Мнемотехника: приемы запоминания в упражнениях. Современная образовательная технология мнемотехника в доу

Ольга Аристова
Мнемотехника в детском саду «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

МБДОУ «Детский сад №11 »

Консультация на тему :

«Использование мнемотехники в

работе с дошкольниками

по речевому развитию »

подготовила

воспитатель

Аристова О. С.

г. Троицк 2018г.

Проблема в современной педагогике очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития , дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинам и по сериям сюжетных картин. Рассказ из личного опыта сводится к воспроизведению 1-2 простых нераспространённых предложений, в речи детей мало встречается сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных слов, дети с трудом строят пересказ произведения, лексический запас сравнительно беден, у дошкольника плохо сформирован грамматический строй речи.

Решая данные проблемы, в своей работе педагоги используют как традиционные , так и нетрадиционные методики по речевому развитию

Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника (мнемоника )

мнемоника греч . - искусство запоминания, система «внутреннего письма» , основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов : кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов, запоминание последовательности, закрепление в памяти

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

К. Д. Ушинский писал : “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше , использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи , позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу , например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом , а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов . Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра : "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов : красный, оранжевый, желтый и так далее.

Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке : именительный, родительный, дательный, винительный.

Как любая работа , мнемотехника строится от простого к сложному.

При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники , как мнемоквадраты , мнемодорожки , мнемотаблицы , пиктограммы, коллаж и многое другое.

. Мнемотаблица - это схема , в которую заложена определенная информация.

Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов :

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ

сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания . Например : «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился ».

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах) .

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы .

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы : «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?».

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо девать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы : лиса - рыжая плутовка, цыплята - желтого цвета, у петушка - хохолок красного цвета, мышка - серая, елочка - зеленая, солнышко - желтое и красное (теплое) и другие образы.

Что является опорным в таблице? Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (старшая, подготовительная группы) . Например, при заучивании стихотворения В. Орлова «Почему медведь спит зимой?» (средняя группа)

Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому, что снег и лёд -

Не малина и не мёд!

Можно использовать следующую мнемотаблицу

При разучивании загадки о зиме В. Орлова

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прокатила.

Используем данную мнемодорожку .

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на :

развитие основных психических процессов - памяти,

внимания, образного мышления;

Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

Помогает дошкольнику строить фразы , которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение

Развивает графические навыки .

Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники .

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития На сегодняшний день формирование образной, богатой дополнениями, описаниями речи у детей с ЗПР – это особая сложность, так как особенности.

Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками по физическому развитию Использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. И ведь если вдуматься это правильно. Подрастающее поколение.

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию Проблема речевого развития дошкольников в современном мире очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень.

Мнемотехника - это настоящая палочка-выручалочка в деле обучения, запоминания детьми разного рода информации. Данный тематический раздел содержит богатый прикладной арсенал мнемонических приёмов, взятый из реального педагогического опыта. Давно известно, что "зубрёжка" в обучении малоэффективна: её результаты неизбежно "испаряются" из памяти, причём довольно скоро. Совсем другое дело, если запоминание информации связывается воедино с конкретными зрительным и звуковыми образами.

Публикации этого раздела содержат немало полезных примеров использования мнемотаблиц и других наглядных средств обучения в повседневной работе с детьми.

Здесь всё о том, как использовать возможности мнемотехники в обучении.

Включает в себя разделы:
  • Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц

Показаны публикации 1-10 из 1217 .
Все разделы | Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы, наглядное моделирование

Мастер-класс по мнемотехнике «Путешествие по золотому кольцу России» для педагогов Мастер-класс для педагогов по мнемотехнике "Путешествие по золотому кольцу России" Ход мероприятия : Добрый день Ув. Коллеги! СЛАЙД 1 Сегодня я представлю вам технологию, которая называется «Мнемотехника » , думаю, что многие из вас о ней слышали. СЛАЙД 2 Почему же меня...

Конспект НОД по развитию речи по разучиванию стихотворения Н. Найденовой «Наши игрушки» при помощи мнемотаблицы Наши игрушки при помощи мнемотаблицы Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Разучивание стихотворения Н.Найденовой «Наши игрушки» при помощи мнемотаблицы Дата14 .03.2019г Ф.И.О. педагога Волкова Елена Владимировна Должность Воспитатель...

Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы, наглядное моделирование - Использование мнемотаблицы в детском саду

Публикация «Использование мнемотаблицы в детском...» Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или театрализованной форме, чем особенно привлекают малышей. В процессе работы с...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Использования мнемотехники для развития речи у дошкольников с ОНР Использования мнемотехники для развития речи у дошкольников с ОНР К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного...

Проект «Мнемотехника - как средство развития связной речи у детей» Проект «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей» Пояснительная записка Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена...

На занятиях по познавательному развитию при знакомстве с временами года и их приметами мы используем опорные карточки - наглядные модели, символы (по Морозовой И.А. Они помогают детям быстро и легко запомнить символы и их значение. Карточки для повседневной работы имеют размер...

Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы, наглядное моделирование - Конспект НОД «В гости осень к нам пришла» с использованием мнемотехники


Конспект НОД. Разработала: Шульц Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №23» Энгельсского муниципального района Саратовской области. Примерная основная общеобразовательная программа ООП МБДОУ Детский сад № 23 Возрастная группа: 5-6лет Тема: «В гости осень к нам...

Консультация музыкального руководителя «Использование мнемотехники для разучивания песен» Сначала еще раз повторим: Что такое МНЕМОТЕХНИКА? Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего запоминания и воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать...

Юлия Гирушева

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Литература

5. Приложение

Введение.

Введение.

Анализируя результат ы реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:

Ограниченность детского словаря

Дети не владеют речевыми жанрами

У многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих.

Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.

Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. По результатам мониторинга, проведённого в начале учебного года, 51% детей второй младшей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники) - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. В мнемотехнике существует шесть направлений:

1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.

2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.

3. Педагогическое - возникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.

4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.

5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.

6. Современное (система Джордано и др)

Основная часть.

Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.

К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные, то теперь использует и притяжательные. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Дети второй младшей группы еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Иногда мои воспитанники знали, как называется предмет, но не могли назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяли часть из целого.

Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний. Все эти несовершенства - возрастные и в процессе общего и речевого развития, постепенно исчезают. И роль взрослых (педагогов, родителей) в этом процессе необычайно велика! Развитию речи детей помогает использование мнемотехники. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большева – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко мною были сделаны выводы:

как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)

5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» для детей 3-4 лет с использованием мнемотаблиц.

Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (Приложение 1, рис. 1, я последовательно переходила к мнемодорожкам (Приложение 1, рис. 2, а затем к мнемотаблицам (Приложение 2). При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Используя таблицы при заучивании стихотворений облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала. (Приложение 3)

В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять) во время НОД их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.

В данной работе я затронула только определённую деятельность детей по развитию речи. Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна. На основе мнемотехники мною созданы дидактические игры: «Кто спрятался?», «Угадай предмет», «Расскажи кукле сказку» и др.

Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:

1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета

2. Раскрыть сущность в объекте.

3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы. (Приложение 4). Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений. (Приложение5)

Примерное планирование НОД

Сентябрь.

Тема:"Игрушки"

Цель:Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.

Тема: Пересказ р. н. сказки «Репка»

Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-.

Октябрь

Тема:беседа "Фрукты"

Задачи:Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы.

Тема:заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад»

Задачи:Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Тема:"Одежда"

Задачи:способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать

прилагательные, обозначающие цвет. Закрепить произношение зв. _п_, -пь-.

Ноябрь.

Тема: пересказ «Курочка Ряба»

Задачи:Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –м-, -мь-.

Тема:Описание посуды. Задачи:Формировать умение детей составлять описательный рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Формировать умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представления об их функции. З. К. Р –с-.

Тема:«Сочиняем сказку»

Задачи:Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.

Тема:"«Встречаем гостей»

Задачи:Формировать умение составлять вместе со взрослым рассказ, используя мнемотаблицу. Закреплять знания о работе повара.

Тема:заучивание "«Мыши водят хоровод»

Задачи:Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц. Соотносить слова и значок его изображающий. Тренировать память детей.

Декабрь

Тема:составление описательного рассказа "Котёнок"

Задачи:Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о явлениях природы, используя схему. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Тема:Заучивание Воронько «Пирог»

Задачи:Формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст. Соотносить слова и знаки.

Тема:рассказывание "Ёлка"

Задачи:Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные.

Январь

Тема:Рассказывание сказки «Рукавичка»

Задачи:Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Тема:Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса)

Задачи:Формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного. Соотносить существительное с прилагательным. З. К. Р. –д-, -т-.

Тема:Пересказ «Кто сказал мяу?»

Задачи:Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа. Закреплять умение

Соотносить существительные, прилагательные, глаголы в роде, числе,

Тема:Заучивание «Падает снежок»

Задачи:Формировать способность запоминать тескт с помощью мнемотаблицы.

Тема: пересказ сказки «Лиса и заяц»

Задачи:Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

Февраль

Тема:Составление рассказа «Мой папа»

Задачи:Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Тема:Составление рассказа о весне.

Задачи:Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Тема:Заучивание стихотворения «Мой пальчик»

Задачи:Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

Март

Тема:рассказывание «Моя любимая мама»

Задачи:Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.

Тема:Составление рассказа по произведению Чуковского «Цыплёнок»

Задачи:Формировать способность эмоционально воспринимать содержание. Упражнять в подборе определений к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

Тема: пересказ сказки «Теремок»

Задачи:Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.

Тема:Составление рассказа «Комната девочки Светы»

Задачи:Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. Закреплять названия отдельных предметов мебели. Упражнять в понимании предлогов в, на, за, около. Закреплять умение правильно образовывать формы род. падежа сущ. (ручек, ножек). Закреплять умение использовать мнемотаблицу.

Апрель

Тема:Рассказывание Л. Толстой «Три медведя»

Задачи:Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.

Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию.

Тема: рассказывание Р. Н. С. «Кот, петух и лиса»

Задачи:Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.

Заключение.

Результатом своей работы по использованию мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику данных мониторинга. (Приложение 7). Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, 92% детей умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Теперь мои воспитанники с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи). Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У младших дошкольников наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации. Итак, в течение года формирование словаря детей повысилось на 38%, связная речь улучшилась у 31% детей, а грамматический строй речи на 49%. В целом, результаты мониторинга образовательной области «Коммуникация» улучшились у 43% детей второй младшей группы.

Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

Литература:

Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб,2005.

Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа,1985.

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М. ,2008.-№4.-С. 102-115.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс,2010.

Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М,2006.- №7.- С. 18-22.

Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.

Приложение 1

мнемоквадрат

мнемодорожка

приложение 2

Готовая схема

Приложение 3


Приложение 4

Готовая схема

Приложеие 5

Мнемотаблица "Весна"


Мнемотаблица "Осень"

Мнемотаблица "Зима"


Приложение6

Мнемотаблица "Игрушки"


Мнемотаблица к сказке "Репка"


Мнемотаблица "Качественные признаки фруктов (овощей)"

Мнемотаблица к стихотворению В. Мировича "Листопад"


Мнемотаблица "Одежда"


Мнемотаблица к сказке "Курочка Ряба"

Мнемотаблица "Сочиняем сказку"


Мнемотаблица "Встречаем гостей"

Мнемотаблица к стихотворению "Мыши водят хоровод"


Мнемотаблица "Как котёнок зиме удивился"


Мнемотаблица к стихотворению "Пирог"


Мнемотаблица к стихотворению Е. Трутневой "Ёлка"

Мнемотаблица к сказке "Рукавичка"

Мнемотаблица "Кто сказал мяу?"


Мнемотаблица к стихотворению "Падает снежок"

Мнемотаблица к сказке "Лиса и заяц"


Мнемотаблица "Мой папа"

Мнемотаблица к стихотворению "Мой пальчик"


Мнемотаблица "Моя мама"


Мнемотаблица "Цыплёнок"


Мнемотаблица "Комната девочки Тани"


Мнемотаблица к сказке "Три медведя"


Приложение7

"РАЗВИТИЕ РЕЧИ"

Словарный запас ребёнка.

1. Дидактическая игра "Назови, что покажу".

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Воспитатель показывает ребёнку картинки и просит их назвать.

А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).

Что это?

Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Например:

Покажи носик у чайника.

Покажи крышку.

Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)

2. Дидактическое упражнение "Каждой вещи своё место. "

Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

Инструкция.

"Сложи всю одежду в шкаф".

"Поставь обувь на полочку".

"Повесь головные уборы на вешалку".

"Расставь посуду на столе".

"Помести мебель в комнату".

"Расположи машины на дороге".

"Положи фрукты в корзину".

"Посади овощи на грядку".

"Посади птиц на деревья".

3. Дидактическая игра "Когда это бывает?"

Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.

Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.

Когда мы играем?

Когда мы кушаем?

Что мы делаем ночью?

Критерии оценки

1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает название частей суток.

2 балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.

3 балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.

Уровень сформированности грамматической стороны речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы.

1. Дидактическая игра "Чего не стало?".

Материал: предметные картинки.

Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало?"

2. Упражнение "Прятки".

Материал: мелкая игрушка.

Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.

Например: в шкаф, за спину и т. д.

3. Дидактическая игра "Кто это?"

Материал: предметные картинки с изображение одного и нескольких животных и их детенышей.

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?

Утка - утенок - утята.

Заяц - зайчонок - зайчата.

Критерии оценки

1 балл - не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.

2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.

1 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа,обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.

Уровень развития связной речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Беседа по сюжетной картинке.

Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).

Например:

Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.

Тебе она нравится?

Кто нарисован на картинке?

Что делают дети? И т. д.

2. Инсценировка русских народных сказок "Теремок", "Репка", "Волк и козлята".

Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.

Критерии оценки

1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

Воспитатель. Жили - были дед и.

Ребёнок. Баба.

Воспитатель. И была у них курочка.

Ребёнок. Ряба.

2 балла - в речи преимущественно простые предложения из 2 -3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.

Воспитатель. Жили - были.

Ребёнок. Дед и баба.

Воспитатель. И была у них.

Ребёнок. Курочка Ряба.

3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 6-7 баллов.

Низкий уровень - 3-5 баллов.

Результаты мониторинга

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
маленький словарный запас
неумение согласовывать слова в предложении
нарушение звукопроизношения
плохое развитие связной речи
несформированность психических процессов
несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
восприятие
развивает кругозор
развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующиезадачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа .
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами . На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами .
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
«Подскажи словечко»,
«Найди пару»
«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками .
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами .

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
для ознакомления детей с окружающим миром
при заучивании стихов
при пересказах художественной литературы
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
для обогащения словарного запаса
при обучении составу числа
при воспитании культурно-гигиенических навыков
при воспитании навыков самообслуживания
при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или театрализованной форме, чем особенно привлекают малышей. В процессе работы с детьми логопедами и педагогами используется множество современных методик, среди которых ярко выделяется мнемотехника, направленная на активное развитие уровня связной речи и памяти у ребят дошкольного возраста.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для повышения уровня развития речи является собой комплекс методик, направленных на улучшение восприятия с запоминанием разнообразной информации с использованием звуковых образцов и визуальных иллюстраций.

При условии системности в проведении занятий мнемотехника для развития речи позволяет:

  • улучшать запоминание услышанных текстов в форме рассказов, сказок и др.;
  • превращать зрительно приобретенные данные в абстрактные (а также наоборот);
  • создавать закономерные цепочки событий;
  • расширять словарный запас;
  • стимулировать развитие фантазии и мышления;
  • развивать способность детей составлять сложноподчиненные предложения описательного типа, в состав которых входит множество слов.

Мнемотехника, как один из самых эффективных способов запоминания, активно применяется не только логопедами, а и воспитателями в детском саду и других дошкольных учреждениях.

Возрастных ограничений для занятий не существует, но самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.

Главным инструментом, который эксплуатируется в мнемотехнике для развития уровня связной речи у детей дошкольного возраста, выступают мнемотаблицы – специфические схемы, в которые закладываются определенные информационные данные.

Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.

Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто ненужные, детали.

Области использования мнемотаблиц

Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.

С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:

  • Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.

  • Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.

  • Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.

  • Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.

  • Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.

Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана) или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.

Как составлять мнемотаблицы

Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:

  1. разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);
  2. разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);
  3. изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
  4. слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы), могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).

Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.

Особенности использования

При занятиях в форме игры с мнемотаблицами детям предлагается:

  1. рассмотреть логопедические карточки;
  2. запомнить описанное;
  3. рассказать об увиденном, ориентируясь на картинки.

Во время использования мнемотехники и выполнения поставленных задач детьми, у них активно осуществляются следующие процессы:

  • просмотр схем и осознание увиденного;
  • превращение зрительных данных в образные, отожествление увиденного с понятием;
  • составления рассказа, на основе рисунков;
  • запоминание сказки, рассказа и др.

Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать. Самым простым и интересным вариантом является изображение мнемотаблицы на тему времен года (лета, зимы и др.) или же по сказкам (лучше всего самым любимым).

Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и малыша время). В этом могут помочь:

  • совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;
  • регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;
  • большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);
  • карточки Домана;
  • методические рекомендации по развитию связной речи;
    иные методы по усмотрению родителей и советам педагогов и логопедов.

Мнемотаблицы для детей с ОНР

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с имеет прямую зависимость с логикой мышления и умением осознавать увиденные образы или услышанные звуки, выражая это последовательной речью, в которой присутствуют логические цепочки. Общий уровень развития связной речи, присущий дошкольникам с ОНР, находится в зависимости от умения обдумывать информацию и строить высказывания на разнообразные темы.

Диалогическая речь отображается в общении нескольких человек, зачастую сопровождаясь простыми односложными высказываниями, задаванием конкретных вопросов и составлением вариантов ответов на вопросы собеседника с последующим воспроизведением выбранного ответа. В этом процессе особую роль отыгрывает формулировка и задавание вопросов, построение ответов и аргументированное отстаивание своего мнения. Связной монологической речи у дошкольников присуща развернутость и сосредоточивание мыслей на основном, без вникания в подробности. В процессе воспроизведения своих мыслей и выбора языковых средств решающую роль отыгрывают внутренние мотивы, так как именно ними и стимулируется монологическая речь.

Особенности этапов развития связной как монологической, так и диалогической речи разняться, но оба вида находятся в тесной взаимосвязи. Этот нюанс необходимо учитывать при проведении занятий, направленных на стимулирование развития связной речи у детей с ОНР.

Внедрение мнемотехники в занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста должно проводиться с помощью мнемоквадратов, в которых зашифровываются самые простые слова (мальчик, девочка, солнышко). Только после осознания детьми понятия «шифрование» можно переходить к более трудным вариантам схем – мнемодорожкам с мнемотаблицами, в основу которых может быть заложена целая история.

Мнемодорожка “Два весёлых гуся”.

Использование данной методики во время занятий с детьми с ОНР позволяет:

  • повысить внимание и интерес к играм с логическими карточками;
  • облегчить восприятие и переработку информационных данных, которые
  • сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены при необходимости.

Результативность применения

Внедрение и использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи дошкольников разного возраста имеет весомое значение, так как кроме значительного расширения запаса слов, дети могут:

  • пополнить багаж знаний об окружающей среде;
  • заучивать стишки весело и приятно, особо не задумываясь об этом;
  • привыкнуть пересказывать услышанную информацию по разным темам, как своими словами, так и теми, которые были услышаны.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с внедрением методик мнемотехники может показать первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов или мнемодорожек, дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.