «Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». Выступление воспитателя.

3. «Игра – как средство формирования социального поведения, самовыражения». Игровые ситуации для педагогов. Практическая часть. Проводит педагог – психолог.

5. Решение педсовета

Ход педсовета.

1. Вступительное слово «Актуальность социально – коммуникативного развития у современных дошкольников»

Что такое коммуникативная компетентность?

По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников неразрывно связано с требованиями государственного стандарта.

Согласно ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие» направлено на * усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

* развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;

* становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

* развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

* формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

*формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» включает 3 раздела:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание,

Ребенок в семье и обществе,

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

На этапе завершения дошкольного образования согласно требованиям к результатам освоения образовательной программы ДОО ребенок должен:

Обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;

Обладать чувством собственного достоинства;

Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

Уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя;

Стараться разрешать конфликты.

Вместе с тем в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, мешают образовательному процессу в целом, влияют на безопасность детей и их здоровье.

Вопрос для педагогов:

Как вы думаете, что мешает общению детей?

(педагогам дается 5 минут на обсуждение вопроса в микрогруппах)

Актуальность данной темы вызвана следующими факторами.

У детей наблюдается:

Недостаточный опыт общения со взрослыми в раннем возрасте

Общение заменили информационно - коммуникативные технологии

Агрессия с экранов телевизоров, в компьютерных играх

Недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим

Проблемы в речевом развитии

Замкнутость, застенчивость ребенка

Несформированность навыков ведения диалога, общения, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;

Первые шаги в развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.

2. «Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной жизни, на занятиях, в режимных моментах, в разных видах детской деятельности.

Виды детской деятельности, в которых формируется коммуникативная компетентность дошкольников:

Трудовая

Продуктивная

Проектная

Опытно – экспериментальная, исследовательская

Чтение и обсуждение худож. лит-ры

Игровая

Досуговая

Методы и приемы работы в коллективной деятельности:

Метод проектов

Поисково – исследовательские

Технология ТРИЗ

Беседа, этическая беседа

Рассматривание иллюстраций, репродукций. Поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы, которые приносят взрослые - родители, воспитатели, сами дети. Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем.

Все виды рассказывания (пересказ, описательный рассказ, рассказ по схеме, по картине, от лица героя)

Литературное творчество

3. Игра – как средство формирования социального поведения, самовыражения

Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка, закрепляются навыки социального поведения.

Методы и приемы работы в повседневной деятельности:

Сюжетно – ролевые игры. Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т. д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.

Режиссерские игры

Игры с правилами

Игры – драматизации

Словесные игры

Коммуникативные игры

Игровые и проблемные ситуации

разрешая которые, они будут овладевать определенными социальными, коммуникативными навыками, и сюжеты для игр-драматизаций различного содержания, такие как: «Отнял игрушку», «Толкнул»,

«Долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «Нечаянно разрушил постройку товарища»,

«В группу пришел новенький»…

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.

Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.

Используя такую форму работы с детьми как "Утро радостных встреч" предлагаем игру "Давайте поздороваемся",. Существуют разные способы приветствий. Участники игры могут выдумать собственный способ приветствия, используя невербальные средства коммуникации и поздороваться с соседом (прикоснуться спиной, плечом, носом.). Эта игра развивает воображение, создаёт непринуждённую обстановку.

Упражнение "Ласковое имя", дети ласково называют друг друга по имени.

Игра "Вежливые слова" помогает развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (Здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игра "Прогулка с завязанными глазами" помогает испытывать положительные чувства друг к другу, способствует доверию и формируют ответственность за другого человека. Дети по желанию, разбиваются на пары - ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берёт ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает, и как избежать падения. Затем дети могут поменяться местами. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им понравилось быть больше всего.

Игра "Клубочек" поможет "изолированным" детям влиться в коллектив. У меня в руках клубочек. Он поможет нам жить дружно. Будем бросать клубочек друг другу, и задавать интересующие нас вопросы, при этом обматываем нитку вокруг пальца.

Как тебя зовут?

Хочешь со мной общаться?

Чего ты боишься?

Эти нити связывают нас. На что похожа фигура?

Игра "Сороконожка", которая учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети встают друг за другом на корточки, а руки кладут на плечи соседа, начинают двигаться вперёд. Сначала медленно, а затем быстрее. Можно усложнять движения "сороконожки" (присесть, попрыгать и др., главное оставаться целостной.

"Поменяйтесь местами те, кто. ". Ведущий громко говорит "Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать фантастику, больше трех раз смотрел фильм "Служебный роман", пишет стихи, умеет играть на гитаре, серьезно занимается спортом и многое другое)". Преимущество данного варианта, в сравнении с вышеприведенными, состоит в том, что, во-первых, в данной игре невозможно предугадать то, сколько человек в той или иной ситуации пожелает поменять место (ведь невозможно заранее предсказать, сколько человек (и кто) считают себя умными людьми, что делает игру более напряженной и интересной, а, во-вторых, участники игры или наблюдающие за ней, могут узнать друг о друге много интересного.

Подвижные игры для развития коммуникативных навыков типа: "ниточка - иголочка", "Хвост дракона" помогут детям почувствовать друг друга, развить эмпатию.

Упражнение "Рисуем всей группой" научит детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство. Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому даётся один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами друг с другом (в вежливой форме). Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.

Игра «Десять секунд».

Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ведущий: - Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на группы:

по наличию часов на руках;

по стилю обуви;

по длине волос;

по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;

по цвету брюк и юбок;

по цвету глаз;

по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

Игра «Разговор через стекло»

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться

Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков - по одной салфетке.

Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру» Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Вопросы для обсуждения:

Кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

В этой игре с каждым обошлись справедливо?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

1. Обязательно установите личный контакт с детьми.

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребёнка. Проанализируйте своё поведение.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь.

4. Помните, что ребёнок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность.

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой.

7. Учитесь видеть себя со стороны.

8. Общаясь с детьми, используйте такие приёмы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

быть самому убеждённым в том, о чём вы говорите;

ясно и понятно излагать доводы детям;

проявлять выдержку и терпение.

9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей.

Избегайте следующих приёмов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");

наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);

оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну, я так и знала, что это сделал опять Петров");

возмущения ("вы только посмотрите, что наделали!");

предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождёшься!");

вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос.

Используйте следующие приёмы:

предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");

ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");

выяснение мотива несправедливого отношения ребёнка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");

разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми.

Решение педсовета

Изучить технологию сотрудничества и использовать ее в работе с детьми.

Срок: постоянно.

Сместить акценты с фронтальных форм организации детей на подгрупповые в ходе образовательной деятельности.

Срок: постоянно.

Создать банк методических разработок педагогов, которые эффективно используют технологию сотрудничества в работе с детьми.

Срок – май 2017.

Ответственные: старший воспитатель, педагоги.

Срок – декабрь 2016г

Одним из важнейших компонентов правильного построения процес­са общения является эмпатия как умение сопереживать чувствам собе­седника.

Можно выделить несколько основных условий эмпатического обще­ния.

Умение слышать партнера, отмечая, что сказано и как.

Наличие положительных установок к собеседнику.

Развитие внимания, памяти и особенностей воображения.

Приятно говорить с чутким собеседником, который раз­деляет наши эмоции и переживания.

Развитие эмпатических способностей определяется:

условиями, в которых воспитывается человек;

числом содержательных коммуникативных связей человека в се­мье;

культурными традициями той среды, в которой вырос человек.

Как развивается эмпатия в процессе взросления человека? В период до 6 месяцев преобладает эмоциональное общение с матерью. Ребенок реагирует на эмоциональные проявления родителей, подражает им, имитирует их мимику, речевые звуки, не осознавая их значения.

К 3 годам ребенок отделяет себя от окружающей среды. У него формируется образ «Я», а также наблюдается ситуативно-речевое подражание. Ребенок начинает оценивать собственные поступки так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая сам с собой, он отчитывает или хвалит себя. Ребенок как бы использует социаль­ные роли других, перенося свое «Я» на персонажи своего воображе­ния.

В 5-7 лет у ребенка в сюжетно-ролевых играх обогащаются пред­ставления о жизни взрослых. Вместе со сверстниками дети отображают ситуации из жизни родителей, стараются в ней разобраться.

По мере развития мышления и речи децентрация собственного «Я» все чаще осуществляется «про себя», молча. Ребенок проигрывает роли в своем воображении, наделяя героев сопутствующими переживания­ми. Материал для инсценировок берется:

из своего жизненного опыта;

из просмотренных кинофильмов;

из сказок, рассказов.

Период от 10 до 17 лет характеризуется тем, что постепенно, по мере приближения к юношескому возрасту, накапливается большой репер­туар ролевых взаимоотношений, причем он тем шире, чем богаче соци­альный и эмоциональный опыт личности.

Эмпатические качества развиваются тем интенсивнее, богаче и раз­нообразнее, чем больше у подростка представлений о других людях, а познание других связано с познанием самого себя.

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию

Отражение чувств наиболее полезно в конфликтных ситуациях. Если мы сумеем показать человеку, что понимаем его чувства, навер­няка «обвинительный накал» его речи спадет.

Отражение чувств помогает и говорящему - он лучше и полнее на­чинает осознавать свое собственное эмоциональное состояние, что яв­ляется началом преодоления кризиса.

Правила отражения чувств.

1. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообще­ния, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Срав­ним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен».

Отражая чувства собеседника, мы должны показывать ему, что понимаем его состояние: «У меня такое ощущение, что вы чем-то расстроены». Желательно избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что вы огорчены».

Следует учитывать и интенсивность чувств собеседника: «Вы не­много расстроены!» (совершенно, очень и т. п.).

Понять чувства собеседника можно различными путями:

по выражению лица, жестам, интонации собеседника;

по его словам, отражающим чувства.

Иногда понять и промолчать ценнее, чем лезть к собе­седнику в душу со своим «пониманием».

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку собеседника.

Ситуация. Мама, встречая сына Сережу (7 лет) из школы, увидела, что его трясет от случившихся неприятностей. Мама сказала: «При­крою окно, а то тебя всего знобит от холодного ветра». Как только окно было закрыто, дрожь прекратилась.

Что же произошло?

Решение. Эта ситуация показывает пример выражения эмпатии со стороны мамы. Кроме того, в этом случае ярко проявился такой психологический механизм, как создание «якоря» по типу условного рефлекса. Слова мамы связали его дрожь (вызванную испытанными неприятностями) с холодным воздухом из окна и сформировали так называемый «якорь». И как только окно закрылось, как только «при­чина» была ликвидирована - дрожь тут же пропала, хотя объективно от этого существенных изменений температуры воздуха и т. п. не про­изошло. «Якорь», подменив истинную причину дрожи другой, сумел «обмануть» организм сына. После этого мама смогла спокойно об­щаться с сыном, выясняя причины неприятностей.

Ситуация. Дети мгновенно улавливают наше дурное настроение. Беспокоясь за родителей, они часто винят в плохом настроении взрос­лых именно себя.

Как предпочтительнее поступать в данной ситуации?

Решение. Искренние слова о переживаемых нами чувствах помогут ребенку перестать чрезмерно беспокоиться, ощутить уверенность: «Раз у родителей могут быть мрачные мысли, значит, это нормально, что и у меня они время от времени появляются». Но ребенку не нужны подробности, иначе возможен риск сформировать у него тревогу, страх и склонность к депрессии.

Даже испытывая упадок духа, родители способны передавать детям оптимизм - не столько в отношении своего, сколько их будущего. «Я знаю, что ты можешь быть счастливым и добиться успеха в жиз­ни» - именно такие ободряющие слова в сочетании с проявлениями поддержки, любви и готовности выслушать в повседневной жизни при­дают ребенку веру в себя и свое будущее.

Ситуация. Дима в семье единственный ребенок. Он с удовольствием слушает мать, которая часто говорит ему о своей материнской любви и о том, какой он хороший. В такие минуты у него возникает мысль: «Она - мать и хочет мне добра». Но когда Дима смотрит на маму, то отчетливо видит холодные, отстраненные глаза, и ее голос тогда кажет­ся ему суровым, и мальчик чувствует какую-то тревогу.

Как влияет на личность ребенка такое противоречивое пове­дение матери?

Решение. У Димы возник внутриличностный конфликт как результат противоречия между позитивным содержанием, которое он слышит из уст матери, и тем, что он видит безрадостное выражение лица матери.

Противоречия и несовпадение сказанного и демонстрируемого ребенок чувствует и при наблюдении за действиями и поступками матери. Проти­воречивость ее поведения может выражаться и в том, что она иногда бы­вает спокойной и любящей, все понимает и все прощает, а в другой раз - нервной, отчужденной, ничего не хочет понимать и прощать.

Диму такое поведение матери пугает. Не понимая причин, он винит себя: «Я что-то не так сделал, и мама перестала меня любить».

Неоднозначное отношение матери к ребенку значительно тормозит его личностное развитие. Это влияет и на формирование внутреннего образа «я», а также на отношение к самому себе. Ребенок не знает, как себя оценивать: «Хороший я или плохой?», «Умный или глупый?», «Сильный или слабый?».

При излишнем беспокойстве попробуйте немного «отойти» от своих ощущений и проявить в отношении кого-либо эмпатию. Поставьте себя на место другого человека, подумайте, о чем он думает, что переживает. Такое изменение угла зрения помогает изменить стра­тегию отношений.

Родители должны передавать детям положительный настрой, даже если им самим не всегда хватает при­сутствия духа.

Задание (на различение интонирования речи). Подготовьте фонограм­му с записями одних и тех же фраз с различными интонациями, выражаю­щими неуверенность, растерянность, агрессивность, возмущение и др.

Задание (на понимание эмоционального содержания печатного тек­ста). Приготовьте лист бумаги, разделенный на две части.

Слева нужно написать какой-либо текст, отражающий процесс об­щения, справа - названия выраженных в нем чувств.

Задание (на понимание эмоциональной стороны устной речи). Пона­блюдайте со стороны за общающимися и попытайтесь определить эмо­циональную окраску высказываний участников диалога.

Ситуация. Оценивая действия ребенка, можно ему сказать: «Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо» или: «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это лучше».

^Какое из данных высказываний нужно предпочесть? В чем различие их психологического смысла?

Решение. Обращение первого типа обеспечивает психологическую поддержку, тогда как второе выражает разочарование. Для нормально­го развития ребенок часто нуждается в психологической поддержке. Чтобы ее оказать, нужно:

опираться на сильные стороны характера, психики ребенка;

помогать ему разделять большие задания на мелкие, с которыми он может справиться;

создавать ситуации гарантированного успеха;

проявлять веру в ребенка;

показывать удовлетворенность ребенком;

демонстрировать оптимизм. Поддерживать ребенка психологически можно:

словами, например: «красиво», «аккуратно», «продолжай» и т. п.;

высказываниями типа: «Мне нравится, как ты работаешь»;

прикосновениями к плечу, руке, легким объятием и т. п.;

совместными действиями;

выражением лица, улыбкой, кивком и т. п.

При общении с ребенком придерживайтесь некоторых правил, при­меняя эмпатическое слушание.

Проявите полную заинтересованность в его проблемах. Подчер­кивайте эту заинтересованность мимикой, жестами, восклица­ниями и т. п. Не пользуйтесь предвзятыми оценками, данными ребенку чужими людьми.

Свое расположение к нему подчеркните улыбкой.

Слушая ребенка, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте все свое вни­мание на нем.

Дайте ребенку высказаться. Не торопите, дайте ему время выска­заться свободно.

Не подчеркивайте всем своим видом, что ребенка трудно слушать.

Не давайте советов и оценок без его просьбы.

Ищите истинный смысл слов ребенка. Помните, что сказанное слово дополняется оттенками, проявляющимися в изменении то­нальности и окраски голоса, мимике, жестах, движениях, накло­нах головы и тела.

Покажите ребенку, что тот услышан и смысл сказанного понят.

(Из опыта работы)

Согласно ФГОС одной из основных задач ДО является развитие нравственных качеств, формирование ценностных ориентаций у дошкольников, основанных на нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе. Большое внимание уделяется развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию и общению со взрослыми и сверстниками, основам поведения в быту, в природе, в обществе; формирование правил поведения на уровне «что такое хорошо и что такое плохо", восприятию окружающего мира, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию.
Опыт работы убеждает: социально – коммуникативное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществлении. Сам личный опыт дошкольника организуется так, чтобы естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. При этом, человек остается главной ценностью культуры в представлении детей.
Эмоционально комфортный климат в группе, организация разнообразных ситуаций, содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми – основа для накопления положительного опыта и ценностных ориентаций воспитанников.
Ситуации конструируются воспитателем: игровые, имитационные, реального практического опыта и условные, ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был близок личному опыту ребенка, вызывал эмоциональный отклик и убеждал к проявлению активных действий.
Организуемые педагогом ситуации накопления положительного опыта всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в решении которой он принимает непосредственное участие.
В каждой ситуации воспитателю необходимо:
- Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально предоставить ее, ввести детей в ситуацию. (Что случилось?)
- Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей. (Какие чувства они испытывают?)
- Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуаций. (Как помочь?)
- Включить детей в конкретное практическое действие. (Помочь разрешить конфликт, проявить заботу.)
- Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья!)
Для разыгрывания игровых ситуаций с малышами используем игрушки, персонажи настольного и пальчикового театра, сказочных персонажей. Также применяем в работе игровые приемы. Общаясь с воспитанниками не только привлекаем их внимание, но и воспитываем культуру поведения. Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите меня, пожалуйста». Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям.
Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проводим игры:
- «Расскажи и покажи кукле Даше как разговаривать по телефону?»;
- «Научим вежливым словам волчонка»;
- «Расскажем Мишутке о правилах поведения на улице» и др.
В своей работе с детьми используем художественные произведения, например, «Что такое хорошо, что такое плохо»; беседуем на нравственные темы и разговариваем о поведении в общественных местах, используя при этом игрушки, сказочных героев, сюжетные картинки, художественное слово.
Задача наша состоит в том, чтобы увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.
Социально – коммуникативное развитие дошкольников успешно при умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать, оценивать эмоции других.
Нашими неизменными помощниками в социальном развитии детей являются родители. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов, при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально – коммуникативного развития.
Искренняя заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию – основа наших совместных с семьей усилий и помощи дошкольнику в налаживании контактов с социальным миром и позитивному отношению к его среде.

Цель

1. Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения.

2. Ознакомление с функциями, формами и условиями оптимального педагогического общения.

3. Обеспечение активности воспитателей и участия их в диалоге по проблеме педагогического общения.

4. Изучение разных стилей общения воспитателя с детьми и самодиагностика стиля педагогического общения.

5. Углубление знаний об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике сотрудничества».

6. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Вопросы для обсуждения:

1.Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость поиска новых путей и подходов к воспитанию и обучению детей, к общению с ними?

2.Как вы понимаете проблему личностного подхода к ребенку?

1. Теоретические основы педагогического общения.

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Толкование родственных слов с корнем – общ- следующее:

Общий – свойственный всем, касающийся всех, коллективный, принадлежащий всем.

Общаться – поддерживать общение, взаимные отношения.

Общительный – легко вступающий в контакт, незамкнутый.

Общность – совокупность, единство, целостность,

Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом.

Выделяют несколько функций общения:

Установление общности между людьми , которому способствует знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои».

Регуляция совместной деятельности . Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими.

Изначальный инструмент познания всего на свете.

Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я».

Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения потребностей физиологических и психологичеких (потребность в положительных эмоциях).

Формы общения воспитателя с детьми.

На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и взрослых.

1.Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения на этом этапе являются мимические движения.

2.Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 3 года). Главной особенностью этого вида общения детей со взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.

3. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.

4.Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно - личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.

Условия оптимизации педагогического общения.

1.Искренний интерес к человеку , умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.

2.Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.

3.Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.

4.Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.

5.Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.

6.Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

2. Стили педагогического общения.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является чёткость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения.

Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его профессионализма, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей детского коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт.

Стиль общения и руководства зависит и от нравственных установок педагога - от любви к детям, доброжелательного отношения к ним, от гуманистической направленности личности учителя. Стиль зависит также от знаний основ педагогики и психологии общения.

Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения.

Первое экспериментальное психологическое исследо¬вание стилей руководства было проведено в 1938 году не¬мецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

Демократический (тактика сотрудничества).

Попустительский (тактика невмешательства).

При авторитарном стиле руководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как детского коллектива, так и каждого ребенка. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба.

Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

При попустительском (либеральном) стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Учитель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь преподаванием. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения - увещевания, уговоры.

Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

1.Анализ проведения диагностики и самодиагностики педагогического общения.

Вывод: В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения и руководства. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности педагога могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые приёмы авторитарного стиля руководства, так как иногда они оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой и отдельными воспитанниками относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль руководства, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело - с маленькими детьми или постарше, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

2.Тест на проверку логичности при разрешении жизненных ситуаций и проблем.

Перед вами 14 рядов слов. Каждый из них включает по 5 слов, 4 из которых в какой-то мере однородны и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно не соответствует этим требованиям. Вам необходимо найти его и вычеркнуть.

1. дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. молоко, сливки, сыр, сметана, сало.

4. скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

5. лист, почка, кора, дерево, сук.

6. дом, сарай, постройка, изба, хижина.

7. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.

8. темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.

9. гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. неудача, крах, провал, поражение, волнение.

11. молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

12. минута, секунда, час, вечер, сутки.

13. грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

14. успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.

Ответы к тесту

1 – маленький, 2- злой, 3 – сало, 4 – постепенно, 5 – дерево, 6 – постройка, 7 – наказывать, 8 – голубой, 9 – курятник, 10 – волнение, 11 – гвоздь, 12 – вечер, 13 – землетрясение, 14 – спокойствие.

Вывод: Если вы ошиблись более одного раза, значит, вы не всегда поступаете логично при разрешении жизненных ситуаций и проблем.

3.Решение педагогических ситуаций

Педагогический такт воспитателя. Проанализируйте ситуацию.

1. Увидев, что Вадик собирается рисовать в свободное от занятий время, педагог спрашивает:

Что ты собираешься рисовать и чем?

Как будешь располагать рисунок на листе бумаге?

Что нарисуешь сначала, а что потом?

Напоминает, что после рисования нужно все положить на место.

Вопрос: нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей? Прокомментируйте ситуацию. Ваш совет педагогу.

Общение с родителями.

1. В раздевалке в присутствии детей одна мама говорит другой:

Как хорошо рисует ваш Сережа. А у моего Димки одни каракули. Сколько не говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо.

А вы пробовали его учить?

Я часто усаживаю Диму за рисование, пока занимаюсь домашними делами, чтобы он мне не мешал. Наверное, у него нет способностей.

1. Прокомментируйте ваше отношение к этому разговору.

2. Права ли мама Димы?

3. Что вы посоветуете маме этого мальчика?

Ответ:

Качество ребенка зависит не только от врожденных способностей, но и в большей мере от развития его способностей в процессе обучения рисованию. Развиваются способности ребенка к рисованию под воздействием взрослого, которое заключается в следующем: родители рисуют вместе с ребенком, развивая его изобразительные умения, пробуждая интерес к этой деятельности; чаще рассматривают с ребенком предметы, явления, выделяя их отличительные признаки.

2. Сережа (4 г.) дома на вопрос папы «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» ответил, что она не работает, а играет с детьми, гуляет и занимается. Вечером мама, которая находится в декретном отпуске по уходу за вторым ребенком, со смехом рассказывает об этом разговоре воспитателю. Педагог, подозвав Сережу, спрашивает у него: «А кем работает твоя мама? Что она делает?» Ответ Сережи прозвучал так: «Моя мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братом, ходит в магазин, стирает и убирает квартиру». Мама в возмущении спрашивает: «Как же так Сережа? А разве это не работа?» «Нет, на работу ходят и потом устают, как папа».

В чем причина такого ответа ребенка?

Что бы вы посоветовали маме Сережи?

Ответ: у ребенка не сформировано понятие «труд», без специального объяснения дошкольники не могут понять, из чего складывается работа взрослого, в чем ее значимость.

3. Воспитатель рассказывает маме Наташи (6 лет), что девочка очень любит помогать взрослым.

Наверное, дома вы приучаете ребенка делать все вместе с вами. Это очень хорошо – она будет вам помощницей.

Да. У моей дочери очень большое желание мне помогать. За какую бы работу я не взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь? Одна помеха. Я отправляю ее гулять, без нее я быстро управлюсь по хозяйству. И вы с ней особо не церемоньтесь. Нечего взрослым мешать.

Прокомментируйте ситуацию.

Что вы посоветуете маме?

Ответ: при таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя эту деятельность. Чтобы формировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташу конкретным трудовым действиям, оценивать результаты ее труда.

4. Перед дневным сном воспитатель делает установку детям (5-6 лет): за каждое замечание ваш сон я буду удлинять на 10 минут. Если замечаний будет много, то спать, будете до прихода ваших мам. Дети уснули быстро.

Как вы оцениваете действие воспитателя?

На чем основано получение желаемого результата?

Ваш совет воспитателю?

Теоретические выводы педсовета «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

1.Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло его стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же из дня в день общаться с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит и детям и взрослому.

2.В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: «Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В. А. Сухомлинский).

3.Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать свое грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актеры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому. Наше настроение заразительно, оно передается детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенно-веселое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

4.Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребенка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.

5.Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнет всех «причесывать под одну гребенку», «подгонять» индивидуальные свойства того или иного ребенка под общую линию. Бережное отношение к личности ребенка – это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребенка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

Используемая литература.

Дубрава В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении.- М., 1995.

Точилкина Татьяна Ивановна,

старший воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ детский сад № 18 комбинированного вида,