Нод по сказкам старшая группа доу. Конспект НОД «Путешествие в страну сказок. развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия

Тема : Эти мудрые русские сказки!

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Ход занятия

Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей)

Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.

А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей)

Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают... (дети называют сказки)

А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила, (ответы детей)

В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или оживить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса, (ответы детей)

Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси-лебеди». (ответы детей)

А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)

У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна-лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку... За свое милосердие потом он получил большую награду - помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки...

Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное - смысл сказки и чему она учит.

Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)

А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т.д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку... И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в различных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.

(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису Премудрую и т.д.)

Есть еще интересная игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить себе, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят с нами заговорить, тихо шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (Потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка-норушка, Илья Муромец, Русалочка, Баба-яга...)

Ребята, вам нравятся сказки про Бабу-ягу? А почему? А какая Баба- яга в сказках?

Баба-яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба- яга страшная, коварная, злая. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.) А теперь вспомните, где Баба-яга была справедливая, гостеприимная. («Финист - Ясный Сокол») Вот какая разная Баба-яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу- ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба-яга выходит в центр с метлой.)

Дети ее дразнят:

Баба-яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

(Баба-яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого - тот замирает.)

Самая добрая Баба-яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает советы, защищает, дает различные добрые волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.

Ребята, а вы смогли бы придумать умную сказку? (Воспитатель предлагает детям схемы-карточки к разным сказкам, дети выбирают себе по желанию персонажи, зарисовывают схематично сюжет, придумывают и рассказывают сказки.)

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА №1

Ребята, обратите внимание, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними.

Скажите вы любите сказки?

Какие сказки вы знаете?

Как называются люди, которые играют в театральных постановках?

А вы хотели-бы стать актерами?

Для того, чтобы стать хорошим актёром, нужно много знать и уметь. И сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебную страну, в которой живут знания и умения, которыми должны обладать актёры. - Эта страна СКАЗОК И ФАНТАЗИИ!

Чтобы попасть в эту страну, нужно взять с собой фантазию, воображение и произнести волшебные слова:

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА №2

Появляется чудо-дерево

Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались в волшебной стране. Смотрите, какое- то дерево перед нами появилось.

(Показывает на макет дерева с прикреплёнными воздушными шарами)

Это дерево не простое, это чудо- дерево! На нём растут волшебные плоды с интересными заданиями. И если мы их выполним, станем настоящими актёрами.

Начнём. Катя, срывай первый плод.

Задание: «Покажи мимикой и жестами».

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Ой-ой-ой! Как мне страшно!

Ой-ой-ой! Как ужасно!

Я боюсь, боюсь, боюсь,

Лучше я притаюсь!

Какой чудесный день!

Работать мне не лень!

Со мной мои друзья

И песенка моя!

Молодцы, вы всё правильно показали.

А теперь ребята, покажите жестами следующие действия «иди сюда», «тихо», «не балуйся», «до свидания», «я думаю».

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились! А значит, мы можем подойти к чудо-дереву и сорвать второй плод.

Задание: «Произнеси чистоговорку»

-«От топота копыт, пыль по полю летит».

Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить.

А теперь произнесём её то быстро, то медленно.

Молодцы ребята, все постарались! Ребята скажите, вам было легко или сложно выполнять эти задания?

Предлагаю вам сорвать третий плод.

Задание: «Волшебные превращения»

Мы с вами будем изображать лесных животных. А какие животные живут в лесу?

Слушайте внимательно музыку, и вы догадаетесь, какое животное вам нужно изобразить.

ВКЛЮЧИТЬ МИНУСОВКИ ЖИВОТНЫХ №3, 4, 5.

Вы правильно изобразили животных. Я даже поверила, что попала в настоящий лес.

Предлагаю вам сорвать четвёртый плод. Что же за задание в нём?

Задание: «Живой оркестр»

Ребята, как вы думаете, какие звуки могут издавать наши руки и ноги?

Правильно. И я вам, сейчас предлагаю изобразить «Живой оркестр». Артём будет хлопать в ладоши, Оля будет хлопать по коленкам. Кто будет топать ногами?

Приготовились, как только зазвучит музыка, начинаем выполнять движения.

ФОНОГРАММА№6 «Живой оркестр».

Молодцы! Какой замечательный у нас получился «Живой оркестр».

Срываем последний плод.

Задание: «Покажи сказку».

Слушайте загадку!

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое

А ну, подскажите. Как зовут ее?

Покажем драматизацию сказки про

«Красную шапочку на новый лад».

Ребята, а что значит на новый лад?

Кто хочет сыграть роль Красной шапочки? А кто сыграет роль волка, белочки, лягушки? Ну вот, роли мы распределили, актёры пойдут в гримерную переодеваться.

А остальных ребят я приглашаю в наш уголок театра, проходите занимайте места.

Инсценировка сказки.

Молодцы актёры, А вам зрители понравилась сказка?

Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну. Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова.

Вот мы и вернулись в детский сад!

Ребята, а где мы сегодня с вами были?

Какую сказку драматизировали?

Сложно быть артистами?

Сложно изображать животных?

Сложно проговаривать чистоговорки?

У вас всё получилось,молодцы!

НОД в старшей группе Путешествие по сказкам

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

Задачи:

  • учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам;
  • активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев;
  • воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Ход занятия

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказочница Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

(загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка

В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка

Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка

На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок

Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята

Воспитатель. Вы загадки отгадали и героев всех назвали.

А вот Кощей приходил вчера в гостях к нам
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки раскидал
Сказки все мои он перепутал
Пазлы вы должны найти
Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка.

Воспитатель.

Молодцы! Справились с заданием Проделки Кощея преодолели! А сейчас вы разделитесь
В две команды будем сказки вспоминать. Сказка"Репка" посмотрите вы героям помогите.
Репку им достать,кто за кем, должен встать?

Это сказка "Теремок"Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,Кто за кем сюда придет?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок "Теремок" и "Репка")

Воспитатель Вот еще одно задание

Угадай по предмету.

1. Старик, море, корыто... («Золотая рыбка»)

2. Полено, букварь, монеты.... («Буратино»)

3. Яблонька, пирожки, козленок... («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

4. Тыква, туфелька, карета... («Золушка»)

5. Маша, пирожки, медведь... («Маша и медведь»)

6. Яичко, мышка, курочка... («Курочка Ряба»)

Воспитатель: И с этим заданием мы тоже справились, последнее задание и называется оно «Звериные герои».

Звериные герои.

1. Назовите последнюю знакомую колобка? («Лиса»)

2. Животное в обуви? («Кот в сапогах»)

3. Насекомое, любящее чаепитие и шумные компании? («Муха Цокотуха»)

4. Кто погасил море, зажженное лисичками? («Бабочка»)

5. Кто вернул украденное крокодилом солнце? («Медведь»)

Воспитатель: Ура! Вот и справились мы со всеми заданиями Бабы Яги. Все вместе мы освободили сказки и все теперь будет хорошо.

Воспитатель . Молодцы сказки вы знаете и любите а сейчас мы с вами нарисуем любимую сказку

Дети рисуют свои сказки.


ольга зуйкина

Цели :

Учить использовать в речи слова и выражения , необходимые для характеристики персонажей.

Способствовать формированию развернутого связного высказывания , умения пользоваться косвенной речью и вести диалог.

Уточнение и расширение глагольного словаря.

Образование имен прилагательных от имен существительных

Развивать общую моторику и координацию речи с движением .

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление.

Формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать другого, не перебивая) .

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход занятия:

Воспитатель : К нам на занятие пришли гости , давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель : Присаживайтесь. Ребята, я знаю, вы любите игры, песни и пляски, но нет ничего интереснее сказки . А вы любите сказки ?

Дети : Да.

Воспитатель : Из какой русской народной сказки эти герои . Отгадайте загадки.

* Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси )

* Оно высоко и ветвисто. Весною зеленеет быстро. Красивым зацветает цветом. Украшено плодами летом. Зимой же голое стоит и неприглядное на вид. (Яблоко с яблони)

* Бабушка седа - бела, зимой каждому мила. Из трубы колечки – это дым из нашей (печки)

* Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река)

* Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка . (Баба Яга) .

Воспитатель : Ребята, героев какой сказки вы отгадали ?

Дети : Гуси – лебеди

Воспитатель : А почему эта сказка называется русской народной?

Дети : Потому что эту сказку придумал русский народ.

Воспитатель : Как начинаются русские народные сказки ?

Дети : "Жили - были"

Воспитатель : Ребята, а вы хорошо знаете эту сказку ?

Дети : Да.

Воспитатель : Я хочу узнать, внимательно ли вы когда-то слушали, смотрели сказку «Гуси-лебеди » . Предлагаю вам послушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки , если они будут, то вы должны говорить хором : «Нет, нет, нет» . Если ошибок нет, то говорим хором : «Да, да, да» и хлопаем в ладоши.

* Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да) .

* Налетели гуси – лебеди , подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет) .

Воспитатель : Где ошибка?

Ответы детей.

* Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет) .

Воспитатель : Почему нет?

Ответы детей.

* Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да) .

* Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да) .

* Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) .

Воспитатель : Где здесь ошибка?

* Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) .

Воспитатель : А какая в этой фразе ошибка?

* Прибежала Маша домой : Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да) .

Воспитатель : Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо - на все вопросы ответили правильно.

Воспитатель : Дети, кто похитил мальчика?

Дети : Гуси-лебеди .

Воспитатель : Кто такие гуси-лебеди ? Добрые они или злые?

Дети : Злые птицы.

Воспитатель : Слуги бабы Яги, её помощники, злые птицы, крадущие детей.

Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся в Гусей - лебедей.

Гуси – лебеди летели (ходьба по кругу и взмахи руками в стороны.)

На лужайку тихо сели (присели на месте.)

Походили (ходьба полуприседя.)

Поклевали (наклоны перед собой.)

Потом быстро побежали (бег по кругу на носочках со взмахами крыльев.)

Гуси – лебеди летят , крыльями шумят (ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и опусканием вниз, держа осанку.)

Прогнулись над водой (наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны – назад.)

Качают головой (повороты головы.)

Прямо и гордо умеют держаться

И очень бесшумно на воду садятся (сесть на место.)

Воспитатель : В этой сказке беда приключилась . Злая баба-яга с помощью гусей-лебедей похитила мальчика.

Когда вернуться родители детей, что они будут чувствовать?

Дети : Страх, боль, горе, печаль.

Воспитатель : Чтобы они не расстраивались, давайте поможем девочке вернуть брата. Испытания будут сложными, вы не боитесь трудностей?

Дети : Нет.

Воспитатель : Ну, тогда начнем! Что бы найти дорогу, нужен план-карта.


Садитесь за столы. Найдите на листке красную точку. Что возле нее нарисовано?

Дети : Печка.

Воспитатель : Сначала нам нужно дойти до печки. Соедините красную точку с синей точкой. Что нарисовано?

Дети : Яблоня.

Дети : Речка.

Воспитатель : Потом мы отправимся к речке. Зеленую точку соедините с черной точкой. Что нарисовано?

Дети : Избушка на курьих ножках.

Воспитатель : Затем мы пойдем к избушке.

Дети выполняют задания на листе.

Воспитатель : Давайте рассмотрим план – карту под лампой.


У всех получился такой план?.

Дети : Да.

Воспитатель Теперь у нас есть план, и мы можем отправляться в путь.

Дружно за руки возьмемся

И по кругу мы пройдемся.

Все шагаем не спеша,

Ногу ставим мы с носка.

По дорожке мы пойдем,

Да притоптывать начнем.

Ровно держим спинку,

Прямо как тростинку.

А теперь мы поспешим,

В лес волшебный побежим.

Воспитатель : Давайте ласково поздороваемся с печкой.


Дети : Здравствуй, печенька!

Воспитатель : Ребята, чем печка угостила Машеньку?

Дети : Печка угостила Машеньку пирожками.

Воспитатель : Из каких продуктов делают тесто для пирожков?

Дети : Пекут из муки, добавляют молоко, сахар, яйцо; мука получается из зерна.

Воспитатель : Как вы думаете, с чем могут быть пирожки?

Дети : Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т. д.

Воспитатель : Молодцы!

Ребята, поздоровайтесь ласково с яблоней.

Дети : Здравствуй, яблонька!

Воспитатель : Как у наших, у ворот,

Чудо-яблонька растет,

А на ветках кофты, брюки,

Подставляйте дети руки,

Ну-ка, срочно, дай ответ,

Так бывает или нет?

Упражнение «Есть – нет» .

Поможем яблоньке убрать вещи.

(Сапоги – нет сапог, майка – нет майки, брюки – нет брюк, платье – нет платья, свитер – нет свитера, шапка – нет шапки.)


Воспитатель : Яблоки - это овощи или фрукты?

Дети : Фрукты.

Воспитатель : Какие еще фрукты вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель : В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?

Дети : Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые.

Воспитатель : Молодцы, ребята! В чистом поле есть река, к ней спешите вы друзья. Поздоровайтесь ласково с рекой.

Дети : Здравствуй, реченька!

Воспитатель : Как вы понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега?

Дети : В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.

Воспитатель : Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение .

Еще в сказке лес , в который забрела Машенька, назван дремучим. Кто сможет объяснить почему?

Дети : Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. .

Воспитатель : Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.

В дремучем лесу водятся разные звери, какие?

Дети : Волки, лисы, медведи.


Воспитатель : В темном лесу есть избушка, (пружинка, руки домиком над головой)

Слайд 8(1)

Стоит задом наперед, (прыжком стать спиной к Б. Я. и на место)

В той избушке есть старушка , (козырек вправо, влево)

Бабушка яга живет. (кулачки на поясе, топают ногой)

Нос крючком, глаза большие, (палец-крюк у носа, глаза - соед. б. и указ. палец)

Как фонарики горят! (выброс пальцев из кулачка)

Фу, сердитая какая, (отмахиваются прав. рукой, левой)

Дыбом волосы торчат! (показ торчащих волос)


Воспитатель : Ребята, Баба-Яга в сказке добрая ?

Дети : Нет, Баба Яга в сказке злая .

Воспитатель : Она молодая?

Дети : Нет, старая .

Воспитатель : Она красивая?

Дети : Нет, она страшная : у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная.

Воспитатель : Баба Яга сердитая. А давайте подарим ей комплименты, которые мы знаем.

Дети : Прекрасная, нежная, стильная, приятная, неподражаемая,

милая, гибкая, стройная, забавная, скромная, ослепительная.

Воспитатель : Посмотрите, Бабушка –Яга, как похорошела.

Дети : Да.

Воспитатель : Давайте ее попросим отпустить Иванушку домой.

Какие волшебные слова вы знаете?

Дети : Милая баба-яга, отпусти пожалуйста Иванушку домой.

Воспитатель : А теперь мы поспешим, в детский сад мы побежим. До свидания Баба Яга. Смотрите, Баба-Яга не обманула, мальчик уже дома.


Подведение итогов занятия .

Понравилось вам путешествие по страницам русской народной сказки «Гуси- лебеди » ?

Мы с вами много работали, а теперь скажите, какое задание было самым

интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было

самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Потому что вы очень дружные, внимательные, умеете отгадывать загадки и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Богородский детский сад Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

«Как хорошо мы знаем сказки!»

Выполнила: воспитатель

Кушникова Наира Егишевна

Непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада

Образовательная область : развитие речи

Тема : «Как хорошо мы знаем сказки

Используемые технологии – мнемотехника (мнемотаблицы)

Цель : углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках , активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на мнемотаблицы) и сказочных героев .

Задачи :

ОО «Познавательное развитие »

Закреплять представления детей о книгах;

Систематизировать знания детей о сказочных персонажах и их атрибутов.

- развивать память , мышление, наблюдательность, внимание.

ОО «Речевое развитие »

Активизация словаря через новые слова, пословицы и поговорки.

- развивать связанную речь , за счет описания сказки , ответов на вопросы.

- развивать умение давать описательную характеристику героям.

Активизировать словарь прилагательных слов.

ОО «Социально-коммуникативное развитие »

Стимулировать интерес к образовательной деятельности;

- развивать умение слушать друг друга;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

- развивать умение выполнять различные игровые задания

- развивать коммуникативные навыки

ОО «Художественно-эстетическое развитие »

Способствовать развитию образного мышления , художественных образов.

Воспитывать аккуратность в работе

Воспитывать интерес к художественной литературе

Методические приемы : вопросы, загадки, упражнения, игры, задания

Демонстрационный материал : книги различных размеров и разного содержания, герои сказок нарисованные на картинках, предметы-атрибуты сказочных героев , цветик – семицветик (из картона, мнемотаблица.

Раздаточный материал : картинки с изображением сказок , сказочных персонажей , картинки с рисунками, которые не дорисовал художник, цветные карандаши, восковые мелки.

Ход работы:

Организационный момент :

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас не обычное занятие , к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.(книга)

Ребята мы долго с вами говорили про книги, о том какие они бывают, про что рассказывают , о бережном отношении с книгами. Делали очень интересные книги дома с родителями и рассказывали про них друг другу, и в группе сделали свою собственную книгу. Интересные у нас были задания?

Ребята, а почему говорят : "Книга – источник знаний". (Дети отвечают)

Воспитатель : Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают об интересном . О чем может рассказывать книга ? (Дети отвечают)

Ребята, а какие бывают книги? (ответы детей :толстые, тонкие, большие маленькие, с толстыми и тонкими страничками, со сказками )

Ребята, а из чего состоит книга? (обложка, страницы)

Что пишется на обложке книги? (автор, название, город, год, имя художника)

А кто запомнил как называются картины в книжке? (иллюстрации)

Воспитатель : с помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи , загадки, пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы про книги, я буду начинать, а вы продолжать :

Золото добывает из земли, а знания - из книги.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Хорошая книга – лучший друг .

Сюрпризный момент : под музыку выходит баба яга. Говорит : «Сидите тут, умненьких из себя строите? Да ничего то вы про сказочки не знаете ! Точно не знаете ! Это я самая самая-я все знаю, а вы ничегошеньки не знаете ! И книжечек у вас тут много. Зачем? Вам не надо, а вот мне в самый раз! (забирает книги, оставляет цветик- семицветик).

Воспитатель : ну вот прилетела, сказала , что мы ничего про сказки не знаем , книжки наши забрала, а мы так старались ! Цветочек оставила, а что это за цветок? Тоже наверное из сказки украла . Что же делать? Давайте докажем бабушке яге что мы все знаем и про книги и про сказки и про сказочных героев , а цветик семицветик нам поможет!

Давайте возьмемся за руки, оторвем первый лепесток и скажем :

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Вели чтобы мы справились с первым заданием!

Физ. минутка :

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка . (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (наклоны)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики» )

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились со вторым заданием!

Воспитатель :

Смотрите, у меня есть таблица с картинками из очень известной сказки . Давайте вспомним сказку по картинкам и расскажем ее.

Дети говорят название сказки . По очереди описывают сказку с опорой на мнемотаблицу («Гуси-лебеди» ).

Воспитатель : Вот и справились со вторым заданием! Сказки вспомнили ! А третье?

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с третьим заданием!

Воспитатель : А теперь вспомним героев сказок ! Подумайте ребята, кто мог так про себя говорить?

1. Был в гостях, застрял, вылезти не могу. (Вини – Пух.)

2. Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)

3. Осталась у разбитого корыта. Не ждите. (Старуха из сказки А . С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке .)

4. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш . Перро «Золушка» .)

5. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора.)

6. Не люблю грязь, немытых детей, сразу высылаю армию моющих и чистящих средств (Мойдодыр)

7. Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный не справляюсь, приезжайте собирать. (Дед из сказки «Репка» .)

8. Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)

9. Никто от меня такого не ожидал, а я съел людоеда, подружился с королем и помог хозяину удачно жениться! (Кот в сапогах)

Воспитатель : Какие вы молодцы сказочных героев знаете !

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с четвертым заданием!

Воспитатель :


А какие герои бывают? (добрые и злые)

Давайте мальчики опишите героя – Сказочного богатыря- Алешу Поповича какой он? (сильный, мужественный, высокого роста, добрый, справедливый)


Девочки, а вы опишите мне Золушку? Какая она? (добрая, нежная, тихая, красивая, трудолюбивая)

Воспитатель : А в пятом задании нам придется подвигаться.

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с пятым заданием!

Физ. минутка :

На лужайке поутру Дети становятся в круг

Мы затеяли игру берутся за руки.

Я подснежник, ты вьюнок Правая рука вперёд

Становитесь в наш венок Левая рука вперёд. Взяться за руки.

Раз, два, три, четыре – 4 шага назад, расширяя круг

Раздвигайте круг по шире

А теперь мы - ручейки Бег по кругу, взявшись за руки.

Побежим вперегонки

Прямо к озеру спешим Делают круг максимально большим

Станет озеро большим

Становитесь в круг опять Идут по кругу

Будем в солнышко играть

Мы весёлые лучи Тянуться на носочках, поднимая руки вверх

Мы резвы и горячи. Прыжки на носочках.

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с шестым заданием!

Воспитатель : смотрите на столе есть вещи, которые принадлежат сказочным героям , давайте определим,что это за вещи, какому герою принадлежат и из какой сказки !

Дети по очереди берут предмет и отгадывают (платок Маши, бутерброд- подскачил и прямо в рот, крылья которые подарили Дюймовочке эльфы, хрустальная туфелька, клубок по которой Иван царевич искал путь к Кощею бессмертному, стрела Царевны лягушки,пенек на котором сидел медведь и отдыхал, волшебная палочка феи, шляпа кота в сапогах, корона, капуста, градусник).

Воспитатель : Молодцы! Вроде все угадали, а у нас остался один лепесток и последнее задание.

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели, чтобы мы справились с седьмым заданием!

Воспитатель : давайте сядем за столы. Смотрите перед вами картинки, которые художник не успел дорисовать. Давайте поможем ему дорисовать то, чего на картине не хватает!

Дети дорисовывают.

Стук в дверь. Дети с воспитателем идут смотреть кто пришел? Стоит корзина с книгами и письмо от Бабы Яги!

Садимся на коврик читаем письмо :

«Дорогие дети старшей группы Богородского детского сада , я была не права! Оказывается вы всё знаете : сказки , книжки, героев сказочных ! Я летала на своей метле вокруг детского сада и подглядывала за вами в окошко, все видела! Обещаю больше ничего не воровать, особенно книжки!

Я к вам обращусь товарищи дети :

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ваша любимая бабушка Яга!

И подарки я вам приготовила! Раскраски со сказочными героями

Итог занятия

Ребята что мы сегодня вспоминали?

А какие задания вам понравились больше всего?

А для чего все-таки нужны книжки?

А что больше всего любят читать дети?

А из какой сказки приходила Баба Яга ?

Молодцы! А теперь если хотите, будем раскрашивать раскраски-подарки

Бабушки –Яги!