Конспект занятия по развитию речи в подготовителной группе кто хлеб вырашчивает. Конспект занятия для средней группы «Хлеб - первое чудо света

Открытое занятие в классе предшкольной подготовки

Тема: «Звуки (Х), (Хь). Хлеб - всему голова»

Цель : совершенствование знаний детей о значимости хлеба.

Задачи:

    Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.

    Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.

    Учить образовывать прилагательные от существительных.

    Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.

Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?

Варианты решения:

    Хлеб нужен человеку, как продукт питания.

    Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.

    Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.

Тезис: "Хлеб - всему голова"

Материал к занятию: поговорки, стихи, игрушки мышки, петушок, пшеничные зерна, колоски, цветные картинки (для игры «Выбери нужное»), фасоль, горох (для игры «Золушка»), мяч, выставка хлебобулочных изделий, картинки-иллюстрации.

Предварительная работа:

    Разучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе.

    Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.

    Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".

  1. Дидактические игры

Ход занятия

Утренний круг:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат (игрушки).

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это мышата и петушок. Вы помните, из какой они сказки? (Ответы детей)

Правильно, из сказки «Колосок». Петушок просит у нас помощи. Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно. Поможем, ребята, Петушку?

А в этом нам с вами поможет пшеничное зернышко.

Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб?

Дети: хлеборобы

Воспитатель: Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.

Скажите, пожалуйста, для того, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб?

Дети: копает землю, рвёт траву... (поле большое... наверно, какие-то машины это делают?)

Воспитатель : Трактор вспахивает землю. К нему прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Приложение 1.

Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода -
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.

А кто работает на тракторе?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Вот мы вспахали землю, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?

Дети: Разбить комки, рыхлить...

Воспитатель : Землю рыхлят бороной, а потом сеют зерно с помощью сеялок. Приложение 2, 3.

Ребята, а сейчас давайте вспомним наше наблюдение за ростом пшеничного зерна и поиграем.

Игра « Выбери нужное». Из предложенных картинок дети выбирают те, которые необходимы для роста зёрнышка. Приложение 4 – правильный набор картинок.

Воспитатель: молодцы ребята!

Чтобы семя проросло,

Нужны влага и тепло,

Вышел к свету стебелек,

Глубже в почву корешок,

Всем на удивление,

Новое растение!

А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей ) Приложение 5.

Воспитатель : Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

Приложение 6.

А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Поле становится какое?

Игра «Назови какое поле?»

Дети: жёлтое, золотое, спелое, сухое, колосистое и т.д.

Воспитатель: Правильно, пора хлеборобам убирать урожай. А какие машины помогают в этом? Приложение 7.

Дети : комбайны.

Воспитатель: А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнёр.

Он идёт - волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.

А что рядом с комбайном едет? Машина. Кто управляет машиной? Шофёр.

Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.

(Дети встают перед стульчиками)

Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса. Давайте возьмём насос и накачаем их.

(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).

Ну что, поехали! Ехали, ехали,

На кочку наехали

С горки съехали

На элеватор приехали.

Дети садятся за парты. Перед ними тарелочка с разными зёрнышками.

Воспитатель: Ребята, на этом элеваторе хранятся только пшеничные зёрнышки. А здесь они перемешались с другими. Давайте их выберем. Кто справится быстрее всех, тот поднимет колосок.

Игра «Золушка»

Воспитатель Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?

Почему? А из чего можно?

Дети : нет, из муки.

Воспитатель Нужно зерно перемолоть, превратить его в муку. А где это можно сделать? На мельнице. А кто работает на мельнице? Приложение 8.

Дети: Мельник.

Воспитатель: Правильно, а муку куда отправляют?

Дети: в пекарню и в магазин.

Воспитатель: Правильно. Пекарь замесит тесто, и что он испечёт?

Дети: хлеб, булочки, батоны, баранки, пироги, сушки, крендельки и т.д.

Воспитатель : Дети, обратите внимание на нашу выставку хлебобулочных изделий, что там еще есть. (Ответы детей).

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (ответы детей )

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы. Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны) .

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

А сейчас поиграем! (Игра с мячом)

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.

Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

(ответы детей)

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

«Плох обед, когда хлеба нет» ;

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска» ;

«Не в пору обед, когда хлеба нет».

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).

Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.

Рефлексия .

Ребята вам понравилось наше занятие? Если да, то похлопайте, если нет - потопайте.

Приложение 1.

«Хлеб - богатство народа».

Конспект занятия по развитию речи

В старшей группе

Цель : закрепление знаний у детей о ценностях хлеба для человека.

Закрепление представлений у детей о том, что хлеб нужен каждому человеку.

Что в нашей стране хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные

машины помогают им в работе.

Формирование умения объяснять последовательность этапов выращивания хлеба.

Закрепления умения выразительно рассказывать стихотворения, загадывать и отгадывать загадки, называть пословицы.

Формирование мировоззрения о пользе хлеба и хлебных изделий.

Воспитания уважения к труду хлебороба и бережному отношению к хлебу.

Методические приёмы : игра, беседа, рассказ, художественное слово, поощрение.

Мотивация : путешествие во времена древнего человека, рассказ о том, как впервые человек узнал о хлебе.

Оборудование: плакат со словами «Хлеб – всему голова», иллюстрации с полевыми работами по выращиванию хлеба, картинки с хлебными изделиями, самовар и хлебные изделия, музыкальное сопровождение, атрибуты к дидактической игре: «Как хлеб на стол пришёл? », солёное тесто для лепки; видеопрезентация «Откуда хлеб пришел».

Воспитатель: Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, в котором узнаем много о самом интересном и уникальном чуде света. А что это за чудо вы, сможете ответить, прослушав загадку и отгадав её.

«Рос сперва, на воле в поле, летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто, в магазине занял место.

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный, и пушистый,

Он и чёрный, он и белый, и бывает подгорелый».

(Хлеб)

Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о хлебе.

Прошу всех быть внимательными на занятии, слушать своих товарищей, правильно отвечать на вопросы. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как же впервые хлеб попал на стол к человеку. Послушайте рассказ.

Как пришёл ты к людям, хлеб? Было это давным – давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды один человек остановился, и стал рассматривать траву, сорвал её, положил в рот и начал жевать. На лице человека появилась улыбка, он радостно стал кричать и созывать своих соплеменников. Это были жёлтенькие зёрна. Каждый унёс с собой по горсти этих зёрен. Так человек впервые узнал о вкусных, питательных зёрнах. Он стал возделывать землю и сеять зерно. Так на свет появилось слово – хлеб.

Ребята, вы сейчас прослушали небольшой рассказ. О чем говориться в этом рассказе?

Сразу ли древний человек узнал, что такое хлеб?

Как человек узнал о хлебных зернах?

Помогли эти зерна человеку справиться с голодом?

А сейчас, я попрошу вас задуматься над тем, что произойдет, если вдруг не станет хлеба, макарон, печенья, булочек и т. д.

Рассуждения детей. Дети высказывают свои мысли.

Чтобы не настало такое время, мы должны с вами знать и помнить вот эти замечательные слова: «Хлеб – всему голова».

В какой области мы живём?

Что выращивают у нас на полях?

Ребята, скажите, когда вы слышите слово хлеб, что вы себе представляете?

Правильно хлебом называют злаковые культуры: ячмень, пшеница, рожь.

Хлебом называют перемолотые зёрна – муку, печенье, булки, булочки, изделия из муки - это всё хлеб.

А вы знаете, как называют людей выращивающих хлеб?

Да, этих людей называют – хлеборобами. Нелегок, тяжёл труд людей взрастивших хлеб. Круглый год люди ведут полевые работы для того, что бы собрать богатый урожай.

Люди, каких профессий участвуют в выращивании хлеба? (комбайнёры, трактористы, агрономы, шофера, повара)

Ребята, а сейчас немного отдохнем и проведем физминутку «Зерно»:

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает зернышко,

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает.

К земле низко прижимает,

Вот как весело играет.

Потянулся наш росток

превратился в колосок.

Ребята, скажите, а вы знаете, как вырастить хлеб?

Что для этого нужно сделать? (Дети рассказывают, рассуждают, опираясь на ранее полученные знания).

Молодцы ребята, вы многое знаете о работе хлеборобов.

А сейчас, я предлагаю вам разделиться на две команды и с вами проведем дидактическую игру: «Как хлеб на стол пришёл? ».

У меня в руках карточки поэтапного выращивания хлеба. Ваша задача. Разложить их по порядку и составить небольшой рассказ о том, как ваша бригада трудилась на полях, выращивая хлеб. Будьте внимательными.

Ну, что ж наши команды готовы. Слово первой команде, а вы слушайте внимательно. (Учащиеся показывают, как они разложили карточки и рассказывают о проводимых работах по выращиванию хлеба).

Молодцы.

Поэты, писатели, народ сочиняли и писали о хлебе, воспевая нелегкий труд хлебороба. А еще про хлеб и труд народ придумал много пословиц и поговорок, которые мы с вами сейчас и вспомним. Я буду называть начало пословицы, а вы ее продолжите. Будьте внимательны.

«Терпение и труд всё…. (перетрут) »

«Есть калачи - не сидеть на (печи) »

«Глаза бояться, а руки (делают) »

«Не игла шьет, а (руки) »

«Всякое дело мастера… .(боится) »

«Семь раз отмерь, один раз (отрежь) »

«Поспешишь – людей (насмешишь) »

«Чай пить – не дрова… .(рубить) ».

Молодцы, ребята. Я вижу, что вы много знаете пословиц о труде.

Ребята, посмотрите еще раз на этот плакат, прочтите его. (Хлеб – всему голова)

Как вы понимаете слова этой пословицы? (ответы детей, их рассуждения).

Долгий путь проходит наше зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол пышной, хрустящей булкой, но ведь бывает так, что люди не задумываются о том, как нелегко приходится хлеборобам вырастить этот хлеб. Дети роняют хлеб на пол, наступают на него. Взрослые берут в магазине хлеба больше, чем им нужно для пропитания. А потом засохший хлеб выбрасывают в мусор для пищевых отходов.

Нужно помнить всем и всегда: хлеба нужно брать столько, сколько может съесть его семья. Ведь во многих странах и в наши дни, есть люди, которые голодают и не могут, есть хлеб досыта.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам самим побыть пекарями, и приготовить из теста вкусную выпечку. Я раздам вам подносы с тестом, и вы слепите по желанию, бублики, баранки, калачи, буханки и подарите их нашим гостям.

Выставляем свои кулинарные шедевры,

Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданием.

Рефлексия:

Ребята, сегодня на занятии мы с вами услышали много нового, интересного и я хочу, чтобы сейчас, каждый из вас сказал, что из услышанного вами на занятии о хлебе вам запомниться, что вы сможете рассказать знакомым, близким и как будете применять полученные знания в жизни.

Вот и подошло к концу наше занятие, в заключении мне бы хотелось прочитать такое стихотворение:

«Мне до земли поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей страной.

Труд – его имя,

Мир – его отчество.

И для народа он самый родной! ».

Составила воспитатель: Селезнева Л.Н.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению

развития воспитанников №4 «Уголек»

Конспект открытого занятия в 1старшей группе

На тему: «Откуда к нам хлеб пришел?»

Выполнил: Митряшкина Н.М.

воспитатель 1старшей группы

Цель: Формирование представления детей о хлебе, об истории возникновения хлеба.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба.
  2. Развивать связную речь, обогащать словарь.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

Материалы и оборудование : компьютер, диск, флеш - карта, колосья, хлебобулочные изделия, халаты, шапочки, противень, тесто, формочки, скатерти, столы, стулья.

Словарная работа: пекарь, хлебозавод, пекарня, колоски.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о хлебе, рассказ о работе пекаря, работа с пословицами и поговорками.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся (гости приносят посылку, адресованную нам) Спасибо большое! Ребята, а вы хотите посмотреть, что в посылке? Но сначала отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Воспитатель: Правильно. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? Он самый главный на нашем столе. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

Ответы детей…

Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

Ответы детей: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, как хлеб к нам на стол попал? (ответы детей) А, как он в магазин попал, хотите узнать? Я принесла с собой волшебный мешочек. А что же в мешочке? Вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. Что же это? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, колосок. Именно колосок поведет нас в путешествие и поможет нам узнать, откуда берется хлеб.

Воспитатель: Ребята, а как можно еще назвать колосок.

Дети: Колосок - колосочек - колосья - колосище - колоситься - колосистый.

Физминутка:

А теперь представьте, что мы с вами в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте).
Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку (потянулись).
С ветерком оно играет (руки вверх),
Ветерок его качает (прогнулись)
К земле низко прижимает - вот как весело играет! (наклоны туловища, присели).
Сколько в поле колосков -
Столько сделаем шагов (ходьба до 10) .
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (руки вверх и потянуться).
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница (наклоны в стороны).
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! (прыжки до 6) .

Спасибо, ребята, подойдите, пожалуйста, все к столу.

Воспитатель: Посмотрите на эти колоски и скажите, из чего они состоят? (из зернышек). Правильно. Посмотрите, какие они, какие у них зернышки. (Рассматривают колоски) Все ли зернышки все одинаковые? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, это колоски пшеницы. Скажите, как можно назвать по-другому - колос пшеницы - …

Как называется колос ржи - … (дети отвечают: пшеничный колос, ржаной колос)

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Это зёрна пшеницы. А это пшеничная мука. (Демонстрирует детям зёрна пшеницы и пшеничную муку) . Потрогайте и скажите, какая на ощупь мука (мягкая, нежная, рассыпчатая, пушистая, воздушная). Трогайте муку очень аккуратно, не рассыпайте. А какие на ощупь зёрна (твёрдые, гладкие). (Дети вытирают руки салфеткой).

Воспитатель: Посмотрите, теперь на этот хлеб. (Демонстрирует разные сорта хлеба) Какой он разный. Правда? А кто знает, почему?

Дети: Этот хлеб из разной муки.

Воспитатель: Из пшеничной муки делают белый хлеб, из ржаной - чёрный, а если смешать пшеничную и ржаную муку, то какой хлеб получится? Дети: Получится серый хлеб.

Воспитатель: Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Этим и занимаются люди многих профессий.

(Слайд 1)

Воспитатель: Так как же получается хлеб, тот самый, который мы каждый день покупаем в магазине? (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайд-шоу «Откуда к нам хлеб пришёл»).

Сначала хлеборобы готовят почву к посеву.

Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев.

К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.

Солнышко пригревает. Поливает дождик. Вот и взошла пшеница!

За ее ростом следит - агроном. Летом пшеница созревает. Колосья становятся золотыми.

Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев - жатва.

На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.

Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно? Не знаете? Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку. А куда доставляют муку?

Дети: Муку везут на хлебозавод.

Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, а что же дальше?

Дети: Из муки на хлебозаводе делают тесто. (Показать из чего делают тесто: муку, яйца, дрожжи, молоко, сахар и само тесто.)

Воспитатель: А какие изделия пекут из теста?

Дети: Хлеб, булочки, пироги, порожные. (Показать булочки, батон, сушки, печенье, макароны) А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия).

Воспитатель: Куда потом доставляют готовые изделия? (ответы детей) А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия? (В хлебном магазине). Правильно. Вот и давайте пройдем в хлебный магазин. (Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия и другие продукты). Давайте поиграем. Посмотрите, пожалуйста, на все продукты. Назовите эти продукты ласково (дети перечисляют названия этих же продуктов в уменьшительно-ласкательной форме).

Воспитатель: Молодцы ребята, о хлебе нужно говорить ласково, его нужно беречь, уважать. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
- Правильно, ведь, сколько людей выращивали хлеб. Сколько труда было приложено, чтобы в каждом доме он был. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Как называется профессия людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы.

Воспитатель : Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о хлебе.

Дети:

Без хлеба нет обеда.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Хлеб всему голова.

Без хлеба сыт не будешь.

Горькая работа - зато сладок хлеб.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Хоть сахар и сладок, но хлеба не заменит.

Хлеб да вода - здоровая еда.

Без денег проживу, а без хлеба не проживу.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать настоящими пекарями. Мы с вами будем готовить хлебобулочные изделия. Потом попросим поваров нашего детского сада, чтобы нам испекли их. А кто знает, что нужно обязательно сделать перед тем, как начать готовить? (помыть руки). Я иду мыть руки вместе с вами. Теперь надевайте колпаки и фартуки (Раздать детям заранее приготовленное тесто). Каждый получает кусочек теста. Под музыку каждый из детей делает разнообразные хлебобулочные изделия, воспитатель складывает их на поднос. Теперь мы попросим поваров, чтобы нам испекли наши изделия на кухне. (Дети вытирают руки салфетками). Поднос уносят.

Вот теперь мы с вами стали настоящими друзьями.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».


Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Хлеб – всему голова» Данный материал будет полезен для воспитателя средней группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение представления детей о том, как хлеб приходит к нам на стол.

Интеграция образовательных областей:

Познавательно – речевое, физическое развитие.
Цель:
Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.Образовательные:
дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
Развивающие:
расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,
формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к хлебу,
воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.
Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;
иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!
Ответ детей: Хлеб.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Входит Колосок
Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски
Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?
Ответ детей: мука, яйца…
Воспитатель: А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.
Колосок:
а) В колоске живут зёрнышки.
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно.
б) Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
Поэтому зерно везут на мельницу, где мельник молит из них муку.
(Воспитатель показывает иллюстрации) .
Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сейчас покажу.
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва!
А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.
Физкультминутка
Сначала жернова нужно
привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова.(Вращательными движениями тереть ладонью о ладонь)
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай!(Поменять движения рук.)
Крепче трём зерну бока,
Получается мука!
в) После мельника с мукой будет работать пекарь.
Пекарь мучицу белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
А теперь давайте поиграем.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали,
Дрожжи тесто раздували.
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох:
Пух! Пух! Ох! Ох!
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!
Тесто зрело и толстело – Ох! Ох!
Мы его слегка помяли -
И весёлкой повзбивали.
Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:
В печку жаркую садись
Порумянься, испекись!
Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
Ребенок:
Вот ржаной каравай
С корочкой румяной.
Никогда не забывай
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт!» -
Говорят все люди.
Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?
Ответ детей: Хлебороб, мельница (мельник), пекарь, мука, хлебобулочные изделия, хлеб, каравай, булочки и т.д.
Воспитатель: Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.
Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем.
Ответ детей: Баранка.
Воспитатель: Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.
Дети: До свидания!

Воспитатель группы: Гусарова Надежда Александровна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.

Цель: Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи; дать детям представление о том, что хлеб –один из основных продуктов питания человека; о том что хлеб бывает разнообразный (белый (пшеничный) , чёрный (ржаной) , со злаками, отрубями.

Задачи:

Обучающие

  1. Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, собирает, куда поступает, кто печет хлеб и где можно его приобрести
  2. Знакомить детей со злаковыми культурами.
  3. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
  4. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
  5. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
  6. Дать представления о том кто дома печёт хлеб, что для этого надо.

Развивающие:

1. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.

Методы:

  1. Словесные - художественные средства (фольклор, пословицы, поговорки) ; чтение стихов; загадывание загадок; беседы.
  2. Наглядные - образец действия взрослого, презентации.
  3. Практические – этюд (движения в соответствии с текстом) ; пальчиковая гимнастика; изготовление булочек.

Приёмы:

  1. Игровой
  2. Похвала
  3. Поощрение.

Интегрируемые образовательные области:

  1. «Познавательное развитие»
  2. «Социально- коммуникативное развитие
  3. «Художественно-эстетическое развитие»
  4. «Речевое развитие»
  5. «Физическое развитие»

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая технология
  2. Технология исследовательской деятельности
  3. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии)
  4. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве)
  5. Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр)
  6. Современные педагогические технологии
  7. Информационно-коммуникативные технологии

Словарная работа:

  1. Познакомить со словами: злаки, жито, элеватор, хлеборобы, мелиораторы, комбайнёры.
  2. Активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая

Предварительная работа.

  1. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе
  2. Чтение отрывка из произведения А. Мусатова: «Вот какой, каравай»
  3. Чтение рассказов: «Кто в поле главный» А. Кольцова: «Песня пахаря» А. Владимирова: «Земля на зёрнышке стоит»
  4. Чтение сказок: «Мальчик с пальчик» », «Мужик и медведь» , «Петушок и два мышонка» , «Жерновцы» , «Лёгкий хлеб» , р.н. с.» «Колосок»
  5. Оформление мини-музея хлеба.
  6. Сюжетно-ролевые игры: «магазин – булочная» , «Пекарня» , «Семья»
  7. Обучение дидактическим играм: «Назови профессию» , «Что из какой муки пекли» , «Что сначала, что потом» , «Разрезные картинки» , «Что лишнее?» , «Подбери пару» , «Узнай и назови» .

Оборудование:

  1. Колосья пшеницы и ржи
  2. Кусочки белого и ржаного хлеба
  3. Шапочки - колоски
  4. В тканевых мешочках гречневая, овсяная, рисовая крупа
  5. Презентация: «Какой разный хлеб»
  6. Мука пшеничная и ржаная в прозрачных баночках
  7. Тесто
  8. Фартуки, косынки, доски разделочные, скалки

Форма проведения: совместная деятельность

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу

Воспитатель:

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся,

Мы пожмём друг другу руку,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям: «доброго утра»

Воспитатель показывает

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, что изображено на этой картинке?

Ответ детей: Поле, Солнце, Колосья

Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно всё назвали.

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, что это за колосья и для чего они нужны. Ответ детей: Это хлебные колосья из них делают хлеб.

Воспитатель: Вы правы

Воспитатель: Но для того чтобы узнать более подробно о них и их продукте (о хлебе) я ребята сейчас, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему мини музею хлеба. Его экспонаты помогут нам узнать много нового об этом продукте питания.

Воспитатель: Ребята, вы согласны совершить экскурсию в мини музей? Ответ детей: Да

Воспитатель: Но сначала, ребята, до того, как мы отправимся на экскурсию в наш мини-музей, кто мне расскажет, как нужно вести себя в музеи, какие существуют правила для посетителей музея.

Ответ детей: нельзя шуметь, кричать, бегать, трогать руками экспонаты.

Воспитатель: Молодцы, знаете правила поведения в музеи.

Воспитатель: Тогда отправляемся на экскурсию. Вот и первый экспонат нашего мини музея.

Рассматриваем иллюстрации на тему: «Как выращивают хлеб?»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём он нам рассказывает?

Ответ детей: о том, как выращивают хлеб; готовят землю перед посевом зерна; сеют зерно в землю.

Трактора выходят в поле, на весеннее раздолье, режут плугом день за днём влажный, жирный чернозём Чтоб посеять рожь, пшеницу… Ведь на поле Хлеб родится!

К севу всё уже готово! И кипит работа снова… В сеялки полным-полно Насыпается зерно. С ранней зорьки до темна В землю сеется оно!

Воспитатель: молодцы

Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые сеют, выращивают, убирают хлеб?

Ответ детей: хлеборобы

Воспитатель: Правильно. Много людей -хлеборобов трудилось на полях. Из зёрен вырастали колосья, которые хлеборобы посеяли, а в каждом колоске много, много зёрен. Колоски от солнышка берут тепло, созревают, становятся золотыми.

Этюд: «Колоски»

Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами тоже превратимся в колоски. Дети надевают шапочк.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки) .

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя) .

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки) .

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки) .

А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим) ,

Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны) .

На моей ладошке хлебное зерно… (показали на ладошке зёрнышко) ,

Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки) .

Воспитатель: Ребята смотрите вот, и колосья появились в нашем с вами музеи.

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение о колоске.

Колосок как будто дом, Много комнат в доме том. В каждой комнате - зерно, Спелой зрелостью полно.

Воспитатель: Ребята, смотрите, в стихотворении говорится, что колосок как будто дом, что в нём есть комнаты, которые наполнены зёрнышками. А как вы думаете, на самом деле это так или нет? Ответы детей: Да, нет. Воспитатель: Ребята, у меня есть предложение, чтобы мы с вами перестали, сомневаться, в этом давайте мы их рассмотрим с помощью лупы. Ответ детей: Давайте (Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.)

Воспитатель: Ну что ребята рассмотрели колосья? Ответ детей: Да. Воспитатель: Убедились, что в стихотворение говорится всё правильно? Ответ детей: Да Воспитатель: Тогда ребята у меня к вам ещё вопросы, а кто знает какие это колоски? Ответ детей: Колосок пшеницы, колосок ржи. Воспитатель: А чем колосок пшеницы отличается от колоска ржи? Ответ детей: размером зерно. Формой зерна, длиной стебля.

Воспитатель: А как они называются, одним словом кто знает? Ответ детей: хлебные, зерновые культуры Воспитатель: Ребята, пшеницу, рожь и другие зерновые культуры называют злаковыми растениями. Злаки - это растения со стеблем в виде полой (пустой) соломины, заканчивающейся колосьями. Воспитатель: Ребята вы все запомнили, как называются зерновые культуры (пшеница, рожь) одним словом?

Ответ детей: Да Воспитатель: так как же они называются Ответ ребёнка: Злаки Воспитатель: Молодец, умница.

Воспитатель: А теперь,

Ребята, посмотрите, как растёт рожь и пшеница в поле и как их убирают с поля.

Когда зерна хлебов созревали, начинается горячая пора для хлеборобов- и называется она жатва. На поля выходят машины-комбайны управляемые комбайнёрами. О комбайне сложена загадка: «По полю идёт, рожь, пшеницу срезает, из широкой трубы зерно вытекает» .

Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зёрна, которые по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. По сигналу комбайнёра машина, полная зерна, уезжает с поля.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает стихотворение о жатве?

Ответ детей:

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят.

Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла.

К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко.

Воспитатель: Молодцы. Тогда, ребята у меня к вам следующий вопрос.

Педагог показывает иллюстрацию о том, как убирают рожь, пшеницу.

  • Воспитатель: Колоски созрели, их убрали с поля. Ребята, как вы думаете, их можно уже есть или нет? Ответы детей: нет. Воспитатель: а почему нельзя? Ответ детей: Они ещё сырые и не прошли обработку. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда отвозят колосья с поля? Ответ детей: в зернохранилище.

Воспитатель: Это правильный ответ, а как его можно по-другому назвать, кто знает?

Воспитатель: Ребята, тогда отгадайте загадку: «На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Ответ детей: Элеватор – здание с механическим оборудованием для приёма, очистки, сушки и отгрузки зерна.

Воспитатель: Молодцы ребята, это и есть наш следующий экспонат нашего мини- музея. Макет: элеватора.

Воспитатель: А затем куда везут зерно кто, скажет? Ответ детей: На мельницу, мукомольный завод.

Воспитатель: Молодцы. И это правильный ответ. Следующий наш экспонат- макет мельницы.

Воспитатель: Ребята, представляете, в наши дни зёрна пшеницы и ржи на мукомольном заводе превращают в муку с помощью электрического тока. Он передвигает жернова, куда струйкой сыплется зерно, а в старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текущая речная вода крутила большие мельничные колёса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжёлые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие зерно в муку.

А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы. Порывы налетающего ветра вращали крылья такой мельницы, а те приводили в движения жернова.

Воспитатель: Ребята, а кто ни будь, из вас знает стихотворение о мельнице.

Ответ детей: Мельница

Труженица-мельница Встала у реки. Намели нам, мельница, Из зерна муки! Мельница не лениться- Вертит жернова, И шуршит, и пенится Быстрая вода. А мука струится И бежит ручьём, С мёдом и корицей, Коврижку испечём!

Воспитатель: Что там делают с зерном? Ответ детей: Зерно перемалывают в муку.

Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице? Ответ детей: Мельник.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мука сделана из зерен пшеницы – какая она будет? Ответ детей: пшеничная мука. Воспитатель: А мука из зерен ржи, какая? Ответ детей: ржаная мука.

Предлагает детям, превратится в мукомолов.

Упражнение: «Мукомол» . Дети встают в круг.

Мукомол, мукомол ты нам зёрна молол (круговые движения рук перед собой) . А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху) Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки) .

Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики) .

Всех порадовали нас, веселимся и сейчас (хлопаем в ладоши) .

Воспитатель: Весело мы поиграли. Намололи муки. (показать муку)

Воспитатель: Куда потом везут муку? Ответ детей: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Воспитатель: Из муки выпекли разные хлебные изделия. Ребята, давайте подумаем, какие это будут за хлебные изделия?

Ответы детей: Булка, батон, хлеб, сушки, пряники, блины, пирожные, торты, пирожки.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы это всё нам с вами могли испечь пекари, они должны приготовить тесто. А тесто бывает разное.

Воспитатель: Тогда тесто из пшеничной муки, какое будет? Ответ детей: пшеничное тесто, белое, рыхлое.

Воспитатель: А тесто из ржаной муки, какое? Ответ детей: ржаное тесто, тёмное, грубое

Воспитатель: правильно, молодцы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? Ответ детей: Пшеничный белый. Воспитатель: А из ржаной муки? Ответ детей: Ржаной, черный.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называли в старину на Руси ржаной хлеб?

Ответ детей: нет. Воспитатель: Ржаной хлеб на Руси в старину называли «голодным» . Как вы думаете, почему люди дали хлебу такое название? Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель: Ребята, потому что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.

Ржаной хлеб. Вот тебе ломоть ржаной! Он душистый, он живой. Вкусен он с лучком зелёным и с огурчиком соленым. Хлебушек ржаной питает, Нас от голода спасает, Силу, крепость придаёт, Любит хлебушек народ.

Воспитатель: все запомнили. Ответ детей: да

Рассматривание иллюстрации: «Пищевая пирамида»

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает, что здесь изображено?

Ответ детей: пирамида

Воспитатель: правильно это пирамида. А какая это пирамида?

Ответ детей: Воспитатель: Ребята, это пирамида называется пищевая.

Главный принцип пищевой пирамиды заключатся в следующем: продукты, расположенные в основании пирамиды, следует употреблять как можно чаще.

А от пищи, расположенной на вершине пирамиды, нужно или отказаться совсем, или употреблять ее редко.

Давай посмотрим, какие это продукты расположены в основании пирамиды.

Ответы детей: хлеб, макароны, крупы.

Воспитатель: молодцы. Всё правильно назвали.

Воспитатель: теперь вы видите ребята, что хлеб это один из основных и главных продуктов питания для человека.

Воспитатель: Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда» .

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, а дома можно испечь хлеб? Ответ детей: Да. Воспитатель: А что для этого дома должно быть? Ответ детей: духовка, печка. Воспитатель: Молодцы, ребята, для того чтобы испечь хлеб дома правильно нужна чудо печка - хлебопечь с помощью которой мама или бабушка пекут хлеб и т.д.

Воспитатель: Ребята, хотите ли вы превратиться в пекаря и испечь булочки? Ответ детей: Да. Воспитатель: Тогда проходите к столу и надевайте фартуки и головные уборы. Видь хлеб, сделанный, своими руками получается намного вкуснее и полезнее.

Воспитатель: Ребята, все надели фартуки и головные уборы. Ответ детей: да

Воспитатель: Тогда приступаем.

Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик, Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами, чтобы получилась лепешка, подравняйте края, помажьте маслом, посыпьте сахарным песком и закручиваем улиткой.

Воспитатель: Потрудились вы на славу, а сейчас ребята я предлагаю, вам поиграть пока пекутся наши булочки

Игра: «Угадай на вкус» . Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

Воспитатель: Молодцы. Поиграли, отдохнули. Отправляемся дальше по нашему мини музею.

Воспитатель: Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.

Воспитатель: Вот и следующие наши экспонаты. Это зёрна (крупы) злаков - овса, ячменя, гречихи, риса и проса. С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша» , - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.

Крупы: Рис, манка, греча, овсянка, пшено, перловка

Игра: «Из чего сварили кашу

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какую кашу варят из гречки? Ответ детей: гречневую кашу. Воспитатель: Из овса. Ответ детей: Овсяную. Воспитатель: Из риса Ответ детей: рисовую и т.д.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (в мисочках крупы) Ответы детей

Пальчиковая гимнастика

Каша в поле росла поочередно соединить все пальцы

К нам в тарелку пришла

Всех друзей угостим раскрыть ладони

По тарелке дадим поочередно загибать пальцы

Птичке – невеличке

Зайцу и лисичке

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке развести руки в стороны

Воспитатель: А сейчас немного поиграем

Игра: «Угадай на ощупь» . Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.

Воспитатель: Молодцы все справились с заданием.

Воспитатель: В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.

(иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане (2) , лаваш – в Армении (3) , багет – во Франции (4) , галеты – в Италии) (5)

Воспитатель: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

Ответ детей:

  • Много снега, много хлеба.
  • Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  • Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
  • За обедом хлеб – всему голова.
  • Без труда хлеб не родится никогда.
  • Упустишь время – потеряешь урожай.
  • Хороша нива у дружного коллектива.
  • Все за одно, один за всех.
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Труд земледельца велик и почетен.
  • Знай секундам цену, минутам счет.
  • Сделал дело, гуляй смело.
  • Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.
  • Как хлеб дошел, так пирог пошел, а пирог дошел, так блин пошел, а блин дошел, так в мир пошел.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда
  • Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.
  • Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
  • Плох обед, коли хлеба нет.
  • Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
  • Будет хлеб - будет и обед.
  • Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Воспитатель: Спасибо, ребята, я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.

Воспитатель: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

Воспитатель: Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

Игра: «Пожелание»

Воспитатель: «А сейчас мы улыбнёмся крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье мы подарим пожеланье…»

Дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу.

Никогда не выбрасывать хлеб, не бросать на пол. Будем беречь хлеб. Хлеб да вода- наша главная еда.

Воспитатель: Вот и закончилось наша экскурсия. Что вам понравилось и запомнилась на нашей экскурсии?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте, ребята, угостим на прощание наших гостей булочками, которые мы с вами вместе испекли.

Ребёнок:

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Дети угощают выпечкой гостей.