Краткая история становления и развития дипломатических отношений. Дипломатические отношения

История знает много примеров, когда в череде негативных экстраординарных обстоятельств, произошедших между двумя государствами, экономическое и политическое сотрудничество сводится к нулю. Нечто подобное сейчас можно наблюдать между двумя братскими народами бывшего Советского Союза. Что такое разрыв дипломатических отношений с Украиной, и какие последствия при этом подстерегают простых граждан, можно прочитать ниже.

Посольство и консульство: основные различия

Находясь в своей стране, гражданин, при возникновении трудностей любого характера, может рассчитывать на помощь со стороны своей семьи, коллег по работе, родственников и компетентных государственных органов. Но что делать, если человек оказался за пределами своей родины? Правильно - нужно обратиться в посольство или консульство своей державы:

  • Посольство - внешний дипломатический корпус страны, предназначенный для поддержки отношений между двумя государствами. Послу выдается верительная грамота, которая означает, что данный дипломат представляет МИД своего государства. Территория посольства находится в столице.
  • Консульство - организация, находящееся на территории другого государства, которая способствует решению проблем возникших у своих граждан. В отличие от посольства, консульств может быть множество.

Основные различия между посольством и консульством: первое учреждение решает вопросы на самом высоком государственном уровне, а в консульство обращаются простые физические лица для получения юридической, гражданской или социальной помощи.

Что означает разрыв дипотношений с Украиной?

Нормы международного права выделяют дипотношения как основной принцип общения между странами мира. Они способствуют формированию дружеских отношений между странами, а это выражается в заключение двухсторонних межгосударственных договоров. Что означает разрыв дипломатических отношений с Украиной:

  • Дипломаты . Послы двух стран, за максимально короткий режим времени, должны покинуть территории государств.
  • Консульства . Согласно Венской конвенции, часть полномочий посольства берут на себя консульства.
  • Третья сторона . Защита государственных интересов переходит третьей стране.

Впоследствии ситуация может пагубным образом отобразится на экономике страны, а украинцы, находящиеся на территории другого государства, могут иметь проблемы юридического характера.

Чем грозит разрыв дипотношений Украины с Россией

Многих интересует последствия, которые могут произойти после возможного разрыва дипломатических отношений между Россией и Украиной. Рассмотрим основные аспекты данного вопроса:

  • Война . Сразу стоит отметить, что разрыв дипотношений не означает объявление войны. Отсутствие посла, главным образом, отобразится на ухудшении коммуникации между странами.
  • Перемещение . Как россияне, так и украинцы, смогут пересекать границу по существующим ныне договоренностям. Ситуация может измениться если напряжение будет нарастать, и одна из сторон введет визовый режим.
  • Экономика. Прейдет конец подписанию межправительственных договоров, что негативно отобразится на экономике обоих государств.

Если отойти от возможных негативных сценариев, разрыв дипотношений, скорее всего, закончится обоюдным закрытием посольств. Если рассматривать другие факторы, ничего глобального не произойдет - уж сильно связаны Украина и Россия между собой.

Мировая практика: в каких случаях портятся дружеские отношения

Рассмотрим основные причины, предшествующие разрыву дипотношений:

  1. Вооруженный конфликт . Обострение происходит на границе соседних стран. Второй вариант - ПВО одного государства, сбивает, явно или ошибочно, самолет другой державы.
  2. Революции . После революции, ряд стран не признают новое правительство.
  3. Выборы . В результате недемократических выборов, новоизбранный президент не признается руководством другой державы.
  4. Оккупация. Страна, часть территории которой захвачено другим государством, может временно прекратить дипотношения с агрессором.
  5. Угроза. Действие страны может повлиять на международный мир.

Топ разрывов дипломатических отношений

  1. США - Куба (1961). Инициатор США. Причина -- революция на острове, вследствие чего к власти на Кубе приходит Фидель Кастро. Возобновился диалог в 2015 году.
  2. СССР - Израиль (1967). Ответ советского правительства на захват Израилем Синайского полуострова. В результате «шестидневной» войны, израильская армия наносит невосполнимый урон армии арабских государств, и захватывает новые территории. Отношения были восстановлены в 1991 году.
  3. Великобритания, США -- Иран (1980). Протест США против национализации нефтяных компаний Великобритании. Эмбарго со стороны ряда Европейских стран действует до сих пор.
  4. Грузия - Россия (2008). Напряжения между Грузией и Россией связаны с вооруженным конфликтом в Южной Осетии. Первые дипломатические контакты произошли только в 2012 году.

Теперь ясно, что такое разрыв дипломатических отношений с Украиной: закрытия посольств в обеих странах, отзыв дипломатического персонала, а все переговоры и сотрудничество между державами нужно будет вести через третье государство.

Вопрос 18. Понятие «дипломатические отношения». Установление дипломатических отношений как следствие международно-правового признания государств.

В одной из первых статей ООН говориться об установлении добрососедских отношений. Поэтому нужна некая форма взаимодействий между государствами. Дипломатические отношения помогают определить форму таких добрососедских отношений. Это общепринятая абсолютно распространенная в современном мире форма взаимодействия между государствами.

Все суверенные государства взаимодействуют друг с другом в тех или иных международно-правовых формах, представляя мировое сообщество. Каждое новое государство нуждается в правовом акте – признание. Под признанием понимается признание другими государствами новой страны, возникшей в тех или иных условиях. Во время процесса деколонизации (1960-е годы) в мире появилось огромное количество новых государств. Только в 1960 году в Африке образовалось 30 независимых государств. Новые государства появляются и в результате распада федераций (СССР, Югославия, Чехословакия). Совсем недавно независимыми стали Абхазия и Южная Осетия. Вопрос о признании нового государства имеет важное политическое значение для нового государства. Советское государство долгие годы не признавалось большинством государств. 1924 год – год признания СССР. 2 февраля 1924 года Англия признала Советскую Россию в силу определенных экономических условий (кризис). Но и экономические и торговые связи России в основном были ориентированы на Великобританию в тот период. 7 февраля ее признала Италия, 24 февраля – Австрия, 8 марта – Греция, 10 мая установлены дипломатические отношения с Китаем, 28 октября – с Францией. В декабре 1933 года установили дипломатические отношения с США. То, что страну не признали сразу, не значит, что ее дни сочтены.

Существует 2 формы признания:

    Де-факто – полупризнание, официальное признание, но не полное (например, Советская Россия). В современной практике признание де-факто применялось довольно редко, но последние события в Косово, Абхазии и Южной Осетии подтверждают, что такая форма признания существовала и существует. Например, Россия признает Тайвань де-факто, но не де-юре. Признание де–факто предполагает, что государства могут иметь торговые, культурные, экономические отношения, и даже открывать консульства. Так, в Испании после переворота Франко, Советская Россия не признала его, и дипломатических отношений не было, но реально они были. В Испании было торговое представительство России, а в нем была консульская сетка, которая имела много работы. Когда государство признает другое де-факто, нет политических отношений.

    Де-юре. Когда вновь появившегося государство признается другими официально. Такое признание создает базу для установления дипломатических отношений.

Признание де-факто и де-юре – односторонние акты, тут решает одно государство, признать или не признать, а установление дипломатических отношений – двусторонний акт. Тут нужно согласие обоих сторон. После признания устанавливаются контакты между правительствами стран.

Установление дипломатических отношений выливается в обмен нотами между правительствами или публикацию совместного коммюнике. Общественность информируется об этом в один и тот же день и один и тот же час. Установление дипломатических отношений проходит в несколько этапов:

1 этап – начинаются переговоры об установлении дипломатических отношений. Для этого представители одного государства начинают зондировать вопрос о желании представителей другого государства по вопросу установления дипломатических отношений. Как было с Саудовской Аравией и СССР. В посольстве СССР в Лондоне получили указ установить отношения с посольством Саудовской Аравии на уровне советника-посланника после предложения аравийского посла на это.

2 этап – оформление дипломатических отношений. Нота – от министерства иностранных дел посольству другого государства. Еще есть вариант публиковать краткое коммюнике (2 -3 строчки). Указываются дипломатические (и консульские отношения). И главное указывается уровень дипломатических отношений. Когда устанавливаются дипломатические отношения, то подразумевается, что устанавливаются и консульские отношения. Иногда отношения устанавливаются в 2 этапа: сначала консульские, затем дипломатические.

Форма поверенных в делах форма очень редкая. Имеется в виду ПОСТОЯННЫЙ поверенный в делах. Потому что еще есть временный поверенный в делах, то есть человек, который заменяет посла в случае его болезни или отпуска.

Ноты, которыми обмениваются государства, по содержанию примерно одинаковы, но могут быть и нюансы в зависимости от особенности культуры страны.

При переговорах стороны договариваются об уровне дипломатических отношений (3 класса: послы и нунции, посланники и интернунции, поверенные в делах). В ноте надо определить уровень отношений. Сейчас Россия устанавливает дипломатические отношения обычно на уровне послов, когда устанавливают отношения на более низком уровне, это уже скорее исключение из правил.

Главы правительств могут обменяться телеграммами, или сообщить о намерении установить дипломатические отношения любым другим удобным способом. Во всех случаях при установлений дипломатических отношений устанавливается уровень.

Разрыв дипломатических отношений – односторонний акт. Может быть или в виде ноты, или в виде заявления. Необходимо информировать и население по СМИ. Иногда нота посылается другому государству по всем нормам протокола и этикета (с выражением всех комплиментов и выражение уважения), либо просто четко и ясно объяснить правительство о своих действиях и решениях. Так четно и ясно было написано в ноте СССР, направленной в Израиль, когда тот напал на арабские государства.

В 1983 году в Гренаде установился новый дипломатический режим, который стал вести новый курс, далекий от интересов США. Но с помощью американцев там произошел новый военный переворот, и новое правительство стало вести новый проамериканский курс и разорвало отношения с СССР. Нота, направленная к советскому послу была сформулирована с соблюдением всех правил этикета.

Восстановление дипломатических отношений происходит обычно так же, как и установление. В каком-то там году Кот-Дивуар разорвал отношения с СССР, но затем новое правительство решило восстановить отношения и выпустили совместное коммюнике.

Понятие международных отношений включает в себя всю гамму процессов, происходящих между народами. Они включают деятельность между организациями различный партий, движений и организаций и так далее. Хотя дипломатические отношения и составляют и большую часть МО, но понятие международных отношений гораздо шире.

Дипломатические отношения Украины

1 Юридические основания установления дипломатических отношений

Дипломатические отношения являются составной частью внешней политики любого государства и осуществляются с помощью специально созданных для этого государственных органов. Однако нельзя считать дипломатическими отношениями определены международные контакты, которые осуществляются лицами, которые не входят в состав дипломатически консульской службы, например, журналистами, представителями торговых фирм, политических организаций. Поскольку такие международные контакты не имеют официального характера, они, соответственно, не тянут за собой наступление международно-правовых последствий, то есть определенных прав и обязанностей для государств. Таким образом, для возникновения дипломатических отношений между субъектами международного права нужны определенные предпосылки, а именно: наличие юридических и фактических предпосылок. Возникновение любого нового государства, согласно принципам международного права, означает ее вхождение в международное содружество как равноправного субъекта. А потому с самого начала такое государство в полном объеме наделено международной правоспособностью в частности, правом вступать в дипломатические отношений с другими субъектами международного права. Поскольку дипломатические отношения являют собой двусторонний процесс, то соответствующим важным условием является желание других государств их поддерживать. В этом случае значимой предпосылкой выступает взаимное согласие. Международно-правовая процедура установления дипломатических отношений охватывает несколько взаимосвязанных стадий, которые включают дипломатическое признание, обмен дипломатическими представительствами или поддержание дипломатических контактов другими методами. Первая проблема, с которой сталкиваются новообразованные государства, -- дипломатическое признание их со стороны других государств. В период распада колониальных империй и возникновения значительного количества независимых государств в Африке, Азии и Латинской Америке вопроса международного признания, имели особенное значение. Базовыми при этом были нормы международного права, закрепленная в Уставе ООН, в Декларации о предоставлении независимости для колониальных государств и народов, а также в Декларации о принципах международного права, что касаются государственных отношений и сотрудничества между государствами согласно Уставу ООН. Вопрос признания неоднозначно решалось в период "холодной войны", при этом каждая из сторон такого противостояния отстаивала теорию по-своему. Определенный взнос в процесс выработки демократических принципов признания сделали также страны, которые развиваются. В соответствии с нормами международного права существует две формы признания государств: de jure (юридическое признание) и de facto (фактическое признание).

Дипломатическое признание -- признание как полноправного субъекта международного и, в частности, дипломатического права. Оно касается или новых государств, или правительств, которые пришли к власти неконституционным путем. В таком случае подобный акт означает признание за этим правительством права представлять соответствующее государство на международной арене. Последствиями такого признания является установление дипломатических и других отношений, обмен дипломатическими представительствами, участие, в дипломатических переговорах, принятие в члены ООН и другое международные организации. По форме предоставления дипломатическое признание может быть явно выраженное или молчаливое. Явно выраженное дипломатическое признание наступает лишь тогда, когда есть формальное заявление другого государства в виде декларации, декрета, дипломатической ноты, официального коммюнике, договора, или когда оно приходится к сведению другой стороны любым другим способом. Дипломатическое признание чаще всего оформляется в виде официального заявления главы государства, которое осуществляет признание, главы ли правительства. Иногда такое признание может быть от имени коллективного органа. Молчаливое дипломатическое признание наступает, когда совершается определенный акт, который возможен лишь при условии признания. Среди методов такого признания чаще всего случается установление дипломатических отношений.

Признание правительства таким образом считается тогда, когда иностранное дипломатическое представительство опять возвращается к нормальным отношениям с Министерством иностранных дел страны пребывания. Но тот факт, что посольство не закрыто, вовсе не означает признание, если прекращены любые официальные контакты. Для приема нового государства как член международной организации не нужно ее признание всеми государствами-членами, поскольку последнее происходит преимущественно на двустороннем уровне. В соответствии с существующей международной практикой, дипломатические отношения между государствами могут быть установлены преимущественно в форме взаимного признания de jure. От этого принципа отклонения случались очень редко. В частности, в 1949 г. представитель Израиля в Великобритании был направлен в ранге посла. Рядом с вручениям верительных грамот Великобритания не квалифицировала этот факт как признание Израиля de jure, а лишь de facto. Аналогичной была позиция США в 1919 г. относительно Финляндии. Признание de facto имеет неполный характер.

Основное содержание этой формы признания заключается в том, что, не должен возможности отрицать факт существования государства, правительство другого государства не устанавливает с ней дипломатические отношения. Но при этом он вступает с ней в деловые контакты (например, торговые или культурные). Решение об установлении дипломатических отношений может быть принято одновременно с полным признанием, но порой это происходит несколько позже, например, во время переговоров между двумя заинтересованными сторонами. Иногда переговоры относительно установления дипломатических отношений проводятся правительственной делегацией, которая принимает участие в праздновании дня провозглашения независимости в этой стране, или одним из дипломатических представительств за рубежом. При проведении таких переговоров стороны договариваются о факте установления дипломатических отношений уровень дипломатических представительств, которыми они будут представлены, а также о сроке вступления в силу достигнутого соглашения. Документами, которые подтверждают факт установления дипломатических отношений, могут быть двустороннее соглашение идентичные ноты, которыми обмениваются представители сторон, которые вели переговоры. Ст. 2 Венской конвенции отмечает, что "установление дипломатических отношений между государствами и основания постоянных дипломатических представительств осуществляется за взаимным согласием".

Таким образом, Конвенция выходит из "согласия", то есть обоюдной воли двух государств, но не предусматривает при этом форму такого согласия. Это значит, что это согласие может быть выражено как в письменном виде, так и устно. В международном праве существует правило, которое отражается латинским сроком jus legationis. Оно означает фундаментальное право каждого государства направлять дипломатических представителей в другие государства и, соответственно, также принимать их у себя. Следовательно, право дипломатических представительств может быть как в активной, так и в пассивной форме. Из этого права выплывают и обязательства государств. В то же время нужно отметить, что ни одно государство не вынуждено отправлять или принимать постоянные дипломатические представительства, однако она также не имеет права отказать в принятии дипломатическим представителям. Более того, она не может настаивать на том, чтобы другая страна отказалась от установления дипломатических отношений с любым другим государством. Учитывая это, история дипломатических отношений фиксирует случаи грубого нарушения норм дипломатического права в период существование двух противоположных социально-экономических систем. Это касалось Кубы и других государств, когда нарушалось их активное и пассивное право на дипломатические представительства. Стоит отметить, что хоть право на установление дипломатических отношений четко не регламентировано в Венской конвенции, тем не менее, оно прямо или опосредствовано выплывает из функции международного права, положений Устава ООН, а также преамбулы Венской конвенции, в которой отмечена важность поддержания развития "дружеских отношений между государствами в общественном строе". Это значит, что государства впервые за всю историю существования дипломатического, обычного и кодификацийного, общего или регионального права согласились с новой функцией дипломатических представительств, которая заключается в обязанности последних способствовать поощрению "дружеских отношений между аккредитирующим государством и государством пребывания".

Анализ экономических факторов отношений между Китаем и Кыргызстаном

Взаимоотношения Казахстана с международными организациями

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе является межгосударственным региональным политическим объединением, в состав которого входят 56 государств-участников: все европейские страны, Соединенные Штаты Америки (США), Канада...

Дипломатическая деятельность регламентируется нормами международного права, которые первоначально являлись обычными нормами права, признаваемыми обязательными...

Дипломатическая деятельность государственных органов внешних сношений

министерство иностранный дипломатический Международные отношения представляют собой отношения между субъектами международного права. Эти отношения могут иметь разную природу: государства заключают политические...

Международные гарантии, информационные права и свободы

Основные права и свободы граждан в информационной сфере, основываются на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Объектом правоотношений здесь выступает право на информацию...

Международные стратегические альянсы

Межфирменная кооперация и альянсы, которые мы рассматриваем, не имеют в отличие от инкорпорированных компаний юридического определения как такового. Деятельность альянса определяется, как мы это уже видели в предыдущей части...

Организация Объединенных Наций и ее структуры

Повышение значения СБ ООН и появление новых прогрессивных аспектов его деятельности закономерно порождает у многих исследователей вопрос о том, существуют ли юридические пределы, рамки для решений Совета? Отвечая на этот вопрос...

Основные направления внешней политики Китая с соседними странами

С началом проведения Китаем политики реформ и открытости в 1978г. Его внешняя политика всецело ориентирована на Запад, в основном на США. 16 декабря 1978г. Было объявлено о намерении Китая и США установить дипломатические отношения...

Сотрудничество Великобритании и Германии в рамках Европейского Союза на современном этапе

Сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации в годы независимости (1991-2016 гг.)

После распада СССР в постсоветском пространстве появились новые независимые государства...

Становление, развитие и перспективы российско-канадских отношений в контексте нового мирового порядка

Дипломатические отношения между Россией и Канадой были установлены в 1942г., после немецкого вторжения в Советский Союз. Первым советским послом в Канаде был Георгий Зарубин...

Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС

Процесс установления торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС невозможно рассматривать вне того политического контекста и экономических предпосылок, которые сложились к моменту распада СССР. Прежде всего...

Установление дипломатических отношений между Арменией и Турцией

СССР поддержал резолюцию 181/II, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 г., о создании в Палестине двух независимых государств, и таким образом содействовал появлению на карте мира Государства Израиль. 20 апреля 1948 г...

Эволюция взаимоотношений России и Израиля с 1947 г. по настоящее время

9 февраля 1953 года на территорию советского посольства в Тель-Авиве была брошена бомба, в результате чего три сотрудника посольства были ранены, и зданию был причинен ущерб...

Признание государства и установление

И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Структура МИД

Государственные награды

· Орден Почёта (Белоруссия) (2006)

Структура министерства иностранныъх дел Республики Беларусь

4 Заместителя министра

Послы по особым поручениям

Главное договорно-правовое управление

Управление документационного обеспечения

Департамент внешнеэкономической деятельности

Управление внешнеполитического анализа

Управление Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества

Управление координации и планирования

Управление Америки

Управление информации

Управление общеевропейского сотрудничества

Управление России и Союзного государства

Главное управление многосторонней дипломатии

Управление обеспечения дипслужбы

Управление Европы

Управление регионов России

Управление Азии, Австралии и Океании

Управление дипломатической безопасности

Служба государственного протокола

Управление двусторонних отношений со странами Содружества Независимых Государств

Управление Африки и Ближнего Востока

Управление информационных технологий

Управление кадров

Главное консульское управление

Управление международной безопасности и контроля над вооружениями

Валютно-финансовое управление

Секретариат ЮНЕСКО

Коллегия МИД

n Состав (13 человек):

n Министр (председатель коллегии)

n Заместители

n другие руководящие работники МИД и загранучреждений

n Численность коллегии утверждается Советом Министров

n Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности МИД.

n Решения коллегии оформляются приказами Министра и постановлениями МИД.

Контрольные вопросы

1. Каков правовой статус МИД Республики Беларусь? Какими нормативно-правовыми актами он регулируется?

2. Какие основные функции МИД Республики Беларусь?

3. Как формируется коллегия МИД Республики Беларусь?

4. Каковы принципы формирования и структура центрального аппарата Республики Беларусь?

Глава 3. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Под дипломатическими отношениями пони­маются официальные отношения, добровольно устанавливаемые между двумя государствами во всех сферах деятельности (поли­тической, экономической, культурной) и дающие право обмена дипломатическими представителями и представительствами.

Первым шагом к установлению дипломатических отноше­ний является признание того или иного государства и его пра­вительства со стороны другого государства. В соответствии с международным правом существуют две формы признания но­вого государства: признание де-факто и признание де-юре.



Признание де-факто носит неполный характер. Будучи не в состоянии отрицать факт существования государства, прави­тельство другой страны не устанавливает с ним дипломатичес­ких отношений, но в то же время вступает в деловые контакты, развивает торговые связи. Иногда такая форма отношений ис­пользуется в течение довольно длительного периода времени, но в некоторых случаях носит кратковременный характер. Ви­димо поэтому иногда такую форму именуют отношениями "ad hoc", буквально означающие "к этому", "для данного случая".

В современной международной практике признание де-фак­то применяется сравнительно редко.

Наиболее распространено признание де-юре, или полное дипломатическое признание. Оно предполагает установление документально оформленных официальных дипломатических отношений, учреждение по взаимной договоренности диплома­тических представительств, развитие взаимовыгодных торго­вых, экономических, культурных и иных связей.

Специально оговоренного где-либо единого порядка уста­новления дипломатических отношений между государствами Не существует. Но дипломатическая практика показывает, что страны предпочитают закреплять договоренности о диплома­тическом признании и учреждении дипломатических предста­вительств письменно:

путем обмена личными нотами; оформлением специального соглашения; опубликованием обеими сторонами соответствующего ком­мюнике;

путем обмена письмами или телеграммами по этому вопро­су на высоком уровне.

Документальное оформление достигнутой договоренности включает в будущем какие-либо недоразумения и различное толкование, причем в указанных выше документах, как правило, определяется ранг дипломатического представительства (посольство, миссия), которым решают обменяться государства. Например, дипломатические отношения между Советским Со­юзом и США были установлены путем обмена личными нотами между народным комиссаром по иностранным делам СССР М.М.Литвиновыми Президентом США Франклином Д. Рузвельтом.

1. Нота Президента США Народному Комиссару

по Иностранным Делам СССР М.М.Литвинову

Белый дом, Вашингтон,

Уважаемый господин Литвинов,

Я крайне счастлив уведомить Вас, что в качестве результата наших переговоров Правительство Соединенных Штатов решило установить нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза Сове­тских Социалистических Республик и обменяться Послами.

Я верю, что установленным ныне между нашими народами отношениям удастся навсегда остаться нормальными и дружественными и что нашим нациям отныне удастся сотрудничать для своей взаимной пользы и для ограждения всеобщего мира.

Я остаюсь, уважаемый господин Литвинов, весьма искренне Ваш

Франклин Д. Рузвельт

2. Нота Народного Комиссара по Иностранным Делам СССР

Президенту США Франклину Д. Рузвельту

Вашингтон,

Уважаемый господин Президент,

Я крайне счастлив уведомить Вас, что Правительство Союза Совет­ских Социалистических Республик радо установить нормальные диплома­тические отношения с Правительством Соединенных Штатов и обменять­ся Послами.

Я также разделяю надежду, что установленным ныне между нашими народами отношениям удастся навсегда остаться нормальными и дружес­твенными и что нашим нациям отныне удастся сотрудничать для своей взаимной пользы и для ограждения всеобщего мира.

Я остаюсь, уважаемый господин Президент, весьма искренне Ваш

Максим Литвинов, Народный Комиссар по Иностранным Делам Союза Советских Социалистических Республик.

Известны случаи, когда государства приостанавливают или прекращают (разрывают) дипломатические отношения. Эти от­ношения прекращаются, например, вследствие войны, воору­женной агрессии против суверенного государства, военного пут­ча или когда один из партнеров изменяет свой государственный статус (например, слияние с другим государством, вступление в федерацию или конфедерацию), при котором ведение внешне­политических дел передается общему верховному органу.

Разрыв дипломатических отношений сопровождается пол­ным прекращением контактов между государствами, отзывом дипломатических представителей и закрытием дипломатичес­ких представительств.

Восстановление дипломатических отношений происходит, как правило, так же, как и их установление, т.е. путем перего­воров и обмена соответствующими документами.

Вслед за оформлением акта об установлении дипломатических отношений обычно следует обмен дипломатическими представи­тельствами, которые, как правило, учреждаются в столицах соот­ветствующих государств. В современной практике межгосудар­ственных отношений известны два основных класса постоянных дипломатических представительств - посольства и миссии.

Посольство (или миссия) представляет собой госу­дарственное учреждение, находящееся на территорий иностранного указаниями своего правительства. При этом, осуществляя защиту интересов своего государства, его юриди­ческих и физических лиц, посольство (или миссия) не должно нарушать порядок и правила, установленные властями страны пребывания в отношении официальных иностранных предста­вительств. Посольство (или миссия) имеет гербовую печать, гербовые бланки для официальной переписки, пользуется пра­вом поднимать над зданием посольства (или миссии) государственйый флаг своей страны. Оно располагает валютными сред­ствами, может открывать текущие счета в банках, владеет дви­жимым и недвижимым имуществом и другими ценностями, не­обходимыми для осуществления представительством общепризнанных в международном праве официальных функций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дипломатия -- деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Дипломатия является средством осуществления внешней политики государств. Представляет собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

Возникновение и содержание термина «дипломатия». Считается, что слово «дипломатия» происходит от греческого слова dнpl фma , которым в Древней Греции , называли сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия ). Буквально это слово означало «удваиваю» от способа, которым они складывались. Направлявшиеся на переговоры послы в Древней Греции получали инструкции и грамоты, подтверждающие их полномочия, записанные на двух складывающихся дощечках, которые они вручали должностному лицу города (античного полиса ), ведавшему международными делами. Отсюда происходит слово «Дипломатия».

В обыденной речи слово «дипломатия» иногда употребляется для обозначения некоторых совершенно различных вещей. Например, иногда под дипломатией понимается внешняя политика государства. В других случаях под дипломатией понимаются переговоры, а иногда под этим словом подразумевается совокупность процедур и аппарат, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения загранучреждений, входящих в министерство иностранных дел. Ну и в конце концов, слово «дипломатия» обозначает особую способность людей, проявляющуюся в искусстве добиваться выгоды при ведении международных переговоров, или ловкости в хорошем смысле этого слова, а в плохом смысле -- в коварстве в подобных делах. Эти пять значений слова «дипломатия» особенно употребляются в англоязычных странах.

Самостоятельно это слово начали употреблять с конца XVI века . Первый случай употребления слова дипломатия в Англии относится к 1645 году. Позднее великий немецкий учёный Готфрид Лейбниц применил слово «дипломатический» (по латыни diplomaticus) в изданным им Своде дипломатического права («Codex Juris Gentium Diplomaticus») в 1693 году. С тех пор оно стало обозначать «касающийся международных отношений».

Позднее слово «дипломатия» в том смысле, который мы вкладываем в него сейчас, стал применять французский дипломат Франсуа Кальер , бывший послом Людовика XIV в нескольких государствах. В 1716 году он опубликовал книгу «О способах ведения переговоров с государями», где использовал слово «дипломатия» в современном значении этого слова. Книга Кальера до сих пор используется при подготовке дипломатов во многих дипломатических школах. В этом издании дипломатия рассматривается как искусство ведения переговоров, основанное на определённых моральных принципах и в основе которого лежит определённая теория. До этого, во времена Древней Греции и Древнего Рима, а также Византии и Средневековья искусство лжи и обмана в международных делах было доведено до совершенства. Кальер противопоставил этому честные переговоры, основанные на высоком интеллекте. Он писал в этой книге: «Обман -- это в действительности показатель ограниченности ума того, кто ведет переговоры. Не секрет, что для достижения успеха всегда использовалась ложь. Она всегда оставляла после себя капли отравы и даже наиболее блестящие успехи дипломатии, достигнутые обманом, покоятся на шаткой почве. Успешно проведенные честные и основанные на высоком интеллекте переговоры создадут дипломату огромные преимущества в последующем диалоге, который он будет вести».

Существует несколько определений понятия «дипломатия». В Оксфордском словаре даётся такое определение: «Дипломатия -- это ведение международных отношений посредством переговоров; метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломата». Вместе с тем существуют также другие определения понятия «дипломатия». Например, в книге Э. Сатоу «Руководство по дипломатической практике», изданной в 1961 году, говорится: «Дипломатия есть применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств, а ещё короче, ведение дел между государствами с помощью мирных средств».

В Дипломатическом словаре (главный редактор -- министр иностранных дел СССР А. А. Громыко ) даётся такое определение: «Дипломатия -- принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей».

Резюмируя различные точки зрения по поводу определения дипломатии, можно определить её как науку международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений (министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и её проведении в жизнь мирными средствами. Главная цель дипломатии -- защита интересов государства и его граждан.

История дипломатии

Дипломатия как метод урегулирования установления отношений между группами людей существовала, очевидно, ещё в доисторические времена. По мнению Г. Никольсона, ещё в XVI веке теоретики уверяли, что первыми дипломатами были ангелы, так как они исполняли обязанности послов между небом и землей.

Даже в доисторические времена , вполне вероятно, бывали случаи, когда одна племя воевало с другим племенем и для того, чтобы подобрать раненых и похоронить убитых, велись переговоры о временном прекращении битвы. Уже тогда было ясно, что подобного рода переговоры были бы невозможны, если бы посол одной стороны был съеден другой стороной до того, как он передал послание. Отсюда, вероятно, и появились определённые права и привилегии для переговорщиков. Личность подобного рода посланцев или вестников, надлежащим образом уполномоченных, должна была быть в некотором отношении особой. Из этих обычаев возникли те привилегии, которыми пользуются современные дипломаты.

В рабовладельческом обществе , постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы , преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

В условиях феодальной раздробленности получила распространение «частная» дипломатия феодальных суверенов, которые в промежутках между войнами заключали мирные договоры, вступали в военные союзы, устраивали династические браки. Широкие дипломатические связи поддерживала Византия . В середине XV века с развитием международных отношений постепенно появляются постоянные представительства государств за границей.

Особенности дипломатии государств новой истории определяются новыми целями их внешней политики в условиях развития капиталистического (рыночного) хозяйства. Для крупных государств это борьба за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира. Для небольших государств и народов - это формирование национальных государств, отстаивание их независимости и целостности. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ . Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах , в объединении Германии , Италии . В новейшей истории новым важнейшим направлением дипломатии стало сохранение мира, развитие многообразных переговорных форматов, создание наднациональных регулирующих органов - Лига Наций, ООН, G8, G20.

Старая и новая дипломатия

Принято считать, что рубежом в развитии дипломатии явились Первая мировая война и произошедшие после неё события. К ним относят: провозглашение президентом США Вудро Вильсоном его 14 пунктов открытой дипломатии и экономического равенства государств , отмену Советской Россией так называемых «кабальных договоров» и отказ от тайной дипломатии. На рождение новой дипломатии оказали влияние такие факторы, как стремление к созданию международных организаций (в первую очередь Лиги Наций и ООН ), имеющих целью предотвращение войн, распад существовавших империй и мировой колониальной системы , возникновение и сосуществование двух систем (капитализм --социализм ) и другие события, произошедшие после Первой и Второй мировой войн. Значительно изменилась роль общественности, средств массовой информации и их влияние на дипломатию.

Форма дипломатии

Основные статьи: Венская конвенция о дипломатических сношениях , Дипломатические отношения , Дипломатический протокол , Верительные грамоты .

Дипломатия является чрезвычайно кодифицированной и формализованной деятельностью, осуществляемой на основании Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года .

Функции дипломатии

представительство

· дипломатическое общение и переписка

· проведение переговоров

· снискание расположения

· добывание информации

· защита интересов граждан своей страны за рубежом

Методы и средства дипломатии

· официальные и иные визиты и переговоры;

· дипломатические съезды , конференции , совещания и встречи;

· подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и иных дипломатических документов;

· участие в работе международных организаций и их органов ;

· повседневное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и миссиями ;

· дипломатическая переписка ;

· публикация дипломатических документов;

· освещение в СМИ позиции правительства по тем или иным международным вопросам.

· передача дипломатических нот

· разрыв дипломатических отношений

Принципы и особенности дипломатии

· Международное право запрещает вмешательство во внутренние дела страны пребывания.

· Органы и ответственные лица, несущие дипломатическую службу, пользуются в стране пребывания общепризнанными правами и дипломатическими привилегиями (иммунитет и неприкосновенность дипломатического персонала и помещений , право шифрованной переписки и дипломатической закрытой связи, право подъёма флага государства, таможенные привилегии и др.).

Виды дипломатии

В зависимости от целей и способов достижения целей внешней политики государства различают следующие виды дипломатии.

Политика умиротворения

Основная статья: Политика умиротворения

(англ. Appeasement )

Суть данной разновидности дипломатии состоит в умиротворении, то есть нежелании обострять или разжигать противоречия, которые существуют между странами. Данная разновидность дипломатии предполагает различные уступки по малозначительным и не принципиальным вопросам противоположной стороне.

Чаще всего примером данной дипломатии называют политику Англии и Франции накануне Второй мировой войны, когда они пытались противостоять агрессивным устремлениям Гитлера.

Дипломатия канонерок

Основная статья: Дипломатия канонерок

Суть дипломатии канонерок состоит в демонстрации силы для достижения своих внешнеполитических целей. Получила своё наименование от слова «канонерка » -- небольшого корабля с серьёзным артиллерийским вооружением.

Примером данной политики является применение Соединёнными Штатами Америки канонерок в Китае в начале XX века, а также в Латинской Америке. В настоящее время любое применение военно-морских сил для достижения внешнеполитических целей получило название дипломатии канонерок.

Долларовая дипломатия

Данная разновидность дипломатии предполагает использование экономических методов (например, кредитов ) для достижения своих целей.

Президент США Вильям Говард Тафт (1909--1913) образно охарактеризовал дипломатию доллара как «политику, при которой доллары должны выполнять роль пуль». Впервые словосочетание использовано в 1909 году, когда правительство США стимулировало инвестициями и займами строительство железных дорог в Китае . Эта политика распространялась США в основном на слаборазвитые страны Латинской Америки (Гаити , Гондурас и Никарагуа ), где возврат займов гарантировали вооруженные силы США, присутствовавшие в стране.

Публичная дипломатия

Основная статья: Публичная дипломатия

Под публичной дипломатией понимаются действия, направленные на достижение целей национальной внешней политики путём установления долгосрочных отношений, изучения общественного мнения за рубежом, информирования зарубежной аудитории с целью лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путем изучения настроений за рубежом, воздействия на тех, кто формирует это мнение.

Народная дипломатия

Под народной дипломатией в широком смысле этого слова понимается исторически непрерывный процесс общения, взаимного познания народов, взаимовлияния и взаимообогащения культур.

Челночная дипломатия

Челночная дипломатия -- одно из средств мирного разрешения споров между государствами путём серии переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

В начале 1974 году государственный секретарь США Генри Киссинджер начал первый раунд того, что потом получило название «челночной дипломатии» между Иерусалимом и столицами арабских стран.

Экономическая дипломатия

Основные статьи: Международные экономические отношения , Внешнеэкономическая деятельность

Экономическая дипломатия, или торговая дипломатия -- это направление дипломатической работы, в основе которых лежат торгово-экономические отношения.

Торговая дипломатия, как направление внешних сношений государства сыграла большую роль во Франции во времена Людовика XIV. Советник короля Жан-Батист Кольбер активно развивал это направление, благодаря чему истощённая войнами французская казна была спасена за счет коммерческой, торговой дипломатии .

Особое значение этот вид дипломатии имеет в современных условиях, когда благодаря процессу глобализации , благосостояние практически всех государств очень сильно зависит от участия в мировых торгово-экономических отношениях.

Дипломатическая переписка - совокупность различных видов корреспонденции и документации дипломатического характера, посредством которой осуществляются отношения между государствами .

Вербальная нота

Наиболее распространённый вид. Она может касаться важных, принципиальных вопросов, равно как и рутинных. Содержит различного рода информацию (изменения в дип. персонале), просьбы (выдать визу, решить какой-либо вопрос), может выражать недовольство или вновь привлечь внимание к вопросу. Печатается на нотном бланке с гербом, ставятся индекс и номер ноты. Ноты отправляются адресату от имени МИДа или посольства в 3-м лице (с датой, адресом получателя и печатью вместо подписи) и не подписываются. Текст состоит из трёх частей: 1) вступительный комплимент; 2) содержание ноты; 3) заключительный комплимент

Личная нота

Пишется на нотном бланке, но исполняется от первого лица с подписью, индекса и номера не ставится, печати нет. Посылается по вопросам важного и принципиального значения, с информацией об изменении названия государства, по вопросу о двусторонних отношениях, а также личные ноты коллегам по дип корпусу или МИДа об отпуске, вручении верительных грамот, временном отъезде и назначении временного поверенного в делах; по протокольным вопросам, поздравления, соболезнования. Посылается только курьером.

Меморандум

Содержит фактическую или юридическую сторону какой-либо проблемы и может представлять собой изложении позиции страны, её анализ ситуации - тогда, когда это надо сделать явно официально. Вручается лично (ставится дата и место, печатается на бланке) или пересылается с нотой (без даты и места, на бумаге). Не содержит ни вступления, ни заключения, но есть заголовок “Меморандум правительства РФ по вопросу о…”. Печать не ставится.

Памятная записка

Вручается: 1) лично после устного заявления и просьбы (чтобы усилить её значение, предупредить неправильное толкование) или как ответ на просьбу, 2) с курьером, вместе с визиткой или другой нотой. Составляется, как правило, безлично, не содержит ни вступления, ни заключения, но есть заголовок “Личная записка”, не подписывается, без печати, ставится дата и место. Преимущественно по повседневным вопросам.

Частное письмо

Личное письмо используют для отношений с деятелями культуры, деловых кругов, общественных организаций, политиками тогда, когда отправление другой ноты не диктуется необходимостью. Это может быть сопроводительное письмо, выражать благодарность, поздравления, личные приглашение или просьбу и т.д. Но в любом случае подчёркивается личный характер письма - по частному событию. Пишется либо на личном бланке отправителя, либо на хорошей бумаге. Обращение “Уважаемый г-н”. Комплимент “С уважением”, “прошу принять мои уверения в весьма высоком к Вам уважении”. Зависит от положения адресата и степени отношений с ним. Предпочтительнее писать и подписать от руки. Адрес пишется на конверте. Ставятся место и дата (вверху справа, иногда внизу) и иногда положение отправителя (вверху слева если личный бланк, или снизу справа после подписи).

Заявления

Носят более значительную смысловую нагрузку, чем меморандумы и могут содержать реакцию государства на событие или предупреждение.

Дипломатические отношения -- основная форма поддержания официальных отношений между суверенными государствами , а также некоторыми другими государствоподобнымисубъектами международного права -- на данный момент к ним относятся Святой Престол , Мальтийский Орден и Европейский Союз . Некоторые страны, пока не признающие Государство Палестина , имеют дипломатические отношения с ООП как с представителем палестинского народа; аналогичная ситуация существует и с теми странами, которые признают сирийскую оппозиционную коалицию законным представителем сирийского народа -- подобные отношения свидетельствуют о том, что данные организации рассматриваются как будущее правительство соответствующих государств. Также существуют примеры установления дипломатических отношений с правительствами в изгнании , которые тоже рассматриваются как полноценные правительства соответствующих государств в будущем) в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения.

Дипломатические отношения призваны способствовать развитию дружественных отношений между государствами, поддержанию мира и безопасности.

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года , установление дипломатических отношений осуществляется по взаимному согласию.

Установлению дипломатических отношений обычно предшествует юридическое признание государства и его правительства со стороны другого государства, сам факт их установления всегда говорит о наличии такого признания.

Дипломатические отношения между государствами и государствоподобными образованиями в общем случае -- это дружеские контакты любого характера между их правительствами, они могут существовать даже при отсутствии посольств. Однако полноценный характер дипломатические отношения приобретают только после открытия дипломатической миссии или, что более предпочтительно, обмене ими.

Разрыв или приостановление дипломатических отношений может произойти вследствие того, что правительство в другом государстве перестаёт считаться законным. В этом случае дипломатические отношения могут быть впоследствии установлены с другим (альтернативным) правительством того же государства, которое пришло к власти в результате революции или переворота. В другой ситуации разрыв или приостановление дипломатических отношений может официально свидетельствовать о том, что отношения между государствами более не являются дружескими; такое может произойти при наличии очень серьёзных проблем во взаимоотношениях вследствие, например, вспыхнувшей между государствами войны. Также дипломатические отношения прекращаются вследствие ликвидации данного субъекта международного права, например благодаря объединению государств, или прекращения признания его правосубъектности.

Существование (а также установление, возобновление) дипломатических отношений всегда свидетельствует о том, что стороны признают друг друга в целом невраждебными друг другу субъектами международного права; также оно свидетельствует и об обоюдном признании законности той власти, которая руководит каждым из субъектов и представляет его на международной арене. В некоторых случаях, как, например, в случае КНР и Китайской республики на Тайване , установление дипломатических отношений с одним из правительств делает невозможным их установление с другим, так как оба режима считают себя единственной законной властью на всей территории единой страны. При этом наличие реального контроля данного правительства над территорией своего государства как раз не является необходимым условием: известны случаи, когда дипломатические отношения устанавливались с правительствами в изгнании. Дипломатия дипломатические отношения

Установление дипломатических отношений происходит в результате переговоров между представителями заинтересованных государств непосредственно или через дипломатических представителей третьих государств и оформляется в виде обмена посланиями, письмами, нотами между главами государств и правительств или министрами иностранных дел. Стороны договариваются о самом факте установления дипломатических отношений, уровне (посольство или миссия ), дате вступления в силу соглашения, сроке и порядке его опубликования.

Публи м чная диплома м тия (англ. public diplomacy ) -- комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов.

Термин «публичная дипломатия» не является синонимом термина «открытая дипломатия», которая касается характера дипломатического поведения государства на международной арене (от "открытости" (Сингапур) до "замкнутости" (КНДР)).

Публичная дипломатия -- действия, направленные на строительство долгосрочных отношений, защиту целей национальной внешней политики и лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путем изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и воздействия на тех, кто это мнение формирует. Публичная дипломатия в основном нацелена на массовую аудиторию. Она исходит из того предположения, что общественное мнение может оказать значительное влияние на свои правительства и на политические системы. Любой вид публичной дипломатии направлен на определенную аудиторию, использует соответствующий этой аудитории язык и образы. Именно это позволяет ей достичь намеченных политических целей.

Публичная дипломатия преследует цель расширения диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами. Это предполагает активный международный обмен, создание информационных программ, пропаганду своей культуры.

Термин "публичная дипломатия" - это один из способов влияния на мнение и поведение населения зарубежных стран. Публичная дипломатия США может быть традиционный и так называемой цифровой (digital diplomacy). До появления сети Интернет, публичная дипломатия США включала в себя такие программы воздействия на другие государства как: информационную пропаганду, осуществляемую через радио и телевидение; обучение отдельных социально-профессиональных групп населения с целью формирования лояльной элиты и распространение американской политической культуры посредством выставочной деятельности, кино и т.д. Распространение сети Интернет сделало возможным оказывать влияние на зарубежную аудиторию посредством следующих методов: размещение радио и телепередач в сети Интернет, распространение литературы о США в цифровом формате, мониторинг дискуссий в блог-пространстве зарубежных стран, создание персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, а также рассылка информации через мобильные телефоны.

Публичная дипломатия США

В Америке с конца 70-х годов очень активно вели работу по непосредственным связям с общественностью, созданы многие органы и посты. Пропаганда, благодаря новым технологиям (телевидение, радио), превратилась в ключевое средство ВП. Восприятие политики одного государства общественным мнением других стран играет все большую роль. Сфера деятельности публичной дипломатии предполагает все более активное подключение общественного мнения, неправительственных институтов и отдельных граждан к дискуссии по проблемам международной политики. Во многом успех на мировой арене политики и внешнеэкономических проектов государства обеспечивается уровнем информационных систем.

Информационно-разъяснительная работа

Информационно-разъяснительная работа -- деятельность, целью которой является распространение информации о собственной стране, о жизни ее людей, а также разъяснение внешнеполитического курса ее правительства и предпринимаемых им внешнеполитических акций, разоблачение инсинуаций, распространяемых враждебной пропагандой.

Дипломатический иммунитет

Дипломатический иммунитет (от лат. immunitas -- независимость, неподверженность) -- это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава и члены дипломатического персонала дипломатических представительств . Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.

Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломатических привилегий . Последние представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания (прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах).

Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях (Россия участвует). В развитие ее положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г. , ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г. В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР.

История института дипломатического иммунитета

В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности . В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями. Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии -- оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.

В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса . С появлением в XV в. постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под ее особым покровительством. В XVI в. -- период ожесточённой религиозной розни -- в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 г. был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.). Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а, следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.

В вестфальский период (1648--1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций , 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель , 1758 г.).

Версальский (1919--1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне -- Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипправа. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 г.

Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН -- Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 году. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.

Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая свое отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 г. (далее -- ВК). Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства». В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.

ВК регулирует вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам).

Дипломатические представительства

Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со ст.22 ВК помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно ст.1 ВК, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местной полиции.

Неприкосновенность помещений диппредставительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.

В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают. Иммунитет и помещения на праве аренды.

Дипломатические агенты

Иные бенефициары дипломатического иммунитета

· Главы государств;

· Главы правительств;

· Министры иностранных дел;

· Должностные лица международных организаций;

· Иные субъекты.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История отношений между Японией и Россией. Понимание культурной дипломатии в этих двух странах: разница терминологии и подходов. Цели культурной дипломатии Японии и России. Текущая стратегия внешней политики государств по отношению друг к другу.

    реферат , добавлен 03.09.2016

    Экономическое сотрудничество между государствами как основа современной глобализации. США и Евросоюз - два центра глобального геополитического притяжения. Инструменты экономической дипломатии, направленные на укрепление экономических отношений.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    Роль многосторонней дипломатии в подготовке общеевропейского совещания. Основные этапы эволюции ОБСЕ и её механизмов многосторонней дипломатии. Форумы многосторонней дипломатии СБСЕ в преодолении "холодной войны". Состав организации как уникальность ОБСЕ.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2015

    Исследование политических взаимоотношений между государствами Западной Европы в период средневековья. Анализ проблемы устойчивости границ. Сущность властных полномочий. Роль религиозного фактора в дипломатии. Изучение методов ведения международных дел.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2017

    Описание принципов сотрудничества Японии и России и методов их двусторонней культурной дипломатии. Способы культурного взаимодействия. Программа безвизового обмена для россиян. Мероприятия, связанные с культурой: фестивали. Образовательные программы.

    реферат , добавлен 03.09.2016

    Юридические основания установления дипломатических отношений. Сущность понятия "дипломатическое признание". Основные направления внешней политики Украины. Отношения Украины с Европейским союзом. Дипломатические отношения между Россией и Украиной.

    реферат , добавлен 07.08.2010

    Переговоры как инструмент дипломатии, формы осуществления многосторонней дипломатии. Россия, Китай, Центральная Азия как зона потенциальных конфликтов. Пути решения конфликтов на постсоветском пространстве. Роль Далай Ламы в решении Тибетского конфликта.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Проблемы международных отношений и формирование основ дипломатии в XV-XVII вв. Образование колониальных империй. Международные отношения в период наполеоновских войн в Европе. США в системе международных отношений. Русско-турецкие войны и их итоги.

    шпаргалка , добавлен 05.04.2012

    Эволюция взаимоотношений российской дипломатии и НАТО. От конфронтации к неравному партнерству. Россия и НАТО: факторы пересмотра стратегических приоритетов. Расширение НАТО на восток как проблема российской дипломатии.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2006

    Экономическая дипломатия как явление международной жизни, её специфика, виды, задачи, цели и функции. Участники крупнейших международных региональных торговых блоков. Направления экономической дипломатии Российской Федерации в условиях глобализации.