Методическая разработка на тему: Методические рекомендации по совершенствованию предметно-развивающей среды групп детского сада.й. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении

светлана власова
Методические рекомендации по организации предметно-игровой среды в подготовительной к школе группе

к школе группе

1. Аннотация. 3

2. Пояснительная записка …. 4

4. Заключение ….8

5. Литература …. 9

1. Аннотация

Данная методическая разработка посвящена организации предметно – игровой среды в подготовительной к школе группе в ДОУ . Правильно

организованная игровая среда будет оказывать влияние на развитие

гармоничной личности.

Следовательно, игровая среда должна быть организована таким образом , чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Через предметно-игровую среду , возможно, воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру .

Для этого нужно разместить оборудования по принципу нежесткого

Центрирования, что позволит детям объединиться в подгруппы по интересам в центре конструирования, искусства, игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной, природы и экспериментирования; грамотности (книжный уголок, игры и оборудование для развития речи) и т. д.

2. Пояснительная записка.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Необходимо учитывать следующие образовательные образы :

Социально-коммуникативное;

Познавательное;

Речевое;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирование познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач :

Создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

-предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

Ввести стиль взаимоотношений,обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

Активно искать пути, способы и средства максимального полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

Ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы :

Принцип открытости;

Гибкого зонирования;

Стабильности - динамичности развивающей среды ;

Полифункциональности;

Принцип открытости реализуется в нескольких аспектах : открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я»

Историческая справка

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орловой, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде , существенными показателями которой выступают следующие характеристики :

Каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

Обучение организовано на основе ведущей деятельности; продуманы и реализуются во взаимосвязи с другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда » понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности : витальные, социальные, духовные.

Организация предметно-игровой среды в дошкольных учреждениях . Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ , которые доступны детям : игрушки, дидактический материал, игры.

Жизненное пространство детей должно отвечать двум граням :

1) Оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающему в его безопасности и стабильности;

2) Иметь побудительные импульсы для проявления активности ребенка.

Сочетание этих требований создает оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития.

Предметно-игровая среда в современном ДОУ должна отвечать следующим требованиям :

Включать элементы новизны;

Являться многофункциональной;

У дошкольников подготовительной к школе группе появляется потребность «выпасть» из поля зрения взрослых и совершать действия вне контроля и влияния. Кроме того, у ребенка возникает «территориальное поведение» , заключающее в освоении, использовании и защите собственного пространства, которое, с одной стороны, удовлетворяет любопытство и реализует желания, а с другой – служит необходимым условием для возникновения чувства детской общности.

Существуют «мальчишеские» и «девчоночьи» места.

Мальчика для овладения требуется в два раза больше пространства, и они более склонны к его исследованию и реорганизации .

Девочки менее экспансивно влияют на пространство, но они более чувствуют среду , обживают ее.

Помимо этого должны быть места для игр : глухие стены для игр с мячиками, загроможденные места для пряток, свободное пространство для догонялок.

Совершенно необходимо для ребенка место уединения. В нем ребенок может не только,например, успокоиться,но и побыть наедине с собой. Это могут быть и качели, и палатка, и диванчик, угол отдыха, место для «валяния» .

Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров :

Модульная мебель для дидактических,развивающих и настольно-печатных игр;

Игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр ;

Игровые макеты для режиссерских игр и игр – макетирований;

Уголки ряженья для организации игр по созданию образов;

Неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;

Исследовательский, для организации игр – экспериментирований;

Сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр;

Уголок для конструктивно-строительных игр (большие и малые конструкторы, конструктор Лего) .

Такой подбор игрового материала побуждает детей к творческому применению своего жизненного опыта в игре, а не к действиям по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием .

4. Заключение

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Планета детства имеет свой стиль, свои представления , свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, дошкольник формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Благодаря методическим рекомендациям и педагогики в целом прекрасно происходит развитие познавательных психических процессов : ощущение, восприятие, мышление, воображение, память; формируется информационная база, ориентировочная основа психики, а это надежный фундамент для учебной деятельности, следующей ступени развития дошкольников .

Литература :

1. Власова С. С. Как в семье заложить первые ростки для развития гармоничной личности ребенка (Текст) / С. С. Власова // Педагогика : традиции и инновации :материалы V международной научной конференции. (г. Челябинск, июнь 2014г.) .-Челябинск : Два комсомольца, 2014 - С. 169-171.

2. Новоселова С. Л. Родителям о детских играх и игрушках : Советы психолога. М. ,1992-16 с.

3. Новоселова С. Л. Система «Модуль – игра» Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования. -М.:ООФ «Социальное развитие России» ,2004.-40с.

по совершенствованию предметно-развивающей среды групп детского сада.

Целью данного направления деятельности воспитателя: инновационный подход к организации развивающей среды в соответствии с ФГТ, обеспечивающий гармоничное развитие личности дошкольника.

Задачи:

  1. Моделирование предметной среды для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
  2. Моделирование социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
  3. Организация предметно-развивающей среды для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.и поддерживает воспитатель.

Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты - могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.

Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначения, характера деятельности людей в них тоже достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром.

Базисные компоненты развивающей предметной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Детское учреждение целиком должно принадлежать детям и взрослым - их воспитателям. Детские учреждения являются своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий.

Разнообразные базовые компоненты развивающей предметной среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребенок все время занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.

Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского образовательного учреждения, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например, в методический кабинет, кухню или кастелянную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям.

Полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его детского мирка, для него нужен выход в широкий мир, и это мир взрослых. Именно поэтому в образовательном учреждении должны присутствовать все три масштаба предметной среды, в которой действует ребенок.

Это положение относится ко всем базисным компонентам развивающей предметной среды образовательного детского учреждения, об оформлении которых надо тоже позаботиться.

Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития, во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка этого возраста, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Ее развитие зависит от игровой среды, которую создадут взрослые. И чем больше на пути у ребенка в этот период развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и ребенка и игры. В старшей группе основные зоны деятельности – познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах – строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т.д.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочу предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А.В.Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить? Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться интенсифицировать его старение.

К развивающей среде дошкольных учреждений предъявляются требования педагогические, эстетические, гигиенические и экономические.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.


Наталия Золотченко
Методические рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды

Насыщенная предметно -развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной , содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную , коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

У старших дошкольников появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это находит отражение в среде , позволяющей расширить личный опыт ребенка (познакомиться с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с разными жанрами живописи и т. д.).

Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые пространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро, поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Лучше приобретать стеллажи и модульные шкафчики на колесиках, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды . Для этого также подойдут небольшие ширмы, крупный модульный материал.

Удачным в организации игровых ситуаций мы считаем использование ширм–передвижек. Для наших детей мы изготовили разнообразные ширмы.

Они мобильны, многофункциональны, их легко можно перенести в любую часть группы. В ширмах предусмотрены кармашки разных размеров, куда можно складывать атрибутику для игр. Так же предусмотрены окна , зеркала, различные полочки и крючки. Это оборудование хорошо подходит для организации сюжетно - ролевых игр. Оформление продумано таким образом, чтобы не наталкивать детей на какую-то конкретную игровую ситуацию. Например, в оформлении ширм нет символов, обозначающих ту или иную сюжетную игровую линию : ножницы как символ, обозначающий парикмахерскую, ложка с вилкой, обозначающие кафе и т. д. Дети сами подбирают атрибуты к играм, придумывают сюжет, создавая свой воображаемый мир.

Предметно игровая среда строится так , чтобы дети могли участвовать в играх сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, с готовым содержанием и правилами, а также в подвижных играх и спортивных развлечениях. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра со сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте) . Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро “населен” по желанию играющих). Педагоги привлекают к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставляют игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следят за чистотой игрушек и их состоянием, отдают игрушки в родителям для ремонта и обновления.

Сюжетно-ролевые игры должны носить отражательный характер : ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения людей, события. Необходимо проанализировать жизненный опыт детей и в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности. (Например, в некоторых группах есть игра «Ателье» , однако большинство современных детей никогда не наблюдали процесса изготовления одежды, потому что родители предпочитают покупать готовую одежду. Неудивительно, что эта игра не приживется в группе.

Важная роль отводится конструктивной деятельности, поэтому в среду необходимо включать конструкторы и строительные наборы из разного материала, напольные и настольные, с различными способами крепления деталей, разной тематической направленности; разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки, тетради для зарисовки схем, созданных детьми конструкций.

Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят парички, детали одежды взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнцезащитные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка и др.).

Возрастает произвольность поведения, что свидетельствует о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции активности все еще выражена недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакции. Поэтому значительное внимание уделяется играм с правилами. Замечено, старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами (лото, домино, маршрутные игры, успешно осваивают учебную деятельность в школе; если же ребенок не умеет ориентироваться на игровые правила, забывает, путает, нарушает, упускает, это может быть сигналом его неподготовленности к школе. Главный принцип отбора игр – они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

В группе специально выделено место для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на формирование действий сравнения, классификации, сериации, узнавания по описанию, воссоздания, умения ориентироваться по схеме, модели, осуществлять контрольно-проверочные действия («Найди ошибки художника» , «Логический поезд» , «Четвертый лишний» и т. п.); тетради на печатной основе; познавательные книги; игры на развитие внутренних психических функций.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к познавательным заданиям. С этой целью детям в течение дня предлагают подбирать предметы и игрушки , названия которых, например, начинаются с определенного звука , и складывать их в большие пластиковые корзинки. Можно также собирать разнообразно звучащие предметы и задавать основания для их классификации : в одну корзинку – предметы с музыкальными звуками, в другую – с шумовыми; в одну – с высокими звуками, в другую – с низкими и т. д. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности целесообразно разместить 5-6 рамок и множество вырезанных из старых журналов картинок : пусть ребенок покопается в них, отберет несколько и разложит их в определенной последовательности , а потом составит по ним рассказ.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к прошлому, настоящему, будущему. Желательно использовать материалы, которые помогут им лучше воспринимать ваши рассказы : игрушки, картинки, иллюстрации, справочные издания. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым они знакомятся (деревня, древнее поселение и т. п.) . Расширяются возможности познания родного края, страны : в группе желательно иметь гербы города и края, в котором живут дети, герб и флаг страны; повесить карту, на которой отметить место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире, в которых дети побывали; рядом можно прикрепить листы с рассказами детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии.

У детей старшего дошкольного возраста продолжают расширять область социально-нравственных ориентаций и чувств : обогащаются представления о людях и их взаимоотношениях, родственных отношениях; о культуре общения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах. В этом педагогу помогут картинки , фотографии, кукольные персонажи. Важно показать им конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях : в группе следует определить место для картинок , изображающих людей в различных эмоциональных состояниях и варианты реагирования на это. Неплохо иметь игры, в которых дети сами конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций» . Для него нужна основа и набор деталей, из которых составляется лицо человека : овал, брови, глаза, нос, рот (детали представлены в 4-5 вариантах ) . Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.

Таким образом, организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды – это труд , требующий больших усилий и времени.

1.Анализируйте поведение детей в сюжетно-ролевой игре, отслеживая полоролевое соответствие и фиксируя разнообразие манипуляций с игрушками.

3. Заведите «Дневник игровых действий», где будете целенаправленно фиксировать соответствие наиболее выбираемого сюжета игры наличию игрового материала. Это поможет выявить дефицит игрушек и устранить его.

4. Пополняйте среду в соответствии с меняющимися потребностями детей. Помните, что чем старше дети, тем чаще их игровые объединения разнополые.

5. Создайте условия для принятия ребенком половой роли: пополняйте среду игрушками, уточняющими действия ролевого персонажа (в уголке мальчиков обеспечьте наличие полицейского жезла, набор слесарных инструментов, автомобильной атрибутики, достаточного количества конструкторов и пр.; в уголке девочек обеспечьте наличие скатертей, вазочек для сервировки стола, украшений и бижутерии для девочек и кукол, коробочек для их хранения, индивидуальных расчесок, одежды для кукол).

6. Обеспечьте достаточное количество игрушек для совместных игр, чтобы ребенок мог без труда выбрать себе атрибут для самостоятельной деятельности.

7. Организуйте выставку детской литературы, где герои ведут себя как настоящие «рыцари и принцессы».

Для постоянного пополнения предметно-игровой среды необходимым игровым материалом с целью обогащения игровой атрибутики детей можно в совместной деятельности педагогов и детей организовать изготовление игрушек.

Педагог может украсить этими самодельными игрушками развивающую среду, применять их как атрибут для самостоятельной деятельности детей, использовать их в организованной сюжетно-ролевой игре.

Изготовление самодельных игрушек для девочек

Игрушка

Используемые материалы

1. Пылесос

Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), 2 колеса от машины на спице, большая пуговица (переключатель), щетка для хозяйственных нужд, цветная самоклейка

2. Электрическая плита

Коробка плоская из-под конфет (основание), 2 крышки от ведер из-под майонеза (конфорки), крышки от бутылочек йогурта «Растишка» (ручки)

3. Кофеварка

Коробка с краном и ручкой, самоклейка

4. Сотовый телефон

Плоские коробки из-под таблеток, картон, цветная бумага

5. Ноутбук

Коробка из-под конфет с откидным верхом, светлая бумага

6. Массажер косметический

Баночка из-под крема (основа), широкая резинка (ручка), 4 пробки от пластмассовых контейнеров из-под лекарств (движущаяся часть)

7. Зеркало для отолоринголога

Пластмассовый ободок для волос, маленький диск для компьютера, блестящаясамоклейка

8. Фонендоскоп

Часть большого футляра от киндер-сюрприза, крышка баночки из-под крема по диаметру футляра, оплетка от проволоки, 2 мозаики (наушники)

9. Ювелирные украшения

Пряжки, детали пластмассового конструктора, детали от бижутерии, пряжа, ленты, нитка или леска, гуашь, лак.

10. Упаковка для ювелирных украшений

Коробочки из-под косметики, блестящаясамоклейка, ленты, бархат, скотч

Изготовление самодельных игрушек для мальчиков

Игрушка

Используемые материалы

1. Фотоаппарат

Плоские коробки из-под таблеток (корпус), крышка от шарикового дезодоранта (объектив), черная и блестящая самоклейка

2. Пульт управления

Коробка из-под конфет (основание), пробки от бутылок из-под лимонада, зубной пасты, крема (кнопки), самоклейка

3. Автомобильный пылесос

Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), щетка с ручкой, высокая крышка от шампуня (держатель для щетки)

4. Дрель

Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), пластмассовый шуруп, от детского конструктора (сверло), разноцветная самоклейка

5. Фонарик

Ведерко из-под майонеза с вырезанными «окошечками» (корпус фонарика), баночка из-под бальзама для волос, (приклеивается на крышку от ведерка, это внутренняя часть фонарика, раскрашивается по желанию ребенка); красная самоклейка, тесьма (ручка), гуашь

6. Фонарик на голову

Широкая резинка (по объему головы ребенка), крышка от дезодоранта (лампочка), втулка от бобины с нитками (внутренний держатель для резинки)

7.Чемоданчик для хранения инструментов

Коробка из-под конфет с откидным верхом, толстая веревка (ручка), бельевая резинка (внутренние держатели для инструментов), самоклейка

8. Логотипы машин

Цветной картон (сложить треугольниками), цветная бумага или самоклейка (обозначения: красный крест, шашечки)

9. Спецсигналы

Банки из-под влажных салфеток (обклеить: одну половинку – красным, другую – синим цветом), крепить к машине двухсторонним скотчем по длине

10. Фары для машин

Прозрачные пластиковые коробки (круглые и плоские) и крышки разных размеров. Обклеивается самоклейкой коробка изнутри или крышка

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Цель используемых в работе программ, является – познавательно-творческое развитие ребёнка через присвоение им культурно-исторического опыта, что способствует наиболее полному раскрытию и реализации возрастного потенциала дошкольника, помогает входить в современный, быстро меняющийся мир.

На каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Младший возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности – главные задачи этого этапа.

    Обстановка в группе создаётся прежде всего как комфортная и безопасная для ребёнка.

    Малыши плохо реагируют на пространственные изменения обстановки – предпочитают стабильность. Поэтому спланировать пространство нужно ещё до их прихода в детский сад.

    У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы.

    Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания, перелезания, матрас, на котором дети будут прыгать, ползать, лежать.

    Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Менять его надо не реже одного раза в неделю. Не выкладывайте сразу все игровые материалы – в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках требует слишком много усилий.

    Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это способствует развитию его активности, самостоятельности.

    Для развития мелкой моторики рук нужно в обстановку включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

    Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла.

    В исследовательском «рвении» ребёнок может рвать страницы книг. Чтобы этого не происходило, достаточно внести в группу кипу старых журналов, но разместить их подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать журналы помогут решить эту проблему педагогически верно.

    Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах. Малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.

    Уголок ряженья позволит изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно.

    Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы и др., шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки). Лучше размещать такой уголок ближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению.

    В развивающей среде активно используется знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать их вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать можно всё и графически, а не только словесно.

    В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого. Поэтому в группе выделяется место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение.

    У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.

    Предметно-пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами (два – четыре ребёнка).

    К оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр.

    Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Чтобы избежать конфликтов можно использовать лёгкие ширмы, цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики.

    С целью обобщения и углубления опыта познания с окружающим миром в группе организуется «сенсорный центр», где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств (музыкальные инструменты, шумовые предметы, картинки, калейдоскопы, флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т.д.

    Для поддержания интереса детей к речи желательно иметь в группе технические средства обучения (проигрыватель или магнитофон, диапроектор).

    В среднем возрасте усиливается интерес к познанию себя. Этому может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в специально выделенном для этого месте плакатов, подборов иллюстраций, фотографий: «Какой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые».

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Всё это требует постоянного обращения ребёнка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего.

    Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований.

    Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые микропространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро), поставить стеллажи торцом к стенам, хорошо закрепив их.

    Необходимо проанализировать жизненный опыт детей и в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности.

    Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры.

    Развивающая среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов.

    Для становления режиссёрской игры необходимо место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки), набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

    Желательно выделить место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп), в группе оставить оборудование для экспериментирования с шарами, водой, природным материалом.

    Наряду с художественной литературой и в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

    Для поддержания у дошкольников интереса к школе целесообразно выделить учебную зону. Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска).

    У ребёнка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растёт быстрее, кто медленнее.

    Нужно записывать, зарисовывать, делать фотообзор тем, обсуждаемых каждый месяц: «Моя семья», «Что я люблю и не люблю», «Мои друзья», «Моя мечта» и др.

    Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят краски для грима, парички из ниток, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т.п.).

    В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры.

    Неплохо иметь игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций» (набор деталей из которых составляется лицо человека. Ребёнок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.)