«Методы активизации родителей. Методы активизации родителей на родительских собраниях нетрадиционной формы проведения

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы активизации родителей.

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течение месяца (до следующей встречи), например, выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

«От того, как прошло детство, кто вёл

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

В его разум и сердце из окружающего мира –

От этого в решающей степени зависит, каким

Человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года») .

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут.

Активный родитель.

В 1995 году я закончила школу № 20, в 1999 году – Тульский государственный педагогический университет и в этом же году пришла на работу в родную школу. 4 «Б» - это мой третий выпуск. Определенный опыт работы, в том числе, работы по активизации родителей накоплен; очень помогло знание традиций школы.

Много лет работаю над проблемой: организация работы родителей в школе. Работу веду по нескольким направлениям.

Информационно-аналитическое: изучение семьи, например, с помощью анкетирования, что помогает лучше ориентироваться в образовательных потребностях каждой семьи. Анализ анкет позволяет выделить три группы родителей: родители – лидеры, родители – исполнители, родители – критические наблюдатели. Становиться понятно, в какой степени и на кого можно опереться в дальнейшей работе.

Познавательное направление: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. С этой целью использую активные формы и методы работы с родителями:

Родительские собрания (организационные, тематические, итоговые); формы различны: беседы, анализ педагогической ситуации, просмотр видеоматериалов, детских работ;

Совместное создание предметно-развивающей среды (открытие Пушкинского класса на базе Пушкинской школы – первого в России и не имеющего аналога специального (пушкинского) учреждения дополнительного образования детей);

Создание совместных проектов («Город у самого сердца России»);

Совместные экскурсии (это и награда детям по линии Пушкинской школы, и по инициативе родителей, что тоже очень важно);

Оформление классного уголка «Юные пушкинисты» (фотомонтажи, различная тематическая информация «Семейный отдых», «Моя родословная» и др.)

Считаю, что родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию: умение применять полученные знания, связывать теорию и практику.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

Тематический материал (« О правильном питании», «Режим дня младшего школьника»,

«Чем и как занять ребенка дома»);

Фотогазеты (пребывание в санатории «Тонус – Плюс»; выступление на школьной научно-практической конференции «Путь к успеху»; отрытые уроки, классные часы);

Презентации (внеклассные мероприятия: конкурсы под общим названием «Мой Пушкин»; участие во Всероссийских, региональных, муниципальных творческих конкурсах, олимпиадах).

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Думаю о создании специального уголка для родителей.

Такая работа позволяет сформировать у родителей потребность воспитывать детей грамотно. Помогаю родителям овладевать понятием «педагогическая рефлексия»: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности. Всё это формирует родительскую позицию, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Молодым педагогам:

Определите педагогическое кредо («Дорогу осилит идущий»);

Любите свою работу;

Читайте, читайте и ещё раз читайте.

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями.

К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол.

Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания , на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в блоке и дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1.Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

2. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.

Чтобы родители воспитанников захотели прийти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:

§ Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

§ Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

§ Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

§ Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.

определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. В практике педагогов дошкольного блока используются нетрадиционные формы проведения собраний.

Среди них:

педагогическая мастерская , организационно –деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс.
В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

^ Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…
^ Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
^ Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

Родительские собрания условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную, назначение каждой из которых хорошо известно классным руководителям. Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Консультация для воспитателей. Родительские собрания нетрадиционной формы. Выполнила: Крымская Светлана Алексеевна МБДОУ детский сад №1

2 слайд

Описание слайда:

«Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « родитель – ребенок – детский сад», проходит обсуждение намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

3 слайд

Описание слайда:

«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе на тему: «кризис 3-х лет». Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «копилка семейных советов».

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по само-регуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

6 слайд

Описание слайда:

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей. И установить точно, какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

9 слайд

Описание слайда:

Методы активизации родителей на собраниях нетрадиционной формы: «Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы. «Реверсионная мозговая атака, или разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

10 слайд

Описание слайда:

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигаются пути реализации цели. «Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент («что мешает установлению доверия в детском коллективе?» Или «педагог для нашей группы»). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с условием решения проблемы.

11 слайд

Описание слайда:

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «как любить своего ребенка»: родители заносят запись наиболее важные моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного. «Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

12 слайд

Описание слайда:

«Эвристические вопросы». К ним относятся следующие ключевые вопросы: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 4 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. «Мини - эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течении месяца (до следующей встречи), например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

Тема взаимоотношений педагогов дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Многие специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе ДОУ. Обнаруживаются противоречия между признанием приоритета семейного воспитания , которое требует иных взаимоотношений семьи и педагогов дошкольного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности и недостаточными возможностями взаимодействия между субъектами образовательного процесса (между родителями и педагогами ДОУ).

Традиционные формы взаимодействия с семьей не всегда дают положительные результаты в отношениях между педагогами, родителями и детьми. Часто в процессе такого взаимодействия возникают различные противоречия. Поэтому возникла идея пересмотреть формы активной родительской позиции в условиях этих противоречий.

Новизна выполненного мною педагогического исследования заключается в комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников с целью формирования у них активной позиции.

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. И здесь, мы – педагоги детского сада готовы помочь в воспитании детей.

Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции.

Мои наблюдения показывают, что современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Многие покупают специальную литературу, некоторые получают необходимую информацию через Интернет. Но в большинстве своем они пользуются случайной литературой и бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, по принципу “как меня воспитывали”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка, его проблемам.

Таким образом, основной идеей моей работы является активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье.

II. Основная часть

1. Основные задачи работы

Чтобы реализовать эту идею, я поставила целью своего исследования разработку системы мероприятий по созданию условий для взаимодействия ДОУ и семьи.

В исследовательской деятельности мною за основу были взяты труды таких авторов, как Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, И.О. Пастухова. В данных источниках даются рекомендации и приемы решения вопросов организации детей, взаимодействия родителей и воспитателей, приводятся наглядные примеры осуществления совместных действий ДОУ и семьи.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  1. Применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания;
  2. Формирование активной родительской позиции в воспитании детей и в общении с педагогами;
  3. Привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.

В решении этих задач я использовала следующие направления:

Изучение семьи ребенка , ее индивидуальных особенностей. Важной формой осуществления контакта с родителями стала индивидуальная работа, где обязательным условием я поставила – соблюдение педагогического такта и гибкости;

– Составление социального паспорта семьи (по методике О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой) позволило спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

В ходе изучения семей выявлены следующие данные:

1 – тип семьи: 84% – полные семьи, 4% – неполные семьи, 8% – многодетные семьи, 4% – семьи, находящиеся в разводе.
2 – занятость родителей: 88% работающие, 12% – безработные.
3 – образование родителей: 65% – высшее образование, 35% – среднее специальное.
4 – бытовые условия: 70% семей имеют хорошие бытовые условия, 30% – живут в средних условиях.

В дальнейшем эти данные позволили спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

Анкетный опрос родителей позволил выявить уровень их педагогических возможностей, методы воспитания, виды поощрения и наказания, источники педагогических знаний, используемые в семье (методика С.В. Глебовой).

Составление алгоритма взаимодействия с семьей. Алгоритм взаимодействия включает 6 стадий, которые носят следующие названия:

  • Поиск контактов при первой встрече;
  • Обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке;
  • Установление общих требований к воспитанию ребенка;
  • Упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
  • Реализация индивидуального подхода;
  • Совершенствование педагогического сотрудничества.

Составление плана работы с семьей.

План работы включает в себя:

– Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, ежедневные беседы, шкатулка вопросов (по запросам родителей);

– Обучение практическим умениям: как учить стихи с детьми, обучению детей чтению и т. д.

– Вовлечение родителей в образовательный процесс: Дни открытых дверей, цель которых знакомство с достижениями детей и методами работы с ними; совместные праздники, экскурсии, досуги, выставки.

2. Формы взаимодействия с родителями

Содержание работы по данной теме реализовала через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Здесь я использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями. Традиционные – коллективные и индивидуальные: родительские собрания, беседы, тематические консультации, памятки для родителей, настенная наглядная информация. Для того чтобы традиционные формы были действенными, мы старались активизировать родителей.

Родительские собрания – это действенная форма работы общения воспитателя с родителями. Именно на собраниях у нас есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.

Традиционные родительские собрания мы решили сделать интересными, творчески подошли к их подготовке и увидели положительные результаты. Родители на наших родительских собраниях не являются пассивными слушателями. Они отвечают на вопросы педагогов, приводят свои примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализируют педагогические ситуации. Хорошо зарекомендовали себя собрания с просмотром видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.

Собрания мы проводим как в форме вечеров вопросов и ответов, так и устного журнала, заседаний круглого стола. Рубрики разные: “Советы специалиста”, “Говорят дети”, “Это интересно”, “Справочное бюро”, “В кругу семьи”.

Мы стараемся вызвать интерес родителей к обсуждаемой на собрании теме заранее: понаблюдать за ребенком дома во время игры, какие игры любит играть ребенок, какие телепередачи смотрит ребенок, какие вопросы чаще задает и т.д. В период подготовки к мероприятию заранее формулируем проблемную тему (“Почему ребенок не слушается?”, “Можно ли обойтись без наказания”). Но при этом мы не забываем учитывать потребность родителей в обсуждении данной темы.

Памятки для родителей – форма работы, в которой кратко и лаконично даны советы родителям по воспитанию детей. Они доступны для всех родителей.

Использую в своей работе тематические консультации . Работает в группе схема “Спрашивайте – отвечаем”, т.е. консультирование по запросам родителей. Причем, это может быть как устная консультация, так и письменная.

Наглядно-информационные стенды – дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. На них всегда родители находят для себя нужную информацию: антропометрические данные детей, режим дня, сетка занятий, информация о дополнительных услугах, кого из детей можно поздравить с днем рождения, фотовыставки, какие возрастные особенности свойственны данному возрасту и многое другое.

Наряду с традиционными формами взаимодействия, я использую в работе и нетрадиционные:

– Информационно-аналитические – это изучение семьи, т.е. выявление интересов, потребностей, запросов родителей и т.д.

– Досуговые – их цель – установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это – совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках.

– Познавательные – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей: проведение консультаций, собраний в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, ток-шоу, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

– Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские – организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.

“Дни открытых дверей” – эта форма сотрудничества использовалась педагогами и ранее. Однако сегодня ее можно отнести к нетрадиционной в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. Дни открытых дверей помогли родителям увидеть стиль общения педагога с детьми, самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Мы стремились не только продемонстрировать педагогический процесс, но и вовлечь их в него. Родители в этот день свободно посещали дошкольное учреждение, знакомились с жизнью ребенка в детском саду, видели, как он занимается, отдыхает, общались с его друзьями. Родители участвовали в детских играх, получали мастер-класс на занятиях по изодеятельности, на физкультурном занятии. С ними беседовали специалисты дошкольного учреждения. Все это помогло нашим родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, на педагогов детского сада, на воспитание в домашних условиях.

Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно назначение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

3. Методы активизации родителей

В процессе той или иной формы я использовала в работе методы активизации родителей.

Они направлены:

  • на возникновение интереса к обсуждаемому материалу;
  • на желание родителей активно участвовать в обсуждении этого материала.

Это, прежде всего:

  • постановка дискуссионных вопросов;
  • предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения;
  • приведение примеров из литературных источников;
  • игровой метод активизации родителей (родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: “Что вас радует в вашем ребенке?”, “Что огорчает?”). Родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли.
  • анализ педагогических ситуаций помогает связать знания с практикой воспитания детей, повышает интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Решение педагогических ситуаций требует от родителей самостоятельного ответа на вопрос: “Как поступить?”.

Например, на родительском собрании использую методы в их совокупности: беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Применение всех этих методов привело родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка.

III. Заключение

Проведя работу в этом направлении, я заметила, что произошли качественные изменения во взаимодействии семьи и педагогов. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения. В процессе работы повысился их интерес к проблемам детей.

Изучение результатов взаимодействия ДОУ и семьи в начале исследования и в конце проводилось с помощью методики, разработанной И.О. Пастуховой.

В ходе исследования взаимоотношений ДОУ и семьи было проведено анкетирование родителей, изучены детско-родительские отношения, эмоциональное самочувствие дошкольника в семье, проведено тестирование по Е. Антонину и Е. Бине, направленное на выявление уверенности – неуверенности ребенка в родительской любви.

Непринужденная форма общения, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет пожелания родителей, использование методов их активизации способствовали формированию активной родительской позиции.

Анализ проведенной работы показал:

  • у родителей появился интерес к работе детского сада, воспитанию детей;
  • увеличилось количество обращений за индивидуальной консультацией к специалистам, с вопросами к воспитателям;
  • возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом, группой, а также количественный состав их участников.

Анкетный опрос родителей в конце работы показал: удовлетворенность работой детского сада в данном направлении составила 58%, необходимость продолжения работы в данном направлении – 95 %.

Все это является подтверждением того, что залог успешной работы с детьми лежит в сотрудничестве педагога и родителей, а также самих детей.

  • Установите доверительный такт, верный тон разговора;
  • Найдите индивидуальный подход к каждой семье с учетом структуры семьи, опыта родителей, условий воспитания;
  • Поддерживайте уверенность родителей в собственных педагогических силах;
  • Объединяйте и сплачивайте родителей для помощи в решении различных вопросов организации жизни детей в группе, создавайте атмосферу сопричастности, общности интересов.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

IV. Библиографический список

  1. Арнаутова Е.П . Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Изддом “Карапуз”, 2001.
  2. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
  3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания В ДОУ: метод. Пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  6. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., Педагогическое общество России, 2006.
  7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П . Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  8. Микляева Н.В . Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  9. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  10. Радуга: Программа и руководство для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. М., 1993

Методы активизации родителей
«РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ»
В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др. Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей. Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики. Существуют так же игровые методы активизации родителей. Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его. Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.
Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.
Игра - связующая нить.
Играть любят не только дети, но и взрослые. Поэтому я предлагаю игры, которые можно использовать на родительских собраниях при знакомстве, при проведении совместных собраний с детьми. Данные игры и игровые ситуации педагоги могут использовать при проведении родительского собрания, чтобы избежать монотонности, для организации досуга с детьми или семьей и при необходимости коррекции возникшей поведенческой проблемы. Это прекрасная социоигровая разминка для любой категории слушателей (детей и взрослых).