Логопедические стишки и скороговорки

Как известно, самый лёгкий и эффективный способ обучения ребёнка — игра. Справедливо это и для ситуации, когда нужно отработать правильное произношение звуков.

Конечно, все дети разные, и далеко не каждому плохо даются одни и те же звуки, однако у логопедов есть список особо сложных звуков, проблемы с которыми встречаются у большинства малышей. Логопедические стишки — это отличный способ потренироваться, если у крохи не выходит тот или иной звук, а также закрепить достижения, если он говорит достаточно чисто. Начинать учить эти стишки можно уже с 2-3 лет.

Шипящие звуки

Читайте вместе с ребёнком логопедические стихи на шипящие и свистящие звуки.

1. К Чебурашке в чашку
Шлёпнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

2. Ветеp ёлками шумит,
Ёжик наш домой спешит,
А навстpечу ему волк,
Hа ежа зубами «щёлк»!
Ёж иголки показал,
Волк со стpаху убежал.

3. Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потpёшь?».

4. Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

5. На реке — камыши,
Разыгрались там ерши:
Круг — постарше,
Круг — помладше,
И совсем малыши!

6. Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!

7. Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
«Шмыг» — и в школе ни души.

8. Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу».

9. Жёлтый жук нёс старый жёлудь.
Жёлудь очень был тяжёлый.
Жёлтый жук был жутко жадным,
Даже листик было жалко.
Жук свой путь держал под гору,
Жёлудь же терял опору.
Жук сердито гнал всех прочь,
Кто желал ему помочь.
Жёлудь вдруг с жука свалился,
С горки живо укатился.
Жук теперь вздыхает сложно —
Жёлудь он сжевать не сможет.

10. На чайничке крышечка,
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.

11. Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.

12. Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках — пряжки.

Звук Л

Вашему малышу понравятся эти весёлые логопедические стихи на звук Л.

13. Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осёл на валун
И зевал, и зевал…
И случайно осёл проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул —
И спокойно уснул.

14. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

15. В магазине Валеньке
Покупают валенки.
Маленькие валенки
До чего ж милы!
Но надела валенки
Маленькая Валенька —
Оказались валенки
На неё малы!

16. Лы-лы-лы, забивали мы голы,
Лу-лу-лу, возле окон на полу,
Ла-ла-ла, не заметили стекла.
Лу-лу-лу, мы не били по стеклу,
Ла-ла-ла, только нет в окне стекла.

17. Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но всё мышке было мало.

18. Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул
И тихонько лёг под стул.

Звук Р

Говорить правильно ребёнку помогут эти логопедические стихи на звук Р.

19. Злые крысы грызли крышу,

Но пришёл котёнок рыжий.
Крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.

20. Хрюша-поросёнок

Хрюкает спросонок:
«Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
Подавайте мне урюк!»
Поросёнок Хрюша,
До того, как кушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

21. Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.

22. Ехал Гpека чеpез pеку,

Видит Гpека: в pеке — pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!

23. Разные радости, сколько от вас радости!
Радуюсь лету, резвому ветру,
Раннему утру, росе перламутровой,
Рогатой улитке, раскрытой калитке…
Радуюсь малости — растут мои радости.

24. Дождь: «Трам-трам», — стучал по крышам.
Дробь дождя Егор услышал,
Старый барабан достал,
Тоже барабанить стал.

Звуки С и Ц

Читайте вместе с малышом эти весёлые и эффективные логопедические стихи на звуки С и Ц.

Чистая и четкая речь ребенка - результат заботы его родителей. Чтобы у малыша не было проблем с произношением определенных звуков, можно проводить логопедические занятия дома. Для детей 4-5 лет (а также младше или постарше) обычно подбирают логопедические стишки, которые дают возможность превратить упражнения в веселую занимательную игру.

Логопедические стишки - это рифмованные предложения для автоматизации произношения сложных звуков и пополнения словарного запаса. Озвучивание таких рифмовок заставляет работать артикуляционный аппарат, память, воображение. К сожалению, эти упражнения не могут полностью заменить занятий с участием специалиста. Но их выполнение настолько улучшает ситуацию, что ребенку будет намного легче общаться с логопедом, и количество занятий существенно сократится.

10 условий успеха

Перед тем как начинать учить с малышом полезные стихи, обязательно нужно запомнить 10 правил, которые помогут справиться с задачей. Общение с ребенком имеет свои особенности, и подарить крохе хорошую речь удается лишь тем родителям, которые с готовностью обретают нужные знания.

  1. Первые занятия должны занимать не более 2-3 минут. Постепенно увеличивайте продолжительность урока (максимально - до 15-20 минут).
  2. Количество занятий - 2-3 раза в день. Специалисты советуют проводить их после завтрака и после дневного сна.
  3. Занимайтесь понемногу, но часто - выполнение одного и того же упражнения формирует навык. Чтобы малыш не утратил интереса к стишку, можете незначительно менять текст.
  4. Учите дитя в специально отведенном месте, где ничего не отвлекает, подкрепляйте объяснения наглядным материалом и собственным примером.
  5. Игровая форма занятий обязательна. Чтобы заинтересовать чадо, используйте мимику, жесты (покажи, как ворона летает, как кошечка умывается), шутки, смех, тематические уроки (о временах года, животных, погоде и т. д.). По большому счету, любой стишок можно превратить в логопедическую распевку. Если малыш сам вспомнит какое-то из упражнений, поддержите его инициативу.
  6. Хвалите ученика даже за небольшие достижения.
  7. Акцентируйте внимание на том, что ребенок делает правильно, а не на ошибках.
  8. Будьте союзником маленького члена семьи. Если у него упорно что-то не получается, улыбнитесь и вместе выясните, «почему язычок такой непослушный» и как это исправить.
  9. Не заставляйте ребенка заниматься. Отмените урок, если сын или доченька чувствует себя недостаточно хорошо. А если исчезло желание учиться, найдите, в чем причина потери интереса, и устраните ее.
  10. Не отчаивайтесь, если результаты не видны. Поговорите с логопедом, чтобы понять, в чем ваша недоработка.

«Лечебные» стихотворения

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!

*****************

Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дома
Дедушке седому.

*****************

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..

*****************

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

*****************

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
«Просьба ноги вытирать!»

*****************

Кра! - кричит ворона. - Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. -
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали!

*****************

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

*****************

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

*****************

Чтобы ядро из ореха добыть,

Нужно его скорлупу раскусить.

*****************

Лески в силках, силки - в лесках,
В силках - ласки, в лесках - лиски.

*****************

С осины осенней
Слетел лист последний.

*****************

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Логопедические стишки для детей 5-6 лет можно использовать такие же, как и для малышей 4-5-летнего возраста. Но их необходимо дополнить упражнениями, включающими чередование звуков.

сы — зы сы — зы стало скучно без козы.
се — зе се — зе я нарвал травы козе.
ри — ли ри — ли прилетели журавли.
ша — жа ша — жа мы нашли в траве ежа.

*****************

ще-че ще — че грязь у мишки на плече.
жи — ши жи — ши как конфетки хороши.
зу — су зу — су не пускают в дом лису.
ла — ра ла — ра на горе стоит гора.

*****************

Пу — бу — пу — бу сидит филин на дубу,
па — ба па — ба а под дубом есть изба.
пы — бы пы — бы курьи ножки у избы,
пе — бе пе — бе та изба идёт к тебе.

*****************

Ты — ды ты — ды я нашёл твои следы.
те — де те — де только нет тебя нигде.
ту — ду ту — ду а я с дудочкой иду.
ти — ди ти — ди поскорее приходи.

Логопедические стишки для детей 3-4 лет - самые простые.

Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потpёшь?».

*****************

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

*****************

На чайничке крышечка,
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.

*****************

Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках — пряжки.

*****************

Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но всё мышке было мало.

*****************

Злые крысы грызли крышу,

Но пришёл котёнок рыжий.

Крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

*****************

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.

*****************

Ехал Гpека чеpез pеку,

Видит Гpека: в pеке — pак.

Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!

*****************

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию.

*****************

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел…
А вот белка не бела —
Белой даже не была.

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!

Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..

Лы-лы-лы забивали мы голы
Лу-лу-лу возле окон на полу
Ла-ла-ла не заметили стекла
Лу-лу-лу мы не били по стеклу
Ла-ла-ла только нет в окне стекла.

Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
"Просьба ноги вытерать!"

Кра! - кричит ворона. - Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. -
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали!

Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.

Я в походе был
В барабан я бил.
Волк в долине выл.
Я веревки вил.
Малыш был очень мил.
Он руки с мылом мыл.

Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!
Варежки - на ручки,
Валенки - на ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!
Щечки - словно яблочки,
На носу - снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!

У киски в миске сливки скисли.

У скалы, у сакли играют ласки в салки.

ЛЕски в силкАх, силкИ - в лескАх,
В силкАх - лАски, в лескАх - лИски.

У Капки - из липки палка,
На палке - липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.

У мышки в норке крошки и корки.
В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке.
У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски,
А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки.
Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.
На столике - плошки, вилки и ложки.
На этажерке - книжки о кошке.
В шкафчике мышки - рубашки, штанишки.
На вешалке - шапки, на коврике - тапки.
У мышки на полке - нитки, иголки,
А около печки - спички и свечки.
На двери - крючочки, цепочки, замочки...
Запасов у мышки - большие излишки!

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.

Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от стр**а там дрожали.
Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!

Любит буква «Р» тигрёнка -
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку -
Лучше всех её… молчит.

Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить -
«Р» поможет мне учить.

На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!

Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.

Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.

Вчерашний град
Повредил виноград.

Редиску в окрошку
Режет Серёжка.

А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.

Тигр и рысь - родня для киски,
Репа, редька - для редиски.

Артур на портрете
В бордовом берете.

У крысы в норке
Сырные корки.

Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках

Рожь яровая -
Культура зерновая.

У принцессы у Арины
На кровати три перины.

Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.

Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.

Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.

Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка - топором.

Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».

Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.

Радиоконструктор
Придумал репродуктор.

Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!

На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.

Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.

Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

Приобрёл Артур
В Европу тур.

Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.

Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.

А в руках у детворы
Разноцветные шары.

Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!

В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.

Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Гусь искупался,
Но сух остался.

В саду средь ветвей
Свистит соловей.

Я старалась, я старалась -
За посылку расписалась.

С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию, **
По согласованию.

Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.

Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

27
Разрешенья не спросил,
Подлетел - и укусил!
(комар)
Н.Пикулёва

Про бабочку
Я в руки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочку поймал.
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после - отпустил...
Николай Грахов другие стихи этого автора


23
Дом для муравьёв
Мальчик Вася Муравьёв
строит
дом для муравьёв.
Стены будут
из песка,
крыша будет
высока.
Но ползти в песочницу
муравьям не хочется!

Муравьишек
под сосной
муравейник
ждёт лесной.
Тим Собакин

Жук-жучок
Отвечал урок.
Вместо слов "ручей журчит"
Написал "жучей жужжит".
Г.Виеру

14


Песенка жука
Ж-Ж-Ж - запел рогатый жук;
Вот как громко я жужжу!
Тут же пчёлка зажужжала,
На жука направив жало:
Ты смотри меня не трожь,
Уколю больней, чем ёж.
Я жужжать умею тоже
На жука чуть-чуть похоже
З-З-З

13
ПАУЧОК

Сплел однажды паутинку паучок
И повесил паутинку на сучок.
- Ква! – воскликнул Лягушонок.
- Ну и сеть!
Просто любо, просто дорого смотреть!

Я хотел бы, паучок, смастерить себе сачок.

Щёлкнул Аист длинным клювом:
- Щёлк! да щёлк!
Фй да мастер!
Паутинка – чистый шёлк!
Паучок, паучок, дай мне сеточки клочок.
Всем известно – я рыбак.
Без сетей нельзя никак.

Шла Ежиха тихо листьями шурша,
И сказала: - Паутинка хороша!
Паучок, паучок, дай мне сеточки клочок.
Я грибы нашла в лесу,
Как домой их донесу?

Паучка хвалила Совушка-Сова:
- О тебе повсюду добрая молва.
Паучок, паучок, дай мне сеточки клочок.
Нужен мне гамак для сна:
Ведь моя кровать – сосна.

Оглянулся Паучок, а в уголке
только ниточка осталась на сучке.
Стал жучков он, разных бабочек скликать
Через ниточку-веревочку скакать!
Пригодилась паутинка для добра.
тут и сказочку кончать пришла пора.
Ю. Любимцева


12
Два жука
Жили-были два жука
Два жука.
Жизнь была у них легка:
Пляшут, взявшись за бока,
Полевого трепака,
Дразнят ос и паука.
Ничегошеньки не боятся,
Всё жужжат и веселятся -
Два жука.
Два жука весёлых,
В зелёных камзолах,
В красивых сапожках,
На тоненьких ножках.
М.Л.Моравская

11
Жук
Жучишка-крошка
Влетел в окошко,
Возле меня полетал немножко.
Потом уселся на ухо кошки.
Потом попил компота из ложки,
Потом попробовал хлебные крошки
Возле оставленной кем-то лепёшки,
Потом наелся варёной картошки,
Потом слегка искупался в окрошке...
И очень довольный, что сыт и цел,
Запел по-жучьи
И улетел.
В.Лунин

Жук-дровосек

На улице в утренние часы
Я часто встречал человека,
У которого
Были
Большие
Усы,
Как
У жука-
Дровосека.
А может быть, это
Был жук-дровосек
И лишь притворялся,
Что он - человек?

Г.Сапгир


8

Паучок
Паучок приехал
На базар:
Мухам паучок
Привёз товар.
Он его развесил
На осинке:
- Кто желает
Свежей паутинки?
В.Орлов

Первая дорожка
Идёт паучок
по воздушной тропинке.
Идёт паучок
По чужой паутинке.
Идёт боязливо,
Идёт осторожно.
Наверное, страшно ему
И тревожно.
Как видно, впервые
Он вышел из дома,
И всё, что он слышит,
Ему незнакомо,
И всё, что он видит,
Ему неизвестно,
Но так интересно!
Но так интересно!
Идёт паучок
По воздушной тропинке.
Идёт паучок
По чужой паутинке.
Тропинку оставил
Другой паучок -
О видел, что следом
Идёт новичок.
В.Орлов

По тонким паутинкам
Четыре паучка
Спешат, надев ботинки
на тонких каблучках.
Четыре паучонка
Cпешат за паучками
По тонким паутинкам
в ботинках с каблучками.

Муха ахнула сперва:
"Ах! Какие кружева!"
А попала в кружева -
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в...(паутине)



4

Счастливый жук
- Ты откуда,
Милый жук,
голубые ножки?
Видишь, я тебя держу
На своей ладошке!
- Я по свету кочевал,
Плёлся по дорожке,
А потом заночевал
На кусте картошки.
-Ешь, пожалуйста, цветок,
Пей свою росинку.
Если б ты увидеть мог
Собственную спинку!
Ты- блестящий, голубой,
Ты - такой красивый!
Зря качает головой
Селезень ленивый.
Я не дам тебя склевать
Утке-кривоножке.
Будем вместе ночевать
На кусте картошки.
Замечательно вдвоём
Кочевать по свету!
Мы в кино с тобой пойдём,
Каждый - по билету.
И увидят все вокруг,
Что живёт на свете
голубой красивый жук,
Голубой счастливый жук
И счастливый Петя.
Ю.Мориц

И.Токмакова




1

Фонарик
Мне не скучно без огня -


Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем:
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком -
Он с зеленым огоньком,
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.
А.Барто

Чистая и четкая речь ребенка - результат заботы его родителей. Чтобы у малыша не было проблем с произношением определенных звуков, можно проводить логопедические занятия дома. Для детей 4-5 лет (а также младше или постарше) обычно подбирают логопедические стишки, которые дают возможность превратить упражнения в веселую занимательную игру.

Логопедические стишки - это рифмованные предложения для автоматизации произношения сложных звуков и пополнения словарного запаса. Озвучивание таких рифмовок заставляет работать артикуляционный аппарат, память, воображение. К сожалению, эти упражнения не могут полностью заменить занятий с участием специалиста. Но их выполнение настолько улучшает ситуацию, что ребенку будет намного легче общаться с логопедом, и количество занятий существенно сократится.

10 условий успеха

Перед тем как начинать учить с малышом полезные стихи, обязательно нужно запомнить 10 правил, которые помогут справиться с задачей. Общение с ребенком имеет свои особенности, и подарить крохе хорошую речь удается лишь тем родителям, которые с готовностью обретают нужные знания.

  1. Первые занятия должны занимать не более 2-3 минут. Постепенно увеличивайте продолжительность урока (максимально — до 15-20 минут).
  2. Количество занятий - 2-3 раза в день. Специалисты советуют проводить их после завтрака и после дневного сна.
  3. Занимайтесь понемногу, но часто - выполнение одного и того же упражнения формирует навык. Чтобы малыш не утратил интереса к стишку, можете незначительно менять текст.
  4. Учите дитя в специально отведенном месте, где ничего не отвлекает, подкрепляйте объяснения наглядным материалом и собственным примером.
  5. Игровая форма занятий обязательна. Чтобы заинтересовать чадо, используйте мимику, жесты (покажи, как ворона летает, как кошечка умывается), шутки, смех, тематические уроки (о временах года, животных, погоде и т. д.). По большому счету, любой стишок можно превратить в логопедическую распевку. Если малыш сам вспомнит какое-то из упражнений, поддержите его инициативу.
  6. Хвалите ученика даже за небольшие достижения.
  7. Акцентируйте внимание на том, что ребенок делает правильно, а не на ошибках.
  8. Будьте союзником маленького члена семьи. Если у него упорно что-то не получается, улыбнитесь и вместе выясните, «почему язычок такой непослушный» и как это исправить.
  9. Не заставляйте ребенка заниматься. Отмените урок, если сын или доченька чувствует себя недостаточно хорошо. А если исчезло желание учиться, найдите, в чем причина потери интереса, и устраните ее.
  10. Не отчаивайтесь, если результаты не видны. Поговорите с логопедом, чтобы понять, в чем ваша недоработка.

«Лечебные» стихотворения

Для детей 4-5 лет подойдут следующие логопедические стишки.

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!

*****************

Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дома
Дедушке седому.

*****************

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет — может миска приползет?..

*****************

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

*****************

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
— Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
«Просьба ноги вытирать!»

*****************

— Кра! — кричит ворона. — Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
— Как! — подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. —
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали!

*****************

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

*****************

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

*****************

Чтобы ядро из ореха добыть,

Нужно его скорлупу раскусить.

*****************

Лески в силках, силки — в лесках,
В силках — ласки, в лесках — лиски.

*****************

С осины осенней
Слетел лист последний.

*****************

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Логопедические стишки для детей 5-6 лет можно использовать такие же, как и для малышей 4-5-летнего возраста. Но их необходимо дополнить упражнениями, включающими чередование звуков.

сы — зы сы — зы стало скучно без козы.
се — зе се — зе я нарвал травы козе.
ри — ли ри — ли прилетели журавли.
ша — жа ша — жа мы нашли в траве ежа.

*****************

ще-че ще — че грязь у мишки на плече.
жи — ши жи — ши как конфетки хороши.
зу — су зу — су не пускают в дом лису.
ла — ра ла — ра на горе стоит гора.

*****************

пу — бу — пу — бу сидит филин на дубу,
па — ба па — ба а под дубом есть изба.
пы — бы пы — бы курьи ножки у избы,
пе — бе пе — бе та изба идет к тебе.

*****************

ты — ды ты — ды я нашел твои следы.
те — де те — де только нет тебя нигде.
ту — ду ту — ду а я с дудочкой иду.
ти — ди ти — ди поскорее приходи.

Логопедические стишки для детей 3-4 лет — самые простые.

Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту еж:
«Ты мне спинку не потpешь?».

*****************

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

*****************

На чайничке крышечка,
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.

*****************

Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках — пряжки.

*****************

Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

*****************

Злые крысы грызли крышу,

Но пришел котенок рыжий.

Крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

*****************

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.

*****************

Ехал Гpека чеpез pеку,

Видит Гpека: в pеке — pак.

Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!

*****************

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Все по расписанию,
По согласованию.

*****************

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел…
А вот белка не бела —
Белой даже не была.