Методическая разработка. Сказки про буквы. Развивающая сказка про буквы

В одном далеком-далеком городе, за морями-океанами, лесами и горами жили-были 32 буквы. Утром просыпались, делали вместе зарядку, завтракали, днем читали книжки, а к вечеру ходили друг к другу в гости. Вместе пели. Вместе танцевали. В общем, жили весело.

Однажды, самая Активная буква задумалась, почему это мы друг друга по имени не знаем? Решила пойти узнать у соседки, а вдруг, она знает кого как зовут. Пришла в гости к Большой букве и говорит: « Здравствуй, Большая буква. Ты не знаешь, почему мы друг друга по имени не зовем?». Большая буква долго думала, что-то бубнила себе под нос, и решила: «Нет у нас имен!». «Давай всех позовем на поляну к Высокой букве, и будем придумывать имена»,- сказала Активная буква. «Давай»,- согласилась Большая. Побежали всем стучать в дверь и сообщать новость. Все буквы всполошились, побросали свои дела и книжки. Какое важное дело придумали их подружки!

Собрались на поляне. Стали предлагать разные имена друг-другу: «колбаска», «сосиска», «конфетка», «мармеладка». В итоге запутались кого как назвали, да и имена какие-то смешные получались. Думали-думали весь день – ничего не придумали. Солнышко спать пошло, пришлось всем тоже расходиться.

Рано утром всех разбудила Активная буква, она бежала на поляну и кричала – ПРИДУМАЛА-А-А-А! ПРИДУМАЛА-А-А-А! Заволновались буквы, побежали следом. Кто в пижаме, кто в одном ботинке, а кто и умыться забыл. Как же можно опоздать, когда решается самый главный вопрос жизни – выбор ИМЕНИ!
«Говори, говори быстрее»,- торопила Грамотная буква. «Действительно, давай»,- поддержала её Деловая буква. Со всех сторон только и слышалось: ох-ох, ух, эх.

Активная буква приняла важный вид, подбоченилась, выставила ногу вперед и сообщила: «Меня теперь зовут буква А!» Повисла тишина. Только воробышки чирикали на деревьях да журчал ручеек.. « И ВСЁ-Ё-Ё?»,- возмутилась Веселая буква. «АГА»,- ответила Активная буква. «А о нас ты подумала!? Как нам-то называться!?», - затопала ногами Невеселая буква. «Нет,- смутилась буква «А», я только себе имя выбрала». И заплакала. Стали ее утешать, успокаивать. Рассудительная буква предложила не горевать, а дальше думать.

Пришлось опять всем думать сидеть, но только ничего не получалось. Опять солнышко спать ушло, и буквы понуро разбрелись по домам.
На следующее утро опять случился большой переполох. Умная буква бежала по улице, стучалась во все двери и кричала: «Бегите быстрее на поляну к Высокой букве. Не опаздывайте! Важное событие!». Когда, наконец, все собрались, то сначала долго смеялись друг над другом. У Смешной буквы рубашка была наизнанку надета. У Заботливой - фартук задом наперёд. А Ленивая буква вообще забыла одеться. Глядя на всю эту чехарду, Грамотная буква сразу придумала пословицу - «Поспешишь – людей насмешишь». Повеселились, пошумели и перешли к делу.

«Я думала всю ночь, - сказала Умная буква, - и придумала. Активная буква – стала буквой «А», значит, Большая буква должна стать буквой «Б». Высокая буква – буквой «В». Грамотная – «Г» и так все по порядку». «УР-А-А-А-А,- закричали буквы. Получилось! Мы согласны! Давайте петь и танцевать!». Зазвучала музыка, буквы бросились на танцевальную полянку наперегонки.
Станцевать получилось, а вот песню спеть не удалось. Каждый пел свою любимую песенку и старался перекричать соседа.

«Остановитесь,- топнула ногой буква «О». Так дело не пойдет. Чего вы орете как оголтелые?. Давайте придумаем общую песню. Нам нужна ОДНА песня, где про все буквы будет петься. Будем её сообща петь».

Опять повисла тишина. Жизнерадостная буква сказала, что это хорошая идея и начали сочинять. Только каждая буква хотела стоять впереди другой, и к вечеру все перессорились. Так и разошлись спать по домам.

Наутро стояла тишина. Никто не хотел идти первым мириться. И тут в городе появилась буква-путешественница. Прошлась по красивым улицам, заглянула на поляну –никого не видно. Она обошла много стран и видела много городов, но такого пустого и тихого места никогда не встречала. Постучалась в первый дом, к букве «А», попросилась на ночлег. Начала интересоваться, почему в городе тихо. Выслушала грустный рассказ, про ссору из-за песни, и покачала головой. «Разве это повод для печали, давайте Я вам песню придумаю. Я буква посторонняя и, значит, все по справедливости будет».

Цель

Знакомство с буквами русского алфавита.

Тип урока

Образовательно-воспитательный.

Ход урока

Детки, расскажите, какие вы знаете буквы?
А сколько букв в русском
?

Вот давайте познакомимся со всеми буквами с помощью удивительной сказки.

Сказка о буквах из города Алфавита.
Николай Дик

В стольном граде Алфавите сказочного царства Букваляндия жили-были необычные жители - 33 буквы. Через весь этот город пролегала всего одна улица, но вот всевозможных переулков и закоулков на ней было превеликое множество. На самых окраинах Алфавита проживали незаметные Знаки препинания . Они жили своей особой жизнью и редко вмешивались в дела букв. А у каждой буквы-горожанки был свой домик, который располагался в строгом порядке за своей соседкой. Уж так было заведено в этом городе и никто никогда не смел выстроить себе новый домик на городских окраинах.

На правой стороне единственной улицы жили Гласные буквы – они всегда любили разговаривать громко и нараспев. А по левой стороне расположились домики молчаливых Согласных букв. Они всегда говорили тихо и обрывисто. И все бы было хорошо, если бы не одно обстоятельство: никак буквы не могли договориться, кто же из них главнее – Гласные или Согласные.

В одно прекрасное утро спор букв-горожан дошел до предела и многие из них перессорились.
– Нас много! – кричали Согласные буквы. – И мы самые главные в Алфавите!
– Подумаешь! – кричали в ответ Гласные, – это ничего не значит! Мы главные!

Буквы так шумели, что даже всегда сдержанная Точка не выдержала и вмешалась в ссору.
– Хватит, – строго сказала она. – Прекратите. Пора поставить точку в этом конфликте.
– Как свистну сейчас, сразу свалишься! – задиристо выкрикнула буква «С».
– Выйди вон, выскочка! – сквозь зубы добавила буква «В».
– Шибко шустрая! – язвительно прошипела «Ш».

– Хорошо, – обиделась Точка. – Тогда спросите у других. Они скажут вам то же самое.
– Что здесь происходит? – спросил проходящий мимо Вопросительный знак. – Из-за чего шум?
В ответ буквы принялись кричать так громко, что понять что-либо было решительно невозможно.
– Тихо! Замолчите! Или вы будете строго наказаны! Пусть говорит кто-нибудь один! – приказал Восклицательный знак.
– Боюсь, братцы, бить будут, – испуганно пробормотала буква «Б».
– Извините, мне кажется, если я не ошибаюсь, я в курсе того, что здесь происходит, – неуверенно произнесла Запятая, – по-моему, они спорят, кто главнее в нашем городе: Гласные или Согласные.

– Но это же глупо! – воскликнул Восклицательный знак.
– Конечно, – сказала Точка.
– И это – причина ссоры? – удивился Вопросительный знак.
– Безобразие! Нужно стереть смутьянов со страниц нашего Буквенного государства! – возмутился Восклицательный знак.
– Нельзя ли все же как-нибудь помягче? – заступился за буквы добрейший Мягкий знак .
– Нельзя. Государству нужна твердая рука! – ответил ему Твердый.
– Что будем делать? Кто знает? – обратился ко всем Вопросительный знак.
Никто не знал, что ответить. Минуту-другую было тихо.

– Я! – раздался вдруг голос из толпы букв. – Я знаю, как устранить яблоко раздора и бросить якорь дружбы! Мне все ясно! – вперед из задних рядов пробилась буква «Я».
– Пусть Согласные произнесут название нашего города без нас, без Гласных!
Согласные замешкались и неуверенно произнесли:
– ЛФВТ!
- Ну и что у вас получилось? – улыбаясь, спросила «Я» у Согласных.
- А вот мы, Гласные, запросто произнесем название нашего города без Согласных, - гордо произнесли Гласные.
– А-А-И! – протяженно пропели Гласные.
- Ну и что это за слово? – удивился Вопросительный знак.
– А теперь все вместе! – скомандовала «Я».
– Алфавит! – дружно закричали буквы.
- Молодец, «Я», как ты ловко помирила буквы! - воскликнул Восклицательный знак.
– Теперь вам ясно, милые буквы, что вы просто не можете жить друг без друга? Вы согласны со мной? – обратился к обрадованным буквам Вопросительный знак.
– Согласны! – весело закричали Согласные.
– И мы тоже! – присоединили свой голос Гласные.

Радости не было предела, Гласные и Согласные буквы стали обниматься и жать друг другу рук.
– Давно бы так, – с облегчением пробормотала Точка. – Наконец-то они расставили все точки над i.
А сейчас перерыв, и мы с вами будем знакомиться с буквами в обществе замечательных героев.

Но вернемся к нашей сказке:
– Вы думаете, они поняли свою ошибку? – с сомнением спросил Вопросительный знак.
– Конечно! Теперь все будет хорошо! – ответил Восклицательный знак. – Я просто убежден, что теперь все буквы-горожане убедились, что в нашем Алфавите должны дружить не только Гласные и Согласные, но и Знаки препинания, ведь любое дело можно успешно завершить только в дружбе, только вместе и сообща. Мы никогда не сможем жить отдельно друг от друга, - поучительно произнес Восклицательный знак и ушел, насвистывая веселую песенку.
Вот так закончилась эта удивительная история о волшебной стране Букваляндия и её замечательной столице Алфавите.
Давайте еще раз вспомним все буквы:

Список использованной литературы :

1.Урок на тему: Диалог в русском языке.Половцевой А.Г. преподавателя лицея №4 г.Полтава.
2.Комплексный словарь русского языка / А.Н.Тихонов, Е.Н.Тихонова, С.А.Тихонов и др. - М.: Русский язык - Медиа, 2005-2009
3.Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов. - М.: Азбуковник, 2007.
4.Кедайтене, Екатерина Ивановна Учебный русско-дари словарь: Для изучающих русский язык:2100 слов/ Е.И.Кедайтене, Б.Я.Островский, В.И.Митрохина.- М.: Русский язык, 1983.- 432с
5.Грамматика русского языка.- М.: Изд-во АН СССР, 1952.- 720с.
6.Сборник упражнений по синтаксису русского языка.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1959.- 328с.

В стольном граде Алфавите сказочного царства Букваляндия жили-были необычные жители - 33 буквы. Через весь этот город пролегала всего одна улица, но вот всевозможных переулков и закоулков на ней было превеликое множество. На самых окраинах Алфавита проживали незаметные Знаки препинания. Они жили своей особой жизнью и редко вмешивались в дела букв. А у каждой буквы-горожанки был свой домик, который располагался в строгом порядке за своей соседкой. Уж так было заведено в этом городе и никто никогда не смел выстроить себе новый домик на городских окраинах.

На правой стороне единственной улицы жили Гласные буквы √ они всегда любили разговаривать громко и нараспев. А по левой стороне расположились домики молчаливых Согласных букв. Они всегда говорили тихо и обрывисто. И все бы было хорошо, если бы не одно обстоятельство: никак буквы не могли договориться, кто же из них главнее √ Гласные или Согласные.

В одно прекрасное утро спор букв-горожан дошел до предела и многие из них перессорились.

√ Нас много! √ кричали Согласные буквы. √ И мы самые главные в Алфавите!

√ Подумаешь! √ кричали в ответ Гласные, √ это ничего не значит! Мы главные!

Буквы так шумели, что даже всегда сдержанная Точка не выдержала и вмешалась в ссору.

√ Хватит, √ строго сказала она. √ Прекратите. Пора поставить точку в этом конфликте.

√ Как свистну сейчас, сразу свалишься! √ задиристо выкрикнула буква ╚С╩.

√ Шибко шустрая! √ язвительно прошипела ╚Ш╩.

√ Хорошо, √ обиделась Точка. √ Тогда спросите у других. Они скажут вам то же самое.

√ Что здесь происходит? √ спросил проходящий мимо Вопросительный знак. √ Из-за чего шум?

В ответ буквы принялись кричать так громко, что понять что-либо было решительно невозможно.

√ Тихо! Замолчите! Или вы будете строго наказаны! Пусть говорит кто-нибудь один! √ приказал Восклицательный знак.

√ Боюсь, братцы, бить будут, √ испуганно пробормотала буква ╚Б╩.

√ Извините, мне кажется, если я не ошибаюсь, я в курсе того, что здесь происходит, √ неуверенно произнесла Запятая, √ по-моему, они спорят, кто главнее в нашем городе: Гласные или Согласные.

√ Но это же глупо! √ воскликнул Восклицательный знак.

√ Конечно, √ сказала Точка.

√ И это √ причина ссоры? √ удивился Вопросительный знак.

√ Безобразие! Нужно стереть смутьянов со страниц нашего Буквенного государства! √ возмутился Восклицательный знак.

√ Нельзя ли все же как-нибудь помягче? √ заступился за буквы добрейший Мягкий знак.

√ Нельзя. Государству нужна твердая рука! √ ответил ему Твердый.

√ Что будем делать? Кто знает? √ обратился ко всем Вопросительный знак.

Никто не знал, что ответить. Минуту-другую было тихо.

√ Пусть Согласные произнесут название нашего города без нас, без Гласных!

Согласные замешкались и неуверенно произнесли:

Ну и что у вас получилось? √ улыбаясь, спросила ╚Я╩ у Согласных.

А вот мы, Гласные, запросто произнесем название нашего города без Согласных, - гордо произнесли Гласные.

√ А-А-И! √ протяженно пропели Гласные.

Ну и что это за слово? √ удивился Вопросительный знак.

√ А теперь все вместе! √ скомандовала ╚Я╩.

√ АЛФАВИТ! √ дружно закричали буквы.

Молодец, ╚Я╩, как ты ловко помирила буквы! - воскликнул Восклицательный знак.

√ Теперь вам ясно, милые буквы, что вы просто не можете жить друг без друга? Вы согласны со мной? √ обратился к обрадованным буквам Вопросительный знак.

√ Согласны! √ весело закричали Согласные.

Радости не было предела, Гласные и Согласные буквы стали обниматься и жать друг другу руки.

√ Давно бы так, √ с облегчением пробормотала Точка. √ Наконец-то они расставили все точки над i.

√ Вы думаете, они поняли свою ошибку? √ с сомнением спросил Вопросительный знак.

√ Конечно! Теперь все будет хорошо! √ ответил Восклицательный знак. √ Я просто убежден, что теперь все буквы-горожане убедились, что в нашем Алфавите должны дружить не только Гласные и Согласные, но и Знаки препинания, ведь любое дело можно успешно завершить только в дружбе, только вместе и сообща. Мы никогда не сможем жить отдельно друг от друга, - поучительно произнес Восклицательный знак и ушел, насвистывая веселую песенку.

Вот так закончилась эта удивительная история о волшебной стране Букваляндия и её замечательной столице Алфавите.

Сегодня мы поведаем, тебе, маленький друг, сказку о буквах. Ученые во всем мире, когда то изобретали и открывали различные знаки, чтобы мы были грамотными. У каждой буквы свои истории, а мы хотим поведать некоторые из них. Слушай внимательно и запоминай каждую новую букву.

Буква А — всегда была самой справедливой буквой, похожая на циркуль, она могла начертить круг в том месте, где вместо нее может появиться буква О. Если малыш неправильно произносил в разговоре слово, например: «Малаток» «Паталок» то в письме А рисовала круг О в этих словах. Поэтому за свою честность и справедливость оценена по достоинству и стала главной среди букв.

Буква Б — очень важная буковка, такая важная, что заслужила второе место в Букваре. Она очень хотела быть главной буквой, вытягивала свою шею, чтобы быть высокой и красивой и от важности своей отрастила животик. Ее шея так сильно вытягивалась, что в конце концов согнулась пополам. За важность и желание быть главной, букву Б поставили в такие слова, как: Богач, Барин, Боярин…

Буква В — очень древняя, все обо всем Ведает и другие буквы ее даже немного побаиваются, называют Ведьмой. Но часто обращаются к ней за помощью, Вылечить, или Вытащить из слова, где другая буковка могла застрять случайно, например в слово Подковка могла упасть буква Ф («подкоФка»). Тогда В вытаскивала Ф и занимала ее место.

Буква Г — хотела быть похожей на Б и брала с нее пример. Но вот животик отрастить никак не получалось, потому что постоянно приходилось БеГать по словам чтобы успеть занять местечко около буквы Б. Она не смогла стать такой же БоГатой и решила прослыть Гордой буквой. Посмотрим как это у нее получится.

Буква Д — всегда была Домашней буквой, поэтому ее видно только в собственном Домике. Домашний очаг свой она любит украшать Дорогой мебелью, топить камин Дровами, а отдыхать на Диване. По праву ее считают Доброй буквой, она всегда помогает соседям с Делами и Дает в Долг даже последние Деньги.

Буква Е — немного нЕ уверенная в себе, любит рассуждать: «А Если это так, или не так…» «А может Если я сделаю вот так…» и потому часто другие буквы, пока она думает, проскакивают в слова вместо нее. Например, в слове «Мориплаватель» буква Е зазевалась и буква И заняла местечко. Но мы то с тобой знаем, что должно быть: Мореплаватель…

Буква Ё — подруга буквы Е, правда старается быть увереннее и успевает в свои слова вовремя. Некоторые слова без нее даже звучат очень плохо — Ёж, например, Без Ё совсем не Ёж и не Ёжик, даже совсем на слово было бы не похоже… Эта буква, правда, не совсем счастлива, от того, что из за дружбы с Е, люди часто путают их в письме, или попросту заменяют Ё на Е когда пишут свои статьи в газеты.

Буква Ж — любимая буква насекомых. С незапамятных времен Жуки твердят только о ней: «Ж-жж-жж» «Жжжж-ж». Правда, что они других букв и не знают.

Буква З — для всех Знаек Знакомая буква. Ведь с нее начинается для них самое главное слово — Знания. Многие, наверняка, могут спросить: «почему З похожа на цифру 3»? Возможно потому что и символизирует три очень важных слова: Здоровье, Знание, Закон. Но об этом рассуждать предоставим философам…

Буква И — очень трудолюбивая И значимая буква. Именно она находит непонятные пробелы в целых фразах И связывает их между собой, заполняя пустоту, чтобы малышам было понятнее любое выражение. Вообще, она очень любит детей и возглавила остальные буквы в слове — Игрушки. Это очень полезная буковка, согласны?

Буква Й — краткая И редкая в начале слов, не совсем популярна по сравнению со своей соседкой И, используется в основном в конце слова. Но ей от этого совсем не обидно, Й буква тоже практична и тоже любит детишек. Особливо, заботится о них, когда поранятся во время игр, тогда мама обязательно обработает ранку Йодом. Чтобы отличаться от своей подруги И, буква Й носит шапочку, тогда ее сразу можно заметить в словах.

Буква К — очень Красивая буква. Очень популярная и Капризная, она не любит Когда о ней говорят плохо. Поэтому мы скажем только хорошее. Ведь мы любим Книги? А Картофель? А Клубнику? — Конечно! Как же все таки буковка К обожает быть всеми любимой и старается возглавить такие любимые нам слова.

Буква Л — немного Лукавая, но довольно Любимая всеми. Она Любит веселиться и проказничать, забавно выставляет вперед Левую ножку и смотрит по сторонам, не опаздывает Ли какая буква в слово малыша. Как только мальчик, или девочка, пытаясь говорить свои первые слова: рыба, игрушки, морковка, то Л быстренько запрыгивает в них и получается довольно таки смешно: «Лыба, игЛушки, моЛковка». Некоторые буквы злятся на Л за это. Но разве можно долго обижаться на того, кого Любишь?

Буква М — так повелось, что стала жадной буквой, все время ей все Мало и Мало. Ей всегда нужно Много. Как только видит новое слово, так сразу кричит: «Это Мое и тут Мне Место!» и хочет занять в слове Местечко получше. Мда, таких настырных и жадных букв действительно Мало на белом свете.

Буква Н — всегда твердо стоит на своих ровных сильных Ногах. Также твердо говорит: «Нет!» когда это необходимо. Поэтому многие другие буквы даже и не пытаются занять ее место. А ежели какая и проскочит вместо нее, то Н как Накричит: «Никогда так больше Не делай! Слово из за тебя получилось Несуразным и Некрасивым!»

Буква О — мы уже упоминали О ней в самом начале. О том что этой букве часто приходится спорить с другими буквами, мы замечали не раз. Будучи совершенно круглой и пухлой, Она закатывается в слова и иногда с большим трудом. Поэтому так часто вместо нее произносят другую букву А. Некоторые же народы так полюбили О, что стали превозносить ее и помогать ей поскорее втискиваться в то, или иное слово. Они специально ярко и часто выражают О в своих разговорах, что другие буковки стали двигаться и уступать ей место.

Буква П — уродилась с еще более длинными ногами, чем у буквы Н. Поэтому тоже стоит Прочно, но ходит не так красиво. Скорее, она Просто Передвигается, словно на ходулях, часто Продвигаясь в самое начало многих слов. Часто можно заметить в словах маленьких Почемучек, которые только и спрашивают: «Почему, да Почему?».

Буква Р — интересная, часто используемая буква, но довольно затруднительна для малышей. Немного неуклюжая, на одной ноге и с большой головой, она все же, успевает поучаствовать во многих словах. Мы уже говорили о том, что часто, подшучивая над ней, буква Л вкрадывается в слова деток. Тогда Р может Разозлиться, начинает Рычать и Ругаться. Поэтому, чтобы не создавать Раздор среди букв, пожалуйста, малыши запомните эту букву Р и старайтесь четко ее произносить!

Буква С — ну очень Смешная. Возглавляет Слово и помогает Сообразительности. С давних времен она заставляет народ улыбаться. Не зря, часто на бумаге, улыбки рисуют изображая буковку С прибавляя к ней две точки — глазки. Когда какой нибудь малыш говорит: «Мне Скучно» значит он дает понять, что ему не хватает улыбки. Сейчас же постарайтесь его развеселить и рассказать Сказку!

Буква Т — отличная, приятная буква. Тоненькая, на одной ножке, но в большой шляпке, похожая на гвоздик. Она прямо таки Твердо вклинивается в слова скрепляя их и делая тверже. Сказочный Теремок, построенный с помощью Т, становится крепким, таким же крепким, как и дружба Товарищей. Можно много Твердить о достоинствах этой замечательной буквы, но нас ждет не менее Удивительная буква…

Буква У — на самом деле Удивительная. От того как она Умело стоит на голове вверх ногами, вызывает Уважение у других букв. Никакая другая не может так Устойчиво вверх тормашками занимать Удобные местечки в словах и стоять там подолгу. У кого не спроси, все всегда знают где она. «У кого буква У?» «У нас» «У него» и даже: «У всех!».

Буква Ф — многие считают ее красивой и даже Философом среди других букв. Интересно почему? Всегда стоит, держит руки на поясе, задумчиво, так Фокусируется на своих мыслях, что не очень часто попадает в слова. А может быть ей это и не нужно? Вы как думаете? Может быть она и не хочет быть такой известной? Обязательно подумайте об этом. Вообще, кажется она не толстой и не худой, а все в ней в меру, наверное она любит Физкультуру, так, что даже занимается ею? Хотя многие предпочитают думать, что она просто много Фантазирует…

Буква Х — некоторые сказочники говорят, что ее изобрел один Художник, которому не понравилась картина и он краской зачеркнул ее. Таким образом на свет появилась новая картина Х а в месте с ней и родилась эта буква. Не будем гадать, ведь она одна из самых загадочных букв, а лишь скажем, что эту букву можно перевернуть с ног на голову, а она все равно останется собой. Это так Хитро, не правда ли?

Буква Ц — как на кораблике, этот знак плавно заплывает в слова и Цепляется за другие буквы, управляя маленьким хвостиком. Словно между скал лавирует между ними и пытается занять Центральное, или главное место. Когда то, сказочный Царь пригласил Ц в свое Царство — государство, на важную Церемонию. Буква Царю очень понравилась, за то что она была такой приятной и так ласкала слух, словно множество Цикад Целуют в ушко своим пением, Цц — ц-ц-ц, Цц — ц-ц-ц… Так и осталась Ц жить и поживать в той стране.

Буква Ч — в своем королевстве букв, эта буковка прославилась как очень ответственная буква. Ведь она отвечает за такие слова как: Человечность, Честность и Чистоплотность. Она не любит Чванство и всякую Чертовщину. Всегда следит за Чудачествами, Чтобы они не переходили Черту благоразумия.

Буква Ш — словно маленький жучок, лежа на спинке и болтая ножками, на самом деле очень веселится. Она такая Шалунья. Все говорят ей: «Ш-ш» — тише, мол. А она все смеется и смеется. Особенно когда дети специально шепелявят, произнося Ш в словах вместо улыбчивой С, букве от этого еще смешнее. Или, когда заменяют ответственную Ч на Ш в слове Что говорят: «Што». Да, порой это смешно, но умные детки не будут смеяться, а только поправят и улыбнутся:).

Буква Щ — зная что ее соседку Ш легко выгоняют из неправильно построенных слов, Щ отрастила хвостик, такой же, как у буквы Ц. Это чтобы цепляться за буковки и прочнее удержаться в слове. А смеяться она любит только от Щекотки. Уж очень она это дело любит.

Буква Ъ — твердый знак с давних пор любит помогать своим друзьям — другим буквам. Да, да, именно друзьям. Все буквы его любят и хотят с ним дружить. Ведь он часто в сложных ситуациях оказывается рядом и заполняет собой пустоту, когда не складывается слово и не находится другой буквы, чтобы занять нужное место. Твердый знак герой в своем отечестве букв. Вот согласитесь, не нашлось бы другой буквы, что бы встать в таких словах как: сЪем, обЪем, обЪезд… Поэтому стоит внимательно относиться к Ъ и доверять ему, тогда слова будут красивыми.

Буква Ы — старенькая буковка с палочкой, которой немного трудно ходить, а тем более угнаться за молодыми буквами. Поэтому она не занимает первых мест и не возглавляет слова. Зато все уважают старость этой мудрой бабушки — Ы и она есть в словах: МЫ и ТЫ, а еще в уважительном обращении в слове ВЫ.

Буква Ь — мягкий знак, хоть и маленький такой, но тоже любит помогать другим буквам. Все слова, даже самые грубые, становятся мягче, с этим добрым знаком: Жуть, Муть, Брысь, Жизнь, Любовь, Пекарь, Якорь… Пристраиваясь в конец слова, малыш мягкий знак, делает слова приятнее на слух, смягчая их характер. За такие добрые дела мы его и любим!

Буква Э — в древние времена принесла славу и известность слову Эврика, когда один известный ученый сделал важное открытие. После этого буква Э старается прославлять все новые современные слова: Эрудит, Электричество, Экскаватор, Эскалатор, Экран… Вот такая Эта буква, полезная для слов, а соответственно и для нас с вами.

Буква Ю — обворожительная, интересная буква, которая любит почти все на свете. Ю любит детей когда они играют с Юлой, любит художника когда он рисует натюрморт, любит Юмор и отдыхать на Юге. И мы любим эту букву!

Буква Я — наконец то мы добрались до этой гордой буквы. Я — очень полезная во всех отношениях и в алфавите и в словах и даже в фразах. Но почему же она на самом последнем месте нашего букваря? Наверное потому что она сама по себе очень одинокая? Любит заявить о себе, даже имеет свое собственное слово «Я». Возможно. Но все же очень много других слов, где Я дружно участвует и с другими буковками: Яблоко, Якорь, Яма, Яйцо… Причем, стоит заметить, что эта буква часто бывает и в начале и в середине и в конце слов. Какая прыткая! Везде успевает, просто отличная буква!

Сегодня мы познакомились со всеми буквами и готовы говорить и писать грамотно. Необходимо любить и уважать алфавит, беречь слова и буковки, так же, как мы бы берегли свою историю и заботились о будущем. Все буквы волшебны и хороший малыш всегда сможет сотворить из них настоящую сказку!

© Copyright: Сергей Атлашкин , 2018
Свидетельство о публикации №218012002269

Мы предлагаем вам книгу для детей "Сказки о буквах и словах" как один из вариантов первого знакомства детей с родным языком (с буквами и словами). Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира. Поэтому в книге для детей "Сказки о буквах и словах" много вопросов, заданий и игр , направленных на развитие творческой фантазии ребенка. Книга для детей "Сказки о буквах и словах" знакомит ребенка с буквами и словами, как с добрыми родными существами. Каждая буква в сознании ребенка связывается с наглядными образами, поэтому легко запоминается как сама буква, так и все слова, о которых она рассказывает в сказке. Эмоциональная окраска образов помогает детям быстро научиться читать .

Книга "Сказки о буквах и словах" (Учимся читать) рекомендуется для педагогов и родителей для работы с детьми дошкольного возраста. В книге свыше 100 сказок.


Вышла книга ДОБРАЯ АЗБУКА, в сказках, стихах и раскрасках. Более 100 сказок о буквах и словах, более 100 четверостиший о буквах и знаках препинания и 100 черно-белых рисунков для раскрашивания. Тексты в книгах СКАЗКИ О БУКВАХ И СЛОВАХ и ДОБРАЯ АЗБУКВА - не повторяются.

ДОБРАЯ АЗБУКА

Эта книга для детей наполняет процесс обучения чтению и письму яркими, живыми образами букв. В книге ДОБРАЯ АЗБУКА вы найдете:

Добрые сказки, которые знакомят детей с буквами, как с родными, забавными существами;
- веселые четверостишия, помогающие легко и быстро запомнить буквы;
- раскраски, дающие возможность детям создать свои образы букв;
- творческие задания и игры, развивающие логическое мышление.

Цель этой книги: связать процесс обучения грамоте с рисованием, игрой и постижением красоты мира.
купить в комплекте

А. Лопатина
М. Скребцова

Старая Азбука всхлипывала:

О, горе! Опять я слышу: «Не хочу!» «Не буду!» Почему дети не дружат с моими умными буквами?

Не плачь, мудрая книга! Мы расскажем детям сказки о буквах, и они нас обязательно полюбят.

Хорошо, - успокоилась Азбука, – я тоже послушаю. Больше всего на свете я люблю сказки.

Буква Г

Встретились на дороге гусенок и щенок.

Р-р-р, - зарычал щенок, - я тебя укушу!

Ш-ш-ш, - зашипел гусенок , - я тебя ущипну.

Нельзя так грубо разговаривать, - строго сказала буква Г.

Она подарила щенку - « гав-гав », а гусенку - « га-га-га ».

- Га-га-га , - закричал гусенок , - давай играть.

- Гав-гав , - ответил щенок, - побежали наперегонки.

Вечером гусенок сказал щенку:

- Га-га-га , - пойдем ко мне в гости , я угощу тебя горохом .

- Гав-гав , - ответил щенок, - ты очень гостеприимный .

Какое угощение приготовит для тебя буква Г?

Буква Д

Почему никто не живет во мне? - грустно думал новый дом .

Я большой и красивый. У меня есть дверь и зеленый двор .

У дома должна быть душа , - сказала буква Д .

А что это такое? - удивился дом .

Это когда в доме уютно и тепло. В печке горят дрова , а из трубы идет дым .

Что же мне делать? – заплакал новый дом.

Я позову дровосека , - предложила буква Д.

Вскоре в новом доме поселился дровосек .

Он привез дрова и затопил печку. В доме стало тепло и уютно.

А в твоем доме есть душа?

Буква Ж

Я поймал букву Ж , - мальчик показал маме жука .

Он похож на букву Ж и жужжит , как Ж , – согласилась мама.

- Ж-ж-ж-ж , отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.

Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.

В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, - объяснил жук .

Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.

- Жалко , жук улетел, и у нас нет буквы Ж , - сказал он маме.

Разве ты не слышишь? – удивилась мама.

« Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж ,» – жужжали мухи.

Здесь повсюду буква Ж ! – обрадовался мальчик.


Пож-ж-жужи, как жук!

Буква Л

Не хочу спать, не буду ложиться , - капризничала девочка.

Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю ».

Я люблю тебя, моя малышка, - ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.

«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка », - подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю », - чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.

Скажи волшебное слово «люблю» всем, кого ты любишь.


Буква О

Белое облако тихо плыло по синему небу.

Оно посмотрело на землю и удивилось: «О-О-О» !

Внизу на земле лежало другое круглое и блестящее облако .

Здравствуй, облако на земле, - сказало облако на небе.

Я не облако , а озеро .

- О-О-О , значит, мне нельзя с тобой играть, - загрустило облако .

Буква О услышала их разговор и пришла на помощь.

- О-О-О , ты как маленькое облако , - обрадовалось облако .

- О-О-О , ты как крохотное озеро , - засмеялось озеро .

Озеро бросало букву О на облако , а облако бросало букву О вниз в озеро . Это была отличная игра.

С кем еще любит играть буква О?

:.: :.: :.:

ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ БУКВ

Дом из буквы А

Сынок, это буква А, - сказала мама.

Она не игрушка, а я люблю играть, - ответил мальчик сердито.

Сделай из меня дом. Две палочки шалашиком, посередине - перекладина, - предложила буква А.

Внизу я поставлю автобус, а на перекладину – аквариум, - согласился мальчик.

На крыше может жить аист, а под крышей мы повесим абажур, - подхватила буква А.

А на обед у нас будут ананасы и апельсины, – сказал мальчик.

Я привезу их из Африки на аэроплане, – ответила буква.

Ты интереснее игрушек, буква А, - засмеялся мальчик.

Расскажи, что бы ты поместил в домик из буквы А?

Новый год у Е и Ё

Новый Год буквы встретили у сестриц Е и Ё. Буква Е хотела принести из леса большую ель, но буква Ё вырастила в горшке пушистую ёлочку.

На ее макушку я надену звезду, - предложила буква З.

Я украшу ее шарами, - сказала буква Ш.

Я наряжу ее в блестящую мишуру, - заявила буква М.

Я зажгу на ее веточках веселые огоньки, - засмеялась буква О.

- Я разложу под ней подарки, - таинственно произнесла буква П.

Когда ёлочку украсили, сестрицы Е и Ё хором спели:

«У нас родилась елочка, у нас она росла, и нашей мудрой азбуке веселье принесла!»

Затем сестрицы Е и Ё угостили буквы вкусной едой.

Чем буквы Е и Ё угощали своих подружек?


Желания букв Ж и З

Однажды подружки Ж и З сидели на крыше и любовались звездами.

Вдруг к ним спустилась искристая звездочка, села, уютно свесив с крыши ножки, и сказала:

Я прилетела исполнить ваши желания.

Я хочу стать знаменитой, - тут же заявила буква З.

Я хочу научиться жонглировать, - сказала буква Ж.

В эту минуту из сада послышался стон жасминового куста.

Ой, дождик, приди. Я высох и завтра не смогу благоухать.

Пусть дождь напоит жасминовый куст, - хором произнесли буквы.

По железной крыше застучал дождик, а звездочка улетела домой.

Исполнит ли звездочка желания букв Ж и З?


ДОБРЫЕ СЛОВА

Верные друзья

Поспорили собака, кошка и конь, кто из них верный друг человека.

Я дом охраняю и хозяина защищаю, - пролаяла собака.

Кошку всегда пускают вперед, когда в новый дом переселяются. Мы хранители домашнего очага.

Раньше человек со своим верным конем все вместе делал: и землю пахал, и грузы возил! - громко заржал конь.

Вечером вернулся грустный хозяин. Далеко уехал его верный друг.

Конь доверчиво ткнулся ему в плечо. Собака положила морду ему на колени, а кошка вспрыгнула на плечи и согрела пушистой шерсткой.

Вы мои самые верные друзья! - произнес хозяин сквозь слезы.

Расскажите о своем верном друге.


Гордая Гора

Жила-была высокая, гордая гора. Она дружила только с облаками. Облака отдыхали на горе и умывали ее дождем. Однажды солнце пекло очень сильно, и облака улетели в холодные страны.

Горе было жарко и грустно без друзей.

Никому я не нужна, - заплакала гора, и с нее потекли ручейки слез.

Высохшая земля внизу стала влажной, и на ней распустились цветы.

Спасибо тебе, гора, ты спасла меня от засухи! - крикнула земля.

Гора удивилась. Она была гордой и никогда не смотрела вниз.

Увидев землю с цветами, гора засмеялась от радости.

Друзья есть всюду, их нужно лишь увидеть! - сказало мудрое небо.

Расскажи, с кем ты дружишь.


Сердце мамы

Большая береза росла в лесу с тремя маленькими березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Березки трепетали от страха. Береза мать обняла их и сказала: «Не бойтесь, за моими ветвями молния не заметит вас».

На небе вспыхнула острая молния и ударила прямо в березу. Она не упала и еще крепче обняла своих дочек.

Когда гроза прошла, ствол дерева треснул. Падая, береза прошептала ласково: «Мой ствол зарастет мхом, но в нем будет биться мое сердце!» Сядь в лесу на ствол старой березы, закрой глаза и прислушайся.

Расскажи, что ты слышишь.