Методика обучения детей лепке. «Приемы лепки из пластилина

Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении бегущего зайца, крадущейся лисы.

Значительно более высокие требования по технике лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска глины .

Дети должны научиться утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.

Воспитатель учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде - на снежный ком, дети держатся за руки).

Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее - разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.

В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ - показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы.

В этой группе во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.

В этих случаях основное внимание детей обращено на композиционные и смысловые связи группы в сюжете.

Детям 6-7 лет необходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучивания рукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужно следить и за позой ребенка, за положением его рук.

6-7-летние дети более требовательны сами к результатам своей работы; если малыш одинаково охотно и легко берется слепить и шарик и козу или корову, то ребенок 6-7 лет уже способен оценить свои силы, опасается технических трудностей, требователен и к отделке, не за всякую работу легко берется.

Смелость в работе воспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, с удовольствием украшают изображение, дополняют его многими мелкими деталями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Дети этого возраста учатся передавать в лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям - сначала простым, а затем более сложным. Это позволит им изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладевает формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического восприятия. Формообразующие движения руки в лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов передаются массой, объемом.

На занятиях лепкой детей сначала учат раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, в результате чего получаются предметы удлиненной формы (палочки, колбаски, конфетки и т.д.); затем - свертывать палочки в кольцо, в завиток (бублики, колесики, булочки и т.д.); соединять палочки (лесенки, самолеты и др.). На освоение приема лепки предметов раскатыванием прямыми движениями можно отвести около 10- 15 занятий. Остальные занятия следует отвести обучению детей изображению предметов округлой формы, предметов, состоящих из частей округлой формы и палочек, а также предметов, состоящих из частей округлой и дискообразной (сплющенный шар) формы: ягоды, шарики, орешки, лепешки, пряники, блюдечки, куколка-неваляшка, грибы и др., а также на занятия по замыслу детей.

Примерный конспект занятия по лепке, на котором дети учатся раскатывать глину прямыми движениями ладоней и свертывать ее в колечко, соединив концы и плотно прижав их друг к другу, приведен в приложении 4.

Когда дети освоят лепку предметов, исходная форма которых представляет собой столбик, колбаску, можно учить их раскатывать глину круговыми движениями ладоней. Этим приемом можно лепить предметы шарообразной формы (орешки, ягоды, шарики и др.). Такой шар является основой для создания многих предметов, не только шарообразных, но и дискообразных. Для того чтобы получить дискообразную форму, нужно сплющить скатанный круговыми движениями шарик, сдавив его ладонями. Это действие не сложное, его можно объяснить детям так: «Скатали шарик, а теперь сдавите его, нажимая обеими ладошками» и показать руками в воздухе (без глины), как надо сдавливать шарик.

Примерный конспект занятия, на котором дети учатся передавать в лепке дискообразную форму, приведен в приложении 5.

На занятиях по лепке важно приучать детей аккуратно обращаться с глиной, класть комочки и готовые изделия на специальные дощечки или клеенки, сохранять порядок в процессе лепки на своем рабочем месте, мыть руки после работы с глиной. Освоив лепку одночастных предметов, дети уже могут составлять изображения из двух-трех частей (неваляшка, маленькая куколка, цыпленок, черепашка и др.). Примерный конспект такого занятия приведен в приложении 6.

2.3 Методика обучения лепке в средней группе

На занятиях по изобразительной деятельности следует развивать у детей пятого года жизни эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину.

Дети пятого года жизни уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали.

Необходимо приучать детей выполнять все старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату. Здесь очень многое зависит от взрослого. Он должен быть терпеливым тактичным, понимающим; уметь вовремя похвалить ребенка, помочь ему, посоветовать, порадоваться его достижениям; не раздражаться, если что-то не получается, не спешить с упреками, не сравнивать ребенка с его сверстниками, старшим ребенком в семье - в этом случае ребенок теряет уверенность в своих силах и интерес к изобразительной деятельности. Следует помнить: у каждого ребенка свой темп развития, свои достоинства и трудности.

На одном занятии, как и в предыдущей группе, целесообразно предлагать детям лепить не один, а несколько предметов одинаковой формы, например, несколько простых яиц и одно золотое, несколько огурчиков, больших и м аленьких, несколько неваляшек и т.п. Изображая на одном занятии несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют его величину, положение в пространстве и одновременно приобретают уверенность, свободу движений. Это способствует проявлению творчества.

Нужно учить детей самостоятельно готовить материалы для занятий и убирать их по окончании работы. Обычно материал для занятия раскладывают дежурные вместе с воспитателем, а остальные дети в это время играют или занимаются своими делами. Более целесообразным представляется такой порядок, при котором дежурные вместе с воспитателем готовят все необходимое на отдельном столе. Затем каждый ребенок по предложению воспитателя берет и ставит на свое рабочее место все необходимое. По окончании работы каждый ребенок убирает свое рабочее место, унося все материалы обратно на общий стол. Такой порядок приучает детей к самостоятельности, ответственности, умению убирать за собой.

В средней группе для лепки детям предпочтительно давать глину, которая в силу своей мягкости, пластичности является лучшим материалом; также можно использовать пластилин, пластическую массу.

Следует продолжать учить детей аккуратно пользоваться материалом, лепить на специальной дощечке или клеенке; приучать действовать аккуратно, не разбрасывать глину по столу, не смахивать на пол; готовое изделие ставить на дощечку или клеенку; после окончания лепки не вытирать руки о платьице или брючки, а мыть их.

Начинать работу по обучению детей лепке следует с закрепления приемов, которые они усвоили в предыдущей группе. Затем детей учат передавать в лепке предметы овальной формы. С этой целью им предлагают на одном занятии лепить предметы круглой и овальной формы.

На занятиях по лепке можно предложить детям следующие темы: «Рыбки», «Рыбки - большая и маленькая», «Уточка», «Птичка», «Девочка в длинной шубке», «Мисочка», «Чашка и блюдце», «Козленок», «Зайчик».

Опыт показывает, что лепка предмета уже знакомой детям круглой формы и в сравнении с ним предмета новой для них овальной формы является эффективным методическим приемом. В сравнении дети лучше познают особенности овальной формы.

В средней группе детям доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

В средней группе дети, овладев приемами лепки предметов цилиндрической, круглой, овальной форм, могут лепить более сложные объекты: рыб, птиц, животных

Занятия по лепке способствуют непосредственному познанию предметов, их формы и пропорций. В некоторых случаях лепка того или иного объекта может предшествовать рисованию, позволяя лучше понять и затем передать в рисунке образ предмета, объекта. Особенно это важно, когда дети впервые изображают предмет новой для них формы, например, овальной. Однако такая последовательность нужна не всегда, буквальный повтор может привести к однообразию и скуке.

Примерный план занятий по лепке в средней группе приведен в приложении 7.

2.4 Методика обучения лепке в старшей группе

В этой группе, как и в предыдущей, в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов, создание сюжетных композиций. Также включается декоративная деятельность, создание изображений по замыслу.

Дети шестого года жизни уже понимают, что в лепке можно изобразить различные предметы и явления; что изображения получаются красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, разнообразных по величине, цвету, расположению на листе. Для них не представляет трудности лепка шаров, овалов, цилиндров, из которых затем составляются более сложные по форме изображения. Полученные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам изображать большой круг предметов и явлений, интересующих их; отражать в лепке свои творческие замыслы.

В старшей группе на занятиях по лепке детей учат передавать характерные особенности предметов и объектов. Мелкая мускулатура кистей у детей достаточно развита, чтобы они могли тщательнее, чем в предыдущих группах, оттянуть мелкие детали, сгладить переходы, убрать образовавшиеся от пальцев углубления. Чтобы сглаживание было более эффективным, нужно давать детям на подносиках или блюдцах мокрые тряпочки для смачивания пальцев.

Содержанием лепки могут быть живые объекты (птички, кролики, котята). Детям предлагают лепить посуду, при этом их учат разным способам лепки: чашечку предлагается лепить путем вдавливания середины шара и утоньшения стенок; ручку чашки изготавливают из палочки глины, раскатанной прямыми движениями. Блюдце лепят из диска, края которого поднимают мелкими движениями пальцев обеих рук.

Передача соотношения по величине при изображении животных лучше дается детям в лепке. Они легко усваивают, что у четвероногих животных ноги расположены парами: две передние и две задние; тело как бы лежит на передних и задних ногах; голова овальная, длинная, расположена выше туловища и соединена с ним шеей. Постепенно овладевают способами лепки морды разных животных: зайца, собаки, лисы, медведя и др.

В процессе обучения воспитатель должен направлять их внимание на сравнение и выявление сходства и различия разных животных. Тогда, усвоив способы изображения одного животного, дети смогут вылепить, а затем и нарисовать любое другое животное, сравнив их изображения на картинках, игрушки и т.д.

Предлагая ту или иную тему для лепки, педагог должен неоднократно подчеркивать в беседе, объяснении различия в величине, строении, форме частей, которые придадут работам детей выразительность и правдивость. В процессе выполнения лепки дети должны прилагать усилия для выражения этих отношений, а воспитатель - предъявлять известную требовательность; некоторым детям - индивидуальную помощь.

Технические приемы лепки четвероного животного закрепляются на занятиях по замыслу детей. Для того чтобы они не повторяли уже знакомые образы, полезно сделать в групповой комнате выставку изображений разных животных в скульптуре, игрушках, картинках. Не следует выставлять слишком много изображений: важнее позаботиться о наличии ярко выраженных отличительных признаков. Примерный конспект занятия по замыслу детей приведен в приложении 8.

В течение года на занятиях по лепке дети неоднократно повторяют изображение человека, всякий раз стараясь передать действие, движение, например, изобразить, как малыши танцуют на празднике новогодней елки. Беседуя с детьми о передаче этой темы в лепке, целесообразно вспомнить простые движения танца, вызвать несколько ребят в начале занятия, чтобы они показали эти движения. Следует обратить внимание на положение рук и ног танцующих - это облегчит детям передачу движения. Необходимо обратить внимание на характерные особенности этих персонажей, которые нужно передать в лепке.

Наряду с предметными изображениями дети могут создавать в лепке коллективные композиции, например, на темы сельской жизни (птичий двор, площадка молодняка в зоопарке). Примерный конспект такого занятия приведен в приложении 9.

В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве).

2.5 Методика обучения лепке в подготовительной группе

В этой группе (как и в предыдущих) надо предоставлять детям возможность широко проявлять инициативу, творчество на занятиях и в свободное время, поощрять поиски самостоятельного композиционного, цветового решения.

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке.

Хорошо если небольшие скульптурные произведения постоянно находятся в групповой комнате и дети их рассматривают, рассказывают о них. Можно предложить детям вылепить скульптурную группу с человеком и животным или дать темы по литературным произведениям. Например, можно предложить детям создать коллективную картину-панораму по сказке «Царевна-лягушка». Это может быть сценка, где Иванушка приходит на болото за своей стрелой и видит, что ее держит лягушка. Воспитатель распределяет работу: одни ребята лепят деревья; другие - животных, птиц; третья подгруппа детей создает картину болота с кочками, травой. Наиболее умелые ребята лепят Иванушку и лягушку. Предлагая создать такие композиции, воспитатель должен обсудить с детьми пропорциональные соотношения между персонажами, их позы и т.п. Чтобы облегчить детям работу, можно показывать им иллюстрации в детских книгах, а также настольный театр.

Дети учатся лепить фигуры животных и людей из одного куска глины, намечая сначала ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишней, а также прибавление недостающей глины к той или иной части фигуры. Основная работа производится движениями пальцев, иногда кистями обеих рук.

На занятиях по лепке дети могут все вместе слепить чайный сервиз для кукольного уголка.

В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек. Вылепленные скульптурки дети могут расписать специальными красками ангобами, после чего их следует обжечь в муфельных печах. Эти фигурки украсят интерьер групповой комнаты, изостудии, могут стать подарком на день рождения кому-либо из сотрудников детского сада, малышам.

Дети пользуются стекой - ею они надрезают, разделяют части в целом куске глины. Педагог учит их поворачивать создаваемое в лепке изделие на дощечке, чтобы рассматривать фигуру то с одной, то с другой стороны.

Организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в первой младшей группе.

Для успешного овладения лепкой важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое); цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и постепенно добавляя другие (без ограничения количества) цвета, не требуя от детей запоминания названий большого количества цветов (однако сам воспитатель должен их называть). Это дает им возможность узнавать и запоминать больше цветов. Особое значение в сенсорном развитии детей, обогащении их сенсорного опыта и на основе этого овладении изобразительной деятельностью имеют рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах.

В первой младшей группе детей следует познакомить со свойствами глины, пластилина. Лепка привлекает детей новизной материала. Ребенку третьего года жизни легче действовать непосредственно руками, чем каким-либо инструментом. Планируя занятия по лепке, следует большинство занятий отводить на самостоятельное овладение ребенком теми или иными изобразительными движениями, ранее показанными педагогом.

У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах. Это позволяет выдвигать новые задачи обучения детей художественно-творческой деятельности. Дети этого возраста учатся передавать в лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины. На занятиях по лепке важно приучать детей аккуратно обращаться с глиной, класть комочки и готовые изделия на специальные дощечки или клеенки, сохранять порядок в процессе лепки на своем рабочем месте, мыть руки после работы с глиной.

В средней группе на занятиях по изобразительной деятельности следует развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину. Дети уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали. Детям пятого года жизни доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

В старшей группе в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов, создание сюжетных композиций. Также включается декоративная деятельность, создание изображений по замыслу. Дети шестого года жизни уже понимают, что в лепке можно изобразить различные предметы и явления; что изображения получаются красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, разнообразных по величине, цвету, расположению на листе. Для них не представляет трудности лепка шаров, овалов, цилиндров, из которых затем составляются более сложные по форме изображения. Полученные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам изображать большой круг предметов и явлений, интересующих их; отражать в лепке свои творческие замыслы. В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве).

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке. В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек.

В конце каждого занятия необходимо рассматривать и анализировать детские работы; отмечать те из них, в которых интересно и выразительно решена тема; поддерживать детей, которые нуждаются в этом.

Заключение

Изобразительная деятельность имеет очень большое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства, способствующего формированию эстетического отношения к действительности.

Цель исследования, заключавшаяся в изучении методики обучения дошкольников лепке, достигнута.

Задачи исследования решены:

Нами изучена и проанализирована основная психолого-педагогическая, методическая литература;

- нами исследована методика (формы, средства), позволяющая обучать детей дошкольного возраста лепке;

- нами обобщены и систематизированы теоретические данные по проблеме исследования;

- нами систематизированы выводы по результатам исследования.

Одна из важных задач воспитателя в руководстве изобразительной деятельностью - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

Организуя работу с детьми, направленную на овладение ими изобразительной деятельностью, педагоги занимаются обогащением педагогического процесса эффективными методами и приемами; следует избегать устаревших шаблонов и стереотипов.

Творчеству детей надо учить, но это особое обучение. Оно должно включать учебные и творческие задания, предложение дополнить созданные изображения интересными деталями.

Список использованной литературы

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М., 1984

2. Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. - М., 1980

3. Берсенева Л., Третьякова Н. Научите детей рисовать! // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - с. 70

4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975

5. Брыкина Т.И. Творчество в работе детей с различными материалами. - М., 2002

6. Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2006. - №2. - с. 9

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991

8. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. - М., 2004

9. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. - М., 2004

10. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995

11. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000

12. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2- 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992

13. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1996

14. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1969

15. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - М., 1961

16. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1980

17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). - М., 1985

18. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995

19. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - с. 80

20. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2007

21. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1991

22. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990

23. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2- 7 лет. - М., 2006

24. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М., 2006

25. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура: Интегрированные занятия с детьми 5- 7 лет. - М., 2009

26. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. - М., 2005

27. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. - М., 2005

28. Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. - М., 1971

29. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981

30. Лилов А. Природа художественного творчества. - М., 1981

31. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., 1991

32. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. - М., 2005

33. Никитина Э.В. Формирование эстетических суждений у детей старшего дошкольного возраста о природе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2007

34. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. - М., 1976

35. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., 2007

36. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие силами искусства. - М., 1999

37. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982

38. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1980

39. Сенсорное воспитание в детском саду / По ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. - М., 1981

40. Соломенникова О.А. Радость творчества // Развитие художественного творчества детей 5- 7 лет. - М., 2005

41. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М., 2005

42. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М., 1977

43. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - М., 1947 вып. 2

44. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М., 1961

45. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956

46. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961

47. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. - М., 2005

48. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М., 1984

49. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. - М., 1986

50. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 2007

51. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972

52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М., 1996

53. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1985

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников. Разработка методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений города, направленных на эффективное решение задач по обучению дошкольников лепке.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2012

    Процесс рисования дошкольника. Развитие технических умений у детей. Роль образца, показа и подражания в младшей и старшей группе. Задачи обучения детей изобразительной деятельности на материале народного искусства. Средства эстетического воспитания детей.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Теоретические основы проблемы обучения детей дошкольного возраста представлениям о количестве и счетной деятельности. Методические приемы обучения счету детей. Диагностическое обследование детей старшей группы на выявление предматематических знаний.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Знакомство с теоретическими основами детского творчества в лепке детей дошкольного возраста. Особенности диагностики исходного уровня развития творческих способностей детей 3-4 лет. Развитие творчества как одна из главных задач дошкольного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2016

    Значение лепки для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Ее виды и способы (конструктивный, пластический, комбинированный). Основные задачи и содержание обучения технике лепки из пластилина детей различных возрастных групп детского сада.

    презентация , добавлен 20.11.2015

    Характеристика процесса развития мелкой моторики рук у ребенка. Методы и приемы по использованию лепки. Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по лепке, направленной на развитие моторики рук у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2014

    Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме обучения детей 4 лет лепке. Педагогические условия организации индивидуальной работы с ребенком. Основные направления развития воображения дошкольника. Художественно-эстетическое развитие детей.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Характеристика и классификация общеразвивающих физических упражнений. Методика обучения в младшей, средней и старшей группе дошкольного учреждения. Сущность контроля за дыханием, использование предметов. Правила записи общеразвивающих упражнений.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Выявление возможностей использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Технические способы, приёмы работы с пластическими материалами. Разработка конспекта по развитию мелкой моторики рук у детей в процессе обучения лепке.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, методы и приемы обучения лепке дымковской народной игрушки, применяемые материалы. Определение уровня сформированности технических навыков.

В старшей группе у детей развита речь, стали внимательней, знакомятся с новыми способами лепки

У детей отсутствует тщательность работы. Для детей важно наличие частей, а не их форма и соразмерность.

Движение поделки не задумывается, оно получается случайно, когда игрушку ставят на подставку

До средней группы дети лепили по частям, в старшей группе появляется новый способ - пластический (скульпторский, из целого куска), и комбинированный.

Детей учат лепить фигурку человека на ногах (дети гуляют). Зимняя одежда облегчает работу, фигурки более устойчивые.

Учим лепить посуду ленточным способом

Учим лепить декоративную пластину

Подводим детей к лепке с натуры (народная игрушка, посуда)

Подводим детей к сюжетной лепке (обязательна подставка - если глина - 1-1,5 см., если пластилин - картон, покрытый пластилином)

Детей учат заглаживать поверхность с помощью воды и влажной тряпочки для последующей росписи.

В начале года лепят овощи, фрукты (свекла, морковь, яблоко, груша)

Широко используется декоративная лепка - народная игрушка (лепка + роспись)

Со старшей группы начинается роспись вылепленных игрушек

Детей учат лепить деда Мороза и Снегурочку по типу дымковской игрушки (используется прочный способ соединения частей дымковских мастериц «в углубление» + украшение рельефа (воланы, рюши))

При лепке фигуры человека используем третью точку опоры (мальчик лепит снежный ком, мальчик катит санки)

В начале года лепят посуду как в средней группе а в конце года лепят посуду ленточным способом

Учим лепить животных по темам сказок (2 жадных медвежонка, сценка из сказки колобок)

Воспитатель широко использует создание ситуаций, которые побуждают к лепке, создают мотив к лепке (столовая, фигурки животных, птиц, для театра).

Используются стихи, загадки (где есть описание объемной формы или сравнение с ней)

Учим давать оценку работам детей: справедливо, тактично, не обижать

Если лепим с натуры то оцениваем сначала сходство с ней. Если лепим по замыслу, то оцениваем сначала замысел, а потом форму, пропорции, движение, способ лепки

Работы выставляются все вместе, чтобы ребенок увидел свою работу и сравнил с работой друзей.

20 Лепка в подготовительной группе. Особенности пластической формы Задачи обучения. Методы и приёмы руководства. Тематика занятий.

В подготовительной группе у детей большой запас зрительных образов. Развита речь и мыслительные процессы. Дети лучше ориентируются в окружающем пространстве, понимают, как расположены предметы относительно друг друга. Увлекаются выполнением мелких деталей, дополняющих образ.

Для передачи движения не только расставляют ноги, но и сгибают руки, ноги.

Могут определить положение куска в зависимости от задуманного

Основным является пластический способ лепки, хотя дети пользуются всеми

Определяют самостоятельно исходную форму: конус, цилиндр, шар, овоид

В начале года лепят яблоки разных сортов

Лепят фигурки по скульптуре или игрушке.

Лепят животных по представлению (собаки разных пород, курица и петух, утка и гусь)

Передают состояние положения (курочка клюет зернышки). Идет передача фактуры (шерстка, перышки)

Учим устанавливать фигурки на подставке

Лепим дымковскую игрушку по правилам

Лепят фигуру человека по представлению

Лепят сказочные персонажи (Баба Яга, Чипполино)

Создают 2-3 фигурные композиции, сюжет, соизмеряют фигурки по величине

Лепят декоративные пластины

Учим лепить посуду из колец, заглаживая, путем выбирания глины стекой - петлей из кома, выполняя кувшины, вазы + обрабатывают поверхность, создают эскизы для росписи

Коллективная лепка (футбол, хоккей, зоопарк, птицефабрика). Соизмеряют свою работу с работами других детей либо на глаз, либо подходят и сравнивают

Можно вводить условную мерку (палочка, полоска бумаги)

Дети самостоятельно решают, каким способом лепить

В этой группе все 3 вида лепки - предметная, сюжетная, декоративная

Если лепят по сказке, то у каждого свой персонаж

Лепят кукол - у каждого своя одежда - врач, космонавт, школьница

Сравнивают у кого больше голова, кто выше (на катке)

Выделяем особенности лепки посуды у разных народов

Организуются выставки - экскурсии (сами ходим и организуем)

Проводятся игры «Гончарная мастерская»

    Предметная лепка

    Сюжетная лепка

    Декоративная лепка в детском саду.

    Конструктивный - простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

    Пластический-

    Комбинированный-

    Основные приемы лепки

    Приемы лепки

    Описание

    Отщипывание

    Сплющивание

    Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек - придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

    Скатывание

    Вдавливание

    Заострение

    Раскатывание

    Соединение

    Прищипывание

    Литература.

    5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008

Просмотр содержимого документа
«Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах »

Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно.

Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребёнка об окружающем мире.

Рабочим материалом для лепки может быть, как глина так и пластилин или солёное тесто. Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.

Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности.

Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.

В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

Во время ознакомления с предметом ребенок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, разукрашивает его орнаментом и т.д.

Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребёнок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплинирует его.

Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбики, апельсины, вишенки, бублики, крендельки, пирожки, вареники и др. Приёмы лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).

Для работы с детьми пяти лет рекомендуется лепить: яблочко, морковь, мисочка, тарелочка, чашечка, стакан и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др.), приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт), вдавливание (корзина, чашечка, блюдце), загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.

Для детей шести-семи лет рекомендуется лепить: петрушка, курочка, уточка, птичка, котик, собачка, лисичка, мишка и др., в которых показаны разные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей.

Для занятий с детьми применяются три вида лепки:

    предметную;

    сюжетную;

    декоративную.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический- способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т.д.

Комбинированный- способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть как глина так и пластилин или солёное тесто.

Основные приемы лепки

Приемы лепки

Описание

Отщипывание

Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сплющивание

Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

Скатывание

Формирование больших или маленьких шариков при помлщи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Вдавливание

Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление

Заострение

Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.

Раскатывание

Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Соединение

Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.

Прищипывание

Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.

Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.

Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили все традиционные приемы работы с пластилином, можно предложить лепку на каркасе, в качестве основы можно использовать трехжильный провод.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.

Литература.

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. - М: АРКТИ, 2007.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

3.Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз - дидактика», 2007.

5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.

Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет - приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении бегущего зайца, крадущейся лисы.

Значительно более высокие требования по технике лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска глины .

Дети должны научиться утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.

Воспитатель учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде -- на снежный ком, дети держатся за руки).

Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее -- разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.

В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ -- показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы.

В этой группе во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.

В этих случаях основное внимание детей обращено на композиционные и смысловые связи группы в сюжете.

Детям 6--7 лет необходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучивания рукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужно следить и за позой ребенка, за положением его рук.

6--7-летние дети более требовательны сами к результатам своей работы; если малыш одинаково охотно и легко берется слепить и шарик и козу или корову, то ребенок 6--7 лет уже способен оценить свои силы, опасается технических трудностей, требователен и к отделке, не за всякую работу легко берется.

Смелость в работе воспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, с удовольствием украшают изображение, дополняют его многими мелкими деталями.

Воспитатель предоставляет детям еще большую свободу действий и замысла. Он показывает лишь те приемы, без которых работа может перестать удовлетворять возросшим требованиям ребенка. Очень трудно поставить на тонкие ножки грибы -- лисички, мухоморы. Воспитатель показывает, как объединить их на подставке. Еще трудней поставить на ноги животное, человека -- и здесь приходит на помощь совет воспитателя.

6--7-летним детям в процессе занятия реже нужна техническая помощь воспитателя, обычно дети обращаются к нему лишь за советом -- можно ли так украсить, как лучше добавить, пополнить. Однако и здесь воспитатель должен видеть затрудняющихся детей и немедленно приходить на помощь в тех случаях, когда видит, что этот ребенок еще неспособен самостоятельно выйти из затруднительного положения, знает, что ребенок много дней отсутствовал в детском саду или недавно поступил в детский сад.

Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображений. Для этого с детьми наблюдают и рассматривают предметы, свойственные данному предмету черты. Для выразительного изображения животных детям нужно знать их повадки, изменения, которые происходят в положении и форме частей туловища в зависимости от движения. Внимание детей направляют на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинута голова у курицы, которая пьет воду, как вытянуты туловище и хвост в одну ровную линию у убегающей лисы или как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знания должны помочь детям во время лепки сделать образ выразительным. Взрослый использует любую возможность, чтобы показать животных в разных положениях. Иногда проводят целенаправленные наблюдения. Дети рассматривают форму туловища, сравнивают по размеру его части. Если перед подобными наблюдениями детей предупреждают, что они будут рассматривать петушка, а потом лепить его из глины, то дети внимательно рассмотрят и лучше запомнят особенности животных. Во время наблюдений воспитатель задает детям вопросы, направляющие их внимание на то характерное, что поможет передать животное более выразительно. Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, где персонажи представлены в разных положениях.

Изображение человека наиболее сложно для детей, поэтому воспитатель организует рассматривание разных кукол (санитарка, космонавт, школьница и т. д.), проводит наблюдения людей на улице, детей во время прогулки: на катке или парке. Он обращает внимание детей на форму частей фигуры человека, пропорциональные отношения между частями, предлагает сравнить фигуру взрослого и ребенка. Организуя подобные наблюдения, воспитатель задает детям вопросы, например, «Кто выше: девочка или ее мама? У кого из них больше голова, длиннее руки, ноги» Выразительность готовых фигур будет зависеть и от того, как дети передадут одежду. Поэтому воспитатель привлекает их внимание к тому, что на ногах у девочки - валенки, а у ее мамы - сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка с пумпоном, а у ее мамы - большая меховая шапка. Чтобы дети лучше поняли движение, можно прибегнуть к показу его самими детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда мальчик бежит на лыжах, туловище мальчика и голова немного наклонены вперед, одна нога согнута в колене и выставлена вперед, а другая нога, которой он отталкивается, сзади и выпрямлена; одна рука с палкой несколько согнута в локте и находится перед лыжником, а другая отведена назад.

Успешная передача динамики в лепке зависит и от того, как она преподносится воспитателем. Лучше всего, когда при объяснении действие расчленяется на составные части, например во время лепки по стихотворению Л. Воронковой «Маша-растеряша» воспитатель говорит: «Для того чтобы заглянуть под стол. Маша-растеряша встала на колени, руками оперлась о пол, нагнула голову и заглянула под стол».

Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластинку переходов от одной части к другой, на то, какими способами они выполнены и оформлены. Для лучшего ознакомления детей с народной игрушкой проводятся дидактические игры: «Магазин игрушек» (где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей) или «Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки).

Могут быть организованы также выставки декоративных пластинок с доступным содержанием, керамической посуды. При рассматривании посуды воспитатель задает детям вопросы о форме сосудов, о том, каким способом их сделать из глины. Знания детей можно дополнить рассказом о гончарных мастерских, где работают мастера, которые на специальных станках лепят посуду. Хорошо сводить детей на выставку или в музей прикладного искусства.

В подготовительной к школе группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Воспитатель наблюдает за тем, как лепят дети, и, если нужно, задает им вопросы. Например, во время лепки на тему «Звери зоопарка» воспитатель видит, что ноги у слона, которого изобразил ребенок, очень тонкие, а хобот короткий. Воспитатель предлагает вспомнить, какой толщины ноги у слона, и подумать сможет ли таким хоботом слон переносить бревна.

При обучении детей предметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественную литературу. Произведения подбираются так, чтобы персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важно, чтобы во время слушания у детей формировались живые действенные образы. После чтения сказки ребятам предлагают подумать и выбрать какой-либо персонаж или эпизод для изображения, продумать, какого размера должны быть персонажи по отношению друг к другу, в каком положении они находятся и какого размера должна быть подставка, чтобы все участники эпизода на ней уместились.

В подготовительной к школе группе можно применять игровые приемы, например, провести игру в гончарную мастерскую. Воспитатель рассказывает о том, как мастера создают посуду и другие изделия, а дети, увлеченные рассказом, начинают лепить посуду для игры (в посудный магазин).

Возможно создание и других увлекательных ситуаций. Например, детям предлагают вылепить декоративные плитки, чтобы подарить их в День Победы бывшим фронтовикам или мамам к празднику 8 Марта. Плитки можно объединить в декоративный фриз, например фриз из бабочек. Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка - эскиза, который создается за день или два до занятия. Вся работа над пластиной ведется в два приема. Сначала по размеру эскиза подготавливается пластинка. Это техническая работа, которая требует от ребенка точности движений и аккуратности. Подготовленные пластинки завертываются в полиэтиленовую пленку и сохраняются до следующего занятия, на котором дети по эскизу будут делать рельеф. Так же, как и на сосудах, узоры на пластинках выполняются углубленным или высоким рельефом, а затем, если нужно, подвергается росписи ангобами.

Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детском саду, как продумывается и организуется процесс занятий. Если в старшей группе в основном воспитатель с дежурными подготавливали рабочее место для каждого ребенка, раздавая глину и оборудование, то в подготовительной группе каждый ребенок может сам взять себе то количество глины, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети сидя за обычными столами, на доске или поворотных станках. В том случае если лепка связана с окраской ангобами, то занятие делится на две части: первая часть занятия - лепка предметов, а вторая часть - окраска их.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику.

Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

Дети 5-7 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.

Важно, чтобы дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

Например, собаку или кошку можно вылепить способом вытягивания из целого куска глины или из отдельных частей.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или иной части.

Иногда используются загадки, но надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей формы, размеров, действий. Например:

С рожками, бородкой,

Хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Кто же это? (Козел)

В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы. Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей.

В подготовительной к школе группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. Здесь детям так же, как и в старшей группе, предлагается еще до занятия обдумать содержание лепки, некоторые ее приемы изображения и даже материал. Например, предлагается лепить по выбору зверей из зоопарка. Воспитатель дает детям задание - выбрать и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также количество глины, длину каркасов. Только после этого ребята приступают к работе.

Важно, чтобы дошкольники овладевали изображением предмета в определенном положении, в действии. Движение в лепке дается им легче, чем в рисунке, так как они реально действуют с частями предмета и им не нужно прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.

Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т.д.

Отдельные приемы, как, например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но в основном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому. Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятиях по изобразительной деятельности.

Фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, так как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей. Воспитатель наблюдает, как ребенок планирует работу, с чего начал ее (заготовил части, разделив глину, или собирается лепить из целого куска). Вопросами педагог направляет ребят на правильное изображение характерной и выразительной формы и динамики. Например, он обращается к ребенку и предлагает: «Подумай, в каком положении у петуха шея и голова, когда он поет? Какой толщины шея около головы и около туловища?».

Если ребята лепят не по воображению, а с модели, то тем, кто затрудняется, воспитатель предлагает еще раз осмотреть предмет с целью уточнения формы. Лепка с модели (натуры) предлагается ребятам с большой осторожностью, только для более глубокого анализа формы и пропорций предмета.

Стараясь развить в детях большую самостоятельность, педагог, после того как определил задание и дал необходимые указания, некоторое время остается в стороне и дает ребятам возможность самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и дает необходимые указания.

Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой дает задание.

В конце занятия все обсуждают вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что когда-то видели.

В основном дети сами дают оценку изделиям. В тех случаях, если работы мелкие, их помещают на специальную доску с фамилиями, а если крупные (сюжетная лепка), то ребятам дают метки, и они прикрепляют их к своим работам. Приучая детей предварительно обдумывать замысел, можно иногда предлагать делать карандашные эскизы. Особенно это целесообразно, когда они лепят бусы и декоративные пластинки.

Детям предлагают во время рисования изобразить будущую пластинку на бумаге карандашом, решив ее размер, форму и содержание (узор, сюжет). На занятии ребенок должен вылепить ее, руководствуясь своим эскизом. Для того чтобы научить детей работать над эскизом, а затем по нему создавать пластинку, педагог проделывает всю работу сам, а ребята наблюдают. Далее им дается задание - нарисовать пластинку с узором и на занятии ее вылепить.

Изготовление декоративных пластинок с рельефными изображениями можно начать с беседы о том, какими они бывают, затем организовать выставку из готовых изделий. Воспитатель, анализируя пластинки, объясняет детям, что они могут быть с изображением одного предмета, с декоративным узором и сюжетом. Из беседы ребята узнают, как делают, окрашивают и обжигают пластинки в муфельной печи, чтобы они стали яркими, блестящими и прочными.

Ребятам объясняют, что они сами смогут сделать такие же, чтобы украсить ими комнату, а для этого предлагают каждому придумать пластинку и во время занятия по рисованию составить предварительный эскиз.