Меня раздражают глупые дети! Что, если ребенок говорит о себе негативно

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Ребенок, 5 лет. 2 проклятых часа учим букву „Б“, переходим к „В“, а через полчаса он уже „Б“ забыл. Это что, тупость такая? Или к врачу?»

Такие посты я вижу в соцсетях и слышу на площадке регулярно. И не могу молчать. Не потому что я детский психолог. Не потому что педагог со стажем. Да я даже не мать со стажем: моему ребенку и 2 лет нет! Все проще. Я сама этот тупой ребенок.

Меня зовут Ася Явиц, я веду честный и смешной телеграм-канал «Будни плохой матери » и специально для читателей сайт хочу высказаться в защиту всех «тупых» детей.

В 7 лет я читала 32 слова в минуту по слогам. В конце 1-го класса мою маму вызвали в школу «на разговор». У нас накануне был читательский сейшен для всей параллели: каждый ребенок должен был принести свою любимую книжку и пропиарить ее. Одна девочка принесла «Маленького принца». Главный отличник принес, конечно, Жюля Верна. А я принесла раскраску. С феями. Текст там тоже был, между прочим! Ну что-то типа «Это фея Флора». Или «Раскрась фею Фауну и фею Флору. Какие красивые у них платья». Учительница не заценила почему-то.

Моей маме вообще было нелегко. Пришлось расставаться с уверенностью в своих фантастических способностях к материнству. А что еще делать, когда сначала у тебя рождается ребенок, который в 8 месяцев шахматные фигуры расставляет по клеткам, в 1,5 цитирует Мандельштама с табуреточки, а в 2 читает его самостоятельно... но следующий твой ребенок начинает ходить в 2, а в 5 играет шахматами и книжками в куклы?

С математикой у меня было еще хуже: когда папа в конце 3-го класса пытался мне все-таки объяснить, что при переносе из одной части уравнения в другую знак меняется, то через 3 часа карниз понял и рухнул. Но я выстояла. Мой мозг не поддался этим логичным объяснениям.

Меня водили к психологам, они показывали мне карточки. Еще давали таблетки. Я же не просто была тупой, я еще сосала палец до 7 лет и дергала пупок. Психологи и врачи прописывали лекарства пачками. Дедушка-врач увидел один из этих списков и сказал, что это прекрасный рецепт «овоща под слюнями по-психиатрически». Но в куклы шахматами, говорит, играть перестанет, конечно.

Это я все к чему? К тому, что у меня 2 красных диплома - экономического и филологического факультетов. В 3-м классе я читала лучше всех в параллели. В 6-м заняла 3-е место на математической олимпиаде самой крутой физматшколы Петербурга. Не иначе как помогли таблетки, которые я регулярно высыпала в мусор.

Как это все получилось? Само. Просто когда пришло время. Ладно-ладно, с чтением не само. Но без крика и ремня уж точно.

После вызова в школу по поводу раскрасок мама плюнула на психологов, и все лето я была обязана ежедневно читать по странице «Приключений Гвоздика». Вслух.

А осенью мама читала мне на ночь всякие книжки сама. Но по вечерам у нее, кроме чтения, было еще много "неважных" дел — ужин там приготовить, убрать что-то, подготовиться к завтрашней лекции. И она стала "не успевать" читать мне. А между прочим, сложно лечь спать, бросив Тима Талера, плачущего в одиночестве в темном парке. Не узнав, что же было дальше! Поэтому приходилось дочитывать самой.

Потом было не очень круто слушать одно и то же по второму разу, но не признаваться же маме, что я научилась читать? В какой-то момент она все-таки застала меня за этим постыдным занятием, но читать вслух не прекратила, лишь продолжала теперь с другого места .

А с математикой получилось еще проще: в 8-м классе я каким-то чудом попала в самый сильный математический класс школы. И там был нереально крутой преподаватель, который не просто хорошо объяснял, но и был интересным и разносторонним человеком. Сначала я доделывала классную работу дома по 3 часа. Потом как-то незаметно поняла, что математика — единственный предмет, в знании которого я уверена на 100 %, если меня среди ночи разбудить.

Так что, если вы родитель «тупого» ребенка, который назло вам не хочет включать свой мозг, я прошу, очень прошу — не трогайте его. Дайте ему время. Много времени. Узнайте его мотивацию. Найдите хорошего учителя. Не того, кто все соки выжмет, а такого, который заинтересует. Да так, что ребенок сам найдет нужную олимпиаду и победит в ней.

Верю, что силы на исходе, верю, что вы в этом возрасте как орешки щелкали все эти "у Маши было три яблока, а Петя дал ей еще одно". Но если ваш ребенок их не щелкает, то, может, он просто задается другими вопросами? Про какую Машу речь - про ту, которая с дачи, или ту, которая из садика? И если это Маша из садика, то зачем ей яблоки? Она же их не ест. И вообще, почему Петя ни с того ни с сего дал ей еще? А банальные "сколько у кого стало" начнут волновать его позже, когда придет время. Или не начнут - без них ведь тоже можно быть счастливым, а?

Введите e-mail адрес:

Представим ситуацию: ребенок выполняет задание по письму , ему трудно и ничего не получается, его огорчение нарастает. Ластик то и дело скользит по тетрадному листу, вот уже и ручка зачеркивает все с нарастающей силой. «Я такой тупой», - наконец бормочет он. Он стучит по столу кулаком и теряет остатки терпения. «Ты не тупой, дорогой мой», - говорите вы успокаивающе. Он комкает бумагу и кричит: «Нет, я тупой! Я тупой! Я хуже всех!». Вы хватаетесь за голову. Может, он просто драматизирует все? Неужели он действительно считает себя глупым?

Как реагировать на негативное представление ребенка о самом себе

Когда негативное высказывание о самом себе слетает с уст ребенка, ваша рефлекторная реакция, как правило, заключается в том, чтобы остановить его, успокоить и убедить в ошибочности и несправедливости его вывода, да и направлении мыслей в целом.

К сожалению, слова ребенка могут соответствовать тому, что он действительно чувствует по отношению к себе. Он не считает себя «привлекательным» и «замечательным» (каким считаете его вы); он думает, что он «тупой», «глупый» и «худший ребенок в мире».

Вместо того чтобы пытаться одним махом «исправить» такую удручающую ситуацию, попробуйте использовать предлагаемые приемы и методы, которые заключаются в реакции на чувства ребенка, лежащие в основе его высказываний, и на его внутреннюю борьбу.

  • Сопереживайте и проявляйте эмпатию. Поставьте себя на место вашего ребенка и попытайтесь понять, что он может сейчас чувствовать. «Это письменное задание такое сложное, да?» или «Да, похоже, ты очень расстроен». Если вы не можете придумать подходящие слова, попробуйте отреагировать просто: «Это так тяжело» или «Дай я тебя обниму».
  • Проявляйте любознательность. Некоторым детям трудно выразить свою проблему словами, но когда вы начинаете изучать ситуацию вместе, вашему ребенку становится легче понять, что на самом деле его беспокоит. Спросите: «Интересно, почему это задание заставляет тебя ошибаться» или «Все задание такое трудное или только какая-то часть?».
  • Перефразируйте. После того как вы изучили ситуацию, постарайтесь вместе придумать несколько фраз для ее описания. Вместо фразы «Письмо дается мне тяжело. Я глупый» ваш ребенок может сказать: «Я так усердно работаю над письмом» или «Ошибки - это часть обучения», или даже «Мама, я так расстроился из-за этого задания».
  • Решайте проблемы вместе. Не поддавайтесь желанию предложить решение или направить своего ребенка на ответ, который кажется правильным вам. Лучше работайте вместе, как одна команда. Иногда не существует простого решения или возможности быстро исправить ситуацию, потому что ответ заключается в следующем: «Я должен продолжать заниматься» или «Я работаю для достижения цели».
  • Подвергайте сомнению и оспаривайте негативные мысли ребенка. Чувства приходят и уходят. Они не определяют нашу жизнь. Ваш ребенок может чувствовать себя непривлекательным, недостойным любви, но чувствовать что-то не значит быть таким. Можно испытывать трудности при обучении и не быть глупым. Говорите о тех случаях, когда ваш ребенок преодолевал что-то трудное и чувствовал себя уверенным или воодушевленным.
  • Ведите краткие беседы. Не решайте все сразу. Вы стремитесь помочь вашему ребенку, но человеку не всегда бывает легко принять позитивные, обнадеживающие, успокаивающие слова в тот момент, когда его образ мыслей негативный . Настройтесь на некоторое сопротивление на первых порах, особенно если ваш ребенок не привык видеть вещи в ином свете.

Чем еще можно помочь ребенку?

Создайте атмосферу поддержки и воодушевления, используя советы о толерантности (устойчивости) к фрустрации .

  • Давайте право выбора. Пусть ваш ребенок в течение дня имеет возможность делать собственный выбор, например, одежды, еды или места выполнения домашнего задания. Хвалите его за хороший выбор и избегайте критики. Если вы даете ребенку право выбора, держите свое негативное мнение при себе.
  • Принимайте несовершенство. Все совершают ошибки, даже родители! Реагируйте на ошибки с легким сердцем: «Ой! Молоко пролилось! Давай его вытрем!». Моделируйте здоровые способы справиться с огорчением и фрустрацией, извиняйтесь после того, как накричали на ребенка, и признавайте свою ошибку, если вы его неправильно поняли.
  • Сосредоточьтесь на хорошем. Вместо того чтобы придираться или постоянно обращать внимание на то, что необходимо изменить, исправить или вычистить, научитесь дифференцировать важное и несущественное, отпускать и не «брать в голову». Хорошее правило гласит: делайте пять позитивных высказываний на одно негативное.
  • Поощряйте самостоятельность. Детям родители нужны для того, чтобы помогать им принимать правильные решения или сохранять концентрацию внимания , но иногда непрерывное руководство родителей косвенно дает ребенку понять: «Ты не можешь сделать это самостоятельно». Поэтому интересуйтесь мнением ребенка и позволяйте ему самому предлагать варианты решений.
  • Цените настойчивость. Сосредоточьтесь на маленьких шагах, ведущих к успеху, на преодолении препятствий и на приближении к цели. Такие фразы, как «Ты действительно усердно работаешь над этим заданием» или «Это потребовало от тебя многих усилий!», помогут вашему ребенку увидеть пользу самого процесса, а не только конечного результата.
  • Обучайте ребенка навыкам преодоления трудностей. Познакомьте ребенка с различными навыками преодоления трудностей, умением успокаиваться при помощи
28 сентября 2012 | 12:45

С одной стороны автор статьи затронул интересные вопросы, но в чем-то основательно передернул.
Во-первых в российских условиях далеко не всегда образованные и грамотные делают карьеру. Как раз велика вероятность, что "понтовитый гопник" будет руководить благодаря продвинувшей его "волосатой руке".
Во-вторых важно еще что именно читать. Большое количество книг - это не панацея и не гарантия чего-либо. Значение имеет также доступ к образованию и т.д.
В-третьих наблюдается некая "болезнь роста" у автора, некая вера в собственное величие. Ну как же он принимает и увольняет. Он вершит судьбы. И автор верит, что он этого безусловно достоин. А ведь мы не знаем, что за бизнес у автора и как он его создал, а также благодаря чему. :)
Да и потом автор рекомендует Латынину. Это как бы сильно намекает. :)

superburg Юрий Булатников 28 сентября 2012 | 13:32

А Вы задавайте вопросы, я с удовольствием на них отвечу. Ну рекомендую я Латынину и на, что это намекает? Вот вы например начали не текст анализировать а меня - Зачем? Для чего? Нет, я не против, может вам это очень надо...
Судьбы вершу?)))) Вы о чем? человек либо подходит для работы или нет. Бизнес у меня в сфере радиоэлектроники, создал сам, с 30 рублей. Волосатой руки не было))) Вчера отмечали 13 лет компании (можете поздравить).

А что анализировать текст? Там есть что-то разумное, но в целом подача материала передергивающая. Рассуждения на уровне пионеров американского бизнеса 19 века. С тех пор, знаете ли, многое изменилось. :)
Вы судите о мире глядя из вашей конторки, а проблемы в государстве и социальные аспекты, знаете ли, значительно масштабнее да и посложнее будут. А у вас получается, что все беды от того, что не читают. А что начитанных безработных не бывает что ли? Надо не просто читать, а еще и понимать, да и выводы делать. А из некоторых художественных книг выводы могут быть неоднозначными. Да и потом, помимо качеств самих людей, требуется наличие социальных лифтов в государстве и прочего.
Вам кажется из-за того, что вы создали бизнес - вы гений. А это большой вопрос. Все могло сложиться по-другому при тех же усилиях с вашей стороны.

superburg Юрий Булатников 28 сентября 2012 | 15:02

/у вас получается, что все беды от того, что не читают/ ДА ЛАДНО))) Где это Вы увидели? Одна из проблем, не более.

/Рассуждения на уровне пионеров американского бизнеса 19 века./ Это вы по какой книжке судите, или сами догадались?

/Вам кажется из-за того, что вы создали бизнес - вы гений/ Вот с чего Вы это берете? Или может по себе судите? Вы гений (Дартаньян) , а вокруг все... Ну в общем недостойные...

/Все могло сложиться по-другому при тех же усилиях с вашей стороны/ А сложилось так и что?

/Вы судите о мире глядя из вашей конторки, а проблемы в государстве и социальные аспекты, знаете ли, значительно масштабнее да и посложнее будут/ Мне кажется это вы судите о том, о чем реального представления не имеете. Без обид.

Давайте так, со мной разобрались, Вы кто? Чего добились? Кем работаете? Сколько книг прочитали? Какую последнюю? Какая понравилась? Какие достижения дают Вам право рассуждать и осуждать? Вы на сайте не имеете даже реального имени, почему? Боитесь? Смелый и умный аноним?

Вы осуждаете текст в котором написано - РОДИТЕЛИ! ЗАЙМИТЕСЬ СВОИМИ ДЕТЬМИ! - Приплетаете сюда проблемы государства, бизнеса, кого-то осуждаете, анализируете. Материал подан жестко СПЕЦИАЛЬНО, размазывание соплей смысла не имеет. Страна деградирует и я способен разглядеть это из своей жалкой, маленькой конторки, рассуждая на уровне бизнеса 19 го века.

Я не раскрываю информации о себе, но и таких текстов "спасающих" государство знаете ли на публичном ресурсе не пишу. Если уж пишете такое, то будьте готовы к критике.
"Сначала добейся" - это не аргумент. Если вы радиодетали продаете, это не значит, что вы можете всем давать советы космического масштаба по воспитанию детей. Воспитание детей - это не только родители, но еще и школа, а также общий уровень развития в районе, где ребенок растет. К примеру.
Надо уметь заинтересовать ребенка, чтобы он читал. Заставлять - это наверное не самый лучший метод. У вас совершеннолетние дети есть? Уже вырастили кого-то, раз так смело советы даете?

superburg Юрий Булатников 28 сентября 2012 | 16:21

/Я не раскрываю информации о себе/ - А че так? Страшно?)))

/но и таких текстов "спасающих" государство знаете ли на публичном ресурсе не пишу/ - Зато Вы зациклены на Латыниной, я почитал Ваши комменты)))

/"Сначала добейся"/ - это не аргумент/ Еще какой аргумент!

/Если вы радиодетали продаете/ Гы))) Какая глупость, вот с чего вы это опять взяли)))

/Воспитание детей - это не только родители, но еще и школа, а также общий уровень развития в районе, где ребенок растет./ Ага))) Вы в школе давно были? Я занимаюсь помимо своей работы трудными подростками в интернате...

/Надо уметь заинтересовать ребенка, чтобы он читал/ Абсолютно, полностью согласен! Чем и занимаюсь и другим советую...