Логопедические сказки для детей дошкольного возраста. Фонематические сказки Логопедические сказки для детей

СКАЗКА о ПЧЁЛКЕ «ЖУЖУ» и её ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Цели: развитие артикуляционного аппарата (губ, языка) с помощью упражнений артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания у дошкольников (глубокий вдох носом и плавный, медленный выдох ртом); воспитание отзывчивости, чувства взаимопомощи, автоматизация звука Ж изолировано и в слогах.

Оборудование: мягкая музыкальная игрушка пчелки; тучки с бабочками для упражнений на развитие речевого дыхания; лесная полянка; цветы; деревья; музыкальная игрушка лошадки; грибок; корзинка, картинка для автоматизации звука Ж в слогах.

Ход занятия

Логопед. На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки (играет музыка) . Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!

Бабочки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.

Бабочки. Что же нам делать?

Пчелка Жужу. Не переживайте, бабочки, мои друзья вам помогут. Ребята, давайте поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуйте на крылышки бабочек, и они обсохнут.

Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.

Подойдите и встаньте поближе.

Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на БАБОЧЕК»: вдох-выдох (дети дуют на бабочек, затем садятся).

Логопед. Вот и обсохли крылышки у бабочек. Теперь они смогут красиво летать! Молодцы ребята!

Бабочки. Спасибо вам, ребята! И тебе, пчелка, спасибо за помощь.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, пожалуйста.

Бабочки. Мы знаем, что ты любишь петь песенки, и поэтому хотим подарить тебе дудочку, чтобы было тебе веселей петь.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, спасибо бабочки. Ребята, давайте я буду петь, а вы дудеть на моей новой дудочке.

Упражнение «ТРУБОЧКА»

Мои губы – трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду,

Ду-ду, ду-ду-ду!

Дети выполняют упражнение «ТРУБОЧКА».

Упражнение «УЛЫБКА»

Логопед. Покажите, как улыбнулась пчелка Жужу бабочкам. (Счет от 1 до 10).

Дети выполняют.

Логопед. Повернулась пчелка Жужу, посмотрела на ребят и тоже улыбнулась. Улыбнитесь и вы ей.

Логопед. Полетела дальше пчелка по лесной полянке и видит, расцвели прекрасные цветы, полюбовалась она их красотой: «Ж-ж-ж, какие красивые цветочки!» И тоже им улыбнулась. Давайте и мы улыбнемся цветочкам. (Счет от 1 до 10).

Дети выполняют.

Автоматизация звука Ж в слогах

Логопед. Захотелось пчелке попрыгать по цветочкам. Прыгает пчелка Жужу и песенку напевает: ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖУ-ЖА-ЖО . Давайте и мы споем вместе с ней.

Дети повторяют слоги за логопедом.

Логопед. Развеселилась пчелка Жужу и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «КАЧЕЛИ»

Логопед. Улыбнитесь шире:

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Я всё выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок.

Упражнение «ЛОПАТОЧКА»

Язык лопаткой положи,

И немножко подержи.

Язычок мы расслабляем

Язычок наш отдыхает.

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно и убрать.

Логопед. Захотелось пчелке Жужу спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.

Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Дети произносят пя-пя-пя (пять раз).

На губу язык кладу,

И «Пя-пя-пя» я пропою,

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается…

Ты держи её, держи,

А теперь-ка отпусти.

Логопед. А теперь давайте споем песенку вместе пчелкой Жужу: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

Логопед. Захотелось пчелке Жужу попить чайку с медом, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Язык широкий положи,

Его края приподними –

Получилась пиала,

Почти круглая она.

В рот её ты занеси

И края к зубам прижми.

Логопед. Попила пчелка Жужу чая из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом что-то растет. Ребята, отгадайте загадку и узнаете, что увидела пчелка.

Он растет под хвойной лапой,
Он растет, а с ним и шляпа.
Никогда на наш поклон,
Не снимает шляпы он.

(Грибок.)

Логопед. Правильно, грибок. Решила пчелка Жужу полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давайте и мы сделаем грибок.

Упражнение «ГРИБОК»

Логопед. Лежит пчелка Жужу, отдыхает, наслаждается тишиной лесной. Вдруг слышит … (логопед включает музыкальную лошадку) лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужжу, научиться так же цокать язычком.

Упражнение «ЛОШАДКА».

Давайте присосём язык к нёбу и пощелкаем язычком. Цокать нужно медленно и сильно.

Дети цокают (от 1 до 10 раз).

Логопед. Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам. И наш язычок тоже устал, положите его на нижнюю губу, пусть отдохнет.

Итог занятия.

Логопед. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ребята, понравилась сказка? Какую песенку мы сегодня научились петь вместе с пчелкой Жужу: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Молодцы!

Примечание: материал данной сказки можно использовать как логопедам на занятиях с дошкольниками, так и родителям играя и тем самым развивая речь ребенка.

В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.

Предисловие

Настоящая книга составлена логопедами ДОУ 126 комбинированного вида Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской.
Адресуется родителям дошкольников, воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.
В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.

Шустрик у бабушки

Домашние животные

Маленькому Шустрику пять лет. Однажды мама сказала Шустрику: «Завтра мы поедем к бабушке».
Всю ночь не спал Шустрик, думал, кто же есть у бабушки.
Приехали рано утром. Подошли к бабушкиному дому, видят - ворота открыты. А из ворот выходит «копна, спереди - вилы, сзади - метла» и мычит: «МУУУ, молока кому?»
Догадался Шустрик, кричит: «Мама, это корова!»
Вошел Шустрик во двор, а во дворе «с бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица», а с ним «бегут по дорожке борода да рожки». Как вы думаете, кто бы это мог быть?
Да, козел с козлятами. Испугался Шустрик грозного козла, спрятался за маму. А козел заблеял:«БЭ-Э-Э, не бойся меня».
Видит Шустрик, стоит во дворе сарай, а там кто-то чавкает, хрюкает.
«Рыльце лепешкой, с копытцами рожки, толстое брюшко, хвост, как стружка», а рядышком примостились «замарашки в щетинистой рубашке, хвост крендельками, нос пятачком ».
«Это свинья с поросятами», - объясняет Шустрику мама.
Походил Шустрик по сараю и видит жердочка, а на жердочке «хвост с узорами, сапоги со шпорами» и кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ, я не будильник, но бужу. Я не артист, а голосист, ночью распеваю, время считаю, цыплят собираю». «Мама, мама, вот петушок, золотой гребешок», - обрадовался Шустрик и не заметил, как кто-то щиплет за пятки и гогочет, а на нем «одежда белая, а на ножки обуты красные сапожки» и с ним « без команды в строй встают, отправляются на пруд. Кто идет цепочкой длинной, кто так любит дисциплину?»
«Ой, мне страшно»! - закричал Шустрик.
«Не бойся, - сказала мама. Это гусь с гусыней и гусятами».
«Пойдем отсюда!» - воскликнул Шустрик.
А вот и бабушка на крыльце стоит, а рядом с нею «выгнул спину он дугой, замяукал. Кто такой?» Это кот Васька мурлычет, приговаривает: «МУРР-МУР-МУР, иди в дом.»Только Шустрик хотел подбежать к бабушке, а на крыльце «заворчал живой замок, лег у двери поперек» и рычит: «В дом чужого не пущу, я с хозяином дружу и дом сторожу».
«Шарик, Шарик», - позвал Шустрик.
А бабушка Шарику говорит: «Познакомься с Шустриком, подружись с ним».
Очень понравилось Шустрику у бабушки.

Э. Сизова.

Про посуду

Словообразование

Рассуждала как-то сахарница:
- Вот я - для сахара создана. Потому так и зовусь - САХАРНИЦА. СОЛОНКА - для соли, САЛАТНИЦА - для салата, ХЛЕБНИЦА - для хлеба, СУПНИЦА - конечно, для супов, а СОУСНИК - для соусов разных.
- Да, да - подхватила МАСЛЁНКА - я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА - для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!
- Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, - отозвался ЧАЙНИК - я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!

Т. Шуйская

Баба-яга

Антонимы

Жили-были дед да баба, была у них дочка. Овдовел дед и женился на другой жене. Была у дочки ДОБРАЯ матушка, а стала ЗЛАЯ мачеха. Раз отец уехал куда-то, а мачеха и говорит девочке:
- Поди к своей тётке, моей сестре, попроси у неё иголочку и ниточку - тебе рубашку сшить.
А тётка эта была баба-яга, костяная нога.
Девочка не была ГЛУПА, а была УМНА, зашла прежде к своей родной тётке. Родная тётка БЛИЗКО жила, а баба-яга - ДАЛЕКО. Родная тётка и научила её, как поступать да беды избежать.
Пошла девочка. ДЛИННОЙ ли дорогой шла, КОРОТКОЙ ли - пришла к хатке, а в ней баба-яга сидит и ткёт.
- Здравствуй, тётушка!
- Здравствуй, родимая!
- Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.
- Хорошо, садись пока ткать.
Села девочка ткать: баба-яга ТОЛСТУЮ ткань ткала, а девочка ТОНКУЮ ткёт.
А баба-яга наказывает работнице:
- Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да мой хорошенько: я ею хочу позавтракать.
А девочка слышит всё! Отошла баба-яга от двери, а девочка взяла и убежала. У ворот кот сидит - девочку сторожит. Дала девочка коту ветчинки - он и выпустил её. Хватилась баба-яга - нет девочки! Стала она кота ругать, а кот ей отвечает:
- Я тебе сколько служу, ты мне косточки ПЛОХОЙ не дала, а девочка ветчинкой ХОРОШЕЙ покормила.
Стала баба-яга других своих работников ругать и колотить. Собаки ей говорят:
- Мы тебе сколько служим, а ты нам толь ко ТВЁРДЫЕ корки бросала, а девочка МЯГКОГО хлеба дала.
Ворота говорят:
- Мы тебе сколько служим, а ты нам маслица жалела, МАЛО давала, а девочка нам МНОГО маслица под пяточки налила. Берёзка говорит:
- Я тебе сколько служу, а ты ГОРЯЧЕЙ водой меня окатывала, девочка же ХОЛОДНОЙ ключевою полила.
Работница говорит:
- Я тебе сколько служу, ты мне МАЛЕНЬКОЙ тряпочки не дала, а девочка БОЛЬШОЙ платок подарила.
Села баба-яга в ступу, бросилась в погоню.
Приклонила девочка ухо к земле и слышит, что близко баба яга, взяла и бросила полотенце: полотенце было УЗКОЕ - река разлилась ШИРОКАЯ.
Баба-яга от злости заскрипела, воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке. Быки реку всю выпили, а баба-яга вновь в погоню пустилась.
Девочка ухо к земле приклонила и слышит, что близко баба-яга, вынула гребешок и позади себя бросила. Гребешок был РЕДКИЙ - лес раскинулся ГУСТОЙ: кусты НИЗКИЕ да деревья ВЫСОКИЕ. Стала баба-яга лес грызть, да зубы обломала, ни с чем домой воротилась.
Прибежала девочка домой, всё как есть, отцу рассказала. Рассердился он на жену, прогнал её со двора прочь, а сам с дочкою стал жить поживать да добра наживать.

По мотивам сказки А. Афанасьева.

Почему птицы не все на юг улетают, или
отчего ворона вороной зовётся

Когда-то, давным-давно, все птицы дружной большой семьёй жили. Вместе с весной в наших краях появлялись, резвились и щебетали, к лету - птенцов выводили, а осенью, с приближением холодов, собирались в одну большую стаю) и на юг, в тёплые края, летели.
Только одна большая серая птица всегда и всем была недовольна: и то ей не так, и это не эдак. Раскричится - раскаркается, шум поднимет, а сама в это время напроказит. Завелась как-то серая разбойница осенью:
- Не полечу никуда! Нам ли, птицам, зимы какой-то бояться?! Одеты мы хоть куда: оперение богатое и тёплое, а под ним ещё мягкий пух - не замерзнем! А что до еды - прокормимся: вон у домов сколько всего люди добрые оставляют, да на кустах и деревьях ягод полно! Зачем лететь куда-то, мучить себя перелётами?!
И ведь как получилось: некоторые птицы стали Серую слушать, собрались вокруг неё, как в театре, клювы раскрыли от удивления, ничего вокруг себя не замечают. А тем временем и последняя стая в тёплые края улетела, зима наступила. Делать нечего, надо приспосабливаться, к первой зимовке готовиться. Одна Серая ворчит:
- Глупые птицы, это вы во всем виноваты, из-за вас я проворонила время для перелет! Эх, проворонила, а не проворонила бы - на солнышке бы сейчас грелась!
Рассердились птицы:
- Ишь ты, умная какая! Нас с толку сбила, нас же во всем и обвиняешь! «Проворонила, проворонила»… ВОРОНА! Не будем с тобой больше водиться!
Так и повелось с тех давних пор: ВОРОНА имя своё получила, а птицы, что тогда её слушали, хоть и остаются, как ворона, зимовать, дружбы с нею не водят.
А кто же вороне имя дал? Кто зимовать остался? Вспоминай скорей, а сможешь - нарисуй.

Т. Шуйская

Спор животных

Польза домашних животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.
- «Конечно, меня - говорит лошадь. - Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы он без меня совсем».
- «Нет, хозяин любит больше меня, - го ворит корова. - Я всю его семью молоком кормлю».
- «Нет, меня, - ворчит собака, - я его дом стерегу».
Послушал хозяин этот спор и говорит:
- «Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».

К. Д. Ушинский.

Как найти дорожку

Деревья в лесу

Ребята пошли в гости к деду-леснику и заблудились. Смотрят - над ними Белка прыгает.
С дерева на дерево. Ребята - к ней.
- Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Очень просто, - отвечает Белка. - Прыгайте с этой ЕЛКИ вон на ту, с той - на кривую БЕРЕЗКУ. С кривой БЕРЕЗКИ виден большой ДУБ. С верхушки ДУБА видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгай те!
- Спасибо, Белка, - говорят ребята. - Только мы не умеем по деревьям прыгать.
Нарисуй, как прыгала БЕЛКА к дедушке в сторожку.

В. Берестов.

Чудесный ручеёк

Словообразование

Из лесных ключей взял свое начало маленький ручеёк. Чистый и холодный, весёлый и молодой, бежал он через лес. Задержался у берёзки - вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке - закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор - и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох - и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику - заволновались там волнушки:
- Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!
Да где уж ему - не слышит ручеёк! Покатился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и… растворился в водах лесной речушки.
Т. Шуйская
КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК
Домашние животные. Звукоподражания
Управление Винительным и Дательным падежами
Щипал ТЕЛЕНОК травку возле забора. Подошел к нему ПЕТУШОК и принялся рядышком зернышки в траве искать. Вдруг он видит капустный листок.
- КО! - удивился ПЕТУШОК и клюнул его.
Не понравился ему капустный листок. Решил он ТЕЛЕНКУ предложить попробовать и говорит ему:
- КО!
А ТЕЛЕНОК не понял, в чем дело, и спрашивает: - МУ-У?
- КО, - говорит ПЕТУШОК и снова показывает клювом на капустный листок.
- МУ-У? - не понимает ТЕЛЕНОК. Так и стоят они возле капустного листка
разговаривают:
- КО! МУ-У! КО-МУ? Услышала это КОЗА и как заблеет:
- МНЕ-Е-Е! МНЕ-Е-Е!

Л. Яхтш

Красавица

Животные Африки

Это бегемот. Только не он, а она - бегемотиха. Зовут ее Красавица. Ее привезли из Африки.
Бегемоты там живут в реке. Едят траву по берегам, ныряют в теплой воде.
Пасть у бегемота огромная. Откроет - как чемодан. В пасти зубы как колья торчат. Другому зверю эти зубы как рога могли бы подойти. Весом бегемотиха - сто пудов. Экая махина! А командует в зоологическом саду худенький старичок.
Плохо бегемоту зимой, он жару любит, теплую воду. Старичок греет ему воду для бассейна.
Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.
Бегемот, если бы захотел, прошел бы через загородку - а не смеет: старичок не велит. Смотрит бегемот с тоской на воду, положит голову на загородку, - и трещат доски. А старик как крикнет:
- В угол, пошла в угол!
И попятится стопудовая бегемотиха, только обиженным глазом на хозяина смотрит.

Б. Житков.

Длинный и короткий

Антонимы

ЖИЛИ два друга. Одного звали ДЛИННЫЙ, а другого КОРОТКИЙ.
У ДЛИННОГО были ДЛИННЫЕ ноги, ДЛИННЫЕ руки. Он носил ДЛИННЫЕ штаны, ДЛИННУЮ рубашку. В руках у ДЛИННОГО была ДЛИННАЯ палка.
А у КОРОТКОГО были КОРОТКИЕ ноги, КОРОТКИЕ руки. Он носил КОРОТКИЕ штаны и КОРОТКУЮ рубашку. В руках у КОРОТ-КОГО была КОРОТЕНЬКАЯ палочка.
ДЛИННЫЙ и КО- РОТКИЙ были совсем разные, но они очень любили друг друга и никогда не ссорились. Нарисуй ДЛИННОГО и КОРОТКОГО.

Осел

Звукоподражание

Привязали ОСЛА в репейнике. Репей для ОСЛА - самая вкусная еда. Он около себя весь репей объел, а до самого вкусного не дотянется - веревка коротка. Как заорет ОСЕЛ: - И-А! И-А! И-А!
Голос противный, громкий. За пять километров слышно. Иди скорей, хозяин, перевяжи ОСЛА на другое место. На необъеденное.

Е. Чарушин.

Одуванчики

Сравнение

Одуванчик похож не солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым венком т голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.
Нарисуй одуванчик. С чем сравнивается одуванчик?

По Соколову-Микитову.

Цветы

Согласование прилагательного с существительным

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек.
А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.

По И. Соколову-Микитову.

Ландыши

Цветы

В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство.

По Ю. Дмитриеву.

Проказы старухи-зимы

Однокоренные слова

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья.
Птицам некуда деваться, и полетели за горы. За моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима.
Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Забились звери в зимовье.
Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озера. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно.
Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили печи. Заготовляют дрова. Везут их на обозах и похвали- I вают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают на дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрет - и разгорится лицо.
Заплакала зима. Закапали зимние слезы. Значит, близко конец зимы.

По К. Ушинскому.

Как назвать зайца

Животные и их детеныши

Родился ЗАЙЧОНОК. Задумалась мать: как его назвать. Захотела назвать ТИГРОМ.
Узнали КОТЯТА, как зовут ЗАЙКУ, и не захотели играть. Узнали КОЗЛЯТА, как зовут Зайку и не захотели играть. Заплакал ЗАИНЬКА. Сказал матери что КОЗЛЯТА сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его ВОЛКОМ. Пошел ЗАИНЬКА гулять, увидел ТЕЛЯТ. Захотел с ними играть.
- «А как тебя зовут?» - задают ему вопрос.
- «Меня зовут ВОЛКОМ», - говорит ЗАИНЬКА.
ТЕЛЯТА стали бодать ЗАИНЬКУ.
- «Попался, злой ВОЛК!» - закричали ТЕЛЯТА.
Пришел ЗАИНЬКА домой, подбитые бока облизывает. Избили его ТЕЛЯТА. Задумалась мать и назвала ЗАИНЬКУ ЗАЙЦЕМ.
Пошел ЗАИНЬКА играть. Звери узнали, что его зовут ЗАЙЦЕМ, и приняли в игру. И ЗАИНЬКЕ, и зверям это имя очень понравилось. Так его за ним и закрепили.

Людмила Галицкая
Логопедические сказки. Цикл сказок по артикуляционной моторике

Логопедическая сказка «Приключения Снежинки»

(к комплексу упражнений для отработки свистящих звуков [с], [с"], [з], [з"], [ц]). Лексическая тема : «Времена года. Зима» .

Сегодня я расскажу про приключения Снежинки.

Наступила зима. Снежинка со своими сестричками – другими снежинками жила в большой снеговой туче. («Катушка» ) Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. («Часики» ) Вдруг налетел сильный ветер и катал тучу по небу. («Качели1» )Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. («Качели2» ) Метель поднимала снежинки и кружила их быстро – быстро. («Сдуть снежинку» ) Ветер расшалившись то поднимал их вверх, то опускал вниз. («Качели3» )И так холодный северный ветер отнёс Снежинку в город. В городе зиме радуются, лепят из снега разные фигуры. Кружась, Снежинка подлетела к окну и посмотрела в него. А там ребята помогали маме по хозяйству. Она улыбнулась («Улыбка» , устроилась поудобнее на окошке («Блинчик» ) и наблюдала, как мама с детьми пекли блины и пирожки. Сначала они насыпали муки, похлопали по ней своими детскими ручками. («Накажем непослушный язычок» ) Затем они раскатывали тесто, («Расчёска» ) пекли блинчики и лепили пирожки. («Блинчик» , «Пирожок» ) Пока в печке пеклись пироги, дети отправились на улицу подышать свежим воздухом и покататься с горки на санках. («Горка» )Когда блинчики и пирожки были готовы, мама позвала детей. Они пришли с улицы, посчитали их, («Посчитай нижние зубки» , поделили и принялись кушать с вкусным вареньем («Вкусное варенье» ) и сметаной. После этого мама сказала , что уже поздно и пора спать. Дети отправились чистить зубки («Чистим нижние зубы» ) и спать. А Снежинка так и осталась украшать окошко дома, в котором жили трудолюбивые и послушные детки.

Логопедическая сказка «Приключение Ручейка»

(к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [л], [л"]) . Лексическая тема : «Времена года. Весна» .

Сегодня я расскажу про приключение Ручейка.

Наступила ранняя весна. Погода стояла замечательная. Солнышко пригревало и всё вокруг таяло. Началась весенняя капель. В овраге за маленьким домиком, в котором жила девочка Лена, протекал голубой ручеёк. Он был то широкий, то узкий. («Лопаточка» - «Иголочка» ) Как – то раз Лена сделала лодочку с парусом и пустила её в ручеёк. («Парус» ) Она очень волновалась доплывёт ли её лодочка до настоящей реки.

Лена спросила Ручеёк :

Донесёшь ли мою лодочку до реки?

Ручеёк прожурчал :

Донесу, мне помогут другие ручьи и понёс лодочку по течению вверх, вниз. («Качели» )

Вдруг ручеёк наткнулся на преграду из льда и не мог нести лодочку дальше. («Горка» ) Но солнце пригревало сильнее и лёд растаял. Понемногу в этот ручеёк стали вливаться другие ручьи. Воды в ручье стало больше и Ручеёк понёс лодочку ещё с большей силой. («Индюк» )Лодочку прижимало то к одному берегу, то другому. («Маляр» )

И, наконец, Ручеёк вынес лодочку в реку, где плыл огромный пароход. («Пароход» )Когда Лена гуляла по берегу реки, то увидела величественный пароход и свою маленькую лодочку с розовым парусом. («Пароход» - «Парус» ) Девочка была очень рада, что Ручеёк донёс её маленькую лодочку до настоящей большой реки. («Улыбка» )

Логопедическая сказка «Приключения Солнышка» (к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [р], [р"]. Лексическая тема : «Времена года.» .

Сегодня я расскажу про приключения Солнышка.

Наступило лето. Солнышко спало на мягком, пушистом облачке. («Лопаточка» ) Хмурая тучка подплыла к солнышку и сказала , что пришло время просыпаться, но ему так не хотелось вставать. Солнышко потянулось («Хоботок» , улыбнулось, («Улыбка» ) и проснулось. Лучики Солнышка осветили землю. В летнем лесу весело защебетали птички. От ночного сна пробудились животные. Природа ожила. Посмотрев вверх на голубое небо и вниз на лесную полянку, («Качели» )ему так захотелось согреть всех своим теплом и лаской. Солнышко выпустило своих солнечных зайчиков на лесных жителей. («Фокус» )

Лошадка, почувствовав тепло игриво зацокала копытами («Лошадка» ) и зафыркала. («Фырканье» )

У самой дорожки, под берёзкой подрос гриб на толстой ножке. («Грибок» )

Дятел громко застучал по стволу дерева. («Дятел» )

Комарики тонко пищали и вились у дерева. («Комарик» )

Солнышко осветило хозяйский двор.

Хозяйка красила забор. («Маляр» )

Хозяин играл на гармошке. («Гармошка» )

Весело болботал индюк. («Индюк» )

От тепла и ласки Солнышка всем было приятно и радостно на душе!

Логопедическая сказка «Приключение Капитошки»

(к комплексу упражнений для отработки шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч]) . Лексическая тема : «Времена года. Осень» .

Сегодня я расскажу про приключения Капитошки.

Наступила хмурая осень. Погода ненастная, часто идут дожди. Тучка спустилась пониже, ближе к земле. Бах! И попрыгали из тучи капельки воды – дождинки. Одним из этих дождинок и оказался Капитошка. Он прыгнул на красивый листик клёна и распластался, как блинчик на тарелочке. («Блинчик» ) Потом улыбнулся, («Улыбка» , потянулся («Бублик» , прыгнул с одного листика на другой («Качели» , с одного цветка на другой («Маляр» ). Вдруг на полянке он увидел красивые колокольчики. В чашечках колокольчиков прятались от дождя разные мошки, букашки. («Чашечка» ) Когда Капитошка хотел заглянуть в чашечку колокольчика, Цветок сказал : «Только не вспугни насекомых, которые прячутся от дождя» . Под колокольчиком было тепло и сухо. Капитошка захотел немного повеселиться. Он позвал своих сестричек Дождинок, которые прыгали по разноцветным осенним листочкам. («Лошадка» ) А Капитошка превратился в маленький фонтанчик. («Фокус» ) Все мошки, букашки испугались и вылетели из чашечек колокольчиков и спрятались под большим грибком – боровиком. («Грибок» , который от такого дождика ещё больше подрос.

Когда Капитошка со своими сестричками Дождинками наигрался, тучка подплыла поближе и позвала их обратно. («Рупор» ) они все вместе отправились в другое увлекательное путешествие.

Учителю-логопеду очень важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к изучаемым ранее упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка.

Логопедическая игра-сказка для дошкольников «День Рождения бабушки» предназначена для обработки у детей с нарушениями речи комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков и для пассивной артикуляционной гимнастики. Подобное закрепление материала во второй половине дня может служить дополнительным коррекционным материалом по развитию связной речи. Данная игра-сказка будет полезна не только учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных учреждений, но и родителям, которые заинтересованы в исправлении речевых нарушений у детей. Я надеюсь, что представленный материал поможет эффективно организовать коррекционно-развивающую работу и будет полезен в повседневном нелегком труде этих людей.

Логопедическая игра-сказка «День Рождения бабушки»

Жил да был в волшебном лесу на цветочной полянке маленький шмелек по имени Ширшуля. Он был очень добрым и всем дарил свою удивительную улыбку.

«Улыбочка»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться.

Повторить несколько раз.

Однажды ранним солнечным утром в День Рождения своей бабушки Шмеляши, Ширшуля решил преподнести ей подарок.

Он высунул свое жало хоботком, чтобы удобно было собирать пыльцу.

«Хоботок»

Инструкция к выполнению упражнения: вытянуть губы вперед (удерживать их в таком положении несколько секунд).

Чтобы крылышки хорошо летали - сделал зарядку и почистил зубки.

«Лопаточка» и «Иголочка»

Инструкция к выполнению упражнения «Лопаточка»: улыбнуться и открыть рот. Язык положить на нижнюю губу (удерживать его в таком положении несколько секунд).

Инструкция к выполнению упражнения «Иголочка»: рот открыть и высунуть узкий язык вперед (удерживать его в таком положении несколько секунд).

«Почистим зубки»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться и открыть рот. Языком по кругу провести по верхним и нижним зубам.

Повторить несколько раз.

«Ну, вот я и готов», - подумал Ширшуля. Он взял самую большую плетеную корзинку и полетел собирать одуванчики, напевая свою любимую песенку:

Жу -жу-жу,жу-жу-жу

Я лечу и жужжу…

Погода стояла прекрасная, и желтые головки одуванчиков грелись на солнышке. Но вдруг подул легкий ветерок, и одуванчики начали наклоняться от дуновения вверх и вниз.

«Качели»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться, рот открыть. Язык поднять вверх, а потом опустить вниз.

Повторить несколько раз.

Ширшуля так увлекся этим занятием, что не заметил, как набрал полную корзину одуванчиков. Он посмотрел на лесные часики.

«Часики»

Инструкция к выполнению упражнения: рот открыть и улыбнуться. Язык тянуть в правую и левую сторону.

Повторить несколько раз.

Было уже поздно. На полянку надвигались сумерки.

Он так сильно трудился, что замарал крылышки в пыльцу от цветов и не мог лететь. Но шмелек не растерялся и стал прыгать с цветка на цветок, и пыльца осыпалась с крыльев.

«Лошадка»

Инструкция к выполнению упражнения: пощелкать языком.

Повторить несколько раз.

Ширшуля с радостью полетел домой к бабушке. Шмеляша очень обрадовалась и сказала, что это очень полезный подарок и что она сварит душистое варенье. Она накрыла кружевной скатертью стол, поставила старинный самовар, достала желтые чашечки и любимое вкусное варенье Ширшули из одуванчиков.

«Чашечка» и «Вкусное варенье»

Инструкция к выполнению упражнения «Чашечка»: улыбнуться, рот открыть. Язык поднять вверх в форме чашечки (удерживать его в таком положении несколько секунд).

Повторить несколько раз.

Инструкция к выполнению упражнения «Вкусное варенье»: улыбнуться, рот открыть. Языком облизать верхнюю и нижнюю губу.

Повторить несколько раз.

Так они и отпраздновали бабушкины именины, а наш маленький шмелек от усталости свернулся катушечкой и крепко уснул на коленях своей любимой бабушки.

«Катушка»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться, рот открыть. Язык выкатить вперед и обратно убрать.

Повторить несколько раз.

Сказки имеют большую воспитательно-образовательную ценность для детей всех возрастов. Особое значение имеют логопедические сказки.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Главная цель использования логопедических сказок – подготовить детей с нарушениями речи к школе. Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, мышления, памяти, воображения коммуникативных навыков.

Каждая сказка нацелена на отработку определенного звука или группы звуков. Логопедические сказки небольшие по объему и просты по содержанию, чтобы ребенок не испытывал трудности в понимании их содержания и пересказе. Чтение сказок, беседу по их содержанию целесообразно сопровождать пальчиковым театром.

Логопедические сказки способствуют совершенствованию фонематического восприятия. Например, сказка «Почему А первая? » способствует нахождению и дифференциации слов со звуком А, на звук Б сказка «Лесные музыканты», на звук В «Мыша – водолаз».

Перед прочтением сказки «Генерал Гена» ребенок получает задание: запомнить слова со звуком Г, которые встретятся в сказке.

Генерал Гена.

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился! Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

А галчата как закричат:

— Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

— Вот же под крылом. – Говорит Гена

— А мы думали, что это градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

— Эх вы, глупенькие, — грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.

Это задание потребует от ребенка большой мыслительной деятельности. Ребенок должен понять содержание сказки и запомнить слова со звуком Г.

Другие логопедические сказки направлены на автоматизацию поставленных звуков. Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его голосом.

Используя логопедические сказки можно работать и над речевым дыханием. С этой целью ребенку дается задание: на одном выдохе произнеси слово «волк», далее произнеси на выдохе словосочетание «злой волк», далее короткую фразу «злой волк был голоден». При этом необходимо обучать ребенка диафрагмальному дыханию.

В логопедической сказке «Ванин сон» ребенок получает достаточную мотивацию к контролю над свой речью.

Ванин сон

В маленьком тихом городке жил-был мальчик Ваня. Жил он с родителями и старшей сестренкой. Ване вот-вот скоро исполнится шесть лет, а никак не получается у него правильно выговаривать слова. Говорит и такая каша у него, никто, кроме родных не понимает. И сколько не просили Ваню выговаривать слова правильно, он не хотел. «А зачем? Вы меня инимаете и так. Буду ававаривать, как лупачается».И неизвестно, когда бы научился Ваня разговаривать, если бы не сон, приснившийся ему однажды.

… Лето. Ваня со всей семьей на даче. Есть у него закадычный друг Илюша, но живет он в деревне по соседству. Называется деревня красиво — Матрешкино. Очень Ване нравится играть с Илюшей. Вот засобирался он к другу в гости. Идти надо через лес. Один Ваня никогда не ходил, а тут решил «мне почти шесть, совсем взрослый, пойду сам, только у мамы спрошу».

Мама Таня варила варенье, когда пришел Ваня и спросил: «Мама, можно я пойду к Люсе (Илюше? Мы на деворе строим дом». Поскольку на соседнем дворе жила девочка Люся с бабушкой, мама спокойно отпустила сына.

Прошел Ваня деревню и по проселочной дороге зашагал к лесу. Тропинка лесная закружила его и привела на развилку. А вот дальше куда идти, направо или налево, мальчик не знал. Стал, задумался. Вдруг видит, по веткам скачет белочка. Села недалеко и спрашивает «О чем задумался, мальчик? «.

-А вот не знаю, на какую тропинку тупить, чтобы в Ежкино попасть.

Белочка почему -то испугалась, но ответила:»В Ежкино. тогда тебе налево. «

«Исибо, Лебочка! » крикнул Ваня и вприпрыжку помчался по тропинке, которая сворачивала налево.

«Хм, кто такая Лебочка? И что такое исибо? » удивилась Белочка, никогда не слышавшая таких слов.

Бежит Ваня, напевает и не заметил, что лес стал гуще, темнее. А вот и домик на пути появился, как из-под земли вырос.

Из избушки на крыльцо вышла бабушка старушка.

— Ну, здравствуй, милок. Зачем пожаловал ко мне в Ежкино? К Бабке Ежке?

Не на шутку испугался Ванюша.

— Я не к тебе шел, я шел к Люсе в Ежкино. Просто не на ту тропинку тупил.

Настал черед Яге удивляться.

— Не знаю я, куда ты там тупил, но пришел в Ежкино, а Люси здесь отродясь не было, только я – Ягуся.

Ну, заходи в избу – на обед будешь.

-Не, я бабедать не буду, я к Люсе бабегу.

Захохотала Баба Яга: «Какой странный мальчик попался. Ничего не пойму, что говоришь. Но, может, хоть вкусный обед из тебя получится. А ну-ка! В избу топай да в печь полезай! »

«Ой, пасите! Ой, мапагите! » — закричал Ваня, а никто его не понимает, не отзывается.

Яга в избушку уже его затащила, приказала на лавке сидеть пока. Вдруг из-под лавки мышка тихонько ему пропищала: «А ты попробуй правильно произнести слова, слоги на свои места ставь, тогда тебя и услышат».

А огонь в печи разгорается, Яга на стол собирает да руки костлявые потирает. Ваня подбежал к окошку, распахнул ставни, и, что есть мочи закричал: «Спасите, помогите! Баба Яга поймала! Илюша, друг! Мамочкааа! »

На крике Ваня и проснулся. Рядом мама сидит, за руку держит, по головке гладит и спрашивает: «Что, сынок, приснилось страшное что-то? »

«Ой, мамочка, такой нос видел! Нет, не нос, не нос, а сон! Теперь я знаю, почему надо учиться говорить правильно и всегда-всегда буду стараться говорить понятно. Да и друг, наверное, обижался. Я ведь, получается, называл его девчачьим именем».

Мама улыбнулась и сказала: «Что уж там тебе приснилось, не знаю, но очень рада, что ты, наконец, все понял. Пойдем, обрадуем папу и сестренку, а потом пойдем гулять к Илюше».

Логопедические сказки расширяют кругозор ребенка и дают толчок для развития познавательной активности. Так в сказке «Звездный зайчик» рассказывается, что один зайчик любил смотреть на звездное небо и одна звездочка предложила ему посмотреть царство Звездной королевы. Они произнесли заклинание и оказались перед входом в звездный замок. Зайчику Он очень понравился и по согласию с ним Звездная королева превратила его в созвездие.

После прочтения сказки дети заинтересуются наблюдением за звездным небом, прочтением энциклопедий.

Читая сказку «Цветик-Разноцветик» дети узнают многообразный мир цветов, их названия, отличительные признаки.

Решая задачи развития связной речи, умения строить фразу в работе также используются логопедические сказки. Читая сказку «Солнечный лучик Лии»

задаются вопросы по содержанию: Как зовут Солнечного лучика? Что увидел лучик, когда проснулся? Какое задание дало Солнышко лучику? За что благодарили растения Солнышко? И т. д.

Данные вопросы требуют от ребенка полных ответов, согласования слов в предложении, умения логически выражать свои мысли.

Дети практически знакомятся с такими понятиями как предложение, слово, слог, звук. Учатся различать эти понятия.

Другие логопедические сказки способствуют развитию умения разгадывания кроссвордов.

Желание.

Медвежонок Жак и мышонок Шапи – давние друзья. Подружились они еще в детстве. Им было хорошо вдвоем. Медвежонок Жак с нежностью и любовью относился к мышонку, а мышонок Шапи просто обожал медвежонка.

— Загадай желание. — попросил Жак Шапи.

— Я хочу научиться превращаться в важного жука, который кружится, жужжит и может одолжить ароматного меда у пчел. Я каждый день бы летал за медом для тебя, Медвежонок. Это же твоя любимая еда!

— Спасибо тебе, Мышонок, ты такой добрый. Твое большое желание обязательно исполнится, потому что ты очень этого хочешь! -сказал Медвежонок Жак, достал корочку хлеба и угостил Мышонка.