Опыт работы по обж. Представление опыта работы учителя обж Опыт работы воспитателя по формированию основ безопасности


Виноградова Ольга Юрьевна
Воспитатель МДОУ «Эммаусский детский сад общеразвивающего вида»;
Педагогический стаж 14 лет;
1 квалификационная категория.
Описание опыта работы по теме:
«Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности в условиях ФГОС».
Актуальность:
Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В.Ломоносова, В.А.Левицкого, И.М.Сеченова, Вернадского и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Реалии современного мира, техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность и т.д. подтверждает бесспорную актуальность данной темы.
Условия возникновения опыта: дошкольных учреждений, общественности, родителей. В связи с этим остро встает вопрос о социальном развитии ребенка-процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Мы учим его жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становиться социально компетентным. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому, «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети осознали, что нужно беречь и защищать свою жизнь. Я обратила внимание на данную проблему и пришла к выводу, что нельзя оставить ее без внимания, и решила вести работу по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея:
Чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала ее надо сохранить, основы безопасности жизнедеятельности – сумма знаний об общепринятых человеком нормах поведения и умение действовать в сложной опасной ситуации. Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для формирования у дошкольников знаний, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Цели и задачи:
Задачи в работе с детьми:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
-формировать знания детей о правилах поведения при пожаре,о правилах дорожного движения;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;
Задачи в рабате с родителями:
-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
Теоретическая база опыта:
В своей работе я ориентируюсь на программу «Из детства – в отрочество» Т.Н. Доронова и др., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Г.Б. «Безопасность». Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук», Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет»
Технологический аспект:
Свою работу по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности я начала с создания предметно-развивающей среды. В первую очередь необходимо было пополнить среду разнообразными дидактическими играми и наглядным материалом. Совместно с родителями мной была создана богатая картотека, куда вошли разнообразные игры по основам безопасности. В мой план работы вошли также различные экскурсии, беседы, развлечения.
Результативность: - знания детей значительно пополнились; - дети усвоили правила поведения в лесу, у водоема, различают съедобные и несъедобные грибы и ягоды и т.д. - сформированы знания о правилах пожарной безопасности и ПДД; - дети усвоили знания о здоровом образе жизни; - систематизированы знания детей о контактах с незнакомыми людьми дома и на улице; - многие родители стали внимательнее относится к вопросу формирования у детей основ безопасности;
Направленность:
Данный опыт может быть использован воспитателями старшей и подготовительной группы.


Приложенные файлы

Из опыта работы преподавателя – организатора ОБЖ

МБОУ «Лицей № 8»

г. МАЙКОПА

СИНИЦЫНА НИКОЛАЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.

Мой более чем 20 летний опыт работы преподавателем - организатором Основ Безопасности Жизнедеятельности убеждает, что сегодня ОБЖ в школе - это очень сложный, до конца ещё не освоенный, не до конца оценённый в своей важности предмет обучения школьников, причём, в дальнейшем развитии нашего общества не предвидится завершение его изучения, т.к. в современном мире опасные и ЧС природного, техногенного, социального характера стали объективной реальностью в жизни каждого человека.

Они постоянно его сопровождают, создают угрозу жизни, нередко приводят к гибели людей, уничтожению материальных и духовных ценностей, наносят ущерб не только природе, но и обществу.

Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных, осознанный действий может зависеть наша жизнь и жизнь наших родных и близких.

Главной целью обучения «Основам Безопасности Жизнедеятельности» является подготовка человека (ученика) к успешным действиям по обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства.

Основными задачами в преподавании предмета ОБЖ для меня являются:

Овладение учащимися системой практических знаний и навыков, формирование привычек, необходимых при решении вопросов общественной и личной безопасности в повседневной учебной и трудовой деятельности;

Формирование установок на совместные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий при оказании взаимопомощи;

Развитие и формирование средствами предмета обучения понятия необходимости ведения здорового образа жизни, воспитания культуры безопасной жизнедеятельности;

Воспитание патриотического сознания учащихся - важнейшего из гражданских качеств человека.

Анализируя наши (часто меняемые) учебники, можно сделать выводы:

1. Учебники написаны сотрудниками МЧС или близких к ним сфер, не педагогами. Учебники трудны для понимания учащимися, содержат тяжёлые формулировки, избыток информации, где сложно выделить главное, и часто скрыта логика изложения материала. Всё это затрудняет понимание курса и подталкивает добросовестных учеников к добросовестной зубрёжке. Практически исключаются такие мотивационные приёмы, как сравнение, наблюдение, собственный поиск информации, выбор алгоритма действий и т.д. Особенно тяжелы для восприятия ребёнком учебники ОБЖ для 5, 7, и 8 классов.

2. В ходе преподавания предмета я столкнулся с ситуацией, когда невозможно (объективно невозможно) в отведенные на год 35 часов в изучение всего материала учебника для определённого класса (программа не предусматривает отмену уроков при проведении ЕГЭ, ГИА, проведение акций «День призывника», «День здоровья», «День защиты детей», проведение мероприятий по постановке на в/учёт, местные религиозные праздники, перенос выходных на понедельник, массовые посещения школьниками театра, филармонии, участие в конкурсах и соревнованиях с командами и т.д.) А ведь и саму учителю нужно время для проведения контрольных, зачётов, отработки практических навыков.

Получается, в 5-8 классах реально не хватает времени на темы раздела 5 Программы: «Основы медицинских знаний». И уровень содержания изложенного в учебниках материала по

этим «Основам...» оставляет желать лучшего. В общем, там всё правильно написано, но что может пятиклассник усвоить по теме, рассчитанной на 40 минут «Виды ран. Степени ожогов и обморожений. Первая помощь при ранениях», не имея знаний о видах кровотечений, асептики, антисептике, профилактики осложнений раны, способах остановки кровотечения, видах повязок и т.д. Убеждён - такой урок не даст почти никакой пользы. Чаще ребёнок будет испытывать разочарование.

Выход из положения: не отказываясь от изучения положенных программой тем по классам, я составил авторскую программу для 9 класса и всё время обучения в 9 классе посвящено «Основам медицинских знаний», где разбираются на достаточно высоком уровне все аспекты проблемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. Для текущего контроля уровня изучения материала кроме поурочного опроса, который, как правило, проводится в фронтальной форме (так больше охват учеников в классе), учащиеся решают тесты и ситуационные задачи по разделам:

Антисептика, асептика, профилактика осложнения раны, обморок, раневая инфекция;

Перевязочный материал, перевязочный материал из подручных средств;

Первая помощь при различных видах кровотечений (в т.ч. внутренних), при шоке и остром малокровии;

Первая помощь при массовых травмах и переломах;

Первая реанимационная помощь (в т ч. ПМП при утоплении);

Первая помощь при отравлениях ЯВ.

При прохождении курса учащиеся выполняют практически:

Остановка кровотечения при различных видах ран различными способами;

Первая помощь при переломах, вывихах;

Первая реанимационная помощь (тренировки проводятся с использованием тренажёра «Максим»).

По каждому вопросу изученного материала ученик получает оценку, которая выставляется в классный журнал.

Итоговый контроль: экзамены за курс ОБЖ 5-9 классов, куда входят темы «Основ....» и практические задания по этим темам. (В современный перечень экзаменов для 9 –х классов этот экзамен не вошёл, оценка общая выводиться по текущим результатам).

И лучшая награда учителю: наш выпускник - ныне студент СПб ВУЗа: « А я, Николай Владимирович, человека спас. В парке у парня, видимо наркомана, остановилось сердце. Все стояли и охали. А я сделал ему наружный массаж сердца, врач «скорой» меня поблагодарил, а я сказал, что этому меня научили на уроках ОБЖ».

Считаю, что при прохождении курса ОБЖ и в других классах применим метод ситуационного обучения, конечной целью которого является воспитание у каждого школьника потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, выработка навыков правильного анализа экстремальных ситуаций, оценки возникших, вроде безобидных пока, выбора правильных и безопасных форм поведения и грамотных действий.

Решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, ученик становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль: «Это может случиться со мной!».

В пятых классах при изучении общих тем, посвящённых безопасному поведению подростка, дети, как правило, выполняя домашние задания, рисуют в своих рабочих тетрадях ситуации, которые мы разбирали на уроке. Существует такая методика обучения маленьких «Нарисуй свой страх». И итоговый урок у пятиклассников - анализ событий и поступков сказочных героев: Красной шапочки и Колобка, которые привели их к гибели.

При реализации проекта «Анализ возможных опасных ситуаций в городе Майкопе» (победитель в научно практической конференции 2014 г. г. Майкоп), было выявлено, что большинство семей наших учеников не знает своего участкового, не знают телефоны спасения, не знают порядок действий при оповещении об угрозе ЧС, правил эвакуации и т. д. Обязательно подчёркиваю на уроках, что ученик, знающий правила спасения, несёт ответственность перед своими родными и близкими, обязан их научить, тому, что узнал сам, суметь помочь им в опасной ситуации. (Например, одно из домашних заданий в 5 классе: «Рисуем визитную карточку участкового».).

Вообще, при прохождении курса ОБЖ, дети, особенно 5-7 классов, рисуют много на уроках и при выполнении домашних заданий. Все имеют рабочие тетради, и в конце каждого полугодия проводится конкурс в этих классах, где ученики голосованием определяют лучших по ведению тетрадей. Дети относятся к этому очень серьёзно, готовятся заранее, ну а я этим внедряю образец и степень отношения к изучению ОБЖ.

По моему мнению, наши учебники поверхностно дают тему «Пожары и взрывы». Пожары - самая большая беда из техногенных, которая буквально терроризирует жителей городов, и учащимся 8-х классов следует знать намного больше причин возникновения пожара, чем это изложено в учебнике. К времени, отведенному на эту тему (4 часа), я добавил ещё 4, где подробно разбирается цена небрежности при курении, пользовании петардами и газовыми приборами, дети знакомятся с азами пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов, КЗ, узнают их физические параметры и их зависимости, вплоть до законов Ома и Джоуля – Ленца. И решают ситуационные задачи по этим темам.

С 6 го класса ученики начинают заниматься исследовательской и практической деятельностью. Составляют мини- проекты, выполняют практические работы. Лучшие из них обсуждаются на уроках и могут быть представлены на научно – практические конференции лицея или города. (Например, в 6 классе сумели добыть огонь, используя пластиковую бутылку, в 7 – выяснили, как, глядя в небо, можно предсказать погоду и т.д.).

Для большей мотивации изучения курса ОБЖ задаю (выполнять можно по желанию) вопросы, ответ на которых требует от учащегося целенаправленного поиска информации, более широкого кругозора и глубокого знания темы, чем это предусмотрено учебником. (например: для 6 кл. «Костёр Дакота», для 7 го – объяснить приметы перемены погоды, как даются имена циклонам, для 9-го «Что стучит в человеческом сердце?, для 10- го: «Почему по радио в блокадном Ленинграде транслировали стук метронома?» и т. д.)

С сожалением вспоминаю учебник Кострова А.М. «Гражданская оборона» «Просвещение» 1991 г., который по информативности, уровню изложения материала (это моё мнение), превосходит современный для 10 кл. И он намного полезней для молодого гражданина, будущего защитника нашей Родины, ведь патриотическое воспитание реализуется и через обучение знаниям и навыкам, которые обязательно потребуются при прохождении военной службы.

Не спорю: темы раздела современного учебника «Основы обороны государства» 10 и 11 кл. и темы «Основ военной службы» 11 кл. нужны будущему воину, но:

Срок военной службы сейчас короткий, и командиру взвода, к которому попадут служить наши ученики, больше будут нужны солдаты, знающие стрелковое оружие, умеющие стрелять, умеющие пользоваться компасом и картой, двигаться по азимуту, ориентироваться на незнакомой местности, пользоваться СИЗ, иметь навыки рукопашного боя, выживания, оказания первой медицинской помощи и т.д. Эта подготовка была бы с нашей стороны, со стороны школы, реальным вкладом в дело укрепления Российской армии. А с важными вопросами основ обороны государства молодой солдат встретится в армии на занятиях по гуманитарной подготовке и при изучении уставов.

Много мы делаем в этом направлении, большой стимул нам дают слёты – соревнования «Зарница-Школа выживания», но массового охвата юношей – допризывников ещё не происходит.

Во внеурочной работе я делаю упор на подготовку «Дружины юных пожарных», подготовку команды «Школа выживания», команды по стрелковому спорту (спасибо коллегам из школы №7), подготовку команды участников олимпиады, работа с коллективами учеников, готовящих проекты на лицейские и городские научные конференции. Занимаюсь с ними 1-2 часа в неделю и практически ежедневно в дни школьных каникул. Дети охотно приходят и занимаются.

Не буду перечислять победы и призовые места, которые занимали мои ученики в течение последних 5 лет. Не проводилось в городе Майкопе ни одного конкурса, соревнования, конференции по курсу ОБЖ, где бы мои учащиеся не принимали участия и не становились призёрами.

Общество ставит перед учителем всё новые задачи, решить которые без глубоких и обширных знаний просто невозможно. Считаю, одним из способов повышения эффективности работы педагога является его непрерывное образование. Своевременно прохожу курсы повышения квалификации при АРИПК, курсы при учебно - методическом центре МЧС, «Школа цифрового века», курсы по использованию информационных технологий и др. Занимаюсь самообразованием, собрал целую библиотеку по курсу ОБЖ, в т.ч. и на электронных носителях. Полученные знания применяю в работе со своим детским коллективом.

В течение трех лет приоритетным направлением моей деятельности является формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Взрослые должны не только оберегать и защищать ребенка, но и подготавливать его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь - то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Исходя из выше изложенного, основным содержанием деятельности является:

  • Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, и применение их на практике;
  • Формирование представлений о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
  • Развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него ценности бережного отношения к природе;
  • Формирование ценностей здорового образа жизни;
  • Знакомство с правилами безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте, в лесу;
  • Знакомство с правилами дорожного движения (данное направление является особенно актуальным, так как, наблюдая за родителями, мы видим, что многие из них вместе со своими детьми ходят по проезжей части, совершенно не соблюдают правила дорожного движения, тем самым подают отрицательный пример детям).

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов, при этом взрослые люди не замечают, как часто они повторяют "Нельзя", "Не трогай", "Отойди". Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнить их в полной мере. Что же делать? Можно посоветовать взрослому, самому себе ответить на следующие вопросы:

Может быть, я действовал только путем запрета и ребенок не понял значения данного правила?

Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы усвоить это правило?

Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение им правил, не поощрял его?

Последовательно ли мое собственное поведение, придерживаюсь ли я сам этих правил?

Не слишком ли много я требую от ребенка (выполнения правил и запретов)?

Воспитание безопасности невозможно без сотрудничества с родителями, но для этого их необходимо научить. Обучение и просвещение родителей осуществляю через различные формы работы: родительские собрания в нетрадиционной форме с привлечением работников ГИБДД, беседы о безопасном поведении взрослых и детей, активизирую внимание родителей к данной проблеме через сообщение статистики (сколько ежегодно гибнет детей на дорогах, от насилия взрослых, в лесу и т.д.) Особое внимание уделяю наглядности для родителей при оформлении информационных стендов в раздевалке, стараюсь, чтобы она всегда была красочной, яркой, запоминающейся, привлекала к себе внимание.

Использую в своей работе следующую литературу: «Безопасность» - учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», А.В.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, Санкт-Петербург, Детство-Пресс; «Азбука АУ» - методические рекомендации по обучению детей основам безопасности, О.Р. Жукова, Г.Н.Трушнина, Санкт-Петербург, Детство-Пресс; программа «Светофор», Санкт-Петербург, Детство-Пресс.

В процессе внедрения данных программ и методических пособий были разработаны перспективные планы работы с детьми младшей, средней и старшей группы.

В ходе работы совместно с детьми нами были составлены «Пять НЕ»:

1. Не выходи на улицу один.

2. Не вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах.

3. Не соглашайся никогда идти с незнакомыми и чужими людьми, как бы они тебя не уговаривали, и чтобы они тебе не предлагали.

4. Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями, или предлагает что-то купить или подарить.

5. Не садись в машину к незнакомцу.

Приближенность нашего населенного пункта к лесной зоне, заставляет обращать внимание детей на правила поведения в лесу, что делать, если ты случайно заблудился. В связи с этим, составляли различные планы местности. В процессе совместной деятельности дети узнали, что нужно брать с собой в лес, какие правила нужно выполнять в лесу, чтобы не навредить себе и обитателям леса.

Особое внимание в ходе работы с детьми уделяла режиму дня, беседовали о том, почему его нужно соблюдать: разыгрывали различные проблемные ситуации, позволяющие понять, что есть здоровая пища и нездоровая; размышляли с детьми о том, как нужно ухаживать за собой, чтобы наш организм не рассердился.

Большое значение уделяется ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности (многие дети проживают в частных домах с печным отоплением), проводим тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, что делать, если случится пожар, организую, посещения Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. В группе создан «Островок безопасности», оснащенный различными наглядными пособиями для детей. Центральное место занимает светофор и 3 нужные цифры 01, 02, 03. В раздевалке оформлена выставка предупреждающих картинок «НЕЛЬЗЯ». Есть плакаты по безопасности. Полученные знания и представления дети отображают посредством сюжетно-ролевых игр («Пожарные», «Спасатели», «МЧС», «Милиционеры»), в продуктивной деятельности (в коридоре детского сада организуется постоянно действующая выставка детских работ «Безопасность нашей жизни»). Обязательным ритуалом нашей группы является ежедневное чтение познавательной и художественной литературы, в том числе и по безопасности (К.Чуковский «Катауси и Мауси», «Кошкин дом», загадки об острых и пожароопасных предметах, С.Куставиков «Я в лесу один остался», С.Михалков «Веселый турист», А.Толстой «Пожарные собаки», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» и др.) Регулярно рассматриваю с детьми современный журнал «Путешествие на зеленый свет».

С целью определения результативности работы в данном направлении были выделены следующие критерии:

Уровень представлений детей о действиях при пожаре, при встрече с незнакомыми людьми;

Знание элементарных правил поведения на дороге, в лесу, в общественном транспорте;

Оказание первой медицинской помощи;

Умение общаться с острыми и опасными предметами;

Умение общаться с животными, знание ядовитых растений.

Особенно хочется отметить, что данная работа не прошла бесследно для родителей: они усилили бдительность по отношению к своим детям, по дороге в детский сад, стали соблюдать правила дорожного движения - не передвигаются по проезжей части дороги. Перспективой работы с взрослыми является: усиление внимание родителей на правила перевозки детей в личном транспорте (обеспечение безопасности детей, посредством автомобильных кресел).

Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!

Елена Налетова
Сообщение из опыта работы «Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ»

"Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ "

(Сокращённый вариант)

(Безопасность - это “Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз” (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I "О безопасности ").

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

Формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни , а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст - важнейший период когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом . И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами , научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

Детский сад «Солнышко» с. Тербуны работает по программе «Детство» под редакцией Т. И Бабаевой А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой. В программе «Детство» основы безопасности отдельно в раздел не выделены. Но в контексте ФГОС рекомендована работа по этому направлению. Исходя из этого мы используем в работе парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией, Р. Б. Стеркиной Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, которая разработана специально для дошкольных учреждений. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание образовательной области «Безопасность » необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.

Программа состоит из 6 разделов : "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребенок на улицах города".

Главная цель работы нашего ДОУ формировать у детей , начиная с младшего возраста, навыки безопасного поведения в быту , в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни ; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать, в соответствии с ситуацией.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в нашем ДОУ начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды. Она организована так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей.

В групповых помещениях созданы «Уголки безопасности » , в оснащении которых подобраны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности . В своей работе педагоги нашего дошкольного учреждения используют компьютерные презентации по теме безопасности , дидактические игры на интерактивных досках, просмотр обучающих мультфильмов «Уроки тётушки Совы» Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. По мере познания предметного мира дети овладевают умением различать опасные и безопасные для них предметы , выделять полезные и интересные, осваивают способы действия с ними , умение ориентироваться в мире предметов.

Не менее важное средство Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Нами были отобраны литературные произведения разных жанров : сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Познавательные стихи А. Усачёва дети запоминают очень быстро : «Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком. И не открывайте тёте если мама на работе… » В стихотворной форме дети легко запоминают правила поведения : «Если кто то лезет в дом, пробивая двери лбом, двери держатся едва поскорей звони «02» .

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий мир, и самому становится частью этого мира.

Итак, самый эффективный вид деятельности ИГРА. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений , обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых : знаний, способов действия , моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. В своей работе мы используем словесно- наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) дети отражают окружающую их действительность Отражение, которое построено на работе воображения , своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства ребёнок дошкольник соединяет с игрой.

Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка . Что – бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Труд. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол , протереть пыль, постирать кукольное бельё. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок становится более уверенным в использовании предметов нужных для различного рода труда.

Образовательная деятельность важна для познания социального мира. обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

(в младшем и среднем дошкольном возрасте ознакомление происходит в основном в игровой деятельности, а со старшего дошкольного возраста проводится образовательная деятельность, которая входит в раздел познавательное развитие («Формирование целостной картины мира» ).

Применение компьютерной техники, интерактивных досок позволяет нам разнообразить образовательную деятельность, сделать её яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала, даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни .

В своей работе мы широко используем проектную деятельность. В условиях реализации ФГОС ДО метод проектов актуален и очень эффективен.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка , а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе , сотрудничать, планировать свою работу .

В ДОУ были реализованы такие проекты, как «Правила дорожного движения, нужно знать всем без исключения! (2 младшая группа, «Знаем мы от А до Я – азбуку движения!» (средняя группа) «Огонь друг- огонь враг» (старшая группа) «Научим зайчика как быть здоровым» (1младшая группа) . В рамках проектов были проведены тематические развлечения.

Так же в своей работе мы используем организацию встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, сотрудниками ГБДД, пожарными и т. п.) . Это даёт положительный эффект и вызывает интерес у детей.

В деле решения вопроса безопасности ребёнка не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должны соблюдаться единые требования.

Прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению , мы определяем готовность к сотрудничеству с детским садом, а так же уровень осведомлённости родителей в этом вопросе. Для этого в нашем детском саду проводим анкетирование и на основании полученых результатов строим работу с родителями . Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, что бы дома было меньше опасных ситуаций. Такие вопросы мы решаем на родительских собраниях, посвящённых проблемам безопасности , беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках, конкурсах.

Дети нашего ДОУ участвуют в различных творческих кокурсах, посвящённых безопасности и занимают призовые места. Коллектив нашего ДОУ неоднократно становился победителем акции «Зелёный огонёк» и этот год не стал исключением.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами.

Безопасность детей , укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе нашего учреждения дошкольного образования. Мы осуществляем планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения .

МОУ Судогодская средняя общеобразовательная школа №2

Обобщение опыта работы преподавателя ОБЖ

Тема опыта: «Повышение заинтересованности учащихся в ходе изучения курса ОБЖ с использованием ИКТ»

г.СУДОГДА 2010г

Информация об опыте.

1. Условия возникновения и становления опыта.

Возрастание угроз безопасности жизни человека, приобретение ими комплексного характера, неблагоприятные условия внешней среды делают жизненно важным обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности. Однако анкетирование обучающихся показало, что школьники предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, а некоторые считают его необязательным для изучения.

Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого

уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных

связей, осознанием интереса к предмету ОБЖ, достигают только 17% старшеклассников. Как

повысить заинтересованность ребят в изучении ОБЖ и, соответственно, их познавательную ак-

тивность на уроках?

Сегодня мы имеем новую реальность, в которой информационно-коммуникационные

технологии приобрели всеобъемлющий характер. В начале работы над избранной темой была

сформулирована гипотеза: «Как использование новых компьютерных технологий является сегодня

основой успеха и совершенствования в производстве и в экономике в целом, так и их применение

на уроках ОБЖ должно обеспечить успешное обучение школьников». Для использования

современных компьютерных технологий в обучении имеются широкие возможности. Школа, в

которой я работаю оснащена оборудованием и компьютерной техникой. Имеются 2 компьютерных класса, несколько кабинетов оборудованы мультимедийными комплексами. школьные компьютеры связаны локальной сетью. Обеспечен доступ во всемирную сеть. Около 70% старшеклассников имеют дома современные компьютеры и новейшее программное обеспечение, доступ в Интернет, что обеспечивает высокий уровень информационной грамотности.

2. Актуальность опыта.

Цель преподавания, представленная в опыте – формирование личности безопасного типа – является прямым социальным заказом общества. В процессе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:

1) между отсутствием заинтересованности в изучении основ безопасности

жизнедеятельности у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному

предмету;

2) между традиционным подходом к организации и проведению уроков ОБЖ и широкими

возможностями использования современных компьютерных технологий, позволяющими повысить

эффективность преподавания предмета;

3) между беспечным отношением к вопросам безопасности некоторых школьников,

родителей и учителей и высокой значимостью культуры безопасного поведения в жизни.

Проблема заключается в разрешении указанных противоречий и состоит в совершенствовании преподавания ОБЖ, выявлении возможностей позитивного изменения познавательной активности учащихся в обучении на основе повышения их потребности в знаниях через применение современных компьютерных технологий.

3. Ведущая педагогическая идея опыта:

организация таких форм, способов и приемов

учебной деятельности школьников на уроках ОБЖ, которые реально способствуют повышению и

сохранению учебной мотивации учащихся, позитивным изменениям их познавательной активности

и обеспечивают более качественный уровень их образованности и обученности.

4. Теоретическая база опыта включает:

– общетеоретические положения о развитии познавательного интереса личности в обучении

(Н.Ф. Добрынин), мыслей, помыслов, проявлений умственной и эмоциональной активности

обучающихся (С.Л. Рубинштейн);

– теорию познавательной активности человека и познавательной активности в обучении

(Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Г.Ц. Молонов, З.Ф. Чехлова, Т.И. Шамова, Г.И.

– концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, Г.К.

Селевко), деятельно-ориентированного обучения (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина,

В.В. Гузеев), проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Р.И. Малафеев).

Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования

активности школьников. Под активностью ребенка в учебном процессе подразумевается такой вид

деятельного отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной

потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным

нормам. Селевко Г.К. отмечает, что такого рода активность является следствием

целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической

среды. Т.И. Шамова убедительно доказывает, что эффективность обучения находится в пря-

мой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его

самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их

творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной

деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению

целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают

Деятельно-ориентированный подход к пониманию активности обуславливает необходимость

пробуждать познавательную активность у учащихся непосредственно на уроках. В опыте, опираясь

на принципы деятельностного подхода, разрабатываются методические приемы, позволяющие

превратить ученика из пассивного слушателя в деятельностного участника урока. Активное

взаимодействие (сотрудничество) учителя и ученика должно инициировать у обучающегося

процесс самовыражения и саморазвития, при котором определяющая роль в развитии переходит от

внешних детерминантов к внутренним мотивам, что как раз и является наиболее ценным.

5. Степень новизны опыта

состоит в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда при использовании информационных технологий и повышении на этой основе эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности, повышении интереса к предмету, формирование осознанной потребности к усвоению знаний и умений. В преподавании ОБЖ применение компьютерных технологий, несмотря на достаточную техническую оснащенность школ, – явление редкое. Опыт показывает, что даже при отсутствии готовых мультимедийных пособий преподаватель ОБЖ имеет широкие возможности для использования компьютерных технологий. Хотя сейчас на рынке современных технологий появляются электронные продукты:

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ по действиям населения в чрезвычайных ситуациях. CD

1 Методика и база данных для переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов структур управления объектового и местного уровня. CD

2 МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ по оказанию помощи пострадавшим в ДТП CD

3 Сборник образцов документов по созданию и обеспечению функционирования органов РСЧС и ГО муниципальных образований и организаций. в формате MS Word, компакт-диск (CD)

4 Сборник образцов планирующих и отчетных документов для структурных подразделений по делам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в формате MS Word, компакт-диск (CD)

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

5 Предупреждение и ликвидация ЧС. CD

6 Экономические механизмы управления рисками ЧС. CD

7 Надежность технических систем и техногенных рисков. CD

8 Действия при авариях на химически опасных объектах. CD

9 В области снижения рисков и смягчения последствий землетрясений. CD

10 В области снижения рисков и смягчения последствий лесных пожаров. CD

11 В области снижения рисков и смягчения последствий пожаров и взрывов. CD

12 В области снижения рисков и смягчения последствий наводнений. CD

КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА

13 Безопасность на улицах и дорогах. CD

14 Как Иван-Царевич подземного змея победил. CD

УЧЕБНЫЙ ВИДЕОФИЛЬМ

15 Порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. CD 16 Средства и способы защиты населения. CD

17 Действия сил ГО при ликвидации последствий ЧС. CD

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

18 Профессия - спасатель. CD

19 Пленник подземелья. CD

20 Глубина. CD

ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ ПО КУРСУ ОБЖ

21 Для 8 –го класса. CD

22 Для 9–го класса. CD

23 Для 11–го класса. CD

24 Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений с мультимедийным учебным пособием на CD

25 Для обучения детей в диалоговом режиме для 5-го класса. CD (тесты по ОБЖ)

26 Для обучения детей в диалоговом режиме для 6-го класса. CD (тесты по ОБЖ)

27 Для обучения детей в диалоговом режиме для 7-го класса. CD (тесты по ОБЖ)

28 Для обучения детей в диалоговом режиме для 8-го класса. CD (тесты по ОБЖ)

29 Для обучения детей в диалоговом режиме для 9-го класса. CD (тесты по ОБЖ)

30 Для обучения детей в диалоговом режиме для 10-го класса. CD (тесты по ОБЖ)

31 Для обучения детей в диалоговом режиме для 11-го класса. CD (тесты по ОБЖ) КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА

32 Действия при угрозе и возникновения пожаров. CD

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ

33 Спасик и его команда. Правила безопасного поведения в быту. DVD МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

34 Безопасность жизнедеятельности для студентов учреждений среднего профессионального образования CD

ЛИТЕРАТУРА по ГО, ЧС и ПБ

35 «Настольная книга руководителя структурного подразделения (работника) ГОЧС» (организация работы по ГОЧС в соответствии с современными требованиями, 2008г., 592с.)

36 Брошюра «Всё о нештатных аварийно-спасательных формированиях»

37 Журнал планирования и учета занятий и программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (для руководителя учебной группы, командира нештатного АСФ)

38 Учебно – методическое пособие для проведения занятий с работающим населением в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (2007г., 278с.) 39 «Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС» Программа обучения (2006г.), методические рекомендации и конспекты лекций (2006г., 312 с.)

40 Журнал планирования и учета занятий и программа обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций работающего населения (для руководителя учебной группы по ГОЧС)

6. Технология опыта

Целью активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации или

ее спрессовывание, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения,

включения в него учащихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной позиции.

Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как

мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать

следующим требованиям:

Пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;

Стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и

планирование предстоящей деятельности;

Обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по

переработке учебной информации;

Стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-

познавательных целей;

Обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на

основе самоконтроля и самокоррекции.

Исходя из этого, задача учителя не просто дать базовые знания обучающимся, но и

направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Применить такие методы и приемы

обучения, которые сделают урок насыщенным и занимательным, вызовут интерес у школьников к

учебному предмету, будут способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки

учения, развитию способностей обучающихся. Современные информационно-компьютерные

мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете,

добиться успешности каждого ученика в процессе изучения курса ОБЖ.

Поставленная цель определяется предназначением школьного курса ОБЖ: воспитание

личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности

жизнедеятельности, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти

проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1) внедрение ИКТ в процесс преподавания курса ОБЖ: создание системы уроков,

презентаций, заданий, дидактических материалов, обеспечивающих высокое качество

преподавания;

2) создание ситуации успеха для каждого ученика на каждом занятии;

3) создание системы мониторинга качества обучения старшеклассников основам безопасности

жизнедеятельности.

Проблема совершенствования преподавания предмета решается на основе деятельностного

подхода, принципов целенаправленности, научности, систематичности и последовательности, а

также наглядности, доступности, связи обучения с жизнью, воспитывающего и развивающего

обучения. Реализация данных принципов позволяет научить школьников умению анализировать,

обобщать, выделять главное, сравнивать, систематизировать и делать самостоятельные выводы,

применять полученные знания по основам безопасности жизнедеятельности в ситуациях

повседневной жизни.

Для решения поставленных задач применялись методы:

По степени активности познавательной деятельности: объяснительный, иллюстративный,

частично-поисковый, исследовательский;

По источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;

По форме взаимодействия: индивидуальные, групповые, фронтальные;

По приоритету средств: визуальные, вербальные, компьютерные;

По характеру учебной деятельности: игровые, поисковые, проблемные.

Первые опыты применения компьютерных технологий сводились в основном к

проведению уроков изучения нового материала в форме лекции-визуализации с использованием

мультимедийного проектора. В ходе лекции демонстрировался специально подобранный видеоряд

из текстов, схем, диаграмм, рисунков, фрагментов видеофильмов, звуковых и фотодокументов. Уже

эта форма работы показала, что использование компьютерных технологий действительно

стимулирует познавательную активность учеников, благодаря преимуществам, которые сегодня

общеизвестны (прил. № 2).

На различных этапах урока в форме лекции-визуализации применение ИКТ способствовало

позитивным изменениям познавательной активности старшеклассников.

Начало урока. Применение ИКТ позволило повысить исходную мотивацию урока с

помощью демонстрации на экране ярких плакатов, эпиграфа к уроку, цитаты, посвящения,

фотографий с проблемными вопросами, короткого видеоролика, показывающего связь изучаемого

начинается с демонстрации (еще до начала урока) плакатов организации « Врачи для жизни». Более

четким и незатянутым стал и организационный момент, поскольку при объявлении темы урока,

формулировке учебных задач, нет необходимости писать все это на доске. Текст вставлен в слайды

презентации (прил. №3: слайд 6).

Проверка домашнего задания. Так как уроки-лекции проводятся в начале изучения темы

раздела, и новый материал логически не связан с предыдущим, то традиционная проверка

домашнего задания не целесообразна. Для таких уроков 2-3 ученика получают опережающие

задания. Они готовят короткие сообщения и иллюстрирующие их слайды презентации, которые

затем включаются в урок. Мотивационный и познавательный эффект от такой формы домашнего

задания намного выше.

Изучение нового материала. Созданные программными средствами презентации к урокам

(прил. №4), позволяют вовлечь учеников в объяснение нового материала. Попросить дать

определение, опираясь на демонстрируемый текст. Или, например, назвать по схеме,

демонстрируемой на экране, на какие группы делятся средства защиты (прил. №3: слайды 7,8).

Изложение отдельных вопросов полностью поручается одному или нескольким ученикам. Так,

например, по слайду, где показан состав ОЗК и описание его составных частей, кто-то из ребят

излагает данный вопрос классу, и это не требует предварительной подготовки (прил. №3: слайд 9).

Сообщения по более сложным вопросам готовятся дома.

Демонстрация таблиц и схем, которых нет в учебнике, и привлечение учеников на уроке к их

анализу, формулировке выводов позволяют развивать навыки самостоятельного мышления.

Например, по таблице «Защитные свойства противогазов» (прил. №3: слайд 10) надо

проанализировать, как изменится время защитного действия ГП-5 с ДПГ-1 и как с ДПГ-3. От

частных выводов ученики подводятся к общему: оно увеличивается. Тогда задается вопрос: что это

за ДПГ, для чего они применяются? По тексту слайда ученики без затруднений дают ответы. На

следующий проблемный вопрос: что у ДПГ внутри и как их использовать, - дает ответ учитель.

Более динамичным и насыщенным стал темп урока, появилась возможность полнее,

понятнее и эмоциональнее (благодаря постоянной визуализации) освещать учебные вопросы,

создавать проблемные ситуации.

Одним из приемов активизации познавательной активности стало составление учениками

опорного конспекта (прил. №5). Составленные на компьютере и распечатанные бланки раздаются

для заполнения ученикам. Побуждающим мотивом становится и то, что составление конспекта

оценивается как вид работы. При этом, как правило, применяется взаимопроверка. Основная

функция опорного конспекта – не столько организовать воспроизведение материала, сколько

предложить ученику стать активным участником урока. Задачей такого конспекта является

руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности,

мышления, практических действий, что отвечает главной цели развивающего обучения –

направленности на общее развитие школьников и индивидуальных способностей личности.

Первичное закрепление изученного материала. Ускорение благодаря использованию ИКТ

темпа урока позволило организовать первичное закрепление каждого учебного вопроса быстрым

фронтальным опросом. Вопросы для закрепления высвечиваются на экране, что снимает завесу их

непредсказуемости для ученика, дает время подготовиться к ответу на следующий вопрос.

Ситуацию успеха создает то, что при неправильном ответе, ученик может его исправить по слайду

с иллюстрацией, который возвращается на экран (прил. №3: слайды 11, 12).

Демонстрация на экране заданий и алгоритма их выполнения при закреплении изученного

материала в форме самостоятельной или практической работы, позволяет избежать лишних

объяснений и формировать умения школьников по переработке учебной информации. Например,

чтобы закрепить знания о подгонке противогаза, предлагается составить таблицу, запомнив

опорные позиции, затем измерить свой охват головы, по таблице определить требуемый размер,

результаты занести в конспект (прил. №3: слайд 13, прил. №4.4).

При необходимости закрепить материал, содержащий много цифровых данных,

используется такой прием. Например, необходимо запомнить боевые характеристики автомата

Калашникова (прил. №4.6). Соответствующая таблица показывается на экране. После подробного

объяснения она скрывается, и характеристики АКМ предлагается по памяти занести в опорный

конспект (прил. №5). Когда ученики выполнят задание, на экране снова демонстрируется таблица.

Организуется взаимопроверка.

Если выполняются задания в форме составления схем, таблиц, один из учеников выполняет

задание на компьютере учителя с последующей демонстрацией классу и обсуждением.

Итоговое закрепление. Практика показала, что наибольший эффект для поддержания

познавательного интереса дает итоговое закрепление в форме тестирования (прил. №3: слайд 14).

Оптимальное решение – тест из 5 вопросов, акцентирующих внимание на главных моментах.

Оценка результатов - по количеству верных ответов. Затрачиваемое время - 2-3 минуты. Задания

выводятся на экран или все сразу, или поочередно каждое через 30-40 секунд. После их выполнения

на экране демонстрируются правильные ответы. Проверка проводится в форме самоконтроля,

нечестность при этом встречается очень редко.

Подведение итогов урока. При подведении итогов урока применение ИКТ позволяет:

Кратко напомнить содержание изученного материала, включив презентацию урока в

автоматическом режиме, когда на экране быстро чередуются слайды, уже знакомые ученикам;

Использовать электронный журнал «рабочее место учителя» (прил.

№3: слайд 15), вызвать мотивы состязательности, показывая оценки за работу на экране;

Включить в презентацию урока домашнее задание и напутствие, запоминающееся

непроизвольно (прил. №3: слайды 16-17).

Самоанализ уроков показал необходимость составления технологической карты

использования ИКТ на уроке (прил.№6). Составление такой карты для урока-лекции сразу выявило

преобладание фронтальных методов работы, получения знаний учениками в готовом виде,

недостаточность их самостоятельности, а также то, что ИКТ использует в основном учитель, а не

ученик. Но, с другой стороны, ИКТ дают возможность изучить больший по объему материал и

выиграть время для выполнения творческих работ. Встал вопрос о том, что для активизации

познавательной активности старшеклассников на основе применения ИКТ, нужно обеспечить

самостоятельную работу ученика на компьютере. При этом было учтено, что уроки ОБЖ имеют

специфику как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Учебный

материал курса базируется на нормативных актах, инструкциях, которые не дают простора для

творчества, а требуют буквального исполнения. Оценка возможностей использования учениками

ИКТ на уроке ОБЖ выявила, что они заключаются в следующем:

Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

Изучение конкретного Интернет-ресурса по указаниям учителя;

Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства;

Работа с мультимедийным учебником (только для 10 класса);

Выполнение практических заданий с оформлением результатов в различных приложениях

Microsoft Office;

Компьютерное тестирование.

Реализация этих возможностей проходила в «пошаговом» режиме.

Шаг 1. Определено, какие уроки целесообразно проводить в форме лекции-визуализации - в

начале изучения новой темы программы (15% уроков).

Шаг 2. Стали проводиться уроки-семинары, построенные на основе предварительно

подготовленных учениками дома докладов с презентациями к ним, их обсуждении. Эта форма

предполагает самостоятельное получение знаний через поиск материалов в Интернет-ресурсах и

дает возможность реализовать творческие способности через наглядное предъявление результатов

своей работы. Но предъявить эти результаты на семинаре могут максимум 8-9 учеников, остальные

вовлекаются в работу через анализ и оценку работы товарищей.

Шаг 3. Налажено межпредметное сотрудничество с учителями информатики. Это позволило

на уроках информатики, если не имеет принципиального значения содержание обрабатываемой

информации, предлагать ученикам задания, логически связанное с изучаемым материалом по ОБЖ.

Например, при выполнении практической работы по теме «Составление таблицы» в 10 классе

предлагается составить таблицу «Победные дни России» или «Характеристика инфекционных

болезней». Темы заданий были сформулированы совместно с учителями информатики.

Шаг 4. Стало увязываться изучение теоретического материала на уроке ОБЖ и выполнение

на базе этого материала практических заданий на уроке информатики не по одной теме, а по блоку

уроков. Такое совмещение проводится при изучении по информатике разделов «Обработка

текстовой информации», «Обработка графической информации», «Технология разработки

мультимедийных проектов». В результате появились проекты «Полезна ли жвачка?», «Терроризм –

глобальная проблема человечества», «Загрязнение атмосферы», «Как защититься от воров» и

другие.


Шаг 5. Проведение интегрированных уроков ОБЖ и информатики (прил. №№ 4.1, 4.2).

Шаг 6. Работа над созданием электронной библиотеки по предмету. Библиотека

структурирована тематически, и по каждому разделу курса ОБЖ содержит презентацию лекции,

учебный текст, дополнительные и справочные материалы, графические изображения,

нет. В ходе работы добавляются цифровые копии документальных и учебных фильмов, звуковые и

музыкальные ресурсы, тематические электронные игры, электронные продукты, созданные

учениками. Привлечение учеников к пополнению электронной библиотеки помогает развивать их

умение самостоятельно планировать, оценивать и корректировать свою деятельность.

Шаг 7. Проведение уроков ОБЖ в компьютерном классе. Организационно это возможно,

когда один из компьютерных классов свободен, или на информатике изучается тема, не требующая

применения компьютерной техники. Перемещение урока ОБЖ в компьютерный класс позволило в

полном объеме реализовать выявленные возможности использования учениками ИКТ для

повышения их познавательной активности. Вместе с учителями информатики были проработаны

различные варианты организации деятельности учеников на уроке, в учебном процессе стали

применяться следующие.

1. Урок на основе самостоятельной работы учащихся с мультимедийным учебником для 10

класса . Каждый учащийся на уроке за индивидуальным компьютером изучает новую тему,

проходя ее в собственном темпе и получая итоговую оценку работы. Более сильные ученики

получают дополнительные задания. Контроль осуществляется через составление конспекта,

выполнение компьютерных заданий и компьютерное тестирование.

2. Комбинированный урок, сочетающий рассказ преподавателя с самостоятельной работой

учеников. После изложения учителем нового материала ученики за компьютерами работают над

отдельными вопросами, с дополнительной информацией и выполняют задания на компьютере.

3. Урок на основе индивидуального изучения конкретного Интернет-ресурса по

методическим указаниям учителя (прил. №7).

4. «Диагональная схема» урока. Класс разбивается на три – пять групп. Каждой из них

дается задание на урок, включающее и 10-12 минут самостоятельной работы с компьютером. Пока

одна группа работает на компьютерах, остальные заняты другими формами работы, в том числе и с

использованием печатных учебников.

5. Урок на основе групповой работы. Несколько групп за компьютерами, связанными

локальной сетью, изучают различный материал по заранее подготовленным преподавателем

инструкциям. Ученики каждой группы готовят выступление по результатам проделанной работы,

сопровождая его показом иллюстративного ряда.

6. Урок на основе использования Интернет-ресурса в качестве дидактического средства

(прил. №8). Большую часть урока ученики работают с компьютерной информацией по карточкам-

групповой схеме. Составляют схемы, таблицы, диаграммы, выполняют полученные задания и

результаты работы оформляют, используя различные приложения Microsoft Office.

Проведение уроков в компьютерном классе позволило создать систему мониторинга уровня

знаний с помощью тестовых сред. Были созданы тесты для проверки знаний по уроку, по теме и по

разделу (прил. №9). Задания составлены на основе шаблонов в программе Excel и специальной

программы для составления тестов. Для тестирования предлагаются задания разных типов: тест с

выбором одного или нескольких вариантов ответа из предлагаемого набора; задания на приведение

в соответствие таблиц, в которых ячейки правой колонки нужно привести в соответствие с

ячейками в левой; выбор термина, соответствующего определению или описанию из

предложенного программой набора или вариант, когда ученик должен сам впечатать термин в

соответствующее окно (прил. №3: слайды 18-21; прил. №4).

Наибольший эффект для повышения познавательной активности ребят дает тестирование с

включением анимационных и звуковых эффектов, соответствующих правильному или неправиль-

ному ответу (прил. №3: слайды 21-22). Образцом для него послужили тесты из мультимедийного

учебника «История России. ХХ век». Такие анимированные тесты применяются на итоговом

тестировании по разделу, когда проверяются знания большого по объему материала. Это позволяет

снизить напряженность и создать положительный эмоциональный фон при выполнении заданий.

Тестирование проводится как в начале урока по предыдущей теме, так и в завершении

изучения нового материала. Мгновенная оценка работы ученика компьютерной программой решает

несколько проблем. В том числе объективности контроля, закрепления знаний, создания ситуации

успеха, поскольку при неудовлетворительном результате ученику предлагается самостоятельно

восполнить пробелы в знаниях, отыскав правильные ответы.

В заключение необходимо отметить, что применение компьютерных технологий

способствует решению еще одной задачи - повышению общей информационной культуры

учеников, которая сегодня является не только важнейшим фактором успешной профессиональной и

непрофессиональной деятельности, но и одним из условий социальной защищенности личности в

информационном обществе.


7.Результативность опыта

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

Уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

Отношение учащихся к изучению ОБЖ;

Уровень мотивации учения;

Уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников в 9-11 классе с 2007-

2008 учебного года.

Проведенный анализ уровня обученности за три года, позволяет заключить, что при

стабильной 100%-й успеваемости уровень качества знаний старшеклассников повысился с 87,8 до

Таблица 1. Динамика уровня обученности учащихся 9- 11 классов за три года


Учебный год

2007-2008уч.год

2008-2009уч.год

2009-2010уч.год

Уровень успеваемости

100%

100%

100%

Уровень качества знаний

87,8%

91,7%

93,2%

Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводилась с помощью теста-

рисунка «Твое отношение к уроку ОБЖ». Результаты сведены в таблицу 2, из которой виден рост

положительного отношения к ОБЖ при сокращении нейтрального и отрицательного.

Таблица 2. Динамика изменения отношения к предмету ОБЖ за три года

Для оценки уровня мотивации и познавательной активности старшеклассников был

использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению

основанный на опроснике Ч.Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой, 1987г.), направленный

на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. Было проведено два среза.

Во время 1 среза тестировались 35 выпускников 9-х классов в 2007-2008учебном году, во время 2

среза, через два года, в 2009-2010 учебном году протестированы 33 выпускника 11-х классов. По

полученным данным учащихся можно разделить на 5 групп с различным уровнем мотивации.

Сравнительный анализ уровня мотивации школьников на 1 и 2 срезах показывает, что у учащихся

происходят значимые сдвиги в сторону позитивного отношения к учению. Изменения можно

проследить в таблице 3.

Таблица 3. Динамика изменения уровня мотивации к учению



Уровень

мотивации



Характеристика уровня мотивации

1 срез
уч. год

2 срез
уч. год

1-й уровень

продуктивная мотивация с выраженным

преобладанием познавательной мотивации учения

и положительным эмоциональным отношением

к нему






2-й уровень

продуктивная мотивация, позитивное отношение

к учению


28,3 %

35,8 %

3-й уровень

средний уровень с несколько сниженной

познавательной мотивацией



38,3 %

36,7 %

4-й уровень

сниженная мотивация, переживание «школьной

скуки», отрицательное эмоциональное отношение

к учению


20 %

16,7 %

5-й уровень

резко отрицательное отношение к учению

8,3 %

0 %

Анализ качественных показателей проведенных срезов, одним из которых была

познавательная активность, выявил по тем же тестируемым группам учащихся изменения, которые

можно проследить в таблице 4.

Таблица 4. Динамика уровня познавательной активности

Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов

обучения, направленных на воспитание личности безопасного типа, обеспечение успешного

обучения школьников ОБЖ на основе применения современных компьютерных технологий,

создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

– познавательная активность учащихся на уроках ОБЖ к 11 классу в течение трех лет

изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект

посредством применения ИКТ в процессе обучения;

– применение ИКТ способствует достижению высоких результатов в развитии

познавательной активности в процессе обучения;

– использование ИКТ в организации учебной деятельности старшеклассников способствует

активизации процессов саморазвития и самообразования школьников, позволяет добиться

успешности каждого ученика в процессе изучения курса ОБЖ.

Дальнейшая работа по теме опыта может быть развернута в следующих направлениях:

– теоретическая разработка и практическое обоснование педагогических условий актуализации

интеграции деятельности учителя и ученика с целью повышения результативности учебного

процесса;

– изучение возможности применения образовательной технологии ТОГИС (В.В. Гузеев) в

процессе преподавания школьного курса ОБЖ.

Библиографический список

1. Волнистова, Т.В. Актуализация познавательной деятельности учащихся в ходе применения

компьютерных образовательных программ //Инновации в образовании. – 2002.– № 4.– с. 12–23.

2. Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999. –

3. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков/ В.В. Гузеев. – М.:

Знание, 1999.– 120 с.

4. Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного

процесса//Первое сентября. – 2004. – №11. – с.4–5.

5. Кателл, Дж. П.. Виртуальное обучение//Информатика и образование. – 2002. – №11. – с.12–

6. Мак Квайл, Д. Теория массовых коммуникаций/ Д. Мак Квайл – М.: ОЛМА-ПРЕС, 2003. –

7. Медведев, А.Н. Методика разработки тестов в электронной таблице//Информатика. – 2005.

– № 7. – с. 18-26

8. Розов, Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий

и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.//Информатика. – 2005.– № 6. – с.


9. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных

средств [Текст] / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.

10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 т. – М. : НИИ

школьных технологий, 2006. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 1. – 816 с. Т. 2. –

11. TeachPro: Основы безопасности жизнедеятельности: мультимедийное учебное пособие

для 10 кл. общеобр. учр. / М.А. Шахраманьян__________, М.П. Фролов; под общей ред. С.К.Шойгу, Ю.Л.

Воробьева, М.И. Фалеева. – М.: Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС

МЧС России, 2002. – 335 с.

12. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. –

13. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной