Методы и приёмы развития произвольного внимания детей дошкольного возраста. Произвольное внимание ребенка дошкольного возраста и условия ее формирования

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за , не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.

Назови, что видишь

Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.

Делай и рассказывай

Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как . Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.

Найди предмет

Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.

Посмотрим друг на друга

Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.

Мешай мне

Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.

По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:

В вашем браузере отключен JavaScript

Упражнение на развитие визуального внимания.

Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.
Пьер Бомарше

Внимание - это одно из самых важных качеств, благодаря которому дети могут познавать и изучать что-то новое. По словам К. Д. Ушинского, внимание можно назвать своеобразной дверью, через которую информация проникает в человеческую душу.

Изначально детям присуще только непроизвольное внимание

Они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое и яркое. На самотек пускать развитие произвольного внимания ни в коем случае нельзя. Тем более, что внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность. И хорошо развитое внимание у ребенка - залог успешного обучения в школе.

По своей сути, уровень сосредоточения у детей проявляется, когда они увлеченно заняты какой-либо творческой деятельностью, пристально всматриваются в какой-либо объект, вслушиваются или делают попытки прочесть слово в книге.

Развитие внимания начинается с самого рождения и происходит на протяжении всей жизни. Поэтому важно развивать внимание не только у детей, но и у взрослых.

Возрастные особенности внимания у дошкольников

Запись с тренинга по развитию внимания у детей.

- Александр, скажите, пожалуйста, когда появляются первые признаки внимания у ребенка?

Первые признаки появляются уже на второй-третьей неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения. Однако, этот процесс не приобретает самостоятельности долгое время. То есть, ребенок еще не владеет специальными действиями, которые дают возможность произвольно сосредотачиваться на чем-либо.

- Почему дети не могут заниматься одним делом длительное время?

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока его интерес не угаснет. То есть, как только в поле внимания появится новый предмет, все его внимание сразу переключится на него. Если ребенку не интересна какая-либо деятельность или игра, то ему будет трудно на ней сосредоточиться. Если мне не интересно читать книгу "Подготовка к ЕГЭ по химии", но надо, то, как бы я себя не заставлял, долго читать ее не смогу. И не факт, что запомню материал. Вы можете привести и другие примеры из своей жизни.

- Получается - для начала надо ребенка заинтересовать деятельностью?

Совершенно верно!

- Мой ребенок может играть в какую-либо игру максимум полчаса, ему 4 года. Это нормально?

Да, в его возрасте - это нормально. Длительность игры увеличивается с возрастом. Например, к 5-6 годам длительность игры будет составлять 1-1,5 часа.

Произвольное и непроизвольное внимание

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Сухомлинский

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Но развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного. Произвольное внимание формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых при помощи словесных указаний и напоминаний. А также наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться.

Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности и занятия продуктивными видами деятельности. К концу дошкольного возраста способность к произвольному вниманию у детей интенсивно развивается.

Методик диагностики внимания у детей довольно много, но в данной статье я приведу одну из моих любимых методик - «поставь значки».

Методика "Поставь значки"

Эта методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Ниже на картинке изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и ромб.

Задача заключается в том, что после команды ребенок должен быстро просматривать все фигуры одна за другой, как будто читает книгу, и ставить карандашом в каждой фигуре знак, который задан вверху на образце:

  • Квадрат - галочка;
  • Треугольник - черточка;
  • Круг - крестик;
  • Ромб - точка.

Ребенок непрерывно выполняет это задание в течение двух минут.

Оценка результатов

Общий показатель переключения и распределения внимания ребенка определяется по формуле:

S=1,5xN-2,8n/120

  • S - показатель переключения и распределения внимания;
  • N - число фигур, просмотренных и помеченных;
  • n - число ошибок (неправильно поставленные или пропущенные знаки).

Полученный количественный результат переводится в баллы - от 0 до 10.

  • 10 баллов - больше 1,00;
  • 8-9 баллов - от 0,75 до 1,00;
  • 6-7 баллов - от 0,50 до 0,75;
  • 4-5 баллов - от 0,25 до 0,50;
  • 0-3 баллов - от 0,00 до 0,25.

Но не стоит говорить: "Ой, у моего ребенка плохое внимание. Прям, бестолочь" или "Ты у меня такой внимательный! Молодец!".

Если есть желание похвалить ребенка, то, как советует психолог Эдди Бруммельман, сначала подумайте, что именно вы хотите сказать, чтобы не установить для ребенка слишком высокий стандарт, которому он потом будет бояться не соответствовать.

В принципе, дошкольников вдохновляет любая похвала, но с детьми постарше уже приходится помнить о разных тонкостях. Ругать ребенка, что у него плохое внимание - глупо! Лично я не знаю ни одного взрослого человека, который может похвалиться очень хорошим вниманием. Что говорить о детях?

Я буду очень рад, если эта статья поможет тебе в воспитании твоего ребенка. Ты можешь задать мне любые вопросы о развитии внимания, мышления или памяти у ребенка в комментариях ниже. И я с радостью отвечу на любой твой вопрос!

Хорошего дня и отличного настроения!

Внимание, как психический процесс, имеет свои этапы развития.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Психолог указывал на то, что произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди "начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием".

При помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. По его мнению, "с возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию".

Первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. В это время появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания: на 10-12-й день жизни, ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например, при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т.п. Однако наблюдаются и некоторые проявления внимания, когда он тянется к материнской груди, ищет ее, начинает фиксировать взором некоторые предметы, прекращает движения, услышав громкие звуки. К концу первого месяца он уже может следить в течение нескольких секунд за ярким блестящим предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз.

Начиная с третьего месяца, ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т.е. с наиболее близкому к нему. Со второго полугодия дети проявляют большой интерес к окружающим предметам, начинают рассматривать их, брать в рот, вертеть в руках. Возможность манипулировать вещами значительно расширяет круг объектов внимания и продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.

К 6-месячному возрасту увеличивается как длительность зрительного сосредоточения, так и дальность расстояния до фиксируемого предмета. Ребенка привлекают не только яркие, подвижные предметы, но и звуки, а начиная со 2-го месяца возрастает и длительность сосредоточения на звуках. На 2-3 месяце жизни внимание ребенка наиболее легко привлекает человек и его голос. Сосредоточение на словах взрослого – результат и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи ребенка. Однако в этом возрасте внимание ребенка еще очень неустойчиво. Стоит показать ему другой предмет, как он роняет на пол первый и тянется за вторым. Увидев какую-либо заинтересовавшую его вещь, ребенок начинает требовать ее, даже плачет, если не удовлетворяют его желания, но достаточно показать ему в этот момент что-либо другое, чтобы он сразу же заинтересовался новым и забыл о том, что именно только что требовал.

Второй этап развития внимания – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. Ребенок уже может сосредоточенно заниматься с разными предметами в течение 8-10 минут.

Третий этап развития внимания – начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать.

Четвертый этап развития внимания – второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнять простейшие действия (например, брать песочек лопаткой), объектами внимания становятся самые различные предметы, используемые ребенком в его деятельности. Формирование этого вида внимания происходит главным образом под влиянием взрослых, которые начинают предъявлять детям различные требования (соблюдать чистоту, определенным образом пользоваться теми или иными вещами и т. п.).

Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети поражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивают его интересы и внимание.

Пятый этап развития внимания – четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Дети – дошкольники (4-5 лет) обнаруживают иногда интенсивное и устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую они выполняют. Они могут подолгу играть в интересующую их игру, внимательно слушать рассказы взрослых, однако даже в этих случаях их внимание все еще характеризуется значительной отвлекаемостью, если на них начинают действовать другие, интересные для них, предметы. Ребенок 4–5 лет, например, внимательно слушает сказку, его глаза горят живым интересом, даже рот приоткрыт от удивления, но вот в комнату вбегают играющие дети, и мысли ребенка сразу отвлекаются от сказки. Все это говорит о том, что дети-дошкольники еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении. Так, в одном эксперименте детям в возрасте 5 лет предложили указать на картинке, кто из группы катающихся на катке детей потерял варежку. Многие из детей с этой задачей не справились, так как их внимание все время отвлекалось другими предметами, нарисованными на картинке. Они так и не смогли сосредоточиться на поставленной перед ними задаче и рассмотреть в соответствии с ней руки изображенных на картине детей.

В дошкольном возрасте происходит расширение объема внимания и рост его устойчивости, формируется произвольное внимание. Расширение объема внимания проявляется в том, что ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, однако у 4-6-летних детей объем внимания еще недостаточен для различения сложных или малоотличимых друг от друга объектов (например, буквенных или цифровых знаков).

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Нарастание устойчивости внимания проявляется у детей в увеличении продолжительности игр. Если годовалые дети сохраняют устойчивое внимание на играх в среднем 14,5 минут, то у 3-летних это время достигает 27 минут, а 5-6-летние дети могут играть на протяжении 96-100 минут. Если младшие дошкольники рассматривают картинку 6-7 секунд, то старшие дошкольники тратят на те же картинки 12-19 секунд времени. В устойчивости внимания особенно сильно сказываются индивидуально-типологические особенности нервной системы детей. У возбудимых детей устойчивость внимания в 1,5-2 раза меньше, чем у детей сдержанных, уравновешенных.

Шестой этап развития внимания– пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).К концу дошкольного возраста ребенок приобретает некоторый опыт в управлении вниманием, что является одним из показателей его готовности к обучению в школе.

Седьмой этап развития внимания – школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В школе ученик должен внимательно слушать то, что говорится в классе, и быть внимательным не только к тому, что его интересует, но и к тому, что не представляет для него интереса.

В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того, чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Подростковый возраст характеризуется большей интенсивностью, концентрацией и устойчивостью внимания. Его внимание обуславливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов познавательного характера. Ему многое хочется выполнить самостоятельно. У него много энергии и активности, многое его интересует. Но именно поэтому он легко отвлекается от работы, ему еще трудно сдерживать свои желания, заставляющие его искать новых впечатлений.

Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием внимания, которое обусловливает уже высокую работоспособность старшего школьника. Широкий круг познавательных интересов в этом возрасте обеспечивает интенсивное развитие непроизвольного внимания, а сознательное отношение к обучению, понимание задач, связанных с подготовкой к будущей деятельности, помогает произвольно направлять и поддерживать внимание. В этом возрасте ученики становятся участниками производительного труда, задания многие из них выполняют уже с немалой степенью квалификации. Они уже могут работать сосредоточенно в течение довольно продолжительного времени и противостоять всякого рода отвлечениям. В особо трудных случаях (подготовка к экзамену, срочное задание на производстве) старшие школьники могут мобилизовать свое внимание на длительный срок.

В зарубежной и отечественной литературе психологии проблеме развития произвольного внимания уделяется немало внимания. Изучением развития внимания в течение многих десятков лет занимались и продолжают заниматься зарубежные психологи и педагоги: (У. Джеймс, Дж. Миль, Д.К. Узнадзе, Т. Рибои многие другие), а также отечественные психологи (Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов и другие).

Многие зарубежные и отечественные психологи по-разному объясняют сущность внимания. Н. Ланге выделил несколько основных подходов к проблеме природы внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления.

Приверженцы этого подхода исходят из того что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

  • 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.
  • 3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так Дж. Миль считал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же «.
  • 4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
  • 5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой не объяснимо.
  • 6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
  • 7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический, нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Все указанные выше теории концепции ученых психологов опираются на реальные факты, однако, правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Одна из наиболее известных психологических теорий внимания была предложена Т. Рибо. Он сказал, что внимание независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также и определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т. Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления.

Имея это в виду, концепция Т. Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органа тела. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями вступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Основную роль движений в акте внимания Т. Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств - зрения и слуха - внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредотачивая и удерживая внимание на чем - то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях рецитирующих систем. Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них: В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения связанные с чем - то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты « моторной теории» внимания, предложенной Т. Рибо.

Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику или, наоборот редуцировать к другим психическим процессам. Так, У. Джеймс разделяет все концепции внимания на причинные теории эффекта. Первые рассматривают внимание как действующую причину, приводящую к какому - либо результату. Вторые считают явление внимания эффектами, то есть следствиями других психических процессов. У. Джеймс приходит к выводу, что научные данные склоняют чашу весов в пользу теорий эффекта, но по философским соображениям отдает предпочтение причинным теориям. Схема постановки и решения проблемы внимания, предложенная У. Джеймсом, сохранила свое значение вплоть до настоящего времени. Ф. Уорден пишет: « Взявшись за вопрос является ли внимание эффектом или причиной, У Джеймс проложил тот путь, по которому идем и мы, когда пришел к выводу, что возможные ответы в большей степени метафизические, чем научные «.

Рассмотрим еще одну теорию, которая связывает внимание с понятием установки.

Теория установки предложена Д.Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по - разному оценивать вес других одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятии веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана со вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли образы. На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью, ясностью и отчетливости для того, чтобы быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятии объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Это образ или впечатление, и становится объектом внимания. Отсюда и название « объективация».

Этот процесс, названный актом объективации, Д.Н. Узнадзе отождествляет со вниманием, подчеркивая, что только таким образом внимание впервые получает не формальную, а содержательную характеристику. В процессе интенсивной познавательной деятельности путем волевых актов изменяется старая установка или вырабатывается новая. Итак, психология установки определяет внимание как специфически человеческий, особый и содержательный процесс, служащий необходимой предпосылкой трансформации установок импульсивного поведения.

Таким образом, рассмотрев психологические теории развития внимания в концепциях «зарубежных» психологов можно сделать вывод, что все они по- разному объясняют сущность внимания. Н. Ланге считал, что внимание - результат двигательного приспособления, т.е. внимание невозможно без мускульных движений, а также внимание результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида. Т. Рибо усматривал тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Т. Рибо. предложил так называемую « моторную теорию « внимания, согласно которой основную роль в процессах внимания играют движения. Именно благодаря их избирательной и целенаправленной активации происходит концентрация и усиление внимания на предмете, а также поддержание внимания на данном предмете в течение определенного времени.

Рассмотрим подробнее психологические теории развития внимания в концепциях «отечественных» психологов.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания. Выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Н. Ф. Добрынин считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать у новорожденного, во время сосания. А на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направляет свое внимание на определенный объект. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание, становится опосредованным.

Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Где нет внимания, нет и сознательного отношения ребенка к тому, что он делает, нет по существу, и продуктивного мышления. Как необходимое условие для ориентировки в окружающей действительности внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения. Н.Ф. Добрынин дает определение внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности и поясняет:

«Под направленностью мы понимаем выбор деятельности и поддержание этого выбора. Под сосредоточенность мы понимаем углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности».

Первая часть определения характеризует внимание как явление, выступающее в виде двух характеристик психической деятельности - направленности и сосредоточенности. Эта часть носит описательный характер, хорошо согласуется со здравым смыслом, но не раскрывает содержания внимания, как процесса, представляющего, по Н.Ф. Добрынину, одну из форм активности личности. Основная смысловая нагрузка падает

поэтому на вторую часть определения, где говорится о выборе деятельности, его поддержании, углублении в данную деятельность и отстранение от других. Здесь, по сути, речь идет о целой группе процессов, объектом которых является сама деятельность, а функцией - направление и удержание ее в определенном русле.

Н.Ф. Добрынин подчеркивал, что «внимание есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчетливой избранную деятельность».

В одной из последних работ Н.Ф. Добрынин пишет: «Сплошь и рядом внимание определяют как направленность и сосредоточенность сознания, на каком - нибудь объекте. Мы считаем более правильным определять внимание как направленность и сосредоточенность сознания на деятельность с объектами».

Причинное объяснение процессов внимания и различий их деятельностных проявлений Н.Ф. Добрынин искал в аффективно - волевой сфере психики, используя понятия интереса, волевого усилия и потребности. Он выстраивает феноменологию внимания, но линии классификации его видов, различающихся количественно по степени активности личности и качественно - по характеру этой активности. Степень активности определяется развитием потребностной сферы, которое происходит в конкретных исторических условиях, благодаря специально организованному обучению и воспитанию. Последовательное проведение личностного подхода к дифференцированной классификации его видов. Более того, ему удалось отчетливо выделить как проявление высшей степени активности личности особый, названный после произвольным, вид внимания.

Значительный вклад в изучение развития внимания внесли Л.С. Выгодский, а затем Леонтьев. Они указали на существенное значение речи для внимания: при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться, побуждение к устойчивости внимания, осуществляется организация работы, поисковая умственная деятельность. Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. В онтогенезе происходит развитие внимания.

Его историю, как и многих других высших психических функций, пытался проследить Л.С. Выгодский. Он писал, что история развития внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию. внимания следует искать, с его точки зрения не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка, те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием.

Л.С. Выгодский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов - указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов - стимулов. Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание - обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - и в отношении самого себя. Общая последовательность культурного развития внимания пол Л.С. Выгодскому состоит в следующем: « Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя...

Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы - указания; затем ребенок начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующие его предметы».

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Не менее интересную концепцию внимания предложил П.Я Гальперин. Его концепция состоит из следующих основных положений:

  • 1. Внимание является одним из моментов ориентировочно - исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
  • 2. Главная функция внимания - контроль за содержанием действия, психического образа и др.. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.
  • 3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимания, не имеет отдельного результата.
  • 4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
  • 5. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.
  • 6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.
  • 7. Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить ребенку задание, проверить его ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

Также П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля.

Учение о внимании как функции контроля - составная часть теории поэтапного формирования умственных действий. Последняя представляет собой общепсихологическую концепцию, основанную на своеобразном понимании предмета психологии, роли психики в поведении и особом методе исследования психических процессов. Внимание - продукт развития внешней, предметной развернутой деятельности контроля в форму внутреннюю… Средства и способы контроля субъект находит в окружающей действительности. В зависимости от специфики этого развития получаются различные виды внимания. Непроизвольное внимание складывается стихийно, здесь маршрут и средства контроля диктуются объектом и текущими состояниями субъекта. Внимание произвольное формируется тогда и в той мере, в какой процесс его развития становится планомерным. Произвольное внимание - результат обучения, в котором поставлена специальная задача и даны общественно выработанные образцы, средства и способы контроля данного вида деятельности. Общие умения и навыки внимания в каждом отдельном случае должны быть конкретизированы, детализированы и отработаны применительно к определенному виду деятельности. Обучение вниманию в разных видах деятельности открывает возможность формирования обобщенного контроля или внимательности вообще. Решающим доказательством своей теории внимания П.Я. Гальперин считает итоги экспериментального исследования С.Л. Кабыльницкой. В этой работе проводилось поэтапное формирование контроля за поиском и направлением ошибок невнимания (пропусков и замен букв, слогов и слов письменного текста) у школьников. Результаты обобщения сформированного контроля в различных ситуациях и на материале разных задач свидетельствуют по мнению авторов, о том, что в своей заключительной, идеальной и сокращенной форме контроля за любым произвольным действием ни по виду ни по результату не отличается от того, что называется вниманием (при выполнении этого действия) - от его внимательного выполнения.

По мнению многих психологов, внимание не представляет самостоятельного психологического процесса, т.к. не может проявляться вне других процессах. Мы внимательно или невнимательно смотрим, слушаем, думаем или что - то делаем, таким образом внимание представляет собой только сторону или свойство различных психологических процессов

(мышления, памяти), а значит, является звеном одной цепи, где взаимосвязаны различные психологические процессы.

По мнению Г.А. Урунтаевой, развитие внимания дошкольников связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В четыре пять лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: « Будь внимательным «, « Слушай внимательно «, « Смотри внимательно «. Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает, планирующую функцию. « Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков « - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель « посмотреть «, а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания, тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.

Развитие этого вида внимания тесно связано также с освоением норм и правил поведения, становления волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредотачивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы и волевого усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие последовательного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Большое значение для организации внимания имеет словесная самоинструкция и это хорошо видно из следующего примера. Детям - дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животного отобрать те, на которые было хотя бы одно из указанных изображений (например, лошади или курицы), но ни в коем случае не брать карточки на которых было запрещенное животное (например медведь). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали ни каких указаний относительно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто ошибался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассмотрения изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие нельзя). Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети начиная со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже если в последующем задании вводят новых животных. Дети использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.

На протяжении дошкольного возраста и младшего школьного использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том что выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять - двенадцать раз чаще, чем младше дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

А.В. Запорожец считает, что хотя дети четырех - шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционального окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяет поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально - значимый интерес (игры - головоломки, загадки, задания учебного типа). В старшем дошкольном возрасте устойчивость внимания заметно возрастает. Дети могут уже подолгу заниматься игрой или каким - нибудь интересным для них делом: рисованием, вырезанием, лепкой.

Исследования С. Л. Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников показали, что ее рост особенно интенсивен от трех до шести лет. Так у годовалого ребенка наибольшая длительность игр - 14 минут, а в возрасте трех лет - 27 минут, а у шестилетнего ребенка продолжительность игры может достигать часа и даже более.

Наблюдения над отвлечениями ребенка от игры также показывают быстрый рост концентрации и устойчивости внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте. Так в то время как у трехлетнего ребенка в течение 10 минут было в среднем зафиксировано три отвлечения, у четырех - пятилетнего их было меньше двух, а в возрасте семи лет - только одно.

Р.С. Немов связывает отвлекаемость детей с их нервной деятельностью, он считает, что в « дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора - двух раз «.

Но важным средством, которое предотвращает рассеянность, является правильное педагогическое общение с детьми и применение наглядности на занятиях и уроках в начальной школе, а также учет индивидуальных особенностей и физического воспитания детей.

В связи с изложенным выше материалом мы можем сделать вывод, что проблеме развития произвольного внимания придается большое значение. Изучением проблемы развития произвольного внимания занимались и занимаются известные отечественные и зарубежные психологи. По данной проблеме проводятся теоретические и экспериментальные исследования. Ученые, психологи высказывают свои взгляды о развитии внимания, которые обоснованы, а их исследования подтверждены в практике.

Основные особенности изменения внимания у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте состоят в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предмет, явления, удерживать его, используя для этого некоторые средства.

У детей дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание, но непроизвольное остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решении эмоционально окрашенной, продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность развития произвольного внимания дошкольников является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

К концу старшего дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. Значит, проблема развития произвольного внимания у детей в младшем школьном возрасте имеет большое значение, т.к. в дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе и поэтому уже в детском саду необходимо проводить огромную целенаправленную и систематическую работу по развитию произвольного внимания.

Под вниманием

деятельности.

воспитания.

Развитие внимания в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.

Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами.

Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым . Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже

неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы

узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы.

Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7

лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок.

На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными

раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он

осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно».

Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть»,

а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие

произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.

Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

- внимание становится опосредованным;

- появляются элементы послепроизвольного внимания.

Развитие речи в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрасте

В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

Другое важнейшее направление в развитии мышления дошкольника связано с изменением

соотношения между практическим и умственным действием. В практической деятельности ребенок начинает не только выделять, но и использовать связи и отношения

между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит

к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует, например, бросает в ванну с водой различные предметы, чтобы узнать, будут ли они плавать; или ставит стакан с водой в морозильник,

чтобы получить лед. Такие опыты подводят ребенка к выводам, обобщенным представлениям. Сначала ребенок еще не может действовать в уме. Он решает задачи с помощью манипуляций с предметами. Постепенно речь включается в процесс решения задачи, но малыш пользуется ею только для названия предметов, с которыми действует. В

речи выражается результат решения задачи. Осознаются и словесно обозначаются способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, которая не оторвана от практического действия. Накопленный опыт в процессе множества

попыток решить задачу позволяет дошкольнику заранее составить план решения в уме, за

которым следует выполнение задачи в наглядно-действенном плане. Только так ребенок может ответить на поставленный вопрос и сформулировать его словесное решение. То есть дошкольник подходит к решению задачи во внутреннем плане, выдавая готовое словесное решение без обращения к практическим действиям. Перестройка между умственным и практическим действиями обеспечивается включением речи в процесс решения задач и связана с тем, что меняется роль речи в этом процессе. Речь начинает предварять действие.

Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более

многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.

У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для

предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок прежде всего выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает диффренциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.

Так, Света В. (5 лет 2 мес.) объясняет. «Это дикие животные. Они живут в лесу. А это

домашние животные. Они живут дома. О них заботится человек».

Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков («Диван и кресло вместе, потому что стоят

в комнате») или на основе использования назначения предметов («их едят», «их на себя

надевают»). Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на

них, правильно мотивируют выделение классификационных групп.

Если знаний о предмете не хватает, то ребенок снова начинает опираться в классификации

на внешние, несущественные признаки.

Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

- ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится

внеситуативным;

Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о

проблемности мышления ребенка;

- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда

практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

- возникают попытки объяснить явления и процессы;

- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и

отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость,

Пытливость.

Внимание в дошкольном возрасте

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.

Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым - изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.

Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация включает

непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание . Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека. Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание. Послепроизвольное внимание наблюдается тогда,

когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в

переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно

активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору

поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде

деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.

Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы,

несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и

воспитания.

Непосредственное внимание управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т. д.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.

Наконец можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с

сосредоточенностью и направленностью мысли.