Нет! (Период негативизма). Кризис трех лет у ребенка: как легче преодолеть его

Ольга Куляшова

У меня двое усыновленных детей 7-ми и 8-ми лет. Сын 7 (он в семье 4й год), дочери 8 (в семье 3-й год). Проблемы с дочкой. Молочком, игнорируя пожелания и предостережения взрослых, делает все наоборот: Одежду одевает порой специально наизнанку или не по погоде, калечится (травмы почти каждый день - сейчас реже), до недавнего днем делала в трусики по 5-6 раз в день (причина: терпит до последнего или просто игнорирует позывы в туалет, занимаясь чем угодно), очень назойливая - может долбить с однообразными просьбами, чем вызывает раздражение у взрослых и детей, в процессе обучения может уйти в глубокий "ступор" и не понимать простых сотню раз разжеванных ей вещей, неопрятна, выдумщица раньше постоянно выдумывала болячки, что бы воспитатели отправили ее домой или, что бы не пойти в садик. При этом отличная память, любознательна, не агрессивна к тем кого любит и уважает, ласкуша, душевная, глубокая личность. Я ее бесконечно люблю. Очень досадно за те трудности, которые дочка испытывает. От их части мы уже почти избавились (энурез, попытки манипуляций при помощи спекулирования на своих мнимых болезнях). Но все остальное, в какие - то дни больше в какие-то меньше, остается на прежнем уровне. бывают моменты просветления и дочка становится "золотым" ребенком, но не долго от трех часов до трех дней. До пяти лет она жила в пьющей и неработающей семье, где спали без белья, где постоянно мать отталкивала ее и била головой об стену, вела аморальный образ жизни.

Добрый день! Можно себе только представить, сколько терпения нужно для воспитания деток с непростой судьбой. Вы уже добились многого, справившись с некоторыми моментами. Воспитание приемного ребенка часто требует наблюдения , в детских домах есть специалисты, как правило. Но как Вы понимаете, продолжаются бесконечные попытки привлечь Ваше внимание и убедиться, что Вы и вправду ее любите. Ребенок, имея предыдущий ужасный опыт, как бы ждет, что и Вы не выдержите и будете с ней жестоки и грубы, так как самооценка у девочки вероятнее всего, очень низкая, как и у большинства детей с таким детством (она может ощущать себя плохой, недостойной чего-либо, хуже других и как бы "искать" подтверждения). Плюс период 7-8 лет - кризисный возраст (очередной), могут быть и эпизоды негативизма и упрямства и у любого ребенка, не только приемного. Поэтому старайтесь с юмором реагировать на одежду "наизнанку", бесконечные вопросы. Чаще говорите ей про свои чувства и называйте ее положительные стороны, чтобы ребенок знал, какая она, какой Вы ее видите. Удачи! Светлана.


Вы, наверное, были безумно рады, когда ваш малыш впервые назвал вас мамой или папой, а себя по имени. Но когда ребенок на ваши разумные предложения и уговоры отвечает решительно "Нет!" - вы готовы его отшлепать. С точки зрения психологии, первый случай ничем от второго не отличается - все перемены, происходящие с вашим ребенком, - это лишь очередная ступень на пути становления личности.

Стать самостоятельной личностью - это основа всего развития, и многое в процессе взросления радует родителей. Мы радуемся, когда малыш говорит: "Я хочу" или "Мне хочется". Проблема заключается в том, что это "я хочу" неизбежно перерастет в "нет, не буду", а его "не дам" формирует . Именно в этот период у малыша происходит осознание этого, что он может иметь свое мнение и свой взгляд на вещи, а именно это и означает "быть личностью". И если инициатива исходила не от него, а от взрослого, то малыш начинает противоречить, даже если ему хочется согласиться.

Ведь получается, что это вы управляете жизнью малыша, решаете, идти гулять на детскую площадку или в парк, одеть розовый костюмчик или зеленый, съесть ребенку яблоко или морковь. Когда малыш говорит первое "нет", он хочет дать вам понять, что он тоже может принимать подобные решения.

Без сомнений, человеку очень хорошо живется "под маминым крылом": не нужно решать, надеть ботиночки или сапожки, не нужно планировать свой день, не надо принимать серьезных решений, типа есть ли яйца всмятку или омлет. Затем постепенно приходит ощущение того, что можно жить как-то иначе, не так, как сейчас, не в этом состоянии "ничегонеделания". Ведь ребенок - отдельный человек, личность, которая начинает понимать, что ему больше нравится розовый костюм, а не зеленый, хочет пожарную машину и терпеть не может, что спать приходится ложится раньше всех. Он - отдельный человек, с мнением которого нужно считаться.

Как правило, первое отрицание всего со стороны малыша приводит в некое замешательство его родителей, если не в состояние паники. Теперь нужно срочно "перегруппировываться", менять планы и методы - с мнением малыша теперь необходимо считаться. Хотя кроха, который высказывает твердое "нет" думает, что быть самостоятельной личностью и говорить "нет" это одно и то же, не нужно пытаться уговорить его сделать что-то. Достаточно дать ребенку иллюзию выбора: например, не нужно спрашивать, идете вы гулять или нет, спросите: "Мы пойдем гулять в парк или на площадку?", или "Ты будешь пить чай с печеньем или с булочкой?" и т.д. Тогда есть шанс найти компромисс.

Если же, родители способны уважать то мужество, которое требуется малышу, переживающему первый кризис становления личности, и если они могут относиться к этому с долей юмора и благоразумием, то он скорее поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто отрицание.

Уважать стремление ребенка к независимости - значит найти истинные способы показать ему, что вы понимаете, что он обретает собственную личность, у которой расширяются права и привилегии. Он не может понимать, что переход от беспомощного ребенка к отвечающему за себя взрослому требует долгого, долгого времени, но вы можете помочь ему прийти к этому пониманию быстрее.

Ведь, период отрицания будет негативной, если превратить ее в борьбу своих желаний с желаниями ребенка. Но ведь можно пережить этот период по-другому - радуясь рождению новой личности, ища взаимные компромиссы при принятии совместных решений.

Кстати, если подавлять насильно волю малыша, то он не сможет в свое время сказать "нет" продавцу наркотиков, "нет" - участию в драке. Так что личности нужны

В 18 месяцев он вошел в зону протеста. И как договориться с человеком, словарный запас которого чуть больше двадцати слов и четверть из них − слова-отрицания «нет! », «ни-ка-да!», «не буду!» и неизвестно откуда взявшееся «атянь» («отстань)? Проблема здесь не только в недостаточной способности малыша формулировать свои требования или претензии и даже не в том, что он сам плохо их осознает. Дело в неготовности родителей к «переговорному процессу». Вспомните, как вы договаривались до сих пор. «Хочешь яблочко?», «Помаши папе ручкой!», «Пойдем погуляем» − выбор действий за малыша осуществляли вы, и он, как правило, с ним радостно соглашался. А теперь ребенок вырос и изменился, и «договориться» с двухлетним упрямцем привычными методами больше не удается.

Малышу трудно смириться с существованием границ его царства. Родителю сложно установить эти границы так, чтобы ребенок добровольно принял их.

На ваших глазах он превращается в исследователя, первопроходца, художника – и заядлого спорщика. Ребенок многому научился и в восторге от своих все расширяющихся возможностей. Он быстро и ловко передвигается в пространстве, использует для игры самые разные (и не всегда подходящие) предметы, совершенствует свою речь, «подслушивая» повсюду новые словечки.Он изо всех сил стремится оставить свой след в мире, заявить о своем присутствии в нем − именно это стремление, а не «вредность» руководит им, когда он разрисовывает стены в комнате или в самых неожиданных местах устраивает гаражи для машинок и кукольные спальни. Он – в центре мира, все, что он видит, существует для него, и он радостно изучает свои владения. Двух-, трехлетний ребенок все время играет и пытается вовлечь вас в игру, в которой пока для него нет правил. Ему еще только предстоит узнать с вашей помощью, что значит «нехорошо», «некрасиво», почему «нельзя», и объяснить эти сложные понятия легче всего именно в игре. Доброжелательный, улыбающийся, сотрудничающий, готовый к игре и совместному творчеству взрослый − это именно тот партнер, с которым «ужасный двухлетка» будет рад «договориться». Растерянность родителей и их ошибки в общении с ребенком часто связаны с тем, что мама и папа сами имеют довольно размытое представление о границах и правилах, никогда не пытались их для себя сформулировать.

Разработка стратегии

Ваша цель – не сделать ребенка удобным объектом манипулирования для себя (а значит, впоследствии и для окружающих), а вырастить умеющего сотрудничать, сопереживать, творческого, активного, доброжелательного человека.

Ведите записи

Анализируйте, что вызывает бурную реакцию вашего малыша, против чего он особенно активно протестует. Отмечайте:

  • как часто ребенок впадает в истерику;
  • как долго это продолжается;
  • в какое время дня чаще происходит;
  • где это случается;
  • в чьем присутствии (мамы, папы, бабушки и т. п.);
  • что является поводом;
  • каковы последствия каждого случая.

Если в течение 2−3 недель вы заставите себя заполнять всякий раз такую табличку, вы многое узнаете о своем ребенке!

1) Узнайте о нем больше

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА. Хороший родитель будет подстраивать свои методы воспитания под темперамент ребенка, а не наоборот. Психологи выделяют несколько устойчивых черт характера, которые следует учитывать при разработке стратегий воспитания.

Чувствительность (сенситивность). Черта, показывающая, насколько восприимчив ребенок к окружающей обстановке. Ребенка с повышенной сенситивностью, например, может привести в состояние раздражения ярлычок на майке в области шеи. Такие дети легко раздражаются и выходят из себя. Не перегружайте его длинными объяснениями, сложными заданиями. Узнайте и о сильных сторонах этого типа – способности к сопереживанию, особенной тонкости восприятия. Развивайте ее с помощью музыки, живописи.

Активность. Активный ребенок постоянно находится в движении, ему необходимо тратить энергию. Дайте ему почувствовать, что вы верите в него. Хвалите его за достижения и прощайте ошибки − и его сопротивление растает. Придется поломать голову, чтобы вновь и вновь придумывать занятия для вашего непоседы, но ваши усилия будут вознаграждены, ведь из активных детей вырастают лидеры. Не одергивайте ребенка при посторонних.

Сила реакции. Дети, которым свойственны глубокие реакции, слишком остро и громко реагируют на происходящее, драматизируют его, вскипают и негодуют, что часто вызывает подобную же реакцию у родителей. Он очень легко отвлекается, и нуждается в том, чтобы его постоянно направляли.

ОТКОРРЕКТИРУЙТЕ РЕЖИМ ДНЯ. Возможно, вам придется отказаться от части ваших планов и амбиций, чтобы не перегружать психику малыша чрезмерным количеством впечатлений. Следите за состоянием малыша: как только заметите, что он начал уставать, поместите его в более спокойную обстановку. Режим дня даст ему ощущение стабильности уклада жизни, почвы под ногами.

ПРОЯВИТЕ ВНИМАНИЕ К УНИКАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ. Возможно, вам даже повезет и вы не узнаете, что такое затяжные истерики на публике. Не все дети кусаются и плюются. У ребенка «кризис» может проявляться в особых формах. Бывает, что малыш отказывается отзываться на свое имя и даже придумывает себе новое – так ему, возможно, удобнее осознать себя как отдельного человека, отделиться от мамы. А неприятие родителями такого поведения провоцирует негативизм у ребенка.

Малыш может «нажимать на кнопки», используя широкий арсенал провокаций. Не из «вредности» и не только для того, чтобы получить удовольствие от реакции родителя. Он пытается разобраться в сложной гамме человеческих эмоций. Полностью игнорируя подобные провокации, родители дезориентируют своего ребенка. Необходимо спокойно дать ему понять, почему такое поведение опасно.

ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ...

1) Не дает надеть свитер
Вы можете захотеть обуздать малыша и силой надеть на него свитер.
Вместо этого спокойно скажите: «Тебе нужно надеть свитер». Затем напойте любимую песенку, чтобы отвлечь ребенка.

2) Отказывается делиться игрушками
Вы можете захотеть отобрать и спрятать.
Вместо этого мягко объясните: «Мы делимся игрушками. Давай поменяемся на время».

3) Кричит «нет» и выбрасывает еду
Вы можете захотеть резко отреагировать: «Ты устроил беспорядок! Больше еды не будет!»
Вместо этого давайте пищу маленькими порциями и говорите: «Сейчас мы за столом. А играть будем позже».

4) Кричит на вас Вы можете захотеть ответить тем же.
Вместо этого сделайте глубокий вдох и выдох и говорите подчеркнуто спокойным голосом: «Я не люблю, когда на меня кричат. Тебе надо успокоиться. Не хочешь тихо посидеть в своей комнате?»

5) Не хочет уходить из парка
Вы можете захотеть схватить его под мышку и утащить.
Вместо этого скажите мягко: «Я думаю, ты мог бы строить замки до самой ночи. Ты бы построил целых сто. Или даже тысячу. Ты настоящий архитектор». Говоря это, спокойно ведите малыша за руку к выходу.

2) Учитесь слушать и договариваться

Многие дети приобретают способность «отключаться», когда на них кричат или угрожают, и практически все время от времени демонстрируют «выборочный слух». Если вам нужно донести что-то важное, выбирайте моменты, когда ребенок кажется спокойным, – время перед сном, во время купания или в машине. Тон, выбор слов не менее важен, чем смысл сказанного. Но убедитесь, что малыш настроился слушать.

ФОРМУЛИРУЙТЕ ЯСНО И ЧЕТКО. Не начинайте фразы с трех запрещенных слов: «если», «ты» и «почему». «Если» воспринимается ребенком как угроза, «ты» − как сигнал нажима на него, а «почему» требует объяснения своего поведения, чего он пока не может сделать.

РАЗБИВАЙТЕ ИНСТРУКЦИЮ НА ЧАСТИ. Пусть ребенок выполнит одну просьбу, прежде чем вы дадите следующее поручение. Гораздо быстрее можно добиться послушания, сказав просто «ботинки», чем «Кошмар! Мы опаздываем, а ты еще не нашел свои ботинки! Так мы никогда никуда не успеем!» Чтобы привлечь и удержать внимание малыша, можно шептать или тихо петь. Работает!

ЗАМЕНИТЕ СЛОВА ДЕЙСТВИЕМ. Иногда нужно просто взять малыша за руку и подвести к тому, что надо сделать.

УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ. Покажите крохе пример, перестав заниматься своими делами и действительно выслушав его. Не заканчивайте за него фразы и не исправляйте грамматику.

ПОМЕНЯЙТЕСЬ С НИМ РОЛЯМИ. Это может быть особенно эффективно, если у вас хорошее чувство юмора. Изобразите, например, сцену одевания или отказ от завтрака. Важно, чтобы пародия не была обидной. Акцент следует сделать на объяснении поведения ребенка.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИГРУШКИ, пальчиковый театр, чтобы рассказать историю, которая подготовит его к визиту к врачу или походу в гости в незнакомый дом.

«ХОРОШИЙ ИЛИ ПЛОХОЙ ВЫБОР» Одна игрушка рассказывает о плохом поступке ребенка, а другая – о хорошем выборе в этой ситуации. Сначала обе роли может играть взрослый, позже – сам ребенок. В эту игру хорошо играть перед сном.

Джанни Родари советовал родителям развивать фантазию ребенка, рассказывая ему истории о нем самом. Рассказ-игра, в котором малыш совершает героические поступки, преодолевает все свои недостатки, помогает ему понять себя, свое место в мире вещей и людей и собственное будущее.

3) Поставьте цели

Можно отнестись к этому времени как к плодотворному периоду в жизни семьи и не упустить возможности, которые он в себе несет.

ПОКАЗАТЬ, ЧТО ТАКОЕ УВАЖЕНИЕ. Избегайте словесных оскорблений, унизительных наказаний, высмеивания вашего ребенка (особенно при посторонних), не допускайте обсуждения ребенка в его присутствии, откажитесь от сравнения ребенка с другими детьми (даже если это сравнение в его пользу).

НАУЧИТЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ. Предлагайте ребенку выбор и принимайте его, объясняйте ему последствия поступков, рассказывайте истории и задавайте вопросы: «А как бы ты поступил?», «А что ты об этом думаешь?»

УЧИТЬ СОЧУВСТВИЮ. Поддерживайте у ребенка интерес к тому, что чувствуют другие люди. Исследуя телесные границы, ребенок часто причиняет боль другим случайно, а часто и намеренно. Не оставляйте это без внимания.

ПОМОЧЬ РАСЦВЕТУ ЛИЧНОСТИ. Нельзя допускать, чтобы он ориентировался только на наши требования. Напротив, мы должны помочь ему осознать его собственные цели и желания, а это детям легче сделать в творчестве. Ни в коем случае не критикуйте «работы» малыша и не заставляйте делать «как надо», по шаблону.

УЧИТЬ ЖИТЬ БЕЗ НАСИЛИЯ. Покажите, как можно проявить гнев в игровой форме, прыгая на батуте или колотя по боксерской груше, выкрикивая во всю мощь голоса нейтральное слово или делая дырки ручкой в листе бумаги. Но эти уроки неэффективны, если в семье применяются физические наказания.

РАЗВИТЬ ЧУВСТВО ЮМОРА. Чаще показывайте детям, что надо уметь даже в сложных ситуациях видеть комическое и иногда позволять себе просто смеяться.

ЛЮБИМОЕ СЛОВО "НЕТ". Где-то в возрасте от года до двух у всех малышей наступает стадия негативизма. Она характеризуется тем, что слово "нет" становится самым любимым словом ребёнка. Ребёнок отвечает словом "нет" на все просьбы, требования и разумные ограничения, идущие от вас. Словом "нет" ребёнок проявляет свою независимость, учится демонстрировать свою индивидуальность. Это естественный этап взросления. Одни дети проходят его быстро, другие – медленно, одни проявляют себя очень ярко, другие – более спокойно. Одни приносят много хлопот родителям, другие – не очень. Но редко кто из детей "перепрыгивает" эту ступень. В среднем эта стадия длится 5-6 месяцев. Для родителей есть некоторые советы, которые помогают сгладить проявления негативизма у детей.

Будьте сдержанны с детьми этого возраста, держите себя в руках. Уважайте право ребёнка сказать "нет". Старайтесь всегда помнить, что это – возрастное явление. Если ребёнок бунтует и говорит "нет", постарайтесь понять и объяснить ему его поведение, только не раздражаясь, без крика и гнева. Отвечайте ласково и сдержанно.

ОТРИЦАНИЕ – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ. Иногда складываются совсем смешные ситуации, когда ребёнок отрицает даже собственное "нет". Это самоотрицание. Когда он начинает строить "противоречивые противоречия", отнеситесь к этому с юмором, но незаметно для ребёнка. Возможность сказать "нет" для ребёнка – это серьёзный поступок, к которому с вашей стороны он ждёт такого же отношения.

Будьте хитрее, ставьте вопросы так, чтобы на них невозможно было ответить отрицательно. Если в этот период вы спросите ребёнка: "Хочешь ли ты взять машинку на улицу?" – вы, как обычно, услышите "нет". А если спросите: "Какую машинку мы возьмём на прогулку, синюю или красную?" – то малышу трудно будет отрицать, и он выберет одну из двух машинок.

Старайтесь подобным образом формулировать и другие вопросы, чтобы у ребёнка появилось желание самостоятельно принимать решения. Предоставьте ему право выбора, тогда, возможно, бунтарское "нет" будет звучать не так часто. Но не задавайте вопрос, на который существует только один ответ, например: "Пойдёшь кушать?" Даже если ребёнок ответит "нет" (что он часто и делает), взрослые всё равно заставят его есть. В этом случае необходимо сказать: "Пора кушать" ("Пора идти домой" или "Доиграй, и пошли кушать").

НЕ ЧАСТО ЛИ ВЫ САМИ ГОВОРИТЕ "НЕТ"? У бунтующих малышей чаще всего бывают родители, в речи которых постоянно звучат слова отрицания. Прислушайтесь к себе: сколько раз вы говорите "нет", отдаёте распоряжения и приказы? Ребёнку легче взбунтоваться и сказать "нет", чем выполнить все ваши указания, запреты и поручения. В период негативизма избегайте конфликтных ситуаций, когда борются два желания. Одно из них – желание ребёнка отрицать, а другое – желание родителей настоять на своём. В воспитании ни тот, ни другой не может стать победителем. Униженный, взвинченный ребёнок – цена таких "побед".

В жизни бывает так, что две внешне похожие друг на друга ситуации можно истолковать совершенно по-разному. Отрицание имеет такой же двоякий смысл. Бывают принципиальные моменты в воспитании (в жизни), где возражений быть не может, например: малыш должен переходить дорогу только за руку с мамой, должен ложиться спать с девяти до десяти, утром завтракать и т.д. Но в других случаях нужно уступать малышу: вы хотите на ночь почитать книжку – он хочет послушать сказку, он хочет есть манную кашу – вы сварили гречневую и т.д. Если вы будете ему уступать, он будет чувствовать равноправие, будет чувствовать своё "я", свою значимость и независимость.

    «Не хочу домой!»

    Не стоит резко прерывать захватившую ребенка игру и насильно тащить его домой. За некоторое время до конца прогулки надо постараться его отвлечь и переключить на что-то интересное. Если это будет уже знакомый малышу приятный ритуал, то сделать это будет гораздо проще. Например, покормить птичек, покататься на плечах у папы и т.д.

    «Не хочу играть!»

    Не настаивайте, просто начните сами делать то, что вам интересно - строить домик в песочнице, или возводить крепость из конструктора. Через некоторое время ребёнок заинтересуется и обязательно к вам присоединится. Похвалите его за поддержку и потихоньку передайте инициативу в его руки.

    «Не хочу спать!»

    Необходимо укладывать малыша спать в одно и то же время. Попробуйте поговорить с ребенком об отдыхе от лица игрушки или сказочного персонажа. Хорошо, если он сам выступит в роли папы или мамы по отношению к любимой кукле или мягкой игрушке, поговорит с ней, поубаюкивает.

    «Не хочу вставать!»

    Пробуждение тоже можно сделать приятным ритуалом. Хорошо тихо включить красивую музыку, или любимые мультики, погладить спинку, поцеловать малыша, прошептать знакомый стишок или песенку.

    «Не хочу есть!»

    Режим питания, активное движение и запрет на «хватание со стола» и «перекусы» способствуют хорошему аппетиту. Если все члены семьи дружно сели за обеденный стол, то малышу будет трудно удержаться и не попробовать, что же там положили в тарелку. Привлеките своего кроху к подготовке к обеду, поручите расставить тарелки, разложить салфетки и т.д. И не забудьте при этом похвалить маленького помощника, отметить лучшие моменты (как он быстро и аккуратно все сделал) его стараний.

    Не заставляйте ничего делать ребенка насильно, громкие крики тоже мало помогут, просто запаситесь терпением и будьте внимательны и тогда обязательно «общий язык» найдется. Если заставлять малыша делать все по-своему, это лишит его всякой инициативы, он будет чувствовать себя слабым и беспомощным. Нетрудно представить, что навязывая свою волю, мы развиваем в нем робость, инфантильность, а протестуя, он может стать еще более упрямым или даже злым. Наверное, вы мечтаете не о том, чтобы став взрослым, он плыл по течению жизни, им управляли все кому не лень. Сопротивляясь и говоря «нет» малыш тренирует характер, учиться быть личностью со своими мыслями и чувствами, а не тем, кто послушно выполняет запросы других. Он будет жить, как сам того хочет, а не как он должен по чьему-то мнению. Тогда повзрослев, он без колебаний скажет твердое «нет», если кто-то предложит участие в сомнительных авантюрах. Будьте творцами и не исполнителями чьей-то воли, помогите своему ребенку преодолеть эту сложную ступеньку становления и развития в лестнице жизни, и это в будущем окупиться сторицей.