«Одаренные – очень сложные люди». В.С. Юркевич об одаренных детях. Одарённые дети: кто они? Выявление индивидуальных способностей

Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью -стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой поддержки и удовлетворения. Ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым.

В педагогике хорошо известен тезис Я.А. Коменского о том, что обучение должно быть природосообразным, должно отвечать природе ребенка и сообразовываться с законами ее развития.

Мы знаем, что обучение это один из видов человеческой практики, а любая практика может быть успешной только тогда, когда она отвечает объективным законам природы и общества. Еще древние говорили, что природу побеждают только повинуясь ей. Никакая практика не может быть успешной, не может привести к положительным результатам, если она не согласуется с объективными законами бытия, и тем более, если она противоречит им.

А педагогическая практика не может составлять здесь исключения.

В свое время Я.А. Коменский обратился к поиску законов умственного развития ребенка за которым, как он считал, должно следовать обучение.

Нет сомнений, что со времен Я.А.Коменского обучение стало гораздо более природосообразным, и овладение детьми, например, навыками чтения, началами математики и естественных наук требует сейчас значительно меньшего времени и усилий. Многие дети с успехом овладевают обширными знаниями в средней и высшей школе, что раньше было невозможно не только по общественно-социальным, но и по педагогическим причинам.

Это очевидно каждому, кто сталкивается с практикой современной массовой школы, которая вместо того, чтобы развивать в детях естественную любознательность, потребность в познании, широту интересов, способность к интеллектуальному сотрудничеству, сплошь и рядом только убивает в них эти качества, отбивает охоту к учению и к умственным усилиям.

Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которых ориентировано традиционное обучение.

Как отмечает Е. И. Щебланова, ссылаясь на зарубежные и отечественные источники, было показано, что «традиционное обучение сдерживает развитие таких детей и для раскрытия их потенциала необходимы специальные модификации программ и методов обучения в соответствии с их психологическими особенностями видом и уровнем одаренности, интересами, мотивационно-личностными характеристиками)» Так или иначе мы разделяем тот подход к пониманию одаренности, который опирается на понятие потенциальной одаренности и фактически отвечает «прагматико-гуманистической» ориентации - одаренных детей столько, сколько не могут раскрыть свою индивидуальность, достигнуть потенциально возможных для них высоких результатов в том или ином виде деятельности в условиях традиционного обучения.

«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности»

Из такого понимания одаренности, подразумевающей не только актуальную, но и потенциальную возможность достижения более высоких результатов, фактически следует, что одаренных детей необходимо учить по-другому, по программам, отличным от традиционных таким, которые могут обеспечить раскрытие их индивидуальности.

Так, например, Барбара Кларк считает, что одаренные дети - это такие дети, «которые показывают или могут показывать высокий уровень выполнения чего-либо в какой-то из сфер деятельности и которые, в силу своего продвинутого и ускоренного развития, нуждаются в обучении, отличном от обычно принятого в школе. Это обучение обеспечивает большую вероятность роста или развития способностей, а не их потерю или снижение»

Еще один из наиболее авторитетных зарубежных специалистов в области изучения одаренности - Дж. Рензулли, в отличие от Барбары Кларк, не делает акцента на биологическом созревании и особенностях функционирования мозга как основы развития одаренности ребенка. Согласно его представлениям, одаренность обусловлена или определяется взаимодействием трех основных «кластеров» характеристик, принадлежащих человеку: общие способности выше среднего уровня, высокий уровень «преданности задаче», или, другими словами, мотивации, и, наконец, высокий уровень креативности. Дети же, которые обнаруживают признаки одаренности, «нуждаются в широких и разнообразных образовательных возможностях, которых обычно нет в стандартных учебных программах», - отмечает Дж. Рензулли в заключительной части определения понятия одаренности.

Развитие исследований одаренности за последние десятилетия убедительно показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу. Без особой заботы об обучении и развитии мы теряем одаренных детей.

Хотелось бы отметить и еще одно основание в пользу разработки программ и специального обучения одаренных детей. Как отмечают многие зарубежные исследователи, специальные программы для одаренных являются фактически настоящими «лабораториями», создающими передовой опыт обучения. Их дальнейшая судьба - использование в обычном учебном процессе. «Приемы работы, бывшие ядром многих специальных программ для одаренных, включаются в обычный учебный процесс с целью развития всех учащихся», - пишут Дж. Рензулли и С. Риз. Таким образом, хорошая программа для одаренных детей сегодня - перспектива хорошей программы для большинства детей «завтра».

В чем же заключается специфика программ для одаренных? Есть ли она вообще? Мы уже говорили о том, что традиционная программа обучения может стать непреодолимым препятствием для развития одаренного ребенка, и это был один из аргументов в пользу необходимости решения проблемы обучения одаренных детей. Кроме того, есть и другой аспект рассмотрения этой проблемы. Хорошо известно, что эффективность программ обучения зависит от их соответствия потребностям и возможностям тех детей, для которых они предназначены. Если познавательная деятельность, которая составляет основу обучения в школе, не соответствует мотивационным и когнитивным характеристикам ребенка, то трудно ожидать, что им будут достигнуты высокие уровни развития. И если мы признаем, что одаренные дети характеризуются особыми потребностями и возможностями, отличающими их от других сверстников, то это означает, что для их обучения необходимы специальные программы или, по крайней мере, какие-то модификации традиционных образовательных программ, которые ориентированы на гипотетического «среднего» ученика.

Известно, что большинство одаренных учащихся способно к самостоятельному изучению интересующих их тем, обнаружению связей между предметами и идеями, высокому уровню рассуждения и обобщения. В результате они уже до начала школьного обучения обладают информацией экстраординарного качества, поэтому учебный материал может их не интересовать, а ожидание, пока одноклассники освоят то, что им давно известно, вызывать скуку и нетерпение. Такие учащиеся нуждаются в новой, изменяющейся и стимулирующей информации, постоянно создающей вызов их способностям. Одна из стратегий помощи в таких ситуациях - это применение системы индивидуальных заданий, в которых учащиеся могут сами регулировать уровень сложности материала, выполняя проверочные задания до и после изучения тем, причем методы такого обучения должны соответствовать сложности материала.

Например: как бы ни было велико количество учащихся, желающих изучать диких животных, растения или освоение космоса, для ряда детей эти темы не будут представлять никакого интереса - в силу ли их изученности (ведь одаренные дети часто знают значительно больше своих сверстников), излишней конкретности (их интересуют объяснения, абстрактные идеи и теории) или увлеченности другой темой, не предусмотренной планом. Каждая же из этих частных тем «накладывает» жесткие содержательные рамки, которые препятствуют подлинной индивидуализации обучения с учетом интересов, потребностей и уровня развития каждого ребенка.

Важный шаг в решении возникающих проблем - «расширение», раздвижение содержательных рамок, т. е. переход к более крупным содержательным единицам вместо традиционных «тематических разделов» как способу организации содержания обучения по предметам. Например, вместо тем «Растения» и «Животные» возьмем проблему «Исчезновение растительного и животного мира» или, еще шире, «Выживание». Такая формулировка темы, основанная на содержательной интеграции многих более узких тем и проблем, отвечает стихийному интересу одаренных детей к глобальным проблемам, абстрактным идеям и теориям. В то же время она позволяет изучать конкретные сведения о динозаврах и других видах животных и растений, а наряду с этим дает возможность другим детям заниматься изучением климатических изменений, способствующих или препятствующих сохранению окружающего мира, космических влияний, исторических эпох и т. п. Таким образом, каждый ребенок может найти себе тему, соответствующую его индивидуальным интересам. А если мы возьмем еще более широкую или глобальную тему, например «Выживание» или «Изменение», то легко продемонстрировать, как стремительно расширяются и становятся практически неограниченными возможности изучения тех или иных тематических разделов, традиционно «разбросанных» по различным дисциплинам.

Легкость понимания учебного материала одаренными детьми связана также с потребностью его углубленного изучения и обсуждения с детьми равных интеллектуальных возможностей. Нелюбовь к повторению уже понятых правил, принципов, теорий может восприниматься их менее способными сверстниками, а часто и учителями, как проявления «всезнайства» и отрицательно влиять на отношение к ним.

Психологические особенности одаренных детей, или так называемые «признаки одаренности», часто являются предметом больших споров среди психологов.

Обеспечивая же развитие и раскрытие индивидуальности не только 1-2 % вундеркиндов, а широкой «прослойки» детей, составляющей около 20 % от всей возрастной выборки, мы создаем условия для больших и малых открытий в области науки и техники, расцвета культуры и искусства. Ведь творения столь редко встречающихся гениев опираются на те потребности и возможности, которые были созданы благодаря безымянной творческой работе множества изобретателей, ученых, художников и т. п. Это хорошо проанализировал Л. С. Выготский, который показал, что, «как бы ни было индивидуально всякое творение, оно всегда заключает в себе социальный коэффициент. В этом смысле никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается кое-что от анонимного сотрудничества».

Действительно, особенностей этих детей, таких как чрезвычайная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, выраженное стремление к самостоятельности в процессе познания, независимость мышления и многое другое, вряд ли могут быть в полной мере «учтены» в рамках традиционных учебных программ и методов их преподавания. В результате несоответствия учебной программы потребностям и возможностям одаренных детей, происходит быстрое снижение интереса к обучению, и нарастающая скука, сопровождающая этот процесс.

Детская одаренность - одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Может быть, поэтому уже само упоминание о ней вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения.

Необычные способности детей к обработке информации позволяют воспринимать разнообразные идеи одновременно на нескольких уровнях. Этому соответствуют стратегии обучения, которые включают выполнение исследовательских проектов по самостоятельно выбираемым темам с выдвижением гипотез и их проверкой и развитие исследовательских навыков. Окружающие могут воспринимать таких детей как не по возрасту серьезных. В то же время рутинные упражнения, натаскивание, зубрежка часто вызывают у одаренных детей острое неприятие и нарушения поведения.

Высокая скорость мыслительных процессов у таких детей требует соответствующей скорости предъявления идей, возможности самостоятельно регулировать скорость учения. Эффективным является использование в обучении «мозгового штурма», «быстрого чтения», тогда как отсутствие активности и прогресса в обучении может вызывать фрустрацию - переживание «чувства крушения», ведущее к формированию отрицательных черт поведения.

Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия - одаренных детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.

Где граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения?

Существует большое количество основных признаков одаренности, в которых отражаются особенности одаренных детей, проявляемые ими в их реальной жизни и деятельности. Как правило, наличие таких признаков можно оценить при наблюдении за особенностями поведения ребенка. Трудность заключается в том, что сами признаки одаренности весьма разнообразны и сильно зависят от социокультурной среды. Это порождает значительные расхождения в представлениях о том, что должно быть включено в «список» особенностей одаренных детей, а что нет, какие признаки обязательно должны проявляться, а какие нет и т. п. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, можно считать такую позицию в этом вопросе, согласно которой наличие хотя бы одного из выделяемых признаков должно привлекать внимание специалиста и побуждать его к тщательному и продолжительному анализу конкретного случая.

Анализ существующих признаков одаренности позволяет отметить наличие в них характеристик, связанных с мотивационными аспектами поведения (со специфическими потребностями) и инструментальными (возможностями ребенка), относящимися к способам и успешности деятельности ребенка. Многие отмечают наличие некоторых общих, абсолютных, или универсальных, атрибутов одаренности, которые можно наблюдать во всех культурах (практически вне зависимости от культурного контекста), и специфических признаков, которые наблюдаются в одних и не наблюдаются в других социокультурных слоях.. Так, например, в очень известной во всем мире книге Барбары Кларк приводится пять таких признаков, характеризующих умственную (интеллектуальную), академическую, творческую, лидерскую одаренность и одаренность в области визуального и исполнительского искусства (музыка, живопись, танец, драма).

Существует недостаток в подготовке педагогических кадров - их невладение методами диагностики уровня развития личности и прежде всего умственного развития детей. Поэтому одна из актуальных задач совершенствования подготовки педагога к практической работе - вооружение его не только знаниями возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития детей, но и умениями выявлять их и измерять с помощью современных психодиагностических методик.

Психодиагностика необходима современному учителю для того чтобы:

  1. наблюдать за динамикой психического и особенно умственного развития ребенка;
  2. иметь возможность ему определять программу дальнейшего развития детей с тем, чтобы создавать оптимальные условия развития как для слабых, так и для сильных;
  3. осуществлять индивидуальный подход к школьникам при оказании им помощи в случае затруднений.

Известный педагог Ш.А.Амонашвили в одном из интервью говорил, что, хотя педагогика как наука, конечно, существует, но строго научно обоснованного в ней так мало, что на ладони поместится, а если говорить о педагогической мудрости, то ее еще меньше.

Подобное положение дел было всегда ясно Л.В.Занкову. Он писал, что когда он приступал к разработке своей системы развивающего начального обучения, он не имел возможности опереться на какую-либо психологическую теорию, так как хорошей, полной, обоснованной фактами теории развития просто не было.

Тем не менее система развивающего начального обучения была создана.

Сейчас она явно вызывает интерес у педагогов, которых не удовлетворяют традиционные программы и методики и которые видят, какие положительные результаты дает данная система.

Цель системы - достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Общее развитие Л. В. Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает как следствие взаимодействия ума, воли, чувств ребенка, его нравственных представлений в их нерасчлененном единстве. В таком случае движущими силами психического развития школьников становятся не только внешние факторы (особенности системы обучения), но и факторы внутренние (особенности учеников, их потребности и ожидания).

Ведущим понятием методологии такого обучения является целостность педагогической системы, соотношение целого и составляющих его частей, а также взаимозависимость частей и связи между ними.

В исследованиях учителей и методистов показано, что у детей, обучающихся по системе Л. В. Занкова, лучше, чем у других, развита наблюдательность, способность к обобщению, к самостоятельному выполнению разного рода заданий.

В обычной школьной программе возможность выражать свои идеи визуально и интегрально, в пространственной форме сильно ограничена. Дети с опережающим развитием визуальных и пространственных способностей часто с трудом воспринимают строго последовательный и фрагментарный материал, избегают таких заданий или требуют целостного представления изучаемой темы, что часто воспринимается как нарушения поведения и неуважение учителя. В системе же Л.В.Занкова дело обстоит иначе.

Современная практика работы с одаренными детьми весьма разнообразна. В этом разнообразии особенно ясно выступают нерешенные или слабо изученные проблемы. Одной из таких важнейших проблем является поддержка и развитие детей с общей (умственной) одаренностью в условиях обучения в средней общеобразовательной школе. Именно эта категория детей часто оказывается вне специального внимания и поддержки в процессе обучения в школе, в то время как школа должна быть основным местом развития таких детей. В самом деле, ребенок, демонстрирующий те или иные специальные способности, может успешно развивать их как в системе дополнительного образования, имеющей большой опыт работы с такими детьми, так и в процессе обучения в школе по специальным программам повышенной сложности - математической, лингвистической и г. д. А для ребенка с признаками общей одаренности не остается ничего другого, как «учиться как все» или «присоединиться» к тем, кто проявляет повышенные способности и склонности к определенной области. Проблема усугубляется также тем, что ранняя специализация обучения для детей с общей одаренностью, как правило, является неприемлемой ни с точки зрения удовлетворения их широких познавательных потребностей, ни с точки зрения задач их развития.

Мы можем сформулировать четыре организации содержания обучения для одаренных школьников:

  1. Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов.
  2. Крупные содержательные единицы; изучение широких (глобальных), основополагающих тем и проблем.
  3. Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира.
  4. Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.

Таким образом, одним из важнейших источников трудностей одаренных детей в школьном обучении служит расхождение между условиями, необходимыми для проявления и развития разных граней одаренности и предлагаемыми конкретной структурой образования. Достижение этого соответствия призвано обеспечить специально создаваемые программы обучения и поддержки детей с разными видами одаренности, многие из которых доказали свою полезность и эффективность. И все же вне сферы внимания таких программ остаются как раз те, кто больше всего нуждается в помощи, поскольку отбираются для них главным образом самые успешные в той или иной деятельности дети. Предлагаем опросник для выявления одаренности детей младшего школьного возраста.

  1. Мне нравится доказывать или опровергать идеи, которые предлагает нам учитель на занятиях. (+)
  2. Больше всего мне нравится, когда на уроке мне надо самому (самой) додуматься до чего-то, открыть какую-то закономерность или прийти к новой идее. (+)
  3. Я люблю отгадывать слова (понятия), строить догадки о смысле каких-то непонятных изображений, высказываний. (+)
  4. Мне нравится изучать проблему с разных сторон. (+)
  5. Я люблю находить разные пути (варианты) решения одной и той же проблемы или задачи. (+)
  6. Мне нравится оценивать разные факты, идеи и решения с помощью различных критериев. (+)
  7. Больше всего мне нравится, когда на уроке есть возможность самому (самой) сформулировать проблему для изучения. (+)
  8. Я люблю тратить много времени на решение проблемы, которую я не смог (смогла) решить сразу (+)
  9. Мне нравится, когда учитель все подробно объясняет и рассказывает и не надо много думать самому (-)
  10. Я люблю, когда мне приходится самостоятельно искать необходимую информацию или объяснение чему-либо. (+)
  11. Больше всего мне нравится, когда учитель помогает нам думать, а не делает это за нас. (+)
  12. Я предпочитаю работать один (а не в группе). (-)
  13. Мне интересно изучать глобальные темы и проблемы (такие, как «Влияние», «Изменение», «Порядок»). (+)
  14. Мне нравится, когда на уроке у меня есть возможность выступать или отвечать перед классом, представляя найденные мною новые факты, мысли и идеи своим одноклассникам или друзьям. (+)
  15. Мне нравится находить что-то общее, связь между различными явлениями и процессами. (+)
  16. Мне трудно учиться в школе.
  17. Мне неинтересно учиться в школе. (-)
  18. Больше всего я люблю выполнять такие задания, когда нужно что-либо запомнить, а не ломать голову над сложной задачей. (-)
  19. Я предпочитаю готовить домашние задания по междисциплинарному обучению и другим предметам самостоятельно, не рассчитывая на помощь родителей. (+)
  20. Я не очень люблю слушать выступления своих товарищей, мне это кажется неинтересным. (-)

Примечание: знак «плюс» или «минус» после каждого высказывания означает тот вариант ответа («согласен» или «не согласен»), который оценивается в два балла, как соответствующий положительному отношению к особенностям обучения.

С 7 по 20 августа проходило общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей» . В разработке проекта постановления принимала участие Виктория Соломоновна ЮРКЕВИЧ , кандидат психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета . Виктория Соломоновна рассказала корреспонденту портала PsyPress о перспективах выявления одаренных детей в России и том, что нужно самим детям.

– Виктория Соломоновна, проект постановления о выявлении одаренных детей получил на общественном обсуждении большое количество отрицательных отзывов. По Вашему мнению, заслужил ли он такую реакцию?

– На законопроект действительно получено много отрицательных отзывов. Но самое печальное – это не их количество, а то, кто именно их пишет. Среди них значительную часть составляют коллеги-психологи, ведущие специалисты в нашей области, высокие профессионалы, к которым я отношусь с большим уважением – Марина Александровна Холодная, Диана Борисовна Богоявленская. Спорить приходится с любимыми, уважаемыми коллегами.
Как выявляют одаренных детей сейчас? В основном, с помощью так называемых интеллектуальных соревнований – это олимпиады и конкурсы. Причем дело не только в славе: победители всероссийских олимпиад получают существенные льготы при поступлении в хорошие ВУЗы. Конечно, если ребенок честно победил, скажем, на Всероссийской олимпиаде, он, скорее всего, одарен. Но очень часто не менее, а даже более одаренный ребенок победить не может. Не хватило конкретных знаний, спортивного духа – все-таки, это, хоть и интеллектуальный, но спорт.
Законопроект ситуацию не ухудшает, он добавляет к олимпиадам еще один метод – психологическое и/или психолого-педагогическое обследование, которое выявляет интеллект, познавательную мотивацию и активность школьника. Это не только и даже не столько интеллектуальные тесты, но и обязательное выявление активности школьника в школе и вне школы. Одаренность можно не увидеть, если не знаешь ребенка, не видишь, чем он увлекается, какими вещами интересуется. Но одаренности не существует без активности.
Вода дырочку найдет, и одаренность, если она есть, где-то себя обязательно проявит. Правда, не всегда в школе. А у особо одаренных детей – чаще не в школе. Очень многие великие люди не любили школу: она редко дает возможности для сложной умственной деятельности, тем более для творческой, понимаемой как создание новых идей. В школе ученик должен усваивать материал, желательно в той форме и в тех объемах, которые задает учитель. Поэтому при обследовании важно учесть и внешкольные занятия ребенка.
Кроме того, при психолого-педагогическом обследовании обязательно опрашивают учителей. Конечно, они не все видят одаренных детей, особенно в начальной школе. Там чрезмерно требуют дисциплины и порядка: «Дети, сели! Открыли учебники! Ты куда смотришь, Петров?!». А он в это время в окошко смотрит, вспоминает, что вчера было. Никому, кстати, не мешает. В младших классах, где требуют скорость чтения и аккуратность в тетрадках, увидеть одаренность трудно. Но чем старше дети, тем больше шанс, что учитель разглядит одаренного ученика. Особенно в сильной школе, где сильные учителя. Кроме того, при необходимости нужно опросить и руководителей дополнительного образования, и даже родителей. Иначе говоря, речь идет о многостороннем обследовании, где каждый отдельный компонент стопроцентной уверенности в том, что ребенок одарен, дать не может. Но все вместе – неплохое приближение к реальности.
К сожалению, в проекте постановления употребили очень неудачное слово – реестр. Оно вызвало ассоциации с реестрами врагов народа, реестрами осужденных. Иногда слово играет очень важную роль. «Как вы яхту назовете…» Эту яхту назвали плохо.

– В блогах обсуждалось, будут ли детей, попавших в реестр, выпускать за границу.

– Все не так просто. Если одаренным детям будут, например, платить стипендию, то, я думаю, должны быть какие-то обязательства. Естественно, если и будут ограничения, то, очень надеюсь, не на всю жизнь, люди у нас все-таки не крепостные. Но посвятить несколько лет своей стране – это разумно. Так делается во многих странах, где одаренные школьники получают специальные стипендии от государства.

– Какие аргументы у тех, кто критикует проект?

– Возражений несколько.
Первое возражение: у нас нет хорошего измерительного инструмента. И это правда. Для измерения температуры есть градусник, а «одареметра» для измерения одаренности у нас нет. Психологи в принципе не имеют хорошего инструмента. Человек много сложнее, чем любые технические игрушки. Но есть определенный выход – не доверять одному тесту или методике, а использовать «батарею» тестов и методик. И лишь при определенном согласовании результатов выносить суждение.
Кроме того, сейчас по большей части используются особые тесты интеллекта, где результат не должен зависеть от культурных особенностей, объема от конкретных знаний ребенка, так называемые free-culture тесты. Они не зависят от языка и от предыдущего обучения ребенка. Есть такие тесты? Да. Один из самых знаменитых – тест Равена. Чтобы хорошо его выполнить, не нужны специальные знания, и можно владеть любым языком. Все дети оказываются в равной ситуации. Существует несколько вариантов теста Равена. Тот, что мы используем, очень сложный, он именно для одаренных. Я много тестирую, но в моей практике только три человека выполнили весь тест легко и радостно. Один из них – десятиклассник, второй – известный математик. А третий – молодой человек, закончивший факультет ВМК, его пригласили работать в Google. Когда он выполнял тест, то удивлялся, как это может быть трудно: это же чистая логика, что тут сложного? Если человек выполнил такой тест – с высокой вероятностью он в определенных отношениях одарен.
Но главное при обследовании другое: любое обследование имеет только одно «плечо» для анализа, только позитивное. Иначе говоря, при анализе результатов нужно смотреть только на те результаты, которые оказались высокими. Если ребенок выполнил тест плохо, это ничего не значит. Здесь мы попадаем в сферу неопределенности, зону абсолютного вопроса. У него может быть другой тип интеллекта. Может быть, этот человек – социально одаренный? Такие люди очень нужны в обществе.
А может, ребенок не справился с тестом, потому что у него, например, живот болел. Или психолог ему не понравился. У нас был такой случай: ребенок особо одаренный, а работавшая с ним психолог, видимо, не соответствовала его представлениям. Мальчик воспитанный, психологу нагрубить не мог, вот и прикинулся дурачком, все задания выполнил наоборот. Потом объяснил мне, что «прикололся». Имеет право, участие в тестировании – его добрая воля. Психолог решила, что мальчик умственно отсталый, а он сейчас работает во Франции, знаменитый молодой математик. Одаренные дети – очень сложные люди. Они и учителей-то не всегда слушают. А если на ребенка смотреть как на дрессированное животное: «Что ты нам сейчас покажешь? Удиви нас», то ничего не выйдет.
Второе возражение: если поделить детей на одаренных и неодаренных, это будет «Психологический расизм». Это приведет к социальной напряженности. Но мы не делим детей на одаренных и не одаренных. Мы лишь говорим, что у одного выявлена одаренность, а другой попал в зону неопределенности. Мы не можем считать неодаренным ребенка с невыявленной одаренностью.
Вся проблема заключается в том, что мы, когда говорим об одаренных, по умолчанию считаем, что речь идет об интеллектуально одаренных детях. Не так это. Психолог должен громко и внятно сказать об этом: и о «позитивном плече тестирования», и о разных типах интеллекта, и никогда не исчезающей до конца «зоне неопределенности» при выявлении одаренных детей. И никаких страшных слов вроде «реестра», тогда никакого «психологического расизма» не будет.
Третье возражение – что будет очень много коррупции. Понятно, что многие родители захотят, чтобы их ребенок считался одаренным. А уж если за это будут льготы или специальные стипендии, то коррупция вначале неизбежна. А потом она исчезнет, напрочь.
Дело в том, что в законопроекте не сказано, какова цель выявления одаренных детей. Эта ошибка серьезнее, чем употребление слова «реестр». Одаренных выявляют не для этого, чтобы давать им стипендии и прославлять их в прессе, хотя слава – это хорошо для одаренного ребенка, у него тогда повышается уровень амбиций. В России слово «амбиции» имеет негативный оттенок, а ведь оно чудесное, оно означает, что человек хочет себя проявить, у него высокий уровень притязаний.
Тогда зачем выявляют одаренных, знаете? Чтобы дать им обучение, соответствующее их одаренности. А значит, трудное, требующее высокого интеллектуального и волевого напряжения. Без таких усилий у одаренного ребенка не будет «волевых мускулов». Какая у одаренного ребенка главная проблема в школе? Мало неудач. Им уже к четвертому классу становится слишком просто и скучно, и они не потом не умеют преодолевать препятствия. Одаренному ребенку нужно дать возможность индивидуального, более сложного обучения. Можно «вживую», можно удаленно.
Одаренному ученику нужны неудачи, чтобы он привык к трудностям и знал, что иногда все сразу не получается, и в этом нет ничего страшного. Тут-то вся коррупция и закончится! Допустим, ты протолкнул своего ребенка в одаренные, а в результате ему лучшие математики дают сложные задачи. Я вижу, как в одной из школ учат математиков, я у них даже задание понять не всегда могу. То, что будет предлагаться одаренным, не входит в интересы обычного ребенка: это трудное, ответственное обучение и лучшие учителя страны, которые будут с этого ребенка снимать семь шкур. Так и надо. Правда, будет добрый психолог, который в утешение скажет, что большому кораблю большое плавание.

– Подготовлена ли школа к обучению одаренных детей?

– Вы затронули серьезную проблему. По некоторым предметам, например, по математике, у нас очень хорошее обучение. Есть более сложные программы и по литературе. А по некоторым предметам таких программ нет. В некоторых случаях есть учителя, которые замечательно работают, но сделать на основе их работы учебную программу, которой будут пользоваться другие учителя – еще одна, причем сложнейшая задача. Активно развивается смешанное обучение, оно предполагает индивидуальный подход к образованию.

– Люди боятся сегрегации учащихся?

– Я сама этого боюсь. Нужно объяснять: от того, что человек не пробежал стометровку лучше всех, не значит, что он и в других делах «не спринтер». Олимпиады высокого уровня – это стометровка. Кто ее не пробежал – попадает в зону неопределенности.
Жил когда-то в Германии мальчик с отставанием в речевом развитии, был очень медлительным. В школе мальчик учился плохо, языки ему совсем не давались. Только учитель математики понял, что ребенок соображает, но мальчику пришлось из этой школы уйти. Дальше хуже. В Цюрихе он не с первого раза поступает в Высшую Политехническую школу (ВУЗ, нашими словами), а после окончания его с трудом берут на работу в патентное бюро. Средний парень, ничего выдающегося. Правда, был бы тут психолог, он бы обратил бы внимание, что ярчайшим впечатлением для мальчика стал обычный компас. Он несколько дней, увидев его, не мог успокоиться. Действительно, чудо: как его не поверни, стрелка все равно показывает на север. Бегал с ним, пытаясь понять, в чем тут дело. Когда он впоследствии стал всемирно известным ученым, то начал свою автобиографию именно с этого эпизода. Это Эйнштейн.
И не один такой гений был. Я столько видела вундеркиндов, из которых ничего выдающегося не вышло. А Дарвин, например, любил бегать, а книжки не любил. Говорили, что ничего из него не выйдет. Бродский плохо учился в школе, его оставили на второй год. Урок литературы, тоска. Он встает и уходит в середине урока. И больше в школу не возвращается. Родители отправили его работать. Никуда не брали, пошел в морг, санитаром. Больше он не учился, никогда и нигде.

– Он учился у жизни.

– Да, любил учиться сам. Вообще был очень способным. Среди эмигрантов он первым получил права, любил автомобили. Быстро освоил английский язык и потом писал на нем стихи. Психолог бы наверняка увидел бы у юного Бродского одаренность, а на олимпиаде такой ребенок не стал бы старательно доказывать, что Онегин – лишний человек. Особо одаренные на олимпиадах далеко не всегда побеждают, там надо очень много знать. Есть история о том, как Эдисон подыскивал себе помощника, и всех кандидатов просил ответить на вопросы: сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго, какова теплоемкость алюминия или газа. Эйнштейн, увидев эти вопросы, сказал ему, что сам бы такой отбор ни за что не прошел...

– Сколько одаренных детей можно выявить, если законопроект будет принят?

– Само выявление одаренности имеет конвенциональный характер. Есть такой софизм: 10 камней – это уже куча или еще нет? Психологи конвенционально выработали ту точку на распределении, с которого начинается одаренность. Представьте нормальное распределение, самый краешек справа. Психологи решили, что одаренность начинается с 95-го процентиля. Одаренные должны делать то, что могут только пять человек из ста. Это не сверходаренность, но уже высокая одаренность.

– Как предлагается реализовывать этот проект?

– Про реализацию в законопроекте ни одного слова нет. Я буду настаивать на том, что ребенок, попавший в реестр одаренных, должен получить более тяжелую жизнь, соответствующую его одаренности. Выявление само по себе никому не нужно.

– Может быть, это еще одна причина такого количества отрицательных отзывов на законопроект – не четко названы цели?

– Думаю, да. Если бы оппоненты постановления понимали, что ждет школьника, попавшего в реестр, многие бы вопросы снялись.

– Возвращаясь к обсуждению условий, в которые одаренный ребенок попадает в школе, нужно ли учить учителя «видеть» этих детей?

– Не только нужно, это сейчас входит в обязанности учителя. В некоторых детях только по результатам обучения одаренность не разглядишь. Талант состоит из одаренности и мотивации. Ребенок может очень плохо учиться, но целыми днями читать книжки или что-то мастерить. Один мальчишка уже в 4 классе постоянно бегал в астрономический кружок, чтобы посмотреть в телескоп. И это нужно увидеть. А учитель может сказать: «Ну, любит бегать в обсерваторию, а у меня на уроке он балбес балбесом». Чем более одарен ребенок, тем, как ни странно, труднее его увидеть. Просто одаренный ребенок блестяще отвечает на уроке, читает в первом классе как сто взрослых. А более творческий и нестандартный… Чтобы разглядеть в нем одаренность, учителей надо специально к этому готовить.

– То есть законопроект предлагает системно работать с детьми, которые не вписываются в существующую систему?

– Этот законопроект про то, как работать с одаренными детьми, ничего не говорит. Одаренным нужно внимание, интерес со стороны окружающих. Не захваливание, а любовь и требовательность. Знаете эффект Хотторна (интерес к эксперименту или повышенное внимание к изучаемому вопросу приводит к более благоприятному исходу эксперимента – прим. ред.)? Одаренным важно, чтобы их видели и отмечали их успехи и неудачи.

– Как работают с одаренными детьми за рубежом?

– По-разному. Европа тоже боится «психологического расизма», в некоторых странах не произносят слово «одаренность», потому что все дети равны. Лучше всего работают с одаренностью в Штатах и в Китае, но нам это совсем не подходит. Китайцы очень амбициозны, хотят сделать свою страну самой богатой, и у них пока получается. Впечатление необыкновенное, параллель в 400 человек разделена на 8 групп: первая группа самая сильная, восьмая самая слабая. Напряжение у учеников сильнейшее. Каждый год так называемая сортировка по рейтингу. Если ученик поднялся в рейтинге, он переходит в более сильную группу. Если потерял в рейтинге – переходит в более слабую группу. А из самой слабой, восьмой группы отчисляют: кому такие нужны? Мы попробовали это повторить в России, но для этого дети должны конкурировать. Наши ученики не захотели переходить в другой класс из-за того, что показали лучше результаты: дружба оказалась важнее. Такой у нас культурный код. Зато в России очень много творческих людей, высокая креативность. Фрагментарно во многих странах делается интересное дело: и в Великобритании что-то можно позаимствовать, и в США, в Калифорнии есть несколько школ для одаренных, и в Сингапуре. В России очень много творческих людей, высокий индекс креативности. И когда-то у нас было лучшее в мире математическое образование. Оно и сейчас лучше, чем, скажем, в США или Европе.

– Заинтересованы ли работодатели в том, чтобы брать на работу одаренных людей?

– Выявлять одаренных детей нужно еще и для того, чтобы помочь ребенку выбрать трудовой путь. Некоторые фирмы заинтересованы в послушных, ответственных исполнителях. Зачем им одаренные сотрудники? У них могут быть проблемы с социализацией, они могут плохо общаться с начальством. У такого человека на лице не написано, что он одаренный, а вот непростой характер бывает сразу виден. В таких случаях поможет коуч. Но это сложный вопрос, и до его решения еще нам далеко.

– Спасибо за разговор!

Беседа состоялась 31.08.2015 в редакции портала сайт

Беседовали Анна Шведовская и Мария Самулеева

Фото : mozgovoyshturm.ru

«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться»
А. Экзюпери

Российская система образования направлена на формирование интеллектуального и творческого потенциала государства. В тоже время в условиях современных вызовов особенное значение приобретает своевременное выявление и развитие способностей одаренных детей, чей потенциал представляется основным капиталом страны. Однако ряд вопросов, связанных с определением понятия «одаренных детей, их выявлением и развитием заложенных природой способностей в рамках учебных заведений, требует более детального изучения.

Так на сегодняшний день среди научного общества существует два полярных мнения - все дети одаренные или одаренный ребенок является большой редкостью .

Попробуем разобраться.

Толковые словари дают такое понятие: под одаренностью понимают комплексное системное развитие психики на протяжении длительного времени, иногда и в течение жизни, что дает возможность достижения человеком сравнительно более высоких, качественно лучших, не редко, неординарных результатов в одном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок (с 2 лет до 18), который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Следовательно, это опережающее интеллектуальное развитие, психо-эмоциональное, яркие способности к творческому труду, неординарное мышление и суждение, а также поведение свойственное взрослому человеку. Все эти признаки могут встречаться как в комплексе, так и в отдельности. Здесь и возникает проблема суждения.

Как часто мы можем наблюдать признаки одаренности у ребенка и как их выявить? Нет инструкций, нет четких тестов, нет ни единой методики и системы признаков, которые могли бы четко установить одаренность ребенка. Приведем яркий пример, сегодня любой двухлетний малыш может включать дистанционным пультом телевизор, находить мультфильмы в телефоне, при этом не научившись говорить. Является ли это одаренностью, если бабушка малыша при этом не умеет отвечать на телефонный звонок, поступивший на мобильный телефон. Нет, не является, ребенок приспосабливается к условиям жизни той среды, в которой родился и растет. А вот если трехлетний ребенок в уме складывает двузначные числа, знает все материки и океаны, может безошибочно по закату определить, какой будет завтра погода - это явный признак неординарности. При этом возникает вопрос: как он этому научился? Ответ тоже прост: он растет в той среде, где родился и воспитывается. Следовательно, родители, родственники, педагоги смогли создать такую среду: дома висел атлас, мама учила счету, дедушка рассказывал про закат.

Исходя из приведенного анализа, можно сделать вывод, что полярность мнений в отношении одаренности ничтожна, так как потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, их можно развить, увидеть, натренировать, а вот реальные нестандартные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Этих детей называют гениями. Следовательно, одаренным может быть практически любой ребенок.

Необходимо отметить, что различие понятий «одаренные дети» и «развитие отдельных способностей детей» весьма условно. Как правило, одаренными детьми считают учащихся с высокой степенью раннего умственного, творческого и психомоторного развития относительно своих сверстников, а также с признаками формулирования новых идей, новаторства.

Учитывая ранний возраст, речь, как правило, идет о потенциальной одаренности, которая зависит от одновременно сочетания различных факторов, включая психологическую обстановку в семье, своевременное выявление способностей, наличие благоприятных педагогических условий развития научного или творческого потенциала ребенка.

Многие ученые выделят три типа одаренности:

  • академическую (отличники в школе);
  • творческую (способности к искусствам - маленькие поэты, танцоры, художники);
  • интеллектуальную - чрезвычайно раннее развитие: освоение письма, чтения, счета в 2-3 года).

Однако, более предпочтительной и расширенной является классификация одаренности по У.Б. Жексанбаевой:

  • психомоторная - способности к футболу, гимнастике и т.п.
  • творческая - создание произведений искусства в раннем возрасте;
  • академическая - потенциальные отличники учебы и победители олимпиад;
  • интеллектуальная - научно-исследовательский потенциал;
  • и самая неординарная одаренность - социальная - это лидеры, будущие управленцы, их можно различать на ранних стадиях развития личности - это дети, которые способны организовать других детей и побудить их к действиям. Данный вид одаренности менее всего изучен на сегодня. Есть масса методик развития психомоторных, академических, интеллектуальных, и особенно творческие способности, и очень немного предлагают для социальной одаренности детей.

В настоящее время возникла необходимость разработки комплексных методик диагностики одаренности детей, которые помогут в раннем возрасте и на начальных этапах становления личности выявить способности ребенка, найти особый подход к развитию потенциала каждого.

При наблюдении за ребенком, выявляются тенденции к сознательному или бессознательному поведению. Это один из ключей к пониманию одаренности. Одаренный ребенок будет сознательно, целенаправленно и на регулярной основе выделять время для занятия любимым делом: боксом, рисованием, чтением книг.

Но что значит «сделать сознательно»? Как это происходит? З. Фрейд так определяет сознание - это поверхность психического аппарата, оно ближе всего к внешнему миру, окружающему ребенка. Сознательное поведение - это восприятие происходящего из вне, ощущения ребенка и чувства. Сознательным может стать только такое поведение и только то, что когда-то уже было воспринято сознанием и кроме чувств изнутри, хочет стать сознательным. Вербальное восприятие мира - зрительное, словесное. Значит ребенок рассказывает об интересующей его теме, рассматривает ее, вспоминает и запоминает легко и быстро. Это дает ту скорость восприятия информации и высокую ее усвояемость, что способствует интеллектуальному, творческому, социальному развитию ребенка .

Следовательно, можно сделать вывод, что одаренный ребенок характеризуется устойчивым интересом к отдельным областям науки и творчества, активным типом поведения, способностью к самоорганизации и новаторству. Своевременное выявление данных параметров позволяет выявить потенциал ребенка на самых ранних этапах без использования специальных методик.

Список литературы:

  1. Иванова И.В. Психолого-педагогическая поддержка саморазвития ребенка: учебно-методическое пособие // Библиотека журнала "Методист" : прил. к журн. "Методист". 2016. N 1.С. 4-55.
  2. Фрейд З., Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Г. Барышниковой и др. - Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - с. 869

Тема статьи: " Одарённые дети... Кто они?"

Одарённость человека- это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Сухомлинский В.А .(№5)

Слова Сухомлинского В.А., которые я взяла эпиграфом для своей статьи, подтверждают то, что одарённый человек, словно яркая звёздочка, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Одарённые дети... Кто они? Как разглядеть детскую одарённость, развить и приумножить её? Это подарок педагогу или проблема для него? Какие советы дать родителям одарённых детей, при их воспитании? Какими качествами должен обладать педагог, привлекаемый к работе с одарёнными детьми? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей статье.

Одарённые дети-вундеркинды, способные, талантливые, гениальные. Их называют по-разному. (№4)Каждый ребёнок уникален и имеет право развиваться в своём темпе по своей образовательной траектории. Одарённый ребёнок в детском сообществе, такой яркий и не похожий на остальных. Это ребёнок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.(№1.ст5)Но суть заключается в одном - в феномене детской одарённости. Одарённост ь - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результата в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Один из важнейших и в известной мере независимых факторов одарённости - креативность ("творческость"). Креативность - процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределённости и дефицита информации. (П.Торенс)(№1.ст5) То есть - "Креативность», по мнению этого же Поля Торенса, это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее. Как выделить из группы детей одарённого ребёнка? Выявление одарённых детей возможно различными путями. Самый простой и доступный - это наблюдение. В результате наблюдения выявляются способности ребёнка, его склонности и интересы. Особое внимание нужно обратить на детей, которые задают много вопросов, интересуются окружающим, знают о том, что для их сверстников не представляет никакого интереса. Необходимо выделять детей, которые быстро запоминают прочитанное или рассказанное взрослыми, эмоционально реагируют на всё новое, оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения. Ещё один возможный путь выявления одарённых детей - это тестирование при помощи специальных заданий. Выявление умственно одарённых детей предполагает использование "тестов интеллекта"- методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, " креативных тестов" - методик направленных на оценку познавательной активности.(№3 .) Природная одарённость ребёнка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьётся его творческий потенциал, во многом зависит от работы психологов, педагогов и главным образом семьи.(№2.ст.39) Пути выявления одарённых детей, приведённые мною выше - это всё возможные пути, помогающие выделить таких детей. Так как все без исключения дети талантливы. Кто- то показывает хорошие результаты в спортивных состязаниях, кто- то поёт, другой с удовольствием танцует, увлечённо рассказывает друзьям о волшебных мирах и сказочных эльфах, демонстрируя богатое воображение. Многие дети с удовольствием рисуют и лепят, играют в детском театре. Одарённых детей отличают: - раннее развитие речи и обширный словарный запас; - высокий уровень любознательности и хорошая память; - высокая познавательная активность; - богатое воображение и фантазия; - творческое мышление. Существует несколько видов одарённости : 1 . Интеллектуальная одарённость - "светлая голова». Ребёнок обладает значительными, глубокими знаниями, умеет самостоятельно их получать, может даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одарённости точно и глубоко анализируют различный материал, не редко склонны к философскому осмыслению материала. 2. Академическая одарённость - особые способности к обучению. Дети этого типа одарённости легко учатся, не просто усваивают материал, но и свободно применяют его в различных учебных и бытовых ситуациях - умеют и любят учиться. 3. Художественная одарённость - проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности- музыке, танце, скульптуре, сценической деятельности. 4. Креативная одарённость выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Не комфортность, нежелание, а подчас просто неумение идти "в ногу" со всеми остальными и являются личностной основой, на которой строится их нестандартное видение мира. Креативность может, проявляется широко или лишь в одной сфере. 5. Лидерская , или социальная одарённость характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одарённость предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Есть лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направления движения, ведут за собой. 6.Психомоторная, или спортивная одарённость проявляется в повышенной двигательной активности ребёнка, её разнообразии, в стремлении овладеть сложно координированными движениями.(№1.ст5-6.) Что нужно сделать, чтобы талантливый ребёнок не вырос в бездарного взрослого? Прежде всего - пробудить в ребёнке фантазию и развивать её, не просмотреть зачатки тех или иных способностей, особого таланта к каким - то видом творческой деятельности. Первые ростки творчества проявляются в рисовании, лепке, аппликации, если для этого созданы специальные условия.(№2.ст38) Мы в нашем "Центре развития ребёнка" создаём различные условия для развития детских способностей. Например, привлекаем детей вместе с родителями к участию в различных творческих интернет конкурсах, в разработке презентаций и осуществлении различных творческих проектов, проводимых как в пределах Центра, так и на уровне города и области. Наши дети постоянно занимают призовые места в различных конкурсах и проектах. Работы наших детей можно увидеть в конкурсах на интернет сайте 100 талантов. (Конкурсы - "Калейдоскоп», «Пластилиновая фантазия", "Мамочка мамуля", "Я умею так" ...) Кроме того в своей работе мы используем индивидуальные маршруты сопровождения одарённого ребёнка, это помогает нам отслеживать рост и развитие одаренности у ребёнка и придумывать новые способы развития одарённости у данного ребёнка, привлекая его к тем или иным видам деятельности. Работу с одарёнными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно так же, использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к творчеству. Кроме всего прочего, работу с одарёнными детьми так же, можно проводить с помощью специально разработанных программ (индивидуальный маршрут сопровождения). Специальные программы для одаренных детей должны быть, в первую очередь, направлены на развитие способностей, способствующих одарённости ребёнка. Это могут быть программы, предназначенные для умственно или художественно одарённых детей, а так же для детей, обладающих способностями в области музыки, изобразительного искусства. В программе следует также сделать акцент на развитие творческих способностей. Необходимо учитывать характерные личностные особенности и возникающие в связи с этим проблемы одарённых детей, уделяя, внимание установлению взаимоотношений детей друг с другом, обучению для этого специальным приёмам, например, овладению средствами невербального общения. В тоже - время программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, предусматривать развитие двигательной и эмоциональной активности.(№3.) Итак, одарённые дети - это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этим вопросом озадачены многие педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человека на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастёт. Понять и принять таких детей удаётся далеко не всем, отношение к таким детям неоднозначно. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается в детском коллективе. Не всё так просто и легко, когда в группе нестандартный ребёнок, проявляющий признаки одарённости. Плохо если подобный ребёнок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Как бы ни было трудно в общении с таким ребёнком, необходимо в значительной степени постараться изменить не простую ситуацию, окрасить её в позитивный цвет- цвет радости, счастья от общения с чудом, открытым миру, раскрывающимся у него в глазах, от сознания причастности к этому. Работа педагога с одарёнными детьми - это сложный и некогда не прекращающийся процесс, требующий тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями. Особое внимание нужно уделять семье с целью помощи родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Любой одарённый ребёнок вправе рассчитывать, что его талант найдёт понимание и поддержку, прежде всего, у родителей. (№5) . Многие родители стараются загрузить ребёнка посещением различных кружков и секций, стремясь дать ребёнку самое лучшее, серьёзно пологая, что таким образом растят всесторонне развитую личность. Но они забывают о том, что сначала необходимо выяснить, что для ребёнка является приоритетным, а что может пока подождать.(№2ст.38-39.) В своей статье я бы хотела предложить родителям таких детей несколько советов, для поддержания и развития детской одарённости. Советы родителям: 1. Поддерживайте дома необходимую ребёнку творческую атмосферу, давайте ребёнку возможность для созидания, творите вместе с ним. Ребёнок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение. 2. Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность. Поддерживайте творческий импульс ребёнка через уважительное отношение всех членов семьи к его работам по изо деятельности, постройкам, первым попыткам сочинить что- либо. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личность ребёнка ещё не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать всё, поучаствовать в разных видах творческой деятельности. Природная одарённость ребёнка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьётся его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребёнка ещё в дошкольном возрасте.(№2ст39). Если мы (педагоги) совместно с родителями ребёнка научим ребёнка не просто механически воспроизводить какие- либо действия, а дадим ему возможность само выразиться, проявить инициативу, изобретательность, то таким образом они помогут раскрыться творческим способностям личности. Работая с одарёнными детьми, педагоги должны также обладать рядом специальных качеств. Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одарёнными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы; это так называемая психологическая зрелость, предлагающая положительную реализацию себя в жизни и дающая возможность принятия за счёт этого других людей, принятия нового; это положительная оценка самого себя. Это также эмоциональная стабильность, позволяющая контролировать эмоции, не реализовывать их на детях; это способность работать по новой необычной программе, умение отказываться от того, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной; это личностный рост и педагогическая гибкость.(№3). Исходя, из всего выше упомянутого я хочу сделать следующий вывод: Работа с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Поэтому, для достижения лучших результатов, при этой работе мы объединяем свои усилия вместе с семьёй, психологами, другими педагогами, с администрацией. Ведь одарённость - она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угаснет и завянет. Выявление, обучение и воспитание одарённых детей с учётом их особенностей - залог их дальнейшего благополучного развития.(№4)К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высокоодарённые люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и разбазаривать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.(№5)

Используемая литература :

1. "Где растут таланты" под редакцией Л.Свирской, Л. Роменской. "Обруч"2014г.

2. Осипова Л. Е."Родительское собрание в детском саду. Подготовительная группа. О.О.О "Издательство «Скрипторий2003".2008г.

3 . Бочкова Г. А"Одарённые дети в дошкольном учреждении" интернет сайт- vio . uchim . info .

4. Большакова Е.А., Безлепкина Ж. Н., Шишкова Ж. М. "Одарённые дети" интернет сайт- kronnmc . ru . 2012г.

5 .Практическая работа на тему "Одарённые дети и особенности работы с ними ". интернет сайт- www . coolrferat . com .

Гранкина Людмила Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 33 им. П.А.Столыпина"
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми
Дата публикации: 15.05.2017
Раздел: среднее образование

«Работа с одарёнными детьми»

самых интересных и загадочных явлений природы детская

одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и

развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий.

Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется

общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в

неординарной, творческой личности.

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий... кто понятлив:

Таланты может воспитать

Учитель, если сам талантлив

Только творческий и увлеченный учитель может воспитать

компетентную личность, способную воплотить в жизнь свои мечты и

стремления. Одаренные дети – золотой фонд общества.

Перед учителем стоят следующие учебные цели: развитие логического

мышления, креативности, коммуникативности, развитие аналитических

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся –

предоставление каждому ребенку сферы деятельности, необходимой для

реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования

потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской

позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и

творческому самовыражению.

Одна из задач государственной политики в области образования до

2020 года – это создание системы выявления, развития и поддержки

одаренных детей и талантливой молодежи.

В Российской Федерации - 29 млн детей. Одарённых – от 2 до 20%

В работе с одарёнными детьми имеются риски, основное правило в

работе является «Не навреди». Поэтому, каждому педагогу, работающему с

талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный

банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье,

который послужит руководством к последующим действиям, для разработки

педагогических технологий.

С точки зрения психологов, одаренность, есть качественно

своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность

выполнения деятельности.

(Одаренные дети обладают высокими умственными возможностями…)

высокие умственные возможности;

способность быстро схватывать смысл принципов, понятий,

положений;

потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах

проблемы и стремление разобраться в них;

способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на

сверстников.

Одаренных детей много, но далеко не всегда они хорошо успевают по

всем предметам. Они не представляют идеал в поведении. Одаренность

очень разнообразна, запросов на образование очень много. Универсальной

системы обучения одаренных нет. Ни один тип школы не может решить

полностью проблему их обучения, а запросов у общества намного

Первыми социальными заказчиками являются родители. У них есть

право выбирать школу для своего ребенка, требовать результаты. В выборе

школы для определения туда своего неординарного, одаренного ребенка,

родители для себя определяют, что такая школа должна быть «хорошей и

сильной». По мнению родителей, это школа, где хорошо учатся по всем

предметам, а по окончании дети легко поступают в престижные вузы

России. В такой школе должны быть порядок и дисциплина, свои

традиции. В такой школе должны преподавать высококвалифицированные

и интеллигентные педагоги и давать современное образование. Учителя

должны уважать личность ребенка, с ним занимаются не только на

уроках, но и в системе дополнительного образования.

Вторыми- является социальное общество. Обучение в школе опирается

на личностно-ориентированный подход. Общество требует молодежь,

которая может свободно ориентироваться в коммуникативной сфере и

применять свои знания на практике.

Принципами работы с одаренными детьми можно считать следующие

положения:

Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана

обучения учащихся – высший уровень).

Принцип опережающего обучения.

Принцип комфортности в любой деятельности.

Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации

способностей учащихся.

Возрастание роли внеурочной деятельности.

Принцип развивающего обучения.

Принцип добровольности.

Право на ошибку.

Исходя из своей практики, одаренных детей условно можно разделить

дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития

при прочих равных условиях;

дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная

одаренность);

дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной

активностью и незаурядными умственными резервами, но не

достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;

Одаренность бывает:

1. Академической (ею обладают дети, хорошо обучающиеся в школе, у этих

детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и

быстро схватывают школьный материал.

2. Интеллектуальной (дети, умеющие мыслить, сравнивать, выделять главное,

делать самостоятельные выводы,умеют анализировать,: задают много

необычных вопросов, рассудительны не по годам, остро реагируют на все

новое, неизведанное.

3. Творческой- (дети с нестандартным восприятием мира, не шаблонное

мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами,

используют испорченные приборы для создания новых поделок,

конструируют модели.)

4.Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко

запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием,

пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и

лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и

лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием

рассматривают художественные произведения искусства

5.Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться,

любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты

физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками

и мячами.

Интеллект + Креативность = одаренность.

Ученик умеющий выполнять задания широкого спектра, умеющий

извлекать пользу из своего прошлого опыта, усваивать новую информацию и

приспосабливаться к новым ситуациям, придумывать нечто новое,

представляющее определенную ценность, преодолевать традиционные

представления и стереотипы и создавать продукты и идеи, опережающие свое

время –это и есть одаренность.

Основные направления деятельности педагога в работе с

интеллектуально одаренными детьми:

Основные направления по которым мы работаем с одаренными детьми.

Приёмы проблемного обучения;

Организация и проведение предметных олимпиад;

Организация и проведение интеллектуальных конкурсов,

соревнований;

Организация экскурсий, экспедиций, походов;

Организация деятельности научного общества;

Когда речь идет о работе с одаренными детьми, задача родителей и

педагога «сдвигается от обучения» к «созданию условий». Без организации

развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы,

активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы

из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической

деятельности я стараюсь заниматься развитием и воспитанием одаренных

детей, вовлекая их в создание научно-исследовательских проектов, участия в

интернет-конкурсах, олимпиадах, клубах научно-исследовательской

направленности и…

«Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно

развёртывать лепестки, а нужно создавать условия, при которых он сам